Пятница , 23 Апрель 2021

Что составляет банковскую тайну: Что такое банковская тайна?

Содержание

Банковская тайна. Разглашение сведений

Содержание страницы

Банковская тайна (БТ) представляет собой данные о клиентах, запрещенные к разглашению и передаче третьим лицам. Законом установлена ответственность за разглашение подобной информации. Банковское учреждение в соответствии с существующим законодательством должно гарантировать клиентам сохранение в секрете всех данных, относящихся с БТ.

Нормативная база

Понятие банковской тайны регламентируется 26 статьей ФЗ от 28.06.2014 № 189-ФЗ. В частности, закон устанавливает следующие нормы:

  • Понятие БТ и ее составляющих.
  • Ряд структур, которые могут получить доступ к БТ.
  • Ряд структур, которые обязаны соблюдать БТ.
  • Ответственность за обнародование тайных сведений.

В ФЗ также указан перечень информации, которая может передаваться установленному перечню структур.

Сведения, относящиеся к банковской тайне

Перечень данных, которые включены в понятие БТ, дан в статье 26 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1. Рассмотрим подробнее, что именно относится к банковской тайне:

  • Личная информация о клиенте финансового учреждения: паспортные данные, информация о прописке или месте жительства, номер телефона, реквизиты ЮЛ, данные о руководстве ЮЛ.
  • Данные о финансовых аспектах: вид и номер счета, время открытия, вносимые суммы.
  • Информация о проводимых финансовых операциях: валюта, в которой открыт вклад, вносимые и списываемые суммы средств, выписки, первичная документация, оформляемая при проведении операций.
  • Сведения о корреспондентах финансового учреждения: даты осуществленных сделок, их порядок и условия, суммы средств.
  • Информация о иной деятельности в рамках банковского учреждения, относящейся к управлению финансовыми потоками, внутренним процессам, значимость которых заключается в соблюдении конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ! Все сведения, относящиеся к БТ, не могут передаваться третьим лицам или разглашаться посредством СМИ.

Что не может являться банковской тайной?

К БТ не могут относится следующие сведения:

  • Учредительные документы, а также Устав ЮЛ.
  • Бумаги, на основании которых лицо занимается предпринимательской деятельностью (к примеру, свидетельство о регистрации ИП, лицензия на осуществление конкретной работы).
  • Отчетность о финансовой деятельности ЮЛ.
  • Информация, нужная для контроля над расчетом и уплатой налогов и прочих обязательных платежей.
  • Документация, подтверждающая платежеспособность.
  • Данные о структуре учреждения: число сотрудников и их состав, зарплата, условия труда, наличие вакансий.
  • Бумаги, подтверждающие уплату налоговых отчислений и прочих платежей в бюджет страны.
  • Данные о правонарушениях: загрязнении природы, проблемы с антимонопольным законом, игнорирование необходимости обеспечить безопасные условия труда, продажа вредных для здоровья человека товаров.
  • Информация о предпринимательской деятельности должностных лиц банковского учреждения, их участии в акционерных сообществах, товарищеских союзах.

ВНИМАНИЕ! Важно помнить, что некоторые данные, относящиеся к банковской тайне, могут быть раскрыты по истребованию уполномоченных структур.

Кто обязан соблюдать банковскую тайну?

Банковскую тайну обязаны соблюдать не только банки, но и некоторые другие учреждения:

  • Кредитные структуры.
  • Организации, занимающиеся аудитом.
  • Платежные системы.
  • Банковские агенты по платежам.
  • Операционные центры.
  • Страховые компании.

Всем этим учреждениям приходится работать непосредственно с личными данными клиентов (включая производимые финансовые операции), чем обусловлен запрет на разглашение.

Кто имеет доступ к банковской тайне?

Рассмотрим структуры, которые имеют доступ к сведениям, относящимся к БТ:

  • Судебные органы всех юрисдикций.
  • Налоговые и таможенные структуры.
  • Орган контроля валюты.
  • Счетная палата страны.
  • Фонд социального страхования.
  • Пенсионный фонд.
  • Приставы, работающие на основании исполнительных документов.
  • Полиция при расследовании дела, в раскрытии которого может помочь банковская тайна.
  • Нотариусы.
  • Консульские структуры других стран.
  • Орган по предотвращению отмывания средств, добытых преступных путем.
  • Структуры по предотвращению финансирования террористических группировок.
  • Официальное бюро кредитных историй.
  • Определенные должностные лица.

Управляющие компании клиента банка могут получить только часть информации, содержащей БТ. Исключение – организации, расположенные в иностранных государствах. Они не имеют полномочий на истребование данных.

Представители данного перечня могут запрашивать следующие сведения:

  • Справки о наличии у ЮЛ, ФЛ или ИП расчетных счетов и вкладов.
  • Производимые финансовые операции.
  • Остаток на р/с.
  • Документацию о проведенных операциях с валютой или счетами (к примеру, их закрытие).
  • Информацию, касающуюся операций с электронными деньгами.
  • Информацию, касающуюся корпоративных платежных систем и операций с ними.

Запрос информации, относящейся к БТ, должен быть обусловлен конкретной необходимостью.

Ответственность за разглашение банковской тайны

Ответственность за разглашение секретных сведений могут нести только те лица, которые обязаны соблюдать банковскую тайну. Предусматривают следующие формы ответственности:

  • Гражданская. Предполагает возмещение банком убытков клиента. Для привлечения финансового учреждения к данной форме ответственности нужно доказать, что разглашение БТ повлекло за собой убытки или упущенную выгоду. Потребуется обосновать причинно-следственную связь между двумя событиями. Данное правило оговорено пунктом 2 статьи 15 ГК РФ. Сначала клиент подает в банковское учреждение требование о возмещении убытков. Если на претензию поступил отказ, подается иск в суд. Данный порядок должен быть обязательно соблюден: сначала подается претензия в банк, и только потом иск в суд. На судебных слушаниях нужно будет подтвердить, что клиент принимал попытки досудебного урегулирования дела, но банк отказал.
  • Административная. Для привлечения работника банковского учреждения к данной форме ответственности нужно подать соответствующее заявление в полицию или прокуратуру. Данный порядок установлен пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
  • Уголовная. Лицо привлекается к уголовной ответственности в ограниченном количестве случаев. К ним относится получение информации, относящейся к БТ, преступным путем (подкуп, угрозы). Также к уголовной ответственности можно привлечь и в том случае, если вследствие разглашения информации возник крупный ущерб или тяжкие последствия, раскрытие БТ было сделано из корыстных побуждений. Данные правила оговорены в статье 183 УК РФ. Для начала уголовного дела нужно составить соответствующее заявление и подать его в полицию. Порядок установлен пунктом 3 частью 1 статьи 140 УПК РФ.

Форма ответственности зависит от тяжести последствий разглашения банковской тайны. Как правило, это именно возмещение ущерба. Сложность привлечения к подобного рода ответственности заключается в том, что сложно доказать объем реального ущерба. Однако если все документы, подтверждающие нанесенный вред, присутствуют, можно смело идти в банк, а затем в судебный орган за получением своей законной компенсации.

Банковская тайна, ответственность за разглашение, доступ к банковской тайне, закон о защите и нарушении

Банковская тайна - юридический принцип в законодательстве РФ, в соответствии с которым финансовые учреждения должны защищать сведения о вкладах, счетах, банковских операциях, финансовом положении своих клиентов и иных сведениях, если это не противоречит законодательству.

Содержание

Скрыть
  1. Доступ к банковской тайне
    1. Закон о банковской тайне
      1. Защита банковской тайны
        1. Нарушение банковской тайны
          1. Ответственность за разглашение банковской тайны
            1. Что является банковской тайной

                Банковская тайна охраняется законодательством РФ. Режим банковской тайны не носит абсолютный характер, в определенных законом ситуациях, доступ к данным может быть предоставлен госорганам. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, отступления от банковской тайны допустимы только, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.

                Доступ к банковской тайне

                Режим банковской тайны предусматривает ограничение доступа к информации о счетах, финансовом состоянии и операциях клиента. Кроме владельца, такими сведениями располагает только банк и ограниченный круг сотрудников правоохранительных и контролирующих органов: бюро кредитных историй, судам, следственным, налоговым и таможенным органам, Счетной палате, АСВ, ПФР, Фонду социального страхования, ФССП, ФСФН, ФТС. Раскрытие информации выполняется в порядке и объеме, определенном законодательством. Для предоставления доступа к банковской тайне, необходимо решение суда, санкция прокурора, предписание и другие документы.

                Закон о банковской тайне

                Законы о банковской тайне действуют во многих странах мира: Швейцарии, Франции, Германии, Австрии, Люксембурге, США и других.

                В России содержание банковской тайны и ответственность за ее разглашение определяются нормами: 
                - ст. 857 Гражданского кодекса РФ;
                - ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» N 395-1 от 02.12.1990 года;
                - ч. 2, 3, 4 ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации.

                Порядок предоставления информации отдельным государственным органам регламентируется приказами и распоряжениями.

                Защита банковской тайны

                Правовая защита банковской тайны обеспечивается законодательством Российской Федерации. Гаранты соблюдения банковской тайны - финансовое учреждение, Банк России, агентство по страхованию вкладов.

                Для защиты банковской тайны, финансовые учреждения должны:
                - ограничивать круг лиц, имеющих доступ к информации, составляющей банковскую тайну;
                - организовать отдельное делопроизводства с документами, содержащими банковскую тайну;
                - использовать технические средства для предотвращения несанкционированного доступа к носителям информации;
                - применять предупреждения о необходимости сохранения банковской тайны и ответственности за ее разглашение в договорах между банком и клиентом.

                Нарушение банковской тайны

                Нарушением банковской тайны считается умышленное или невольное разглашение информации, признанной конфиденциальной, должностным лицом финансового учреждения без согласия клиента. В случае, если такие действия нанесли физическому или юридическому лицу материальный или репутационный ущерб, законодательство предусматривает возможность обращения в суд для защиты своих интересов. Законодательство предусматривает различные виды ответственности за нарушение банковской тайны.

                Ответственность за разглашение банковской тайны

                За разглашение банковской тайны предусмотрены гражданская, административная и уголовная ответственности.

                Банк можно привлечь к гражданской ответственности путем подачи руководству финансового учреждения требования о возмещении убытков, причиненных разглашением сведений, составляющих банковскую тайну.

                Для привлечения кредитной организации к административной ответственности за разглашение банковской тайны, клиенту финансового учреждения необходимо подать заявление в полицию или прокуратуру.

                За незаконное разглашение банковской тайны, повлекшее тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность согласно ч. 2, 3,4 ст. 183 УК РФ.

                Что является банковской тайной

                К банковской тайне относятся:
                - данные о состоянии счетов клиентов;
                - операции, проведенные по поручению клиента;
                - финансовое положение клиентов;
                - системы охраны банка и клиентов;
                - информация о структуре юридического лица - клиента, о руководителях, видах деятельности;
                - данные о коммерческой деятельности клиентов;
                - сведения об отчетности по банку, за исключением подлежащей опубликованию;
                - коды защиты информации, а также другие данные, перечень которых может устанавливать финансовое учреждение.

                Совет от Сравни.ру: При открытии счета в банке, стоит внимательно ознакомиться с разделом договора, содержащим информацию о защите банковской тайны.

                Что такое «банковская тайна»?

                Банковская тайна, что же к ней относится? Обычно большинство людей не задумываются о своей финансовой, а порой и просто безопасности, когда открывают в банке счета, размещают свои сбережения; отправляют или получают переводы; получают кредиты. Это происходит потому, что люди доверяют выбранному банку, доверяют конкретным работникам банка, то есть доверяют им определённую конфиденциальную информацию о себе и своих близких, о своём финансовом положении. Такая доверчивость была бы непростительной беспечностью, если бы интересы клиентов банков не были бы защищены на законодательном уровне. Требование по соблюдению банковской тайны в России закреплено Гражданским Кодексом РФ, Законом «О банках и банковской деятельности» и другими законами.



                Банковская тайна - это запрет на предоставление третьим лицам конфиденциальной информации о счетах, вкладах и операциях клиентов кредитных организаций, а также запрет на разглашение информации о самих клиентах и их близких.

                Насколько опасно, например, для предпринимателя, если конкурент или кто-то ещё узнает его финансовое положение, получит доступ к счетам! Если у предпринимателя есть деньги - могут завышать стоимость услуг, могут «просить» в долг и потом не отдавать, могут навязывать «охрану», могут просто снять эти средства, да много ли чего могут... Нет денег – могут отказать в поставках товаров, устранить как конкурента, и т.д. А сколько встречается случаев, когда ради завладения деньгами и бизнесом, человека просто устраняют физически!

                Вот поэтому в Части 2 в Статье 857 (Банковская тайна) Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ прописано следующее:

                1. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счёту и сведений о клиенте.

                2. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

                3. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причинённых убытков.
                И даже считая банк надёжным, никогда не надо представлять излишнюю информацию, никогда не стоит чересчур расслабляться – с банком надо работать в пределах установленных норм и правил. А если банк нарушил ваши права – требовать возмещения понесённых убытков.

                Кому, в каких случаях, и какую информацию о клиенте банки имеют право представлять, более подробно изложено в статье 26 (Банковская тайна) Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1. Так, закон гласит:

                Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах её клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

                Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

                В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

                Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. И т.д.





                За последние годы список различных государственных и коммерческих структур, получающих доступ к информации, являющейся банковской тайной, стал расширяться. Так, например, практически все кредитные истории заёмщиков в соответствии с Федеральным законом РФ от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях» банки передают в Бюро кредитных историй (БКИ), которые являются коммерческими организациями. Таких Бюро на начало 2012 года на территории Российской Федерации было зарегистрировано 31. Правда и в этом законе прописано правило сохранения информации:
                Дополнительная (закрытая) часть кредитной истории может быть предоставлена только субъекту кредитной истории, а также в суд (судье) по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия прокурора в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, - в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. Суд (судья), органы предварительного следствия получают иную информацию, содержащуюся в кредитной истории, кроме информации, указанной в пункте 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) и Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".(Гл.6 п. 13 от 30. 12.2004 № 218-ФЗ).

                Пользователи кредитных историй и иные лица, получившие в соответствии с настоящим Федеральным законом доступ к информации, входящей в состав кредитной истории, обязаны не разглашать третьим лицам указанную информацию. За разглашение или незаконное использование данной информации указанные лица несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.(Гл.6 п. 14 от 30. 12.2004 № 218-ФЗ)


                А государственным органам различного уровня и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только в определённых случаях и в порядке, который также прописан в Законе «О банках и банковской деятельности».

                Когда банк вправе раскрыть банковскую тайну?

                В связи с введением в действие ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и внесением соответствующих изменений в ст.26 ФЗ О банках и банковской деятельности изменился обЪем сведений, составляющих банковскую тайну и у банков появилась обязанность предоставлять сведения в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и обЪеме, которые предусмотрены ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем .

                Положения ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , определяющие случаи предоставления сведений в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем изложены таким образом, что оставляют возможность их неоднозначного толкования.

                В итоге перед кредитными организациями встала проблема выбора. С одной стороны за разглашение банковской тайны предусмотрена уголовная ответственность, с другой непредставление в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, может повлечь отзыв лицензии.

                В виду сравнительно недавнего вступления в силу ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем официальных разЪяснений, а также судебной практики четко определяющих случаи, в которых банки должны представлять сведения в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем не нарушив при этом банковской тайны, еще не появилось.

                Тем не менее, банки ежедневно предоставляют банковские услуги своим клиентам, что в сложившейся проблемной ситуации влечет необходимость выработки каждым конкретным банком определенной позиции по данному вопросу.

                Казалось бы, в чем здесь может быть проблема? ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем предусмотрел даже не право, а обязанность кредитных организаций предоставлять сведения, являющиеся банковской тайной уполномоченному органу, осуществляющему меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов. Следовательно, можно предоставлять все сведения, которые будут запрошены этим органом.

                Но этот вопрос лишь на первый взгляд решается довольно просто, столкнувшись же с конкретной ситуацией, приходится задуматься, а в каких случаях действительно кредитная организация вправе раскрыть банковскую тайну?

                И определение точного круга этих случаев имеет существенное значение, что наглядно видно из действующего законодательства.

                Действующее законодательство довольно четко определяет обЪем сведений, составляющих банковскую тайну, установив в статье 26 ФЗ О банках и банковской деятельности , что кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

                Согласно п.2 статьи 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренном законом.

                Круг лиц, имеющих право на получение сведений, составляющих банковскую тайну установлен той же 26 статьей ФЗ О банках и банковской деятельности , определяющей, что сведения по счетам клиентов, являющиеся банковской тайной помимо самих клиентов банка могут получать исключительно указанные в ней лица и только в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

                То есть, ФЗ О банках и банковской деятельности установил три жестких условия, служащие основанием предоставления сведений, составляющих банковскую тайну государственным органам и должностным лицам, а именно включение последних в круг лиц, перечисленных в статье 26 ФЗ О банках и банковской деятельности , определение случаев, в которых возможно такое предоставление и статус нормативного акта, определяющего указанные случаи. Такие случаи могут быть определены не в любом нормативном акте, а только в законодательных актах, регулирующих их деятельность, то есть указанные законодательные акты, во-первых, должны иметь статус федеральных законов и, во-вторых, должны регулировать деятельность конкретного государственного органа или должностного лица.

                Изменения к ФЗ О банках и банковской деятельности , внесенные ФЗ от 07.08.01. 121-ФЗ, согласно которым информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и обЪеме, которые предусмотрены ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем вступили в силу с первого февраля 2002 года.

                И с этого момента для кредитных организаций встал вопрос толкования положений ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем .

                Данный закон является федеральным законом, то есть по своему статусу может согласно статье 26 ФЗ О банках и банковской деятельности устанавливать случаи предоставления кредитными организациями сведений, являющихся банковской тайной уполномоченному органу, осуществляющему противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и в то же время может быть отнесен к законодательным актам регулирующим деятельность данного уполномоченного органа, которым является согласно Указу Президента РФ от 01.11.01 1263 Комитет РФ по финансовому мониторингу (КМФ России).

                То есть два из условий предоставления кредитными организациями сведений уполномоченному органу, осуществляющему противодействие легализации (отмыванию) доходов соблюдены.

                Третье условие правомерного раскрытия банковской тайны, а именно случаи предоставления информации по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц в КМФ России устанавливаются в ст.6 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и определяются двумя критериями: суммой и характером совершаемой операции.

                И если с суммой, являющейся одним из двух обязательных критериев, определяющих случаи предоставления сведений в КМФ России все предельно ясно, то вот с характером операций возникает множество вопросов.

                ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем , определяя вроде бы случаи предоставления сведений в КМФ России, не решает главного вопроса для кредитных организаций: каков же все-таки круг этих случаев?

                Как видно из изложенного предоставление кредитными организациями в КФМ России информации по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц не будет являться нарушением банковской тайны согласно действующему законодательству исключительно в случаях, установленных ст.6 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем .

                Рассмотрим один из пунктов статьи 6 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , из которого четко прослеживается сложившаяся проблемная ситуация.

                Абзац 4 п.п.4 п.2 ст.6 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем гласит, что кредитные организации обязаны предоставлять в КМФ России по его письменному запросу информацию по операциям зачисления на свой счет или списания со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия .

                Если рассмотреть данное положение закона буквально и произвести систематическое и синтаксическое толкование абз.4 п.п.4 п.2 ст.6 ФЗ О легализации доходов, полученных преступным путем , то можно утверждать, что указанное положение закона рассматривает два случая, подлежащие обязательному контролю:

                1 случай. Зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации.

                2 случай. Зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия.

                Будет ли операция зачисления на счет и списания со счета юридического лица третьим лицом денежных средств подпадать под случай подлежащий обязательному контролю согласно абз.4 п.п.4 п.2 ст.6 ФЗ О легализации доходов, полученных преступным путем ? Или предусмотренные в данной норме случаи распространяются исключительно на операции зачисления на счет и списания со счета денежных средств самим юридическим лицом владельцем счета? Только ли в случае проведения первой операции должен производиться обязательный контроль или подлежат контролю все операции, производимые в установленный период?

                Во-первых, рассматривая данную норму, следует отметить неточную терминологию, примененную законодателем.

                Операции зачисления и списания как таковые являются банковскими операциями и соответственно, зачисление на какой-либо счет и списание с какого-либо счета денежных средств может быть произведено только банком, что прямо следует из Гражданского Кодекса РФ.

                Статьи 848, 849, 854 ГК РФ, не оставляющие возможности для их неоднозначного понимания, говорят, что операции зачисления на счет и списания со счета денежных средств осуществляется банком. При этом клиент или иное уполномоченное лицо должно всего лишь представить в банк надлежащим образом оформленные распоряжения на совершение соответствующих операций.

                Неточность терминологии естественно вносит определенную путаницу и мешает правильному пониманию рассматриваемой нормы.

                Но если не принимать во внимание неточности терминологии, на мой взгляд, воля законодателя, выраженная в указанной норме закона, предстает достаточно очевидной.

                При рассмотрении избранной нормы закона буду придерживаться выбранной законодателем терминологии, во избежание внесения еще большей путаницы в ситуацию.

                Итак, рассмотрим первый случай раскрытия информации, являющейся банковской тайной, а именно зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации.

                По моему мнению, в данном случае сведения должны представляться банком в КМФ России, как при зачислении, так и при списании средств только самим юридическим лицом владельцем счета, но никак не третьим лицом.

                Такой вывод напрашивается в связи с тем, что в рассматриваемой норме фигурирует термин свой счет . Фраза зачисление на свой счет юридическим лицом (если не придираться к терминологии) на мой взгляд, не может быть истолкована иначе как совершение юридическим лицом владельцем счета действий, являющихся для кредитной организации основанием совершения операции зачисления денежных средств на счет именно этого юридического лица. То есть, юридическое лицо владелец счета вносит в кассу кредитной организации наличные денежные средства с указанием зачислить их на свой счет, либо дает распоряжение кредитной организации перечислить денежные средства с другого своего счета, опять же на свой счет.

                При этом сведения по операциям должны представляться по всем операциям проведенным в течении периода деятельности юридического лица, не превышающего трех месяцев со дня регистрации. То есть сообщение сведений поставлено в зависимость от срока деятельности юридического лица владельца счета.

                Во втором случае, а именно при зачислении на свой счет или списании со своего счета денежных средств юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия сообщение сведений по операциям поставлено в зависимость именно от первичности операции. То есть, если период деятельности юридического лица превышает 3 месяца с момента регистрации и по его счетам не проводились операции, сведения должны сообщаться по первой проведенной операции.

                Представляется, что это может быть лишь операция зачисления, так как операция списания может быть осуществлена только при наличии денежных средств на счете, а такое наличие уже свидетельствует о проведении хотя бы одной операции по счету, что уже исключает последующие операции по данному счету из круга операций подлежащих обязательному контролю.

                Фраза операции по счетам которого не производились с момента их открытия на мой взгляд, подразумевает в том числе и проведение операций по счету юридического лица третьими лицами, например при перечислении денежных средств контрагентом по договору.

                Следует учитывать, что как и в первом рассмотренном случае обязательному контролю будут подлежать операции, проведенные самим юридическим лицом владельцем счета. То есть, если по счету юридического лица была произведена хотя бы одна операция третьим лицом, последующие операции по этому счету совершенные самим юридическим лицом владельцем счета не будут подлежать обязательному контролю.

                При рассмотрении второго случая возникает также еще один вопрос. Фраза операции по счетам которого не производились с момента их открытия также, на мой взгляд, сформулирована некорректно. В каком же все-таки случае кредитная организация должна представлять в КМФ России сведения по операциям зачисления на свой счет или списания со своего счета денежных средств юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия? В случае, если не производились операции ни по одному из счетов юридического лица, либо в случае, если не производились операции по конкретному счету, по которому совершается конкретная операция зачисления?

                Представляется, что кредитная организация должна руководствоваться все-таки последним вариантом, а именно представлять сведения в случае, если не производились операции по конкретному счету, по которому совершается конкретная операция зачисления. Такая позиция является на мой взгляд более логичной.

                Действительно, юридическое лицо, согласно действующему законодательству может иметь несколько счетов в том числе и одного вида. И как правило эти счета открываются в разных кредитных организациях. Отследить совершались ли операции по счетам конкретного юридического лица клиента кредитной организации, открытым в других кредитных организациях данная кредитная организация не может. А сужение круга счетов до открытых только в данной кредитной организации будет, по моему мнению, достаточно вольным толкованием нормы закона.

                Так как же все-таки поступать кредитным организациям?

                Предоставлять в КМФ России сведения по всем операциям зачисления на счет и списания со счета денежных средств в том числе и совершенным третьими лицами? Либо только по операциям, которые совершаются по распоряжению самого юридического лица владельца счета?

                По неофициальному мнению отдельных представителей Банка России кредитные организации должны расширительно толковать абз.4 п.п.4 п.2 ст.6 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и представлять в КМФ России сведения по всем операциям списания и зачисления на счет юридического лица денежных средств в том числе и совершенным третьими лицами.

                Официальных разЪяснений на этот счет, как уже отмечалось, на сегодняшний день не существует.

                Следует также учитывать, что даже официальные разЪяснения Банка России не смогут внести ясности в рассматриваемую проблему. Во-первых обязательными для юридических и физических лиц, а также государственных и муниципальных органов являются только нормативные акты Банка России, которые согласно ст.6 ФЗ О Банке России принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Статья 4 ФЗ О Банке России , определяющая его компетенцию, не предоставляет Банку России права осуществлять официальное толкование законов, да в данном случае Банк России и отношения не имеет к взаимоотношениям кредитных организаций и уполномоченного органа, осуществляющего противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Более того, ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем достаточно жестко определяет круг вопросов, связанных с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, по которым Банк России может принимать нормативные акты.

                Таким образом, в виду обЪективной невозможности для кредитных организаций сформировать единообразное правовое понимание положений ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем перед ними встает не совсем правовой вопрос о выборе ответственности.

                Расширительное толкование положений ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем может повлечь ответственность за разглашение банковской тайны, ограничительное ответственность за непредставление сведений в КМФ России.

                Что же выбрать?

                Согласно ч.2 ст.183 УК РФ незаконные разглашение или использование сведений, составляющих банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

                Следует также учитывать положения ч.3 и ч.4 той же статьи уголовного кодекса РФ, предусматривающие квалифицирующие составы данного преступления и устанавливающие более тяжелую уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы на срок до десяти лет.

                То есть за разглашение банковской тайны может понести ответственность физическое лицо сотрудник кредитной организации, а не сама кредитная организация, в то время как нарушение кредитными организациями требований, предусмотренных статьями 6 и 7 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , за исключением пункта 3 статьи 7, что согласно ст.13 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

                При решении кредитными организациями данного вопроса может быть применен п.8 ст.7 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , который определяет, что представление в КМФ России сведений и документов работниками кредитных организаций не является нарушением банковской тайны, если такое представление производилось в целях и порядке, которые предусмотрены ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем .

                Таким образом, если работник кредитной организации даже в случае, не предусмотренном ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем представил в КМФ России сведения, составляющие банковскую тайну и это представление преследовало цель противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, такое представление не будет являться нарушением банковской тайны и соответственно ответственность за разглашение банковской тайны также не наступит.

                Но такое положение вещей, на мой взгляд, противоречит требованиям ФЗ О банках и банковской деятельности , то есть возникает коллизия. Кроме того, может ли федеральный закон, действующий в области гражданско-правовых отношений отменить ответственность установленную уголовным законом?

                Конечно же нет.

                Согласно ч.1 ст.3 УК РФ преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно - правовые последствия определяются только Уголовным Кодексом.

                В то же время согласно ч.8 ст.26 ФЗ О банках и банковской деятельности и ч.2 ст.8 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем КМФ России вправе раскрывать полученную от кредитных организаций информацию лишь правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией, а следовательно конфиденциальность предоставления информации будет соблюдена, то есть мало шансов, что о разглашении банковской тайны станет известно клиенту, который может быть заинтересован в возбуждении уголовного дела.

                Таким образом, практически для кредитных организаций выгодно сообщать в КМФ России сведения по широкому кругу случаев.

                Но юридически, с точки зрения соблюдения законодательства расширительное толкование положений ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем может повлечь представление кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну в случаях законом не предусмотренных, что будут являться нарушением ст.857 ГК РФ и ст.26 ФЗ О банках и банковской деятельности и содержать состав преступления, предусмотренный ст.183 УК РФ.

                Юдина Е.М.

                Все о банковской тайне

                Когда клиент предоставляет свои данные в банковское учреждение, то ему гарантируется их конфиденциальность и сохранность, согласно условиям банковской тайны. Понятие «банковская тайна» прописано в Гражданском Кодексе и в ФЗ «О банках и банковской деятельности». В международной банковской деятельности этим термином определяют принцип защиты данных о клиентах банковских учреждений, разглашение которых может задеть право человека на неприкосновенность личной жизни, а также защиту информации по счетам, вкладам, операциям и сделках.  Некоторые зарубежные банки (в Швейцарии или Люксембурге) не предоставляют такой информации даже своим властям, и даже в случае возбуждения уголовного дела.

                В отечественной практике закон позволяет передавать банкам информацию о владельцах и их счетах налоговым органам, в БКИ, правоохранительным структурам, судам, ПФР, ФСС и др., согласно действующему законодательству. Рассмотрим, что же представляет из себя банковская тайна, что туда входит, и каким законом она регламентируется.

                Что такое «банковская тайна» и ее состав?

                Трактовка «банковской тайны» подразумевается информацию о клиенте банковской организации, сведения о его банковском счете, депозитах, проводимых операциях и иных данных, которые устанавливаются банком и не противоречат законам. Банк и его сотрудники обязуются хранить тайну об операциях, счетах, депозитах, личных данных клиента и не передавать ее третьим лицам, если это не предусмотрено законодательством.

                Справочную информацию банк может предоставить судам, счетной палате, налоговой инспекции, Пенсионному Фонду, Фонду соцстрахования, органам исполнения решений суда, следственному комитету по их запросам, а также федеральным госорганам, если человек поступает на госслужбу РФ (по ФЗ «О противодействии коррупции»).

                Сейчас идут спору по поводу того, относится ли информация о кредитных операциях к секретной. По одной трактовке, ссудные счета не  являются банковскими счетами в гражданском и правовом контексте, так как по ссудному счету невозможно проводить операции перечисления, выдачи денег. По трактовке ГК и ФЗ «О банках …» к секретной информации относятся все счета, которые открывает клиент, независимо от их классификации.

                Читайте также:  Самый выгодный вклад Газпромбанка - Актуальные ставки

                Если принять, что все данные о клиенте и его счетах составляют тайну банка, то возникает вопрос: на каком основании они передаются их в БКИ? Ответ простой: на основании согласия клиента на обработку персональных сведений и предоставления их в БКИ. Этот пункт обязательно включается в каждый кредитный договор, чтобы избежать всяких недоразумений.

                В банковскую тайну входит информация о:

                • Владельце счета/депозита,
                • Проводимых операциях,
                • Самом банковском счете или депозите

                Таким образом, «банковская тайна» регламентируется действующим российским законодательством. Информация, которую она охраняет, может быть предоставлена только клиенту или его уполномоченному (доверенному) лицу. Госорганам, судам и др. данные могут передаваться в порядке, прописанном в федеральных законах.

                Зачем нужна банковская тайна?

                Она является основным  принципом частного банковского обслуживания. Этим учреждение привлекает клиентов, которым нужно быть уверенным в сохранности своих данных. Согласно ей, посторонние люди не смогут узнать, что есть у человека в банке, и эти данные не опубликуются в ежедневной газете.

                Однако, на деле, особенно в российской практике, тайна банка существует только на бумаге. Заинтересованные госорганы могут получить информацию о любом клиенте и всех его счетах. Те, кто хочет скрыть свои доходы, могут спокойно открыть счет зарубежных банках и оффшорах без уведомления госорганов РФ. Так, швейцарские или гренадинские банки откроют данные счета клиента, только если обращение поступит от имени Интерпола и с четким доказательством отмывания денег. Ни одна налоговая или социальная служба не получит  никаких данных даже по официальному запросу.

                Таким образом, в России существуют механизмы, чтобы обойти правило банковской тайны на законодательном уровне. Если сосед по лестничной площадке дома не сможет так просто узнать данные о счетах, то любой госорган сделает это с легкостью.

                Читайте также:  Договор банковского вклада для физических лиц. Основные моменты

                Ответственность за разглашение банковской тайны.

                тайна банка

                Любой человек может подать в суд за разглашение его банковской тайны. Нарушитель может понести материальную или уголовную ответственность.

                • За собирание информации незаконным методом грозит штраф до 80 т.р. или тюремный срок до 2х лет.
                • За разглашение и умышленное использование секретных данных грозит штраф до 120 т.р. или срок до 3х лет.
                • Если человек понес материальные убытки, связанные с разглашением его тайны, то штраф составит 200 т.р. или заключение до 5 лет.
                • В случаях «особого вреда» нарушитель может лишиться свободы на срок до 10 лет.

                Закон о «банковской тайне».

                Отдельного закона, определяющего банковскую тайну, нет. Ее понятие прописано в ст.26 ФЗ «О банках…». В ней прописана:

                • Информация, которая составляет банковскую тайну.
                • Обязанность банка соблюдать сохранность сведений клиента.
                • Список лиц, кому могут быть представлены сведения, являющиеся секретными.
                • Основания для предоставления таких данных.
                • Запрет на разглашение сведений третьими лицами
                • Ответственность за разглашение данных, составляющих банковскую тайну.

                Автор статьи, эксперт по финансам

                Привет, я автор этой статьи. Имею высшее образование. Специалист по финансам и банкам. Более 3-х лет работал в коммерческих банках РФ. Пишу про финансы более 5 лет. Всегда в теме по лучшим вкладам и картам. Делаю выгодные вклады и получаю высокий кешбек по картам. Поставьте пожалуйста оценку моей статье, это поможет улучшить ее.

                Материалы по теме

                Закон о банковской тайне (BSA) | OCC

                OCC предписывает правила, осуществляет надзорную деятельность и, при необходимости, принимает меры по обеспечению соблюдения, чтобы гарантировать, что национальные банки располагают необходимыми мерами контроля, и предоставляет необходимые уведомления правоохранительным органам для предотвращения и выявления отмывания денег, финансирования терроризма и других преступных действий и злоупотребление финансовыми институтами нашей страны.

                OCC проводит регулярные проверки национальных банков, федеральных ассоциаций сбережений, федеральных филиалов и агентств иностранных банков в США.S. определить соответствие с BSA.

                OCC использует неформальные и формальные правоприменительные меры для обеспечения соответствия национальных банков, федеральных сберегательных ассоциаций, федеральных филиалов и агентств иностранных банков BSA. В соответствии с меморандумом о взаимопонимании между банковскими агентствами США и Сетью по борьбе с финансовыми преступлениями Министерства финансов США (FinCEN) и OFAC OCC незамедлительно уведомит FinCEN и OFAC о существенных нарушениях или недостатках BSA.

                Закон о банковской тайне (BSA), 31 USC 5311 et seq устанавливает требования к программам, ведению записей и отчетности для национальных банков, федеральных ассоциаций сбережений, федеральных филиалов и агентств иностранных банков.Исполнительные правила OCC находятся в 12 CFR 21.11 и 12 CFR 21.21. В BSA были внесены поправки, чтобы включить положения Закона США «ПАТРИОТ», согласно которому каждый банк должен принять программу идентификации клиентов в рамках своей программы соответствия BSA.

                Помимо использования информации, поданной банками, в расследованиях отмывания денег и финансирования терроризма правоохранительные органы США также предоставляют банкам доступ к ресурсам и инструментам, подобным перечисленным здесь, которые могут быть использованы для усиления ваших программ управления рисками BSA / AML.

                OCC и Министерство финансов США периодически выпускают предупреждения, рекомендации и правила, касающиеся учреждений или отдельных лиц, которые могут быть вовлечены в мошенническую деятельность или считаются подверженными риску отмывания денег или деятельности по финансированию терроризма.

                Банки США играют ключевую роль в борьбе с финансированием терроризма, выявляя и сообщая о потенциально подозрительной деятельности в соответствии с требованиями BSA. Ряд ресурсов доступны, чтобы помочь вам в этих усилиях.

                Преступники давно используют схемы отмывания денег, чтобы скрыть или «очистить» источник мошеннически полученных или украденных средств. Отмывание денег создает значительные риски для безопасности и устойчивости финансовой индустрии США. С появлением террористов, которые используют методы отмывания денег для финансирования своих операций, риск увеличивается, чтобы охватить безопасность нации. Посредством разумных операций банки играют важную роль, помогая следственным и регулирующим органам выявлять отмыватели денег и предпринимать соответствующие действия.

                В соответствии с Законом о банковской тайне (BSA) и соответствующими законами о борьбе с отмыванием денег банки должны

                • Создание эффективных программ соответствия BSA
                • Создание эффективных систем надлежащей проверки клиентов и программ мониторинга
                • Экран против Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) и других правительственных списков
                • Установить эффективный процесс мониторинга и отчетности о подозрительной активности
                • Разработка основанных на риске программ по борьбе с отмыванием денег

                Начиная с 1 апреля 2013 года финансовые учреждения должны использовать систему электронного архива BSA Act of Secrecy для предоставления отчетов о подозрительной деятельности.

                Финансовое учреждение должно подавать отчет о подозрительной деятельности не позднее, чем через 30 календарных дней после даты первоначального обнаружения фактов, которые могут служить основанием для подачи отчета о подозрительной деятельности. Если на дату обнаружения инцидента, требующего регистрации, подозреваемый не был идентифицирован, финансовое учреждение может отложить подачу отчета о подозрительной деятельности еще на 30 календарных дней для установления личности подозреваемого. Ни при каких обстоятельствах отчетность не должна задерживаться более чем на 60 календарных дней после даты первоначального обнаружения отчетной транзакции.

                В соответствии с Законом о банковской тайне (BSA) финансовые учреждения обязаны оказывать помощь правительственным учреждениям США в выявлении и предотвращении отмывания денег, таких как:

                • Вести учет покупок наличными оборотных инструментов,
                • Отчет о кассовых операциях, превышающих 10 000 долларов США (ежедневная совокупная сумма), и
                • Сообщить о подозрительной деятельности, которая может сигнализировать о преступной деятельности (например, отмывание денег, уклонение от уплаты налогов)

                Поправка к BSA включает положения Закона о патриотизме США, согласно которому каждый банк должен принять программу идентификации клиентов в рамках своей программы соответствия BSA.

                ,
                4.26.9 Методы экспертизы для отраслей банковской тайны

                4.26.9 Методы экспертизы для отраслей банковской тайны

                Механическая коробка передач

                12 ноября 2019

                Цель

                (1) Это передает пересмотренный текст для IRM 4.26.9, Закон о банковской тайне, Техника экспертизы для Закона о банковской тайне .

                Изменения материала

                (1) Эта редакция обновляет CTR, SAR и другие названия документов BSA и номера форм:

                • Отчет о валютных операциях (CTR) обновлен с формы FinCEN 104 до формы FinCEN 112

                • Отчет о подозрительной деятельности (SAR) обновлен с TD 90-22.47 до FinCEN Форма 111

                • Отчет по счету в иностранном банке (FBAR) обновлен с TD F90-22.1 до FinCEN Форма 114

                • Назначение освобожденного лица обновлено с TD F.90-22.53 до FinCEN Form 110

                • Регистрация для Business Services Money обновлена ​​с TD 90.22.55 до FinCEN Форма 107

                (2) Термины и сокращения были пересмотрены, чтобы отразить текущее использование:

                (3) В этом пересмотре обновляются поправки к правилам BSA казино согласно 72 FR 35008 от 26 июня 2007 года «Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями; поправки к положениям Закона о банковской тайне в отношении требований к ведению учета в казино и отчетности».

                (4) Настоящая редакция обновляет поправки к правилам BSA согласно 75 FR 65806 26 октября 2010 года «Передача и реорганизация положений Закона о банковской тайне». Изменения перенумерованы и реорганизованы правила с 31 CFR часть 103 до теперь 31 CFR глава X.

                (5) В эту редакцию включены изменения, которые адаптируются к изменениям в индустрии казино.

                (6) В этой редакции устранено рутинное использование специалиста по компьютерному аудиту (CAS) для проверки казино с компьютеризированными системами, поскольку данные большинства систем ADP из казино теперь можно получить в формате Microsoft Excel или Access, а не в предыдущих форматах файлов. используется экзаменаторами.

                (7) 4.26.9.10, Обзор драгоценных металлов, драгоценных камней или драгоценных камней (PMSJ) , был добавлен в качестве руководства по проверке работы торговцев драгоценными металлами, драгоценными камнями или драгоценными камнями.

                (8) 4.26.9.11, Страхование , было добавлено в качестве руководства по проверке страховых компаний.

                (9) 4.26.9.12, Prepaid Access , был добавлен для включения Временного руководства SBSE-04-0819-0038, Руководство по решению вопросов предоплаты доступа в случаях проверки закона о банковской тайне .

                (10) 4.26.9.13, Виртуальная валюта , была добавлена ​​для предоставления руководства по проверке бизнеса виртуальных валют.

                (11) Все экспонаты были удалены.

                Влияние на другие документы
                Это заменяет IRM 4.26.9 от 1 июня 2006 года и Временное руководящее указание SBSE-04-0819-0038, Руководство по решению вопросов предоплаченного доступа в случаях проверки закона о банковской тайне .
                Аудитория
                Предполагаемая аудитория - сотрудники программы «Закон о банковской тайне» в подразделении «Малый бизнес / самозанятые лица» (SB / SE), на которую могут ссылаться все сотрудники, отвечающие требованиям на местах, особенно в отделе экспертизы и сбора.
                Дата вступления в силу
                (11-12-2019)

                Даниэль Р. Лауэр
                Директор, специальность экзаменационной политики
                Малый бизнес / частный предприниматель

                4.26.9.1 (11-12-2019)

                Объем программы и задачи

                1. Цель . В данном IRM разъясняются обязанности проверяющего лица Закона о банковской тайне (BSA) при проведении основанных на оценке риска проверок финансовых учреждений. Материал охватывает весь процесс экспертизы от этапа предварительного планирования до закрытия.

                2. Аудитория . Этот IRM предназначен для менеджеров и экзаменаторов BSA.

                3. Страхователь . Директор по специальности экзаменационная политика - малый бизнес / частный предприниматель.

                4. Владелец программы . Директор экзамена - Специальная экспертиза владеет Законом о банковской тайне.

                5. Основные заинтересованные стороны . Специальная экспертиза SB / SE BSA, Специальная экспертиза, Политика специальных экзаменов BSA и SB / SE Экзаменационные качества и техническая поддержка являются основными заинтересованными сторонами для этой IRM.

                6. Чтобы порекомендовать изменения или внести любые другие предложения, связанные с этим разделом IRM, см. IRM 1.11.6.6, Предоставление обратной связи о разделе IRM - за пределами разрешения .

                4.26.9.1.1 (11-12-2019)

                1. Департамент казначейства несет основную ответственность за выполнение и обеспечение соблюдения BSA. Министр финансов передал полномочия по управлению BSA Директору Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN).FinCEN перераспределил ответственность за обеспечение соблюдения гражданскими правовыми актами различных федеральных агентств, включая Службу внутренних доходов.

                2. 31 CFR 1010.810 (b) (8) делегирует уполномоченному по внутренним доходам полномочия проверять все финансовые учреждения, за исключением брокеров или дилеров по ценным бумагам, взаимным фондам, торговцам фьючерсными комиссиями, представителям брокеров по товарам и консультантам по торговле сырьевыми товарами, которых в настоящее время нет проверены федеральными органами банковского надзора на предмет надежности и безопасности.

                3. 31 CFR 1010.810 (f), Enforcement , позволяет FinCEN или его делегату, а также любому агентству, которому делегировано соответствие, проверять любые книги, документы, записи или другие данные отечественных финансовых учреждений, относящиеся к требованиям ведения учета и отчетности БСА.

                4.26.9.1.2 (11-12-2019)

                Роли и обязанности
                1. Директор, Экзамен - Специальная политика - исполнительный орган, ответственный за политику и процедуры экзаменов BSA.

                2. Директор, Экзамен - Специальная экспертиза - исполнительный директор, отвечающий за соответствие требованиям BSA.

                3. Руководитель BSA Examination отвечает за обеспечение информации об основных обязанностях экзаменатора BSA, а разделы IRM передаются и выполняются экспертами BSA.

                4. Все эксперты должны выполнять свои профессиональные обязанности таким образом, чтобы поддерживать миссию IRS. Это требует, чтобы экзаменаторы предоставляли высококачественные услуги и честно и справедливо применяли закон ко всем.

                4.26.9.1.3 (11-12-2019)

                1. Ниже приведена таблица часто используемых сокращений и их определений:

                  Сокращение Определение
                  ACH Автоматизированная Клиринговая Палата
                  ПОД Борьба с отмыванием денег
                  банкомат Банкомат
                  BSA Закон о банковской тайне
                  CAS Специалист по компьютерному аудиту
                  CFR Кодекса федеральных правил
                  CI уголовное расследование
                  CMS Система управления кредитами
                  CMIR Отчет о международных перевозках валюты или денежных инструментов
                  CTR Отчет о валютных операциях
                  CVC Конвертируемая Виртуальная Валюта
                  EFT Электронный перевод средств
                  EIN Идентификационный номер работодателя
                  ECS Выбор случая экзамена
                  ERCS Система контроля возврата экзаменов
                  FAQ Часто задаваемый вопрос
                  FBAR Отчет иностранного банка и финансовые счета
                  FCQ FinCEN Query
                  FinCEN Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями
                  GAGR Валовой годовой доход от игр
                  GM Руководитель группы
                  GPR Универсальный перезаряжаемый
                  IDR Запрос информационного документа
                  IDRS Информационная поисковая система
                  IPMI Информация Институт драгоценных металлов
                  IT Информационные технологии
                  ITG
                .

                Что такое Закон о банковской тайне? (BSA) I ComplyAdvantage

                Закон о банковской тайне, принятый в 1970 году, обязывает финансовые учреждения сотрудничать с правительством США в борьбе с финансовыми преступлениями. Также известное как «Закон об отчетности о валютных и иностранных операциях», BSA в первую очередь занимается предотвращением отмывания денег, хотя в течение ряда лет в него вносились поправки в соответствии с законодательством, таким как Закон о патриотизме, который расширил сферу охвата и включил деятельность по финансированию терроризма.

                BSA призван не только помочь в борьбе с отмыванием денег, но и обеспечить, чтобы банки и финансовые учреждения не использовались в качестве инструментов для его содействия.В соответствии с BSA, учреждения должны работать для выявления и мониторинга потенциальной деятельности по отмыванию денег и сообщать о ней властям, чтобы можно было принять меры по обеспечению соблюдения.

                Закон о банковской тайне администрируется Сетью по обеспечению соблюдения финансовых преступлений (Fincen), которая налагает различные финансовые обязательства на финансовые учреждения. Для выполнения этих обязательств старшее руководство должно обеспечить, чтобы у них было детальное понимание самого законодательства.

                Соблюдение Закона о банковской тайне: что нужно знать

                Для достижения соответствия BSA финансовые учреждения должны ориентироваться на ряд нормативных требований, которые направлены на отчетность перед органами власти и на связь с ними, а также на создание внутренней системы защиты от денег Средства отмыванияЭтот процесс включает в себя следующие важные соображения:

                Программа соответствия требованиям AML

                BSA требует, чтобы финансовые учреждения разрабатывали программу борьбы с отмыванием денег (AML). Эффективная программа соответствия BSA-AML должна удовлетворять уникальным потребностям финансового учреждения, которое она обслуживает, включая профиль риска, с которым она сталкивается. Основными элементами программы обеспечения соответствия AML являются следующие:

                • Внутренние системы и средства контроля: Программа AML должна быть построена на основе набора письменных политик и процедур, призванных помочь сотрудникам выявлять и отслеживать действия, связанные с отмыванием денег и финансовыми преступлениями. ,
                • Сотрудник по вопросам соблюдения: Должен быть назначен основной сотрудник для контроля за разработкой и реализацией программы их учреждения. В дополнение к обеспечению надзора за внутренним контролем, сотрудник по соблюдению несет ответственность за организацию независимых аудитов и проверок программы соответствия AML своих учреждений.
                • Обучение BSA: Базовое обучение по соответствию BSA-AML должно быть предоставлено всем сотрудникам. Сотрудники с более высоким уровнем ответственности могут нуждаться в повышении квалификации или сертификации.
                • Независимые аудиты: Следует установить регулярный график независимых аудитов, чтобы проверить текущую эффективность программы ПОД. Аудит должен проводиться квалифицированными третьими лицами.

                Отчетность и учет

                BSA включает в себя многочисленные обязательства по отчетности и регистрации с FinCen, которые связаны с конкретными профилями рисков. Эти обязательства включают в себя:

                • Отчеты о валютных операциях (CTR): Отчеты о валютных операциях должны подаваться для операций с наличными, превышающими 10 000 долларов США.Это требование касается только физического обмена деньгами (наличными и бумагой) между людьми.
                • Форма 8300: Некоторые компании, такие как автосалоны, художественные галереи или страховые компании, которые получают более 10 000 долларов наличными за одну транзакцию или несколько связанных транзакций в течение 24 часов, должны подать форму 8300.
                • Отчеты о подозрительной деятельности (SAR): Операции, в которых участвуют подозреваемые нарушения BSA или действия по финансированию терроризма и которые составляют более 5000 долларов США, должны быть подробно описаны в Отчете о подозрительной деятельности.SAR могут быть добровольно поданы для подозрительной транзакции ниже порога в 5000 долларов США.
                • Отчет об иностранном банке и финансовом счете (FBAR): Годовое требование к подаче заявки для физических лиц, имеющих счета в иностранных банках, от 10000 долларов США и более В то время как FBAR, как правило, подается владельцем счета, финансовые специалисты, подающие документы от имени клиента, должны зарегистрироваться, чтобы подать в качестве учреждения.

                Большая часть отчетов FinCen теперь должна подаваться в электронном виде с использованием системы электронного архивирования BSA: организации должны обратиться в FinCen за именем пользователя и паролем, прежде чем они смогут использовать систему.

                В дополнение к требованиям подачи заявок BSA, финансовые учреждения должны вести подробный учет подозрительной деятельности. В частности, учреждения должны вести журнал покупок денежных инструментов (таких как банковские, дорожные и кассовые чеки) на сумму от 3000 до 10000 долларов США. В этих случаях журнал должен регистрировать и проверять личности покупателей и агрегировать стоимость их транзакций.

                Какое значение имеет соблюдение Закона о банковской тайне?

                Достигая соответствия BSA, финансовое учреждение демонстрирует свою приверженность оказанию помощи правоохранительным органам в борьбе с финансовыми преступлениями и способствует более широкой атмосфере справедливости и справедливости.

                Правительство США привержено борьбе с отмыванием денег и, как таковое, налагает предусмотренные законом санкции за нарушения BSA - которые могут варьироваться от 10 000 долларов США за нарушения в ведении учета до более 200 000 долларов США за более серьезные нарушения. В особо серьезных случаях штрафы могут доходить до миллионов и даже миллиардов долларов: в 2018 году US Bancorp была оштрафована на 613 миллионов долларов за нарушения BSA, в то время как в 2012 году HSBC выплатил рекордные 1,9 миллиарда долларов в качестве компенсации за деятельность по отмыванию денег.

                Помимо финансовых последствий несоблюдения, учреждения, которые нарушают BSA, могут нанести гораздо больший ущерб репутации, теряя доверие как клиентов и клиентов, так и их сотрудников. Хотя усилия по соблюдению BSA представляют собой постоянную административную проблему, для облегчения процесса доступны определенные отраслевые инструменты, такие как программы анализа данных и автоматизация программного обеспечения.

                4.26.7 Закон о банковской тайне Штрафы

              1. 31 USC 5314 и 31 CFR 1010.360, Отчеты о транзакциях с иностранными финансовыми агентствами , устанавливают процедуры, в соответствии с которыми Секретарь Казначейства может издавать правила, требующие, чтобы назначенные финансовые учреждения сообщали об определенных финансовых операциях с назначенными иностранными финансовыми агентствами. Гражданское наказание, не превышающее большую сумму транзакции (не превышающую 100 000 долларов США) или 25 000 долларов США, может быть начислено любому лицу, которое умышленно нарушает требование о предоставлении отчета.См. 31 CFR 1010.820 (г) (1).

              2. 31 USC 5326, Отчеты о некоторых внутренних транзакциях и 31 CFR 1010.370, Отчеты о некоторых внутренних валютных и валютных операциях разрешают секретарю по собственной инициативе секретаря или по запросу соответствующего федерального или государственного правоохранительного органа официальный, чтобы издать Приказ о географическом нацеливании (GTO). GTO требует, чтобы национальное финансовое учреждение или группа внутренних финансовых учреждений в географическом районе и любое другое лицо, участвующее в типе транзакции, представили отчет в порядке и в объеме, указанных в заказе, если будет установлено, что существуют разумные основания для заключения о том, что для выполнения целей BSA необходимы дополнительные требования к ведению записей и / или отчетности.Гражданский штраф, не превышающий большую сумму транзакции (не превышающую 100 000 долларов США) или 25 000 долларов США, может быть начислен на любое местное финансовое учреждение и на любого его партнера, директора, сотрудника или сотрудника, который преднамеренно участвует в нарушении. , См. 31 CFR 1010.820 (f).

              3. Специальные меры, включая отчетность, ведение записей и запрещенные транзакции, которые специально заказаны в соответствии с 31 USC 5318A, Специальные меры для юрисдикций, финансовых учреждений, международных транзакций или типов счетов основной группы по отмыванию денег , для одной или нескольких внутренних финансовых операций. учреждения и местные финансовые агентства могут потребоваться после того, как Секретарь обнаружит, что юрисдикция за пределами США, финансовое учреждение, действующее за пределами США, или сделка в пределах юрисдикции за пределами США или с ее участием имеют первичные деньги проблема отмыванияСпециальные меры для некоторых стран указаны в правилах, приведенных в Подразделе F, «Специальные стандарты прилежания: запреты»; и специальные меры .

                Пример:

                31 CFR 1010.651, Специальные меры против Бирмы . Гражданский денежный штраф в сумме, равной не менее чем в 2 раза превышающей сумму транзакции, но не превышающей 1 000 000 долларов США, любому финансовому учреждению или агентству, которое нарушает любое положение 31 USC 5318A. См. 31 USC 5321 (а) (7). Специальные меры для некоторых предприятий указаны в правилах по 31 CFR 1010.651, Специальные меры против Бирмы .

                Пример,

              4. Финансовые учреждения и агентства, которые занимаются частным банковским обслуживанием или предлагают корреспондентские счета иностранным организациям, например, кредитному союзу или агенту иностранного финансового учреждения, должны установить надлежащую проверку (или в некоторых случаях усиленную надлежащую проверку), политику, процедуры и средства контроля, разумно предназначенные для обнаружения и сообщения о случаях отмывания денег через эти счета, особенно когда применяются специальные меры.См. 31 USC 5318 (i), Due Diligence для счетов частных банков и банков-корреспондентов США с привлечением иностранных лиц , 31 CFR 1010.610, Программы due diligence для корреспондентских счетов иностранных финансовых учреждений и 31 CFR 1010.620, Due diligence программы для частных банковских счетов . Гражданский денежный штраф в сумме, равной не менее чем в 2 раза превышающей сумму транзакции, но не превышающей 1 000 000 долларов США, любому финансовому учреждению или агентству, которое нарушает любое положение 31 USC 5318 (i).См. 31 USC 5321 (а) (7).

              5. Корреспондентские счета для иностранных банков-оболочек запрещены, 31 USC 5318 (j), Запрет на корреспондентские счета США в иностранных банках-оболочках и 31 CFR 1010.630, Запрет на корреспондентские счета для иностранных банков-оболочек; записи о владельцах иностранных банков и агентах по обслуживанию судебного процесса . Обе секции 31 USC 5318, Соответствие, исключения и полномочия по вызову и 31 USC 5318A рассматриваются как дополнительные положения о международном противодействии отмыванию денег и имеют одинаковый штраф, 31 USC 5321 (a) (7), Штрафы за международный счет Нарушения отмывания денег .Гражданский денежный штраф в сумме, равной не менее чем в 2 раза превышающей сумму транзакции, но не превышающей 1 000 000 долларов США, любому финансовому учреждению или агентству, которое нарушает какое-либо положение 5318 (j). См. 31 USC 5321 (а) (7).

              6. 31 CFR 1010.520, Обмен информацией между государственными учреждениями и финансовыми учреждениями требует, чтобы финансовое учреждение по получении запроса от FinCEN оперативно провело поиск в своих записях, чтобы определить, ведет ли оно какую-либо учетную запись или ведет ли она какую-либо транзакцию, с каждым отдельным лицом, лицом или названием организации в запросе.Если финансовое учреждение идентифицирует счет или транзакцию, идентифицированную с любым физическим лицом, юридическим лицом или организацией, указанными в запросе, они должны сообщить FinCEN в порядке и в сроки, указанные в запросе FinCEN. Наказание может быть начислено против финансового учреждения, которое не соблюдает настоящие правила обмена информацией, изложенные в статье 314 Закона США "ПАТРИОТ".

              7. Финансовое учреждение, определенное в 31 USC 5312 (a) (2) с требованием программы AML, должно соответствовать требованиям раздела 314 (a) требований Закона США "ПАТРИОТ".

              8. ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *