Современное искусство 21 века: описание
Современным искусством принято называть всевозможные художественные течения, сложившиеся в конце XX века. В послевоенный период оно являлось своеобразной отдушиной, вновь научившей людей мечтать и изобретать новые жизненные реалии.
Устав от оков суровых правил прошлого, молодые художники решили разорвать прежние художественные нормы. Они стремились к созданию новых, до этих неизвестных практик. Противопоставляя себя модернизму, они обратились к новым способам раскрытия своих сюжетов. Художник и концепция, стоящая за его творением, стали гораздо важнее самого итога творческой деятельности. Желание отойти от воздвигнутых рамок привело к возникновению новых жанров.
Среди художников начали возникать споры о смысле искусства и способах его выражения. Что такое искусство? Какими средствами можно добиться неподдельного искусства? Концептуалисты и минималисты нашли ответ для себя во фразе: «Если искусство может быть всем, то может быть и ничем». Для них уход от привычных изобразительных средств вылился в проведение различных акций, хеппененгов и перформансов. В чем же особенность современного искусства в 21 веке? Об этом мы и поведем речь в статье.
Трехмерная графика в искусстве XXI века
Славится искусство 21 века необычными картинами в 3D графике. С развитием компьютерных технологий художники получили доступ к новым средствам создания своего искусства. Суть трехмерной графики состоит в создании изображений при помощи моделирования объектов в трехмерном пространстве. Если рассмотреть большинство форм современного искусства в 21 веке, создание трехмерных изображений окажется наиболее традиционным. 3D графика имеет множество сторон, в прямом смысле этого слова. Ее используют при создании программ, игр, изображений и видео на компьютере. Но ее также можно заметить прямо под ногами – на асфальте.
Трехмерная графика перебралась на улицы несколько десятилетий назад и с этого времени остается одной из важнейших форм уличного искусства. Многие художники рисуют на своих «картинах» объемные изображения, способные поразить своей реалистичностью. Эдгар Мюллер, Эдуардо Ролеро, Курт Уеннер и многие другие современные художники сегодня создают искусство, способное удивить любого.
Уличное искусство 21 века
Раньше занятие искусством было уделом состоятельных людей. Оно веками было укрыто стенами специальных заведений, куда был закрыт доступ непосвященным. Очевидно, что его грандиозная сила не могла вечно томиться внутри душных зданий. Именно тогда оно выбралось наружу — на серые мрачные улицы. Выбралось, чтобы изменить свою историю навсегда. Хотя поначалу все не было так просто.
Его рождению были рады не все. Многие считали его следствием неудачного опыта. Некоторые и вовсе отказывались обращать внимание на его существование. Между тем детище продолжало расти и развиваться.
Уличных художников ждали трудности на своем пути. При всем своем многообразии форм, уличное искусство порой было сложно отличить от вандализма.
Началось все в 70-х годах прошлого века в Нью-Йорке. В это время уличное искусство находилось в зачаточном состоянии. А поддерживали его жизнь Julio 204 и Taki 183. Они оставляли надписи в разных местах своего района, после расширяя территорию распространения. Соперничать с ними решили другие ребята. Тут-то и началось самое интересное. Задор и желание показать себя вылилось в битву креативности. Каждый стремился открыть для себя и других более оригинальный способ оставить свой след.
В 1981 году уличному искусству получилось преодолеть океан. В этом ему помог уличный художник из Франции BlekleRat. Он считается одним из первых художников граффити в Париже. Его также называют отцом трафаретного граффити. Его фирменным штрихом являются рисунки крыс, что отсылает к имени их создателя. Автор заметил, что после перестановки букв в слове rat (крыса) получается art (искусство). Blek однажды отметил: «Крыса является единственным свободным животным в Париже, которое распространяется повсюду, прямо как уличное искусство».
Самым знаменитым уличным художником является Бэнкси, который называет BlekleRat своим главным учителем. Злободневные работы этого талантливого британца способны заставить замолчать каждого. В своих рисунках, созданных с использованием трафаретов, он обличает современное общество с его пороками. Бэнкси свойственен традиционный британский юмор, позволяющий оставить еще большее впечатление на аудиторию. Интересным является тот факт, что до сих пор личность Бэнкси окутана тайной. Никому еще не удалось раскрыть загадку личности художника.
Тем временем искусство улиц стремительно набирает обороты. Когда-то отброшенный к маргинальным течениям, стрит-арт взошел на подмостки аукционов. Работы художников продаются за баснословные суммы теми, кто когда-то отказывался о нем говорить. Что это, живительная сила искусства или веяния мейнстрима?
Формы
На сегодняшний день выделяют несколько довольно интересных проявлений современного искусства. Обзор самых необычных форм современного искусства будет представлен вашему вниманию далее.
Реди-мейд
Термин реди-мейд происходит от английского, что означает «готовый». По сути, целью данного направления не является создание чего-либо материального. Основной идеей здесь служит то, что в зависимости от окружения того или иного предмета меняется восприятие человеком и самого предмета. Родоначальником течения является Марсель Дюшан. Наиболее знаменитой его работой является «Фонтан», представляющий собой писсуар с автографом и датой.
Анаморфозы
Анаморфозами называют технику создания изображений таким образом, что полностью разглядеть их возможно лишь под определенным углом. Одним из ярких представителей этого течения является француз Бернард Прас. Он создает инсталляции с использованием того, что попадется под руку. Благодаря своему мастерству ему удается создавать удивительные произведения, увидеть которые, однако, можно лишь под определенным углом.
Биологические жидкости в искусстве
Одним из самых спорных течений в современном искусстве 21 века является рисунок, написанный человеческими жидкостями. Часто последователи данной формы современного искусства используют кровь и мочу. Цвет картин в этом случае часто приобретает мрачный, пугающий вид. Герман Нич, к примеру, использует кровь животных и мочу. Автор объясняет использование столь неожиданных материалов трудным детством, которое пришло на время Второй мировой войны.
Живопись XX-XXI века
Краткая история живописи содержит сведения, что конец XX века стал отправной точкой для многих культовых художников современности. В тяжелые послевоенные годы сфера художественного искусства пережила свое перерождение. Художники стремились открыть новые грани своих возможностей.
Супрематизм
Создателем супрематизма принято считать Казимира Малевича. Будучи главным теоретиком, он провозгласил супрематизм способом очищения искусства от всего лишнего. Отказавшись от привычных способов передачи изображения, художники стремились освободить искусство от внехудожественного. Важнейшей работой в данном жанре служит знаменитый «Черный квадрат» Малевича.
Поп-арт
Поп-арт берет свои истоки в США. В послевоенные годы общество пережило глобальные изменения. Люди теперь могли себе позволить больше. Потребление стало важнейшей частью жизни. Людей начали возводить в культ, а продукты потребления – в символы. Джаспер Джонс, Энди Уорхолл и другие последователи течения стремились использовать эти символы в своих картинах.
Футуризм
Футуризм был открыт в 1910 году. Основной идеей этого течения служило стремление к новому, разрушение рамок прошлого. Это стремление художники изображали при помощи особой техники. Резкие штрихи, наплывы, соединения и пересечения – признаки футуризма. Наиболее известными представителями футуризма являются Маринетти, Северини, Карра.
Современное искусство в России XXI века
Современное искусство в России (21 век) плавно перетекло из подпольного, «неофициального» искусства СССР. Молодые художники 90-х искали новые способы реализации своих художественных амбиций в новой стране. В это время зародился московский акционизм. Его последователи бросали вызов прошлому и его идеологии. Разрушение границ (в прямом и переносном смысле слова) позволило изобразить отношение молодого поколения к ситуации в стране. Современное искусство 21 века стало экспрессивным, пугающим, шокирующим. Таким, от которого так долго закрывалось общество. Акции Анатолия Осмоловского («Маяковский — Осмоловский», «Против всех», «Баррикада на Большой Никитской»), движения «ЭТИ» («ЭТИ-текст»), Олега Кулика («Пятачок раздает подарки», «Бешенный Пес или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»), Авдея Тер-Оганьяна(«Поп-арт») навсегда изменили историю современного искусства.
Новое поколение
Слава ПТРК – современный художник из Екатеринбурга. Кому-то его работы могут напомнить творчество Бэнкси. Однако работы Славы несут в себе идеи и чувства, знакомые только российскому гражданину. Одним из наиболее заметных его работ является акция «Страна возможностей». Художник создал надпись из костылей на здании заброшенной больницы Екатеринбурга. Костыли Слава скупал у жителей города, которые однажды ими пользовались. Об акции художник сообщил на странице в социальной сети, дополнив обращением к согражданам.
Музеи современного искусства
Возможно, когда-то современное изобразительно искусство 21 века казалось средой маргинальной, но сегодня все больше людей стремятся приобщиться к новой сфере искусства. Все больше музеев открывают свои двери для новых средств выражения. Нью-Йорк является рекордсменом в области современного искусства. Здесь же находятся два музея, являющиеся одними из лучших в мире.
Первый – MoMA, являющийся хранилищем полотен Матисса, Дали, Уорхола. Второй – музей Соломона Гуггенхайма. Необычная архитектура здания соседствует с творениями Пикассо, Марка Шагала, Кандинского и многих других.
Европа также знаменита своими великолепными музеями современного искусства 21 века. Музей KIASMA в Хельсинки позволяет трогать предметы выставки. Центр Жоржа Помпиду в столице Франции поражает необычной архитектурой и работами художников современности. Стеделейкмюсеум в Амстердаме хранит в своих стенах крупнейшее собрание картин Малевича. Тейт Модерн в столице Великобритании обладает огромным количеством арт-объектов современности. Венский музей современного искусства обладает работами Энди Уорхолла и прочих талантливых творцов современности.
Современное искусство 21 века (живопись) — загадочное, непонятное, завораживающее, навсегда изменило вектор развития не только отдельной сферы, но и всей жизни человечества. Оно отражает и создает современность в одно и то же время. Постоянно изменяясь, искусство современности позволяет на мгновение остановиться постоянно спешащему человеку. Остановиться, чтобы вспомнить о чувствах, кроющихся глубоко внутри. Остановиться, чтобы вновь набрать темп и спешить в вихрь событий и дел.
fb.ru
История современного искусства России, современная живопись России
Постсоветская (современная) российская живопись
Многообразием контрастов сочетается лицо современного искусства в России. Начало XXI века — это тот некий переходный момент в истории искусств, когда происходит процесс переосмысления художественного наследия и намечаются линии дальнейшего развития изобразительного искусства. Мы живём в период, когда не только изживает себя уклад жизни прошлого поколения, но и как следствие меняется духовная составляющая. Люди и их мысли проходят своего рода обновление, и всё это является преддверием новой эпохи.
Роды новых идей, как и всегда в такие моменты истории, плодотворны, но как никогда явно выделяются среди имеющих художественный и идейный вес плодов, те, которые отражают неоднозначное, непривычное и подчас несерьёзное отношение художника к значению живописи, как к духовному поиску.
Возможно, бытующее мнение не вполне объективно и данный период стоит осмыслять только после полного его сформирования, ведь никто не исключает мысль о том, что живописи суждено стать чем-то другим и приобрести новое значение в лице концептуализма. Но это было бы неестественно для живописи, и вместе с этим большинство современных исследователей искусства говорят о том, что тенденции нового концептуального искусства, явившиеся очередным возрождением авангардной живописи начала XX века, являются разрушительными для продолжения линии “классической” живописи. По своей природе авангард отрицает традиции и тем самым губительно сказывается на роли «смысловой» живописи, в этом значении он предстаёт её врагом. Но само по себе мало изведанное, а значит, актуальное, авангардное течение отхватило себе часть нити истории развития живописи начала XXI века в образе концептуального искусства.
«Жречество» и «юродство» современной живописи
Помимо концептуальной линии выделяется и академическая. Поддерживает её Российская Академия художеств. Что касается второй институциональной структуры – Творческого союза художников России — то здесь более любопытная картина. Данная организация включает в себя большое количество художников, совершенно различных направлений живописи, какие только насчитывает наше культурное наследие, в том числе и деятели концептуального направления. Но так же и РАХ не провозглашает своей целью выпускать исключительно художников — академистов.
В первое направление попадают современные русские художники, многие из которых ещё успели испытать на себе дух СССР. Эти мастера оставили нетронутой самую сокровенную суть живописи. Их полотна, пронизанные смыслом, овеяны религиозным духом, дыханием древних сакральных образов, и теплом утопических идей. В их произведениях присутствует всё ещё философское воззрение на мир.
«Сашкин букет». Н. Нестерова. 2009
«Париж». Н. Нестерова. 2005
Такими являются поучительные творения Натальи Нестеровой — «Сашкин букет», «Париж». Наивностью своих изображений художница доносит до нас истину тщетности нашего бытия. Это не насмешка над бессмысленной деятельностью человека, но демонстрация человеческой недалёкости, которая может загубить всё то живое и глубокое, что в нас осталось. Эти идейные тенденции прослеживались ещё в её ранних «маскарадных» произведениях.
«IX». Серия «Матриархат». О. Булгакова. 2007
«Возвращение блудного сына». Из цикла «Библейские эскизы». О.Булгакова. 2007
Древние немые образы Ольги Булгаковой, в страстном, пылающем колорите, обуревают сознание и взывают к праосновам наше существо. Серии «Матриархат» и «Библейские эскизы», а также другие работы О. Булгаковой — это прекрасный пример современной живописи маслом в экспрессивной манере, что лишь усиливает смысловой эквивалент произведений художницы. Поистине можно считать достойным, чтобы называться шедевром, «Возвращение блудного сына». Лаконизм и выразительность форм, тлеющие фигуры, сцеплённые в порыве чувств. Здесь больше ничего и не нужно добавлять, этот образ передаёт любовь между ребёнком и родителем как она есть. Без какой-либо посредственности в картине воплощено то самое, подсознательное, что навсегда должно остаться беспрекословным в душе человека.
