Понедельник , 18 Ноябрь 2024

Православие и католичество различия – «Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»

Содержание

«Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»

  

Navigation
  • Миссия
  • Статьи
  • Геопедия
    • Геополитика
    • Профили стран
    • Доклады
    • Книги и журналы
  • Разделы
    • Сеть
    • Атлантизм
    • Политика
    • Безопасность и конфликты
    • Документы
    • Евразия
    • Идеология
    • Интервью
    • Христианство
    • Классики геополитики

www.geopolitica.ru

Чем Православие отличается от Католичества?: hojja_nusreddin — LiveJournal


РАЗЛИЧИЯ

И простые люди, и всезнайки-газетчики первым делом вспоминают такие католические басни
:
— о непогрешимости Папы ex cathedra
— о чистилище
— реже, об эманации Св. Духа от Христа (формулу Филиокве)

На самом деле, различий куда больше и они глубже

— и со времени 2-го Ватиканского Собора (1962), пересмотревшего многие аспекты канона
— раскол между церквами расширился
— но многие различия наметились ещё до раскола Церквей в 1054 году
— онако, после взаимного упразднения анафем Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором в 1964 году
— серьёзные богословы уже не решаются заявлять, что Церкви расколоты
— а таинства их недействительны и не действенны.

1. ВЕРА и РАЗУМ

Православие
.
— следуя примеру Святых Отцов, Православие использует результаты науки и философии, дабы объяснять Веру
— однако, Православие, в отличие от Католичества, не делает следующего:
— не полагается на свидетельства науки, дабы изменять догматы Веры
— не стремится объяснять противоречия между Верой и Разумом
— не делает попыток логически обосновать истинность Писаний
— Если наука или философия случайно подтвердят то, чему учит Церковь:
— то Православие не отвергнет такой информации
— Однако, в случае даже очевидных противоречий,
— Православие не делает ни малейших усилий достичь компромисса с наукой
— Пример: философское учение о Логосе
— древние греки (Гераклит, 6 век до н.э.) развили учение о Логосе
— и Евангелие от Иоанна начинается словами: «В начале было Слово» (слово — логос, по-гречески)
— Логос язычников был не Богом, как у Христиан
— а неким абстрактным принципом, силой, судьбой, необходимостью, разумом, универсальным законом…
— и прочими атрибутами, с помощью которых Бог создает и организует Мир
— поэтому Православие, следуя за Св. Отцами, считает сходство Логоса Библии и логоса Гераклита
— просто знаком Провидения, а не закономерной эволюцией понимания человеком концепции Божества.

Католичество
.
— человеческому интеллекту Католицизм придаёт несравненно большую ценность, чем Православие
— история Католичества полна примеров включения результатов светской философии в состав Канона.
— например, в 13 веке Фома Аквинский включил в Католицизм Аристотелевскую философию
— и с тех пор, католики многократно изменяли Каноны под влиянием Разума, иногда весьма радикально
— были изменены: и теология, и таинства, и структура Церкви.

2. ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТРИНЫ

Православие

— не считает, что Учение Христа время от времени претерпевает изменения
— напротив, Православие полагает, что следует сохранять Веру такой, какой она досталась Апостолам от Христа
— Православные 21 века верят в те же самые принципы, что и Православные 1, 5, 10, 15 веков
— Православие признает некоторые чисто внешние перемены:
— моду облачений священников, монастырские правила, новые посты, правила Вселенских и Поместных Соборов, и т.п.
— но ни слова не было изменено в православном Символе Веры со времён вселенских соборов
— целью любых перемен было исповедание старой Веры в новых обстоятельствах
— Например:
— Библия и Служебники были переведены на новые языки
— были добавлены обряды, подчеркивавшие этнические особенности новообращенных племен
— Но сохранялся принцип : «Един Бог, Едина Вера и Едино Крещение»
— Главными свидетелями традиции помимо Св. Писания (Ветхого и Нового Заветов), у Православных являются:
— Св. Предание — Учение Св. Отцов (Греческая, Латинская, Сирийская и Славянская школы)
— Их место в составе Православной традиции не подвергается ни малейшему сомнению или изменению.

Католичество

— создало концепцию «эволюции доктрины» и поэтому
— не может продемонстрировать непрерывности Кредо и Канона
— католики развили идею «роста и развития веры» (кардинал Ньюман, 19 век) о том:
— что Христос дал только «зерно Веры»
— которое зрело и рoсло в веках
— что Святой Дух «выращивает веру», по мере роста Церкви и изменения обстоятельств
— Католицизм рассматривает свою теологию, как прошедшую несколько стадий роста
— и включившую в себя новые знания
— учение Св. Отцов в этой схеме рассматривается как:
— важная, но лишь 1-я стадия
— за которой последовала 2-я: Средневековая Схоластика
— за которой последовали другие стадии и новые идеи, например, идеи Ватиканских Соборов
— поэтому новые догмы (такие как «непогрешимость Папы»):
— могут быть представлены верующим по мере их возникновения
— если Церковь сочтёт их необходимыми для их спасения.э
— предполагается, что новые догмы могут быть найдены в Традиции в «зачаточном состоянии»
— как намёки, или зерна, ждавшие своего часа, чтобы дать побег.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗЛИЧИЙ

Различия Исповеданий можно классифицировать и перечислять по-разному
:
— например, по их качествам: догматические, теологические, церковно-организационные, обрядовые, миссионерские, политические, нравственные
— самые принципиальные — догматические; хотя их немного, но они трудноустранимы
— ибо уже внесены в Догму, и изменить их можно лишь Соборным Решением.

Я же попытался организовать перечисление различий иначе
:
— в рамках описания иерархической структуры Веры и Ритуала:
— Бог, Богочеловек-Христос, Человек, Богородица, Церковь, Каноны, Таинства, Иконы, Обряды.

4. БОГ

Проблема постижения Бога при жизни.
Католичество
:
— считает, будто человеческий ум в состоянии «научно» доказать:
— что Бог существует, является вечным, бесконечным, бестелесным, всемогущим и т.п.
— эта концепция проникла в Католицизм в средневековье, трудами следующих теологов:
— Дамаскина, Эриугены, Эккарта, Кузанского, Бёме
— под сильным влиянием мистического течения Ислама (суфизма)
— этот «умозрительный Бог» — не «Бог Авраама, Исаака и Иакова, но Бог мудрецов и философов», по знаменитым словам Паскаля

Православие
:
— полагает (следуя учению Св. Отцов), что знание Бога:
— имманентно присуще человеческой душе
— врожденно и интуитивно
— и что именно душою люди Его и постигают
— и если Бог САМ не общается с нами напрямую, то мы не в состоянии познать Его нашим слабым логическим умом.

Проблема постижения Бога посмертно.
Католики считают
:
— что в Мире Ином душа, обладающая интеллектом, сможет (с помощью Милости Божией)
— осознать самую Сущность Бога

Православные полагают
:
— что, по учению Св. Отцов, это невозможно в принципе
— даже и сама Милость Божия не даст человеку такой силы познания
— даже спасенные души смогут узреть лишь одну ипостась Бога — образ Христа во Славе Его

Сущность и Атрибуты Бога.
Католичество
:
— никогда не занималось исследованием вопроса о различиях между:
— Сущностью Бога (тем, что Он есть) и
— Его Несотворенными Атрибутами (Силами, которыми Он Себя проявляет)

Православие
:
— св. Григорий Палама пытался объяснить эту разницу, сравнивая Бога и солнце
— подобно тому, как у солнца есть лучи
— у Бога есть Его Силы (среди них Благодать, Милость, Покой и Свет)
— именно Своими Силами Бог создал, поддерживает и правит Мир
— именно ими Он преобразует и обожествляет творение, наполняет творение, как вода наполняет губку.

Милость Божия (важное различие).
Католицизм
:
— учит, что Милость создана Богом для людей

Православие
:
— считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение
— Милость — есть мистический атрибут Бага и одна из Его Сил

Дух Святой и Филиокве
— догматическое различие.
Католики

— полагают, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (принцип «Филиокве»)
— этот принцип (предложенный впервые на католическом Поместном Соборе в Толедо в 589 году) противоречит Апостольской традиции
— по которой Бог-Отец — единственный Правитель (монарх) Сына и Духа Святого
— нарушается Правило 7-е постановлений 2-го (Константинополь, 381 г.) и 3-го (Ефес, 431 г.) Вселенских Соборов
— католики сепаратно изменили (в 11 в., Папским декретом, без утверждения Собором) Кредо Никейского Собора (4 век)
— добавив к нему 8-м членом Символа Веры — Принцип Филиокве:
— «Верую в Духа Святого, Бога, Дарителя Жизни, исходящего из Отца и Сына…»

5. БОГОЧЕЛОВЕК

Христос, став человеком, принес Себя в искупительную жертву.
Но что именно Он искупил
:
— преступление человека (грех) или
— наказание божье (смерть)?

Католический ответ на этот вопрос отличен от Православного.

Православие — Бессмертие и Обожение Человека

— Православие следует Св. Преданию, считая что Христос на Кресте «отдал Свою душу для искупления многих» (Мат. 20:28).
— этот выкуп был уплачен Аду: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Ос. 13:14).
— по-сути, выкуп этот был заплачен Сатане, как хозяину Ада и повелителю мертвых
— Христос-человек добровольно принёс Себя в жертву, предав Себя Смерти.
— но умерев, Христос воскрес и победил Смерть («Смертию Смерть попрал»)
— потерявшую свою власть не только над Ним, но и над всеми подобными Ему людьми
— oбретая такую свободу, любой человек сам становится богоподобен
— (проходит процесс его обожения — деификация) и в конце концов воссоединяется с Богом.

Католичество: Вечная Кара и Справедливость

— Христос пожертвовал Собою, чтобы исполнилась Божественная Справедливость
— создавшая Смерть — как кару — в ответ на Первородный Грех Адама,
— оскорбившего вечного Бога, кара которого тоже вечна,
— и перенесена на потомство Адама
— Но смерть Христа снимает древнее проклятье и торжествует Справедливость.

Синтез идей
:
— Католицизм (исторически) не уделял внимания концепции обожения,
— разрабатывая свою легалистскую теорию Справедливости.
— Но в последнее время и Католические теологи осознали важность концепции обожения и
— наметилось сближение с Православием в данном вопросе.

6. ЧЕЛОВЕК

Природа человека

Оба Исповедания согласны в следующем: человек от природы добр, находится в союзе со Св. Троицей, которая его сотворила. Человек создан по образу и подобию Божьему. Подобие означает нравственные достоинства, образ — свободу воли и разум. Женщина создана, как помощница мужчине, они должны жить в согласии и взаимном уважении.

Греховность: Первородный грех, Смерть, Распятие

Начиная со Св. Августина, Католики верят в концепцию «первородного греха», которым наделены не только Адам и Ева, но и все их потомки.
Православные, следуя учению Св. Отцов, полагают, что единственная кара за первородный грех есть смертность и связаные с нею страдания (старость, болезни, страх, жадность и т.п.).
Долгое время Католики были глухи к этой концепции, о том, что человек — раб смерти, которой манипулирует дьявол. Даже дьявол в первые века Католицизма был вытолкнут на обочину религиозного сознания. Поэтому и Распятие понималось Католиками как взятие Христом на себя наказания человечеству за первородный грех. Православие же всегда считало, что Христос пострадал не за этот старинный грех, а принес себя в жертву, дабы выкупить у дьявола наказание за него — смерть.

Греховность: Искупление, Епитимия, Чистилище

— католики веруют, что те души, которым «суждено» войти в рай после Дня Страшного Суда
— до той поры находятся и очищаются в некоем «зале ожидания» — Чистилище (за редкими исключениями)
— все же остальные попадают в Ад, на вечные муки
— Происхождение доктрины о Чистилище:
— в древней Церкви, на верующего за грехи возлагались очень суровые, часто многолетние наказания (епитимия)
— лишавшие его доступа к Причастию; и многие так и умирали, без Причастия
— дабы избежать этого, Католики выдумали уловку:
— перенос части расплаты за грехи на «фильтрационный лагерь» в загробной жизни — Чистилище
— это дало им возможность уменьшить бремя прижизненного наказания
— эта доктрина была утверждена католиками на их поместном Тридентском соборе, в 1563 г.
— Православие не признаёт этой доктрины

Греховность: Искупление, Благотворительность

Православие не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает «правоверие» благотворителя, если не соблюдены остальные требования.
В Католицизме, благотворительностью можно искупать грехи, в Православии нет.

Греховность: Раскаяние, Прощение, Милость Божия

— другая инновация Католицизма в том, что Христос и Его Святые якобы произвели и производят больше Милости
— чем необходимо для спасения ныне живых
— этим «излишком Милости» владеет католическая иерархия, которая может распоряжаться им по своему смотрению:
— например, передать его раскаявшимся грешникам, как живым, так и заточённым в Чистилище
— передача прав собственности на этот избыточный ресурс может быть как безвоздмездной, так и за плату
— плату за эту «Милость» в форме «Индульгенций» католическое жульё взимало со своей паствы веками
— правда, ныне эта практика («симония») осуждена обеими Исповеданиями.
— впрочем, Богородица и Святые «получили право» (у католиков) на раздачу «прощения грехов» узникам Чистилища
— и безвозмездно, просто как ответ на молитвы

Цель воспитания: Любовь или Воля?

Католицизм воспитывает в пастве дисциплину воли и покорность внешнему церковному авторитету, даже в вопросах добра и зла, греха и его допустимости. В католиках воспитывают идею, что постоянными усилиями воли они способны понудить себя к предписаной авторитетом Церкви Вере.
Православие старается пробудить искренюю любовь к Богу через любовь ко Христу, считая, что именно любовь пробуждает в душе христианскую волю и совесть.
Православие полагает, что слепое подчинение авторитету заглушает личную совесть, что ни любовь, ни Вера, ни совесть воле не подчинены, и могут совсем не отозваться на ее «понуждения».
Можно принудить себя ко внешнему служению (молитве, стоянию и поклонам, милостыне), но невозможно вынудить у себя благоговение, любовь, сострадание, милосердие и благодарение. Только внешнее «благочестие» повинуется воле, но оно может быть видимостью или притворством.
За любовью — как земною, так и духовною — мысль и воображение следуют сами собой, естественно и охотно; но воля может биться над ними всю жизнь и не подчинить их своему давлению. Из раскрытого и любящего сердца — совесть, как голос Божий, заговорит самостоятельно и властно.

Методы Обращения в Веру

Православие настаивает на чистоте религиозного созерцания и свободе обращения от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета, материальной выгоды и помощи (даже от благотворительности). Оно, по слову Григория Богослова, ищет «не победить, а приобрести братьев» по вере.
Православие следует Св. Апостолу Павлу (2 Кор. 1, 24) и не стремится «брать власть над чужою волею», но «споспешествовать радости» в сердцах людей; и твердо помнить завет Христа о «плевелах», не подлежащих преждевременному выпалыванию (Мф. 13, 25-30).
Католицизм же считает, что «цель оправдывает средства», и что для обращения можно прибегать и к давлению.

7. БОГОРОДИЦА

Непорочное Зачатие
— догматическое различие.
Православные отвергают Католическую версию догмы «непорочного зачатия» введенную в Кредо Папой Пием IX в 1854 г. По этой догме: «С момента зачатия, Благословенная Дева Мария была, по особой милости Всемогущего Бога и за заслуги Иисуса Христа, Спасителя человеков, освобождена от всех последствий первородного греха.»

Для этой теории нету никаких оснований ни в Св. Писании, ни в Св. Предании. В ней введены в оборот новые идеи, например «заслуги Христа», безо всяких на то оснований в Писании.
Православные не считают, что Богородица (и другие люди) родилась с унаследованным Адамовым грехом. Однако, она, как и все, унаследовала смертность.
Поэтому Православие отвергает эту инновацию Католицизма.

Вознесение Богородицы
— догматическое различие.
В 1950 г. Католики установили еще один новый догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии.

Несмотря на глубочайшее почтение к Богородице, Св. Отцы отмечали, что и она согрешила до Воскресения её Сына. Св. Иоанн Златоуст упоминает о том, что во время свадьбы в Кане Галилейской, она давала Ему указания (Иоанн 2: 3 — 4). Но восприяв Святого Духа во время Пятидесятницы, она смогла очиститься ото всякого греха и умерла безгрешною.

8. ЦЕРКОВЬ

Есть различия в вопросах Иерархии, статуса Папы, епископа и священника, монашестве, разделении властей, обращении.

Принцип Соборности

Православие считает единственно правильным, чтобы Церковь строилась Вселенскими и Поместными соборами. А не декретами иерархов.
Статус Папы — догматическое отличие.
Обе Церкви признают, что Папа является преемником Св. Апостола Петра, который был назначен на пост Главы Церкви самим Христом.
Однако, Католики считают Папу:
— Наместником Христа на Земле
— Главой Вселенской Церкви
— Главным Епископом всех Католиков,
— Учителем Веры
— Интерпретатором Христианской Традиции
— Непогрешимым (экс-кафедра), т.е. выступая от лица Церкви, Папа защищен Святым Духом от ошибок в вопросах церкви, морали и доктрины. Догмат об учительской непогрешимости Папы был утверждён I-м Ватиканским собором в 1870 г.

Другие католические епископы — лишь заместители и представители Папы. Папа назначает каждого епископа и может отменить его решения. Каждая католическая епархия таким образом имеет 2 главы — Папу и местного епископа.

Православие хотя и уважает ранг Папы, как первого епископа, но признает единого главу Церкви — Иисуса Христа. Православие считает, что все епископы равны, как были равны рукоположившие их Апостолы. Православие считает двоевластие в епархиях ересью.

Епископ и Иерархия

Каждый из епископов может возвести свою линию к Апостолам (апостольское преемство), является «живой иконой Христа». Среди епископов есть ранги — архиепископы, митрополиты, примасы, патриархи, папы. Архиепископ — президент Синода епископов.

Различия: в Православии епископ обладает всеми апостольскими правами совершения таинств без ограничений со стороны других епископов в рамках Канона. Ранговые различия епископов используются только в административной деятельности Церкви или группы Церквей. Архиепископ не обладает большей экклезиастической властью, чем рядовые епископы.
В Католицизме Архиепископ может ограничить права подчиненных ему епископов.

Священник

У Католиков, священник действует «в образе Христа».
Православные считают его лишь агентом-помощником епископа, действующего в образе Христа.

Монашество

Оба Исповедания всегда обращали большое внимание на осознание верующими страстей Христовых через молитву (публичную и личную), посты (самоотречение), добровольное послушание и участие в Причастии. Поэтому высшей формой Христианской жизни считается монашество. В нём вся человеческая энергия целиком посвящена борьбе за совершенство.
Есть и отличия. В Католицизме монашество отступило на второй план с окончанием Средневековья. Католические монахи малы числом, разбиты на Ордена и живут в гуще общества. Среди них нет затворников и пустынников.

Ордена

Православие не чтит Католические орденские организации (в особенности иезуитов).

Разделение Духовной и Светской Власти

Православие в отличие от Католицизма не признает за Церковью и епископами Светской Власти.
В отношениях со Светской Властью Православие ограничивается советом, наставлением, обличением или отлучением.

Прозелитизм среди Христиан

Православие категорически его отрицает — это каноническое различие.
Прозелитизм — нарушение слов апостола Павла: «Я старался благовествовать не там, где уже известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20). Резолюция глав Поместных Православных Церквей в Константинополе в 1992 г. запрещает прозелитизм среди христиан.

Католицизм же считает, что «благо» и «истина» в миру только там, где мирянами руководит католическая церковь.
Все остальные пребывают во тьме или в ереси и должны быть рано или поздно обращены. Католики даже организовали Крестовый Поход на уже крещёную Русь в 1243 г., совпавший с нашествием татар. Лишь в 1965 г. 2-й Ватиканский Собор признал Православных братьями по вере.
Это одна из основных доктрин Католицизма, проницающая его оценки, организации, решения и действия. Некатолическое в мире — должно исчезнуть: в результате или обращения, или же Погублением Божиим.

Методы Миссионерства

Православие признает свободу исповедания и отвергает дух Католической инквизиции — истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение.
Хотя и признаёт собственные сделанные в прошлом перегибы. Как впрочем, и Католицизм.

9. ИЗМЕНЕНИЕ КАНОНОВ

Священные Каноны были составлены Апостолами, Св. Отцами, и Соборами для руководства церковной и общинной жизнью. Право их применения и интерпретации принадлежит только епископам. Епископ может применять канон строго или мягко, хотя нормой является строгость.

В отличие от Католичества, Православие не рассматривает Каноны, как аналоги мирских законов, ограничивающих свободы или дающих человеку «права». Православие смотрит на них, как на руководство по созданию «нового человека» через послушание. Как метод тренировки в обретении достоинств и святости.

Католики постоянно изменяют Каноны, устраняют старые и вводят новые.
Католический Канонический Закон был изменен совсем недавно в очередной раз.
Православные, хотя и вводят иногда новые Каноны, делают это очень редко и, в основном, проясняя тонкости старых Канонов, но никогда их не отменяют. Ибо они вдохновленны Святым Духом.

10. ТАИНСТВА

Обе Церкви признают 7 основных Таинств
:
— 1. Крещение (Омовение), 2. Миропомазание / Конфирмация, 3. Причастие, 4. Покаяние, 5. Священство, 6. Брак, 7. Елеосвящение.
— Ритуалы почти идентичны, различия лишь в их интерпретации.

1. Крещение

Католики верят, что смысл Крещения
:
— в омовении «первородного греха»

Православныe вкладывают в Крещение иной смысл
:
— смерть для мира сего и воскресение для Царства Божия и жизни вечной
— в Православии ритуал Крещения объединяет 3 обряда:
— символизируемых 3-кратным погружением в святую воду
1.1. Омовение (грехов)
1.2. Крещение (смерть для мира сего) и
1.3. Воскресение (для Жизни Вечной)

У обоих Церквей за Крещением следует Миропомазание.

2. Миропомазание — таинство «Царственного Священства»

— в Ветхом Завете человек, призывавшийся Богом на служение, получал силу от Духа Божьего
— это относилось к народным харизматическим вождям (судьям), царям, пророкам и священникам Храма
— в знак дарования силы Духа, на голову избранника Помазывали
— возливали из рога освященное масло оливы (елей)
— от этого обряда Помазания происходит и термин «Помазанник Божий»

— Однако с наступлением мессианской эры, дары Духа ниспосланы всем верным
— уже не отдельные избранники, а Церковь в целом становится «родом избранным, царственным священством, народом святым».
— у Католиков и Православных нет фундаментальных различий

— Конфирмация — особая форма Миропомазания (только в Католичестве)
— совершается лишь епископом
— над 7-летними детьми или новообращенными взрослыми,
— во время их «Первого Причастия»
— когда они уже могут сами осознать смысл Божьей Благодати.

3. Причастие (Евхаристия)

Православные
:
— считают, что творение (человек, вода, хлеб, вино, миро, елей) становится освященным, когда призван Дух Святой

Католики
:
— полагают, что это достигается не Духом,
— а священником, действующим «от имени Христа».

Католики-миряне латинского обряда обычно причащаются Тела и Крови Христовой «под одним видом», т.е. пресуществленным хлебом, православные же — «под двумя», т.е. пресуществленными хлебом и вином. В результате большинство православных богословов, ссылаясь на слова Спасителя: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53), объявляют католическое причастие нарушающим волю Спасителя и лишенным полноты благодати.
Полемика принимала порой крайне злобный характер — в 1415г. католическая Церковь анафематствовала Яна Гуса за осуждение причастия под одним видом, а Тридентский Собор 1563 г. предал анафеме всех критиков латинского обряда причащения. В Кодексе по каноническому праву 1917 г. подтверждается обязательность причащения мирян под одним видом. Однако с тех пор официальная позиция Католической Церкви несколько изменилась: хотя в решениях II Ватиканского Собора и подтверждается незыблемость решений Тридентского Собора, но вместе с тем допускается возможность причащения мирян под двумя видами по усмотрению епископов в случаях, специально оговоренных Апостольским Престолом — например, непосредственно после крещения, перед пострижением в монашество и т.д. Тем не менее, среди католических богословов нередки призывы к еще более основательным изменениям, к возврату традиций древней Церкви.

Ожесточенные споры велись между католическими и православными богословами и по вопросу, какой хлеб использовать для совершения Евхаристии — пресный или квасной. В силу сложившихся традиций на Западе до сих пор для Евхаристии используется пресный хлеб, хотя католикам разрешено причащаться и квасным хлебом, к примеру, в православных церквах. Православная позиция, опять же, является гораздо более жесткой, но скорее, исходя из исторической традиции, чем из богословских соображений.

Различие в интерпретации Св. Даров:
Некоторые видные католические теологи (св. Августин, например) считали их лишь «символами» присутствия Бога, а Православные полагают, что происходит реальная их трансформация — Пресуществление в Тело и Кровь Христову.

4. Покаяние (Примирение)

Иногда этот обряд называют Исповедью или Отпущением грехов. В ранней Церкви Покаянию подвергался лишь возвращающийся в лоно Церкви отступник — лицо изгнанное из Церкви, или добровольно её покинувшее.
В современной Церкви Покаянию подлежит лицо, совершившее серьёзный грех, перед получением Причастия.
Покаяние — примирение с Богом, возврат к Нему после того, как общение с Ним было нарушено грехом. Грех изглаживается из жизни человека.
Различие минимально: у Католиков есть специальные кабинки, разделяющие кающегося и священника, а у Православных оно ведется с глазу на глаз.

5. Священство (рукоположение, хиротония)

Это церемония посвящения в сан: дьякона, священника или епископа.
Поскольку у Католиков, священник действует «в образе Христа», а Православные считают его лишь агентом-помощником епископа, действующего в образе Христа, есть и различия в деталях данного ритуала.
Главное в этом ритуале — призвание Святого Духа для того, чтобы в Нем являть людям Христа. Подобно древним харизматическим вождям и пророкам, священники действуют властью и силой Духа Божьего, посланного им через Христа.

6. Брак (Обручение и Венчание)

У Католиков венчание совершается навсегда, представляет собой контракт между каждым из супругов и самой Церковью. Священник играет роль свидетеля контракта. Контракт не может быть отменен ни при каких обстоятельствах, за исключением нарушений в его ритуале. В последнем случае, его можно аннулировать, как если бы его вообще не было. Единственной целью брака в Католичестве является деторождение. Разводы не практикуются, за исключением бесплодия.

У Православных, венчание не контракт, а мистический духовный союз, имитирующий союз Христа и Его Церкви. Вступившие в брак создают домашнюю церковь.
Свидетелем является не священник, а «весь Народ Божий», священник служит лишь посредником. Первостепенная цель брака в православии — осуществление самоотверженной любви и достижение духовно-телесного единства двух личностей, а затем — деторождение. Развод практикуется только в случае супружеской измены.

7. Елеосвящение

Церковь сообщает больному особую Благодать Божию:
— помогающую ему преодолеть тяготы связанные с болезнью или старостью,
— обрести мир и мужество, а также
— восстановить здоровье или
— подготовиться к переходу в вечную жизнь.
Различий нет.

11. ИКОНЫ

Обе Церкви едины в следующем — иконы не идолы и им запрещено молиться. Молиться можно только Богу.
На иконах разрешено изображать Христа, Богородицу, Святых, покойников.
Бога Отца изображать нельзя, ибо Его никогда не видели.
Бог Дух Святой являлся в виде голубя и язычков пламени и Его можно изображать в этих видах.
Бога Сына можно изображать лишь в Его человеческом облике.

Далее идут различия.
Православные иконы традиционно содержат лишь двумерные изображения, дабы подчеркнуть, что действие на них изображенное, происходит в ином измерении, в мире духа, куда обычными 5 чувствами проникнуть нельзя.
Святые лики, изображенные на иконах не просто совершенные личности, а гораздо большее — они прошли стадии преображения и прославления, а посему преисполнены Милостью Божией.
Православные чтут и целуют иконы, считая, что почитание иконы передаётся и Св. Лицу на ней изображённому.

Католическое искусство трехмерно, натуралистично, в нём разрешены статуи, и корнями оно восходит ко греко-римской языческой традиции. Священные персонажи Католических изображений подаются в их «естественном состоянии», «как живые». Эта идея восходит к представлению Католического Ренессанса о том, что «Милость Божия улучшает Природу» (а не просто наполняет её).

В Православии иконы играют бОльшую роль, чем в Католичестве, где они лишь средства визуального оформления и украшения богослужения.
Такое различное отношение к иконе восходит своими корнями к различиям в отношении к Божьей Милости, отраженном в иконографии. Православные считают, что икона является сосудом для передачи Милости Божией, а Католики веруют, что Милость передается людям лишь непосредственно от Св. Лица или во время Таинства.

12. ОБРЯДЫ

В отношении Водосвятия, Пострижения и др. различия минимальны.
Культура церковного пения: в Православии — Григорианский строй.
Молитвословие: Православие не признает Латыни единственным служебным языком.
Православные молятся оборотясь только на Восток. Католики — куда угодно.
Звон: Православие не признает звонка во время совершительных молитв. Традиции колокольных звонов тоже различны.
Знамение креста: у Православных трое-, а у Католиков двое-перстие.
Устроение алтаря: различно.
Пост: Православные не держат поста в Субботу (кроме Великой Субботы) и Воскресенье.
Коленопреклонение: Православные не становятся на колени по Воскресеньям, и отвергают Католическое «приседание».
Целибат: Православный клир может жениться до рукоположения. У Католиков — целибат.
Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный.
Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).
Православные монахи не состоят в Орденах.
Облачение клира: моды священства различны. Католические монахи могут носить светские одежды.
Православное духовенство должно быть бородато. Католическое в основном брито (хотя и не обязано).
Есть и более мелкие этнические расхождения.

ИСТОЧНИКИ

— Father Michael Azkoul, «WHAT ARE THE DIFFERENCES BETWEEN ORTHODOXY AND ROMAN CATHOLICISM?» —
http://www.ocf.org/OrthodoxPage/reading/ortho_cath.html
— Иван Ильин, «О ПРАВОСЛАВИИ И КАТОЛИЧЕСТВЕ», Журнал «Москва», 1993, №3 — http://www.nevskiy.orthodoxy.ru/center/sprav/katolicism/pr_and_kat.html
— Николай Державин, «ИНДУЛЬГЕНЦИИ В ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВЕЙ» — http://rgcc.narod.ru/indul.htm
— Юрий Табак, «Учение о чистилище» — http://rgcc.narod.ru/chist.htm
— «Догмат о Непорочном Зачатии Богородицы» — http://rgcc.narod.ru/nepr.htm
— Митрополит Кирилл, «Католический Прозелитизм Среди Православных России» — http://www.krotov.org/acts/21/20020625.html

hojja-nusreddin.livejournal.com

Чем отличается православие от католицизма

На рубеже VIII-IX веков из-под влияния Константинополя выходят земли западной части некогда мощной Римской империи. Политический раскол потянул за собой разделение христианской Церкви на Восточную и Западную, имеющие отныне свои особенности управления. Папа Римский на Западе сосредоточил в одних руках и церковную, и светскую власть. Христианский же Восток продолжал жить в условиях взаимопонимания и взаимоуважения двух веток власти – Церкви и императора.

Окончательной датой раскола христианства принято считать 1054 год. Глубинное единство верующих во Христе нарушилось. После этого Восточная Церковь стала именоваться Православной, а Западная – Католической. Уже с момента разделения наметились различия в вероучении Востока и Запада.

Обозначим основные отличия православия от католицизма.

Организация Церкви

Православие сохраняет территориальное разделение на независимые поместные церкви. Нынче их пятнадцать, девять из которых являются патриархатами. В области канонических вопросов и обрядов у поместных церквей могут быть свои особенности. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа.

Католицизм придерживается организационного единства в авторитете папы с разделением на церкви латинского и восточного (униатского) обряда. Монашеским орденам предоставлена значительная автономия. Главой Церкви и непререкаемым авторитетом католики считают Папу Римского.

Православная Церковь руководствуется решениями Семи Вселенских Соборов, Католическая – уже двадцати одного.

к содержанию ↑

Принятие новых членов в Церковь

В православии это происходит через Таинство Крещения троекратным, во имя Пресвятой Троицы, погружением в воду. Креститься могут как взрослые, так и дети. Новый член Церкви, даже если это ребенок, сразу причащается и миропомазывается.

Таинство Крещения в католицизме происходит через обливание или окропление водой. Креститься могут и взрослые и дети, но первое причастие происходит в возрасте 7-12 лет. К этому времени ребенок должен выучить основы веры.

к содержанию ↑

Богослужение

Главное богослужение у православных – Божественная Литургия, у католиков – Месса (современное название католической литургии).

Божественная Литургия у православных

Православные Русской Церкви во время служб стоят в знак особого смирения пред Богом. В других Церквях восточного обряда во время богослужения позволено сидеть. А в знак безоговорочной и полной покорности православные совершают коленопреклонения.

Не совсем справедливо мнение о том, что католики сидят всю службу. Треть всей службы они проводят стоя. Но есть такие богослужения, которые католики выслушивают стоя на коленях.

к содержанию ↑

Различие в причащении

В православии Евхаристия (причащение) совершается на квасном хлебе. И священство, и миряне причащаются и Кровью (под видом вина), и Телом Христовым (под видом хлеба).

В католицизме Евхаристия совершается на пресном хлебе. Священство причащается и Крови и Тела, а миряне – только Тела Христова.

к содержанию ↑

Исповедь

Обязательной в православии считается исповедь в присутствии священника. Без исповеди к причастию человек не допускается, кроме причащения младенцев.

В католичестве исповедь в присутствии священника обязательна хотя бы только один раз в год.

к содержанию ↑

Крестное знамение и нательный крест

В традиции Православной Церкви – четырех-, шести- и восьмиконечные кресты с четырьмя гвоздями. В традиции Католической Церкви – четырехконечный крест с тремя гвоздями. Православные крестятся через правое плечо, а католики – через левое.

Католический крестк содержанию ↑

Иконы

Есть православные иконы, почитаемые католиками, и католические иконы, почитаемые верующими восточного обряда. Но все же существуют существенные различия в священных изображениях на западных и восточных иконах.

Православная икона монументальна, символична, строгая. Она ни о чем не повествует и никого не поучает. Ее многоуровневость требует расшифровки – от буквального до сакрального смысла.

Католическое изображение более живописно и в большинстве случаев является иллюстрацией к библейским текстам. Здесь заметна фантазия художника.

Православная икона двумерна – только горизонталь и вертикаль, это принципиально. Пишется она в традиции обратной перспективы. Католическая икона трехмерна, писанная в прямой перспективе.

Скульптурные изображения Христа, Богородицы и святых, принятые в католических храмах, восточной церковью отвергаются.

к содержанию ↑

Брак священников

Православное священство делится на белое духовенство и черное (монахов). Монахи дают обет безбрачия. Если священнослужитель не избрал для себя монашеский путь, то он должен жениться. Все священники-католики соблюдают целибат (обет безбрачия).

к содержанию ↑

Учение о посмертной участи души

В католичестве, кроме рая и ада, есть учение о чистилище (частном суде). В православии этого нет, хотя есть понятие о мытарствах души.

к содержанию ↑

Отношения со светской властью

Нынче только в Греции и на Кипре православие является государственной религией. Во всех других странах Православная Церковь от государства отделена.

Отношение Папы Римского со светскими властями государств, где католицизм является господствующей религией, регулируются конкордатами – договорами между папой и правительством страны.

Когда-то человеческие интриги и ошибки разъединили христиан. Отличие в вероучении, безусловно, является препятствием к единению в вере, но не должно являться поводом ко вражде и взаимной ненависти. Не для этого когда-то на землю пришел Христос.

thedifference.ru

отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства, мнение священников и святых отцов

Отличие католической от православной церкви в первую очередь лежит в признании непогрешимости и главенства Папы. Ученики и последователи Иисуса Христа после Его Воскрешения и Вознесения стали называть себя христианами. Так возникло христианство, которое постепенно распространилось на запад и восток.

История раскола христианской церкви

В результате реформаторских взглядов на протяжении 2000 лет возникают разные течения христианства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм, возникший, как ответвление католической веры.

Каждое вероисповедание впоследствии распадается на новые конфессии.

В православии возникает греческий, российский, грузинский, сербский, украинский и другие патриархаты, в которых есть свои ответвления. Католики разделяются на римско- и греко-католиков. Трудно перечислить все конфессии в протестантизме.

Все эти религии объединяет один корень — Христос и вера в Святую Троицу.

Читайте о других вероисповеданиях:

Святая Троица

Римская церковь основана апостолом Петром, который провел в Риме последние дни. Уже тогда возглавлял церковь Папа, в переводе означавший «Отче наш». В то время взять на себя главенство в христианстве были готовы немногие священники из-за страха гонений.

Восточный обряд христианства возглавляли четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская, чей патриарх возглавлял восточную ветвь;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская, первым патриархом которой был земной брат Иисуса Иаков;
  • Антиохская.

Благодаря просветительской миссии восточного священства к ним в IV-V веках присоединились христиане Сербии, Болгарии, Румынии. Впоследствии эти страны объявили себя автокефальными, независимыми от православного движения.

Чисто на человеческом уровне в новообразованных церквях начали возникать свои видения развития, возникали соперничества, которые усилились после того, как Константин Великий назвал Константинополь столицей империи в четвертом веке.

После падения власти Рима все верховенство перешло к Константинопольскому патриарху, что вызвало недовольство западного обряда, возглавляемого Папой Римским.

Западные христиане обосновывали свое право на верховенство тем, что именно в Риме жил и был казнен апостол Петр, которому Спаситель вручил ключи от рая.

Святой Пётр

Филиокве

Отличия католической церкви от православной также касаются филиокве, учения об исхождении Духа Святого, что и стало первопричиной раскола христианской единой Церкви.

Христианские богословы более тысячи лет назад не пришли к общему выводу об исхождении Духа Святого. Вопрос состоит в том, кто посылает Дух — Бог Отец или Бог Сын.

Апостол Иоанн передает (Иоан.15:26), что Иисус пошлет Утешителя в виде Духа истины, исходящего от Бога Отца. В послании Галатам апостол Павел напрямую подтверждает исхождение Духа от Иисуса, который дуновением посылает в сердца христиан Духа Святого.

По никейской формуле, верование в Святого Духа звучит, как обращение к одной из ипостасей Святой Троицы.

Отцы второго Вселенского Собора расширили это обращение «Верую в Отца, Сына и Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего», подчеркнув при этом роль Сына, что не было принято Константинопольскими священниками.

Именование Фотия Вселенским патриархом воспринялось римским обрядом как умаление их значимости. Восточные поклонники указывали на безобразие западных священников, которые брили бороды и соблюдали посты в субботу, сами в это время начали окружать себя особой роскошью.

Все эти разногласия по капле собирались, чтобы выразиться в огромном взрыве схимны.

Патриархат во главе с Никитой Стифатом открыто называет латинян еретиками. Окончательной каплей, приведшей к разрыву, стало унижение делегации легатов на переговорах 1054 года в Константинополе.

Интересно! Не нашедшие общего понятия в вопросах правления священники разделились на православную и католическую Церкви. Первоначально христианские церкви назывались ортодоксальными. После раздела восточное христианское течение оставило за собой название ортодоксии или православия, а западное направление стало называться католицизмом или всеобщей Церковью.

Отличия православия от католицизма

  1. В признании непогрешимости и главенства Папы и в отношении к филиокве.
  2. Православные каноны отрицают чистилище, где, согрешившая не очень тяжким грехом душа, очищается и отправляется в рай. В православии нет больших и малых грехов, грех есть грех, и очистить его можно только Таинстве исповедания при жизни грешника.
  3. Католики придумали индульгенции, дающие «пропуск» в Небеса за добрые дела, но Библия пишет, что спасение — это благодать от Бога, и без истинной веры одними добрыми делами место в раю не заработаешь. (Еф. 8:2-9)
Православие и католицизм: сходства и различия

Отличия в обрядах

  1. В восточном обряде Таинство крещения происходит при полном погружении, что символизирует смерть и воскрешение Иисуса, а в западном — только окропление Святой водой.
  2. Восточные церкви проводят Евхаристию с квасным хлебом и вином, а католицизм установил для мирян принятие только постного хлеба, а для служителей — хлеб и вино.
  3. Над православием нет другого единого руководителя, кроме Святой Троицы. Каждый восточный обряд имеет своего патриарха. Католицизм считает себя Вселенской Церковью, во главе которой стоит Папа Римский
  4. Все поклонники Христа едины в познании и признании 27 книг Нового Завета. Восточные христиане признают каноническими 66 книг Библии, в то время как западные верующие не отрицают Божественного присутствия в книгах Товита, 2,3 книг Ездры и других.
  5. Католическая Церковь поклоняется Папе Римскому, как наместнику Иисуса Христа на земле.

    Папа римский

  6. Православие считает каноничными только законы и изменения в обрядах, принятые на Вселенских соборах, в то время как католицизм отдал право изменять богословские определения понтификам.
  7. По учению православия Богородица была призвана Богом, как не имеющая земных личных грехов, родила в непорочном зачатии Иисуса и почила, как простая смертная, после чего была вознесена Ангелами на Небо.
  8. Католики утверждают, что перед непорочным зачатием с Девы Марии был снят первородный грех всего человечества, по этой, только Ей данной, привилегии, была Она вознесена на небо душой и телом.

Отличаются два вероисповедания и календарем расчета богослужений. Католики живут по григорианскому календарю, православные — юлианскому. Согласно григорианскому летоисчислению иудейская и православная Пасхи могут совпасть, что находится под запретом. По юлианскому календарю ведут богослужения русская, грузинская, украинская, Сербская и Иерусалимская православные Церкви.

Различия имеются и при написании икон. В православном служении — это двумерное изображение, католицизм практикует натуралистические размеры.

Восточные христиане имеют возможность развестись и венчаться второй раз, в западном обряде разводы запрещены.

Византийский обряд Великий пост начинает в понедельник, а латинский — со среды.

Православные христиане накладывают на себя крестное знамение справа налево, сложив пальцы определенным способом, а католики делают это наоборот, не акцентируя внимания на кисти.

Интересна трактовка этого действия. Обе религии согласны, что на левом плече сидит бес, на правом — ангел.

Важно! Католики направление крещения объясняют тем, что при наложении креста происходит очищение от греха к спасению. По православию при крещении христианин провозглашает победу Бога над дьяволом.

Как относятся друг к другу некогда бывшие в единстве христиане? Православие не имеет с католиками богослужебного общения, совместных молитв.

Католицизм не так категоричен в своем суждении. Православные слывут схимниками (раскольниками), но не отнесены к еретикам, при этом православные церкви признаются истинными.

Православные церкви не верховенствуют над светскими властями, католицизм утверждает верховенство Бога и подчинение властей Папе Римскому.

По латинскому обряду любой грех оскорбляет Бога, православие утверждает, что Бога оскорбить нельзя. Он не смертный, грехом человек наносит вред только себе.

Повседневная жизнь: обряды и служения

  1. Управление в православии принадлежит автокефалии, католики находятся в непосредственном подчинении понтифику.
  2. В православном храме иконостас отделяет алтарь, в костелах алтарем называют престол.
  3. Восточные церкви проводят свои служения более длительными, при этом все, кроме больных, христиане стоят во время службы, имея место для совершения глубоких поклонов. Католические храмы оборудованы местами для сидения, но при этом прихожане могут молиться на коленях.
  4. Православие совершает миропомазание при крещении даже младенца, по латинскому обряду это действие допустимо при достижении ребенком возраста, когда он уже осознает ответственность за свои действия. Конфирмация детей является большим праздником, как для родителей, так и для прихожан костела.
  5. В православии священникам позволено жениться, рожать детей, а в католицизме обязателен целибат или другими словами, безбрачие.
  6. Обе религии признают Таинства, но у каждой имеется свой обряд их проведения.
  7. В костелах для исповеди обустроены конфессионалы — маленькие клетушки, через окно в которых человек говорит якобы Богу, не видя лица священника.

    Исповедальня в католической церкви

  8. В восточном обряде усопшие поминаются на третий, девятый и сороковой день, а в латинском течении — третий, седьмой и тридцатый.
  9. Чисто человеческий вопрос — о возможно применения контрацепции. Католики в этом случае категорически против контрацепции, православным разрешено предохраняться в некоторых случаях.

Высказывания святых о разделении и единстве

Различий между христианами обоих обрядов много, но главное, что их объединяет — Святая кровь Иисуса Христа, вера в Единого Бога и Святую Троицу.

Святой Лука Крымский довольно резко осудил негативное отношение к католикам, отделяя при этом Ватикан, Папу и кардиналов от простых людей, имеющих истинную, спасительную веру.

Святой Филарет Московский сравнивал разделение между христианами с перегородками, подчеркивая при этом, что до неба им не дотянуться. По словам Филарета нельзя называть христиан еретиками, если они верят в Иисуса, как в Спасителя. Святой постоянно молился о соединении всех. Он признавал православие истинным учением, но указывал, что Бог принимает и другие христианские течения с долготерпением.

Святой Марк Эфесский называет католиков еретиками, так как они отклонились от истинной веры, и призывал таковых не мировать.

Осуждает латинский обряд и Преподобный Амвросий Оптинский за нарушение постановлений апостолов.

Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что католики вместе с реформаторами, протестантами и лютеранами отпали от Христа, основываясь на словах Евангелия. (Матв. 12:30)

Как измерить величину веры того или иного обряда, истинность принятия Бога Отца и хождения под силой Духа Святого в любви к Богу Сыну, Иисусу Христу? Все это покажет в будущем Бог.

Видео о том, в чём отличие православия от католичества? Андрей Кураев

molitva-info.ru

чем отличаются католики от православных

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах. Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают папу римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви. Теперь можно говорить об отличиях: 1) Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе; 2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви. 3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату. 4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает; 5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда; 6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди; 7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено. 8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства папы; 9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из несколь

Католики воспевают Богоматерь. Православные — её сына.

католические большие праздники смещены на две недели раньше православных, крестятся они слева направо

И не кто не написал что раньше христианская вера была единой и не делилась, пока кто-то не захотел стать выше над другими и этот кто-то папа римский. Я бы сказал иными словами одни за свободу и за равенство а другие (католики) за власть и самолюбие что по сути и есть грех. Ведь единая христианская вера раскололась из за того что кто-то возжелал власти а другой кто-то не захотел подчиниться уважая иудейскую христианскую и изначальную веру в равенство и свободу. Плюс назначить себя представителем от Бога богохульство, имхо мое мнение.

католики ходят с жирными котами да и спят тоже с жирными котами

touch.otvet.mail.ru

Чем православие отличается от католицизма

Разделение христианской церкви на Западную и Восточную произошло после политического раскола в Римской империи в IX веке. Папа Римский сосредоточил в своих руках церковную и светскую власть на Западе. На Востоке по-прежнему царило взаимопонимание и взаимоуважение двух ветвей власти – Императора и Церкви.

Окончательно единство верующих в христианство нарушилось в 1054 году. Эта дата — время становления восточной православной церкви и западной католической. Момент разделения всеобщей веры отражен в различных вероучениях Запада и Востока.

У православных главой церкви является Иисус Христос. Здесь сохраняется территориальное деление на независимые поместные церкви, которые могут иметь свои особенности в области канонических вопросов и обрядов. В состав православной церкви входят семь вселенских соборов.

Принятие новых членов в церковь происходит троекратно, во имя пресвятой Троицы, через таинство крещения путем погружения в воду. Каждый новый член церкви, независимо ребенок или взрослый, причащается и миропомазывается.

Божественная литургия — главное богослужение у православных. Во время литургии православные стоят перед Богом в знак особого смирения. Во время службы совершается обряд коленопреклонения — знак полной и безоговорочной покорности.

Причащение в православии совершается мирянами и священством кровью — вином и телом Христа — квасным хлебом. Исповедь проходит только в присутствии священника и обязательна перед каждым причащением всем, за исключением младенцев.

Крестятся православные через правое плечо. Символ церкви — четырехконечный, шестиконечный или восьмиконечный крест с четырьмя гвоздями.

Католицизму свойственно организационное единство с абсолютным авторитетом папы и разделение на церкви латинского и восточного обряда. Монашеский орден полностью автономен. Глава церкви у католиков — Папа Римский. Католическая церковь руководствуется решениями двадцати одного вселенского собора.

Таинство крещения происходит путем обливания водой или окропления. Первое причастие разрешено детям с семи лет после изучения основ веры.

Месса — название современного главного богослужения у католиков, так называемая католическая литургия, во время которой разрешено сидеть. Обычно католики сидят не всю службу, а только большую ее часть. Треть службы они стоят или выслушивают богослужение на коленях.

Причащение священства совершается кровью и телом под видом вина и пресного хлеба, а мирян — только телом Христа. Исповедь проходит в присутствии священника и является обязательной как минимум один раз в год.

Крестятся католики через левое плечо. Символ церкви — четырехконечный крест с тремя гвоздями.

www.kakprosto.ru

Чем отличается православие от католицизма?

После политического раскола Римской империи, произошедшего на рубеже 8-9 веков, единая христианская Церковь разделилась на Восточную и Западную. В результате этого разделения появились два направления христианства: католицизм и православие. Что это такое как направление христианства и чем отличается православие от католицизма, мы рассмотрим на примерах организации Церкви, обрядах и символике.

Православие и католицизм

Восточная Церковь стала Православной, а Западная – Католической. Католицизм – наиболее распространенное христианское направление, которому свойственна религиозная нетерпимость, идея власти духовенства (иерократии) и учение теократии (боговластия). В основе православного вероучения лежит святое писание и святое предание, а сама Церковь выступает посредником между Богом и человеком.

Основные отличия

  • Организации Церкви Православия свойственно территориальное разделение на независимые церкви (Греческая Православная Церковь, Русская Православная Церковь и пр.). Глава Православной Церкви – Иисус Христос. В католицизме действует принцип организационного единства. Глава Католической Церкви – Папа Римский.
  • Священство. В Католической Церкви все священники дают обет безбрачия. Православное священство делится на духовенство и монашество. Обет безбрачия дают только монахи.
  • Посмертная участь души. В католическом учении Душа проходит частный суд в Чистилище. В православии она сразу попадает на Божий Суд.
  • Богослужение. У православных главное богослужение – Божественная Литургия, а католиков – Месса.
  • Таинство Крещения. Православных крестят троекратным погружением в воду, католиков – окроплением водой или обливанием.
  • Первое причастие. В православии оно происходит сразу после обряда Крещения. Католики допускаются к первому причастию после постижения основ веры, в возрасте 7-12 лет.
  • Иконы. Православные иконы строги, монументальны и многоуровневы и пишутся в традиции обратной перспективы. Для католических икон традиционная прямая перспектива, более выраженная живописность и библейские сю

elhow.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *