Журналисты проекта HowToHostel встретились с Дмитрием Барсовым, владельцем и управляющим хостела 1912, и узнали, как туристы на Байкале рекомендуют посетить 1912, как удается поддерживать высокий уровень сервиса и почему гости хотят возвращаться в хостел 1912. «Читать как «девятнадцать двенадцать»,- всегда уточняет Дмитрий.
Меньше чем за год хостел 1912 занял первое место среди хостелов Петербурга на TripAdvisor по результатам отзывов гостей и седьмое место в мире по рейтингу Booking.com.
Хостел 1912 расположился под самой крышей семиэтажного дома на улице Чапаева, 2. Конечно, «золотой треугольник» Петербурга находится на некотором удалении от «1912», но у такой локации есть свои преимущества – постоянные клиенты формируются не только из туристов, но и из гостей, которые регулярно приезжают именно в эту часть города по личным причинам, например, командировочные. Туристы, которые выбирают Петроградскую сторону для проживания во время отпуска, это обычно люди, предпочитающие спокойный и размеренный отдых в стороне от шумных барных улиц и суеты Невского проспекта. Такой контингент позволяет поддерживать и развивать ту семейную и домашнюю обстановку, за которую гости так любят «1912».
Дмитрий, расскажите почему вы решили открыть хостел?
В конце 2013 года в нашем распоряжении оказалась, можно сказать, фамильная квартира моей супруги Екатерины, она там выросла. Мы оба коренные петербуржцы и всегда жили в историческом центре. Однажды мы решили изменить свою жизнь. Взяли обычный потребительский кредит в банке, изучили рынок, вооружились на планшете приложением для дизайна интерьеров и начали ремонт. У меня к тому моменту уже был некоторый опыт работы в индустрии туризма – около года я проработал в Гранд Отеле Европа на рецепшн.
Как вы выбирали оформление, дизайн, как создавали атмосферу хостела?
Идея интерьера и атмосферы хостела приобретала формы в процессе ремонта. Так, мы находили какие-то старые вещи, когда вскрывали полы: бутылочки из-под реагентов, фотографии. Такие артефакты мы храним в витрине, именно ее первой видят наши гости, когда заходят в хостел. В ванной, например, висит зеркало еще прабабушки, в коридоре на полу стоят клейменые кирпичи и угольный утюг, а двери в комнаты – те самые, со дня основания, мы их отреставрировали. Мы старались сохранить эту ретро-атмосферу и в полностью переоборудованных помещениях, когда подбирали кафель, смесители, мебель. Когда хостел заработал, мы поняли, что наша атмосфера привлекает правильных людей – к нам приезжают туристы, которые любят спокойный отдых, посиделки за чаем, а не шумные тусовки и гулянки. Это «домашнее чувство» нам удалось создать и такой деталью, как завтраки. Иногда мы выходим за «континентальный» формат и готовим горячее, например блинчики. Не все хостелы в принципе связываются с едой, тем более с кулинарией.
Было ли тяжело выходить на рынок в первый сезон?
Конкуренция, безусловно, есть в любое время. Но летом резерв рынка просто неисчерпаем. Мы анонсировали открытие хостела в группе Вконтакте заранее, открыли бронирование с 1го мая на нашем сайте. Хотя у нас не было фотографий, мы выкладывали фотографии со стройки и рендеры из приложения для интерьеров. Первой аудиторией группы стали друзья и друзья друзей, ни booking.com, ни hostelworld.com до запуска мы не подключали. Сарафанный маркетинг принес нам фактически стопроцентную загрузку на весь май к моменту открытия. Однако последние три недели апреля прошли в полном аврале – надо было непременно успеть вовремя. С таким стартом вечеринку по случаю открытия мы провели только в середине мая.
Другое дело – зима. Туристический рынок Петербурга практически обездвижен. Но у нас есть люди, которые привязаны к локации, так нашими гостями, к примеру, становятся родители ребят, которые учатся в Нахимовском. Конечно, были у нас зимой и долгожители, которые останавливались на срок дольше месяца. Небольшое количество работы с гостями позволило нам заняться рекламой и маркетингом, чтобы подготовиться к новому сезону. Разумеется, мы играли и на понижении цен, но у нас есть планка, ниже которой мы не были готовы опускаться, даже если хостел простаивал бы пустым.
Как вы организовали работу хостела?
У меня – экономичекое образование, у супруги – юридическое, так что у нас никогда не возникало необходимости в помощи юриста или бухгалтера. Системы управления хостелом и документооборот у нас автоматизированы, мы пользуемся связкой Ловенсис и MyLocator. Мы сменили несколько АСУ пока нашли то, что подходило нам по функционалу и цене. Миграционный учет и налогообложение мы ведем сами. В общем, все формальные стороны функционирования хостела мы контролируем. Однажды мы столкнулись с проверкой ФМС. Инспектор проверила, что у нас все в порядке, выяснила, не было ли на нас каких-либо жалоб. Ни соседи, ни милиция — никто не имел к нам претензий.
Другая сторона работы в хостеле: в этом году наш отпуск длился всего четыре дня, а о том, чтобы ухать на лето, и речи пока не нет. Да и вообще, когда совмещаешь работу хостела с основной работой, то на семейную жизнь совсем мало остается времени. А мы с супругой большие любители культурной жизни – сходить на выставку или в театр теперь как праздник. А если образуется свободная от дел суббота, то она и становится нашим маленьким отпуском.
Как вам удается поддерживать уровень сервиса?
Нам легко поддерживать уровень сервиса, ведь всей работой в хостеле мы занимаемся сами. В будние дни днем работает Екатерина, вечером после своей основной работы приезжаю я. В рабочее время мы всегда дежурим сами, ночью уходим домой.
Наш сервис, на самом деле, распространяется и за пределы дверей хостела – так, например, мы присматриваем за порядком в подъезде, а в лифте вешаем стихи 1912 года. Мандельштама, кстати, соседи почему-то любят меньше всего – быстрее остальных авторов срывают, а вот Ахматова, напротив, пришлась по вкусу, её читали около двух недель.
Вообще мы внимательно следим за отзывами. Так мы решили оставить классическое время заезда – в два часа дня, а когда мы начинали работать, то заезд у нас начинался с 16:00. Но вообще, мы периодически сами живем в хостеле, чтобы понять, как чувствуют себя гости, в чем они нуждаются для собственного комфорта.
Куда движется ваш проект, есть ли у вас идеи для развития и модернизации?
Мы не планируем, запускать еще один хостел-близнец, просто потому, что суть проекта Хостел 1912 в его уникальности – семейная квартира, старинные находки, оригинальные двери в комнаты, наш личный контакт с гостями.
Уже в процессе работы мы решили, что классический формат хостела с двухэтажными кроватями, это та концепция, которая, как нам кажется, еще должна шлифоваться. Наверх не всегда удобно забираться, кровать может трястись или скрипеть. Да и нельзя недооценивать потребность в приватности у путешественника.
С другой стороны мы обнаружили необходимость в месте для работы. Среди наших гостей есть такие, чья профессия которых связана с компьютерами, они путешествуют со своими лэптопами. Соответственно для того, чтобы работать, они уходят в библиотеки, тайм-кафе и какие-то другие открытые пространства.
Определенно, следующий проект будет менее хостельным. Как минимум – без двухэтажных кроватей, а как максимум — с большим количеством отдельных номеров. Но, главное, — с пространством для коворкинга.