Четверг , 18 Апрель 2024

День без покупок в разных странах – Sostav.ru — —

Долой потребление: как прожить год без покупок | ForbesLife

Откупорив бутылку вина по случаю начала совместной жизни, Софи и Джефф начали обсуждать, насколько им нужны все те предметы, которые опустошают их банковские счета. В итоге этот разговор привел к спонтанному решению провести год без покупок. Доменное имя и твиттер-аккаунт BuyNothingYear («Год без покупок» — http://buynothingyear.com/ и https://twitter.com/BuyNothingYear) были свободны. Через неделю национальное телевидение сделало про них репортаж. Тогда они всерьез осознали, что после того, как они выступили на глазах у всей страны, отступать некуда.

В первые три месяца (с августа по октябрь 2013 года) они отказались от покупок всех потребительских товаров, таких как хозтовары, бытовая электроника и одежда. Потом они отказались от разных услуг, включая общепит, парикмахерские и расходов на бензин. Вместо этого начали устраивать домашние обеды, перемещались исключительно пешком и на велосипедах, даже холодной и долгой канадской зимой. Чтобы добраться до работы, Джеффу нужно 35 минут, поэтому перед выходом из дома он надевал термобелье, зимние ботинки, шарф, варежки и шапку. Хотя и перед началом эксперимента он был в неплохой физической форме, за год он сбросил еще 4,5 кг. Если же добираться нужно было особенно далеко, он ехал на автобусе. Джефф и Джули сами изготавливали жидкость для стирки и уборки, но не смогли отказаться от магазинной жидкости для мытья посуды, так как самодельная оставляла жирную пленку на тарелках.

В ходе завершающей фазы эксперимента, которая началась в июле 2014 года, они по плану должны были отказаться от покупки продуктов питания и начать самостоятельно выращивать себе овощи на гидропонике. Однако того, что им удалось вырастить, не хватало. Сезон урожая начинается в августе, а 3 августа проект закончился. Однако, как говорит Джефф, к этому моменту «Год без покупок» уже помог им добиться многого, а именно изменить образ жизни, сократив потребности.

Кроме того, они неплохо сэкономили. Джеффри в общей сложности отложил за год $42 300, а Джули —$13 800. «Я зарабатываю в год меньше, чем Джефф смог сэкономить», — объясняет Джули разницу их результатов.

Вот их рассказ о том, как им это удалось, как проект изменил их жизнь и от каких приобретенных за прошедший год привычек они не собираются отказываться. И 7 советов, как повторить этот подвиг.

Какие потребительские привычки у вас были раньше?

Джеффри: Я закончил учебу в 2012-м, и у меня началась эйфория в стиле: «Теперь я могу покупать себе взрослые штуки!» Я купил себе машину, крутой диван, всякие модные штучки для дома, часто ездил в путешествия. Я покупал все, что мне нравилось. Я запросто мог пойти в HudsonBay (крупная канадская торговая сеть) и оставить там $1000. Типичный консюмеризм. Я часто ездил в США, побывал в Берлине, каждый год ездил на фестиваль Burning Man, постоянно ездил в Сан-Франциско или Ванкувер, а на выходные выбирался в горы.

Джули: Я всегда была очень общительной и легкой на подъем и часто встречалась с друзьями, поэтому я часто ходила в рестораны, бары, кафе. Джефф убедил меня ежемесячно отслеживать свои расходы, и я была в шоке от того, как улетают мои деньги. $15 за выпивку здесь, $40 за обед там. Не то чтобы я бросала деньги на ветер и покупала по сто бутылок вина, но дело в регулярности.

Джеффри: Очень много денег уходило на кафе и рестораны, а еще я тратил по $150 в месяц на стрижку в салоне.

Джули: Каждые три месяца я тратила на стрижку и окраску $250, так что за год я на одних только волосах сэкономила больше $1000. Я могла пойти в London Drugs (канадская аптечная сеть) за зубной пастой или еще какой-то мелочью, накупить там в результате барахла на $75— декоративную косметику, журнал, шампунь. Я об этом просто не задумывалась. Теперь я не хожу так часто по магазинам, только за продуктами.

Какие чувства вы испытывали в начале года без покупок? Переходный период был сложным?

Джули: Эмоциональная сторона эксперимента, кстати, очень интересный момент, потому что, когда мы начинали, мы были полны энтузиазма: мы завели блог, нас начали приглашать на интервью.

Джеффри: А потом, когда начинаешь это делать дальше и дальше, то думаешь: «Черт, я не предполагал, что это будет так».

Джули: Приходится приспосабливаться к новым условиям. Мы жили в том же доме с теми же людьми, но внезапно обнаружили, что не можем делать то, к чему привыкли.

У Джеффа были кое-какие знания из области психологии, и мы воспользовались моделью, которая называется «терапия принятия и ответственности», когда ты берешь на себя ответственность за достижение важных целей, но в то же время принимаешь себя как человека, которому свойственно ошибаться. Поэтому мы с Джеффом позволяли себе время от времени сознательно жульничать. Например, если за окном жуткий мороз и у меня был не самый лучший день, я могла просто заказать пиццу.

Это было похоже на пост или на программу по избавлению от зависимости, когда ты медленно меняешь паттерны поведения, постепенно отказываясь от привычек. Труднее всего давались встречи с коллегами и друзьями. Помню, однажды мне стало совсем грустно — мы с коллегами собирались вечером на мероприятие. Перед этим они все пообедали.

Дело было зимой, я ела свою пасту из контейнера на лавочке на улице, а они все сидели в хорошем ресторане и пили вино.

Я чувствовала себя как тот малыш из диккенсовской «Рождественской песни», малютка Тим. «Боже, — думала я, – во что превратилась моя жизнь? Зачем я это делаю?»

От чего было сложнее всего отказаться и с чем не возникло проблем?

Джули: Мне было довольно просто перестать покупать одежду. Трудно было перестать ходить с друзьями в кафе и рестораны. И не ездить на машине. Мне нравится быть занятой, делать несколько вещей одновременно, а отказ от машины заставил меня замедлить темп. Мне уже не удавалось сделать за день так же много.

Джеффри: Мне тоже было легко отказаться от одежды. Обходиться без парикмахерской было поначалу тяжеловато. В первые два или три месяца я прямо-таки страдал, так мне нужна была настоящая стрижка. У меня просто была потребность в этих ощущениях. Я стригусь в салонах с 15 лет. Это была существенная часть моей жизни – иметь возможность в любой момент пойти в салон и изменить прическу. В какой-то момент я даже хотел стать стилистом. Теперь я вообще об этом не думаю. Со многими вещами было так – сначала страшные ломки, но через месяц-другой — совершенно никаких сожалений. Перестать питаться в ресторанах было трудно из-за логистики: я прихожу домой в 10, потом готовлю ужин, так что спать ложусь в 11, а еще мне надо приготовить себе обед на завтра или проснуться пораньше. Отказаться от машины было не так трудно, как я поначалу себе представлял.

Не потеряли ли вы в процессе эксперимента друзей?

Джеффри: Это самое тяжелое. Не все из наших знакомых соглашались в этом участвовать, так что некоторые из них пытались продолжать задействовать нас в типичном потребительском образе жизни, приглашая нас на дорогостоящие мероприятия и при этом еще вызывая у нас комплекс вины: «Это отстой, мы так давно не виделись». Так что были моменты, когда я чувствовал себя одиноким, как будто жизнь проходит мимо меня, особенно с наступлением лета. Лето в Калгари длится всего месяц, и все ходят на пляж, гуляют, встречаются в барах.

Коллеги и знакомые то и дело подкалывали меня в духе: «Я собираюсь устроить себе «Год сплошных покупок» вместо «Года без покупок» или «Зачем тебе это вообще?» Теперь, когда они увидели результаты, многие из них отнеслись к нашему эксперименту всерьез. Они подходят и спрашивают, сколько мне удалось сэкономить. Так что мы смогли убедить людей, что это стоящая затея.

Но в начале эксперимента многие знакомые и друзья отдалились от меня или я от них, потому что наша дружба была основана на трате денег, а они не хотели менять свое поведение.

Я все понимаю, это их выбор.

В ходе проекта мы также обнаружили много союзников там, где не ожидали. Например, в художественной среде или среди дауншифтеров, а также в сообществах людей, которые занимаются городским фермерством.

Каково это было, терять друзей? Вас это не заставило усомниться в своей затее?

Джеффри: Конечно, заставило. Я чуть было все не бросил. Я был практически готов выйти из игры, когда упал с велосипеда, сломал зуб, и это обошлось мне в $5000. Я пришел домой и заорал: «Джули, зачем мы это делаем?»

Джули: Я определенно изменила набор совместных занятий с друзьями. Одна компания моих друзей любит ездить в путешествия, в походы и на концерты, и могут потратить $150 на фестивале Coachella или поехать в Лас-Вегас, если есть дешевые билеты. С ними я не встречалась полгода. Они перестали звонить. Они все работают в крупных компаниях и зарабатывают, наверное, вдвое больше меня. А я все это время пыталась не отставать. Я дружу с ними с юности. Но сейчас мы в разных весовых категориях.

Этим летом меня позвали на свадьбу в качестве подружки невесты, и мне пришлось купить платье и туфли до окончания «Года без покупок». Поскольку это свадьба моей лучшей подруги, я, конечно, не могла отказаться, но это заставило меня задуматься о социальном давлении, которое постоянно вынуждает нас тратить больше денег. Я надену это платье и эти туфли, которые выбрала не я, один раз в жизни. И это происходит постоянно. Можно, разумеется, этого не делать, но я сказала подруге, что не буду создавать проблем. Я знаю, что ей хватает связанных со свадьбой забот. Я не хотела говорить, что лучше возьму платье напрокат и поищу похожие туфли.

Я верю в сознательный выбор. Мы часто пытаемся поддерживать определенный образ жизни из-за чужих ожиданий…

Джеффри: Или социальных обязательств.

Джули: Ага. Нас часто спрашивают, с чего начать, и мы всегда говорим — начните с недели или с месяца без покупок. Как только вы начнете, вы увидите, где ваши слабые места. Это понимание действительно может помочь.

Как изменилась ваша жизнь?

Джули: Этот проект, который мы с Джеффом затеяли как развлечение, изменил мою жизнь. Бережливость, которой я научилась, останется со мной. Чтобы обзавестись новыми привычками, нужно всего 30 дней, а после года они стали довольно прочными.

У меня появился более осознанный взгляд на жизнь. Я научилась правильно расставлять приоритеты и цели. Раньше я постоянно испытывала потребность в вещах: больше, лучше, интереснее, дешевле. Я провела год без этого чувства, так что моя жизнь теперь богаче. Это духовное развитие, на которое я вообще не рассчитывала.

Я стала лучше осознавать окружающую действительность, потому что я больше не смотрю на нее из окна машины. Я хожу пешком или езжу на велосипеде, и это помогает мне увидеть объемную картину нашего общества – вот потоки денег, вот искушения. Калгари – благополучный город. От тебя ждут, что после работы ты пойдешь куда-нибудь выпить, что ты будешь поддерживать определенный образ жизни человека, работающего в крупной корпорации. Что нужно, чтобы сопротивляться этому и задуматься, откуда появляются все эти продукты, и увидеть глобальный круговорот товаров?

Джеффри: Провинция, в которой мы живем (Альберта) — это экономический двигатель Канады. Здесь самые высокие по стране зарплаты, но также и самый высокий уровень долгов. Люди здесь много тратят. Ты постоянно это видишь – все эти машины, одежда. Быть потребителем в нашем обществе – это настройка по умолчанию.

Это один из главных уроков, которые я извлек. Раньше, если у меня хватало денег на что-то, я это покупал. Если только я не выходил за рамки своего дохода и мог дожить до зарплаты, меня это устраивало.

Теперь я предпочитаю откладывать половину своей зарплаты, потому что деньги приносят свободу и возможности. Если я сберегу достаточную сумму, я смогу подумать о других карьерных возможностях, не сосредотачиваясь на деньгах, потому что теперь у меня есть этот буфер и я знаю, что могу обходиться малым. Этот навык будет мне полезен всю мою жизнь. Я не буду бояться меньше зарабатывать или принимать решения, не основанные на деньгах. Я могу сделать выбор, который больше отвечает моим духовным, интеллектуальным и общественным запросам.

Теперь, когда этот год закончился, какие привычки вы сохраните?

Джеффри: Я планирую продолжать в том же духе, на другом уровне, но я сокращу расходы на общепит и подобные вещи. Я надеюсь в этом году сэкономить еще больше денег. Меня привлекает дауншифтинг и то, что называется финансовой независимостью — когда люди, которые живут экономно и откладывают существенную часть своего дохода, могут перестать работать уже в 30-40 лет.

Джули: Мне этот опыт помог найти людей и отношения, которые обогащают мою жизнь, а не просто происходят. Я понимаю, что если не буду следить за этим, то снова вернусь к старым привычкам. Например, вчера был день рожденья у моей двоюродной сестры. Я спросила у тети, что ей подарить, она сказала – с едой я разобралась, принеси воздушный шар. А я спросила: «Что? Воздушный шар для 28-летней женщины?»

Так что, как и Джефф, я буду пореже ходить по кафе и ресторанам, а также буду следить за своими расходами в поездках. Я обожаю путешествовать, но обычно в отпуске слишком легко расстаюсь с деньгами. А сейчас я проверю, могу ли я оставаться в рамках своего бюджета во время путешествия.

С чего бы вы посоветовали начать?

Джули: Обратите внимание на вещи, которые помогают вам себя лучше чувствовать. Каждый месяц подводите баланс. Я не уверена, что нужно идти на такие крайности, как мы с Джеффом. Пусть это будет весело. Делайте это вместе с друзьями и родными. Мы смогли справиться в том числе потому, что поддерживали друг друга.

Джеффри: Это влечет за собой огромные перемены, поэтому хорошо, если есть с кем поговорить об этих переменах. Другие наши друзья не могли поставить себя на наше место, не понимали нас или не особенно сочувствовали. Они говорили: «Ну, вы же откладываете много денег, чего же вы жалуетесь». И это правда, но вместе с тем происходят изменения, с которыми не так легко справиться.

Джули: Я надеюсь, этот проект вдохновит людей на то, чтобы пересмотреть свои потребительские привычки, и они почувствуют в себе силы изменить свое финансовое состояние. Необязательно загонять себя в ловушку. Это может быть легко и весело. Не надо доводить себя до того, чтобы плакать на холодной лавочке. Просто разумный подход к расходам может принести прекрасные результаты. Преимущества перевешивают сложности.

www.forbes.ru

День без покупок — Howling Pixel

День без покупок (англ. Buy Nothing Day) — международный день протеста против культуры потребительства. В Северной Америке его отмечают в пятницу после Дня Благодарения в США[1], в двадцатых числах ноября, в день начала рождественских распродаж («Чёрная пятница»).

Идея «Дня без покупок» появилась в 1992 году, её автор — канадский рекламист Тед Дейв. Главным инициатором кампании является международная сеть Adbusters Media Foundation (СМИ против рекламы), объединяющая художников, писателей, преподавателей, студентов, предпринимателей.

Впервые «День без покупок» отмечался в Канаде в сентябре 1992 г.[2] С 1997 г. в Северной Америке его отмечают в «Чёрную пятницу», а в Европе — в субботу, следующую за этим днем.[3]

Акция проводится в знак протеста против сверхпотребления в развитых странах, которое во многом искусственно навязывается рекламой, а также против неравного распределения материальных благ в мире. В этот день проводятся театрализованные шествия, представления, транслируются антирекламные ролики, публикуются антирекламные объявления.

См. также

Примечания

  1. ↑ «Buy Nothing Day Архивная копия от 6 декабря 2011 на Wayback Machine» Adbusters.org
  2. ↑ Buy Nothing Day 2006 press release Архивировано 19 декабря 2007 года.
  3. ↑ «Buy Nothing Day» The Guardian.co.uk

Ссылки

Adbusters

Adbusters Media Foundation — канадская некоммерческая организация, которая занимается вопросами антипотребительства и улучшения окружающей среды. Основанная в 1989 году Калле Ласном и Биллом Шмальцем в Ванкувере. Организация говорит о себе как о «глобальной сети художников, активистов, писателей, шутников, студентов, преподавателей и предпринимателей, которые хотят продвигать новые социальные движения информационного века».

Adbusters характеризуется некоторыми как антикапиталистическая или оппозиционная капитализму. Организация публикует международный журнал при поддержке читателей, не содержащий рекламы, тиражом 120000 экземпляров, посвящённый проблеме потребительства. В создании журнала участвуют или участвовали Крис Хеджес, Мэтт Тайбби, Билл Маккиббен, Джим Манро, Дуглас Рашкофф, Джонатан Бэрнбук, Дэвид Грэбер, Саймон Критчли, Славой Жижек, Майкл Хардт и другие.

Adbusters выступила с рядом международных кампаний, в том числе «День без покупок», «Неделя без телевизора» и «Захвати Уолл-стрит», также известна своими «диверсиями против рекламы». На английском языке выходят американское, канадское, австралийское, английское и международное издания Adbusters с периодичностью раз в два месяца. Также у Adbusters есть родственные организации в других странах, включая Résistance à l’Aggression Publicitaire и Casseurs de Pub во Франции, Adbusters Norge в Норвегии, Adbusters Sverige в Швеции и культуру глушения в Японии.

The Yes Men

The Yes Men («согласные на всё») — дуэт активистов Жака Сервина (Jacques Servin, также известен как Энди Бичлбаум — Andy Bichlbaum) и Игоря Вамоса (Igor Vamos, также известного как Майк Бонанно — Mike Bonanno), использующий приём «боевого медиа» (англ. Tactical media, культурными провокациями) для увеличения осведомлённости о том, что они считают социальными проблемами.

Автономное здание

Автономные здания проектируются и строятся для эксплуатации независимо от инфраструктуры, коммунальных услуг, таких как электрические сети, газовые сети, муниципальные системы водоснабжения, системы очистки сточных вод, ливневые стоки, услуги связи, а в некоторых случаях, дороги общего пользования.

Сторонники автономного строительства описывают преимущества, заключающиеся в снижении влияния зданий на окружающую среду, повышение безопасности и снижение стоимости обслуживания. Некоторые приведенные преимущества удовлетворяют принципам зеленого строительства, а не инфраструктурной независимости как таковой. Автономные здания часто очень мало полагаются на общественные службы обеспечения и поэтому являются более безопасными и комфортными во время стихийного бедствия, общественных беспорядков или военных действий.

Недостатки: полной автономии здания очень сложно достичь и проживание в нём требует изменения образа жизни (в частности, при осуществлении автономного электроснабжения, которого достаточно легко достичь, увеличивается экономия использования электрических приборов, что не всегда удобно).

Строительство автономных домов ведётся с учётом местоположения и климатических особенностей. Альтернативные источники электроэнергии с аккумуляторными батареями, собственная канализация, теплоснабжение, регулирование приточной вентиляции и множество других конструктивных особенностей автономного дома требует в некоторой степени нестандартного конструктива и постоянных экспериментов, обслуживания и дополнительных расходов.

Анархо-примитивизм

Ана́рхо-примитиви́зм (Анприм) — анархистская критика истоков и достижений цивилизации. Примитивисты утверждают, что переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству дал начало расслоению общества, принуждению и отчуждённости. Они являются сторонниками отказа от цивилизации посредством деиндустриализации, упразднения разделения труда и специализации, отказа от крупномасштабных технологий.

Анархо-примитивизму близка концепция «золотого века», как установил Мирча Элиаде, подробно исследовавший эту тему, мифологема золотого века восходит ко временам неолитической революции и является реакцией на введение земледелия. Золотому веку неизменно сопутствуют мифологемы «потерянного рая» и «благородного дикаря». Этот архетипический образ лежит в основе любой утопической идеологии.

Кроме анархо-примитивизма существует множество других направлений примитивизма. Не все примитивисты обращают внимание на проблемы современной цивилизации. Некоторые, такие как Теодор Качинский, видят корень зла в индустриальной революции. Другие — в различных более древних достижениях цивилизации: появлении монотеизма, письменности, начале использования металлических инструментов. Есть анархисты, такие как Вольф Ландстрайхер, поддерживающие некоторые идеи анархо-примитивизма, но не считающие себя анархо-примитивистами.

