Философия Возрождения — Википедия
Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.
Общая характеристика Философии Возрождения[править | править код]
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
В эпоху Возрождения индивид приобретает большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе, как к несамостоятельной сфере.
В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.
Натурфилософы Возрождения, например, знаменитый немецкий алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.
Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592) — выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный пункт учения — скептицизм. В отличие от агностицизма скептицизм Монтеня не отрицает познаваемости мира. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Высказывал идею равенства всех людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. Считал, что счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства. Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной.
Николай Кузанский, настоящее имя — Николай Кребс; прозвание Кузанский получил из-за места рождения — Куза на Мозеле (1401—1464) — теолог (был кардиналом при папе Пии II), философ, крупный учёный, особенно значимы его исследования в области математики, астрономии и географии. Высказывал идею единства Бога и его проявления в природе (см. пантеизм). Предлагал гелиоцентрическую систему мира, вселенную считал бесконечной, считается, что его идеи оказали влияние на Джордано Бруно, Николая Коперника и Галилея. Подчёркивал познавательную мощь человека («человек есть его ум»), уподобляя творческие способности божественным. Одной из центральных тем его философии являются сомнения и противоречия. Он рассуждал о границах применимости закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.
Все вещи благодаря причастию Единому суть то, что они суть. Единое же, причастие чему есть бытие как всего, так и отдельного, по-своему сияет во всех вещах и в любой вещи. Поэтому в твоих размышлениях тебе нужно искать тождества во множестве или же единства — в одинаковости.
Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Призывал познавать не сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах». Разделял гелиоцентрическую теорию Николая Коперника, высказывал идею диалектического единства противоположностей (на бесконечности прямая смыкается в окружность, периферия совпадает с центром, материя сливается с формой). Единицей сущего считал монаду, в деятельности которой оказываются слиянной телесное и духовное, объект и субъект. «Монадой монад» является Бог. В этических воззрениях придерживался идеи «героического энтузиазма» и безграничной любви к бесконечности, возвышающей людей. 17 февраля 1600 г. был заживо сожжён как еретик на площади Цветов в Риме после 8-летнего заключения.
ru.wikipedia.org
История развития философии эпохи Возрождения
С 14 по 17 век в Европе возникали и развивались новые философские направления. Постепенно они объединились в отдельное течение – философию эпохи Возрождения. Ее основные идеи были взяты из античности: апологеты направления отрицали авторитет Церкви и рассматривали человека как отдельную личность, наделенную безграничными возможностями. Философия эпохи Возрождения – уникальный исторический этап, давший старт развитию современных социологических наук.
Как зарождалась философия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения (ее второе название – Ренессанс) возникла, как естественный ответ на актуальные потребности человека. В средневековье, авторитет Церкви был непоколебим. Простолюдины были вынуждены платить огромные налоги на содержание духовенства, а монархи не имели права принимать никаких значимых решений без одобрения Папы. Сложившаяся ситуация не устраивала ни первых, ни вторых.
Благодаря активному развитию науки в 14-15 веках, люди получили возможность путешествовать, изучать явления природы, знакомится с другими культурами. Появлялись и укреплялись новые торговые связи. Развивалось общество: появились первые парламенты и независимые от церковного влияния общества. Уровень образованности городского населения вырос в несколько раз. В совокупности, это привело к формированию нового общества, которое переросло насильственное насаждение догматической религии.
Основные предпосылки к развитию новой культурной эпохи:
- политический кризис – массовые протесты против феодализма возникали во всех европейских странах, и в основном – в Италии, колыбели христианской философии;
- технический прорыв – изобретение и совершенствование орудий труда, появление огнестрельного оружия, нового медицинского оборудования и методов лечения;
- усиление отдельных городов – развитие инфраструктуры превращало их в независимые торгово-промышленные, военные и культурные центры.
Вера в христианские постулаты стала резко угасать. Церковные (схоластические) идеалы подвергались все большему скептицизму. Технические достижения и торжество науки над религиозными мифами положили начало новому восприятию человека. Во главе всего была индивидуальная личность – значимая и неповторимая. Философы не отрицали существование Бога, но отвергали идею о его безграничном влиянии на человека.
Суть философии: основные идеи и особенности
Специфика нового философского направления – отказ от раболепного поклонения Богу, как высшему Творцу, и возврат к идеалам Древнего Рима. Он характеризовался гуманизмом – течением, исповедующим принципы личностной свободы, индивидуализма и равенства. Человек – новый предмет изучения в 14 веке, и он же – основной источник знаний.
Основы философии эпохи Возрождения:
- Антропоцентризм, созданный на постулатах античного гуманизма. Человек – основа мироздания. Согласно представлениям гуманистов, Бог наделил первого человека Адама свободой воли, возможностью самостоятельно определять свою судьбу.
- Приоритетное внимание развитию науки. Познание – способ понимания мира, его устройства и скрытых свойств. Особое внимание уделялось географии, физике, математике и литературе.
- Натурфилософия, как единственное восприятие мира. Согласно ей, природа – цельный организм, ни один предмет не может существовать сам по себе. Познать все природные процессы и явления можно только через сравнение и противопоставление. Знаменитый натурфилософ Парацельс рассматривал природу сквозь призму алхимии – оккультного направления, призванного управлять силами природы с помощью тайных знаний.
- Пантеизм – религиозное учение, согласно которому Бог равен природе, сливается с ней в единое целое. Оно было призвано объединить науку и церковь, отвергавшую любые попытки поставить под сомнение христианские догмы. Благодаря пантеизму, стало возможным прогрессивное развитие физики, химии, медицины.
Основоположниками философии Ренессанса стали не признанные философы того времени, а представители богемы: поэты, реторы, педагоги, ученые. Новая культура зарождалась в коммунах, домах патрициев и на уличных собраниях. Она распространялась быстро и охотно принималась представителями разных слоев населения, несмотря на активное противодействие Церкви.
Периоды и их ключевые достижения
Эпоху Возрождения разделяют на 3 периода. Каждый из этих периодов философии имеет своих знаменитых последователей:
- Гуманистический этап. Начался в середине 14 века и продлился до середины 15 века. Ранний век развития философии Возрождения акцентирует внимание на человеке, как творце. Он достоин счастливой жизни и должен к ней стремиться. Высшая задача человека – уподобиться Богу.
- Неоплатонический этап. Продлился с середины 15 века до середины 16 века. Философы стремились объединить в общественном сознании образ Бога и человека. Вопреки церковным представлениям о ценности загробной жизни, они выдвигали идею о смертности души. Высказывались революционные призывы свержения правящего режима и установления социального равенства.
Натурфилософский этап. Начался ближе к концу 16 века и закончился к - Натурфилософский этап. Начался ближе к концу 16 века и закончился к середине 17 века. В этот период, активно развивались естественные науки. Впервые была выдвинута теория о бесконечности Вселенной.
К концу 17 века, окончательно сформировалось восприятие Бога и Вселенной, как единого целого. Попытки Церкви запретить распространение нового восприятия не увенчались успехом. Основные идеи философии Возрождения распространялись, несмотря на появление инквизиции, постоянные гонения и казни.
Характерные черты Ренессанса
Среди общих черт, характеризующих периоды эпохи Возрождения, можно выделить следующие особенности:
- Богоборчество. Философы пытались найти компромисс между своими представлениями о мире и устоявшимся взглядами, диктуемыми христианством. Они не оспаривали существование Бога, но старались отойти от концепта божественного превосходства.
- Естественнонаучный способ познания мира. В основу развития науки лег принцип рационализма – познания методом опыта. Сначала выдвигалась гипотеза, после проводились опыты, и полученный результат либо подтверждал, либо опровергал первоначальную версию.
- Быстрое распространение новых культурных тенденций. Основы философской идеи, зародившиеся в Италии, проникли во все европейские страны.
- Благотворительность. Основанное на ценностях гуманизма, постепенно сформировалось резко негативное отношение к финансовому неравенству. Благотворительность, как идея разделения богатства поровну, нашла живой отклик у многих общественных деятелей.
- Толерантность. Терпимость к иному – прямое следствие принятия уникальности человеческой личности.
- Отрицание демагогии. Любые споры, основанные на теоретических знаниях, считались пустой тратой времени и попыткой отвлечь разум человека от его истинного предназначения – активного изучения мира.
- Индивидуализм. Поощрялось саморазвитие, удовлетворение своих личных потребностей, которые могли не соответствовать общественным ожиданиям.
Отдельные черты эпохи Возрождения поддерживали одну общую мысль – счастливым может быть только свободный человек.
Идеологии и их последователи
В основу идеологий легли древнегреческие представления о мире и человеке. Среди многочисленных течений, зародившихся в начале 15 века, можно выделить 4 основных направления.
Идеологии эпохи Возрождения:
- Гуманизм. Этическая позиция, предполагавшая наличие у человека права на самоопределение.
- Секуляризм. Социально-политическое движение, предполагавшее разделение церкви и правительства.
- Гелиоцентризм. Согласно этому учению, Солнце – центр системы мира. Земля вращается вокруг него и подчиняется его влиянию. Гелиоцентризм зародился во времена античности, а в эпоху Возрождения был переосмыслен и получил широкое распространение.
- Неоплатонизм. Направление философии, основанное на учении Платона, древнегреческого философа. Оно базируется на идеях космической иерархии и восхождении души к уровню первоистока – Бога.
Последователи
Среди знаменитых философов эпохи Возрождения, присутствуют следующие:
- Н. Макиавелли. Он стал первым философом, критиковавшим и отвергшим идею теократии – непосредственного влияния Церкви на правящую монархию. Согласно идеям Макиавелли, государство должно базироваться на светском принципе управления. По его мнению, человек алчен по своей сути и стремится к эгоистичному удовлетворению своих желаний. Только государство, построенное на ненасильственных методах управления, отсутствие коррупции и развитая юриспруденция позволят управлять человеческой сущностью и совершенствовать ее.
- Д. Алигьери. Поэт, автор «Божественной комедии». В своем творчестве он описывает модель мира, похожую на средневековую. Согласно ей, центром мироздания является Земля, а единственным творцом – Бог. Но основным предназначением человека было не служение божьей воле, а достижение совершенства в рамках своей земной жизни. Данте верил в величие человека и его безграничные возможности.
- Ф. Петрарка. Его называют «первым гуманистом». Петрарка прославился как лирический писатель, автор сонетов, пьес и мадригалов. Также он писал философские трактаты, в которых пропагандировал гуманистические ценности. Отказавшись от учебы в престижном схоластическом университете, Петрарка предпочел самообразование и стал одним из самых почитаемых мыслителей своего времени.
- Н. Кузанский. Согласно его учению, Бог – недостижимое для человека начало. Человек способен постигать тайны природы и узнавать истинную суть предметов и явлений. Разум – нить, связывающая человека и с Богом и с природой. Свои идеи Казанский изложил в сочинениях «Об ученом незнании» и «О предположениях».
- Э. Роттердамский. Известен как автор учения «Философия Христа». Он утверждал, что любому человеку под силу следовать заповедям Иисуса и стать христианином в истинном понимании этого слова. Он порицал феодальный строй, самодовольство и войны. В своем сочинении «О свободе воли», он отстаивал право человека на самоопределение. Его близкий друг и соратник Т. Мор издал сочинения «Утопия» с похожими идеями. В нем, Мор рассматривал общественное устройство, основанное на принципах общественной собственности.
- М. Монтень. Он исследовал вопросы человеческого бытия. Свои идеи Монтень изложил в сочинении «Опыты» – монументальной работе, затрагивающей многие аспекты общества. Его взгляды остаются актуальными, приемлемыми и в 21 веке.
- Д. Бруно. Написал несколько философских трактатов, в которых утверждал о единстве и бесконечности Вселенной. Является автором гипотезы о неразрывности пространства, времени и материи. По мнению Бруно, конечная цель человеческого познания – созерцание божества. Оно доступно только энтузиастам – активным, целеустремленным людям, не приемлющим ханжества и аскетизма. Придерживался идей пантеизма и гелиоцентризма. За свои воззрения был осужден и казнен, как еретик.
- Г. Галилей. Ученый, опирающийся на принципы методологии. Изучал географию, физику, химию. В его представлении, философия и наука неразрывно связаны и должны развиваться параллельно. Написал несколько научных трудов, на которые опирались ученые 18-19 веков.
Эпоха Возрождения – период расцвета научной мысли. Благодаря ему зародилось восприятие человеческой жизни, как высшей ценности, отказ от средневекового аскетического мировоззрения, стремление к созданию равноправного общества. Достижения современной науки стали возможны благодаря открытиям, совершенным с 14 по 17 век, а имена их авторов известны и почитаемы по сей день.
mystroimmir.ru
Философы и мыслители эпохи Возрождения
После падения Западной Римской империи в V в. на протяжении почти тысячелетия до XIV в. европейская культура, в том числе и философия, остановилась в развитии. Это период абсолютного могущества церкви. Догма о ничтожности телесного и земной жизни привела к упадку всех сфер культуры кроме богословия. Но XIV ст. среди флорентийской интеллигенции становятся популярными гуманистические идеи. Эти идеи оказали сильное повлияли на все сферы жизни людей того времени и изменили направление развития Европы.
Предпосылки к возникновению философии Возрождения
Период, дливший около тысячелетия, называется Средневековьем или “темные времена“. Темными они называются, потому что мы мало что знаем о них, а не потому что тогда было беззаконие, мрак, безнравственность. Наоборот, в эти годы могущество церкви достигло пика. В жизни людей ценилось только духовное, а проявления человеческого, телесного порицалось. Церковь влияла и контролировала все сферы жизни. Но в XIV в. несколько исторических событий привели к изменению общественных отношений. Развитие промышленности, научные открытия в области медицины, географии и астрономии, открытие Америки никак не могли быть адекватно объяснены средневековыми теологами. Тогда философы стали переосмысливать роль человека в природе. Они не просто откинули прежние представления, а приняли их как абсолютно ложные. Изменению воззрений способствовало событие произошедшее на другом крае Европы.
Константинополь пал в 1453 году, и его жители спасаясь от турок бежали в страны Западной Европы, принося с собой античную культуру. Все дело в том, что Византия, в отличии от Западной Римской империи, не была разорена варварами и традиции Античной Греции и Рима там не прерывались. Такие забытые в Западной Европе философские системы как, платонизм, аристотелизм, эпикуреизм, стоицизм приобрели заново свою популярность, особенно в Италии и Нидерландах. Именно, поэтому период, когда европейская цивилиация вернулась к ценностям своих “родителей“, называется Возрождением.
Черты философии Возрождения
Философия становится более светской. Она не просто отделяется от богословия, а занимает анти-церковную позицию, выступая не против религии, а против самого института церкви. В центре ее интереса человек. Гуманистическое мировоззрение постепенно становится популярным во всех слоях населения. Человек принимается как главная ценность. Идея индивидуализма, провозглашающая всесторонне развитую личность, постепенно вытесняет средневековое самоотречение.
Общественной целью ставиться уход от феодального, классового общества к равноправью. Важное место в философии Возрождения занимает политическое направление, занимавшееся проблемой управления государством. Самым известным философом этого направления был Никколо Макиавелли (1469-1527). Он полагал, что в политическом поведением управляют сила и выгода, а не мораль. И при управлении государством ей руководствоваться не стоит. Был сторонником военной обязанности и перехода от наемной армии к армии, состоящей из граждан республики.
Такие мыслители реформационного направления, как Жан Кальвин и Мартин Лютер (1483-1546), объясняли необходимость изменения отношений между церковью и обществом. Они боролись против догмата о необходимости церкви как посредника между Богом и человеком. Мартин Лютер выдвинул концепцию “призвания“, в которой профессиональная деятельность признается божим даром, в отличии от католицизма, где разделяются явления мирского и духовного. Критика католической церкви Лютером нашла отклик в общественности. Так началось религиозное движение названое «Реформацией».
Известные мыслители Возрождения
Мишель Эйкем де Монтель (1533-1592) в своем главном труде «Опыты» продолжал направление скептицизма. Основной целью жизни для человека он считал саморазвитие и стремление к счастью в жизни земной, а не загробной. Монтель воспевал «естественного человека». Технический прогресс так же как и церковь мешал достижению гармонии с природой. Одной из главных проблем, которым он уделяет внимание была проблема неравенства. Только в обществе, не разделенном на классы и сословия, возможно достижение общечеловеческого счастья.
Николоай Кузанский (1401-1464) пытался найти возможность математическими методами объяснять природные явления. Кузанский помимо написания философских трудов был большим ученым и служил кардиналом при папе Пии II. Он первым возродил идею о гелиоцентричности Солнечной системы. Главным человеческим достоинством считал способность к познанию. Творческие способности видел как проявление Бога.
Джордано Бруно (1548-1600) во многом являлся последователем Николая Казинского. Он развил идею гелиоцентризма. В объяснении божественного так же занимал позицию пантеизма. Она отличалась от признанной тогда догме об антропоморфном боге-творце, тем, что видела бога воплощенного в природе и всем ее населявшем.
Томмазо Кампанелла (1568-1639) первый, кто начал “восстановление наук“ в эпоху Возрождения, то есть преобразовал средневековую схоластику в новую универсальную науку, где познание основывается на ощущениях.
Рене Декарт (1596-1650) согласно дуализму признавал двойственность идеального и материального. При этом объяснял возможность их взаимодействия существованием их общего источника – Бога. В теории познания Декарт был последователем Кампанеллы. Утверждал главенство разума: с помощью разума человек может управлять природой, наблюдая за опытами, выделять сокрытые природные законы. Учение Декарта стало началом развития философии рационализма.
www.istmira.com
Главная страница
Банковское дело |
4. Философия и медицина эпохи Возрождения Эпоха Возрождения характеризуется зримыми переменами в интеллектуальном климате Европы, в которых можно видеть черты «встречного движения» по отношению к мировоззренческим установкам позднего Средневековья. Среди наиболее ярких тенденций этой новой эпохи — преодоление идеологического диктата церкви, возрождение античных наук и искусств, опыты нового прочтения античной философской классики (прежде всего Платона), растущий разрыв между различными областями познания (теологией, наукой, философией), обращение к теме человека вначале в религиозном контексте, а затем и вне его. Мы помним, что и средневековая религиозная философия (патристика) заметным образом способствовала постижению человеком самого себя. Однако Возрождение иначе расставляет акценты: с мистико-духовного аспекта внимание переносится на разумно-телесную грань человеческой природы. Все это, среди прочего, способствовало прогрессу анатомических знаний (шедшему параллельно с развитием изобразительного искусства, после классической греческой скульптуры вновь открывшего для себя «телесность» человека), проявившемуся в трудах Леонардо да Винчи (1452-1519), Андреаса Везалия (1514-1564). |
textb.net
Парацельс. — Эпоха Возрождения — LiveJournal
Цитата сообщения Владимир_Гринчув Cверхблагородный — ПарацельсНастоящая цель алхимии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!
Парацельс
Знаменитый философ, алхимик и врач XVI века, Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст из Гогенгейма, известный как Парацельс, был удивительным, загадочным, сложным и, на первый взгляд, противоречивым человеком. Одни считали его пьяницей и буяном; другие — женоненавистником; третьи боялись его ясного ума и острого языка и гнали, обвиняя в ереси; четвертые молились на него, поклоняясь как магу и чудотворцу… Лишь в одном все были единодушны – он был одним из тех, кого называют людьми-Титанами, творцами новой эпохи и новой культуры, великим и сложным для понимания.
«Парацельс» в переводе с латыни означает «сверхблагородный». Ведь был он не просто медиком, а занимался оккультными науками — в частности, каббалой и алхимией, рассматривая их, наравне с медициной, как часть философского знания о человеке.
Филипп родился в 1493г. в деревушке Эгга-на-Зиле, в двух часах ходьбы от Цюриха. Его отец, Вильгельм Бомбаст из Гогенгейма, был одним из потомков старинного и славного рода Бомбастов, и был хорошо известен в округе как светский врач, получивший полноценное академическое образование. В ранней юности именно он обучал наукам Теофраста, преподавая ему основы алхимии, хирургии и терапии. Парацельс всегда чтил память своего отца и отзывался о нем очень тепло — не только как об отце, но и как о друге и наставнике. “Ни один человек не достоин той похвалы, которую мне бы хотелось принести к ногам того, кто родил меня, воспитал и обучил”.
Продолжил учебу он у монахов монастыря св. Андрея, расположенного в долине Савоны. По достижении шестнадцати лет – отправился на учебу в университет Базеля. После этого его обучал знаменитый Иоганн Тритемий из Шпангейма, настоятель монастыря св. Иакова в Вюрцбурге, один из величайших адептов магии, алхимии и астрологии. Именно под руководством этого учителя особенное развитие и практическое применение получили склонности Парацельса к оккультным наукам. Тяга к оккультизму привела его в лабораторию Сигизмунда Фуггера, который, как и аббат Тритемий, был известным алхимиком, способным передать ученику многие ценные секреты.
Позднее Парацельс много путешествовал. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Швеции и России. “Я побывал во многих высших школах – как немецких, так французских и итальянских… Я везде пытался докопаться до основ медицины”. Теофраст даже посетил Индию, когда был пленен татарами. Во время пребывания Парацельса в татарском плену, ему удалось побывать в таинственной Шамбале.
“Много людей искало и до сих пор тщетно пытается пройти в эту Твердыню, но доходят лишь те, кто позваны. История знает немало выдающихся личностей, которым было суждено дать новый импульс к продвижению человеческой эволюции и перед тем посетивших эту Твердыню Великого Знания. Так в свое время и Парацельс провел несколько лет в одном из Ашрамов Транс-Гималайской Твердыни, обучаясь великому знанию, изложенному им во многих томах, и часто в символах, ибо велико было гонение на этих светочей знания. Все его сочинения переведены на немецкий, английский и французкий языки. Многие ученые и врачи черпают из них свои знания, но, по обыкновению, часто умалчивая об источнике”. (ПЕИР, 30.03.36).
Любой читатель работ Парацельса, знакомый с трудами восточных Мастеров, замечает их идентичность. То, что говорил Парацельс о семеричном строении человека, о свойствах астрального тела, о привязанных к земле элементариях и т. д., на Западе в то время было совершенно неизвестно. Более того — Парацельс много писал об элементалах, или духах природы (но, описывая их, он заменял восточные термины соответствующими названиями из германской мифологии, чтобы облегчить понимание этих вопросов своим соотечественникам, привыкшим к западной манере мышления).
В 1521г. Парацельс, как свидетельствует Ван Гельмонт, прибыл в Константинополь и получил там Философский камень. “Философский камень есть нечто реальное. При том можно понимать его духовно и физически. Духовное состояние, называемое камнем, соответствует созвучанию всех отложений психической энергии. Физически препарат довольно близок препарату Парацельса; но в нем осталась существенная ошибка, в которой он напрасно упорствовал. В остальном, источники арабские, питавшие Парацельса, были довольно правильны”. (С., 27).
Затем Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений. Парацельс писал: “Я скитался в поисках моего искусства, нередко подвергая опасности свою жизнь. Я не стыдился даже у бродяг, палачей и цирюльников учиться всему, что считал полезным. Известно, что влюбленный может пройти долгий путь, чтобы встретить обожаемую им женщину, — насколько же сильнее та тяга любящего мудрость, что заставляет его скитаться в поисках своей божественной возлюбленной!”
Проведя в скитаниях десять лет (то применяя на практике свое искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию), в возрасте тридцати двух лет он возвратился на родину, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.
После этих удивительных исцелений городской совет Базеля назначил Филиппа Теофраста профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. Лекции Парацельса в местном университете, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было его собственным, и он преподавал его, невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами.
Свои знания и умения Парацельс демонстрировал и на практике, значительно превосходя в медицинском искусстве всех своих коллег. Он продолжал совершать множество поистине чудесных исцелений больных, которых авторитетно объявляли неизлечимыми (этот факт удостоверен Эразмом Роттердамским, самым добросовестным и образованным наблюдателем).
Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Задача врача — выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие.
Изучая лечебный эффект от различных химических элементов и соединений, Парацельс ввел в медицинский обиход препараты меди, ртути, сурьмы и мышьяка, а также лечение водой из минеральных источников; составлял тинктуры, экстракты и эликсиры на основе растений; впервые в истории медицины ввел понятие о дозировке лекарств. «Все есть яд и все — лекарство; то и другое определяет доза» — эта фраза ученого стала крылатой.
В тридцать три года Парацельс уже был предметом восхищения народа и профессиональной зависти коллег. Он возбуждал ярость последних еще и тем, что, в отличие от других врачей, многих бедняков лечил бесплатно. Но чаще всего наградой за его труд служила неблагодарность; он получал ее везде, не только в домах среднего достатка, но и в богатых (к примеру, в доме графа Филиппа Баденского, чей случай врачи признали безнадежным). Парацельс вылечил графа в
16-centure-ru.livejournal.com
Врачи-философы эпохи капитализма
Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм вошел в историю медицины и философии как Парацельс (1493—1541). Псевдоним был придуман им самим. Он был не только медиком, но и алхимиком, философом, активным борцом против схоластики. Родившись в Швейцарии, Парацельс, став врачом, побывал во многих странах Европы, глубоко изучая в каждой из них лекарственные средства, прежде всего травы. Его огромная заслуга перед наукой заключается в соединении медицины с химией. Занимаясь врачеванием и алхимией, он вводит ряд химических веществ в медицинскую практику, заложив основы иатрохимии.
Парацельс придавал большое значение философии. В ней он видел источник более совершенного познания природы, множества разнообразных, порожденных ею вещей. По его мировоззрению, первоматерия есть результат творения бога. Окружающий мир, природа во всех своих проявлениях представлялась ему макрокосмосом, а человек в ней рассматривался как микрокосмос. Понимая полную зависимость человека от природы, он рассматривал его в единстве с нею, считая, что между ними существует тесное единство, полное соответствие, и в своей совокупности они представляют единое целое. Процесс познания для Парацельса начинался с природы. Основное внимание он уделял опыту. Этим Парацельс отличался от многих авторитетных своих предшественников и современников. Им велась бескомпромиссная борьба с «вульгарными» заклинателями духов и теми, кто их «вызывает».
За антирелигиозные взгляды католическое духовенство окрестило его «Лютером в медицине». Из-за гонения на него он вынужден был покинуть г. Базель. В период своих путешествий Парацельс закончил книгу «Большая хирургия», принесшую ему еще большую известность.
Николай Коперник (1473—1543)—один из выдающихся деятелей эпохи Возрождения — был не только великим польским астрономом, основоположником гелиоцентрической системы планет, входящих в солнечную систему, но и врачом. Это был широко образованный ученый. «Он много работал в области тригонометрии, занимался гидравликой и межеванием, строил водопроводы и был врачом. Известны работы Коперника по исторической хронологии. Он работал над географическими картами Польши и был выдающимся экономистом».
Своим научным обоснованием мира планет солнечной системы он внес существенные поправки в философское миропонимание.
Родился он в семье богатого купца, который в последние годы своей жизни обосновался в Торуни. Долгие годы, начиная с XIII в., этот город находился под пятой Тевтонского ордена. Лишь в 60-х годах XV в. Польша освободила свои исконные земли. Оставшись в 10 лет без отца, Н. Коперник воспитывался У своего дяди. Будучи каноником и епископом, дядя сумел увлечь своего племянника духовной службой, и в 24 года Н. Коперник стал уже каноником. Это давало ему не только заметное положение в обществе, но и обеспеченное материальное положение, которое позволяло ему в полную силу заниматься научными изысканиями. Вначале он учился в Краковском университете (1491—1494), где прошел хорошую школу гуманизма и с увлечением изучал астрономию. Завершил свое образование уже в Италии, в Болонском университете. Италия была тогда средоточием научной мысли. Ф. Энгельс так оценивал значимость Италии в тот период: «В Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть». Н. Коперник был направлен в Италию для совершенствования знаний в области канонического права, но его привлекала астрономия. Здесь же Н. Коперник выучил греческий язык, который ему стал необходим для изучения научного наследия греческих ученых. Однако на этом его образование не закончилось. В университетах Падуи и Феррары он получил юридическое образование, кроме того, в Падуанском университете им пройден курс медицины.
На родину Н. Коперник вернулся в возрасте более 30 лет в 1504 г. и стал секретарем и врачом своего дяди, который к этому времени был епископом с резиденцией в Лидзбарке. Здесь Н. Коперник проработал около 8 лет и только после смерти дяди переехал в другой город — Фромборк того же воеводства Вармии. Поселился он в одной из башен крепостной стены, которая в течение 30 лет служила ему обсерваторией. Несмотря на угрозы Тевтонского ордена вновь занять территорию, на которой находилась его обсерватория, он продолжал работать с присущим ему упорством, укреплять свою крепость, в которой находился собор, одновременно занимаясь административными делами собора.
Н. Коперник был искусным врачом, математиком, переводчиком литературных произведений, государственным деятелем. Ф. Энгельс, говоря об эпохе Возрождения, породившей многие таланты, про Н. Коперника писал, что он бросил вызов церковному авторитету в вопросах природы.
Свои мысли о гелиоцентрической системе мира он высказал задолго до их официального опубликования в 1543 г. Основные идеи этой системы были понятны ему уже в 1512 г., когда он критически начал оценивать теорию древнегреческого астронома Клавдия Птолемея (около 90—160 гг.), который считал центром Вселенной планету Земля. По его математическим расчетам, в гелиоцентрической системе мира Земля являлась неподвижным центром. Его расчеты движения планет и геосистема изложены в основном труде «Альмагест». Н. Коперник, проверив расчеты движения небесных тел этой системы, пришел к выводу, что теория Птолемея научно необоснованна. После долгих исследований и проверок его труда «Альмагест» в 1543 г. была опубликована его работа «Об обращениях небесных сфер», которая ниспровергла геоцентрическую систему мира, просуществовавшую почти полтора тысячелетия. Земля стала на центром Вселенной, а одной из планет солнечной системы. Это открытие врача Н. Коперника имело поистине историческое значение. Оно имело и большое философское значение. Нужно было преодолеть утвердившееся мнение о том, что Земля является центром Вселенной. Над ним тяготело учение Аристотеля, на позициях которого формально он стоял всю жизнь. Но благодаря своим диалектико-материалистическим представлениям о системе мира Н. Коперник отверг учение Аристотеля — Птолемея о гелиоцентрической системе мира. Несмотря на то что выдвинутая им геоцентрическая система мира базировалась на новых принципах движения планет, он не мог отойти от представлений Аристотеля, что Земля движется по кругу. И лишь спустя почти столетие немецкому ученому Кеплеру удалось доказать, что Земля движется вокруг Солнца по эллипсу, а не по кругу.
Прогрессивными учеными его труды были восприняты без колебаний. Так, Галилео Галилей одним из первых смело встал на позиции Н. Коперника.
Учение Коперника нанесло сильнейший удар религиозно-теологическим представлениям о Вселенной. Оно заставило философов еще раз с новых позиций оценить место человека во Вселенной. Гелиоцентрическая теория мира Н. Коперника дала непредвиденный толчок для дальнейшего развития науки. Его труды стали предвестником целой плеяды выдающихся ученых-итальянцев Д. Бруно (1548—1600) и Г. Галилея (1564—1642), немца И. Кеплера (1571 — 1630), француза Р. Декарта (1596— 1650), англичанина И. Ньютона (1643—1727) и др. Все они внесли весомый вклад в развитие астрономии. И недаром Ф. Энгельс научные труды Н. Коперника называл «…революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости… Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии». Так врач стал первым возмутителем спокойствия. Прогресс прежде всего определялся тем, что мир человеческому разуму представлялся как одно органическое целое, и все основные закономерности смены времен года, суток и другие природные явления стали легко объяснимы и понимаемы. Его открытие произвело подлинную революцию в естествознании и открыло новый горизонт человечеству, расширив его умственный кругозор.
Галилео Галилей (1564—1642) внес значительный вклад в развитие научных знаний и материалистического мировоззрения. Он родился в г. Пизе в семье обедневшего дворянина. Его отец мечтал, чтобы сын стал врачом, и настойчиво готовил к этой выгодной в то время карьере. Г. Галилей поступил на медицинский факультет Пизанского университета, но огромная тяга к математике привела к тому, что он не окончил медицинский факультет и перешел в университет Флоренции, где с упоением изучал математику. Окончив университет, Г. Галилей вернулся в Пизу, где начал обучаться медицине, а в Пизанском университете стал преподавать математику в качестве профессора; через непродолжительное время был приглашен в Падуанский университет, где проработал 18 лет профессором математики (1592—1610). В этот период он активно занимался изучением механики и астрономии. Его вклад в развитие механики был одновременно вкладом в развитие естествознания и философии. Г. Галилей первым построил телескоп и с его помощью открыл для человечества ранее неизвестный, невидимый звездный мир со своими сложными закономерностями. Он открыл на Луне кратеры и хребты, выделил из Млечного Пути ряд звезд, на который до этого человек смотрел как на белую звездную полосу, обнаружил спутники Юпитера. Его сообщение об этом в «Звездном вестнике» принесло ему славу крупнейшего ученого во всех странах Европы. Неофициально ему даже присвоили имя «Колумба Вселенной».
Галилей вместе с врачами-физиологами и прежде всего с Сантарио участвовал в изобретении и использовании микроскопа, пульсометра и других приборов, что имело важное значение и для медицины.
После Падуи Галилей переехал во Флоренцию. Здесь он продолжал делать одно открытие за другим. Им были открыты пятна на Солнце, обнаружены фазы Венеры. Все его открытия были убедительным доказательством гелиоцентрической теории Коперника. Они наносили сильнейший удар по выдумкам схоластов, которые, например, считали, что Млечный Путь является ничем иным, как спайкой двух небесных полушарий. Из его же теории вытекали выводы, что мир бесконечен и во Вселенной имеется бесчисленное число миров. Эти взгляды привели Галилея к неразрешимым противоречиям со схоластами.
Своей механикой Галилей опроверг взгляды схоластов, опиравшихся на Аристотеля, в том, что движение тел происходит под действием постоянных сил с постоянной скоростью. Он доказал, что оно происходит равномерно-ускоренно. Скорость все-время возрастает, в равный промежуток времени возрастает на одну и ту же величину. Им было также доказано что если предмет получил от другого предмета, тела силу, сообщившую ему движение, то приобретенное движение само по себе никогда не угаснет, пока какая-либо внешняя сила не отнимет ее.
studfile.net
Медицина эпохи Возрождения
План
1. Вступление
2. Леонардо да Винчи
3. Парацельс
4. Вильям Гарвей
5. Заключение
6. Список литературы
Вступление
На каждого, кто изучает историю мировой медицины, произведет впечатление глубина знаний, которыми обладали античные врачи. Однако на протяжении тысячи лет эти обширные медицинские знания были недоступны европейцам в период Средневековья. То, что сейчас нам известно как западная научная медицина, возникло только после эпохи Возрождения.
Возрождение, начавшееся в 1453 г., послужило сигналом для возвращения медицины в клинику и к больным, ее существование не ограничивалось только монастырями и университетами. Хирургия под руководством таких выдающихся хирургов, как Амбруаз Паре, вернула себе свою былую славу. Это был период, когда болезни стали дифференцироваться. Такие болезни, как ветрянка, сифилис и тиф, были тогда впервые описаны и выделены из общей массы «лихорадок» и «чумы».
В тот век проявили себя три выдающихся человека, а именно Фракасторо, Парацельс и Андреас Везалий. Они не только способствовали развитию медицины, но и определили три кардинальных направления в истории ее достижений.
Фракасторо (1478—1552), уроженец Вероны, разработал теорию инфицирования и передачи инфекции мелкими частицами по воздуху или при контакте людей. Если бы тогда общество было настроено по отношению к учению Фракасторо более благосклонно, медицина достигла бы успехов в этом направлении на четыре столетия раньше и сколько жизней можно было спасти! Враждебно настроенное консервативное общество, часто не только холодно принимало идеи первооткрывателей, но и жестоко высмеивало и оскорбляло их самих. Например, когда Мигель Сервет (XVI в.) выдвинул идею существования малого круга кровообращения, его сожгли как еретика.
Когда Пьер Бриссо (XVIII в.) выразил протест против излишнего кровопускания, его подвергли остракизму, и он умер в ссылке.
Знакомясь с историей медицины или какой-либо другой науки или искусства, читатель, не лишенный сочувствия к людям, не может не задумываться над тем, когда наконец человечество научится извлекать уроки из прошлого и почему бы нам не стать немного добрее по отношению к мужественным людям, осмелившимся идти впереди своего времени. И все же, несмотря на такую враждебность, истина торжествует. Парацельс (ок. 1490—1541) начал свое преподавание в Базеле с того, что сжег произведения Галена и Авиценны на публике не в знак протеста против этих двух выдающихся личностей, хотя некоторые из их положений признаны неверными, а против раболепного отношения и пассивного чтения книг. Гален и Авиценна на протяжении столетий считались непререкаемыми авторитетами, с которыми никто не имел права не соглашаться. Поиски Парацельсом специальных средств для лечения определенных заболеваний положили начало современной химиотерапии.
Андреас Везалий (1514—1564) нарушил традицию Авиценны изучения по книгам и показал, что даже Гален не достиг совершенства в анатомии. Главное произведение Везалия «О строении человеческого тела» выявило многие ошибки Галена, такие как, например, пятидольчатая печень или рогатая матка, и стало основой современной анатомии. Везалий отказался от размышлений и предположений, заменив их непосредственным наблюдением на секционном столе, чем нанес сокрушительный удар по оторванному от жизни консерватизму и поставил медицину на прогрессивную научную основу.
Леонардо да Винчи
В селении Анкиано, близ маленького городка Винчи, расположенного между Эмоли и Пестойей, 15 апреля 1452 года родился Леонардо ди сер Пьеро д’Антонио. Его отец, нотариус Пьеро да Винчи, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, которая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незаконное происхождение, отец признал маленького Леонардо, воспитал его и дал образование. В 1469 году, через год после смерти деда Антонио, вся отцовская семья переехала во Флоренцию.
Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. По словам историка и биографа Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и “божественно пел импровизации”. Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение.
Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу, одному из самых разносторонних и известных во Флоренции мастеров — скульптору, ювелиру и живописцу, Андреа Верроккьо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи.
В 1466 году Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккьо. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо да Винчи. Очень скоро ему суждено было превзойти прославленного учителя. Верроккьо часто выполнял работу для Лоренцо Великолепного, правителя Флоренции. После сотен лет рабства и религиозных предрассудков наконец настало время возрождения для изучения наук. Европа оставила Средние века и годы феодализма и много людей переезжало из деревень в города. Благодаря этим изменениям Флоренция, этот замечательный город, заполнился художниками и купцами. Ренессанс достиг и мастерской Верроккьо, в которой рука об руку трудились художники, скульптуры и кузнецы, производившие великолепные механические поделки и музыкальные инструменты и даже ремонтировали всевозможные предметы. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника.
Будучи подмастерьем в мастерской, Леонардо изучал мастерство художника и скульптора и познакомился с широким выбором инструментов для деятельности при поднятии и переноске тяжестей и копании. Позже в своей жизни он будет использовать эти знания как отправную точку для своих многочисленных идей и изобретений. Леонардо занимался всеми видами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.
Ему отпущено природою с лихвой
Одним лишь взглядом всю округу поражает,
След восхищенья оставляя за собой.
Ему отпущено сполна судьбой.
Лик его дивный солнце затмевает,
А смех и пение звучат такою чистотой,
Что все окрест в восторге замирает.
Микеланджело Буонарроти
Великий итальянский художник Леонардо да Винчи в своей жизни, научном и художественном творчестве воплотил гуманистический идеал “всесторонне развитой личности” (homo universale). Круг его интересов был поистине универсален. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, военная и гражданская инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.
Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико – скульптурные произведения погибли, живопись или плохо сохранилась, или осталась незавершенной, архитектурные проекты так никогда и не были осуществлены. Единственно, что более-менее не пострадало – это записные книжки, отдельные листы c записями и рисунками, часто произвольно объединенные в так называемые кодексы.
Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо “имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой”. Это подтверждает и биограф Вазари, согласно которому, препятствия лежали в самой душе Леонардо – “величайшей и необыкновеннейшей… она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний”.
В возрасте 20 лет Леонардо да Винчи сделался членом Флорентийской Гильдии Художников. Как раз в это время он внес свой вклад в работу своего учителя Верроккьо «Крещение Христа». По рассказу Вазари, молодой Леонардо написал голову белокурого ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. “Эта голова так изящно-благородна, исполнена такой поэзии, что остальные персонажи картины не смотрятся рядом с ней, кажутся нескладными и тривиальными”.
Студенты часто выполняли часть работы своих учителей и Леонардо впоследствии также имел учеников, которые помогали ему в его работе. В картине «Крещение Христа»
mirznanii.com