«Несущий». Серия «Город. Вход со двора». Д. Иконников. 2003
«В час раннего весеннего заката…». Из серии Петербургских работ. Д. Иконников. 2006
Неподражаем в передаче «мелочей» жизни Дмитрий Иконников. Требуется огромная сила воли, чтобы оторвать взгляд от его работ. Всё, что может уловить наше зрение, но пропустить сознание в будничный день запечатлевает художник. В его работах второстепенное нашей жизни выходит на первый план. У художника есть своя техника исполнения, благодаря которой каждое его произведение светится изнутри. Таким образом житейские моменты приобретают значение радостного, по-своему идиллического бытия, что можно увидеть в прекрасной серии работ, посвящённых Санкт-Петербургу, серии «Город. Вход со двора» и др.
«Всяк». А. Мосийчук. 2000
Особое впечатление вызывают и религиозно-мистические образы Анатолия Мосийчука. Через них мы можем причастица к сокровенной человеческой вере, к глубинам человеческой души и, подчас, неосвещённым, труднодоступным и неясным. Мастера иногда очень сложно понять. То, что он изображает не оговаривается словами, но считывается на интуитивном уровне. Например, картина «Всяк» представляет различных персонажей, а вернее сказать призраков. И оттого они призраки, что не имеют индивидуальности. Хоть и имеют разные занятия, но не помогает им это сформировать в себе культурность, развить высокую духовность. Это души, которые никак не могут обрести себя, и золотистый, дымчатый колорит, который характерен для произведений художника только подчёркивает эту мысль, мистический характер образов, которые так напоминают иногда возникающие внутри чувства у человека нашего времени.
«Мать и дитя». Л. Наумова. 2015
Лариса Наумова, как и предыдущие художники, проявляет свою любовь к примитивизму и наивности в исполнении. Её произведения отличает сочный, свежий, венецианский колорит, а сюжеты и персонажи не так просты, как предстают на первый взгляд. Часто религиозно-символические, а иногда кажущиеся бытовыми, сцены в её произведениях всегда наполнены высоким смыслом. В картине «Мать и дитя» поднимается тема любви в самом искреннем и чистом её проявлении, для этого художница прибегает к переосмыслению иконографии Мадонны с младенцем, тем самым превращая любовь в святыню. Помимо прочего творчество Л. Наумовой гармонично соединило в себе академическую школу и свободную технику.
«Титаник». Серия «Кукольный театр». А. Ситников. 2010
Совершенно экстравагантно творчество Александра Ситникова, на котором оставило неизгладимое впечатление Советское время. В своих произведениях художник выходит за грань сознательного, что можно увидеть в серии картин «Concerto», «Кукольный театр» и др. Стоит признать, что его творчество в каких-то моментах ближе к концептуальному, так как идея у него стоит выше самой живописи.
Современное концептуальное искусство в живописи
Второе течение, которое выделяется на пёстром фоне современного мира изобразительного искусства — это в большей мере концептуальное направление. Как уже было сказано выше, большинство исследователей и ценителей живописи неодобрительно относятся к таким веяниям. Художников этого направления называют сомневающимися в ценностях живописи. В своих работах они прибегают к уничтожению живописи с помощью самой живописи.
«Падение Икара». О. Ланг. 2012
Олег Ланг — один из основателей этого течения, один из первых «сомневающихся». Если до 2000 года в его работах можно было увидеть наполненность, неприкасаемую священность, то в более современных картинах мы можем наблюдать распад идейной целостности, полотна стали носителями пёстрой дисгармонии («Падение Икара»).
«Античный мальчик». О. Кошляков. 1995
Валерий Кошляков преподносит часто мастерские решения в плане изобразительности и техники исполнения. Но его произведения объединены одним замыслом — насмешка над теми, кто боится разорвать связь с традициями. Это отчётливо передаёт серия «Коллажи» («Античный мальчик»), в которой заключается идея беспрекословных общепризнанных ценностей, но которые настолько неустойчивы, что распадаются на глазах и вот-вот вовсе рухнут в небытие.
«Завтрак на траве». И. Лубенников. 2013
Иван Лубенников — художник-монументалист — доводит живописные качества своих работ до такой крайности, что они становятся похожи на декоративные плакаты, суть живописи в них теряется («Завтрак на траве»).
«Иоанн». К. Худяков. 2008
Константин Худяков подобно И. Лубенникову хочет сбежать от живописи. Художник работает в стиле цифровой живописи, особенности которой также ломают живописные устои. Нашему глазу уже не понятно, живопись ли то, что изобраено. С другой стороны визуальные возможности превосходят иллюзионизм «классической» картины («Иоанн»).
Альтернативная современная живопись
Так называемая альтернативная живопись – эта третья линия развития. Из известных художников России к ней относятся Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, которые работают с 1994 года в дуэте. Как говорят сами художники: «Мы не классические художники-живописцы. Наш метод — поток» И действительно, их живопись отличается отсутствием наболевшего, а тем более возвышенного. Очень часто они берут части известных произведений и связывают их каким-то чересчур праздничным, вакханальным шумом. В этом плане их живопись пуста, как и работы тех, кто следует в том же направлении («Триумф титанов эпохи Возрождения»).
«Триумф Титанов эпохи Возрождения”. Дуэт Дубосарский — Виноградов. 2009
Две последних тенденции в живописи современных художников можно объединить под знаком безразличия к духовным исканиям. Такие течения заставляют опасаться за будущее живописи и как следствие за духовное воспитание человека. Многообразие жанров, техник и стилей рождает огромную массу работ различных по качеству и смыслу. Сейчас среди картин современных художников не часто можно встретить что-то выдающееся, но если такое происходит, то вряд ли их творчество останется неоценённым подобно произведениям Н. Нестеровой, О. Булгаковой, Д. Иконникова, Л. Наумовой и др.
www.artimex.ru
Есть ли в России современное искусство? Фоторепортаж – Ярмарка Мастеров
В Москве в эти выходные проходила международная арт-ярмарка «Cosmoscow» в Гостином дворе. Я, разумеется, не смогла остаться в стороне от этого события и отправилась туда, захватив фотоаппарат, чтобы сделать для вас фоторепортаж.
Признаюсь, собираясь на выставку, я немного боялась увидеть что-то похожее на арт-манеж (огромные полотна с непонятно чем). Но был прекрасный солнечный день, а в Гостином дворе стеклянный потолок. Солнечный свет просто пронизывал всё помещение и стильно, по-доброму подавал полотна, коллажи, скульптуру, инсталляции мастеров. Они казались невесомыми, парящими вдоль белых стен.
Мощь, талант, харизма и современность так и выплескивалась из них. Каждая картина, стенд — презентация художника- галериста. И как ты подашь себя, чем ты будешь интересен, какую ты проблему обнажишь, как профессионально о ней расскажешь — так тебя и воспримут.
Мне кажется, современное искусство неразрывно связано с персональным брендом. Например, Влад Юрашко, художник, работает в традиционной технике масляной живописи, серьезно занимается славянскими мифами и это видно в его картинах — они словно призрачные, сказочные.
Или вот, Владимир Потапов. Работает в масляной и акриловой техниках. Краски, поверхность, холсты — все подчинено одной задаче: докопаться до сути. И если надо снять краску или слой доски, на которой пишется картина, то все идет в дело. А посмотрите, какая в итоге мощь получается. Галерист сообщил нам по секрету, что в первый же день весь стенд купили.
А еще, Владимир — первый художник, который устроил выставку на Эльбрусе. Я сама туда поднималась и могу сказать, что просто идти налегке — огромный труд, а уж тащить на себе своё искусство… Честь и хвала!
Выставка сама по себе была большим арт-проектом: интересная красочная работа в процессе, суперживые фотографии, рассказ о событии в личном блоге, который потом вырос в несколько статей в журнале. Это к слову, если вы до сих пор не завели свой блог 🙂 Людям интересно читать и смотреть.
А вот здесь меня восхитило общее оформление стенда — просто браво! И картины, и вязаные скульптуры, и арт-объекты, вырезанные из линолеума. Если честно, я бы просто зарылась в эти камешки, меня бы убаюкала музыка волн (там было и аудиосопровождение), а льющийся с крыши свет согрел. И было бы ясное, практически 5D, ощущение морского берега. Хорошо-то как!
А вы знаете чем отличается перфоманс от инсталляции?! Перфоманс — это арт-процесс, инсталляция это готовый статичный арт-объект.
Вот, например, инсталляция:
А это уже перфоманс или перформанс (так и так правильно)
Это далеко не все, что меня впечатлило.
Вот, например, картины, коллажи и арт-объекты из простых вещей, которые нас окружают:
А это просто красиво:
За каждой работой — своя история, своя задача, где-то рисунок на стекле, где-то художественная фотография с вертолета, где-то живопись на старинных досках из глухой заброшенной деревни в российской глубинке, где-то картины из мрамора, смальты, акрила…
Спасибо за такое наслаждение!
Общее впечатление от выставки: современный художник — это бренд. Художник — это, прежде всего, Мастер.
Бренд — это умение подать себя. И если Мастер умеет интересно рассказать о своем внутреннем мире не только с помощью полотна, но и словами — к нему приходит слава при жизни 🙂
Как- то так 🙂
www.livemaster.ru
Как устроено пространство современного искусства в России. Part 1 THE WALL
Воодушевленно набрав в интернет-поисковике фразу «современное искусство в России» или «Russian contemporary art», можно получить лишь несколько ссылок на ведущие музеи нашей страны. Первыми высвечиваются музеи и галереи Эрарта в Санкт-Петербурге и культурный центр «Гараж» в Москве. Но ведь пространство, объединяющее современное искусство в России, гораздо шире. Поэтому необходимо разобраться, как оно устроено, сколько музеев, галерей и арт-центров охватывает и из каких уровней состоит.
Для начала необходимо понять, что же такое современное искусство? Современное искусство (англ. contemporary art; перевод «актуальное искусство») – совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века[1].
Современное искусство в нынешнем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени выразились в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры – кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп.
Новый виток современное искусство приобретает в 2000 годах, когда ряд художников возвращается к товарному объекту, отказываясь от процесса, и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма XXI века[2].
В России 90-х годов использовался также термин «актуальное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств)[3].
Виноградов Дубосарский “Художник и модель”, холст, масло, 2008. Источник фото: http://www.dubossarskyvinogradov.com
Культурное пространство Москвы и Санкт-Петербурга начало разрастаться с 1990-х годов. Отправной точкой стало открытие первых галерей и выставочных центров, таких как “Государственный центр современного искусства”[4], созданный в 1992 году по приказу Министерства культуры Российской Федерации, а также галереи “Риджина”[5], основанной в 1990 году Региной и Владимиром Овчаренко, и галереи “Fine Art” под руководством Марины Образцовой (1992 год). С этого же времени российские художники и кураторы становятся частью международного сообщества и принимают активное участие в выставках как российского, так и зарубежного масштаба. Культурный обмен укореняется в отечественной галерейной жизни.
С конца 1980-х при государственных музеях начинают открываться отделения, специализирующиеся на современном искусстве. Так, в это время выделяют залы для выставок в стиле “Contemporary art” в Русском музее в Санкт-Петербурге[6]. Здесь проходят временные экспозиции – выставляются инсталляции, продукты видео искусства и фотографии. Важным шагом в развитии современного искусства в России стало открытие Московского музея современного искусства “МОММА”, которое состоялось в 1999 году. Это первый музей, специализирующийся только на искусстве XX и XXI веков[7]. Ядро коллекции музея составляют произведения классиков русского авангарда начала ХХ столетия. Однако в экспозиции есть и работы зарубежных художников: графические листы Пабло Пикассо, Фернана Леже, Хуана Миро и Джорджо де Кирико, скульптуры Сальвадора Дали, Армана (Пьера Фернандеса), Арнальдо Помодоро, живопись Анри Руссо и Франсуазы Жило, инсталляции Юкинори Янага. Многие работы были приобретены на европейских и американских аукционах и возвращены на родину из-за рубежа. В 2003 году появляется выставочный комплекс Третьяковской галереи на Крымском валу, посвященный искусству XX и XXI веков[8].
С 2005 года Москва начинает принимать значимые международные события культурной сферы: арт-форумы, биеннале, аукционы и ярмарки. Санкт-Петербург также движется навстречу современному искусству. С 2007 года Эрмитаж становится частью современного арт-пространства. При Эрмитаже был создан проект “Клуб 20/21” основной задачей которого является изучение и экспонирование мирового современного искусства, а также формирование музейной коллекции современного искусства[9]. В 2014 году в Санкт-Петербурге проводилась европейская биеннале современного искусства “Манифеста 2014”, главной площадкой для которой был выбран Главный штаб музея Эрмитаж[10]. Проведение одной из крупнейших и влиятельных биеннале в России свидетельствует о принятии в международное культурное сообщество.
Что касается частных инициатив, то на сегодняшний день в Москве насчитывается 55 галерей современного искусства, а в Санкт-Петербурге их 14[11]. Российские галереи применяют западные стратегии маркетинга. По примеру Нью-Йорка и Лондона в Москве появился конгломерат из нескольких галерей под эгидой центра современного искусства “Winzavod”. В ЦСИ находятся “Айдан студия”, галереи “XL”, “Риджина”, “Проун», “Fotoloft”, “21”, “11.12”, “Pop/off/art”, “Pechersky gallery”, “Основа” и “Треугольник”. Говоря об отдельных музеях и галереях, среди них стоит выделить музей “Гараж” и галереи “Триумф” и “RuArts”. История существования “Гаража” тесно связана с архитектурой. В 2008 году было реконструировано заброшенное здание Бахметьевского автобусного парка – памятника архитектуры советского авангарда, в 2012 году был построен выставочный павильон в Парке Горького, который стоит в ряду исключительных примеров современной архитектуры, а в 2015 году открылось первое собственное здание музея, работа над которым велась с одним из самых значимых архитекторов нашего времени – Ремом Колхасом[12].
Здание музея современного искусства “Гараж” в Парке Горького. Источник фото: facebook.com/garagemca
Галерея “Триумф” основана Емельяном Захаровым и Дмитрием Ханкиным в 2006 году. Она занимается современным искусством и работает с крупными российскими и зарубежными художниками. Самые известные российские художники галереи – AES+F, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Алексей Беляев-Гинтовт, Recycle. В 2006 году «Триумф» впервые представил московской публике работы одного из самых известных художников современности Демиена Хёрста. Помимо проектов в собственном пространстве, «Триумф» также курирует большие выставочные проекты в России и за рубежом и поддерживает молодое искусство в рамках собственного проекта Launchpad[13]. “RuArts” на сегодняшний день одна из ведущих галерей актуального искусства Москвы, представляющая разнообразные виды современной художественной практики. Эта галерея регулярно принимает участие в Московской биеннале современного искусства в российских и международных ярмарках современного искусства (Арт-Москва, Московский Фотографический Салон, ARCO Madrid, Vienna Fair, Pulse NY, Art Beijing), а также активно сотрудничает с зарубежными галереями[14]. Одним из масштабных частных культурных проектов Санкт-Петербурге на сегодняшний день является музей и галереи Эрарта. Основной задачей их является продвижение современного искусства как в России, так и за её пределами. В настоящее время галереи Эрарта работают в трёх городах мира: Лондоне, Гонконге и Санкт-Петербурге. Эрарта стремится представлять на глобальной арт-сцене современных российских художников, находить и поддерживать новые таланты. В сети галерей Эрарта выставляется не только живопись, но и скульптуры, инсталляции и многое другое. Все работы галереи – произведения более 150 авторов из 20 регионов России – можно приобрести[15].
Музей современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге
Музей современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге. Источник фото: http://muzei-mira.com/
Ещё одним ярким событием стало открытие “Нового музея современного искусства” в Санкт-Петербурге. Музей создан на основе частной коллекции Аслана Чехоева. В отличие от большинства частных коллекций, собрание Чехоева строится не на локальном опыте и субъективных пристрастиях, а на понимании общей картины развития искусства нашего времени[16]. Также среди частных проектов Санкт-Петербурга необходимо отметить появление “Marina Gisich Gallery”, основанной Мариной Гисич. С самого открытия в круг авторов галереи входят признанные классики (Глеб Богомолов, Евгений Юфит), знаковые художники последних десятилетий российского искусства (Керим Рагимов, Владимир Кустов, Петр Белый, Виталий Пушницкий, Кирилл Челушкин, Иван Говорков и Елена Губанова, Григорий Майофис, Марина Алексеева), а также представители молодого поколения (Лера Нибиру, Таня Ахметгалиева, Тим Парщиков, Александр Шишкин)[17].
Лофт-проект “Этажи” является пионером лофт-дизайна и одним из крупнейших выставочных пространств в Санкт-Петербурге[18].
Особняком стоят два творческих кластера Москвы “Красный Октябрь” и ARTPLAY. Территория “Красного Октября” объединяет в себе культурный-центр Арт-Стрелка, выставочное пространство «BAIBAKOV art projects», галерею и архитектурную студию «Мел», фотостудию ISO, галерею “Победа”, а также тату-студии, бары, и арт-академию[19]. Центр дизайна ARTPLAY известен как один из первых творческих кластеров Москвы. На сегодняшний день в ARTPLAY расположились более 300 архитектурных бюро, дизайн-студий и шоу-румов. В Центре ARTPLAY также нашли себе место молодые московские галереи, мастерские художников, кафе, бары, книжные магазины, музыкальный клуб, школа дизайна, кинотеатр, детская художественная студия и другие. Отдельное динамично развивающееся направление деятельности ARTPLAY связано с реализацией масштабных культурно-выставочных проектов, в том числе международных[20].
Творческий кластер ARTPLAY. Источник фото: http://www.kidsreview.ru/
Очевидно, что в поле репрезентации современного искусства в России существуют пробелы. А точнее, существует один значимый пробел или прогал. Основная проблема заключается в том, что вся культурная квинтэссенция сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. За пределами двух столиц существует пока единственный в России музей современного искусства с говорящим названием “PERMM” в городе Перми. Он был открыт в 2008 году галеристом Маратом Гельманом и членом Совета Федерации Сергеем Гордеевым. Начало пермского периода в современном искусстве – выставка «Русское бедное»[21], стала визитной карточкой музея “PERMM”. Сегодня “PERMM” – это не только музей современного искусства, но и современный музей, то есть интерактивная площадка для коллективных действий художников, зрителей, кураторов, политических деятелей, социологов[22].
Музей современного искусства “PERMM” в г. Пермь.Источник фото: http://www.newsko.ru/
В целом, арт-пространство Москвы и Санкт-Петербурга уже сформировано и продолжает развиваться. Существует огромное количество выставок, мероприятий, культурных инициатив и программ, нацеленных на обучение и привнесение культуры в массы. Но о формировании арт-пространства регионов пока говорить рано. Несомненно, в регионах существуют музеи современного искусства и инициативы в этой сфере, но пока лишь музей “PERMM”, ярко заявивший о себе, стоит особняком на локальной арт-сцене России.
Автор: Ксения Оленина
Главная фотография: Анастасия Белякова
[1] Richard Meyers on Contemporary Art’s implications for art history: The Daily Gazette.[2] What do we mean when we say contemporary art // http://www.art21.org/teach/on-contemporary-art/contemporary-art-in-context.[3] Рыков А.В. К вопросу о происхождении и сущности «современного искусства» // Искусствознание 1-2/09. С. 110.[4] Официальный сайт Государственного центра современного искусства // http://www.ncca.ru/.[5]Официальный сайт галереи “Риджина” // http://www.reginagallery.com/ru/gallery/.[6] Искусство новейших течений в Русском музее // http://www.rusmuseum.ru/collections/modern/.[7] Официальный сайт “Московского музея современного искусства” // http://www.mmoma.ru/about/.[8] Третьяковская галерея на Крымском валу // http://www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/branch/gtg_krimskiy_val/.[9] Официальный сайт музея “Эрмитаж’” в Санкт-Петербурге // https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/projects/projects_list/20_21/?lng=ru.[10] Manifesta 10 // http://manifesta10.org/ru/home/.[11] Artfacts.net artists database // http://www.artfacts.net/index.php/pageType/galleries/sel1/geo/sel2/0/country/29/city/415/lang/1.[12] Официальный сайт музея современного искусства “Garage” // http://garageccc.com/ru/landing/show.[13] Официальный сайт галереи “Триумф” // http://www.triumph-gallery.ru/about/.[14] Официальный сайт галереи “RuArts” // http://www.ruarts.ru/about.html.[15]Официальный сайт галереи “Erarta”// http://www.erarta.com/ru/galleries/st-petersburg/[16]Официальный сайт “Нового музея современного искусства” Санкт-Петербург http://www.novymuseum.ru/common/common.html[17] Официальный сайт “Marina Gisich Gallery”//http://www.gisich.com/gallery[18] Официальный сайт лофт проекта Этажи//http://www.loftprojectetagi.ru/[19] Творческие кластеры: Красный Октябрь // http://www.the-village.ru/village/city/public-space/83365-tvorcheskie-klastery-krasnyy-oktyabr.[20] Официальный сайт центра дизайна “Artplay” // http://www.artplay.ru/about.[21] Проект Сергея Гордеева “Русское бедное” // http://www.bednoe.ru/.[22]Официальный сайт музея “PERMM” // http://permm.ru/info/museum.html.
thewallmagazine.ru
Художники современной живописи. Современные художники России
Искусство современной живописи — это произведения, созданные в настоящее время или в недалеком прошлом. Пройдет определенное количество лет, и эти картины станут достоянием истории. Произведения живописи, созданные в период начиная с 60-х годов прошлого столетия и по сегодняшний день, отражают несколько направлений современного искусства, которые могут быть отнесены к категории постмодернизма. Во времена модерна творчество художников-живописцев было представлено шире, а в 70-х годах ХХ века произошло изменение социальной направленности искусства живописи.
Актуальное искусство
Художники современной живописи представляют в первую очередь новые течения в изобразительном творчестве. В культурной терминологии существует понятие «актуальное искусство», которое в чем-то соотносится с понятием «современная живопись». Под искусством актуальным художники чаще всего подразумевают новаторство, когда живописец обращается к темам ультрасовременным, независимо от их направленности. Картина может быть написана в стиле урбанистики и изображать какое-либо промышленное предприятие. Либо же на полотне присутствует ландшафтный пейзаж с пшеничным полем, лугом, лесом, но при этом вдали непременно будет нарисован комбайн. Стиль современной живописи предполагает социальную направленность картины. В то же время пейзажи современных художников без социального подтекста ценятся гораздо выше.
Выбор направления
Начиная с конца 90-х годов художники современной живописи отказываются от производственной тематики и переводят свое творчество в русло чистого изобразительного искусства. Появляются мастера тонкой портретной живописи, пейзажных сюжетов, натюрмортов в стиле фламандского рисунка. И постепенно в современной живописи стало проявляться подлинное искусство, ни в чем не уступающее картинам, созданным выдающимися художниками 18-го и 19-го веков, а в чем-то даже превосходящее их. Сегодняшним мастерам кисти помогает развитая техническая база, обилие новых средств, которые позволяют в полной мере отразить задуманное на холсте. Таким образом, художники современной живописи могут творить по мере своих способностей. Разумеется, качество красок или кистей немаловажно в процессе написания картин, но все же главным является талант.
Абстрактный экспрессионизм
Современные художники придерживаются методов живописи, которые допускают использование негеометрических штрихов, наносимых во множестве на полотно большого размера. В ход идут большие кисти, иногда малярные. Подобную живопись трудно назвать искусством в классическом значении этого слова, однако абстракция — это продолжение сюрреализма, который появился еще в 1920 году благодаря идеям Андре Бретона и сразу нашел массу последователей, таких как Сальватор Дали, Ганс Хофман, Адольф Готлиб. В то же время художники современной живописи понимают экспрессионизм по-своему. Сегодня этот жанр отличается от своего предшественника размерами полотен, которые могут достигать трехметровой длины.
Поп-арт
Противовесом абстракционизму стал концептуальный новый авангардизм, пропагандирующий эстетические ценности. Современные художники стали включать в свои картины изображения известных личностей, таких как Мао Цзэдун или Мэрилин Монро. Это искусство получило название «поп-арт» — популярное, общепризнанное направление в живописи. Массовая культура пришла на смену абстракционизму и дала начало особому виду эстетики, которая в красочной, эффектной манере преподносила публике то, что было у всех на слуху, какие-то события последнего времени или изображения широко известных людей в разных жизненных ситуациях.
Основоположниками и последователями поп-арта были Энди Уорхол, Том Вессельман, Питер Блейк, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн.
Фотореализм
Современное искусство многогранно, нередко в нем возникает новое направление, объединяющее в себе два или больше видов изобразительного творчества. Такой формой самовыражения художника стал фотореализм. Это направление в живописи появилось в США в 1968 году. Его придумал художник-авангардист Луи Мейзель, а представление жанра произошло два года спустя, в Музее Уитни во время выставки «Двадцать два реалиста».
Живопись в стиле фотореализма связана с фотографией, движение объекта как бы замораживается во времени. Художник-фотореалист собирает свой образ, который будет запечатлен на картине, при помощи фотографий. С негатива или слайда изображение переносится на холст путем проекции или с помощью масштабной сетки. Затем создается полноценная картина с применением технологий живописи.
Расцвет фотореализма пришелся на середину 70-х годов, затем произошел спад популярности, а в начале 90-х жанр вновь возродился. Маститые художники работали в основном в США, среди них было много скульпторов, которые также создавали свои произведения с помощью проекции изображения. Наиболее известные мастера живописи на основе фотореализма — это Ричард Эстес, Чарльз Беллет, Горан Иванишевич, Томас Блэквелл, Роберт Демекис, Дональд Эдди, Дуэйн Хансон.
Художники-фотореалисты молодого поколения — Рафаэлла Спенс, Роберто Бернарди, Чиара Албертони, Тони Брунелли, Оливье Романо, Бертран Мениэль, Клайв Хэд.
Современные художники России
- Серж Федулов (род. 1958), уроженец Невинномысска Ставропольского края. Участник нескольких выставок в Латинской Америке и Европе. Его картины отличаются реалистичностью и контрастными сочетаниями цветов.
- Михаил Голубев (род. 1981), окончил художественный класс Омской школы живописи. В настоящее время живет в Санкт-Петербурге. Отличается необычной манерой творчества, все его работы — это картины-размышления с глубоким философским подтекстом.
- Дмитрий Анненков (род. 1965) в Москве. Окончил Художественный институт имени Строганова. Популярен за рубежом, но предпочтение отдает российским выставкам. Искусство Анненкова реалистично, художник является признанным мастером натюрморта.
Русские импрессионисты
- Алексей Чернигин, русский художник-импрессионист (род. 1975), является сыном известного художника Александра Чернигина. Изучал живопись и графический дизайн в художественном училище Нижнего Новгорода. Окончил Нижегородский архитектурный институт по специальности «Дизайн в промышленности». Член Союза художников России с 1998 года. С 2001 года преподаватель в НГАСУ на кафедре «Интерьерный дизайн».
- Константин Лупанов, краснодарский художник (род. 1977). Окончил Промышленную академию при Госуниверситете культуры и искусств по специальности «Монументальная живопись». Участник многих художественных выставок в Краснодаре, Москве и Санкт-Петербурге. Отличается редкой манерой масляной живописи с закручиванием мазка. Картины Лупанова полностью лишены контрастных сочетаний цветов, изображения как бы перетекают одно в другое. Сам художник называет свои работы «веселой, безответственной мазней», однако в этом заявлении есть доля кокетства: картины на самом деле написаны вполне профессионально.
Русские художники, рисующие в стиле ню
- Сергей Маршенников (род. 1971), один из самых известных российских художников современности. Окончил Уфимский колледж искусств. Его картины — это пример вопиющей реалистичности. Работы производят впечатление художественного фотоснимка, настолько точна композиция и выверен каждый штрих. В роли натурщицы чаще всего выступает жена живописца Наталья, и это помогает ему в создании чувственной картины.
- Вера Васильевна Донская-Хилько (род. 1964), внучка известного оперного певца Лаврентия Дмитриевича Донского. Ярчайшая представительница современной русской живописи. Рисует в стиле сюжетного ню. В творческой палитре художницы можно встретить красавиц из восточного гарема и обнаженных деревенских девушек на берегу реки в ночь праздника Ивана Купала, русскую баню с выходом разгоряченных женщин на снег и купанием в проруби. Художница рисует много и талантливо.
Современные художники России, их творчество вызывают все больший интерес ценителей изящных искусств во всем мире.
Современная живопись как мировое искусство
В настоящее время изобразительное творчество приняло формы, отличные от тех, которые были востребованы в 18-м и 19-м веках. Современные художники мира обратились к авангарду в более узкой интерпретации, полотна приобрели утонченность и стали более содержательными. Общество сегодня нуждается в искусстве обновленном, потребность распространяется на все виды творчества, в том числе и на живопись. Картины современных художников, если они выполнены на достаточно высоком уровне, раскупаются, становятся предметом торга или обмена. Некоторые полотна входят в списки особо ценных произведений искусства. По-прежнему востребованы картины из прошлого, написанные великими живописцами, но все большую популярность приобретают современные художники. Масло, темпера, акварель, другие краски, помогают им в творчестве и успешной реализации задуманного. Живописцы, как правило, придерживаются какого-то одного стиля. Это может быть пейзаж, портрет, батальные сцены либо другой жанр. Соответственно, для своего творчества художник выбирает определенный сорт красок.
Современные художники мира
Наиболее известные современные художники отличаются по манере письма, их кисть узнаваема, иногда даже не нужно смотреть на подпись внизу полотна. Известные мастера современной живописи — Рихтер Герхард, Перлстайн Филип, Александр Исачев, Фрэнсис Бэкон, Станислав Плутенко, Питер Блэйк, Фрейд Люсьен, Майкл Паркес, Гай Джонсон, Эрик Фишл, Николай Блохин, Василий Шульженко.
fb.ru
Основные тенденции современного российского искусства.
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 27Следующая ⇒
(совершенно не понимаю, чем тенденции современного российского искусства отличаются от тенденций развития западного, кроме того, что мы отстаем на 10-20-30 лет и того, что у нас почти каждый «художник» хочет стать политиком, впрочем, это свойственно не только художникам))
Современное искусство (англ. contemporary art), — искусство, созданное в недавнем прошлом и в настоящее время. С течением времени современное когда-то искусство становится достоянием истории. На данный момент времени современным искусством считают произведения, созданные в период с 1970-х по нынешний день. 1970 год является поворотным пунктом в истории искусства по двум причинам. Первое — это год возникновения терминов «постмодерн» и «постмодернизм». Во-вторых, 1970 год — последняя веха, до которой художественные движения было относительно легко классифицировать. Если сравнить количество художественных направлений в период до 1970 года и после, то легко заметить, что во времена модернизма их было значительно больше. И это не смотря на то, что художников, работающих в данное время больше, а арсенал средств и технических возможностей шире. Еще одной особенностью искусства последних 30-ти лет является его социальная ориентированность, гораздо более ярко выраженная, чем во все предыдущие эпохи.
В русском языке используется также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевают новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устаревает, становясь частью истории современного искусства 20-го или 21-го столетия. Во многом участники арт-процесса в России наделяют определение «актуальное искусство» смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.
Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма***. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп (например, «искусство аутсайдеров»). Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»).
На середину 80-х приходится время подъема движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — все больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. На арт-процесс, начиная с 80-х, большое влияние оказало развитие технологий — видео, аудио, компьютеров и интернет — это существенно расширило палитру средств, используемых художниками.
Многие современные художники превращаются в политиков и в борцов за новое сознание. Одним из таких является Анатолий Осмоловский.
Проследим путь «выдающегося» авангардиста, акциониста и теоретика искусства, чтобы выяснить, что же произошло с художником за последние лет дцать…
Горбачев издал закон о нравственности, согласно которому за мат в общественном месте полагалось 15 суток. В 1991 году Осмоловский со товарищи в ответ своими телами выложили на Красной площади слово из трех букв. Власти хотели впаять ребяткам статью за «хулиганство в особо циничной форме», но отпустили: не до того было, СCCР разваливался.
В 1993 году Анатолий уселся на плечо бронзового Маяковского, акция скромно называлась «Маяковский-Осмоловский» Анатолий как бы принял эстафету у великого поэта-футуриста, тоже склонного в раннем творчестве к стихийному анархизму.
В тот же году – зловеще-знаковый снимок «Хаос-мой дом», где Осмоловский держит в руках отрезанную голову мертвой женщины.
Экспериментируя в живописи, Осмоловский создал серию «Хлеба». Она состоит из 20 настенных панелей, имитирующих предметность иконы. В профиль виден даже шпон, скрепляющий доску от рассыхания. Художник иначе пытается трактовать божественное. Он видит его не в изображении сцен из священной истории или божественной иерархии, а в рациональном абстрагировании от любого жизнеподобия. Он берет структуру конкретного хлебного среза, абсолютно хаотичную по своей природе, и вторгается в нее механическим образом. В результате получается икона, лишенная образа, но сакрализующая рациональную процедуру.
Сам Осмоловский о своей картине говорит так: «В этой работе я соединил две парадоксально-несовместимые традиции — русскую иконопись и авангард. Считаю, что они находятся на пересечении поп-арта, абстракции и сюрреализма. Основная идея этих работ — симметрия внутри себя. Конечно, здесь мотив иконостаса обыгрывается, но не цитируется, а, скорее, взят в качестве такого момента, от которого отталкивался художник. Конечно, можно говорить о том, что хлеб — это Тело Христово. Но меня в основном интересовал мотив симметрии. Сам по себе хлеб — такая структура, в которой нет ни одной точки, похожей на другую. И в этом смысле, когда ты начинаешь вводить симметрию в эту структуру, то возникают какие-то забавные пересечения, интересные темы и сюжеты».
Слабеющее советское государство выпустило из рук множество республик (как выразился Борис Ельцин: «Берите столько суверенитета, сколько унесете»). В том числе, и условную «территорию искусства».
Дабы она не пропадала зря, Осмоловский сколотил группу «Экспроприация Территории Искусства» («ЭТИ»). И до последнего времени государство не вмешивалось в арт-среду с идеологическими поправками. Зато огромное количество музыкантов и художников пиарит те или иные политические силы.
Поход Осмоловского в политику в конце 90-х завершился созданием партийного блока «Против всех».
Революционно-анархистская ситуация уничтожила госаппарат подавления, основанный на властной иерархии. Однако вместе с его разрушением была нивелирована и иерархия морально-нравственных ценностей. «Десакрализация» – это когда не осталось «ничего святого». В радикально-левом направлении работал в 90-х и главный московский «собаковод», создатель Партии животных – Олег Кулик.
Как ни странно, при внешней несхожести методов, на «левом поле» промышляли гораздо раньше питерская «Новая академия» Тимура Новикова и «Поп-механика» Сергея Курехина.
Однако питерцы, в отличие от социально и политически ориентированных москвичей, тоньше чувствовали грозную метафизическую силу, что стояла за демонтажем советской системы.
Осмоловский повзрослел, надо жить дальше. «В конечном счете, цель авангарда – спровоцировать человека на активную мозговую деятельность». Иными словами, Анатолий обращается в первую очередь к интеллекту зрителя.
«Искусство является прообразом идеального общества. Самим фактом своего существования оно критикует нашу хаотичную, неорганизованную социальность…»
Осмоловский из разрушителя-«служителя Хаоса» превратился в созидателя. Анархизм (или любимая Осмоловским его разновидность – синдикализм) стремится к уничтожению любой иерархии, но иконостас (матрица «Хлебов») – ее очевидное воплощение.
Экс-анархист Осмоловский поддерживает теперь структуризацию российского общества, поскольку: «Процесс нормализации идет в позитивном направлении».
Раньше Осмоловский спасал обывателей от государства, а сейчас стремится спасти их души от распада.
Один из примеров… А так – все то же, что и везде. «Визуальный поворот», отчетливая социальная направленность, акционизм.
Если кто-то хочет вдаваться в подробности, на след. странице – таблица.
Могу от себя сказать о кино. Крайне востребована социальная тематика (если говорить официально), «чернуха» — по-моему. «Левиафан» Звягинцева, «Дурак» Быкова, «Комбинат «Надежда» Мещаниновой – фильмы 2014 г. Основной постулат: «Россия – Богом забытая страна».
Можно рассмотреть также ситуацию с постановкой «Тангейзера» Новосибирским театром.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Современное российское искусство
Потребность постоянно меняться к лучшему возникает постоянно, в том числе и в искусстве. Современное искусство нашей галереи – это совершенно новый взгляд художников на повседневные вещи.
Потребность постоянно меняться к лучшему возникает всегда и везде, в том числе и в искусстве. Современная живопись, инсталляция, фотография, скульптура, графика и другие направления – это совершенно новый взгляд художников на повседневные вещи. Это отказ от сложившихся стереотипов и раскрытие сюжетов по-новому. Современное российское искусство – это воплощение мыслей и видения мира людей через повседневные вещи, это возможность увидеть красоту в самых обычных деталях.
Что предлагает нам современное российское искусство
Искусство в современном видение – это активное выражение художника своего личного отношения к этому миру. Ей присуще эмоциональность, импульсивность, утрированность. Художники современной эпохи находятся в постоянном поиске новых идей, красок и средств для создания своих шедевров.
Наиболее полюбившимся для творцов остается масляная живопись. На нашем сайте представлены работы молодых художников, таких как – Саша Ким, Надежда Волниченко, Ольга Кожевникова, Юлия Волконская, Надежда Винниченко. Многие авторы работают совместно, объединив современное российское искусство со световым, звуковым и видеоэффектами.
Чтобы реализовать свои замыслы в произведение художники используют смешанную технику. Работы Михаила Левиуса – это картины, выполненные с помощью графики, бумаги и смешенной техники. Благодаря чему автор передает свои мысли более точно и технично. Отточенный стиль Константина Данилова реализуется в его картинах, исполненных в смешенной технике.
Екатерина Кабалина, София Израель, Алексей Круткин, Лия Сафина, Илья Федотов-Федоров, эти авторы работают с одним из самых древних видов искусства – скульптурой. В работах молодых талантов представлены портретные, жанровые, природные инсталляции. Невозможно пройти мимо воссозданным пейзажем или натюрмортом.
Современное российское искусство – это понятие, включающее в себя бесконечный поиск нового, это творческая гамма большого числа работ авторов, работающих в различных техниках. Оно большое и глобальное в нашем мире и постоянно двигается вперед. К художнику предъявляются новые требования, ему приходится делать выбор между консервативностью, пережитками прошлого и творческим подходом, абстрактным мышлением.
Центры современного искусства, сайты и площадки для молодых художников
Потребность в искусстве была всегда, сегодня же она особенно чувствуется. Человек становится более совершенным, стремительным, развитым. Людям необходима красота вокруг – дома, в обществе, на работе, в кругу друзей. Все больше появляются желающих соприкоснуться с творчеством художников, скульпторов, фотографов. Благодаря авторам, работающих в разных направлениях, человек познает современный мир, где-то любуясь им, а где-то соглашается с ироничностью художника.
В каждом уголке страны создаются центры современного искусства, сайты и площадки, где молодые художники могут реализовать свои замыслы, воплотив их в реальность. На сайте ARTISEVENTS.RU можно ознакомиться с будущими мероприятиями, благодаря чему стать еще ближе к искусству. Здесь представлены работы авторов, их биография и карьерное развитие.
Современные художники, скульпторы и авторы относятся к той категории людей, имеющих нестандартное мышление и идеи. Каждый вносит вклад на благо современному обществу. Фотография, видео, смешенная техника, графика, скульптура, инсталляции, живопись, мозаика, цифровой коллаж, трафарет, реди-мейд, офорт – все эти направления обладают уникальностью. Каждое способно проникнуть в подсознание человека и раскрыть замысел увиденного.
artisevents.ru