самоорганизованность — Викисловарь
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Библиография
В Викиданных есть лексема самоорганизованность (L160157). |
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | самоорганизо́ванность | самоорганизо́ванности |
Р. | самоорганизо́ванности | самоорганизо́ванностей |
Д. | самоорганизо́ванности | самоорганизо́ванностям |
В. | самоорганизо́ванность | самоорганизо́ванности |
Тв. | самоорганизо́ванностью | самоорганизо́ванностями |
Пр. | самоорганизо́ванности | самоорганизо́ванностях |
са-мо-ор-га-ни-зо́-ван-ность
Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -сам-; интерфикс: -о-; корень: -орган-; интерфикс: -из-; суффиксы: -ова-нн-ость.
Произношение[править]
- МФА: [səmɐɐrɡənʲɪˈzovən(ː)əsʲtʲ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- самостоятельная организация своей работы, поведения и т. п. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
От ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
Библиография[править]
- Большой академический словарь русского языка / Гл. ред. К. С. Горбачевич, А. С. Герд. — М., СПб. : Наука, 2004—. — Т. 24. — С. 330. — ISBN 5-02-033660-2.
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Александр Александрович Любищев и его система самоорганизации
И вновь приветствую вас, друзья! С вами Юрий Окунев.
В своем стремлении к максимально грамотному и эффективному планированию времени не мешает заручиться яркими примерами людей, достигших в этом искусстве выдающихся результатов. Одной из таких выдающихся личностей стал наш соотечественник, Любищев Александр Александрович, которого фактически можно считать основоположником отечественного тайм-менеджмента.
Краткая биография
Родился Александр Александрович в Санкт-Петербурге 5 апреля 1890 года. Семья жила очень благополучно, т.к. отец был значимым человеком в лесопромышленной сфере.
Перед поступлением в университет окончил училище, в котором на отлично усвоил естественные науки, французский и немецкий языки.
После ВУЗа молодой ученый некоторое время работал на Мурманской биологической станции, после отслужил и переехал в Симферополь. В Крыму он несколько лет плодотворно трудился в Таврическом университете. Затем было еще несколько переездов – в Пермь, Самару, Ульяновск.
Свою жизнь исследователь посвятил, в первую очередь, биологии и энтомологии, став признанным специалистом в этих науках. Кроме этого, мировую известность приобрели его работы по вопросам применения математических методов анализа в биологии и биологической систематике.
Всегда очень прямолинейный, не готовый жертвовать собственными взглядами ради «червонца» и регалий, он часто шел против толпы, открыто высказывал свое мнение. Именно это не позволило действительно выдающемуся ученому получить звание профессора — Государственный ученый совет просто отверг кандидатуру «неудобного» им Любищева.
Выйдя в 65 лет на пенсию, Александр Александрович продолжал заниматься наукой до самого последнего дня жизни.
Скончался исследователь в 82 года в Тольятти, куда был приглашен для прочтения лекций.
Уникальный пример самоорганизованности
Еще будучи преподавателем в Таврическом университете, 28-летний Александр Любищев ставит перед собой колоссально сложную задачу — разработать естественную систему организмов, создав биологическое подобие таблицы Менделеева. Понимая глубину проблематики он отводит для нее 90 лет работы и, чтобы получить хотя бы призрачную возможность реализовать намеченное, дает обет научиться максимально эффективно расходовать не просто каждый день, но каждую минуту своего времени.
Для этого ученый разрабатывает собственную систему тайм-менеджмента, в основу которой ложится детальное планирование рабочего и личного времени с последующим неукоснительным соблюдением намеченного.
Его долгосрочный план на 5 лет строится на базе краткосрочных целей — квартал, месяц, неделя, день и даже час… По итогам каждого отчетного периода Любищев пишет отчеты.
У многих из нас эта часть процесса самоорганизации занимает массу времени, ведь нужно соотнести поставленные задачи с решенными, сделать выводы, составить рекомендации на будущее и т.д. Однако ученый тратит на месячный отчет от 1,5 до 3 часов, а на годовой — всего 17-20 часов.
При этом подавляющее большинство его планов оказываются реализованными, ведь он всегда учитывает буквально каждую мелочь.
Любищев использует интересный прием — делит все время на брутто и нетто. К первому относит все жизненное время, включающее занятие повседневными бытовыми делами, проезд в транспорте, отдых, развлечения, общение с близкими и т. д. А ко второму — лишь периоды продуктивной работы без всяческих перерывов, перекусов, перекуров и прочих отвлекающих факторов.
Более того, в работе исследователь разграничивал время, потраченное, на основную научную деятельность, посвященную главной цели его жизни, а также время на систематическую энтомологию, время на вспомогательные работы и время на организационные моменты.
В связи с этим ученый крайне удивлялся людям, сетующим, что они работают в поте лица по 14-15 часов в сутки. Личный рекорд Любищева — июль 1937 года, когда за месяц он потратил на работу 316 нетто-часов, занимаясь наукой в ее самом «концентрированном» виде по 7-8 часов каждый день.
Этот удивительный человек, страстно жаждавший наполнить смыслом каждую секунду своей драгоценной жизни, умел извлекать пользу даже из т.н. «временных отбросов» – то есть того времени, которое расходовалось на поездки в транспорте, необходимые для здоровья и доброго самочувствия пешие прогулки и пр. В такие моменты он либо читал, либо изучал очередной иностранный язык, либо собирал новые экспонаты для своей коллекции насекомых.
Но и это еще не все! На протяжении всех долгих лет работы Александр Александрович ведет рукописные дневники, в которые вносит подробности исследовательской деятельности, а также информацию о расходовании времени. За год он писал порядка 1,5 тыс. страниц!
На заполнение дневников ему также не требовалось слишком много времени, ведь он каждый раз знал, о чем именно будет писать. Во многом в этом помогала взятая еще в юности привычка делать короткие пометки относительно прочитанных книг, просмотренных фильмов, интересных рабочих мыслей и исследовательских наблюдений, выводов, полученных по итогам общения с кем-то и пр.
Вы, наверное, подумаете, что такой въедливый тайм-менеджмент побудил Любищева стать замкнутым, закрытым, необщительным, экстравертом-чудаком без личной жизни, друзей и мелких житейский радостей. Ничего подобного! У Александра Александровича была семья, трое детей, любимые близкие люди, были крепкие приятельские отношения со многими коллегами по цеху.
Как говорится, ничто человеческое ему было не чуждо. С той лишь разницей, что и свободное личное время он скрупулезно контролировал, стараясь сделать его максимально богатым, полезным и приятным.
При этом его страсть к познанию и саморазвитию не ограничивалась научными изысканиями. Любищев слыл потрясающе образованным, всесторонне развитым, интеллектуальным человеком. Знакомые, коллеги и друзья отмечали, что невозможно было найти тему для общения, которую бы их товарищ не смог поддержать. История английской монархии, религиозные течения, экономика, литература, философия — с ним можно было поговорить решительно обо всем!
Но что самое удивительное — исследователь оставался совершенным бессребреником. Он не ставил задачи получить какую-то должность или звание, удостоиться премии, поселиться на некоем Олимпе славы. Он не хотел быть лидером, первым, лучшим, знаменитым и пр. Вместо этого он стремился к достижению заветной исследовательской цели, пытался жить насыщенной, богатой событиями, личными свершениями жизнью и самое главное — быть полезным для других.
Время как нравственная составляющая
Как вы понимаете, такое мировоззрение не могло не отразиться на восприятии времени как такового. Александр Александрович понимал его совершенно по-особенному. Для него это была некая абстрактная субстанция, несшая важное этическое и философское значение, которую, словно невероятную драгоценность, по крупицам раздавала всем людям планеты судьба. Поэтому он считал своим долгом беречь этот дар и пользовался им с исключительным уважением.
В своей книге «Эта странная жизнь», посвященной Александру Любищеву, писатель Даниил Гранин отмечает, что ученый считал, по меньшей мере, глупым тратить время на обиды, зависть и соперничество, себялюбие. Ведь каждой минуте всегда можно найти значительно более достойное ее применение.
**
Надеюсь, пример Александра Любищева станет для вас тем вдохновением и стимулом, которые так необходимы, когда начинаешь что-то новое. Чтоб понять, что такое хронометраж на практике, читайте мою статью: «Хронометраж времени: как использовать время эффективно».
Ну, а самая что ни на есть практическая помощь в концентрированном виде ждет вас на моем курсе по тайм-менеджменту. Записывайтесь на занятия и начинайте менять свою жизнь и себя к лучшему.
А если у вас остались ещё вопросы, приглашаю на индивидуальную консультацию. Подробности здесь.
На этом заканчиваем на сегодня. Смелее включайтесь в обсуждение темы! Буду рад ответить на ваши вопросы и комментарии. Как и всегда, ваш, Юрий Окунев.
О понятии «культура самоорганизации личности студента»
Среди сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики высшего образования – проблема развития личности студента. Успешность учёбы в высшем учебном заведении непосредственно сопряжена с личностным развитием студента, овладением им культурой самоорганизации. Процесс обучения в вузе рассматривается многими исследователями как переход из сферы репродуктивного обучения в сферу психических состояний и активного сознания, не доступных ни прямому, ни опосредованному внешнему контролю [1].
Это позволяет сделать вывод о том, что решающее значение в процессе обучения должно принадлежать контролю со стороны студента за собственными действиями, полному осознанию им целей и следствий своей деятельности, иначе говоря, личностной самоорганизации.Самоорганизация в самом общем понимании означает самодвижение, самоструктурирование, самодетерминацию природных, естественных систем и процессов. Это управляемый изнутри процесс изменения структуры отношений отдельных элементов системы или их групп, сопровождающийся качественными изменениями самих элементов [2, с.60].
Анализ психолого-педагогической литературы убеждает в том, что в определении сущности понятия «самоорганизация» исследователи выделяют четыре подхода: личностный, деятельностный, интегральный (личностно-деятельностный) и технический.
Сторонники личностного подхода рассматривают самоорганизацию как личностное образование, при этом, соответственно, приоритетным для них является изучение свойств личности или «комплекс личностных свойств», которые являются предпосылкой возникновения такого психологического качества как организованность (личностная самоорганизации). Характеристики системы самоорганизации человека существенно зависят от общего уровня его психического развития – интеллектуального, волевого, эмоционального, нравственного. Личностный подход широко представлен в психологической и педагогической теории. Так, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович рассматривают самоорганизацию личности как интегральную совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенную в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения, реализуемую в упорядоченности деятельности и поведения [5, с. 45]. В работах Ю.А. Цагарелли самоорганизация рассматривается как процесс сознательного и целенаправленного конструирования своей личности, исходя из имеющихся эталонных представлений и результатов самооценки. При этом в качестве образно-концептуальной модели самоорганизации может выступить эталон (модель) специалиста или идеальные представления о профессиональной и общественной значимости результатов деятельности.
Н.М. Пейсахов считает, что системе психических явлений присуща самоорганизация как «…сознательное упорядочение состава и структуры, нахождение и выстраивание подсистем и элементов в наилучшем порядке, возможном для данных условий, нахождение оптимальной силы связи между подсистемами, то есть поиск оптимальной структуры».В рамках деятельностного подхода самоорганизация рассматривается как процесс, состоящий из совокупности операций, функций, умений, навыков. Целью данного направления исследований является изучение структуры процесса самоорганизации, связей между компонентами (функциями) структуры и их влияния на успешность организации самостоятельной деятельности. Сторонники деятельностного подхода рассматривают деятельность как образование, подлежащее организации и самоорганизации [7, с. 72-73].
В учебнике под редакцией Н.В. Кузьминой «Основы вузовской педагогики» употребляется термин «самоорганизация обучаемых», однако чёткого определения понятию не даётся, а лишь описываются его элементы. Автор раздела учебника А.Г. Сороковой подчёркивает, что «самоорганизация – это не только использование правил научной организации труда, но и определённые умения, направленные на оптимизацию учебного труда с учётом личностных качеств учащихся» [12, с. 157]. Киселёва А.Ю. под личностной самоорганизацией понимает умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, пишет она, самоорганизация – это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении, также это процесс изменения жизненных стереотипов, отработка необходимых умений для действий, сами действия и их контроль. К элементам самоорганизации она относит время, планирование, дисциплину и самоконтроль [9]. Л.В. Фалеева определяет самоорганизацию как деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, проявляющиеся в целеустремлённости, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [15, с.
Ю.А. Цагарелли, разделяя личностную и деятельностную самоорганизацию, дает им следующие определения: «самоорганизация личности – это процесс сознательного и целенаправленного конструирования своей личности, исходя из имеющихся эталонных представлений и результатов самооценки. Процессы самоорганизации личности удовлетворяют потребности в четком понимании цели развития личности. Процесс самоорганизации деятельности обеспечивает определение магистральных путей достижения этой цели» [7, с. 73].
Мы придерживаемся точки зрения представителей интегрального подхода (Амирова С.С., Заенутдинова Н.А., Попова Н.П. и др.), которые рассматривают элементы процесса самоорганизации в одном ряду с личностными характеристиками, детерминирующими самоорганизацию как психологическое качество, то есть при рассмотрении самоорганизации деятельности учитывают еще и личностные качества субъекта, способные сыграть свою роль в результатах деятельности.
В практической психологии успешно развивается технический подход к самоорганизации, изучающий и разрабатывающий приемы и техники, повышающие эффективность организации человеком собственной деятельности. Значительное место в техническом подходе занимают методы научной организации умственного труда (НОУТ), самоменеджмента (персонального менеджмента) и тайм-менеджмента (управления временем). Так, В.И. Андреев полагает, что «способность к самоорганизации проявляется в четком планировании своей жизни, своих дел как на день, неделю, месяц, год, так и на перспективу. Это способность рационально использовать свои силы и свое время» [7, с. 72-74].
Таким образом, в психолого-педагогической литературе смысл того, что есть «самоорганизация личности» трактуется довольно широко, феномен самоорганизации в отечественной педагогике рассматривается с различных точек зрения. Каждый исследователь в определении этого понятия подчеркивает те особенности самоорганизации личности, которые с его точки зрения являются наиболее значимыми.
Анализируя подходы к определению понятия «самоорганизация личности», можно сделать вывод о том, что в отечественной педагогике преобладающим является взгляд на феномен «самоорганизации личности» с позиций кибернетического механизма, который подразумевает наличие заранее определённой цели, к которой система стремиться самостоятельно (и в силу этого является самоорганизующейся), а также то, что нормы и правила, которыми руководствуется самоорганизующаяся система (личность) прописаны и формализованы. Самоорганизация возникает, развивается, контролируется по проекту и программе, её продукт и результат изначально спланированы. В связи с этим большинство исследователей, определяя понятие «самоорганизация личности», опираются, прежде всего, на понятие «организованность», составляющее основание для развития остальных более частных личностных свойств [8, с. 12].
В педагогической литературе практически не освещается синергетический (системно-синергетический) подход к определению понятия «самоорганизация личности».
С точки зрения системно-синергетического подхода личность – это сложная самоорганизующаяся система, со всеми присущими ей признаками: наличием автономных и вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием её элементов, наличием системообразующего фактора и т.д. Её развитие, как самоорганизующейся системы, — это переход от одного относительно устойчивого состояния к другому с новой уровневой организацией элементов и саморегуляцией. Формирование каждого такого уровня сопровождается прохождением системы через состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. Следовательно, согласно системно-синергетическому подходу, самоорганизация – базовое свойство личности, заключающееся в её способности к самообеспечению, саморазвитию, саморегуляции не столько за счет притока энергии, информации, вещества извне, сколько за счет использования её внутренних возможностей. Данный подход к трактовке понятия «самоорганизация личности» диаметрально противоположен кибернетическому механизму. Согласно системно-синергетическому подходу самоорганизация не требует цели, «самоорганизованность» системы проявляется в спонтанности возникновения некоторой организации, никак не заданной извне (цель отсутствует), доминирующим процессом является хаос, а продукт и результат неизвестны.
Л.Н. Цой, пишет что, самоорганизация – это сильнейшая форма сопротивляемости системы, способной эволюционировать, а потому могущей выжить почти при любых переменах – для этого она изменяет саму себя, разворачивая конфликтные действия между «порядком» и «хаосом» [16, с. 100].
О.А. Конопкин разработал схему осознанной рациональной самоорганизации деятельности, под которой понимает умение ученика без систематического внешнего контроля, без помощи и стимуляции учителя, самостоятельно и рационально организовать и провести свою учебную деятельность по осуществлению принятых целей обучения [10, с. 159].
В отечественной педагогике и психологии функционируют понятия «самоорганизация личности студента», «личностная самоорганизация студента». Личностная самоорганизация студента в учебной деятельности, пишет Афанасьева Н.А., представляет собой упорядоченную совокупность целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу и адекватной самооценке, преимущественно самостоятельно и целенаправленно сформированную и развиваемую в процессе обучения в вузе [2, с. 61].
Большинство исследователей феномена самоорганизации личности студента (Афанасьева Н.А, Ишков Д.А., Уваров Е.А., Фалеева Л.В., Халанская В.А. и др.), подчёркивают, что в основе самоорганизованности как качестве личности студента лежат не только знаниевые и деятельностные характеристики, но и волевые и оценочные. Так, А.К. Осницкий отмечает, что значительные сдвиги в формировании качества самоорганизованности наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте, когда саморегуляция деятельности и саморегуляция личности достигает расцвета, когда личность интересуется не только результатами своих усилий, но и своей позицией, своими возможностями во взаимодействии с другими людьми.
В отечественной педагогике и педагогической психологии наряду с понятием «самоорганизация личности» функционирует понятие «культура самоорганизации». Понятие «культура» очень ёмкое, оно относится к числу фундаментальных понятий в гуманитарных науках, насчитывается более 500 его определений. В обычном словоупотреблении термин «культура» служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека. В культурологии выделяют три уровня культуры личности, или три плоскости саморазвития личности (рациональная, духовно-нравственная, деятельностная):
культура личности как совокупность знаний человека об окружающем мире, обществе, самом себе, его мировоззрение и миропонимание. Формируется в процессе познавательной деятельности человека, его обучения в школе, вузе и т.п., самообразования, повседневной деятельности;
культура личности как совокупность человеческих чувств, переживаний, душевных стремлений. Формируется стихийно под воздействием социальной среды, в которой находится человек.
культура личности как совокупность навыков, умений, способов и норм деятельности индивида. Формируется в процессе жизнедеятельности человека.
Поскольку все три уровня тесно связаны и не могут существовать друг без друга, можно сказать, что культура личности – это единство и тесная связь внутренней и внешней её культуры, её внутреннего мира (духовное богатство личности, знания и чувства) и внешнего поведения (степень реализации внутренней культуры в повседневной деятельности) [14, с. 12-13].
Согласно системно-функциональной модели Н.М. Таланчука, культура самоорганизации – это часть самовоспитательной культуры личности, она включает в себя установление режима и правил, регламентацию жизнедеятельности, самообеспечение условий для выполнения планов [3, с. 32].
В.Н. Келасьев и А.Е. Евдокимов считают, что «в некотором смысле самоорганизация есть форма проявления культуры человеческого отношения к реальности». Авторы оперируют понятием «культура самоорганизации общества», подразумевая под ним совокупность уровней осознания и предметного отношения к процессам самоизменения и самоорганизации. Они рассматривают процесс самоорганизации общества в контексте человеческой культуры и говорят о специфически человеческой форме самоорганизации, которая осуществляется как человеческое самоопределение в будущем и фактическая самореализация в настоящем. Культура самоорганизации человека в самой элементарной форме, по их мнению, проявляется в самоудержании смысла, что предполагает определённую степень осмысления, а значит и смыслополагания, а также является фундаментальным критерием душевного, психического здоровья и основой проявления индивидуальности как таковой.
Взаимосвязь культуры и самоорганизации отмечает и Н.Н. Моисеев. Он предполагает, что культура возникает как «специальное изобретение механизмов самоорганизации» [3, с. 33-34].
В отечественной педагогике не существует утвердившегося понятия «культура самоорганизации личности студента». Близкими по форме к этому понятию являются: «культура учебной деятельности учащихся», «культура учебно-познавательной деятельности студента», «культура учебного труда», «культура умственного труда», «культура самостоятельной работы школьников и студентов». Как и в случае с понятием «самоорганизация личности» к пониманию данных понятий существуют различные подходы. Так, например, в одних случаях под «культурой учебного труда студента» понимается организационная сторона учебного процесса; в других – уровень способностей человека, проявляющихся в учебной деятельности; в третьих – набор учебных умений и навыков, обеспечивающих усвоение знаний, и т.д. В.Н. Косырев под культурой учебного труда студента понимает максимально возможный на данной стадии развития общества уровень учебных умений и навыков в области овладения избранной профессией. Он отмечает, «что ёмкое и непростое понятие культуры учебного труда студента складывается из ряда маленьких культур»: культура слушания, культура чтения, культура конспектирования, культура владения приемами творческой переработки информации, культура подготовки сообщения и культура устного выступления с ним, культура использования времени и здоровый образ жизни [11, с. 85].
В своём диссертационном исследовании С.С. Зайцева отмечает, что «культура умственного труда – это не просто черта личности (т. к. черта – это только свойство, отличительная особенность), но и синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень ее интеллектуальных, личностных, организационно-деятельностных, гигиенических и эстетических сторон, дающих возможность студенту качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу… <…> Культура умственного труда – ядро общей культуры, которая проявляется в разных видах деятельности и обеспечивает высокий эффект и результат обучения студента вуза и полноценное развитие его личности; она представляет собой сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя составляющие (личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический компоненты), которые в итоге позволяют рационально и качественно, с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую умственную работу» [6].
Более широким понятием по отношению к понятию «культура учебного труда» является понятие «научная организация учебного труда», так как оно включает в себя рационализацию, совершенствование и оптимизацию труда как более частные приемы. «Научная организация учебного труда – это идеал и вместе с тем средство для достижения информационной культуры личности, которая в собственно психологическом смысле есть ничто иное, как интериоризованный, внутренний результат учебного труда, поставленного на научную основу» [11].
По отношению к перечисленным понятиям, мы считаем понятие «культура самоорганизации личности студента» более широким и ёмким, а наиболее близким к нему – понятие, изученное в диссертационном исследовании Г.Н. Гмызиной «культура самоорганизации учебно-познавательной деятельности курсантов военного вуза». Она определяет это понятие как интегративное личностное образование, проявляющееся в высоком уровне осознания курсантом своей роли в успешности учебно-познавательной деятельности, готовности к самостоятельному её осуществлению в соответствии с принципами научной организации труда, творческом подходе к решению учебно-познавательных задач и стремлении к самосовершенствованию. Как отмечает исследователь, основанием для использования словосочетания «культура самоорганизации» послужило понимание культуры как характеристики творческих сил и способностей личности, а также трактовка культуры как высокого уровня, достигнутого в какой-либо области знания или деятельности.
С нашей точки зрения, культура самоорганизации личности студента – часть общей культуры студента, формируемой в процессе обучения в вузе. Суть её заключается в осознании студентом собственной роли в успешности учебно-познавательной и дальнейшей профессиональной деятельности, в стремлении студента к самоорганизации (упорядочению целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу и адекватной самооценке), а также сами эти действия по личностной самоорганизации, закреплённые в сознании студента как привычные и необходимые.
Литература:
Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. — Вып. 2. — Л. : ЛГУ, 1974. – С. 3–15.
Афанасьева, Н. А. Самоорганизация – фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. – 2008. №2. – С. 60 – 61.
Гмызина, Г. Н. Формирование культуры самоорганизации учебно-познавательной деятельности курсантов военного вуза : дис. … канд. пед. наук. Ульяновск. 2009. – 203 с.
Дахин, А. Н. Культура в педагогике и педагогика в культуре // Школьные технологии. – 2004. №3. – С. 43–49.
Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь: Самоорганизация / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск : Хэлтон, 1998. – 399 с.
Зайцева, С. С. Формирование культуры умственного труда студентов вуза : дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород. 2007. –212 с.
Ишков, Д. А. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности : Монография. – М. : АСВ, 2004. – 224 с.
Кирина, Н. П. Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов : Автореф. дис. … канд. псих. наук. Москва. 2009. – 20 с.
Киселёва, А. Ю. Развитие самоорганизация как одна из целей обучения менеджеров организации [Электронный ресурс] : Тез. докл. IV Всероссийской научной Интернет-конференции «Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен» 2010 URL: http://socio.my1.ru/forum/4
Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: Наука, 1980. — 230 с.
Косырев, В. Н. Самоизменение студента в деятельности овладения культурой учебного труда// Психологическая наука и образование. — 2009. №1. – C. 82 – 89.
Основы вузовской педагогики: Учеб. пособие для студентов ун-та/ Ред. Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. – 312 с.
Пахмутова, М.А. Субъектная сторона процесса самоорганизации личности. Тез. докл. XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», секция «Психология» [Электронный ресурс] : URL:http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2011
Суперека, С.В. Культурология: учебный минимум для сдачи экзамена и зачета: Справочник д/вузов. – М.: Юриспруденция, 2006. – 27 с.
Фалеева, Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий// Современные проблемы науки и образования. – 2012. № 4. – С. 266 – 274.
Цой, Л. Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. – 2011. № 2 (66). – С. 96 – 108.
Психологические особенности формирования мотивационного компонента в структуре самоорганизованности младшего школьника
В современном образовании накоплен определенный (преимущественно практический) опыт формирования самоорганизованности учащихся начальной школы. В частности, педагогами предложена учебная программа курса «Основы самоорганизации человека» для младших школьников [12], концепцию и методику самоорганизации личности (М. Аверин [1]), программу развития «Самоорганизация — школа успеха» и учебную программу школы лидеров «Первые шаги к успеху (О. С. Кузьмина, Е. А. Ващук, Е. В. Козлова [6]).
Методика самоорганизации личности М.Аверина [1] является педагогической системой, в которой соединены общее понятие о самоорганизации как научно-практической проблеме; основные положения методики и ее общее содержание; перечень основных социально-психологических и организаторских новообразований учащихся, а также практических мероприятий специфического назначения; педагогические основы управления процессом самоорганизации личности учащихся. В качестве методов использовались дневник самоанализа, творческие раздумья, эвристические беседы, ролевые игры, игровые исследования, коммуникативно-поведенческих инсценизаций, ситуативное моделирование и т. д. Особое внимание обращается на методы физической культуры, которые положительно влияют на развитие многих волевых качеств, способности к регуляции эмоционально-мотивационной сферы. В процессе спортивных игр ребенок быстрее учится сдерживаться, соподчинять взаимоисключающие мотивы, учитывать интересы окружающих.
Показано, что эффективность занятий по развитию самоорганизованности обусловлена рядом психолого-педагогических условий. К ним принадлежит специальное конструирование содержания развивающих игр, упражнений, которые отличаются обогащенным психологическим наполнением и вариативностью их использования, обеспечение индивидуально-дифференцированного похода к учащимся с разными уровнями развития самоорганизованности, а также специальная подготовка учителей к работе по развитию младших школьников.
В то же время разработка педагогами проблем развития и формирования самоорганизованности младших школьников не снимает необходимости их психологического обоснования, на что и направлена наша работа и в чем состоит ее новизна. Отсутствуют формирующие программы, которые бы последовательно внедряли создание психологических условий самоорганизованности младших школьников во всей полноте их аспектов, что и побудило нас к разработке и проведению соответствующего формирующего эксперимента.
Мотивационный компонент самоорганизованности раскрывает вопрос о том, почему ребенок стремится к упорядочиванию своего поведения, к его организации. Он может это делать в соответствии со своей внутренней позицией школьника, ради достижения успеха, получения одобрения, вследствие подражания идеалам, образцам. На протяжении всего начального периода обучения очень сильны социальные мотивы: одобрение со стороны взрослых, достижение престижных позиций среди ровесников, ответственность, долг и т. д. (Л. И. Божович).
Принципиально важные для нашего исследования результаты представлены в трудах Л. И. Божович [3], М. В. Матюхиной [7], Н. А. Менчинской [8], Н. И. Непомнящей [10]. С. Г. Якобсон [14] и др. Они показывают, что у учащихся начальной школы появляются такие мотивационные новообразования, которые служат отправным моментом для развития у них самоорганизованности, а именно: мотивы нормосоответствия, социальные установки и ценностные ориентации, стремление отвечать ожиданиям и требованиям окружающих. У младших школьников появляются полезные привычки, выполняющие организующую и побуждающую роль, например, своевременно садится за подготовку домашних заданий. У них формируются моральные мотивы (моральные инстанции, по выражению Л. И. Божович), побуждающие следовать определенным правилам, действовать социально принятыми способами.
Важное значение для мотивации самоорганизованности имеет действенность внутренней позиции школьника. На исходе младшего школьного возраста, а часто и ранее, мотивационная функция внутренней позиции исчерпывается, утрачивает свою побуждающую силу. Поэтому исполнение обязанностей школьника все меньше привлекает ребенка.
Это порождается тем, что в начале младшего школьного возраста ребенок исполняет школьные обязанности подобно тому, как раньше исполнял правила игры. Желание быть на уровне требований, которые предъявляет ему позиция школьника, очень сильно. Однако оно значительно ослабляется, если ученик привыкает к этой позиции, в результате чего связанные с ней переживания утрачивают свой положительный эмоциональный заряд. Это обуславливает необходимость формирования у младшего школьника более высокий уровень самостоятельности, который соответствовал бы особенностям учебной деятельности как повседневной обязанности ребенка, которая постоянно усложняется.
Младший школьный возраст особенно благоприятен для развития мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Этот мотив становится довольно стойким, доминирует над мотивом избегания неудач, ускоряет развитие разнообразных способностей ребенка. Мотив достижения успехов зависит от осознания ребенком своих способностей и возможностей, а на основе этого — веры в свои силы. Он начинает осознавать, что недостаточно развитые определенные способности можно компенсировать повышением усилий, личным старанием, что помогает ему организовывать свое поведение в соответствии с требованиями.
В младшем школьном возрасте развивается такой мотив поведения, как подражание идеалам. У учащегося начальной школы они довольно конкретны. Как и в дошкольном возрасте, идеалами обычно становятся героические личности, о которых он слышал, или видел. Идеалы еще нестойки, быстро изменяются под влиянием новых, ярких впечатлений, мало осознаны и недостаточно действенны. Младший школьник подражает, как правило, внешним проявлениям героических поступков, которые считает для себя идеалом. Даже правильно проанализировав содержание поступка, он не всегда соотносит его со своим поведением.
Итак, в младшем школьном возрасте закладываются основы направленности побуждающей сферы (эгоистической, просоциальной, гуманистической). Эгоистическая направленность отличается недостаточной ориентированностью на интересы и требования окружающих. Отсюда — ослабление самоорганизованности, предполагающей и требовательность к себе, и способность поступиться собственными интересами ради других, действовать не как хочется, а как надо и т. п. Просоциальная направленность также не может определять стойкую самоорганизованность, поскольку только лишь момент оглашения, публичности становится для ребенка главным мотивом самоорганизованности. Если его нет, то ребенок забывает о социальных нормах, требованиях, правилах, лежащих в основе самоорганизованности.
Гуманистическая направленность обеспечивает такую самоорганизованность ребенка, при которой он на первое место всегда ставит интересы окружающих, в соответствии с их требованиями стремится строить свое поведение.
При актуализации в процессе формирующих занятий психологических условий развития мотивационного компонента самоорганизованности младшего школьника мы сосредоточили свои усилия на поддержании и усилении стремления детей к самостоятельности, к успеху, их желания быть компетентными. Какую бы работу не исполняли дети в процессе формирующих занятий, взрослый выстраивал личностные взаимоотношения с ними, демонстрировал свое эмоционально теплое, положительное отношение, создавал атмосферу доброжелательности, открытости, эмоционального подъема, радости и оптимизма в общении с детьми. Во время формирующих занятий взрослый выразительно проявлял заинтересованность работой ребенка, свое расположение к нему, поощрение его действий, использовал улыбки, эмоционально положительную интонацию речи.
Учитывая психологические особенности младшего школьного возраста, мы обеспечивали наглядность и четкость формирующих влияний. Проявления самоорганизованности личности довольно сложны и запутаны, содержат в себе систему нюансов, которые трудны для целостного восприятия ребенка. В этом помогут различные способы наглядности и фиксации. Например, активное вовлечение детей в самостоятельную разработку вспомогательных таблиц, схем, памяток, алгоритмов, карт и т. д. благоприятствует более глибокому осмыслению ними знаний о самоорганизации, усвоению соответствующих мотивов и умений.
Во время формирующих занятий важно обеспечить актуализацию личности каждого ребенка, создать атмосферу творчества на основе доброжелательности, доверия, взаимопонимания, раскрыть значение, суть и средства самоорганизованности, которые не просто дают возможность самореализации каждому ребенку, а стимулируют этот процесс, вызывают потребность соответствовать нормам, правилам, требованиям общественной жизни.
Стремление детей к самоорганизованности в деятельности и поведении формировалось с помощью такого средства, как использование сказочных ситуаций, содержание которых наглядно раскрывает и благодаря этому позволяет детям осознать значимость определенного порядка, последовательности, планирования в работе, важность соблюдения режима труда и отдыха. В сказочных ситуациях действовали гномик Хаос и его антипод — гномик Порядок. Главными героями выступили младшие школьники Ваня и Даша. В их жизнь постоянно вмешиваются то Хаос, то Порядок. Хаос приносит неуверенность, ошибки, страх, осуждение и замечания окружающих. Порядок — наоборот — приводит к уверенности, правильному поведению, исполнению поставленных требований и поощрения со стороны окружающих.
В качестве формы проведения формирующих занятий нами был избран учебный курс «Успехознания», который предполагал систему уроков и был рассчитан на 15 часов. При разработке системы уроков мы опирались на материалы научно-методических разработок М. Р. Битяновой [2], И. В. Дубровиной [13], А. З. Зак [5], Т. Д. Марцинковской [4], Р. В. Овчаровой [11] и др.
Формирующие уроки проводились в двух экспериментальных подгруппах по 25 учащихся.
Порядок создания экспериментальной и контрольной групп был обусловлен требованием сближения актуального уровня сформированности у них показателей развития самоорганизованности. Распределение учащихся экспериментальной и контрольной групп происходило так, чтобы обеспечить приблизительно одинаковое соотношение уровней развития самоорганизованности.
В результате реализации формирующей программы показатели мотивационного компонента самоорганизованности у детей экспериментальной группы достигли заметных изменений. Более чем в два раза возросло количество младших школьников с высоким уровнем стремления к одобрению (с 36,0 % до 84,0 %). Детей со средним и низким уровнями развития этого показателя стало меньше (соответственно с 56,0 % до 10,0 % и с 8,0 % до 6,0 %). Дети, прошедшие экспериментальный учебный курс «Успехознания», стали намного сильнее стремиться к одобрению окружающих, то есть у них произошла сенсибилизация относительно социальных оценок, что позволяет личности лучше адаптироваться к изменяющимся условиям современного общества, действовать более гибко, эффективно перестраивать своё поведение в новых обстоятельствах.
Вдвое возросло количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем желания выполнять правила, действовать по образцу в соответствии с требованиями взрослых (с 20,0 % до 40,0 %). Со средним уровнем этого показателя зафиксировано 54,0 % детей вместо 44,0 %. Особенно заметно (с 36,0 % до 6,0 %) уменьшилось количество детей с низким уровнем желания исполнять правила, действовать по образцу в соответствии с требованиями взрослых. Следует отметить, что стремление к одобрению опережает в своём развитии желание действовать в соответствии с требованиями взрослых. Это можно объяснить тем, что стремление к одобрению в развитии личности ребенка появляется раньше, чем желание следовать образцам и требованиям взрослых. Оно характерно для ребенка уже в раннем возрасте. В то время, как желание следовать образцам появляется у ребенка накануне его поступления в школу и служит одним из показателей готовности к систематическому обучению, а позже и школьной зрелости. Именно это желание лежит в основе учебной мотивации и в значительной степени определяет академическую успеваемость младших школьников.
Полученные результаты свидетельствуют о возрастании убежденности младших школьников в важности и целесообразности самоорганизации. Формирующие занятия раскрыли перед детьми преимущества самоорганизованного человека, активное участие во время формирующих уроков усилило их веру в собственную возможность организовывать свою жизнь и деятельность, достигая этим путем успеха.
Значения χ2 критерия в экспериментальной группе для показателя «стремление к одобрению» составляет 102,3, а для показателя «желание исполнять правила, действовать в соответствии с требованиями взрослых» 47,3. Оба числа больше соответствующего табличного значения χ2 критерия для двух степеней свободы, которое составляет 13,82 (Р. С. Немов [9, с.573]). Это свидетельствует о статистической значимости разницы в распределении младших школьников по уровням развития самоорганизованности до и после проведения формирующего эксперимента при вероятности ошибки на 0,001 уровне.
В то же время в контрольной группе относительно мотивационного компонента самоорганизованности произошло незначительное возрастание количества детей с высоким уровнем обоих показателей (соответственно с 34,0 % до 38,0 % и с 18,0 % до 20,0 %), уменьшение количества детей с низким уровнем развития обеих показателей (соответственно с 12,0 % до 10,0 % и с 32,0 % до 26,0 %). Значение χ2 критерия в контрольной группе для показателя «стремление к одобрению» составляет 1,77, а для показателя «желание исполнять правила, действовать в соответствии с требованиями взрослых» 1,66. Оба числа меньше соответствующего табличного значения χ2 критерия для двух степеней свободы, нижняя граница которого составляет 5,99.
Полученные сравнительные данные свидетельствуют об активизации развития мотивации самоорганизованности у младших школьников в условиях формирующего эксперимента. Возросла их направленность в будущем поведении и деятельности использовать рациональные подходы, планировать, упорядочивать свои действия. Можно также отметить выразительное положительное отношение младших школьников к организации своей жизни. Негативное отношение — напротив — особенно неблагоприятно отражается на уровне мотивации самоорганизованности, порождает отрицательную модальность мотивации ребенка к организации своей деятельности и поведения. В таком случае характерно ожидание младшими школьниками возможных неприятностей, страх отрицательных последствий, которые препятствуют организации деятельности. Приобретение учащимися положительного опыта самоорганизованности позволило б скоррегировать характерное для них отношение в направлении более положительных оценок и мотивов.
Литература:
1. Аверін М. Педагогічне управління самоорганізацією особистості учня // М. Аверін // Відкритий урок: розробки, технології, досвід. — 2010. — № 4. — С. 20–25.
2. Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова и др. — М.: Изд- во «Совершенство», 1998. — 352 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
4. Детская практическая психология: Учебник / Под. ред Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2005. — 225 с.
5. Зак А. З. Развитие способности действовать «в уме» у школьников 1–10 классов / А. З. Зак // Вопросы психологии. — 1983. — № 1. — С. 43–50.
6. Кузьмина Е. С., Ващук Е. А., Козлова Е. В. Самоорганизация — школа успеха. Режим доступа: http://elena-kuzmina.ru/samoorganizacziya-shkola-uspexa.html
7. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. — М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
8. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н. А. Менчинская. — Москва-Воронеж, 1998. — 442 с.
9. Немов Р. С. Психодиагностика / Психология в 3-х кн. — Кн.3. — М.: ВЛАДОС, 1998. — С. 573.
10. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет / Н. И. Непомнящая. — М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
11. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. — М.: ТЦ Сфера, 1996. — 240 с.
12. Программа курса «Основы самоорганизации человека» для учащихся начальной школы[Електронный ресурс]. — Режим доступа:4ubestedu.com
13. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991. — 303 с.
14. Якобсон С. Г. Организованность и условия ее формирования у младших школьников / С. Г. Якобсон, Н. Ф. Прокина. — М.: Просвещение. 1967. — 174 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младший школьный возраст, требование взрослых, контрольная группа, мотивационный компонент самоорганизованности, школьник, желание, младший школьник, начальная школа, экспериментальная группа.
Самоорганизация — Scholarpedia
Рисунок 1: Снежный кристалл. В начале квантовой механики и статистической физики считалось, что кристаллическую структуру можно рассчитать, определив минимум свободной энергии. Это может быть правдой, например для ионных кристаллов, таких как хлорид натрия или металлов. В этом случае необходимо решить уравнение Шредингера для основного состояния или, возможно, низколежащих состояний. В общем, это требует решения проблемы многих частиц. Как показывает пример снежных кристаллов, эта картинка слишком узкая.Необходимо рассчитывать не только силы связывания, но и всю кинетику, например дендритного роста. Помимо кинетики решающую роль может играть также симметрия, например гексагональная симметрия снежинки обусловлена симметрией H 2 O, которая действует как центр зародышеобразования. Этот пример показывает, что при образовании кристаллов, таких как снежинка, кинетические процессы и проблема связывающих сил сильно переплетаются друг с другом. Рисунок 2: спутниковая фотография, сделанная НАСА.С левой стороны видны облачные улицы, а с правой стороны образуется вихрь. Облачные улицы — это динамические модели, в которых молекулы водяного пара на отдельных улицах движутся вверх или вниз, альтернативно. Основной вопрос: как крошечные молекулы воды могут организовать свои согласованные движения на многие километры?Самоорганизация — это спонтанное, часто кажущееся целенаправленным формирование пространственных, временных, пространственно-временных структур или функций в системах, состоящих из нескольких или многих компонентов.В физике, химии и биологии самоорганизация происходит в открытых системах, отстраненных от теплового равновесия. Процесс самоорганизации можно найти и во многих других областях, таких как экономика, социология, медицина, технологии.
Многие предметы в нашем окружении и повседневной жизни, такие как мебель, дома, автомобили, телевизоры, компьютеры, созданы руками человека. С другой стороны, особенно в живом мире, объекты растут, приобретают свою форму и функционируют, не создаваясь людьми. Царство животных изобилует примерами.Все более широко признается, что даже человеческий мозг может рассматриваться как самоорганизующаяся система, а также как целый ряд проявлений человеческой деятельности, например, в экономике и социологии. Но процессы самоорганизации можно найти и в неодушевленном мире: образование облачных улиц, планетных систем, галактик и т. Д. Фундаментальный вопрос: Существуют ли общие принципы самоорганизации ? В неодушевленном мире можно найти положительный ответ на большие классы явлений.В живом мире пока можно было получить хоть какое-то понимание. В биологии (и, возможно, в других областях) существует противоречие: существуют ли общие принципы или нам нужны особые правила и механизмы в каждом отдельном случае?
История
Концепция самоорганизации обсуждалась в древнегреческой философии (см. F. Paslack 1991). В более современное время самоорганизация обсуждалась немецким философом Иммануилом Кантом (Paslack, 1991), который, в частности, занимался формированием планетной системы, а также немецким философом Шеллингом (Paslack, 1991), обсуждение которого остается довольно расплывчато, однако.В более современное время самоорганизация обсуждалась В. Россом Эшби (1947) и Хайнцем фон Ферстером (1992) в его «Кибернетике второго порядка». Это также обсуждалось в термодинамике (Nicolis, Prigogine, 1977; Heylighen, 2003). Систематическое изучение явлений самоорганизации проводится в междисциплинарной области синергетики (Haken 2003), которая занимается глубокими математическими основами самоорганизации, а также экспериментальными исследованиями этих явлений. Развивающаяся в настоящее время область «Сложность» (Бар-Ям, 1997), по крайней мере частично, также связана с самоорганизацией.
Рисунок 3: Согласованные движения жидкостей и газов, приводящие к рисункам, также можно наблюдать в лаборатории. На этом рисунке показан гексагональный рисунок жидкого гелия в сосуде, который нагревается снизу. Этот классический эксперимент был впервые проведен Бенардом (1900) с маслом. В середине каждой ячейки жидкость поднимается, охлаждается на верхней поверхности и затем опускается вниз на ее границе (по Bodenschatz et al., (2000)).Лазер как парадигма самоорганизации первого рода: уменьшение степеней свободы
Первое углубленное теоретическое рассмотрение самоорганизующейся системы касалось лазера с источником света («лазер» — это аббревиатура от «усиления света за счет вынужденного излучения».Однако, как мы увидим ниже, этот термин не учитывает феномен самоорганизации). Этот пример показывает, как искусственные устройства используют процессы самоорганизации. Типичным примером лазерного устройства является стеклянная трубка, заполненная молекулами или атомами, которые представляют подсистем . На торцах стеклянной трубки установлены зеркала, одно из которых полупрозрачное. Благодаря зеркалам только определенные световые волны могут дольше оставаться в пространстве между ними («полость») и могут интенсивно взаимодействовать со светоизлучающими атомами (молекулами).Атомы (молекулы) непрерывно энергетически возбуждаются электрическим током, который служит в качестве управляющего параметра . Ниже критического значения электрического тока устройство действует как лампа. Атомы (молекулы) излучают беспорядочно некогерентные световые волновые дорожки (которые усиливаются вынужденным излучением). Амплитуды светового поля распределены по Гауссу. Выше критического значения электрических токов (лазер , порог ) свойства света меняются качественно и резко.
Лазерный свет состоит из одиночной волны со стабильной амплитудой, на которую накладываются небольшие колебания амплитуды и медленная диффузия фазы. Переход от нерегулярного света от лампы к высокоупорядоченному свету от лазера показывает появление нового качества (а именно когерентного света). Возникающая лазерная световая волна называется параметром порядка . Однажды установленная, она управляет актами излучения отдельных атомов (молекул), называемыми порабощением .Поскольку (совместное) действие подсистем (атомов, молекул) порождает параметр порядка (лазерную световую волну), а последняя порабощает отдельные части (атомы, молекулы), мы можем говорить о круговой причинности.
Мы добавляем для эксперта, что в переходной области происходят типичные явления фазового перехода (нарушение симметрии , критическое замедление , критические флуктуации , которые были предсказаны и измерены с большим количеством деталей).При лазерном фазовом переходе новая временная структура формируется самоорганизацией , т.е. действием подсистемы без специфической интерференции извне (снаружи не задана волна, только увеличивается постоянный ток). При дальнейшем увеличении этого параметра управления могут возникать ультракороткие импульсы. Как правило, может возникать иерархия нестабильности. Это, по крайней мере, в целом, характеризуется появлением все большего числа параметров порядка.В определенных условиях (включая высокие потери из-за зеркал) лазерный свет может показывать детерминированный хаос (см. Также ниже). Лазер представляет собой открытую систему с подводимой энергией (электрический ток) и выходной энергией, которая, помимо желаемого лазерного излучения, включает некогерентные потери (тепло).
Только что описанное поведение лазерного устройства типично для больших классов самоорганизующихся систем, в которых поведение многих частей (степеней свободы) определяется несколькими параметрами порядка (степенями свободы).
Достоинства примера лазера основаны на том факте, что свойства лазера могут быть получены из первых принципов: квантовой теории, квантовой электродинамики, связи с тепловыми ваннами.
Рисунок 4: Численное моделирование эксперимента, фактически проведенного Bodenschatz et al. (2000). Жидкость в круглом сосуде, равномерно нагретая снизу, показывает шестиугольные структуры. Однако когда граница также нагревается, жидкость строит свою структуру в направлении образования спиралей. Эти спирали могут быть нескольких видов, иметь одно или несколько ответвлений (по Fantz et al.{-2} \)). б) При увеличении критического числа Рейнольдса образуется пара вихрей. в) При еще более высоком числе Рейнольдса вихри начинают колебательное движение. г) Возникает то, что можно назвать «слабой турбулентностью». д) Полностью развитая турбулентность (по Фейнману и др. (1965)). Рисунок 6: Иерархия нестабильности в жидкости. В эксперименте Тейлора слой жидкости расположен между двумя коаксиальными цилиндрами, внутренний вращается. а) При небольшой скорости вращения появляется картина ролика, где каждый валок движется наружу, а затем внутрь.б) При увеличении критической скорости вращения внутреннего цилиндра начинается колебательное движение валков. в) При еще более высокой скорости вращения колебательное движение становится более сложным. г) Жидкость наконец показывает слабую турбулентность, которая может быть связана с хаосом. (По материалам Фенстермахера и др. (1979)).Самоорганизация второго типа: без сведения к нескольким степеням свободы
Типичный пример такой самоорганизации был приведен в выступлении известного кибернетика Хайнца фон Ферстера, сделанном много лет назад на конференции по маркетингу в Вене.Во время Второй мировой войны в морском сражении между Японией и США корабль американского адмирала был сильно поврежден, так что он больше не мог отдавать приказы своему флоту. Затем путем «самоорганизации» каждый американский корабль выбрал своего противника. Эта проблема тесно связана с «проблемой назначения», в которой N машин (с частично разными возможностями) назначаются N работам. Хотя эта проблема может быть решена аналитически, еще более сложные задачи назначения, например между машинами, рабочими местами и рабочими должны быть NP завершены.
Экспериментальный доступ к приблизительному решению может быть возможен с помощью многоагентных систем (Kernbach 2008).
Самоорганизация в целом
Некоторые системы могут показывать самоорганизацию первого типа или второго в зависимости от граничных условий, начальных условий, значений параметров и т. Д.
Где это происходит: Неодушевленный мир
Физика
- Формирование пространственных, временных или пространственно-временных паттернов. Приведем несколько примеров.
- Лазеры: когерентный свет, самоорганизация многих атомов
- Нелинейная оптика: когерентный свет, самофокусировка, генерация гармоник, когерентное комбинационное рассеяние и рассеяние Бриллюэна и т. Д.
- Гидродинамика, газовая динамика: облачные улицы, конвекционная нестабильность, течение Тейлора-Куэтта, картины качения, шестиугольные формы (ячейки Бенара), слабые турбулентности, дефекты и т.
- Газовые разряды: закономерности молекулярных плотностей под воздействием электромагнитных полей.
- Физика плазмы: характеристики плотности и скорости частично или полностью ионизированных атомов и электронов в (частично самоорганизованных) электромагнитных полях, нестабильности.
- Полупроводники: диаграммы плотности и тока электронов и дырок, эффект Ганна, токовые нити.
- Астрофизика: образование и строение планет, звезд, галактик, большой взрыв, пустоты и т. Д.
- Метеорология: климатология, облачность, циклоны и др.
- Геофизика / Геодинамика: внутреннее и поверхностное строение земли, геодинамо
- Адронная плазма: образование адронной плазмы при столкновениях адронов при высоких энергиях.
- Автоколебания: встречаются во многих вышеупомянутых областях.
- Радиотехника и другие источники когерентных электромагнитных полей: магнетрон, клистроны и др.
Химия
- Химические реакции, приводящие к диссипативным структурам (пространственным, временным структурам)
- Реакция Бриггса-Раушера
- Реакция Белоусова-Зкаботинского
Робототехника
- Дизайн автономных роботов, способных распознавать образы, автономные движения, воспроизведение речи и т. Д., обучение. Мультиагентные и мульти-роботизированные системы.
Компьютеры, компьютерные сети
- Интернет
- Обучение без учителя, распознавание образов (оптических, акустических, тактильных) на основе синергетических принципов, самопрограммирование, самовосстановление. Указанные проблемы в настоящее время подвергаются критике со стороны ряда групп.
- Самоорганизующиеся (Кохоненовские) карты (нейронные сети).
Технологии
- Рост кристаллов, рост микроструктур и упорядоченных дефектов в кристаллах, нанофизика.
- Одноранговые сети
- Транспортные и материальные сети
Анимированный мир
Биология
- Морфогенез, узоры на мехах животных («ягуара»), на крыльях бабочек, коже рыб, позвоночниках, формирование тела и крыльев насекомых.
- Рост растений и животных, ветки деревьев, листья.
- Функция органов, например почки.
- Рост мозга, нервной трубки, факторов роста нейронов, рост дендритов нейронов, аксонов, Самоорганизующиеся карты признаков (Кохонен).
- Функция мозга: производство движений, распознавание образов, познание, производство ритмов, производство речи, формирование настроения, мимика.
- Динамика населения, рост, конкуренция, вымирание. Коллективное поведение стай (птиц, рыб) и колоний насекомых.
Экология
- Выживание, сосуществование и исчезновение видов под влиянием окружающей среды и взаимодействия.
Evolution
- Мутация и отбор, пребиотическая эволюция, гиперцикл Эйгена-Шустера.
- Самоорганизация как механизм эволюции (Кауфман, 1993)
Эпидемиология
- Механизмы распространения болезней.
Медицина
- Лекарственные средства как параметры контроля
Психология, Психиатрия
- Как влиять на самоорганизацию поведения и т. Д., Косвенное управление.
Прочие поля
Эконом
- Рост, конкуренция, вымирание компаний
- Национальная экономика: Как управлять: как использовать принципы самоорганизации, финансовые рынки, фондовый рынок.
Политика
- Революции, «самодинамика», формирование общественного мнения.
- Правительство на принципах самоорганизации.
Религия
Философия
- Теории смены парадигм (Томас С. Кун)
Наука
- Развитие науки как самоорганизующийся процесс
Теоретические методы лечения, микроскопические, макроскопические, феноменологические
Теоретическое рассмотрение самоорганизации основано как на микроскопическом, так и на макроскопическом феноменологическом подходе.Особый интерес представляет вопрос, существуют ли общие принципы самоорганизации, независимо от характера отдельных частей системы. В синергетике (Haken (2004)) такие принципы можно найти, по крайней мере, для самоорганизации первого рода, как указано выше. В их основе лежат общие концепции, такие как параметры порядка и принцип подчинения (подробнее см. Статью о синергетике). Главный вопрос — снижение сложности. В больших классах систем их динамика может быть описана несколькими параметрами порядка.Это также служит основой для применения теории катастроф (Р. Том (1975) с полностью детерминированным подходом; стохастические модели см. Л. Кобб (1978)), а также теории хаоса, поскольку обе теории основаны на использование нескольких переменных.
Математическая теория синергетики предоставляет алгоритм, с помощью которого могут быть получены параметры порядка и их (низкоразмерные) уравнения, при условии, что известны основные микроскопические уравнения, и он позволяет формулировать уравнения модели в терминах параметров порядка, если основные уравнения неизвестны.
В то время как принципы, обнаруженные синергетикой (которая приближается к духу теории динамических систем), имеют довольно абстрактную природу, другая линия мысли подчеркивает интерпретацию механизмов (или принципов), лежащих в основе самоорганизации. Их можно проследить до кибернетики с ее концепциями положительной и отрицательной обратной связи. Согласно Эрди (см. Также Erdi (2008)), за многими (если не всеми) явлениями самоорганизации стоит баланс между положительной и отрицательной обратной связью, или как Х.Мейнхардт (2008) (см. Также Гирер и Мейнхардт (1972)) называет это «самоулучшением, уравновешенным антагонистической реакцией». Здесь может быть достаточно нескольких примеров, предложенных этими авторами:
Примеры 1
(на основе Эрди, P: объяснение сложности, Springer 2007)
В химической кинетике самоорганизующихся паттернов возникают из-за взаимодействия автокаталитических (т.е. положительной обратной связи), компенсируемого реакционной стадией, блокирующей неограниченный рост. Общеизвестные реакции БЖ — парадигма.Структуры Тьюринга — это пространственные структуры, спиральные волны (Winfree) — это пространственно-временные паттерны.
Сомитогенез , процесс сегментации, который производит периодический узор вдоль оси голова-хвост, в некоторой степени аналогичен структурам Тьюринга, в то время как спиральные волны возникают также в сердечных мышцах.
Динамика населения , экологические системы: взаимосвязанность, стабильность, разнообразие, устойчивость, сопротивление. Фундаментальный вопрос заключается в том, как изменяется стабильность экологической системы, если происходит изменение связности сети взаимодействующих популяций и / или силы взаимодействий.Модельные исследования показывают, что слабые связи повышают стабильность, и они … могут быть клеем, который связывает вместе естественные сообщества . (Макканн и др. (1978)).
Эпидемии 900 10. Эпидемии характеризуются быстрым увеличением численности инфицированного населения вследствие взаимодействия между инфицированными и восприимчивыми людьми. Зараженные могут превращаться в удаленный пул самопроизвольно или под внешним контролем.
Динамика войны . R.W.Ланчестер вывел и проанализировал модель классической войны. Известная расширенная версия модели, представленная Г. Ф. Гаузе (московским биологом) в 1934 году, как модель борьбы за существование . Модель способна показать принцип конкурентного исключения (одна сторона побеждает, а другая вымирает) и сосуществование, которое можно интерпретировать как перманентную войну .
Динамика сегрегации . Знаменитая модель Томаса Шеллинга демонстрирует, как местные правила (микромотивы в терминологии Шеллинга) подразумевают глобально упорядоченные социальные структуры (макроповедение).Результаты моделирования показали, что небольшое предпочтение жить среди своих владельцев подразумевает глобальную сегрегацию и образование гетто.
Динамика мнений 900 10. Взаимодействие людей в группе подразумевает, что изменение их мнений по различным вопросам может привести к консенсусу, фрагментации и поляризации. (Замечание Х. Хакена: математическое моделирование было впервые предложено В. Вайдлихом.)
Деловые циклы . В очень влиятельной модели Николас Калдор дал механизм для генерации временной колебательной динамики доходов и капитала, допуская нелинейную зависимость инвестиций и сбережений от дохода.
Самоорганизация в нервной системе . Согласно эмбриологическим, анатомическим и физиологическим исследованиям, объединение нейронных сетей является результатом взаимодействия чисто детерминированных (генетически регулируемых) и случайных (или очень сложных) механизмов. Колебания могут действовать как « организующие силы в соответствии с теорией индуцированных шумом переходов или стохастического резонанса . Самоорганизующиеся механизмы развития (рассматриваемые как формирование паттернов путем обучения) ответственны за формирование и пластическое поведение упорядоченных нейронных структур.Эволюционируемость, основа самоорганизации, накладывает ограничения на динамику мозга. Устойчивое внутреннее представление внешнего мира указывает на наличие аттракторов. Здесь под аттрактором понимается одно из состояний системы, в котором она устанавливается после запуска из заданного начального состояния. Самоорганизация требует, чтобы эти аттракторы обладали достаточной нестабильностью, чтобы иметь возможность изменяться и адаптироваться к окружающей среде. См. Также Самоорганизация функции мозга.
Стабильная динамическая работа мозга основана на балансе возбуждающих и тормозных взаимодействий.Нарушение тормозной синаптической передачи подразумевает начало эпилептических припадков. Эпилептическая активность возникает в популяции нейронов, когда мембранные потенциалы нейронов «ненормально» синхронизированы. Если торможение падает ниже критического уровня, степень синхронности превышает порог нормальных паттернов, и системная динамика переключается на эпилептический паттерн.
(Конец вклада Эрди)
Примеры 2
(вклад анонимного рецензента)
Песчаные дюны возникают в результате отложения песка за небольшим ветрозащитным кожухом; это увеличивает укрытие от ветра и тем самым ускоряет дальнейшее отложение песка — явная реакция самоусиления.Однако песок, отложившийся в одном месте, не может собираться в другом месте. Истощение песка в воздухе — антагонистическая реакция длительного действия. Таким образом, однородное распределение песка — нестабильная ситуация.
Эрозия протекает быстрее при некоторых травмах. В зарождающихся долинах собирается больше воды, ускоряя там эрозию. Меандрирование, также являющееся процессом формирования рисунка, делает зарождающуюся долину шире. Как и в примере с песчаными дюнами, вода, собранная в реке, больше не способствует эрозии в других местах.Рядом с большой рекой второй реки не появится.
Локализация газовых разрядов , наблюдаемая Пурвином и его группой и упомянутая Хакеном, также основана на этом механизме. Газовый разряд приводит к большему количеству ионов. Под воздействием разности напряжений эти ионы ускоряются, производя больше ионов, что приводит к дальнейшему увеличению локального тока и т. Д. Сопротивление в источнике тока и общий пробой напряжения ограничивают этот процесс самоусиления.То же основание имеет образование и локализация молнии.
Являются ли результирующие шаблоны стабильными или колеблющимися, зависит от соотношения постоянных времени. Если антагонистическая реакция имеет более длительную постоянную времени, чем самоусиливающаяся реакция, возникнут колебания или всплески активации. Примером может служить динамика инфекции: заражения несколькими вирусами может быть достаточно, чтобы вызвать заболевание, поскольку вирусы воспроизводят себя (самоусиление).Антагонистическая реакция, опосредованная иммунной системой, протекает намного медленнее. Чтобы заболеть, нужен день, а на то, чтобы снова стать здоровым, нужна неделя. (То, что при первом осмотре кажется недостатком, на самом деле является хорошей стратегией. Если бы иммунная система была намного быстрее, то установилось бы равновесие между производством вируса и его удалением. После единственного заражения мы бы боролись за остальную часть нашего организма. жизнь против вируса, однако из-за режима взрыва мы на короткое время заболеем, но впоследствии вирус полностью уничтожен).
Этот пример также удобен для иллюстрации требования для формирования волн : самоусиление должно распространяться умеренно, в то время как антагонистическая реакция должна быть локальной (т. Е. Условие полностью противоречит условию создания стабильных структур в пространстве) . Это очевидно в случае инфекций: вирус может распространяться, а иммунная реакция является локальной. Следовательно, инфекции могут возникать в виде эпидемических волн. То же самое и с лесным пожаром. Сжигание — это самоподдерживающийся процесс, поскольку большее количество тепла выделяет больше горючих газов, что приводит к более высоким температурам, вызывая горение соседних деревьев.Антагонистическая реакция возникает из-за того, что пепел больше не поддерживает огонь, т.е. антагонистический эффект является локальным.
(Конец вклада анонимного рецензента).
Одно предупреждение относительно всех этих интерпретаций может быть уместно. В «реальности» механизмы могут быть значительно более сложными, как засвидетельствовано, например, Meinhardt (1990), который задействует сеть различных морфогенов.
Рисунок 13: Полосы на зебрах могут служить примером формирования рисунка на мехах или коже рыб.Первоначальная идея объяснения восходит к А. Тьюрингу (1952). Он предположил, что в массиве изначально недифференцированных клеток образуются биомолекулы, называемые морфогенами, которые могут диффундировать и взаимодействовать друг с другом. Таким образом формируется предварительный узор. При высоких концентрациях (так называемых сейчас) молекул активатора включаются гены, которые затем приводят к дифференцировке клеток, вызывая, например, пигментации (см., например, Meinhardt, H. (1982), Murray J.B. (1989)). Рисунок 14: Рысь лошади. Различные типы четвероногих походок могут служить примером самоорганизации движений у животных.Такие походки представляют собой определенные дискретные модели движения, каждая из которых определяется одним или несколькими параметрами порядка. Подробное моделирование см. В Schöner et al. (1990), см. Также Х. Хакен «Принципы работы мозга» (1996). При изменении контрольного параметра может происходить переключение между походками.Приложения
Самоорганизующиеся системы адаптивны и надежны. Они могут переконфигурировать себя в соответствии с меняющимися требованиями и, таким образом, продолжать работать, несмотря на возмущения. Из-за этого самоорганизация использовалась как парадигма для разработки адаптивных и надежных искусственных систем (Gershenson, 2007).Основная идея — спроектировать элементы системы так, чтобы они находили решение или выполняли желаемую функцию. Этот подход полезен в нестационарных или очень больших проблемных областях, где решение не фиксировано или неизвестно. Таким образом, инженеру не нужно искать решение, так как его постоянно ищут самоорганизующиеся элементы.
Outlook
В научном сообществе растет осознание важности концепции самоорганизации, и в этом аспекте сейчас рассматривается целый ряд явлений.Особый интерес представляет разработка новых устройств всех типов (например, роботов, компьютеров), в которых используются принципы самоорганизации. Но многие другие приложения, например можно ожидать роста кристаллов, косвенного управления популяционными процессами и т. д.
Список литературы
Поле огромно и дать примерно полный список литературы практически невозможно. Поэтому читателям предлагаются отдельные статьи, посвященные различным областям.Помимо исторических ссылок (Paslak 1991; von Forerster 1992), я просто упоминаю (Haken 2004), а также ок. 90 томов серии Springer по синергетике и монографий, таких как Mainzer (2002), Strogatz (1994).
- Эшби, У. Р. (1947). Принципы самоорганизующейся динамической системы. Журнал общей психологии 37 : 125–128.
- Бар-Ям Ю. (1997). Динамика сложных систем , Исследования нелинейности, Westview Press.
- Кобб Л. (1978), Стохастические модели катастроф и мультимодальные распределения, Behavioral Sci. 23, 360-373.
- Эрди П. (2007), Объяснение сложности, Springer, N.Y.
- Гершенсон К. (2007). Проектирование и управление самоорганизующимися системами , CopIt ArXives, Мексика. TS0002EN
- Gierer, A., Meinhardt, H. (1972), Теория формирования биологического паттерна, Kybernetik 12, 30-39.
- Haken, H. (2004) Synergetics, Introduction and Advanced Topics , Springer, Berlin
- Хакен, Х.: изд. серии: Серия Springer в синергетике, Springer, 1977 —
- Heylighen, F. (2003). Наука о самоорганизации и адаптивности. В Энциклопедия систем жизнеобеспечения , Л. Д. Киль, (Ред.). Издательство EOLSS, Оксфорд.
- Кауфман, С. А. (1993). Истоки порядка . Издательство Оксфордского университета.
- Кернбах, С. (2008) Структурная самоорганизация в мультиагентных и мульти-роботизированных системах, Logos Verlag, Берлин
- Майнцер, К.(2002) Сложное мышление , Шпрингер, Берлин
- Mc Cann, K., Hastings, A., Huxel, G.R. (1998), Слабые трофические взаимодействия и равновесие природы, Nature 395, 794-797.
- Meinhardt, H. (2008) Модели формирования биологического паттерна: от элементарных шагов до организации осей эмбриона, Curr. Верхний. Dev. Биол. 81, 1-63.
- Николис, Г. и И. Пригожины (1977). Самоорганизация в неравновесных системах , Вили, Нью-Йорк.
- Паслак, Ф.(1991) Urgeschichte der Selbstorganisation, Vieweg, Брауншвейг
- Строгац С. (1994) Нелинейная динамика и хаос , Addison Wesley Publ.
- Том Р. (1975), Структурная стабильность и морфогенез, В.А.Бенджамин, Ридинг.
- фон Ферстер, Хайнц: (1992) Кибернетика. В: Энциклопедия искусственного интеллекта , 2-е издание, S.C. Skapiro (ed.), John Wiley and Sons, New York, 309-312.
Внутренние ссылки
- Валентино Брайтенберг (2007) Мозг.Scholarpedia, 2 (11): 2918.
- Ижикевич Евгений Михайлович (2006) Взрыв. Академия наук, 1 (3): 1300.
- Олаф Спорнс (2007) Сложность. Scholarpedia, 2 (10): 1623.
- Ижикевич Евгений Михайлович (2007) Равновесие. Академия наук, 2 (10): 2014.
- Джованни Галлавотти (2008) Колебания. Академия наук, 3 (6): 5893.
- Теуво Кохонен и Тимо Хонкела (2007) Сеть Кохонена. Академия наук, 2 (1): 1568.
- Марк Аронов (2007) Язык. Scholarpedia, 2 (5): 3175.
- Джефф Мохлис, Кресимир Йосич, Эрик Т. Ши-Браун (2006) Периодическая орбита. Академия наук, 1 (7): 1358.
- Филип Холмс и Эрик Т. Ши-Браун (2006) Стабильность. Scholarpedia, 1 (10): 1838.
- Кэтрин Рувас-Николис и Грегуар Николис (2007) Стохастический резонанс. Scholarpedia, 2 (11): 1474.
- Аркадий Пиковский и Майкл Розенблюм (2007) Синхронизация.Scholarpedia, 2 (12): 1459.
- Герман Хакен (2007) Синергетика. Академия наук, 2 (1): 1400.
Ссылки на рисунки
- Bénard, H. (1900), Rev. Gén. Sci. Pures, Appl. 11, 1261, 1309.
- Bodenschatz, E., Pesch, W., Ahlers, G. (2000), Annu. Rev. Fluid Mech. 32, 709.
- Фенстермахер Р.П., Суинни Х.Л., Голлуб Дж.П. (1979), J. Fluid. Мех. 94, 103.
- Фейнман Р.П., Лейтон Р.Б., Сэндс Х. (1965), Лекции Фейнмана по физике.Vol. II, Аддисон-Уэсли.
- Gerisch, G., Hess, B. (1974), Proc. Nat. Акад. Sci. (Мыть) 71, 2118.
- Мейнхардт, Х. (1990), Красота морских раковин, Спрингер, Берлин.
- Haeckel, E. (2004), (оригинальное издание 1904 г.), Kunstformen der Natur, Marix Verlag, Wiesbaden.
- Тьюринг, А. (1952), Фил. Пер. Р., Соц. Лондон, сер. В 237, 37.
- Wolpert, L. (1969), J. Theor. Биол. 25, 1.
- Мейнхардт, Х. (1982), Модели формирования биологического паттерна, Academic, Лондон.
- Мюррей, J.D. (1989), Математическая биология, Springer, Berlin, 2nd. изд. 1993, 3-е. изд. 2002/2003).
- Шёнер, Г., Янг, У.Й., Келсо, Дж. А.С. (1990), J. Theor. Биол. 142, 359.
- Хакен, Х. (1996), Принципы работы мозга, Springer, Берлин.
- Блюхель, К.Г., Малик, Ф. (2006), Faszination Bionik, München.
- Пурвинс, Х.Г., Амиранашвили, С. (2007), Physik Journal 2, 21.
См. Также
Сложность, Бифуркации, Динамические системы, Модель Гирера-Мейнхардта, Морфогенез, Синергетика
Система самоорганизации | Статья о системе самоорганизации от The Free Dictionary
процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или улучшается организация сложной динамической системы.Процессы самоорганизации могут происходить только в системах с высоким уровнем сложности и большим количеством элементов; отношения между элементами должны носить вероятностный, а не жесткий характер. Свойства самоорганизации проявляются в таких разнообразных системах, как живая клетка, организм, биологическая популяция, биоценоз и человеческое сообщество. Процессы самоорганизации предполагают реорганизацию существующих отношений между элементами системы и формирование новых отношений.Для процессов самоорганизации характерно то, что такие процессы целенаправленны, но в то же время естественны и спонтанны. Эти процессы могут происходить, когда система взаимодействует с окружающей средой, но они в некоторой степени автономны и относительно независимы от окружающей среды.
Выделяют три типа процессов самоорганизации. Первый тип — это самопорождение организации, то есть возникновение новой целостной системы со своими специфическими закономерностями из некоторой совокупности целостных объектов данного уровня.Примером может служить происхождение многоклеточных организмов от одноклеточных. Второй тип включает процессы, с помощью которых система поддерживает определенный уровень организации, когда происходят изменения внешних и внутренних условий, при которых система функционирует. Главный объект исследования здесь — гомеостатические механизмы (см. ГОМЕОСТАЗ ), в частности механизмы, действие которых основано на принципе отрицательной обратной связи. Третий тип предполагает улучшение и саморазвитие систем, способных накапливать и использовать опыт.
Проблемы самоорганизации впервые стали предметом специального исследования в кибернетике. Термин «самоорганизующаяся система» был введен английским кибернетиком У. Р. Эшби в 1947 году. Обширное изучение самоорганизации началось в конце 1950-х годов с целью открытия новых принципов, позволяющих создавать оборудование с высоким уровнем надежности и проектирование компьютеров, способных моделировать различные аспекты умственной деятельности человека. Исследование проблем самоорганизации стало одним из основных путей проникновения идей и методов кибернетики, теории информации и теории систем в биологические и социальные знания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Брейнс, С. Н., и А. В. Напалков. «Некоторые вопросы теории самоорганизующихся систем». Вопросыфилософии , 1959, вып. 6.Самоорганизующаяся система . М., 1964. (Пер. С англ.)
Принципы самоорганизации . Москва, 1966.
Кремянский В.И. Структурные уровни жизни материала . М., 1969.
Пригожин А.И. Социологические аспекты управления .Москва, 1974.
Системы самоорганизации . Вашингтон, 1962.
Форма Дж. Введение в математическую формулировку самоорганизующихся систем . Лондон, 1965.
Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970–1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.