Пятница , 9 Октябрь 2020

Гендерный стереотип это – что это такое в современном обществе — примеры о девушках, женщинах и мужчинах — Profylady

Гендерные стереотипы и роли - их влияние на поведение, примеры

Гендерные стереотипы – это сложившиеся устойчивые и распространенные представления, касающиеся особенностей поведения, внешности, самопредставления и стремлений в зависимости от пола. Стереотипы связаны с поддержанием функционирования гендерных ролей, будучи порожденными их особенностями, но и влияющими на их воспроизведение у последующих поколений.

Изучение гендерных стереотипов показало их влияние на установление гендерного неравенства, а также ущемление личности на основании пола, что породило множество митингов о гендерной и половой толерантности, а также феминистское движение. Сила влияния таких стереотипов зависит от исторического периода анализа и культурной среды, которая изучалась. Более развитые в исследовательском и культурном отношении страны в меньшей степени используют гендерные стереотипы для регуляции общественного поведения. Осознание того, что представляемые факты про соблюдение норм больше надуманны и не соответствуют действительности, позволяют людям более объективно относиться к реальности и обустраивать свою жизнь комфортным образом, реализовывая таланты и удовлетворяя потребности, возникающие в эту секунду, а не в соответствии с предписаниями.

Гендерные роли и стереотипы

В менее развитом обществе соотнесение себя и оценка окружающих по стереотипам довольно сильна, поскольку при построении стереотипного отношения не приходится анализировать свое внутреннее отношение, ситуацию и личность другого, можно просто взять готовую, внушаемую из вне информацию и следовать ее модели. При этом характерным является манипулирование смыслами и понятиями, заключающимися в избирательном восприятии информации и личном ее вольном трактовании, что делает подобные установки на счет характерного поведения основой для манипулирования окружающими.

Возникновение жесткой структуры гендерных предрассудков присуще традициям западной культуры, где гендерные роли четко разделены, соответствуют физиологическому полу с постоянным закреплением, а в других культуральных сообществах может, как полностью отсутствовать социальная роль, определяемая полом, так может и сменяться вместе со сменой условий и потребностей. В таких условиях не зарождаются стереотипы и рамки, а человек чувствует себя более свободным в собственных проявлениях и может успешно осуществлять различную деятельность.

Нужны ли гендерные стереотипы – вопрос, имеющий множество ответов, поскольку с одной стороны, любые стереотипы не позволяют видеть ситуацию реальной и проявлять гибкость приспособления, с другой они служат довольно сильным конструктом поддержания соответствующего поведения, являясь негласным сводом законов, что упрощает выбор жизненной стратегии тем, кто по различным причинам не способен выстроить самостоятельную.

Безусловно, различия феминного и маскулинного существуют, и этими вопросами занимается гендерная психология. И чем больше исследований особенностей данного спектра, тем больше было получено подтверждений тому, что между различными гендерами значительно больше схожего, чем различного, а психика любого человека содержит проявления обоих полов (собственную аниму и анимуса). Акцентируются различия в силу того, что они режут глаз, являются вечным камнем преткновения и глубоко закреплены в архаичных пластах психики, также этим удобно объяснять и прикрывать другие концепции (например, унижения или подчинения другого). Если человек начинает действовать лишь в рамках соответствия своему физическому полу, это влечет за собой личностные расстройства, своеобразный бунт противоположной части, оказавшейся непринятой и отправленной в тень.

Понятие гендера было введено не как синоним биологического пола, а для обозначения его социальной составляющей. Физические половые признаки не дают предопределения социальных проявлений, ведь чтобы считаться самцом или самкой необходимо только родиться. А чтобы считаться женщиной или мужчиной в социальном понимании необходимо соответствовать определенным критериям и ожиданиям, накладываемым культурой относительно представления собственного пола. Когда же человек не играет соответствующую социальную роль, его считают странным или больным, люди у которых сильно развито стереотипное мышление в отношении гендера могут испытывать страх или ненависть к тем, кто действует вне рамок, определяемых социумом.

Гендерная идентичность также формируется под социальным влиянием, ведь изначально дети не различают пол, потом они просто знают его формально, когда им объясняют через те же стереотипные ожидания их поведение («мы не будем брать синюю футболку, ты же девочка, мы возьмем тебе розовое платье», «ты сильный и смелый, сможешь сам заснуть в темной комнате, ты же мальчик»). Дети пробуют, играют в семью, но окончательное понимание своей поло-ролевой принадлежности и чувствование гендерных ролей начинается при половом созревании.

Гендерная роль включает свод представлений определенной культуры на отрезке конкретного времени, о том, как подобает себя проявлять. Это такое поведение, которого ожидает от человека общество, в русле которого воспитывают (вспомните объяснения родителей «ты же мальчик» – логика отсутствует, зато присутствует предопределение какого-то поведения лишь на основании половых признаков). Подобное строгое отношение присутствует в школах и дворах каждого дома западной цивилизации, чтобы определить соответствующий упор на проявление феминности или маскулинности.

Гендерные роли не устойчивое образование или обозначение, характеристика пола, невозможно сказать, что если человек чувствителен, то значит это женщина. Подобные исполняемые и проявляемые моменты полностью регулируются культурой, и то, что на одном континенте будет считаться маскулинным проявлением, на другом может оказаться типичной женской обязанностью. То, какое отношение человек будет иметь к ролевым проявлениям (действие стереотипного мышления) определяется окружающими людьми.

Изменения восприятия гендерных ролей, а соответственно и силы стереотипизации зависит от исторического промежутка, когда проводилось изучение гендерных стереотипов. Если в более древние времена деятельность и досуг мужчин и женщин были четко разделены, то сейчас все смешалось. Существовавшие ранее стереотипы еще сильны, но происходит внутренняя революция общества и официально нет разделения профессий относительно пола, появилось больше свобод проявления. Так же и в досуговом времени – женщины ходят на бокс, а мужчины пишут картины и все большее количество людей руководствуется в своих оценках гендерными предпосылками – на первое место выступает удовольствие самого человека и качество производимого им продукта.

Влияние гендерных стереотипов

С гендерными ролями каждый выбирает определенную позицию – можно играть и менять эти роли в зависимости от происходящего в реальности и тем самым проявлять адаптивность и творческое приспособление, а можно ригидно действовать, строго выполняя предписания роли, и тогда это выглядит как приспособление ситуации под свои возможности.

Нужны ли гендерные стереотипы, чтобы лучше адаптироваться в социуме, при логическом рассуждении приводит к отрицательному ответу, но, тем не менее, множество людей предпочитают проламывать действительность, требуя от себя и близких порой невыгодного и тяжелого соответствия придуманным правилам.

Действия в правилах стереотипов гендера могут помочь человеку достигнуть своих целей (когда женщина придерживается подобной концепции, то мужчина решающий все ее вопросы, часто без ее участия покажется ей идеальным), но так же может и сильно мешать (при той же ситуации, но если женщина ориентируется на собственную зрелость и способность к ответственности, бесцеремонное вмешательство мужчины, пусть даже с благими намерениями может положить конец любым отношениям).

Прописанные стереотипами правила диктуют цели и пути их достижения. Позитивные моменты, привносимые стреотипизацией – с самого детства известно, что делать, кем работать и как себя вести, т.е. человек избегает душевных метаний и получает огромную дозу социального одобрения при успешном соответствии. Проблемы начинаются, когда люди пытаются достичь подобного соответствия (женщинам тяжело совмещать работу и домашние обязанности, а мужчины редко могут дотянуться до образца мужественности и успешности). Любая роль и стереотип – это идеал, который априори далек от реальной жизни и живого человека, поэтому попытки соответствовать ему рождают чувство собственной неполноценности, тревоги и усталости.

Действие в предписанных рамках ограничивает развитие личности, сводит на нет возможности заложенного потенциала, при этом теория социальной андрогинности открывает двери для собственного совершенствования и достижений. Множество научных открытий были совершены женщинами после того, как им дали допуск к образованию и науке, а большинство талантливейших поваров, дизайнеров и парфюмеров – мужчины.

При исследованиях особенностей психики людей, придерживающихся гендерной стереотипизации, было выявлено большее количество защитных механизмов психики, повышенный уровень депрессивных и тревожных проявлений, ригидность психических и социальных процессов, застревание в травматическом опыте. Тогда как личность, свободно переключающаяся между ролями, имела более стабильный эмоциональный фон, меньшее количество защит и более высокий уровень осознанности, так же были выше показатели адаптивности, гибкости и реализованности, общий уровень ощущения наполненности жизни.

В целом можно сказать, что чем больше вариантов поведения доступно человеку, тем успешнее он становится в своей деятельности и устойчивее эмоционально к различным происшествиям.

Примеры гендерных стереотипов

Еще не родившись, человек уже попадает под действие гендерных стереотипов, когда узнав пол ребенка, родители выбирают коляску и кроватку голубого или розового цвета. Дальше вся рекламная и социальная инфраструктура нацелена на разделение – отличаются чепчики и бутылочки, рюшечки и динозавры на футболках.

Примером такого же гендерного стереотипа является выбор игрушек и игр для детей – девчонкам куклы и посудка, а мальчишкам машинки и роботы. Если посмотреть на игры младших групп детского сада, то заметите, что дети играют те, что привлекло их внимание, там девочки катают машинки, а мальчики укладывают пупсов спать, но потом им всем расскажут с какими игрушками нужно играть, каждый дома у себя будет видеть определенный набор и постепенно начнет играть в свое. Таким образом, начинают формироваться первичные стереотипы про внешность и деятельность, мало кто из родителей думает, что их дочь будет дальнобойщиком.

Дальше больше и вот типичная женщина должна быть чистой и аккуратной, как и все пространство вокруг нее, ее профессия должна быть помогающей и связана с людьми (учителя, врачи, секретари), при этом уровень дохода у женщины не превышает мужской. Для женщин не важно образование, и она его может не получать, точно так же они не занимаются спортом и политикой. Во взаимоотношениях женская роль всегда вспомогательная, молчаливая и в тени, подчиняющаяся тому, что скажет мужчина. А главные направления женской деятельности заключены на домашней территории в готовке, уборке и заботе о детях, работать и ходить куда-то еще можно, только когда выполнен приоритет и считается прихотью (если не придурью). Женщины любят петь, танцевать и искусство, а не любят сетевые игры, автомобили и рыбалку; при этом они всегда хорошо выглядят и пахнут и никогда не злятся.

Стереотип мужчины можно построить на антонимах женскому, так как они занимаются серьезными внешними вопросами, но не домашними обязанностями. Мужчины могут починить сломанное и увлекаются играми, но не могут долго и душевно общаться или убрать за собой. Мужчины в стереотипном восприятии много зарабатывают, ведут свою деятельность в политике, активно занимаются спортом и руководят женщинами.

Перечислять можно бесконечно, но никто не соответствует этому списку полностью, да и не требует от своего партнера. Есть стереотипы, сложившиеся в обществе и есть те избранные из них, которые актуальны для конкретного человека, его семьи. Стереотипы могут касаться и задатков (мужчины – математики, женщины – гуманитарии), желаний (женщины хотят замуж, мужчины – свободы) и темперамента (мужчины – агрессивны, женщины – спокойны).

Все построение стереотипов строится по бинарному принципу, и если женщина интуитивна, то мужчина логичен. За этим идут анекдоты про женскую логику, но никто не рассматривает, что интуиция это та же логическая система, работающая по другим законам. Структурированность и подчинение так же отражают дихотомию стереотипов, но не отражают суть. А помимо общих тенденций, каждый в собственной семье может найти личные стереотипы (например, мужчина обязательно должен быть военным, а женщина уметь готовить осетрину – и никак иначе).

psihomed.com

Список гендерных стереотипов |

Гендерные стереотипы это некие общие представления и о роли каждого пола в обществе. Гендерные роли, как правило, ни положительны, ни отрицательны, они просто приблизительно обобщают мужские и женские качества. Так как каждый человек имеет индивидуальные характеристики, мысли и чувства, эти стереотипы бывают не верны в каких-то конкретных ситуациях. Кроме того, какие то их аспекты периодически устаревают по мере развития общества и изменения сложившихся представлений о том, что могут и чего не могут делать представители разных полов.

