Суббота , 20 Апрель 2024

Гендерный стереотип это: Гендерные стереотипы и роли — их влияние на поведение, примеры

Содержание

Гендерные стереотипы и роли — их влияние на поведение, примеры

Гендерные стереотипы – это сложившиеся устойчивые и распространенные представления, касающиеся особенностей поведения, внешности, самопредставления и стремлений в зависимости от пола. Стереотипы связаны с поддержанием функционирования гендерных ролей, будучи порожденными их особенностями, но и влияющими на их воспроизведение у последующих поколений.

Изучение гендерных стереотипов показало их влияние на установление гендерного неравенства, а также ущемление личности на основании пола, что породило множество митингов о гендерной и половой толерантности, а также феминистское движение. Сила влияния таких стереотипов зависит от исторического периода анализа и культурной среды, которая изучалась. Более развитые в исследовательском и культурном отношении страны в меньшей степени используют гендерные стереотипы для регуляции общественного поведения. Осознание того, что представляемые факты про соблюдение норм больше надуманны и не соответствуют действительности, позволяют людям более объективно относиться к реальности и обустраивать свою жизнь комфортным образом, реализовывая таланты и удовлетворяя потребности, возникающие в эту секунду, а не в соответствии с предписаниями.

Гендерные роли и стереотипы

В менее развитом обществе соотнесение себя и оценка окружающих по стереотипам довольно сильна, поскольку при построении стереотипного отношения не приходится анализировать свое внутреннее отношение, ситуацию и личность другого, можно просто взять готовую, внушаемую из вне информацию и следовать ее модели. При этом характерным является манипулирование смыслами и понятиями, заключающимися в избирательном восприятии информации и личном ее вольном трактовании, что делает подобные установки на счет характерного поведения основой для манипулирования окружающими.

Возникновение жесткой структуры гендерных предрассудков присуще традициям западной культуры, где гендерные роли четко разделены, соответствуют физиологическому полу с постоянным закреплением, а в других культуральных сообществах может, как полностью отсутствовать социальная роль, определяемая полом, так может и сменяться вместе со сменой условий и потребностей. В таких условиях не зарождаются стереотипы и рамки, а человек чувствует себя более свободным в собственных проявлениях и может успешно осуществлять различную деятельность.

Нужны ли гендерные стереотипы – вопрос, имеющий множество ответов, поскольку с одной стороны, любые стереотипы не позволяют видеть ситуацию реальной и проявлять гибкость приспособления, с другой они служат довольно сильным конструктом поддержания соответствующего поведения, являясь негласным сводом законов, что упрощает выбор жизненной стратегии тем, кто по различным причинам не способен выстроить самостоятельную.

Безусловно, различия феминного и маскулинного существуют, и этими вопросами занимается гендерная психология. И чем больше исследований особенностей данного спектра, тем больше было получено подтверждений тому, что между различными гендерами значительно больше схожего, чем различного, а психика любого человека содержит проявления обоих полов (собственную аниму и анимуса). Акцентируются различия в силу того, что они режут глаз, являются вечным камнем преткновения и глубоко закреплены в архаичных пластах психики, также этим удобно объяснять и прикрывать другие концепции (например, унижения или подчинения другого). Если человек начинает действовать лишь в рамках соответствия своему физическому полу, это влечет за собой личностные расстройства, своеобразный бунт противоположной части, оказавшейся непринятой и отправленной в тень.

Понятие гендера было введено не как синоним биологического пола, а для обозначения его социальной составляющей. Физические половые признаки не дают предопределения социальных проявлений, ведь чтобы считаться самцом или самкой необходимо только родиться. А чтобы считаться женщиной или мужчиной в социальном понимании необходимо соответствовать определенным критериям и ожиданиям, накладываемым культурой относительно представления собственного пола. Когда же человек не играет соответствующую социальную роль, его считают странным или больным, люди у которых сильно развито стереотипное мышление в отношении гендера могут испытывать страх или ненависть к тем, кто действует вне рамок, определяемых социумом.

Гендерная идентичность также формируется под социальным влиянием, ведь изначально дети не различают пол, потом они просто знают его формально, когда им объясняют через те же стереотипные ожидания их поведение («мы не будем брать синюю футболку, ты же девочка, мы возьмем тебе розовое платье», «ты сильный и смелый, сможешь сам заснуть в темной комнате, ты же мальчик»). Дети пробуют, играют в семью, но окончательное понимание своей поло-ролевой принадлежности и чувствование гендерных ролей начинается при половом созревании.

Гендерная роль включает свод представлений определенной культуры на отрезке конкретного времени, о том, как подобает себя проявлять. Это такое поведение, которого ожидает от человека общество, в русле которого воспитывают (вспомните объяснения родителей «ты же мальчик» – логика отсутствует, зато присутствует предопределение какого-то поведения лишь на основании половых признаков). Подобное строгое отношение присутствует в школах и дворах каждого дома западной цивилизации, чтобы определить соответствующий упор на проявление феминности или маскулинности.

Гендерные роли не устойчивое образование или обозначение, характеристика пола, невозможно сказать, что если человек чувствителен, то значит это женщина. Подобные исполняемые и проявляемые моменты полностью регулируются культурой, и то, что на одном континенте будет считаться маскулинным проявлением, на другом может оказаться типичной женской обязанностью. То, какое отношение человек будет иметь к ролевым проявлениям (действие стереотипного мышления) определяется окружающими людьми.

Изменения восприятия гендерных ролей, а соответственно и силы стереотипизации зависит от исторического промежутка, когда проводилось изучение гендерных стереотипов. Если в более древние времена деятельность и досуг мужчин и женщин были четко разделены, то сейчас все смешалось. Существовавшие ранее стереотипы еще сильны, но происходит внутренняя революция общества и официально нет разделения профессий относительно пола, появилось больше свобод проявления. Так же и в досуговом времени – женщины ходят на бокс, а мужчины пишут картины и все большее количество людей руководствуется в своих оценках гендерными предпосылками – на первое место выступает удовольствие самого человека и качество производимого им продукта.

Влияние гендерных стереотипов

С гендерными ролями каждый выбирает определенную позицию – можно играть и менять эти роли в зависимости от происходящего в реальности и тем самым проявлять адаптивность и творческое приспособление, а можно ригидно действовать, строго выполняя предписания роли, и тогда это выглядит как приспособление ситуации под свои возможности.

Нужны ли гендерные стереотипы, чтобы лучше адаптироваться в социуме, при логическом рассуждении приводит к отрицательному ответу, но, тем не менее, множество людей предпочитают проламывать действительность, требуя от себя и близких порой невыгодного и тяжелого соответствия придуманным правилам.

Действия в правилах стереотипов гендера могут помочь человеку достигнуть своих целей (когда женщина придерживается подобной концепции, то мужчина решающий все ее вопросы, часто без ее участия покажется ей идеальным), но так же может и сильно мешать (при той же ситуации, но если женщина ориентируется на собственную зрелость и способность к ответственности, бесцеремонное вмешательство мужчины, пусть даже с благими намерениями может положить конец любым отношениям).

Прописанные стереотипами правила диктуют цели и пути их достижения. Позитивные моменты, привносимые стреотипизацией – с самого детства известно, что делать, кем работать и как себя вести, т.е. человек избегает душевных метаний и получает огромную дозу социального одобрения при успешном соответствии. Проблемы начинаются, когда люди пытаются достичь подобного соответствия (женщинам тяжело совмещать работу и домашние обязанности, а мужчины редко могут дотянуться до образца мужественности и успешности). Любая роль и стереотип – это идеал, который априори далек от реальной жизни и живого человека, поэтому попытки соответствовать ему рождают чувство собственной неполноценности, тревоги и усталости.

Действие в предписанных рамках ограничивает развитие личности, сводит на нет возможности заложенного потенциала, при этом теория социальной андрогинности открывает двери для собственного совершенствования и достижений. Множество научных открытий были совершены женщинами после того, как им дали допуск к образованию и науке, а большинство талантливейших поваров, дизайнеров и парфюмеров – мужчины.

При исследованиях особенностей психики людей, придерживающихся гендерной стереотипизации, было выявлено большее количество защитных механизмов психики, повышенный уровень депрессивных и тревожных проявлений, ригидность психических и социальных процессов, застревание в травматическом опыте. Тогда как личность, свободно переключающаяся между ролями, имела более стабильный эмоциональный фон, меньшее количество защит и более высокий уровень осознанности, так же были выше показатели адаптивности, гибкости и реализованности, общий уровень ощущения наполненности жизни.

В целом можно сказать, что чем больше вариантов поведения доступно человеку, тем успешнее он становится в своей деятельности и устойчивее эмоционально к различным происшествиям.

Примеры гендерных стереотипов

Еще не родившись, человек уже попадает под действие гендерных стереотипов, когда узнав пол ребенка, родители выбирают коляску и кроватку голубого или розового цвета. Дальше вся рекламная и социальная инфраструктура нацелена на разделение – отличаются чепчики и бутылочки, рюшечки и динозавры на футболках.

Примером такого же гендерного стереотипа является выбор игрушек и игр для детей – девчонкам куклы и посудка, а мальчишкам машинки и роботы. Если посмотреть на игры младших групп детского сада, то заметите, что дети играют те, что привлекло их внимание, там девочки катают машинки, а мальчики укладывают пупсов спать, но потом им всем расскажут с какими игрушками нужно играть, каждый дома у себя будет видеть определенный набор и постепенно начнет играть в свое. Таким образом, начинают формироваться первичные стереотипы про внешность и деятельность, мало кто из родителей думает, что их дочь будет дальнобойщиком.

Дальше больше и вот типичная женщина должна быть чистой и аккуратной, как и все пространство вокруг нее, ее профессия должна быть помогающей и связана с людьми (учителя, врачи, секретари), при этом уровень дохода у женщины не превышает мужской. Для женщин не важно образование, и она его может не получать, точно так же они не занимаются спортом и политикой. Во взаимоотношениях женская роль всегда вспомогательная, молчаливая и в тени, подчиняющаяся тому, что скажет мужчина. А главные направления женской деятельности заключены на домашней территории в готовке, уборке и заботе о детях, работать и ходить куда-то еще можно, только когда выполнен приоритет и считается прихотью (если не придурью). Женщины любят петь, танцевать и искусство, а не любят сетевые игры, автомобили и рыбалку; при этом они всегда хорошо выглядят и пахнут и никогда не злятся.

Стереотип мужчины можно построить на антонимах женскому, так как они занимаются серьезными внешними вопросами, но не домашними обязанностями. Мужчины могут починить сломанное и увлекаются играми, но не могут долго и душевно общаться или убрать за собой. Мужчины в стереотипном восприятии много зарабатывают, ведут свою деятельность в политике, активно занимаются спортом и руководят женщинами.

Перечислять можно бесконечно, но никто не соответствует этому списку полностью, да и не требует от своего партнера. Есть стереотипы, сложившиеся в обществе и есть те избранные из них, которые актуальны для конкретного человека, его семьи. Стереотипы могут касаться и задатков (мужчины – математики, женщины – гуманитарии), желаний (женщины хотят замуж, мужчины – свободы) и темперамента (мужчины – агрессивны, женщины – спокойны).

Все построение стереотипов строится по бинарному принципу, и если женщина интуитивна, то мужчина логичен. За этим идут анекдоты про женскую логику, но никто не рассматривает, что интуиция это та же логическая система, работающая по другим законам. Структурированность и подчинение так же отражают дихотомию стереотипов, но не отражают суть. А помимо общих тенденций, каждый в собственной семье может найти личные стереотипы (например, мужчина обязательно должен быть военным, а женщина уметь готовить осетрину – и никак иначе).

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Гендерные стереотипы — это… Что такое Гендерные стереотипы?

— cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Уже у Платона можно встретить убеждение в отличии всех женщин от мужчин: «… по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины» (Платон, «Республика»).

В философских, психологических, культурологических текстах прослеживаются гендерные стереотипы. Так, Аристотель в работе «О рождении животных» утверждал: «Женское и мужское начала принципиально различны по своему предназначению: если первое отождествляется с телесным, с материей, то второе — с духовным, с формой». Подобный взгляд встречается у Н. А. Бердяева, В. Ф. Эрна, В. И. Иванова. Мужское начало у многих авторов трактуется как зачинающее, женское — восприемлющее; первое — инициативно, второе — рецептивно, первое — деятельное, второе — страдательное, первое — динамическое, второе — статическое.

Можно выделить бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине:

Логичность — интуитивность, абстрактность — конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность — с интуитивностью (Булгаков; Флоренский; Розанов; Логинов; Хрипкова; Колесов и др.). «Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален» (Логинов. С. 24-26). «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты» (Булгаков. С. 264-265). В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки (Логинов). Такой же взгляд на женскую конкретность можно проследить у В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева. Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины — и сердца, инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В. Ф. Эрн.

Инструментальность — экспрессивность, сознательность — бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность (см. Эмпатия), эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны (Флоренский). К этому можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, что женщина связана с «глубинами бытия». О женской впечатлительности и восприимчивости писали В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский и др.

Власть — подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть — подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, «быть покровителем и вождем», право женщины — «в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя»» (Розанов. С. 139-140). С. Н. Булгаков, рассматривая власть, выделяет в ней два начала: «Власть двойственна по природе, она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования и подчинения… Власть представляет собой обособившееся, утвердившееся в оторванности своей мужское начало, которому присуща стихия насилия: она умеет только покорять и повелевать, но не любить и сострадать. А соответственно и повиновение влавствуемых, пассивное начало власти принимает черты столь же отвлеченной женскости, угнетаемой и порабощаемой». Проблему господства — подчинения рассматривают также психоаналитики, говоря о садомазохизме. Известно, что Фрейд воспринимал мазохизм как выражение женской сущности.

Порядок — хаос. Кроме того, философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н. А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка». Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: «Дух женственно-пассивный погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос». К этому можно присоединить подобные взгляды В. Ф. Эрна, А. Белого, Вс. Иванова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского. Вместе с тем, современные исследователи женской и мужской психологии не считают, что мужское начало — проявление порядка, а женское — хаоса; каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности. Так, Р. Горски сообщает, что мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать ее, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. И если мужчинам свойственно фокусироваться на одной проблеме, то женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия. У. Штейнберг считает, что в современной культуре очень часто женщин, которые могут думать и наслаждаться мыслительным процессом, обвиняют в мужеподобности. А так как эмоциональные проявления и экспрессивность ассоциируются с женской социально-половой ролью, то в силу устоявшихся традиций они не считаются мужскими. И пока мужчины, переживающие тонкие и глубокие эмоции, будут считаться в обществе женоподобными, они не смогут полностью реализовать свой мощный потенциал с учетом ограничений, накладываемых на эти «женские» проявления культурой (Штейнберг. С. 134). Следует помнить, что как женщина способна развивать свое мышление так, чтобы оно стало эквивалентно мужскому, так и мужчина, в свою очередь, может дифференцировать свои потребности и чувства не хуже женщины. Кроме того, следует помнить о разных типах мужчин и женщин, содержащих в различных вариациях фемининные (см. Фемининность) и маскулинные (см. Маскулинность) проявления. Только изменение культурных стереотипов поможет полной реализации личности, сочетающей в себе как мужские, так и женские качества.

Независимость, индивидуальность — близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, Н. Ходоров, К. Гиллиган утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны (Розанов; Булгаков; Флоренский).

Сила Я — слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, «женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине» (Флоренский). К этому можно присоединить мнение В. В. Розанова: «Я мужчины — в гору величиной, Я женское… да оно просто прислонено к мужскому Я» (Цит. по: Рябов. С. 11). П. Флоренский сравнивает мужское начало с вертикалью, а женское — с горизонталью. Кроме того, подобный взгляд Н. Бердяева на пол прослеживается в его произведении «О назначении человека» (С. 67), где он утверждает, что «женщина, в которой совсем бы отсутствовал мужской принцип, не была бы личностью. Мужской принцип есть по преимуществу антропологический и личный. Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный».

Импульсивность, активность — статичность, пассивность. В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное (мужское) семя. Теория Аристотеля просуществовала на протяжении всех Средних веков, вплоть до современной эпохи. Гегель также считает, что два пола должны быть различными: один — активным, другой — пассивным. Пассивность достается женщине. «Вследствие дифференциации мужчина являет собой принцип активный, а женщина — принцип пассивный, ибо она остается в своем неразвернутом единстве». Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.

Непостоянство, неверность, радикализм — постоянство, верность, консерватизм. Также в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же — радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко «всему бывшему, состоявшемуся», рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: «верность» — «неверность» (Зиммель. С. 240).

Итак, философы, антропологи, психологи обосновывают различие полов, различие мужчины и женщины. Но можем ли мы сказать, что не встречаем логичных женщин и чувственных мужчин; активных, властных, доминантных, агрессивных женщин и пассивных, подчиняющихся мужчин? Социологическое значение понятий мужской — женский получает свое содержание благодаря наблюдению над действительно существующими мужскими и женскими индивидами. Эти наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается «смесь» биолого-психологических признаков своего и противоположного пола. Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный (см. Андрогиния) и недифференцированный. Но в то же время, следует понимать, что «двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную» (Бадентэр. С. 271). Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принимающей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских.

Gender based stereotypes (англ.)

Литература:

Бадентэр Э. Мужская сущность. М., 1995.

Бердяев Н. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.

Он же. Философия свободного духа. М., 1994.

Он же. Философия неравенства. М., 1990.

Бовуар С. Второй пол. СПб., 1997.

Булгаков С. Н. Тихие думы. М., 1996.

Он же. Свет невечерний. М., 1994.

Зиммель Г. Женская культура // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996.

Иванов В. И. По звездам. СПб., 1909.

Логинов А. А. Женщина и мужчина. Красноярск, 1989.

Розанов В. В. Религия и культура // Собр. соч. Т. 1. М., 1995.

Рябов О. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново, 1997.

Флоренский П. А. Имена // Тайна имени. Т. 1. Харьков, 1995.

Штейнберг Уоррен. Конфликты, связанные с мужской идентичностью // Штейнберг У. Круг внимания. М., 1998.

© Н. А. Коноплева

Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. А. А. Денисова. 2003.

Гендерные стереотипы в обществе и на работе

Гендерные стереотипы это некие общие представления и о роли каждого пола в обществе. Гендерные роли, как правило, ни положительны, ни отрицательны, они просто приблизительно обобщают мужские и женские качества. Так как каждый человек имеет индивидуальные характеристики, мысли и чувства, эти стереотипы бывают не верны в каких-то конкретных ситуациях. Кроме того, какие то их аспекты периодически устаревают по мере развития общества и изменения сложившихся представлений о том, что могут и чего не могут делать представители разных полов.

Гендерные стереотипы

Хотя большинство людей понимают, что стереотипы не всегда соответствуют действительности, но чаще всего в любом случае делают предположения, основанные на поле. Есть много стереотипов, например то, что женщины спешат выйти замуж, а мужчины обожают спорт. Представления о гендерных ролях навязываются нам через СМИ и журналы, в рекламе

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные клише о социальной роли полов. Ниже приведены примеры некоторых наиболее традиционных в наше время гендерных стереотипов, относящихся к мужчинам и женщинам.

Женские гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы начинаются, например, при появлении ребенка. Как только мы узнаем, что это девочка, мы сразу же начинаем украшать розовым детскую комнатку, заполняем ее бабочками и куклами барби. Мы считаем, что наша дочь будет типичной “девчушкой” и заполняем ее шкаф платьицами, коробками игрушек и чайным набором, для чаепития с куклами. Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что делают из своего ребенка типичную «Прекрасную Леди». Мы учим ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях, это самые большие и наиболее распространенные стереотипы по отношению к женщинам.

генденые роли

Вы когда-нибудь наблюдали, как маленькая девочка играет дома? Даже в возрасте пяти-шести лет, она хорошо понимает, что ее задача будет сидеть дома и нянчится с ребенком, ее муж должен ходить на работу, и к его возвращению должен быть готов обед, все как у людей. Это еще один стереотип, женщины остаются дома, а мужчины ходят на работу. Хотя есть миллионы гендерных стереотипов о женщинах, это, безусловно, старейший и наиболее обсуждаемый феминистками. Вот некоторые другие представления:

  • женщины должны иметь “чистые рабочие места», например, секретари, учителя и библиотекари;
  • женщины – медсестры и врачи;
  • женщины не так сильны, как мужчины;
  • женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
  • женщины не должны получать хорошего образования;
  • женщины не занимаются спортом;
  • женщины не являются политиками;
  • женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства;
  • женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
  • женщины должны готовить и делать работу по дому;
  • женщины несут ответственность за воспитание детей;
  • женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей или других стереотипно мужских задач;
  • женщины, предназначены для того что бы быть «принцессами закованными в замке» либо просто быть в роли жертвы, но никогда не как героини;
  • женщины должны выглядеть красиво;
  • женщины любят петь и танцевать;
  • женщины не играют в видеоигры;
  • женщины флиртуют;
  • женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.

Мужские гендерные стереотипы

Типичные мужские стереотипы, девушки думают, что у парня, например огромный бардак в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда, и все это разбросано по комнате. Игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров, фигурок и видео игр. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и защитить себя.

перед телевизором

Вы удивлены, узнав, что большинство родителей признают, что они не учат своих сыновей, как мыть посуду или складывать вещи для стирки? Вместо этого, их учат выносить мусор или делать какую-то тяжелую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный стереотип, но большинство семей ведут воспитание именно так. Мужчины должны делать грязную работу и все, что требует мышц, они также должны идти на работу и обеспечивать семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

Другие гендерные стереотипы, касающиеся мужчин:

  • мужчины получают удовольствие от работы на автомобилях;
  • мужчины не могут быть в роли «медсестры», они бывают только врачами;
  • мужчины делают “грязную работу”, такую как строительство и механика, они не являются секретарями, учителями, или косметологами;
  • мужчины не делают работу по дому, и они не несут ответственность за уход за детьми;
  • мужчины играют в видео игры;
  • мужчины занимаются спортом;
  • мужчины любят отдых на природе, например походы, рыбалка;
  • мужчины несут ответственность за все;
  • мужья говорят своим женам, что делать;
  • мужчины ленивые и грязные;
  • мужчины хороши в математике;
  • мужчины именно те люди, которые работают в науке, технике и других технических областях;
  • мужчины не готовят и не шьют.

Вспомните своих знакомых и друзей обоих полов, и как много стереотипов относится к ним или к вам самим? Конечно, все эти стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и ожидаем от каждого мужчины или женщины. Конечно, гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина начинает свой собственный бизнес, в то время как мужчина сидит дома с детьми.

Гендерные стереотипы в анекдотах

Для представления женщин, пожалуй, наиболее характерными являются целые циклы анекдотов про блондинок и про женщин за рулем. В них рисуется как слабый уровень владения техникой, так и общая легкомысленность. Примеры:

***

Молодая дама останавливает свою машину перед красным светом светофора.
Загорается желтый – дама стоит, зеленый
– дама стоит. Снова горит красный свет, сзади гудят другие машины… Медленно подходит полицейский и вежливо говорит:
– Мадам желает какой-нибудь другой цвет?..

***

– Моня, этот пешеход – самоубийца! Он уже 10 минут бежит перед нашей машиной. Что мне делать?
– Розочка, попробуй съехать с тротуара на дорогу…

Мужские стереотипы представлены, пожалуй, не так ярко. Скорее всего из-за того, что анекдоты придумывают именно мужчины. Чаще всего в них описываются пристрастия мужчин. Например:

***

Сидит рыбак зимой рыбу ловит. Мороз.
Проходит мимо другой рыбак и спрашивает:
– Мужик, ты чего? На улице такая холодина, а ты без шапки.
– Ага, я вот так вчера сидел в шапке, мне выпить предложили, а я не услышал.

***

Как гендерные стереотипы вредят и девочкам, и мальчикам: Общество: Россия: Lenta.ru

Пермская гимназия номер 4 стала известна на всю страну после того, как повысила проходной балл для поступающих девочек. Для них условием приема стал результат 69,1 балла, для мальчиков — 65,7. Директриса Татьяна Дьякова объяснила разницу тем, что девочки более прилежные в детстве, но именно мальчики в результате «становятся лидерами» и «управляют страной», — поэтому, по ее логике, им нужны преференции. Школу проверила прокуратура, однако суд не обнаружил дискриминации в этой очевидно дискриминационной ситуации. Позже, уже в июле, глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий (Смирнов) заявил, что женщины «слабее умом», а люди вроде Марии Кюри — это редкость. По просьбе «Ленты.ру» преподавательница Школы культурологии НИУ ВШЭ Элла Россман разбиралась, кто формирует стереотипы о мальчиках и девочках и как они влияют на детей в будущем.

Слова директрисы Татьяны Дьяковой симптоматичны. Кто не слышал в своей жизни формулу: мальчикам нужно помогать, потому что они «медленно созревают, зато потом…»? Ее в разных вариациях повторяют учителя, родители и школьные психологи. Но в этой формуле нарушена причинно-следственная связь.

Современных социологов очень занимает вопрос, как в социальном плане сделан наш пол, какие представления о нем (зачастую не имеющие ничего общего с биологией или особенностями гормональной системы человека) сконструированы обществом и культурой. Многие из этих представлений работают так же, как другие массовые заблуждения — вроде тех, что солнечное затмение приносит беду, а разбитая посуда — счастье. И вместе с другими массовыми заблуждениями они оказываются чрезвычайно живучими и переходят из поколения в поколение.

В социологии социализация — это процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Социализация происходит, когда ребенок контактирует с другими людьми и постепенно обучается правилам (гласным и негласным), принятым в его сообществе. В той или иной степени человек социализируется всю жизнь (особенно когда меняет окружение — например, переезжает в другой город или страну), однако основные нормы и ориентиры закладываются у нас еще в детстве.

Как и многие другие общественные нормы, стереотипы о мужчинах и женщинах мы приобретаем в процессе взросления. Исследователи выделяют разные источники таких идей — это и родители, и другие значимые для ребенка взрослые, вроде учителей и наставников в спортивных командах. Стереотипы транслируются в книжках, в мультфильмах, в медиа, они все время присутствуют в информационном поле, внутри которого растет ребенок. Постепенно он их интериоризирует, то есть присваивает, и начинает ориентироваться в окружающем мире при помощи этих установок.

Но идеалы мужественности и женственности — нестабильны и меняются со временем, различаются от страны к стране, от народа к народу. Даже у представителей разных классов и социальных слоев внутри одной нации эти идеи могут разниться: мальчик из семьи московской интеллигенции вряд ли будет отвечать представлениям о мужественности, принятым в среде рабочих металлургического завода, и наоборот. Англичанка в юбке-карандаше, руководящая небольшим отделом в рекламном агентстве, вряд ли вызовет вопросы у современников, а в викторианском обществе одно ее появление скандализировало бы приличную публику.

Фото: Павел Головкин / AP

Причин изменения гендерных норм в обществе немало, в их числе — многолетняя работа активисток женского и феминистского движения, без которых у нас сегодня не было бы возможности учиться и работать, где нам хочется, или самостоятельно определять, с кем встречаться и жить, за кого выходить замуж и когда разводиться, сколько детей иметь и иметь ли их вообще.

Кроме того, гендерные нормы могут резко изменяться вместе со сменой власти и режима в стране, хороший пример — постсоветское пространство, где мутации представлений и установок мы можем наблюдать буквально в режиме реального времени.

При этом можно выделить и идеи, которые объединяют все общество или даже несколько обществ. Например, для западного мира на протяжении веков был свойствен идеал инициативного, активного в публичной сфере мужчины и заботливой и чувствительной, но по большей части пассивной и ведомой, ориентированной на семью и детей женщины. Те, кто нарушали эти представления, вызывали страх и отторжение, практически бессознательное желание «поставить человека на место» — в том числе самыми жесткими методами.

Как именно влияют на нас стереотипы и насколько сильно это влияние, демонстрирует, например, эксперимент социального психолога из Стэнфорда Клода Стила. Вместе с коллегами Стил набрал две группы студентов, мужчин и женщин, в основном второкурсников, сильных в математике.

Студентам дали несколько тестов по математике и сконструировали разные социальные условия тестирования. Одно из проверочных заданий предварили небольшим вступлением: первой группе студентов сказали, что оно демонстрирует разницу между мужчинами и женщинами в их способностях к математике. Второй группе объяснили, что тестирование не показало различий между людьми разного пола по этому предмету. Студентки показали себя гораздо хуже студентов, когда тест предварили вступлением о гендерных различиях — и это при том, что в обеих группах участники были примерно одинакового уровня. Дальнейшие эксперименты (как вариации этого опыта, так и другие эксперименты, например, с афроамериканцами, на которых транслировали расовые стереотипы) только подтвердили догадку: установки, которыми предваряют тест, сильно влияют на то, как студенты себя проявят.

Фото: Антон Уницын / РИА Новости

В эксперименте Стила студенты показывали разный результат в зависимости от того лишь, что им говорили перед тестом. Сложно переоценить, какое влияние на нас и наши успехи оказывают слова и идеи, которые транслируются постоянно, день за днем, год за годом.

Есть и исследования, которые фиксируют подобные изменения. Например, длительное наблюдение детских психологов Франчески Мунтони и Яна Ретельсдорфа из Гамбургского университета показывает: представления родителей о мальчиках и девочках влияют на то, как дети учатся читать.

Исследовались случаи 1508 школьников из 60 школ Германии. На протяжении почти двух лет психологи анкетировали учеников и их родителей, чтобы зафиксировать, влияют ли представления взрослых на успехи детей в чтении. Выяснилось, что гендерные стереотипы родителей определяли, насколько дети верили в себя и в свои силы, какие задачи они считали особенно важными и, как результат, предопределяли их успехи. В частности, идея о том, что девочки более предрасположены к чтению, приводит к тому, что они и вправду обгоняют в этом навыке мальчиков, причем по всей стране. Работать эта схема может и негативно: мальчики не уверены в своих силах в чтении из-за расхожих идей об их не особо блестящих способностях на раннем этапе, и потому могут показывать худшие результаты.

Вполне возможно, что то же самое особое прилежание девочек — следствие женской гендерной социализации (ЖГС). Нас с раннего детства учат быть более аккуратными и дисциплинированными, эти черты считаются естественными и натуральными для женщин по рождению.

Что точно влияет на девочек сегодня, так это отсутствие достаточной поддержки со стороны взрослых и сверстников. Исследования социологов и психологов все больше подтверждают простую догадку: женщины реже становятся президентами, менее представлены в бизнесе и науке именно потому, что с детства им отказывают в уме, лидерстве и блестящем будущем, а жизненные перспективы зачастую ограничивают домом и семьей.

Начинания и таланты девочек игнорируют, в их одаренность не верят — или даже создают реальные препятствия на пути к знаниям, как в случае с пермской гимназией. Возникает феномен «исчезновения» одаренных женщин: мы видим множество талантливых девочек в дошкольных учреждениях и школах, но на каждом следующем этапе цепочки «университет-работа-карьерный рост» женщин становится все меньше и меньше. Они оседают на непрестижных работах или полностью исчезают из поля зрения, уходя в семью и личную жизнь.

Интересно, что даже те достоинства, которыми девочки очевидно для всех обладают (такие как прилежание и усердие, например) — для многих недостаточны для того, чтобы стать лидерами. Или, как в нашем случае, чтобы поступить в престижную школу. В мальчиках же, даже если они пока «не дотягивают», находят скрытый потенциал и огромные возможности.

Фото: Эдуард Кониенкo / Reuters

В нашей стране также есть исследования механизмов гендерной социализации в российском контексте. Например, социологи из ВШЭ Ольга Савинская и Анастасия Чередеева провели серию интервью и выяснили, что представления о мужском и женском, о том, чем девочки и мальчики «должны» заниматься и как себя вести, прививают с самого раннего, несознательного возраста — еще в дошкольных учреждениях, где и мальчикам, и девочкам предлагают чрезвычайно узкие рамки «нормальности» и однообразные роли (грубо говоря, «снежинки и пираты», и никак не наоборот). Маленькие девочки оказываются в этой системе особо уязвимыми — от них требуют постоянно искать одобрения со стороны других, быть максимально послушными и тихими и интересоваться очень ограниченным числом предметов и тем. Такое однообразие может мешать индивидуальному развитию детей, особенно, если систему поддерживают и дома.

Также нельзя обойти вниманием исследование социолога из ВШЭ Ольги Исуповой — старшей научной сотрудницы Института демографии НИУ ВШЭ. Она опрашивает девочек из «хороших семей» — учениц и выпускниц престижных московских гимназий и лицеев, а также их родителей и родителей школьников из престижных учебных заведений Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Соликамска. Пилотные интервью показали, что от девочек из «хороших семей» в России требуют практически невозможного: образованности, красоты, хороших манер, удачной карьеры, ориентации на семью, «незаурядной силы духа», — и все это одновременно.

Завышенные ожидания со стороны родителей подкрепляются общественными стереотипами и высокими стандартами, предъявляемыми девочкам в школах. Их все время оценивают, заставляют соответствовать новым и новым идеалам и жестко критикуют за малейший проступок. Многообразие требований и нежелание выделять из них приоритетные и факультативные невротизирует старшеклассниц, воспитывает страх ошибки и оставляет для них чрезвычайно ограниченное пространство свободы, не говоря уже о времени на отдых и собственные увлечения.

При этом «светлое будущее», ради которого все старания, крайне туманно. Родители и сами не знают, чего ожидать их дочерям в дальнейшем. Получается, что девочкам часто приходится прилагать сверхусилия в условиях непонятных задач и перерабатывать ради неясных перспектив и чужих ценностей.

Работы о специфике гендерной социализации в нашей стране и за ее пределами начали появляться в России довольно давно. Этнографию детства и, в частности, особенности социализации детей в разных обществах, изучал еще в 1980-е годы советский социолог Игорь Кон. В 1988 году он выпустил монографию «Ребенок и общество», где описывал в том числе особенности гендерной социализации. А в 2009 году вышла его книга «Мальчик — отец мужчины», посвященная специфике воспитания мальчиков в разные времена и тому, как нормы, привитые в раннем детстве, влияют на мужчин всю их жизнь.

Из этой книги и из перечисленных выше исследований можно сделать еще один вывод: гендерные стереотипы вредят и мальчикам. В прошлом году Американская психологическая ассоциация выпустила специальную брошюру с советами о том, как психологам работать с клиентами-мужчинами и мальчиками, учитывая специфику их мужской гендерной социализации (МГС).

Фото: Николай Хижняк / РИА Новости

Кроме всего прочего, там описывается, как традиционные представления о мужественности и гендерных ролях негативно влияют на жизнь мужчин. Требования сдерживать эмоции, например, мешают здоровым образом переживать стрессы и, как следствие, могут приводить к агрессии по отношению к окружающим, злоупотреблению наркотиками и алкоголем.

Установка самостоятельно, «по-мужски», решать все проблемы, даже непосильные, не позволяет вовремя получить необходимую помощь — в том числе медицинскую (отсюда в том числе низкая средняя продолжительность жизни мужчин). В брошюре рассказывается, как психолог может помочь мужчине или мальчику научиться выражать свои чувства и налаживать отношения с окружающими мирным путем.

Эксперименты по полному отказу от различения мальчиков и девочек в воспитании все же редкость: речь по большей части идет не о полном стирании разницы между мужчинами и женщинами, а о том, чтобы сделать жизнь более свободной от сковывающих представлений и дать людям любого пола возможность проявлять себя в разных областях, будь то семья или наука, искусство или политика, бизнес или воспитание детей.

При этом россиянам приходится особенно сложно: им необходимо растить детей в ситуации, когда школа и другие общественные институты все чаще эти стереотипы транслируют. Например, детей учат лженаучным идеям вроде телегонии (опровергнутая теория о том, что на «генетическую память» женщины влияют все ее предыдущие сексуальные контакты), — множество подобных утверждений можно найти в учебнике «Нравственные основы семейной жизни», который рассчитан на старшеклассников и должен подготовить их к «созданию крепкой многодетной счастливой семьи».

Мы сами можем не замечать все те установки, к которым приучены с детства. И в первую очередь важно анализировать собственный опыт: вспоминать, что нам говорили в детстве, кто это говорил и как это влияло на вас, наблюдать за своим окружением и идеями вокруг, а затем обсуждать все это с ребенком и учить его критически осмыслять действительность — с самых ранних лет.

Что такое гендерные стереотипы — Рамблер/женский

Существуют диаметрально противоположные точки зрения о том, что такое гендерное воспитание и какие цели и задачи оно преследует. Пока мамские форумы пестрят статьями, требующими срочно надеть на девочку розовое платье, иначе она вырастет недостаточно женственной, педагогическое сообщество, говоря о том же самом, призывает отказаться от фраз типа «настоящие мужчины не плачут». Отсутствие общей точки зрения, а также такие сильные противоречия говорят о том, что в обществе остро стоит проблема стереотипов и происходит переосмысление гендерных ролей.

Что такое гендерные роли?

Есть такая шутка, что пол — это то, что у человека между ног, а гендер — что между ушами. Пол человека формируется ещё в утробе матери, а гендерная идентичность устанавливается в процессе воспитания и социализации. Оказывается, чтобы, по версии общества, быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной», недостаточно просто иметь соответствующие половые признаки — важно также обладать определённым набором личностных качеств и привычек, присущих твоей гендерной группе. Склонности, манеры и поведение, которых общество ожидает от «настоящих» мужчин и женщин, и называются гендерными ролями, которые, в свою очередь, диктуют нам набор стереотипов, считающихся в этом обществе сугубо женскими и сугубо мужскими.

Теория гендерного равенства

Во все времена общество обозначало чёткие границы между мужским и женским поведением и функциями, но даже на территории одной страны и среди одного народа понимание сугубо мужских и сугубо женских занятий могло быть разным. В последние тридцать лет на территории стран западной цивилизации укрепилась теория гендерного равенства, благодаря которой западный мир постепенно избавляется от гендерных стереотипов и уравнивает в правах женщин и мужчин. Это прописывается во множестве международных документов, обеспечивая людям одинаковый доступ к социальным и материальным благам, в том числе к образованию и здравоохранению. В основу теории гендерного равенства легли многочисленные исследования, доказывающие, что большинство черт, ранее приписывавшихся определённому полу, на самом деле зависит не столько от физиологических особенностей, сколько от социальной среды, в которой воспитывается личность. Так, было доказано, что мозг мужчин и женщин действительно имеет определённые различия, но, например, разницы в аналитических возможностях у мужчин и женщин нет. Более того, было установлено, что гармонично развитая зрелая личность сочетает в себе в равной степени и мужские, и женские черты. К такому выводу в конце XIX века пришёл австрийский психолог Отто Вейнингер. Вскоре после публикации его книги «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. Тогда учёные обнаружили наличие женских половых гормонов в мужском организме, а мужских — в женском. Именно сочетание половых гормонов и оказывает влияние на внешность и сексуальное поведение человека. Именно из-за разной концентрации гормонов в одном организме мы видим такое разнообразие проявлений «мужских» и «женских» качеств у представителей обоих полов. Исследования показывают, что ребёнок осознаёт свой физический пол уже в 2-3 года. Но в этом возрасте он ещё не понимает, что это значит. Под влиянием взрослых он учится по одежде, причёске, общему внешнему виду и чертам лица определять пол других людей. К семи годам ребёнок окончательно осознаёт, что физический пол остаётся неизменным, даже если девочка наденет брюки, а мальчик вдруг отпустит длинные волосы. Формирование же гендерной идентичности, то есть осознание своей гендерной роли в обществе, происходит уже в подростковом возрасте, когда у ребёнка появляется больше шансов познавать себя, свои вкусы и предпочтения, понять, что ему по душе, а что — нет. Этому способствует и половое созревание, сопровождающееся романтическими переживаниями и первыми попытками самостоятельно строить отношения со сверстниками своего пола и противоположного. Именно в этом возрасте человек начинает полуосознанно, под влиянием родителей, школы и общества, но теперь прислушиваясь к своим собственным ощущениям, примерять на себя соответствующую гендерную роль.

Традиционный взгляд на гендерные роли

Согласно традиционному воспитанию к этому возрасту дети знают, что девочки намного спокойнее мальчиков, аккуратнее и прилежнее учатся, имеют склонность к изучению языков и литературе, должны уметь готовить, шить и убирать. Девочки должны быть послушными, отзывчивыми и тихими, ведь о

Гендерные стереотипы

гендерные стереотипы

То, что мужчины и женщины очень разные, хорошо известно. Но зачастую эти различия действуют не по принципу «противоположности притягиваются», а совсем наоборот. Во многом взаимопониманию мешают гендерные стереотипы. Это определенные модели поведения, устойчивые образы-символы, навязываемые представителям разных полов общественным мнением.

Гендерные роли и стереотипы

По мнению ученых, наличие специфических ролей, которые мужчины и женщины играют в обществе, и есть главная причина появления гендерных стереотипов. Так, издавна в России сложилась традиция, что мужчина – это добытчик, защитник, глава дома. А женщина – мать, хранительница очага, воспитательница. Однако на современном этапе произошли изменения в общественном сознании, которые наложили свой отпечаток, в том числе, и на распределение мужских и женских обязанностей. Прекрасные дамы научились зарабатывать, растить детей в одиночку, самостоятельно принимать решения. А многие представители сильного пола, в свою очередь, освоили «работу» домохозяйки и няньки, переложив заботы финансового обеспечения семьи на плечи своих супруг. И, тем не менее, пережитки прошлого никуда не делись, перекочевав в «половые» штампы.

гендерные стереотипы примеры

Примеры гендерных стереотипов

Наиболее распространенными гендерными стереотипами в современном обществе являются:

  1. Мужчины – это сильный пол, а женщины – слабый (хотя уже давно доказано, что дамы могут быть более устойчивы и психически, и физически).
  2. Представители сильного пола не должны плакать (хотя слезы – это естественная реакция живого организма).
  3. У мужчин более высокий интеллект (просто у женщин более развито полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу).
  4. Незамужняя женщина – неполноценная (Одинокие дамы сегодня – далеко не редкость и они ни в коем случае не считают себя несчастными или ущербными).
  5. Главное предназначение женщины – семья и дети, мужчины – карьера (многие дамы сегодня успешно справляются и с тем и с другим, а многие мужчины предпочитают быть хорошими папами и мужьями, а не покорителями карьерных Эверестов).

Стоит отметить, что сильное влияние оказывает на гендерные стереотипы и реклама. С легкой руки этой индустрии в массовом сознании закрепились следующие социальные роли-символы:

  1. Женские – городская кокетка, образцовая жена, деловая женщина, соблазнительница.
  2. Мужские – искатель приключений, мачо, соблазнитель, успешный бизнесмен, «вечный мальчик», спортсмен, образцовый семьянин.

