Четверг , 28 Март 2024

Финансовый мониторинг это слежение рублем за – Финансовый мониторинг — что это такое, виды и цели

Содержание

Финансовый мониторинг — Answr

Комплекс мероприятий, направленных на контроль за перемещением денежных средств юридических и физических лиц.

В зависимости от того, какой субъект действует, выделяют два вида анализа:
  1. Обязательный финансовый мониторинг: эту задачу выполняет специальная организация — Росфинмониторинг, которая консолидирует информацию, получаемую от финансовых структур (банки, биржи и т.п.), и наблюдает за денежными потоками, находящимися в обращении в стране и переводимыми за границу.
  2. Внутренний финансовый мониторинг представляет собой набор процессов в финансовых организациях при выполнении операций клиентов, который выявляет транзакции, подлежащие обязательному мониторингу, фиксирует их и передает сведения в федеральную службу.
Полномочия субъектов и параметры, согласно которым финансовые операции относят к числу подлежащих обязательному мониторингу, определяются на законодательном уровне. Основным документом является 115-ФЗ.

Порядок проведения

Первичный мониторинг выполняют сотрудники финансовых организаций, работающие непосредственно с клиентами, — кассиры, операционисты и др. К первичному мониторингу относится идентификация лица, желающего провести транзакцию, и, при определенных условиях, проверка соответствия установленным критериям.

Подробный анализ операций проводится департаментом финансового мониторинга, подчиняющимся напрямую руководству компании. При этом структура компании должна исключать возможность злоупотреблений. Сотрудник финансовой организации проверяет транзакции, выделяя подлежащие внутреннему и обязательному финансовому мониторингу. Каждой из них приписывается определенный код. По результатам проверки формируется отчет, где информация об операциях упорядочивается согласно присвоенным кодам. Отчет передается в федеральную службу в электронном виде. И уже специалисты федеральной службы контролируют соответствие зафиксированных в отчете транзакций положениям законодательства, регулирующего мониторинг.

Если есть основания предполагать, что транзакция направлена на легализацию доходов, полученных незаконным путем, или финансирование террористических организаций, федеральная служба вправе блокировать счета и запросить дополнительную информацию о происхождении средств и о других финансовых операциях привлекшего внимание лица.

Операции, подлежащие мониторингу

Особое внимание уделяется транзакциям с наличными. По законодательству мониторинг должен охватывать следующие действия, при условии превышения установленного законом лимита:
  • обмен валют;
  • снятие наличных или внесение их на счет;
  • приобретение акций, фьючерсов, закладных и пр.;
  • обналичивание или покупка чеков;
  • перечисление средств операторам азартных игр;
  • взаимодействие с иностранными счетами на предъявителя и не именными картами;
  • перевод денег как беспроцентной ссуды или под видом взносов на благотворительность.
Кроме этого, интерес службы мониторинга вызовут те перемещения финансов, совершение которых не несет экономической выгоды и не обусловлено производственной деятельностью, а также имеющие не поддающееся определению назначение.

Важно помнить: факт того, что транзакция относится к числу подлежащих мониторингу, не приведет к незамедлительным санкциям для совершившего ее лица. На практике дополнительные проверки и блокировка счетов применяются менее чем к 0,1% операций, имеющих перечисленные признаки.

answr.pro

Финансовый мониторинг, Выявление сомнительных операций, AML

 AML
  Финансовый мониторинг, Выявление сомнительных операций

«Борьба с легализацией денежных средств (AML: Anti Money Laundering) включает в себя комплекс мер, направленных на предотвращение использования финансового учреждения для легализации средств, полученных преступным путем, или финансирования терроризма»

ПРОБЛЕМА

С каждым годом всё сильнее ужесточается политика ЦБ по борьбе с легализацией преступных средств, что явилось результатом больших штрафов и даже приостановление деятельности, вплоть до отзыва лицензии у нескольких российских банков.

На сегодняшний день существует целый ряд требований, установленных органами финансового регулирования России (Федеральные законы № 115-ФЗ и 134-ФЗ), которые кредитно-финансовые организации не могут реализовать в силу отсутствия необходимого функционала. При этом, необходимо учитывать, что в соответствующие законы все время вносятся поправки, изменяются списки лиц, связанных с терроризмом, ужесточаются требования к предоставляемой регуляторам информации по операциям и клиентским данным, появляются новые мошеннические схемы. Все это значительно усложняет банкам реализацию политики Anti-Money Laundering (AML).

Многие банки, в том числе и российские, активно используют принцип Знай своего клиента. Таким образом, банк уменьшает риски вовлечения в сделки своих клиентов, связанных с легализацией (отмыванием) доходов или финансированием терроризма, которые угрожают репутации банка.

Усиление внутреннего контроля в кредитных организациях, по требованию Центробанка РФ, привело к многочисленным отказам при открытии расчетных счетов для организаций. Банки опасаются попасть под санкции финансового регулятора и готовы жертвовать своими потенциальными клиентами.

По статистике «ВТБ 24», в III квартале 2015 года открыл только 29 тысяч расчетных счетов, отказ в открытии счета получил каждый пятый клиент банка. По некоторым данным, Альфа-Банк за два месяца закрыл несколько тысяч счетов небольших компаний, имевших признаки «сомнительности».

Выработанные собственные подходы финансовых организаций чаще всего связаны с ручной проверкой и выявлением операций. Это несет за собой риски ошибок, ложных выявлений, а также приводит к чрезмерным трудозатратам.

РЕШЕНИЕ

Компания ФБ Консалт предлагает автоматизированную систему финансового мониторинга счетов и операций Ваших клиентов на базе лидирующей платформы бизнес аналитики (BI)

Qlik (QlikView и Qlik Sense), одной из задач которой является выявление сомнительных клиентов и операций. Решение уже внедрено и апробировано в российских Банках.

Основные возможности системы финансового мониторинга

1. Анализ финансовой деятельности клиента;

2. Анализ финансовых операций по счетам клиента;

3. Выявление сомнительных операций клиентов;

4. Оперативное проведение расследований;

5. Автоматическое формирование выписки по клиенту и отчетности;

6. Отправка электронных уведомлений и отчетности пользователям.

Внедрение решения от компании ФБ Консалт, повышает достоверность и обоснованность отказов и помогает сохранять благонадежных клиентов. Приложение позволяет наладить совместную работу сотрудников Банка по анализу клиентов и максимально быстро реагировать на возникшие ситуации. Программа производит статистический, коэффициентный, сравнительный анализ всех реквизитов платежа, используя как историю платежей клиента и получателя платежа, так и общебанковскую статистику, учитывающую регион, страну, банк, назначение и сумму платежа, а также многие другие связанные факторы.

Выявление сомнительных Клиентов и Операций

  • Контроль выплаты налогов. Выявление клиентов, уклоняющихся от выплат налоговых обязательств;
  • Контроль дебетового оборота. Выявление клиентов, с крупными дебетовыми оборотами;
  • Контроль обналичивания денежных средств. Выявление клиентов, обналичивающих денежные средства прямым путём и с использованием альтернативных схем;
  • Контроль видов деятельности клиента;
  • Отсутствие оплат НДФЛ. Выявление клиентов, уклоняющихся от уплаты НДФЛ;
  • Выявление клиентов, взаимодействующих с сомнительными контрагентами;
  • Выявление и контроль клиентов, которыми интересовались государственные органы;
  • Теневая инкассация. Выявление клиентов, подозреваемых в теневой инкассации;
  • Выявление клиентов, взаимодействующих с контрагентами из списка теневой инкассации;
  • Крупная операция после регистрации. Выявление клиентов, не совершающих крупные финансовые операции первые 3 месяца, и проводивших хотя бы одну с 4 по 6 месяцы после регистрации;
  • Контроль прироста дебета за месяц. Выявление клиентов, прирост месячного дебетового оборота которых вырос более чем в два раза;
  • Контроль экономической деятельности клиента. Выявление клиентов, сменивших свой вид экономической деятельности (ОКВЭД) более чем на 30%;
  • Контроль займовых операций. Выявление клиентов, с большим объёмом займовых операций.

Выявление сомнительных Клиентов и Операций проводится по ряду гибко настраиваемых признаков. При этом все параметры, алгоритмы расчета и пороговые значения гибко настраиваются в интерфейсе системы.

Улучшенные возможности по созданию предупреждений в ходе проверок бизнес потоков. Используя историческую информацию, система анализирует подозрительные операции, и в случае выявления фактов мошенничества автоматически выдает предупреждающие сообщения.

За счет применения современных технологий (платформа Qlik, и технология In Memory) и сокращения влияния «человеческого фактора», анализ информации происходит быстро и точно.

Результаты базируются на реальных фактических данных, полученных из разных ИТ-систем Банка (АБС, CRM, учетной системы, внешних систем).

Преимущества системы AML от компании ФБ Консалт

Опыт

Компания ФБ Консалт имеет огромный опыт работы (более 16 лет) с крупнейшими кредитно-финансовыми организациями России и ближнего зарубежья.

Платформа Qlik — лидер

В основе решения от ФБ Консалт лежит лучшая на сегодняшний день платформа класса Business Discovery, предназначенная для создания приложений бизнес-анализа —
Qlik
(QlikView и Qlik Sense).
Инвестиции в Qlik — это не только вложение средств в самую интуитивно понятную на рынке платформу для бизнес-анализа, выполняемого конечными пользователями. Это инвестиции и в проверенную в решениях корпоративного класса архитектуру, масштабируемую в соответствии с потребностями.
Подробнее о наших решениях для банков построенных на платформе Qlik вы можете прочитать на нашем сайте.

Проверенные алгоритмы

Апробированные и прекрасно себя зарекомендовавшие алгоритмы по противодействию отмыванию денег Anti Money Laundering (AML) для различных направлений деятельности, продуктов и услуг.

Гибкость решения

Абсолютную гибкость решения гарантирует профессиональная платформа Qlik (QlikView и Qlik Sense).
Эффективные инструменты для управления оповещениями, расследования конкретных ситуаций, административной отчетности, а также полного аудиторского контроля.

Возможность самостоятельной подстройки пороговых значений и расчетных формул, без обращения в службу технической поддержки.
Возможность поэтапного внедрения и оперативного внесения изменений в уже внедренный функционал.

Быстрый старт

Гибкость платформы Qlik, а также возможность поэтапного развертывания, позволяют сократить сроки внедрения и ускоряют получение отдачи от решения.
Сроки внедрения комплексного решения «под ключ» за 1–3 месяца!

Низкая общая стоимость владения

Передовая платформа Qlik (QlikView и Qlik Sense), гибкая архитектура данных, реализация передового опыта и лучших методик, встроенные средства подключения к различным существующим системам, простые и удобные в использовании средства управления, обеспечивают более сжатые сроки внедрения и меньшие долгосрочные издержки.

 

Ресурсы

Свяжитесь с нами


Более подробную информацию Вы можете получить, позвонив в «ФБ Консалт» по тел.:  +7 (495) 781–6400 или отправив запрос по электронной почте: [email protected]. Специалисты компании с радостью ответят на все интересующие Вас вопросы. Обращайтесь!


fbconsult.ru

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе

Библиографическое описание:

Сурнина К. С., Дененберг Ю. М. Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13622/ (дата обращения: 02.07.2019).



Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Затрагиваются проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового мониторинга.

Ключевые слова: финансовый мониторинг; финансовая безопасность; Центральный банк России; финансовая система государства; Росфинмониторинг; государственный финансовый контроль; противодействие финансированию терроризма.

В современной России возникает вопрос об обеспечении национальной безопасности, а также о защите финансовых интересов страны на международном уровне и противодействии финансирования терроризма. Опыт экономического развития показывает, что бюджет страны несет серьезные потери из-за низкой финансовой дисциплины. Действенный финансовый контроль является одним из необходимых условий для существования развитой экономики и сильной независимой страны. В финансовой организации Российской Федерации имеются значительные трудности, которые обусловлены нелегальным и малоэффективным использованием государственных финансовых ресурсов. Таким образом, в государстве возникает необходимость в контроле денежных средств, — финансового контроля.

Цель статьи: проанализировать состояние системы финансового мониторинга и финансовой безопасности в Российской Федерации.

Поставленная цель обуславливает необходимость выполнения следующих задач:

  1. Рассмотрение структур, относящихся к сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  2. Основные функции финансовой безопасности в Российской Федерации;
  3. Описание взаимодействий двух основных структур финансового мониторинга: Росфинмониторинг и Центральный банк России.

Финансовый мониторинг — сложная предметная область, содержащая в себе основы правового, финансового и административного регулирования, межведомственных и межгосударственных взаимоотношений. В целом, противодействие для легализации доходов, которые получены преступным путем, а также финансирование терроризма, является правоприменительной деятельностью, которая в свою очередь объединена с международными отношениями и финансовым регулированием. Финансовое регулирование обладает всеми необходимыми средствами и методами для противодействия внезаконным финансовым транзакциям, в том числе, операциями перевода, вывода или ввода денежных средств, которые связанны с финансированием терроризма. Финансовый мониторинг — это финансовый анализ и экономические отношения, а с другой стороны — это контроль и надзор со стороны органов государственной власти (в частности Федеральной службы по финансовому мониторингу). Финансовый мониторинг — это также деятельность органов внутреннего контроля (комплаенса) за соблюдением правил противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма [3].

Финансовый мониторинг в первую очередь ориентирован на противодействие легализации финансовых доходов, которые были получены преступным путем, а также на противодействие финансированию терроризма как на территории страны, так и за ее пределами. В нынешних условиях, когда угроза терроризма возрастает, вопросы об успешном осуществлении финансового мониторинга в Российской Федерации приобретают еще большую актуальность.

