Журналисты HowToHostel посетили уютный хостел Ингер. Его владелец Александр Глаголев рассказал, как купить хостел и не прогадать, как вывести на новую высоту свой проект и каким ожиданиям начинающих хостельеров суждено сбыться.
Александр, каким образом вы начали заниматься хостельным бизнесом?
В индустрии гостеприимства я сам никогда не работал, сталкивался с ней только в качестве путешественника — жил в хостелах в Европе. Я по первому образованию преподаватель физической культуры, а в родном Екатеринбурге занимался организацией и проведением спортивных соревнований. Когда я переехал в Петербург, надо было чем-то заниматься. Для работы по специальности на тот момент не было ни оборудования, ни контактов. В какой-то момент мне попало на глаза объявление о продаже готового хостельного бизнеса. Я стал изучать эту тему. Первый хостел, который мы посмотрели, располагался на пересечении Литейного и Невского. Хороший хостел с хорошей загрузкой и ценой около 4 млн.
Как вы искали хостел для покупки, сами или обращались в компании-посредники?
Сначала я искал в Яндексе. В 2013 году еще не было такого количества бизнес-брокеров, это сейчас их в Петербурге около 20ти. Мы начали работу с «Альтера Инвест», тогда у них были хорошие позиции. И с их помощью нашли хостел, провели сделку. Сначала мы нашли один вариант, внесли предоплату, но через день пришли на осмотр Ингера и поняли, что готовы купить только его.
Как вам понравилась работа с брокерами, рекомендовали бы вы их?
Брокер, по большому счету, лишнее звено в сделке купли-продажи хостела.
Честно сказать, ничего важного бизнес-брокеры не делают — они предоставляют шаблон договора, помещение, чтобы мы обменялись деньгами. Но главная проблема в том, что они ни за что не отвечают, а процент от сделки берут. Брокеры на веру принимают все слова продавца, ничего не проверяют, не проводят аудит.
В первом хостеле, который мы чуть не купили, оказались серьезные проблемы с кровлей, которые хозяева спрятали за натяжным потолком. Свой второй хостел я не покупал, а уже делал сам.
Как скоро вы открыли филиал?
Меньше, чем через три месяца после покупки Ингера. Ко мне пришел друг в разгар сезона, посмотрел, сколько у нас гостей и решил, что надо ему тоже открывать хостел. Мы сели, посчитали затраты, оказалось, что его бюджета не хватает. Я решил вступить в долю деньгами, к тому же у меня уже было 10 лишних двухэтажных кроватей, но все равно, требовались дополнительные вложения и мы привлекли еще одного человека. Теперь в «Преображенском» я занимаюсь финансовыми вопросами, а коллеги бронированием и персоналом.
Когда вы пришли в Ингер, то многое ли пришлось переделывать, улучшать?
Могу сказать, что нам очень повезло. Предыдущий владелец сделал отличный ремонт, был налажен документооборот, бухгалтерия, так что нам оставалось лишь переоформить все на свое ИП. Много сил я вкладывал в развитие проекта. Первое время мы сами вставали в смены в хостеле, чтобы знать всю специфику бизнеса. Я стал внедрять автоматизацию работы с бронями, шахматкой и каналами бронирований потому, что всегда, когда начинается ручная работа, возрастает шанс ошибок и овербукингов. Теперь у нас все на столько автоматизировано, на сколько позволяет наша АСУ, мы работаем с Aparti Systems.
Также много сил было вложено в раскрутку группы и сайта. В этом году, когда хостинг упал и сайт сломался, мы смогли оценить, какую значимую долю бронирований получали через форму в прошлом году и сколько потеряли в этом. А группу Вконтакте подняли от 1400 человек до 10 500. Это методичная и сложная работа – надо постоянно поддерживать там движение, иначе участники уходят и она умирает.
У вас большой хостел, московский вокзал рядом, каким образом это формирует целевую аудиторию?
Мы очень плотно работаем с Юланой (ведущая компания по загрузке хостелов группами — прим. ред. HowToHostel), получаем от них до 70% всех броней. С группами, конечно, удобно и выгодно работать, они надежнее и эффективнее в плане загрузки. Мы можем заселить большие группы, до 50 человек. Вокзал рядом, мы расположены в самом центре города – наше здание единственное, из которого видны оба конца Невского. Одиночные туристы и компании тоже есть, но не много. Живут и русские группы, и иностранные. В том году приезжали 12 американских балерин и один балерун. Бедный парень, он жил с ними в одном номере.
Вы говорили, что сами работали в сменах, а какой кадровый состав у вас теперь?
С момента покупки хостела поменялось уже 90% работников. В какие-то моменты штат раздувался до 7-ми администраторов, к этой весне осталось двое. Вообще в сменах работает 4 человека и один субботний сотрудник, он нам по своим каналам стабильно приводит клиентов. Причем у нас посторонних сотрудников нет, все пришли через знакомых. Администратор уходит, на свое место приводит подругу. К людям со стороны доверия у меня нет. Еще есть горничная, она приходит каждый день, а если не может или заболела, то всегда присылает замену. Ее мы нашли не сразу, но тоже по рекомендации ушедшей горничной. А еще доплачиваем муниципальным дворникам. Они раньше приходили убираться в подъезд раз в два месяца, а теперь каждую субботу сначала исправно убираются, потом приходят за оплатой.
Как вы строите свои отношения с персоналом?
Администраторов надо держать в тонусе. Как только теряешь контроль, они начинают валять дурака, спать ложиться в 12 часов. Домофон ночью могут не услышать, гостей не впустить. Был у нас случай, когда в три часа ночи мне звонили японцы и на ломаном русском объясняли: «Хостел, ваш туда, мы кнопка жать, закрыто». Пришлось звонить администратору, выяснять, почему у него люди не могут попасть. Мы в начале месяца проводим собрания, решаем как раз такие проблемы, составляем расписание. Ведь ночью все могут работать, а на день сложно сотрудника найти. Но у нас есть системы поощрения за приведенных клиентов, процент с продаж сопутствующих товаров, сувениров и другие бонусы.
Какие у вас были ожидания, как они оправдались?
Ожидали, что деньги просто польются рекой! Сначала так и было — мы взяли бизнес в самый сезон. А первого сентября, как из ушата окатили — ни звонка. Ночами были звонки, звонки, есть ли места, люди ходили туда-сюда, штабелями заселялись. А первого сентября, как отрезало, тишина. Второго — тоже. В этом году вообще сентябрь плохой был. Я не знаю, куда все делись, а вот в прошлом еще студенты какие-то приезжали, их родители. А в этом — ни студентов, ни родителей. Сентябрь был тяжелый, да и вообще, низкий сезон был тяжелый.
Что бы вы могли посоветовать начинающим хостельерам, какую рекомендацию бы дали?
Тем, кто покупает хостел, могу сказать, что на хостел надо смотреть. И на первый взгляд и на второй взгляд. Потому, что есть причины продажи и надо точно их знать. Если бы я сейчас спросил предыдущего хозяина Ингера, если бы он мог все вернуть, продал бы он хостел? Уверен, он бы ответил, что нет. Он говорил сам, что очень жалеет, что продал — ушел в другой бизнес, который не так успешен. Он же кусочек души вложил в Ингер — с нашим приходом тут ничего не изменилось, весь ремонт и красоту сделал тот хозяин. Поднять хостел до узнаваемости, до уровня доходности, это не титанические усилия, но многих сил стоит. И думать, что деньги пойдут сразу — ну не пойдут они сразу. Ведь самое оптимальное время для запуска — декабрь, январь, когда еще есть финансовая подушка и полгода запаса для раскрутки сайта, группы, наработки партнерской базы. В этом случае к сезону подойдешь готовым и хостел начнет приносить доход .
А еще, очень важно, хостельерам, которые только начали, потребуется много терпения. Серьезно, надо потерпеть, не опускать руки. Даже когда все плохо, и кажется, что все пропало, надо продолжать — не все так плохо, надо дождаться сезона, он все исправит. А дальше, к следующему несезону, быть умнее и когда много денег, аккумулировать их и смотреть вперед.
Поднять хостел до узнаваемости, до уровня доходности, это не титанические усилия, но многих сил стоит. И думать, что деньги пойдут сразу — ну не пойдут они сразу. Ведь самое оптимальное время для запуска — декабрь, январь, когда еще есть финансовая подушка и полгода запаса для раскрутки сайта, группы, наработки партнерской базы. В этом случае к сезону подойдешь готовым и хостел начнет приносить доход.