 

Гендерные стереотипы. Исследования гендерных стереотипов :: SYL.ru

Стереотип поведения – вещь обоюдоострая. Он определяет не только ожидания окружающих, но и корректирует непосредственно поведение субъекта. Не выделяться, не выпадать из общей нормы, быть таким, как нужно, быть правильным – стимул, достаточно сильный для того, чтобы всю жизнь играть навязанную обществом роль, а со временем даже забыть, что это не маска, а лицо.

Проблема гендерных стереотипов в обществе

Сейчас гендерные стереотипы обычно упоминаются в связи с дискриминацией по половому признаку. И это довольно плохо, потому что создает неправильное представление о проблеме. Беда стереотипов не в том, что они создают неправильное представление о женщинах, тем самым обеспечивая почву для дискриминации.

Проблема намного обширнее. Подобные устоявшиеся представления одинаково искажают мнение как о женщинах, так и о мужчинах, загоняя людей в узкие рамки норм и правил, навязывая им определенный способ действий. Мягкий, чувствительный мужчина наверняка столкнется с большой долей негатива именно потому, что его поведение отличается от предписываемого. Вот только дискриминацией это почему-то никто не считает.

Мужские роли, женские роли

Гендерные стереотипы существуют столько же, сколько существует человечество. Наверняка они менялись: вряд ли во времена матриархата представления о роли мужчин и женщин в социуме были одинаковыми.

гендерные стереотипы

И даже сейчас некоторые народности, живущие достаточно изолированно, искренне удивляются, когда им рассказывают о том, что пол определяет не только физическую силу, но и характер, образ мышления. Четкое гендерное разделение ролей – прерогатива больших социальных групп, которые могут себе это позволить. А если каждое копье, каждый меч на счету, если нужны рабочие руки, кому бы они ни принадлежали — мужчине ли, женщине ли – тут уже не до предрассудков.

Но это скорее исключение, чем правило. Наша культура унаследовала традиционную сепарацию мужского и женского начала, строгое разделение на мягкое и жесткое, активное и пассивное, инь и ян.

Еще философы Древней Греции писали о различиях между мужчинами и женщинами, наделяя их диаметрально противоположными чертами. Мужчина – сильный, активный, разумный, логичный, властный, женщина – слабая, пассивная, эмоциональная, подверженная порывам, покорная. И эти представления о психологии полов оказались на удивление устойчивыми. Шли века, один государственный строй сменял другой, менялись традиции и правила, этикет и религия. Но гендерные стереотипы оставались незыблемыми, как скалы.

Даже сейчас, когда никого не удивляет ни право женщины на работу, ни ее право избирать и быть избранной, традиционная формула «Мужчина – голова, женщина — шея» по-прежнему в ходу. И вреда от этого больше, чем пользы.

Стереотипы в действии

Впервые проблемой гендерных стереотипов заинтересовались в 70-х годах прошлого века. Тогда ученые задались вопросом о том, насколько соответствует истине то, что всем кажется очевидным фактом. Почему все уверены, что дела обстоят именно так? Это результат объективного положения вещей или просто предубежденность?

Первые исследования гендерных стереотипов выявили любопытную закономерность.

стереотип поведенияВ результате проведенных опросов выяснилось, что мужчины априори считаются более компетентными и профессиональными, их успехи объяснялись высоким уровнем знаний и хорошей подготовкой, а карьерный рост оценивался как естественное следствие таких преимуществ. В то же время женщины, по мнению опрашиваемых, либо добились успеха случайно, либо специально стремились занять более высокую ступеньку в социальной или профессиональной иерархии, прилагая к этому дополнительные усилия. Именно так проявляли себя гендерные стереотипы. Примеры таких искажений восприятия весьма многочисленны. Во время эксперимента наблюдателям предлагали оценить уровень подготовки студентов. При одинаковой компетентности ответы мужчин всегда оценивались выше, чем ответы женщин, хотя фактически разницы не было.

Необъективность как норма

Впрочем, у этого социального феномена есть и обратная сторона. Тот же эксперимент с опросом студентов показал, что если отвечающие одинаково некомпетентны, то наблюдатели склонны завышать оценки именно женщинам, находя мужчин по сравнению с ними менее знающими.

стереотипы примерыПредъявляя к сильному полу завышенные требования, социум предоставляет им фору, но жестче судит за любой промах. Это оборотная сторона медали. Говоря о том, что современные гендерные стереотипы ущемляют женщин, нельзя игнорировать и тот факт, что они также ущемляют и мужчин. Просто необъективность проявляется в оценке других факторов.

Если женщине социум с трудом прощает успех, то мужчине никогда не простят провала. Социальные стереотипы требуют, чтобы юноша одерживал победу за победой, в любом другом случае он будет признан неудачником.

Стереотипы с точки зрения этологии

Самое необычное в сложившейся ситуации то, что и мужчина, и женщина действительно по-разному видят мир. Эти отличия не кардинальны, но они есть. У любого биологического вида поведение самцов и самок разнится. Причем различия эти находятся совсем не там, где их предполагают найти стереотипы. Примеры тому многочисленны. Скажем, легендарная тестостероновая агрессивность самцов. В отношении гомо сапиенс именно этим оправдывают склонность мужчин к насилию.

На самом деле внутривидовые бои носят скорее показательный характер, их назначение всего лишь привлечь внимание самки, а не уничтожить противника. Это такая же демонстрация, как токование у тетеревов или ритуальные танцы у журавлей. В противном случае самцы просто перебьют друг друга — и популяция вымрет.

Борьба за лидерство выглядит совсем иначе. Здесь все определяет не столько физическая сила и агрессивность, сколько интеллект и сила воли. Здоровый, злобный и тупой – не лучшие качества для лидера. Особенно хорошо это видно на примере популяций, чье выживание напрямую зависит от совместных скоординированных действий. Собаки, волки, широко всем известные сурикаты. И в таких популяциях лидер-самка — не редкость. Но то, что естественно в природе, гендерные стереотипы с негодованием отвергают.

Актеры и роли

Возникает парадокс. Оправдывая устоявшиеся поведенческие модели, люди ссылаются на природные наклонности, при этом не обращая внимания на то, что в своем первозданном виде такие инстинкты реализуются совсем иначе. Гендерные стереотипы в обществе предполагают, что по умолчанию ведущий – мужчина, а ведомый – женщина, никак не увязывая вопросы лидерства с возможностями психики. В то же время в природе это зависит сугубо от личностных характеристик и ни от чего больше. Управлять будет самый умный, самый энергичный и самый решительный, потому что так лучше для популяции. А уж половая принадлежность лидера – факт малозначимый и никому не интересный. Если, конечно, речь идет не о стаде коров – так там особой потребности в интеллекте и не наблюдается.

Причины возникновения стереотипов

Почему же возникли гендерные социальные стереотипы? Теорий на этот счет существует много.

социальные стереотипыВ качестве причин ученые называли и социальные факторы, и экономические, и исторические. Самая распространенная теория гласит, что по мере усложнения хозяйственных процессов все большее значение приобретала грубая сила, которой обладали именно мужчины. Если в первобытном обществе функции, выполняемые обоими полами, были равно важны, то при переходе к оседлости и культурному земледелию именно мужчины стали выполнять активную функцию.

Строительные работы и занятие сельским хозяйством требовали приложения значительной силы. То же касалось и военных конфликтов, которые приобрели организованную форму, перестав быть просто столкновением двух кочующих племен.

В подтверждение этой теории говорит тот факт, что именно в конце 20 века, когда автоматизация производства нивелировала значение физической силы, гендерные стереотипы в современном обществе подверглись ревизии.

Мужчина: миф и реальность

Если ученые, придерживающиеся такой версии, правы, гендерная сегрегация на том этапе развития была вполне оправдана. Больше шансов на выживание у того племени, в котором больше сильных боеспособных мужчин.

формирование стереотиповИ абсолютно логично, что именно эти качества культивировались, насаждались в ходе воспитания. Стереотипы о мужчинах знакомы всем. Сильный, уверенный, активный, рассудительный, прирожденный боец и лидер, кормилец семьи.

Качества очевидно хороши. Человек, обладающий всеми этими достоинствами – это же просто помесь Кларка Кента, Альберта Эйнштейна и Александра Македонского. Вряд ли найдется кто-то, кому не хотелось бы стать таким совершенством. Беда в том, что реальный мужчина редко соответствует заданным стандартам. И, пытаясь дотянуться до идеала, наживает невроз, гастрит и хроническую депрессию. Не справляешься с ролью кормильца? Неудачник. Физически неразвит? Неудачник. Не можешь сделать карьеру? Конечно же снова неудачник!

Мальчика с детства учат держать эмоции при себе, не плакать и не жаловаться. А потом оказывается, что единственный способ справиться с сильными эмоциями для мужчины – это алкоголь. Все другие ведь под запретом. Настоящий мужик не плачет в жилетку, он пьет и решает свои проблемы сам. Подобный стереотип поведения вряд ли может считаться конструктивным.

Чего ждут от женщины

стереотипы о мужчинах

То же касается и женщин. Образ «хорошей девочки» тоже сам по себе неплох. Доброжелательная, неконфликтная, общительная, сочувствующая. Заботливая мать и жена, трудолюбивая хозяйка. Наверняка в реальности такая женщина произведет самое благоприятное впечатление на окружающих, и это будет абсолютно справедливо. Карьерные устремления – это, конечно, хорошо, но не они отличают хорошего человека от плохого. Если девочка ощущает себя именно такой, если ей легко и комфортно в рамках этих представлений – что ж, значит, ей повезло. Ее внутреннее самоощущение и стереотипы о женщинах не будут вступать в противоречие.

Проблемы возникают тогда, когда девочка заданным стандартам не соответствует. В этом случае объективно хорошие, полезные качества — напористость, активность, решительность — подавляются и воспринимаются исключительно в негативном ключе.

Стереотипы – причина необъективности

Именно такая двойственность трактовок и оценок и выступает в качестве основного разрушительного фактора. Формирование стереотипов предполагает, что одно и то же поведение оценивается по-разному в зависимости от того, кто именно совершает действие, мужчина или женщина.

Плачет девушка? Она просто очень ранимая и чувствительная. Плачет парень? Хлюпик и слабак. Девушка спорит и отстаивает свое мнение, не соглашаясь на компромисс? Склочная стерва. То же самое делает парень? Он просто уверен в себе и решителен.

Система оценок, построенная не на объективных критериях, а на субъективных представлениях о правильности поведения того или иного человека, корректной быть не может. А, значит, эффективность социального взаимодействия снижается. Люди делают не то, что умеют делать хорошо, а то, что считают правильным, пусть и на порядок хуже.

О власти и не только

Почему же стереотипы, если они настолько неэффективны, все еще существуют?

современные гендерные стереотипыОдин из крайне важных факторов – распределение власти. Быть мужчиной – быть лидером по определению. Не нужен ни ум, ни сила. Можно не добиться ничего в этой жизни. Все равно мужчина по отношению к женщине автоматически занимает лидирующую позицию. Именно по такому принципу строятся гендерные стереотипы в семье, и не только там. Лучший начальник – мужчина. Лучший служащий – мужчина. Лучший организатор – мужчина. Сломать этот стереотип, отказаться от него для мужчины, в реальности такими качествами не обладающего, – это признать себя неудачником.

Вместе с тем на мужчин падает огромная ответственность, вне зависимости от того, готовы они к этому или нет. Человек, не желающий быть лидером, предпочитающий позицию ведомого, получает в руки вожжи и должен править. Вряд ли он справится с этим хорошо. И наверняка он будет чувствовать себя очень и очень некомфортно. Гораздо логичнее было бы, если роли в социуме распределялись в соответствии с личностными характеристиками, а не по половому признаку.

Но пока миром правят стереотипы, ситуация вряд ли изменится к лучшему.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — это упрощенные обобщения гендерных атрибутов, различий и ролей отдельных лиц и / или групп. Стереотипы могут быть положительными или отрицательными, но они редко передают точную информацию о других. Когда люди автоматически применяют гендерные предположения к другим, несмотря на доказательства обратного, они увековечивают гендерные стереотипы. Многие люди осознают опасность гендерных стереотипов, но продолжают делать такие обобщения.

Традиционно стереотипная роль женщины — выйти замуж и иметь детей. Она также должна поставить благополучие своей семьи выше собственного; быть любящим, сострадательным, заботливым, заботливым и сочувствующим; и найти время, чтобы быть сексуальным и чувствовать себя красивой. Стереотипная роль мужчины — быть поставщиком финансовых услуг. Он также должен быть напористым, конкурентоспособным, независимым, смелым и ориентированным на карьеру; сдерживать свои эмоции; и всегда инициировать секс. Подобные стереотипы могут оказаться вредными; они могут подавлять индивидуальное самовыражение и творчество, а также препятствовать личному и профессиональному росту.

Масса научных данных свидетельствует о том, что дети учатся гендерным стереотипам у взрослых. Как и в случае с гендерными ролями, социальные агенты — родители, учителя, сверстники, религиозные лидеры и средства массовой информации — передают гендерные стереотипы от одного поколения к другому.

Один из подходов к пересмотру традиционных гендерных ролей и стереотипов — это андрогинность , которая представляет собой смешение женских и мужских атрибутов одного и того же человека. Андрогин , или андрогинный человек, не совсем подходит для женской или мужской гендерной роли; она или он может комфортно выражать качества обоих полов.Родители и другие социальные агенты могут научить своих детей быть андрогинными, так же как они могут научить их быть предвзятым по признаку пола.

Возникнув в качестве мощной социально-политической силы с 1960-х годов, феминистское движение или женское освободительное движение лоббировало права женщин и меньшинств. Феминистки изо всех сил пытались бросить вызов и пересмотреть традиционные стереотипные гендерные роли.

,

Гендерный стереотип — определение гендерного стереотипа The Free Dictionary

Положительные D-баллы указывают на то, что они реагируют в соответствии с гендерными стереотипами, то есть быстрее реагируют на блоки, связанные с последовательными гендерными стереотипами, чем на несогласованные с гендерными стереотипами. * Как гендерный стереотип влияет на карьерный рост женщин в Пакистане? мало или совсем нет исследований, изучающих, могут ли метафоры быть связаны с гендерными стереотипами во время языковой обработки и есть ли гендерный стереотип читателя во время понимания предложений, содержащих эти метафоры (см. обсуждение в Blasko, 1999).Результаты показали, что для девочек гендерный стереотип значительно отрицательно коррелировал с верой в компетентность и успеваемостью в математике и значимо положительно коррелировал с целями избегания успеваемости. Лучшее практическое правило — действовать так же, как если бы другая защищенная характеристика сменил гендерный стереотип. Например, если клиент отказывается обслуживаться сотрудником, не соответствующим гендерным нормам, рассмотрите ситуацию так же, как если бы клиент отказывается обслуживаться сотрудником с ограниченными возможностями или другим национальным происхождением.Скорее я буду обсуждать то, как религиозный язык и гендерный стереотип становятся видимыми и значимыми с точки зрения вышеупомянутой философии. Следовательно, гендерный стереотип, который относится к устойчивому имиджу и неизменному пониманию пола, существует на потребительском рынке. (1) В соответствии с доказательствами гендерных различий в неприятии риска, Ball, Eckel, and Heracleous (2010), Daruvala (2007), Eckel and Grossman (2008, далее EG), Grossman and Lugovskyy (2011) и Siegrist. , Cvetkovich и Gutscher (2002) сообщают о доказательствах, свидетельствующих о том, что женщины воспринимаются как более склонные к риску, чем мужчины; при прогнозировании выбора риска другими испытуемые применяют гендерный стереотип.В условиях контроля, когда не активируются никакие цели взаимозависимости, мы ожидаем найти традиционный паттерн активации гендерных стереотипов, то есть более быстрые RT для качеств компетентности после мужских простых чисел и более быстрые RT для теплых черт после женских простых. В частности, эмпирические данные показывают, что мужчины женщины по-разному и в противоположных направлениях реагируют на активацию гендерного стереотипа (Kray and Thompson, 2004). Обеспокоенность основана на гендерном стереотипе, а именно, что спортсмены должны сначала назвать и идентифицировать гендерный стереотип.Во-вторых, понять контекст, в котором возникает стереотип. ,

Как в классе создаются гендерные стереотипы

Учитель дошкольного образования Жак Радке начал учебный год в начальной школе Кенилворта в Фениксе с довольно типичной группой трех-, четырех- и пятилетних детей.

Некоторые из девочек начали формировать группы и обеденные столы «мальчикам запрещено», в то время как г-жа Радке и ее помощник-преподаватель беспокоились, что мальчики оттеснили одну тихую маленькую девочку в сторонку.

Обычно мальчики и девочки становятся более поляризованными в первые годы учебы в школе — начало гендерных стереотипов .

В то время как дети обоих полов играют вместе в раннем детстве, к концу детского сада они проводят только 9 процентов своего игрового времени с детьми другого пола, согласно исследованию Лиз С. Элиот, доцента нейробиологии в Чикаго. Медицинская школа.

«Разделение по гендерным стереотипам — это факт человеческого детства и одинаково распространен среди молодых обезьян и обезьян», — говорит г-жа Элиот в книге Хаутон Миффлин Харкорт 2009 года Pink Brain, Blue Brain: How Little Differences Grow Issues Пробелы и что мы можем с этим сделать .

Это раннее разделение, по ее словам, создает «два гендерных стереотипа, которые сохраняются на протяжении всего детства».

Но исследователи на ежегодной конференции Американской ассоциации исследований в области образования, состоявшейся в Ванкувере, Британская Колумбия, в прошлом месяце, подчеркнули, что, хотя все дети естественным образом развивают гендерных стереотипов , демографические данные в классе и практика учителей могут иметь большое значение в том, как и будут ли ученики развивать гендерные стереотипы и предрассудки.

Не «зашитый»

В метаанализе исследований, основанных на более чем 7 миллионах детей от детского сада до 11 класса, Джанет С.Хайд, профессор психологии Университета Висконсин-Мэдисон, обнаружил небольшие средние гендерные стереотипы в таких областях, как уровень активности (в пользу мальчиков) и способность сосредотачиваться (в пользу девочек), но не обнаружил существенных различий в математике или понимании прочитанного и «нет убедительных доказательств. что мальчики и девочки учатся по-разному ».

«Вы никогда не услышите, чтобы хороший современный нейробиолог сказал, что мозг имеет жесткую структуру», — сказала г-жа Хайд. «Фактически, он характеризуется большой нейрональной пластичностью, поэтому… любые различия, которые вы видите, по крайней мере так же вероятно вызваны различиями в опыте мужчин и женщин, как и любые анатомические различия, присутствующие с рождения.

Даже если мальчики и девочки не учатся по-разному, демографические данные в классе могут изменить способ обучения студентов, согласно исследованию Эрин Э. Палке, доцента исследования социальной и семейной динамики в Университете штата Аризона в Темпе.

Г-жа Палке проанализировала успеваемость более 21000 учеников в федеральной когорте «Продольное исследование детей младшего возраста — детский сад» и обнаружила, что по мере увеличения доли девочек в детском саду или классе 1-го класса, успеваемость по чтению и математике у мальчиков и поднялись и девочки по окончании 1 класса.

Более того, мальчики и девочки в классах, близких к половому паритету, имели лучший самоконтроль, чем мальчики любого пола в классе, в котором они составляли преобладающее большинство, 80 процентов и более.

Г-жа Палке сказала, что она все еще пытается понять, почему гендерные стереотипы могут быть полезными, но кое-что ей бросилось в глаза.

Например, учителя сообщали, что классы с большим количеством девочек лучше себя ведут, что может привести к лучшим навыкам межличностного общения и увеличению времени на учебу, однако она предупредила, что девочки не ведут себя лучше, когда они составляют подавляющее большинство в классе.

Моделирование учителей

Стереотипы учителей относительно способностей учеников также могут быть смягчены в более сбалансированном классе, сказала г-жа Палке.

Предыдущие исследования показали, что представления учителей о гендерных стереотипах — например, о том, что девочки хуже успевают по математике, а мальчики — по чтению, — могут снизить успеваемость их учеников.

«В классе, где учителя видят, что в классе больше мальчиков, и я бы сказал, что учителя чрезмерно осведомлены об этих проблемах, … может быть, в классе математики, где у них больше мальчиков, они говорят:« О, мальчики лучше по математике. ,Я могу использовать более продвинутые математические подходы в своем классе, — сказала г-жа Палке, — а в чтении может сработать и другой способ ».

На вид безобидные и незначительные практики, такие как приветствие студентов словами «Доброе утро, мальчики и девочки» или размещение студентов мальчик-девочка-мальчик-девочка, могут иметь большие и непредвиденные последствия, согласно другим продолжающимся исследованиям социальной маркировки и групповая идентичность.

Ребекка С. Биглер, доцент кафедры психологии Техасского университета в Остине, изучала, как у детей развивается чувство групповых различий и предубеждений, особенно связанных с полом и расой.

И г-жа Радке, учительница дошкольного образования в Фениксе, и ее помощник по обучению Эрика К. Флинн сказали, что они обычно обращались в свои дошкольные классы по полу.

«Когда я рос, я всегда видела, о, мальчики находятся в этой очереди, а девочки — в этой, и я ничего об этом не думала», — сказала г-жа Флинн.

Тем не менее, даже небрежная организация учащихся по полу или упоминание об этом таким образом, что гендерные стереотипы заставляют мальчиков и девочек развивать идею о том, что гендер принципиально противоположен, что учитель не упоминал и не обсуждал, г-жа.Исследования Биглера и другие показали.

«Если вы сравните это с гонкой, если бы вы сказали своим классам первого класса:« Доброе утро, белые и латиноамериканцы; Давайте попросим латиноамериканцев достать вам карандаши, «что произойдет, вы попадете в федеральную тюрьму», — сказала г-жа Биглер. «Обычная маркировка детей по признаку расы в вашем классе является нарушением федерального закона, и, конечно же, вы можете делать это регулярно с учетом пола».

В то время как младенцы в возрасте 6 месяцев могут различать людей по полу, они также могут отличаться по любому количеству других характеристик, от этнической принадлежности до ношения шляп, сказала она.Они смотрят на поведение взрослого, чтобы решить, какие различия важны в данном контексте.

«Дети могут обратить внимание на любые существенные различия в их среде», — сказала г-жа Биглер. «Маркировка особенно эффективна», — отметила она; использование описания существительного, например, называть кого-то «носителем шляпы», вместо того, чтобы сказать «он любит часто носить шляпы», делает описание более постоянным и неотъемлемым в детском сознании.

В одной серии экспериментов, обсуждавшихся на исследовательской конференции, ученики начальной школы были разделены на две случайные группы и получили красные или синие рубашки на время летней сессии.

В некоторых классах учителей просили раздать футболки и больше о них не упоминать. В других случаях учителей просили использовать их случайно, чтобы сгруппировать учеников, прося учеников выстроить красную и синюю линии, используя отдельные красные и синие кубики, или спрашивали: «Давайте теперь красным ученикам сдадим свои книги».

В некоторых версиях ученики в синих и красных рубашках были помещены в отдельные классы… ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ…

Спасибо Education Week за информацию, представленную в этой статье Сарой Д.Sparks.

homework help

.

Гендерный стереотип | определение гендерного стереотипа Медицинским словарем

Было два вида блоков: последовательные блоки, где правило ответа согласовывалось с обычным существующим вербальным ответом, связанным с гендерными стереотипами, например, «женщины» — «слабый» — верно; «мужчины» — «небезопасный» — ложь; и непоследовательные блоки, где правило ответа было противоположным, и участников просили ответить несовместимым образом с этими существующими вербальными отношениями, например, «женщины» — «слабые» — ложные, «мужчины» — «небезопасные» » -правда.Самая высокая корреляция (r = 0,83) наблюдается между парами карьерного роста (Среднее = 2,29, SD = 0,650) и гендерным стереотипом (Среднее = 2,33, SD = 0,524). В половине наборов предложений гендерный стереотип метафора соответствовала полу местоимения (т. е. гендерно конгруэнтно). Исследование неявного математического гендерного стереотипа с помощью стереотипной объяснительной предвзятости [на китайском языке]. Имея это в виду, в культурных интерпретациях часто склонны поддерживать тезис о том, что существует существует сильная связь между традиционными религиозными взглядами и гендерными стереотипами, но необходимо напомнить, что связи между гендерными стереотипами в рекламе и религиозными идеологиями еще предстоит исследовать, и именно это и делается в данной статье.Такое восприятие гендерных различий способствует формированию гендерных стереотипов. Китайские женщины-потребители представляют собой уникальную группу для изучения с точки зрения гендерных стереотипов и культурной ценности китайских подарков. Дизайн с двумя режимами лечения позволяет проверить, основаны ли прогнозы на гендерных стереотипах, и есть ли возможность индивидуального суждения. соответствующая информация о выборе субъектом риска значительно снижает роль стереотипа. Было высказано предположение, что гендерные стереотипы и амбивалентный сексизм являются хорошей иллюстрацией того, как эффекты компенсации способствуют формированию и поддержанию стереотипов в межгрупповых отношениях (Kervyn, Yzerbyt , Judd, & Nunes, 2009).Подводя итог, можно предположить, что при определенных условиях активизации гендерных стереотипов современный сексизм будет мотивировать дифференцированную оценку венчурных идей мужского и женского типов мужчинами и женщинами. Положение о поле в Разделе VII от искоренения гендерных стереотипов, которые «гендерные стереотипы» предлагает активистам по всему миру комплексный план по соблюдению законодательства и политики в области прав человека, направленных на продвижение прав и достоинства женщин, а также для разрушения гендерных стереотипов, лежащих в основе гендерной дискриминации.Гендерное разделение труда в доиндустриальных обществах означает, что гендерные стереотипы существовали в культурах по всему миру. ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *