Пятница , 26 Апрель 2024

Ипем – ИПЕМ — Институт проблем естественных монополий

Об Институте проблем естественных монополий

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) – независимый научно-исследовательский центр, основанный в 2005 году. Исследовательские работы в Институте осуществляют более 35 специалистов, среди которых 5 докторов и 6 кандидатов наук.

Деятельность ИПЕМ направлена на анализ состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие) с целью выработки рекомендаций по решению существующих проблем и реализации отраслевого потенциала.

 

Основными принципами Института при проведении исследовательских работ в области реформирования естественных монополий являются взвешенный подход, прогноз и всесторонний анализ рисков и тщательный расчет последствий принимаемых решений и структурных преобразований для потребителей продукции монополий, самих монополий, населения и всей экономики в целом.

 

Направления исследовательских работ

Железнодорожный транспорт
  • Грузовые перевозки
  • Пассажирские перевозки (дальние и пригородные)  
  • Формирование тарифной системы  
  • Инвестиции в инфраструктуру и подвижной состав  
  • Реформирование железнодорожного транспорта
  
Электроэнергетика
  • Реформирование электроэнергетической отрасли
  • Ценообразование и регулирование на рынке электроэнергии
  • Инвестиции в электроэнергетику
 
 
Топливно-энергетический комплекс
  • Ценообразование и регулирование на рынке газа
  • Внутренний и мировой рынки газа
  • Развитие угольной промышленности
  • Новые проекты в сфере ТЭК: инвестиции и эффективность
  
Машиностроение
  • Локомотивостроение
  • Вагоностроение
  • Оценка стоимости жизненного цикла
  • Оценка производственного потенциала
  • Формирование внутреннего рынка
  • Инновации в отрасли
  
Межотраслевые исследования
  • Промышленная политика
  • Регулирование естественных монополий
  • Мониторинг текущей ситуации в промышленности

 

ИПЕМ активно контактирует со многим отраслевыми и научными организациями. В рамках сотрудничества с НП «ОПЖТ» и Комитетом по железнодорожному машиностроению Союза машиностроителей России Институт издает ежеквартальный журнал «Техника железных дорог», который является ведущим изданием России в области железнодорожного машиностроения.

www.ipem.ru

Руководство Института

Курейчик Виктор Михайлович

Доктор технических наук, профессор, действительный член РАЕН, заслуженный деятель науки РФ

Заведующий кафедрой «Дискретная математика и методы оптимизации» Южного федерального университета

Родился 2 ноября 1945 года. Занимал должности инженера, начальника лаборатории, отдела. С 1982 по 1987 года работал деканом факультета микроэлектроники и электронной техника Таганрогского радиотехнического университета. В 1987 году основал кафедру САПР. С 1993 года действительный член Российской академии естественных наук. C 1999 года по 2003 год — проректор по информатике и директор Ростовского областного центра новых информационных технологий. С сентября 2003 года по февраль 2012 года занимал должность проректора по науке Таганрогского радиотехнического университета и заместителя руководителя по научной и инновационной деятельности Южного федерального университета. В 2012 году организовал кафедру «Дискретная математика и методы оптимизации» (ДМиМО) Южного федерального университета и избран по конкурсу заведующим этой кафедры.

Прошел научную стажировку в 1978-1979 гг. в университетах Сиракузы, Филадельфии, Балтимора, Дейтона, Нью-Йорка в США. В 1992г. прочитал курс лекций по САПР в Мичиганском государственном университете США. В 1993-1994 гг. выиграл грант и провел научные исследования в США по генетическим алгоритмам. Выступал с программными докладами в США, Германии, Франции, Польше, Болгарии, Венгрии, Японии и других странах. В 1998 г. был участником всемирной выставки CEBIT, являлся членом программного комитета международных конгрессов и симпозиумов по САПР. С 1986 по 1992 года был президентом всесоюзной Ассоциации САПР.

Научная деятельность представлена 635 печатными работами. Внесен большой вклад в подготовку научных и педагогических кадров высшей квалификации. Под его руководством сформировалось и успешно функционирует научная школа в области эволюционного моделирования и интеллектуальных САПР, в рамках которой им подготовлены 60 кандидатов и 8 докторов наук. Являлся старшим членом IEEE США, членом американского математического общества, членом американского библиографического института, заместителем председателя Совета по защите докторских диссертаций Южного федерального университета, председателем оргкомитета постоянно действующей с 1981 года международной конференции «Интеллектуальные САПР».

Член редколлегий центральных журналов России — «Открытое образова-ние», «Информационные технологии», «Программные продукты и системы», «Известия ЮФУ. Технические науки», главный редактор отечественного теоретического и научно – методического журнала «Информатика, вычислительная техника и инженерное образование».

www.ipem.ru

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в обеспечении потребностей промышленности и торговли России, и решение его проблем является вопросом экономической безопасности страны. Институт проблем естественных монополий заслуженно считается ведущей организацией в области исследования проблем железнодорожного транспорта. Объединив опыт ведущих отраслевых аналитиков, Институт проводит комплексный мониторинг железнодорожной отрасли, изучая вопросы как пассажирских и грузовых перевозок, так и развития отрасли в целом.

 

21.06.2019

Железнодорожный транспорт | Доклады

Рынок предоставления подвижного состава для перевозки нефтеналивных грузов и специализированных вагонов испытывает временный подъем из-за аварии на нефтепроводе «Дружба», однако с конца 2019 года ставки стабилизируются на ближайшие несколько лет. Такую оценку представил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук на X международной конференции «Рынок перевозок нефтеналивных и жидких нефтехимических грузов» 21 июня в Москве.

подробнее

23.05.2019

Железнодорожный транспорт | Доклады

По мнению ИПЕМ, внедрение современного подвижного состава для пассажирских железнодорожных перевозок способствует развитию экономики благодаря не только значительному заказу для промышленности, но и существенному преобразованию самой транспортной услуги. Полноценная реализация потенциала данного эффекта возможна при комплексном подходе государства к регулированию межтранспортной конкуренции, которое должно ориентироваться на комфорт пассажира.

подробнее

11.04.2019

Железнодорожный транспорт | Работы

Рост скорости перевозок и развитие инфраструктуры должны быть первоочередными направлениями развития железнодорожного транспорта как в грузовом, так и в пассажирском сообщении. Такое мнение выразили большинство участников X ежегодной конференции «Транспортная отрасль России: железнодорожный сектор», опрошенных Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ) совместно с «Ведомости. Конференции».

подробнее

11.04.2019

Железнодорожный транспорт | Работы

ИПЕМ подготовил обзор изменения ключевых показателей работы железнодорожного транспорта России в 2010-2018 годах и определил основные вызовы, стоящие перед отраслью. Результаты работы Института вошли в отдельный аналитический доклад, который был представлен 5 апреля 2019 года на X конференции «Транспортная отрасль России: железнодорожный сектор», а теперь опубликован в открытом доступе.

подробнее

25.03.2019

Железнодорожный транспорт | Доклады

Обсуждаемый сегодня механизм закрепления пропускной способности железнодорожной инфраструктуры за грузоотправителями нарушает фундаментальный принцип недискриминационного доступа к ней, создает риски возникновения «серого» рынка торговли пропускной способностью инфраструктуры и увеличения транспортных издержек предприятий.

подробнее

14.03.2019

Железнодорожный транспорт | Доклады

14 марта состоялась организованная Creon Chemicals конференция «Подвижной состав для химических грузов 2019». В ходе первого заседания заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук представил прогнозы Института о перспективах списания и восполнения парка железнодорожных цистерн.

подробнее

27.02.2019

Железнодорожный транспорт | Работы

Институт проблем естественных монополий опубликовал консолидированные результаты анкетирований, проведенных на ключевых деловых мероприятиях в 2018 году. Они показывают, что в отрасли существует значительный запрос на актуализацию нормативно-правовой базы.

подробнее

29.01.2019

Железнодорожный транспорт | Доклады

ИПЕМ подвел итоги отслеживания динамики цен на авиа- и железнодорожные билеты в канун Нового года по ключевым направлениям перевозок по России: из Москвы в Санкт-Петербург, Казань, Самару и Краснодар. На основе полученной информации Институт сформировал ряд советов для пассажиров, как можно сэкономить на билетах.

подробнее

www.ipem.ru

Мониторинги ситуации в промышленности

 

В 2009 году в период экономического кризиса Министерство промышленности и торговли РФ поставило перед Институтом проблем естественных монополий задачу разработать достоверные и оперативные индикаторы влияния кризиса на российскую промышленность.

В результате экспертами ИПЕМ была предложена уникальная система, основанная на разработанных Институтом индексах производства и спроса. Начиная с августа 2009 года, ИПЕМ ежемесячно публикует мониторинг развития отечественной промышленности, предоставляя государственным органам и бизнесу наиболее точный анализ текущей ситуации для принятия эффективных решений.

Методология расчета показателей

В отличие от индекса промышленного производства Росстата, основанного на агрегировании первичных данных, при расчете индексов ИПЕМ использует альтернативный метод – аналитический расчет на основе базовых макроэкономических показателей. Экономика страны – взаимосвязанная система, поэтому существуют устойчивые корреляционные зависимости базовых макроэкономических показателей. Корректное нахождение этих зависимостей позволяет получить альтернативные официальной статистике достоверные индикаторы развития промышленности.

Расчет индексов основывается на косвенных интегральных показателях, которые отличаются высокой достоверностью и оперативностью – потребление электроэнергии и погрузка грузов на железнодорожном транспорте. 

Индекс ИПЕМ-производство

В основу расчета индекса промышленного производства (ИПЕМ-производство) заложен тот факт, что электроэнергия является средством производства для любого промышленного процесса. Таким образом, индекс ИПЕМ-производство рассчитан на основе данных об электропотреблении, структурированных по категориям потребителей, очищенных от факторов сезонности, влияния непромышленных потребителей и случайных температурных факторов. Индекс ИПЕМ-производство позволяет получать оперативную и достоверную информацию о состоянии промышленности (включая неформальную нелегальную деятельность).

Индекс ИПЕМ-спрос

Индекс ИПЕМ-спрос рассчитывается на базе оперативных данных о погрузке промышленных товаров на железнодорожном транспорте. Данные о погрузке на российских станциях позволяют очистить данные о железнодорожных перевозках от транзитных и импортных грузов, но учесть экспорт. Железнодорожным транспортом в России перевозится до 80% промышленных товаров и сырья, поэтому именно характеристика работы железнодорожного транспорта отражает совокупный показатель спроса на промышленную продукцию в экономике. В обоснование расчета положены устойчивые корреляционные зависимости динамики производства различных промышленных товаров с погрузкой данных категорий товаров на железнодорожном транспорте. Индекс ИПЕМ-спрос позволяет разделять и учитывать также внутренний (внутри России) и внешний спрос (экспорт) на продукцию отечественной промышленности.

Индексы ИПЕМ-экспорт и ИПЕМ-импорт

Статистика внешней торговли по таможенным операциям является достаточно достоверной и оперативной в части ценовых параметров, но запаздывает для проведения мониторинга изменения реальных физических объемов. Для получения оперативных данных об изменениях во внешнеторговых операциях Институтом были разработаны индексы ИПЕМ-экспорт и ИПЕМ-импорт, рассчитываемые на основе перевозок грузов в экспортных и импортных направлениях.

Показатель «Остатки на складах»

В период стабильного экономического роста различия между индексами производства и спроса незначительны и непринципиальны. Однако в период кризиса их значения сильно разнятся, и эта разница связана с динамикой складских остатков. Потребление товаров в экономике более волатильно, чем производство в промышленности. Вспомогательный показатель «остатки на складах» позволяет учесть эту разницу.

www.ipem.ru

ИПЕМ оценил долгосрочные перспективы изменения парка вагонов и себестоимости их производства до 2025 года

Новости ИПЕМ — Машиностроение

26 апреля, 2018

По оценкам ИПЕМ, официальные долгосрочные прогнозы развития экономики России предполагают рост потребности в массовых видах грузовых вагонов, а также рост себестоимости их производства.

Соответствующие результаты расчетов представил генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян на состоявшемся 23 апреля совместном заседании ряда рабочих органов РСПП, посвященном мерам обеспечения вывоза предъявляемых к перевозке грузов и принципам ценового регулирования межвидовой конкуренции на транспорте.

На основе двух сценариев, заложенных в разных версиях долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года, ИПЕМ оценил перспективный потребный парк различных видов грузового подвижного состава. Так, по оценкам ИПЕМ, потребный парк полувагонов к 2025 году может вырасти на 11,9-15,1% до 545-561 тысяч единиц, платформ и хопперов — на 12,2-26% до 65,4-73,4 тысяч и 102,9–115,6 тысяч единиц соответственно.

В то же время потребный парк цистерн к указанно периоду сократиться на 0,5-2,9% до 223,4–217,9 тысяч вагонов. Такая отрицательная динамика связана с ожидаемым ОАО «РЖД» переключением нефтяных грузов на трубопроводный транспорт в связи с его активным развитием. В рамках заседания в РСПП гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян также отметил наблюдаемую несбалансированность работы российской транспортного комплекса и необходимость внедрения государственных инструментов управления транспортным балансом.

ИПЕМ также оценил перспективы изменения себестоимости производства грузовых вагонов исходя из двух сценариев на основе ключевых макроэкономических документов — Прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, а также Прогноза на период до 2030 года. По оценкам Института, себестоимость производства грузовых вагонов к 2025 году вырастет на 49,7-59,5%, при этом среднегодовые темпы роста себестоимости составят 5,2-6,1%, что выше показателей инфляции, заложенных в макроэкономических прогнозах (4,0%). При этом основные доли в структуре себестоимости грузового вагона, по оценкам ИПЕМ, составляют сырье и материалы (36%), комплектующие (28%) и общепроизводственные расходы (19%). В то же время себестоимость определяет только минимальную цену вагона, а ключевой фактор формирования рыночной цены — изменения спроса, определяемые рядом показателей: объемом грузоперевозок, состоянием рынка (дефицит или профицит), размером ставок операторов, темпами списания старых вагонов, долей долгосрочных контрактов и др.

 

 

Следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальной странице в Facebook!

 

Также по теме:

  • Состояние производства и ремонта грузовых вагонов: взгляд рынка, 24 апреля, 2018
  • Инновационный вагон: особенности эксплуатации, И. Скок, 17 апреля, 2018
  • Транспортное машиностроение демонстрирует значительный рост объёмов производства, И. Скок, РЖД-Партнер, 11 апреля, 2018
  • Транспортное машиностроение: актуальные результаты и тренды, И. Скок, РЖД-ТВ, 10 апреля, 2018
  • Анализ состояния и развития транспортного машиностроения России, 30 марта, 2018
  • Предложения по актуализации Стратегии развития транспортного машиностроения РФ на период до 2030 года, 16 февраля, 2018

www.ipem.ru

ТЭК

ТЭК

ТЭК играет важную роль в экономике и обеспечении энергетической безопасности страны. Исследования Института направлены на выявление ключевых проблем отрасли. Эксперты ИПЕМ осуществляют комплексный анализ по добыче, переработке, поставке и потреблению топливно-энергетических ресурсов, разрабатывают предложения по повышению эффективности ТЭК, дают рекомендации по реконструкции и модернизации предприятий отрасли.

 

01.07.2019

ТЭК | Работы

По оценкам ИПЕМ, рост стоимости коммунальных услуг во второй половине 2019 года (с учетом услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами) превысит установленные государством предельные индексы в 10 из 15 городов России с населением свыше 1 млн человек.

подробнее

24.05.2019

ТЭК | Доклады

По оценкам ИПЕМ, вклад угольной промышленности в ВВП России в 2018 году достиг 1% и может продолжить расти в связи с ожидаемым ростом потребления угля в Азии и расширением присутствия российских поставщиков на этом рынке. Реализация указанных возможностей потребует существенного расширения транспортной и портовой инфраструктуры в восточном направлении.

подробнее

29.11.2018

ТЭК | Доклады

Заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев принял участие в дискуссии «Роль угольной генерации в эпоху энергетического перехода» в рамках проекта «Энергетический диалог Сколково». Эксперт Института представил доклад о перспективах угольной генерации в России и предложениях по государственным мерам, которые могут быть направлены на ее сохранение и развитие.

подробнее

03.10.2018

ТЭК | Доклады

Заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев принял участие в работе Российской энергетической недели, проходившей 3-5 октября 2018 в Москве. Эксперт Института выступил с докладом на дискуссии «Останется ли угольная промышленность драйвером роста экономики развивающихся стран?», в котором представил основные результаты исследования Института, посвященного экономическим и экологическим проблемам российских угольных терминалов.

подробнее

24.09.2018

ТЭК | Доклады

24 сентября 2018 года в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялся круглый стол на тему «Потенциал российского угольного экспорта». Актуальность мероприятия обусловлена государственными задачами по существенному наращиванию угольного экспорта, о чем говорил глава государства на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности в Кемерово в августе этого года. В рамках круглого стола с небольшим докладом выступил заместитель гендиректора ИПЕМ Александр Григорьев. Также в мероприятии приняли участие представители СУЭК, ИЭРТ, ИНЭИ РАН.

подробнее

27.08.2018

ТЭК | Работы

ИПЕМ оценил эффекты для населения от введения новой схемы расчетов тарифа на тепловую энергию – метода «альтернативной котельной». Институт отмечает, что тариф «альткотельной» выше текущего уровня тарифов для всех 19 городов, которые выразили желание стать «пилотными» для внедрения нового метода тарифного регулирования. При этом в 11 из них дополнительный рост тарифов может составить от 20% до 84%. Такой скачок, по мнению экспертов, с одной стороны, несет риск всплеска социальной напряженности, а с другой, представляет опасность для финансовой устойчивости энергокомпаний, так как местные власти могут в перспективе пойти на кардинальное ограничение роста тарифов.

подробнее

23.05.2018

ТЭК | Доклады

23 мая 2018 года в рамках ХХIII Саммита «Металлы и горная промышленность России и СНГ 2018» заместитель гендиректора ИПЕМ Александр Григорьев выступил с докладом «Российская угольная отрасль в контексте современной климатической политики», в котором оценил перспективы российского и зарубежных рынков угля.

подробнее

23.11.2017

ТЭК | Доклады

Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян принял участие в конференции «Инвестиции в климат: новая парадигма экономического развития России» и выступил с докладом о путях выполнения обязательств по Парижскому климатическому соглашению.

подробнее

www.ipem.ru

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Россия занимает третье место в мире по объему генерации электроэнергии и четвертое по экспорту электроэнергии за рубеж. Электроэнергетика является базовой инфраструктурной отраслью и ее эффективное функционирование является важным фактором для успешного развития экономики страны. Аналитики ИПЕМ осуществляют мониторинг отрасли, проводят актуальные научно-исследовательские проекты по анализу и оценке реформ электроэнергетики.

 

11.06.2019

Электроэнергетика | Работы

Заложенный в Схеме и программе развития Единой энергетической системы на 2019–2025 годы (СиПР ЕЭС 2019) сценарий развития отрасли на ближайшие 7 лет предполагает стабильный рост энергопотребления и сокращение избытка мощностей, однако не гарантирует, что темпы роста цен на электроэнергию останутся ниже темпов роста цен на топливо. Соответствующие выводы представлены в экспертном мнении Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) «Анализ Схемы и программы развития ЕЭС России до 2025 года: перспективы и последствия для генерации».

подробнее

18.04.2019

Электроэнергетика | Работы

ИПЕМ провел анализ промежуточных результатов первого конкурсного отбора на модернизацию ТЭС России. По мнению Института, дифференцированные по мощности критерии для участия в программе модернизации фактически лишают большую часть энергоблоков ТЭЦ шансов на прохождение отбора. Высокую вероятность такого сценария ИПЕМ отмечал ещё до публикации предварительных результатов отбора.

подробнее

19.03.2019

Электроэнергетика | Работы

ИПЕМ оценил возможность участия генерирующих объектов России свыше 400 МВт в конкурсных отборах по программе модернизации тепловых электростанций (ТЭС) до 2025 года. По прогнозам ИПЕМ, в отборах 2019-2025 годов смогут принять участие 54 ГВт турбинных мощностей крупных ТЭС, а конкуренция между проектами будет невысокой. Результаты исследования Института визуализированы в формате карты, позволяющей наглядно оценить перспективы принятой государством программы.

подробнее

18.02.2019

Электроэнергетика | Доклады

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) считает, что государству следует предусмотреть дополнительные требования к качеству систем утилизации золошлаковых отходов (ЗШО) на угольных электростанциях – или в рамках программы модернизации ТЭС, или в рамках перехода на НДТ. В противном случае проблема золоотвалов останется острой еще многие десятилетия.

подробнее

04.02.2019

Электроэнергетика | Работы

Проведенный ИПЕМ анализ итогов вводов новых генерирующих мощностей в 2018 году показывает, что достигнутые показатели в 4,8 ГВт являются одними из самых высоких за последние 20 лет. При этом объём введенных мощностей ВИЭ составил 350 МВт, и также стал одним из самых высоких за всю новейшую российскую историю. В исследовании отмечается, что отсутствие рыночных механизмов привлечения инвестиций продолжает оставаться основным перспективным риском для генерирующего сектора электроэнергетики. Такие выводы представлены в экспертном мнении «Новые генерирующие мощности в ЕЭС России: анализ итогов 2018 года».

 

подробнее

20.07.2018

Электроэнергетика | Доклады

20 июля 2018 года состоялось заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике на тему «Место угольной генерации в топливно-энергетическом балансе России. Пути преодоления ограниченной конкурентоспособности угля в качестве топлива электростанций». В рамках мероприятия заместитель гендиректора ИПЕМ Александр Григорьев выступил с докладом выступил на тему «Социальные и экономические аспекты функционирования угольной генерации в регионах России».

подробнее

20.04.2018

Электроэнергетика | Доклады

20 апреля 2018 года в рамках организованного Комитетом Совета Федерации по экономической политике круглого стола «Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике» генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян выступил с докладом «Цифровизация электроэнергетики требует перехода на стимулирующее регулирование».

подробнее

19.02.2018

Электроэнергетика | Доклады

Заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев 19 февраля 2018 года выступил с докладом в рамках круглого стола Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Модернизация объектов электрогенерации: источники финансирования».

подробнее

www.ipem.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *