Пятница , 19 Апрель 2024

Государственный бюджет это финансовый план государства – Государственный бюджет — это… Что такое Государственный бюджет?

18.Бюджет – центральный финансовый план страны

Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты — расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции — проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития научно- технического прогресса в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.

В условиях современной научно-технической революции резко возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил — человеку. Быстрые темпы научно-технического прогресса повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы- просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения. В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1. Бюджет — это основной финансовый план государства.

2. Бюджет — самый крупный централизованный денежный фонд страны.

3. Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, который служит выполнению его политических, экономических и социальных функций. У государственного бюджета можно выделить следующие функции:

· Распределительную (перераспределительную).

· Контрольную.

· Стимулирующую.

· Стабилизирующую.

· Регулирующую.

Форма государственного устройства той или иной страны накладывает отпечаток на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти — федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма. В основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона. Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки — межбюджетные трансферты, — целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне и др.

Помимо федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция — информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику.

К задачам бюджета можно отнести:

· Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).

Доходы бюджета — налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества.

· Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

· Контроль.

19.Бюджетный процесс

Бюджетный процесс представляет собой совокупность мероприятия, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансово-бюджетный год, который в РФ совпадает с календарным.

Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом. Бюджетный период включает в себя все время, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса. Бюджетный период начинается с момента принятие решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами.

Значительная часть бюджетного процесса связана с подготовкой и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета. Целями бюджетного планирования является:

  1. определение общего объема расходов бюджета и отдельных направлений использования средств в соответствии с экономической, функциональной и ведомственной классификацией расходов. Поиск путей наиболее эффективного использования бюджетных средств на основе максимально возможного обеспечения государственных бюджетных стандартов.

  2. Определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста поступлений налогов и других доходов.

  3. Определение бюджетного результата (бюджетного дефицита или профицита). При этом установление возможных источников финансирования бюджетного дефицита на основе оптимального сочетания внутренних и внешних кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – это определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства.

  4. Установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений и расчет нормативов распределения регулирующих доходов и выделяемых в нижестоящие бюджеты направлений финансовой помощи.

  5. Определение параметров обслуживания государственного долга и установления предельной величины общего государственного долга, и, в том числе, внешнего государственного долга.

  6. Контроль за деятельность государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.

Бюджетный процесс включает кроме бюджетного планирования еще исполнение бюджетов. Исполнение бюджетов имеет следующие основные цели:

  1. Сбор и получение предусмотренных законом о бюджете доходов в целом и по каждому источнику.

  2. Полное финансирование расходов бюджета в общей сумме и по каждому направлению использования средств в соответствии со сроками и целями, установленными в законе о бюджете.

  3. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

  4. Контроль за сбором доходов и финансированием расходов со стороны государства.

studfile.net

Бюджет, как финансовый план государства

Аипов Бауыржан

Бюджет, как финансовый план государства

Как особая область стоимостного распределения бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению обще — государственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляется финансирование затрат по расширению производства, по ускорению научно-технического прогресса и по совершенствованию отраслевой и территориальной структуры общественного производства; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей (образование, здравоохранение, социальное обеспечение) и расходы по обороне и охране общественного порядка и т.д.

Функционирование бюджета связано с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства и осуществляется на основе применения особых экономических и организационных форм.

Под экономическими формами понимаются категории доходов и расходов бюджета, которые объективно выражают отдельные стороны стоимостного распределения валового внутреннего продукта. Эти категории имеют специфическое назначение, поскольку доходы предназначены для обеспечения государства бюджетными ресурсами (необходимыми денежными средствами), расходы для распределения бюджетных ресурсов в целях удовлетворения общегосударственных потребностей.

Организационные формы функционирования бюджета выражаются в конкретных видах поступлений доходов, методах определения их объемов, способах установления объемов расходов бюджета и его дефицита.

По существу, это определенные формы бюджетных отношений, регламентируемые государством на основе принятия соответствующих законодательных актов [1].

Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Характеристика государственного бюджета как основного финансового плана страны заключается в активном использовании правительством бюджета в интересах развития экономики и решения социальных проблем. Такое сознательное использование объективной финансовой категории реализуется через планирование централизованного денежного фонда, результатом этого процесса является основной финансовый план страны, государственный бюджет. В основном финансовом плане государства находят отражение все те распределительные отношения, которые составляют содержание государственного бюджета как экономической категории. Как и всякий финансовый план, государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. В свою очередь, эти части бюджета складываются из различных статей. Специфические статьи доходов и расходов государственного бюджета показывают источники его формирования и направления использования.

Как основной финансовый план страны — государственный бюджет Республики Казахстан состоит из самостоятельных видов финансовых планов — республиканского бюджета и местных бюджетов. Государственный бюджет составляется на финансовый год и утверждается в законодательном порядке.

Следует различать понятия государственный бюджет как основной финансовый план страны. В первом речь идет о системе денежных отношений, имеющих объективный характер, во втором о результате сознательной деятельности людей по формированию и использованию централизованных денежных средств. Под государственным бюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части совокупного общественного продукта. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе. Таким образом, государственный бюджет это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливающего для национального хозяйства в целом, для всех структурных подразделений общественного производства бюджетные взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий государственного плана экономического и социального развития Казахстана.

Государственный бюджет как финансовый план характеризуется следующими чертами:

— имеет силу закона;

— отражает директивы правительства;

— является обоснованным;

Его составление и исполнение основывается на сочетании централизованного управления и местных полномочий.

Рассматривая бюджет как основной финансовый план, следует отметить, что в нем представлены все атрибуты финансового плана, денежные поступления или доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям, соизмерение денежных расходов и доходов на основе балансовых расчетов.

Государственный бюджет не только входит в единую систему финансовых планов страны, но и занимает среди них доминирующее место, являясь тем координирующим и ведущим звеном, благодаря которому обеспечивается образование и функционирование единой системы финансовых планов страны. Составление и использование финансовых планов во всей их совокупности определяет содержание финансового планирования, а формирование и исполнение государственного бюджета содержание бюджетного планирования. И финансовое, и бюджетное планирование осуществляется органически и одновременно, в едином плановом процессе, в котором первенство принадлежит бюджетному планированию. Вместе с тем и финансовое, и бюджетное планирование являются неотъемлемой составной частью государственного планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в условиях рыночных отношений [2].

Распределительный характер бюджетных отношений позволяет государству превратить бюджет в действенный рычаг воздействия на экономику, стимул общественного прогресса, в этом аспекте действие бюджета однотипно с другими стоимостными рычагами — ценой, кредитом и т.д.

Однако государственный бюджет занимает ключевое положение в сфере стоимостного распределения общественного продукта, и это превращает его в инструмент централизованного общегосударственного руководства экономикой — в основной финансовый план республики. Основной финансовый план по социально – экономическому развитию на основе централизации части финансовых ресурсов, а с другой стороны оказывает активное влияние на выявление дополнительных резервов и улучшение качественных показателей.

Литература:

1. Ильясов К.К., Саткалиева В.А. и другие. Государственный бюджет. – Алматы: 2010. –267с.

2. Омирбаев С.М., Интыкбаева С.Ж., Адамбекова А.А., Парманова Р.С. Государственный бюджет: учебник / – Алматы, 2011

be5.biz

Ответы@Mail.Ru: Про государственный бюджет

Государственный бюджет! В чем сущность государственного бюджета и бюджетной системы? Государственный бюджет — это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Через государственный и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства. Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования — безвозмездного, безвозвратного отпуска средств на конкретные сферы и мероприятия и бюджетных вложений на коммерческой основе. Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Бюджет — это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т. к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он — смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования. Бюджет представляет собой финансовый план государства, он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место. Бюджетную систему составляют: 1Государственный бюджет 2Местные бюджеты, входящие основной составной частью финансовых ресурсов государства.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *