Среда , 25 Декабрь 2024

Технарь и гуманитарий тест – Тест: Гуманитарий или технарь

Содержание

Кто ты — технарь или гуманитарий?

Наверное, нет более древнего противостояния, чем борьба между физиками и лириками. Можно иметь отличные отметки по любимым предметам и верить в особый склад ума, но не стоит бояться экспериментировать и пробовать себя в различных сферах деятельности. Пройди лицейский «жартоўны тэсцiк» и узнай, на чьей ты стороне.

Кстати, совсем скоро поступление в Лицей БГУ. Отправьте ссылку на тест знакомым девятиклассникам!

4Белку, прижимающую к себе орехи, посадили на очень гладкий стол и слегка толкнули по направлению к краю. Приближаясь к краю, белка почувствовала опасность. Она знает законы физики и умело предотвращает падение со скользкого стола. Каким образом?

Невероятным усилием воли белка тормозит, как в фильме «Такси», и остается на столе с орехами и чувством удовлетворения от своих знаний.Она бросает орехи по направлению движения, ее скорость уменьшается — это закон сохранения импульса.Вся жизнь проносится перед белкиными глазами, и последнее, что она видит перед падением со скользкого стола — высокое небо Аустерлица.Она останавливает время силой мысли и аккуратно перемещается со стола в свое дупло.
Правильный ответ:
— Это, конечно, про закон сохранения импульса, — подтверждают преподаватели кафедры физики Лицея БГУ. — Не переживайте. Белка в порядке.

10Юный видеоблогер Петя нашел дома железные стружки и долго нагревал их для видео на YouTube в открытом огнеупорном тигле. И выяснил, что их масса существенно увеличилась!

Стружки стали весить больше, потому что железо соединилось с молекулами вещества, содержащегося в воздухе, — газа, поддерживающего горение.Внутри железа есть флогистон — сверхтонкая материя с отрицательной массой, которая при нагревании улетучивается и смешивается с воздухомЖелезо так нагрелось, что присоединило к себе часть материала тигляНагревание железных стружек, согласно формуле Эйнштейна, сообщает им дополнительную энергию — и их масса возрастает.
Правильный ответ:
Конечно, горение. А бесцветный газ — кислород. ВАШ РЕЗУЛЬТАТ:Поздравляем, вы — гуманитарий! Вы отлично разбираетесь во всем, что не касается формул. Причем не особенно важно, что это за текст — новости в «КП» или инструкция освежителя воздуха. Если решите узнать, как вы прекрасны, пройдите РИ в Лицее БГУ. ВАШ РЕЗУЛЬТАТ:Поздравляем, вы — сбалансированная личность! У вас нет проблем ни с вычислением стоимости вещи после скидки в 20%, ни с тем, чтобы сразить всех в интернете (или репетиционных испытаниях в Лицее БГУ) своей грамотностью. Приятно иметь с вами дело! ВАШ РЕЗУЛЬТАТ:Поздравляем, вы — технарь! Прикинуть, сколько трубок обоев купить в комнату с нишами? Не вопрос! Не нужен ни калькулятор, ни транспортир – они уже у вас в голове (что особенно удобно на РИ в Лицее БГУ). Что и говорить, быть вами очень удобно. ВАШ РЕЗУЛЬТАТ:
Поздравляем, вы – эрудит! Понимаете, что чтение развивает кругозор и помогает поддержать беседу (а также сдать РИ в Лицее БГУ). Но главное, что вы, как супергерой наук, сможете работать кем угодно и где угодно и получать от всего этого удовольствие.

www.kp.by

как найти себя и чем может быть полезно тестирование.Часть 1

О тесте «Гуманитарий или технарь»

Авторы статьи: Алтухов В.В., Кувшинова О.Л.

Гуманитарий или технарь – вопрос, который интересует многих. Если попробовать набрать эту фразу в поисковых системах, то можно увидеть, что дискуссии на эту тему возникают на самых разных форумах и сайтах. Многим из нас так и не терпится узнать, к какой группе он относится. Этот вопрос уже практически стал классическим. Но помимо отнесения себя к одной из указанных групп, часто возникает вопрос, а кто же лучше? Кому легче жить или кто умнее? На наш взгляд, не совсем корректный вопрос, как и сама дилемма, которая очень сильно упрощает реальную ситуацию. Мы сразу оставляем за скобками тех, кто склонен к естественнонаучному направлению. Куда можно отнести этих ребят? Они гуманитарии или технари? Школьники порой путаются, когда относят биологию к гуманитарным наукам. А творческие специальности – это гуманитарная или техническая область? Ведь творчество есть и там, и там: архитекторы или литераторы и многие другие. А сколько направлений междисциплинарных, которые находятся на стыке наук!! И что в принципе нам дает знание о том, что кто-то гуманитарий, а кто-то технарь? Большой вопрос.

Но тема очень популярна. И естественно мы стремимся найти способы определить свою принадлежность к этим группам. А вот средств сделать это не так много. Часто мы делаем вывод по тем предметам, которые получаются или не даются, привлекают и не привлекают. А интернет предлагает нам и другие средства, например, измерить длину пальцев. Если безымянный палец окажется длиннее указательного, то, конечно же, ты – технарь, а если наоборот, то гуманитарий! Однако мы к таким способам оценки относимся достаточно скептично. Очень много факторов влияет на развитие человека, на развитие его способностей, поэтому нельзя все дать на откуп природе. В итоге мы решили создать специальный тест, который позволит оценить и интересы, и успешность в решении задач.

Когда мы создавали наш тест, то в первую очередь исходили из того, что обязательно нужно различать интересы человека и его способности. И это действительно разные вещи. Ведь бывает такое, что школьнику может нравиться предмет, даже если он его не до конца понимает и не все у него получается. Да и делать выводы только по предметам – не совсем правильно. Как часто говорят наши клиенты, многое зависит и от учителей. Некоторые учителя могут заинтересовать предметом, другие же наоборот, совсем отбить интерес. И не обязательно, что у школьника нет способностей к тому или иному предмету, порой он может просто не прилагать усилий, чтобы разобраться в «неинтересном» материале.

Когда мы соотносим интересы и способности в той или иной сфере, то можем столкнуться с четырьмя возможными сценариями:

1) Сфера интересна и способности развиты – прекрасно, можно подумать и о профессиональном развитии в данном направлении

2) Сфера интересна, но способности еще не очень развиты – требуется больше заниматься, чтобы желаемое стало возможным

3) Сфера не интересна, но есть способности – вероятно, стоит подумать над тем, почему она неинтересна. Возможно, школьник еще не смог получить необходимый опыт в этой области, а может интерес ему «отбили». А возможно, что просто в большей степени привлекает другая сфера, но способности есть, и могут использоваться в других направлениях (да и просто по жизни)

4) Сфера не интересна, да и не получается – похоже, имеет смысл рассматривать другие сферы.

Как говорится, мало одного желания, нужно еще и успешно справляться с поставленными задачами!

Еще одна особенность нашего теста в том, что мы сделали не одну шкалу с двумя полюсами, где ты либо технарь, либо гуманитарий, а две отдельные шкалы. Ведь мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда человеку интересны обе сферы (и обе они получаются), либо когда человеку не интересна ни одна их них (вероятно, интересы лежат где-то вовне, например, школьник интересуется биологией и химией, то есть относится к естественнонаучному направлению, которое в тесте не исследуется). Не всегда наши клиенты, судя по отзывам, довольны тем, что у них нет одного только направления, что дилемма в их случае не является актуальной для них. Конечно, если ты и технарь, и гуманитарий, то что же делать с выбором профессии? Ведь так сложно становится определиться. А если ни то и ни другое, то вообще непонятно, что делать. Но часто эта проблема надуманная.

«Гуманитарий – технарь» не может охватить все профессии и сферы деятельности, которые есть в нашем мире!!

Прежде чем перейти к результатам нашего исследования, хотелось бы привести результаты опроса, который мы предлагали пройти всем, кто тестировался. Опрос состоял всего из пяти вопросов, и вот какие результаты мы получили.

Опрос по тесту «Гуманитарий или технарь»

Рассмотрим результаты опроса, который проводился по итоговой версии нашего теста. В опросе приняло участие 1242 человека. Давайте рассмотрим итоги.


Что ж, 94% опрошенных (44% + 50%) считают тест вполне интересным. При этом полезным этот тест назвали 73% опрошенных (19% + 54%), а порекомендовать его своим друзьям и знакомым готовы 76% участников опроса. В целом можно сделать вывод о том, что тест действительно является интересным и полезным для людей, заинтересованных в самоопределении.

И тех, кто принял участие в опросе, было достаточно много тех, кто уже раньше проходил подобные тесты (35%), но не все могли вспомнить, где именно это происходило. Часто отмечается, что подобные тесты проводились в школах и центрах профориентации.

Нам также было интересно узнать мнение наших респондентов о тесте в целом: стоит ли что-то изменить в тесте или чем-нибудь его дополнить. 23% участников опроса ответили утвердительно, при этом достаточно часто возникали предложения дополнить наш тест вопросами для творческих и естественнонаучных направлений, а также дать рекомендации по наиболее подходящим профессиям. Но мы пока не планируем вносить подобные изменения. Наш тест не претендует на полноценное профориентационное тестирование, это лишь экспресс-диагностика и общая оценка. Для более подробной оценки того, какие же профессии подходят человеку, необходимо учитывать гораздо больше факторов и более подробно изучать интересы, нежели это представлено в данном тесте. Для полноценной профориентации мы используем другие методики

(например, тест «Профориентатор»).

П.с. Подробные результаты опроса по предыдущей версии теста и комментарии можно посмотреть на нашем форуме: «Результаты опроса и ответы на комментарии».

Как создавался тест «Гуманитарий – Технарь».

Первая версия теста «Гуманитарий или технарь» была создана в апреле 2009 года. Эта версия включала в себя 29 вопросов для оценки интересов и всего 6 задач по способностям(!!). Тогда мы больший акцент делали именно на интересы, а способности оценивали очень поверхностно. А уже в июле 2009 года вышла вторая версия теста: был расширен блок оценки интересов. В таком виде тест просуществовал до января 2011 года. И вот в третьей и четвертой версиях теста мы все-таки расширили блок оценки способностей. После проведения апробации в итоге в марте 2011 года появилась действующая в настоящее время пятая версия теста. Сейчас наш тест включает 33 вопроса для оценки интересов и 33 вопроса для оценки способностей. И еще одна новая особенность – мы добавили блок вопросов, в котором просили наших респондентов отметить, как они сами считают, насколько им интересна гуманитарная и техническая сфера, а также оценить, насколько успешно они занимаются по гуманитарным (история, литература, русский язык, обществознание, языки) и техническим (математика, физика, информатика) предметам. В итоге мы собрали достаточно много данных для того, чтобы оценить, насколько результаты нашего теста совпадают с прогнозами самих участников тестирования. Об этом и пойдет речь дальше.

Наше исследование: есть ли гуманитарии и технари, или как «работает» тест?

В исследовании по тесту «Гуманитарий-Технарь» приняло участие 5540 человек, среди которых было поровну девушек и юношей в возрасте от 12 до 20 лет. На основе полученных данных и проведенного анализа результатов мы получили следующие результаты:

1) Тест «Гуманитарий или технарь» работает: с помощью теста мы можем выделить технарей и гуманитариев, причем результаты теста хорошо согласуются с реальной деятельностью человека и его успехами, результаты теста и опроса по соответствующим шкалам совпадают.

Так, те, кто интересуется гуманитарным направлением, получают и более высокие баллы по шкале «Гуманитарий (интересы)», те, кому даются гуманитарные предметы, лучше справляются с решением гуманитарных задач. В отношении технических шкал – все аналогично.

2) Второй важный результат нашего исследования: в реальности существуют не только технари, и не только гуманитарии, но и те, кто интересует и успешно справляется с двумя сферами одновременно, а также и те, кому обе сферы одновременно не интересны.

То есть мы можем выделить 4 группы: «чистые» гуманитарии, «чистые» технари, «междисциплинарники» (это те, кто является одновременно и гуманитарием, и технарем), а также группа, которую нельзя отнести ни к одним, ни к другим (возможно, интересы этих ребят лежат в другой сфере – естественнонаучная область, творчество и т.д.) Среди наших респондентов по результатам опроса мы смогли выделить 1483 человека, у которых есть интерес и к гуманитарным, и к техническим направлениям, и 1706 человек, которым даются и технические, и гуманитарные предметы. По результатам теста также есть респонденты, получившие высокие результаты одновременно по двум шкалам интересов или по двум шкалам способностей (418 и 697 человек соответственно).

Дилемма «Гуманитарий ИЛИ технарь» на самом деле МНИМАЯ! Это не два полюса одной шкалы, а две независимые шкалы!

3) А еще есть различия между девушками и юношами по результатам теста и по результатам опроса. Например, девушки чаще относят себя к гуманитариям, чаще отмечают, что гуманитарные предметы легко даются, да и по тесту получают более высокие баллы по гуманитарным шкалам. Юноши же наоборот, чаще причисляют себя к технарям, отмечают, что технические предметы легче даются и получают более высокие баллы по техническим шкалам теста. Возможно, это связанно с особенностью нашей выборки, но, тем не менее, такой результат мы получили.

Рис. 1 Результаты теста «Гуманитарий или технарь»: половые различия

4) Вернемся к «междисциплинарникам». «Междисциплинарники» по способностям (те, кому легко даются и гуманитарные, и технические предметы) лучше справляются и с гуманитарными, и с техническими задачами по сравнению с просто гуманитариями или технарями. «Междисциплинарники» по интересам (те, кто интересуется и гуманитарными, и техническими областями) лучше решают любые задачи по сравнению с гуманитариями, а также лучше решают гуманитарные задачи по сравнению с технарями, но уступают технарям в решении технических задач.

Рис. 2 Результаты теста «Гуманитарий или технарь»: различия между «междисциплинарниками» (и по способностям, и по интересам), «чистыми» гуманитариями и «чистыми» технарями

5) А вот по результатам опроса можно отметить, что способности и интересы, как правило, совпадают и в гуманитарном направлении, и в техническом. Вероятно, вывод о том, гуманитарий человек или технарь, делается на основе успехов в той или иной предметной области, не лишено оснований.

Наши выводы и практические рекомендации

Итак, давайте подведем итоги. Есть разные методы определения, кем является человек – гуманитарий и/или технарь. Мы предлагаем для этой цели использовать разработанный нами тест «Гуманитарий или технарь», результаты которого часто совпадают с реальностью, с прогнозами, которые делают сами респонденты.

Но хочется еще раз обратить Ваше внимание, что существуют разные типы людей: есть и гуманитарии, и технари, а также одновременно гуманитарии и технари (мы называем их «междисциплинарники») и одновременно не гуманитарии и не технари. И если Вы получили в результате тестирования итог, что у Вас выражены и технические, и гуманитарные интересы и способности, то это не ошибка теста, а действительно Ваши особенности. Где их можно применить? Вот лишь небольшая часть профессий, в которых Вы сможете применить себя (см. таблицу 1 – это лишь иллюстрация, для более подробной оценки профессии нужны дополнительные тесты и беседа со специалистом по итогам тестирования!)

Таблица 1. Примерные направления профессиональной деятельности в зависимости от склонностей и интересов
Профессиональные склонности и интересы Профессиональная деятельность
«Гуманитарий» Филолог, политолог, юрист, историк, литературовед, журналист, связи с общественностью, международные отношения, регионоведение, лингвистика, культурология, искусствоведение и т.д.
«Технарь» Инженер-конструктор, инженер-строитель, электротехник, монтажник, инженер-проектировщик, горный инженер, инженер-технолог, электронщик, программист, инженер в сфере телекоммуникаций и т.д.
«И гуманитарий, и технарь» Междисциплинарные области: прикладная лингвистика, информационные системы в экономике, интеллектуальные системы в гуманитарных областях, педагог физико-математических наук, финансовый аналитик, маркетолог, социолог, бизнес-информатика и т.д.

А вот если по результатам теста Вы оказались «не гуманитарием и не технарем», либо получили средние баллы по обоим направлениям, то, скорее всего, Ваши интересы лежат в других сферах, ведь гуманитарий и технарь не могут охватить всего многообразия наук и профессий. Возможно, Вы увлекаетесь естественнонаучной деятельностью и подумываете о медицине, химическом производстве или лабораторной диагностике, или предпочитаете проводить свободное время, занимаясь спортом или творчеством. Что же Вам близко, чем Вы с удовольствием занимаетесь, когда все уроки сделаны и есть свободное время (или в каникулы)? Возможно, ответить на этот вопрос Вам помогут другие наши тесты, например, тест «Профориентатор». Главное, не поддаваться общему стремлению приписать себя к гуманитариям или технарям, а понять, что же на самом деле вызывает у Вас интерес и желание развиваться в той или иной профессиональной области.

Пройти тест «Гуманитарий или технарь»

Продолжение статьи «Гуманитарий или технарь: как найти себя и чем может быть полезно тестирование» читайте здесь.


proforientator.ru

Онлайн-тест Вы технарь или гуманитарий?!

Вопрос #1

Твоя знакомая купила занавески черного цвета. Твои мысли на этот счет?

она просто купила занавески черного цвета и, несомненно, у нее есть личные аргументы в пользу подобной расцветки

Наверняка она находится в жуткой депрессии и ей срочно нужен мой совет

Вопрос #2

В отпуске в планах немного попутешествовать по провинциальных городам соседней области. Как ты спланируешь поездку?

проанализирую имеющиеся ресурсы, расстояния от одного города до другого, оценю временные рамки на каждый город, обязательно отслежу прогноз погоды

пересмотрю в Интернете снимки всех достопримечательностей и начну свое путешествие с тех городов, которые показались мне наиболее интересными

Вопрос #3

Всегда ли ты помнишь названия песен, которые тебе нравятся, и имена их исполнителей?

да

нет

Вопрос #4

Ты не можешь заснуть. Твои действия?

задамся целью досчитать до 500. Это всегда помогает

представлю стадо барашков и буду их пересчитывать. Это всегда помогает

Вопрос #5

Тебя очень раздражает, когда:

когда кто-то говорит без умолку

ты слышишь в речи слова с неправильным ударением, читаешь письма, в которых «проскакивают» словечки типа «пасиба», «чесна», «ладна»

  • Следующий вопрос

whoisyou.ru

Природа с рождения решила кто вы, гуманитарий или технарь

Сегодня пишу мини статью — тест. Года два назад просматривая различные видео в ютубе я наткнулась на видео тест, где по длине пальцев можно определить кем вы являетесь, гуманитарием или технарем. Предлагаю вам пройти этот небольшой тест. Посмотрите на картинку ниже.

Если у вас безымянный палец выше чем указательный, то вы относитесь к людям с аналитическим складом ума , в школе таким людям легко дается математика, физика, в профессиях они выбирают специальности инженеров, программистов, строителей. В большинстве случаев такое строение пальцев встречается у мужчин.

В случае когда указательный палец выше или одинаковый с безымянным,  тогда вы скорее гуманитарий. Вам в школе легче дается литература, языки, биология, в профессиях предпочтения за журналистикой, маркетингом, профессии связанные с творчеством, в основном такое строение пальцев встречается у женщин.

Данные особенности проверяются на двух руках, на левой вы можете увидеть, чем вас наградила природа,  а на правой руке вы увидите, что вы сами у себя развили.

Возможно может показаться, что длина пальцев не может влиять на человеческий мозг, я тоже так думала, пока не заметила, что данный тест работает, я преподаю математику и часто сталкиваюсь с учениками, которые не могут ни как понять задачу или решить пример, хотя мы до этого уже раз десять решали подобные задачи, после этого я прошу ученика показать левую руку и вижу что он по складу ума гуманитарий, и наоборот, если вижу что ученик легко справляется с математикой, я смотрю на его руку и вижу что безымянный палец выше. Естественно это всего лишь тест, и судьбу человека и его интеллект не возможно определить по длине пальцев, но не поленитесь и проверьте свои руки, возможно данный тест подтвердится.

P.S. Делитесь своими комментариями, будет очень интересно почитать. Чем больше в исследование тестируется людей, тем точнее его результат.

yvision.kz

кто ты будешь такой? — Naked Science

Не упрощайте

Но для начала немного занудства. Многие уверены, что главное отличие между гуманитарием и технарем в том, что первый не может стать вторым, а вот второй первым – запросто. Это, конечно, не так. Надо рассказывать почему? В первую очередь потому, что для каждой стези нужны определенные способности – чтобы написать хорошую рецензию на спектакль, недостаточно знать буквы и любить театр, а чтобы преподавать философию в школе, мало прочесть Ницше, нужен определенный характер. А он, кстати, тоже влияет на то, к какой категории можно отнести того или иного человека.

Впрочем, и это упрощение. Людей можно делить на типы очень условно, даже если это касается такой, казалось бы, простой вещи, как градация гуманитарий/технарь. Как правило, у среднестатистического человека есть способности и к тому, и к другому, хотя часто в разной степени. Но главное, школьные оценки, вопреки расхожему мнению, очень мало говорят об истинных способностях.

Во-первых, потому, что в детском возрасте открываются вовсе не все из них. Склонность к логическому мышлению может «прорезаться», к примеру, лишь к двадцати годам, хотя это и крайность. До девяти лет мышление почти всех детей наглядно-образное, склонность к анализу начинает проявляться лишь после этого возраста – вероятно, по этой причине большинство детей в начальной школе испытывают сложности с арифметикой (обычно наклонности ребенка более-менее формируются в средней школе – к 10–13 годам, именно поэтому в большинстве учебных заведений все специальные предметы начинаются с этого возраста).

А во-вторых, любовь к тому или иному уроку часто формирует талант учителя. Причем может играть в этом решающую роль. Хороший педагог способен разбудить в ученике способности, о которых он даже не подозревал. И наоборот, отбить интерес к любимому предмету навсегда.

Кроме того, вешая на ребенка ярлык «гуманитарий/технарь» только на основании школьных оценок, родители, сами того не подозревая, оказывают на него давление. Чуткий ребенок внутренне решает: «дело ясное: я гуманитарий», и даже не пытается «сопротивляться», идя по накатанной дорожке и обнаруживая в сорок лет, что всю жизнь занимался не тем.

А еще нередко бывает так, что ребенка интересуют одни предметы, а способности он проявляет к другим. И занятие тем, что у него действительно получается, не вызывает у него никакого энтузиазма. В этом случае есть смысл задуматься над причиной. Не повезло с учителем? А может быть, он не в курсе, что есть множество специальностей, которые тоже входят в сферу его способностей?..

Все такие разные

И все-таки определить, каких наклонностей у нас больше, а каких меньше, можно. Для этого существуют специальные тесты. Не те развлекательные, которыми забит Интернет, а сложные, с множеством разноплановых вопросов. Именно они способны показать, какую сферу стоит выбирать для будущей профессии. Хотя их тоже нельзя назвать истиной в последней инстанции. Все по той же причине – чистых гуманитариев и технарей в природе примерно один-два на целую сотню. Да и итоги таких тестов часто носят вполне обобщенный характер. А ведь даже если человек стопроцентно является гуманитарием, это не означает, что он в равной степени сможет работать, например, литературным критиком, переводчиком, психологом или юристом. Все эти профессии хотя и относятся к гуманитарным, совершенно разные, и для того чтобы реализовать себя в них, нужны не только определенные способности, но и разный характер, и даже темперамент!

То же самое с технарем. Любая деятельность человека опирается на целый комплекс способностей. Математические таланты, конечно, нужны для инженера, но не менее важны пространственный интеллект и высокий уровень внимания. Да и сами математические способности опираются на целый ряд других – аналитические, комбинаторные, арифметические. Есть множество взрослых людей, которые реально с трудом складывают в уме простые арифметические примеры, но при этом отлично решают задачи по высшей математике и геометрии.

Так что помимо тестов, как ни странно, хорошо бы уметь следовать своей интуиции и, конечно, наблюдать. Если вы родитель – за ребенком, если еще пока не определившийся взрослый – за собой. Очень редко встречаются и «чистые» типажи. Итак…

Гуманитарий или технарь?

Гуманитарии любят общаться. И не просто общаться: они прекрасные ораторы. У вас, конечно, был знакомый, который, ничего не зная, прекрасно отвечал на экзамене. Так вот, в этот момент за него отвечал его внутренний гуманитарий. Такие люди могут поддержать беседу с любым или почти любым человеком, они умеют находить подход к людям, потому что, как правило, не так резки и прямолинейны, а главное, не так уверены в своей правоте, как это часто бывает с людьми с техническим складом ума. Гуманитарии признают несовершенство своих мыслей, часто сомневаются относительно своего видения ситуации и признают зависимость от обстоятельств извне.

Гуманитариев интересует внутренний мир человека, технарей – внешний или придуманный ими абстрактный мир цифр. Первые, как правило, более эмоциональны по сравнению со вторыми. Они ранимы, у них лучше развито образное мышление, им лучше дается изучение языков, они часто любят писать сочинения и даже стихи. Зачастую гуманитарии менее амбициозны и довольствуются малым и, имея огромный багаж знаний, готовы работать за копейки – педагогом, архивариусом или библиотекарем.

А кто же такой человек-технарь? По сути, его можно назвать некой противоположностью описанному типу. Он малообщителен (иногда крайне), целеустремлен, настойчив, амбициозен, энергичен и уверен в себе (или даже самоуверен). Знает себе цену и не готов работать за низкую зарплату. Его мышление отличается четкостью, логикой, последовательностью и высокой скоростью.  

Впрочем, снова оговоримся: весь комплекс этих черт может быть присущ только ярко выраженному гуманитарию или технарю, подавляющее же большинство людей относится к смешанным типам.

Естественно-научный тип

Или, как его еще называют, «естественник». Такие люди проявляют большой интерес к наукам, которые нельзя назвать ни гуманитарными, ни точными: биология, палеонтология, антропология, археология, химия, география и т. д. Они страстно обожают что-то исследовать, за чем-то наблюдать и способны делать это годами. Устойчивы к «нудной работе», внимательны. Основной вопрос, который задают себе естественники: как устроен мир (или его составляющие)?

Именно эти люди в детстве мучают взрослых вопросами о том, почему деревья качаются, а луна – круглая. Ярко выраженного гуманитария, к примеру, могут не волновать подобные темы, и он будет задавать меньше вопросов об устройстве мира.

Тем не менее естественно-научный тип, как правило, тоже не бывает «чистым» – бОльшая часть людей делится либо на естественно-гуманитарный тип, либо на естественно-технический. А ведь еще бывают так называемые «творцы», хотя их редко выделяют в отдельную категорию, относя к гуманитариям. Это художники, дизайнеры, актеры, модельеры и прочие профессии искусства.

Системы способностей

Логическо-математические. И здесь опять же важны не оценки в школе, а прежде всего способность к последовательному мышлению, обобщению, умение оперировать системой символов, легко переходить от прямого к обратному ходу мыслей. Из таких людей получаются отличные математики, исследователи в различных дисциплинах и даже философы.

Пространственные. Такие люди видят мир в образах и способны сами их создавать. Это будущие чертежники, инженеры, художники и дизайнеры.

Социальные. Главная стезя таких людей – общение. Они очень хорошо чувствуют другого человека, понимают его состояние. Одарены так называемым «социальным интеллектом» – из них выходят отличные учителя, политики и продавцы.

Оценивающие. Эти люди тоже отлично разбираются в психологии и прежде всего умеют оценивать характерные черты личности, точно улавливая мотивы того или иного поведения. У них отлично развита рефлексивность. Из таких людей выходят хорошие психологи, врачи, социальные работники и юристы.

Кинестетические. Интеллект кинестетика присущ тем, кто работает в движении, находя в этом и удовольствие, и смысл жизни. Это прежде всего спортсмены, танцоры, а еще очень часто хирурги.

Лингвистические. С этим понятно: такие люди обладают лингвистическими способностями и творческим воображением: поэты, писатели, переводчики, историки.

Музыкальные. Этим людям присуще чувство ритма, размера, тона и интонации – они не слышат, а чувствуют музыку. Профессия – музыкант.

И снова дотошные психологи говорят, что ни один из этих типов интеллекта не существует по отдельности. Все они смешаны между собой, правда, часто в определенных комбинациях. Их можно выделить так: интеллектуалы-аналитики, художественно одаренные, лидеры и организаторы, психомоторно одаренные и способные к специфическому обучению (например, к литературе или музыке).

Скопировать ссылку

naked-science.ru

5 причин забыть о шаблоне «гуманитарий» или «технарь» | Мел

Современная система образования подразумевает, что школьники в какой-то момент должны четко определиться с профилем своего дальнейшего обучения. И чуть не с младших классов прозорливые мамы и папы начинают навешивать на детей ярлыки «гуманитарий» или «технарь». О том, почему не нужно поддаваться общему стремлению обязательно приписать ребенка к тем или другим, рассказывает психолог Татьяна Никитина.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

«Вовка-то наш — чистый технарь. Смотри, как быстро он с новым фотоаппаратом без инструкции разобрался! И пылесос бабушке сам починил!».

«Полине светит дорога только в гуманитарный вуз — она в математике полный ноль, в элементарных примерах ошибается, зато читать любит».

Знакомые и даже заезженные реплики, не правда ли? При этом такие безобидные на первый взгляд шаблоны могут быть очень опасными для ребенка и его будущего. Особенно если бесконечно тиражировать их в присутствии самого «гуманитария» или «технаря».


Однажды промозглым мартовским днем девятиклассник Никита («прирождённый гуманитарий») вернулся домой из школы. В свои четырнадцать он говорил на трёх языках и уже во второй раз перечитывал романы Ремарка. Никита с порога заявил родителям:

— Сегодня у нас в классе проводили профориентацию. В тесте были шкалы «технарь» и «гуманитарий». Так вот, по шкале «технарь» у меня вышло больше баллов, чем по шкале «гуманитарий». Психолог сказала, что я мог бы стать успешным изобретателем.

Он довольно улыбнулся выдержал паузу и спустя некоторое время добавил:

— Она еще много чего мне говорила… О разных профессиях и специальностях; о таких, про которые я даже никогда не думал. Почему вы всегда называли меня гуманитарием?

Мама тоном, означавшим мгновенное окончание разговора, парировала:

— Потому что у тебя по алгебре-геометрии тройки с минусом, а по истории, литературе и языкам пятерки, которые даются тебе без усилий.

Тем не менее на следующий день Никита заявил родителям, что в намеченный иняз поступать не будет, потому что «…мне это скучно, и я всегда это чувствовал, только вам боялся сказать». Состоявшийся в итоге на день позже спор окончился ссорой и скандалом. После него растерянная мама Никиты бросилась звонить подругам, чтобы выяснить, как же ее сын («прирожденный гуманитарий») вдруг оказался «технарем»? А может, психологи ошиблись?! И если всё-таки нет, то как теперь быть: менять выбранное направление и настраиваться на другой вуз или же постараться убедить сына, что свою «техническую жилку» он сможет применить и будучи переводчиком-синхронистом?


Если вдруг для кого-то это важно, история Никиты и его семьи абсолютно реальная, и даже имена (вопреки расхожей практике) не изменены. Но гораздо важнее, конечно, выводы, которые можно и нужно сделать из этой истории.

В семье заметили, что Никита с детства обожает читать, и другие гуманитарные навыки тоже даются ему легко. Родители тут же (еще в младших классах) «записали» мальчика в гуманитарии. Ярлык прочно прилип: гуманитарными способностями мальчика восхищались родственники и учителя в гимназии, на будущее рассматривались профессии только из гуманитарной сферы. При этом плохие оценки по математике и физике родителей не волновали. Еще бы: их сын «гуманитарий», зачем требовать от него невозможное? Все выглядело на первый взгляд логично, но в итоге привело к коллапсу. Главная проблема в уповании на архаичное и вредное деление технарь/гуманитарий. Есть как минимум пять причин о нем забыть.

1. Мир — не чёрно-белый

Чистых «гуманитариев» и «технарей» в природе столь же мало, как и чистых правшей и левшей. Ведущая правая рука вовсе не означает, что ведущими будут и правая нога, и правый глаз, а значит, вы уже не чистый правша. Точно так же умение быстро считать в уме не всегда предполагает, что этот человек с таким же успехом понимает технические чертежи или совсем не разбирается в литературе. С другой стороны, школьник может с трудом складывать и вычитать в уме в пределах двадцати, но блестяще решать сложнейшие геометрические задачи. Это связано с особенностями развития тех или иных зон человеческого мозга каждого конкретного человека.

Безусловно, в мире есть люди, которых можно однозначно отнести к одной из категорий. Однако делать подобные выводы относительно детей все-таки не стоит. Практика показывает, что у многих школьников неплохо развиты как технические, так и гуманитарные навыки. Более того, различные зоны мозга у подростков развиваются неравномерно, поэтому не удивляйтесь, если ваш «гуманитарий» вдруг ударится в математику.

2. Больше, чем двоичный код

Кроме технического и гуманитарного направлений, существует, например, и естественнонаучное. Застряв в дилемме «гуманитарий/технарь», можно упустить момент для развития естественнонаучных навыков. К тому же сейчас активнее всего развиваются междисциплинарные направления, которые находятся на стыке наук. Куда зачислить экономистов и социологов, архитекторов и технических дизайнеров?

Почти все знакомые удивляются, когда я рассказываю, что на абсолютно гуманитарный на первый взгляд факультет психологии МГУ в мои годы решающим экзаменом была математика. После нее отсеивалось до 70% абитуриентов; а уже потом в университете мы изучали высшую математику, теорию вероятности и статистику.

3. Роль личности в истории (и других предметах)

Огромную роль (а иногда и решающую) в развитии заложенных природой способностей играют педагоги. Талантливый педагог может разбудить в ученике способности, о которых тот даже и не подозревал. Но известны, к сожалению, и обратные примеры, когда новый учитель умудрялся не только отбить интерес к любимому предмету, но и даже вызвать отвращение к нему.

Это очень тонкий момент: родителям нужно понять и почувствовать, когда недовольство учителем — это стандартная защитная реакция подростка, у которого что-то не выходит; а когда справедливый упрек и уместное разочарование. К сожалению, повлиять на конкретного учителя зачастую практически невозможно, поэтому проблема решается усилиями родителей и/или поиском грамотного (ключевое слово) репетитора. Причем решается иногда буквально за один-два месяца.

4. Ваши ожидания — его проблемы

Называя своего ребенка «гуманитарием» или же «технарем», родители, сами того не подозревая, оказывают на него перманентное давление. Чуткие дети улавливают «чего хочет папа» или «о чем мечтает мама» и, стараясь им угодить, нередко делают неверный выбор, предпочитая одно направление другому. Кроме неизбежных психологических проблем в будущем, это еще и ограничивает развитие личных талантов ребенка в настоящем.

5. Способности и интересы

Рассуждая о выборе направления, очень важно учитывать не только способности ребенка, но и его интересы. Это действительно разные вещи. Часто бывает, что школьнику очень нравится какой-то предмет, даже если он не до конца его понимает и у него далеко не все получается. Или же наоборот — учитель не смог заинтересовать предметом, и школьник не хочет прилагать усилий, чтобы разобраться в «неинтересном» материале. Огромная ошибка судить о гуманитарной или технической направленности, оперируя только лишь школьными оценками.

Если соотнести интересы и способности, мы получим несколько различных сценариев.

  1. Сфера интересна и способности развиты — идеальный вариант, можно смело думать о профессиональном развитии в данном направлении.
  2. Сфера неинтересна, но есть к ней есть способности. Здесь задача родителей задуматься, почему эта сфера ребенку неинтересна. Не повезло с педагогами? Нет представления о всем спектре специальностей, входящих в эту сферу? Или же больший интерес к другой сфере?
  3. Сфера интересна, но способности недостаточно развиты. Например, ребенка влечет к конструированию, а вот его способности по пространственному анализу явно не дотягивают до необходимого уровня. В этом случае имеет смысл либо больше заниматься, либо же обратить внимание на междисциплинарные области знаний.
  4. Сфера неинтересна, способностей в ней тоже нет. В этом случае все просто — нужно рассматривать другие сферы.
  5. По направлениям «гуманитарий» и «технарь» как интерес, так и способности средние. Это прежде всего знак того, что «свое» направление нужно искать в других сферах — естественнонаучной, творческой и других.

Очень важно понимать, что ответственность за свой выбор направления (гуманитарного, технического, естественнонаучного) должен нести ребенок и только ребенок. И ни в коем случае не стоит ему мешать, если он «вдруг» захочет это направление сменить. Всегда лучше сделать это в подростковом возрасте, а не бросив ВУЗ на 4 курсе или, что еще хуже, осознав в 40 лет, что всю жизнь занимался не тем. Важно дать ребенку определиться самому, сделать собственный выбор и нести за него ответственность.

Задача родителей при этом — дать ребенку как можно более полную информацию обо всех существующих областях знаний, а также типах профессий и специальностей. Помочь ребенку с выбором направления может профессиональное комплексное психологическое тестирование (профориентационное). Оно позволяет оценить и интересы, и успешность в решении задач. Кроме этого, оно может пробудить реальный интерес к профессиональной самореализации и, что очень важно, ощущение ответственности за свой выбор. Только очень прошу вас: не надо называть профориентационным тестированием веселые развлекательные тесты в интернете.

Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.

mel.fm

Технарь или гуманитарий? — МК Омск

Как распознать природные склонности детей к той или иной сфере профессиональной деятельности?

В принципе, все мы появляемся на свет с потенциальными задатками к любому виду деятельности. Другими словами, природа наделила нас возможностями для овладения любой деятельностью. Вопрос только в том, разовьются ли эти наши задатки в способности. До перехода в среднюю школу определить, к чему склонен ребенок, очень трудно, да, наверное, и не нужно. Программы начальной школы, как правило, направлены на развитие так называемых общих способностей, необходимых для овладения любой областью знаний, а значит, и любой профессией. Это связано еще и с тем, что в основе специальных способностей лежат те психические процессы, которые продолжают формироваться вплоть до старших классов. Классу к 7-8 все познавательные психические процессы, в том числе и разные виды мышления, как правило, сформированы. Тогда-то обычно и становится заметно, что одни школьные предметы ребенок усваивает легко и с удовольствием, другие даются ему труднее и не вызывают особого интереса. Конечно, надо учесть, что школьные интересы и оценки не дают полного представления о наличии тех или иных способностей. По-настоящему умный и одаренный ребенок может быть в школе как отличником, так и троечником. Это зависит не от интеллекта, а от психологических особенностей школьника и зачастую от характера его отношений с учителями.

Те дети, которые имеют достаточно выраженные склонности только к одной области наук (а их не более 1-2%), легко могут понять, что им интересно, и без помощи специалистов. А вот как определиться тем, чьи способности выражены не столь однозначно? В старые советские времена родителям было проще определить наклонности ребенка: существовало множество кружков и секций, в которые можно было за символическую плату (а то и вовсе бесплатно) водить ребенка. Оптимальный вариант — дать ему попробовать как можно больше занятий. Тот кружок, в котором он останется, — это его.

А как определяют слабые и сильные стороны ребенка профессиональные психологи? Для этого существует масса специальных тестов. Сюда входят такие задания, как умение продолжать логические цепочки, умение находить лишнее, задания, выявляющие уровень развития абстрактного мышления, задания на пространственное воображение и понимание пословиц…

В среднем примерно 5–7% детей показывают очень высокие способности и к точным, и к гуманитарным наукам. 12% очень способных детей имеют узконаправленные наклонности, однако все равно это не “чистые” технари или гуманитарии. Чаще всего сочетаются в паре математические и естественнонаучные или естественнонаучные и гуманитарные способности. Дети средних способностей показывают неплохие результаты и в точных, и в гуманитарных науках. Они развиваются комплексно.

Тесты — это, конечно, хорошо. Но и они не дают стопроцентный результат. Случается, что дети волнуются и боятся отвечать на задания. Бывает и так, что у потенциально умного ребенка занижена самооценка. Не будучи уверенным в собственных силах, он старается подсмотреть ответы соседа. Кроме тестов существуют и другие методы определения способностей. Например, рисунок — как проявление нашего бессознательного. По тому, что изображено на рисунке, можно сделать много интересных выводов. Так, например, если изображение на листе отклоняется в правую сторону, то с большой долей вероятности можно сказать, что ребенка влечет к точным наукам. Если в левую — то перед нами, скорее всего, гуманитарий. Но это, разумеется, всего лишь один из критериев.

Российские ученые разработали метод, который дает возможность определить потенциальную склонность ребенка к точным или гуманитарным дисциплинам еще в раннем возрасте. Они установили, что творческие способности человека зависят от размера его… ушей. Если, к примеру, ваше левое ухо больше правого, то, скорее всего, вы больше одарены в точных науках. Если же правое ухо больше, перед вами — типичный гуманитарий. Разница в размерах ушей может быть незначительной — всего лишь 2–3 миллиметра. Но даже этой разницы достаточно для того, чтобы определить ведущее полушарие головного мозга. Для того чтобы четко построить профиль ребенка, нужно комплексное исследование. К счастью, сейчас во многих школах есть психолог. Кроме того, есть множество психологических центров, и неравнодушные родители могут обратиться туда.

7 СИСТЕМ СПОСОБНОСТЕЙ

На самом деле типов способностей больше, чем принято считать. Перечислим некоторые из них.

Логические – математические способности включают в себя умение обобщать, способность к последовательному мышлению, оперирование системой символов, легкость перехода от прямого к обратному ходу мыслей, гибкость мыслительных процессов. Такие способности необходимы в деятельности философа, математика, ученого.

Пространственные: умение видеть мир в образах, умение создавать собственные образы. Черчение, дизайн, пиктографическое проектирование — вот те области, в которых пространственно одаренному человеку будет интересно.

Социальные способности можно отметить у людей, которым лучше всего дается общение с окружающими. Они умеют определять и оценивать характерные черты других, понимать их чувства. Этот тип способностей необходимым для будущих учителей, политиков, продавцов.
Аналитические, иногда их называют оценочными, способности помогают оценивать характерные черты личности. Понимание мотивов поведения других, рефлексивность — это черты интеллекта психологов, врачей, социальных работников, юристов.

Кинестетические способности присущи тем, кто работает в движении, — это в основном спортсмены, танцовщики, ткачи. И, между прочим, талантливые хирурги тоже наделены высокими кинестетическими способностями.

Лингвистические, или вербальные, способности необходимы для поэтов, переводчиков, писателей, историков. Они предусматривают красочность образов памяти, чувство языка, развитие эстетического чувства, творческое воображение.

Музыкальные способности: чувство ритма, размера, тона, интонации присущи музыкантам.

Советы родителям

На мой взгляд, вопрос не столько в том, кто ты – технарь или гуманитарий, сколько в том, чем ты хочешь заниматься. Вопрос о наличии способностей – это, скорее, вопрос о ресурсах. Другими словами, насколько легко будет происходить процесс овладения профессией. Главное занятие всей жизни должно нравиться самому выпускнику. Но ведь бывает и так, что честолюбивые родители выбирают профессию для своего ребенка, руководствуясь исключительно собственными соображениями насчет того, что лучше или престижнее.

Наверное, это покажется парадоксальным, но родителям совсем не обязательно знать, как определить склонности ребенка. Родителям надо уметь общаться с ним и поддерживать его. В одной из давних телевизионных передач известная актриса и ведущая Лариса Гузеева поделилась тем, что все ее проблемы с сыном решились сами собой, когда она поняла, что сын – это не ее продолжение и не ее собственность. Он такой же человек, как она сама. Следовательно, он имеет право думать, чувствовать, видеть мир иначе, чем она. А значит, выбор профессии – это его жизненный выбор, который он должен и может сделать сам.

Это не значит, что ребенку не надо помогать. Помощь родителей должна заключаться в том, чтобы научить делать выбор. Для того, чтобы свести к минимуму ошибки в выборе профессии, необходимо ответить на три вопроса:

•чем ребенок хотел бы заниматься;

•насколько эта профессия востребована;

•какие способности нужны для овладения этой профессией и есть ли они у ребенка.

Для ответа на первый вопрос необходима информация о профессиях, причем не только о внешней стороне профессии, но и о трудностях, не только о сильных, но и о слабых сторонах. Для ответа на вопрос о востребованности профессии нужна информация о рынке труда. Для ответа на последний вопрос необходимо знать, какие требования предъявляет профессия к человеку и какими из необходимых качеств обладает ребенок.

С точки зрения социального успеха важнее выбрать профессию, в которой всегда будет по-требность на рынке труда. С точки зрения самого человека гораздо важнее, чтобы дело его жизни приносило удовольствие. Если выбор сделан самим ребенком и этот выбор основан на его желании, то трудности в освоении профессии он будет воспринимать как испытание, которое необходимо преодолеть.

Тест

Посмотрите на изображение внизу. Что вы видите:

   12
А I3 С
  14

Если в первую очередь вы видите буквы, то скорее всего вы гуманитарий, если ваш взгляд останавливается на цифрах – вы скорее склонны к техническим наукам. Если вы видите и буквы и цифры – ваши склонности к гуманитарным и точным наукам выражены в равной степени.
 

omsk.mk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *