Суббота , 18 Сентябрь 2021

Исповедь как правильно: как правильно называть свои грехи на исповеди, советы батюшки

Содержание

Как гото­виться к испо­веди

иеро­мо­нах Агапий (Голуб)

Испо­ведь — это таин­ство при­ми­ре­ния Бога и чело­века, совер­ша­е­мое в Церкви.

Через грех чело­век пере­стает быть при­част­ным явля­е­мого в таин­ствах Церкви Хри­стова Цар­ства. Бла­го­даря пока­я­нию, кото­рое пере­рож­дает чело­века, он вновь воз­вра­ща­ется в эту мисти­че­скую жизнь Церкви. Свя­щен­ник, при­ни­мая пока­я­ние, явля­ется сви­де­те­лем от лица Церкви и одно­вре­менно — сви­де­те­лем и пору­чи­те­лем перед Цер­ко­вью, что этот чело­век — был мертв и ожил, про­па­дал и нашелся (Лк.15:32). Вместе с тем свя­щен­ник хода­тай­ствует перед Богом о при­ми­ре­нии и соеди­не­нии каю­ще­гося с Цер­ко­вью. Как печать, завер­ше­ние пока­я­ния — свя­щен­ник в конце испо­веди читает так назы­ва­е­мую раз­ре­ши­тель­ную молитву[1], в кото­рой просит Бога соеди­нить каю­ще­гося с Цер­ко­вью — подобно тому, как отло­ман­ная ветвь при­ви­ва­ется к дереву и вновь полу­чает воз­мож­ность жить и пло­до­но­сить.

Пер­во­на­чально, когда хри­сти­ан­ская жизнь стро­и­лась не на инди­ви­ду­аль­ном уровне, а в гра­ни­цах живой общины, люди испо­ве­до­ва­лись перед самой общи­ной, «потому что согре­ше­нием одного чело­века раз­би­ва­ется цель­ность всего тела, вся община забо­ле­вает…»[2] Со вре­ме­нем, когда пере­жи­ва­ние внут­рен­него един­ства зна­чи­тельно ослабло, и община стала пере­рож­даться в «приход», такая испо­ведь стала затруд­ни­тель­ной — часто мы не готовы при­нять с состра­да­нием и молит­вой чело­века, когда он обна­жает свое внут­рен­нее состо­я­ние перед нами. Тем более что в храме нередко при­сут­ствуют лица, довольно дале­кие от реаль­ной цер­ков­ной жизни. В резуль­тате и «была вве­дена та форма испо­веди, кото­рую мы теперь знаем: чело­век при­хо­дит и свя­щен­нику гово­рит то, о чем надо было бы ска­зать всей общине, чтобы полу­чить ее молитву, ее под­держку, ее любовь и вновь вклю­читься в нее пол­но­прав­ным членом. Свя­щен­ник пред­став­ляет ту иде­аль­ную общину, кото­рая уже не суще­ствует; и та част­ная испо­ведь, кото­рую мы знаем, нам дает ложное пред­став­ле­ние об испо­веди как о част­ном таин­стве, как о чем-то, что про­ис­хо­дит между Богом и мной или, может быть, даже чаще — между мной и свя­щен­ни­ком, тогда как… это исце­ле­ние одного из боль­ных членов Церкви, для того чтобы и этот член ожил, и все тело было исце­лено.

Очень важно пом­нить: испо­ведь явля­ется не част­ным таин­ством, а все­цер­ков­ным дей­ствием. Когда ты пада­ешь, ты ранишь тело Хри­стово, когда ты вос­ста­ешь, ты вос­ста­нав­ли­ва­ешь тело Хри­стово»[3].

Нужно ли гово­рить, что на такой испо­веди перед общи­ной не заост­ря­лось вни­ма­ние на так назы­ва­е­мых повсе­днев­ных погреш­но­стях — «раз­дра­же­нием, зло­стью, празд­но­сло­вием, чре­во­уго­дием»? Для этого суще­ствует личное пока­я­ние и борьба с собой. И если чело­век искренне борется с этими гре­хов­ными наклон­но­стями, сами Тело и Кровь Христа-Спа­си­теля, пре­по­да­ва­е­мые в Чаше Евха­ри­стии, очи­щают его.

Совре­мен­ная же прак­тика испо­ве­да­ния этих «быто­вых» грехов в таин­стве Испо­веди — резуль­тат вли­я­ния мона­ше­ской тра­ди­ции так назы­ва­е­мого «откро­ве­ния помыс­лов», то есть регу­ляр­ной испо­веди у своего старца с целью более высо­кого нрав­ствен­ного совер­шен­ство­ва­ния и полу­че­ния живого опыта работы над собой. Но испо­ведь общими фра­зами («оби­дами, само­жа­ле­нием»), без кон­крет­ного напол­не­ния, да еще, может, у разных свя­щен­ни­ков вызы­вает сомне­ния в ее пло­до­твор­но­сти

. На мой взгляд, для работы над собой по обре­те­нию целост­но­сти, для осво­бож­де­ния от «рас­пы­лен­но­сти» во мно­же­стве этих еже­днев­ных про­ступ­ков и грехов тре­бу­ется кон­крет­ная про­грамма с кон­крет­ными шагами. К при­меру, это еже­днев­ный (или хотя бы еже­не­дель­ный) анализ себя с исполь­зо­ва­нием днев­ника. Обще­ние с пас­ты­рем вне бого­слу­же­ния (груп­по­вые и инди­ви­ду­аль­ные беседы). В иде­аль­ном вари­анте — под­держка и обмен опытом в собра­нии живой общины (Итак испо­ве­дайте друг другу грехи и моли­тесь друг за друга, чтобы быть исце­лен­ными (Иак. 5:16), в пере­воде епи­скопа Кас­си­ана (Без­об­ра­зова)). Боль­шой опыт работы над эмо­ци­ями и чув­ствами име­ется в совре­мен­ной пси­хо­ло­гии и исполь­зу­ется мно­гими пра­во­слав­ными пси­хо­ло­гами. Смысл инсти­тута крест­ных роди­те­лей, или вос­при­ем­ни­ков также состоит в пере­даче опыта и под­держке в духов­ной жизни. Без­условно, очень полез­ным и доступ­ным явля­ется изу­че­ние соот­вет­ству­ю­щей лите­ра­туры.
Напри­мер, «Пра­во­слав­ная аске­тика, изло­жен­ная для мирян» свя­щен­ника Павла Гуме­рова или «Духов­ные беседы» старца Паисия Свя­то­горца.

При таком под­ходе испо­ведь и При­ча­стие вновь ста­но­вятся не свя­зан­ными жестко между собой таин­ствами. При­ча­стие — чаще (может, даже еже­не­дельно). Испо­ведь как таин­ство — реже (к при­меру, 4 раза в год). Но бла­го­даря вни­ма­тель­ной к себе жизни эта испо­ведь ста­но­вится более глу­бо­кой и пло­до­твор­ной.

Лично мне такая прак­тика ближе. Если бы уда­лось к ней вер­нуться, меньше было бы нездо­ро­вых момен­тов: длин­ных оче­ре­дей к испо­веди; потери, в ожи­да­нии своей оче­реди на испо­ведь, собор­ной молитвы; испо­ве­дей «делом-словом-помыш­ле­нием»; испо­ве­дей «кон­вей­е­ром», когда свя­щен­ник ско­ро­го­вор­кой читает раз­ре­ши­тель­ную молитву, даже не дав толком испо­ве­до­вать грехи. Испо­ведь пере­ста­нет вос­при­ни­маться как «билет» ко При­ча­стию или сред­ство «усып­ле­ния» сове­сти, а также в каче­стве сеанса «изли­я­ния» чувств.

У свя­щен­ни­ков появи­лось бы больше вре­мени и сил на про­по­ведь, пас­тыр­ские беседы, на бла­го­го­вей­ное совер­ше­ние литур­гии без отрыва на испо­ведь (нельзя назвать нор­маль­ным, когда более поло­вины литур­гии, при собор­ном слу­же­нии, часть духо­вен­ства вместо сто­я­ния у пре­стола про­во­дит на испо­веди, порой до самого при­ча­стия свя­щен­ни­ков). 

Но такая прак­тика под­ра­зу­ме­вает нали­чие пас­тыря, кото­рый наблю­дает за духов­ной жизнью дан­ного хри­сти­а­нина, и то, что этот хри­сти­а­нин по-насто­я­щему учится жить Еван­ге­лием.    

Обсу­дить, насколько частой должна быть испо­ведь, лучше всего со своим при­ход­ским свя­щен­ни­ком. Такой свя­щен­ник служит в церкви, куда Вы регу­лярно ходите, поэтому именно он должен знать Вашу духов­ную жизнь лучше осталь­ных свя­щен­ни­ков.  

В любом случае испо­ведь от случая к случаю, без регу­ляр­ного ана­лиза себя в свете Нового Завета не может быть полной. Чем менее мы к себе вни­ма­тельны, тем хуже осо­знаем грехи.

 

Общие реко­мен­да­ции по под­го­товке и про­хож­де­нию таин­ства Испо­веди могут быть сле­ду­ю­щими:

  1. Должно быть испо­ве­дано все, в чем мы согре­шили. Для этого нужно все обду­мать и вспом­нить зара­нее. Новички могут взять в помощь посо­бия, напри­мер, «Опыт постро­е­ния испо­веди» архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина). Это нужно не для фор­маль­ной пере­писки грехов. Посо­бие к испо­веди помо­гает уви­деть и осо­знать то, что мы забыли или не счи­тали грехом.
  2. Испо­ведь под­ра­зу­ме­вает про­го­ва­ри­ва­ние кон­крет­ных грехов. Само слово «испо­ведь» — от гла­гола «пове­дать», выра­зить вер­бально. То, что не про­го­во­рено, то не исце­лено. Это про­го­ва­ри­ва­ние начи­на­ется еще до испо­веди, он состоит во внут­рен­нем диа­логе с сове­стью в свете Еван­ге­лия — и в молит­вен­ном обра­ще­нии с пока­я­нием к Богу. Такое про­го­ва­ри­ва­ние — это про­жи­ва­ние совер­шен­ных грехов заново, но не тогдаш­ним, а тепе­реш­ним «я», став­шим другим в пока­я­нии. «Да, это сделал я, но я хочу быть другим. Я пре­дельно рас­кры­ваю себя, какой я есть, как перед врачом, чтобы полу­чить исце­ле­ние и больше не воз­вра­щаться к греху, больше ни изме­нять Богу. Гос­поди, ней­тра­ли­зуй то зло, кото­рое я принес в этот мир, и дай мне силы быть другим», — навер­ное, такими сло­вами можно пере­дать то «посла­ние», кото­рое звучит при под­лин­ной испо­веди.
    Испо­ведь же сло­вами «грешен, как все» начи­нают обычно те, кто не гото­вился к таин­ству. Она гово­рит об отсут­ствии созна­ния грехов своей жизни. Поэтому свя­щен­ник будет, скорее всего, прав, если пред­ло­жит испо­ведь отло­жить, пока она не станет плодом серьез­ной работы над собой. Хотя хорошо, если при этом он пред­ло­жит свою помощь в под­го­товке к испо­веди.
    Другой вопрос — чело­век узнаёт, что что-то в его жизни явля­ется грехом, но сам еще не сознает ненор­маль­но­сти дан­ного дей­ствия и не видит смысла испо­ве­до­вать, потому что слово «каюсь» будет ложью. Сокры­тие — не выход. Пра­вильно будет про­го­во­рить эту тему со свя­щен­ни­ком: «Я узнал, что с хри­сти­ан­ских пози­ций данный посту­пок — грех, но сам до искрен­него созна­ния этого не дошел».
    И тогда свя­щен­ник может помочь сде­лать какие-то шаги, спо­соб­ные осво­бо­дить от нечув­ствия греха. Воз­можно, он сочтет воз­мож­ным при­нять испо­ведь как есть и допу­стить до При­ча­стия, чтобы душа «согре­лась» таин­ствами и, при встрече со Хри­стом — Солн­цем Правды, сама уви­дела свои пятна в Его свете.  
  3. Лучше испо­ве­до­ваться у своего мест­ного свя­щен­ника, осо­бенно если это не «теку­щая» еже­ме­сяч­ная испо­ведь в повсе­днев­ных погреш­но­стях, а гене­раль­ная, первая в жизни или за несколько лет. Легче при­не­сти испо­ведь незна­ко­мому свя­щен­нику в дале­ком мона­стыре — ведь, воз­можно, больше с ним и не дове­дется встре­чаться. Рас­крыть же себя перед свя­щен­ни­ком мест­ного храма— значит, пре­одо­леть стыд и боль, снять «защит­ные пан­цири». Это ровно про­ти­во­по­ложно тому, что пытался сде­лать неко­гда Адам. Только когда дела­ется этот шаг пре­дель­ного откры­тия себя, и без «мягких вари­ан­тов» — начи­на­ется про­цесс выздо­ров­ле­ния. Свя­щен­ник же явля­ется пас­ты­рем, ответ­ствен­ным за духовно-нрав­ствен­ную жизнь вве­рен­ного ему при­хода. Пове­дать перед ним — значит вру­чить себя ему. И, имея опре­де­лен­ный опыт, он может, соот­вет­ственно зна­чи­мо­сти греха, пред­ло­жить лекар­ство — епи­ти­мию — и помочь дальше в духов­ном раз­ви­тии. Епи­ти­мия — упраж­не­ние, кото­рое нала­гает иерей на каю­ще­гося, чтобы помочь ему пре­одо­леть инер­цию греха, оста­ю­щу­юся и после испо­веди. Через испол­не­ние епи­ти­мии под наблю­де­нием духов­ника воля вос­пи­ты­ва­ется в испол­не­нии хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей. Это может быть пост, поклоны, допол­ни­тель­ные молитвы для домаш­него испол­не­ния в тече­ние неко­то­рого пери­ода, дела, про­ти­во­по­лож­ные греху, и т. д.
  4. На испо­веди ста­раться избе­гать общих фраз типа «согрешил(а) осуж­де­нием, нера­де­нием, ложью»— слова слиш­ком общие, за кото­рыми можно пря­тать что угодно. Напри­мер, «согре­шил воров­ством». Но для сотруд­ника дет­сада «воров­ство» — остатки хлеба, несъе­ден­ные детьми. У других — актив­ное воров­ство строй­ма­те­ри­а­лов на про­из­вод­стве, и не от голода. Или — «осуж­де­нием». Один под осуж­де­нием имеет в виду мимо­лет­ные помыслы, другой засы­пает и про­сы­па­ется с осуж­де­нием своего кол­леги или началь­ника и сам муча­ется от этой навяз­чи­во­сти. Раз­ница, навер­ное, все же есть.
    Правда, стоит сде­лать ого­ворку. У чело­века может ока­заться за пле­чами мно­же­ство тяже­лых, но одно­тип­ных грехов. Тогда, навер­ное, можно так и про­го­во­рить — есть такой-то тяже­лый грех, совер­шен­ный неод­но­кратно. Напри­мер, у нар­ко­мана не раз были драки и паде­ние в блуд, совер­ше­ние краж. Конечно, не нужно на испо­веди подробно пере­чис­лять, сколько, когда и что. Важно выра­зить суть. Но и среди этих одно­тип­ных пре­ступ­ле­ний могут быть настолько боль­ные исто­рии, что пре­вос­хо­дят тяже­стью осталь­ные. Напри­мер — впа­де­ние в блуд под воз­дей­ствием алко­голя с дво­ю­род­ной сест­рой или кража обру­чаль­ных колец роди­те­лей с целью «загнать» и купить «дозу». Тогда стоит рас­крыть и эти кон­крет­ные эпи­зоды. Иногда эти муча­ю­щие созна­ние случаи всплы­вают уже после испо­веди. За общим «изоби­лием» они были «затерты». А по мере очи­ще­ния — вспо­ми­на­ются. Нужно ли их испо­ве­до­вать, если сама суть греха уже была с пока­я­нием рас­крыта на испо­веди? Навер­ное, одно­знач­ного ответа быть не может. Но если духов­ник готов при­ни­мать, то, на мой взгляд, лучше, по мере вспо­ми­на­ния, тоже испо­ве­до­вать.
  5. Лучшая под­го­товка к испо­веди, чтобы она при­об­рела харак­тер кон­крет­но­сти, — регу­ляр­ный само­ана­лиз. В молит­вах «на сон гря­ду­щий», кото­рые пуб­ли­ку­ются в молит­во­слове, есть обра­зец повсе­днев­ной домаш­ней испо­веди. Когда хри­сти­а­нин при­учает себя, по воз­мож­но­сти еже­дневно, хоть немного, уде­лять вни­ма­ние ана­лизу про­шед­шего дня с духов­ных пози­ций, испо­ведь обре­тет пол­но­цен­ный харак­тер.
  6. При отсут­ствии опыта первые испо­веди можно про­пи­сы­вать. «Кон­спек­ти­ро­ва­ние» своей испо­веди полезно тем, что при записи будет меньше лишних слов и ненуж­ных подроб­но­стей. При этом лучше вклю­ча­ется память, идет осмыс­ле­ние жизни. Кроме того, запи­сан­ная испо­ведь помо­жет от вол­не­ния не поте­ряться и не забыть то, что хотели испо­ве­до­вать. Впо­след­ствии необ­хо­ди­мость в пред­ва­ри­тель­ной записи своей испо­веди, как пра­вило, умень­ша­ется.
  7. Сна­чала о том, о чем тяже­лее всего гово­рить. Дума­ется, понятно, что прямое сокры­тие грехов на испо­веди при­но­сит вред душе. Но бывает сокры­тие и кос­вен­ным — чело­век испо­ве­дует тяже­лый грех общими сло­вами, находя наи­бо­лее мягкие сино­нимы («встре­чался с жен­щи­ной» — вместо пря­мого при­зна­ния блуда), или «прячет» его между «песком». К при­меру: «Согре­шил зло­сло­вием, раз­дра­жи­тель­но­стью… пре­лю­бо­дей­ством, чре­во­уго­дием…» Один из наи­бо­лее раз­ру­ши­тель­ных грехов ста­вится в один ряд с теми, кото­рые свя­щен­ник порой вни­ма­тельно и не слу­шает. На что, навер­ное, и рас­счи­ты­вает испо­ве­ду­ю­щийся. Но это — лукав­ство, вырас­та­ю­щее из надежды, что таин­ство «сра­бо­тает авто­ма­ти­че­ски». Не при­дется крас­неть, не будет епи­ти­мии, свя­щен­ник не будет своими рас­спро­сами искать корни и тре­бо­вать без­ого­во­роч­ного осуж­де­ния греха. Но после такой испо­веди совесть не исце­лится. В лучшем случае она будет «давить» и пону­дит, в конце концов, прийти уже с под­лин­ным пока­я­нием. В худшем — чело­век «усыпит» свою совесть. Это — насто­я­щая смерть души.
    К сожа­ле­нию, нередко на испо­ведь при­хо­дят именно с такой целью — успо­ко­ить совесть. Осво­бо­диться от ее вопро­сов к нам. И чтобы это про­изо­шло как можно легче, без труда. Только моя задача на испо­веди — не «усып­лять» совесть, а будить. Я иногда отсы­лаю таких людей, снаб­див мате­ри­а­лом для под­го­товки, пора­бо­тать над собой. И отве­тить самим себе — а хотят ли они учиться жить со Хри­стом, по Еван­ге­лию.
  8. Не оправ­ды­вать себя. Напри­мер, испо­ве­дуя агрес­сию в адрес членов семьи, не нужно при этом гово­рить, что это они спро­во­ци­ро­вали ее своим пове­де­нием. Мои чув­ства — это мои чув­ства, и я отве­чаю за обу­че­ние здо­ро­вому эмо­ци­о­наль­ному и пове­ден­че­скому реа­ги­ро­ва­нию на ситу­а­ции. От меня зави­сит, как реа­ги­ро­вать на то или иное собы­тие в жизни.
  9. Испо­ведь под­ра­зу­ме­вает готов­ность к пока­ян­ному труду. Грехи, осо­бенно тяже­лые, и из-за кото­рых посеян соблазн, так просто в про­шлое не уйдут. И, думаю, это ошибка, если свя­щен­ник при­ни­мает испо­ведь, где при­сут­ствуют смерт­ные грехи, слиш­ком легко. Часто слу­ча­ется, к при­меру, сле­ду­ю­щее. Жен­щина испо­ве­до­вала грех аборта, но не полу­чила епи­ти­мии. И вскоре совесть с новой силой начи­нает ее «давить». Она вновь и вновь повто­ряет этот грех на после­ду­ю­щих испо­ве­дях, не обре­тая мира. Почему? Смерт­ные грехи — это «онко­ло­гия», тре­бу­ю­щая «химио­те­ра­пии». Для под­лин­ного исце­ле­ния нужно потру­диться. Обычно я в подоб­ной ситу­а­ции пред­ла­гаю читать неболь­шую пока­ян­ную молитву за совер­шен­ные аборты, парал­лельно — в тече­ние какого-то коли­че­ства дней — совер­шать еже­дневно поклоны с молит­вой о поми­ло­ва­нии себя и второй поло­вины, от кото­рой был ребе­нок (чтобы Гос­подь и его привел к пока­я­нию), и о упо­ко­е­нии нерож­ден­ных детей. А еще, может, — пойти в кли­нику и там поде­жу­рить волон­те­ром, чтобы помочь кому-то избе­жать этого жут­кого шага. Можно рас­про­стра­нять фильмы против абор­тов, лите­ра­туру. Можно просто ходить по вече­рам в дет­ский хоспис и читать детям на ночь сказки. И вот тогда, в такой работе и обре­тется под­лин­ное исце­ле­ние и осво­бож­де­ние. Кстати, эта работа как раз и будет сви­де­тель­ством искрен­но­сти рас­ка­я­ния.
  10. На испо­веди не реша­ются жиз­нен­ные вопросы. Испо­ведь — таин­ство при­ми­ре­ния с Богом, а не настав­ле­ния. Вообще, свя­щен­ник не должен вме­ши­ваться в жизнь чело­века, пока речь идет о вещах, не отно­ся­щихся к кате­го­рии греха и доб­ро­де­тели — поку­пать ли машину, как делить наслед­ство с род­ствен­ни­ками. Его задача как пас­тыря — помочь хри­сти­а­нину научиться обсто­я­тель­ства жизни согла­со­вы­вать с Еван­ге­лием.
    Конечно, не воз­бра­ня­ется и посо­ве­то­ваться. Но эта беседа должна стро­иться за рам­ками испо­веди.
    И еще нема­ло­важ­ный момент: когда свя­щен­ник дает «духов­ные» или «житей­ские» советы, это не озна­чает, что их нужно выпол­нять бес­пре­ко­словно. Не зная всех обсто­я­тельств и внут­рен­него устрой­ства обра­тив­ше­гося лица, он может и оши­биться. Он сове­тует, реко­мен­дует — но при­ня­тие или непри­ня­тие ска­зан­ного оста­ется на ответ­ствен­но­сти самого чело­века.
  11. Не нужно на испо­веди гово­рить о тре­тьих лицах. Иногда испо­ве­ду­ю­щи­еся, рас­кры­вая обсто­я­тель­ства греха, фак­ти­че­ски пере­хо­дят в пере­суды других. Но это уже паро­дия на испо­ведь. В конце концов, не «меня оби­жают», а «я оби­жа­юсь», не «меня раз­дра­жают», а «я раз­дра­жа­юсь». Кроме того, внеш­ние обсто­я­тель­ства не столько про­во­ци­руют, сколько помо­гают про­явиться моим стра­стям — и бла­го­даря этому я могу их уви­деть и бороться с ними. Иначе бы они «спали», и я бы их не заме­чал. А на Суде перед Богом увижу, что в моей душе, ока­зы­ва­ется, как в тихом омуте, ведомо кто водится. Но уже поздно. Время иско­ре­не­ния упу­щено.
  12. Грех — это болезнь, выздо­ров­ле­ние от кото­рой явля­ется про­цес­сом всей жизни. Нет таких слу­чаев, когда невоз­можно пока­яться. Бывает, правда, состо­я­ние «омерт­ве­ния» души. Для ее про­буж­де­ния и суще­ствует дис­ци­пли­нар­ная система постов, домаш­них молитв и других цер­ков­ных уста­нов­ле­ний. Известны случаи, когда чело­век сна­чала испо­ве­ду­ется и при­ча­ща­ется «без чувств». Но посте­пенно душа согре­ва­ется Божией бла­го­да­тью — и рож­да­ется под­лин­ное пока­я­ние.
    Путь к Богу открыт. И нет такого греха, кото­рый нельзя про­стить и от кото­рого нельзя исце­литься. Иисус Хри­стос вчера и сего­дня и во веки Тот же (Евр. 13:8).

26.06.2017


При­ме­ча­ния:

1. Вошед­ший в рус­ский язык из цер­ков­но­сла­вян­ского термин «раз­ре­ше­ние» озна­чает «раз­вя­зы­ва­ние, осво­бож­де­ние». Выте­кает из пони­ма­ния греха как насиль­ствен­ного начала, дела­ю­щего чело­века своим плен­ни­ком, свя­зы­ва­ю­щего его, пора­бо­ща­ю­щего волю. В таин­стве Испо­веди чело­век полу­чает «раз­ре­ше­ние грехов», т. е. сво­боду от греха.
2. Митр. Анто­ний Сурож­ский. Пас­тыр­ство. – Мн.: Изд. Бело­рус­ского Экзар­хата, 2005.
3. Митр. Анто­ний Сурож­ский. Пас­тыр­ство. – Мн.: Изд. Бело­рус­ского Экзар­хата, 2005.

что говорить, как правильно закончить, а также образец общения

Многих новоначальных прихожан, приобщающихся к православию, волнуют вопросы правильного поведения в Храме на исповеди.

Рассмотрим:

  • Как подходить к батюшке.
  • С каких слов начать исповедь.
  • Какими словами закончить покаянную речь.
  • Может ли отказать священник в исповеди прихожанину, и по каким причинам.

Предложенная статья ознакомит читателя с некоторыми правилами поведения в церкви и прольет свет на наиболее часто задаваемые вопросы об исповеди и причастии.

Как подходить к батюшке для исповеди

Приняв решение исповедаться, отнеситесь к нему со всей ответственностью:

  • Подумайте о прегрешениях.
  • Примиритесь с близкими.
  • Простите обиды.
  • Попросите прощения.

Люди, впервые пришедшие на исповедь, затрудняются обратиться к священнику, не зная:

  • С какими словами правильно подойти к архиерею.
  • Что говорить на исповеди.
  • Какие вопросы задает священник и др.

Многие теряются и боятся выглядеть нелепо.

На сайте «Азбука веры» подробно объясняется данный вопрос, где онлайн любой желающий узнает основные правила:

  1. Готовясь дома к исповеди, обратитесь с молитвой к Богу с просьбой открыть содеянные грехи.
  2. Идя в церковь, не надейтесь на память, а запишите свои грехи на бумажке. Многие, подходя к аналою, где происходит исповедь, от переживания забывают о чем сказать.
  3. Подойдя к батюшке, выполняется поклон головой и, сложив руки крестообразно перед собой, просится о благословении.
  4. Затем положить два пальца правой руки на Святое Распятие, голову – на Библию.
  5. Священник покрывает кающегося частью одеяния (епитрахилью), спрашивает имя и просит назвать грехи, совершенные человеком.
  6. Если обратившийся затрудняется сказать необходимые слова, духовник задает некоторые наводящие вопросы.
  7. После окончания таинства, над кающимся произносится разрешительная молитва и снимается с головы покрывало.
  8. Кающийся крестится, целует Распятие и Библию.
  9. Священник дает поцеловать руку и благословляет совершившего покаяние.

Обратите внимание! В таинстве исповеди человек остается один на один с Богом, а священник – лишь свидетель примирения.

С каких слов начать называть свои грехи и как правильно закончить

Многие не понимают грехов, не видя ничего предосудительного в содеянном, потому для совершения таинства примирения с Богом называют первые понравившиеся слова из общей памятки идущему на исповедь.

Это в корне неверно и не приносит пользы. Чтобы осмысленно подготовиться к таинству, детально воссоздайте в уме собственную жизнь, подмечая поступки, вызывающие чувство сожаления и раскаяния за содеянное.

Такие деяния необходимо называть при исповеди, ничего не приукрашивая и не приуменьшая.

Приступая к таинству, скажите Богу, что согрешили пред ним и начните перечислять совершенные неблаговидные поступки.
 
Во время разговора с Богом не надо во всех подробностях описывать содеянное, достаточно кратко произнести суть.

Окончив диалог скажите, что раскаиваетесь в содеянном и просите Господа простить грехи.

Священник, находясь рядом и являясь свидетелем произошедшего диалога, даст совет, как правильно себя вести в дальнейшей жизни, чтобы избавиться от подобных поступков.

Пример исповедальной речи

Дома, готовясь к исповеди, надо правильно выявить грехи и подготовиться к оглашению.

Люди, редко подходящие к таинству, испытывают чувства стыда и стеснения.

Чтобы подавить смущение в душе, они выдумывают высокопарную речь, приукрашивая сказанное и включая церковные выражения.

Это неправильно и не полезно; готовя исповедальную речь, помните, что это – разговор с Богом, ведущим человека изнутри, а чрезмерная напыщенность или самоедство заглушают истинные чувства.

Подготавливаясь к таинству и анализируя поступки, руководствуйтесь примерами грехов, описанных в таблице:

Группы грехов Название Описание
Против Бога Хула на Бога Недовольство жизнью, человек жалуется, ропщет, считает себя несчастнее других
Кощунство Насмешки над церковными таинствами, обрядами, обычаями; анекдоты и юмор, церковной направленности, не важно, слушает человек или рассказывает
Клятвопреступления Дающий клятвы согрешает пред Богом
Недержание слова Любое данное слово или обет должны исполняться
Несовершение ежедневной молитвы, нерадение о душе В молитве человек общается с Богом, без ее ежедневного совершения он отдаляется от Небесного Отца
Суеверие, обращение к гадалкам, шептухам Это мерзость пред Господом
Против ближнего Неуважение к родителям, старшим Несоблюдение заповеди, данной Богом
Причинение обиды, осквернение ближнего Обижая ближнего, наносится вред собственной душе
Клевета Ложь наносит непоправимый вред
Ненависть, издевательство, унижение Приравнивается к человекоубийству
Злопамятство Свидетельствует о себялюбии, высокомерии
Осуждение Кто осуждает ближнего, будет осуждаем Богом
Против себя Лень, празднословие Развращает душу
Ложь Смертный грех
Лесть То же, что и ложь
Нетерпение, маловерие Слабая вера
Отчаянье, мысли о самоубийстве Приравнивается к убийству

Приведенные в таблице грехи ежедневно совершает каждый человек, они вошли в обыденную жизнь, стали нормой, губя и развращая душу.

Но борьба с пороками – ежедневный подвиг, требующий огромного внимания и желания исправиться.

В одиночку человек не в силах возобладать с грехами, но заручившись помощью Создателя, под силу многое.

Более подробный перечень грехов и образец правильно составленной исповедальной речи представлен в православном молитвослове.

Какие вопросы задает батюшка

В помощь кающемуся, батюшка задает наводящие вопросы:

  • В каких делах согрешил.
  • Обидел ли кого.
  • Всех ли простил.
  • Какие помыслы терзают душу.

Иногда священник проводит обряд группового исповедания, от трех и более человек.

Такое таинство совершается при:

  • Большом стечении желающих принять участие в покаянии.
  • Подготовке к крещению ребенка.
  • Перед венчанием.

В таких случаях все желающие выстраиваются перед батюшкой, который, обращаясь к присутствующим, говорит, чтобы каждый произносил собственные грехи и читает разрешительную молитву.

Может ли отказать священник исповедовать, и не допустить к причастию

Священник вправе отказать в исповедании, но только если человек некрещеный. Во всех других ситуациях подобный поступок не допускается.

Если Бог привел человека в церковь, служитель не имеет права отказать в таинстве.

Иногда, если человек пришел на исповедь в неурочное время, а священнослужитель очень занят различными требами, они договариваются о времени проведения таинства.

Если грешник покаялся в совершении смертных грехов, священник вправе назначить епитимью и не допустить к причастию на определенный срок.

Эти вынужденные меры направлены на исцеление души, и должны приниматься с благодарностью.

Настоящая молитва, совершаемая с верой, творит чудеса, исцеляя души и тела. Приучите себя к ежедневной молитве, беседуйте с Богом, и он прибудет в вас.

Полезное видео

Правильная исповедь: как исповедоваться, в чем каяться, какая исповедь не примется Богом

А не пора ли нам всем научиться правильно исповедоваться? – решительно и не колеблясь поинтересовались сотрудники портала «Православная Жизнь» у духовника Киевских духовных школ, преподавателя КДА архимандрита Маркелла (Павука).

Фото: Борис Гуревич fotokto.ru

– Большое количество людей не знает, в чем каяться. Многие идут на исповедь и молчат, ждут наводящих вопросов от священников. Почему так происходит и в чем нужно каяться православному христианину?

– Обычно люди не знают, в чем каяться, по нескольким причинам:

1. Они ведут рассеянную жизнь (заняты тысячами дел), и им некогда заниматься собой, посмотреть в свою душу и увидеть, что там не так. Таких людей в наше время 90%, если не больше.

2. Многие болеют завышенной самооценкой, то есть горды, а потому больше склонны замечать и осуждать чужие грехи и недостатки, нежели свои.

3. Их ни родители, ни учителя, ни священники не научили, в чем и как нужно каяться.

А каяться православному христианину следует прежде всего в том, в чем обличает его совесть. Лучше всего исповедь строить по Десяти заповедям Божиим. То есть во время Исповеди вначале надо говорить о том, чем мы согрешили против Бога (это могут быть грехи неверия, маловерия, суеверия, божбы, клятвы), затем каяться в грехах против ближних (непочитание, невнимание к родителям, непослушание им, обман, хитрость, осуждение, гнев против ближних, неприязнь, заносчивость, гордость, тщеславие, скупость, воровство, соблазнение других на грех, блуд и др.). Советую ознакомиться с книгой «В помощь кающемуся», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым). В труде старца Иоанна Крестьянкина представлен образец исповеди по Десяти заповедям Божиим. Ориентируясь на эти работы, можно составить свою неформальную исповедь.

– Насколько подробно нужно рассказывать о своих грехах на исповеди?

– Все зависит от степени вашего раскаяния в грехах. Если человек в своем сердце обрел решимость больше к тому или иному греху не возвращаться, то он старается его вырвать с корнем и поэтому описывает все до мельчайших подробностей. А если человек кается формально, то у него получается что-то вроде: «Согрешил делом, словом, помышлением». Исключение из этого правила – грехи блуда. В данном случае подробностей описывать не надо. Если священник почувствует, что человек равнодушно относится даже к таким грехам, то может задать дополнительные вопросы, чтобы хоть немного такого человека устыдить и подвигнуть на истинное покаяние.

– Если не испытываешь легкости после исповеди, что это значит?

– Это может говорить о том, что не было подлинного покаяния, исповедь совершалась без сокрушения сердечного, а лишь формальным перечислением грехов с нежеланием изменить свою жизнь и больше не грешить. Правда, иногда Господь не дает ощущения легкости немедленно, чтобы человек не возгордился и тут же не впал снова в те же самые грехи. Легкость также не сразу приходит, если человек исповедует застарелые, глубоко укоренившиеся в нем грехи. Чтобы пришла легкость, надо пролить очень много слез покаяния.

– Если на вечерне были на исповеди, а после службы успели согрешить, нужно ли идти утром опять на исповедь?

– Если это блудные грехи, гнев или пьянство, то обязательно нужно еще раз в них покаяться и даже попросить у священника епитимию, дабы так быстро не совершать прежние грехи. Если же допущены грехи другого рода (осуждение, лень, многословие), то следует во время вечернего или утреннего молитвенного правила искренне попросить прощения у Господа за допущенные провины, а при очередной исповеди исповедовать их.

– Если на исповеди забыл упомянуть какой-то грех, а потом спустя время вспомнил его, нужно ли опять подходить к священнику и говорить об этом?

– Если есть такая возможность и священник не очень занят, то он даже возрадуется за ваше усердие, а если такой возможности нет, то надо записать этот грех, чтобы вновь его не забыть, и во время очередной исповеди раскаяться в нем.

– Как научиться видеть свои грехи?

– Свои прегрешения человек начинает видеть, когда перестает осуждать других людей. Кроме того, видеть свою немощь, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, научает тщательное исполнение заповедей Божиих. Пока человек одно исполняет, а другим пренебрегает, он не сможет почувствовать, какую рану наносят грехи его душе.

– Что делать с чувством стыда на исповеди, с желанием затенить, спрятать свой грех? Будет ли этот скрытый грех прощен Богом?

– Стыд на исповеди – естественное чувство, которое свидетельствует о том, что у человека жива его совесть. Хуже, когда нет никакого стыда. Но главное, чтобы стыд не сводил к формальности нашу исповедь, когда мы одно исповедуем, а другое прячем. Вряд ли Господу будет угодна такая исповедь. Да и каждый священник всегда чувствует, когда человек что-то прячет и формализует свою исповедь. Для него это чадо перестает быть дорогим, таким, за которое он всегда усердно готов молиться. И, наоборот, вне зависимости от тяжести греха, чем глубже покаяние, тем больше священник радуется за кающегося. Не только священник, но и Ангелы на небе радуются за искренне кающегося человека.

– Нужно ли исповедовать грех, который вы стопроцентно совершите в ближайшее время? Как возненавидеть грех?

– Святые отцы учат, что самый большой грех – это грех нераскаянный. Даже если мы не чувствуем в себе сил для борьбы с грехом, все равно надо прибегать к Таинству Покаяния. С Божией помощью, если не сразу, то постепенно мы сможем победить укоренившийся в нас грех. Но не надо себя слишком переоценивать. Если мы ведем правильную духовную жизнь, то никогда не сможем ощутить себя полностью безгрешными. Дело в том, что все мы удобопреклонны, то есть очень легко впадаем во всевозможные грехи, сколько бы раз мы в них ни каялись. Каждая наша исповедь – это своеобразный душ (баня) для души. Если мы постоянно заботимся о чистоте своего тела, то тем более надо заботиться о чистоте своей души, которая намного дороже тела. Итак, сколько бы раз мы не согрешали, надо не медля бежать на исповедь. А если человек не кается в повторяющихся грехах, то они повлекут за собой другие, более тяжкие провины. Например, кто-то привык по мелочам все время обманывать. Если он в этом не будет каяться, то в конце концов может не только обмануть, но и предать других людей. Вспомните, что случилось с Иудой. Он вначале незаметно воровал деньги с ящика для пожертвований, а затем предал Самого Христа.

Человек может возненавидеть грех, лишь ощутив в полноте сладость благодати Божией. Пока ощущение благодати у человека слабое, ему трудно не впасть в грех, в котором он недавно раскаялся. Сладость греха в таком человеке оказывается сильнее сладости благодати. Потому святые отцы и особенно преподобный Серафим Саровский так настаивают на том, что главной целью христианской жизни должно быть стяжание благодати Святого Духа.

– Если священник разорвал записку с грехами, не заглядывая в нее, эти грехи считаются прощенными?

– Если священник прозорлив и умеет читать, что написано в записке, не заглядывая в нее, то, слава Богу, все грехи прощаются. Если же батюшка так делает из-за своей торопливости, равнодушия и невнимательности, то лучше подойти на исповедь к другому или, если такой возможности нет, исповедовать свои грехи вслух, без записи их.

– Существует ли в Православной Церкви общая исповедь? Как относиться к этой практике?

– Общая исповедь, во время которой читаются специальные молитвы из Требника, обычно проводится перед индивидуальной исповедью. Святой праведный Иоанн Кронштадтский практиковал общую исповедь без индивидуальной, но это он делал вынужденно из-за множества народа, который приходил к нему за утешением. Чисто физически, по немощи человеческой, ему не хватало сил, чтобы выслушать каждого. В советское время тоже иногда практиковались такие исповеди, когда один храм был на целый город или район. Ныне, когда количество храмов и духовенства значительно увеличилось, нет нужды обходиться одной общей исповедью без индивидуальной. Мы готовы выслушать каждого, лишь бы было искреннее покаяние.

Беседовала Наталья Горошкова

Как правильно исповедоваться - правила и советы

Рубрика: Церковные Таинства
Узнайте, как правильно исповедоваться, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое исповедь в церкви и для чего она нужна

Исповедь – Таинство Покаяния, в котором человек искренне исповедует грехи перед Богом в присутствии священника, который имеет власть от Господа прощать прегрешения. Основополагающим принципом исповеди является осознание своей греховности и желание христианина никогда не повторять содеянного. Как правильно исповедоваться? Как баня очищает тело человека от грязи, так и исповедь смывает с души совершенные грехи. Без осознания своей греховности и желания очиститься от нее человек не может считаться настоящим христианином.

Таинство Исповеди не имеет смысла, если подходить к нему формально, не осознавая тяжести грехов и совершенных поступков и не принося искреннего покаяния. Иисус Христос принес себя в жертву за грехи людей, чтобы каждый христианин имел возможность войти в Царствие Божие. Поэтому исповедание грехов перед Богом имеет огромное значение для души человека и для его перспектив в вечной жизни.

“Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но чтобы простить, не для того, чтобы Ему узнать грех твой, — разве Он и без этого не знает? — но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Он хочет показать тебе величие Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы ты был  медлительнее на грех и ревностнее к добродетели.”

(Святитель Иоанн Златоуст)

Исповедь в православном храме

Как правильно исповедоваться

Если православный христианин впервые исповедуется и не знает, что говорить на исповеди, то нужно постараться вспомнить все греховные поступки, начиная с 7-летнего возраста. Это сложно, особенно без соответствующего навыка в начале духовного пути, поэтому стоит записать грехи на листе бумаги. Хорошим подспорьем для определения, в каких грехах надо каяться на исповеди, служит книга святителя Игнатия Брянчанинова «В помощь кающимся» и «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина.

Существует два основных способа подготовки к исповеди:

  1. Анализ своих поступков, основываясь на 10 заповедях и заповедях блаженств. Это то духовное зеркало, в которое нужно смотреть для подготовки к Таинству Покаяния. Если совершенные поступки противоречат заповедям, то их следует исповедовать.
  2. Анализ своей жизни по проявлениям в ней 8 основных страстей: чревообъядение, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Это основные страсти, свойственные падшей человеческой сущности. В какой-то мере каждая из них присутствует в душе человека. Выявить в себе действие той или иной страсти иногда очень сложно, так как мы с легкостью определяем грехи ближних, а свои греховные черты характера и поступки не замечаем, а если и замечаем, то испытываем трудности в их искоренении из души. Поэтому так важно приносить Богу искреннюю молитву с просьбой помочь увидеть грехи и исцелиться от них, как от тяжкой болезни. 

На первых исповедях можно прибегать к помощи различных брошюр, в которых расписано, какие поступки каким грехам соответствуют. Но постоянно использовать такую справочную литературу не стоит, после первых шагов нужно учиться самостоятельно определять и распознавать свои грехи.

Также в подготовке к Таинству следует учитывать правила исповеди и рекомендации священников, как правильно исповедоваться.

Практические советы перед Исповедью

Перед священником не нужно подробно рассказывать каждую деталь совершенного поступка. Эту ошибку допускают многие, считающие священника разновидностью психотерапевта, перед которым нужно полностью высказаться. Главное, не оправдывая себя, кратко и емко донести суть греха.

Если вы стыдитесь исповедовать особо тяжкие грехи, лучше напишите их на листе бумаги и отдайте священнику, но ни в коем случае не утаивайте содеянного, тем самым совершая еще больший грех и сводя на нет все благодатное действие Таинства.

Важно чистосердечно признать свои недостатки, совершенные поступки, греховные мысли, гневливые и обидные слова, раскаяться в содеянном и всем сердцем желать больше не возвращаться к греховной жизни. 

Перед Исповедью следует попросить у близких прощение за все те поступки, которыми вы их обидели, примириться с родными и после этого приступать к таинству. Лучше всего, если человек вас простит, но все-таки главное чтобы ваши слова прощения были искренними и шли из сердца.

Если вы исповедуетесь впервые за долгое время, то лучше всего договориться со священником о частной беседе, где он сможет уделить вам больше времени и более подробно поговорить о ваших поступках и, если требуется, дать нужные советы. И самое важное это не забывать, что вы исповедуетесь перед Богом и просите у Него прощение за содеянные поступки, слова и мысли. А Бог, как любящий Отец, принимает искреннее покаяние и прощает человеку даже самые тяжелые грехи. Священник в Таинстве Исповеди выступает свидетелем Вашей исповеди перед Господом, позволяя человеку почувствовать эмоциональную поддержку.

Как правильно исповедоваться что говорить батюшке пример женщине

Каждый верующий человек должен понимать, что в исповеди он признается о своих деяниях Господу. Каждый его грех должен быть перекрыт желанием искупить свою вину перед Господом, только так можно добиться его прощения.

Если человек чувствует, что ему тяжело на душе, то необходимо пойти в церковь и пройти таинство исповеди. После покаяния вы почувствуете себя намного лучше, а тяжелая ноша упадет с ваших плеч. Душа станет свободной и совесть больше не будет вас мучить.

Что нужно для исповеди

Перед тем как правильно исповедаться в церкви, нужно понять, что там говорить. Перед исповедью нужно сделать такие приготовления:

§  осознать свои грехи, искренно в них раскаяться;

§  иметь искреннее желание того, чтобы грех остался позади, с верой в Господа;

§  искренне верить в тот факт, что исповедь поможет очиститься духовно при помощи молитв и чистосердечного покаяния.

Советуем прочитать эти статьи:

Суккот 2020 года какого числаКурбан Байрам в 2020 году какого числа начинается и когда заканчиваетсяЖенский гороскоп на 2020 год по знакам зодиака и по году рождения

Исповедь поможет снять грехи с души только в том случае, если покаяние будет искренним, а вера человека прочной. Если вы сказали себе «Хочу исповедаться», то с чего начать вам должна подсказать ваша совесть и вера в Господа.

Как подходить к батюшке для исповеди

Приняв решение исповедаться, отнеситесь к нему со всей ответственностью:

  • Подумайте о прегрешениях.
  • Примиритесь с близкими.
  • Простите обиды.
  • Попросите прощения.

Люди, впервые пришедшие на исповедь, затрудняются обратиться к священнику, не зная:

  • С какими словами правильно подойти к архиерею.
  • Что говорить на исповеди.
  • Какие вопросы задает священник и др.

Многие теряются и боятся выглядеть нелепо.

Основные правила как исповедаться женщине

  1. Готовясь дома к исповеди, обратитесь с молитвой к Богу с просьбой открыть содеянные грехи.
  2. Идя в церковь, не надейтесь на память, а запишите свои грехи на бумажке. Многие, подходя к аналою, где происходит исповедь, от переживания забывают о чем сказать.
  3. Подойдя к батюшке, выполняется поклон головой и, сложив руки крестообразно перед собой, просится о благословении.
  4. Затем положить два пальца правой руки на Святое Распятие, голову – на Библию.
  5. Священник покрывает кающегося частью одеяния (епитрахилью), спрашивает имя и просит назвать грехи, совершенные человеком.
  6. Если обратившийся затрудняется сказать необходимые слова, духовник задает некоторые наводящие вопросы.
  7. После окончания таинства, над кающимся произносится разрешительная молитва и снимается с головы покрывало.
  8. Кающийся крестится, целует Распятие и Библию.
  9. Священник дает поцеловать руку и благословляет совершившего покаяние.

Обратите внимание! В таинстве исповеди человек остается один на один с Богом, а священник – лишь свидетель примирения.

Подсказки женщинам для начинающих

Если желание исповедаться пришло само, как результат стремления к духовному очищению, в первую очередь следует поговорить на эту тему со священником. Он подскажет:

какие книги нужно прочесть;

как подготовиться к обряду физически;

как морально соответствовать предстоящему процессу;

как одеться;

как составить список проступков и прочее.

Кроме того, у батюшки может быть много прихожан, которые хотят приобщиться к таинству в определенный день и для полного исповеданья каждого верующего у священнослужителя попросту не окажется времени.

К тому же первыми на очереди к очищению от греховной скверны всегда выступают умирающие – человек должен успеть перед встречей с Господом покаяться в своих грехах. Такая процедура часто бывает длительной, ведь жизненный путь любого, живущего на Земле существа, очень разнообразен.

По церковным канонам, исповедоваться можно от трех раз в 7 дней до 1 раза в месяц. Чем чаще верующий рассказывает о собственных греховных мыслях и поступках, тем больше времени он размышляет о предстоящих деяниях. Такое соблюдение церковных канонов дисциплинирует и позволяет изменить самого себя в лучшую сторону.

Покаяние и исповедь — в чем разница

Совершив нехороший поступок, будь то крик, обман, зависть или лицемерие, истинно верующий почувствует укор совести через Духа Святого. Осознав греховность, человек в тот же момент или дома во время молитвы, просит у Бога и человека прощение, искренне раскаиваясь в совершенных делах.

Как молиться о покаянии:

Покаяние в грехах

Раскаяние не предусматривает многократного возвращения к совершенному прегрешению, это истинное отрешение от греха и принятие решения больше так не поступать.

Самая умная из книг, Библия, в этом случае дает очень жесткое определение, сравнив кающегося и возвращающегося к своим плохим поступкам человека с собакой, которая возвращается на свою блевотину. (Притчи 26:11).

Для раскаяния православному христианину не нужен священник, он сам сознательно осуждает совершенный проступок и принимает решение никогда больше так не поступать. Таинство Исповеди происходит напрямую пред Богом, но в присутствии священника, ибо сказано в Святом Писании, что Иисус находится там, где собирается несколько человек. (Мат. 18:20)

Важно! Исповедь является заключительным актом раскаяния. Исповеданные грехи больше не имеют духовной сила в жизни христианина, о них запрещено даже вспоминать. После исповеди человек чист перед Богом и допускается к Таинству причастия.

Советуем прочитать эти статьи:

Гадания на Николая Чудотворца 19 декабря на суженогоГадания на Андреев День 2020Как правильно исповедоваться: что говорить батюшке? Пример мужчине

О церкви и Таинствах:

Истинное покаяние в православии через Таинство Исповеди позволяется причаститься Телу и Крови Иисуса, наполниться его силой и благодатью, получить вход в Царство Небесное.

Таинство покаяния

Исповедь считается вторым крещением. Если при крещении человек очищается от первородного греха, то при покаянии происходит освобождение от личных страстей.

При проведении обряда важно быть честным перед собой и Богом, осознавать совершенные проступки и искренне в них раскаиваться. Не следует стесняться или бояться осуждения священника — этого не будет, представитель церкви является лишь проводником между верующим и Господом, не нужно оправдываться перед ним, только каяться.

Нельзя продолжать терзаться грехом, в котором уже покаялись, поскольку он считается прощенным. В противном случае церковью это воспринимается проявлением маловерия.

Примеры грехов, которые перечисляют батюшке при исповеди, включают различные категории.

К распространенным женским проступкам относятся:

  • обращалась к ведуньям, гадалкам и так далее; редко посещала церковь и читала молитвы;
  • имела половые отношения до брака;
  • во время молитвы размышляла о насущных проблемах;
  • боялась старости
  • имела неблагочестивые мысли;
  • совершала аборты;
  • была суеверна;
  • чрезмерно употребляла алкоголь, сладости, наркотики;
  • носила откровенную одежду; отказала в помощи нуждающимся.

Распространенными мужскими грехами считаются: отсутствие веры, хула на Господа;

  • жестокость
  • гордость;
  • лень;
  • насмешки над слабыми;
  • жадность;
  • уклонение от службы в армии;
  • оскорбления окружающих людей, применение насилия;
  • слабость при противостоянии соблазнам
  • клевета, воровство;
  • хамство, грубость;
  • отказ в помощи нуждающимся.

В православии выделяют 3 основных группы прегрешений, которые подлежат изложению во время исповеди: по отношению к Господу, близким, самому себе.

Что говорить на исповеди священнику: пример

Вы должны знать, что изливать душу батюшке и каяться в своих грехах во всех подробностях вовсе не обязательно, даже нежелательно. Просто взгляните на этот список грехов и выпишите то, что свойственно вам.

Всего смертных грехов, в которых и необходимо покаяться, семь:

  1. Зависть к успехам и достижениям, благам других людей.
  2. Тщеславие, которое проявляется к эгоизме, нарциссизме, завышенной самооценке и самовлюбленности.
  3. Уныние, с которым также отождествляются такие понятия, как депрессия, апатия, лень и отчаяние, отсутствие веры в собственные силы.
  4. Сребролюбие, которое на современном языке мы называем жадностью, скупостью, зацикленностью только на материальных благах. Когда человек ставит перед собой цели, направленные только на обогащение, но не уделяет ни минуты времени развитию духовному.
  5. Гнев, направленный на людей. Сюда же относятся любые проявления вспыльчивости, раздражения, мстительность и злопамятность.
  6. Блуд — измена своему партнеру, частая смена половых партнеров, неверность возлюбленному в мыслях, словах или действиях (не только физический акт).
  7. Чревоугодие, обжорство, чрезмерная любовь к еде и отсутствие всяких ограничений в пище.

Эти грехи не напрасно названы «смертными» — они приводят если не к гибели физического тела человека, то к смерти его души. Постоянно, день за днем, совершая эти грехи, человек все дальше отдаляется от Бога. Он перестает чувствовать его защиту, поддержку.

Только искреннее покаяние на исповеди поможет очиститься от всего этого. Стоит понимать, что все мы не без греха. И не нужно корить себя, если узнали себя в этом списке. Не ошибается только Бог, а обычный человек не всегда способен противостоять искушениям и соблазнам, не впускать зло в свои тело и душу. Особенно, если в его жизни происходит какой-то сложный период.

Пример того, что можно говорить: «О Боже, я грешил перед тобой». А затем перечислять грехи по заранее подготовленному списку. Например: «Совершил прелюбодеяние, жадничал с матерью, постоянно гневаюсь на жену». Завершите покаяние фразой: «Каюсь, Боже, спаси и помилуй меня грешника».

После того, как священник выслушает вас, он может дать совет и поможет понять, как вам следует действовать в той или иной ситуации в согласии с божьими заповедями.

Вам может быть очень сложно признаваться в совершенных грехах. Ощущение тяжести, подавленности, комок в горле, слезу — любая реакция совершенно нормальна. Постарайтесь преодолеть себя и рассказать все. Батюшка никогда вас не осудит, ведь он проводник от вас к Богу и просто не имеет права давать оценочные суждения.

Посмотрите обучающее видео о том, с каких слов начать исповедь перед батюшкой:

Как правильно называть грехи на исповеди

Отвлекалась от молитвы, отвлекала других, испускала дурной воздух в храме, выходила по надобности, не сказав об этом на исповеди, спешно приуготовлялась на исповедь. Согрешала леностью, праздностью, эксплуатировала чужой труд, спекулировала вещами, продавала иконы, не ходила в храм в воскресные и праздничные дни, ленилась молиться.

Ожесточилась к

Как пойти на исповедь - католический капеллан в университетах и ​​других высших учебных заведениях, Вестминстерская епархия, Лондон, Великобритания

  • Дом
    • Политика конфиденциальности
    • Зарегистрироваться для мероприятий
    • Охрана
  • Капелланство
    • Мессы и признания
    • Новости
    • Капелланы
    • Социальная работа и волонтерство
    • Волонтерские проекты
  • События
    • Еженедельное расписание
    • Молитва и Таинства
    • Обычная деятельность
    • Особые события
    • Facebook
  • Колледжи
    • Найдите свой колледж и католический колледж
    • Другие центры капелланов
    • Университеты за пределами Лондона
  • Размещение
    • Newman House - Жилой комплекс
    • Newman House - Гости на летнем отдыхе
    • Услуги Newman House
    • Другие католические студенческие общежития
  • Юбилей
    • История
    • Общественные мероприятия
    • Выходные, посвященные 50-летию, 26-28 мая 2017 г.
  • Редевелопмент
    • Видение
    • Планы
    • Сбор средств
  • ресурса
    • Молитвы
    • Как пойти на исповедь
    • Онлайн-проповеди и беседы
    • Ресурсы веры
  • Поддержите нас
    • Друзья и выпускники
    • Пожертвования
    • Подпишитесь на новости
  • Контакт
  • Дом
    • Политика конфиденциальности
    • Зарегистрироваться для мероприятий
    • Охрана
  • Капелланство
    • Мессы и признания
    • Новости
    • Капелланы
    • Социальная работа и волонтерство
    • Волонтерские проекты
  • События
    • Еженедельное расписание
    • Молитва и Таинства
    • Обычная деятельность
    • Особые события
    • Facebook
  • Колледжи
    • Найдите свой колледж и католический колледж
    • Другие центры капелланов
    • Университеты за пределами Лондона
  • Размещение
    • Newman House - Жилой комплекс
    • Newman House - Гости на летнем отдыхе
    • Услуги Newman House
    • Другие католические студенческие общежития
  • Юбилей
    • История
    • Общественные мероприятия
    • Выходные, посвященные 50-летию, 26-28 мая 2017 г.
  • Редевелопмент
    • Видение
    • Планы
    • Сбор средств
  • ресурса
    • Молитвы
    • Как пойти на исповедь
    • Онлайн-проповеди и беседы
    • Ресурсы веры
  • Поддержите нас
    • Друзья и выпускники
    • Пожертвования
    • Подпишитесь на новости
  • Контакт
Главная / Ресурсы / Как пойти на исповедь

Как сделать хорошее признание

Как сделать ваши Признания менее трудными и более плодотворными.

Если вы все еще тянетесь к исповеди, вот вам помощь, которая поможет вам преодолеть свое сопротивление и открыть свою душу огромному резервуару милосердия, найденному в Исповеди.

Это практичное практическое руководство покажет вам, как превратить ваши признания из неприятных моментов в темной комнате в глубокие переживания Божьей любви. Автор, о. Джон Кейн дает четкие указания о том, как вы можете (и должны) максимально эффективно использовать таинство примирения.Более того, он показывает вам, как нести благодать исповеди в вашу повседневную жизнь, чтобы вы начали последовательно побеждать в своих битвах с грехом.

Это книга, к которой вы можете возвращаться снова и снова, чтобы обновить свое чувство Божьей милости, а также обрести о. Кейн поможет вам проверить вашу совесть и привести вашу жизнь в большее соответствие со светом Евангелия.

Получить о. Помощь Кейна в том, чтобы хорошо исповедоваться и избежать греха:

  • Одна истина, которую вы должны осознать, иначе вы никогда не прогоните грех из своей души
  • Две причины, по которым Бог прощает грех, но все же наказывает грешника
  • Три характеристики истинного прощенный грешник: есть ли они у вас?
  • Ваши прошлые грехи: поразительные способы, которыми они могут помочь вам больше любить Бога сегодня
  • Истинное покаяние и его подделки: три способа найти подлинный предмет
  • Как определить, сожалеете ли вы о своих грехах, даже если вы этого не сделаете? Мне жаль
  • Смущение от исповеди - как это на самом деле может помочь вам подражать Христу!
  • Дорогая цена за свои грехи: нет, вы, вероятно, этого не осознаете, и да, это хуже, чем вы думаете
  • Почему ненавидеть грех не означает ненавидеть грешника
  • Почему истинные святые всегда будут считать себя грешниками
  • Скорбь за грех: как она углубляет ваше сострадание к другим
  • Как пользоваться преимуществами Ежегодного поста для преодоления своих грехов
  • И многое другое, что поможет вам получить от исповеди больше духовных плодов, чем вы, возможно, даже думали!

Признание Лауры Куэнсберг: Как редактор BBC признал, что Brexit «навсегда изменил карьеру» | Великобритания | News

Политический редактор BBC News утверждал, что даже политики «на самом деле не знали, что делать» после того, как Великобритания решила выйти из блока и вернуть себе контроль.Ожидается, что она останется беспристрастной из-за ее роли в телевещании по темам, которые она освещает. Но в недавно опубликованном интервью Press Gazette г-жа Куэнсберг рассказала о Брексите и о том, как изменился мир.

Она разговаривала с изданием после того, как получила высшую награду за свою работу на референдуме 2016 года.

Пять лет назад она сказала: «Очевидно, что наше решение выйти из ЕС - это самое важное политическое решение, которое мы как страна будем принимать за десятилетия.

«Никто не знает, какими будут последствия, хорошие или плохие, и поэтому я думаю, что большинство людей согласится с тем, что последствия этого больше, чем любой выбор из всеобщих выборов - хотя это, конечно, тоже огромные истории - и вы Я видел, как политики борются с этим, и они действительно не знают, что делать.

«Мы также живем в эпоху, когда класс ученых мужей так много раз оказывался неправым, что это нормально быть политическим журналистом и говорить:« Я не знаю »».

Таким образом, госпожа Кюнсберг предположила, что результаты референдума коренным образом изменили то, как она, как ожидается, будет работать сегодня.

Она добавила: «Не думаю, что я назвала это, но меня это не удивило, потому что мы были в пути в течение нескольких месяцев до результата, а не только во время кампании, и мы заметили, что многие люди считают, что [голосование за выход] - вот что они хотели сделать.

«Это вроде как просто - вы стучите в дверь, и люди вам что-то говорят.

«И многие политики тоже знали, что это произойдет, но они не обязательно хотели говорить об этом публично».

JUST IN: Тори в «беспокойстве» из-за «громадного» бюджета канцлера Риши Сунака

Однако петиция была отклонена принимающим веб-сайтом 38 градусов.

Босс веб-сайта сказал, что его пришлось закрыть из-за опасений, что он стал «центром сексистских и ненавистнических оскорблений в отношении Лауры Куэнсберг».

Претензии продолжались до

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *