Суббота , 4 Апрель 2020

Три спаса медовый яблочный ореховый – Медовый, Яблочный, Ореховый – история, традиции, приметы

Содержание

Медовый, Яблочный, Ореховый – история, традиции, приметы

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый).

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.

В основе первого Спаса - праздник с длинным названием - Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…

В 1164 году  совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили  врагов.  И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.

Первый Спас имеет он несколько  названий:  Спас на воде, Мокрый, или  Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.

14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы  смыть грехи и быть  здоровее.

Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас - медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он - один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.

Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.

С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.

Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

В этот праздник - день Преображения Господня - прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.

Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.

С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое - это цвет Преображения.

Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса - до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня.

Существует поверье, что, если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки - то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки.

Вообще, собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград.

В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания - считалось, что они обязательно сбудутся.

Про Яблочный Спас ещё говорят - «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник - напоминание о духовном преображении каждого из нас.

Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.

По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт  яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся  целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.

Как видим, религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

Часть освященных яблок в этот день несли на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали также хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.

Праздник отмечают  29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а  также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

 Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.

Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный  хлеб  из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.

На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.

В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным  и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

По материалам сайтов Dailyhoro и «Алые паруса»


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

big-rostov.ru

Яблочный Спас, Медовый Спас, Хлебный Спас: традиции и обычаи праздников.

«Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве — от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника — в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа — своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.

14 августа — Медовый Спас, или Спас на воде

Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей — засухи и пожаров.

На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.

Еще одно название праздника 14 августа — Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.

Для медового спаса

Владимирская Богоматерь (1514)

Для медового спаса

Князь Андрей Боголюбский (1885-1896)

А что народ?

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора — «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса — выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Главный напиток Медового Спаса — питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

19 августа — Яблочный Спас, или Спас на горе

Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды — своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

яблочный спас

Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. (1918)

яблочный спас

Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Как праздновали первые осенины

Яблочный Спас — как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки — главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», — утверждали в народе.

29 августа — Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного — в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно — написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома — самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди — длинные зимние вечера.

хлебный спас

М. Стахович. Дожинки (1821)

хлебный спас

А. Ковальский-Веруш. Дожинки (1910)

«Третий Спас — хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас — время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас — зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

www.culture.ru

Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа, неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. С этого дня, пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь чтобы осветить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название — Маковый или Макавей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Макковеев.

медовый спас: освящение меда в церкви

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большей церковной дате — Преображению Господнему.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

яблочный спас

Часть освященных яблок, уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освещали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то, что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

корзинка орехов: ореховый спас

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый Спас, приурочен к церковному празднику, в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа.

29 августа, в праздник Спаса освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.

На Третий Спас люди шли в лес, собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большем кругу гостей.

Три Спаса в августе — важные праздники для каждого православного человека. В них заключены вековые традиции, которые следует помнить. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Медовый, Яблочный и Ореховый Спас: как и когда праздновать, традиции и обычаи

В августе отмечаются три важных для христиан праздника, с которыми связаны определенные ритуалы и приметы

В этом месяце отмечают целых три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Все эти праздники берут начало из язычества, но они настолько тесно сплелись с христианством, что широко отмечаются и Православной церковью.

Свое название праздник приобрел, будучи привязан к одному из имен Иисуса Христа – Спаситель, Спас. Празднуют эти три праздника в одни и те же дни: 14, 19 и 29 августа. У каждого свое название, свои обряды и обычаи празднования.

Первый Спас – Медовый, 14 августа

С этого дня разрешается есть овощи с огородов. А еще, конечно же, мед, но после того, как его освятят. Медовый Спас – праздник пасечников. Пчелы уже заполнили соты, и можно приступать к заготовке меда на зиму: по поверью, освященный и заготовленный после этого Спаса мед не забродит.

Москва. Ярмарка меда в Царицыно. Источник: Волосевич Марина / Архив «КП»Москва. Ярмарка меда в Царицыно. Источник: Волосевич Марина / Архив «КП»

Другое название первого Спаса – Мокрый

Церковные служащие освящают водоемы, в этот день копают новые колодцы, осушают и очищают старые. В освященной воде купаются и окатывают ею скот, чтобы оградить от болезней и смыть всякую прицепившуюся дрянь вроде сглаза.

Это последний день, когда можно купаться в открытой воде: после Мокрого Спаса вода зацветает и становится холодной.

Большой Садовый пруд. На снимке: девочка купает собаку. Источник: Гусева Евгения / Архив «КП»Большой Садовый пруд. На снимке: девочка купает собаку. Источник: Гусева Евгения / Архив «КП»

Медовый Спас еще называют Маковеем

В церкви в этот день поминают семью Маккавей, принявшую смерть в 166 году до нашей эры.  Но народ ассоциировал их имя с маком, который вызревает как раз к этому дню. Поэтому традиционным блюдом первого Спаса помимо меда является выпечка с медово-маковой начинкой.

Научно-практическая конференция «Наш Хлеб». Дегустация хлебобулочных изделий, изготовленных в Производственно-экспериментальном центре ГНУ ГОСНИИХП Россельхозакадемии. На снимке: булочки с маком и семечками. Источник: Фролов Михаил / Архив «КП»Выпечка с маковой начинкой. Источник: Фролов Михаил / Архив «КП»

Второй Спас – Яблочный, 19 августа

Со дня Яблочного Спаса после освящения яблок в церкви можно есть и заготавливать их на зиму. Этот день считался последним днем лета, поворотом года к осени. В этот день пекут пироги с начинкой из лесных ягод, грибов и, конечно же, яблок.

19 августа девушки, присмотревшие себе жениха, съедая первое в году яблоко, произносили так называемые причеты, направленные на то, чтобы жених никуда не делся.

Николай Бодаревский, «Яблочный Спас в Малороссии». Источник: wikimedia.orgНиколай Бодаревский, «Яблочный Спас в Малороссии». Источник: wikimedia.org

Обычаи Второго Спаса

Матери, потерявшие детей, относят освященные яблоки на могилы. С этого дня традиционно начинали сбор винограда. В некоторых местностях в этот день устраивали проводы солнца в закат, выходили за окраину, пели припевки. А в Македонии до сих пор считают, что в день Яблочного Спаса распахивается небо и можно загадать желание, а то и вовсе увидеть Бога.

По народным приметам, какова погода на Второй Спас, таким будет и январь.

Тверская область, Волговерховье. Вид сверху. Источник: Гусейнов Виктор / Архив «КП»Тверская область, Волговерховье. Вид сверху. Источник: Гусейнов Виктор / Архив «КП»

Третий Спас – хлеба припас, 29 августа

В этот праздник пекут хлеб из нового зерна и благодарят Бога за урожай, что он дал. К этому дню было привязано время, когда сеяли озимые. Если погода стояла хорошая, то начинали сеять за три дня до Спаса и заканчивали через три дня после праздника.

И снова обращение к воде: освящение новых колодцев, чистка целебных родников там, где они есть. Этот день посвящен и мученику Диомиду – святому и врачу, который исцелял не только тела, но и души. А беременные молились о благополучных родах, достаточном количестве молока и об обычном женском счастье.

Беларусь, Жодино. В одном из производственных цехов Жодинского хлебозавода. Источник: Фролов Михаил / Архив «КП»Хлебозавод. Источник: Фролов Михаил / Архив «КП»

Еще одно имя Хлебного Спаса – Холщовый

В день Третьего Спаса было принято выносить на продажу холсты и полотно. Считалось, что купленная в этот день ткань для пошива исподнего сама по себе является оберегом. А на холстах, проданных в Хлебный Спас, вышивали покрова на постель будущей невесте и свадебные полотенца на достаток в молодой семье.

Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова, где сотрудниками Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых проводится опись исторической обстановки. Источник: Веленгурин Владимир / Архив «КП»Холсты. Источник: Веленгурин Владимир / Архив «КП»

Хлебный Спас называют и Ореховым

С этого дня можно заготавливать лещину в лесах. Замечено, что к этому дню орехи уже созревают. Если орехов много, хлеба мало. И наоборот: в хлебородный год в лесах мало орехов. Крестьяне говорят, что и то, и другое в один год вместе не рождается. И два года подряд не бывает урожая на орехи.

С этого дня лето считается завершенным. Третий Спас не празднуют широко: некогда. Это рубеж, у которого нужно закончить полевые работы до того, как придут дожди.

Лещина, или фундук. Фото: pixabay.comЛещина, или фундук. Фото: pixabay.com

www.eg.ru

Спасы 2019 — Медовый, Яблочный и Ореховый: когда отмечаются, традиции, приметы и запреты

Окончание лета символизирует три любимых в народе праздника, связанных со сбором урожая и отмечаемых в честь Иисуса Христа. Это три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый.

Спасы 2019: когда отмечаются

Медовый Спас отмечается 14 августа; Яблочный Спас празднуют 19 августа, а Ореховый Спас наступит 29 августа. Слово «Спас» в названии означает, что праздник связан со Спасителем — Иисусом Христом.

Медовый Спас: в честь чего отмечается

Медовый Спас (другие названия Маковый, или Мокрый Спас, а также Спас на водах) — в православии это первый день Успенского поста, совпадающий с праздником со сложным названием: Происхождение честных древ животворящего креста. В этот день чтят память святых мучеников Маккавеев.

Слово «Маккавей» на иврите означает «молот». Первоначально так прозвали Иуду Маккавея из династии Хасмонеев, лидера восстания против сирийско-греческого ига в 166—160 годах до н. э. Затем прозвище перешло к остальным сыновьям иудейского священника Маттафии, а впоследствии — ко всем защитникам и исповедникам веры во время гонений Антиоха Епифана.

Народные традиции, приметы и запреты на Медовый Спас

На Медовый Спас в храмах традиционно освящают свежий мед, а также плоды нового урожая — на юге это в первую очередь виноград, на севере — яблоки. Только после этого все эти продукты считаются подходящими для употребления в пост.

Считается, что освященный в праздник мед имеет целебные свойства. Поэтому на Медовый Спас на Руси традиционно пекли различные постные пряники, блины, коврижки и другие мучные изделия, которые либо были на меду, либо их ели с медом, смешанным с маком (делали так называемое маковое молочко). Мак был в чести не только потому, что он к этому времени также поспевал. Мак считался праздничным блюдом по созвучию с именем Маккавеи — святые, чтимые в этот день церковью.

Поскольку по православному обряду в этот день совершается малое освящение воды, Медовый Спас иногда называют Мокрый Спас, или Спас на водах. В это время на Руси традиционно чистили старые колодца, а также копали новые.

Кроме того, в этот день последний раз в году купались в открытых водоемах, источниках и родниках. Согласно приметам, в этот праздник вода становится целебной, и даже после Ильина дня в ней стоит искупаться для защиты от болезней, сглаза, порчи и т. д.

А вот после 14 августа все купания уже строго запрещены до следующего лета.

Яблочный Спас: что за праздник, народные приметы

Яблочный Спас — это народное название праздника Преображение Господне, одного из важнейших в христианстве. Праздник посвящен явлению воскресшего Иисуса Христа апостолам, когда те молились на горе Фавор. Преображение Господне — это символ божественного триединства, а также единства божественной и человеческой сущности Христа.

Яблочный Спас — это разгар Успенского поста, когда уже разрешено употреблять в пищу освященные плоды и мед нового урожая. Традиционно на Преображение Господне еще с апостольских времен освящали виноград нового урожая, который запрещено было есть до праздника. На севере этот обычай перешел на яблоки и на другие плоды.

Народные приметы и запреты на Яблочный Спас

Все приметы и запреты этого дня в основном связаны с яблоками. На Руси яблоки нового урожая строжайше воспрещалось есть до Яблочного Спаса, особенно женщинам, считалось, что это навлечет беды на всю семью.

А начиная с этого праздника наступало яблочное раздолье: яблоки ели во всех видах, ими торговали, ими одаривали друзей, родных и просто прохожих. Традиция угощать друг друга яблоками в этот день жива и поныне.

На Руси на Яблочный Спас устраивались гуляния, а вечером девушки гадали на удачу, на судьбу и на суженого. Теплая сухая погода на Яблочный Спас считалась хорошей приметой, а дождь — предвестником ранней и холодной осени.

Ореховый Спас: что за праздник

Ореховый Спас в народе называют по-разному: Третий, Хлебный, Полотняный, Холщовый и т. д. Третий Спас отмечается после очень важного в православии праздника — Успение Богородицы. Третий Спас знаменует приближение осени, он связан с традиционными народными ремеслами, а также с наступлением времени сбора диких орехов и выпечки хлеба из зерна нового урожая.

В этот день на Руси торговали домоткаными полотнами, накрывали столы с освященными караваями из зерна нового урожая и готовились к началу осенней страды. Подробнее об этих праздниках читайте в материалах Федерального агентства новостей.

riafan.ru

Спасы в 2019 году: Медовый, Яблочный, Ореховый

Для православных верующих август является довольно насыщенным временем. В этом месяце нас ждут Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. У этих праздников есть особые традиции, о которых важно знать каждому.

Каждый из трех Спасов связан с важным религиозным событием. Да, не все они являются двунадесятыми праздниками, но от этого не становятся менее значимыми. В них есть народная составляющая, которая делает их такими любимыми для людей.

Медовый Спас — 14 августа

Это первый из трех праздников, поэтому часто его так и называют в народе — «Первый Спас». В древности в этот день было принято откачивать мед. В церквях 14 августа производится освящение воды, поэтому праздник иногда именовался Мокрым Спасом.

Связан Медовый Спас с таким важным событием, как Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господнего. Отмечается он всегда в первый день Успенского поста — 14 августа. Мед — постная пища, поэтому в этот день принято устраивать скромное застолье. Одно из главных блюд — булочки с маком. Из-за этого праздник также называют Макавей.

В этот день принято молиться о спасении души. Бога просят о том, чтобы он защитил от любого зла, наставил на путь истинный. Главный символ праздника — крест, поэтому многие люди дарят друг другу крестики или иконы. Первый день поста проходит под эгидой позитивных эмоций, несмотря на то, что нужно придерживаться множества правил.

Яблочный Спас — 19 августа

Еще один дар природы — яблоки. Их собирают в августе, потому что большинство сортов созревает примерно к этому времени. Праздник Преображения Господнего приходится как раз на 19 августа. В народе его называют Яблочным Спасом.

События из Евангелия, связанные с праздником, говорят о том, как Иисус Христос отправился на гору Фавор со своими учениками для молитвы. Там им явились пророки Моисей и Илья. Их сопровождал ослепительно яркий свет, из которого послышался голос: «Это и есть мой сын возлюбленный. Слушайте Его». Считается, что в этот момент апостолы узрели чудо явления Святого Духа и соединения Его с Иисусом Христом. Мессия преобразился в этот момент, став полноценным Богом.

В это время Успенский пост продолжается, поэтому праздничный стол остается скромным. Люди издревле в этот день делали яблочные пироги и угощали ими друг друга.

Ореховый Спас — 29 августа

Последний из трех Спасов — Ореховый. Очень часто его называют Третьим. Еще он носит название «Хлебный». Он приурочен к празднику перенесения Нерукотворного образа Христа Спасителя.

Также в этот день отмечается память мученика Диомида и память Феодоровской иконы Божией Матери. Согласно традициям, в этот день люди пекли хлеб, собирали орехи и делали из них различные лакомства. В этот день застолье можно разнообразить мясными и молочными блюдами, потому что Успенский пост к этому времени уже закончится.

Каждый из трех Спасов имеет свои особые традиции. Это большие праздники, обладающие важным смыслом и соединяющие народные и церковные традиции воедино. Если у вас не будет возможности посетить храм в эти дни, то почитайте молитвы дома. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Какие спасы по православному календарю

В православной традиции восточных славян есть три праздника, называемые Спас. Триада августовских празднеств является особенной по сути своей, ведь объединяются в эти дни важнейшие христианские события с народными обычаями. С середины августа начинается Успенский пост, иначе называемый «Спасовкой». Приходится на этот период важная дата – Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник входит в число Двунадесятых, при этом имеет великую ценность для каждого православного человека.

Что такое Спас

Для начала следует разобраться с этимологией термина. Несмотря на то, что Успенский пост проводится Церковью в честь Богородицы и воспоминания ее успения (смерти), традиционно августовские Спасы посвящены Иисусу Христу. Народные славянские праздники аграрного календаря, связанные с окончанием сезона и сборами урожая, после прихода на русскую землю православия совпали датами со следующими событиям:

  • Изнесением честных древ Животворящего Креста;
  • Преображением Спасителя нашего Иисуса Христа;
  • Перенесением «Нерукотворного образа Спасителя» в Константинополь.

В синкретической (соединяющей в себе разнородные элементы чего-либо) традиции народного православия каноничные события оказались неотделимы от славянских обычаев. Наши предки в эти дни чествовали Сына Божьего, но при этом не забывали про полевые и урожайные работы. Кроме церковных традиций, в эти дни необычайно сильна народная обрядность. Сохранились некоторые дохристианские названия праздников. Так, Первый Спас назывался Калинником, а Второй – Осенинами или Гороховым днем.

Когда праздновать 3 Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Даты всех трех Спасов не являются переходящими, поэтому они стабильны из года в год. Начинается все с 14-го августа и длится 2 недели практически до самого начала осени. Этот период в месяцеслове называется Успенским постом.

  • Медовый спас – первый из трех праздников. Традициями РПЦ он установлен в честь Происхождения Животворящего Креста.

Согласно обычаям, в этот день (по старому стилю он приходился на 1 августа) осуществлялся Крестный ход. По улицам Константинополя (именно оттуда эта традиция пришла к славянам) несли Крест Господень, чтобы освятить их, отвернув болезни и невзгоды. Сегодня празднуют Первый спас 14 августа.

  • Яблочный спас называется Великим, поскольку совпадает по датам с Двунадесятым праздником Преображения Господня. Отмечают его 19-го августа (по старому стилю – 6-го).
  • Ореховый (или Хлебный) спас приходится на 29 августа. Он отмечается на следующий день после Успения Богородицы. Наши предки считали его началом осени, поэтому неслучайно употребление эпитета «Осенний» или «Холодный».

Медовый спас

когда празднуются спасы медовый спас

В этот день воздаются почести «Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице» в память о великом князе Андрее Боголюбском. В 1164 году правитель вместе со своим войском выступил против язычников, населявших Волжскую Булгарию. Был у него обычай впереди солдат нести Животворящее Древо, а с собой он всегда брал икону Богородицы. Описываемый в преданиях случай свершился 1-го августа, когда с Божьей помощью князь сумел одолеть язычников: от иконы с Пресвятой Девой Марией исходили лучи божественного света, которые предали сил русичам для победы в бою.
Накануне праздника всегда совершается вечернее богослужение, а на престол выносят Крест Господень, чтобы каждый верующий имел возможность поклониться ему. В день Изнесения Животворящего Креста на утренней службе совершается образ помазания елеем прихожан. Одежды для богослужений в этот день носят фиолетовые или темно-красные. После завершения литургии начинается освящение воды, меда и других даров Божьих.

К началу августа в ульях уже поспевал мед, а пчелы переставали работать и подготавливались к зимовке. Только освятив собранные запасы в церкви, люди могли испробовать, что вышло у пчел в этом году. Мед считался даром Божьим, благодатью, посланной свыше, поэтому люди шли в храмы, чтобы отблагодарить Господа за милость. Помимо Крестного хода, освящались в этот день водоемы и колодцы.

В народе этот день называют Маковеем. Ошибочно считать, что связано это название с маком или с тем, что он как раз поспевает на лугах. Конечно, в просторечной этимологии такое значение уже устоялось, но изначально была совсем другая связь. 1 (14) августа – день памяти Семи святых мучеников Маккавеев, по Ветхому завету принявших свою мученическую гибель еще в 166 году до рождения Христа.

Поговорки и приметы Медового спаса

Медовый спас – своеобразное начало завершающей летней фазы. Природа движется к осени, к долгому сну, поэтому люди готовились к холодам заранее. В открытых водоемах после праздника уже не купались, потому что вода начинала цвести и холодеть. Хорошей приметой считалось, если на Маковей идет дождь, то следующее лето обойдется без пожаров.

Такая поговорка, как «паши под озимь, сей озимь» означала начало посевных работ по посадке озимых сортов пшеницы и ржи. Заготавливали в этот день навоз и компост для зимы, купали лошадей. Но если погода была сырой, то посев ржи откладывали на несколько дней. Еще одна поговорка гласила, что «у спаса всего в запасе». Это значило непредсказуемость погоды. Мог пойти дождь или подняться сильный ветер.

Яблочный спас

Великий праздник Преображения Иисуса Христа происходит от описанных в синоптических Евангелиях событий, случившихся незадолго до того, как Спаситель принял Свои страдания. В канонических текстах разных авторов говорят о случившемся очень схоже, без противоречащих друг другу деталей, благодаря чему можно сложить истинную картину случившегося. Христос хотел поддержать веру в учениках, потому позвал троих апостолов помолиться вместе на горе Фавор. Иоанн, Петр и Иаков отправились вместе с Ним, но слишком утомились в дороге, а потому уснули, оставив Иисуса молиться в одиночестве.

Проснулись они от неестественного сияния, что окутало Христа, в то время как он беседовал с пророками Илией и Моисеем. Следующее, что произошло тогда – прогремел голос Отца Небесного, назвавшего Иисуса Сыном Своим возлюбленным. Господь приказал апостолам слушать Его, и увидели они в Спасителе преображение всех людей, когда окажутся они в Царстве Небесном.

Яблочный спас

В церквях этот день начинался с литургии, подчеркивающей и возносящей величие Преображения. Служители Господни надевали белые одежды, цвет которых ассоциировался с сиянием, исходящим от Христа на горе Фавор. Празднества продолжаются после Великого Спаса еще неделю. Завершив богослужение, священники освящали яблоки и виноград.
Как и в случае с медом, в этот день, 19 августа, начинали собирать урожай яблок, а затем несли их в храмы на освящение. Яблоки так же считались даром Божьим. При этом до освящения на праздничном богослужении есть их запрещалось. Зажиточные люди, у которых яблочный урожай был обширным, раздавали фрукты нищим, больным и бедным соседям. На юге Руси, там, где произрастал виноград, его употребляли наравне с яблоками.

Была традиция носить освященные яблоки на могилы к умершим детям, и все, кто потерял ребенка, неукоснительно этому обычаю следовали. Впоследствии гостинцы стали носить ко всем умершим родственникам.

Поговорки и приметы Яблочного спаса

По тому, какая будет погода в этот день, определяли погодные условия на Покров Богородицы и грядущую зиму. Считалось, что если погода стоять будет сухой, то и осень такой же будет, а если пойдет дождь – жди осень мокрую. Ясное небо предвещало суровые, очень холодные зимние месяцы.

Сеяли в этот день пшеницу. Если ветер веял с севера, то считалось, что будет богатым урожай. Пчелы, которые внезапно начинали снова нести в ульи мед, были предвестницами достатка в доме.

После Преображения погода окончательно поворачивалась к холодам, поэтому говорили, что «второй Спас шубу припас, бери рукавицы про запас».

Ореховый спас

Третий спас традиционно считается праздником больше народным, нежели церковным. Он попадает в период попразднеств Успения. 29 августа в храмах совершается бдение в память о перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя. Таким образом, в церквях совмещают две литургии, а цветом одеяний священников считается голубой, означающий непорочность Девы Марии.

Ореховый спас

В этот день пекли хлеб из муки нового урожая, собирали в лесах поспевшую лещину, добавляя орехи в блюда и пироги. В городах организовывали ярмарки, на которых торговали льняными холстами (отсюда название – Холщовый). Как и на Медовый, сегодня святят водоемы и колодцы, но всенародных купаний не устраивается, ведь вода к этому времени уже холодная, осенняя. Примечательно, что деревенским жителям в этот день было не до гуляний, ведь все занимались работой: сеяли озимые, убирали остатки урожая.

Кроме утренних богослужений, храмы посещали еще и ради того, чтобы помолиться мученику Диомиду о выздоровлении близких. Перед Федоровской иконой Божьей Матери воздавали молитвы в просьбах об успешных родах, решении женских бытовых проблем.

Поговорки и приметы Орехового спаса

В этот день следили за небом. Если журавли собирались на юг сегодня, то ждали морозной зимы. Грозовое небо, дождливая погода в этот день обещала долгую теплую осень.

Люди благодарили Господа за хлебные припасы, что нашло отражение в народном фольклоре. Если лесной орех хорошо уродил, это означало, что следующее лето будет плодотворным на большой урожай пшеницы и ржи.

Были и плохие приметы. Так, считалось дурным знаком при заготовке собрать порченный орех. Это означало, что в скором времени приключится беда. Чтобы обезопасить себя, люди съедали плохой орех, а следующий за ним отдавали первому встречному.

pravednik.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о