Главная страница
Банковское дело |
4. Философия и медицина эпохи Возрождения Эпоха Возрождения характеризуется зримыми переменами в интеллектуальном климате Европы, в которых можно видеть черты «встречного движения» по отношению к мировоззренческим установкам позднего Средневековья. Среди наиболее ярких тенденций этой новой эпохи — преодоление идеологического диктата церкви, возрождение античных наук и искусств, опыты нового прочтения античной философской классики (прежде всего Платона), растущий разрыв между различными областями познания (теологией, наукой, философией), обращение к теме человека вначале в религиозном контексте, а затем и вне его. Мы помним, что и средневековая религиозная философия (патристика) заметным образом способствовала постижению человеком самого себя. Однако Возрождение иначе расставляет акценты: с мистико-духовного аспекта внимание переносится на разумно-телесную грань человеческой природы. Все это, среди прочего, способствовало прогрессу анатомических знаний (шедшему параллельно с развитием изобразительного искусства, после классической греческой скульптуры вновь открывшего для себя «телесность» человека), проявившемуся в трудах Леонардо да Винчи (1452-1519), Андреаса Везалия (1514-1564). Медицина, по Парацельсу, является всеобъемлющей наукой, опирающейся на достижения физики, химии, физиологии и соединяющейся с философией и теологией. Парацельс активно боролся со схоластикой в медицине и прежде всего с догматическим «галенизмом». «Теория врача, — учил он, — это опыт». Парацельс одним из первых в европейской традиции стал рассматривать человека как микрокосм, причем не только в духовном, но и в телесном плане. Все существа, согласно теории Парацельса, возникают в результате соединения видимого, элементарного, земного тела и недоступного наблюдению небесного, астрального жизненного духа (Парацельс называет его «архе»). У человека добавляется еще «деалическая», т.е. божественная душа, являющаяся источником познания, нравственности, блаженства. Поэтому больной человек страдает телесно, душевно и духовно, и его необходимо лечить в соответствии с этими тремя формами его заболевания. Как видим, взгляды Парацельса во многом следуют христианской традиции, однако эта традиция существенно расширяется идеями Парацельса как философа и естествоиспытателя. В целом, значение эпохи Возрождения определяется тем, что она разрушила многочисленные преграды, возведенные схоластикой на пути творческого, свободного развития знания. Благодаря этому стал возможен бурный прогресс знания в последующую эпоху — Новое время. |
Вопрос 1. Философия и медицина эпохи Возрождения — Студопедия
В XV — XVI в социально-экономической, политической и духовной жизни ряда западноевропейских стран происходят существенные изменения. Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела. Развитие материального производства обусловили развитие техники, естествознания, математики, механики. Все это сопровождалось существенными переменами в умонастроениях. Эти перемены были связаны, прежде всего. с процессом секуляризации (освобождение от религии и церковных институтов), имевшем место во всех областях общественной жизни: экономике, политике, искусстве, пауке. философии и др.
Эта новая эпоха в какой-то мере является возрождением античной культуры, образа жизни, способа мышления. Отсюда идет и само название эпохи «Ренессанс». т.е. «Возрождение». Но это совсем не означает, что происходит полное возрождение античности. Средневековье также было связано с античностью. Только средневековье относилось к античности как к авторитету, а Возрождение — как к идеалу. Мировоззрение эпохи Возрождения ориентировано на искусство, центром внимания становится человек. Поэтому философия этого периода становится антропоцентрической.
Новая культура Возрождения имеет гуманистический характер. Гуманизм (латин. Пшпапш — человеческий) означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной жизни человека. Возросла ценность отдельного человека, его оригинальность и непохожесть. Именно в эпоху Возрождения формируется понятие личности. Личность должна быть способной различать добро и зло и поступать в соответствии с этим различением, а также нести ответственность за свои поступки.
В эпоху Возрождения философия снова обращается к изучению природы. Усиливается интерес к натур-философии, происходит ее возрождение на новой основе. Однако природа трактуется пантеиетически («пантеизм» — многобожие). Пантеизм «растворяет» Бога в природе. Бог здесь утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер.
Новые тенденции в философии Возрождения получили отражение в творчестве Николая Кузанского(1401 -1464гг.). Леонардо да Винчи
(1452-1519гг.). Николая Коперника(1473-1543гг.). Иоганна Кеплера(1571—1630гг.), Галилео Галилея(1546-1642гг.).Джордано Бруно (1548-1600гг.).Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский. Его философия природы и космологические воззрения не выходили за пределы религии, но его понимание мира и человека было устремлено будущее. Решая проблему соотношения мира и бога, он считает, что единое есть все. отождествляет единое и беспредельное, бесконечное. Бесконечное — это то, больше чего не может ничего быть, это — «максимум», единое же — это «минимум». Совпадение противоположностей говорит о наличии в его философии элементов диалектики. В учении человеке Кузанский устанавливает непосредственную связь с природой Христа, которая есть свернутое состояние человеческой природы. Человек это, якобы, также «Бог», но не в абсолютном смысле. Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления. Бесконечная сущность вещей указывает познанию путь восхождения от конечного, чувственного мира к постижению его бесконечной сущности.
Значительнее открытия в эту эпоху были сделаны в области астрономии, важнейшим среди которых была гелиоцентрическая система польского ученого Николая Коперника. Важнейшие положения гелиоцентрической системы мира, изложенные Коперником в книге «Об обращения небесных сфер» состоят в следующем: Земля не пребывает неподвижно в центре вселенной, как считали Аристотель и Птолемей, Земля обращается вокруг Солнца, занимающего центр вселенной.
Пантеистическая философия Джордано Бруно была высшей точкой развития философской мысли Возрождения. В своем главном трактате «О причине, начале и едином» Д. Бруно ставит проблемы бесконечности мира, его динамического единства и вечности. Первоосновой выступает материя, которая является первопричиной всего существующего. «…Материя обладает сразу, всегда и одновременно всем тем. чем может обладать, и есть все то, чем она может быть», — писал он. Бруно допускал существование души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, которая, находясь во всех вещах, составляет их движущее начало. «Дух находится во всех вещах, и нет ни одного тельца, которое не заключало бы в себе возможность стать одушевленным» . отмечает Бруно. Был сожжен инквизицией в Риме.
Значительный вклад в развитие философской мысли внесли представители естественно научной мысли.
Андрей Везалий (1514-1564гг) естествоиспытатель эпохи Возрождения. основоположник научной анатомии. Изучал медицину в г. Монпеме, затем в Париже. В 1537г. в Базеле получил степень доктора хирургии. С 1539г. преподавал анатомию в Падуанском университете (Италия). Иллюстрировал преподавание анатомии вскрытием трупов. В своем груде «О строении человеческого тела» (1543т) дал описание человеческого тела, основанное на собственных исследованиях. Этот груд стал научной основой современной анатомии. Велики заслуги Везалия в создании новой и уточнении старой анатомической терминологии.
Своей борьбой с церковью Везалий приобрел много врагов. Доведенный до отчаяния он сжег часть своих рукописей и материалов и принял предложение перейти на службу в Мадрид придворным врачом Карла V. Враги и инквизиторы судили Везалия и приговорили к паломничеству в Палестину. Па обратном пути, уже больной, он попал в кораблекрушение. Был выброшен на остров Зонте, где и умер.
Харви Уильям Гарвей (1578-1567) — английский врач, физиолог, эмбриолог. В 1602г. получил диплом доктора медицины. В 1607г. избран членом королевской коллегии врачей. Гарвей является основателем не только учения о кровообращении, но и всей современной физиологии и эмбриологии. Он первый экспериментально доказал, что в теле животного одно и то же, сравнительно небольшое, количеетво крови находится в постоянном движении по замкнутому пути в результате давления, создаваемого сокращением сердца. Описал малый (легочный) и большой круги кровообращения.
Таким образом, являясь новым историческим этапом в развитии философской мысли, эпоха Возрождения заложила основы философии Нового времени.
Глава 7 Медицина эпохи возрождения. История медицины
Глава 7 Медицина эпохи возрождения
Заключительная стадия феодализма (с XV до XVII в.) – время его упадка и разложения, постепенного образования в недрах еще господствовавшего феодального общества элементов капиталистического хозяйства. Это был переход к следующей, исторически более высокой общественно-экономической формации – капитализму (к его ранней стадии – стадии мануфактуры).
С ростом производства связаны поиски новых рынков, колониальные захваты. Этими же обстоятельствами вызваны далекие путешествия из Европы на восток и на запад, крупные географические открытия, путешествие Марко Поло в Индокитай и Китай, Васко да Гамы в Индию, Магеллана через Тихий океан, Христофора Колумба и Америго Веспуччи (открытие Америки). «В поисках на русскую землю товару» совершил в 1466-1472 гг. свое «хожение за три моря» тверской купец Афанасий Никитин.
Помимо большого влияния на экономическое и культурное развитие европейских стран, эти географические открытия способствовали обогащению арсенала лекарственной медицины: проникновению в Европу опия, камфоры из Азии, хины, ипекакуаны, кофе, бакаута (гваякового дерева) из Средней и Южной Америки и др.
Введение с середины XV в. книгопечатания взамен прежнего переписывания книг значительно ускорило распространение литературы, сделало ее доступной гораздо более широкому кругу читателей.
Развивающийся класс – молодая буржуазия, которая складывалась из ремесленников и торговцев, овладевая производительными силами, нуждалась в познании природы, была заинтересована в развитии разных отраслей естествознания. В области культуры, идеологии противостояли друг другу традиционная средневековая схоластика и официальное богословие (studia divina), с одной стороны, и новое мировоззрение, гуманизм (studia humana) – с другой.
Передовые деятели переходного периода, борясь против всесильной официальной церкви, использовали культурное наследие античной древности, особенно Древней Греции. Отсюда термин «Возрождение» (Ренессанс) – весьма неточное обозначение, сохранившееся до нашего времени.
Западная Европа приняла на вооружение классическое наследие античной медицины, а также передовой медицины народов Востока. «Это был величайший прогрессивный переворот… эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли… по многосторонности и учености… Но что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе… Кабинетные ученые являлись тогда исключением…» [32]
«Прорвавшейся страстью дышит период, недаром названный эпохой Возрождения, период начала свободного художества и свободной исследовательской мысли в новейшей истории человечества… Художественные и научные произведения этого периода должны быть постоянно перед глазами теперешних поколений» [33].
Раньше, чем в Западной Европе, характерные черты новой эпохи нашли выражение в медицине народов Закавказья – в Грузии (Иоане Петрици, Кананели), Армении (Мхитар Гераци, Григорис), Азербайджана, а также Болгарии и других балканских стран.
Выражением социальных запросов нового времени явились массовые движения закрепощенного крестьянства против феодалов. В условиях, когда единственной формой идеологии были религия и богословие, эти социальные, освободительные движения принимали форму «ересей», направленных против господствовавшей церкви. Таково движение «тондракийцев» в Армении, «богомилов» в Болгарии (среди основателей движения богомилов были врач Иеремия – X в., врач Василий, казненный в XII в.), позднее в Центральной и Западной Европе движение гуситов – последователей Яна Гуса в Чехии, «моравских братьев», «перекрещенцев», «альбигойская ересь» и др.
В социальных утопиях эпохи Возрождения, в «Утопии» Томаса Мора (1478-1535), в «Городе солнца» Томазо Кампенеллы (1568-1639), «Новой Атлантиде» Френсиса Бэкона (1561-1626) и ряде других книг поднимались вопросы медицинского дела, и врачу отводилось большое, часто решающее место в вопросах личной и общественной жизни.
К XV в. в Европе насчитывалось около 40 университетов, в большинстве мелких. В составе многих из них, особенно крупных (Парижский, Болонский, Оксфордский и др.), были медицинские факультеты. Однако состояние медицинских наук и ее преподавание в университетах в большинстве случаев не отвечали запросам и духу нового времени. В них сохранялись средневековые схоластические традиции, официальная наука отставала от передовой. Центры изучения практической медицины без влияния схоластики являлись исключениями. Таким центром был Салерно (Италия), где с IX в. сложилась практическая медицинская школа.
Наиболее прогрессивными в научной деятельности и перестройке преподавания оказались университеты, связанные с передовыми центрами общественной жизни того времени: Падуя в Северной Италии, Лейден в Голландии (Нидерланды). В этих центрах наибольшее развитие получила и новая, прогрессивная медицина эпохи Возрождения.
Опытный метод в науке. Физика (механика). Начало микроскопии. Передовые мыслители эпохи Возрождения стремились в первую очередь к познанию действительности на основе собственного опыта, отказываясь от прежнего слепого подчинения авторитету церкви и официальной науки.
Характерной фигурой для эпохи Возрождения был и врач Теофраст Парацельс (1493-1541), уроженец Швейцарии, получивший образование в Ферраре (Северная Италия)[34]. «Теория врача – это опыт», – учил Парацельс. От врача-ученого он требовал работы в химической лаборатории, считая совершающиеся в организме процессы химическими. Парацельс описал вредность труда литейщиков, рудокопов. В области лекарствоведения он развил новое представление о дозе, считая, что все есть яд и ничто не лишено ядовитости, что только доза делает вещество ядом или лекарством. В хирургии Парацельс требовал, чтобы раны были «предохранены от внешних врагов» чистыми повязками, настаивал на тесной связи хирургии и терапии (внутренних болезней), в то время резко разделявшихся: та и другая, считал он, «исходят из одного знания». Парацельс боролся против «галенизма» в медицине, он демонстративно сжег книги Галена во дворе Базельского университета. В то же время Парацельс не мог преодолеть полностью наследие средневековой мистики, оказавшей сильное влияние на него в молодые годы. В учении об «архее», регулирующем духовном принципе организма и др., Парацельс отразил внутренние противоречия людей переходной эпохи. Эти противоречия в той или иной мере характерны для всех деятелей эпохи Возрождения.
Опытный метод характеризовал творчество выдающегося английского философа и естествоиспытателя Френсиса Бэкона (1561-1626). К. Маркс писал: «Настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки – это Бэкон»[35]. Наука, требовал Бэкон, «должна быть деятельной и служить человеку», должна овладеть возможно большим числом тайн природы, пока скрытых от человека. Не будучи врачом по профессии, Бэкон проявлял большой интерес к медицине. Он требовал, чтобы «врачи, оставя общие взгляды[36], пошли навстречу природе». Предшествовавшую (в значительной мере современную ему) медицину Бэкон резко осуждал: «Мы встречаем в медицине много повторений, но мало истинно новых открытий». В своей классификации он подразделял медицину на три части, соответственно трем ее задачам: сохранение здоровья, излечение болезней, долголетие. Достижение здорового долголетия он считал «самой благородной задачей медицины». В своем произведении «О достоинстве и могуществе наук» (De dignitate et augmentate scientiarum) Бэкон поставил перед медициной ряд конкретных задач. Так, считая описательную анатомию недостаточной, он настаивал на разработке сравнительной анатомии и анатомии патологической: «Следовало бы в анатомических исследованиях тщательно наблюдать за следами и результатами болезней, за поражениями и повреждениями, причиняемыми ими во внутренних частях. Между тем этим пренебрегают».
В области терапии Бэкон считал необходимым тщательно «записывать все, что происходит с больным», – вести истории болезни и объединять их в «медицинские описания, тщательно составленные и как следует обсужденные», т. е. составлять клинические руководства. Бэкон считал необходимой разработку бальнеологии. При этом он требовал не ограничиваться изучением естественных минеральных вод, а синтезировать и применять искусственные. Возмущаясь проведением операций, мучительных для больных, он требовал введения обезболивания. В этих требованиях, сжато сформулированных в короткой главе книги, Бэкон дал программу научной работы в медицине на ближайшие века. В утопическом путешествии «Новая Атлантида» Бэкон обрисовал общество ученых («философов»), ставящих эксперименты с целью «расширения власти человека над природой». Он описывал «комнаты здоровья», где создаются физические условия, благоприятные для выздоровления от различных болезней и предупреждения заболеваний, а также составление и применение новых средств рационального питания, в частности для моряков против цинги.
Рене Декарт (1596-1650), француз, из-за преследований католиков-фанатиков на родине вынужденный переселиться в относительно более веротерпимую Голландию, оставил крупный след в различных областях знаний – математике, физике, философии, а также в вопросах анатомии и физиологии, связанных с медициной («Описание человеческого тела» и др.). Его философские взгляды отличались двойственностью (дуализмом). Однако подобно Бэкону он ставил перед наукой задачу сделать людей «господами и властелинами природы». В области физиологии Декарт приблизился к понятию рефлекса: передача нервного возбуждения, по Декарту, происходит «подобно тому, как, дергая веревку за один конец, мы заставляем звонить колокол на другом ее конце»[37].
Учение Декарта и особенно Бэкона оказало значительное влияние на развитие естествознания и медицины.
Развитие наук о природе стимулировалось запросами военного дела, мануфактур, судоходства. Наиболее разработанной отраслью была механика, несколько менее — оптика. В форме законов механики (сюда входила и «небесная механика» – астрономия) ум человека впервые познал закономерности природы. Относительно меньшее развитие получила химия.
В медицине XVI-XVII вв. были последователи, с одной стороны, ятрофизических (медико-физических) или ятромеханических, с другой – ятрохимических (медикохимических) течений. Среди ятрохимиков были отдельные крупные ученые, сделавшие замечательные открытия. К числу их вслед за Парацельсом относился ван Гельмонт (1577-1644), фламандский ученый, открывший углекислоту, желудочный сок, описавший химические процессы «ферментации». Но ятрохимики, связанные с пережитками средневековой алхимии, отдавали большую дань ненаучным представлениям. В частности, ван Гельмонт подобно Парацельсу развивал учение об «археях», потусторонних началах, воодушевляющих деятельность организма, только в отличие от него отстаивал существование не единого архея – для всего организма, а многих – для каждого органа в отдельности.
Ятрофизики (ятромеханики) все процессы в организме стремились объяснить с точки зрения механики.
Тогда это имело прогрессивное значение – выражало стремление заменить произвол божества познанием законов природы. В борьбе с богословием концепция эта играла исторически-прогрессивную роль. По имевшему хождение определению, «механика превращает человека из раба божьего в гражданина вселенной». К ятрофизикам примыкал анатом Везалий (см. ниже). В своем классическом труде он уподоблял суставы, кости и мышцы шарнирам, блокам и рычагам, сердце – насосу, железы – ситам и т. п. То же характеризовало физиолога Санторио, врача Борелли и др.
Положительное значение физики (механики) в медицине убедительнее всего сказалось в применении увеличительных приборов – телескопов и микроскопов, в открытии строения мельчайших частей организма (например, исследования М. Мальпиги; см. ниже). Механик и астроном Галилей вместе с врачом-физиологом Санторио конструировал термоскопы, послужившие основой будущего термометра, гигроскопы, пульсометры, приборы для улучшения слуха и другие приборы. В дальнейшем, в XVII в. при помощи самодельного примитивного сочетания линз голландский оптик, самоучка Антоний Левенгук изучал строение костей, мышц, форменные элементы крови, сперматозоиды и др., дав их прекрасные зарисовки.
Изучение строения организма и жизненных процессов.
Культура эпохи Возрождения в центре внимания ставила человека. В области медицины началось изучение строения его тела. Положение античной философии «познай самого себя» (gnothi se auton) истолковывалось анатомически как познание физической природы человека. Анатомией занимались не только врачи, но и многие лица, по своей деятельности далекие от медицины. Так, в области анатомии много работал художник Леонардо да Винчи, выдающийся представитель культуры Возрождения. Многочисленные анатомические зарисовки Леонардо с собственных анатомических препаратов имеются в ряде художественных хранилищ мира, в том числе в Ленинградском Эрмитаже.
В Падуанском университете находился анатомический театр – один из лучших в тогдашней Европе. Здесь в XVI в. сложилась анатомо-физиологическая школа, известным представителем которой был Андрей Везалий (1514-1564).
А Везалий (1514-1564).
Уроженец Брюсселя (ныне Бельгия) Везалий (подлинная фамилия Виттингс) учился в Парижском университете, одном из главных очагов средневековой схоластики. Лишенный возможности изучать анатомию путем препарирования трупов, он начал добывать трупы тайно, похищая их с виселиц, скрываясь от стражи, сражаясь с голодными собаками, о чем можно судить по оставленным им зарисовкам. В литературе сохранились описания того, как студенты-медики иногда, чтобы изучать трупы, коллективно разрывали могилы недавно захороненных людей. Прибыв в Падую, Везалий получил возможность свободного анатомирования и в возрасте 25-лет стал профессором. В Падуанском университете он преподавал несколько лет. Убедившись при многочисленных вскрытиях в ряде ошибок, допущенных Галеном – непререкаемым авторитетом средневековой медицины, он выступил с критикой их, сначала осторожно, в форме почтительных «комментариев», а затем более смело, в виде прямых опровержений (например, в отношении строения тазового пояса, грудной клетки, руки; сердца). Везалий создал основные предпосылки для последующего открытия легочного кровообращения. В 1543 г. Везалий опубликовал в Базеле (Швейцария) свой капитальный труд «О строении человеческого тела» (De humani corporis fabrica) в 7 частях («Книгах»), представлявший собой открытое выступление против анатомии Галена (рис. 11).
Рис. 11. Мышцы человека (из книги А Везалия).
Пока Везалий выступал по отдельным частным вопросам строения тела, его деятельность в относительно свободомыслящей среде Падуанского университета была возможной. Но опубликование капитального труда, где критика анатомии Галена была дана в системе, являлось таким же открытым вызовом средневековой схоластике, как вышедший одновременно во Франкфурте труд польского ученого, астронома и практического врача Николая Коперника «О круговращении небесных сфер» (De revolutionibus orbium coelestium). Книга Beзалия была встречена насмешками и враждой. Его обсыпали бранью, обвиняли во вскрытиях живых людей. Его парижский учитель анатомии, видный анатом Яков Сильвий, объявил своего ученика сумасшедшим и клеветником в отношении Галена. Конец жизни Везалия был печальным. Он был вынужден оставить кафедру в Падуе и совершить путешествие в Иерусалим для «покаяния у гроба Господнего». На обратном пути он попал в кораблекрушение и очутился на малообитаемом скалистом острове у берегов Греции, где погиб от голода и болезни.
Труд Везалия до настоящего времени остается классическим. Он иллюстрирован лучшими художниками школы Тициана – Калькаром и др. Человеческое тело нигде не изображено у Везалия неподвижно, лежа, а всюду динамично, в движении. Рисунки свидетельствуют, что лекции Везалия сопровождались сравнительными демонстрациями трупа, живого натурщика, скелета, иногда животных. Везалий явился новатором не только в изучении, но и в преподавании анатомии.
Рис. 12. Экспериментальная камера С. Санторио.
Ряд преемников Везалия шаг за шагом находили все новые подтверждения и обоснования его догадки о существовании кровообращения. Реальдо Коломбо, ближайший его преемник (1516-1559), вслед за испанским ученым М. Серветом, сожженным в Швейцарии в 1553 г., проследил малый круг кровообращения – путь движения крови через легкие; Габриэль Фаллопий (1523-1562) внес в исследования Везалия уточнения и исправления. Джероламо Фабриций (1530-1619) дал описание венозных клапанов. Так постепенно была подготовлена почва для изучения всей системы кровообращения – научной работы, которую завершил Уильям Гарвей – английский врал, ученик той же Падуанской школы.
Познание строения организма привело к изучению происходящих в теле процессов. В Падуанском университете функции организма изучал Санторио (1561-1636). Он работал в тесном сотрудничестве с Галлилеем – великим математиком, механиком и астрономом. Первый термометр, названный ими «термоскопом», в форме градуированной, спиралеобразной изогнутой трубки, гигрометр (измеритель влажности), пульсометр, приборы для улучшения слуха и другие приборы являлись плодом совместной работы Галилея и Санторио. В специально сконструированной камере Санторио несколько лет терпеливо изучал на себе обмен веществ, производил взвешивание самого себя, принимаемой пищи, своих выделении, пытался выразить в весовом исчислении даже выделяемый испарением воздух. Санторио – один из ранних предшественников экспериментальной физиологии (рис. 12).
Огромным скачком в развитии физиологических знаний явилась деятельность в Падуанском университете Уильяма Гарвея (1578-1657), английского врача, изучавшего кровообращение. В этой работе у него были предшественники. В Европе не знали об открытиях арабского врача Ибн-ан-Нафиса, описавшего в XIII в. малый круг кровообращения. Не мог знать этого и Гарвей. Но он был знаком с трудами европейских ученых, в первую очередь падуанской школы, и продолжал исследования, начатые Везалием, Коломбо, Фаллопием, Фабрицием. Фабриций был в Падуе непосредственным его учителем. В 1553 г. в Швейцарии вместе со своим произведением «Восстановление христианства» («Christianismi restitutio»), направленным против официальной церкви, был сожжен Мигель Сервет, испанский ученый – «еретик». В заключительной, посвященной некоторым вопросам физиологии главе книги Сервет описывал переход крови из правого желудочка в левый «путем долгого и чудесного обхода» через легкие, отмечая при этом, что «меняется ее цвет». «Кальвин сжег Сервета, когда тот вплотную подошел к открытию кровообращения, и при этом заставил жарить его живым два часа…»[38]. О кровообращении писал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно, осужденный инквизицией и сожженный в 1600 г. О кровообращении упоминали римский профессор Андрей Цезальпин (1519-1603) и др. Однако никто из предшественников Гарвея не дал картины кровообращения в целом и научного его объяснения.
Главная историческая заслуга Гарвея – применение нового метода в изучении жизненных явлений. Кровообращение описывали и до него, Гарвей же первым экспериментально доказал его существование.
У. Гарвей (1578-1657).
Книга «О движении сердца и крови у животных» (De motu cordis et sanguinis in animalibus) после многолетней работы над ней вышла в свет в 1628 г. Гарвей впервые применил, помимо экспериментирования, метод расчета в изучении процессов жизни организма. Он доказал, что масса крови, заключающаяся в организме, возвращается обратно в сердце, а не поглощается без остатка тканями организма, как предполагалось раньше, что пульсация артерий связана с сокращением сердца, а не является результатом действия особой «силы» — vis pulsitiva. Он объяснил истинное значение систолы и диастолы, до того понимаемых превратно, в частности Галеном. Так, Гален рассматривал систолу не как активное сокращение сердца, а как пассивное его спадение. Диастола, наоборот, считалась активным расширением сердца для втягивания воздуха в ток крови и т. п. Разделяя взгляды Френсиса Бэкона на значение опыта в изучении природы, Гарвей писал в предисловии: «Анатомы должны учиться и учить не по книгам, а препаровной, не по догматам учености, но в мастерской природы» [39].
Открытие кровообращения было встречено официальной наукой недоверчиво и враждебно. Длительная борьба вокруг этого открытия – один из примеров того, как тернист был путь развития передовой науки. Передовые французские писатели Буало и Мольер на примере Парижского университета высмеивали попытки схоластов тормозить и игнорировать открытия науки. В России с самого начала систематической подготовки врачей выступления против открытия кровообращения не имели места.
В системе кровообращения, представленной Гарвеем, не хватало важного этапа – капилляров, ибо Гарвей не пользовался микроскопом. После микроскопических исследований, пропеденных Марчелло Мальпиги (1628-1694), и сделанных им описаний капилляров и капиллярного кровообращения полное представление о круговом движении крови в организме было научно признано. Кроме капилляров, Мальпиги описано строение желез, кожи, легких, почек и др.
Изучая кровообращение, Гарвей производил также вскрытие животных в разных стадиях утробного развития, чтобы проследить образование сосудистой системы и сердца. Вместе с Фаллопио, Мальпиги и др. он явился одним из основоположников новой науки – эмбриологии. В труде «О рождении животных» (De generatione animalium) Гарвей опроверг сохранившиеся с глубокой древности представления о самопроизвольном зарождении животных из ила, грязи, песка и др.: «Все живое происходит из яйца» (Ошае vivum ex ovo).
В связи с расширением анатомических и физиологических знаний, в соответствии с общим направлением мировоззрения и культуры эпохи Возрождения преобразился и облик лечебной медицины. На смену выучиванию наизусть медицинских текстов и словесным диспутам по поводу них пришли тщательное наблюдение за больными, собирание и систематизация проявлений болезни, установление последовательности их развития. Эти черты, напоминавшие учение античного Гиппократа, но на основе большего владения знаниями о строении и жизни организма, характеризовали клиническое направление в медицине. Выразителем его в Падуе явился Джованни Батиста Монтано (да Монте) (1489-1552). Он вел преподавание в больнице. Ученики Монтано продолжали применять клинический метод в Падуе и других центрах. В дальнейшем основным центром клинической медицины, продолжавшим традиции Падуи, стал Лейденский университет в Голландии (рис. 13).
Особенно большое место в лечебной медицине занимало описание широко распространенных эпидемических заразных болезней. В Средние века наблюдались многочисленные губительные эпидемии, опустошавшие большие населенные пункты и., целые страны («черная смерть» и др.). Естественно поэтому преобладание «эпидемиографической» литературы – описания эпидемий. Науки об их этиологии, путях распространения, обоснованных мероприятиях по борьбе с ними – эпидемиологии – еще не существовало.
Рис. 13. Урок анатомии доктора Тульпиуса (картина Рембранта).
Большую роль в изучении заразных болезней сыграл труд Дж. Фракасторо (1478-1553) «О заразе, заразных болезнях и их лечении» (De contagione, de morbis contagiosis et eorum curatione) (1546). Воспитанник и преподаватель Падуанского университета, Фракасторо был очевидцем многих эпидемий, в частности сыпного тифа, а также значительного распространения сифилиса с конца XV в. Он одним из первых описал сифилис в неопубликованном, незаконченном трактате «О сифилисе, или галльской болезни», 1525 г. (в русском переводе издан в Москве в 1954 г.) и в поэме под тем же названием (Syphilis seu de morbo gallico, 1530 г.).
Рис. 14. Памятник Дж. Фракасторо.
В книге «О заразе, заразных болезнях и их лечении» Фракасторо изложил свое учение о сущности и путях распространения заразных (контагиозных) болезней, особенностях отдельных болезней и лечении их. Фракасторо (рис. 14) различал три пути заражения: через непосредственное соприкосновение, через посредствующие предметы и на расстоянии. Во всех случаях, считал Фракасторо, заражение происходит через мельчайшие невидимые «семена», или «зародыши» болезни – seminaria morbi, причем зараза представляет собой материальное начало («источник заразы телесен»). Говоря о передаче заразы через предметы, он отмечал влияние температуры: зараза удерживается при не слишком высокой и не слишком низкой температуре; высокая и низкая температура неблагоприятны для заразы. Из числа заразных болезней Фракасторо описал оспу, корь, чахотку, проказу, сифилис, различные виды лихорадок (по терминологии того времени) и др. Интересно описание сыпного тифа. Сыпь он правильно рассматривал как мелкие кровоизлияния и поэтому считал, что «зараза этой болезни имеет особое сродство с кровью». Книга Фракасторо представляет собой обобщение знаний человечества в области заразных болезней. В то же время она сыграла значительную роль в последующем возникновении инфекционной клиники и эпидемиологии.
Развивая «контагионистские» взгляды на передачу заразных болезней, Фракасторо частично сохранял представления «миазматиков» о непосредственном возникновении заразы в воздухе при особой «конституции» последнего. Так, в частности, объяснил он вспышку и распространение в восточном полушарии сифилиса в конце XV – начале XVI в.
Развитие хирургии. Хирургия на протяжении Средних веков развивалась особыми путями, чем в значительной мере отличалась от других отраслей, в первую очередь от общей терапии – лечения внутренних болезней. Ученые-медики, доктора медицинских факультетов, как правило, не занимались хирургией, за отдельными исключениями, например в Болонье (Италия). Связанные и в быту, и в профессиональной деятельности с господствовавшей католической церковью, они руководствовались правилом «церковь страшится крови» («ecclesia abhorret sanguinem»). Следуя этому же правилу, орган церковного преследования свободомыслящих – инквизиция лицемерно предпочитала сожжение «еретиков» другим видам казни. Занимавшиеся хирургией не принимались в корпорацию ученых-врачей и на факультеты университетов; находились на положении исполнителей, почти слуг. Наиболее полного развития это разделение, являвшееся отражением сословно-цехового строя, достигло во Франции, где разные категории хирургов были обязаны носить разную одежду. Одни хирурги, длиннополые (chirurgiens de robe longue), имели право проводить камнесечение и некоторые другие операции. В отдельных случаях они достигали большого мастерства в этих операциях, прежде всего в быстроте их проведения. Их объединяло и возглавляло «братство св. Козьмы» (Fraternite Saint-Comes). Вторая, более низкая категория хирургов – короткополые (chirurgiens de robe courte) – располагала более ограниченным кругом разрешенных оперативных вмешательств. Самую многочисленную группу составляли цирюльники (barbiers). Весьма распространенный в то время метод лечения – кровопускание – являлся по преимуществу их делом. На низшей ступени этой иерархической лестница стояли мозольные операторы в банях, входившие в тот же цех хирургов.
Доктора, объединенные в факультетскую корпорацию при университете, являлись привилегированной группой, ревниво следившей за тем, чтобы хирурги не выходили за пределы предоставленных им ограниченных прав, в частности не прописывали рецептов и не ставили клизм, что было привилегией докторов факультета. Среди хирургов в свою очередь каждая более высокая категория оберегала свои «права», т. е. материальные интересы, от покушения на них со стороны более низкой категории. Постоянные и длительные судебные тяжбы на этой почве – характерная черта средневекового медицинского быта.
Однако несмотря на эти, далекие от научных интересов условия жизни и деятельности различных групп хирургов, на протяжении Средних веков создавались предпосылки для последующих крупных достижений в области хирургии.
Официальная университетская медицина, тесно связанная с богословием и пронизанная схоластикой, на практике ограничивалась назначением слабительных, клизм и кровопускний. Она была, как правило, бессильна оказать действенную помощь больным. Хирурги, не носившие академических званий, накапливали богатый практический опыт и могли в ряде случаев оказать больным и раненым нужную помощь. Из многочисленных войн средневековья (крестовые походы и др.) хирургия вышла значительно обогащенной. На полях сражений преимущество хирургов сказывалось особенно наглядно.
В дальнейшем на основе огромной хирургической практики хирургия развилась как наука.
В разных странах в эпоху Возрождения можно встретить хирургов-ученых, выросших из ремесленников, хирургов-практиков. Наиболее характерной фигурой среди них является Амбруаз Паре (1517-1590), в молодые годы скромный французский цирюльник, ставший затем ученым и преобразователем хирургии. В своих записках на народном французском языке Паре описал случай в походе, когда ему, совсем молодому цирюльнику, единственному медику при французской войсковой части, после кровопролитного сражения не хватило «бальзама» — смолистого состава, которым следовало в кипящем виде залить раны. Огнестрельные раны считались отравленными «пороховым ядом» (учение Виго), и их либо прижигали раскаленным железом, либо заливали кипящим раствором смолистых веществ. При отсутствии обезболивания такой способ обработки ран причинял жестокие мучения. Ввиду нехватки «бальзама» А. Паре прикрыл раны чистой тканью, предварительно залив их яичными желтками, терпентинным и розовым маслом. Обнаружив, к большому удивлению, гораздо больший эффект такого лечения, он затем отказался от заливания ран «бальзамом». В настоящее время установлено, что приблизительно в те же годы или несколько ранее сходное рациональное лечение ран предложили и другие хирурги в Швейцарии, Германии, Италии, Испании. Подобно многим другим открытиям и нововведениям, новый метод обработки ран явился заслугой не одного человека и не одной страны.
А. Паре внес много новых предложений в хирургии. Он заменил сдавление и перекручивание сосудов их перевязкой. Этот метод надежно предохранял от кровотечений (часто смертельных) при ампутации конечностей. Применявшаяся еще в III в. до н. э. в эллинистическом Египте перевязка сосудов в Средние века была забыта. А. Паре описал перелом шейки бедра и операцию при этом, которая и в настоящее время считается далеко не легкой. Он сделал детальные рисунки ряда сложных ортопедических приборов (искусственные суставы с зубчатыми колесами, искусственные конечности и др.). Лично ему осуществить эти ортопедические усовершенствования не удалось, но его предложения и рисунки способствовали дальнейшему развитию научной мысли в хирургии. В акушерстве им предложен поворот на ножку — прием, применявшийся в Древней Индии, но также забытый.
Цирюльник А. Паре, не получивший академического образования, не владел языком ученых – латынью; он писал только на разговорном французском языке. Вследствие этого возникли огромные трудности при присуждении ему к концу жизни ученой степени. К этому времени А. Паре был прославленным хирургом и придворным акушером, но использование понятного всем языка делало достижения хирургии общедоступными. Именно этого и опасались представители официальной науки.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
22. Специфика медицины эпохи Возрождения. Философия, медицина и врачебная этика Парацельса. Принцип «делай добро».
Парацельс — знаменитый алхимик, врач и оккультист. Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства. Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». Наряду с Генрихом Неттесгеймским, Парацельс попытался связать чисто каббалистические идеи с алхимией и магическими практиками. Это положило начало целому ряду оккультно-каббалистических течений. По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М». По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизни» и др. Считается, что он первым обнаружил принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии. Врач должен иметь понятие не только о «внутреннем небе», т.е. о строении человеческого тела, но и о звездном небе: «Небо есть человек и человек есть небо, и все люди — одно небо, и небо — только один человек. Подходите ко всем инфекциям через звезды, ведь от звезд они переходят к людям, и что совершается на небе, то происходит и с человеком»Исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента, сложившееся в Средние века. Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу. «Модель Парацельса» — это форма врачебной этики, в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. Если в гиппократовской модели медицинской этики завоевывается социальное доверие личности пациента, то «модель Парацельса» — это учет эмоционально-психических особенностей личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. В границах «модели Парацельса» в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Медицинская культура использует латинское понятие pater — «отец», распространяемое христианством не только на священника, но и на Бога. Смысл слова «отец» в патернализме фиксирует, что «образцом» связей между врачом и пациентом являются не только кровно-родственные отношения, для которых характерны положительные психо-эмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, но и «целебность», «божественность» самого «контакта» врача и больного. Эта «целебность» и «божественность » определена, задана добродеянием врача, направленностью его воли к благу больного. Неудивительно, что основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо, или «твори любовь», благодеяние, милосердие. Врачевание — это организованное осуществление добра.
Проблема роста и развития научного знания. Кумулятивизм. Теория фальсификации (К. Поппер). Теория научных революций. Понятие парадигмы (Т. Кун). Теория научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Основные тенденции развития медицины. Медицина и нравственность.
Предмет философии науки — изучение общих закономерностей и тенденций развития научного познания, как особой деятельности по производству научных знаний, рассматриваемых в их историческом развитии и в отношении с исторически развивающимся социально-культурным контекстом. Важнейшая характеристика знания – динамика (его рост, изменение, развитие) Эта идея была высказана уже в античной философии, а Гегель сформулировал ее в положении о том, что «истина есть процесс», а не «готовый результат». Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т.п., от незнания к знанию, от неглубокого, неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.д.В современной западной философии проблема роста, развития знания — центральная в философии науки. Ярко представлена в эволюционной эпистемологии (Ж. Пиаже) — основная задача выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и построение на этой основе теории эволюции науки. Стремление создать обобщенную теорию развития науки, положив в основу принцип историзма и пытаясь опосредовать крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и рационализма, когнитивного и социального, естествознания и социально-гуманитарных наук и т.д. Особенно активно проблему роста (развития, изменения) знания разрабатывали, начиная с 60-х гг. 20 столетия сторонники постпозитивизма — К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин и др. Обратившись лицом к истории, развитию науки стали строить различные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных изменений, совершающихся в мире.Концепция Поппера Развитие научного знания — это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их другими, лучшими, более удовлетворительными, частный случай общих мировых эволюционных процессов . Характеристика знания — его динамика (рост, изменение, развитие) В истории науки два крайних подхода к анализу этой характеристики: Кумулятивизм (от лат. увеличение, скопление) — развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний, абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции. Сторонники представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов. (Г. Спенсер — истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколений, становятся достоянием учебников, превращаются в априорные положения, подлежащие заучиванию.) Антикумулятивизм — в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.Объективно процесс развития науки далек от этих крайностей и представляет собой диалектическое взаимодействие количественных и качественных (скачки) изменений научного знания, единство прерывности и непрерывности в его развитии. Особенно активно проблему разрабатывали, начиная с 60-х гг. 20 столетия сторонники постпозитивизма — строили модели развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных изменений, совершающихся в мире.Концепция Поппера Развитие научного знания — это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их другими, лучшими, более удовлетворительными, частный случай общих мировых эволюционных процессов Процесс не является повторяющимся или кумулятивным, это процесс устранения ошибок, «дарвиновский отбор». Осуществляется методом проб и ошибок (выбор теории в определенной проблемной ситуации). Требования: 1)новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи. 2)она должна быть независимо проверяемой, т.е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. (новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования.) 3)хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки. Средства: язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии. Сложности: отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм. Концепция Куна Развитие науки — процесс поочередной смены двух периодов – 1. «нормальная наука»- безраздельно господствует парадигма 2. «научная революция» — распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами, победа одной из них, переход к новому периоду «нормальной науки». Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Парадигма-совокупность наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Свойства: 1) принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; 2) содержит переменные вопросы, т.е. открывает простор для исследователей. Переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Научное развитие подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс. Недостатки теории: он излишне автоматизирует труд ученых, характер ученых в период формирования науки. Концепция Лакатоса: Концепция развития науки, основанная на идее конкурирующих научно-исследовательских программ (например, программы Ньютона, Эйнштейна, Бора). Это исторический метод оценки конкурирующих методологических концепций. Н.-ис. программа – как серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Рассматривает рост зрелой (развитой) науки как смену ряда непрерывно связанных теорий — не отдельных, а серии (совокупности) теорий, за которыми стоит исследовательская программа. Сравниваются и оцениваются теории и их серии, в последовательности, определяемой реализацией исследовательской программы. Фундаментальной единицей оценки должна быть «исследовательская программа». Смена основных научно-исследовательских программ и есть научная революция.
Медицина эпохи Возрождения, развитие медицины
Период Возрождения, начавшийся в 14 в. и продолжавшийся почти 200 лет, был одним из самых революционных и плодотворных в истории человечества. Изобретение книгопечатания и пороха, открытие Америки, новая космология Коперника, Реформация, великие географические открытия — все эти новые влияния способствовали освобождению науки и медицины от догматических оков средневековой схоластики. Падение Константинополя в 1453 разбросало греческих ученых с их бесценными манускриптами по всей Европе. Теперь Аристотеля и Гиппократа можно было изучать в оригинале, а не в переводах на латынь с еврейских переводов арабских переводов сирийских переводов с греческого.
Не следует, однако, думать, что старые медицинские теории и методы лечения сразу уступили место научной медицине. Догматические подходы были слишком глубоко укоренены; в медицине эпохи Возрождения оригинальные греческие тексты просто заменили неточные и искаженные переводы. Но в родственных дисциплинах, физиологии и анатомии, составляющих основу научной медицины, произошли поистине грандиозные изменения.
загрузка…
Леонардо да Винчи (1452-1519) был первым современным анатомом; он производил вскрытия и открыл гайморову пазуху, проводящий пучок в сердце, желудочки головного мозга. Его мастерски выполненные анатомические рисунки очень точны; к сожалению, они не были опубликованы до самого недавнего времени.
Анатомические работы другого мастера, однако, были опубликованы в 1543 вместе с замечательными рисунками. Родившийся в Брюсселе Андреас Везалий (1514-1564), профессор хирургии и анатомии в Падуе, опубликовал трактат О строении человеческого тела (De humani corpore fabrica, 1543), основанный на наблюдениях и вскрытиях. Эта эпохальная книга опровергла многие ошибочные представления Галена и стала основой современной анатомии.
Легочное кровообращение было открыто независимо и почти одновременно Реальдо Коломбо (1510-1559) и Мигелем Серветом (1511-1553). Габриеле Фаллопий (1523-1562), преемник Везалия и Коломбо в Падуе, открыл и описал общее число анатомических структур, в частности полукружные каналы, клиновидные пазухи, тройничный, слуховой и языкоглоточный нервы, канал лицевого нерва и маточные трубы, до сих пор часто называемые фаллопиевыми. В Риме Бартоломео Евстахий (ок. 1520-1574), формально еще последователь Галена, сделал важные анатомические открытия, впервые описав грудной проток, почки, гортань и слуховую (евстахиеву) трубу.
Творчество Парацельса (ок. 1493-1541), одной из выдающихся личностей Возрождения, полно противоречий, свойственных тому времени. В ряде аспектов оно чрезвычайно прогрессивно: ученый настаивал на преодолении пропасти между медициной и хирургией; требовал содержать раны в чистоте, не признавая идеи о необходимости их нагноения; упростил форму рецептов. С другой стороны, он был глубоко погружен в алхимию и симпатическую магию.
Если в Средние века свирепствовала чума, то Возрождение стало жертвой другой страшной болезни. Вопрос о том, где и когда впервые появился сифилис, остается нерешенным, но внезапное распространение его острой и скоротечной формы в Неаполе в 1495 — исторический факт. Французы называли сифилис «неаполитанской болезнью», а испанцы «французской». Название «сифилис» появилось в поэме Джироламо Фракасторо (1483-1553), которого можно считать первым эпидемиологом. В его основном труде О заражении… (De contagione…) представление о специфике заболеваний заменило старую гуморальную теорию. Он первым определил тиф, описал различные способы заражения, указал на инфекционный характер туберкулеза. Микроскоп еще только предстояло изобрести, а Фракасторо уже выдвинул идею о существовании невидимых «семян заражения», которые размножаются и проникают в организм.
Хирургия в эпоху Возрождения все еще находилась в руках цирюльников и как род занятия стояла ниже медицины. Пока оставалась неизвестной анестезия, а нагноение считалось необходимым для заживления ран, нельзя было ожидать существенного прогресса. Однако некоторые операции были в то время выполнены впервые: Пьер Франко осуществил надлобковую цистотомию (вскрытие мочевого пузыря), а Фабриций Гильдан провел ампутацию бедра. Гаспаро Тальякоцци, несмотря на противодействие клерикальных кругов, делал пластические операции, восстанавливая форму носа у больных сифилисом.
Знаменитый своими многочисленными открытиями в области анатомии и эмбриологии Фабриций Аквапенденте (1537-1619) с 1562 преподавал в Падуе анатомию и хирургию и обобщил хирургические знания своего времени в двухтомном труде Opera chirurgica, изданном уже в 17 в. (в 1617).
Амбруаз Паре (ок. 1510-1590) отличался простым и рациональным подходом к хирургии. Он был военным хирургом, а не ученым. В то время для прижигания ран применялось кипящее масло. Однажды в военной кампании, когда запас масла был израсходован, Паре применил простую перевязку, что дало превосходные результаты. После этого он отказался от варварской практики прижиганий. Его вера в целительную силу природы выражена в знаменитом высказывании: «Я его перевязал, а Бог его вылечил». Паре также восстановил древний, но забытый метод наложения лигатур.
загрузка…
Парацельс, врач, естествоиспытатель и философ эпохи Возрождения
Биография ученого
Парацельс родился в 1493 году в центральной Швейцарии. Он происходил из побочной линии древнего и знатного рода Бомбастов, однако поскольку его отец являлся незаконнорождённым, то помимо гордости данное родство ничего не принесло будущему ученому. Родители Парацельса были тесно связаны с медициной – его отец являлся практикующим врачом, а мать работала медсестрой в местной лечебнице.
С детства Парацельс получил прекрасное образование, его отец стремился передать ему все те знания, как в области медицины, так и философии, которыми владел сам. По замыслу родителя Парацельсу была уготована духовная карьера. Он долгое время обучался по духовной линии, сначала в монастыре Святого Андрея, затем в университете Базеля и наконец в Вюрцбурге в монастыре Святого Иакова, где его наставником стал Иоганн Тритемий, известный по тем временам своими разнообразными интересами и широкими познаниями в далеко не богословских областях – алхимии, астрологии, медицины и магии. Окончанием официального образования для Парацельса стал итальянский университет города Ферары, где он получил диплом доктора медицины.
Готовые работы на аналогичную тему
Однако сам процесс обучения для Парацельса не заканчивался никогда. Получив весьма разностороннее и качественное образование он быстро понял, что трактаты, на которых они строятся не являются истиной в последней инстанции, а их авторы, хоть и общепризнаны, могут ошибаться. Более того наблюдая за традиционной для того времени врачебной практикой Парацельс отмечал частое бессилие и неспособность докторов помочь больному доступными методами.
Как итог ученый принял решение посвятить себя сбору практических знаний в области врачевания из всех возможных источников. Он много путешествует по всей Европе, по ряду сведений он посещает даже Турцию и Россию, работает военным врачом, и всюду где только возможно собирает практический опыт лечения и ухода за больными не только от докторов и ученых, но также от банщиков, знахарок, цирюльников, целительниц, повитух. Он не брезгует знаниями евреев, цыган, палачей, бродяг и ведьм, и щедро черпает их из любого источника.
Замечание 1
Обобщая собранные сведения Парацельс совершает настоящий переворот во врачебном деле, сравнимый с переворотом Мартина Лютера в духовной сфере, он критикует традиционное учение, не изменявшееся со времен античных авторов и создает свой подход, в котором большое внимание уделяется использованию фармакологических средств, лекарств и эликсиров, созданных алхимическим путем.
Однако несмотря на высокую действенность своей методики, врачебный путь Парацельса оказывается крайне тернистым. Возвращаясь после странствий в Германию, исследователь переезжает из города в город, однако оказывается гоним отовсюду в результате происков его коллег по цеху – врачей и докторов, придерживающихся традиционных взглядов. С одной стороны, они завидуют успехам Парацельса и его способности исцелять безнадежных с их точки зрения больных, а с другой возмущены его новаторских подходом, равно как и крайне прямой и непочтительной критики их самих. Не стесняясь в выражениях Парацельс пишет о том, что «Вы, врачи всего мира — все должны следовать за мной . Если вы не пристанете к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак.»
Несмотря на частые конфликты и гонения Парацельсу удается издать ряд своих трудов, в частности «Большую хирургию», что способствовали распространению его славы и в конце концов принесло плоды в виде покровительства герцога Эрнста в Зальцбурге, где ученый проводит последние годы своей жизни. Смерть Парацельса в 1541 году окутана тайной, в частности наиболее вероятной версией является покушение на убийство со стороны завистливых коллег, в результате которого ученый получил травму головы и в скорости скончался.
Парацельс – алхимик
Одним из значимых направлений исследований Парацельса выступала алхимия. На тот момент алхимия включала в себя два существенных направления:
- духовное,
- ремесленное.
Духовная алхимия ставила своей целью получение «алхимического золота», «философского камня», «эликсира бессмертия». Под этими крайне привлекательными метафорами, которые использовались алхимика для привлечения спонсоров, скрывалось стремление достичь высшей степени духовного развития и единства в всеобщим разумом или богом. При этом в отличии от религиозных мистиков, алхимики взращивали собственную душу не за счет духовных средств в виде молитв или медитаций, а через сугубо практическую деятельность – работу с металлами. В алхимии использовалось шесть основных металлов:
- железо,
- свинец,
- олово,
- медь,
- серебро,
- золото.
Из них чистыми считались лишь золото и серебро, остальные же содержали в себе различные примеси. Очищая металл от примесей и последовательно трансформируя его один в другой, алхимик тем самым очищал собственную душу и тело.
Ремесленная алхимия напротив была сосредоточена на практическом аспекте учения, а именно на изучении свойств веществ, способов воздействия на них, а также их преобразования и природы. В то время как традиционное алхимическое учение предполагает работу лишь с металлами, Парацельс считал главной задачей алхимии изготовление лекарств, то есть по сути зельеварение.
Медицинские воззрения Парацельса
Парацельс одним из первых начинает рассматривать человеческий организм и его функционирование как совокупность химических процессов, между которыми должно сохраняться определенное равновесие. Человеческое тело, как и все сущее, по его мнению состоит из трех элементов – серы, ртути и соли, в соответствии с чем любая болезнь выражается в недостатке одних веществ и преобладанием других, что должно корректироваться с помощью лекарств имеющих схожую природу.
Парацельс в своих трудах дал полное описание причин, развития и лечения силикоза – профессионального заболевания горняков, разработал прототип вакцины от чумы, заложил основы ятрохимии и гомеопатии, отстаивал значение наблюдения и опыта в медицинской практике.
Медицина эпохи Возрождения (XV-XVII вв.) — КиберПедия
Общая характеристика эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения охватывает ХVI–ХVII вв. и характеризуется восстановлением лучших традиций прошлого и прогрессом во всех отраслях знаний, в том числе и в медицине. Для медицины эпохи Возрождения характерно утверждение опытного метода. Представители естествознания отказались от прежнего слепого подчинения авторитету и стремились проверить все положения природы опытным путем. При этом они придерживались либо ятрохимического направления (считали совершающиеся в организме процессы химическими), либо ятрофизического (ятромеханического). Представителем ятрохимии был Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парацельс). Ятрофизики (ятромеханики) в объяснении жизненных процессов приписывали исключительную роль механическим закономерностям. Этого течения придерживались С.Санторио, А.Везалий, Леонардо да Винчи, Рене Декарт и др.
Парацельс (1493 – 1541) одним из первых выступил против галенизма и схоластики в медицине и придерживался опытного метода: «Теория врача — это опыт» — говорил Парацельс. Он ввел учение о дозировке лекарств. В лечении широко использовал ртуть при сифилисе, свинец, железо, сурьму, олово, медь, мышьяк, соли, применял минеральные воды. Рекомендовал предохранять раны чистыми повязками и настаивал на тесной связи хирургии и терапии.
Рене Декарт (1596 — 1650) разработал в простейшемвиде схему рефлекторной дуги и разделил все нервы на центростремительные и центробежные.
Эпоха Возрождения породила плеяду творцов анатомии, заложивших фундамент правильных и более полных представлений о строении и функциях человеческого тела.
Леонардо да Винчи (1452 — 1519) — основоположник современной анатомии. В числе первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать их строение. Описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы, создал первую классификацию мышц. Внедрил новые методы анатомических исследований: промывание органов проточной водой, инъецирование воском желудочков мозга и сосудов, распилы костей и органов. Впервые установил, что сердце — полый мышечный орган, состоящийиз 4 камер. Открыл щитовидную железу.
Андреас Везалий (1514 — 1564) на основании вскрытия трупов изложил свои наблюдения в «Анатомических таблицах» (1538) и в 1543 г. издал труды «Эпитоме» и «О строении человеческого тела» — учебник анатомии, где правильно описал скелет человека, его мышцы и многие внутренние органы. Он обнаружил отсутствие в сердечной перегородке отверстий, описал клапаны сердца, исправил более 200 ошибок Галена. Свои открытия систематизировал, чем и превратил анатомию в науку.
В эпоху Возрождения развилось учение о кровообращении. Над этой темой работали Мигель Сервет, Джироламо Фабриций, Вильям Гарвей, Марчелло Мальпиги.
Мигель Сервет (1509 — 1553) впервые описал малый круг кровообращения в книге «Восстановление христианства» (1553).
Джироламо Фабриций (1533 — 1619) описал венозные клапаны и доказал одностороннее движение крови по венам.
Вильям Гарвей (1578 — 1657) — создатель стройной теории кровообращения. Математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам. Установил истинное значение систолы и диастолы.
Марчелло Мальпиги (1628 — 1694) — ученик Гарвея. В 1661 г. наблюдал движение крови (из артерий в вены) в капиллярах. Ему принадлежит описание развития цыпленка в яйце. Дал гистологическое описание кожи, желез, печени, селезенки, легочных альвеол почек (мальпигиевы клубочки).
Хирургия эпохи Возрождения характеризуется переходом от «карательной» к «щадящей». Этот переход осуществил Амбруаз Паре – выдающийся французский хирург и акушер, реформатор хирургии. Амбруаз Паре (1517 — 1590) вместо прижигания ран каленым железом и кипящим маслом, прикладывал к ним «дигестив» (яичный желток, розовое и терпентинное масла) и прикрывал их чистыми повязками. Разрабатывал ортопедические приборы, улучшал методы ампутации, ввел рассечение огнестрельных ран и первые летучие лазареты.
На смену схоластическим диспутам в эпоху Возрождения пришли поиски природы болезней, что послужило началом клинической медицины. Представителями этого движения были Дж.Б. Монтано, Г.Бурхааве, Дж.Фракасторо.
Джованни Баттиста Монтано (1489 — 1552) – профессор Падуанского университета. Он считал, что: источник медицинской науки — только у постели больного; а учить можно не иначе, как посещая больных.
Герман Бурхааве (1668 — 1738) — ятрофизик. Сущность его учения вытекает из труда «Введение в клиническую дисциплину», где клинической называется медицина, которая наблюдает больного у их ложа, там же изучает подлежащие применению средства, рекомендует, чтобы преобладала клиническая практика над теорией.
Джироламо Фракасторо (1478 — 1553) — итальянский врач, физик, астроном, поэт. Его труд «О контагии, контагиозных болезнях и их лечении» в 3 книгах (1546) — раскрывает сущность и пути распространения заразных болезней, об особенностях отдельных заболеваний и лечении их. Фракасторо различал 3 пути заражения: при непосредственном соприкосновении с больным; через зараженные предметы; по воздуху на расстоянии. Он описал сифилис в поэме «О сифилисе или гальской болезни» (1525). Ввел термин «инфекция».
Лечению детских болезней был посвящен первый популярный лечебник детских болезней на английском языке Томаса Фэра «Книга о детях». Состоялся также выход первого трактата по педиатрии на французском языке «Пять книг о том, как вскармливать и воспитывать детей со дня их рождения» (Симон де Валламбер). Выросло внимание к педиатрии как самостоятельной и важной медицинской дисциплине. В работах ученых появляется указание на возможность предупреждения болезней в детском возрасте. В труде «Книга о детях» Феликса Вюрца (Швейцария) впервые отражены вопросы детской ортопедии.
11 странных лекарств, используемых врачами эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения, возможно, была временем великих научных и художественных инноваций, но медицинским методам лечения той эпохи еще нужно было пройти путь, прежде чем они стали безопасными и эффективными. Вот несколько сомнительных лекарств, которые вам мог прописать врач эпохи Возрождения.
1. ТАБАК ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ВО ВСЕМ ВОПРОСОМ
До прихода европейцев в Новый Свет медицинское использование дыма ограничивалось греческими и восточными традициями, включая благовония для лечения кашля и «женских болезней».«
Когда табак пересек пруд, европейские целители нашли множество способов использовать лист в качестве компресса, ингредиента смеси или ингаляционного средства для лечения таких заболеваний, как рак, головные боли, респираторные проблемы, спазмы желудка, насморк, переохлаждение, кишечные глисты и т. Д. сонливость. Какое-то время табак считался настоящим чудодейственным лекарством, и ему даже поклонялись в ритуалах, основанных на исцелении.
Воспользовавшись аналогичной традицией американских индейцев, западные целители также взяли в привычку ставить клизмы с табачным дымом при респираторных заболеваниях и в попытках оживить утопающих.На бездымном фронте врачи предпочли жидкие табачные клизмы для лечения грыж.
2. КЛИМЫ ДЛЯ ВСЕГО СЕЗОНА
Дым был далеко не единственным, что вводили в прямую кишку эпохи Возрождения во имя хорошего здоровья. В качестве эффективного метода доставки лекарств в организм и решения проблем с кишечником клизма занимала центральное место в медицинском арсенале той эпохи и считалась подходящим средством лечения всего, от запора до рака.
3. Рвота от змеиных укусов
Рвотное средство часто распространялось для того, чтобы вызвать рвоту как часть специфической болезни, или всеохватывающего процесса чистки в жизни Возрождения.Развивающаяся, но давняя вера в важность четырех жидкостей организма (крови, желтой желчи, черной желчи и мокроты) в сочетании с растущим осознанием токсикологии, химических процессов организма. Древнегреческая вера в юмор вскоре соединилась с аюрведической системой элементалей, чтобы побудить целителей поощрять телесные очищения для удаления воспринимаемых излишеств с тела, будь то укусы змей и выпивки, или предполагаемые минеральные шипы планетарного происхождения.
4. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ, ПРОВЕДЕНИЕ КРОВИ И УДАЛЕНИЕ ЗУБОВ ЦИРКАМИ
Вплоть до эпохи Нового времени в Европе и, возможно, даже в ее период, западные практикующие врачи могли быть врачами — многие из которых брали на себя теоретическую, независимую роль — но также хирургами, религиозными деятелями, мудрыми женщинами, аптекарями и парикмахерами.Поскольку у них уже были инструменты, необходимые для выполнения простых операций (например, опасные бритвы), парикмахер часто был лучшим вариантом для местных хирургических нужд. В 1540 году британские хирурги — квалифицированные торговцы, отличавшиеся от обученных врачей — объединились с парикмахерами, чтобы сформировать ливрейную группу Company of Barber-Surgeons при Генрихе VIII, которая оставалась действующей до 1745 года.
Парикмахеры часто проводят баночную терапию, которая создает локальное всасывание на теле (считается, что способствует усилению кровообращения), кровопускание (для слива лишней крови в случае несбалансированного увлажнения) и вырывание зубов (если травяной компресс или пылающая веточка не удалось заставить червя, который, как считалось, зарылся в полость зуба, выпасть).Эти парикмахеры, конечно же, могли стричь волосы, бриться и ставить клизмы.
5. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ТЕЛУ …
К середине прошлого тысячелетия западное и восточное общества делились беспрецедентным объемом знаний и культуры, и европейские целители эпохи Возрождения часто опирались на старую, частично совпадающую христианскую и исламскую веру в то, что Бог наделил мир лекарствами от человеческих болезней. форма растений, напоминающих соответственно больные части тела.Подобный ромашке цветок Евфразии (или «очанка»), например, использовался в различных смесях для лечения глаз на протяжении 17 века.
Работа Якоба Беме 1621 года « Подпись всего» помогла назвать и распространить популярную «доктрину подписей», в которой изложена эта теория. Английский ботаник Уильям Коул, один из многих сторонников этой доктрины, писал, что «милость Божья … делает … травы для использования людьми и … даровала им особые подписи, с помощью которых человек может читать … использовать их.”
6. … НО ТАКЖЕ НА ЕСТЕСТВЕННОМ ПОРЯДКЕ КОСМОСА …
Родившийся Филипп фон Гогенхайм в 1493 году, Парацельс был высококлассным швейцарским немецким врачом, ботаником и алхимиком, который, среди прочего, основал область токсикологии и открыто бросил вызов многим все еще популярным медицинским принципам, установленным Аристотелем и Галеном. чем 1000 лет назад. Главный сторонник астрологии, Парацельс изложил лечебные травы, минералы и духовные методы лечения, предназначенные для поддержания гармонии между микрокосмом (человеком) и макрокосмом (природой), часто предписывая различные режимы, основанные на расположении планет.Он также пересмотрел греческие определения ролей четырех телесных жидкостей, предположив, что они были лишь одним из способов, которыми вы заболели, и что большинство болезней не были вызваны внутренним дисбалансом.