Нам все чаще пишут читатели с просьбами прояснить ситуацию с проектом Федерального закона № 876688-6 «О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Законопроект). Вся суть которого не так грандиозна, как название. Она заключается в дополнении пункта 3, статьи 17 Жилищного кодекса (далее — ЖК). Статья закрепляет назначение жилого помещения [квартиры или дома], это — проживание, и однозначно запрещает заниматься промышленным производством [с работниками, оборудованием и конечным продуктом на продажу]. С принятием законопроекта этот пункт дополнится замечанием о гостиницах и будет звучать следующим образом: «3. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также гостиниц и иных средств размещения, оказание гостиничных услуг и иных услуг размещения».
Добросовестные хостельеры и отельеры беспокоятся о судьбе собственного бизнеса. Но в чем состоит причина беспокойства, почему система отлично работала до законопроекта и чем грозит его принятие? Давайте разберемся.
Согласно федеральному законодательству и принципам правового государства, гостиницы [далее в тексте подразумевать так же отели, мини-отели, хостелы и прочие средства размещения, функционирующие по подобной бизнес-модели, расположенные в жилом фонде] в жилом фонде были на столько же нелегальны, на сколько они станут после принятия Законопроекта.
Легальная база гостиницы в жилом фонде — это трактование Гражданского и Жилищного кодекса и интерпретация понятий. Оба кодекса говорят о том, что жилой фонд предназначен для проживания и не предназначен для производств, предприятий, организаций (всего три статьи: см. Ст. 17, ч. 1 ЖК, п. 3 ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК). Возникает следующая логическая цепь: если собственник помещения имеет право сдавать помещение для проживания, а гости гостиницы – проживают, значит, нет противоречия в том, чтобы создать гостиницу в квартире.
Точек, с которых начинаются интерпретации закона в пользу гостиницы, две – понятие «проживание» и запрет [непредназначенность] жилого помещения для «организаций, предприятий, производств».
Что лежит за термином «проживание». Жилищный Кодекс говорит о жилище с позиции конституционного [в значении фундаментального и неотчуждаемого] права человека на жилище и закрепляет права граждан на жилище. Говоря бытовым языком, ЖК защищает ваше право на дом. Если мы говорим о владельце гостиницы и собственнике квартиры, в которой учреждена гостиница, как о двух разных лицах, то ЖК защищает, ограничивает, регулирует права именно собственника помещения. Это он может проживать, распоряжаться, являться объектом государственных программ, связанных с улучшением жилищных условий и другим образом реализовывать свое право на жилище, создавать ТСЖ с соседями и изъявлять свою волю в отношении своего жилища и общего имущества собственников соседних жилищ (лестниц, клумб у подъезда, лифтов и пр.). Нанимателю потребуется доверенность от собственника, чтобы реализовать [от имени собственника] часть прав.
Такой же принцип работает и в случае, если собственник помещения и владелец гостиницы – одно лицо. Пока собственник сдает свое жилье в найм – он действует в соответствии с ГК п.2, ст 288 и реализует свое право на распоряжение жилищем «Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора». Но о каком проживании идет речь? Если мы говорим о конституционном праве на дом, то туристы, – не проживают дома, они временно проживают в съемном помещении, пока не дома. Все остальные, командированные, студенты, работники, не проживают в гостинице дома, они временно пребывают там, сроком, хоть и долгим, но не больше 90 дней. Таким образом, ваши жильцы – не проживают у вас, они временно пребывают. И сдача жилья в найм для временного пребывания не регламентируется законом, такая форма правоотношений фактически является оказанием услуг по временному размещению.
Вспомним о второй точке, с которой начинаются интерпретации законов в пользу гостиниц, о непредназначенности жилого помещения для «организаций, предприятий, производств». Независимо от количества задействованных в работе гостиницы лиц [сотрудников] и их функций [уборка, прием гостей, поиск клиентов и пр.], с момента заключения договора с первым жильцом возникают правоотношения, возникают объекты правоотношений — оборотные средства [купить чай, бытовую химию, новые полотенца], движимое и недвижимое имущество [часть помещения, мебель которой пользуется гость], правоотношения с самим гостем [бронирование, заселение, доп. услуги]. Такая сложная структура подразумевает, что на территории гостиницы уже действует предприятие, с организованными процессами – есть сотрудники, которые обеспечивают получение услуги, осуществляют оборот средств, ведут общение от лица гостиницы и пр.
Часть вопросов снималась регистрацией юридического лица по адресу любого нежилого помещения. Люди на территории гостиницы, жильцы, заключали договор субаренды с юридическим лицом и использовали полученные помещения для проживания, ведь согласно ст. 671 юридическое лицо может использовать жилые помещения только для проживания. Правоотношения на территории жилища возникали отнюдь не жилищного характера, но, до настоящего момента, и cубъект [гостинца] и объект права [правоотношения, материальная база и пр.] выносились за скобки и привязывались к юрдическому адресу гостиницы, оставляя в центре внимания мелкую бытовую сделку по найму жилья. Такая схема не вступает в противоречие с законом и регулируется принципом «разрешено всё то, что прямо не запрещено».
Де факто, собственники гостиницы ведут предпринимательскую деятельность, оказывают услуги по временному размещению. Де юре собственники утверждают, что реализуют свое право на сдачу жилья в наем для проживания.
Да, ГОСТ декларирует возможность организации хостела в жилом помещении. Нет, эта декларация не имеет юридической силы — ЖК, даже до Законопроекта, это запрещает. Нормативная база хостелов отсутствует как данность, нигде не регламентируются отношения с соседями, ФМС, Налоговой. Это означает, что хостелы подчиняются тем же нормативным актам, что и гостиницы [должны располагаться на территории нежилого помещения]. Как и любая предпринимательская деятельность, не может существовать на территории жилого помещения. В случае конфликтов с соседями, закон остается на стороне соседей.
Однако у представителей власти и законотворцев такая коллизия становится источником неоднозначного отношения к сектору малых средств размещения, расположенных в жилом фонде. В поле их зрения и потребности правового регулирования попадают все малые средства размещения: и бутик-отели, и общежития для работников из стран бывшего СНГ. Что очевидно, оба этих типа имеют совершенно разный правовой и предпринимательский оборот. Принимая во внимание количество отелей, мини-гостиниц и других средств размещения, которые при открытии руководствовались гостиничными ГОСТами и СанПинами, мы не должны забывать про недобросовестных собственников гостиниц, хостелов и общежитий, которые не имели материальной базы для того, чтобы выполнить стандарты предъявляемые гостиницам и все несоответствия нивелируют фактическим статусом «квартира». Фактически – гостиничный бизнес открыт и действует [нелегально в жилом помещении], юридически – ничего нет [сдаю свою квартиру кому хочу].
Правоотношениях нанимателя [гостей] и наймодателя [гостиницы], затрагивают интересы и третья стороны. Соседи из других квартир многоквартирного дома имеют те же права пользования общедомовым имуществом [водопроводом, лестничными площадками, парадными и электрическими сетями], что и собственник помещения гостиницы. Уплотнение количества проживающих в пределах одной квартиры дает единовременно рост нагрузки на сети, коммуникации, общие домовые территории. Это ограничивает права других собственников квартир, которые могут выразить недовольство в отношении экспулатации общедомового имущества [износ, порча, вывод из строя, халатное отношение]. А так же вследствие поломок, возникающих от чрезмерных нагрузок, другие собственники могут оказаться ущемлены в своих правах [отключение света, прорыв водных коммуникаций, чистота, безопасность, количество незнакомцев в парадной].
Запрет на размещение гостиниц позволит остановить злоупотребление трактовкой закона и остановит бесконтрольный процесс создания малых средств размещения. Запретит то, что было не запрещено. Такая радикальная мера кажется государству необходимой для того, чтобы: во-первых, стандартизировать и унифицировать качество предоставления гостиничных услуг, что необходимо на этапе международных отношений. Во-вторых, подчинить все средства размещения единым стандартам и нормам [гостиничным, налоговым, миграционным и пр.]. В-третьих, взять под полный государственный надзор и контроль гостиничный рынок к определенному дедлайну — Чемпионату Мира по футболу 2018 года.
В то же время, правка ЖК истребит рынок экономичного туризма [хостелов], который только начал развиваться. Кроме того, эта мера существенно проредит рынок добросовестных малых предпринимателей, которые открывали гостиницы в полном соответствии с гостиничными и туристическими Гостами, с соблюдением норм безопасности жизнедеятельности, противопожарной безопасности и других СанПинов, наладили отношения с жильцами дома и инвестировали в благоустройство общественных территорий, не имели жалоб, вели своевременную отчетность перед ФМС и прозрачную бухгалтерию, исправно выплачивали все взносы и налоги, однако, организовали гостиничный бизнес в квартире.
Очевидно, что принятие законопроекта своевременно, однако оно требует дополнительного внимания к специфике индустрии, анализа рынка и каждого конкретного случая. Вместе с поправкой к ЖК обязательно должна появиться программа стандартизации для малых средств размещения в жилом фонде, которая позволит остаться на рынке. Эта программа должна установить жесткие правила и требования, которые позволят работать в рамках жилого фонда, что повысит единовременно и качество предоставления услуг малых средств размещения, и позволит следовать программе поддержки малого предпринимательства, и оградит права третьих лиц.
Что касается ГОСТа 56184-2014, который стал первой ласточкой в стандартизации хостелов, то он, по сути своей, противоречит ЖК. В случае противоречий в положениях нормативных актов преимущество остается у федеральных законов. Да, ГОСТ декларирует возможность организации хостела в жилом помещении. Нет, эта декларация не имеет юридической силы — ЖК, даже до Законопроекта, это запрещает. Нормативная база хостелов отсутствует как данность, нигде не регламентируются отношения с соседями, ФМС, Налоговой. Это означает, что хостелы подчиняются тем же нормативным актам, что и гостиницы [должны располагаться на территории нежилого помещения]. Как и любая предпринимательская деятельность, не может существовать на территории жилого помещения. В случае конфликтов с соседями, закон остается на стороне соседей.
Если вам помогла наша информация, мы будем рады поддержке проекта.