Пятница , 1 Июль 2022

Резервная позиция страны в мвф: Международные резервы Российской Федерации | Банк России

Содержание

Международный валютный фонд (МВФ) | Банк России

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

понятие и использование — Студопедия

Резервная позиция в МВФ — часть вступительного взноса страны в МВФ (до 25% квоты), которая производится не в на­циональной валюте, а в резервных активах, т.е. свободно кон­вертируемых валютах других стран-членов или «специальных правах заимствования». Страна может получать валютные сред­ства от МВФ в пределах резервной позиции автоматически по первому требованию. Сама резервная позиция может возрас­тать, если МВФ использует часть внесенной национальной ва­люты страны-члена для предоставления кредитов другим стра­нам. Поэтому резервная позиция определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в рас­поряжении МВФ запаса её национальной валюты.

Объем золотовалютных резервов Беларуси в определении МВФ, по предварительным данным, на 1 марта 2012 года составил 8.035,1 млн. USD, увеличившись по итогам февраля на 53,9 млн. USD.

«Росту золотовалютных резервов способствовало увеличение цены золота на международном рынке драгоценных металлов, а также положительное сальдо покупки-продажи Национальным банком иностранной валюты в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», — пояснили в управлении информации Национального банка.


При этом в феврале текущего года Национальным банком и правительством Беларуси были исполнены в полном объеме внешние и внутренние обязательства в иностранной валюте.

Международные резервы Республики Беларусь определяются как высоколиквидные иностранные активы, состоящие из монетарного золота, специальных прав заимствования Республики Беларусь у МВФ, резервной позиции Республики Беларусь в МВФ и валютных резервов, которые могут быть оперативно использованы для проведения интервенций на валютных рынках в целях стабилизации курса национальной валюты, финансирования Правительством Республики Беларусь импорта товаров и услуг, расчетов по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга, а также для других целей.

Международный валютный фонд: что это такое и зачем он нужен

В мире есть организация, которая следит за финансами государств — Международный валютный фонд. Он контролирует бюджеты других, выдаёт кредиты и советует правительствам. Разберём подробнее, что это за могущественная структура.

Рис. 1. Ежегодное заседание МВФ, апрель 2018 года

МВФ

Международный валютный фонд или МВФ — глобальная спецорганизация ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Она следит за стабильностью финансовой системы мира. В МВФ входят 189 стран-членов и трудятся больше 2 500 сотрудников из 148 стран.

История. Идея фонда родилась в 1944 году на конференции ООН. Тогда 44 страны проголосовали за его создание, потому что не хотели повторения Великой депрессии. Они подписали Бреттон-Вудское соглашение, согласно которому к доллару США привязывались мировые валюты, а сам доллар — к золоту. Только одна страна, СССР, была против и не подписала документ. К МВФ мы обратились только в конце 80-х.

МВФ учредили 27 декабря 1945 года, но работать он начал с марта 1947 года. Фонд помогал странам пережить последствия Второй мировой войны и выдавал краткосрочные кредиты для поддержания платёжного баланса. Первым заёмщиком стала Франция.

В 1971 году «золотовалютный стандарт» отменили: президент США Ричард Никсон объявил о его временной приостановке. Предыдущее десятилетие курс доллара к золоту считался завышенным, а война во Вьетнаме и рост цен на нефть зафиксировали крах системы. Через пять лет подписали новый документ — Ямайские соглашения о свободной торговле валютой: курс валюты не фиксируется, а формируется на основе спроса и предложения. Эти правила действуют до сих пор.

В истории МВФ было два периода быстрого роста государств-членов: присоединение африканских стран в 60-е и во время распада СССР и Восточной Европы. С 1989 до 1991 год количество стран в МВФ увеличилось с 152 до 172. Роль фонда возросла, потому что он регулировал переход вновь образованных государств от плановой экономики к рыночной и предоставлял займы в обмен на преобразования. Грузию, Молдову, Украину и Армению фонд кредитует до сих пор — на конец 2018 года общий заём для этих стран равнялся 12 млрд долларов США.

Ипотечный кризис США 2008 года вновь укрепил влияние МВФ. Фонд пересмотрел принципы кредитования членов и ввёл новые правила финансовой поддержки, которая в некоторых случаях может превышать ранее установленные лимиты. Общий объём денег на кредиты вырос до 750 млрд долларов, потому что ведущие страны-члены МВФ готовы финансировать фонд за счёт собственных средств.

Структура. Возглавляет фонд директор-распорядитель Кристин Лагард и её четыре заместителя. Они подчиняются Совету управляющих, который состоит из представителей стран-членов. Обычно это сотрудник Минфина или центробанка страны, поэтому Россию в МВФ представляет министр финансов Антон Силуанов и председатель Банка РФ Эльвира Набиуллина. Совет собирается ежегодно на совместном совещании МВФ и Всемирного банка. 

Рис. 2. Кристин Лагард

Операционную деятельность ведёт исполнительный совет, который также возглавляет Кристин Лагард. В него входят 24 исполнительных директора, представители стран-членов. У восьми стран собственные директора: США, Великобритания, Саудовская Аравия, Япония, Китай, Германия, Франция и Россия. Остальные страны объединены в группы, каждая под руководством одного директора. Исполнительный директор от России — Алексей Можин, его заместитель — Лев Палей. 

Рис. 3. Алексей Можин

Фонд делится по территориальному и функциональному принципам. В состав входят департаменты по территориям: Европейский, Африки, Стран Западного полушария и другие; и департаменты по направлениям: финансовый, бюджетный, исследовательский, статистики и др. 

Рис. 4. Структура МВФ по состоянию на 30.04.2016 года

Задачи. Главное для МВФ — сохранить стабильность валютных курсов и рост международной торговли. Основными функциями фонд считает: рекомендации государствам по вопросам развития экономики, кредитование, техподдержку и подготовку кадров.

МВФ сосредоточен на глобализации — всемирной унификации стран. Чтобы сохранять экономическое равновесие в мире, страны должны стать похожими друг на друга, независимо от культуры, истории и религии. В прошлом году фонд отметил чрезмерный дисбаланс в мировой экономике, поэтому он рекомендует странам с дефицитом бюджета, США и Великобритании, поощрять сбережения и конкурентоспособность. Странам с профицитом бюджета, Германии, Японии, Швеции и Сингапуру, стимулировать инвестиции и конкуренцию.

Исследования. МВФ регулярно выпускает исследовательские отчёты:

Финансы МВФ

Финансирование. Бюджет МВФ формируется из разных источников. Главный — взносы государств-членов, т.н. «квоты». Квота для каждого государства своя. Она рассчитывается по формуле, в которой учтён вес страны в мировой экономике. Квота — право и обязанность одновременно. Она определяет сумму ежегодного взноса, максимальный объём кредитования и количество голосов.

Формула расчёта квоты:

0,50 * ВВП + 0,30 * финансовая открытость + 0,15 * экономическая изменчивость + 0,05 * международные резервы.

Общий объём квот на 189 стран — 477 млрд СДР или 686 млрд долларов США. СДР или специальные права заимствования — собственная расчётная единица МВФ, которая действует с 1969 года. Курс СДР считается ежедневно в полдень по Лондону. Он привязан к корзине валют, которая пересматривается раз в пять лет. С 2016 года в корзину входят доллар США, евро, фунт стерлингов, иена и юань.

Доллар США Евро Фунт стерлингов Японская иена Китайский юань 0.58252 0.38671 0.085946 11.900 1.0174 Рис. 5. Состав валютной корзины для СДР

Квота определяет процент голосов. Всем выдают одинаковое базовое количество голосов. За каждые 100 тысяч СДР государство получает ещё один голос. Страна обладает правом вето, если у неё более 15% от общего количества голосов. Единственный член с правом вето — США с более 17% голосов.

Квоты — первая линия поддержки заимствований в МВФ. Чтобы у фонда хватило денег на кредиты, он подписывает многосторонние и двусторонние соглашения со странами. Они гарантируют МВФ доступ ещё к 182 млрд СДР и 316 млрд СДР соответственно. 

Кредиты. МВФ даёт деньги странам не на конкретные проекты, а на восстановление платёжного баланса. Если страна не может рассчитаться с соседними государствами за товары и услуги, её поддержит МВФ. Также фонд помогает странам в кризисе стабилизировать экономику и добиться роста. МВФ выдаёт кредиты по рыночным ставкам. Однако для развивающихся стран ставки ниже — вплоть до нулевых.

На середину 2019 года МВФ окажет финансовую помощь 75 странам на общую сумму 61 млрд СДР или 85 млрд долларов США.

Рис. 7. Двадцатка стран с максимальными кредитами от МВФ, млн СДР

Перед выдачей кредита МВФ оценивает центробанк страны, чтобы определить, сможет ли он рассчитаться в срок. В прошлом году фонд оценил почти 100 центробанков мира, а 60 из них регулярно мониторит. Вот на что смотрят эксперты:

  • как проводиться внешний и внутренний аудит центробанка;
  • какая структура центробанка;
  • зависит ли от органов власти; как формируется финансовая отчётность;
  • какой контроль за бизнес-процессами внутри банка.

На 30 апреля 2018 года только два заёмщика имеют просрочку по кредиту свыше шести месяцев. Это Сомали — 239 млн СДР и Судан — 966 млн СДР. Общий долг — 1,2 млрд СДР или 1,6 млрд долларов. 

МВФ и Россия

Россия стала членом МВФ после распада СССР — 01 июня 1992 года. СССР не вступал в члены из-за холодной войны, но в конце 80-х стране понадобились деньги. Михаил Горбачёв просил МВФ принять страну в членство и кредитовать. В ответ МВФ рекомендовал перейти от плановой экономики к рыночной. Для этого надо было приватизировать госкомпании, не препятствовать импорту товаров, урезать финансирование сельского хозяйства и промышленности. Такие меры МВФ, как правило, рекомендует всем развивающимся странам, которые обращаются за кредитами.

В 90-е Россия получила кредитов на 22 млрд долларов США. Однако в 2000-х политика поменялась — правительство решило больше не зависеть от иностранных кредитов. Поэтому в 2005 году мы досрочно погасили последний долг в размере 3,3 млрд долларов, и с тех пор Россия сама кредитует другие государства. С 2010 года деньги на кредиты берутся из международных резервов РФ. Россия обещает обеспечить 10 млрд долларов США для кредитования МВФ.

В России есть постоянное представительство МВФ, которое возглавляет Габриэль Ди Белл. Он следит за развитием экономики страны и регулярно готовит доклады. Последний — от октября 2018 года. Он считает, что Россия подготовилась к кризисам: бюджетный профицит, низкий госдолг и плавающий курс валюты. Однако он видит и ряд препятствий для развития экономики: большая доля госкомпаний, перекос в распределении доходов, мало жителей, низкий поток инвестиций и недостаточный объём экспорта. 

Кратко

МВФ — организация, которая контролирует мировые финансы. Она основана на членстве и включает 75% всех государств в мире. Голоса распределяются между странами по весу в мировой экономике. Больше всего голосов у США — они единственные, кто имеет право вето. Фонд кредитования МВФ — 750 млрд долларов США. На середину 2019 года МВФ планирует предоставить кредиты 75 странам на общую сумму 85 млрд долларов США. Вместе с кредитом фонд даёт рекомендации по изменении экономики и политики заёмщика. Если рекомендации не выполняются, транши прекращаются. Россия закрыла последний долг перед МВФ в 2005 году. Теперь мы кредитуем сами.

Доходный актив или стратегический ресурс?

Международные резервы страны, согласно определениям МВФ, высоколиквидные активы, находящиеся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования, состоят из монетарного золота и средств в иностранной валюте, а также специальных прав заимствования и резервной позиции в МВФ. В свою очередь, валютные средства могут иметь форму наличной валюты, долговых ценных бумаг, размещаться на банковских счетах (корреспондентских, депозитных). Все это можно прочитать со всеми подробностями в любом учебнике по экономике или на сайте Центрального банка Российской Федерации, на балансе которого размещаются международные резервы.

Вопрос о том, зачем создаются и накапливаются международные резервы, для чего они предназначены, оказывается гораздо более сложным и туманным. Следует обратить внимание, что в состав международных резервов России входят не только резервы Центробанка, но также Минфина страны. У последнего имеется Фонд национального благосостояния (ФНБ), а до конца прошлого года еще существовал Резервный фонд (он был полностью исчерпан и прекратил свое существование). ФНБ представляет собой запас иностранной валюты, которая размещается на депозитах Центробанка, а последний на основе специального соглашения управляет указанными средствами Минфина.

В середине прошлого года доля средств Минфина в международных резервах России составила примерно четверть, а три четверти – средства Центробанка. С минфиновской частью резервов все более или менее понятно: это деньги, которые нужны государству в чрезвычайных ситуациях. Например, на случай войны, резкого падения производства внутри страны и при других форс-мажорах. Это деньги для чрезвычайных расходов – на закупку продовольствия и всего другого жизненно необходимого. Минфиновские валютные резервы – примерно то же самое, что стратегические резервы сырья, материалов, продовольствия и иных товаров (в Советском Союзе, кстати, существовала очень мощная система государственных резервов).

Фото: www.globallookpress.com

Следует признать, что российский Минфин не очень правильно пользуется своими валютными резервами. Как показывает опыт последних лет, он банально меняет валюту из резервов на рубли и с помощью последних затыкает дыры в бюджете (а таковые стали возникать в результате экономических санкций Запада и достаточно длительного периода низких цен на мировом рынке «черного золота»). Из этого же валютного кошелька Минфина осуществляются и некоторые другие расходы. Например, в конце 2013 года из него был выдан заем Украине в размере 3 млрд долл. на срок три года. Деньги Киев так и не вернул.   

Объем валютных резервов, принадлежащих Минфину, за последние годы сильно поубавился. Так, на 1 сентября 2008 года величина Резервного фонда достигла рекордного значения 142,6 млрд долл., а к концу прошлого года фонд полностью опустел. Что касается ФНБ, то максимальный объем был зафиксирован 1 мая 2011 г. – 94,34 млрд долл., а на 1 июня 2018 года в этом фонде находилось 62,75 млрд долл. Правда, за последний месяц в результате роста цен на черное золото ФНБ существенно пополнился, и на 1 июля 2018 года в нем было уже 77,11 млрд долл. 

На конец июня текущего года все международные резервы Российской Федерации, по данным ЦБ, составили 455,5 млрд долл. Получается, что минфиновская часть оказалась равной 16,9%. 

«Финансы по Катасонову». Почему молодые хотят уехать из России?

Итак, на середину текущего года доля средств международных резервов, принадлежащих Центробанку, была равна примерно 83%, в абсолютном выражении это 378,4 млрд долл. Для чего Центробанку такие гигантские запасы? На протяжении длительного времени руководители Банка России говорили, что такие резервы необходимы ему для того, чтобы выполнять основную задачу, которая Конституцией России возложена на ЦБ:

Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (статья 75, пункт 2).

Устойчивость рубля – поддержание стабильной покупательной способности внутри страны (недопущение дефляции или инфляции) и устойчивого валютного курса по отношению к другим денежным единицам. Главным и чуть ли не единственным средством стабилизации валютного курса рубля Центробанк называл валютные интервенции (продажи или покупки иностранной валюты), а для таких интервенций как раз и нужны валютные резервы.

 

Фото: www.globallookpress.com

Но в 2014 году Центробанк в нарушение Конституции отказался от поддержания валютного курса рубля и пустил его в «свободное плавание». Как мы помним, в декабре того же года это привело к резкому (почти двукратному) падению валютного курса рубля, что породило не поддающиеся оценке разрушительные последствия для отечественной экономики. Руководству Центробанка тогда все это сошло с рук. Уже прошло четыре года как Центробанк демонстративно начал попирать Конституцию России. И это беззаконие не прекращается, а Дума, Правительство, Прокуратура делают вид, что ничего не происходит.

Но что самое удивительное, Банк России при этом продолжает накапливать золотовалютные резервы. Например, 1 января 2016 года объем международных резервов России был равен 368,0 млрд долл., а к середине текущего года они приросли на сумму 87,5 млрд долл., или на 23,8%. Объяснений своей иррациональной деятельности Центробанк не приводит. А государственные власти России никаких вопросов по этому поводу не задают. Те же народные избранники недавно заслушивали председателя Банка России Эльвиру Набиуллину на заседании Государственной думы. Но никто не рискнул спросить даму, зачем Центробанк продолжает наращивать резервы.

Между прочим, Центробанк на своем сайте дает оценки достаточности международных резервов в соответствии с критериями МВФ. Фонд рекомендует, чтобы резервы были не менее уровня, достаточного для покрытия расходов по импорту страны в течение 3 месяцев. Оказывается, на 1 января 2018 года резервов Российской Федерации было достаточно для того, чтобы оплачивать импорт в течение 16 месяцев! Для сравнения приведу показатели по некоторым другим странам (число месяцев): Франция – 3; Великобритания – 2; США – 2; Нидерланды – 1.

Версия иррационального поведения Банка России в части международных резервов напрашивается следующая: ЦБ России встроен в мировую пирамиду Центробанков и обслуживает интересы «хозяев денег». Тех, кому принадлежат главные станки по печатанию денег (ФРС США, ЕЦБ, Банк Англии и др.). Банк России, наращивая международные резервы, создает спрос на продукцию «печатных станков» «хозяев денег».

Прежде всего, Банк России создавал спрос на продукцию «печатного станка» Федерального резерва. Недавно Центробанком России были обнародованы цифры о валютной структуре международных резервов за прошлый год. Как из них следует, иррациональность политики Центробанка еще более усилилась.

Эльвира Набиуллина. Фото: www.globallookpress.com

Вашингтон весь прошлый год продолжал закручивать гайки экономических санкций против Москвы, а вместе с этим доля доллара США в резервах росла. На начало прошлого года она была равна 40,4%; в конце года увеличилась до 45,8%. Банк России всегда твердил, что валютная структура международных резервов формируется с учетом валютных курсов и доходности финансовых инструментов в соответствующих валютах.

И тут еще одно проявление дикого иррационализма. Валютный курс доллара весь прошлый год падал, а Банк России накапливал «зеленую» валюту. Что вылилось для него в многомиллиардные потери. Слово «иррационализм» здесь уже явно не годится. Речь идет об откровенных действиях в интересах геополитического противника России, следовательно, имеет место банальное предательство.

Уж не знаю, какие силы оказали давление на Банк России, но в апреле нынешнего года была зафиксирована первая серьезная подвижка в политике ЦБ в сфере управления международными резервами. Примечательно, что в марте нынешнего года министр финансов Антон Силуанов заявил, что Россия вообще может отказаться от покупки американских облигаций и готова переложить валютные резервы в бумаги других стран. Тогда никто не обратил внимания на эти слова, посчитав, что это обычная риторика чиновника, не влекущая за собой никаких практических шагов. Таких заявлений и до Силуанова было бесчисленное множество.