Хотя большинство людей понимают, что стереотипы не всегда соответствуют действительности, но чаще всего в любом случае делают предположения, основанные на поле. Есть много стереотипов, например то, что женщины спешат выйти замуж, а мужчины обожают спорт. Представления о гендерных ролях навязываются нам через СМИ и журналы, в рекламе

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные клише о социальной роли полов. Ниже приведены примеры некоторых наиболее традиционных в наше время гендерных стереотипов, относящихся к мужчинам и женщинам.

Женские гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы начинаются, например, при появлении ребенка. Как только мы узнаем, что это девочка, мы сразу же начинаем украшать розовым детскую комнатку, заполняем ее бабочками и куклами барби. Мы считаем, что наша дочь будет типичной “девчушкой” и заполняем ее шкаф платьицами, коробками игрушек и чайным набором, для чаепития с куклами. Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что делают из своего ребенка типичную «Прекрасную Леди». Мы учим ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях, это самые большие и наиболее распространенные стереотипы по отношению к женщинам.

Вы когда-нибудь наблюдали, как маленькая девочка играет дома? Даже в возрасте пяти-шести лет, она хорошо понимает, что ее задача будет сидеть дома и нянчится с ребенком, ее муж должен ходить на работу, и к его возвращению должен быть готов обед, все как у людей. Это еще один стереотип, женщины остаются дома, а мужчины ходят на работу. Хотя есть миллионы гендерных стереотипов о женщинах, это, безусловно, старейший и наиболее обсуждаемый феминистками. Вот некоторые другие представления:

  • женщины должны иметь “чистые рабочие места», например, секретари, учителя и библиотекари;
  • женщины – медсестры и врачи;
  • женщины не так сильны, как мужчины;
  • женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
  • женщины не должны получать хорошего образования;
  • женщины не занимаются спортом;
  • женщины не являются политиками;
  • женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства;
  • женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
  • женщины должны готовить и делать работу по дому;
  • женщины несут ответственность за воспитание детей;
  • женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей или других стереотипно мужских задач;
  • женщины, предназначены для того что бы быть «принцессами закованными в замке» либо просто быть в роли жертвы, но никогда не как героини;
  • женщины должны выглядеть красиво;
  • женщины любят петь и танцевать;
  • женщины не играют в видеоигры;
  • женщины флиртуют;
  • женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.

Мужские гендерные стереотипы

Типичные мужские стереотипы, девушки думают, что у парня, например огромный бардак в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда, и все это разбросано по комнате. Игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров, фигурок и видео игр. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и защитить себя.

Вы удивлены, узнав, что большинство родителей признают, что они не учат своих сыновей, как мыть посуду или складывать вещи для стирки? Вместо этого, их учат выносить мусор или делать какую-то тяжелую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный стереотип, но большинство семей ведут воспитание именно так. Мужчины должны делать грязную работу и все, что требует мышц, они также должны идти на работу и обеспечивать семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

Другие гендерные стереотипы, касающиеся мужчин:

  • мужчины получают удовольствие от работы на автомобилях;
  • мужчины не могут быть в роли «медсестры», они бывают только врачами;
  • мужчины делают “грязную работу”, такую как строительство и механика, они не являются секретарями, учителями, или косметологами;
  • мужчины не делают работу по дому, и они не несут ответственность за уход за детьми;
  • мужчины играют в видео игры;
  • мужчины занимаются спортом;
  • мужчины любят отдых на природе, например походы, рыбалка;
  • мужчины несут ответственность за все;
  • мужья говорят своим женам, что делать;
  • мужчины ленивые и грязные;
  • мужчины хороши в математике;
  • мужчины именно те люди, которые работают в науке, технике и других технических областях;
  • мужчины не готовят и не шьют.

Вспомните своих знакомых и друзей обоих полов, и как много стереотипов относится к ним или к вам самим? Конечно, все эти стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и ожидаем от каждого мужчины или женщины. Конечно, гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина начинает свой собственный бизнес, в то время как мужчина сидит дома с детьми.

Гендерные стереотипы в анекдотах

Для представления женщин, пожалуй, наиболее характерными являются целые циклы анекдотов про блондинок и про женщин за рулем. В них рисуется как слабый уровень владения техникой, так и общая легкомысленность. Примеры:

***

Молодая дама останавливает свою машину перед красным светом светофора.
Загорается желтый – дама стоит, зеленый
– дама стоит. Снова горит красный свет, сзади гудят другие машины… Медленно подходит полицейский и вежливо говорит:
– Мадам желает какой-нибудь другой цвет?..

***

– Моня, этот пешеход – самоубийца! Он уже 10 минут бежит перед нашей машиной. Что мне делать?
– Розочка, попробуй съехать с тротуара на дорогу…

Мужские стереотипы представлены, пожалуй, не так ярко. Скорее всего из-за того, что анекдоты придумывают именно мужчины. Чаще всего в них описываются пристрастия мужчин. Например:

***

Сидит рыбак зимой рыбу ловит. Мороз.
Проходит мимо другой рыбак и спрашивает:
– Мужик, ты чего? На улице такая холодина, а ты без шапки.
– Ага, я вот так вчера сидел в шапке, мне выпить предложили, а я не услышал.

***

newgoal.ru

гендерные стереотипы

Рассмотрим сначала само понятие ГЕНДЕРНОГО СТЕРЕОТИПА (по определению А.В. Меренкова) - устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведения человека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола».

В обществах, часто называемых «первобытными» или даже «примитивными», существовала развитая система женских и мужских ролей, а также сложные обряды и традиции обозначения мужского и женского пола. Мужчины и женщины строго различались по своей одежде, украшениям, стилю раскраски тела и т.д. Для включения подрастающего поколения в систему полоролевого разделения труда были выработаны сложные обряды инициации – превращения в «мужчину» или «женщину».

Однако даже в регулируемом ритуалами обществе не все так просто. Во-первых, мужские и женские роли (а с ними и представления о том, что носитель каждой из них должен делать и каким быть) существенно варьировались от одного сообщества к другому.

На это обратила внимание антрополог Маргарет Мид. В работе «Пол и темперамент» (1935) она рассмотрела особенности общественных стереотипов, касающихся типично мужских и типично женских свойств у нескольких племен Новой Гвинеи. В результате исследования было установлено, что у племени арапешей и у мужчин и у женщин преобладали женские роли и ценились женские черты характера. Они совместно трудились и воспитывали детей. И мужчины и женщины второго племени – мундугоморов – отличались воинственностью и агрессивностью, причем мужчины племени могли вступать в брак со своими дочерьми, а матери – со своими сыновьями. У представителей племени тчамбули гендерные роли распределялись противоположно привычным нам: женщины ловили рыбу, занимались ткачеством, торговали; мужчины украшали себя и обдумывали праздничные церемонии (СНОСКА: Мид М. Культура и мир детства. М., 1988).

Во-вторых, в этом обществе существовали люди, которые не вписывались в строгое полоролевое разделение. Так, в книге Игоря Кона «Лунный свет на заре» (1997) приводятся примеры института людей «среднего», или «промежуточного», пола, распространенного у 113 племен Северной Америки, народов Сибири и Дальнего востока (чукчи, алеуты и др.), Индонезии, Африки.

Основные гендерных группы стереотипов

Все гендерные стереотипы можно разделить на три группы:

Первая - стереотипы маскулинности / феминности (или фемининности). По-другому они называются стереотипамимужественности / женственности. Рассмотрим сначала, что означают понятия маскулинности (мужественности) и феминности(женственности). (В дальнейшем эти две пары понятий употребляются в тексте как синонимичные: мужественность - маскулинность, женственность - феминность). Основываясь на анализе значения термина «маскулинность», данное И.С.Коном можно следующим образом описать значения, вкладываемые в понятия феминность и маскулинность:

. Понятия маскулинность и феминность обозначают психические и поведенческие свойства и черты, «объективно присущие» (по выражению И. Кона) мужчинам (маскулинность) или женщинам (феминность).

. Понятия маскулинность и феминность содержат различные социальные представления, мнения, установки и т.п. о том, какими являются мужчины и женщины, и какие качества им приписываются.

. В понятиях маскулинность и феминность отражены нормативные эталоны идеального мужчины и идеальной женщины.

Таким образом, гендерные стереотипы первой группы можно определить, как стереотипы, характеризующие мужчин и женщин с помощью определенных личностных качеств и социально-психологических свойств, и в которых отражены представления о мужественности и женственности. Например, женщинам обычно приписываются такие качества, как пассивность, зависимость, эмоциональность, конформность и др., а мужчинам -активность, независимость, компетентность, агрессивность и т.д. Как мы видим, качества маскулинности и феминности имеют полярные полюса: активность - пассивность, сила -слабость. По данным исследования Н.А.Нечаевой, традиционный идеал женщины включает такие свойства, как верность, преданность, скромность, мягкость, нежность, терпимость.

Вторая группа гендерных стереотипов связана с закреплением определенных социальных ролей в семейной, профессиональной и других сферах. Женщинам, как правило, в качестве основных отводятся семейные роли (матери, хозяйки, жены), а мужчинам -профессиональные. Как отмечает И.С.Клецина, «мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин - по наличию семьи и детей».

Внутри отдельной сферы (например, семейной) набор ролей, приписываемых мужчине и женщине, различен. В упомянутом выше исследовании «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей» было опрошено 300 человек от 18 до 60 лет, и выявилась следующая дифференциация в распределении семейных обязанностей между супругами. Так, в качестве сугубо «женских» отмечались роли, связанные с уборкой в доме, приготовлением пищи, стиркой и глажением белья и мытьем посуды. Мужскими же функциями в семье, по мнению участников опроса, являются функции добывания денег, ремонтные работы по дому, вынос мусора. С утверждениями «Главное призвание женщины - быть хорошей женой и матерью» и «Мужчина - основной кормилец и глава семьи», отражающими традиционные представления о роли мужчины и женщины в семье, согласились более 90 % из числа всех опрошенных. Высказывания участников групповых интервью этого же исследования, продемонстрировали, что женщинам чаще всего отводится роль хранительницы семейного очага, которая, по мнению респондентов, «обеспечивает целостность семьи» и «поддерживает благоприятную атмосферу в доме». Мужчина же выполняет роль «опоры семьи», и эта роль имеет, скорее, руководящий характер: мужчина в семье занимается «постановкой стратегических целей», «управляет», «указывает», и, в целом, является «примером для подражания». При этом досуговые роли гораздо чаще приписываются мужчинам, чем женщинам (общение с друзьями за кружкой пива, отдых на диване, просмотр ТВ и газет, рыбалка, футбол и др.). Это было также подтверждено результатами исследования по изучению школьных учебников, которое показало, что мужские персонажи изображаются в ситуациях отдыха значительно чаще, чем женские.

Третья группа гендерных стереотипов отражает различия между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами труда. Так, мужчинам приписываются занятия и профессии инструментальной сферы деятельности, имеющей, как правило, творческий или созидающий характер, а женщинам - экспрессивной сферы, отличающейся исполнительским или обслуживающим характером. Поэтому распространенным является мнение о существовании так называемых «мужских» и «женских» профессий.

По данным ЮНЕСКО, стереотипный перечень мужских занятий включает профессии архитектора, водителя, инженера, механика, исследователя и т.д., а женских библиотекаря, воспитательницы, учительницы, телефонистки, секретарши и др. По мнению участников групповых интервью моего исследования, в число «мужских» профессий входит большой набор специальностей промышленной, технической, строительной, военной, сельскохозяйственной и других сфер. Женщинам при этом традиционно отводятся занятия в сферах образования (учитель, воспитатель), медицины (врач, медсестра, акушерка), обслуживания (продавец, горничная, официантка). В научной сфере занятость мужчин связывается с естественными, точными, общественными областями, а женщин преимущественно, с гуманитарными.

Наряду с подобным «горизонтальным» делением сфер труда на мужские и женские, существует и вертикальное деление, выражающееся в том, что руководящие должности в подавляющем большинстве занимают мужчины, а позиции женщин имеют подчиненный характер.

Приведенная классификация гендерных стереотипов не является исчерпывающей и, имея достаточно условный характер, предпринята для простоты анализа. Из перечисленных групп гендерных стереотипов наиболее общими и универсальными являются стереотипы феминности/маскулинности. Стереотипы второй и третьей групп носят более частный характер, и охватывают, в большинстве случаев, семейную или профессиональную сферы. При этом описанные три группы гендерных стереотипов тесно взаимосвязаны между собой. По-видимому, можно выделить и другие виды гендерных стереотипов, используя различные основания для их классификации.

Особенность стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще. Говоря о стереотипах, можно провести аналогию с айсбергом, только небольшая часть которого находится на поверхности, что делает его крайне опасным, разрушительным. Стереотипы не менее пагубно влияют на все сферы нашей жизни и, особенно на отношения с окружающими. Они являются барьерами на пути к нашему счастью и все мы в большей или меньшей степени являемся их заложниками. Стереотипы индивидуальны или массовы. Стереотипы массового сознания являются наибольшим барьером в установлении гендерного равенства в нашем обществе.

Итак, каковы основные гендерные стереотипы массового сознания?

  1. «Дело женщины — домашнее хозяйство и воспитание детей». Так называемая теория трех К Ницше (Дети, кухня, церковь). Чрезвычайно удобная и излюбленная позиция подавляющего большинства мужчин. Этот стереотип настолько прочно проник в мужское сознание, что женщины, которые пытаются реализоваться в общественной работе или бизнесе, сталкиваются с этим стереотипом постоянно. Необходимо иметь много сил, чтобы преодолевать колкие замечания, ехидные взгляды и откровенное противодействие коллег-мужчин. Итак, мужчины делают карьеру, реализуют себя как личности и общественные деятели. А мы воспитываем общих (прошу заметить) детей и ведем общее (еще раз прошу заметить) домашнее хозяйство, при этом тоже работая — на бесперспективных низкооплачиваемых должностях.

  2. «Принятие решений — мужское дело или „Молчи, женщина, твой день 8-е Марта“». Несмотря на то, что женщины составляют большую часть населения, они по-прежнему остаются отстраненными от процесса принятия решений. На сегодняшний день женщины составляют всего 4% парламентариев. Среди министров и губернаторов женщин нет. За весь период существования Советского Союза только одна женщина — Екатерина Фурцева была удостоена чести занимать пост министра (Министерство здравоохранения). Итак, мужчины принимают решения, а женщины вынуждены принимать их последствия. Справедливо ли это? Законы Хаммурапи, принятые царем Вавилона в 18 веке до нашей эры гласили: «Женщина должна постоянно находится в зависимости от своих мужчин вследствие собственной глупости: отца в детстве, мужа в зрелости и сына в старости». Сколько веков прошло, а как мало изменилось!

  3. «Женщина без мужчины — неполноценный член общества». Очень прочно укоренившийся стереотип. «Порядочная женщина должна выйти замуж, родить детей и быть такой, как все». Излюбленный народный стереотип, прошу заметить, не народная мудрость. Отсюда следует, что если женщина разведена или одинока, ее порядочность автоматически ставится под сомнение. Мы забываем о том, что судьба каждого человека уникальна и неповторима и любой человек сам по себе является самодостаточной личностью. Не пора ли нам пересмотреть неизвестно кем и когда установленные стандарты и критерии?

  4. «Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины». Однако жестокие реалии 20-го века доказали обратное. Войны, голод и революции показали, что женщины оказались выносливее мужчин. Они выживали при таких кровопотерях, при которых мужчины неминуемо умирали. В блокадном Ленинграде выжило больше женщин, чем мужчин. И сегодня женский век длиннее, женщины реже страдают отсердечно-сосудистых заболеваний, реже болеют раком, успешнее сопротивляются неблагоприятным экологическим факторам. На самом деле мужчины — существа более ранимые, чем женщины. Одиночество мужчин более глобально, чем женское. В одиночестве женщину могут утешить дети, семья, необходимость заботится о ком-то. Мужчина же может почувствовать себя одиноким неожиданно и резко безо всяких на то причин. Это экзистенциальное одиночество, от которого ничто и никто не спасает.

  5. «Бабы — дуры, стервы и т. д.». «Все мужики — гады, сволочи и т. д.». Как Вы поняли, список нелестных эпитетов можно продолжать до бесконечности. Из поколения в поколение передается ненависть к противоположному полу. Эти лжеубеждения подтверждаются примерами из личной жизни и красноречивыми повествованиями о том, как тетя Клава до нитки обобрала дядю Васю или Петя сломал жизнь юной Марусе. Подобные истории рассказываются вместо сказок, приукрашиваются подробностями и эмоционально окрашиваются. Так в подсознание входит враждебность к противоположному полу. Мы с детства подсознательно недолюбливаем и боимся друг друга. Память о тете Клаве и не очень хорошем Пете прочно оседает в нашем подсознании. Что в итоге? Мужчины подсознательно боятся женщин, женщины мужчин. Вы знаете о том, какие у нас отношения...

  6. В каждом из нас борются 2 начала. С одной стороны в нас заложено влечение друг к другу, а с другой стороны страх друг перед другом. Чтобы заглушить свой страх перед женщиной, мужчина пытается ее запугать. Сначала он ее обесценивает, убеждая себя, что она ничего для него не значит. Для этого иногда применяется и физическая сила. Вот вам корни домашнего насилия.

  7. «Все они одинаковые». Потрясающий стереотип. Однажды или несколько раз столкнувшись с чьим-то неадекватным поведением, мы делаем выводы относительно половины человечества. Мы надеваем темные очки, и все действительно предстает перед нами в темном и мрачном свете. И мы продолжаем бояться. А что? Мы настолько привыкли жить в страхе, что не представляем свою жизнь без него. Кроме того, мы чрезвычайно ленивы, чтобы снять очки и увидеть противоположный пол без них. А еще мы трусливы, а вдруг все на самом деле разные, ведь тогда нам придется к каждому находить индивидуальный подход и строить отношения ОТЛИЧНЫЕ от тех, что были раньше.

studfiles.net

что это такое, их влияние

Общение с другими людьми

Гендерные стереотипы являются неотъемлемой частью современного общества. Они могут касаться как женского пола, так и мужского, затрагивая самые разнообразные сферы деятельности. Важно бороться с эти явлением, препятствовать его распространению, так как любые стереотипы — это дискриминация отдельно взятых людей в конкретных ситуациях, появление неправильных и пустых выводов о половых принадлежностях в целом, а также неконструктивной критики и напрасных упреков.

1

Значение термина и влияние на общество

Гендерный стереотип (половой, принадлежащий к тому или иному роду) — это распространенное, обобщенное, часто утрированное понятие, которое касается поведенческих особенностей, интеллектуальных способностей, знаний и умений мужчин либо женщин. Под термином подразумевается, что отдельно взятая личность в силу своих биологических, анатомических особенностей повторяет определенный, выработанный большинством стиль поведения.

Стереотипы связаны с уже существующими и устоявшимися в современном социуме гендерными ролями — распределением тех или иных должностных обязанностей между лицами различного пола. Борьба с этими предрассудками, которые зачастую абсолютно необоснованны, ведется потому, что они поддерживают неравенство в обществе.

Если приводить примеры, наиболее часто девушкам либо молодым людям приписывают какие-то когнитивные, умственные либо поведенческие особенности. Обычно в обществе считают, что мужчина должен быть сильным, эмоционально устойчивым и храбрым, а женщина — хрупкой, слабой, нежной. Если представитель мужского пола (иначе называемого «сильным») плачет прилюдно — это воспринимается как что-то не соответствующее норме. Если же плакать начнет девушка, это не будет воспринято так же агрессивно или непонятно для большинства.

Также стереотипы могут отражаться и на внедрении конкретной личности в какую-либо социальную группу. Например, если девушка, обладающая достаточной квалификацией, знаниями, способностями и талантами, придет устраиваться на «мужскую» должность, ей могут оказать в получении рабочего места по причине влияния выработанных в данном обществе гендерных стереотипов. А мужчина, который имеет меньший трудовой стаж и хуже разбирается в данной профессиональной сфере, будет принят, так как он представитель другого пола, более подходящего на конкретную должность.

То же самое касается СМИ (средств массовой информации), рекламы, современного спорта, искусства и иных сфер жизни.

Что такое феминизм и кто такая феминистка?

2

Как формируются гендерные стереотипы?

Стереотипы по признаку гендера происходят от ролей, ранее распределенных в обществе. Издревле было принято, что женщина — хранительница очага, хозяйка, воспитательница детей, а мужчина обеспечивает семейство финансово и выполняет особо тяжелую физическую работу.

Существуют некие социальные ожидания от девушек и от юношей. Люди, подверженные стереотипному мышлению, ждут от той или иной личности совершения конкретных действий, высказывания общепринятых желаний. Если же человек этих ожиданий не оправдывает, он сталкивается с осуждением и непониманием.

Исследования в этой области делятся на два основных типа — мужские и женские. Но бинарная гендерная система не универсальна, и по факту в разных странах мира существует более двух гендерных ролей. Некоторые люди меняют гендер по мере взросления и выхода из пубертатного периода, а некоторые игнорируют его совсем, не считая, что это важно для их сосуществования в социуме. То есть девушка способна просить обращаться к себе в мужском роде, парень может не определять себя как мужчину или женщину и тому подобное.

По мере развития общества стигмы, клише и стереотипы могут видоизменяться, исчезать и формироваться снова.

3

Почему важно бороться с этим явлением?

Важно бороться с гендерными стереотипами, чтобы сформировать здоровую атмосферу в социуме, включающую:

  • Равные условия труда и оплату. И мужчины, и женщины должны иметь право на то, чтобы реализовываться в интересных для них сферах деятельности. В особых случаях на работу не берут людей, неподходящих по физиологическим параметрам, но обычно отказы совершенно необоснованны.
  • Отсутствие общественного неодобрения. В среднестатистической паре, состоящей из девушки и юноши, может сложиться такая ситуация: супруг захочет воспитывать детей и вести хозяйство, а его жена — работать и обеспечивать семью. Часто люди сталкиваются с осуждением, непониманием, насмешками, хотя по факту их желания и распределение обязанностей абсолютно нормальны, поскольку удобны для обеих сторон.
  • Искоренение предвзятости в отношении конкретной личности только по причине его или ее пола. Этот пункт касается тех людей, которые выделяются своей внешностью, характером либо чем-то еще. В пример можно привести то, что мужчины редко используют косметику, не посещают косметические салоны, не интересуются одеждой или аксессуарами, полагая, что это «только для женщин». Если же юноша открыто и не стесняясь проявляет заинтересованность чем-то из вышеперечисленного, на него начинают давить психологически.

Важно не поддаваться влиянию стереотипов по признаку гендера и правильно истолковывать данное определение другим людям. При общении с человеком, мыслящим предубеждениями, необходимо обратить особое внимание на то, все мужчины и женщины абсолютно разные, они не обязаны соответствовать чьим-то представлениям о них. Также нужно пояснить, что анатомические особенности, различия девушек и парней хоть и существенны, но не отличают их кардинально.

Иногда у человека может произойти изменение стереотипов. В психологии существует такой термин, как внушаемость. Большинство неосведомленных людей соглашаются с доводами, опровергают собственные слова. У них закрепляются мысли о том, что все мы разные, вне зависимости от пола и гендера. Другие же могут продолжать спорить, опираясь на свой жизненный опыт, общие представления о мире, нежелание признавать свою неправоту.

doctorfeel.net

Гендерные стереотипы

То, что мужчины и женщины очень разные, хорошо известно. Но зачастую эти различия действуют не по принципу «противоположности притягиваются», а совсем наоборот. Во многом взаимопониманию мешают гендерные стереотипы. Это определенные модели поведения, устойчивые образы-символы, навязываемые представителям разных полов общественным мнением.

Гендерные роли и стереотипы

По мнению ученых, наличие специфических ролей, которые мужчины и женщины играют в обществе, и есть главная причина появления гендерных стереотипов. Так, издавна в России сложилась традиция, что мужчина – это добытчик, защитник, глава дома. А женщина – мать, хранительница очага, воспитательница. Однако на современном этапе произошли изменения в общественном сознании, которые наложили свой отпечаток, в том числе, и на распределение мужских и женских обязанностей. Прекрасные дамы научились зарабатывать, растить детей в одиночку, самостоятельно принимать решения. А многие представители сильного пола, в свою очередь, освоили «работу» домохозяйки и няньки, переложив заботы финансового обеспечения семьи на плечи своих супруг. И, тем не менее, пережитки прошлого никуда не делись, перекочевав в «половые» штампы.

Примеры гендерных стереотипов

Наиболее распространенными гендерными стереотипами в современном обществе являются:

  1. Мужчины – это сильный пол, а женщины – слабый (хотя уже давно доказано, что дамы могут быть более устойчивы и психически, и физически).
  2. Представители сильного пола не должны плакать (хотя слезы – это естественная реакция живого организма).
  3. У мужчин более высокий интеллект (просто у женщин более развито полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу).
  4. Незамужняя женщина – неполноценная (Одинокие дамы сегодня – далеко не редкость и они ни в коем случае не считают себя несчастными или ущербными).
  5. Главное предназначение женщины – семья и дети, мужчины – карьера (многие дамы сегодня успешно справляются и с тем и с другим, а многие мужчины предпочитают быть хорошими папами и мужьями, а не покорителями карьерных Эверестов).

Стоит отметить, что сильное влияние оказывает на гендерные стереотипы и реклама. С легкой руки этой индустрии в массовом сознании закрепились следующие социальные роли-символы:

  1. Женские – городская кокетка, образцовая жена, деловая женщина, соблазнительница.
  2. Мужские – искатель приключений, мачо, соблазнитель, успешный бизнесмен, «вечный мальчик», спортсмен, образцовый семьянин.

 

womanadvice.ru

Гендерные стереотипы. Роли Мужчины и Женщины.

Гендерные стереотипы – это вопросы позиционирование себя в мужской и женской роли. Стереотипы нашего общества мешают правильно оценивать себя и преподносить свой гендер партнеру. Такое положение дел ведет к хаосу во взаимоотношениях Мужчины и Женщины. Часто бывает, что вроде и Он, и Она нормальные люди, но когда дело касается отношений, все меняется. Неадекватное понимание своей роли в тандеме Мужчина-Женщина оказывается отрицательной кармой близких и теплых связей.

Сначала, конечно, о понимании мужской роли, так как именно Мужчина является ведущим, а Женщина ведомой. Это правильное положение дел. При таком раскладе проявляется женственность, которая актуализируется только благодаря уже проявленной мужественности.

Гендерный долг Мужчины – создать поле защищенности вокруг Женщины. В этом поле слабая и нежная Женщина без страха и стеснения сможет показать себя такой, какая она есть. Когда Женщине нет необходимости пользоваться психологическими защитами рядом со своим Мужчиной, лучшие ее качества проявятся сами собой. Если же Женщина не чувствует, что здесь никто не будет использовать ее открытость против нее, то в таком случае Мужчина никогда не узнает, какова она на самом деле, и получит букет манипулятивных стратегий от слез и вымогательства подарков,  до насаждения чувства вины за непроявленную помощь по дому и отсутствие поддержки в воспитании детей. Этот самый долг Мужчина отдает не Женщине, а скорее себе.

Создание чувства защищенности для своей Женщины – это залог собственного здоровья и покоя. Вовремя сдержанная мужская агрессия пойдет в конструктивное русло деятельности и принесет материальный доход, невысказанная претензия обернется благодарностью в виде нежности от женщины. Таким образом, улучшая свои качества характера ради теплого контакта с любимой Женщиной, Мужчина обретет развитие своей личности и пойдет по пути духовного роста. Выбирая себе Женщину, Мужчина выбирает свою судьбу.

Гендерные стереотипы, навязываемые обществом, диктуют Мужчине совсем другое поведение. Неверное понимание расстановок сил, неправильная трактовка мужественности разрушают  судьбы и семьи. Когда Мужчина требует от Женщины равных условий, то есть хочет, чтобы ответственность за конфликты разделялась пополам, он напрямую говорит Женщине, что не собирается ее защищать, что ее настроение, слезы и обиды  — это зона ее собственной ответственности. При таком раскладе он может получить только сильную и жесткую женщину. Он сделает из нее такую даже, если до этого она такой не была. Он просто не оставит ей выбора в поведенческих стратегиях.

Намерение Мужчины быть главным также нежелательно проявлять открыто. Главенство должно быть дано, а не отобрано или перехвачено. Сильный человек вообще не показывает свою силу. В случае, если мужчина демонстрирует первенство, он получит в жены женщину-жертву, которая будет во всем подчиняться, прогибаться, но собственной личности не проявлять и не показывать, чтобы не призвать на свою голову его гнев.

Мужчина, раз за разом показывая своей Женщине, что он ее любит (прощает, хвалит, оставляет ей возможность для женской власти над ним), получает в итоге мягкую, ласковую, благодарную и умную Женщину.

Гендерная роль Женщины

Гендерные стереотипы, провозглашенные в современном социуме женщинам, также далеки от идеала. Что мы видим в рекламе? Призвание женщины – стоять у плиты (стиральной машины, кухонного комбайна и т.п.) или призывы фирм, производящих косметику типа “Я этого достойна!”  Ни то ни другое не имеет отношения к женственности.

Женственность – это власть над Мужчиной. В чем проявляется эта власть? В красоте, ухоженности и сексуальности в первую очередь. Откуда же берется сексуальность? Сексуальность и есть женская сила. Она рождается задолго до рождения самой Женщины. Эта сила находится в коллективном информационном поле и пробуждается сначала отцом девочки, потом любимым Мужчиной. Но для того, чтобы Мужчина захотел пробудить женскую силу, он должен увидеть свою Аниму в этой женщине. Анима – это то, что Мужчина видит в Женщине и чувствует своим. Это бессознательный образ идеальной Женщины, такой, какую Он хотел бы видеть рядом. Например, Мужчину учат быть смелым. И Он смелый. Но есть такая сторона смелости, которая является мягкой, красивой, изящной. И вот такой смелости не достает Мужчине. И именно такую смелость Он видит в той Женщине, чью силу Он захочет пробудить, чтобы наслаждаться созерцанием этой женской смелости. Та, чья красота души на глубинном уровне тронет мужскую душу, и станет объектом его желания.

Красота души – это сочетание лучших качеств. Если говорить о Женщине, то это внешняя привлекательность, состоящая из гармоничного сочетания милой улыбки, изящных движений и манящей походки, ее речь умная и лаконичная, умение держать себя, красиво отбить вражеские нападки, тонкий юмор и простота, то есть душевная открытость. Женщина пленяет мягкостью сочетаемой с мертвой хваткой. Животный дух предков обязательно должен быть в ней представлен. Это сторона женской личности иногда называется Жрицей. Это огонь непроявленных эмоций, энергетический сгусток божественной энергии. Нарваться на такой пламень страсти одновременно и хочется и страшно. Но, когда Она будет чувствовать защищенность, будут открыты врата безбрежной ласки и наслаждения.

Гармония есть представленность всех взаимоисключающих аспектов, находящихся в равновесном порядке. Разум такой Женщины способен укротить хаос житейской бури. Сила ее в слабости.

Гендерные стереотипы каждый для себя может пересмотреть и создать новые на основе Законов Высшего Разума и Божественного Провидения. Роли Мужчины и Женщины подчинены правилам семейной системы, по которым она функционирует. И тот, кто захочет согласия в жизни и семье, обязательно откроет для себя эти правила и законы.

 

Автор: Ольга Толмачева

mercabadom.ru

Гендерные стереотипы в современном обществе

«Женщины способны на всё, мужчины — на всё остальное» © Анри де Ренье

Гендерные стереотипы — это некие общие представления о роли каждого пола в обществе. Гендерные роли обобщают мужские и женские качества. Так как каждый человек уникален, имеет индивидуальные характеристики, мысли и чувства, то гендерные стереотипы бывают не верны в определенных конкретных ситуациях.

Кроме того, гендерные стереотипы в современном обществе периодически устаревают по мере развития социума и изменения сложившихся представлений о том, что могут и чего не могут делать представители разных полов.

Хотя большинство людей понимают, что гендерные стереотипы не всегда соответствуют действительности, все — таки делают предположения, основанные на гендерных различиях.

К примеру существует распространенный стереотип про то, что женщины спешат выйти замуж и должны заниматься домашним хозяйством, а мужчины любят заниматься спортом и обязаны ходить на работу. Многие представления о гендерных ролях навязываются нам через СМИ и рекламу.

Потребности в браке. Как укрепить семью?

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные клише о социальной роли полов. Ниже приведены примеры некоторых наиболее традиционных в наше время гендерных стереотипов, относящихся к мужчинам и женщинам.

Женские гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы закладываются с самого раннего детства. Например, при появлении ребенка — девочки, мы сразу же начинаем покупать дочке одежду и аксессуары розового цвета, украшаем ее комнату бабочками, цветочками и куклами.

 

Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что таким образом учат ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях. Это является наиболее распространенным стереотипом по отношению к женщинам.

В современном мире существуют миллионы гендерных стереотипов о женщинах, например:

женщины — медсестры и воспитатели;
женщины не так сильны, как мужчины;
женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
женщины не должны получать хорошего образования;
женщины не занимаются спортом;
женщины не являются политиками;
женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства;
женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
женщины обязаны заниматься домашним хозяйством и рожать детей;
женщины несут ответственность за воспитание детей;
женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей и других стереотипно мужских задач;
женщины должны быть красивыми;
женщины любят петь и танцевать;
женщины не азартны;
женщины флиртуют;
женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.

Мужские гендерные стереотипы

Типичные женские представления о мужчинах, например, что у них вечный беспорядок в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда. Детские игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров и солдатиков. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и уметь защитить себя.

Большинство родителей осознают и признают за собой, что они не учат своих сыновей мыть посуду или правильно складывать вещи в шкафу. Маленьким мальчикам зазорно покупать детскую коляску, чтобы в ней он возил куклу.   Почему всё бесит и раздражает?

Вместо этого, родители учат сыновей выносить мусор или делать тяжелую физическую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный мужской стереотип, но в большинстве семей воспитание будущих мужчин происходит именно так.

 

В современном обществе мужчины обязаны делать грязную работу и все, что требует физических усилий, они также должны идти на работу и обеспечивать семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

Другие распространенные мужские гендерные стереотипы:

мужчины получают удовольствие от работы;
мужчины не могут выполнять чисто женские обязанности;
мужчины выбирают строительство или механику, они не являются секретарями, учителями, или косметологами;
мужчины не делают работу по дому, а уход за детьми не входит в их обязанности;
мужчины азартные и занимаются спортом;
мужчины любят отдых на природе, например походы и рыбалку;
мужчины несут ответственность за все;
мужья указывают своим женам, что делать и руководят ими;
мужчины ленивые и грязные;
мужчины не плачут;
мужчины сильны в математике;
мужчины не готовят и не шьют.

Признаки мужской симпатии

Конечно, все эти гендерные стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и приписываем их каждому мужчине или женщине.

Все гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина занимается не домом, а своей карьерой, в то время как мужчина занимается воспитанием детей.

psylive.com.ua

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о