Центральный банк Российской Федерации — орган государственной власти и одновременно финансовым регулятором, который осуществляет надзор за деятельностью банковских и небанковских кредитных организаций в Российской Федерации. Данная государственная организация основывает свою деятельность на принципах ключевых направлений национальной денежно-кредитной политики и стратегии банковского развития. Одна из основных функций Банка России — финансовый мониторинг, он осуществляет политику финансового мониторинга в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4].

Центральный банк Российской Федерации в сфере финансового мониторинга базирует свою деятельность на создании комплекса нормативных правовых актов, которые регулируют противодействие легализации или отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. Банк России предъявляет особые требования к лицам, занимающим должность в подразделениях компалаенса, для соответствия каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам, правилам предоставления отчетов о банковских операциях.

В соответствии с законодательством, Центральный банк Российской Федерации и его территориальные подразделения осуществляют сбор, анализ информации о транзакциях, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств и иных незаконных финансовых транзакциях, определяет принципы регулирования в данной сфере, участвует в совершенствовании законодательства о финансовом мониторинге и издает соответствующие подзаконные нормативные правовые акты (положения, инструкции, указания), регулирующие противодействия легализации (доходов), полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Банк России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу определяет правила предоставления данных о финансовых транзакциях в Росфинмониторинг.

По мнению Начоевой Л. А., финансовый мониторинг можно представить, как двухуровневую структуру.

Первый уровень может быть представлен Росфинмониторингом и федеральными надзорными органами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в сфере финансов [1].

Однако было бы более точным только один Росфинмониторинг отнести к первому уровню системы финансового мониторинга, так как именно на данного органа исполнительной власти законодательство возложило функции по сбору, обработке, анализу и проверке информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, полученной ʙ соответствии с законодательством Российской Федерации, а также ряд других обязанностей. И по его запросам все другие субъекты обязаны предоставить необходимую информацию.

Второй уровень системы финансового мониторинга в России по Начоевой Л. А. представлен субъектами первичного финансового мониторинга — организациями, на которые согласно законодательства возложена обязанность по осуществлению финансового мониторинга в целях безопасности [1].

Подзаконные нормативные правовые акты Росфинмониторинга взаимодействуют и непосредственно связаны с нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.

Центральным банком Российской Федерации осуществляется надзор за деятельностью кредитных организаций, банков и небанковских кредитных организаций, осуществляется до 80 % всех финансовых транзакций в стране, по этой причине на эти организации направлена основная задача контроля со стороны финансового и экономического регулятора.

Кредитные организации подвергаются риску прохождения операций по финансированию терроризму, поэтому для правильной и эффективной их работы необходимо организация, установление и регулирование правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем.

Банки и небанковские кредитные организации, функционирующие в рамках финансового мониторинга на основании нормативных правовых актов, определяющие основные принципы осуществления постоянного контроля, правила идентификации клиентов, в том числе, на принадлежность к террористам и экcтремистам, правила определения подозрительных и необычных операций.

Росфинмониторинг выполняет свои функции в непосредственной связи с Центральным банком России. Центральный банк базирует свою надзорную деятельность на методах, средствах и принципах, которые необходимы для реализации функции финансового мониторинга. Финансовый мониторинг –основная функция Банка России, который издал соответствующее положение, инструкции и указания для противодействия легализации денежных средств и финансированию терроризма.

В результате совместной работы Росфинмониторинга и Банка России наблюдаются очевидные положительные результаты, но отзыв лицензий у некоторых банков, обслуживающих клиентов, относящихся к группе риска, вовлеченных в проведение незаконных финансовых операциях, был спровоцирован «переход» клиентов, из группы риска, в крупнейшие финансовые учреждения с целью «затеряться» в разветвленных филиальных сетях, больших клиентских базах и объемах проводимых операций.

Проводимая совместно с Банком России работа, с целью настройки систем внутреннего контроля кредитных организаций является одной из основных мер реагирования. Также, необходимо отметить, что эта работа позволяет проводить мониторинг «миграции» не только клиентов, но и их средств при закрытии счета.

В результате этого взаимодействия, от банков было получено около 96 тысяч сообщений о случаях расторжения договора по инициативе клиента.

Для решения задач по противодействию финансированию терроризма, на территории Российской Федерации продолжается взаимодействие на межведомственном уровне. Основную линию координационных органов составляют следующие структуры: Совет Безопасности Российской Федерации, Национальный антитеррористический комитет, в том числе межведомственные рабочие группы, созданные в связи с поставленной задачей. Органами финансовой безопасности проводятся консультации с частным сектором по вопросам, связанным с усилением контроля за наблюдением и анализом проводимых денежных операций, связанных с рисками финансирования терроризма. Представители финансовых учреждений презентовали «матрицу индикаторов», которая была разработана финансовой разведкой с целью повышения качества работы организаций в направлении идентификации рисков финансирования терроризма.

Росфинмониторинг предложил свою «матрицу индикаторов» которая, систематизирует идентификаторы по следующим направлениям:

 процессы, характерные для радикальной идеологии (центры радикальной пропаганды, вербовщики, неформальные группы, НКО, религиозные центры и т. д.).

 террористы, а также их окружение, экономика спонсирующая терроризм (легальная и теневая — торговля нефтью, оружием, похищение людей и т. д.).

У подозрительной транзакции имеются четкие критерии определения степени подозрительности клиента, в которых учитывается география и используемые платежные инструменты.

Все вышеперечисленное свидетельствует о практическом опыте, который был приобретен за годы работы, о постепенном совершенствовании системы финансового мониторинга, что позволяет более эффективно противостоять угрозе терроризма, эффективно использовать средства бюджета.

Таким образом, отмечается положительная динамика сотрудничества межгосударственных органов финансового мониторинга/безопасности (Росфинмониторинг, Центральный банк России, Совет Безопасности Российской Федерации и др.) и, как следствие, повышается эффективность системы финансового мониторинга.

Основная цель Росфинмониторинга на 2017 год — это борьба с терроризмом: выявление новых источников и каналов финансирования ИГИЛ, выработка мер по их пресечению, уделение особого внимания центрам подготовки террористов-боевиков и их финансированию. Еще одна задача, стоящая перед финансовыми организациями, — пресечение нелегальных финансовых операций, противодействие легализации (доходов), полученных преступным путем.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что «финансовый мониторинг» — это система процедур (контрольные, информационные, правоохранительные), основная функция которых направлена на воспрепятствование поступления доходов, незаконно поступивших в экономику Российской Федерации. Также, необходимо отметить, данная система, помимо прочего, служит и для воспрепятствования использования агентов финансового мониторинга, с целью отмывания незаконно поступивших доходов и финансовой поддержки терроризма.

Современный этап развития нашей страны, со всеми его сложностями, определил коренное качественное изменение роли Росфинмониторинга. Эта новая роль заключается в превращении ведомства из одного из многих других, осуществляющих функции контроля в отношении определенных видов финансовых операций, в важнейший организационный инструмент поддержания экономической стабильности государства.

Литература:

  1. Начоева Л. А. Финансовый мониторинг в коммерческом банке/Л. А. Начоева// Диссертация. С.-П. — 2015. — С. 16 -17
  2. Публичный отчет «О деятельности федеральной службы по финансовому мониторингу». М. 2016. — С. 8–9
  3. Тилькова Д. Н. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 561–567
  4. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): финансовый мониторинг, Российская Федерация, финансирование терроризма, центральный банк, противодействие легализации, финансовая безопасность, Банк России, Центральный банк России, операция, внутренний контроль.

moluch.ru

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ: СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ И ЗНАЧЕНИЕ. М.М. Прошунин

Транскрипт

1 ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ: СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ И ЗНАЧЕНИЕ М.М. Прошунин Кафедра административного и финансового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, В статье рассматриваются вопросы определения понятия финансового мониторинга в нормативных актах и научной литературе; освещаются вопросы субъектов, объектов и целей финансового мониторинга, а также его политическое и социально-экономическое значение. Термин «мониторинг» в переводе с английского языка означает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям [7, с. 392]. В финансово-правовой науке система финансового мониторинга определялась профессором О.Н. Горбуновой как «слежение рублем за успешным (или менее успешным) развитием государства и общества в целом» [1, c. 9]. Вместе с тем стоит подчеркнуть, что данное определение, скорее, относилось к характеристике финансовой системы Российской Федерации в целом, чем к характеристике системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Отметим, что в экономической науке под финансовым мониторингом в ряде случаев понимается деятельность по контролю за движением денежных средств в отдельно взятом хозяйствующем субъекте. Тем самым в экономической литературе данный термин наполнен абсолютно иным содержанием. В настоящее время в юридической науке понятие «финансовый мониторинг» прочно связано с вопросами противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Понятие «финансовый мониторинг» появилось в российском законодательстве с изданием Указа Президента Российской Федерации 1263 от 1 ноября 2001 г. «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [6]. Данным исполнительным органом государственной власти стал Комитет по финансовому мониторингу Российской Федерации. В настоящее время данный орган исполнительной власти был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Вместе с тем данный нормативный правовой акт, как и последующие нормативные правовые акты, не содержал легального определения понятия финансового мониторинга. Однако, по мнению В.А. Зубкова и С.К. Осипова, в наименовании уполномоченного органа содержалось определение предмета и сферы его деятельности

2 44 Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2008, 2 финансовый мониторинг [2, с ]. Указанные авторы попытались вывести определение «финансового мониторинга» исходя из содержания Федерального закона от ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4], выделяя следующие основные направления: 1) предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; 2) организация деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 3) международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма [2, c ]. Указанные ученые пришли к заключению, что финансовый мониторинг как термин, отражающий и характеризующий прежде всего сферу деятельности уполномоченного органа, практически совпадает по своему содержанию с термином «противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма», и в итоге определили финансовый мониторинг как комплекс мер, принимаемых финансовыми учреждениями и компетентными государственными органами в целях предупреждения, выявления и пресечения операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма [2, c. 98]. В целях выработки авторского определения понятия «финансовый мониторинг» рассмотрим основных субъектов, объекты, меры, а также цель их осуществления в сфере финансового мониторинга. В Российской Федерации система уполномоченных органов и организаций в сфере финансового мониторинга, на наш взгляд, представляет собой трехуровневую структуру. Первый уровень занимает Росфинмониторинг как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, который обеспечивает накопление и анализ информации, поступающей от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами (третий уровень), и осуществляет выявление признаков легализации незаконных доходов. В периодических изданиях данный орган принято называть «финансовой разведкой», что вероятно, связано с переводом термина Financial Intelligence Unit, широко распространенного в зарубежных государствах. Отождествляет финансовый мониторинг с финансовой разведкой и известный ученый-экономист Л.Л. Фитуни [8, c. 15]. Второй уровень занимают надзорные органы, осуществляющие надзорные функции в отношении ряда субъектов финансового мониторинга. В настоящее время к таким надзорным органам следует отнести Банк России, Федеральную службу по финансовым рынкам Российской Федерации, Росстрахнадзор, Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, Государственную пробирную палату. И наконец, третий уровень занимают хозяйствующие субъекты организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно «субъекты финансового мониторинга», к которым относятся: — кредитные организации; — профессиональные участники рынка ценных бумаг; — страховые организации и лизинговые компании; — организации федеральной почтовой связи; — ломбарды;

3 Прошунин М.М. Финансовый мониторинг: субъекты, объекты и значение 45 — организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; — организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; — организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; — организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; — организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности; — коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов. На наш взгляд, в широком смысле под субъектом финансового мониторинга можно понимать любой уполномоченный орган или организацию, представленную на одном из трех уровней, так как любой из них выполняет ряд мер, направленных на противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. В узком смысле, под субъектом финансового мониторинга предлагаем понимать лишь уполномоченные организации, которые непосредственно осуществляют финансовый мониторинг, а именно постоянное наблюдение за клиентами и операциями на предмет выявления клиентов и операций, связанных с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Представляется несколько спорным говорить о четвертом уровне системы уполномоченных органов и организаций в сфере финансового мониторинга, который могут занимать правоохранительные органы, принимающие в производство дела по факту обнаружения признаков легализации незаконных доходов, полученных преступным путем, так как в данном случае имеет место правоохранительная деятельность, а не финансовый мониторинг. В этой связи отношения в сфере финансового мониторинга являются предметом правового регулирования финансового права, в свою очередь, деятельность правоохранительных органов регулируется уголовно-процессуальным правом. Объектом финансового мониторинга выступают операции с денежными средствами и иным имуществом, под которым законодатель понимает действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Отметим, что данное определение тесно связано с определением гражданскоправовой сделки, данным в ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации [5]. Так, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В свою очередь, под денежными средствами следует понимать российскую и иностранную валюту (банкноты, казначейские билеты и монеты) как в наличной, так и в безналичной формах. Валюта Российской Федерации это: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты; б) средства в рублях

4 46 Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2008, 2 на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ; в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами России на основании соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерации и Банком России с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства. Иностранная валюта представляет собой а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, а также б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. К иному имуществу следует относить любые вещи, ценные бумаги, а также имущественные права на них. Подчеркнем, что если объектом финансового мониторинга выступают операции с движимым и недвижимым имуществом, то указанное имущество можно рассматривать в качестве предмета финансового мониторинга. Именно данное имущество может быть получено незаконным путем. Напомним, что к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, в том числе многолетние насаждения, здания, сооружения, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Отметим, что к вещам не относят работы и услуги, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага. Указанные виды являются самостоятельными объектами гражданско-правового оборота и формально предметами финансового мониторинга являться не должны. Вместе с тем, учитывая, что проведение операций, предметом которых выступают работы и услуги, объекты интеллектуальной собственности, также могут выступать в качестве способа отмывания денежных средств или финансирования терроризма, субъекты финансового мониторинга должны осуществлять постоянное наблюдение и за данными операциями. Иными словами, можно утверждать, что практически любая операция может выступать объектом финансового мониторинга, так как, принимая во внимание субъекты финансового мониторинга, характер их деятельности, можно говорить о том, что любая проводимая ими операция связана либо с денежными средствами, либо иным имуществом. При этом следует отметить, что объектом финансового мониторинга становятся и участники данной операции, особенно при осуществлении противодействия финансированию терроризму, когда участники операции подлежат проверке на предмет соответствия Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. Как правило, всех участников операций, являющихся объектом финансового мониторинга, можно поделить на три основные группы: физические лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. Отметим, что государственные органы, как правило, не являются объектом финансового мониторинга, так как государство не способно, по определению, отмывать преступные доходы и финансировать терроризм, иными словами, действовать против себя.

5 Прошунин М.М. Финансовый мониторинг: субъекты, объекты и значение 47 Обратимся непосредственно к содержанию понятия «финансовый мониторинг». На наш взгляд, сущность финансового мониторинга проявляется в совокупности мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В широком смысле к таким мерам следует отнести: 1) идентификацию клиентов и их выгодоприобретателей; 2) оценку риска осуществления клиентами отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; 3) мониторинг за операциями, подлежащими обязательному контролю; 4) мониторинг за необычными операциями; 5) направление сообщений в Росфинмониторинг; 6) осуществление мер по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности; 7) документальное фиксирование и хранение информации об операциях, подлежащих обязательному и факультативному мониторингу; 8) подготовку и обучение кадров; 9) предоставление информации по запросам Росфинмониторинга; 10) обеспечение конфиденциальности мер, принимаемых субъектом финансового мониторинга. В узком смысле под содержанием финансового мониторинга следует понимать совокупность следующих мер: 1) идентификация клиента и его выгодоприобретателя; 2) мониторинг операций клиентов и их выгодоприобретателей; 3) направление сообщений в Росфинмониторинг по факту выявления операций или на основании запросов Росфинмониторинга; 4) фиксирование информации в сфере финансового мониторинга; 5) обучение персонала субъекта финансового мониторинга. И наконец, целью финансового мониторинга является недопущение преступных доходов в национальную экономику Российской Федерации и предотвращение использования субъектов финансового мониторинга для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. В качестве цели можно также выделить и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но в этом случае можно говорить о подмене понятий «средство» и «цель», так как противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма тождественно финансовому мониторингу, а значит, подразумевает под собой совокупность мер, осуществляемых Росфинмониторингом, надзорными органами и субъектами финансового мониторинга. Таким образом, представляется, что финансовый мониторинг можно определить как совокупность мер, осуществляемых Росфинмониторингом, иными надзорными органами и уполномоченными организациями (субъектами финансового мониторинга) и направленных на недопущение преступных доходов в национальную экономику Российской Федерации и предотвращение использования субъектов финансового мониторинга для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. И в заключение рассмотрим значение финансового мониторинга. На наш взгляд, оно выражается, прежде всего, в тех негативных последствиях, которые несет отмывание преступных доходов и финансирование терроризма. Государственный аспект. Прежде всего, отмывание преступных доходов угрожает национальной безопасности государства, так как привлекает в страну преступные элементы, повышает уровень преступности и, как итог, заставляет государство увеличивать расходы на содержание правоохранительных органов. Таким образом, создание финансового фундамента для преступной деятельности, бесспорно, влечет увеличение государственных расходов на финансирование правоохранительной системы, что, как правило, негативно отражается на финанси-

6 48 Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2008, 2 ровании государством инвестиционных проектов или капитальных расходов, влечет замедление роста ВВП, бюджетный дефицит. Отмывание преступных доходов и финансирование терроризма особо губительны для стран третьего мира, так как фактически становятся предпосылками для вооруженных переворотов, коррупции и установления зависимости легитимных органов власти от немногочисленных преступных группировок внутри страны. Экономический аспект. Угрозой экономической безопасности можно считать вливание большого размера незаконных (неучтенных) преступных доходов. «Грязные инвестиции» способны подорвать национальную экономику любого государства, так как невозможно выявить и предвидеть поведение лиц, занимающихся отмыванием денежных средств или иного имущества. Как правило, непредсказуемое поведение отмывателей на финансовых рынках влечет резкие и значительные колебания спроса на финансовые ресурсы, изменения курсовых и процентных ставок, а значит, и возможные ошибки в финансовой политике государственных финансовых органов власти, оценивающих рынки капитала, что может привести к возникновению финансовых затруднений не только у хозяйствующих субъектов, но и у государства, вплоть до отказа платить по долговым обязательствам («дефолта»). В экономическом плане немецкий ученый Иоахим Кэцлер в качестве негативного последствия отмывания преступных доходов выделяет также риск создания «параллельных обществ». Как отмечает немецкий ученый, «преступные сообщества и компании, систематически осуществляющие уход от налогообложения и пользующиеся плодами своей деятельности, могут на равных соревноваться с законопослушными компаниями, и в этом смысле «загрязняют» легальную экономику» [9, p. 30]. Все вышесказанное также применимо и к финансированию терроризма. Подчеркнем, что в отличие от легализации преступных доходов на макроэкономическом уровне, финансирование терроризма, прежде всего, угрожает национальной безопасности государства и его суверенитету. Помимо макроэкономических вопросов, не менее важными являются вопросы микроэкономические, так как легализация преступных доходов и финансирование терроризма оказывает негативное влияние и на каждого из хозяйствующих субъектов. На уровне отдельного субъекта финансового мониторинга легализация преступных доходов играет роль «вируса», которым может «заразиться» любая организация, принявшая на обслуживание (оказывающая услуги) неблагонадежного клиента. Широкое распространение данного факта неминуемо скажется на деловой репутации, а значит, и на развитии коммерческой или некоммерческой деятельности компании. В большей части это касается кредитных организаций и других финансовых институтов, обнародование подобных фактов всегда влечет разрыв финансовых связей, отток клиентов из организации, даже косвенно связанной с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Подчеркнем, что легализация преступных доходов или финансирование терроризма может иметь место не только при принятии на обслуживание подобного рода клиента, но и при заключении различных сделок, например, сделок купли-продажи ценных бумаг, сделок купли-продажи валют с контрагентами, которые впоследствии будут обвинены в легализации преступных доходов или финансировании терроризма.

7 Прошунин М.М. Финансовый мониторинг: субъекты, объекты и значение 49 Социальный аспект. К социальным последствиям отмывания преступных доходов возможно отнести продолжающееся расслоение между богатыми и бедными. Не следует понимать данное положение как утверждение о том, что «все богатства нажиты нечестным путем», однако предполагается, что преступные доходы аккумулируются в узком кругу лиц, обладающих достаточно большими состояниями. Отметим также негативное влияние отмывания преступных доходов и на рядовых граждан. Таким примером может служить создание финансовых пирамид, при крахе которых инвесторы не могут обратить взыскание на имущество компании инициатора финансовых пирамид. Именно высокая доля вероятности легализации подобного рода доходов через различного рода схемы дает возможность финансовым мошенникам исключить конфискацию имущества, которое могло бы быть направленным на возмещение ущерба «обманутым вкладчикам и инвесторам». Международно-политический аспект. Политическое значение противодействия легализации преступных доходов проявляется, прежде всего, в том, что в настоящее время вопросы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма стали глобальными проблемами. Как отмечает Питер Лилли, «ежегодный объем отмытых во всем мире денег составляет 1,5 триллиона долларов» [3, c. 64]. Проблемы борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма постоянно обсуждаются на международном уровне. Противодействием отмыванию преступных доходов занимаются несколько международных организаций, в том числе и ФАТФ, ЕАГ, Интерпол, Группа финансовой разведки «Эгмонт». Вместе с тем «реализация мер по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма может быть достаточно мощным инструментом политического или экономического давления на одно или несколько государств и территорий. Так, например, включение любого из государств в Перечень несотрудничающих стран и территорий ФАТФ (НССТ) список государств, не противодействующих легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, автоматически влечет усиление мер контроля в отношении клиентов, зарегистрированных в данных юрисдикциях, ограничение присутствия иностранных организаций в данном регионе и, как следствие, сокращение международных торговых отношений и притока инвестиций. Подобного рода меры могут поставить под удар дальнейшее экономическое развитие практически любого государства, особенно развивающихся стран. Таким образом, отмывание преступных доходов и финансирование терроризма оказывает негативное влияние на все аспекты жизнедеятельности общества и государства. В этой связи финансовый мониторинг направлен на предотвращение, выявление и пресечение любых действий, которые могут быть связаны с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. ЛИТЕРАТУРА 1. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. Профобразование. М., Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М., Лилли Питер. Грязные сделки. Тайная правда о мировой практике отмывания денег, международной преступности и терроризме. Ростов н/д., 2005.

8 50 Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2008, 2 4. Российская газета Собрание законодательства РФ Ст Собрание законодательства РФ Ст Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, Фитуни Л.Л. Финансовый мониторинг: Учебно-методическое пособие. М., Suspicion of Money Laundering. In the Crossfire of International Due Diligence Obligations. By professionals for professionals. Vienna-Graz, THE FINANCIAL MONITORING: PARTICIPANTS, OBJECTS AND IMPORTANCE M.M. Proshunin Department of Administrative and Financial Law Peoples Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 6, Moscow, Russia, This article is devoted to legal issues of definition of financial monitoring in normative acts and scientific literature. The issues of subjects, objects of the financial monitoring and purposes of the financial monitoring are described in this article as well.


docplayer.ru

Что такое служба финансового мониторинга в банке и чем она занимается

Вся банковская деятельность строго контролируется и регламентируется инструкциями и федеральными законами. В свою очередь банки контролируют операции, которые проводят его клиенты. Особенно большое внимание в последнее время уделяется обороту денег на счетах, переводам, валютным операциям, а также соответствие проводимых транзакций законности. Этим занимается служба финансового мониторинга, которая создается в структуре банковской организации. Рассмотрим подробнее, что это за служба, зачем она нужна, чем занимается, и как она может повлиять на денежные переводы клиентов?

Что такое служба финансового мониторинга в банке?

Это подразделение в банке, которое занимается наблюдением и сбором информации для изучения происходящих финансовых процессов, принятия решений о противодействии отмыванию денег, предотвращения подобных действий на внутреннем уровне. Иными словами, служба финмониторинга контролирует оборот денежных средств на счетах и препятствует легализации денег для финансирования террористических и преступных групп.

Легализация (или отмывание) денег — это придание незаконно полученным средствам (от продажи наркотиков, оружия, «крышевания» и проч.)  законного статуса и скрытие источника их поступления. Данный термин появился давно в США, когда преступники запустили сеть прачечных на незаконные деньги, а затем получали с них доход, «якобы» за стирку, таким образом «отмывая грязные деньги». Сейчас этот процесс глобализовался, и ежедневно по всему миру через счета банков «отмываются» миллиарды долларов. Схем для «отмыва» существует много. Самое простой и доступный способ — это открыть банковский депозит (один или несколько), пополнив его «грязными» наличными или безналичным способом (уже частично «отмытыми» деньгами), а затем закрыть и получить «чистые» денежные средства. Поэтому банки так пристально уделяют этому процессу внимание.

В этом процессе принимает участие каждый сотрудник банка, включая кассиров, операционистов, руководителей и проч.

Читайте также:  Вклады банка Открытие для физических лиц. Условия и калькулятор депозитов

Отдел финмониторинга подчиняется совету директоров банковской организации. Он проводит работу, чтобы исключить нарушения на внутрибанковском уровне и не портить деловую репутацию учреждения. Руководитель этого отдела имеет доступ даже ко всем данным о высшем руководстве.

Таким образом, служба финмониторинга проверяет и контролирует все банковские документы, а за разъяснениями непонятных ситуаций она может обратиться к любому из сотрудников.

Зачем в банке нужен финмониторинг?

Служба финмониторинга в банке выполняет ряд важных функций:

  • Обеспечивает безопасность работы учреждения.
  • Контролирует внешние и внутренние операции на основании ежедневной отчетности.
  • Проводит регистрацию операций.
  • Ведет проверку анкет клиентов на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам, идентифицирует стороны финансовых сделок.
  • Создает «черный список» клиентов, которые подозреваются в нелегальном обороте денег.
  • Предотвращает потенциальные преступления.
  • Контролирует соблюдение установленных требований законов и инструкций, в частности, ФЗ №115.
  • Проверяет документы, подтверждающие законность операций и денежных средств.
  • Взаимодействует с ФСФМ РФ.
  • Проводит обучение сотрудников банка по вопросам безопасности.

Какие операции могут попасть на контроль службы финансового мониторинга в банке?

Основной критерий, по которому сотрудников финансового мониторинга  в банке привлекают операции, является несоответствие этих расходных операций деятельности клиента. Согласно ФЗ №115, обязательному контролю подлежат операции на сумму выше 600 т.р. (или эквивалента в иной валюте).
Операции, которые попадают под контроль финмониторинга:

  • Переводы частным лицам от юрлиц (если это не зарплата, выплата вознаграждений по договорам и проч.),
  • Поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с оффшорных зон и др.),
  • Операции поступления и снятия наличных, проводимые в один день,
  • Повторяющие однотипные сделки по снятию крупных сумм,
  • Многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки (до месяца), которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными,
  • Покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен поврежденных купюр на целые в эквиваленте от 600 т.р.,
  • Покупка физлицом ценных бумаг за наличные деньги,
  • Размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (от 600 т.р.),
  • Пренебрежение клиентом выгодными условиями, например, клиент размещает крупную сумму во вклад без интереса к процентной ставке и другим условиям,
  • Операции клиента не имеют экономического смысла, например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчетностью,
  • Невозможность установления сторон сделки,
  • Перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и проч.)

Читайте также:  Банк по имени Точка

Таким образом, оснований для попадения операции на контроль довольно много. Это связано с повышением количества случаев отмывания денег, полученных незаконными способами. Условия законов ужесточаются, чтобы минимизировать возможные риски для банков. Вызвать подозрения могут и частые пополнения вклада, даже если сумма пополнения меньше 600 т.р.

Что нужно сделать, чтобы операция прошла?

Чтобы приостановленная службой финмониторинга операция прошла, нужно выполнить выдвигаемые условия. В большинстве случаев – это предоставления документов, подтверждающих легальность средств на счетах:

  • Выписки с зарплатных счетов или справки 2НДФЛ,
  • Документы, подтверждающие прибыль от коммерческой деятельности,
  • Договоры купли-продажи, дарения, наследства,
  • Документы, подтверждающие расходы клиента: кредитные договора, открытие вклада в другом банке, крупная покупка,
  • Копии бухотчетности и налоговые декларации, аудиторские заключения о финансовом положении,
  • Паспорта сделок по валютным контрактам и иные документы.
Материалы по теме

Оцените нас

Примите участие в жизни нашего проекта. Оцените статью(продукт). Поставьте лайк, если вам была полезна статья. Ваши комментарии нужны нам!

Подробнее

investor100.ru

Финансовый мониторинг это слежение рублем за, какие суммы отслеживает финмониторинг?

Банковский инсайд. Сотрудник банка рассказывает, как не попасть под блокировку счёта

Одна из главных головных болей 2017 года для бизнеса — блокировка счетов банками. По данным Росфинмониторинга 460 000 предпринимательских счетов были заблокированы в прошлом году. Сотрудник крупного банка рассказал по каким причинам блокируют счета и что надо делать, чтобы этого избежать.
Конечно, главная причина приостановки операций по счёту — это подозрения в “обнале”. Большая часть блокировок приходится на них. Дело в том, что при нынешних предписаниях Центробанка РФ под санкции может попасть даже честный бизнесмен, если проведёт несколько подозрительных операций или будет работать с недобросовестным контрагентом. Просто потому что ЦБ требует от банков блокировать любые операции, которые напоминают отмывание доходов, полученных преступным путём.
О том, как происходит блокировка и как её избежать, и пойдёт речь в этой статье.
Как банки блокируют счёт
Вот как выглядит процедура блокировки счёта:

  1. Автоматическая система внутреннего контроля фиксирует подозрительную транзакцию и формирует отчёт.
  2. Аналитик отдела финмониторинга просматривает отчёт и решает стоит ли проводить расследование.
  3. Далее банк связывается с предпринимателем и просит предоставить подтверждающие документы. На то, чтобы прислать их, дают от 1 до 10 дней. Для доказательства достаточно будет показать фотографии, подлинники предоставлять не обязательно.
  4. Если бизнесмен не ответил на запрос банка или не предоставил документы, или предъявленные в качестве доказательства бумаги заставили сомневаться в их подлинности, вот тогда и начинаются проблемы. Обслуживание счёта приостанавливается и любые операции по нему блокируются.

После этого остаётся лишь 2 пути: предоставить документы или прийти в банк за деньгами.
Проверка контрагентов
Часто предприниматели забывают о банальных мерах предосторожности и пренебрегают проверкой своих контрагентов. А ведь несколько операций с таким партнёром и компанию уже считают частью транзитной цепочки по выводу налички.
Что обязательно вызовет подозрения:

  • Контрагент, который работает по адресу массовой регистрации. Если там нет бизнес-центра, а фирм зарегистрировано выше крыши; если это жилой дом и ситуация аналогичная, то это такой адрес. Значит блокировка операций по счёту при работе с такой компанией вполне вероятна.
  • Также и с директорами. Подозрения вызывают массовые руководители, которые значатся на той же должности во множестве других фирм.
  • Самый главный показатель — это большое количество исков по неисполнению обязательств или арбитражных дел по неуплате налогов и исполнительных листов по таким разбирательствам. Если у вашего контрагента с этим проблемы — то лучше прекратить с ним работу, иначе счёт могут заблокировать, а вас посчитать обнальщиком.

Описание переводов
Платежи и переводы без подробного описания — это хорошая причина для отдела финмониторинга (а он есть в каждом банке) начать расследование.
В результате — банк может засомневается в подлинности договоров или счетов и попросит предоставить оригиналы. Главная проблема — на это отводится всего один рабочий день. Но есть маленькая хитрость — снятые на камеру телефона подлинники вполне подойдут для подтверждения. Так что, если они находятся у контрагента, то смело просите сфотографировать их и переслать вам.
Как описывать переводы:

  • Оплату по договору распишите подробно, с номером, датой, за какой товар производится и обязательно укажите НДС.
  • По авансовому платежу укажите номер договора, цель платежа и НДС.
  • С предоплатой всё точно также: номер договора, цель, за что она вносится и, конечно же, НДС (если его нет, так и укажите, что без него).

Коды ОКВЭД — наше всё
По счёту должны проходить только те операции, которые соответствуют деятельности компании. То есть оплаты должны идти только за ту деятельность, которая прописана в вашем ОКВЭД.
Подозрения всегда вызывают расплывчатые формулировки, описанные общими словами.
Не забывайте регистрировать ОКВЭД по новым направлениям деятельности, процедура эта не слишком хлопотная, а затраты на неё минимальны.
О наличных для ИП
Самая распространённая ситуация, когда ИПшником начинает интересоваться отдел финмониторинга — это когда он снимает все деньги со счёта.
Вот характерный пример: На счёт ИП поступили средства и бизнесмен сразу же их снимает под чистую. Это подозрительно и похоже на обнал.
Лучше было поступить вот так: часть средств перевести на личный счёт, а часть тратить с помощью корпоративной карты, привязанной к расчётному счёту ИП.
Налоги играют на руку
Как ни странно, банки хотят, чтобы вы платили налоги. Причём платили именно со своего счёта, а не со счёта в другом банке. И за этим они строго следят.
Отдел финмониторинга наблюдает не только за уплатой, но и за тем сколько налогов вы платите относительно оборота. Рекомендуемый Центробанком РФ минимум — 0,9%. Не забывайте и про налоговую нагрузку по сферам деятельности. Это такой же процент от оборота, только варьируется он от 1,4% до 41,5%. Отклонение от нормы грозит уже налоговой проверкой, а не блокировкой банковского счёта.
Если компания работает с физлицами, то она обязательно должна удержать и перечислить за него НДФЛ. Не сделаете этого в течении суток — придётся доказывать, что это не обнал, а обычное недоразумение.
Простые правила
Соблюдая основные правила: проверяя контрагентов, подробно описывая движения средств по счёту, и выплачивая налоги и страховые взносы, бизнесмен сможет оградить компанию от блокировок счёта.
Надеюсь это небольшое руководство сделает вашу работу с банками приятной и комфортной.
Иван Калита, сотрудник отдела финмониторинга.

Посмотреть еще:

zullus.ru

Финансовый контроль и финансовый мониторинг

Финансовый контроль и финансовый мониторинг

Financial control and financial monitoring

                

Власова Елена Львовна

Vlasova Elena Lvovna

к.п.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

[email protected]

Тюкавкин Сергей Владимирович

Tyukavkin Sergey Vladimirovich

 Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП,  г. Иркутск

[email protected]

Аннотация. С недавнего времени в рамках финансового права фигурирует понятие «финансовый мониторинг», не совсем понятно, что понимается под этим словосочетанием и вообще уместно ли это нововведение. Цель данной работы развеять все непонимания касательно соотношения данного понятия с уже существующим – «финансовый контроль».

Annotation. More recently, in the framework of financial law featured the concept of «financial monitoring» it is not clear what is meant by this phrase and in General if it is relevant innovation. The aim of this work is to dispel any misunderstanding regarding the ratio of this concept with the already existing «financial control».

Ключевые слова: финансовый контроль, мониторинг, финансовый мониторинг, проверка, государственные органы, денежные средства.

Keywords: financial control, monitoring, financial monitoring, chek, governmental body, monetary funds.

 

Для полной оценки правовой природы отсутствия или наличия тождества между понятиями «финансовый контроль» и «финансовый мониторинг», изначально нам необходимо выяснить, что подразумевает под собой каждое из них в чем схожи эти понятия, а в чем различны.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства, а так же является одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

 В зависимости от времени проведения, волеизъявления субъектов, вида правового субъекта, а также объекта, существует множество разновидностей финансового контроля.

Согласно ст. 267.1 БК РФ финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др. Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. [1]

Из всего вышесказанного прослеживается роль финансового контроля, в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый мониторинг – это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Финансовый мониторинг как правовое и экономическое явление в рамках борьбы с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма возникло сравнительно недавно, в отличие от самого термина «мониторинг», который широко используется в сфере экологического, технологического мониторинга, а также в сфере финансов. При определении места финансового мониторинга в системе финансового права можно говорить о новом виде финансового контроля, что следует из определения финансового контроля как деятельности уполномоченных государством органов и организаций за соблюдением законности в процессе собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной государственной политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан.

В.И. Михайлов отмечает, что противодействие легализации доходов от незаконной деятельности осуществляется в финансовой, банковской, административной, уголовно-процессуальной и других сферах деятельности, однако не определяет предметы регулирования соответствующих отраслей права[5]. Финансовый мониторинг регулирует общественные отношения, одним из субъектов которых является уполномоченный орган государства либо иной субъект, выполняющий публичную функцию, наделенный в силу закона полномочиями давать указания другому субъекту. В настоящий момент такими уполномоченными органами государства в сфере финансового мониторинга являются Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и надзорные органы (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам России, Государственная пробирная палата, Росстрахнадзор). К уполномоченным организациям, выполняющим делегированные публичные функции, следует отнести субъектов финансового мониторинга. Иными словами, имеют место вертикально-властные отношения, относящиеся к предмету финансового права.

Позиция отнесения финансового мониторинга к виду финансового контроля поддерживается правоведами – финансистами. Так, С.В. Запольский относит Росфинмониторинг к органам финансового контроля. [4] О.Н. Горбунова рассматривает Росфинмониторинг в качестве органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль. [3]

 При этом необходимо отметить, что для проведения финансового мониторинга большую роль играют нормы финансового права, которые регулируют финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств. Методом правового регулирования общественных отношений в сфере финансового мониторинга выступает императивный метод, устанавливающий вертикальные правоотношения, например, между субъектами финансового мониторинга и их клиентами при выполнении функции в сфере финансового мониторинга.  Объектом финансового мониторинга выступают, прежде всего, операции с денежными средствами. Контролю подлежат также операции с иным имуществом, однако, именно деньги являются тем финансовым инструментом, который более легко отмыть, чем, например, «угнанный автомобиль», «украденное произведение искусства», «ювелирные украшения», которые, в отличие от денег, обладают определенной индивидуальностью. Иными словами, объектом финансового мониторинга выступают финансовые отношения. Финансовый мониторинг, связан с деятельностью государственных органов по аккумулированию, распределению и использованию централизованных фондов денежных средств, которая и является предметом финансового права.

Также следует отметить, что в процессе финансового мониторинга могут быть выявлены операции с денежными средствами или имуществом, полученными в результате незаконного использования централизованных фондов денежных средств государства или муниципального образования. Отмывание преступных доходов ограничивает объем поступлений в централизованные денежные фонды, препятствует аккумулированию денежных средств в бюджетах различных уровней бюджетной системы. Отмывание преступных доходов оказывает негативное влияние на финансовую деятельность государства и общества в целом, а в целях недопущения и предотвращения неблагоприятных последствия и проводится финансовый контроль.

Финансовые отношения являются динамической категорией. Косвенным подтверждением тому являются также слова П.М. Годме, который утверждал, что наука финансового права выходит за пределы законодательства о финансах и юридического режима государственных финансов. Эта наука изучает также те последствия, которые возникают для государственных финансов в результате действия публичной власти. [2]

Финансовый мониторинг заключается в непосредственном контроле (выявлении) операций, связанных с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. В связи с этим, я полагаю, что именно контрольная сущность финансового мониторинга в системе финансовых правоотношений позволяет нам говорить о финансовом мониторинге как о новом виде финансового контроля.

Также необходимо отметить, что финансовый мониторинг и финансовый контроль осуществляют деятельность при применении идентичных функций, что позволяет нам рассматривать данный факт, как дополнительное доказательство финансово-контрольной природы мониторинга. 

В настоящее время в науке финансового права Федеральная служба по финансовому мониторингу рассматривается как неотъемлемая часть системы органов государственного финансового контроля, что также дает право рассматривать деятельность данной службы как деятельность по осуществлению государственного финансового контроля, исходя из этого, в рамках финансового контроля, финансовый мониторинг может рассматриваться как государственный финансовый контроль, так и как негосударственный (внутрихозяйственный или внутрикорпоративный) контроль, осуществляемый непосредственно субъектом финансового мониторинга.

Анализируя представленную информацию, напрашивается вывод, что финансовый мониторинг следует рассматривать в рамках финансово-правового поля с отнесением его к институту финансового контроля. Финансовый мониторинг следует определять, как относительно новый, «модный» вид государственного и внутрихозяйственного финансового контроля, осуществляемого Росфинмониторингом, надзорными органами и самостоятельно субъектами финансового контроля вся цель которого сводится к недопущению преступных доходов и предотвращению использования субъектов финансового мониторинга для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

Библиографический список:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017).
  2. Годме П.М. Финансовое право // П.М. Годме. – М.: Прогресс. – 1978. – с. 210.
  3. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России // О.Н. Горбунова. – М. – 2003. – с. 85.
  4. Запольский С.В. К вопросу о природе финансовых правоотношений: информационная составляющая //  С.В. Запольский. – Финансовое право. –  – № 8. – с. 21.
  5. Финансовый контроль: Учебное пособие. – с. 206.

posidpo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *