Четверг , 25 Апрель 2024

Что такое причастие в русском – Причастие – описание и понятие о причастии в русском языке, коротко с примерами

Причастие в русском языке

Причастие – не спрягаемая глагольная форма, обозначающая действие или состояние как такой признак предмета, который может изменяться во времени (отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие). Изменяется по родам, числам и падежам; имеет признаки залога, вида и времени – этим отличается от прилагательного.

 

Признаки прилагательного у причастия

Признаки глагола у причастия

  • обозначает признак предмета
  • изменяется по родам, числам, падежам, согласуясь с определяемым существительным
  • переходность и непереходность действия
  • совершенный и несовершенный вид
  • настоящее и прошедшее время

Склонение причастий

 

окончания прилагательных

окончания причастий

И.п.

хороший мальчик

читающий мальчик

Р.п.

хорошего мальчика

читающего мальчика

Д.п.

хорошему мальчику

читающему мальчику

В.п.

хорошего мальчика

читающего мальчика

Т.п.

хорошим мальчиком

читающим мальчиком

П.п.

(о) хорошем мальчике

(о) читающем мальчике

 

Причастия подразделяются на два вида:

  • Действительное причастие обозначает действие, которое совершается самим носителем признака: читающий ученик, расцветший сад.
  • Страдательное причастие обозначает признак, возникший в результате воздействия кого-то (чего-то) на носителя признака: брошенный камень, гонимые ветром листья.

 

Образование причастий

Действительные причастия настоящего времени

основа глагола настоящего времени несовершенного вида +

-ущ- (-ющ-) I спр.

-ащ- (-ящ-) II спр.

плакать – плачущий

любить — любящий

Действительные причастия прошедшего времени

основа глагола неопределенной формы +

-вш- (от глаголов с основой на гласный)

-ш- (от глаголов с основой на согласный, на -ти и на -чь, чередующийся с г, к)

выдержать – выдержавший, увидеть – увидевший

нести – несший, увлечь — увлекший

Страдательные причастия настоящего времени

основа глагола настоящего времени несовершенного вида + 

-ем- I спр.

-им- II спр.

читать – читаемый

любить — любимый

Исключение: движимый (от старого глагола движити)

Страдательные причастия прошедшего времени

основа глагола неопределенной формы + 

-анн-, -янн- (от глаголов на -ать-, -ять-)

-енн- (он глаголов на -еть, -ить, -ти, чь)

-т-

указать – указанный

затеять – затеянный

видеть – виденный

унять — унятый

 

Причастный оборот: полное причастие + зависимое слово

Книга, написанная известным писателем, вышла из печати.
 

Написанная известным писателем книга вышла из печати.

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

продолжить с «Частями речи» >>>

 

вернуться к выбору в разделе «Грамматика» >>>

 

пройти тест на «Причастия» >>>

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Причастие

(78 голосов: 4.3 из 5)

См. раздел ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ (ЕВХАРИСТИИ)

 

Прича́стие (греч. κοινωνία (кинониа) — приобщение; μετάληψις — принятие) (Евхаристия – от греч. Εὐχαριστία (евхаристиа) — благодарение) — таинство, в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа, после чего верующие потребляют их во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его любви и благодати.

Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Ин.6:54). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.

***

Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны, запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком). 

***

Что такое Причастие?

протоиерей Евгений Горячев

Ведущая. Что же такое – Причастие? Это Таинство? Обряд? Священнодействие? Магия или колдовство?
Отец Евгений.  Хороший вопрос. Церковь разговаривает до какой-то степени на очень понятном всем людям языке, но – до какого-то момента. После этого момента начинается язык условностей, язык иконный, язык священный. Термин «Причастие», так же как и синонимы: Евхаристия, Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, относятся именно к этому. Возвращаясь к Вашему вопросу, я бы сказал, что, конечно, в истории, людьми, не находящимися внутри ритуального круга, то есть теми, кто это воспринимал изнутри, будучи церковными, Таинство Евхаристии воспринималось и как обряд,  и как магия, и как колдовство. Знаменитый роман Л.Н. Толстого «Воскресение» прямо указывает на то, что это что-то варварское: «Они едят своего Бога». Это что-то, связанное с язычеством, с какой-то такой инфернальной древностью, это не может воспринять современный человек. Но Церковь относится к этому, конечно, не так, как об этом думают люди внешние, а с некоторых времен Толстой сделался внешним по отношению к Церкви, а воспринимают это так, как об этом учат и Священное Писание, и традиция, и Установитель этого Таинства Господь Иисус Христос. Я уже произнес это слово – «таинство». Церковь воспринимает это как нечто таинственное, которое мы не можем до конца объяснить, а просто делимся опытом переживания в этом священнодействии каждого христианина, который вбирает в себя Святые Дары.  Если совсем коротко, то я бы сказал, что Таинства отличаются от других заповедей Божьих тем, что они не говорят об этике, но о мистике.  Даны они нам именно для того, чтобы этика сделалась реальной, не абстракцией, на которую мы смотрим и говорим: «Да, это красиво, да, это правильно, но исполнить я это не могу». Все, наверное, помнят фреску Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», где Божественная рука тянется навстречу руке человеческой.  Так вот, я бы сказал так: Таинства, в том числе и Причастие, даны Богом для того, чтобы наша человеческая немощь получила поддержку в Божественной крепости. Бог из вечности протягивает свою руку с тем, чтобы поддержать немощную руку человека. И все Церковные Таинства, начиная с Крещения и заканчивая Венчанием и  Соборованием – они обращены именно к этому.  Бог поддерживает нас, в том числе и через Таинство Евхаристии.

Ведущая. Что значит «Тело и Кровь»?  Это что – людоедство?
Отец Евгений.  Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную».  «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи.  «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе».  Звучат эти термины: Тело и Кровь, но всякий раз, когда мы вкушаем мясо, неважно чье: свинина, говядина, оленина, крольчатина  – мы всегда вкушаем мертвую отдельность.  А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое».  Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа.

Ведущая. Все же почему – Причастие?


Отец Евгений.  Действительно, это очень интересно. При-частие. Мы видим в этом слове как бы две стороны: приставку и, собственно, сам корень «часть», то есть мы приобщаемся к чему-то, становимся частями чего-то большего. Апостол Павел сказал: «Разве вы не знаете, что вы сотелесники Христу?» Что это значит? В обычном порядке закономерностей мы вкушаем с тем, чтобы то, что мы съели, сделалось нами. Если человек не очень разборчив в количестве съеденного, то можно на весах отследить на сколько он поправился после того как посидел за столом.  В Церковном Таинстве порядок закономерностей прямо противоположен.  Не пище становится нами, а мы становимся тем, к чему мы приобщаемся. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

Ведущая. Все ли могут причащаться?
Отец Евгений.  Конечно, да, но для этого необходимо соблюсти несколько условий.  Конечно, человек должен быть крещен, потому что пропуском, простите уж за этот образ, к участию в мистической жизни Церкви, пропуском к остальным Таинствам, является именно крещение. Некрещеного человека Церковь к Таинству допустить не может, потому что это будет насилие над ним. Если он не выказал своего желания быть христианином, предлагать ему чисто христианское времяпровождение, духовную мистику – это будет нарушением его свободы. Но, даже если человек крещен  в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда Церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред.  Кстати, Иуда, участник Тайной Вечери тоже причастился, и о нем сказано, что «с этим куском вошел в него сатана». Почему? Величайшая святыня, которая должна и облагородить, и преобразить, и исцелить,  вместе с тем становится для Иуды путем к худшей жизни.  Потому что в своем сердце он уже нес желание предать Спасителя.  Священник, выходя с евхаристической чашей, произносит всегда одни и те же слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С верой, что это действительно Тело и Кровь Христа. И со страхом, потому что можно причаститься не в улучшение, не в исцеление, а в суд и во осуждение.

Что касается действительности, то здесь, мне кажется, христианская традиция разделилась на два неодинаковых лагеря, а православие пошло посередине между ними. Протестанты стали говорить, что Причастие надо воспринимать как некий символ, за которым не стоит никакой реальности, как условность. Говорит же Христос о себе в Евангелии как о двери, мы же не воспринимаем его как дверь. Говорит о лозе, это не значит, что Он – виноградная ветвь.  Так и Причастие – это условность и не более того.  Есть другая крайность, которая воспринимает это как натурализм гипертрофированной формы:  это – мясо и кровь. В этом случае, действительно, правомочно говорить об антропофагии, это людоедство в чистом виде.  Как я уже говорил, православие выбирает срединный путь, который не дерзает говорить, что это только символ. Это – символ, но за этим символом стоит реальность.  И не дерзает говорить о натурализме, потому что в этом случае мы причащаемся мертвой отдельности. Повторяю: живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может каждый человек, если он крещен, а вот плоды этого Причастия зависят от нравственной составляющей у каждого конкретного человека.

Ведущая. Если человек крещен и верит в истинность Святых Даров, нужно ли соблюдать какие-то дополнительные условия, чтобы причаститься?
Отец Евгений.  Совершенно верно, такие условия нужны.  Если человек крещен, и если при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки Церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания, наконец, в посте.  Зачем это нужно? Когда мы садимся за обычный стол, в лучшем случае читаем короткую молитву, а  в худшем – просто крестимся и вкушаем пищу, ничего более.  Но дело в том, что как бы ни были связаны по своей субстанциональной форме Святые Дары и любые другие продукты, это пища, в конечном итоге. Мы все-таки говорим, что это особая пища, а раз она особая, то наша подготовка к ней выражается в том, что мы настраиваем свою душу на определенный лад. Ведь тело и душа очень тесно связаны. Мы причащаемся с тем, чтобы получить результат в душе, но до того как мы причащаемся, мы воздействуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необходимый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычитал столько-то молитв или попостился и тогда благодать воздействия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы доказываем Богу —  как, скажем, доказываем невесте свою любовь, больной матери свою заботу – мы доказываем Богу, что мы трепещем перед этим Таинством.  Мы боимся осквернить тот дар, который Бог нам дал, своим недостоинством. Хотя, конечно, болезненное восприятие темы недостоинства не должно уводить нас в ту область, где человек из-за псевдоблагочестия вообще не причащается. Я думаю так, что если воспринимаешь Причастие как лекарство, то человек, подходя к чаше,  держит в своем уме одну простую мысль: «

Я не достоин, Господи, сделай меня достойным».

Ведущая. Как часто нужно причащаться?
Отец Евгений.  Если говорить о церковно-юридической стороне,  то если человек молится, старается исполнять заповеди, читает Священное Писание, делает добрые дела, но при этом не причащается, то речь идет только о большей или меньшей степени отпадения его от церковной полноты.  Потому что Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни».  Если говорить о технической стороне дела, то, мне кажется, что это настроение, о котором я сказал, желание встретиться с Богом,  встретиться для того чтобы исполнить заповедь и получить обновление – оно должно быть помножено на внутреннее самодисциплинирующее отношение…

Духовно-просветительский телепроект «Слово»

***

Патриарх Кирилл:
Причащайтесь Тела и Крови Господней. Существуют разные предрассудки относительно того, как часто нужно причащаться. Некоторые говорят: раз в год, некоторые — четыре раза в год. Это все не находит никакого подтверждения ни в учении Спасителя, ни в учении Церкви, ни в каноническом порядке церковной жизни.

игумен Пётр (Мещеринов):
Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10). Я есмъ путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение.
Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему.
Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение (см. Еф. 3, 19).

священник Александр Торик:
Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).
Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии (см. на сайте).

святой Алексий Мечёв († 1923):
«Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

святой праведный Иоанн Кронштадский:
Бедствие для души — долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.

игумен Силуан (Туманов):
Нельзя часто причащаться, говорят, а то привыкаешь. Так, может, это неплохо — привыкнуть к хорошему?

архимандрит Рафаил (Карелин):
Священник причащается на каждой литургии, однако, по словам святителя Иоанна Златоуста («Толкование на Книгу Деяния апостолов»), он не имеет преимуществ перед мирянином в принятии Святых Тайн. Профессионального причастия Церковь не знает; священнослужитель подходит к Святой Чаше как член Церкви, без каких-либо привилегий. Духовник может не допустить прихожанина до Причастия только в особых случаях: если тот недостаточно подготовлен, пренебрегает молитвенным правилом или же обращает Причастие в повод для духовной гордости. Некоторые люди по нераскаянным грехам не должны быть допущены до Причастия и одного раза в году, а другие, считающие Причастие самым главным в своей жизни, могут причащаться всегда на литургии, в соответствии с подготовленностью к этому Таинству.

azbyka.ru

Причастие | Русский язык

Причастие — это особая форма глагола со следующими признаками:

1. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?что делающий, что делавший?, что сделавший?.

2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.

К признакам глагола относятся

— вид (СВ и НСВ),

— переходность (признак актуален для действительных причастий),

— возвратность,

— время (настоящее и прошедшее).

— залог (действительный и страдательный).

В школьной грамматике залог рассматривается как признак, свойственный не всем глагольным формам, а только причастным, в то время как в научной грамматике признак залога усматривается у глагола в любой форме (ср.:Рабочие строят дом — Дом строится рабочими) — см. возвратность глагола.

К признакам прилагательного относятся

— род,

— число,

— падеж (у полных причастий),

— полнота / краткость (только у страдательных причастий).

3. Причастия согласуются с существительными подобно прилагательным и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные, то есть определением и именной частью составного именного сказуемого (краткие причастия — только частью сказуемого).

Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола

Глагол может иметь от одной до четырех причастных форм, что зависит от его переходности и вида.

Переходные глаголы могут иметь формы действительных и страдательных причастий, непереходные глаголы имеют только формы действительных причастий.

Глаголы СВ имеют только причастия прошедшего времени (то есть глаголы СВ не могут иметь никаких форм настоящего времени — ни в изъявительном наклонении, ни в причастных формах), глаголы НСВ могут иметь причастия и настоящего, и прошедшего времени. Таким образом,

переходные глаголы НСВ имеют все 4 причастия (читающий, читавший, читаемый, читанный),

непереходные глаголы НСВ имеют 2 причастия — действительные настоящего и прошедшего времени (спящий, спавший),

переходные глаголы СВ также имеют 2 причастия — действительное и страдательное прошедшего времени (прочитавший, прочитанный).

непереходные глаголы СВ имеют только 1 причастную форму — действительное причастие прошедшего времени (проспавший).

Действительные причастия

Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам производит действие: мальчик, читающий книгу.

Действительные причастия настоящего времени образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью суффиксов

—ущ—(-ющ-) для глаголов I спряжения: бег-ущ-ий, бега-ющ-ий,

—ащ—(-ящ-) для глаголов II спряжения: леж-ащ-ий, сто-ящ-ий.

Действительные причастия прошедшего времени образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ и СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

—вш— для глаголов с основой, заканчивающейся на гласный: чита-вш-ий,

—ш— для глаголов с основой на согласный: нёс-ш-ий.

Глаголы могут образовывать действительные причастия прошедшего времени от другой основы:

— некоторые глаголы на —сти (вести, обрести) образуют рассматриваемые причастия от основы настоящего/простого будущего времени (а не от основы прошедшего времени): обретший (основа будущего времени обрет-ут, основа прошедшего — обре-ла), ведший;

— глаголы идти и увянуть образуют эти причастия от особой основы, не равной никаким другим: шед-ш-ий, увяд-ш-ий.

У некоторых глаголов могут образовываться два причастия от разных основ: одно от основы прошедшего времени высохший и другое от основы инфинитива высохнувший, причём выбор суффикса осуществляется в соответствии с приведённым правилом.

Страдательные причастия

Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено действие: книга, читаемая мальчиком.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от переходных глаголов НСВ, от основы настоящего времени с помощью суффикса

—ем— (иногда -ом) для глаголов I спряжения: чита-ем-ый, вед-ом-ый,

—им— для глаголов II спряжения: хран-им-ый.

Страдательные причастия могут образовываться от единичных непереходных глаголов: руководимый и управляемый образованы от непереходных глаголовруководить и управлять (значение объекта при этих глаголах выражается существительным в форме не В. п., а Т. п.: руководить, управлять заводом).

Не имеют страдательных причастий настоящего времени глаголы бить, писать, шить, мести и другие.

Страдательное причастие настоящего времени у глагола давать образуется от особой основы (даваj-ем-ый).

Глагол двигать имеет в настоящем времени два страдательных причастия:двигаемый и движимый.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов НСВ и СВ (причастия от глаголов НСВ немногочисленны) от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

—н(н)- от глаголов на —ать, -ять и —еть: прочита-нн-ый,

—ен(н)- от основ на согласный и —ить: унес-ённ-ый, построенный,

—т- от основ на —нуть, —оть, —ереть и от односложных глаголов и производных от них: замкну-т-ый, коло-т-ый, запер-т-ый, би-т-ый, разби-т-ый.

Не образуются страдательные причастия прошедшего времени у глаголовполюбить, искать, брать.

У некоторых глаголов на —сти, -сть страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы настоящего/будущего времени: приведённый, обретённый, спрядённый, украденный.

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут быть также образованы присоединением постфикса -ся к форме действительного залога: хорошопрода-ющ-ие-ся (=продава-ем-ые) / продава-вш-ие-ся книги.

Страдательные причастия имеют полную и краткую формы: написанное мною письмо — письмо написано мною. Краткие причастия обладают теми же грамматическими свойствами, что и краткие прилагательные, т. е. не изменяются по падежам и выступают в предложении преимущественно в функции именной части сказуемого.

Причастия и отглагольные прилагательные

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса —ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса —юч- — прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, —енн- или —им-), различить их труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, «возникший в результате осуществления действия», «способный участвовать в действии»), ср.:

Она была воспитана в строгих правилах (=Её воспитали в строгих правилах) — причастие;

Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная).

2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)— является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т.к. СВ).

3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами -им-, -ем— являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:

непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении «пропускать воду» непереходный),

непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).

ibrain.kz

Ответы@Mail.Ru: Что такое причастие?

Не важно в каком ты классе и сколько тебе лет. Мне вот тоже интересно припомнить забытые знания.. . «Причастие- именная форма глагола — обозначает действие как признак предмета. Как прилагательное оно определяет предмет . Причастия совмещает признаки глагола- вид, залог, время и признаки прилагательного — род, число, падеж и согласование: действующая сила, переломившиеся лучи, вырабатываемая, энергия, обнаруженный дефект. Причастие сохраняют управление глагола, от которых они образованны: -решать задачу- решающий задачу; управлять машиной — управляющий машиной. В предложении они употребляются в роли определения и сказуемого (краткие формы страдательных причастий) : применить разработанный план- план разработан; метод применен. »

причастие это особая форма глагола

Причастие — присоединение к чему либо, становление частью этого

<a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/Причастие» target=»_blank»>http://ru.wikipedia.org/wiki/Причастие</a>

Причастие — САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, которая обозначает временной (непостоянный) признак предмета по действию (горящая, рисованная и т. п.) , отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? каков? какова? каково? каковы? , бывает совершенного (отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? ) и несовершенного (отвечает на вопрос каков? какова? каково? каковы? ) вида, настоящего, или прошедшего времени. Изменяется по числам и падежам, но в единственном числе и по родам. В предложении является определением, реже — сказуемым.

Прича&#769;стие — многозначный термин. Причастие (калька лат. participium) в грамматике — часть речи или особая форма глагола Причастие (Святые Тайны, евхаристия, святое причастие, причащение) в христианской религии — таинство Причастие — присоединение к чему либо, становление частью этого «Причастие» (швед. Nattvardsgasterna) — шведский кинофильм.

ооооооо…. ты че в 7 классе???? О_о до сих пор помню эту тему!!! ! Причастие-это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию… Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? причастия бывают совершенного и несовершенного вида… Изменяются по временам. Могут быть настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, родам, падежам. В предложении причастия обычно бывают определениями… реже сказуемыми….

Из области лингвистики? Или религии? Если религии, то таинство, когда в церкви тебе кусочек хлеба и вино дают (тело и кровь христа) Если в лингвистике, то это особая форма глагола, вернее обладает признаками глагола (вид, возвратность, время) , отвечает на вопрос какой? В предложении подчеркивается как определение (волнистой линией) . Пример: сделаный вот из инета информация Причастие. Причастие – гибридная глагольно-адъективная форма, которую в школьной традиции рассматривают как особую глагольную форму. Причастия соединяют признаки глагола и прилагательного, выражая значение процессуального признака предмета. Глагольные признаки причастий: 1. Сохраняется характер глагольного управления (например: мечтать о свободе – мечтающий о свободе) ; 2. Сохраняется вид соответствующего глагола; 3. Причастие располагает двумя залоговыми формами (в соответствии с двухзалоговой концепцией) – действительного и страдательного залога (например: разрешивший – действительный залог, разрешенный – страдательный залог) ; 4. Причастие имеет две временные формы – настоящего (любящий, любимый) и прошедшего (любивший) времени. Все глагольные признаки у причастий являются постоянными, переменные признаки – это признаки прилагательного: род, число, падеж, полная или краткая (у страдательных причастий) форма и соответствующая им флексия в предложении – сказуемое или определение.

что такое причастие

Причастие-самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос «Какой? » и показывает признак предмета по действию.

Причастие — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего врмени. Изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам. В предложении причастие обычно бывают определениями, реже сказуемыми.

Причастие — особая форма глагола, имеющая признаки прилагательного ( род, число, падеж ) и признаки глагола ( вид, время, возвратность). Все причастия делятся на две группы: действительные (настоящего и прошедшего времени) и страдательные (настоящего и прошедшего времени). Причастия бывают в краткой и полной форме. Краткую форму имеют только страдательные причастия. Действительные причастия обычно употребляются в качестве определения. Страдательные причастия в полной форме в предложении являются определением, а в краткой форме являются сказуемым вместе с глаголом связкой быть.

Особая форма глагола котороя отвечает на вопросы прилагательного!

причастие это особая форма глагола которая придает признак глагола и признак прилагательнего

touch.otvet.mail.ru

Как образуются причастия в русском языке?

Причастия обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов. Выбор суф­фик­сов дей­стви­тель­ных и стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни  зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла.

Причастие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой с при­зна­ка­ми при­ла­га­тель­но­го.

У при­ча­стий сохра­нил­ся гла­голь­ный при­знак вре­ме­ни, поэто­му раз­ли­ча­ем при­ча­стия насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Причастие быва­ет дей­стви­тель­ным или стра­да­тель­ным.

Действительные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак, кото­рый созда­ет сам пред­мет, напри­мер:

  • пла­вать — пла­ва­ю­щий лебедь =  лебедь пла­ва­ет;
  • поте­рять­ся — поте­ряв­ший­ся ребе­нок = ребе­нок поте­рял­ся.

Страдательные при­ча­стия обла­да­ют при­зна­ком, кото­рый созда­ет­ся у них в резуль­та­те воз­дей­ствия дру­го­го пред­ме­та, напри­мер:

  • дол­го хра­ни­мый порт­рет = порт­рет хра­нят; 
  • раз­бу­жен­ный маль­чик = маль­чи­ка раз­бу­ди­ли;
  • поли­тые цве­ты = цве­ты поли­ли.

Каждый вид при­ча­стия обла­да­ет сво­им зна­че­ни­ем и спе­ци­фич­ны­ми фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми суф­фик­са­ми.

Действительные причастия настоящего времени

Они обра­зу­ют­ся от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни.  Основой гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни явля­ет­ся фор­ма тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го чис­ла без лич­но­го окон­ча­ния, напри­мер:

  • бегать — они бега-ют;
  • пилить — они пил-ят.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния с помо­щью суф­фик­сов ущ/-ющ обра­зу­ем дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни:

  • сте­лить (I спр.) — они стел-ют — стел-ющ-ийся кустар­ник;
  • бле­ять (I спр.) — они бле-ют — бле-ющ-ая овца;
  • почу­ять  (I спр.) — они почу-ют — почу-ющ-ие вол­ка;
  • брить­ся (I спр.) — они бре-ют-ся — бре-ющ-ийся муж­чи­на.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния обра­зу­ем дей­стви­тель­ные при­ча­стия с помо­щью суф­фик­сов -ащ-/-ящ-, напри­мер:

  • зво­нить (II спр.) — они звон-ят — звон-ящ-ий теле­фон;
  • смот­реть (II спр.) — они смотр-ят — смотр-ящ-ий впе­ред;
  • тер­петь (II спр.) — они терп-ят — терп-ящ-ее бед­ствие суд­но;
  • вер­теть­ся (II спр.) — они верт-ят-ся — верт-ящ-иеся дев­чон­ки.

Видеоурок:

 

Действительные причастия прошедшего времени

Такие при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с помо­щью суф­фик­сов вш иш.

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стие от осно­вы гла­го­ла, кото­рая закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, напри­мер:

  • звене-ть — звене-вш-ий коло­коль­чик;
  • оттая-ть — оттая-вш-ее окно;
  • стуча-ть — стуча-вш-ий по дере­ву дятел;
  • тону-ть — тону-вш-ий в реке;
  • спили-ть — спили-вш-ий дере­во;
  • бы-ть — бы-вш-ий в моем рас­по­ря­же­нии.

Суффикс -ш- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии при­ча­стий от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы с конеч­ны­ми соглас­ны­ми, напри­мер:

  • отнес-ти — отнёс-ш-ий в кла­ло­вую;
  • рас­цвес-ти — расцвёт-ш-ий в саду;
  • замес-ти — замет-ш-ий опав­ши­ми листья­ми;
  • вез-ти — вёз-ш-ий с собой сыниш­ку.

Более подроб­но с при­ме­ра­ми узна­ем о дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Видеоурок:

Страдательные причастия настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида, кото­рые могут управ­лять суще­стви­тель­ны­ми  в фор­ме вини­тель­но­го (ино­гда роди­тель­но­го) паде­жа без пред­ло­га.

Выбор фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся гла­гол пер­во­го спря­же­ния, то от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ем стра­да­тель­ное при­ча­стие с помо­щью суф­фик­са -ем-:

  • перегиба-ть — перегиба-ют — перегиба-ем-ый пояс;
  • разрыва-ть — они разрыва-ют — разрыва-ем-ый в кло­чья;
  • выделя-ть — они выделя-ют — выделя-ем-ый нам;
  • наполня-ть — они наполня-ют — наполня-ем-ый водой бас­сейн.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла вто­ро­го спря­же­ния обра­зу­ет­ся при­ча­стие с помо­щью суф­фик­са —им-:

  • зави­сеть — они завис-ят — завис-им-ое поло­же­ние;
  • нена­ви­деть — они ненавид-ят — ненавид-им-ая еда;
  • любить — они люб-ят — люб—им-ый все­ми артист.

Видеоурок:

 

Страдательные причастия прошедшего времени

Такие при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов толь­ко совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов —нн-, -енн— и -т-.

Суффикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стие от инфи­ни­ти­ва с осно­вой на глас­ные а/я, напри­мер:

  • завеша-ть — завеша-нн-ый ков­ром;
  • рас­каза-ть — расказа-нн-ый слу­чай;
  • засея-ть — засея-нн-ое поле;
  • зачита-ть — зачита-нн-ый отры­вок.

Суффикс -енн- обра­зу­ет при­ча­стие от неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с осно­вой на -и- и -чь:

  • украси-ть — украш-енн-ый зал к празд­ни­ку;
  • побели-ть — побел-енн-ая сте­на;
  • приклеи-ть — прикле-енн-ая афи­ша;
  • выстрои-ть — выстро-енн-ые куби­ки в ряд;
  • увлечь — увлеч-ённ-ый тен­ни­сом;
  • сбе­речь — сбереж-ённ-ый на зав­тра. 

Суффикс —т- обра­зу­ет стра­да­тель­ное при­ча­стие от осно­вы

  • гла­го­лов с суф­фик­сом -ну-,
  • одно­слож­ных гла­го­лов или род­ствен­ных слов с при­став­кой;
  • гла­го­лов на -оть, -ереть,

напри­мер:

  • поки­нуть — покину-т-ый дом;
  • колоть — коло-т-ый орех;
  • полоть — про­по­лоть — прополо-т-ая гряд­ка;
  • брить — бри-т-ый под­бо­ро­док;
  • мыть — вымыть — вымы-т-ое окно;
  • под­нять — подня-т-ая пыль на доро­ге;
  • открыть — откры-т-ая двер­ца шка­фа.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют крат­кие фор­мы.

Видеоурок:

russkiiyazyk.ru

Что такое страдательное причастие в русском языке

Причастие — это особая часть речи, которая является отглагольной формой, обозначает признак по действию. Надо заметить, что являясь отглагольной формой, пр-ие имеет некоторые морфологические признаки глагола: вид и время у каждой отглагольной формы, переходность и возвратность можно выделить у некоторых отглагольных форм.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

Особенности части речи

Причастие отвечает на вопрос:

  • Какой?
  • Что делающий?
  • Что делавший?
  • Что сделавший?

Вот некоторые примеры: тающий снег (что делающий?), таявший снег (что делавший), растаявший снег (что сделавший?), засеянное поле (какое?). Нужно обратить внимание, что вопрос «какой?» можно задать ко всем вышеперечисленным прич.

Поскольку эта часть речи отвечает на вопрос «какой?» и обозначает признак по действию, она имеет несколько морфологических признаков прилагательного: число, род, падеж.

Эта часть речи имеет свои особые морфемные признаки — суффиксы:

  • ущ (ющ) — ащ (ящ)
  • вш (ш)
  • ем-им (ом)
  • енн (ённ)
  • нн
  • т

По этим суффиксам можно отличить его от других частей речи.

Это интересно: качественные прилагательные, примеры в русском языке.

В предложении выполняет роль согласованного определения или сказуемого.

Например:

  • На моей ладони лежит тающая снежинка. В этом предложении «тающая» является согласованным определением и подчёркивается волнистой линией.
  • Снежинка тающая. В этом предложении «тающая» является частью составного именного сказуемого с опущенным глаголом-связкой (модальность настоящего времени).

Около половины всех причастий имеют краткую форму. Краткая форма образуется от полной путем усечения морфемного суффикса. Важно не перепутать форму краткого прилагательного с формой краткого причастия.

В русском языке эта часть речи бывает двух видов: действительное и страдательное.

Это интересно: спряжения глаголов в русском языке, таблица.

Действительное причастие

Действительное причастие обозначает тот предмет или лицо, которое само совершает действие.

Например: Бегущий человек (человек совершает действие самостоятельно), тающий снег (снег совершает действие самостоятельно).

  • Суффиксы настоящего времени: ущ-ющ, ащ-ящ.
  • Суффиксы прошедшего времени: вш (ш).

Эти суффиксы помогут определить время и вид причастия. Все действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов той же формы.

Надо заметить, что суффиксы ущ (ющ) образуют эту часть речи от глагола первого спряжения, а суффиксы ащ-ящ — от глагола второго спряжения. Например: «сеющий» образовано от глагола «сеять» первого спряжения настоящего времени с помощью суффикса «ющ».

Страдательное причастие

Страдательная форма обозначает признак по действию того предмта, который сам данное действие не совершает (испытывает это действие со стороны другого предмета или лица).

Например: колеблемый ветром камыш (камыш, который колеблит ветер, камыш сам этого дейтвия не совершал), засеянное поле (поле, которое кто-то засеял, поле не совершало действия само).

  • Суффиксы настоящего времени страдательного пр-ия: ам-ем-им
  • Суффиксы прошедшего времени страдательного пр-ия: нн, т.

Страдательное причастие настоящего времени образуется аналогично действительному, только используются другие суффиксы. При образовании причастия прошедшего времени при помощи суффиксов нн, т сохраняется основа инфинитива, от которого эта часть речи была образована.

Исключение! При образовании страдательного причастия от глагола на «ить» основа инфинитива будет отсекаться и к ней прибавится суффикс енн.

Страдательное причастие может быть образовано от одиночного непереходного глагола. Например: Слова управляемый и ведомый образованы от глаголов управлять и вести, которые являются непереходными.

Страдательная форма прошедшего времени образовывается от полных глаголов совершенного и несовершенного вида. Однако причастий, образованных от глаголов несовершенного вида, очень мало в русском языке.

Невозможно образовать такую форм от глаголов: искать, брать, полюбить, писать, шить, мести, бить. Глагол «давать» имеет исключительную форму «даваемый».

Надо заметить, что есть несколько глаголов на -сти- и -сть-, формы которых образуются от основы будущего времени.

  • Пример: Привести — приведённый, спрясти — спряденный

К страдательным пр-ям настоящего и прошедшего времени может прибавляться возвратный постфикс «ся»

  • Пример: Продававшиеся (книги, булочки), зазнавшиеся (дети, спортсмены).

Причастный оборот

Прежде чем выяснить роль этих частей речи в обороте, нужно понять что такое оборот. Итак, причастный оборот — это создание фразы с зависимыми словами. Как в сложных, так и в простых предложениях причастный оборот может находиться:

  • Перед определяемым словом;
  • После определяемого слова.

Следует обратить внимание, что причастный оборот всегда является единым членом предложения, а именно согласованным распространенным определением.

Например:

Картина, написанная известным художником, висит в зале нашего музея. В данном предложении причастный оборот «написанная известным художником» находится перед определяемым словом «картина» и является согласованным распространённым определением.

Надеемся, что наша статья помогла вам улучшить знания по русскому языку и понять, что такое полное страдательное причастие.

obrazovanie.guru

примеры слов в русском языке

Русский язык богат большим количеством различных частей речи, которые помогают построить грамотный и логичный текст. Но нельзя представить нашу родную речь без причастий, форм глагола, которые содержат в себе и его признаки, и прилагательных. Причастия — это синтезированная часть речи, которая обладает большим количеством выразительных возможностей, может выполнять разные функции в предложении. Ее обязательно изучают в курсе школьной программы.

Признаки прилагательных в причастиях

Прежде всего, необходимо дать определение причастию как части речи. Причастием называют глагольную форму, сочетающую в себе признаки имени прилагательного и глагола и отвечающую на вопросы какой? который? Причастие характеризует действие и его признак в одно и то же время. Так кратко можно объяснить, что такое причастие. Примеры слов, относящихся к этой части речи, — это ведущий, кричащий, знающий, ставший, живший, читаемый и многие другие.

Поскольку причастие неотделимо от прилагательного, у них есть некоторые общие признаки. Так, причастия могут меняться по числам, родам и падежам. Важно отметить, что данными признаками обладают как краткие, так и полные причастия. Примеры слов, имеющих эти особенности, сближающие их с прилагательными: мечтающий — мечтающая (изменение по родам), признавший — признавшие (единственное и множественное число), составленный — составленного — составленному (изменение по падежам: именительный, родительный и дательный соответственно).

Признаки глагола в причастии

Поскольку причастие является одной из форм глагола, эти две части речи тесно взаимосвязаны и обладают набором общих признаков. Среди них следует отметить вид (совершенный — сказавший, несовершенный — говорящий), возвратность и невозвратность (смеющийся, убранный), залог (страдательный — приготовленный, действительный — стареющий). Переходность и непереходность — вот еще один признак, которым характеризуется причастие. Примеры слов, которые относятся к переходным, — убирающий (комнату), читающий (газету), к непереходным — стоптанный, воодушевляемый.

Особым пунктом является наличие у причастий времени. Необходимо запомнить, что у данной части речи есть только прошедшее и настоящее время. У причастий нет формы будущего времени.

Действительные причастия

Данная группа причастий называет действие, которое осуществляет сам объект. Но что такое на практике действительное причастие? Примеры слов данного разряда — пугающий, шепчущий, проживший, кричащий, летящий и т. д.

В предложении действительное причастие описывает действие, развивающееся одновременно с тем, которое называет сказуемое (например: Мать наблюдает за играющим ребенком).

Особая ситуация с действительными причастиями прошедшего времени. О том, какое действие описывает конкретное причастие, можно судить после определения вида глагола, от которого оно образовано. Так, если действительное причастие образовано при помощи соответствующих суффиксов от глагола совершенного вида, то действие произошло прежде, чем другое, названное глаголом. Например, в классе сидит ученик, решивший контрольную работу. Причастие образовано от глагола «решить» (что сделать?) — совершенного вида. В классе сидит ученик, решающий контрольную работу. В данном случае в предложении используется причастие несовершенного вида.

Страдательные причастия

Еще одну разновидность данной части речи составляют страдательные причастия. Примеры слов, относящихся к этой категории, могут быть следующими: созданный, приобретаемый, одетый, встроенный, ведомый и др.

Данная разновидность причастий описывает действие, которое совершают над объектом. В свою очередь, процесс, который называет причастие, может происходить как одновременно с тем, о чем говорит сказуемое, так и закончиться раньше, тем не менее иметь связь с настоящим моментом.

Очень часто и в речи, и в литературе можно встретить страдательное причастие с зависимым словом. Примеры таких словосочетаний: написанное композитором произведение, прослушанный меломаном музыкальный трек и пр.

Связь с другими частями речи

Причастие может трансформироваться в другие части речи под влиянием различных процессов, способствующих развитию русского языка. Так, причастие может субстантивироваться в существительное (необходимо обратить внимание на такие слова, как командующий, будущее, которые отвечают на вопросы кто? и что?).

Еще одно важное понятие — подвергшееся адъективации причастие. Примеры слов, которые подверглись воздействию этого процесса, — жареный, зрелый, сокровенный, прирожденный и др. Возникает вполне логичный вопрос: как отличить причастие от прилагательного в каждом конкретном случае? Один из главных признаков, который поможет разделить эти части речи, — найти причастие с зависимым словом. Примеры таких слов: жаренный на сковородке картофель, вызывающий негодование поступок и т. д.

Разбор причастий в теме «Морфология»

В курсе изучения каждой части речи как в школьной программе, так и в учебной программе любого филологического факультета присутствуют задания по разбору того или иного слова в предложении. Для этого необходимо определить часть речи, к которой относится данная лексическая единица, и грамотно выполнить разбор. Так, попробуем разобрать причастие. Как определить, что слово является представителем именно этой части речи? Нужно просто знать типичные суффиксы причастий. Примеры слов, содержащих суффиксы -ущ-, -ющ (участвующий, жаждущий), -ащ-, -ящ- (спешащий, спящий), -вш- (ставший), -т- (обманутый), -енн-, -нн- (встроенный, узнанный), -ом-, -ем- (обожаемый, ведомый), — все это причастия, действительные и страдательные, прошедшего или настоящего времени.

Итак, разбор причастия состоит из подстановки к нему вопроса (чаще всего какой?), идентификации его как причастия, указания начальной формы мужского рода, единственного числа в именительном падеже, определения глагола и суффикса, с помощью которого оно от него образовано. Обязательно также указание вида, наличия возвратности и переходности, залога, времени, формы (краткой или полной), рода, числа, падежа и склонения, синтаксической роли в данном конкретном предложении.

nlo-mir.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *