Михаил Овсянников занялся хостельным бизнесом два года назад. За это время он стал владельцем трех хостелов, своей программы франшизы «ВБиблиотеке», а также основал бизнес по продаже хостелов. О том, по каким критериям выбирать хостел для покупки, в чем плюсы и минусы франшизы, а также какие услуги должен предоставлять бизнес-брокер, читайте в нашем интервью.
Михаил, почему вы решили открыть хостел? Сколько времени прошло от бизнес-плана до первого клиента?
У меня нет красивой истории-легенды открытия. Раньше я занимался интернет маркетингом. Меня пригласил знакомый, который занимался сдачей квартир, сделать хостел. Мы быстро запустили с партнером совместный проект, и в течении 2-х месяцев он был заполнен уже на 90%. К сожалению, а может быть к счастью, мы не совпали в подходах работы и в видении развития и расстались, разделив нажитые активы. Было жалко бросать наработки, и я открыл следующий хостел самостоятельно.
Сколько прошло времени от бизнес-плана до клиента… Плана не было, я просто делал. В то время, пока шел ремонт, я уже активно продвигал хостел. В первый день, когда мы открыли двери хостела, он был заполнен на 50%. Веселое было время, заезжают люди, идет ремонт, мы улыбаемся, извиняемся. Гости относились с понимаем и многие даже включались в процесс: высказывали как и что лучше сделать.
Было ли сложно искать информацию, поставщиков, ремонтников, бюджет? Кто принимал участие в разработке и запуске проекта (инвесторы, друзья, родственники)?
Информация открыта в век интернет-технологий. Наверное, ключевой навык стартапера — это умение качественно и быстро работать с этой информацией.
Конечно, были ошибки в выборе материалов, рабочих, построении отношений с персоналом. Ошибки — это нормально, только так приходит опыт.
Инвесторов не было. Я получал довольно большую зарплату, работая ранее наемным руководителем — это и были средства на старт. Немного не хватило в первый месяц оборотных — занял у родственников.
Был ли недостаток информации о работе бизнеса, уровне сервиса хостелов, нормативных требованиях? Помог бы вам ресурс, где бы была собрана информация?
Информация была неполной, как тогда — 3 года назад, так и сейчас. Много статей и мнений по правовому регулированию в СМИ, качество и экспертность которых вызывает очень много вопросов.
Во многом пришлось разбираться самим, кроме организации процессов хостела. Мы прошли десятки проверок, в 2014 году у меня было около 8 судебных заседаний. Сейчас многие ко мне обращаются за советом и консультацией, связанными с взаимоотношением с госорганами.
Ресурс, где собрана вся информация, конечно бы помог. Сделать его качественным — очень большая работа. Надеемся на HowToHostel!
Корректировали ли вы существующую бизнес-модель или внедряли свою? Заимствовали ее в учебниках, на тренингах, у коллег.
Внедряли и делали процесс так, как его видели сами. Конечно, смотрели, как развивались другие, что-то заимствовали, что-то придумывали свое.
Вот не так давно был семинар в ВШЭ «Московские хостелы – новые принципы взаимодействия с клиентами», ходили наши администраторы. Один хостел, который попал в программу семинара, некоторые вещи по работе с клиентами у нас заимствовал.
Что лежит в основе дизайн-концепции вашего хостела? Сохранили ли вы ее или проводили грандиозный ребрендинг. Сколько сил вы вложили в адаптацию проекта под себя.
Раньше чувство пространственной эстетики было слабо развито. 5 лет мне довелось жить в казармах. Там все было просто, по-спартански. Чистота и практичность — вот на что я опирался при создании хостела. Какие-то атмосферные вещи, картины, добавили друзья и сотрудники. В первом хостеле получилась экологичная концепция: зелень, цветы, какие-то интересные мелочи. Наверное, мне всегда везло на людей, которые умеют создавать уют и атмосферу. Сейчас я придаю дизайну и атмосфере большее значение, это очень важно.
Вы продавали и покупали хостелы. Был ли это ваш план или же вынудили обстоятельства? По каким критериям вы выбирали хостелы?
Я планировал полностью уйти с рынка хостелов. Торопил так же надвигающийся кризис: в 2014 году я продал 2 хостела. С начала 2015 года рынки падали и рынок хостелов не стал исключением. Многие хостелы стали убыточными. Многие из них выставились на продажу, некоторые просто закрылись. В марте ситуация на рынке стала более стабильной, падение замедлялось. Второй хостел, который я продал летом 2014 года, снова продавался, и я купил его обратно.
Критерии покупки — это прибыльность, реальная и возможная перспектива роста, помещение и арендная ставка, локация, позиции сайта, количество броней и звонков и еще несколько десятков критериев, по которым комплексно можно оценить предложение.
Чему вы научились в период владения хостелами? Какое было ваше главное открытие? Если бы вы могли что-то изменить или сделать по-другому, то что бы это было?
Более внимательно бы относился к договорам, документам. Сейчас я собаку съел на проверках, судах, спорах. По-другому, наверное, ничего бы не стал делать. Все было так, как должно было быть, это ценный опыт, пройденный путем проб и ошибок. Опыт действительно ценен, и на этой неделе заработал первые деньги на консалтинге. Люди написали в контакте, начали задавать вопросы по юридической составляющей, созвонились, я рассказал понимание ситуации и возможные пути выхода. Спросили реквизиты и перевели деньги.
Главное открытие — в нашей стране не сложно заниматься предпринимательством, главное хорошо работать, сделать что-то приличное, и люди пойдут к вам.
Как вы ощущали себя в роли хостельера, как изменилась ваша жизнь, что нового вы открыли в себе. Как прошел сезон в целом? Все ли ваши ожидания совпали с реальностью? Что вы предусмотрели, а что оказалось сюрпризом?
Всплывает в памяти популярный мем, который ходит в соц сетях, «Ожидание и реальность». Конечно, ожидания не всегда оправдываются, планы не на 100% выполняются, но в целом не на что жаловаться.
Новое в себе, наверное, больше системности, дисциплины, когда-то от цифр и табличек мне было не по себе, а сейчас стало нравиться все все считать, измерять, прогнозировать. Вообще, конечно, любой бизнес — это большой личностный рост и развитие каждый день.
Соответствовала ли ваша целевая аудитория той, на которую вы ориентировались в бизнес-плане? Какие каналы продаж принесли больший успех, а какие стали разочарованием?
Топ каналы для меня — соцсети, сервисы бронирования, свой сайт. Платные аккаунты в ВКомандировке, Яндекс.Картах и 2гис повторно я не стал бы использовать. Сейчас готовим с партнерами поисковик хостелов, в течении месяца будет готова тестовая версия.
Почему клиенты возвращались к вам снова?
Мы их по настоящему любим и работаем для них. Они это чувствуют и ценят. Возвратных клиентов очень много.
Почему от создания хостелов для продажи вы перешли на работу с франшизой? Как долго вы занимаетесь франшизой?
Начал формировать с конца прошлого года. Пакет полностью готов. Сейчас приходит понимание как продвигать и продавать этот продукт. Делаем ставку на качественное методическое наполнение: инструкции, рекомендации и поддержку.
Считаете ли вы перспективным направлением франшизы хостелов в России? Кто ваши основные клиенты? Как вас находят люди?
В России перспективных качественных результативных продукты франшиз пока не много. Мы еще не продаем активно, и большинство людей находят мой сайт, Михаил Овсянников Онлайн, интересуясь темой хостелов.
Если посмотреть с точки зрения бизнеса на франшизу и на хостел, то что прибыльнее? Какова успешная составляющая франшизы, из-за чего люди должны купить ее именно у вас? Что входит в ваше предложение франшизы?
Что прибыльнее еще не могу сказать, по франшизе еще не известно. Я думаю, успешная составляющая лежит в ценности для покупателя, мы стараемся сделать проект, который был бы результативен при масштабировании. Франшиза, это же не просто логотип, успешная модель, которую могут повторить другие клиенты. Почему именно у нас? Я думаю, что мы делаем сейчас лучшее предложение рынку. В предложение входит персональный менеджер по поддержке, база знаний, ежемесячные онлайн-семинары для администраторов, юридическая поддержка, уникальная система безопасности, позволяющая выявлять неблагонадежных гостей, роялти привязаны к проценту наполняемости — мы всегда вместе с вами заинтересованны в максимальной прибыльности вашего хостела.
Что вы посоветуете новичку: открыть свой хостел самостоятельно, купить готовый хостел или купить франшизу? В чем плюсы и минусы этих трех путей?
Плюсы в том, чтоб делать самостоятельно: это дешевле, полная свобода действий и необъятное поле для творчества. Минусы — можно совершить много ошибок, которые в итоге обойдутся дороже чем покупка франшизы.
Если купить готовый хостел, то у вас будет уже сформированная клиентская база, отлаженный бизнес-процесс, но есть и минус — это самый дорогой путь входа в рынок.
Если же выбирать франшизу, то вы получаете отлаженную систему и поддержку на всех этапах, но в замен от вас потребуется выполнение стандартов сети
Всем новичкам конечно я посоветую купить франшизу хостела «ВБиблиотеке»! Шучу конечно, каждый должен принимать решение исходя из того, какой путь ему больше нравится.
Как вы разрабатывали ваш бренд франшизы? Самостоятельно или привлекали специалистов?
Бренд разрабатывал самостоятельно, я люблю читать. И мне кажется, что «ВБиблиотеке» имеет дополнительный смысл: эстетическое, интеллектуальное. нравственное развитие человека. Это здорово. По логотипу и брендбуку был устроен конкурс. Высококлассные специалисты помогали упаковать все в стандарты и единый пакет франшизы.
Вы также занимаетесь продажей хостелов. Бытует мнение, что бизнес-брокеры лишнее звено в цепи продавца и покупателя, поскольку брокеры верят на слово хостельеру, не проводят аудит и продают «кота в мешке». Каково ваше мнение на этот счет? Какие услуги предоставляете вы, как брокер? Каковы ваши конкурентные преимущества?
Да, так же я продаю хостелы, и в том числе не свои. В Москве я знаю несколько хороших брокеров, для которых важны долгосрочные отношения как с покупателями, так и продавцами. Хорошие брокеры проведут аудит, расскажут объективную ситуацию по бизнесу со всеми плюсами и минусами. И проследят за юридической чистотой сделки.
Конкурентные преимущества, если вы обратились ко мне — я проверяю аудит финансовых потоков, клиентской базы, и наличие возможных сложностей с проверяющими органами, о которых продавец может умалчивать.
Какие технологии вы используете для привлечения клиентов (социальные сети, сайт, почта, мобильное приложение, сайты бронирований).
Сайт, сервисы бронирования, соц сети, и еще десятки инструментов и площадок, запускаем свой поисковик хостелов. Надеюсь, что позже вы сделаете о нем обзор.
Как изменились ваши позиции на рынке от начала работы к настоящему моменту?
Говорить о том что мы, к примеру, занимаем 1% или 10% рынка было бы неправильно, так как рынок еще до конца не сформирован. Пока у нас не очень много объектов. Несмотря на кризис, рост, конечно, есть. Нет цели заполонить хостелами Москву и всю страну. Больший ориентир на качественный сервис и эффективную систему.
Каким вы видите ваш проект через год, через пять лет?
Это будет сообщество предпринимателей, которые разделяют наши ценности, обеспечивают соблюдение стандартов. И это сообщество нашей целевой аудитории — гостей, которые экономно путешествуют и интеллектуально, культурно, духовно развиваются.
Если бы вы могли дать всего один совет человеку, решившему открыть хостел, то каким бы он был?
Подумайте. готовы ли вы усердно работать ? Любите ли вы людей, чистоту, порядок и дисциплину ? Если нет — то вам не следует открывать хостел.