кто это и чем занимается (в деталях)
Четвертая власть и вторая древнейшая профессия, золотое перо и желтая пресса, свидетели истории и щелкопёры — это все про пишущую братию, журналистов.
Нет такого уголка человеческого бытия, куда бы ни ступала нога журналиста и куда бы он, простите, не сунул свой нос.
Так кто же он — журналист? Каковы его задачи, навыки, принципы? Что за профессия такая и где ей обучаются? Об этом и сопутствующем — поговорим.
Содержание статьи
Чуть-чуть истории журналистики
«Четырех враждебно настроенных газет надо бояться больше, чем тысячи штыков». (Наполеон)
Четвертой властью журналистику титуловали не зря. Думается, что если бы к тому времени не были разобраны первые три — законодательная, исполнительная и судебная, то она могла бы побороться за призовое место.
На самом деле инструментом влияния на общество журналистика стала практически с момента своего появления. А момент этот произошел в нашей стране в 1703 году — тогда по указу Петра I появилась первая официальная газета «Ведомости».
Печатная. До нее была рукописная — «Куранты», выпускалась в виде свитка и распространялась в узком кругу — царя Алексея Михайловича и его приближенных.
Петр I, умелый политик и талантливый стратег, стал издавать собственную газету в самое нужное время. Он лично участвовал в создании газеты. «Ведомости», по оценкам историков, создавались как раз для того, чтобы убедить общество в возможности победы в Северной войне.
В будущем газеты не раз выпускались с целью манипуляции общественным сознанием. Например, именно газеты сыграли ключевую роль в распространении революционных идей в период падения царского режима в России.
Во времена Советского Союза пресса прославляла и возвеличивала коммунистический строй. «Правда», «Известия», рупоры партии и советской власти, — были наиболее влиятельными. На многих предприятиях подписка на них была обязательной. При этом, конечно, выходили и более любимые читателями «Литературка», «Крокодил», «Советский экран», «Работница». «Вечёрка» с трепетом ожидалась и раскупалась в первые часы после появления в киосках. Для среднестатистической советской семьи было нормой выписывать регулярно несколько газет и журналов.
И хоть сегодня бумажная газета сдает свои позиции, современная жизнь немыслима без СМИ. По данным Роскомнадзора от 03.02. 2019 года, в российском реестре содержатся данные о 145 066 СМИ: государственных и частных, независимых и оппозиционных, откровенно «желтых» и скандальных, кровожадных и оккультных, развлекательных и религиозных. Они информируют, возмущают, радуют, удивляют, шокируют. И пишут статьи для этой вереницы разномастных изданий именно они — журналисты!
Страшно представить, что будет, исчезни враз с лица земли все газеты, журналы, теле- и радиовещание, интернет. Мир охватит паника.
Впрочем, о ней мы… не узнаем. Как не узнаем о месте падения очередного метеорита или о демонтаже Эйфелевой башни, допустим. Да и банально том, что завтра будет перекрыто движение по центральному проспекту нашего города, — тоже не узнаем. Потому что об этом нам никто не расскажет. Не напишет. Не покажет. Ибо будет — некому.
Эфир замолчит. Наступит коллапс. Изоляция. Пустота…
Пока не появится он: «Журналист — человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту» (Дейм Ребекка Уэст).
Чем занимается журналист
Профессия журналиста — одна из самых интересных и захватывающих. Она многогранна. Человек, владеющий ею, должен знать все обо всем. Быть в курсе всего происходящего в мире. На земле, в космосе, в океане.
Журналист встречается с огромным количеством замечательных людей. Узнает массу поразительных фактов и историй. На него обрушиваются горы новостей. Он погружается в гущу событий. Ныряет в круговорот интриг. Путешествует. Изучает. Пробует. Рискует.
Главное, с чем работает журналист и что находится в сердцевине журналистики — это информация. Именно ее сбором, отбором, обработкой и распространением он занимается.
Поскольку невозможно знать все и одинаково хорошо разбираться в разных вещах, журналист выбирает свою тематику. Определяет направление своей деятельности. Ту сферу, которая его интересует, увлекает, захватывает. И которая, без преувеличения, становится его жизнью.
Такие разные типы журналистов
Политический журналист
Не только информирует, но раскрывает суть явлений, анализирует, показывает связь между ними. Поскольку интерес к политике в нашем обществе силен, то со временем и наработанным опытом политический обозреватель может стать весьма влиятельной фигурой. В первую очередь для своих читателей.
Спортивный журналист
Мастерски лавирует в спортивном мире, будучи и болельщиком, и игроком, и аналитиком, и рассказчиком одновременно. Тут не заскучаешь. Это как экстремальный вид спорта. Всегда надо помнить, писал известный спортивный комментатор Советского Союза Котэ Махарадзе, что смотрят репортаж и слушают тебя миллионы «ненормальных», готовых растерзать тебя, если скажешь что-нибудь не так или не то об их любимцах .
Культурный журналист
Кто-то решается выбрать стезю культурной журналистики. Решается — потому что эта сфера, увы, мало востребована, культура у нас коммерчески невыгодна. И еще потому, что тут надо непременно знать поле изнутри. Интересным материал будет только в том случае, если он изначально интересен самому журналисту. Чтобы зажечь, увлечь, надо самому гореть. Здесь сразу на ум приходит имя Михаила Казиника. Его авторскими музыкальными и искусствоведческими программами заслушиваешься так, что невозможно оторваться.
Социальный журналист
С головой уходит в социальные проблемы. Кстати, так называемая социальная журналистика появилась сравнительно недавно: в конце прошлого — начале этого века.
Ее можно назвать журналистикой с человеческим лицом. Когда в центре оказался отдельно взятый человек. Живой, со своими проблемами и болью. Он показался — из тюрьмы, дома престарелых, ночлежки для бездомных, интерната для инвалидов, психиатрической лечебницы — и стал виден. О нём заговорили. О нём узнали.
Военный журналист (корреспондент)
Конечно же, героическая военная тема привлекает бесстрашных репортеров и спецкоров. Часто на передовую отправляются обычные корреспонденты. Хотя, конечно, трудно назвать обычной ту завидную силу духа, храбрость, решимость, которой обладают эти «солдаты с камерой». Может ли добровольно пойти на фронт безоружным заурядный человек?
Вообще типов журналистики очень много, разделение и отнесение конкретной газеты или ТВ-программы к определенному типу бывает условным, обобщенным. Деловая, научная, экономическая, экологическая, религиозная, корпоративная, ресторанная. Журналистика фактов, журналистика мнений, трэвел-журналистика, гонзо-журналистика.
Кстати, последняя является ответвлением так называемой новой журналистики. Гонзо — с английского переводится как «рехнувшийся», «чокнутый».
«Чокнутая» журналистика
Термин «гонзо-журналист» появился еще в 60-е годы прошлого века, но активно стал использоваться только в последнее время.
Говорят, что американскому журналисту Хантеру Томпсону один из редакторов поручил написать статью про скачки. По одной версии, репортер отправился на скачки, по другой — не посещал мероприятие. Как бы то ни было, в своей статье он ни словом не упомянул лошадей, соревнования, даже не назвал имя победителя. Вместо этого описывал зрителей, которые приехали на скачки, по его мнению, только ради выпивки и веселья, а то и мошенничества.
Заметки Хантера были субъективными, жесткими. Но редактору материал очень понравился — настолько ново и необычно было написанное. По нраву статья пришлась и читателям, хотя некоторые были шокированы новаторской и чересчур смелой стилистикой текста. С тех пор Томпсона называют «королем гонзо».
Не его ли величеством был вдохновлен журналист немецкого Der Spiegel Клаас Релоциус, разоблаченный пару месяцев назад? К чести самого издания, оно опубликовало подро
Куда уходят студенты журфаков? | «Журналист»
2 ДРУГАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Больше половины выпускников, продолживших обучение, выбрали другую специальность второго высшего образования или другое направление магистратуры. Самыми распространенными оказались лингвистика и переводоведение, педагогика, психология, экономика, юриспруденция и менеджмент.
3 РАБОТА В МЕДИА
Две трети опрошенных работают в сфере медиа. Строго по специальности работают только 38%, именно они являются сотрудниками СМИ. 28% опрошенных заняты в рекламе, SMM или в связях с общественностью. 27% респондентов нашли себя в других профессиях, среди которых оказались учитель, видеооператор, продавец супермаркета и даже медик.
4 НИЗКИЕ ЗАРПЛАТЫ
Основная причина отказа от работы в медиа — низкая зарплата. 53% процента опрошенных заявили, что именно это заставило их найти работу в другой сфере. Остальные говорили об отсутствии интереса к специальности, высокой конкуренции на рынке, сложности профессии или разочаровании в ней. Например, некоторые респонденты отмечали «политизированность СМИ» и «низкий моральный уровень» в этой сфере в качестве повода для смены вида деятельности. Незначительная часть опрошенных оставила журналистику по личным причинам, например, после рождения ребенка.
5 ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ И ТВ
Большая часть выпускников-журналистов СФУ работает на телевидении и в интернет-изданиях. Согласно опросу, среди тех, кто продолжает карьеру в медиа, 42% —сотрудники телеканалов, 39% — интернет-СМИ, на прессу и радио приходится по 9%. Это в целом совпадает со структурой медиарынка Красноярского края, где львиную долю составляют телевизионные СМИ (в Красноярске вещают 9 местных каналов, не считая федеральных), а наиболее динамично развивающимся сектором остаются онлайн-издания.
6 ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ И ПЕТЕРБУРГ
35% опрошенных уехали из Красноярска в Москву и Санкт-Петербург. В основном, выпускники трудоустраиваются в пределах Красноярского края, однако каждый третий отправляется работать в столичные города. При этом половина выпускников, поступавших в СФУ из других регионов (чаще всего, это Иркутская область, Бурятия и Якутия), возвращается на родину. Можно сравнить эти данные с недавним исследованием мобильности выпускников и абитуриентов, проведенном Институтом образования НИУ ВШЭ. Согласно его результатам, в первый год после окончания вуза не более 20% выпускников региона трудоустраиваются за его пределами.
7 СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Лишь 14% респондентов уверены, что журналисту необходимо специальное образование. На вопрос: «Согласны ли вы с утверждением, что для работы в СМИ не обязательно получать образование журналиста?» 42% опрошенных ответили положительно, а 44% выразили частичное согласие. По сравнению со всеми остальными, выпускники, работающие по специальности, в меньшей степени склонны думать, что диплом журналиста необходим для карьеры в СМИ. Высокая доля ответов: «Для работы журналистом образование необходимо лишь частично» может означать то, что образование ценно только вместе с практическим опытом или что важно само наличие документа об окончании вуза.
МОСКВА, 22 июля. /ТАСС/. Школьники-победители челленджа «Твое будущее», который проводился порталом «Будущее России. Национальные проекты» и конкурсом «Большая перемена», узнали на встрече с журналистами важные качества профессии, секреты мастерства интервьюеров и ведущих прямых эфиров.
В рамках круглого стола «Диалог поколений: журналистика вчера, сегодня, завтра» первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман, руководитель спецпроекта ТАСС «Первые лица» Андрей Ванденко и ведущий программы «Вести» на канале «Россия-1» Эрнест Мацкявичюс ответили на вопросы школьников.
Открывая диалог, Гусман отметил, что для тех, кто сделает выбор в пользу профессии журналиста, очень важно понять, в какой нише работать, необходимо выбрать свою собственную тему. «Журналистика — это великая профессия. Не верьте тем, кто говорит, что журналистика умерла, что журналисты стали продажными сплошь и рядом, что журналистика становится прислужницей, а, соответственно, журналисты — слугами. Это категорически неправда. Российскую журналистику, как и лучшие образцы мировой журналистики, представляют великие профессионалы», — сказал Гусман.
Для того, чтобы быть успешным молодому журналисту, по его словам, необходимы пытливость, живой ум, амбициозность. «Быть журналистом «обо всем» можно в молодые годы. Но надо найти свое лицо с необщим выражением, — продолжил первый заместитель гендиректора ТАСС. — Каждому вашему слову на радио, ТВ должны верить. Журналист должен быть честен в своей профессии, честен с самим собой, верить в свое слово газетное, экранное, письменное, радийное».
Видеть человека
В свою очередь Мацкявичюс добавил, что в профессии журналиста исключительно важна уверенность в себе, в собственной позиции и своих словах, только так можно повести за собой аудиторию. Он также обратил внимание на необходимость быть любопытным и заинтересованным всем происходящим вокруг.
«Если хотите получить профессию, верьте в себя, в свои силы, все получится. Постарайтесь интерес к людям, к профессии не расплескать», — заметил он. Среди секретов телеведущий выделил эмоциональность, авторский подход к обсуждаемым вопросам, авторскую трактовку. Он полагает, что один из самых сложных жанров в журналистике — комментарий, а во главе иерархии профессии стоят обозреватели, которые в буквальном смысле могут все — провести эфир, в считанные минуты разобраться в сложнейших темах и написать понятный и доступный текст. Секрет успеха — в постоянном развитии, углублении знаний, постоянном оттачивании мастерства.
Ванденко, один из самых известных интервьюеров в России, рассказал о своих правилах. «Задача журналиста заключается не в том, чтобы сделать приятное или неприятное, а задавать те вопросы, которые стоят в повестке дня сегодня», — отметил он. Секрет Ванденко прост — необходимо видеть человека в собеседнике и, конечно, этот человек должен быть интересен интервьюеру. Большой удачей Ванденко считает свои беседы с матерыми собеседниками. Таким журналистским подарком для него стало интервью с президентом России Владимиром Путиным.
Он заметил, что во время беседы журналист должен «рулить» ситуацией, умело направлять беседу и обязательно ловить эмоции собеседника, будь то раздражение или скука.
Ванденко признался, что даже после 30 лет работы в жанре до сих пор любое интервью вызывает волнение, так как невозможно предсказать исход беседы, обойти подводные камни.
О проекте
В июне портал «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС, объявил о проведении челленджа «Твое будущее» для участников конкурса «Большая перемена» в сообществе «ВКонтакте». Школьникам было предложено записать видеорассказ о том, как пандемия повлияла на их планы на лето и изменились ли их представления о выборе будущей профессии. Победителей челленджа определила редакция портала «Будущее России. Национальные проекты». Они получили возможность принять участие в круглом столе с известными российскими журналистами, чтобы обсудить с ними будущее журналистики.
как начать путь в профессию и не сойти с ума
У тебя в руках диплом, но чувства удовлетворения нет. После четырех лет университета ты понимаешь, что профессия, которой тебя обучали четыре года тебя совсем не привлекает, и на самом деле ты хочешь стать журналистом и писать о быте африканских племен, психологии отношений или новейших открытиях в области астрономии. Этот план поможет сдвинуться с мертвой точки и начать писать.
О чем писать статьи, чтобы их читали?
Решение стать журналистом принято, но через пару секунд ты в недоумении зависаешь перед пустой страницей Word, беспомощно думая: «И с чего же мне начать?». Написание текстов приносит много удовольствия, но основная задача состоит в том, чтобы найти своего читателя. Для этого в первую очередь стоит найти нишу, которая сделает твой контент узнаваемым. Определиться поможет универсальная формула «хочу-могу-надо». Ответь на следующие вопросы:
1) О чем ты хочешь писать? То, о чем ты пишешь, должно приносить тебе удовольствие. Нет смысла писать о путешествиях, если ты домосед, и за дверь выходишь только за продуктами. Вспомни, на какие темы ты можешь говорить часами, какие вопросы вызывают самые жаркие споры. Это именно то, о чем тебе стоит начать писать. Если же ты выберешь тему, которая тебя нисколько не заботит, то скорость написания статьи будет пара предложений в день. К тому же читатель не глуп, он почувствует, если текст написан холодно, без страсти.
2) О чем ты можешь писать? Любить свою тему недостаточно. Если ты не будешь разбираться в своей нише, то твои статьи так и останутся на уровне мыслеизлияний и предположений. Развивайся в своей теме: читай книги, лекции, смотри видео на YouTube и проходи курсы. И не забывай о своем образовании! Ты уже специалист в какой-то области. Даже если ты не хочешь работать по профессии, ты всегда можешь начать писать о ней. Главное, чтобы это не противоречило пункту под номером 1.
3) О чем нужно писать? Проигнорировав этот пункт ты рискуешь не найти своего читателя. Твои статьи должны быть информативны и полезны. Проанализируй ситуацию: какие статьи больше всего привлекают внимание читателей, какие блоги находят больше всего откликов и вызывают дискуссии в комментариях.
Держи свои ответы в памяти, они помогут тебе перестать «распыляться» и начать развиваться в своей теме.
Где и как публиковать первые статьи?
Идеальная ниша найдена, и может показаться, что теперь можно начать писать первую статью. Однако не стоит так сразу бросаться в омут. Может произойти так, что ты напишешь текст, вложишь в него много времени и сил, а желающих опубликовать ее так и не найдется. Поэтому для начала реши, где ты хочешь публиковаться и составь базу релевантных СМИ со ссылками на сайт, именами редакторов и их контактами.
Вот некоторые универсальные онлайн-ресурсы, куда ты можешь отправить запрос:
• Моноклер — наука, психология, культура;
• Нож — психология, новости;
• Porusski.me — все о России: путешествиях, культуре, жизни;
• Colta — кино, литература, музыка, общество;
• Сигма — психология, философия, искусство.
Что же написать редактору, чтобы тебе ответили? Расскажи немного о себе: кто ты, какая у тебя специальность, почему хочешь писать статьи именно для этого издания. Затем предложи пару-тройку тем, которые будут соответствовать специфике этого портала. Если даже у тебя нет пока никаких идей — не отчаивайся и все равно отправляй письма. Честно признайся, что никак не можешь найти интересную тему для статьи, и попроси помочь тебе. Это правда работает: бывает так, что редактору пришла какая-то идея, но ни времени, ни авторов нет, чтобы ее написать. А тут такой амбициозный, желающий получить опыт начинающий автор!
Вот пара хитростей, чтобы повысить свои шансы на обратную связь:
• Прежде чем писать на общую почту сайта, поищи контакты конкретных редакторов именно тех рубрик, тематика которых тебе подходит;
• Найди страницы редакторов в соцсетях, особенно в Facebook, именно там происходит профессиональное общение представителей СМИ;
• Подружись с ними, задавай вопросы в комментариях, в общем — создай шум, чтобы тебя заметили.
Наконец, тебе пришел долгожданный ответ и вы с редактором обсудили все условия. «Теперь можно приступить к самому интересному — написанию статьи?». Нет! Теперь необходимо составить план статьи и отправить его на согласование редактору. План должен включать в себя название; введение, в котором нужно коротко дать понять, о чем будет статья; ключевые тезисы статьи; заключение. План позволит редактору внести правки по содержанию еще до начала непосредственной работы над статьей и исключит возможность того, что тебе придется ее переписывать.
В конце концов можно приступать к написанию статьи. Здесь все просто, ты уже знаешь, о чем писать, осталось только разобраться, как писать. Чтобы редактор тебя не проклял еще до прочтения, постарайся облегчить ему жизнь. Вот как это сделать:
• Заранее узнай о редакционной политике издания. Какова манера общения автора с читателем; как строятся отношения между автором и редакцией: дедлайны, редактирование, сроки публикации; язык текстов: какими должны быть кавычки, списки нумерованные или маркированные, ставятся ли точки над «ё». Все это и не только нужно узнать до начала работы над текстом. Посмотри, как строятся тексты в издании или запроси у редактора редполитику и постарайся эти правила соблюдать. Редактор скажет тебе спасибо.
• Пиши в Google Docs. Там редакторы могут без проблем править текст и без пересохранений отправлять его на доработку.
• Используй программы для анализа текста. Все правки, касающиеся грамотности, читабельности, уникальности статьи можно избежать, используя специальные программы: text.ru, главред, fresh eye (дополнение для Google Docs) и так далее.
Самое сложное позади. Осталось только терпеливо отвечать на комментарии редактора, вносить правки и ждать публикации.
Как создать портфолио, которое заинтересует потенциального работодателя?
Вне зависимости от того, хочешь ли ты стать журналистом-фрилансером или начать карьеру в каком-то печатном издании, тебе необходимо портфолио, которое продемонстрирует твой профессионализм. Эти советы помогут тем, кто только начинает создавать свое портфолио:
• Пиши много. Каждый день посвящай хотя бы час своего времени на написание текстов. Это не обязательно должны быть статьи в какие-то СМИ, но публикации в соцсети, рецензии на недавно прочитанные книги, посты в личном блоге. Конечно, не стоит включать буквально каждый, написанный текст в портфолио, но такая ежедневная тренировка поможет набить руку.
• Проходи онлайн-курсы. Благодаря интернету можно освоить много профессий не выходя из дома. Практически каждая платформа для онлайн-обучения имеет курсы по журналистике. Вот некоторые из них: открытое образование, универсариум, coursera, futurelearn, Edx.
• Изучай смежные специальности. Фотография, SEO, SMM, диктор. Попробуй самостоятельно сделать фотографии для одной из своих статей, запиши подкаст, пройди курс по SMM и SEO. Это улучшит мнение потенциального работодателя о тебе.
• Оформи портфолио правильно. «Я творческий, способный интересно преподнести любую идею человек», — читает работодатель в резюме, а открыв документ с гордым названием «портфолио», видит список ссылок на публикации. Портфолио нужно оформить так, чтобы его вид не вызывал желания закрыть и больше никогда не открывать. Конечно, можно аккуратно оформить презентацию, со всеми своими достижениями, но лучшим вариантом будет создать свой собственный сайт-портфолио. Такой сайт сразу покажет твой профессионализм и серьезный настрой. Это не так сложно, как может показаться: существует множество сервисов для создания сайта-портфолио. Один из самых удобных конструкторов сайта — myportfolio. Он бесплатный, если у тебя есть подписка на Adobe Creative Cloud. Также могут помочь простые в использовании wix и squarespace.
Теперь ты знаешь, какие шаги стоит предпринять в первую очередь, чтобы начать свой путь в журналистике. Главное, будь активным: не стесняйся писать редакторам, предлагать свои идеи; заводи новые интересные знакомства; читай как можно больше, пиши как можно чаще и в конце концов увидишь свое имя под статьей в журнале, который читает весь мир.
Я написал в Фейсбуке главному редактору еженедельника «Футбол» Денису Вдовину, который сказал: «Ну приходи». Оказалось, что им постоянно пишут стажеры, и потом пропадают. В редакции подумали, что я очередной такой стажер. Меня попросили помочь написать автору текст про известного шведского футболиста Златана Ибрагимовича. Я согласился и на следующий день сам целиком выдал текст. Они немножко прибалдели, думали, что я только помогу автору. Половину этого текста использовали. После меня послали на футбольный матч «Спартак-Зенит» без зрителей, который проходил на стадионе «Локомотив» в Москве. Я написал оттуда репортаж, и один из авторов, Глеб Чернявский, с которым я сейчас работаю, сказал главному редактору: «Из этого парня может выйти толк». Им как раз требовался человек, который будет писать спецвыпуски. Мне предложили подготовить три спецвыпуска, и в итоге с января взяли в штат.
Нехватку журналистского образования абсолютно не ощущаю, потому что все образование журфака может уложиться в 15 минут. Когда уже взяли в штат, меня пригласил зам главного редактора Андрей Вдовин и просто на листочке А4 за 15 минут рассказал, что такое текст, из чего он состоит, какие есть жанры и как их писать. Я считаю, что, даже если ты не умеешь писать или пишешь плохо, но хотя бы складываешь слова в предложения, если для тебя это не жуткая мука, то этому можно научиться. Я прогрессировал с каждым местом работы, проработал два года в еженедельнике «Футбол», пришел на «Евроспорт», и, по сути, там научился писать заново. Из моих текстов ушли все вводные слова, все тупые конструкции. Проработал полтора года на «Евроспорте», пришел на Sports.ru, где уже совершенно другие требования. Если на «Евроспорте» короткие тексты на 5-9 тысяч знаков, то на Sports.ru — огромные лонгриды, совершенно другие требования к интервью, я привыкал три месяца, но этому всему можно научиться, для этого не нужен журфак.
Он, возможно, нужен только для того, чтобы книжки хорошие читать, которые на журфаке проходят. У меня сейчас нет на это времени, в основном поглощаю статьи в интернете, но в год все равно за счет статей на 10-30 тысяч знаков выходит, как будто я прочитал 100 книжек.
Что касается тележурналистики, мне кажется, ей тоже можно научиться. Все люди, которые заканчивали бакалавриат по журналистике или медиакоммуникациям в Высшей школе экономики, и сейчас работают в журналистике, говорят, что эти 4 года — потерянное время.
Я считаю, что нет смысла тратить четыре года на журналистику. Журналистика — это жуткая профессия, никому не советую сюда идти, потому что, во-первых, это ограничение свободы, цензура, во-вторых, очень маленькие деньги, и этим нужно реально болеть, ради этих денег не нужно тратить четыре года своей жизни. Лучше выучиться на что-то более весомое и крутое. Но ради журналистки учиться четыре года я бы точно не советовал.
В своей книге «Элементы журналистики» Билл Ковач и Том Розенштиель определяют основные принципы и методы журналистики.
Вот 10 элементов, общих для хорошей журналистики, взятых из книги.
Первое обязательство журналистики — это правда
Правильное принятие решений зависит от людей, имеющих достоверные и точные факты в значимом контексте. Журналистика преследует истину не в абсолютном или философском смысле, а в более приземленном качестве.
«Все истины — даже законы науки — подлежат пересмотру, но тем временем мы ими руководствуемся, потому что они необходимы, и они работают», — пишут Ковач и Розенштиль в книге. Журналистика, продолжают они, таким образом, ищет «практическую и функциональную форму истины». Это не истина в абсолютном, философском или научном смысле, а скорее стремление к «истинам, которыми мы можем оперировать в повседневной жизни».
Эта «журналистская правда» — это процесс, который начинается с профессиональной дисциплины сбора и проверки фактов.Затем журналисты пытаются представить честный и достоверный отчет об их значении, который подлежит дальнейшему расследованию.
Журналисты должны быть максимально прозрачными об источниках и методах, чтобы аудитория могла самостоятельно оценить информацию. Даже в мире растущих голосов «правильно понять» — это фундамент, на котором строится все остальное — контекст, интерпретация, комментарии, критика, анализ и дебаты. Со временем на этом форуме появляется большая истина.
Поскольку граждане сталкиваются с постоянно растущим потоком данных, они все больше нуждаются, а не меньше, в поставщиках информации, предназначенной для поиска и проверки новостей и их представления в контексте.
Его первая лояльность к гражданам
Издатель журналистики — будь то медийная корпорация, отвечающая перед рекламодателями и акционерами, или блогер со своими личными убеждениями и приоритетами — должен продемонстрировать абсолютную преданность гражданам. Они должны стремиться поставить общественный интерес — и правду — выше своих собственных интересов или предположений.
Приверженность гражданам является подразумеваемым заветом с аудиторией и основой журналистской бизнес-модели — журналистика, предоставляемая «без страха или благосклонности», воспринимается как более ценная, чем контент из других источников информации.
Обязательство перед гражданами также означает, что журналистика должна стремиться представить репрезентативную картину групп населения в обществе. Игнорирование определенных граждан приводит к лишению их прав.
Теория, лежащая в основе современной индустрии новостей, заключалась в том, что доверие формирует широкую и лояльную аудиторию и что экономический успех следует по очереди. В связи с этим деловые люди в новостной организации также должны развивать, а не эксплуатировать свою преданность аудитории, опережая другие соображения.
Технология может измениться, но доверие — когда оно заработано и взращено — сохранится.
Суть его в том, что дисциплина проверки
Журналисты полагаются на профессиональную дисциплину для проверки информации.
Хотя стандартного кода как такового не существует, каждый журналист использует определенные методы для оценки и проверки информации, чтобы «сделать ее правильной».
Быть беспристрастным или нейтральным — это не основной принцип журналистики. Поскольку журналист должен принимать решения, он или она не являются и не могут быть объективными.Но журналистские методы объективны.
Когда концепция объективности изначально развивалась, это не подразумевало, что журналисты были свободны от предвзятости. Скорее, он призвал к последовательному методу тестирования информации — прозрачному подходу к доказательствам — именно для того, чтобы личные и культурные предрассудки не подорвали точность работы. Метод объективен, а не журналист.
Разыскивая нескольких свидетелей, раскрывая как можно больше информации об источниках или обращаясь к различным сторонам за комментариями, все сигнализируют о таких стандартах.Эта дисциплина проверки — это то, что отличает журналистику от других форм коммуникации, таких как пропаганда, реклама, вымысел или развлечения.
Его практикующие должны сохранять независимость от тех, кого они охватывают
Независимость является краеугольным камнем надежности.
На одном уровне это означает, что вас не будут соблазнять источники, запугивать силой или скомпрометировать личными интересами. На более глубоком уровне это говорит о независимости духа и непредубежденности и интеллектуального любопытства, которое помогает журналисту видеть за пределами его или ее собственного класса или экономического статуса, расы, этнической принадлежности, религии, пола или эго.
Журналистская независимость, пишут Ковач и Розенштиэль, не является нейтралитетом. Хотя редакторы и комментаторы не являются нейтральными, источником их доверия по-прежнему является их точность, интеллектуальная справедливость и способность информировать, а не их преданность определенной группе или результату. Однако в условиях нашей независимости журналисты должны избегать высокомерия, элитарности, изоляции или нигилизма.
Должен служить независимым монитором мощности
Журналистика обладает необычной способностью следить за теми, чья власть и положение больше всего влияют на граждан.Это может также предложить голос глухим. Ковач и Розенштиль пишут, что быть независимым наблюдателем за властью — значит «наблюдать за влиятельными людьми в обществе от имени многих, чтобы защититься от тирании».
Первые журналисты твердо утвердили в качестве основного принципа свою обязанность исследовать невидимые уголки общества.
« »
Роль сторожевого пса часто неправильно понимается даже журналистами, чтобы означать «причинять беспокойство». Хотя расстраивание яблочной корзины, безусловно, может быть результатом сторожевой журналистики, концепция, представленная в середине 1600-х годов, была гораздо менее воинственной.Скорее, он стремился переопределить роль журналиста от пассивного стенографа к более любопытному наблюдателю, который «будет искать и узнавать новости».
Роль наблюдателя также означает нечто большее, чем просто мониторинг правительства. «Самые ранние журналисты, — пишут Ковач и Розенштиль, — твердо утвердили в качестве основного принципа свою обязанность исследовать невидимые уголки общества. Мир, о котором они рассказывали, захватил воображение в значительной степени неинформированного общества, создав непосредственные и восторженные последователи.”
Наконец, цель сторожевого устройства выходит за рамки простого обеспечения прозрачности управления и исполнения энергопотребления, а также для ознакомления и понимания его последствий. Это включает в себя отчетность об успехах, а также неудачах.
Журналисты обязаны защищать эту сторожевую свободу, не унижая ее в необоснованном использовании и не используя для коммерческой выгоды.
Это должно обеспечить форум для публичной критики и компромисса
Средства массовой информации являются распространенными носителями общественного обсуждения, и эта ответственность служит основой для особых привилегий, которые поставщики новостей и информации получают от демократических обществ.
Эти привилегии могут включать субсидии на распространение или исследования и разработки (более низкие почтовые тарифы на печать, использование общественного спектра вещательными компаниями, развитие и управление Интернетом) в соответствии с законами, защищающими контент и свободу слова (законы об авторском праве, клевете и защите).
Однако эти привилегии не являются предопределенными или бессрочными. Скорее, они предоставляются из-за необходимости в обильной поставке информации. Они основаны на предположении, что журналистика — из-за ее принципов и методов — будет обеспечивать постоянный поток высококачественного контента, который граждане и будут использовать для принятия более правильных решений.
Традиционно этот завет был заключен между информационными организациями и правительством. Однако новые формы цифровых медиа возлагают ответственность на всех, кто «публикует» контент — будь то для получения прибыли или для личного удовлетворения — в открытом доступе.
Сырье, брошенное на рынок идей, поддерживает гражданский диалог и служит обществу лучше всего, когда оно состоит из проверенной информации, а не просто предубеждений и предположений.
Журналистика должна также попытаться справедливо представлять различные точки зрения и интересы в обществе и помещать их в контекст, а не выделять только противоречивые границы дискуссии.Точность и правдивость также требуют, чтобы публичное обсуждение не пренебрегало точками соприкосновения или случаями, когда проблемы не только выявлялись, но и решались.
Таким образом,Журналистика — это не просто выход для обсуждения или добавление голоса к разговору. Журналистика несет ответственность за повышение качества дебатов путем предоставления проверенной информации и интеллектуальной строгости. Форум без учета фактов не информирует и не унижает, а повышает качество и эффективность принятия решений гражданами.
Надо стремиться к тому, чтобы значимое интересное и актуальное
Журналистика — это рассказывание историй с целью. Это должно сделать больше, чем собрать аудиторию или каталог важных. Это должно сбалансировать то, что читатели знают, что они хотят, с тем, что они не могут предвидеть, но нуждаются.
Тренеры-писатели Рой Питер Кларк и Чип Сканлан описывают эффективную переписку как пересечение гражданской ясности, информации, которую граждане должны функционировать, и литературной грации, которая является набором навыков репортера.Другими словами, часть ответственности журналиста заключается в предоставлении информации таким образом, чтобы люди были склонны слушать. Таким образом, журналисты должны стремиться сделать значимое интересным и актуальным.
Качество измеряется тем, насколько работа привлекает аудиторию и просвещает ее. Это означает, что журналисты должны постоянно спрашивать, какая информация имеет наибольшую ценность для граждан и в какой форме люди с наибольшей вероятностью могут ее усвоить. В то время как журналистика должна выходить за рамки таких тем, как правительство и общественная безопасность, журналистика, перегруженная мелочами и ложным значением, упрощает гражданский диалог и, в конечном счете, государственную политику.
Это должно держать новости всеобъемлющими и пропорциональными
Журналистика — наша современная картография. Он создает карту для граждан, чтобы ориентироваться в обществе.
Как и для любой карты, ее значение зависит от полноты и пропорциональности, в которой значимому дается большая видимость, чем тривиальному.
Хранение новостей в пропорции — краеугольный камень правдивости. Раздувание событий для ощущения, пренебрежение другими, стереотипы или непропорционально отрицательный — все это делает карту менее надежной.Наиболее полные карты включают все затронутые сообщества, а не только те, которые имеют привлекательную демографию. Наиболее полные истории принимают во внимание различные фоны и перспективы.
Хотя пропорции и полнота субъективны, их неоднозначность не умаляет их значения.
Его практикующим должно быть позволено использовать свою личную совесть.
Занимаясь журналистикой, будь то профессиональное письмо для новостной организации или онлайн-публицист в публичном пространстве, это требует от человека морального компаса и требует личного чувства этики и ответственности.
Поскольку «новости» важны, те, кто предоставляет новости, обязаны громко высказывать свою личную совесть и позволять другим делать то же самое. Они должны быть готовы ставить под сомнение свою собственную работу и отличаться от работы других, если этого требуют честность и точность.
Новостные организации преуспевают в укреплении этой независимости, поощряя людей высказывать свое мнение. Разговоры и дискуссии стимулируют интеллектуальное разнообразие умов и голосов, необходимое для понимания и точного охвата все более разнообразного общества.Наличие разнообразной редакции мало что дает, если эти разные голоса не произнесены или не услышаны.
Это также вопрос собственных интересов. Сотрудники, которых поощряют поднять руки, могут «спасти босса от самого себя» или защитить репутацию новостной организации, указывая на ошибки, отмечая важные упущения, ставя под сомнение ошибочные предположения или даже выявляя проступки.
Наличие чувства этики, пожалуй, наиболее важно для отдельного журналиста или интернет-автора.
Все чаще те, кто производит «новости», работают в изоляции, будь то в отделе новостей, на сцене или в своем домашнем офисе.Они могут подавать документы напрямую общественности, не пользуясь защитной сетью редактирования, вторым взглядом или поддержкой других. Хотя краудсорсинг со стороны аудитории может выявить и исправить ошибки или дезинформацию, репутация автора и качество публичного диалога тем не менее пострадают.
Граждане тоже имеют права и обязанности, когда дело доходит до новостей
Средний человек сейчас, как никогда, работает как журналист.
Создание записи в блоге, комментирование сайта в социальной сети, отправка твита или «симпатия» к фотографии или публикации, вероятно, связано с сокращенной версией журналистского процесса.Каждый сталкивается с информацией, решает, является ли это правдоподобным, оценивает ее сильные и слабые стороны, определяет, имеет ли она ценность для других, решает, что игнорировать и что передавать, выбирает лучший способ поделиться ею, а затем нажимает «отправить». ».
Хотя этот процесс может занять всего несколько минут, по сути, это то, что делают репортеры.
Однако две вещи отделяют этот журналистский процесс от конечного продукта, который является «журналистикой». Первый мотив и намерение.Цель журналистики — дать людям информацию, которая им необходима для принятия лучших решений об их жизни и обществе. Второе отличие состоит в том, что журналистика предполагает сознательное, систематическое применение дисциплины проверки для создания «функциональной правды», а не просто интересной или информативной. Тем не менее, хотя этот процесс имеет решающее значение, он является конечным продуктом — «историей», по которой в конечном итоге оценивается журналистика.
Сегодня, когда мир переполнен информацией, а новости доступны в любое время и везде, между поставщиками журналистики и людьми, которые ее потребляют, складываются новые отношения.
Новый журналист больше не является привратником, который решает, что публика должна и не должна знать. Человек теперь является его или ее собственным менеджером по распространению и редактором. Чтобы быть актуальными, журналисты должны теперь проверить информацию, которую потребитель уже имеет или, вероятно, найдет, а затем помочь им понять, что это значит и как они могут использовать ее.
Таким образом, напишите Ковачу и Розенштилю: «Первая задача нового журналиста / создателя смысла состоит в том, чтобы проверить, какая информация является надежной, а затем упорядочить ее, чтобы люди могли ее эффективно понять.«Часть этой новой журналистской обязанности заключается в том, чтобы« предоставить гражданам инструменты, необходимые им для извлечения знаний для себя из недифференцированного наводнения или слухов, пропаганды, сплетен, фактов, утверждений и утверждений, которые в настоящее время создает система связи ».
Это руководство, как и многие другие в разделе API Essentials по журналистике, в значительной степени основано на исследованиях и учениях Комитета заинтересованных журналистов — консорциума репортеров, редакторов, продюсеров, издателей, владельцев и ученых, которые в течение 10 лет способствовали дискуссия среди тысяч журналистов о том, что они сделали, как они это сделали и почему это было важно.Автор, Уолтер Дин, был директором по обучению CCJ, а исполнительный директор API Том Розенштиль ранее был сопредседателем комитета.
,10 советов для журналистов, работающих на дому
Предоставлено: Изображение Woodleywonderworks на Flickr. Некоторые права защищеныЕсли вы журналист-фрилансер или регулярно работаете из дома, то как избежать того, чтобы оказаться в роли персонажей, изображенных на некоторых из этих мультфильмов?
Мы попросили совета по работе на дому, разместив сообщение от @journalismnews в Twitter.Множество людей из нашего сообщества, насчитывающего 80 000 человек, ответили. Мы собрали некоторые из лучших советов в этой истории.
Вот 10 советов. Некоторые из фрилансера Карла Ходжа, который прислал нам свои советы по электронной почте.
1. Создать структуру
Утром отправиться на прогулку, выпить кофе и начать рабочий день. Сделайте перерыв на обед и подышите свежим воздухом.
2. Войдите в рабочий режим
Убедитесь, что вы одеты, а не работаете в пижаме.Следуйте простым методам, таким как ношение обуви во время работы, снятие ее при выключении. Звучит глупо, но это работает.
3. Настройте рабочее место
Создайте специальное рабочее место, в идеале не в спальне. Работайте за столом, а не с дивана или вашей кровати. Работа из гостиной или кухни стирает грань между домом и работой. Если вы можете, сделайте свободную комнату вашим офисом и рассмотрите возможность установки замка и блокировки, когда вы не «на работе».
4. Отключите отвлечения
Следуйте технике Pomodoro, игнорируя электронную почту, Twitter и другие отвлекающие моменты в течение 25 минут, затем дайте себе пять минут расслабления.
5. Запланируйте свой день
Начните день со списка дел. Карк Ходж предлагает использовать такие приложения, как «Помни молоко», «Напоминания» на iOS или Todoist.
6. Используйте свой мобильный телефон
Дайте свой номер мобильного телефона для работы, а не для стационарного телефона, чтобы клиенты могли получить вас, даже когда вы вышли.Ответьте на неизвестные номера с вашим офисным скороговоркой. Повесьте вызовы по продажам — у вас нет на них времени.
7. Go mobile
Вам понадобится ноутбук или клавиатура для планшета, чтобы вы могли работать в кафе. Точно так же мобильная широкополосная связь — необходимость. Либо купите мобильный ключ, MIFI или телефонный контракт со встроенным модемом.
8. Приготовьте обед
Подумайте заранее о планах обеда. Одно из предложений — сделать упакованный ланч до того, как вы начнете работать утром.
9. Вести рабочее время
Одна из проверочных частей работы дома — заставить себя перестать работать. Постарайтесь сохранить рабочее время и не прекращайте работу в 17:30, а затем начните с личного администратора. Выключите компьютер и приготовьте еду или выходите из дома.
10. Уйди!
Убирайся как можно больше. Встречайтесь с друзьями в течение дня и планируйте свою социальную жизнь так, чтобы вы регулярно выходили вечером. И встретиться с другими фрилансерами.Вы можете найти группы на meetup.com или рассмотреть возможность создания собственной сети фрилансеров, чтобы у вас была сеть поддержки.
Не пытайтесь устраивать встречи с друзьями в течение дня и не позволяйте людям приходить в себя. Как говорит Карл Ходж: «Может быть, у твоего помощника выходной, но твой босс (ты) должен быть более строгим».
Вклады от: @martyndarkley, @davidcuen, @CarleanneGwen, @Katherine_OP, @lucy_whufc, @CoachLyds, @davemalloy, @CatSnowdon, @TheChrisPrice, @anneleenophoff, @garetisewhilhol @AdamWestbrook, @timoncheese, @SunMattHampton, @JulianMarkOwen, @FelicityHannah, @MatlockRichard, @mr_numbers, @NeilMcMahon, @Wendycarlisile, @SimEditorial.
А вот пять советов от независимой журналистки Сью Уайт.
Бесплатная ежедневная рассылка
Если вам нравятся наши новости и тематические статьи, вы можете подписаться на нашу бесплатную ежедневную (пн-пт) электронную рассылку (для мобильных устройств).
,Журналистика MS
В уникальной командной среде студенты становятся универсальными, самодостаточными репортерами / продюсерами / писателями. Они работают журналистами, освещая новости в Лос-Анджелесе и по всей Южной Калифорнии. Благодаря своим занятиям, составлению отчетов и взаимодействию с современным медиа-центром студенты также изучают критическое мышление, принятие решений, этическую ответственность, командную работу, кодирование и навыки общения.Цель состоит в том, чтобы студенты приобрели полный набор инструментов для рассказывания историй, которые можно применять к любой теме на любой медиа-платформе.
Специализированная журналистика
Студенты создают тесную группу увлеченных и талантливых писателей и продюсеров со всеми уровнями опыта, которые работают вместе в уникальной междисциплинарной среде, уделяя одинаковое внимание навыкам и содержанию. Вы создадите документальные фильмы на радио и в кино, публицистическую литературу и журналистские расследования, интерактивные мультимедийные события и освещение последних новостей.Чтобы расширить свои знания в предметной области, студенты могут выбирать курсы в любой из всемирно известных школ и исследовательских центров USC, включая юриспруденцию, инженерию, кино, медицину, игры, ум и творчество, мультимедийную грамотность, гражданскую активность и многие другие.
Специализированная журналистика (Искусство)
Наша программа предлагает студентам возможность учиться на удостоенном наград факультете в шести художественных школах USC, а также в Школе журналистики USC Annenberg.Студентам предоставляется доступ в престижные художественные школы ОСК на курсах магистратуры в качестве журналистов и / или художников, которые хотят изучать передовой опыт журналистики, чтобы рассказывать содержательные истории, анализ и отчеты. Наши студенты работают вместе в Медиа-центре с наставничеством журналистики один на один, чтобы создать мультимедийную работу профессионального уровня. Студенческая журналистика по искусству публикуется в интернет-журнале «Ampersand», предназначенном для студентов. Мы также известны тем, что встраиваем журналистов в художественные учреждения и организации, в которых они работают штатными журналистами.
Квалификация в области журналистики и массовых коммуникаций предлагает возможности трудоустройства в средствах массовой информации и издательской деятельности в дополнение к связям с общественностью и рекламе. Эти отрасли ищут основные навыки передачи информации с помощью методов массовой коммуникации. Успешные люди обычно имеют хорошие навыки письма и презентации, способность сотрудничать с другими членами команды и понимание технологий, используемых в их отрасли.
Журналистика
Журналисты работают для газет, журналов, радио- и телевизионных вещателей и онлайн-издательств. Они могут работать в качестве репортеров или авторов статей, освещающих общие новости, или выступать в качестве специальных корреспондентов в различных новостных категориях, таких как политика, спорт, финансы или развлечения. В вещательных СМИ журналисты могут также выступать в качестве докладчиков, выступать в роли ведущих новостей или сообщать о новостях на местах. Некоторые журналисты работают на фрилансе, выполняя задания для разных издателей.
Редакторы
Редакторы работают в тех же СМИ, что и журналисты. Редакторы копий выбирают статьи для публикации и редактируют копии журналистов для стиля, точности и соответствия законодательству. В более крупных организациях старшие редакторы берут на себя ответственность за разработку редакционной политики и выбор историй для публикаций, управляя командой редакторов-копировщиков, которые занимаются подробным редактированием.
Publishing
Publishing предлагает карьерные возможности для выпускников в области массовых коммуникаций в книгоиздательстве, издательских агентствах или издательствах университетов и профессиональных институтов.Приобретатели редактируют исходные рукописи для публикации в книгах, научных статьях и цифровом контенте, работают с авторами или их агентами. Редакторы копий готовят рукописи к публикации, проверяют их на точность и обеспечивают соответствие текста домашнему стилю издателя.
Реклама
Рекламная индустрия использует методы массовой коммуникации, чтобы убедить клиентов и перспективы купить товары или услуги. Реклама предлагает карьерные возможности в организациях и рекламных агентствах.Рекламные менеджеры работают в организациях, планирующих и управляющих рекламными кампаниями. Они могут сами написать копию и выбрать носители для рекламы, или они могут работать с внешним рекламным агентством. В рекламных агентствах менеджеры по работе с клиентами и директора по работе с клиентами работают с клиентами, предоставляя консультации по рекламной стратегии и управляя кампаниями от имени клиентов.
Связи с общественностью
Подобно специалистам по рекламе, специалисты по связям с общественностью используют методы массовой коммуникации для управления репутацией организации со СМИ, клиентами, акционерами и сотрудниками.Некоторые специалисты по связям с общественностью работают в компаниях в качестве директора или менеджера по связям с общественностью, главы по связям с общественностью, менеджера по связям с общественностью или пресс-секретаря. Другие работают в фирмах по связям с общественностью в качестве консультантов, менеджеров по работе с клиентами и директоров по работе с клиентами, консультируя клиентов по вопросам стратегии связей с общественностью. Связи с общественностью также предоставляют журналистам, интересующимся бизнесом или финансами, возможность писать пресс-релизы, тематические исследования и тематические статьи от имени клиентов.
Заработная плата и перспективы
Заработная плата и перспективы работы варьируются в зависимости от сектора, по данным Бюро статистики труда США.Средняя годовая заработная плата менеджеров по рекламе и продвижению в мае 2010 года составила 83 890 долларов. Для менеджеров и специалистов по связям с общественностью эта цифра составила 57 550 долларов. Среднегодовая заработная плата аналитиков радиовещательных новостей составляла 54 140 долларов, а репортеров и корреспондентов — 34 530 долларов. Ожидается, что занятость менеджеров по рекламе и продвижению вырастет на 13 процентов с 2010 по 2020 год, примерно столько же, сколько в среднем по всем профессиям, в то время как занятость менеджеров по связям с общественностью и специалистов, как ожидается, вырастет на 21 процент.Ожидается, что занятость репортеров и корреспондентов сократится на 8 процентов, хотя занятость аналитиков вещательных новостей, как ожидается, вырастет на 10 процентов.