Антипотребительство

Антипотребительство (англ. anti-consumerism, известно также как антиконсьюмеризм) — противопоставляемая потребительству идеология, выступающая против приравнивания уровня личного счастья к уровню приобретения и потребления материальных благ.

Термин «потребительство» был впервые использован в 1915 году для обозначения «пропаганды прав и интересов потребителей». В данном контексте термин «потребительство» используется в значении, которое впервые было использовано в 1960 году — «акцент на озабоченности процессом приобретения товаров». Потребительство является термином, который используется для описания воздействия рыночной экономики на человека.

Антипотребительский активизм имеет параллели с энвайронментализмом, борьбой с глобализацией и активизмом по защите прав животных, но только в отношении современных корпораций или организаций, которые преследуют исключительно экономические интересы.

В последние годы существенно выросло количество книг по этой теме(«No Logo» Наоми Кляйн) и фильмов (например «Корпорация» и «Излишки: Терроризм потребления»), которые способствовали популяризации идей борьбы с корпоративной идеологией в обществе.

Оппозиция экономическому материализму идет, главным образом, из двух источников — от религии и общественной активности. Некоторые религии утверждают, что материализм мешает связи между человеком и божественным, или что потребительство по своей сути является аморальным образом жизни. Некоторые известные люди, такие как Франциск Ассизский, Аммон Хэннаси и Махатма Ганди утверждали, что духовное вдохновение привело их к простому образу жизни. Социальные активисты считают, что материализм связан с войнами, жадностью, аномией, преступностью, деградацией окружающей среды, общим упадком общества и ростом недовольства в нём. По сути, их беспокоит то, что материализм не может предложить смысл существования для человеческого бытия. В число критиков потребительства входят Папа Бенедикт XVI, немецкий историк Освальд Шпенглер (который сказал, что «жизнь в Америке исключительно экономическая по своей структуре и ей не хватает глубины»), и французский писатель Жорж Дюамель, который отметил, что «американский материализм — как маяк посредственности, угрожавший затмением французской цивилизации».

Бодрийяр, Жан

Жан Бодрийя́р (фр. Jean Baudrillard; 27 июля 1929, Реймс, Франция — 6 марта 2007, Париж, Франция) — французский социолог, культуролог и философ-постмодернист, фотограф, преподавал в Йельском университете.

Несмотря на то, что Бодрийяра нередко называют даже «гуру» постмодерна, сам он открещивался от подобных ярлыков. Так, в интервью по поводу «войны в заливе» Бодрийяр заявил, что «постмодерности» не было, а тем, кто называет его постмодернистом, он ответил в интервью с Майком Гейном (1993): «…Постмодернизм, как мне кажется, в изрядной степени отдает унынием, а то и регрессией. Это возможность мыслить все эти формы через своеобразное смешение всего со всем. Я не имею с этим ничего общего. Это ваше дело».

Глушение культуры

Глушение культуры (англ. Culture jamming) — тактика, используемая различными антипотребительскими общественными движениями, стремящимися нарушить или подорвать основные принципы массовой культуры путём демонстрации механизмов действия корпоративной рекламы с помощью её видоизменения.

Своими творческими актами сторонники глушения культуры надеются повлиять на поведение людей и мотивировать занять их более активную позицию. По словам представителей культуры глушения эти действия являются катализатором социальных изменений, вызывая сильные эмоции у потребителей. Партизанская семиотика иногда используется как синоним термина глушение культуры. Также глушение культуры часто рассматривается как одна из форм «рекламных диверсий» (англ. subvertising).

Демонстративное потребление

Демонстративное потребление (англ. conspicuous consumption, престижное, показное, статусное потребление) — расточительные траты на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. С точки зрения демонстративного потребителя такое поведение служит средством достижения или поддержки определённого социального статуса.

В разговорном английском языке также используется фраза «keeping up with the Joneses» («быть не хуже людей», дословно «идти вровень с Джонсами»).

Контркультура

Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.

Медленный город

Медленный город (итал. Cittaslow) — международное движение, основанное в Италии в октябре 1999 года. Является частью Медленного движения. На 2018 год насчитывает 236 городов-членов. Целью движения является улучшение качества жизни в городах за счёт замедления ритма жизни, противостояния однообразию и усреднению.

Общество потребления

Общество потребления (англ. consumer society) — понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок.

Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

Опрощение (идеология)

Опроще́ние, или минимали́зм как образ жизни, — выбор человеком образа жизни, связанного с отказом от большинства благ современной цивилизации. Причины такого выбора могут быть различными — этическими, религиозными, экологическими и т. п. Сам русский термин прежде всего известен благодаря учению Льва Толстого, однако само слово «опрощённые» было создано И. С. Тургеневым до появления «Исповеди» Толстого. Опрощение не следует смешивать с аскезой, так как не всех сторонников опрощения будет правильно называть аскетами.

Потогонная система

Потогонная система (англ. Sweating system) — форма производства, допускающая самую крайнюю эксплуатацию трудящегося, отсюда название «системы выжимания пота». В крупных городах Западной Европы и Америки, где имеются постоянные кадры безработных и непрерывный приток эмигрантов, посредники и скупщики в некоторых ремеслах, например, портняжном, заставляли их работать по 18 часов в сутки в ужасной гигиенической обстановке за ничтожную плату. В России потогонная система господствовала среди некоторых кустарей и западном крае среди евреев-ремесленников.

Потребительство

Потребительство (консьюмеризм, консумеризм — транслитерации англ. consumerism) — имеет несколько значений:

как историческое явление движения по защите прав потребителей;

как характеристика потребления.

Потреблудие

Потреблудие (англ. Affluenza) – термин, используемый критиками консьюмеризма, обозначающий поведение, при котором человек очень много работает и влезает в долги, чтобы постоянно повышать уровень своего потребления. Впервые термин был использован в 1954 году, однако, стал глубже рассматриваться после документального фильма в 1997 году, а позднее с выпуском книги «Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру» (2001 г, пересмотр. 2005, 2014). Эти работы определяют потреблудие как «болезненное, заразное, социально переданное условие перегрузки и беспокойства из-за упорного преследования большего». Данный термин также использовался для осознания неспособности понять последствия действий в сфере финансов.

Слоуфуд

Слоуфуд (англ. slow «медленный» и food «пища») — движение, противостоящее системе быстрого питания, возникшее в Италии в 1986 году и затем распространившееся на многие другие страны. Ныне — часть всеобъемлющего медленного движения. В основе слоуфуда лежит создание заведений общественного питания, не похожих на фастфуд, — предоставляющих более здоровое питание, а также сохраняющих традиции национальной и региональной кухни, поддерживающих культуру традиционного застолья.

В 1989 году было официально создано одноимённое международное движение Slow Food. По состоянию на 2009 год, по данным официального сайта, в Slow Food состоят более 100 тысяч человек, объединённых в 1500 конви́виумов (первичных ячеек) в 150 странах. В России существует 16 конвивиумов Slow Food: в Арзамасе, Вологде, Калининграде, Санкт-Петербурге, Суздале, Уфе, на Камчатке, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, два в Кемеровской области и 5 в Москве и Московской области.

Фриганизм

Фриганизм (англ. freeganism от free — «свободный, бесплатный» и vegan — «веганизм») — стиль жизни, отрицающий принципы потребительства. Его приверженцы ограничивают своё участие в традиционной экономической жизни и стремятся к минимизации потребляемых ресурсов. В качестве источника продуктов питания и других материальных благ фриганы используют свалки, мусорные контейнеры и т. п. В отличие от бездомных и нищих, фриганы поступают так по идейным соображениям, для устранения вреда от чрезмерного потребления в экономической системе нацеленной на прибыль, более чем на заботу, для гуманного рационального использования ресурсов планеты: экономии средств, чтобы хватало на нужды всех. В узком смысле фриганизм есть одна из форм антиглобализма.

Наибольшего расцвета движение фриганов достигло в Швеции, США, Бразилии, Южной Корее, Великобритании и Эстонии. В России в последние годы так же наблюдаются резкие тенденции к фриганизму ввиду быстрого роста количества бедных слоёв населения.

Чёрная пятница (распродажи)

Чёрная пятница — пятница после Дня благодарения в США. С неё начинается традиционный рождественский сезон распродаж. Обычай устраивать распродажи в этот день установился ещё в XIX веке, а термин «Чёрная пятница» появился в 1966 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье США. Из-за того, что День благодарения приходится на четвёртый четверг ноября, Чёрная пятница выпадает в промежуток времени с 23 по 29 ноября.

Чёрная пятница не является официальным праздником, но многие работники в этот день берут отгул, за исключением сотрудников розничной торговли, так как в этот день поток покупателей существенно возрастает. В Чёрную пятницу магазины открываются очень рано — около 5 утра, а некоторые крупнейшие торговые сети — даже в полночь. Первым покупателям предлагаются серьёзные скидки — от 50 до 80 % — это делается для того, чтобы привлечь в магазины как можно больше покупателей.

Термин «Чёрная пятница» впервые появился в Филадельфии и означал сильные пробки на дорогах в пятницу после Дня благодарения. Современная трактовка этого термина в английском языке более позитивная – связана с идиомой «in the black» (т.е. «положительный баланс», в противоположность «in the red»), подразумевая что многие продавцы «выйдут в плюс» в этот день.

В 2010-х ряд компаний проводил сходную распродажу в России.

Энафизм

Энафизм (от англ. enough — достаточно) — теория, утверждающая, что потребители, обладающие всем, что им необходимо, покупая больше, делают свою жизнь только хуже. Энафизм призывает меньше тратить и сдерживать демонстративное потребление. Энафизм является антонимом консьюмеризма, который определяется словарем Merriam-Webster как «теория, утверждающая, что увеличение потребления товаров экономически оправдано».

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Вестник экофрика: Празднуем День без покупок

Завтра, 23 ноября, во всем мире будут отмечать «День без покупок» (Buy Nothing Day). Обычно его отмечают в последнюю пятницу ноября, после американского Дня благодарения. Ее еще называют «Черной пятницей». Ведь это день, когда стартуют рождественские распродажи. Дата была выбрана не случайно — ведь это один из самых успешных торговых дней в году.

Акция Дня без покупок проводится как знак протеста против сверхпотребления в развитых странах, во многом навязанного рекламой. Задача этой инициативы проста: обратить внимание людей, на то, что не стоит идти на поводу у фирм и корпораций, которые, для получения сверхприбылей убеждают нас в том, что лишь обладая их продукцией человек становится счастливым/красивым/успешным/нужным/крутым. Ведь, если раньше покупки делались по необходимости, то сейчас шопинг стал развлечением и средством самоутверждения.



Старт этой инициативе положил канадский рекламист Тед Дейв в сентябре 1992 года. Его инициативу поддержала международная сеть Adbusters Media Foundation (СМИ против рекламы), объединяющая художников, писателей, преподавателей, студентов, предпринимателей. Adbusters создают и распространяют остроумные ролики и объявления, пародирующие известную рекламу, рассказывающие правду о рекламных трюках, продуктах и компаниях. 

В этот день предлагают не только не совершать любые покупки «в знак протеста», а и проводят разнообразные акции. Публикуют анти-рекламные объявления, показывают анти-рекламные ролики, рассказывают об уловках и хитростях рекламодателей. О вреде избыточного шоппинга идут самые разные аргументы, от экологически обоснованных объяснений, почему шопокалипсис вредит нашей планете, до рассказа о голодающих детях Африки, в тот момент, когда свалки заполняются мгновенноустаревающими техно-новинками. Есть даже религиозные соображения: «Думаете Иисус родился, чтобы дать нам еще один повод для шоппинга? Верните Рождеству его волшебство!»

В этот день адепты «дня без покупок» предлагают уделить внимание друзьям, любимым, детям и близким. Погулять по парку, почитать интересную книгу или просто помечтать. 

Символом одного из прошлых «Дней без покупок»  Зента-Клаус — противоположность обесцененному символу коммерческого Рождества: 
Итак, вы знаете, чем заняться в эту пятницу. Главное, не забудьте «забыть» кошелек дома, чтобы полностью насладиться этой свободой жизни без покупок. 


eco4freak.blogspot.com

Что такое День отказа от покупок? Когда он?

Покупки стремятся заполнить все доступное для их хранения пространство.

Закон Паркинсона

С каждым днем в магазинах все больше товаров на любой вкус, всё становится красивее и заманчивее, а реклама убеждает в том, что именно этот продукт жизненно необходим и его нужно приобрести именно сейчас.

В Америке и Европе перед Рождеством многие магазины устраивают знаменитые «рождественские распродажи», на которых толпы людей ходят по магазинам в поисках подарков на праздники и очень часто под действием умелого маркетинга и очарования скидок покупают множество ненужных вещей: свечки, статуэтки и декоративные штучки. К таким большим распродажам присоединяются и сезонные, а также множество разнообразных акций и предложений.

Противники необдуманных и спонтанных покупок решили своеобразно сказать «нет» происходящему в шопинг-мире, потому на свет появился необычный праздник — День отказа от покупок (Buy Nothing Day), когда нужно забыть дома кошелёк или взять с собой деньги только на проезд, сознательно решив, что сегодня нужно купить только одну вещь – ничего.

В  США День отказа от покупок проводят в четвёртую пятницу ноября, на следующий день после Дня Благодарения (в 2013 году День Благодарения в США — 28 ноября, День отказа от покупок — 29 ноября 2013 — в Черную пятницу, любимый день шопоголиков), в Европе и странах СНГ – в четвёртую субботу ноября.

История возникновения праздника Дня отказа от покупок

Впервые День отказа от покупок провели в Канаде в 1992 году 27 сентября. Инициатором стал канадский журналист эстонского происхождения Калле Ласн.

Это была акция протеста против чрезмерного потребления, причем день проведения акции был выбран специально на первый день распродаж – «черную пятницу», когда магазины получают колоссальную прибыль. С тех пор эта акция начала распространяться по всему миру, например, сейчас в большинстве европейских стран День отказа от покупок проводится в последнюю субботу ноября.

Смысл Дня отказа от покупок  в том, чтобы обдумать, что именно покупать и действительно ли это необходимо.  Девиз этого праздника: «Лучше качественней, а не больше».

Массовые акции в День отказа от покупок

В День отказа от покупок проводят разные мероприятия: митинги, акции протеста, флеш-мобы, семинары и театральные представления. В торговых центрах активисты раздают специальные листовки с призывом купить «ничего» ради смеха и для того, чтобы заставить людей задуматься.

Каждый год придумывают какие-то новые и интересные акции, в которых участвуют несколько тысяч людей, например:

— посреди торгового центра разрезать свою кредитную карточку;

— устроить танцы прямо на улице или объявить «сидячую забастовку»;

— бродить по супермаркету с пустой тележкой;

— одеться в костюм «зомби» и ходить по магазинам, глядя на вещи пустым взглядом;

— весь день не только ничего не покупать, но и не пользоваться светом, электричеством, мобильным телефоном и автомобилем;

— сесть на велосипед и принять участие в акции «критическая масса»;

— подарить своё старое пальто или зимнюю куртку нуждающимся.

Интересная статистика о покупках

1. 70% покупателей принимают решение «что купить?» непосредственно в магазине под влиянием различных факторов.

2. Только третья часть покупателей пользуется заранее намеченным списком покупок.

3. Если в супермаркете все правильно организовано с точки зрения маркетинга, то 60% корзины покупателя будет наполнено при выходе «импульсивными покупками» и 40%, которые запланированы заранее.

4. Почти одна третья часть продуктов, которые производятся в мире – уходит в мусор.

5. Войдя в супермаркет с тележкой или корзинкой, вероятность, что будет совершена покупка, составляет 75%, а если без неё – вероятность падает до 34%

6. Товар, который стоит на полке напротив глаз, купят с вероятностью на 78% выше, чем товар на нижней полке, поэтому на нижние полки ставят товар, который и без дополнительной рекламы пользуется спросом.

7. Специалисты, которые предоставляют услуги шоппинг-сопровождения, рекомендуют идти в магазин одежды вообще без денег. Примерив вещь, её всегда можно попросить отложить и обдумать, не импульсивная ли это покупка под влиянием цены с большой скидкой или уговоров продавца. Если желание купить эту вещь не пропадет через несколько часов, а еще лучше после 24 часов, то необходимость покупки подтверждена.

8. Если открыть холодильник, то в нем найдутся продукты, которые уже нужно отправить в мусор. Это тоже хитрый трюк сферы маркетинга – нельзя купить пару ложек соуса, стакан молока, три веточки петрушки или четверть кочана капусты. Продукты продаются в заведомо большей упаковке, чем это необходимо, причем часто упаковка не заводская, а именно этого магазина. Иногда покупка «экономной» упаковки продукта на неделю получается в итоге дороже, потому как часть пропадает или заканчивается срок годности.

С Днем отказа от покупок!

Советуем почитать

Хотите поделиться с друзьями информацией статьи в соц.сетях? Публикуйте ссылку на своей страничке с помощью кнопок — жмите на приглянувшуюся

Почему бы вам не узнавать обо всем первыми? Подпишитесь на обновления сайта прямо сейчас!

на Ваш сайт.

vseprazdnichki.ru

Праздник День без покупок — протест против культуры потребления, канадский рекламист Тэд Дэйв

Приближаются новогодние и рождественские праздники! Ты же ждёшь их, не правда ли? А что представляешь в первую очередь, когда вспоминаешь о них? Подарки, семейные посиделки за щедрым столом, радостные стихи и песни или длинные списки вещей, которые нужно купить к празднику?

2 5 291

Приходило ли Тебе в голову, сколько больших компаний, изготовляющих разнообразные товары, используют рождественские праздники, чтобы увеличить свою прибыль? «Скоро Новый год — все за покупками! Тебе не обойтись без наших чудо-предложений»: уже в конце осени торговые центры украшены по-новогоднему, а реклама постоянно напоминает о приближении праздника.

Иногда кажется, что за всей этой суматохой, связанной с праздничными покупками, люди забывают, что главное — это начало года и новые надежды, рождение Христа и радость в семейном кругу. А количество обновок и подарков — это не то, что делает праздник праздником.

Именно так подумали люди, которые в 1992 году основали День без покупок — канадский рекламист Тэд Дэйв и целое международное сообщество художников, писателей, студентов и преподавателей. Учреждение этого дня — протест против культуры потребления. Иными словами — против увлечения всё новыми и новыми покупками сверх меры.

Вот один из главных аргументов сторонников Дня без покупок: 20% населения мира потребляет больше 80% природных ресурсов планеты. Странное соотношение, не так ли?

В Америке этот особенный праздник отмечают в пятницу после Дня благодарения (это двадцатые числа ноября). Возможно, Тебе известно, что её ещё называют Чёрной — это один из самых успешных торговых дней в году, когда магазины обещают своим посетителям умопомрачительные скидки. А ещё эта пятница открывает сезон рождественских распродаж. Таким образом, основатели и сторонники Дня без покупок предлагают удержаться от похода в торговые центры именно тогда, когда все как раз туда собираются! Так что находчивые европейцы решили отмечать этот день в субботу 🙂

«Нарисуй что-то, сшей что-то, приготовь что-то, спой что-то, построй что-то, сделай что-то, НЕ ПОКУПАЙ НИЧЕГО», – призывает плакат, посвящённый этому дню.

«Реклама обманывает, когда обещает, что мы станем счастливее, если приобретём больше вещей», — говорит автор идеи праздника Тэд Дэйв. Мы не станем радостнее, когда получим более дорогой новогодний подарок, и не станем круче, когда купим суперновый смартфон. Так что перед тем, как что-то приобрести, сначала задай себе вопрос, действительно ли это Тебе нужно. Именно это — цель Дня без покупок: задуматься, что именно является для нас большей ценностью. Деньги или любовь близких? Новые модные вещи или праздничные эмоции, которые хочется разделить с самыми дорогими людьми?

«В этом году будь выше этого», – говорит символ Дня без покупок Зента Клаус, имея в виду наше чрезмерное увлечение магазинными витринами.

Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

pustunchik.ua

День без покупок — Женское здоровье

День без покупок

Книга немецкого графа Александра фон Шёнбурга «Искусство стильной бедности» раскрывает секреты, как стать счастливым и богатым без денег. Мы представили, как бы могло проходить интервью с этим человеком.

— Вам, с вашим титулом, наверное, нетрудно рассуждать о том, что «не в деньгах счастье».

— А вы думаете, что у каждого человека с приставкой «фон» в фамилии непременно есть необъятные латифундии? Вопреки расхожему мнению, немецкое дворянство, за исключением некоторых крупных землевладельцев, давно уже поглотила современная реальность Германии. Мои предки беднели на протяжении многих веков. Стиль жизни родителей был чрезвычайно экономным. В детстве на обеденном столе чаще всего появлялась жареная картошка и яичница-глазунья. Но зато квартира всегда была обставлена со вкусом, а то, как одевались мои родители, стало для меня на всю жизнь образцом неповторимого стиля.

Да, у нас имелись богатые родственники. Бывало так, что днем я общался с нефтяными магнатами, махараджами и принцами, а вечером зарабатывал на жизнь журналистикой. Я превратился в настоящего посредника между мирами постыдной бедности и бесстыдного богатства. И поскольку я хорошо знаю жизнь и «верхов» и «низов», я счел, что могу дать несколько советов, как чувствовать себя богатым в нелегкие годы бедности.

— Сейчас больше популярны книги: «Как стать богатым», «Как заработать миллион».

— Вам социализм внушил иллюзии, что все люди равны, и каждая кухарка может управлять государством. Нас капитализм убаюкивает сказками, что любой может стать миллионером. И у вас и у нас уже нельзя включить телевизор, чтобы не наткнуться на программу, участники которой хотят стать звездами или получить крупную сумму денег.

Но чем больше нас убеждают, что богатство вполне доступно, тем сильнее наше разочарование, когда его нет. Не будем обманываться. Аксиома «Может каждый!» оказалась ложной.

Может не каждый. Поэтому надо смириться с несовершенством бытия и прожить ту жизнь, которая нам дана, по возможности, достойно. В этом правда жизни. Не надо тешить себя иллюзиями.

— Но не будем предаваться и другой иллюзии: что деньги в нашем мире ничего не значат…

— Да, капитализм нас заставляет верить в то, что счастье можно купить. Но поверьте, даже если вы повесите картину Пикассо у себя в туалете или будете еженедельно приглашать чемпиона мира по гольфу сыграть с вами партию, качество вашей жизни не улучшится.

Очень многие богачи — бедные люди. Потому что их обязательно что-нибудь раздражает: рубашка не так выглажена, генеральный директор не поздоровался, от шофера несет чесноком, да и вообще.

Стоит поразмыслить над тем, что процент несчастных выше именно среди богатых.

— Хотелось бы стать богатым, чтобы убедиться в этом…

— А я вам докажу это, опираясь на научные данные. Это эксперимент Вольфрама Щульца над обезьянами. Подопытным животным давали кусочек яблока и одновременно зажигали свет. Обезьяны быстро уловили связь. И когда зажигался свет, у них в мозгу резко возрастала выработка дофамина.

Но ученый установил, что происходит это только в состоянии ожидания. Как только угощение получено, выработка нейрогормона возвращается в прежнее русло. Профессор пошел дальше. Он стал давать животным изюм.

Как и ожидалось, уровень дофамина подскочил. Но теперь при виде яблок животные испытывали разочарование. Профессор сделал заключение: чем выше наши потребности, тем сложнее нам испытывать радость. И еще: мы счастливы не от самого удовлетворения потребностей, а от его предвкушения.

Приобретение товаров приносит нам радость в очень редких случаях. Вещи перестают быть ценными. Раньше у вас был дефицит, у нас — мода на эксклюзивность. Концерны, производившие товары роскоши, искусственно сдерживали их выпуск. Люди, желающие приобрести сумочку или часы, показывающие их высокий статус, должны были месяцами дожидаться этого товара.

Сейчас прилавки завалены этой продукцией. А если у вас не хватает денег, вы можете приобрести подделку, которая практически не отличается от оригинала. Посмотрите на свою квартиру глазами вора. У вас новейшая марка телевизора, ноутбука, мобильного телефона? Но через два-три года все это будет стоить гроши.

Несмотря на наше относительное благополучие, мы живем сейчас в «обществе без собственности». Сегодня богатством никого не удивишь. Настоящая роскошь заключается в сопротивлении давлению рынка.

И многие это уже поняли. В Америке, например, существует движение «День без покупок»: один раз в неделю люди не тратят ни единого цента. Они прячут свою кредитную карточку в конверт, на котором написано: «Вам действительно это нужно?» «Вы покупаете это, чтобы заполнить душевную пустоту?»

Высокооплачиваемые менеджеры и медийные миллионеры, пресытившись путешествиями на Маврикий, стали на время отпуска наниматься пастухами на альпийские луга. И швейцарские туристические фирмы с трудом отбиваются от уймы желающих.

— Хорошо, взрослый человек может принять решение жить скромно и не страдать от того, что он не может себе чего-то позволить. Но как объяснить это детям?

— Самым бедным из всех детей, которых я видел, оказался младший сын мультимиллионера Аднана Кашогги. Его детская во дворце была завалена игрушками, мальчика развлекали клоуны. Но я не видел, чтобы он смеялся. Он издевался над сестрами и не мог себя ничем занять.

Вы окажете большую услугу своему ребенку, если научите его не поддаваться стадному чувству и откладывать радость. Следующему поколению надо приготовиться к тому, что искушений будет все больше. И тот, кто научится обходиться скромными денежными средствами, наверняка войдут в элиту общества. Потому что окажутся независимыми от потребительского безумия.

— Но деньги нужны не только на материальные ценности. Имея их, например, можно путешествовать.

— Туризм появился в начале XIX века. До этого перемещения в пространстве были уделом пилигримов, разбойников и купцов. Собираться в путешествие без веских на то причин считалось безумием. То, что мы сегодня называем туризмом, было экстравагантной причудой английских снобов. Сегодня это массовая индустрия. И число ежегодных поездок достигает 10 миллиардов.

Люди устраивают себе пляжный отдых в сонных царствах или кочуют по городам и весям, посещая каждую ратушу, поднимаясь на каждую башню, пока не отвалятся ноги. Среди всех увлечений европейцев туризм доставляет наибольшее количество неудобств.

Совершенно непонятно, почему люди копят целый год деньги, чтобы потом разбрасываться ими в отпуске и жаловаться на то, что удовлетворение приходит не так быстро, как исчезают средства из кошелька. Они лезут на Пизанскую или Эйфелеву башню, чтобы избавиться от тайной уверенности в бессмысленности туристических поездок как таковых.

Однако тот, кто отправляется в другую страну на несколько недель или месяцев, чтобы набраться опыта, поработать или просто навестить друзей — иное дело. Ведь чтобы изучить культуру, надо к ней приобщиться. Сдавая свою квартиру и живя в другой стране, вы можете даже сэкономить. Месяц роскошества в Стамбуле или Каире обойдется дешевле, чем неделя экономии в Мюнхене. Такие путешествия действительно обогащают жизнь. Но туда не отправляются три-четыре раза в год.

Не надо заказывать всеобщие мечты на рынке услуг, надо придумывать свои, достижимые собственными силами.

— Хорошо, а искусство? Сегодня оно тоже дорого стоит.

— Искусство тоже превратилось в продукт потребления. У большинства затраты на культуру связаны с поддержанием престижа. Сейчас существует 8743 записи «Времен года» Вивальди, а «Кармина Бурана» на открытом воздухе идет чуть не в каждом крупном городе. Если не противостоять стадному инстинкту, в семейном бюджете появятся весьма ощутимые дыры.

Но неужели человек не может сам решить, какие картины ему смотреть, какую музыку слушать, какие книги читать и о чем думать? Зачем мне срываться и ехать в какую-нибудь европейскую столицу только из-за того, что по телевизору рекламируют проходящую там выставку? С таким же успехом я могу сходить в ближайший музей, до которого еще не добрались телевизионщики. Не заслуживают моего внимания и каждая скандальная премьера и непрерывные выпуски новостей, которые вообще никак не касаются моей жизни.

— Что же может принести человеку истинное наслаждение?

— То, что нельзя купить. Написанное от руки письмо. Цветы из сада пожилой дамы, которая иногда позволяет собрать у нее букет. Работа, выполненная мастером по его собственному эскизу. Прогулка в парке под хруст первого снега. Купание в озере жарким летним днем. Начитанность. Вежливость.

Дружелюбие. Готовность прийти на помощь. Все те добродетели, которые украшают жизнь. То, что придает смысл нашему существованию, не зависит от уменьшения средств в кошельке.

Если в эпоху благополучия некоторые добродетели вышли из моды, то в наши нелегкие времена они наверняка переживут свое возрождение. Когда людям приходится помогать друг другу, в них просыпаются давно забытые человеческие качества. И не исключено, что кризис, который мы переживаем, это лучшее из того, что может с нами произойти.

Андрей Карпачев

www.wh-lady.ru

Как прожить 200 дней без покупок новых вещей

Грем Хилл – успешный предприниматель, который, повинуясь распространенным в обществе стереотипам, при первой же возможности обзавелся большим домом, автопарком и огромным количеством вещей. Поскольку ему надо было много работать, а купить хотелось еще много чего, он нанял человека, который делал покупки за него. Помощник выбирал то, что, по его мнению, могло приглянуться Хиллу, после чего тот делал окончательный выбор.
Со временем новые покупки уже не приносили Грему прежних чувств легкой эйфории и радости. Пришло понимание, что все эти вещи заняли собой  его жизнь. Постоянные хлопоты о страховках, стрижке газонов, уходом за мебелью и проч. и проч. сами по себе отнимали много времени, денег и доставляли немало тревог.


Потом появился второй дом. А вслед за тем пришло понимание, что для счастья, на самом-то деле, не нужны четырехэтажные дома, заставленные мебелью. При тех же доходах, он живет теперь в квартире-студии площадью 40 кв. метров, спит на откидной кровати. Когда к нему приходят друзья, он достает раскладывающиеся стулья. И чувствует себя счастливым и свободным от вещизма человеком.

В этом смысле интересен опыт Аси Барретт – девушки, которая попыталась прожить без покупок новых вещей несколько месяцев. Спустя 200 дней с начала эксперименты, она поделилась своими выводами:

1. МИР ПЕРЕНАСЫЩЕН ВЕЩАМИ

Давайте прикинем, сколько разнообразных вещей производится в мире каждый день, и ведь почти все это покупается. Огромное количество мебели, посуды, кухонной утвари, не говоря уже об одежде и обуви. Потом это пылится в шкафах, после чего заканчивает свой век на мусорке.

2. ЛЮДИ ЗАВИСИМЫ ОТ ПОКУПОК

Зайдите на любой сайт объявлений, и вы будете сильно удивлены тем фактом, что можно обойтись покупками подержанных вещей, которые использовались минимально, а то и вовсе продаются новыми, с бирками и этикетками магазинов, а зачастую их отдают за символическую цену. Получается, что люди купили вещь, которой воспользовались пару раз, а то и не воспользовались вовсе, сделав покупку не обдуманно, под влиянием сиюминутных порывов.

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ЧТО ВЕЩИ Б/У – ЭТО НЕГИГИЕНИЧНО, НЕ ВСЕГДА СООТВЕТСТВУеТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Часто вещи, бывшие в употреблении, воспринимаются как негигиеничные. Но ведь, покупая новую кофточку или пару обуви в магазине, мы предполагаем, что кто-то ее мерил до нас. На новых стульях могли посидеть потенциальные покупатели или сотрудники мебельной фабрики, новый шкаф кто-то открывал и закрывал, собирал и вообще трогал руками и т.д. В конце концов, никто не отменял хим.чистку, которая уж точно убьет все микробы, да и обычная мыльная вода способна творить чудеса. : )

4. СУПЕР И ГИПЕРМАРКЕТЫ – ИЗОБРЕТЕНИЕ В ИНТЕРЕСАХ БОЛЬШИХ КОРПОРАЦИЙ

Многие предпочитают делать покупки в гипермаркетах. Но они устроены таким образом, что бывает трудно купить только запланированное, обязательно по пути за продуктами первой необходимости встретиться что-то вкусное (выгодное, модное – нужное подчеркнуть), что способно ввести в искушение. В итоге попытка сэкономить иногда оборачивается покупками совершенно ненужных вещей. Как ни странно, в этом случае обычные магазинчики в спальных районах способны спасти ситуацию – в ограниченным ассортименте меньше риск купить что-нибудь ненужное. К тому же экономится время и расходы на дорогу.

5. НИЧТО НЕ НОВО И НИЧТО НЕ ДОРОГО

Отказ от бесконечных покупок вещей дает возможность сделать накопления, что само по себе приносит уверенность в завтрашнем дне и открывает возможности для более качественного отдыха. Как известно, новые впечатления важнее новых вещей.

6. ГОРАЗДО ЛУЧШЕ КУПИТЬ ВЕЩЬ У КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, ЧЕМ У БЕЗЛИКОЙ КОРПОРАЦИИ

Покупая что-то по объявлению, можно обнаружить, что изрядная доля продавцов – вполне порядочные и чистоплотные люди, которые просто хотят избавиться от вещи, оказавшейся им ненужной. Они потратили свои деньги не лучшим образом и рады возможности вернуть хотя бы часть. Всегда приятно осознавать, что твои честно заработанные деньги пошли на благо какого-то человека, а не в жeрло бездушной корпорации.

7. ГЛАВНЫЕ “ВЕЩИ” В ЖИЗНИ – НЕ ВЕЩИ

Как только приходит осознание, что для счастья человеку не нужны сотни квадратных метров, три телевизора, самый последний аифон и аипад, самая новая модель автомобиля, раздутый до невероятных размеров гардероб, жить становится значительно легче. Деньги не утекают на бессмысленные траты, приходит осознание, что самые важные в жизни “вещи” – это не вещи. И на первый план выступает то, что действительно важно – здоровье, душевный покой, общение с близкими и друзьями, новые впечатления.

boltai.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *