И больше времени для Бога
Восемь тонн гуманитарного груза, отправленного Русской православной церковью в итальянскую Апулию, скачок благотворительности в церквях, разрастающаяся бедность в городах и деревнях, семьи, теснящиеся в комнатках на несколько метров, дети из многодетной семьи, теснящиеся у одного компьютера — как отразилась пандемия на жизни общества и Церкви, сегодня попытались разобраться православные и католики на конференции «Церковь и пандемия».
Онлайн-встреча была приурочена к пятой годовщине знаменитой встречи патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в Гаване. Буквально на второй день после нее, как рассказали собравшиеся на конференции, православные и католики решили встречаться в эту дату каждый год. На четырех предыдущих встречах вопросы поднимали нешуточные: от положения христиан на Ближнем Востоке до обсуждения проблем эвтаназии. А тему сегодняшнего разговора предложила Русская православная церковь, и это было предопределено главным событием года — пандемией ковида.
— Пандемия коронавируса стала огромным и в значительной степени неожиданным испытанием для всего мира, — сказал, приветствуя участников конференции глава Отдела внешних церковных связей, митрополит Волоколамский Иларион. — Это глобальное бедствие выявило целый ряд острых международных и социальных дисбалансов, для преодоления которых как никогда важно не только совместное свидетельство, но и совместные действия христиан.
Стоящие сегодня перед людьми вызовы требуют от церквей выработки адекватных решений обостряющихся проблем и видения путей их преодоления, подчеркнул он.
Но даже в новых условиях сохраняют свое значение принципы, приверженность которым пять лет назад засвидетельствовали в Гаване Предстоятели двух великих христианских церквей: обращенность церковного взгляда к людям, находящимся в тяжелом положении, живущим в условиях крайней нужды и бедности… Растущее неравенство, чувство несправедливости становятся особенно актуальными в условиях такого глобального бедствия, как ковид.
Напомнив о неравенстве между богатыми и бедными странами, которое не позволило последним прибегнуть даже к карантинным ограничениям, необходимым с точки зрения здравоохранения, об усугублении бедности и социального расслоения, о переводе деловой активности и образовательной работы в режим онлайн при отсутствии полноценного доступа к современным технологиям среди беднейших слоев населения, о массовой безработице, о национальном эгоизме в межгосударственных отношениях, о политизации темы борьбы с пандемией, митрополит Иларион отметил, что эти проблемы не обошли стороной и христианские Церкви во всем мире.
Подробно обрисовав меры, принятые священноначалием Русской православной церкви по изменению правил церковной жизни, митрополит Иларион подчеркнул, что Русская церковь все время призывала к сдержанности, сохранению трезвомыслия и спокойствия, недопущению легкомысленного отношения к ковидной инфекции, но при этом не отменила Евхаристию, сохранила литургическую жизнь.
Когда патриарх Кирилл обратился к прихожанам с тяжело ему давшимся, но необходимым призывом воздержаться от посещения храмов, многие храмы начали онлайн-трансляции своих служб. Все понимали и подчеркивали, что виртуальное участие в богослужении не может заменить реальное присутствие, но неожиданно стало ясно, что у Церкви таким образом появились новые миссионерские возможности.
— На примере возглавляемого мной московского прихода могу засвидетельствовать, что во все время пандемии в прямых трансляциях богослужений участвуют десятки тысяч людей — много больше, чем даже физически могло бы поместиться в храме, — рассказал митрополит Иларион.
И в этой ситуации, по его мнению, особое значение приобрела «проповедь в широком смысле слова, …использование открывшихся перед нами в столь значительном объеме во время пандемии медийных площадок для передачи Благой вести и раскрытия перед людьми красоты богослужения». Она может дать надежду, что бедствие закончится, а люди, полюбившие службу, продолжат осознанно ходить в храм.
Митрополит Иларион также отметил, что испытание значительное расширило церковную благотворительность. И рассказал об оказании Русской Православной Церковью гуманитарной помощи итальянскому региону Апулия. «В условиях острейшей нехватки средств индивидуальной защиты и медицинского оборудования во время первой волны пандемии губернатор региона обратился к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой об оказании помощи во имя святителя Николая Чудотворца, частица мощей которого была принесена в Россию в 2017 году во исполнение Гаванских договоренностей. Такая помощь была оказана, … гуманитарный груз объемом в 8 тонн медицинских материалов уже в апреле был доставлен в Бари», — сказал митрополит.
Председатель Папского совета по содействию христианскому единству, кардинал Курт Кох в своем докладе напомнил, что социальная дистанция выдвинула вперед тему социальной сплоченности, А также выявила много проблем, вызванных вынужденной изоляцией — депрессии и внутрисемейные конфликты, ставшее очевидным во время пандемии плохое состояние медицинской и социальной сфер в различных странах, экономические и социальные вызовы, безработица, а также вызывающие протест у жителей ограничения личной свободы.
— Пандемия задела также церковную жизнь на базовом уровне, — сказал он. — В разных странах возможность совершать богослужения была или сильно ограничена, или совсем отменена во время локдауна.
По мнению кардинала, мир пережил шок, сродни шоку после землетрясения в Лиссабоне в 1755 году. Есть порожденное Лиссабонским землетрясением выражение «Страдание — это скала атеизма». Сейчас снова встанет подобный вопрос, считает кардинал. И поэтому важно взглянуть на свою жизнь и веру другими глазами и найти положительные ответы на вызовы пандемии, считает кардинал Курт Кох.
Глава Папского совета по содействию новой евангелизации, епископ Рино Физикелла говорил о неожиданности бедствия, случившегося с нами в эпоху примата техники и науки. В чрезвычайно технологизированном мире человечество осознало себя очень хрупким. Мы не можем понять, когда закончится пандемия. Полны страхов и потеряли ощущение безопасности. Наша уверенность рассыпалась, а многие стили жизни поставлены под сомнение. И наука оказалась не готовой давать ответы на вопросы. Медики, по сути, боролись с вирусом вслепую — без ее поддержки.
Зато опыт пандемии научил нас, что природа как реальность, заслуживает уважения. И покушаясь на нее — через эксперименты — «мы вступаем в опасный вихрь», считает епископ.
Церковь ни от чего не осталась в стороне. Пережила изменения традиционных способов совершения Таинств. В разгар эпидемии иногда не могла исполнять благочестивые погребальные обряды.
Люди церкви также оказывались в вынужденном уединении и переживали экзистенциальные драмы.
Сейчас, по мнению епископа Рино Физикеллы, христианам надо возвращать свою веру и искать новые формы возвещения Евангелия. Такого, которое бы приводило к изменениям нашей ментальности.
Он считает, что за время пандемии видимее стал крест. Есть много свидетельств о подвигах — медработников, священников, монахов, молодых людей. И суть времени, которое мы переживаем, для христиан во многом сводится к призыву к духовной жизни, обращению вовнутрь себя. «И больше времени для Бога», — считает епископ Физикелла.
Христианство: православие и католицизм | izi.
TRAVEL Salta al contenuto principale Menu izi.TRAVEL- Audio guide
- Scarica la app
- Come funziona
- Offers
- Crea una guida
- Log In
- Tutorials
- Assistenza
- FAQ
- Chi siamo
- Contatti
- Partner
- Società
- Audio guide
- Crea una guida
- Chi siamo
- API
- Log In
- offerte
- it
Tu sei qui
- izi. TRAVEL
- Federazione Russa
- Mosca
- МГУ: Учебные…
- Христианство:…
Христианство: православие и католицизм
Solo in RussoApp mobile
Condividi Condividi Tweet Whatsapp Email Copia il link Apri nella app Fornito da Социологический факультет МГУ имени М. В.Ломоносова. Один из ведущих российских центров подготовки социологов. Visualizza tutte le guide- Chi siamo
- Contatti
- Assistenza
- FAQ
- Termini e Condizioni
- Investors
Level One
Нам осталось поговорить о Церкви в XX-XXI веках.
🥺 Вплоть до Первой мировой войны и даже после нее Церковь влачит жалкое существование.
⛪️ Православные Церкви Балкан, которые освободились после войн с Османской империей (Сербия, Болгария, Румыния, Молдавия, Греция), становятся независимыми. Происходит падение русской православной церкви, которая после установления советской власти подвергается страшным репрессиям.
🇷🇺 В 1917 году, сразу после отречения Николая II, в России избирается Патриарх — Тихон. Но его, митрополитов и епископов вскоре арестовывают. Многие священники гибнут в массовых репрессиях, кого-то ссылают на Соловки. Самого Тихона убивают.
🧐 Долгое время в России нет Патриарха. Митрополитом является Сергий Страгородский, который признает советскую власть. Это вызывает раскол между иммигрантской зарубежной православной церковью и теми, кто остался на территории СССР. Все это разрушает последний оплот православия.
😱 В 1939 году начинается Вторая мировая война. Папа Римский не выражает четкой позиции по происходящим вопросам. Боясь Муссолини и его правительства, а потом и Гитлера, Папы и представители церкви стараются не лезть во все эти вопросы. Так поступают не только они. Многие протестантские паcторы тоже не осуждают происходящее.
🤔 Выйдя из горнила этой страшной войны, католики, протестанты и православные начинают понимать, что с обществом происходит что-то не то, если в нем возможны Холокост, лагеря и массовые репрессии.
💡 В 1948 году появляется новая идея — создания Всемирного совета церквей. Его задача — объединить протестантов, католиков, православных и дохалкидонские Церкви между собой.
☝️ Впервые за многие годы католические епископы и кардиналы начинают участвовать в православных пасхальных богослужениях. Налаживаются контакты, снимается анафема 1054 года между Константинополем и Римом.
🤝 Православные и католики начинают говорить о том, что главная проблема между ними — исключительно юридические вопросы, а в остальном их почти ничто не разделяет.
Православие и католицизм — это… Что такое Православие и католицизм?
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Окончательное разделение православия и католицизма произошло в 1054 году. Раскол не преодолён, но взаимные анафемы были сняты в 1965 году.
Официальные позиции
И Православная и Католические церкви почитают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).
немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном… Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе[1] |
- Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»
Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. |
Основные расхождения в догматике
В православии существуют две точки зрения на католиков. Первая считает католиков еретиками, исказившими Символ Веры (путём добавления Filioque). Вторая — схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, в свою очередь, однозначно считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками.
Обрядовые различия
Среди различий между православием и католицизмом часто упоминают обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера — существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см.
Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики, например католические священники западного обряда соблюдают целибат, а католические священники восточного обряда из числа белого духовенства вступают в брак, как и православные священники.Среди главных обрядовых и канонических различий между западной и восточной традициями:
Прочее
- Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей, неоднократно в ходе истории приводившая к явлению, получившему имя цезаропапизм, который считается в рамках концепции симфонии властей отклонением от нормы. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской (Булла Unam Sanctam), которое на сегодняшний день рассматривается лишь с исторической точки зрения
- Православные не признают явления Девы Марии в Лурде и Фатиме истинными, Ватикан же определяет их как «достойные веры».
- Православные считают подозрительными католические мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа. В частности, православные считают стигматы проявлением самогипноза, а опыты блаженной Анджелы из Фолиньо, святого Франциска Ассизского, святой Терезы Авильской — как минимум спорными.
- Ряд православных богословов критикует методы католических богословов, по их мнению, излишне рациональные, юридические и схематические.
- В католицизме существует учение об индульгенциях. В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации, вызвавшей глубокий упадок как церковной жизни в целом, так и богословского образования в частности; см. Индульгенции за пределами Католической Церкви.
- Между католицизмом и православием официально отсутствует евхаристическое единство. Тем не менее, в практике Антиохийской православной церкви католики допускаются к причастию[7]. В РПЦ с 1969 года существовала практика допуска католиков к причастию[8], в 1986 году эта практика была приостановлена до «решения вопроса Православной Полнотой»[9]. Что касается причащения православных в католических храмах, то согласно правилам Католической церкви некатолики могут принимать причастие только в случае «серьёзной необходимости» и при условии, что они разделяют католическое учение о Евхаристии[10]. Декрет Второго Ватиканского собора «Orientalium Ecclesiarum» подчёркивает: «можно преподавать таинства Покаяния, Евхаристии и Елеосвящения больных восточным христианам, отделённым от Католической Церкви не по их собственному злому умыслу, если они сами об этом попросят и будут настроены должным образом. Более того: католикам также разрешается просить о тех же таинствах у служителей-некатоликов, в Церкви которых наличествуют действительные таинства, всякий раз, когда того потребует нужда или подлинная духовная польза, а доступ к католическому священнику окажется физически или нравственно невозможен»[11].
Цитаты Отцов Православной церкви
Свт. Марк Эфесский: «Итак, мы отвратились от них, как от еретиков, и поэтому отмежевались от них. Что же ещё нужно? — Ведь благочестивые законы говорят так: „Является еретиком и подлежит законом против еретиков, тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры“. Если же латиняне ничем не отклонились от правой Веры, то, по-видимому, мы напрасно их отсекаем; но если они совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого — величайшая из всех опасностей, то ясно — что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков. Почему же и миром мы помазываем их, которые от них приходят к нам? Не ясно ли — как еретиков? .. Отделили их и отсекли от общего Тела Церкви».
Цитата, приписываемая в некоторых источниках Феодосию Печерскому[12]: «вере же латынской не приобщаться, не соблюдать их обычаев, и от причастия их отвращаться, и никакого учения их не слушать, и всех их обычаев и нравов гнушаться и блюстись; дочерей своих не давать за них замуж, ни у них дочерей брать; ни брататься с ними, ни кланяться им, ни целовать его; и из одной посуды не есть, и не пить с ним, и не брать у них пищи. Им же, когда они просят у нас есть или пить Бога ради, давать есть и пить, но из их собственной посуды. Если же не будет у них посуды, давать и в своей, только потом, вымыв, сотворить над ней молитву. Ибо неправо они веруют и нечисто живут: едят со псами и кошками, пьют свою мочу и едят ящериц, и диких коней, и ослов, и удавленину, и мертвечину, и медвежатину, и бобровое мясо, и бобровый хвост»[13].
Преп. Никодим Святогорец: «Латиняне — еретики, и мы отвращаемся от них как от еретиков, подобных арианам, савеллианам или духоборцам македонианам».
Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Папизм — так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. … Благодать Божия отступила от папистов; они преданы сами себе и сатане — изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма».
Преп. Амвросий Оптинский: «Римская церковь, так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой Святой и Апостольской Церкви»[14].
Прав. Иоанн Кронштадтский: «Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12.30). Католики, лютеране и реформаторы отпали от Церкви Христовой. … Они явно идут против Христа и Его Церкви».
Официальные документы Католической церкви
«Ибо лишь через Католическую Церковь Христову, представляющую собою всеобщее орудие спасения, можно получить всю полноту спасительных средств. Мы верим, что одному лишь Собору апостолов, во главе которого стоит Пётр, Господь вверил всё богатство Нового Завета, чтобы создать на земле единое Тело Христово, в Которое надлежит полностью включиться всем, кто тем или иным образом уже принадлежит к народу Божию.»(Unitatis Redintegratio, 3)
«Поскольку, однако, общение со Вселенской Церковью [Ecclesia universali], представляемой преемником Петра, это не внешнее дополнение по отношению к отдельной Церкви, но один из её внутренних конститутивных элементов, ситуация этих досточтимых христианских общин также означает, что их существованию, как отдельных Церквей, нанесена рана.» (Communionis notio, 17)
«Католическая Церковь в равной степени разделяет заботу о христианах, которые не находятся с ней в полном единстве: подготавливая единение с ними, которого желал Христос, и осуществляя единство в истине, она сознает, что серьёзным образом нарушила бы свой долг, если бы не свидетельствовала перед ними о полноте откровения, которое она хранит. » (Evangelii Nuntiandi, 54)
«Una vera est fidelium universalis ecclesia extra quam nullus omnimo salvatur (Единственно правильной признается вера во Вселенскую [Католическую] Церковь, вне которой никто не может быть спасен)» (Догмат IV Латеранского Собора)
Вопрос о прозелитизме
Русская православная церковь нередко обвиняет католиков в прозелитизме, под которым она понимает проповедь католичества среди православных. В 2002 году Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата выпустил справку, озаглавленную «Католический прозелитизм среди православного населения России»[15]. В ней содержались утверждения о том, что многочисленные монашеские католические ордена: «Миссионеры — сыновья Непорочного сердца Благословенной Девы Марии», кларетины, «Сёстры — миссионерки Божественной любви», «Миссионерки Святого Семейства», вербисты (SVD — Societas Verbi Divini — «Общество Слова Божия»), иезуиты, салезианцы — «Cалезианцы дона Боско — Общество святого Франциска Сальского», францисканцы и т. д. — действующие в России, считают своим долгом миссию среди местного населения, включая обращение православных в католичество. По мнению РПЦ, именно миссия, а не священническое окормление традиционной католической паствы, является главным делом монашеских католических орденов в России. В частности, в справке приводятся факты активной работы монахов католических орденов в общеобразовательных школах (уроки катехизации для детей начальной школы, религиоведение для старшеклассников), миссионерской деятельности среди населения путем создания Католических молодёжных центров, организации детских каникул на базе летних лагерей, санаториев, работы в домах инвалидов, распространения католической литературы через почтовые ящики и т. д. Занимавший в 2002 году пост архиепископа митрополита архиепархии Матери Божией в Москве Тадеуш Кондрусевич опубликовал ответ на справку ОВСЦ, где отклонил обвинения в прозелитизме и опроверг ряд приведённых в справке фактов[16].
Вопрос о прозелитизме, наряду с вопросом об украинских униатах, по-прежнему остаётся источником напряжённости. В конце 2005 года патриарх Алексий II сказал:
Мы считаем, что подобной встрече Папы и Патриарха должны предшествовать реальное улучшение отношений и преодоление тех трудностей, которые существуют на сегодняшний день. Их осложняют прозелитизм Римско-Католической Церкви и разгром православных епархий в Львове, Тернополе и Ивано-Франковске. Перенос кафедры грекокатолического архиепископа из Львова в Киев, продвижение грекокатоликов на восток также не способствуют налаживанию отношений между Церквями[17] |
Примечания
Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм
Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм
Христианством был создан идеал универсального поведения людей, их существования, целостное мировоззрение и мироощущение. Основой христианства выступает учение об Иисусе Христе – богочеловеке, сыне Бога, пришедшем к людям с добрыми намерениями, заповедующего им законы праведной жизни и принявшего во искупление человеческих грехов страдания и мученическую смерть распятым на кресте.
Христиане верят, что мир создал единый предвечный Бог, и в мире этом не было зла. Воскресение Христа ознаменовало для христиан по победу над смертью и возможность вечной жизни с Богом. Основной идеей христианства выступала идея о грехе и спасении человека. Люди грешны перед лицом Бога, это и делает равными всех, все люди – грешны, все рабы божьи.
Христианская религия утверждает, что страдания на Земле даруют человеку спокойствие и райское блаженство в загробном мире, а сопротивление злу – это путь нравственного совершенствования.
Замечание 1
Основными направлениями в христианстве выступают православие, католицизм, протестантизм.
Причиной раскола религии выступает то, что начиная с IV века, римское христианство все более соединялось с государством и впитывало его проязыческий дух. Католическая церковь, будучи основанной на традициях Рима, больше тяготела к римской практичности и жестокости.Православие же впитало дух Византии и тяготело к возвышенному греческому философствованию.
Иными словами, две традиции уходили своими истоками в два разных мира – греческий и римский, поэтому начали отдаляться друг от друга.
Православие
Православная церковь наиболее близко стоит к традициям раннего христианства. Отличительная особенность православия – сохранение первых семи Вселенских Соборов, без добавления к ним ни одного нового догмата и не исключение ни одного из них. Православная соборность предполагает единение мирян с духовенством, приверженность традициям и коллективное начало.
Готовые работы на аналогичную тему
Православная церковь утверждает, что христианство, в отличие от остальных религий, — это божественное откровение, составляющее основу православной веры. Оно базируется на совокупности догматов – непреложных истин, которые также выступают как результат божественного откровения.
Одним из основных законов православия выступает рецепция, то есть принятие всей церковью каких бы то ни было норм. Ни один орган Церкви или лицо не может быть непогрешимым. В православии очень строго соблюдают традиции семи таинств:
- крещение
- причастие
- покаяние
- миропомазанье
- брак
- елеосвящение
- священство.
Кроме совершения таинств, православие обязывает читать молитвы, поклоняться кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Важное место в православии отведено постам и праздникам, главным из которых является Пасха, установленная в честь воскресения распятого на кресте Иисуса.
Католицизм
Основой католической веры служат книги Нового и Ветхого Заветов, решения 21 Вселенского Церковного Собора и Святое Придание. У католической церкви, в отличие от православной, есть единый глава – Папа. Глава церкви – наместник Христа на Земле и преемник апостола Петра. Папа выполняет тройную функцию, являясь: епископом Рима, пастырем Вселенской Церкви и главой Государства Ватикан. В католицизме все священники относятся к какому-то монашескому ордену и обязаны соблюдать обет безбрачия.
В католической церкви сформулирован догмат о чистилище, как промежуточном пункте между адом и раем, в котором пребывают души грешников, не прощенные в земной жизни, но на которых не лежат смертные грехи.
В католичестве искупить грехи можно общественным трудом. В целом католицизм достаточно снисходителен к человеку, так как основан на убеждении, что все люди грешны по природе своей, безгрешен только Папа. В связи с этим в Средневековье появилась практика индульгенций – выкуп грехов за деньги.
Также католицизм отличается возвышенным почитанием Богородицы, выраженном догматом о непорочном зачатии Девы Марии, а также догматом о телесном вознесении Марии.
Определение 1
Главный праздник католицизма – Рождество.
Протестантизм
У большинства протестантов Библия признана как единственный источник вероучения. Протестантизм ориентирует человека на возможность личного общения с Богом. Из этого вытекает право каждого человека прочитать и обсудить Библию. Протестанты уделяли большое внимание человеческому воплощению Иисуса, поэтому основной их праздник – Рождество. Основными богослужениями являются:
- чтение библии;
- проповеди;
- индивидуальные и коллективные молитвы;
- пение религиозных гимнов.
Преимущественно отвергнут культ Марии, святых, мощей и икон. Основная организационная структура протестантизма – община, в которой нет развитой иерархии священнослужителей.
В протестантизме выделяют два направления:
- либеральное – признает критику Библии;
- фундаменталистское – настаивает на буквальном понимании Библейских текстов.
Протестантизм учит, что значение имеют не только и не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих задач, то есть в добросовестном выполнении трудовых задач человек реализует заповеди христианства. Протестантизмом утверждено равенство перед Богом всех верующих и проповедование спасения верой уже на Земле. Также отрицается монашество и безбрачие духовенства. Протестантизм характеризуется стремлением к разделению сфер влияния духовной власти церкви и светской власти государства.
Основной догмат протестантизма – это догмат о спасении души только лишь верой в искупительную силу жертвы Иисуса Христа. Другие способы спастись, принято считать несущественными. В соответствии с этим догматом, в связи с грехопадением, первородным грехом, произошла утрата человеком способности к самостоятельному совершению добра, в связи с чем спасение может прийти к нему только в результате божественного вмешательства, то есть спасение – это дар божественной благодати.
7.1. Раскол христианства (православие и католицизм). История религии : конспект лекций
7.1. Раскол христианства (православие и католицизм)
Уже в начальный период своего существования христианство не представляло собой единую в административном отношении церковь. Процесс утверждения Символа веры на Вселенских соборах продемонстрировал серьезные расхождения между западным христианством (католицизмом) и восточным христианством (православием). На территории западной части Римской империи существовала единственная Римская католическая церковь, обязанная своим основанием деятельности апостола Петра, проповедовавшего в Риме и нашедшего там свою мученическую кончину. Во главе этой церкви стоял римский папа (от лат. pappas – отец, отче), в I–II вв. выполнявший небезопасные функции священника римской христианской общины (несколько римских пап были казнены или погибли от рук солдат императора). Позже папа стал римским епископом, а впоследствии получил в свои руки власть над громадными территориями Италии, Галлии, Германии и Англии. В VII в. представителями католической церкви была изготовлена фальшивая грамота (так называемый «Константинов дар»), в которой будто бы римский император Константин I (306–337) в благодарность за духовное наставление и избавление от мучившей его проказы передавал в дар римскому папе в церковное управление всю западную часть империи.[35]
Зародившись в восточной части Римской империи, православие в отличие от католицизма не подверглось жесткой централизации, а представляло собой конгломерат (совокупность) нескольких отдельных церквей, возглавляемых отдельными патриархами. Наиболее уважаемыми и старыми из этих церквей были четыре: Константинопольская (ее патриарх формально продолжал считаться главой всей Восточной церкви), Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская (являвшаяся самой древней патриархией на том основании, что первым епископом иерусалимской общины бы Иаков, брат Иисуса). Но просветительская деятельность этих церквей привела к тому, что во многие страны Восточной Европы христианство проникало именно в его православной трактовке. К числу таких стран относились Сербия (кон. IX в.), Болгария (865 г.), Румыния (IV–V вв.) и др. Таким образом, можно говорить о том, что православному крещению подвергались не отдельные страны, а племена, проживавшие на территории будущих суверенных (независимых) государств. Формально эти племена считались независимыми, но признание церковного авторитета одной из православных церквей (как правило, речь шла о Константинопольской патриархии) делало их подвластными, пусть даже в церковном вопросе, Византии. Такая позиция, устраивавшая вождей этих племен на начальной стадии взаимоотношений, переставала их удовлетворять в дальнейшем, когда на племенных территориях начинали складываться отдельные государства, предпочитавшие и в отношении вероисповедания придерживаться независимости. Воспользовавшись кризисом Константинопольской патриархии, связанным с нашествием турок на территорию Византии в XIII–XIV вв. , Болгария, а вслед за ней и Сербия предпочли объявить свои церкви автокефальными (независимыми) от остальных церквей православного толка.
Трения между основными направлениями христианского вероучения возникли вскоре после VII Вселенского собора (787 г.), который официально признается сторонниками православной церкви последним Вселенским собором. В основе церковных противоречий лежат не только разночтения чисто догматического характера, основным из которых является дополнение католиками к Символу веры «filioque» (в переводе с лат. – «и от сына»). Смысл этого дополнения состоит в том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Важным фактором окончательно разрыва церквей явились политические причины. Их суть заключалась в противоборстве итальянских правителей и Византийской империи, некоторое время успешно осуществлявшей экспансию на территорию Апеннинского полуострова.
Первым шагом к разрыву стала схизма (церковный конфликт) 862–870 гг., спровоцированная действиями византийского императора Михаила III, который низложил константинопольского патриарха Игнатия и возвел на его место Фотия, бывшего по своим убеждениям абсолютно светским человеком. Римский папа Николай I счел этот момент удобным для доказательства своего могущества и выступил с осуждением нового патриарха и требованием возвращения на патриарший престол Игнатия. Фотий, возмущенный вмешательством римского папы во внутренние дела Константинопольской патриархии, созвал в 867 г. собор, который выступил с осуждением инициативы папы Николая I. Но в этот момент ситуация резко изменилась, поскольку покровитель патриарха Фотия византийский император Михаил III был убит, а взошедший на престол Василий I произвел «рокировку», поменяв действующего патриарха на его предшественника Игнатия (870 г.). Однако и эта кандидатура не устроила римского папу, чему способствовало очередное обострение отношений из-за церковного подчинения Болгарии, которая приняла христианство в его православном варианте, но находилась в сфере интересов католической церкви. Через несколько лет Игнатий умер (879 г.), а на его место вновь взошел Фотий, вынужденный согласиться на взаимовыгодный обмен: римский папа Иоанн VIII отменял анафему (отлучение от церкви), наложенную на Фотия, но взамен получал в свое подчинение Болгарию. Выполнение оговоренных условий договора оказалось односторонним. Фотий с большими торжествами вновь взошел на патриарший престол, но отдавать Болгарию под юрисдикцию римского папы не торопился. В 880 г. на Константинопольском соборе, объединившем патриархов всех восточных церквей, Фотий был оправдан по всем пунктам обвинения, предъявленного римской католической церковью, и был официально признан в патриаршем звании. Этот конфликт, не вылившийся в долгое противостояние, стал «первым звонком» неутихающих противоречий, окончательное обострение которых произошло в 1054 г. и завершилось официальным разделением церквей, отныне разделивших христианство на два различных направления.[36]
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесРелигия
Основными конфессиями в Татарстане являются ислам и православие. Проводимая в республике долговременная политика соблюдения баланса интересов двух ведущих конфессий играет важную роль в сохранении и укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия.
В качестве позитивной тенденции следует отметить исторически сложившееся, устойчивое взаимопонимание между представителями ислама и православия, их взаимодействие между собой и с другими традиционными для нашего региона конфессиями – иудаизмом, католицизмом и лютеранством.
Межконфессиональное сотрудничество в интересах всех граждан Республики Татарстан развивается по различным направлениям, в том числе и в реализации социально значимых проектов (профилактика наркотизации, работа с социально незащищенными слоями населения, реабилитация лиц с ограниченными возможностями и др.).
В ежегодном Послании Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова Государственному Совету Республики Татарстан от 13 сентября 2012 года подчеркнуто, что «. .Нашим безусловным достижением было и остается позитивное состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, дух мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных этнических групп и вероисповеданий».
На 1 января 2013 г. в Республике Татарстан по данным Управления Министерства юстиции РФ по РТ зарегистрировано 1594 религиозных организации (1505 на 1 января 2012 г.), в том числе: Русская православная церковь – 305; истинно-православная церковь — 2; старообрядцы — 5; римско-католическая церковь — 2; армянская апостольская церковь – 1; ислам — 1193; буддизм — 1; иудаизм ортодоксальный — 3; евангельские христиане – баптисты — 6; христиане веры евангельской — 5; евангельские христиане — 26; христиане веры евангельской – пятидесятники — 17; адвентисты седьмого дня — 10; лютеране — 5; реформатская церковь — 1; новоапостольская церковь — 1; свидетели Иеговы -5; церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) — 1; церковь последнего завета — 1; сознание кришны (вайшнавы) — 2; вера бахаи — 1; иные вероисповедания — 1.
Наглядным выражением процесса религиозного возрождения в республике стало культовое строительство и реставрация переданных в пользование и собственность религиозным организациям храмов. Функционирует 1763 культовых зданий и молитвенных домов различных конфессий, из которых в пользовании и собственности мусульман находится 1382 мечети, православных – 320 храмов, а также 61 молитвенный дом других конфессий.
По числу зарегистрированных религиозных общин Республика Татарстан, относится к числу лидеров среди субъектов Российской Федерации. В последние годы численность религиозных организаций стабилизировалась, отмечается незначительный рост общин, в основном представленных объединениями ведущих конфессий — ислама и православия.
Деятельность двух централизованных религиозных организаций — Духовного управление мусульман РТ и Казанской епархии РПЦ, преобразованной в Татарстанскую митрополию, территориально охватывает всю республику. При Казанской епархии ведут деятельность 9 монастырей, 1 духовная семинария, при ДУМ РТ 10 мусульманских религиозных образовательных учреждений, в том числе Российский исламский институт.
28 августа 1999 г. вступил в силу Закон Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях». В нем учтены специфические черты многонациональной республики, конкретизированы особенности правового режима отделения церкви от государства, четко определены позиции государства в регулировании религиозных отношений, обозначены границы признаваемой и защищаемой свободы совести и свободы вероисповедания. Закон своим содержанием направлен на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
На внеочередной сессии Государственного Совета Республики Татарстан 3 августа 2012 г. были приняты поправки в Закон Республики Татарстан «О свободе совести и религиозных объединениях», направленные на защиту прав и свобод человека, предупреждение религиозного экстремизма, содействие укреплению внутриконфессионального и межконфессионального согласия. Согласно изменениям иностранные граждане не могут выступать в роли учредителей местной религиозной организации. Отныне такое право имеют только россияне. А кандидаты, претендующие на должность священнослужителей, обязаны будут предъявить диплом о религиозном образовании. Признавать или не признавать его, религиозные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, будут решать самостоятельно.
Заметно усилилось взаимодействие Президента Республики Татарстан и представителей органов власти с религиозными организациями основных конфессий, расширилась практика встреч с духовными лидерами, в ходе которых обсуждаются проблемы, волнующие верующих – восстановление и строительство новых культовых зданий, вопросы религиозного образования, духовно-нравственного воспитания. Президент Р.Н. Минниханов принимает участие в значимых мусульманских мероприятиях — Всероссийском форуме татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия», «Изге Болгар жыены», фестивале колокольного звона «Алексеевские перезвоны», посещает религиозные учебные заведения.
По инициативе Государственного Советника Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева реализуется крупномасштабный проект «Культурное наследие – остров-град Свияжск и древний Болгар» на 2010-2015 годы, в рамках которого осуществляется реконструкция и строительство многих культовых объектов, являющихся достопримечательностями России.
Q&A: Подробнее о православных христианах
Наряду с католицизмом и протестантизмом православие является одной из трех основных христианских традиций в мире. Но в отличие от двух других крупных ветвей христианства, распространившихся по всему развивающемуся миру, православие по-прежнему в значительной степени ограничено Европой.
Многие страны с большинством православных, такие как Россия и Украина, были частью бывшего Советского Союза и на протяжении большей части 20-го века официально были враждебны религии.За более чем 25 лет после распада советского блока в некоторых из этих стран произошло православное возрождение. Но, согласно новому отчету Pew Research Center, многие люди, которые теперь идентифицируют себя как православные христиане, не считают религию важной частью своей жизни. И, особенно в бывших советских республиках, многие также сообщают о низком уровне соблюдения религиозных обрядов, таких как посещение церкви или ежедневная молитва.
Недавно мы встретились с Джорджем Демакополусом, профессором богословия Фордхэмского университета, чтобы изучить тенденции и проблемы в православном христианском мире.Демакополус — известный знаток истории православного христианства, автор и редактор шести книг.
Россия является крупнейшей православной страной в мире, и многие за пределами страны считают лидера ее церкви высшим авторитетом. Что, помимо размера, делает Россию и Русскую церковь особенными в православном мире?
Джордж Демакополус, профессор богословия, Фордхэмский университетРусская Православная Церковь не претендует на теологическое лидерство в мире.Напротив, значение Московского Патриархата в сознании православных христиан связано с геополитическим значением Российского государства. И это особенно связано с тем, как президент России Владимир Путин воспринял православие как единственную наиболее отличительную черту культурного наследия России, которое, по его мнению, простирается за пределы самой России.
Путин — и, соответственно, Русская православная церковь — популярны среди многих нерусских православных, потому что он все больше позиционирует российское правительство как единственного политического защитника христиан на Ближнем Востоке.Более того, он и московский патриарх все чаще противопоставляют язык «традиционных ценностей» светским идеологиям, преобладающим в Западной Европе и США. Таким образом, многие православные христиане, живущие за пределами России, видят в могущественной России с возрождающейся Православной Церковью позитивный фактор для глобального Православия.
Связь между политической властью России и восприятием глобального лидерства Московского Патриархата становится тем более очевидной, когда мы сравниваем ее с ситуацией Вселенского Патриарха Константинополя, который является каноническим лидером православного мира, но который страдает от постоянных преследований. от турецкого правительства и у которого мало реального геополитического авторитета.
В большинстве стран Восточной и Центральной Европы большинство людей, считающих себя православными, говорят, что религия
, а не важна в их жизни, и что они не ходят в церковь. Чем объясняется этот разрыв между религиозной идентичностью и религиозной практикой в большей части православного мира?Американцам очень трудно понять, каким образом религия и культурная идентичность пересекаются в православном мире. Для большинства американцев религиозная приверженность состоит в первую очередь из набора доктринальных утверждений веры: «Я верю в то и это, но не в это.Однако в большинстве стран мира религиозная идентичность и ассоциация действуют на гораздо более глубоком уровне с сильными культурными ассоциациями на уровне общин.
Православие — это не столько проверка списка догматических утверждений, сколько привязка к местной и региональной культуре. Таким образом, для кого-то в Греции или России совсем не редкость идентифицировать себя как православного и участвовать в крупных общественных праздниках, связанных с христианством (Пасха, Рождество, Богоявление и т. Д.), Но фактически не верить в учения церкви или возможно, даже в Боге.
Наш опрос показывает, что большинство православных христиан социально консервативны в таких вопросах, как однополые браки и должно ли общество принимать гомосексуальность. На ваш взгляд, проистекает ли этот социальный консерватизм из культуры каждой страны или из приверженности православным учениям?
Хотя я думаю, что очень трудно отделить то, что является культурным от того, что является религиозным среди этих групп населения, также примечательно отметить различия в этих данных в отношении тех регионов, которые были частью Советского Союза, и тех, которые не входили в состав Советского Союза.Советский лидер Иосиф Сталин объявил гомосексуальность преступлением, связав его с педофилией и риторически связав с буржуазным распутством. Сегодня пропаганда российским правительством «традиционных ценностей», которая очень популярна среди православных христиан, часто сопоставляется с идеей безбожного светского Запада.
Другими словами, хотя позиция Православной церкви в отношении однополых браков и гомосексуализма, безусловно, является социально консервативной, различие в данных между бывшими советскими республиками и остальным православным миром предполагает, что есть нечто большее. на работе здесь, чем только церковное обучение.
православных христиан составляют менее 1% населения США. В то же время это разнообразная группа, в которую входят русские, греки, армяне, эфиопы и другие. Как эти разные группы относятся друг к другу? Есть ли чувство единства, или они в значительной степени действуют независимо друг от друга?
Во всем мире существует 15 самоуправляющихся церквей среди восточно-православных, в то время как восточные православные, включая коптов, армян, эфиопов и ассирийцев, имеют свои собственные церкви.Большинство деноминаций в обеих группах имеют институциональные церкви в США, при этом Греческая православная церковь является самой большой. (Американская Православная Церковь, ответвление Московского Патриархата 1970-х годов, является вторым по величине. )
Хотя эти общины действительно действуют независимо друг от друга, наблюдается движение к большей координации между восточными православными церквями посредством создания Ассамблеи канонических епископов, состоящей из более чем 50 членов. В то время как собрание продвигается довольно медленно в отношении решения вопросов дублирования юрисдикций и других вопросов, им удалось сделать совместные заявления по актуальным вопросам.Например, совсем недавно они осудили расизм в свете событий в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния.
Наш опрос показывает, что многие православные христиане прохладно относятся к Папе Франциску и Римско-католической церкви. Спустя почти 1000 лет после Великого раскола 1054 года, разделившего христианский мир на католическую и православную сферы, что до сих пор вызывает отсутствие близости между этими двумя христианскими традициями?
Есть теологические проблемы, которые продолжают разделять православных и католиков, причем вопрос о папской власти является наиболее важным. Но разрыв между православными и католиками в средние века касался не только богословия. Это также отражало политические, культурные и экономические сдвиги, которые часто привносились в богословские дискуссии.
Средневековые крестовые походы особенно изменили отношения между христианским Востоком и христианским Западом, создав в Леванте серию небольших колониальных государств, которые были подчинены западным державам и что привело к огромной краже как материальных, так и религиозных сокровищ.Эта динамика продолжалась, хотя и по-новому, в период османского турецкого владычества над многими православными землями на Балканах и в Восточной Европе. В это время православные были вынуждены обратиться к западным христианам как к своего рода спасательному кругу для книгопечатания и образования, что было запрещено турками.
В XIX и XX веках, когда возникающие национальные государства в Восточной Европе стремились вырваться из османского ига, они в значительной степени присоединились к западноевропейским колониальным силам, но в православных странах оставались голоса, которые не хотели присоединяться к власти Запада. .В результате православная идентичность, по крайней мере, частично была определена в противовес западному христианству. Таким образом, даже если православный христианин может положительно относиться к такой фигуре, как Папа Франциск, ему очень трудно понять православную церковь, которая, по крайней мере, в некотором роде не контрастирует с Римско-католической церковью.
Дэвид Маши — бывший старший писатель / редактор исследовательского центра Pew Research Center, специализирующийся на религии.Основные выводы о православных христианах
Женщина зажигает молитвенную свечу в православном храме в Москве.(Спенсер Платт / Getty Images)Православие — третья по величине ветвь христианства после католицизма и протестантизма. Согласно новому отчету Pew Research Center, сегодня в мире около 260 миллионов православных христиан.
Православие, или восточное христианство, формально отделилось от римского католицизма (известного тогда как западное христианство) в 1054 году из-за множества богословских проблем, в том числе из-за споров о папской власти.
Вот основные выводы о православных христианах, основанные на отчете:
1Доля православных христиан в общем христианском населении уменьшилась, хотя их число более чем удвоилось с 1910 года, когда их было 125 миллионов. Это уменьшение доли связано с тем, что мировое население католиков, протестантов и других христиан в совокупности увеличилось почти в четыре раза за последнее столетие (с 490 миллионов в 1910 году до 1,9 миллиарда в 2010 году). Примерно каждый восьмой христианин (12%) сейчас является православным, по сравнению с каждым пятым (20%) в 1910 году.
2Более трех четвертей (77%) православных христиан во всем мире живут в Европе, , хотя в Эфиопии проживает значительное православное население (36 миллионов).Это резко контрастирует с географическим распределением католиков и протестантов, из которых только 24% и 12% проживают в Европе соответственно. Большинство католиков и протестантов сейчас проживают в Латинской Америке, странах Африки к югу от Сахары или в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 1910 году примерно половина или более христиан всех трех традиций жили в Европе.
3Большинство православных христиан живут в странах, которые в советское время находились за железным занавесом, и, по некоторым стандартным меркам, они демонстрируют относительно низкий уровень религиозности. Это особенно актуально для православных христиан, проживающих в бывших советских республиках. В России, где проживает самое большое православное население в мире (101 миллион), только 6% православных говорят, что посещают церковь не реже одного раза в неделю, 15% считают, что религия «очень важна» в их жизни, а 18% говорят, что молятся ежедневно. . Опять же, противодействует этой тенденции Эфиопия, где 78% православных христиан говорят, что они посещают религиозные службы как минимум раз в неделю, 98% считают, что религия «очень важна» в их жизни, а 65% говорят, что молятся ежедневно.
4 Подавляющее большинство православных христиан во всем мире говорят, что гомосексуальность не должен приниматься обществом. Почти во всех странах, где проводился опрос, за исключением Греции и США, ортодоксальное большинство думает так. Эти взгляды особенно сильны среди православного населения бывших советских республик. Ортодоксальное большинство в опрошенных странах также выступает против легализации однополых браков, хотя США являются исключением из этого правила.
5 Немногие православные христиане говорят, что хотят воссоединиться с Римско-католической церковью. Мнение о том, что восточное православие и римский католицизм должны примириться, составляет позицию меньшинства в каждом православном населении, опрошенном в Центральной и Восточной Европе, за исключением Румынии. В то же время многие православные христиане отказались отвечать на этот вопрос, возможно, из-за неоднозначного отношения к этой теме. Католики в регионе примерно так же склонны, как и православные, выступать за то, чтобы их две церкви снова находились в общении (в среднем 38% и 35% соответственно). Тем не менее, ортодоксальное и католическое большинство в большинстве опрошенных стран говорят, что эти две религиозные традиции имеют «много общего» друг с другом.
6Православные христиане широко поддерживают запрет своей церкви на рукоположение женщин в священники. В большинстве исследованных стран больше православных христиан поддерживают эту позицию церкви, чем против нее. Например, в Эфиопии 89% православных христиан поддерживают запрет на рукоположение женщин и только 7% выступают против него. А в Румынии 74% православных христиан поддерживают церковную позицию, а 22% выступают против нее. Православные женщины, как и православные мужчины, склонны выступать против рукоположения женщин.
Исправление: График «Относительно низкая доля православных и католиков, выступающих за то, чтобы восточное православие и римский католицизм находились в общении», была обновлена, чтобы скорректировать долю католиков в Боснии, заявляющих, что две церкви должны быть в общении.
Джефф Диамант — старший писатель / редактор исследовательского центра Pew Research Center, специализирующийся на религии.Аудиокнига недоступна | Слышно.com
Evvie Drake: более
- Роман
- К: Линда Холмс
- Рассказал: Джулия Уилан, Линда Холмс
- Продолжительность: 9 часов 6 минут
- Несокращенный
В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее взаперти, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.
- 3 из 5 звезд
Что-то заставляло меня слушать….
- К Каролина Девушка на 10-12-19
Предложение о католико-православном евхаристическом общении во время пандемии
В разгар пандемии COVID-19 Папа Франциск 27 марта охарактеризовал всемирную травму следующим образом: «Бог призывает людей судить о том, что для них наиболее важно, и принять решение действовать соответствующим образом с этого момента.«Может ли этот случай стать временем для более глубокого общения между нами?
Католики, православные и православные иерархи, пасторы и верующие согласны с тем, что Евхаристия, тело и кровь Сына Божьего, является самым драгоценным даром Бога церкви. Для нас это очень важно!
Тем не менее, разделяя ту же веру в высшую важность Евхаристии, мы по-прежнему воздерживаемся от разделения хлеба и чаши друг с другом из-за разногласий в доктринах.
Возможно, эта пандемия является поводом для тех, кто привержен делу укрепления единства христиан, подумать о прыжке вперед: рассмотрят ли Католическая, Православная и Восточная Православные церкви расширение причастия к таинствам, особенно евхаристического, на взаимной, обычной основе?
Основание для такого рассмотрения может быть почерпнуто из общих деклараций и заявлений, уже сделанных церквями. Например, в Общей декларации армян и католиков 1996 года говорилось, что лидеры двух общин, Папа Иоанн Павел II и Католикос Гарекин I, признали «глубокое духовное общение, которое уже объединяет их и епископов, духовенство и мирян их церквей.«
«Из-за фундаментальной общей веры в Бога и в Иисуса Христа споры и несчастливые разногласия, которые иногда следовали за разными способами их выражения… не должны продолжать влиять на жизнь и свидетельство Церкви сегодня», — говорится в заявлении. .
Дополнительные доктринальные соглашения могут не потребоваться для расширения положений о причастии. Фраза «почти идеальное единство» и аналогичный язык десятилетиями использовались в различных формах в общих декларациях.
Само существование нынешних положений в католическом каноническом праве, разрешающих участие в евхаристии с православными при определенных условиях, является показателем того, что католическая церковь считает, что существует достаточное доктринальное согласие для некоторой формы причастия (известного на католическом языке как communatio in sacris ), хотя и в исключительных случаях.
Доктринальные согласования не должны быть единственной проблемой, используемой как точный индикатор того, когда было достигнуто полное общение.
Мы должны вспомнить, что доктринальные и дисциплинарные соглашения были достигнуты между Востоком и Западом на Втором Лионском соборе (1274 г.) и Соборе Флоренции (1431–1449), но вскоре после этого распались, поскольку не было достигнуто настоящее полное общение. Соглашения были сформулированы и подписаны, но общение не было установлено. В современном мире Святой Дух счел нужным восстановить «почти совершенное общение», еще не достигнув полного доктринального консенсуса.
Папа Франциск предложил аналогичный подход во время аудиенции в Ватикане в мае 2018 года с делегацией Московского Патриархата.
«Экуменизм достигается путём путешествий», — сказал понтифик. «Мы ходим. Некоторые думают — но это неправильно, — что сначала должно быть доктринальное согласие по всем пунктам разделения, а затем и путь».
«Мы должны продолжать изучать богословие, чтобы прояснить моменты, но пока давайте идти вместе, давайте не будем ждать, пока эти вещи разрешатся, чтобы идти», — сказал он.
Католический канонический закон в Кодексе канонов восточных церквей 1990 г. (и его аналоге Кодекс канонического права для Латинской церкви 1983 г.) уже предусматривает участие в таинствах в чрезвычайных обстоятельствах:
- Канон 670 , Кодекс канонов восточных церквей , параграф 1 предусматривает, что верующие католики-христиане по уважительной причине могут посещать литургические богослужения других христиан и участвовать в них, соблюдая другие требования закона.
- Канон 670, параграф 2 дает епархиальному епископу право предоставлять в пользование католическое здание, кладбище или церковь некатолическим христианам, если им не хватает места, в котором можно было бы достойно совершить богослужение.
- Канон 671, параграф 2 позволяет христианам-католикам приближаться к некатолическому священнику, чтобы получить таинства покаяния, Евхаристии и помазания больных в исключительных случаях, если они не могут приблизиться к католическому священнику и опасности ошибки и безразличия избегаются.
- Канон 671, параграф 3 позволяет католическим служителям прислуживать таинства покаяния, евхаристии и помазания больных восточным некатолическим христианам в исключительных случаях, если эти верные просьбы для них самостоятельно и должным образом выполнены.
- Канон 681, параграф 5 разрешает законное крещение младенцев некатолических христиан, если их родители или, по крайней мере, из них, или лично ответственные за них лица просят об этом, и для них морально или физически невозможно обратиться к своему служителю.В таком случае ребенка обычно приписывают церкви родителей-некатоликов или той, которая занимает их место.
- Канон 833, параграф 1 разрешает местному иерарху дать любому католическому священнику право благословлять брак верующих христиан из Восточной некатолической церкви, если эти верующие не могут подойти к священнику своей собственной церкви с серьезными трудностями и добровольно просят это при условии, что ничто не препятствует законному и законному празднованию.
Эти пастырские приспособления являются следствием Второго Ватиканского Собора и действительно знаменуют собой заметную трансформацию в отношениях между нашими церквями. Тем не менее, эти нормы католической церкви в определенном смысле несовершенны.
Первый недостаток состоит в том, что это односторонние канонические положения Католической церкви. Конечно, Католическая церковь не могла бы позволить себе принимать законы от имени Православной или Восточно-Православной Церквей.В «Экуменической директории» 1993 года Католическая церковь ясно дает понять, что Православные церкви не могут принимать или даже прямо отвергать такие практики евхаристического обмена, и советует своим пасторам и верующим быть внимательными к их позиции.
Что все еще необходимо, так это обоюдная договоренность, по которой православные и католики разрешают своим служителям прислуживать евхаристию верующим из другой церкви и своим верным принимать Евхаристию в другой церкви.
Хотя дискуссии лучше всего проводить в контексте экуменических диалогов, возможно, двусторонний подход, т.е.д., Католическая Церковь вместе с другой Православной или Восточной Православной Церковью — это лучшее, что может быть достигнуто в настоящее время, что позволило бы постепенно расширять сакраментальное разделение.
Следует понимать, что расширение причастия к причастию к одной церкви не будет свидетельствовать о большей степени общения с католической церковью. Такой подход позволил бы признать отдельные проблемы каждой церкви. В любом случае дифференцированный подход к разделению причастий (например,ж., крещение, Евхаристия и брак), на самом деле, является нынешним порядком.
Второй недостаток в том, что они исключительные. Отказ от сослужения епископов и священников, разве нельзя было разрешить верующим принять причастие от служителя другой церкви просто по правому делу ?
Следует избегать индифферентизма и ложного иренизма. Тем не менее, в условиях нынешнего всемирного кризиса, могло ли причастие в Православной и Католической церквях верующими этих церквей быть новым знаком близости и стремления к полному общению?
Иерархии наших соответствующих церквей будут продолжать учить, что наши церкви еще не в полном общении и не все доктринальные разногласия разрешены, и что они возьмут на себя обязательство путешествовать вместе в поисках общего понимания тайны спасения.
Тем не менее, мы должны молиться, чтобы Божественное Провидение преобразовало некоторые разногласия в простые различия.
Расширение причастия к причастию означало бы, что Евхаристия больше не будет вожаком разделения, а скорее знаком церковного общения, которое уже существует. Мы продолжим путь вместе — используя образ Папы Франциска — к полному общению, зная, что это будет достигнуто только в конечном итоге, когда мы увидим Господа.
[Джон Д.Фарис — хорпископ Маронитской католической церкви. Он является членом католической делегации по национальному экуменическому диалогу с православными и восточными православными, а также членом делегации Ватикана по международному диалогу с восточными православными.]
Архиепископ обращается к православно-католическому примирению на лекции «Экономос»
Фотографии Майка Треотолы Центр православных исследований Фордхэма приветствовал Его Высокопреосвященнейшего архиепископа Элпидофора из Греческой Православной Архиепископии Америки на широкомасштабное мероприятие в сентябре.21 лекция о будущем православно-католических отношений.Выступая с кафедры университетской церкви в кампусе Роуз-Хилл, архиепископ проследил историю недавнего сближения православной и католической церквей и извлек из нее уроки для продвижения вперед.
«Сегодня, более чем когда-либо, нам нужно думать не только о наших различиях, но и о том, как мы можем ожидать воссоединения наших церквей через заново открытый опыт общения», — сказал архиепископ Эльпидофор в лекции, которая транслировалась в прямом эфире через Zoom и заархивировалась на YouTube.Мероприятие было частью серии лекций «Экономос Православие в Америке», которая была переименована этой осенью в благодарность за щедрую поддержку Христом и Анастасией Экономос Центра православных исследований.
«[Это] общение, — сказал архиепископ, — основанное на взаимном признании, общем исповедании веры, принятии разнообразия, литургическом разделении, синодальности и соборности, миссии и евангелизации, субсидиарности, обновлении и возрождении, и, наконец, , роль папства.”
Архиепископ, который в мае 2019 года был избран восьмым архиепископом Америки с момента основания Греческой православной архиепископии в 1922 году, коснулся многих вопросов, которыми занимались обе церкви после визита Папы Иоанна Павла II в Румынию в 1999 году. приглашение Патриаха Теоктиста Румынской Православной Церкви.
Этот диалог продолжается урывками, сказал он, но сам по себе это дар от Бога.
«Превращение диалога милосердия в диалог истины, то есть переход от жестов заново открытого братства к обмену теологическими программами, знаменует плодотворное созревание и растущую уверенность в том, что они затронут сердце наших подразделений», он сказал.
К архиепископу присоединились на алтаре президент Фордхэма Джозеф М. МакШейн, С.Дж., Христос и Анастасия Экономос, а также содиректоры Центра изучения православного Христа Джордж Э. Демакопулос и Аристотель Папаниколау.
Сложные вопросы включают согласование различных способов, которыми православные христиане и католики говорят о происхождении Святого Духа, возможности празднования Пасхи в один и тот же день, а также о том, следует ли разрешать причащаться неправославным супругам, вступающим в брак с православными христианами.
К сожалению, сказал он, становится все труднее, а не легче разрешать конфликты, которые вращаются вокруг этих проблем. По его словам, движение за единство сталкивается с кризисом идентичности, отчасти потому, что культурные войны и геополитические события влияют на разговоры между католиками и православными церквями, а православные церкви не могут говорить единым голосом. По его словам, будущее православно-католических отношений зависит от состояния межправославных отношений.
Тем не менее, он сохранял надежду.
«Я убежден, что будущее и миссия римско-католических и православных отношений здесь, в Соединенных Штатах, состоит в том, чтобы продолжать свидетельствовать о Божьем присутствии в мире, верном духу Иерусалима, которое мы получаем как наследие», — сказал он. .
Размышляя о недавнем подарке Economos, Христос Экономос сказал, что миссия центра по продвижению осведомленности и знаний о православном христианстве в современном общественном дискурсе близка и дорога их сердцам.
«В эти самые трудные времена в нашем мире велика потребность в понимании и уважении во всех диалогах, и, как мы слышали сегодня вечером, примирение, которое является самым важным из всех», — сказал он в своем выступлении после архиепископа.
«Центр посредством лекций, таких как эта, а также научных публикаций, студенческих инициатив и Интернет-блога« Общественное православие », создает множество возможностей для развития и развития таких важных диалогов».
православных христиан —
христианства Подавляющее большинство православных христиан являются частью Восточной православной церкви, которая является одной из трех крупнейших конфессий или традиций христианской церкви во всем мире.Остальные — это Римско-католическая церковь и протестантская церковь. Христиане всех этих церквей разделяют основные убеждения, основанные на учении Иисуса Христа и важности его жизни, смерти и воскресения для человечества. Но есть различия в некоторых аспектах их верований и некоторых практик, например, в стиле и содержании их церковных служб.
Православные христиане могут проследить историю своей церкви до самых ранних дней христианской церкви 2000 лет назад.Слово «ортодоксальный» происходит от греческого слова «правильная вера», и многие православные христиане сказали бы, что их верования и обычаи являются подлинными и что другие конфессии добавили или вычли из традиций, которые они верно хранят.
Слово «православный» происходит от греческого слова «правильная вера».
Два раскола в ранней христианской церкви по вопросам богословия привели к созданию Восточной православной церкви в том виде, в котором она существует сейчас. Во-первых, в пятом веке нашей эры разногласия побудили некоторых верующих уйти и основать Восточную православную церковь.Эта церковь продолжается и в основном находится в Северной Африке, Армении и на Ближнем Востоке.
Затем, в 1054 году нашей эры, остальная часть церкви разделилась на две части — Римско-католическую церковь с центром в Риме и Восточную православную церковь. Последний был в основном распространен по России, Восточной Европе и Ближнему Востоку, а его номинальный глава, или Патриарх, базировался в Константинополе (ныне Стамбул) на территории современной Турции. Языковые различия также разделили церкви — католики использовали латынь; патриархи в Константинополе использовали греческий язык.Развивались и разные точки зрения: например, восточно-православное искусство часто фокусировалось на божественности или благочестии Иисуса, придавая ему более загадочный вид.
Продолжение ниже …
Службы в православной церкви
Службы в православной церкви имеют более мистическое ощущение, чем многие другие традиции.
Часто ладан зажигают, чтобы создать клубы ароматного дыма. На стенах церкви есть иконы — изображения Иисуса Христа или святых, таких как первые последователи Иисуса Петра и Андрея.Православные христиане будут целовать иконы и зажигать свечи, чтобы поставить перед ними. Это может быть просьба о благословении или помощи или как часть молитвы. Как и в Римско-католической церкви, особенно почитается Мария — мать Иисуса.
Православные христиане обычно несут большую часть своих услуг. Они могут двигаться, чтобы зажечь свечи или поцеловать иконы. Бывают случаи, например, во время Великого поста, предшествующего Пасхе, когда они могут преклонить колени. Основная служба в воскресенье известна как «Божественная литургия».Во время этой службы православные христиане будут петь гимны, читать молитвы и слушать отрывки из Библии. Также будет проповедь или беседа священника. Служба также включает в себя Святое Причастие или Евхаристию, когда христиане делятся хлебом и вином, чтобы вспомнить жертву, принесенную Иисусом Христом, когда он умер на кресте. Православные христиане и католики верят, что хлеб и вино фактически становятся разбитым телом Иисуса Христа во время этой части службы.
Основная служба в воскресенье известна как «Божественная литургия».
Хотя у них много общего и они уважают позицию друг друга, разделение на православных и римско-католических христиан продолжается. На практике это означает, что православный христианин не будет причащаться в Римско-католической церкви.
Почему многовековой религиозный спор вокруг Православной церкви Украины имеет значение сегодня
Недавно в Украине была основана новая православная церковь.
Вскоре после этого Варфоломей I, Константинопольский Патриарх и духовный глава мирового православного христианства, предоставил независимость новой Православной церкви Украины и передал ее юрисдикцию от Московской церкви Константинопольской церкви, расположенной в Стамбуле.
Это соревнование между церквями Константинополя и Москвы за господство в православном мире не ново — оно насчитывает более 500 лет. Но рождение новой Православной Церкви в Украине открывает новую главу в этой истории.
Так что же такое новая церковь в Украине и как она изменит глобальный политический и религиозный ландшафт?
Константинополь vs. Москва
Константинопольский Патриархат считается самой важной из 15 независимых восточных православных церквей в мире.Хотя восточное христианство менее иерархично, чем его западно-католический аналог, Константинопольский патриарх, тем не менее, имеет большой авторитет в православном мире.
Эта власть проистекает из притязаний Константинополя на первенство, которые уходят корнями в его раннюю историю.
В четвертом веке нашей эры император Константин принял два решения, которые изменили мир: он сделал христианство официальной религией Римской империи и перенес столицу Римской империи из Рима в тогда еще скромный город Византия, позже переименованный в Константинополь после императора.
С падением Рима в V веке нашей эры Константинополь стал бесспорным центром Римской империи, сделав Византию центром христианской власти.
В последующие столетия Константинопольский Патриарх бросил вызов универсальной власти Папы в Риме как по теологическим, так и по политическим причинам. В 1054 году это противостояние между Патриархом и Папой привело к «Великому расколу», разделившему христианский мир на католический «Запад» и православный «Восток» — разделение, которое до сих пор определяет политику и религию.
Константинополь сохранял свое положение имперского центра христианства в течение тысячелетия, пока город не пал оттоманской империи в 1453 году нашей эры. Важно отметить, что даже после падения Византийской империи как политического порядка и изменения названия города с Константинополя на Стамбул. , церковь сохранила свое первоначальное название. Это последний остаток Византии в современном мире.
С падением Константинополя православное христианство стало религиозным меньшинством под исламским правлением.Московская православная церковь стала самой могущественной восточно-христианской церковью на суверенной территории. Это позволило ему позиционировать себя как наследник христианской империи.
Из Киева в Москву
Печерский монастырь в Киеве, построенный в XI веке архитекторами из Константинополя, считается колыбелью как русского, так и украинского православия. AP Photo / Ефрем ЛукацкийМосква не была новой церковью. Его истоки датируются 988 годом нашей эры.D., когда христианство было принято как религия Киевской Руси — средневекового государства, которое охватывало большую часть территории нынешней Украины, Белоруссии и европейской части России.
Киев был первым политическим центром Русского государства, а церковь Киевской Руси подчинялась Константинополю. В конце 1230-х годов, когда Киев был осажден монголами, Константинополь санкционировал перенос церкви на север. В 13 веке церковь переехала в Москву, которая стала региональным центром политической власти.
До 16 века Москва оставалась под религиозной властью Константинополя в течение 300 лет. Но как только Москва почувствовала себя достаточно сильной, чтобы утвердить свою власть над Константинополем, она воспользовалась своим положением крупнейшей и богатейшей православной церкви для создания собственного патриархата, высшей религиозной организации в православном христианстве.
Москва vs. Киев
Украинское православие находилось под юрисдикцией Русской церкви более 300 лет, до 2019 года.
Причины этого были прагматическими.
Положение Украины как границы между западным и восточным христианством ставило украинских христиан между властью Москвы, Рима и Константинополя.
После захвата Киева монголами в 13 веке Украина оказалась зажатой между двумя могущественными соседями с противоположными религиозными идентичностями: на Востоке — православной Россией, а на западе — католической Польшей и Литвой.
В 1600-х годах Украина оказалась под давлением соседей-католиков, намеревающихся обратить православных украинцев в католицизм.Для Константинополя это сделало очевидной ценность защиты от могущественного православного соседа, и он обратился за помощью к Москве. В 1686 году Константинополь передал украинское православие под власть Москвы.
Православная Церковь Украины
Поскольку Константинополь санкционировал первоначальные претензии Москвы на Украину в 1686 году, сегодняшней Украине Константинополь был нужен, чтобы разорвать узы, которые связывали украинское православие с Москвой.
Но почему Украина хочет разорвать эти связи именно сейчас?
На протяжении всей войны Украины с Россией с 2014 года украинское государство все громче выступало в поддержку независимой украинской церкви.Лидеры Украины рассматривают разрыв украинского православия с Москвой как последний шаг на пути Украины к политической независимости.
До 2019 года Украина — страна с почти 45 миллионами человек, около 30 миллионов из которых считают себя православными — имела три отдельные православные церкви: Украинскую православную церковь Московского патриархата, Украинскую православную церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь.
Все трое по разным причинам соперничали за позицию национальной церкви Украины.
Хотя у трех церквей не было доктринальных различий, только церковь Московского Патриархата была признана легитимной в большем православном мире. Две другие церкви были независимыми, но считались незаконными или «раскольническими» как Константинополем, так и Москвой.
Тогда даже при государственном покровительстве украинское православие нуждалось в религиозной поддержке, чтобы получить независимую церковь, которая также была бы богословски легитимной.
Константинопольская церковь дала решение этой проблемы.
Учитывая этот сложный религиозный ландшафт, Константинополь сделал две вещи, чтобы основать новую украинскую церковь, независимую от Москвы. Во-первых, 11 октября 2018 года он отменил решение 1686 года о предоставлении Москве юрисдикции над украинским православием. Затем, 15 декабря, Константинополь признал легитимными две «раскольнические» церкви Украины, после чего они объединились и созвали собор, чтобы принять общую хартию и избрать лидера.
Наконец, 5 января на церемонии в Стамбуле Константинопольский Патриарх вручил новому митрополиту Киевскому и всея Украины Епифанию I томос об автокефалии — церковный документ, провозглашающий независимость церкви от Москвы.
Наряду с религиозными лидерами Украины в церемонии принял участие президент Украины Петр Порошенко.
Почему старые религиозные споры имеют значение
Моя работа по истории религии и политики показывает, что старые религиозные споры продолжают формировать современную политику.
Слева — президент России Владимир Путин и Патриарх Русской православной церкви Кирилл. Алексей Никольский, Sputnik, Кремлевский бассейн Фото через APДля Украины перестройка украинского православия из Москвы в Константинополь выводит Украину из «Русского мира» — идеологии, которую Россия использует для претензий за пределами своих политических границ.
Тем временем Русская православная церковь порвала связи с Константинополем и не признает легитимность новой украинской православной церкви.