Пятница , 20 Декабрь 2024

Работа с источниками информации кратко – —

Как работать с источниками информации?

Правильная работа с различными источниками данных или информации, их поиск и анализ являются залогом для достижения успеха в различных сферах жизнедеятельности. Иногда для получения необходимых данных приходится изучить и проанализировать значительный объем информации, большая часть которой в определенном случае может оказаться бесполезной. В таких ситуациях важно правильно выделять необходимый материал, отсеивая все лишнее.

Множество профессий в наше время связаны именно с обработкой данных, поэтому успеха можно достичь только при правильной работе с ними. Важно не только найти необходимые ресурсы, но уметь хранить и, самое главное, анализировать материал. Выполнять все эти действия быстро и качественно можно только при соблюдении некоторых правил.

 

Как работать с источниками информации?

Изучение любых ресурсов должно проходить по определенному алгоритму действий. Именно это позволяет эффективно выделить только необходимую для себя информацию, при этом, не упустив ничего важного. Этапы работы с информацией должны быть последовательны, это позволит не запоминать поверхностные отрывки материала, которые не принесут в дальнейшем никакой пользы, а выделять необходимую суть, что ведет к успеху в выполнении различных задач.

Поиск информации – это начало основной работы, самым важным в которой является анализ данных и хранение только необходимого материала. Из-за больших объемов часто возникает одна и та же проблема: запоминаются отрывки, которые не связаны между собой, а важные моменты остаются не изученными. Правильная работа с информацией позволяет избежать этого и гарантирует успех в выполнении определенного задания.

 

Поиск информации и ее анализ

Источниками для поиска определенных сведений могут являться различные ресурсы.

Узкоспециализированные источники, как правило, предоставляют краткую и полезную информацию. Сюда можно отнести различные книги, тематические статьи и сайты, блоги, также другие ресурсы, которые хранят материал по определенной тематике.

Медийными источниками считаются различные СМИ. Пользуясь этим ресурсом всегда необходимо разделять данные по полезности. Телевидение, радио и другие источники всегда предоставляют большой объем материала, который имеет множество лишнего.

Живыми источниками считаются непосредственные диалоги с людьми, а также выделение сведений из каких-либо публичных выступлений. Обрабатывать такие ресурсы можно лишь при уверенности в компетентности источника.

После выбора, каким именно способом будет осуществлен поиск информации, важно установить ее достоверность. Если в нескольких источниках встречаются похожие данные, то возможность их достоверности увеличивается. Также важно определить актуальность найденного материала и его полезность в определенном случае. Чтобы определить, насколько полученная информация полезна, необходимо ответить на несколько вопросов:

— С какой целью можно применить данный материал?

— Полезны ли ресурсы в определенном случае?

— Есть ли связь материала с какими-либо полезными действиями?

Если ответы на все эти вопросы будут отрицательными, то пользы от выделенного фрагмента материала нет. При положительных ответах можно судить о степени полезности полученных данных. Успех в каждом деле зависит от умения отличать нужные сведения от бесполезных, запоминая лишь необходимые. Достаточно простой анализ стоит выполнять постоянно, чтобы не хранить ненужные ресурсы.

Большая часть, а именно до 90% всего объема получаемых нами сведений, считается информационным шумом. Так можно называть бесполезные данные, которые не несут никакой полезности и ценности. Только лишь при умении отсеивать его, выполняя анализ, можно быть уверенным в полученной информации и достичь успеха в любой профессиональной деятельности.

Искать данные можно в различных источниках, но не всегда есть гарантия, что они окажутся актуальными и достоверными. Именно поэтому анализ сведений всегда предусматривает их проверку по нескольким ресурсам. Успех в поиске любого материала может быть достигнут лишь при правильной его обработке, особенно при изучении большого объема.

 

Хранение и использование материала

Работа с информацией всегда предусматривает ее правильное хранение. Это позволяет удобно ее обрабатывать, выполняя анализ, и использовать в необходимый момент. Хранение информации в наше время можно разделить на два вида:

— материалы в бумажном виде;

— электронные носители.

Необходимо определить, насколько важны определенные сведения, чтобы наиболее востребованные хранить всегда под рукой. Первый вариант используется крайне редко, обычно к нему относятся только важные бумаги и документы. Чаще всего хранение информации выполняется в электронном виде и должно быть систематизировано. Правильное распределение данных позволяет быстро найти необходимые вам. Это также является важной составляющей успеха при работе с различными ресурсами.

Правильно и последовательно нужно не только искать данные и анализировать, но еще и хранить их. Материал для ежедневного и частого пользования всегда должен находиться в мгновенном доступе, чтобы не затрачивать время и постоянно искать его. Материал для регулярного, но нечастого пользования необходимо распределять так, чтобы доступ к нему был достаточно быстрый, но при этом он не мешал на рабочем столе компьютера. Архивные сведения обычно хранятся в дальних папках, но должны быть распределены так, чтобы их не приходилось слишком долго искать.

Успеха при работе с большим количеством данных достичь несложно, но нужно уметь правильно распоряжаться имеющимися ресурсами. На основе найденной и проанализированной информации всегда принимаются какие-либо решения. Успех принятого решения всегда напрямую зависит от того, насколько качественно был осуществлен поиск информации и ее обработка.

www.healthandsoul.ru

Работа с информационными источниками

МОДУЛЬ 2. Информация. Источники информации. Работа с информационными источниками

Теория. Информация. Виды, хранение, поиск, использование информации. Источники информации. Правила составления библиографического списка. Работа с информационными источниками.

 

Цель: сформировать представления об информации, ее видах, источниках, особенностях хранения, поиска и использования.

 

Задачи:

1. Рассмотреть понятие и виды информации

2. Уяснить источники и носители информации

3. Узнать виды, хранение, поиск, использование информации

4. Сформировать представления о работе с информационными источниками

5. Узнать правила составления библиографического списка

Понятие и виды информации

Информация — общенаучное понятие, включающее совокупность знаний о природе, обществе, человеке и мышлении.

Знания, добытые человечеством, зафиксированы в книгах, учебниках, методических пособиях и других документах.

Люди имеют дело со многими видами информации. Информацию подразделяют на общественно-политическую, социально-экономическую, педагогическую, научно-техническую и др.

Общение людей друг с другом дома и в школе, в университете, на работе и на улице — это передача информации. Одну и ту же информацию можно передать и получить различными путями. Так, чтобы найти дорогу в музей в незнакомом городе, можно спросить прохожего, получить справку в справочном бюро, попытаться разобраться самому с помощью плана города или обратиться к путеводителю. Когда мы слушаем объяснение учителя, читаем книги или газеты, смотрим новости ТВ, посещаем музеи и выставки — в это время мы получаем информацию.



Учительский рассказ или рассказ товарища, телевизионная передача, телеграмма, письмо, устное сообщение и т.д. — все это примеры передачи информации. Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой.

Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми используются языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, английский и др.)» на которых говорят многочисленные народы мира.

Источники и носители информации

Источниками информации являются различные документы.

Под документами надо понимать не только традиционные письменные источники (книги, журналы, брошюры, газеты и т.п.), но и другие объекты, которые содержат информацию, предназначенную для хранения и передачи пользователю. Это рукописные материалы, аудиовизуальные средства (звукозаписи, кино и видиофильмы и др.), наглядные пособия, коллекционные материалы.

Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нём информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или теснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения, называется изданием. Издание может быть не только печатным текстом, но и комбинированным, т.е. включать записи звуков (пластинки, магнитофонные ленты или диски), изображения на других материальных носителях (дискеты, компьютерные диски, слайды, плёнки и т.п.)

В настоящее время большинство документов публикуются на бумажных носителях. Это очень дорого, занимает много места, связано с большими трудностями поиска данных.

В тоже время существуют и такие носители информации, как микрофильмы, микрокарты, микрофиши, емкость и плотность записи которых значительно выше, чем на бумаге.

 

Виды, хранение, поиск, использование информации

Человек хранит полученную информацию в голове. Мозг человека — огромное хранилище информации. Блокнот или записная книжка, ваш дневник, школьные тетрадки, библиотека, музей, кассета с записями любимых мелодий, видеокассеты — все это примеры хранения информации.

Информацию можно обрабатывать: перевод текста с английского языка на русский и наоборот, вычисление суммы по заданным слагаемым, решение задачи, раскрашивание картинок или контурных карт — все это примеры обработки информации. Все вы любили в свое время раскрашивать книжки-раскраски. Оказывается, в это время вы занимались важным процессом — обработкой информации, черно-белый рисунок превращали в цветной.

Информацию можно даже терять. Допустим, Иванов Дима забыл дневник дома и поэтому записал домашнее задание на листочке. Но, играя на перемене, он сделал из него самолетик и запустил его. Придя домой, Дима не смог сделать домашнюю работу, он потерял информацию. Теперь ему нужно или попытаться вспомнить, что же ему задали, или позвонить однокласснику, чтобы получить нужную информацию, или идти в школу с невыполненным домашним заданием.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет. Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

Первая электронная вычислительная машина «ЭНИАК» была разработана в США в 1946 году. В нашей стране первая ЭВМ была создана в 1951 году под руководством академика В.А. Лебедева.

В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Сегодня компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику — создавать новые картины, а композитору — музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Получение, хранение, передача и обработка информации — это информационные процессы. Роль информационных процессов в нашей жизни велика и с каждым годом становится все ощутимей. Поэтому человеческое общество нашего времени называют информационным обществом. Люди, живущие в информационном обществе, должны уметь пользоваться главным его инструментом, и в первую очередь универсальной информационной машиной — компьютером.

Рассмотрим подробнее основные информационные процессы: поиск, сбор (хранение), передача, обработка и использование информации.

Поиск информации.

Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике — номер телефона, в железнодорожном расписании — время отправления поезда, в учебнике математики — нужную формулу, на схеме метро — маршрут движения, в библиотечном каталоге — сведения о нужной книге. Можно привести еще много примеров. Все это — процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках.

Методы поиска информации:

-непосредственное наблюдение;

-общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

-чтение соответствующей литературы;

-просмотр видео, телепрограмм;

-прослушивание радиопередач, аудиокассет;

-работа в библиотеках и архивах;

-запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

-другие методы.

Сбор и хранение информации.

Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.

Хранение информации — это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга — библиотека, картина — музей, фотография — альбом). ЭВМ предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.

Информационная система — это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур- главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.

Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят — «в уме»), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего — на бумаге.

Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы запомнили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос: сколько будет пятью пять? Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобился адрес или телефон, которого мы не помним, то обращаемся к записной книжке или к телефонному справочнику.

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово «оперативный» является синонимом слову «быстрый». Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания. Свою память мы еще можем назвать внутренней памятью. Тогда информацию, сохраненную на внешних носителях (в записных книжках, справочниках, энциклопедиях, магнитных записях), можно назвать нашей внешней памятью.

Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение.

Передача информации.

В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации — канал связи.

Канал связи — совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.

Кодирующее устройство — устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи.

Декодирующее устройство — устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.

Деятельность людей всегда связана с передачей информации.

В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передачи в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации — криптология.

Обработка информации.

Обработка информации — преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Обработка информации по принципу «черного ящика» — процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.

«Черный ящик» — это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.

Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание.

К этому же виду обработки относится кодирование информации. Кодирование — это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки.

Еще одной разновидностью обработки информации является ее сортировка (иногда говорят — упорядочение). Например, вы решили записать адреса и телефоны всех своих одноклассников на отдельные карточки. В каком порядке нужно сложить эти карточки, чтобы затем было удобно искать среди них нужные сведения? Скорее всего, вы сложите их в алфавитном порядке по фамилиям. В информатике организация данных по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое, называется структурированием.

Использование информации.

Информация используется при принятии решений.

-Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение.

-Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими.

-Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире.

Компьютерная грамотность предполагает:

— Знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;

-Знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов;

-Умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.

Информационная культура пользователя включает в себя:

-понимание закономерностей информационных процессов;

-знание основ компьютерной грамотности;

-технические навыки взаимодействия с компьютером;

-эффективное применение компьютера как инструмента;

-привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями;

-применение полученной информации в практической деятельности.

Работа с информационными источниками

Любая научно-исследовательская работа, немыслима без изучения специальной литературы. Квалифицированный анализ литературных источников требует знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования.

Поиск литературы может продолжаться и в процессе ознакомления с источниками на основе изучения списков использованной литературы, обычно приводимой в конце книги. При подборе интересующей литературы надо учитывать год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общую направленность работы (определяемой на данном этапе по заглавию). Этап подбора соответствующей литературы должен сопровождаться библиографическим описанием источника на специальных каталожных карточках или в тетради. Это связано с тем, что иногда возникает потребность в повторных просмотрах тех или иных источников, а также необходимостью создать личную картотеку, построенную по определенному тематическому признаку. Все библиографические описания должны быть строго унифицированы и отвечать общепринятым правилам.

Изучение литературы необходимо для более четкого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах по данному вопросу, отражающих результаты соответствующих исследований.

Основными хранилищами научно-технической информации являются библиотеки. Поэтому исследователям для осуществления успешного поиска литературы необходимо правильно ориентироваться в фондах библиотеки.

Библиотеки бывают универсальные, научные, технические, публичные и ведомственные. В универсальных библиотеках собрана литература по всем отраслям знаний. В отраслевых библиотеках представлена литература по соответствующей специальности.

Школьникам для исследовательской (проектной) деятельности в основном достаточно книг, журналов и газет из школьной и районной библиотек.

В том случае, когда нужной информации в указанных библиотеках нет, то необходимую информацию следует заказать в районной библиотеке по межбиблиотечной доставке.

При посещении библиотеки в первую очередь надо обратиться к библиографу. Он подскажет в каком каталоге следует искать книгу или другое печатное издание.

При получении книги надо читать её начинать с аннотации. Аннотация — это краткая характеристика содержания, назначения, формы и других особенностей печатного издания. Аннотация также может включать информацию об авторе, содержать текст пояснительного или рекомендательного характера.

Школьник, прочтя аннотацию, может выявить, что ему для работы нужно всего несколько страниц рассматриваемого издания. Тогда он может заказать их ксерокопии и спокойно работать с ними дома.

Практически в каждой библиотеке есть читальный зал. В нём имеются наиболее ценные книги, справочники, словари, энциклопедии.

Большую помощь для целенаправленной работы в библиотеке могут оказать соответствующие каталоги, которые подразделяются на три основных вида: алфавитный, систематический и предметный. Каждый из них имеет конкретное назначение, служит для ответа только на соответствующие запросы и оформляется согласно ГОСТу.

В алфавитном каталоге сведения об имеющейся в библиотеке литературе располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы). Алфавитный порядок сохраняется также для имени и отчества автора. Литература, опубликованная на языке, использующем латинскую графику, как правило, располагается в этих каталогах после всех изданий на русском языке.

Наряду с алфавитными широко распространены систематические каталоги. Описания произведений в них даны по отраслям науки и техники. Отделы и подотделы систематических каталогов строятся в порядке от общего к частному, который закрепляется специальными индексами — сочетанием букв или цифр. Отделы систематических каталогов нередко имеют вначале перечни своих подразделений, со ссылками и примечаниями, позволяющими ориентироваться в большом массиве каталожных карточек.

В ряде крупных научных и технических библиотек создаются) предметные каталоги. Они отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке. Кроме рассмотренных выше основных видов каталогов, можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует учесть, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, так как последние долго готовятся и издаются. В то же время в монографиях и книгах материал излагается более подробно.

В настоящее время существует и электронный каталог. Электронный каталог представляет собой библиографическую базу в машиночитаемой форме, включающую элементы библиографической записи, для отражения содержания документов и элементы, указывающие адрес хранения документа (шифры или сиглы библиотек). Наличие в базе данных этих элементов позволяет Электронному каталогу выполнять функции всех видов каталогов:

· По назначению — читательского, служебного, топографического;

· По способу группировки — алфавитного, систематического и предметного;

· По виду отражаемых документов — на книги, журналы и статьи и др.; электронный каталог автоматизированный библиотека

· По отражаемым фондам — Электронный каталог одной библиотеки или сводный Электронный каталог.

Большинство необходимых документов сконцентрировано в государственных архивах. В нашей стране имеются центральные архивы федерального значения, республиканские, краевые и областные архивы. Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций.

Документы в архивах откладываются и хранятся по фондам, которые делятся на описи. В основу описи положен хронологический принцип либо структурные подразделения учреждения фондообразователя. Допуск исследователей в архивы и порядок работы в них регулируются специальными правилами, общим для которых является обязательное представление просьбы научного или учебного заведения разрешить конкретному лицу работу в определенном архиве по соответствующей теме и плану, подписанному исследователем.

При отборе документов в архиве следует, прежде всего, ознакомиться с его учетно-справочным аппаратом: сводным справочным фондом архива или путеводителем по архиву, часто имеющим аннотации к наиболее значительным фондам; каталогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. После установления названия фонда, материалы которого необходимы для работы, составляется заявка по форме, имеющейся в каждом архиве.

Полученные по заявке документы нужно внимательно просмотреть и выявить их ценность и необходимость для дальнейшего изучения. Содержание очень важных для работы и имеющих небольшой объем документов следует выписывать полностью, одновременно указывая название фонда, номер описи, номер дела, единицу хранения и лист. В некоторых случаях можно ограничиться краткими выписками отдельных фактов, также сопровождая их обязательной ссылкой на фонд, опись, дело и лист.

Работа в архиве — важное звено многих научных и научно-методических исследований, поэтому знакомство с организацией, методикой и техникой этого дела можно считать неотъемлемой частью общенаучной подготовки студентов.

 


pdnr.ru

Работа с источниками информации

 

Почему выбор источника становится проблемой? Одна из причин заключается в том, что довольно много людей с готовностью дали бы журналисту информацию, однако у них нет должных полномочий и компетенции, и поэтому полученные от них сведения не могут считаться достоверными. Журналист, прежде всего, отвечает себе на такие вопросы: какая организация (департамент, отдел, комитет, контора) в действительности занимается вопросами, которые интересуют корреспондента? как она организована? кто является ключевыми фигурами (руководителями)? кто может дать исчерпывающую и точную информацию?

Лучшая «шпаргалка» для определения компетентных и полномочных персон – телефонные и другие справочники для внутреннего пользования, из которых можно узнать не только фамилии, имена, отчества функционеров, но и названия отделов, департаментов, служб. Некоторые журналисты заводят своеобразные досье на работников организаций, с которыми им приходится иметь дело, поддерживают с ними контакты даже тогда, когда это не требуется для дела, следят за их продвижением по службе, вовремя узнают о преемниках при переводе на другое место работы. Все для того, чтобы «законсервированный» на время источник в соответствующий момент мог быть использован незамедлительно.

Кстати, для подтверждения полученных данных наличия надежного информатора недостаточно. Когда материал появляется на газетной полосе или в эфире, требуется снабдить его еще одним атрибутом достоверности: обязательной ссылкой на источник. Отсутствие таковой обычно свидетельствует о непрофессионализме репортера. В других случаях, когда информация дается без указания на ее происхождение, либо мы сталкиваемся с внепрофессиональными мотивами поведения журналиста (руководства редакции, канала, студии), что часто встречается во время «информационных войн» и предвыборной борьбы, либо это делается для обеспечения конфиденциальности источника.

Разумеется, лучший вариант – это когда информаторы не возражают против обнародования их имен. У корреспондента появляется возможность вместо «известно, что…» сказать прямо, кому известно, вместо «говорят, что…» произнести имя того, кто говорит, вместо использования оборота «ожидается, что…» объяснить, кем ожидается, а взамен слов «как мне сказали…» указать на того, кто сказал.

Приходится учитывать, что собеседники журналиста боятся «репрессий» со стороны своего начальства, озабочены карьерой, не хотят общественной огласки, стесняются. Статья 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» обязывает нас сохранять в тайне источник информации и не называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени. Если не удалось уговорить собеседника назвать его в публикации, то поступать следует только по закону.

Довольно часто журналиста предупреждают: «Это не для печати. Я рассказал вам для того, чтобы вы знали общую картину, но говорить об этом не нужно». Как поступать в таких случаях? Практика обнаруживает несколько подходов. «Жесткий»: корреспондент представляется, убеждается в том, что собеседник идентифицировал его как журналиста, после этого использует полученную информацию по своему усмотрению («Он знает, с кем разговаривает, – пусть и выбирает выражения»). «Мягкий»: корреспондент уговаривает собеседника оставить в материале информацию, которую последний не желал бы распространять («без этого материал потеряет остроту», «ваша точка зрения будет плохо аргументирована», «о вас будут думать, что вы лукавите» и т.п.). Если человек поддается на уговоры – прекрасно. Если нет и журналист далобещание не публиковать «неудобные» для источника сведения – следует поступать в соответствии с законом.

Ссылки бывают разные, начиная с конкретного «как нам сообщил имярек» и заканчивая традиционным оборотом «по сведениям, поступившим от лиц, заслуживающих доверия». В последнем случае при возникновении после публикации неприятностей редакции и журналисту необходимо защищать конфиденциальность своих источников.

Отдельного подхода требуют слухи как источник информации (молва, известие, обычно еще ничем не подтвержденное, по определению толковых словарей). Журналисты охотно пользуются сведениями такого рода, предварительно обезопасив себя необходимыми процедурами. А именно:

 

      полезно найти источник слуха;

      переспросить у источника, так ли было или есть на самом деле;

      в случае отказа подтвердить слух – поискать другой источник, способный дать подтверждение;

      при удачном поиске и полученном подтверждении договориться о том, что если после опубликования материала редакции будет предъявлен иск, источник явится в суд и подтвердит изложенные сведения.

 

В любой другой ситуации редакция и журналист берут на себя всю возможную ответственность. Иногда слухи становятся поводом для журналистского расследования и в конечном итоге перестают быть таковыми.

А как быть с анонимными источниками? Одно из существующих правил гласит: избегать пользоваться ими. Согласно другому мнению, информация от неизвестного осведомителя может быть использована, если по меньшей мере еще один источник ее подтвердит. При этом использование безымянного источника должно быть кратко объяснено в материале.

Однако самые распространенные источники информации для журналистов – представители органов власти. По данным Комиссии по свободе доступа к информации (российский правозащитный фонд), около 80% журналистов систематически обращаются за сведениями к представителям различных ветвей власти, преимущественно –исполнительной. Особенность работы с органами управления заключается в том, что между средствами массовой информации и руководителями федерального, регионального и местного уровней есть посредники – пресс-секретари и пресс-службы. Они организуют брифинги, пресс-конференции и встречи с руководством для интервью, отвечают на запросы, проводят аккредитацию корреспондентов, приглашают их на закрытые мероприятия, готовят информацию в виде пресс-релизов, справок, отчетов. Нельзя не учитывать, что получаемая таким образом информация часто бывает односторонней, поскольку задачи пресс-служб не совпадают с обязанностями прессы: в первом случае – сделать положительным образ руководства в общественном мнении, во втором – сообщить аудитории о реальных фактах. Подобные отношения пресс-служб со СМИ складываются повсеместно и за некоторыми мало существенными отличиями характерны для всех организаций, в том числе и общественных. Поэтому опытные журналисты обзаводятся собственными информаторами, которые находятся «в недрах», внутри правительства, администрации, департамента, –для проверки полученных сведений, получения эксклюзива или закрытых данных.

Некоторые официальные учреждения пользуются повышенным вниманием СМИ, и репортеру полезно знать об организации в них работы с прессой.

Непростой объект журналистского интереса представляют собой органы внутренних дел, причем в зависимости от иерархического уровня они несколько различаются между собой. В частности, в областном УВД журналистам, чтобы получать информацию, по всей видимости, придется аккредитоваться.

Так, Положением об аккредитации при отделении информации и общественных связей ГУВД Свердловской области представителей СМИ предусмотрены следующие права для аккредитованных журналистов: посещать брифинги, пресс-конференции ГУВД; получать от пресс-службы пресс-релизы и иные информационные материалы; производить записи с использованием различных средств, за исключением случаев, предусмотренных законом; проверять достоверность информации, получать необходимые справки, консультации; присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых ГУВД, за исключением закрытых. Кроме того, аккредитованные журналисты имеют право получать интересующую их информацию без письменных запросов, в том числе у должностных лиц во всех подразделениях, подчиненных ГУВД области. В некоторых управлениях, однако, существует негласный закон, запрещающий рядовому составу милиции, ГИБДД давать интервью без согласования с вышестоящим начальником. Практически вся информация проходит через пресс-службу, с которой приходится «налаживать контакт», дабы не попасть в немилость, влекущую к отлучению от источника сведений. Поддержание личных связей – далеко не бесполезное дело для информированности журналистов.

С Федеральной службой безопасности работать несколько сложнее. Аккредитация предусматривается не во всех структурах. Вся информация проходит через группу по связям с прессой (общественностью) и в большинстве случаев предоставляется по запросам. Многое зависит от степени доверия к данному СМИ и конкретному журналисту. По действующим внутренним приказам, оперативные работники могут общаться с корреспондентами только через пресс-службу и по решению руководства.

Прокуратуры во взаимодействии с журналистами исходят из приказа Генерального прокурора (1993), которым обязанность сотрудничать со средствами массовой информации была возложена на старших помощников прокуроров. Они сортируют и дозируют информацию, предлагаемую прессе, в соответствии с законами и положениями, по которым действует данная правоохранительная структура. По наблюдениям журналистов, случается, что прокуратура пытается навязать свое мнение журналисту – как правило, это позиция обвинения в той или иной правовой коллизии. Целесообразно при этом найти противовес в виде защитника. Принцип «выслушать противоположную сторону» должен срабатывать и здесь. Объективность материалов от этого только выиграет.

Суды. Отношение третьей ветви власти с «четвертой» регламентируются Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальным кодексами РФ. Они определяют пределы информирования журналистов в части находящихся в производстве дел, устанавливают ограничения по объемам сведений, предназначенных прессе, оговаривают условия, при которых журналисту разрешается и запрещается присутствовать на заседаниях суда. Информацию можно получить не только от судьи, но и от пресс-секретаря суда, специфика работы которого практически ничем не отличается от подобной работы в других организациях.

Как правило, визировать материалы у представителей всех трех ветвей власти не требуется. Согласно Закону «О средствах массовой информации», не допускается предварительное согласование содержания сообщений и материалов (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым). Многие журналисты, тем не менее, дают источникам информации почитать материал целиком или зачитывают фрагменты, чтобы уточнить цитаты, цифры, иные фактические сведения, и таким образом страхуют себя от ошибок.

Однако если органы власти, предприятия и организации с государственной формой собственности все же, несмотря на известные трудности, более или менее открыты (доступ к ним гарантируется правовыми актами), то предприятия и организации с частной формой собственности практически наглухо закрыты для журналистов. Здесь выручают связи, личные возможности репортеров и редакторов, благоприятное стечение обстоятельств, профессиональный опыт. Однажды на семинаре, где обсуждалась эта проблема, один из участников предложил выход: «Надо найти обиженного акционера и расспросить его». Другой заметил: «Вспомнить бы хорошо забытое старое – рабоче-крестьянских корреспондентов, внештатных авторов – и вернуться к этой практике, тогда получить информацию не составит труда». Говоря в целом, выход заключается в изобретательной работе руководства и журналистов.

Выбрав источник и получив доступ к нему, собрав необходимые сведения, журналист проверяет полученную информацию. Причем проверку следует проводить при всяком удобном случае, не жалея для этого времени. Добросовестный журналист отличается тем, что для уточнения сведений сделает на пять звонков больше, чем его излишне беззаботный коллега.

Существует несколько испытанных способов проверки фактических сведений:

 

      когда материал готов, следует перезвонить источнику и, опираясь на текст, перепроверить цифры, факты, иные данные, проговорить ясно и членораздельно важные высказывания и спросить: «правильно ли я воспроизвел ваше суждение?»;

      по возможности следует сопоставить полученные сведения с имеющимися на это счет видео- и аудиозаписями, текстовыми документами;

      опросить дополнительных свидетелей и очевидцев;

      показать текст экспертам;

      зачитать материал опытным коллегам в редакции;

      дать прочесть текст редакционному юристу.

 

Все эти нехитрые действия избавят журналиста от возможных ошибок и последующих неприятностей.

studfiles.net

Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Текущие события

Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/Нижний Новгород НГПУ январь 2014 года


Учебный Курс «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде ХХI века», Ижевск, ноябрь 2013 г.


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Новокузнецк октябрь-декабрь 2013


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Ростовская область октябрь 2013


Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/НИРО/Курс для тьюторов/23 сентября — 20 октября 2013 года


Дистанционный курс ТЕО (Омская обл, осень 2013) преподаватель — Маркер Надежда Юрьевна


Семинар Созвездия Веб 2.0/Екатеринбург сентябрь 2013 преподаватель — Ирина Нургалеева


Обучение тьюторов, группа TEO РК, май-июнь 2013 преподаватель — Ольга Урсова


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород март-май 2013


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород февраль-апрель 2013


Курс «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС» Екатеринбург — Арамиль март 2013


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего», ВГПУ, 1 курс магистратуры, исторический факультет — 6 февраля — 20 мая 2013г. — преподаватель — Ирина Суслова


Курс «Информационные технологии в практике работы учителя» 04.01.13 — 02.02.2013 — преподаватель — Анна Кологерманская


Курс для руководителей ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения (Омский МР, декабрь 2012) — преподаватель —Любовь Мальцева


Курсы Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века, Балаковская площадка, декабрь 2012 — преподаватель — Светлана Морозова


Тренинг Информационно-коммуникационные технологии в управлении воспитательным процессом,Тюкалинск,декабрь 2012 — преподаватель — Наталья Ильяш


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего»,октябрь 2012, ЯНАО г.Ноябрьск — преподаватель — Елена Ремизова


В рамках он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» проводится сетевое мероприятие Проектный инкубатор-2012





Архив событий


  • Окружающий мир – мир сложных систем (информатика, 11 класс, автор Круподерова К.Р.)
  • Информационная цивилизация (информатика, 11 класс, автор Кошелев В. Г.)
  • Математика для будущих банкиров (алгебра, 9 класс, автор Склемина Г. А.)
  • Волшебная сила музыки (музыка, биология и др., 5-8 классы, автор Красноперова Т. В.)
  • Полуостров сокровищ (окружающий мир, краеведение, 4 класс, автор Тимохина Е.Г.)
  • Удивительное рядом (окружающий мир, краеведение, русский язык, 2-4 классы, автор Тимохина Е.Г.)

Нам уже…

wiki.iteach.ru

Приложение р. Формы и методы работы с источниками информации

В ходе работы над исследованием студент изучает литературу, собирает и анализирует материалы о деятельности предприятия (учреждения), периодически информирует руководителя о полученных результатах и получает от него соответствующие рекомендации.

Для сбора информации по теме работы необходимо обратиться к услугам библиотек, и, прежде всего, – познакомиться с фондами библиотеки МГИИТ, где в помощь студенту существует справочно-поисковый аппарат, главную часть которого составляют каталоги и картотеки.[3]

Рекомендуется также формирование специальных папок для сбора материала по интересующей тематике, в которые следует подшивать газетные и журнальные статьи, а также материалы из Интернета. Папки должны именоваться в соответствии с названиями глав, пунктов и подпунктов дипломной работы.

При изучении литературы следует пользоваться записями, которые ведутся во время или после чтения монографии (статьи). Чтение должно носить творческий характер, поэтому нужно обдумывать прочитанный материал, размышлять над ним. Только такое чтение сопровождается активной умственной работой. Если в тексте книги или статьи встречаются недостаточно знакомые или вообще незнакомые научные понятия, термины и слова, как русские, так и иностранные, необходимо искать ответы, пользуясь учебниками, энциклопедиями, справочниками и словарями.

Для того, чтобы усвоить и осмыслить написанное, следует пользоваться такими формами ведения записей, как план (простой или развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме и конспектирование.

План представляет собой наиболее краткую форму записи прочитанного материала, – перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. План составляется либо по ходу чтения материала, либо после полного прочтения. Во втором случае план получается последовательным, стройным и кратким. Форма плана не исключает цитирования отдельных мест и обобщения более поздних материалов.

Выписки можно делать в форме цитат (дословного изложения того или иного материала из источника) или в форме краткого, близкого к дословному, изложения содержания источника, данного в понимании выпускника. Выписки делаются на отдельных листах или карточках. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве использования при компоновке дипломной работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное и существенное, выпускник при составлении выписок глубже понимает читаемый текст. Составление выписок экономит время, сокращая его на неоднократное возвращение к данному источнику при написании текста дипломной работы. Каждая выписка обязательно должна быть снабжена ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы (см. Приложение Г).

Тезисы представляют собой сжатое изложение основных мыслей и положений прочитанного материала. Их особенностью является утвердительный, недискуссионный, позитивный характер.

Аннотация – краткая обобщенная характеристика печатной работы (книги, статьи). Это короткое изложение содержания первичного документа, дающее общее представление о главной теме и перечне вопросов, затрагиваемых в тексте. В аннотации не требуется изложения содержания. Здесь лишь перечисляются вопросы, которые освещены в первоисточнике (содержание этих вопросов не раскрывается). Аннотация не может быть по размеру больше 0,5 печатного листа.

Резюме – краткий итог прочитанного, содержащий его оценку. Резюме характеризует основные выводы и предложения книги или статьи, главные итоги. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств – максимум информации. Это обычно несколько (от одного до трех) четких, кратких, выразительных предложений, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.

Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста. Результат конспектирования – запись, позволяющая немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор», поэтому составлять его надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер, т.е. рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.

Основными требованиями к конспекту являются: краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений. По сути, конспект – средство накопления материала для будущей дипломной работы. Конспектирование, как форма ведения записей, способствует глубокому пониманию и более прочному усвоению изучаемого материала, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов и умения четко их формулировать, ясно излагать своими словами.

Конспект бывает текстуальным, тематическим и графическим.

Текстуальный конспект – посвящен определенному источнику, сохраняет структуру и логику изучаемого текста. Запись в конспекте производится в соответствии с расположением материала в изучаемой работе.

Тематический конспект посвящен конкретной теме и нескольким источникам. Здесь за основу берется не план работы, а содержание изучаемой темы или проблемы.

Графический конспект, наряду с кратким содержанием конспектируемой работы, дает представление об иерархии понятий и проблем, взаимосвязям между ними путем отображения структурных, логических, информационных и других связей с помощью схем, диаграмм, алгоритмов, рисунков. По каждой работе может быть составлен не один, а несколько графических конспектов, отображающих источник в целом и отдельные ее части.

Графическое конспектирование требует глубокого осмысления предмета, является самым трудоемким, но при этом и самым совершенным способом изображения внутренней структуры источника, а также наиболее эффективным методом самостоятельного приобретения знаний, творческого осмысления изучаемых вопросов.

Выпускник высшего учебного заведения должен уметь искать и находить нужную информацию по каталогам в библиотечных фондах.

Каталог это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны следующие сведения об одной книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год изда­ния), количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу карточки каталога.

Как правило, в библиотеках создается два вида каталогов, один из которых – алфавитный, а другой, группирующий литературу по содержанию, – систематический.

Для правильного использования каталогов, необходимо знать общие принципы их построения.

С помощью алфавитного каталога можно установить, ка­кие произведения того или иного автора имеются в библиотеке, а также наличие определенной книги, автор или название которой известны. Карточки алфавитного каталога расставлены по первому слову библиографического описания книги: по фамилии автора или названию книги, не имеющей автора. Если первые слова совпадают, карточки расставляются по второму слову, при совпадении вторых слов – по третьему и т. д. Карточки авторов-однофамильцев расставляются по алфавиту их инициалов. На разделителях алфавитного каталога указываются буквы алфавита, фамилии наиболее известных авторов и наименования учреждений.

В таком каталоге дается лишь формальный перечень имеющихся в библиотеке книг. Следовательно, если студенту точно известны названия нужных книг и фамилии авторов, необходимо воспользоваться именно алфавитным каталогом.

В систематическом каталоге карточки группируются в логическом порядке по отдельным отраслям знаний. Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, разделы его связаны между собой логической последовательностью, и более дробное их деление направлено от общих вопросов к частным, более узким, конкретным.

От алфавитного каталога систематический каталог отличается тем, что в каждом из его разделов отражается литература по вопросам одной отрасли. На разделителях систематического каталога указывается цифровое или буквенно-цифровое обозначение (индекс) отдела (отрасли) и название отдела (отрасли).

Следовательно, если студенту необходимо выяснить, ка­кие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, нужно обратиться к систематическому каталогу.

Для удобства пользования систематическим каталогом, существует алфавитно-предметный указатель, который представляет собой перечень предметов, названий, определе­ний с указанием индексов соответствующих разделов систематического каталога. Каждое слово алфавитно-предметного указателя заносится на отдельную карточку, которые расставляются в алфавитном порядке в специально выделенных ящиках систематического каталога (это, как правило, первые ящики систематического каталога).

Алфавитно-предметный указатель является своего рода «ключом» к систематическому каталогу, так как он подсказывает, где, в каком разделе и под каким индексом следует искать нужную книгу.

В библиотеках ведется и предметный каталог, который значи­тельно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане. В отличие от систематического каталога, за основу наименования разделов в данном случае берется не отрасль знания, а название предметов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком. Каждый вопрос, выделенный в виде рубрики в этом каталоге, получает словесную формулировку, составленную таким образом, чтобы основное понятие определялось первым словом. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные.

В связи с активным внедрением компьютерных технологий в библиотечные процессы, библиотеки переводят карточные каталоги в машиночитаемую форму и создают электронные каталоги.

Электронный каталог представляет собой машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени. Электронный каталог раскрывает состав и содержание библиотечного фонда печатных, аудиовизуальных, электронных документов и используется для обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам библиотеки, реализации возможностей расширенного информационного поиска.

Поиск информации в электронном каталоге осуществляется по автору, заглавию, предметным рубрикам, индексам УДК и ББК, ключевым словам, месту из­дания, дате издания, виду документа и другим признакам.

Таким образом, электронный каталог объединяет в себе функции алфавитного, систематического, предметного и других каталогов.

Сегодня студенты в качестве материалов для написания курсовых и дипломных работ используют поисковые сайты Интернет.

Привлечение материалов и данных, полученных через Интернет, допускается. Однако, качество этих материалов низкое, поскольку, в отличие от печатной продукции, никакой редакции, рецензирования или контроля здесь не предусматривается.

Для успешного поиска действительно полезной информации следует пользоваться сайтами специальных образовательных систем и официальных организаций (Госкомстата, Росавиации, WTO и др).

Наиболее содержательной и достоверной является информация из отраслевых периодических изданий, где профессионалы и аналитики туристской отрасли представляют справочный, теоретический и практический материал по всем актуальным проблемам туристского рынка. Особенно ценным является наличие в электронном виде архивов периодических изданий, что расширяет возможности поиска и позволяет проследить динамику развития проблемы, определенных показателей, изменений конъюнктуры и др. Пользоваться электронными материалами необходимо критично и с осторожностью: просматривая текст и статистику, необходимо стараться выделять особенности, слабые и сильные стороны, пробовать перерабатывать исходный текст.

В случае привлечения материалов и данных, полученных по Интернету, необходимо указать точный источник материалов (сайт, дату получения). Это правило является строго обязательным.

Категорически не допускается ссылаться в дипломной работе на «Ресурсы Интернет».

В каталогах можно найти только информацию о книгах, в то время как для написания дипломной работы необходимы также материалы, напечатанные в журналах, информационных изданиях и различного рода сборниках статей.

Для этого в библиотеках организуют библиографические картотеки, где помещают описания журнальных и газетных статей, материалов из сборников и постоянных изданий. Любая библиографическая картотека представляет собой подборку каталожных карточек, расположенных по определенному признаку. Обычно в библиотеках ведется несколько картотек: систематическая картотека статей, тематические и специальные картотеки.

В вузовских библиотеках студенты активно работают с систематической картотекой статей, которая включает кар­точки на статьи из журналов и газет, получаемых библиотекой, статьи из сборников, отражающих важнейшие проблемы науки, техники, культуры и образования. Материал группируется по разделам и отраслям знаний, т. е. в пол­ном соответствии с систематическим каталогом. Эта картотека имеет общий с систематическим каталогом алфавитно-предметный указатель (ключ).

Тематические картотеки включают карточки на книги, статьи и другие произведения печати по отдельным темам (вопросам). Выбор тематики подобных картотек определяется профилем и перечнем дисциплин вуза.

Как правило, в вузовских библиотеках организуется специальная картотека трудов ученых данного вуза. В такой картотеке собираются все работы ученых вуза с момента начала их научной деятельности. Картотека трудов может представить интерес для студентов в процессе написания дипломной работы.

Рост числа изданий научной и технической литературы делает очень важной проблему «ключа» к ней. Таким ключом служат библиографические указатели – перечни литературы, составленные по тому или иному принципу.

Подготовкой различного рода библиографических изданий занимаются: Российская книжная палата, крупные библиотеки, институты научно-технической информации, многие научные учреждения и учебные заведения. Кроме тех библиографических указателей, которые выпускаются в виде отдельных изданий, библиография имеется в том или ином виде в книгах и статьях.

Учитывая интенсивное развитие науки и техники, в нашей стране создана единая государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), включающая специальные учреждения, которые осуществляют сбор, обобщение и распространение информации. Здесь централизованно производится обработка, обобщение и систематизация научных документов отечественных и мировых источников информации.

В результате обработки подготавливаются различные формы информационных изданий.

Реферативные журналы – основные информационные издания, содержащие преимущественно рефераты, иногда аннотации и библиографические описания литературы, представляющей наибольший интерес для науки и практики.

Бюллетени сигнальной информации включают в себя библиографические описания литературы, издаваемой по определенным отраслям знаний. Основная их задача – оперативное информирование о научных и технических новинках.

Экспресс-информация – информационные издания, содержащие расширенные рефераты статей, описание изобретений и других публикаций.

Аналитические обзоры – информационные издания, дающие представление о состоянии и тенденциях развития определенной области (раздела, проблемы) науки или техники.

При написании дипломной работы для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий и терминов студенту рекомендуется широко использовать справочную литературу, которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки.

К справочным изданиям относятся различные энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники и др.

Энциклопедии – научные справочные пособия по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря (универсальные и отраслевые). Структура энциклопедий может быть систематической, т. е. располагающей материал по отраслям знания, и алфавитной, в которой материалы рас­положены по алфавиту названий предметов. Чаще всего статьи (слова) в энциклопедиях располагаются в алфавитном порядке.

Словари – собрания слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно алфавитном, с пояснениями или переводом на другой язык. По подбору слов и характеру их объяснения основными являются два типа словарей: энциклопедические и языковые. Энциклопедические словари со­держат определения понятий и терминов по самым различным отраслям знаний. Они могут быть универсальными или тематическими, содержащими сведения по определенной отрасли знания.

Справочниками называют книги, в которых собраны необходимые сведения по определенным вопросам. Справочники содержат материалы в сжатом, концентрированном изложении. Материал располагается в порядке, облегчающем быстрое нахождение необходимых сведений: в алфавитном, систематическом (по отраслям знаний), хронологическом и др.

К справочной литературе относятся и статистические сборники, которые содержат различного рода цифровые показатели состояния экономики, ее отраслей, техники, науки, культуры за определенный период.

Ориентируясь в библиотечных каталогах, картотеках и библиографических указателях, а также в информационных изданиях, можно без особого труда осуществить поиск документальных источников информации применительно к конкретным целям.

Одной из особенностей рационального чтения специальной литературы является определенная последовательность действий:

  1. предварительное ознакомление с книгой, т. е. беглый просмотр содержания;

  2. тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.

Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей, составлением тезисов, выписыванием цитат, иллюстративного статистического материала.

Список использованных источников и литературы позволяет в значительной степени оценить и качество проделанного исследования. Так, отсутствие в перечне источников и литературы новейших материалов (в частности материалов, изданных в течение года, в который защищается дипломная работа) или основных, признанных в научной среде трудов по избранной теме дает возможность сделать вывод, что дипломная работа не отличается требуемой глубиной исследования и не основывается на последних научных достижениях.

Библиографическая база дипломной работы должна охватывать не менее 30 источников и научных трудов. Под источниками понимаются официальные материалы государственных органов (законы, указы, постановления и др.), статистические публикации государственных органов или международных организаций, а также специальная отечественная и зарубежная литература (монографии, сборники статей, периодическая печать), планы и отчеты предприятий (учреждений), данные статистических или аналитических исследований, проводимых на предприятиях.

Перечень периодических изданий, изученных студентом при написании дипломной работы, является обязательным. Использование источников и литературы на иностранных языках существенно повышает качество и значимость научного исследования.

Приложение С. Список отраслевых периодических изданий

        1. АиФ. ТУР

        2. Аэрофлот

        3. Азбука путешествий

        4. Вестник РАТА

        5. Весь мир

        6. Визит. Туризм.  Путешествия

        7. Вольный Ветер

        8. Вояж

        9. Вояж и отдых

        10. Все для отдыха и спорта

        11. Где отдыхать?

        12. Горные лыжи/SKI 

        13. Иностранец 

        14. Инфо-Сити

        15. Коммерсантъ-Туризм

        16. Магазин Путешествий

        17. Мир Аэрофлота

        18. Новый иностранец

        19. Обучение за рубежом

        20. Парад Отелей

        21. Партнер

        22. Пилигрим

        23. Путешественник

        24. Разыскивается отдых

        25. Российская туристская газета

        26. Российские туристские новости (RTN) 

        27. Руссо Туристо

        28. Туринфо

        29. Туризм и образование

        30. Туризм и Отдых

        31. Турист-клуб

        32. Турбизнес

        33. Туризм: практика, проблемы, перспективы

        34. GEO 

        35. Tourist Resourses of Russia

        36. TTG-Russia 

studfiles.net

Работа с источниками информации — КиберПедия

Структурной единицей, характеризующей информационные ресурсы и информационные продукты с количественной стороны является научный документ, под которым понимается материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для еѐ хранения и использования. В зависимости от способа предоставления информации различаютдокументы: текстовые (книги, журналы, отчеты и др.), графические (чертежи, схемы, диаграммы), аудиовизуальные и компьютерные (звуко-, кино-, видеозаписи на дисках и пр.); кроме того, документы подразделяются на первичные и вторичные (результаты определѐнной переработки первичных или сведения о них).

Первичные документы и издания. Книги– непериодические текстовые издания объемом свыше 48 стр. Брошюры– непериодические текстовые издания объемом 4 — 48 стр. Монографии– книги, содержащие всесторонние исследования одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. Учебные издания– непериодические издания, содержащие систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения. Периодические издания, т.е. выходящие через определѐнные промежутки времени: сборники научных трудов институтов, вузов, научных обществ и пр. Нормативно-технические документы: стандарты, инструкции, типовые положения, методические указания и пр. Патентная документация– совокупность документов, содержащих сведения об открытиях, изобретениях и др. видах промышленной собственности. К основным видам непубликуемых первичных документовотносятся научно-технические отчеты, диссертации, депонируемые рукописи, научные переводы, конструктивная документация, информационные сообщения и др. Вторичные документы и издания: Справочные изданиясодержат результаты теоретических обобщений, различные величины и их значения, материалы производственного характера. В обзорных изданияхсодержится концентрированная информация, полученная в результате отбора, систематизации и логического обобщения сведений из большого количества первоисточников по определѐнной теме за определѐнный промежуток времени. Реферативные изданиясодержат сокращенное изложение первичного документа или его части с основными фактическими сведениями и выводами. Библиографические указателиявляются изданиями книжного или журнального типа, содержащими библиографические описания вышедших изданий. Вторичные непубликуемые документы: регистрационные и информационные карты, учетные карточки диссертаций, указатели депонированных рукописей и переводов, картотека конструкторской документации, информационные сообщения. Документные классификации. — традиционное средство упорядочивания документальных фондов; Универсальная десятичная классификация (УДК)– является международной универсальной системой, позволяющей детально представить содержание документальных фондов и обеспечить оперативный поиск информации (собственность Международной федерации по документации). Международная классификация изобретений (МКИ)– основное средство организации и поиска информации в мировом патентном фонде. Закономерности производства НТИ: рост числа журналов и количество содержащихся в них статей характеризуется экспоненциальной зависимостью; старение документов, т.е. с увеличением срока выпуска ценность издания как источника информации падает.



Процесс ознакомленияс литературными источниками по интересующей проблематике необходимо начинать с ознакомления со справочной литературой. Затем просматриваются библиографические указатели фундаментальных библиотек. Собственная библиографияпо интересующей проблеме составляется на основе библиотечных каталогов, представляет собой наборы карточек со сведениями о книгах, журналах, статьях и т.д. Читательские каталоги, носящие справочно-рекомендательный характер, бывают трех видов: алфавитный, систематический и алфавитно-предметный. Упорядочение прочитанных источников: с помощью картотеки, состоящей из трѐх разделов: «Прочитать», «Выписки» и «Прочитано».

Ученые выявили четыреосновных способа обработки информации при чтении. Это чтения: побуквенное, послоговое, по словам, по понятиям. Средства повышения скорости чтения:-дифференциальный алгоритм — интегральный алгоритм. 1. Название 2. Автор 3. Выходные сведения 4. Содержание 5. Факты 6. Особенность излагаемого материала. Какие из них кажутся спорными ? 7. Новизна материала и возможность его использования в практической работе



Одновременно с выбором и уточнением темы можно работать с литературными источниками. Начинать эту работу следует с анализа той литературы, которая была изучена студентами на практических занятиях, в ходе написания реферативных, контрольных работ, а также в других видах учебного процесса. Потом можно переходить к работе с каталогами библиотек, при этом следует обращаться за консультациями к работникам библиотеки. Ознакомление со специальной литературой советуем начинать с работ теоретического характера, т.к. они помогут получить правильное представление о содержании основных вопросов, подлежащих раскрытию в теме. Одним из наиболее распространенных видов научно-исследовательской работы является реферирование. Реферирование — это специфическая запись осваиваемого содержания, которой предшествует мысленное разделение текста на части, после чего следует свернутая запись основных смысловых блоков текста. Написание научно-исследовательской работы помимо расширения знаний студента по определенной проблеме направлено на овладение методами работы с научной литературой: сравнительный анализ объектов, процессов и явлений; полное и достоверное отражение результатов проведенного исследования; подготовка аргументированных выводов и предложений. При написании реферата, теоретической части курсовой и выпускной квалификационной работы можно использовать такие методы работы с литературой, как:

конспектирование — ведение детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений анализируемой работы;

аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи;

цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике;

рецензирование — это вид реферирования, основанный на личностной оценке студентом содержания статьи, сообщения, монографии, учебника с достаточно доказательными аргументами позитивных или негативных высказываний по поводу изложенного в источнике материала.

Необходимо выделить те методические вопросы, которым будет посвящен эксперимент. При изучении теоретических работ необходимо в каждом конкретном случае уяснить: основную идею анализируемого источника, сформулировать ее; степень аргументированности авторских утверждений;

возможности практической реализации материала; степень новизны авторской позиции.

 

В ходе этой работы должен составляться библиографический список, о правилах оформления которого будет говориться позже. Составление библиографических карточек для индивидуального каталога облегчит студенту грамотное оформление списка литературы, позволит не упустить ни одну из нужных книг и статей. Как только в поле зрения студента попадает новая публикация, как только он начинает работать над книгой или статьей, сразу же должна быть составлена библиографическая карточка. Эти карточки, подобранные по алфавиту, составляют маленький персональный каталог по теме квалификационной работы. Он удобен тем, что не только систематизирует всю изученную литературу, но и легко дополняется названиями новых публикаций. На оборотной стороне карточки можно давать краткую аннотацию книги или статьи, что поможет в дальнейшей работе над ними даже через определенное время. Работа над персональным каталогом должна вестись постоянно, вплоть до написания и защиты квалификационной работы. Далее следует переходить к теоретическому анализу отобранной литературы. Это предполагает осмысление и творческую переработку довольно большого объема литературы и требует значительного количества усилий и времени. В результате закладывается теоретический фундамент будущей работы, а реферирование изученной литературы ложится в основу теоретической части работы. Весь изучаемый материал не следует просто переписывать, его надо как бы пропускать через себя, тщательно осмысливая и выбирая самое необходимое, отрабатывая методологическую базу своей работы.

В итоге работы с научной литературой студент должен хорошо освоить теоретический материал, содержание основных литературных источников, в которых раскрыта проблема, и представлять себе то научное смысловое пространство, в котором существует тема исследования. Это пространство включает в себя следующие компоненты: тема исследования, его цели и задачи, понятийный аппарат исследования (основные понятия и категории, используемые в научном исследовании).

cyberpedia.su

Раздел 3. РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Такой же неоднозначной будет оценка и всех других документальных источников информации. Важно здесь, однако, видеть не только недостатки, но и те возможности, которые открываются при использовании каждого их вида. Так, в дополнение к широко распространенным журналам необходимо обращаться к различного рода продолжающимся изданиям («Труды». «Записки», «Известия» и т. д.), в которых часто находятся материалы, интересующие самый узкий круг специалистов и отражающие направление деятельности отдельных учреждений.

Нужно помнить о своеобразии такого источника, как труды различных конференций, содержащие сведения о ведущихся исследовательских и опытноконструкторских работах и их предварительных результатах.

Нужные материалы могут содержаться в специальных технических изданиях, причем некоторые из них, например, описания изобретений и авторских свидетельств, содержат не только сведения по определенным техническим устройствам, но могут помочь проследить историю того или иного изобретения или открытия и получить представление о современном направлении научно-технической мысли в какой-то конкретной области.

Информация, содержащаяся в непубликуемых документах, как правило, новее, чем в любых публикациях, и, что очень важно, всегда значительно полнее, так как она еще не подверглась «сжатию», неизбежному при подготовке к печати.

Характеризуя отдельные виды вторичных документов и изданий, также следует подчеркнуть, что все они различны по своему содержанию и назначению.

Из сказанного нетрудно сделать вывод, насколько важно знать все документальные источники информации в своей области и уметь выбрать те из них, в которых содержатся необходимые для работы данные.

Организация справочно-ннформационной деятельности

Приступая к поиску необходимых сведений, следует четко представлять, где их можно найти и какие возможности в этом отношении имеют те организации, которые существуют для этой цели. — библиотеки и органы научно-технической информации.

Библиотеки. В первую очередь это библиотеки научные и специальные, т.е. предназначенные для обслуживания ученых, преподавателей и специалистов различного профиля.

По своим возможностям они не равны, но, тем не менее, формы обслуживания читателей у них в основном одни и те же:

•справочно-библиографическое;

•читальный зал;

•абонемент;

•межбиблиотечный обмен;

•заочный абонемент;

•изготовление фото- и ксерокопий;

•микрофильмирование.

Для справочно-библиографического обслуживания каждая библиотека имеет специальный отдел (бюро), в котором в дополнение к системе каталогов и картотек собраны все имеющиеся в библиотеке справочные издания, позволяющие ответить на

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *