Пятница , 29 Март 2024

Первая исповедь взрослого человека: Первая испо­ведь. Взгляд свя­щен­ника

Содержание

Первая испо­ведь. Взгляд свя­щен­ника

про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков

Эту статью хочу посвя­тить про­блеме первой испо­веди. Боль­шин­ство воцер­ков­ля­ю­щихся взрос­лых людей рано или поздно встают перед духов­ной потреб­но­стью испо­ве­до­вать свои грехи, кото­рые нако­пи­лись у них за годы созна­тель­ной жизни. В связи с этим воз­ни­кают мно­го­чис­лен­ные «тех­ни­че­ские» вопросы, а многие не могут пере­бо­роть свой стыд и страх перед ней и перед свя­щен­ни­ком. Чтобы раз­ве­ять сомне­ния, страхи и отве­тить на боль­шую часть вопро­сов, стоит для начала рас­ска­зать об испо­веди в общем, для чего она нужна, для чего на испо­веди необ­хо­димо рас­ска­зы­вать о своих грехах свя­щен­нику и почему нельзя обой­тись без нее.

Испо­ведь – это Таин­ство. Почему Таин­ство? Ответ кро­ется уже в назва­нии. Во время Таинств, кото­рых в Пра­во­слав­ной Церкви обычно назы­вают семь (Кре­ще­ние, Евха­ри­стия, Миро­по­ма­за­ние, Пока­я­ние, Свя­щен­ство, Брак и Еле­освя­ще­ние), про­ис­хо­дит непо­сред­ствен­ная встреча чело­века с Богом, Боже­ствен­ная бла­го­дать таин­ствен­ным и непо­сти­жи­мым для нас обра­зом дей­ствует на чело­века, освя­щая все чело­ве­че­ское есте­ство – и душу, и тело, ожи­во­тво­ряя и обо­го­тво­ряя, уго­тов­ляя для буду­щей Вечной Жизни. Испо­ведь, или Таин­ство пока­я­ния, по опре­де­ле­нию Пра­во­слав­ного Кати­хи­зиса, есть Таин­ство, в кото­ром испо­ве­ду­ю­щий грехи свои, при види­мом изъ­яв­ле­нии про­ще­ния от свя­щен­ника, неви­димо раз­ре­ша­ется от грехов Самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом. То есть испо­ве­ду­ю­щийся полу­чает остав­ле­ние своих грехов непо­сред­ственно от Бога, свя­щен­ник же в данном случае явля­ется посред­ни­ком между Богом и чело­ве­ком. В молит­вен­ном после­до­ва­нии перед испо­ве­дью свя­щен­ник име­ну­ется сви­де­те­лем, кото­рый при­зван сви­де­тель­ство­вать перед Богом все, что скажет ему чело­век. В связи с этим у многих людей часто воз­ни­кает вопрос – почему нельзя каяться напря­мую Богу, без уча­стия свя­щен­ника или какого-либо иного посред­ника или сви­де­теля, чтобы полу­чить про­ще­ние и раз­ре­ше­ние от грехов? Без­условно, каяться мы можем и должны не только на испо­веди, но и при каждой удоб­ной воз­мож­но­сти – сразу по осо­зна­нии греха, и на еже­днев­ной вечер­ней молитве (в молит­во­слове есть спе­ци­аль­ная молитва). Ведь грех – это духов­ная зараза, кото­рая, будучи при­ня­той в душу и сердце, начи­нает раз­ру­шать все вокруг себя. Грех имеет свой­ство накап­ли­ваться, поэтому нерас­ка­ян­ный грех подо­бен снеж­ному кому, катя­ще­муся с горы, он нарас­тает и пре­вра­ща­ется в лавину, кото­рую прак­ти­че­ски ничто не может оста­но­вить на пути. И только искрен­нее пока­я­ние спо­собно раз­ру­шить сети греха и изба­вить сердце и душу от его пагуб­ного вли­я­ния. Однако, отпу­ще­ние грехов можно полу­чить только на испо­веди. Так про­ис­хо­дит вовсе не от того, что «попы так при­ду­мали», а потому, что Гос­подь так уста­но­вил. Само по себе свя­щен­ство – это бого­уста­нов­лен­ный инсти­тут, полу­чив­ший свое начало еще во вре­мена Вет­хого Завета. Ново­за­вет­ный свя­щен­ник наде­лен от Бога правом объ­яв­лять от имени Бога про­ще­ние грехов. Гос­подь Иисус Хри­стос сказал апо­сто­лам: «Что вы свя­жете на земле, то будет свя­зано на небе, и что раз­ре­шите на земле, то будет раз­ре­шено на небе» (Мф. 18:18). Эта власть «вязать и решить» пере­шла от апо­сто­лов к их пре­ем­ни­кам – епи­ско­пам и свя­щен­ни­кам. Ко всему про­чему, свя­щен­ник – это еще и духов­ный настав­ник, руко­во­ди­тель, при­зван­ный Богом и Цер­ко­вью на это дело. Но он, явля­ясь таким же про­стым чело­ве­ком, как и при­шед­ший к нему на испо­ведь, имеет особую бла­го­дать от Бога, кото­рая дей­ствует в нем неза­ви­симо от его лич­ност­ных качеств. Эту бла­го­дать он полу­чает в Таин­стве свя­щен­ства.

Помню свою первую испо­ведь, кото­рую мне при­шлось при­ни­мать через 40 дней после свя­щен­ни­че­ского руко­по­ло­же­ния. Подо­шел муж­чина и рас­ска­зал о неко­то­рой про­блеме, кото­рая была непо­сред­ственно свя­зана с грехом. Он искренне каялся, но еще и желал полу­чить от меня духов­ный совет, как посту­пить в сло­жив­шейся ситу­а­ции. Я на тот момент не имел ника­кого свя­щен­ни­че­ского опыта, а в жизни я с таким нико­гда не стал­ки­вался. Дать ответ прак­ти­че­ски не пред­став­ля­лось воз­мож­ным. Но это было необ­хо­димо. Я молча помо­лился Гос­поду, попро­сил помощи. И тут, откуда ни возь­мись, в голове появи­лась ясная и отчет­ли­вая мысль, кото­рая раз­ви­ва­лась и обре­тала удоб­ную для изло­же­ния форму. Мы про­го­во­рили около два­дцати минут, разо­брали его про­блему по полоч­кам и в итоге он полу­чил тот самый совет, кото­рого так жаждал. При этом не кто-то гово­рил за меня или через меня, как это бывает с оккуль­ти­стами или сек­тан­тами-хариз­ма­тами, гово­рил я сам, полу­чив пер­во­на­чаль­ную мысль и развив ее. Несо­мненно, это было дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати, кото­рая изобильно изли­лась и на меня и на того муж­чину.

Итак, испо­ведь – это бого­уста­нов­лен­ное Таин­ство, в кото­ром, при посред­ни­че­стве и сви­де­тель­стве свя­щен­ника, чело­век полу­чает про­ще­ние и раз­ре­ше­ние испо­ве­дан­ных грехов от Самого Бога. Оче­видно, что Гос­подь весьма поза­бо­тился о нас, дав такую воз­мож­ность духов­ного очи­ще­ния. Посему не обре­та­ется причин, по кото­рым стоило бы отка­заться от этой Боже­ствен­ной мило­сти. Испо­ведь нужна нам как глоток све­жего воз­духа, это баня, омы­ва­ю­щая душу.

И все же первая испо­ведь сильно сму­щает боль­шин­ство тех, кто все же реша­ется впер­вые при­сту­пить к этому вели­кому Таин­ству пока­я­ния. Сму­щает, в первую оче­редь, стыд и необ­хо­ди­мость гово­рить о своих грехах в при­сут­ствии совер­шенно незна­ко­мого чело­века, пусть и с глазу на глаз. Но сму­щаться не стоит. Очень хорошо, что есть чув­ство стыда, было бы куда хуже, если бы оно отсут­ство­вало. Стыд в данном случае – это одно из след­ствий осо­зна­ния соб­ствен­ной гре­хов­но­сти. Пере­сту­пив еди­но­жды через барьер стыда и страха, будет намного легче испо­ве­до­ваться в буду­щем. И, конечно же, если при­сту­пать к испо­веди с искрен­ним пока­я­нием, то после нее ощу­ща­ется огром­ное чув­ство облег­че­ния, кото­рое ни с чем не срав­нится. Это чув­ство вооду­шев­ляет, окры­ляет, дает силы для того, чтобы бороться с гре­хами и, с помо­щью Божией, побеж­дать.

Суще­ствует несколько «мифов» и стра­хов, кото­рые обычно удер­жи­вают от первой испо­веди нево­цер­ко­в­лен­ных людей. Попро­бую рас­смот­реть наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные из них.

1. Мои грехи настолько страшны и постыдны, что свя­щен­ник отпря­нет от меня в ужасе, может быть, даже отру­гает и выго­нит из храма.
Конечно, это не так. Открою один «секрет» – свя­щен­ника вряд ли полу­чится чем-то уди­вить на испо­веди. За годы службы свя­щен­ники на испо­веди слы­шали очень много рас­ска­зов о грехах, поро­ках, стра­стях. Как пра­вило, все эти рас­сказы похожи друг на друга, ведь все мы стра­даем, по сути, одними и теми же гре­хами, в наших серд­цах кипят одни и те же стра­сти, но в разном виде. Свя­щен­ники – это тоже люди, кото­рым также свой­ственно гре­шить в силу слабой чело­ве­че­ской при­роды. Свя­щен­ники испо­ве­да­ются своим духов­ни­кам. Кроме того, свя­щен­ники – это не какие-нибудь мар­си­ане, они живут среди обыч­ных людей, и им известны многие труд­но­сти и про­блемы, с кото­рыми стал­ки­ва­ются и они сами. Наверно, нужно рас­ска­зать о чем-то дей­стви­тельно из ряда вон выхо­дя­щем, чтобы свя­щен­ник опешил. Но и в этом случае он вряд ли отпря­нет в ужасе. И, есте­ственно, свя­щен­ник не выго­нит из храма каю­ще­гося чело­века. Да и ругать тоже не станет. Ну как ругать за пока­я­ние?

Помню, одна­жды меня спро­сила одна нево­цер­ко­в­лен­ная зна­ко­мая: «Ты слу­ша­ешь на испо­веди сотни исто­рий о грехах, люди выво­ра­чи­вают свою душу перед тобой. Разве ты, узнав их грехи, не меня­ешь к ним своего отно­ше­ния? Ведь они навер­няка рас­ска­зы­вают и о страш­ных грехах, а не только о том, как украли яблоко в сосед­ском саду». В этот момент я впер­вые заду­мался об этом. И, про­ана­ли­зи­ро­вав те самые сотни и даже тысячи испо­ве­дей, кото­рые мне при­шлось при­ни­мать за 10 лет свя­щен­ни­че­ского слу­же­ния, я понял, что мое отно­ше­ние к испо­ве­ду­ю­щимся, дей­стви­тельно, меня­ется. Но меня­ется в лучшую сто­рону! Те люди, кото­рых я нико­гда не знал и даже видел впер­вые, за какие-то 5–10 минут ста­но­ви­лись мне близ­кими людьми, кото­рым хоте­лось помочь, хотя бы сове­том. Ведь все они при­хо­дили каяться! Они жаж­дали полу­чить про­ще­ние от Бога, при­ми­риться с Ним через вели­кое Таин­ство пока­я­ния. Но самое глав­ное – они хотели больше не гре­шить. Как же я мог отне­стись к ним плохо? Нет, такое вряд ли воз­можно.
Хуже, когда чело­век на испо­веди не про­яв­ляет при­зна­ков пока­я­ния и, более того, гово­рит, что не имеет грехов и пришел на испо­ведь «так, на всякий случай, а вдруг, если что есть, пусть Бог про­стит». С такими людьми сложно, при­хо­дится чуть ли не «кле­щами вытас­ки­вать грехи», разъ­яс­нять, ука­зы­вать. Иногда это при­но­сит плоды. А порой нет. Тогда при­хо­дится просто про­сить чело­века отойти и поду­мать о том, что без­греш­ных людей не бывает, почи­тать опре­де­лен­ную лите­ра­туру и, если обре­тется хоть один грех, то прийти на испо­ведь снова.

2. Свя­щен­ник на испо­веди осудит меня за грехи и, может быть, даже не захо­чет дальше общаться.
Конечно, многое зави­сит и от свя­щен­ника. Свя­щен­ники тоже разные бывают, но в основ­ной своей массе это добрые и отзыв­чи­вые люди. Лично я не знаком ни с одним свя­щен­ни­ком, кото­рый бы стал осуж­дать чело­века на испо­веди, да еще и отка­зы­вал в даль­ней­шем обще­нии. Ведь на испо­веди люди очень ранимы, их легко оби­деть неосто­рож­ным словом. Добрый пас­тырь не осудит, не отго­нит, а наобо­рот, поста­ра­ется помочь каю­ще­муся. Да и вообще всем, и свя­щен­ни­кам, и миря­нам, всегда нужно пом­нить, что Судья – только Бог, а нам не дано при­ви­ле­гий судить кого-то, осо­бенно если этот кто-то кается в том, что натво­рил.

3. Свя­щен­ник должен пере­чис­лять грехи, а я должен отве­чать, есть ли они у меня.
Тут палка о двух концах. С одной сто­роны, такая форма испо­веди могла бы быть удоб­ной для того, кто впер­вые испо­ве­ду­ется. Но она похожа на тести­ро­ва­ние с двумя вари­ан­тами ответа – «да» и «нет». Может полу­читься некое авто­ма­ти­че­ское дей­ствие, кото­рому на испо­веди не место. Свя­щен­нику неиз­вестны грехи сто­я­щего перед ним чело­века, что-то так можно и про­пу­стить. А это совер­шенно не нужно. С другой сто­роны, если чело­век пришел на испо­ведь, то ему есть в чем каяться, он думал о грехах, пришел к пока­я­нию. Ведь глав­ное на испо­веди – это не просто назвать грехи, а, дей­стви­тельно, в них рас­ка­и­ваться и иметь твер­дую мысль больше не повто­рять. Вовсе не обя­за­тельно рас­ска­зы­вать, как про­ис­хо­дило совер­ше­ние греха, вполне доста­точно одного лишь опре­де­ле­ния.

4. Свя­щен­ник может рас­ска­зать о моих грехах сослу­жив­цам или своим зна­ко­мым.
Такое прак­ти­че­ски нере­ально. Не могу, конечно, гово­рить за всех свя­щен­ни­ков. Но те, кото­рых я знаю, и их немало, нико­гда не рас­кры­вают тайны испо­веди, ука­зы­вая на кон­крет­ного чело­века и рас­ска­зы­вая о его грехах. Ко всему про­чему, тайна испо­веди – само­сто­я­тель­ный вид охра­ня­е­мых зако­ном тайн, одна из гаран­тий сво­боды веро­ис­по­ве­да­ния. В соот­вет­ствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О сво­боде сове­сти и о рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ниях» от 26 сен­тября 1997 г. и охра­ня­ется зако­ном. Согласно УПК РФ (п. 4ч. 3ст. 56) свя­щен­но­слу­жи­тель не может быть допро­шен в каче­стве сви­де­теля об обсто­я­тель­ствах, став­ших ему извест­ными из испо­веди. Согласно цер­ков­ному кано­ни­че­скому праву, свя­щен­ник не может нару­шить тайну испо­веди ни при каких усло­виях. Это строго запре­щено 120‑м пра­ви­лом Номо­ка­нона при Боль­шом Треб­нике: за откры­тие греха испо­ве­до­вав­ше­гося духов­ный отец запре­ща­ется на три года в слу­же­нии и каждый день должен класть сто покло­нов.

5. У меня нет особых грехов. Я не знаю, как назвать грех.
Все зави­сит от того, что пони­мать под «особым грехом». Если чело­веку дума­ется, что только убий­ство с отяг­ча­ю­щими обсто­я­тель­ствами явля­ется «особым» грехом, то это далеко не так. Любой грех особ по-своему. К при­меру, неко­то­рые жен­щины, не осо­зна­вая до конца, что аборт явля­ется грехом убий­ства, порой даже не назы­вают его на испо­веди, относя к «незна­чи­тель­ным» грехам. Поэтому полезно почи­тать нужную лите­ра­туру. В первую оче­редь, конечно, Свя­щен­ное Писа­ние. Откуда же еще пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину узнать о том, что он нару­шил запо­ведь Божью, как не из Библии, где все эти запо­веди содер­жатся? Помимо Свя­щен­ного Писа­ния есть раз­лич­ная пра­во­слав­ная лите­ра­тура, кото­рая рас­кры­вает суть многих грехов, так ска­зать, «пере­кла­ды­вает» их на нашу повсе­днев­ную жизнь. Мне очень нра­вится книга архи­манд­рита Иоанна Кре­стьян­кина «Опыт постро­е­ния испо­веди». Ее полезно про­чи­тать не только тем, кто гото­вится к первой испо­веди, но и тем, кто соби­ра­ется на оче­ред­ную испо­ведь. Полез­ность этой книги я вижу в том, что в ней все грехи раз­би­ра­ются по полоч­кам и даются опре­де­ле­ния. Ведь порой слу­ча­ется, что при­шед­шие на испо­ведь люди не знают, как пра­вильно назвать совер­шен­ный ими грех, и начи­нают рас­ска­зы­вать для пояс­не­ния длин­ные предыс­то­рии. Вовсе не обя­за­тельно рас­ска­зы­вать то, как про­ис­хо­дило совер­ше­ние греха, доста­точно назвать лишь одно опре­де­ле­ние. Если пона­до­бится, то свя­щен­ник оста­но­вит и попро­сит рас­ска­зать подроб­ней. Это может помочь в опре­де­ле­нии сте­пени греха. Чтобы было понятно, при­веду пример. Есть неко­то­рое коли­че­ство блуд­ных грехов – блуд, пре­лю­бо­де­я­ния, поло­вые извра­ще­ния, муже­лож­ство (гомо­сек­су­а­лизм) и ана­ло­гич­ные отно­ше­ния между двумя жен­щи­нами и другие. Назы­вать их на испо­веди надо, если даже очень стыдно и язык с трудом пово­ра­чи­ва­ется. Но совер­шенно не нужно рас­ска­зы­вать, как, где и с кем.

Хочется дать и несколько прак­ти­че­ских сове­тов. Не стоит выби­рать для первой испо­веди вос­крес­ные или празд­нич­ные дни. В эти дни в храме много людей, жела­ю­щих испо­ве­до­ваться и при­ча­ститься. Первая испо­ведь пред­по­ла­гает трату опре­де­лен­ного вре­мени для беседы со свя­щен­ни­ком, хотя бы 10–15 минут, а то и намного больше. Уде­лить столько вре­мени одному чело­веку, когда испо­веди ждут еще 100 или более чело­век, кото­рых нужно испо­ве­до­вать мак­си­мум до начала при­ча­стия, прак­ти­че­ски невоз­можно. В лучшем случае уда­ется выде­лить каж­дому пару минут. Поэтому во многих храмах испо­ведь про­во­дят с вечера, во время вечер­него бого­слу­же­ния или после него. Можно прийти вече­ром и испо­ве­до­ваться. Также можно при­сту­пить к испо­веди и нака­нуне вос­крес­ного дня, в суб­боту утром. Но, на мой взгляд, лучше всего сде­лать это в будние дни утром, когда жела­ю­щих испо­ве­до­ваться и при­ча­ститься бывает мало. Тогда у свя­щен­ника будет время и выслу­шать, и, если пона­до­бится, дать советы. В храмах, где в вос­крес­ный день утром слу­жится ранняя литур­гия, можно испо­ве­до­ваться во время нее. Людей также бывает немного.

Многие люди на испо­веди теря­ются, забы­вают то, о чем пом­нили 10 минут назад или раз­мыш­ляли нака­нуне вече­ром. Осо­бенно, когда при­хо­дится испо­ве­до­ваться впер­вые за многие годы. Тут уж упу­стить что-то проще про­стого. Поэтому, чтобы не забыть ничего, можно запи­сать грехи на листке бумаги и про­чи­тать по нему. Это обыч­ная прак­тика, и, на мой взгляд, очень полез­ная. Обычно я сове­тую за несколько дней до испо­веди осно­ва­тельно поду­мать, про­ли­стать всю жизнь, как книгу, и запи­сы­вать каждый, даже на первый взгляд незна­чи­тель­ный, грех. Все грехи тре­буют пока­я­ния. Но при этом не стоит забы­вать, что, рас­пи­сы­вая мелочи, можно забыть и о корне, о той самой при­чине, кото­рая стала осно­вой совер­шен­ного греха. И тут осно­ва­тель­ный разбор соб­ствен­ной жизни очень поле­зен, чело­век может найти при­чины многих своих бед, несча­стий и совер­шен­ных грехов. Вообще соби­ра­ние мело­чей при явном неве­де­нии корней – это особый раз­го­вор, и такое поло­же­ние вещей свой­ственно и неко­то­рым уже давно воцер­ко­в­лен­ным людям. На мой взгляд, очень пока­за­тельно то, что в Неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия (первое вос­кре­се­нье Вели­кого поста) более 50% испо­ве­ду­ю­щихся в первую оче­редь рас­ска­зы­вает о том, как и сколько раз они в тече­ние этой недели нару­шили пост в еде. Оче­видно, что люди всю неделю думали в основ­ном о пище, забы­вая о том, что пост имеет две состав­ля­ю­щие – духов­ную и физи­че­скую. Причем если пост физи­че­ский необ­хо­дим чело­веку, чтобы научиться воз­дер­жа­нию, то пост духов­ный сбли­жает с Богом. Кое-кто, к сожа­ле­нию, забы­вает, что не «есть» людей в посту куда более важно, чем не есть мясо. Но это, как я уже выше отме­тил, отдель­ный раз­го­вор.

Не стоит и оття­ги­вать первую испо­ведь под раз­лич­ными пред­ло­гами. А пред­логи, уверен, най­дутся. Чего только я не слышал как оправ­да­ние оття­ги­ва­нию испо­веди. То болезнь или плохое само­чув­ствие, то дорогу снегом замело – не про­ехать, то род­ствен­ники пого­стить при­е­хали, не до испо­веди, борщи варить надо, то соседи сверху зато­пили, все утро с ними руга­лись, то, пока собаку не выгу­ляю, детей в школу не про­вожу, а мужа на работу, из дома выйти не могу, и многое другое. Все это «тех­ни­че­ские» накладки и про­блемы, кото­рые при жела­нии пре­одо­лимы и реша­емы. Куда хуже, когда выска­зы­ва­ется при­чи­ной него­тов­ность к первой испо­веди. Помню одну пожи­лую даму, быв­шего пар­тий­ного дея­теля, кото­рая регу­лярно при­хо­дила в храм, прак­ти­че­ски на все празд­ники и по вос­крес­ным дням, ста­вила свечки, моли­лась, но нико­гда не испо­ве­до­ва­лась и не при­

Первая исповедь | Православие и мир

В интервью на телеканале «Союз» архиепископу Томскому и Асиновскому Ростиславу одна из телезрительниц задала такой вопрос:

Владыка, я только прихожу к вере. Мне 30 лет. Месяц назад я впервые была на Исповеди. Я к этому таинству готовилась почти год. В тот день было очень много людей. Когда я стала исповедоваться, расплакалась и не смогла все грехи раскрыть. Батюшка сказал, что как-то не вовремя я пришла, не в то время. Надо было разговаривать отдельно. Сказал, чтобы я приходила раз в месяц исповедоваться. На днях я опять пришла. Батюшка другой был на Исповеди. Я подошла, кратко рассказала свою ситуацию. Только хотела начать каяться, батюшка спрашивает: «Ты в Бога веришь?» Да, говорю, конечно. «Веришь, что он грехи прощает?». Да. «А причащаться будешь?» Я даже не знаю, что ответить. Он говорит: «Целуй Крест, Евангелие. Иди с Богом». Я осталась в душевном смятении. Причащаться я не решилась. Я и так недостойна. Грехи на мне остались.

Владыка, подскажите, пожалуйста, в чем я неправа. Как у меня такая ситуация возникла? Как вообще мне найти духовника, чтобы исповедоваться?»

Отвечает Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав

— Спасибо за вопрос. Найти духовника очень непросто. Порой это дело всей жизни. Нужно, чтобы ваше сердце лежало к тому или другому духовнику, доверило ему самое сокровенное. То, что вы такие первые имели опыты Покаяния и Исповеди, – уже неплохо. Потому что это ваш первый шаг навстречу к Богу, и даже пусть вы не смогли пока сказать все, что накипело у вас на душе, все, что там находится. Но вы этот шаг навстречу к Богу уже сделали. А покаяние – дело всей жизни. Если бы даже у вас было время со священником провести в Исповеди полчаса или час, вряд ли душа ваша смогла бы даже за это время раскрыться всецело перед Богом.

Мне вспоминается случай: я был еще молодым иеромонахом, служил в Троице-Сергиевой Лавре и по делам поехал в Москву. Ехал в электричке, и передо мной на лавочке сидели две женщины – возвращались с дачи; одна была дачница с опытом, около 20 лет она обрабатывала земельный участок, а другая дачница – начинающая. И начинающая жалуется, что вся ее дача заросла бурьяном, лопухами, травой. Говорит: «Приезжать могу только на выходные. Прополю все, на следующие выходные приезжаю – снова все заросло. Не знаю, что делать». Другая говорит: «А у меня на даче ни одной лишней травинки. Растет только то, что я сажаю». «В чем секрет?», – спрашивает начинающая. Та ей говорит: «Секрета никакого нет. Просто 20 лет у меня эта дача, и 20 лет каждое лето я практически не поднимаюсь с колен. Ползаю по грядкам, выбираю все травинки, все корешки». Мне тогда подумалось, что точно так же строится наша духовная жизнь: так же и мы покаянием всю нашу жизнь из души исторгаем – корешок за корешком – греховные навыки, плевелы, страсти, которые у нас есть.

Конечно, первая Исповедь – это очень важно и значимо. Поэтому, чтобы вам облегчить эту глубокую, полную Исповедь, чтобы ваш ум не рассеивался на второстепенные дела, может быть, стоит вам вооружиться ручкой, листом бумаги, компактно записать, сделать такую подсказочку, шпаргалочку, и с ней пойти на Исповедь. Тогда ваше покаяние можно будет построить более организованно, более глубоко. Что касается Причастия Святых Христовых Таин, то если вы воздохнули ко Господу, если вы искренне имеете раскаяние в грехах и немощах, которые есть, то, конечно же, такая даже вынужденная, не по вашей вине совершаемая поспешная Исповедь не должна быть препятствием.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Христианин, если бы Господь сподобил тебя прожить на земле тысячу лет, и все это тысячелетие ты бы провел в подготовке к Причащению Святых Христовых Таин, то все равно был бы недостоин». Поэтому мы приступаем к Чаше Жизни не по нашему достоинству, а только по милости Божией.

Что такое Покаяние? Это не только возможность рассказать о тех или других обстоятельствах нашей жизни, грехах наших или немощах. Слово «покаяние» (а греки упоминают здесь слово «метанойя») значит «изменение, перемена» – когда человек шел в одном направлении, и потом вдруг понял: «Конец этой дороги – пропасть ада»; он разворачивается и идет уже в другом направлении, все дальше и дальше от пропасти. Вот что значит «покаяние», «метанойя»: если вы осознали, что поступки, которые вы совершали раньше, греховные навыки, которые в вашем сердце появились, ведут вас к погибели, если вы возненавидели грех, возжелали идти другим путем, который ведет к Богу, – уже покаяние совершилось. Будут у вас и другие Исповеди. Главное не формально это выполнить, а чтобы действительно в нашем сердце было осознание греховности и раскаяние в грехах. Поэтому потихонечку беритесь за это дело и очищайте свое сердце.

Читайте также:

«Задача духовного отца – не уничтожить свободу человека, но помочь ему узреть истину о себе» О стяжании покаянного чувства Беседа перед исповедью Немногими слезами не омыть многие беззакония

Интересный материал о том, как проходила исповедь у первых х — Пища для души — православная социальная сеть «Елицы»

Когда речь идет об исповеди, может быть, стоит вспомнить, чтó собой представляла
исповедь в ранние времена. Той исповеди, которую мы знаем теперь, не было. У апостола Иакова
говорится: признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы
исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). В древности так и было.
Было не исповедание всех возможных мелких грехов, но три категории греховности надо было
исповедать, прежде чем быть примиренным с Богом и с Церковью.
Первое — отречение от Христа и Бога, не как перемена мировоззрения, а как предельный
знак нелюбви. Отречься от Бога, отречься от человека означает заявить, что он для меня ничего не
значит, что его могло бы вообще не быть — я все равно продолжал бы быть, жить, радоваться
жизни. Это первый основной грех. И не думайте, что это грех только тех, кто публично делается
безбожником или кто свою жизнь обезбожил. Мы это делаем постоянно; каждый раз, когда у нас
есть выбор между светом и тьмой и мы выбираем тьму, мы говорим Богу: «Я предпочитаю тьму
Твоему свету». И это очень серьезно; это совсем не просто. Недостаточно отговориться на
исповеди тем или другим словом: я поступил неправо, сказал не то, подумал не то, почувствовал
не то; надо измерить, что это значит в наших отношениях с Богом.
Второй грех, который непременно должен был быть исповедан, это убийство, которое есть,
в сущности, то же самое отречение, то же самое заявление, что кто-то — лишний, кто-то —
ненужный вообще на свете; это предельная нелюбовь к человеку. Конечно, мы не убийцы; разве
мы убийцы? А сколько раз мы бываем подобны Каину-первоубийце, когда думаем: «Если бы этого
человека на земле не было, как было бы хорошо! Пропади он!». Кто из нас может сказать, что
никогда не думал, что тот-то человек ему в жизни неудобен и лучше бы он не существовал; зачем
он есть на свете? Зачем его Бог сотворил? Зачем он пересек мою дорогу, зачем он вошел в мою
жизнь? Это — мысли Каина, первого убийцы.
И дальше, третий грех — это прелюбодеяние. Прелюбодеяние заключается в том, что
оскверняется и разрушается уже существующая любовь; пусть она слабая, пусть она мерцает, как
свеча во тьме житейской, но она — свет, и кто-то ее потушил. У отцов церкви говорится еще и
другое: что прелюбодеяние начинается с момента, когда мы свое сердце отдаем твари и
отворачиваемся от Создателя этой твари, от Бога; это момент, когда мы нашу любовь к Богу
уничтожаем, оскверняем.
Вот эти три греха, которые все говорят о том, что я не люблю Бога, не люблю ближнего
своего, не верю в любовь, надо было исповедовать в древности перед всей Церковью, перед всем
народом, потому что нельзя было принадлежать Церкви, будучи отрицателем Бога, человека и
любви.
Вы спросите: как же это могло быть? какие отношения создавались между людьми после
такой исповеди? Если бы такая исповедь шла теперь, отношения, вероятно, потрясались бы очень
глубоко. Но нужно помнить, что в древности Церковь была гонима, и чтобы стать христианином,
надо было сделать выбор между Христом и всем остальным; не только между государственной
властью и верой, но между верой и самыми близкими. Когда открывалось о людях, что они
христиане, их предавали на смерть, на пытки родные: отцы, матери, жены, дети, мужья. И поэтому
всякий христианин в среде других христиан знал, что окружающие его люди — самые ему
близкие. По-человечески говоря, ничто их не соединяло; они были людьми разных языков, разной
культуры, разного цвета, разного общественного слоя; эти люди в обычной жизни и не заговорили
бы друг с другом, не соприкоснулись бы друг с другом. А в церковной общине они знали, что их
соединил Христос, что они едины во Христе, что весь мир может быть против них, но каждый из
тех, кто здесь стоит — стоит во имя Христа, их соединяет вера, верность Христу и любовь к Нему.
И поэтому они могли открыть свою душу, разверзнуть самые мрачные глубины своей души друг
перед другом, зная, что всякий человек в общине примет эту исповедь с содроганием — но не
отвращения, а сострадания, что это будет страдание всего тела от того, что один его член ранен,
гниет, погибает. Тогда это было возможно; тогда христианская община была способна понести
грех каждого своего члена любовью и исцелять его не сентиментальностью, не тем, чтобы сказать:
«Ну ничего! Сойдет»… — нет: исцелять его ужасом перед грехом, глубоким ужасом, но ужасом
сострадания, видением страшности этого греха и тем, что этого человека надо спасти от вечной
смерти, а не только от временного горя. Речь не шла о том, чтобы облегчить человеку его
состояние, а о том, чтобы его исцелить. В результате того положения, которое создалось уже в IV веке, исповедь начала видоизменяться. По преданию, началось с того, что местные епископы стали заслушивать
исповедь людей, которая уже не могла быть произнесена публично. Они ее заслушивали как
представители всего народа — не от себя, и не от Бога только, но от имени и самого Христа,
невидимо, таинственно присутствующего на этом открытии помыслов и сердца, и от имени
народа, который перестал быть способным понести крест своих членов. Со временем забота о
кающемся была также передана наиболее опытным священникам. И так создалась та исповедь,
которую мы знаем.
Но случилось еще нечто, с моей точки зрения, бедственное: в результате, люди стали
приходить исповедоваться Христу перед священником, проходя мимо всех тех, кого они обидели,
унизили, оскорбили. Потому что ясно, что мало кто грешит непосредственно против Бога, — почти
все мы грешим путем оскорбления, унижения нашего ближнего. Мы каемся в нетерпении, каемся
во лжи, мы каемся в жадности, каемся во множестве преступлений; и эти преступления мы
совершаем по отношению к нашему ближнему. Но на исповедь мы приходим к Богу, проходя
мимо этого самого ближнего. Поэтому первое, что надо бы осознать: что мы не имеем никакого
права прийти на исповедь, каяться перед Богом в том, что совершили, если прежде не пошли к тем
людям или к тому человеку, перед кем виноваты или на кого имеем злобу по той или другой
причине, и не примирились с ними, с ним. Исповедовать Богу свои грехи, не примирившись с
виновником или с жертвой этих грехов, нет никакого смысла; или, вернее, имеет смысл, только
если эта исповедь является преддверием примирения с ближним.

Исповедь как правильно исповедоваться перед причастием

 

Содержание статьи

Исповедь перед причастием, почему она необходима

Христианство не может существовать без исповеди, ведь все люди не совершенны, кто из нас без греха. Однако немаловажно, чтобы мы осознавали, как правильно исповедоваться перед причастием и зачем это нужно.

Исповедь — таинство, где христианин кается в своих грехах перед Господом, перед лицом священнослужителя. И он прощает верующего именем Спасителя. Доверие прегрешений своих — это не насильственное вытаскивание совести из тьмы, не просто любопытство, не суд над согрешившим прихожанином. Исповедь перед причастием — это не простой разговор о недостатках, сомнениях. Тем более не положенный доклад своему духовнику на тему греха или просто обычай.

Исповедь перед причастием является искренним покаянием, идущим от сердца. Также потребность духовного очищения, гибели в грехах и воскрешение в святости. Исповедь -это великая Тайна человеколюбия Иисуса Христа к чадам своим. Зачем смывает человек грязь с тела своего? Как заботится христианин о чистоте плоти, так и должен он с ещё большим усердием хранить чистоту духовную. Ведь тело тленно, а душа вечна.

Духовная грязь — это и есть грех, который можно «смыть» только исповедью пред причастием. Грехи как копоть оседают на душе, если их не отмолить, они тяготят человека. Прихожанин не находит себе покоя, чувствует опустошение внутри. Под бременем греха человек беспричинно раздражается, несёт обиды своим близким людям, теряя внутреннюю уверенность. Что происходит, он не может понять сам, а дело в не исповеданных грехах. Покаяние возвращает чистоту душе, которую очернили неблаговидные поступки.

Исповедь перед причастием — это Божья милость к падшему, слабому в вере своей человеку. Это доступно каждому верующему, ищущему путь спасения души от прегрешений. Искреннее покаяние даёт прихожанам не только оставление грехов, но восполняет духовное самочувствие: обновляется мироощущение, наступает лёгкость и благость, уходят неприемлемые страсти. Таинство исповеди возвращает в чистоту, полученную от Крещения.

 

 

Как правильно подготовится к исповеди перед причастием

Исповедь перед причастием в храме, у всех вызывает необыкновенное волнение. Особенно если это первое покаяние. Нужно оставить переживания: обитель Божья — это не место для осуждения. Наоборот, поговорив с батюшкой, рассказав ему о своих тягостях, облегчится душа, мир откроет свои объятия и уйдёт негативная энергия. Как же правильно подготовиться к исповеди? Существуют некоторые каноны, которых нужно придерживаться на тайной исповеди в храме:

  • Нет необходимости восстанавливать все до единого греха, в мельчайших деталях. Священнослужители полагают, что люди пытаются таким способом искать вину третьих лиц. Ведь легче обвинить окружающих, снимая с себя ответственность в содеянном проступке.
  • В ходе таинства исповеди лучше охарактеризовать совершенные грехи единым названием. Например: я богохульничал, злился, украл, ненавидел и так далее.
  • В церковь необходимо прийти к началу службы, чтобы послушать вместе со всеми общие молитвы, которые батюшка читает до начала исповеди.
  • Во время таинства исповеди перед причастием надо приблизиться к священнику, окрестить себя и поцеловать распятие и Евангелие. Затем перечислить грехи. Потом батюшка с молитвой даст разрешение на причащение. Нужно быть готовым к отказу, это усмирит страсти прихожанина. Не стоит роптать, а принять со смирением.

Важно! Когда озвучивается прегрешение, даётся обет себе — больше не повторять его. Простить недругов, завистников и всех, кто чинил обиды. Постараться умиротвориться и набраться смирения.

 

Как правильно готовиться к исповеди, как узнать свои грехи, видео

 

Список грехов

  • невоздержание от всякого проявления зла
  • претензии к людям и жизни
  • измена мужу или жене
  • страх перед людьми или обстоятельствами
  • страх исповедовать христианство людям
  • неоправданный гнев
  • озабоченность
  • чрезмерная болтливость
  • гордыня
  • насилие, рукоприкладство
  • жестокость по отношению к людям
  • жестокость по отношению к животным
  • занятие оккультизмом
  • злословие
  • отказ от участия в христианских таинствах
  • ожесточение, озлобленность
  • богохульство
  • не прощение своих обидчиков
  • корысть
  • взяточничество
  • введение в заблуждение
  • хвастовство
  • заставлять ребёнка грешить
  • обман детей,
  • презрение к детям, это то же самое, что презирать Бога
    (Лк.10: 16)
  • оскорбление ребёнка
  • отказ от не рождённого ребёнка
  • осуждение
  • ставить заботы мирские выше Бога
  • отказ от помощи
  • не смирение перед Божьим наказанием
  • неповиновение Божьим заповедям
  • отсутствие сострадания
  • постоянные жалобы
  • презрение
  • не довольствоваться тем, что имеешь
  • неискренность
  • не быть кротким и тихим
  • участие в раздорах, ссорах
  • нежелание меняться в соответствии с заповедями
  • упрямство
  • обращение к ложному совету (не от Бога)
  • грубость
  • ненасытное стремление к мирской выгоде
  • зависть
  • хитрость
  • отчаяние
  • сомнения в силе Бога
  • агрессия по отношению к богатым/бедным
  • агрессия по отношению к мужчинам/женщинам
  • невозвращение долгов
  • обман
  • мошенничество
  • лжесвидетельство
  • поддаваться искушени

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 14 Ноябрь 2020

    В ноябре 2020 года в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах пройдут выступления к 100-летию трагических событий 1920 года: — 17 ноября, во вторник, в 19.00 — выступление Владимира Геннадиевича Хандорина ,  доктора исторических наук, профессора кафедры истории России и архивоведения ПСТГУ  » Адмирал Колчак: правда и мифы »  — 24 ноября, во вторник, в 19.00 — выступление Дмитрия Михайловича Володихина , доктора исторических наук, профессора кафедры источниковедения исторического факультета МГУ «К столетию Русского Исхода 1920 — 2020»

  • 24 Октябрь 2020

    В понедельник, 26 октября, в 18.30  в Лекторий храма Троицы на Воробьевых горах и МГУ состоится  выступление Бориса Вадимовича Межуева , кандидата философских наук, доцента кафедры истории русской философии, председателя редакционного совета сайта «Русская Idea»,  по теме:   «Оправдание добра» Владимира Соловьева как памятник либерально-консервативной мысли»,  приуроченное к 120-летию памяти В. С. Соловьева.  

  • Все новости

как подготовиться к таинству и что говорить священнику

Исповедь — это одно из важнейших церковных таинств, во время которого христиане совершают покаяние в своих грехах. Исповедь проходит в присутствии священника, однако, все прегрешения при этом разрешаются самим Богом.

Исповедь имеет огромное значение для любого православного христианина, поскольку покаяние и искупление грехов являются делом всей его жизни. Без нее миряне не допускаются к Таинству Евхаристии (причастию) и не могут вкусить Святых Даров.

Что такое исповедь и для чего она нужна

Святые Отцы учат, что грех — это главная преграда между человеком и Богом. И эта преграда настолько огромна, что люди не способны преодолеть ее своими силами. Справиться с ней можно лишь с Божией помощью, но для этого человеку нужно сперва признать свой грех и покаяться в нем.

Именно для избавления от греха и существует Таинство исповеди. Когда наш организм заражен опасным вирусом, мы обычно идем в больницу за лекарством. Однако грех — это такой же смертельный вирус, только поражающий не тело, а душу. И чтобы излечиться от него, человеку требуется помощь церкви.

Таинство покаяния часто сравнивают с крещением. Во время крещения новообращенных христианин избавляется от первородного греха, доставшегося от наших прародителей — Адама и Евы. Исповедь же помогает разрешиться от тех грехов, которые были совершены уже после крещения и самим человеком лично.

Обычно для христианина покаяние состоит из трех этапов:

  1. Покаяться сразу, после прегрешения.
  2. Попросить у Бога прощения вечером, перед отходом ко сну.
  3. Сходить на исповедь, во время которой Господь окончательно разрешит этот грех.

Также можно исповедоваться, если на душе тяжело или мучает совесть. И здесь Таинство покаяния играет роль скорой помощи, поскольку помогает избавиться от страданий, причиняемых грехом, и вернуть утраченное душевное здоровье.

Очень важно научиться просить прощения у тех, кого мы обидел. Но еще важнее — это покаяние перед Богом, поскольку перед Ним у нас грехов гораздо больше, чем перед любым из людей.

Многие спрашивают, зачем нужно ходить в церковь и исповедоваться в присутствии священника. Разве не достаточно того, что мы просим у Бога прощения, что нас мучает совесть, и мы раскаиваемся в содеянном?

Нет, недостаточно. Обычно священники дают такое объяснение: если человек, например, испачкался, он не станет чистым лишь из-за того, что осознал свою грязь и устыдился ее. Для очищения ему нужен какой-нибудь внешний источник воды, в котором он сможет помыться. Роль такого источника для христианина как раз и играет Святая Церковь.

Однако важно помнить, что исповедь — это не только раскаяние и освобождение от греха. Это еще и твердая решимость больше не повторять греховных поступков и привести свою жизнь в реальное соответствие с христианским учением.

Как проходит таинство

В отличие от других таинств, исповедь не требует соблюдения большого числа обрядов. Для ее проведения не нужны ни длительные посты, ни какие-то специальные условия, ни определенные дни. Таинство покаяния может совершаться всегда и везде: для нее необходимо лишь полное раскаяние и присутствие священника. Исповедоваться может любой член Православной Церкви от 7 лет и старше.

В самом храме это таинство может совершаться в разные часы:

  • После вечернего богослужения.
  • Утром, непосредственно перед литургией.
  • Во время самой литургии, перед причастием.

Если в церкви слишком много народа, можно договориться со священником и на другое время. Исповедь начинается с иерейской молитвы и обращения к кающемуся («Се чадо, Христос…»). Затем священник накрывает голову кающегося епитрахилью (необязательно), спрашивает, как его зовут и что он хочет исповедовать.

Во время исповеди батюшка может задавать уточняющие вопросы, давать наставления или советы. В некоторых случаях он накладывает епитимию, то есть предписывает совершить определенные действия, направленные на искупление греха. Например, если кающийся что-то украл, его могут попросить вернуть украденное или компенсировать ущерб. Впрочем, епитимию назначают достаточно редко.

Когда исповедь заканчивается, священник возлагает человеку на голову край епитрахили и произносит разрешительную молитву. После этого прихожанин целует Евангелие и крест, которые лежат на аналое, и просит у батюшки благословения.

Исповедоваться нужно хотя бы перед каждым причастием. А воцерковленный христианин должен причащаться от одного раза в день до одного раза в три недели. Максимум для количества исповедей не установлен.

Как подготовиться к Таинству покаяния

Подготовка к исповеди сводится к тщательному анализу всех своих поступков, слов и мыслей. Однако их нужно рассматривать не с точки зрения человека, а с точки зрения Божиих заповедей.

Такой самоанализ требует от человека предельной честности с самим собой. Правдиво оценивая свои дела, христианин должен отбросить гордыню и ложный стыд, поскольку эти недостатки заставляют нас умалчивать о своих грехах и даже их оправдывать.

Подготовка к покаянию требует правильного настроя. Нужно не просто механически вспоминать повседневные грехи, а всей душой стремиться к тому, чтобы они остались позади. Также желательно предварительно помириться с теми, перед кем мы согрешили, и попросить у них прощения.

Чтобы не запамятовать о своих грехах, их можно записать на листочек. Не нужно создавать подробный бюрократический отчет — достаточно будет лишь примерной «шпаргалки». Она поможет быстро освежить память перед исповедью и ничего не забыть.

Если вы боитесь упустить что-то важное, воспользуйтесь специальными перечнями грехов для исповеди. В православии они играют роль своеобразных «чек-листов» и позволяют заметить то, на что мы по какой-то причине не обратили внимания. Это Почаевский Листок, помогающий вспомнить грехи на исповеди, перечни для женщин, мужчин, детей и подростков.

Однако на самой исповеди никакими списками и текстами пользоваться не стоит. Говорить лучше своими словами и от чистого сердца, а чтение по бумажке может превратить таинство в пустую формальность.

Еще один способ вспомнить забытые грехи — это рассмотреть их по видам:

  • Грехи против Бога: неверие, маловерие, гордыня, нарушение заповедей, упоминание Господа всуе, обращение к экстрасенсам, непосещение церкви и тому подобное.
  • Грехи против ближнего: воровство, клевета, сплетни, обиды и предательства.
  • Грехи против самого себя: чревоугодие, пьянство, блудный грех, курение, уныние и другие деяния, разрушающие тело и душу.

Часто христиане вспоминают лишь о том, что произошло после последней исповеди. Но к этому обязательно нужно добавить те поступки, о которых мы прошлый раз умолчали из-за стыда или по забывчивости. Также на исповеди можно рассказать о тех прегрешениях, в которых в прошлый раз мы исповедались без должного раскаяния.

Некоторые спрашивают: а допустимо ли исповедание одного и того же греха повторно? В принципе, подобное допускается, поскольку память о прошлых грехах укрепляет человека в смирении. Однако делать это вовсе не обязательно, если покаяние было по-настоящему искренним.

О времени Таинства покаяния лучше узнать заранее. Если желающих исповедаться в этот день будет много, лучше договориться со священником об отдельной встрече.

Вечером накануне исповеди принято читать покаянный канон.

Как подготовиться к самой первой исповеди

Самая первая исповедь в жизни христианина называется генеральной. Готовиться к ней нужно особенно тщательно, поскольку именно она смывает с нашей души самую застарелую и въевшуюся грязь. На ней принято вспоминать все свои грехи, и не только взрослые, но и детские (начиная с шестилетнего возраста).

Перед такой исповедью желательно ознакомиться с христианской литературой на эту тему. Но прежде чем покупать книги или скачивать их из интернета, обязательно стоит посоветоваться со своим духовником. Дело в том, что некоторые книги о покаянии могут оказаться слишком сложными для мирянина, а некоторые имеют сомнительное происхождение и написаны сектантами.

Если у вас есть друзья и родственники, которые уже давно посещают церковь, то попросите их поделиться своим опытом. Во-первых, они объяснят вам важные нюансы построения исповеди, а во-вторых, помогут немного успокоиться.

Если ваша церковь большая и на воскресную службу собирается много народа, в ней может проводиться общая исповедь. В этом случае священник просто перечисляет основные грехи, а прихожане повторяют за ним. Но такая краткая форма исповеди не подходит для первого раза, поэтому лучше посетить храм в будний день, когда в нем обычно мало людей.

Непосредственно перед таинством нужно обязательно сказать священнику, что вы впервые на исповеди. В этом случае он будет вам подсказывать и направлять исповедь в «нужное русло», а потом расскажет, что делать дальше.

Как правильно исповедоваться

Главное правило исповеди звучит так: все действия должны быть максимально искренними. Во время таинства нужно всеми силами избегать формализма, чтобы не превратить его в ритуал «для галочки». Здесь важнее чистосердечность, а не следование внешним предписаниям.

Одеваться на исповедь нужно так же, как и для обычного посещения церкви. Мужчине следует надеть длинные штаны и рубашку, закрывающую локти. Женщине — длинную юбку и одежду, закрывающую плечи и зону декольте. Отправляясь в церковь, нельзя пользоваться косметикой, особенно губной помадой. На голове у женщины обязательно должен быть платок.

Придя в храм, нужно встать в очередь на исповедь. При этом необходимо держаться на некотором расстоянии от остальных, чтобы никому не мешать и не слышать чужих покаянных слов.

Дождавшись своей очереди, надо подойти к аналою (столику, где лежат крест и Евангелие) и склонить голову. Встать на колени тоже можно, но это совсем необязательно. Помните, что коленопреклоненная молитва отменяется в воскресные дни, в великие праздники и в период от Пасхи до Троицы.

На исповеди принято говорить не только об отдельных греховных поступках, но и о свойственных человеку пагубных страстях. Например, если кающемуся свойственно Сребролюбие, то грехами для него будут конкретные проявления жадности или скупости.

Если вы незнакомы с церковными названиями грехов и страстей, то просто перескажите все своими словами. Называть нужно только само прегрешение, кратко и без лишних подробностей. Если понадобится, священник сам все уточнит.

Если Господь увидит искреннее покаяние, то простит все грехи, даже те, о которых мы сами забыли. Однако сознательно утаивать прегрешения нельзя, ибо в этом случае никакого прощения не будет.

Как именно рассказывать о своих грехах? Вот несколько рекомендаций, которые обычно дают священники:

  • Не подходите к исповеди формально. Это не обряд «перечисление грехов»: здесь важнее искреннее покаяние.
  • Избегайте «заготовок», то есть заранее заученных фраз и выражений. Самые лучшие слова — это те, что идут от чистого сердца.
  • Не оправдывайтесь и не перекладывайте свои грехи на других, ибо в этом случае пропадает смысл самого покаяния.
  • Не стоит просто рассказывать о своей жизни. Цель исповеди не излить душу, а избавиться от бремени греха.
  • Плакать во время исповеди — нормально, но не нужно делать этого специально и напоказ.

И главное: необходимо помнить, что на самом деле все грехи исповедуются перед Богом. Священник лишь выполняет обязанность свидетеля и ходатая перед Ним.

Во время исповедования священник иногда может что-то спрашивать или уточнять. В этом случае нужно просто спокойно ответить на все вопросы. И наоборот, если что-то из наставлений батюшки осталось непонятным, то попросите его объяснить.

После того как священник выслушал исповедь и убедился в искренности человека, он накрывает его голову краем епитрахили и читает разрешительную молитву. После нее нужно перекреститься и поцеловать крест и Евангелие.

Сразу после исповеди у батюшки берут благословение. Для этого складывают руки ладонями вверх и правую ладонь кладут на левую. Затем нужно склонить голову и сказать: «Благослови, отче». Священник сотворит благословляющий знак и возложит свою ладонь на сложенные руки. К руке священник следует приложиться устами как к образу благословляющей десницы Господней.

Если вы планируете причаститься, на это тоже следует взять благословение. Можно просто спросить: «Батюшка, благословляете причаститься?». В этом случае священник может уточнить о соблюдении постов и молитв, необходимых для Таинства Евхаристии.

Что делать после исповеди

Самое первое, что нужно сделать — это поблагодарить Господа за прощение грехов. К сожалению, некоторые об этом забывают. А ведь это великий дар Его, благодаря которому человеческая душа очищается от скверны.

Также нужно принять твердое решение изменить свою жизнь. Недостаточно просто исповедать грех перед Богом: нужно стараться больше никогда не повторять подобного впредь. Важно помнить, что для христианина покаяние и борьба с грехом — это работа всей жизни, которая никогда не заканчивается.

При искреннем покаянии на исповеди прощаются все прегрешения. Но это вовсе не означает, что о них сразу же можно забыть. Нет, о совершенных ранее грехах следует помнить всегда, ибо это необходимо нам для смирения и для защиты от возможных падений в будущем.

Если исповедоваться достаточно регулярно, то со временем становится трудно вспоминать свои прегрешения. Но это не значит, что их нет: они просто начинают «прятаться» от нас. В этом случае можно попросить Господа, чтобы он даровал нам видение собственных грехов.

Таинство примирения Первая исповедь

Таинство примирения раньше называлось Таинством покаяния, а также до сих пор часто называют Первой исповедью ребенка. Акцент при подготовке детей к этому причастию основан на том, чтобы их просить поразмышлять о тех временах, когда они не жили так, как их просил Иисус. Дети могут, например, нарисовать картину того времени, когда они не проявляли любви к другим. Этот рисунок иногда используется ребенком в качестве подсказки для разговора со священником во время принятия причастия.

Исповедальные ящики больше не используются, ребенок и священник сидят сбоку от церкви. В таинстве примирения дети получают благодать прощения и покаяния. Чтобы получить первое причастие, дети должны сначала получить благодать прощения и покаяния, и поэтому большинство детей примет таинство покаяния за несколько недель до их первого причастия. Существует ряд книг, которые помогут родителям подготовить своих детей к Таинству покаяния — щелкните здесь, чтобы увидеть некоторые предложения.

Дети, готовящиеся к таинству примирения, должны выполнять следующие молитвы:


Скорбь

О мой Бог, я благодарю Тебя за любовь ко мне.
Прошу прощения за все мои грехи,
за то, что не любил других и не любил вас.
Помоги мне жить как Иисус
и больше не грешить. Аминь

Молитва о прощении

О мой Бог, помоги мне вспомнить времена
, когда я не жил
, как Иисус просил меня.
Помогите мне извиниться и попробовать еще раз.
Аминь

Конфитер

Признаюсь перед всемогущим Богом. И вам, мои братья и сестры,
Что я согрешил по своей вине,
В мыслях и словах
В том, что я сделал
И в том, что я не сделал;
И прошу Пресвятую Марию, вечно девственную,
Всех ангелов и святых,
И вас, братья и сестры,
Молиться за меня Господу Богу нашему.
Аминь

Молитва о прощении

О мой Бог, спасибо, что простил меня.
Помогите мне любить других.
Помогите мне жить так, как просил меня Иисус.
Аминь

Дополнительные ресурсы для общения:



PPT — Презентация PowerPoint «Первое признание», скачать бесплатно

  • «Первое признание»

  • Обзор карты истории • Настройка • Персонажи • Конфликты • Результат • Темы

  • Метафора • Определение — сравнение двух непохожих друг на друга вещей, которые действительно имеют что-то общее, без использования «как» или «как» • Примеры: • «Он был львом в борьбе» • «Любовь — роза».• «Улицы были топкой, солнце — палачом». • «Юмор — амортизатор жизни; он помогает нам выдерживать удары ». • Вы придумали один!

  • Сравнение • Определение — сравнение двух вещей с использованием «как» или «как» • «Это был тяжелый день, и я работал как собака». • «Его кожа была холодной, как лед». • «Он ест, как свинья». • Вы придумали один! • Значимость — сравнения добавляют акцент к словам и могут сделать описание более ярким.

  • … КАК A…

  • Дикция • Дикция: элемент стиля  выбор слова автора; влияет на тонус; определяется в зависимости от цели и аудитории • Пример: «Дорогой читатель, я смиренно прошу вас воздержаться от последних сплетен о знаменитостях и вместо этого посвятить свое внимание дикции и тону.«Сложный / изысканный выбор слов — очень формально по сравнению с« Слушай! Бросьте журнал сплетен и воспользуйтесь программой дикции / тона! »Неформальный / разговорный выбор слов — используется со сверстниками / друзьями / людьми равного или более низкого« статуса »

  • Тон • Определение: подразумеваемое отношение автора / говорящий по отношению к субъекту / аудитории; определяется дикцией • Какие прилагательные вы можете придумать, чтобы описать тон? • Как тон влияет на значение текста?

  • Тональные слова

  • Коннотации и обозначения • Обозначение: буквальное значение слова, «словарное определение». • Коннотация: обычно понимаемая, субъективная культурная ассоциация значения со словом, в дополнение к словарному определению. • Например, мы используем много разных терминов для молодых людей.В то время как «малыш» и «сопляк» буквально относятся к молодому человеку, «малыш» обычно имеет положительную коннотацию (ассоциацию), тогда как «сопляк» обычно имеет отрицательную коннотацию. Вы бы не захотели сделать комплимент молодой маме, назвав ее ребенка «миленьким паршивцем». • Другие примеры: • «Вонь» против «аромата» против «запаха» • «Безрассудный» план против «дерзкого» плана • «Спокойный» друг против «ленивого» друга • Ответ «высокомерие» против «уверенности»

  • Положительные, отрицательные и нейтральные коннотации ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ = «МАЛЕНЬКИЙ» НЕЙТРАЛЬНЫЙ = ДЕТСКИЙ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ = BRAT

  • Положительный, отрицательный и нейтральный коннотации ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ = «ВОГЛАСИЕ» НЕЙТРАЛЬНЫЙ = «ОБОГРЕВАЮЩИЙ» НЕЙТРАЛЬНЫЙ ”

  • « Первое признание » Аналитические вопросы

  • Точка зрения • Опишите рассказчика истории.Подкрепите свое описание конкретными деталями. • Представьте, если бы история была рассказана с другой точки зрения — может быть, священник, сестра или объективный рассказчик. Что будет потеряно? • Какие отношения у Джеки со своей семьей? • Чем, похоже, точка зрения Джеки в детстве (когда он рассказывает историю) отличается от точки зрения автора во взрослой жизни? Обсудите следующие подробности сюжета. • Отношение Джеки к своей бабушке / ее ужасным порокам • Рассказ миссис Райан об сожженных отпечатках рук • Объяснение Джеки долгого молчания после признания в его плане убить бабушку • План Джеки по избавлению от тела

  • Персонаж / Характеристика • В чем Джеки не совсем наивна, но иногда проницательна и проницательна? • Какие черты характера проявляет священник? Чем он отличается от миссисРайан?

  • Тема • Считаете ли вы, что возможный посыл этой истории заключается в том, что, как утверждает Нора в конце, нет смысла пытаться жить добродетельной жизнью? Почему или почему нет?

  • Саспенс • Как О’Коннор создает саспенс в истории?

  • Allusion / Simile • Пока Нора и Джеки идут к часовне, Джеки описывает «залитые солнцем склоны холмов за долиной реки, которые я видел в промежутках между домами, как последний проблеск рая Адама».Что это за намек и почему он уместен?

  • Тон • Какие части вы нашли особенно юмористическими?

  • Признания бразильской девушки по вызову 2011 HD

    Закрыть меню
    • Дом
    • Жанр
      • Действие
      • Боевики и приключения
      • Приключения
      • Анимация
      • Комедия
      • Преступление
      • Документальный
      • Драма
      • Семья
      • Фантазия
      • История
      • Ужас
      • Дети
      • Музыка
      • Тайна
      • Новости
      • Реальность
      • Романс
      • Научная фантастика и фэнтези
      • Научная фантастика
      • Мыло
      • Обсуждение
      • Триллер
      • ТВ Фильм
      • Война
      • Война и политика
      • Вестерн
    • Страна
      • Аргентина
      • Австралия
      • Австрия
      • Бельгия
      • Бразилия
      • Канада
      • Китай
      • Чешская Республика
      • Дания
      • Финляндия
      • Франция
      • Германия
      • Гонконг
      • Венгрия
      • Индия
      • Ирландия
      • Израиль
      • Италия
      • Япония
    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *