Понедельник , 18 Ноябрь 2024

Сколько нужно поститься перед причастием и исповедью – Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка

Содержание

Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка

(124 голоса: 4.3 из 5)

Существуют разные меры говения перед Причастием, единого правила, которое было бы установлено для всех, не существует.
Практика трёх-семидневного поста перед Причастием возникла в 18-19 веках, в период евхаристического охлаждения, когда люди причащались раз-два в год, соответственно они и постились около недели.

*** 

митрополит Волоколамский Иларион:
Правила трехдневного поста перед причастием не существует

Единого для всех правила поста перед причастием не существует, оно устанавливается индивидуально, заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион.

«Правила трехдневного поста перед причастием, которое бы предписывалось церковными канонами или уставом, просто не существует», – заявил владыка, отвечая на вопросы слушателей лекции, которую он прочитал в Центральном доме журналиста в Москве. По его мнению, сегодня, если живущий полноценной церковной жизнью человек желает часто причащаться, особенно если он исполняет установленные Церковью посты, «нет необходимости налагать на него какие-то дополнительные посты сверх установленных церковным уставом и календарем». Но эти вопросы в конечном итоге каждый должен решать со своим духовником, подчеркнул иерарх.

Что касается практики наложения епитимьи, когда, например, верующего отлучают от причастия, то это, по его словам, целесообразно и правомерно, если священник уверен, что такое наказание «принесет плод, поможет человеку осознать свою греховность и, в конечном итоге, приблизит кающегося к Богу, а не отдалит от Него».

«К сожалению, в наше время отказ от причастия Святых Христовых Таин часто означает, что человек просто оказывается перед необходимостью отойти от глубокой религиозной жизни. Поэтому в данном вопросе необходим индивидуальный подход, и каждый духовник должен принимать очень взвешенное и точное решение», – подчеркнул митрополит Иларион, слова которого приводит сайт ОВЦС. Он указал на то, что евхаристия есть «самое большое чудо, которое может совершаться в жизни человека и в жизни Церкви, причем для участия в этом чуде не надо ехать на Святую Землю, покупать билеты, снаряжать самолеты, не надо отправляться в долгое паломничество – достаточно лишь дойти до ближайшего храма».

Владыка с сожалением констатировал, что сегодня в церковной среде есть увлечение чудесами, «а то чудо, которое совершается в каждом храме, на каждом алтаре всякий раз, когда совершается Божественная евхаристия, часто остается незамеченным и воспринимается как что-то обычное и рутинное, как и те изменения, которые совершаются с очень многими людьми, – их духовное преображение».

Митрополит Иларион также указал на важность исповеди перед причастием – практики, которая имеет место не во всех поместных Церквях.

«Для чего важна исповедь? Она нужна не только для того, чтобы человек был допущен к причащению Святых Христовых Таин, но и для того, чтобы кающийся осознал свои грехи, произвел некий самоанализ перед лицом Бога и перед лицом священника», – сказал он, добавив, что исповедь – это тоже таинство, которое имеет целительную силу.

По словам архиерея, истинное православие невозможно без постоянного участия каждого христианина в евхаристии, но «сегодня, к сожалению, многим людям мысль о частом причащении все еще кажется невиданным новшеством». Он напомнил, что вопрос о частоте причащения был поднят в процессе подготовки к Поместному Собору Русской церкви 1917-1918 годов, и было рекомендовано, со ссылкой на святоотеческое предание, вернуться к первохристианской практике причащения в каждый воскресный день.

***

Митрополит Каллист (Уэр):
«Я приветствую, когда люди часто причащаются»

Митрополит Каллист (Уэр) хорошо знаком нашим читателям,  и не только благодаря своим книгам, тиражи которых расходятся очень быстро. В прошлом году «Православие в Украине» публиковало интервью с этим выдающимся современным богословом и церковным деятелем, где поднимались вопросы единства Церкви и положения православия в Украине. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с пастырской стороной служения владыки Каллиста – архиерея Константинопольского Патриархата и Оксфордского профессора.

Наша беседа с почтенным богословом касалась актуальных сегодня вопросов подготовки ко Причастию, соотношения причащения с исповедью и некоторых различий в греческой и русской практике.

– В прошлом году в Москве состоялось пастырское совещание по типу круглого стола, на котором обсуждались вопросы поста, молитвенного правила и исповеди перед причащением. В Русской Церкви сложилась традиция перед Причастием поститься три дня, прочитывать три канона и последование ко Причащению, а также обязательно исповедоваться. Как вы полагаете, можно ли облегчить подготовку ко причащению?

– Мы должны принимать во внимание традиции каждой местной Церкви и не менять требования внезапно. Поднятый вами вопрос очень важен, особенно для нас, живущих на Западе, где православные греки живут бок о бок с русскими и порой оказываются даже в одном приходе, как, например, происходит в Оксфорде. Лично я поддерживаю частое причащение. Частое – но не легкомысленное или небрежное. Частое причащение – да, но всегда с должной подготовкой. Но что понимать под должной подготовкой?

Во-первых, что касается таинства исповеди. В византийской и современной греческой традиции, насколько я могу это проследить, никогда не требовалось, чтобы христианин каждый раз исповедовался перед причащением. Исповедь и Причастие рассматриваются как два отдельных таинства. Мне неизвестно, чтобы Вселенские соборы принимали какие-либо каноны в отношении обязательной исповеди перед причащением. Этот обычай имел основание в Румынской и славянских церквах. Я предпочитаю греческий подход. При этом каждый христианин обязан регулярно исповедоваться, но не обязательно всякий раз, когда приступает ко Причастию. Такая практика и в Оксфорде, как у греков, так и у русских. Я бы хотел, чтобы исповедь рассматривали как отдельное таинство, а не просто элемент подготовки ко причащению. Я понимаю, что существуют пастырские трудности в России, где очень много людей желает приступать ко причащению, а священники просто не имеют время выслушать все исповеди. Думаю, что лучше было бы не так часто исповедоваться, но чтобы исповедь была действительно серьезным таинством, чтобы было достаточно времени для кающегося открыть свое сердце, а для священника – серьезно исследовать его состояние, что невозможно сделать, когда за кающимся стоит очередь в сотню человек.

– Тогда встает вопрос: как я могу приступать ко Святому Причастию, если за время, прошедшее после последней исповеди, я совершил некие грехи? Пусть это не такие серьезные грехи, как убийство или прелюбодеяние, а так называемые повседневные, но это ведь все равно грехи.

– Вы совершенно правы: мы все грешники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны различать достаточно серьезные грехи, которые непременно должны исповедовать, и грехи менее серьезные. Конечно, такое различение не вполне может быть обосновано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серьезен, но все-таки мы можем различать грехи. Если кто-либо совершил прелюбодеяние, он обязательно должен исповедоваться и, вероятно, понести определенную епитимию. С другой стороны, если мы согрешили просто помышлением, это не препятствует нам причащаться. Если мы очень сильно поссорились с другом, то должны вначале покаяться в этом, прежде чем приступать ко Причастию; но если эта ссора была мимолетной и мы сразу примирились, то можем, мне кажется, причащаться без исповеди.

Давайте осознаем, что само Причастие преподается во оставление грехов, – ведь такие слова мы произносим при причащении. Хотя, конечно, Причастие не заменяет исповеди. Кроме того, в молитвах перед Причастием мы также просим о прощении грехов.

– Давайте вернемся к такому аспекту подготовки ко Причастию, какпост.

– Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием – это тоже местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем такого требования. Каноны говорят о посте по средам и пятницам, о четырех многодневных постах в течение года, кроме того, в богослужебных книгах мы встречаем указание еще на несколько постных дней, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи или праздник Воздвижения Креста Господня. Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием. Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком. В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье. Я думаю, что в тех Церквах, где причастие стало редким, было бы неправильно резко менять традицию и требовать непременно причащаться каждое воскресенье. Но я уверен, что причащаться три-четыре раза в год недостаточно. На практике очень хорошо приступать ко Причастию каждое воскресенье. Поэтому я скажу так: соблюдайте пост по средам и пятницам, воздерживайтесь также в субботу вечером, исповедуйтесь хотя бы раз в месяц, но причащайтесь по возможности чаще. Такую практику я рекомендую людям, которых готовлю ко вступлению в Православную Церковь. Если же человек причащается раз в месяц или реже, я говорю, что это слишком редко. Если мы посмотрим на практику древней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они свидетельствуют о частом причащении. Не только ранние, но и более поздние отцы, такие как святой Симеон Новый Богослов или живший в XVIII веке преподобный Никодим Святогорец, составитель «Добротолюбия», говорят в пользу частого причащения. И я считаю, что движение в Греческой Церкви за частое причастие – это хорошее явление. Я приветствую, когда люди часто причащаются. Думаю, что правила в отношении исповеди и поста перед причащением могут быть изменены. Но эти вопросы, как мне кажется, находятся в компетенции местных Церквей.

Помню, когда я только принял православие, около пятидесяти лет назад, священник на литургии выходил с Чашей и говорил: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», – но никто не подходил. Никто не причащался. И я еще тогда ощутил: это не может быть правильным. Теперь же на Западе в православных церквах причащаются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы причащаемся не потому, что уверены в собственной праведности, но потому что верим в милость Божию. Мы подходим к Чаше, потому что мы призваны, мы ведь называем Причастие Святыми Дарами. Причастие – это не нечто такое, что можно заработать или заслужить, это всегда свободный дар любви Божией.

– Перед причащением священник возглашает «Святая – святым», в смысле «святые Дары – для тех, кто свят», но тут же хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос…». Однако мы, не будучи святыми в этом смысле, все же дерзаем причащаться… С другой стороны, мы знаем, в Новом Завете и в литургических текстах святыми называются все христиане, кто не отлучен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соотносится святость и личное нравственное совершенство человека?

– Прежде всего, если говорить о понимании святости, следует использовать три слова: один, некоторые, все. Один свят – Иисус Христос. Святость принадлежит Богу, только Он свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией. Далее, мы говорим, что к святости призваны все. Когда апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане. Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью и которые отмечены в церковном календаре. То же самое мы можем сказать и о священстве. Один только Первосвященник – Иисус Христос, как говорится в Послании к Евреям. Затем, через крещение все христиане становятся священниками, как пишет апостол Петр, называя христиан не только святым народом, но и «царственным священством». Далее, священниками становятся некоторые – кого Церковь избрала и поставила на это служение через возложение рук. Таким образом, и у святости, и у священства есть три уровня.

Мы все призваны к святости. Поэтому, если я подхожу к Причастию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я грешник, требующий Божией помощи, которая подается мне в Святом Причастии.

Разумеется, некоторые люди по причине совершенных грехов не могут принимать Причастие. Но в основном, конечно, Причастие – это не награда святым, а помощь для грешников. В некоторых житиях мы читаем, что были такие святые, которые после причащения долгое время не приступали вновь к Чаше, как, например, святая Мария Египетская. Она причастилась в храме Гроба Господня и затем ушла в пустыню, где многие годы не принимала Святые Дары, причастившись затем лишь перед самой кончиной.

– Но может ли это быть общим правилом?

Конечно, это не общее правило. Это правило для святых, которые в течение многих лет могут жить одним Причастием. Но мы должны причащаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуждаемся в помощи, в благодати.

– Какое место в подготовке к причащению занимает нравственное совершенство? Многие люди у нас в Киеве исповедуются и причащаются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, исповедовавшись с вечера, утром снова просит принять исповедь, потому что за вечер или ночь чем-то согрешил – неблагочестивыми мыслями, движениями сердца и пр. Кроме того, многие христиане каждый раз, неделя за неделей, исповедуют одни и те же грехи. Как можно давать обещание на исповеди не повторять эти так называемые «повседневные» грехи, если я точно знаю, что буду их совершать?

– Слишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие. Стоит помнить, что Причастие – это благодать, а дьявол не хочет, чтобы мы принимали благодать. И поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащаться. Когда случается, что нас посещает греховный помысл, что может случиться даже во время Божественной литургии, мы должны просто раскаяться в этом внутри себя и приступать ко Причастию, поскольку это дьявольское искушение.

Благодать, которая подается в таинстве покаяния, очень важна для каждого из нас. Но мы должны принимать на себя ответственность и «играть свою партию». Нельзя превращать исповедь в механическое перечисление одних и тех же грехов. Она должна быть достаточно редкой, чтобы быть событием, действительно раскрытием своего внутреннего состояния. Каждый день в вечерних молитвах мы просим о прощении грехов. И если мы искренне молимся о прощении, Бог прощает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на исповедь ходить не нужно. Некоторые наши проступки препятствуют причащению до тех пор, пока мы их не исповедуем.  Но мы должны всерьез относиться к покаянным молитвам из нашего ежедневного правила. Исповедь не должна становиться слишком частой. Следует более ответственно подходить к этому. Слишком частое хождение на исповедь обесценивает ее.

Мы должны понимать, что действительно нуждаемся в том, чтобы снова и снова исповедовать одни и те же грехи. Не следует избегать исповеди по той причине, что грехи повторяются. Обычно за ночь мы не становимся святыми. Нам нужна борьба, постоянное аскетическое усилие над собой. Но Божия благодать совершает в нас перемену. Возможно, мы ее не замечаем, но она происходит. С помощью ежедневных усилий, благодати Божией, исповеди и прежде всего причащения мы можем двигаться вперед – смиренно и тихо.

– Но бывает и так, что люди разочаровываются в своих усилиях, поскольку исповедуют одно и то же, причащаются, а никакой перемены к лучшему за собой не наблюдают. Особенно это чувствуется в больших городах  с их суетой, когда у человека практически не остается времени на духовную жизнь. Работа, долгая выматывающая дорога в пробках, семейные заботы… Далеко не все находят время даже для утренних или вечерних молитв.

– На самом деле мы, клирики, и особенно монахи, которым не надо заботиться о семье и детях, понимаем те условия, в которых живут семейные христиане. Люди вынуждены много работать, подолгу добираться на работу и домой, а вечером дома тоже много чего нужно сделать… Мы должны понимать эти непростые условия, в которых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый христианин может найти хотя бы немного времени утром и вечером, чтобы помолиться перед иконой. Даже пять минут утром и вечером имеют огромное значение. Эти минуты задают «направление» целому дню и дают ту глубину, которой невозможно достичь иначе. Следует сказать и о кратких молитвах, которые можно творить в течение дня. Мы можем молиться, когда принимаем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем использовать краткие молитвы, например, Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», – или «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», либо другие краткие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое занятое время, или, например, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно увидеть, что кроме специального отведенного времени для молитвы перед иконой (которое нужно каждому из нас), есть возможность свободно молиться и в течение дня, на любом месте. Но если мы хотим молиться в течение дня, то надо выбирать для этого самые краткие и простые молитвы, такие как Иисусова. Творить молитву Иисусову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путешествуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Он говорит о том, что весьма трудно, но начинается с очень простого: с частых кратких молитв в течение дня. С помощью таких молитв мы можем наполнить весь свой день присутствием Христа – и это есть путь к истинной молитве. Ищите Христа везде. Иисусову молитву могут творить не только монахи или клирики, но и миряне, имеющие семьи и мирские обязанности. Творите Иисусову молитву – не тогда, когда требуется повышенная концентрация внимания, но во все промежуточные моменты. Мы можем соединить время молитвы и работу. Учиться такому способу Иисусовой молитвы очень важно в нашей повседневной жизни. И также Иисусовой молитве хорошо учить детей. Они могут время от времени повторять Иисусову молитву с самого раннего возраста, потому что она очень простая.

 

***

Марк, епископ Егорьевский, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии:
Традиция трехдневного поста

Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза раз в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.

беседовал священник Андрей Дудченко, Константинополь-Киев

*** 

Нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием

Игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем

– Скажите, батюшка, как правильно готовиться ко Святому Причастию? У нас в традиции – миряне должны поститься три дня, а священники не постятся перед Причастием. Чем объясняется такое различие?

– Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще.

фрагмент встречи с мирянами  в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской митрополии

azbyka.ru

Как поститься перед исповедью и причастием? Сколько дней должен длиться пост?

Многие люди стараются приобщиться к жизни настоящего христианина, но вот не всегда обладают знаниями о том, как поститься перед исповедью и причастием. А ведь именно причастие является долгожданной благодатью от самого Бога, которая дает возможность простому смертному приблизиться к Иисусу-Спасителю. И если иметь определенные знания и понимать, как проходит причастие, получится правильно проводить время во время приготовления. Как только постящийся полностью очистится от своих плохих мыслей и грешных поступков, то может получить от Бога многое, ведь Его дары многочисленны и прекрасны.

Что такое пост?

Причастие является переходом жизни простого человека к жизни христианина, который желает принятия Божьей благодати. Поэтому так часто задается вопрос в церкви о том, что такое пост и как поститься перед исповедью и причастием. Известно, во время причастия верующие люди принимают немного еды. Так, прежде всего, это вино, которое символизирует Кровь Христа. Она, безусловно, Святая, поэтому прекрасно очищает человеческую душу, тело и дух. Человек также берет и кусочек просфоры.

Причастие считается святым таинством для человеческой души. Христианин сам несет ответственность за то, как происходит такое таинство, как он принимает его. А для этого необходимо побыть наедине с собой, поразмыслить о своей жизни. Но если не принять причастия, то тогда не будет и благословения Божьего.

Для того чтобы не случилось такого несчастия, чтобы таинство прошло благополучно, обязательно нужно не только исповедаться в своих грехах, но и соблюдать пост.

Как надо поститься?

Как правильно поститься перед исповедью и причастием? Прежде всего это то время, которое дается человеку, чтобы усмирить его плоть, очистить его от душевных привязанностей и привычек, которые ему вредят. Именно пост позволяет людям духовно стать ближе к Творцу. Пост дает человеку время, чтобы поразмышлять о жертве Христа, это то время, когда верующий должен предаваться молитвам. Когда верующий готовится к причастию, то обычно должен проанализировать всю свою жизнь и понять, в каких грехах ему нужно покаяться.

Человек во время поста должен избегать сытости и не употреблять алкоголь. Тем самым ставя свое питание в определенные рамки, христианин, прежде всего, укрощает свое тело, свои нравы и эмоции. Но пост касается не только пищи, но и поведения, и мыслей. Так, если во время поста человек будет постоянно разговаривать по телефону, сплетничать, проводить время в социальных сетях, то стоит помнить, что Бог в этот момент видит душу, а пост, прежде всего, касается ее.

Поэтому, чтобы не задаваться вопросом о том, как поститься перед исповедью и причастием, стоит помнить, что нужно вести себя так, чтобы приближаться к Богу, а не отстраняться от Него.

Немного истории

Зная, как правильно поститься перед исповедью и причастием, верующие желают знать, какова же история поста. Известно, что после того, как Иисус вознесся, первые христиане причащались каждый день. Но вот о том, что нужно очищаться духовно и физически, тогда никто даже не задумывался.

Во времена апостолов евхаристия причастия обычно совершалась лишь только вечером, но со временем эту процедуру перенесли на утреннее время, чтобы христиане рано смогли принять пищу Господню, которая будет очищением и для тела, и для духа.

Первое упоминание о посте встречается в четвертом веке. В это же время появились и некоторые основные законы того, как надо поститься перед исповедью и причастием. В это время священники заметили, что миряне охладели к вере. Они стали призывать православных удерживаться от сексуальных утех и других развлечений. Но в это время еще пока ничего не говорилось об ограничении в еде.

Ранние христиане со временем стали поститься три раза в неделю. Дни были установлены церковью. Но уже в начале девятого века появляется новые правила о том, как поститься перед исповедью и причастием. Воздержание от пищи стало занимать от трех до семи дней. Такое новшество было введено из-за того, что духовная жизнь постепенно исчезала. Но, как утверждает митрополит Волоколамский Иларион, нет какого-то единого и определенного требования к трехдневному посту. Каждый человек может самостоятельно определиться с тем, сколько дней поститься перед причастием и исповедью именно ему, чтобы его организм стал чище перед Господом. Лучше все-таки такой вопрос решить со своим духовным наставником.

Подготовка к причастию

Так как нет определенного количества дней, сколько нужно поститься перед исповедью и причастием, то, соответственно, можно прислушаться к пожеланиям. А церковь рекомендуется воздерживаться не менее трех дней. Но это пожелание подходит для тех верующих, которые участвуют в евхаристии несколько раз в год, например, два или три. Известно, что есть четыре поста, и больше никаких дополнительных требований нет.

Священники рекомендуют всем причащаться каждое воскресенье. Это позволит свое тело и душу держать в чистоте и, самое главное, во святости. В еде лучше придерживаться воздержания по средам и пятницам.

Что запрещено кушать тем, кто постится?

Не стоит переживать о том, сколько надо поститься перед причастием и исповедью, а лучше все-таки знать, что есть продукты, которые церковь православным прихожанам запретила есть в этот период. Так, это яйца, мясные продукты, некоторые виды рыбы и молочные продукты. Считается, что во время поста следует употреблять пищу не для собственного удовольствия, а для того, чтобы поддерживать свое здоровье.

Если же рыба считается основным продуктом питания для кого-то, то ее тогда можно есть. В течение дня перед причастием верующий человек обязан полностью отказаться от пищи и любых увеселений. Этот день необходимо провести в молитвах. Вечером нужно сходить на службу в храме, утром на литургию. Стоит продумать, что грешного было совершенно, и об этом нужно обязательно рассказать священнику, чтобы определиться с тем, можно ли проводить причастие.

Сколько дней длится пост?

Известно, что каждый пост будет занимать разное количество дней. Все будет зависеть от многих причин. Прежде всего верующий человек должен знать, что существуют однодневные посты, многодневные и литургические. Еще одной причиной выбор того, сколько дней будет длиться пост, становится его выбор.

Сколько поститься перед исповедью и причастием, зависит от самого человека, от состояния его здоровья, его возраста, какими заболеваниями он болен или уже переболел, а также каково состояние организма на момент поста, например, нет ли беременности.

От этих особенностей будет зависеть и выбор продуктов, которые ему можно будет употреблять в этот период. Ведь даже в период полного воздержания в человеческий организм должны поступать витамины.

Пост для беременных

Обязательно ли поститься перед исповедью и причастием женщине, собирающейся стать матерью? Известно, что будущая мама должна хорошо питаться, поэтому каждая беременная сама с разрешения врача принимает решение о воздержании. Если она желает поститься, то тогда пост должен быть не таким строгим. Например, она может отказаться от употребления мясных продуктов. Лучше такой женщине в положении все-таки проходить очищение духовное, так как это будет полезно и для ее ребенка.

Пост для детей

Споры о том, нужно ли поститься детям, не умолкают и сейчас. Например, если ребенку уже исполнилось семь лет, то после объяснений о том, что такое пост, он сам может принять решение о том, будет ли он это делать. Но все-таки даже с такими детьми обязательно должна проводиться подготовительная работа, так как они не всегда сразу понимают смысл воздержания. Так, нужно объяснить ребенку, что пост никакого отношения к диетам не имеет, что его не стоит стесняться. Не стоит требовать с ребенка более того, на что он способен.

Молитва для постящегося

Верующий человек должен не только знать, как нужно поститься перед исповедью и причастием, но и уметь молиться. А для этого прекрасно подойдет следующая молитва: «Помилуй и прости меня. Я грешный. Господи наш, помилуй!».

Правила строгого поста

Считается, что перед причастием пост должен быть не менее трех дней. Тот человек, который решил участвовать в евхаристии и решил воздерживаться от пищи, должен понимать, что этим не нужно хвалиться. Ограничение в еде необходимо для того, чтобы примирить человека с самим с собой, а также и с окружающими людьми. Это время, позволяющее разобраться в своих конфликтах и со всеми примириться.

В такие дни лучше не смотреть телевизор, а остаться наедине с книгой, посетить храм или пообщаться с близкими и родными людьми. В это время нельзя совершать плохие поступки, злиться. Строгий пост позволяет добиться гармонии между духовным и физическим здоровьем человека. Человек в результате такого строгого поста становится более уверенным, в нем появляется бодрость и силы, которые ранее дремали.

Меню для постящегося

Любой пост обычно состоит из легких и сложных дней. Самым сложным является тот, когда можно употреблять лишь только сухой рацион и воду. Бывают дни, когда можно есть горячую пищу либо с маслом, либо без него. Всегда в пост нужно употреблять фрукты, а вот овощи могут быть как свежими, так и запеченными.

Полезными продуктами для организма человека во время поста будут и крупы, а также мед. Воды нужно пить много, а когда будет возникать желание что-нибудь съесть, то нужно либо молиться, либо посетить храм. Считается, что первый день поста самый тяжелый, поэтому рекомендуется воздержаться от приема вообще какой-либо пищи. Допускается употребление в пищу орехов, киселя, бобовых и даже мармелада.

После поста к питанию также нужно относиться внимательно, так как сразу много мясных продуктов употреблять нельзя. Это может привести к сильнейшему расстройству желудочно-кишечной системы. Лучше выходить из поста постепенно, употребляя ту пищу, которая будет легко усваиваться желудком.

Особые категории верующих

Причастие — это такая великая сила, которая дарует исцеление и прощение грехов. Человек после него оказывается радостным и чувствует себя свободным. К такой церковной процедуре допускаются все православные люди независимо от возраста. Хорошо, если дети начнут рано понимать такое таинство, а для этого для них должен быть пример их родителей. Но пост для них должен быть мягче. Для беременных женщин, детей и больных людей в посте не должно быть дней сухоядения. Духовный наставник поможет этой категории верующих составить правильное питание.

В настоящее время область кулинарии стала столь развитой, что даже из небольшого количества продуктов можно приготовить полезные блюда, которые не принесут вреда детям, больным и беременным.

К такой особой категории верующих относятся и те люди, которые из-за сложившейся ситуации не могут быть дома. Например, это места лишения свободы, армия и интернаты. Все они поставлены на специальное питание, которое не могут контролировать. К ним Церковь относится милостиво. Таким людям обычно советуют на время отказаться от скоромного и усилить свою молитву.

Если человек тяжело болен или умирает, тогда он к причастию может быть допущен уже без всякой подготовки. Пост поможет каждому человеку приблизиться к Спасителю и надеяться на вечную жизнь.

fb.ru

Подготовка к Причастию: канонические нормы

Из этой статьи Вы узнаете, как происходит подготовка к Причастию со стороны священников: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей.

Подготовка к причастию

Ваше Высокопреосвященство!

Всечестные отцы, братья и сестры!

если не будете есть Плоти Сына Человеческого
и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день
(Ин. 6, 53-54)

Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству.

Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона “определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня”.

Таким образом, мы видим, что причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви.

Сегодня мы можем наблюдать, что все большее количество наших прихожан стремятся к тому, чтобы приступать к святому причастию не от случая к случаю (раз в посту), а регулярно. Нередкими становятся случаи, когда миряне высказывают желание причащаться каждое воскресенье. Вместе с этим возникают вполне законные вопросы о том, какова должна быть норма подготовки к таинству причащения.

Сложившаяся церковная практика говорит нам о необходимости соблюдения трехдневного поста перед причастием, вычитывания последования состоящего из трех канонов и правила к святому причащению, вечерних и утренних молитв, обязательной исповеди накануне, либо в сам день причастия. Разумеется, причащаться возможно лишь натощак. Данная практика, которая стала почти что церковным правилом, стала нормой для большинства приходов Русской Православной Церкви. При этом мы должны понимать, что данная практика не является древней и не имеет статуса соборного постановления.

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е. Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9 правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения.

Подводя итог можно сказать, что согласно канонам Церкви православный христианин может приступать к причастию натощак (не вкушая пищи с полуночи), для тех православных христиан, кто состоит в браке, накануне причастия необходимо супружеское воздержание. Объем молитвенного правила, необходимость соблюдения дополнительных постных дней и обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются.

Все это, конечно, не говорит о том, что молитвенное правило, постные дни и исповедь должны отсутствовать в жизни православных христиан. Существующая в Русской Церкви практика подготовки к причастию, в том случае, если человек причащается лишь несколько раз в году, совершенно понятна и оправданна для тех, кто причащается редко. Действительно, если человек большую часть церковного года не живет церковной жизнью, не соблюдает посты установленные Церковью, не имеет опыта домашней келейной молитвы, для него будет полезным провести определенную духовную работу над собой, перед тем как причаститься. Вопросы возникают тогда, когда миряне, живущие полноценной церковной жизнью, посещающие регулярно богослужения, соблюдающие все установленные Церковью многодневные и однодневные посты, изъявляют желание причащаться на каждой воскресной литургии. Как быть в этом случае с обязательным трех-дневным постом, учитывая, что пост в субботу воспрещается 64 Апостольским правилом (Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единые токмо (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен)?

Не думаю, что будет большим секретом сказать о том, что готовящийся к совершению литургии священнослужитель не соблюдает дополнительных постных дней перед причастием, кроме тех постов, которые установлены Церковью. На это можно услышать возражение о том, что священник не может совершать литургию не причастившись, но ведь именно об этом говорят каноны и в отношении мирян. 9 Апостольское правило мы уже приводили. Что касается подготовки к причастию, то священники не имеют какого-либо особого привилегированного положения, о чем и пишет святитель Иоанн Златоуст: «Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так — но всем предлагается одно Тело и одна Чаша…».

Таким образом, мы видим, что возникает определенная коллизия – священник совершающий литургию освобождается от необходимости соблюдения дополнительных постных дней и обязательной исповеди перед причастием, мирянин, изъявивший желание причащаться каждый воскресный день вынужден помимо прочих постов соблюдать трех-дневный пост перед причастием, нарушая при этом 64 Апостольское правило, запрещающее пост в субботу.

Как обстоит дело в других Поместных Церквах? Сразу следует сказать, что нам не удалось провести всеобъемлющего исследования в отношении практик всех Поместных Православных Церквей. В мировом православии нами условно были определены две основные традиции – условно греческая и условно русская. Греческая практика, к которой мы относим приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской, Кипрской Церквей предполагает возможность причащения мирян за литургией без обязательной исповеди. Прихожане стараются причащаться каждое воскресенье, при этом исповедь совершается в отдельное от литургии время и никак не связана с причастием. Более того, исповедовать может не всякий священнослужитель, а только тот, кто получил специальную грамоту от архиерея, которая дает право на совершение исповеди. Обычно подобное разрешение выдается священнослужителю, который уже имеет достаточный пастырский опыт. Сам факт рукоположения в священники в греческой традиции еще не означает, что новорукоположенный батюшка сразу получает власть «вязать и решить».

В Сербской Церкви нет единообразия: все зависит от того, где «батюшка учился». Выпускники греческих духовных школ перенимают традиции Элладской Церкви, а священники русской школы считают исповедь непременным преддверием причащения, а во внепостное время многие из них причащаться не советуют.

Самая молодая Поместная Церковь – Православная Церковь в Америке, которая еще в прошлом веке имела те же самые проблемы, которыми мы задаемся в данном выступлении, в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся Церквей в Северной Америке. Подготовкой к причастию является сама Литургия по слову святого Николая Кавасилы: «псалмы и чтения Писаний предуготовляют нас к освящению Святыми Тайнами». Каждый верный причащается за каждой Литургией. Канон ко святому причащению и молитвы ко причащению входят в домашнее молитвенное правило.

Дополнительного поста не требуется. Соблюдение поста по средам и пятницам, а также больших постов является достаточным. Т.е. к верным предъявляются те же требования, которые выполняют сами священники (цитату из Святителя Иоанна Златоуста на этот счет мы уже приводили).

Исповедь требуется регулярная (по совету священника – раз в один-два месяца), по собственному желанию верующего (в большинстве храмов всегда можно поисповедываться до начала литургии или после вечерни), в случае если верный впал в смертный грех (убийство, прелюбодеяние, идолопоклонство – включая уход из церкви на длительный период). В Великом Посту исповедь обязательна для всех.

Еще в 70-х годах прошлого столетия православные христиане Америки жили в традиции «нечастого» причастия. Благодаря усилиям таких прославленных пастырей как протопресвитер Александр Шмеман и протопресвитер Иоанн Мейендорф сегодня посещаемость воскресных литургий и праздников в Православной Церкви в Америке (которая не имеет никаких других ресурсов кроме, собственно, церковных) – самая высокая среди всех православных юрисдикций США.

Увы, не во всех Поместных Православных Церквах ситуация столь благоприятная. Многим из нас знакома современная практика Болгарской Православной Церкви, в которой последование литургии почти повсеместно исключает возможность причащения мирян, т.к. предъявляемые требования для причащения неоправданно строги – месяц поста перед причастием. Следствием этого стали полупустые храмы Болгарии.

Хочет ли Русская Церковь пойти по стопам православных Болгарии или нет – зависит от той позиции, которую будет отстаивать духовенство нашей Церкви. Нам представляется, что существующее разнообразие богослужебных традиций в различных Поместных Церквах есть совершенно нормальное и объяснимое явление. Но отношение к таинствам, не может быть традицией той или иной Церкви. В этом вопросе мы можем говорить лишь о том, кто более, а кто менее соответствует тому, что называется Преданием Церкви.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы снять все возможные ограничения и причащать всех подряд без разбора. Как мы уже и говорили, для людей причащающихся редко существующая практика является вполне оправданной. Но задача пастыря в том, чтобы вдохновлять верных для постоянного участия в Таинствах и помочь выработать разумное и посильное правило подготовки. В том случае, если сам верный хочет более полного участия в Таинствах, мы должны всячески поддерживать такое стремление и выработать разумные пастырские подходы. В этом вопросе нам весьма необходимо то, что в православном богословии называется consensus patrum, т.е. «согласием отцов». И если святоотеческий consensus patrum по данной проблематике однозначен, согласие отцов ныне здравствующих не всегда очевидно.

Представляется целесообразным, опираясь на каноны Церкви, определить индивидуальный подход для каждого прихожанина, учитывая имеющийся у него опыт церковной жизни. В том случае, если человек изъявляет желание регулярного причастия за каждой воскресной литургией (что идеале должно стать нормой для всех прихожан) возможно преподание благословления на причащение без дополнительного трех-дневного поста (разумеется, с обязательным соблюдением имеющихся в Церкви постов). Объем молитвенного правила должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Правила ко святому причащению, включающее в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением. Чтение трех канонов должно быть оставлено на усмотрение готовящегося к причастию.

Вопрос об обязательной исповеди, конечно, один из наиболее деликатных. Исповедь не является служебным таинством по отношению к причащению, и особенно печально, когда исповедь многими прихожанами по меткому замечанию о. Александра Шмемана воспринимается как «билет на причастие». Разумеется, что и здесь возможен индивидуальный подход, особенно в тех случаях, если прихожане (согласно 66 правилу VI Вселенского собора) желают причащаться во все дни Светлой седмицы. Пытаясь оградить мирян от формализации таинства причастия мы, по сути, формализуем таинство исповеди, которое из таинства «второго крещения» становится одним из условий для причастия.

В любом случае пастырь всегда должен помнить, что он не имеет права требовать от пасомых того, что он сам не исполняет. Не лишним для нас было бы помнить слова Христа: «…Вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11, 46).

И завершить свое выступление хотелось бы словами архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, сказанные им во время принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы:

«Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».

Спасибо за внимание!

Источник: сайт Белгородской и Старооскольской епархии


 

Вы прочитали статью Подготовка к причастию: канонические нормы. Читайте также:

Заметки на полях замечательного доклада

www.pravmir.ru

что можно есть, а что нельзя

Какой должен быть пост перед причастием: что можно есть, а что нельзя – этот вопрос всегда будет актуальным для каждого православного христианина. С одной стороны, ответ на него освещен во всех церковных источниках и ни для кого не является секретом. С другой – в этом ответе существует множество нюансов, о которых знает не каждый человек, готовящийся к причастию. Далее обсудим все стороны этого вопроса.

что можно есть, а что нельзя – этот вопрос всегда будет актуальным для каждого православного христианина

Правила поста перед причастием

Прежде всего, давайте разберемся с вопросом, что же такое пост. Пост – это духовное и телесное воздержание человека, которое нужно для максимально возможного приближения человека к Богу. И здесь очень важно упомянуть, что эти две составляющих воздержания (духовное и телесное) тесно взаимосвязаны между собой и, если уж следовать строгим правилам, одно без другого невозможно.

Существует многодневные и однодневные посты, которые записаны в церковном уставе, а значит являются обязательными к исполнению. Так, в православном христианстве есть 4 основных поста, которые относятся к многодневным и два еженедельных постных дня – среда и пятница, относящихся к однодневным.

Пост – это духовное и телесное воздержание человека

Заметьте, в обязательных церковных правилах ничего не сказано о посте перед причастием: ни о многодневном, ни об однодневном. А все потому, что такого правила не существует. Поэтому смело можно сказать о том, что поститься перед причастием не обязательно.

Но вместе с тем, существует и другое каноническое правило, которое существует и которого придерживаются все православные христиане – непосредственно перед причастием нельзя есть и пить. О количестве времени, которое должен провести человек в воздержании от пищи и воды ничего не сказано. Все временные рамки отказа от пищи и питья (они могут быть разными), которые соблюдаются в церкви — это православные традиции и обычаи.

Каждый может сделать собственные выводы из всего вышесказанного

Каждый может сделать собственные выводы из всего вышесказанного, но все-таки, как уже говорилось выше, существуют определенные традиции в русской православной церкви, касающиеся количества времени воздержания от пищи. Они соблюдаются христианами в течении долгого времени. Об этом поговорим чуть позже.

Вместе с утверждением о том, что не существует правила обязательного поста, сразу же, следует сказать о нюансах, без которых невозможно полностью осветить вопрос о посте перед причастием. Во-первых, смело опираться на то, что в церковном уставе нет обязательного правила поста перед причастием могут только те люди, которые соблюдают все обязательные посты, прописанные в уставе, как многодневные, так и однодневные.

Каждый может сделать собственные выводы из всего вышесказанного

А количество дней, составляющих все обязательные посты, довольно таки внушительное – около 200. Согласитесь, человек постящийся большую часть года уже достаточно хорошо подготовлен телесно к причастию. Для остальных, все же, лучше придерживаться воздержания в пище перед причастием.

Итак, Внимание! Длительно поститься перед причастием не обязательно только тем, людям, которые исправно соблюдают все остальные постные дни, прописанные в церковном уставе. Достаточно будет придерживаться обязательного церковного правила об отказе от пищи и воды непосредственно перед причастием.

Длительно поститься перед причастием не обязательно

Здесь, сразу же, стоит вернуться к вопросу о количестве времени поста перед причастием, который мы затрагивали ранее. Существуют разные временные рамки поста перед причастием: начиная от нескольких часов. А вот максимального предела не существует.

Один из самых распространенных сроков для поста перед причастием – это 3 дня. Но этот период может быть увеличен или наоборот сокращен. Все зависит от индивидуальной ситуации человека, который собирается причащаться.

Существуют разные временные рамки поста перед причастием

Например, если вы ни разу в своей жизни не причащались и собрались впервые это сделать, то вам и недели поста будет мало, чтобы подготовиться к таинству причащения. И наоборот, если вы соблюдаете хотя бы несколько из обязательных постов (рассмотрены выше), то вам будет достаточно провести несколько часов в воздержании от пищи.

 Загрузка …

Этот вопрос необходимо обсудить со священником, который служит в храме, где вы собрались причаститься. Только он может и имеет право дать благословение вам на определенное количество дней или часов поста перед причастием, поняв, после беседы с вами, вашу личную ситуацию.

Самая распространенная для всех православных христиан традиция, касающаяся воздержания от пищи перед причастием – это прекращение употребления пищи и воды, начиная с начала дня, когда будет проходить причащение, то есть с 00 ч. 00.м. Ее придерживаются в течении долго времени все служители и прихожане православной церкви. Но также можно встретить и другие традиции, в которых количество времени воздержания от пищи перед причастием составляет 6 часов.

Что можно есть в пост перед причастием

Теперь, разобравшись с вопросом целесообразности поста перед причастием и касающимися этого правилами и традициями, можно подробно поговорить о том, что можно есть, а что нельзя, в случае того, если вы решили ограничить себя в пище за несколько дней до принятия таинств Христовых.

Существуют основные правила поста

Существуют основные правила поста, которые известны каждому, даже тем людям, которых с церковью и верой в Бога мало, что связывает. А именно – исключение из рациона мясных продуктов и потребление исключительно растительной пищи. Но существует множество нюансов, о которых известно не всем. Во-первых, следует сказать о том, что в православном христианстве существует шесть степеней поста, прописанных в правилах поста — Типиконе:

  1. Исключаются только мясные продукты.
  2. Под запретом мясо, яйца и все молочные продукты. Разрешается есть рыбу и всю растительную пищу, включая масло , а также пить вино. Последний продукт употребляют в разумных количествах. Всю разрешенную пищу можно подвергать тепловой обработке.
  3. К запрещенным продуктам в предыдущей степени поста добавляется рыба. Разрешения остаются теми же, как и во второй степени ограничений в пище.
  4. Список запрещенных к употреблению продуктов пополняют растительное масло и вино. Разрешается пища растительного происхождения, прошедшая тепловую обработку.
  5. Разрешено пить воду и есть хлеб, а также овощи и фрукты в сыром, сухом или моченном виде (изюм, орехи, маслины и т.д.).
  6. Полный отказ от пищи и воды.

Именно шестая степень телесных ограничений называется в Типиконе

Внимание! Именно шестая степень телесных ограничений называется в Типиконе (правилах поста) собственно «постом».

Какой вариант ограничений в пище выбрать решать вам, но лучше всего на этот вопрос ответит, после беседы с вами, священник той церкви, где вы собрались причаститься.

Священнослужители говорят о том, что начинать поститься следует постепенно, начиная с самых минимальных ограничений. С течением времени круг пищевых запретов следует расширять. Только так можно подойти к этому вопросу со всей ответственностью и довести начатое дело до конца, не бросив все начинания на половине пути.

Что необходимо учитывать в посте перед причастием

Необходимо упомянуть и том, что существуют ряд факторов, которые следует обязательно учитывать при выборе того, что можно есть, а что нельзя во время поста перед причастием:

  1. Возраст.
  2. Состояние здоровья.
  3. Женщины в период кормления ребенка грудью.
  4. Конкретное положение человека в данный период времени (нахождение в тюрьме, тяжелый физический труд и т.д.).

Телесное воздержание ничего не стоит без духовного

И, конечно же, не лишним будет сказать о том, что телесное воздержание ничего не стоит без духовного. Соблюдая пост в еде, но при этом не пытаясь избавиться от злых мыслей, слов и дел, о полноценном посте не может идти и речи. Также перед причастием следует выполнить обязательное молитвенное правило.

Только комплексное воздержание души и тела по-настоящему способно подготовить человека к великому церковному таинству Причастия.

molitvy.online

правила и особенности питания, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост, смысл и традиции

Причастие является Божьей благодатью, великим Таинством, через которое христиане могут стать причастны самому Спасителю. Важно знать, как правильно поститься, чтобы после исповедания грехов и причастия получить Божье помазание на веру, силу любви и терпение.

Что такое пост и зачем поститься перед причастием

Причастие является открытой дверью для принятия Божьей благодати в жизнь христиан. Через Причастие верующие принимают:

Каждый верующий сам несет ответственность за принятие Божьего Таинства, ибо, как пишет апостол Павел, кто делает это, не рассуждая, греша, тот болеет и даже умирает (Кор. 11:28-30).

Довольно тяжелое испытание для христиан, не правда ли? Не принимаешь Причастия, не получаешь благословения и благодати, принимаешь — можешь заболеть и умереть. Где же выход? А выход прост — в посте и исповедании грехов.

Пост — время, когда человек через усмирение плоти старается очиститься от душевных вредных привязанностей и привычек, чтобы приблизиться духовно к Творцу. Пост — время молитв и размышлений о жертве Христа, Ее очищающей и благословляющей силеВо время подготовки к причастию христиане стараются пересмотреть свою жизнь, выявить в ней грехи и покаяться в них.

Трудно удержаться от соблазнов при сытости и веселье. Трудно не впасть в искушение при употреблении алкоголя или на увеселительных мероприятиях. Во время говенья люди, укрощая плоть, укрощают свои эмоции и нравы. По словам Иоанна Лествичника, во время покаяния должна первенствовать чистота молитвы, в безмолвии, послушании отказаться от наслаждений, лукавых мыслей для того, чтобы получить наслаждение в Небесах.

Некоторые христиане могут часами просиживать в социальных сетях, проводить время в пустых разговорах по телефону, принимать участие в сплетнях, но при этом находиться в строжайшем воздержании от пищи, гордясь собой. Хочется разочаровать таких верующих — Бог смотрит не на желудок, а на душу.

Все, что отстраняет христианина от Бога, является грехом.

Важно! Пост — единственная возможность приблизиться к Всевышнему. По мнению священников, пост и молитва — крылья, позволяющие верующей душе взлететь к Небесам.

История появления поста перед причастием

Первые христиане после Вознесения Иисуса принимали причастие ежедневно, постоянно пребывали в общении. Безусловно, в то время не могло идти и речи о соблюдении поста. Свое послание апостол Павел писал христианам того времени, напоминая о важности раздумий перед принятием Святой жертвы Христа.

Икона Причастие апостолов

Во время апостолов Евхаристия совершалась вечером, но со временем Таинство причастия перенесли на утро, давая возможность верующим с самого утра принять пищу Господню, очищающую кровь и тело.

Читайте постах:

Первое появление постных дней перед Евхаристией относится к четвертому веку. Священники того времени отмечают охлаждение веры и призывают христиан воздержаться от сексуальных наслаждений и мирских увеселений перед принятием Святых Даров, но при этом ничего не говорилось о пище.

Ранние христиане постились трижды в неделю и в дни установленных Церковью постов. Говенье или ограничение в принятии пищи в течение трех-семи дней появляется в начале девятого столетия из-за упадка духовной жизни.

По словам митрополита Волоколамского Илариона, не существует единого требования о трехдневном воздержании перед Евхаристией.

Каждый верующий индивидуально решает, сколько времени ему потребуется, чтобы прийти к чистоте и благоговению перед Господом. Некоторые христиане этот вопрос решают со своим духовным наставником.

Правила поведения во время подготовки к Причастию

Трехдневное воздержание перед принятием причастия не является требованием, а только пожеланием. Оно касается в основном людей, которые участвуют в Евхаристии 2 −3 раза в году. Во время четырех постов нет требований по дополнительному воздержанию.

Читайте о многодневных постах:

Священники рекомендуют причащаться каждое воскресенье, чтобы держать себя в чистоте и святости, соблюдая воздержание в еде по средам и пятницам.

В церкви верующие и крещенные люди причащаются Тела и Крови Христовых

Согласно постановлению Православной Церкви во время говенья запрещено вкушать:

  • продукты животного происхождения;
  • яйца;
  • молочные продукты;
  • выборочно — рыбу.

В эти дни пища готовится не для удовольствия ее употребления, а как средство для поддержания здоровья в храме Божьем, т.е. в самом христианине.

Если рыба является основным видом питания, тогда ее можно употреблять.

Перед Евхаристией христиане не принимают пищи, перед этим проведя день в молитвах, отказе от увеселений, употребления алкогольных напитков и секса.

Важно! На таинстве Исповеди следует честно признаться священнику обо всех своих проступках, чтобы он решил, безопасно ли христианину касаться Святых Даров или следует возвратиться домой и тщательно подготовится.

Перед исповеданием и причастием христиане идут на вечернюю службу в храме, утром обязательно присутствуют на Литургии. Искреннее раскаяние на Исповеди открывает двери к Причастию.

Пост перед причастием: как правильно соблюдать

Послабления в посте

Причастие — великая сила, дарующая исцеление, освобождение от зависимостей, прощение грехов и пребывание в радости. К этому таинству допускаются христиане всех возрастов, даже младенцы.

Дети, которым еще не исполнилось 7 лет, причащаются без соблюдения воздержания перед этим, но это не означает вседозволенность в еде и играх. Семя благоговения перед Таинствами, посаженное в детскую душу, даст хороший плод по мере взросления ребенка. В младенческом возрасте подвиг говенье родителей — лучший пример для подрастающего поколения.

Беременные женщины, больные должны тщательно следить за своим питанием, для таковых не существует дней сухоядения. Эта категория христиан уточняет со своим духовным наставником перечень допустимых блюд.

Современная кухня богата всевозможными продуктами, умелое приготовление которых по готовым рецептам не может навредить ни беременным, ни плоду, ни больным.

Милостиво относится Церковь и к той категории людей, которые находятся вне дома и питаются в столовых. Это армия, интернаты, больницы и места лишения свободы. В этом случае по мере возможности следует на несколько дней отказаться от скоромного, усилив молитву и пребывание в Слове.

Умирающие и тяжелобольные люди допускаются к Причастию без всякой подготовки.

Пост — это не диета и наказание, а великое благословение от самого Творца, приближающее нас к Богу.

Постоянно пребывая в молитве, читая «Отче наш» и молитву грешника, постящиеся люди приближаются на очередной шаг к Спасителю, Целителю и нашей надежде на жизнь вечную.

Молитва грешника

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня, грешного.

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня.

Господь мой, Иисус Христос, помилуй меня.

Иисус, Сын Божий, помилуй меня.

Господи, помилуй по великой милости Твоей во имя Отца, Сына и святого Духа. Аминь.

molitva-info.ru

Нужно ли поститься перед исповедью и причастием?

Пост — это ограничения телесные и душевные. Формулировка не совсем понятна, мы разъясним подробнее.

Под телесными ограничениями понимается воздержание от еды. Душевный пост — это уклонение от развлечений.

В статье мы расскажем о том, нужно ли поститься перед исповедью и причастием.

Что такое исповедь?

Странный вопрос, казалось бы. Это покаяние в своих грехах. Мы исповедуемся священнику. А он, в свою очередь, является проводником между Богом и нами.

Исповедь — это сокрушение о грехах. Твердое намерение исправиться. Прекратить совершать те или иные прегрешения. То есть это не формальный отчет на листочке, в котором мы перечисляем свои грехи. Человек должен полностью осознать всю мерзость греховного состояния. И всем сердцем захотеть исправления.

Подготовка к исповеди

Нужно ли перед исповедью поститься? Если христианин не причащается после нее, то пост только душевный. Он является добровольным делом. Человек сам принимает решение, поститься ему душевно или нет.

Дело в том, что перед исповедью необходимо настроиться. Для этого мало просто взять книгу с перечнем грехов, выписать из нее часть и принести свои записи священнику. Это, как говорят некоторые опытные батюшки, формальный отчет.

Нужно захотеть покаяния. И исправления своей жизни. Например, если человек курит, он должен возжелать всем сердцем отказаться от этой страсти. И осознать, насколько курение противно перед Богом. Этими же губами, в которых была зажата сигарета, мы прикладываемся к Евангелию, причащаемся, целуем крест. И даже не задумываемся о том, насколько оскорбляем Творца.

А празднословие? Самое первое мытарство, которое предстоит пройти каждому — словом. Сколько болтовни и сплетен выходит из наших уст? Соберутся подружки или родственницы — и начинается. Кости всем перемоют так, что мало не покажется.

Хотя бы перед исповедью давайте воздержимся от праздных разговоров. От просмотра телевизора, долгого сидения за компьютером, прослушивания музыки. Оставим на это время посещение театра и кинотеатра. Лучше задумаемся над тем, что и как будем говорить на исповеди. Без книжки — подсказки, а самостоятельно выпишем те грехи, которые наиболее давят на нас. А затем пороемся в недрах памяти. Если оставить развлечения, углубившись в себя, столько интересного можно найти.

Постятся ли перед исповедью? Если не собираетесь причащаться, то пост должен быть душевным. Об этом мы поговорили выше.

Итак, подготовка к исповеди включает в себя:

  1. Воздержание от развлечений.

  2. Устремление внутрь себя.

  3. Искреннее раскаяние в своих грехах.

  4. Твердую решимость исправиться.

Что такое причастие?

Нужно ли поститься перед исповедью и причастием? Да, перед причастием необходим телесный пост. Три дня — это минимум. К уклонению от праздного времяпровождения добавляется исключение некоторой пищи. Животного происхождения, а в особо строгие дни не едят и рыбу.

Что есть причастие? Это одно из главных церковных таинств. Соединение человека с Богом через принятие Христовых Таин. Иисус Христос на тайной Вечери заповедовал своим ученикам причащаться. Хлеб — Тело Христово, вино — Крови Его. Он дал нам причастие как великую милость и надежду на спасение.

Почему вино и хлеб?

Среди неверующего народа часто встречаются скептики. Мол, церковь обманывает своих прихожан. В Чаше для причастия только вино и хлеб. Нет там ни Тела Христова, ни Крови Его.

Действительно, почему именно под видом хлеба и вина дается нам причастие? Представьте реакцию людей, которым бы предложили принять в себя настоящую кровь и кусочки плоти. От одной мысли становится страшно, правда? И чтобы не смущались христиане, Бог заповедовал причащаться вином и хлебом.

Готовимся к причастию телесно

Сколько поститься перед исповедью и причастием? Древние христиане постились неделю. В современном мире эти сроки сократились до 3 дней.

Что нельзя есть в период подготовки?

  • Мясные продукты, включая сосиски и колбасы.

  • Субпродукты.

  • Яйца.

  • Молочные продукты.

  • Сыр.

  • Шоколадные конфеты и шоколад молочный.

  • Выпечку, в составе которой есть яйца и молоко.

  • В дни строго поста нельзя есть рыбу.

Из рациона исключают алкоголь. Желательно воздерживаться от любимых лакомств.

Посмотришь на список запретов, и становится грустно. А что же можно есть? Разрешается горячая пища. Это могут быть крупы, овощи, постные супы, постный хлеб, соленые и квашеные блюда. Из напитков допускается чай, кофе, соки, минеральные воды, компоты.

Постимся душевно

Как поститься перед исповедью и причастием, мы выяснили. Не есть пищу животного происхождения, воздерживаться от увеселительных мероприятий. Если вы собираетесь причащаться, то необходимо знать следующее:

  • Не допускается физической близости между супругами во время говения.

  • Если у женщины критические дни, то причащаться нельзя. Сейчас популярна практика причастия во дни нечистот. Ею увлекаются молодые священники. Пожилые категорически запрещают приступать к таинству в этот период. Если речь не идет о смертельной опасности или болезни. Очищение длится у женщин несколько дней. В церковной практике выдерживают неделю, только потом приступают к таинству причастия.

  • Перед причастием нельзя курить. Когда человек давно и прочно дружит с «табачной палочкой», он знает, насколько тяжело продержаться без нее сутки. Придется потерпеть четыре дня как минимум.

  • Существует мнение, что перед причастием нельзя чистить зубы. Это не так. Даже священникам рекомендовано проводить чистку зубов. Что уж говорить о мирянине.

  • В день причастия нельзя кушать после полуночи. И с утра, перед таинством, не едят. Нельзя пить святую воду и вкушать просфору.

  • Обязательно чтение канонов и молитв перед таинством. Читают три канона: Господу, Богородице, Ангелу-Хранителю. И последование ко святому причащению. Это правило есть в каждом молитвослове.

  • Воздерживаемся от посещения гостей. И прочих развлекательных мероприятий.

Ослабление поста

Нужно ли поститься перед исповедью беременным, больным и детям? Если человек просто исповедуется, то пост должен быть душевным. Когда речь идет о причастии, то ослабление или отмену поста совершает только священник. С этим вопросом необходимо подойти к батюшке.

Смысл поста

Нужно ли поститься перед исповедью без причастия, мы выяснили. Душевный пост необходим.

Давайте поговорим о смысле поста. Существует четыре длинных постных периода. Это Рождественский пост, который длится с 28 ноября по 6 января. Он установлен в честь Рождества Христова. Пост этот радостный, ожидающий рождения Спасителя.

Второй пост — Великий. Самый длинный и сложный из четырех. Длится почти 50 дней. Очень строгий по своему уставу. Под запретом рыба, а растительное масло разрешается вкушать только в выходные.

Великий пост установлен в память о посте Спасителя в пустыне. Господь постился 40 дней.

Петров пост. Начинается он после Троицы. Пост переходящий, поэтому его длительность может варьироваться от 1 недели до 1,5 месяцев. заканчивается в день Петра и Павла — 12 июля.

Успенский пост. Короткий, но такой же строгий, как Великий. Длится всего две недели. Люди постятся в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Смысл поста в борьбе с собственными страстями и желаниями. Отсекая страсти как телесные, так и душевные, мы побеждаем себя. Пост — это время огромной духовной работы, покаяния и осознания своих грехов.

Внешний вид и правила поведения

В статье мы рассказали о том, нужно ли поститься перед исповедью. Ответ на этот вопрос дан.

Предлагаем коротко поговорить о посещении храма. Как вести себя, когда приходить, что делать.

Начнем с правил внешнего вида и поведения:

  • Одевайтесь скромно. Понятно, что в храм не ходят в топиках, с декольте и обнаженными плечами. Это касается женщин. Мужчины посещают храм в брюках и рубашках. О шортах, борцовках и футболках придется позабыть.

  • На женщине должна быть юбка или платье. Голову покрываем платком, шляпой или иным убором.

  • Мужчина, находясь в храме, снимает головной убор.

  • Милые женщины, не надо краситься, когда идете в церковь. Это не очень уместно в доме Божьем. Разумеется, маникюр не спрятать. И от наращенных ресниц не избавиться. Но тени и губную помаду отложите до «выхода в свет». С накрашенными губами не приложишься к иконе, ибо запачкаешь ее. Да и к Чаше не подойдешь, причащаясь, перепачкаешь лжицу.

  • Если собрались в храм с детьми, не позволяйте им кричать и бегать. Дети должны вести себя спокойно. Не носиться по храму, оглашая его громкими воплями, не отвлекать от молитвы прихожан. И уж тем более не пытаться зайти на амвон и заглянуть в алтарь. За поведение детей в храме отвечают родители.

  • Нельзя говорить в храме. Тем более кричать и смеяться. Пришли, поставили свечи, приложились к иконам, и молитесь тихонько.

Мы пришли в храм

Когда приходить в храм? За 15-20 минут до начала службы. Спокойно напишите записки, купите свечки. Сможете поставить свечки перед иконами, приложиться к образам. Никому мешать не будете, и вас никто не станет одергивать. Если опоздали на службу, то придется дождаться ее окончания. И только потом ставить свечи, прикладываясь к иконам.

Когда идете на исповедь, не нужно толкаться. Спокойно займите очередь. В беседы вступать не нужно. И выяснять, кто здесь стоял, неуместно. Очень нелепо смотрится, когда в очереди на исповедь начинается выяснение отношений. Прихожане шипят друг на друга, пытаясь определиться, кто же перед кем стоял. Мы пришли к Богу, а не очередь за колбасой заняли. Если к вам подскакивает ретивая дама, громко оповещая о том, что она «вот за этой бабушкой в платочке стояла», пропустите. Пусть стоит себе, только молча. Еще не хватало в конфликт вступить из-за выяснения очередности.

Заключение

Вот мы и разобрались с тем, как поститься перед исповедью: что можно есть, от каких продуктов следует воздержаться. Как душевно «укротить» себя.

Сейчас идет Рождественский пост. Самое время для того, чтобы заглянуть внутрь себя. Покопавшись в собственной душе, столько интересного можно обнаружить. Да такого, что бегом побежим на исповедь.

fb.ru

Как поститься перед исповедью и причастием – Православная мама

В этой статье мы поговорим как поститься перед исповедью или причастием, и зачем это нужно. Тайна исповеди и причастия считается одной из самых великих в христианстве. Покаяние – это одно из главных, на что способен человек для искупления своих грехов. Необходимо вспомнить все свои грехи, признаться самому себе в том, что ты не прав, что ты свершил грех, что ты поступил плохо и т.д. И этого все равно не достаточно. Необходимо соблюсти всю процедуру покаяния, и далее о ней. Есть правда люди, которые относятся к процедуре исповеди не ответственно, считая, что необходимо просто прийти в церковь и покаяться в своих грехах. Но по канонам религии, это не правильно. Для того, чтобы покаяться, чтобы исповедаться и получить благословение, необходимо тщательно готовиться, и одной из процедур приготовления к причастию и исповеди является пост.

Пост перед исповедью

Пост перед исповедью называется говением, пощением, и заключается в абсолютном воздержании, как от телесных благ, так и от пищи, которая запрещена в пост. Каждый батюшка имеет свое мнение относительно времени, которое подлежит посту, но в среднем считается, что воздержание должно составлять 3 дня перед исповедью. Но данный срок минимальный. Некоторые батюшки заявляют о том, что перед исповедью человек должен максимально стараться, то есть максимально себя ограничивать от утех и тем самым предаваться покаянию. Можно, таким образом, поститься и неделю. Также существует допустимая продолжительность поста до 2-х или даже 1 дня с разрешения духовника для тех, кто исповедуется и причащается регулярно. Все зависит от ваших индивидуальных особенностей, но если состояние здоровья вам не позволяет поститься, то церковь допускает возможность не поститься, но только в плане пищи, тогда необходимо поститься духовно.

Духовный пост

Большинство даже уверенны в том, что поститься необходимо не желудком. А умом, то есть не надо злословить, завидовать, кричать и т.д. Вы должны придаться смирению. Также супружеская пара должна воздержаться от занятий любовью. Женщины, которые находятся в период очищения, то есть в период менструации, не допускаются к причащению и исповеди.
Что же можно есть в пост перед причастием? Тоже, что и в обычный пост, ограничивая употребление мясопродуктов и молочных продуктов. Таким образом, нельзя минимум три дня до исповеди и причастия употреблять мясо, колбасы, молоко, творог, сыр, сливочное мясо и т.д. Главным вопросом остается, а можно употреблять в пищу рыбу, ведь в некоторые дни поста можно ее есть, а в некоторые нельзя. Это все тоже индивидуально, лучше посоветоваться со своим духовником. Так, например, в христианстве среда и пятница – это постные дни, когда нельзя употреблять даже рыбу. При этом суббота – это день, когда не один православный не поститься. В результате получается, что если причащение будет в воскресенье, то в четверг и пятницу рыбу нельзя есть, а вот в субботу можно.

Различия во мнениях

Как поститься перед причастием

Кстати, существует мнение, что перед самой исповедью можно не поститься, по факту, исповедаться человек может в любое время. Но вот если после исповеди необходимо причаститься, то тогда пост необходимо соблюсти.
Есть духовники, которые придерживаются мнения, что необходимо очень строго поститься, хотя бы один день, последний перед причастием. Пить воду и есть хлеб, вот и все. Даже фрукты нельзя. Но такие ограничения не касаются больных, беременных и детей. Здесь вы можете подробнее прочитать о детском посте.
Также существует мнение о том, что степень поста зависит от степени грехов. Есть смертные грехи, которые требуют строго поста и ограничений в любых сферах, есть грехи не такие серьезные, которые предоставляют возможности ослабления поста.
В конце хочется привести притчу, которая и рассказывает о строгости поста перед исповедью и причастием. Один монах пришел к старцу и спросил о том, а что такое пост. И старец ему объяснил ему, рассказав монаху о всех его грехах за всю жизнь. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец с улыбкой сказал: «А теперь иди — ешь обед». — «Нет, отче, спасибо, я не хочу», — ответил монах. — «Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде». Из жизни преподобного Гавриила (Ургебадзе; 1929–1995), великого старца нашего времени.
В результате, главная мораль – поститься необходимо духовно, а потом уже физически. Пост заключается в умении отказаться от того, что приносит удовольствие, а не только от еды.

pravmama.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *