правила подготовки к обряду, соблюдение поста и разрешенные продукты
Каждое церковное мероприятие требует соблюдения определенных правил. Истинный христианин должен совершать покаяние и причастие, которое помогает человеку очиститься от грехов и начать жизнь с чистой душой и помыслами. Только как подготовиться к таинству (пост перед причастием), знают не все прихожане, особенно новички.
В чем смысл воздержания перед причастием
Для совершения обряда причастия верующий должен пройти подготовку, которая включает в себя:
- Пост, или воздержание от продуктов животного происхождения, рыбы и растительного масла по специальным дням.
- Отказ от интимной близости.
- Чтение молитв.
- Нравственное смирение, или отказ от мирских развлечений, плохих мыслей и поступков.
Выполняя церковные каноны, прихожанин готовит свою душу и тело к возможности принять божественные дары и благодать Господню.
Для чего нужно соблюдать пост в еде, поступках и помыслах, если после исповеди и причастия все совершенные грехи обнуляются? Суть проста, если прихожанин накануне таинства будет находиться в состоянии сытости, пресыщения забавами, чревоугодием, телесными утехами, то он не сможет принять благодать Бога.
Сытое тело больше тянет ко сну и отдыху, а молитвы не доходят до его души и разума в том качестве, как требуется для духовного просвещения и прощения грехов как Богом, так и самим христианином.
Перечисленные воздержания — это своего рода жертва кающегося и причащающегося человека, дающая возможность впустить в свою душу Христа. Если говение совершается осознанно, а не для «галочки», то верующий глубже почувствует тяжесть греха и не захочет совершать его вновь. Господа обмануть нельзя и тот, кто легкомысленно относится к подготовке к причастию, может быть наказан еще больше, а прощения не произойдет.
Виды постов и их особенности
Какой соблюдать пост перед причастием, зависит от времени, в которое христианин готовится к таинству и как часто посещает церковь и исповедуется перед духовником.
В церковных правилах существуют следующие виды поста:
- Пост может быть строгим, когда недопустимо есть продукты животного происхождения и даже рыбу. Исключение для лиц, с патологиями в желудочно-кишечном тракте, с сахарным диабетом, беременные, кормящие, дети и другие прихожане с рекомендациями от врача по питанию. Если человек собрался на причастие, когда по церковному календарю соблюдают рождественский или пасхальный пост, то все дни говенья нужно исключить запрещенные на посту продукты.
- Во время обычного поста есть дни, когда при говенье перед причастием в рацион разрешается включать рыбу. Но в остальном правила поста едины.
- Пост, во время которого нельзя есть не только рыбу, мясо, молочные изделия, яйца, но и растительное масло. Называется такой пост «елей».
- Сухоядение — это вид поста, когда запрещена любая еда до захода солнца, а потом можно есть только постные продукты.
Чтобы соблюсти правила подготовки перед причастием и понять, какой пост следует держать мирянину, нужно обратиться за помощью к служителям церкви, — они разъяснят, учитывая особенности времени, выбранного для исповеди и причастия.
Правила поста перед причастием
Посту перед причастием нужно следовать по всей строгости, с учетом времени и возможного поста по православному календарю. Помимо поста в еде, верующему перед причастием нужно привести в порядок мысли и обдумать свои поступки.
- Ограничить просмотр развлекательных программ в телевизоре, компьютере, посещение мероприятий.
- Можно в свободное от домашних дел и работы время посвятить чтению церковной литературы для личностного просвещения.
- Исключить ссоры, обиды в отношениях с окружающими людьми. Пересмотреть свои поступки и по возможности сделать доброе дело.
- Отказаться на период поста перед причастием от интимной близости с партнером.
- На третий день поста, за день перед причастием, прочитать обязательные каноны: покаянный ко Христу, молебны к Пресвятой Богородице, ангелу хранителю. Каноны можно читать в удобное время в течение дня перед причастием. В день причастия с утра нужно прочитать молитву ко причастию. Все молитвы и каноны можно найти в молитвослове для православных или купить отдельную литературу по подготовке к причастию.
- Пост, или говенье, верующий должен держать до окончания утренней литургии и свершения причастия. Церковный день начинается не с утра, а с вечера предыдущего дня. Поэтому прихожанину, собравшемуся на причастие и выдержавшему трехдневный пост, нужно полностью отказаться от еды и напитков с вечера, накануне причастия.
- Посетить вечернюю службу перед днем, в который намечено таинство. Если выбрано воскресенье, то быть в храме на вечерней литургии в субботу.
- До момента вкушения даров Бога, нужно очиститься от грехов с помощью исповеди, рассказав батюшке о том, что на душе.
Только после чистосердечной исповеди и отсутствия обид, таинство причастия будет иметь ту силу и значение, которое проповедуется православной религией. Если после трехдневного поста остались сомнения и незавершенные дела, лучше отложить обряд и продлить свое смирение и достичь душевного спокойствия, чтобы не совершить других грехов.
Сколько длится пост
Существуют разные требования к количеству дней поста, который нужно соблюдать верующему перед причастием:
- Длительный пост в течение недели — это лучший вариант говенья и смирения для христиан, посещающих редко церковь и не соблюдающих все каноны. За 7 дней у человека есть время обдумать свои поступки, усмирить гордыню, простить обидчиков и попросить прощение у близких и знакомых. Получив земное прощение, будут прощены Господом. До недавнего времени был обязательным для всех верующих, желающих причаститься.
- Трехдневный пост — это основной вариант подготовки к причастию для православного человека. Новичку и тем, кто имеет проблемы со здоровьем, можно не держать строгий пост в еде, но в остальном требования не меняются.
- Посты по средам и пятницам для лиц, посещающих храм еженедельно на воскресную службу.
Не нужно соблюдать пост перед причастием верующим, занимающимся военной службой или туризмом, потому что едят эти люди лишь то, что доступно и будучи в таком положении относительно пищи, им следует соблюдать духовный пост.
Можно ли есть рыбу в пост перед причастием
Христианину, соблюдающему посты по церковному календарю систематически, не составит труда выдержать говенье в течение трех дней. Но для новичка отказ от повседневной пищи бывает трудным поначалу. Исключая из рациона мясо и продукты животного происхождения, у прихожан новичков возникает мирской вопрос, можно ли есть рыбу в эти три дня? Разве морепродукты и рыба относятся к списку запрещенных? Однозначно ответить можно ли рыбу в пост перед причастием или нет невозможно.
Все зависит от периода, в который предполагается исповедь и причастие. Есть рыбу можно в те дни, когда она разрешена в употребление при обычном посту. Но в дни строгого поста даже рыба для верующих под запретом.
Рыба разрешена беременным, кормящим, детям, чтобы не лишать их в момент подготовки к обряду полноценного питания и не навредить здоровью. Для остальных православных, сомневающихся в том, можно ли есть рыбу при говенье, лучше отказаться от нее на три дня, учитывая, что срок небольшой.
Любые сомнения разрешат священники церкви, если прихожанин задаст интересующие вопросы, чтобы не были допущены ошибки в пост перед причащением из-за отсутствия информации.Список разрешенных продуктов
Корзину для трапезы во время трехдневного поста нельзя назвать скудной. Ассортимент разнообразный и содержит в себе комплекс полезных витаминов и минералов, если составить меню правильно, а не есть однообразные блюда:
- крупы;
- макаронные изделия без яиц, из муки и воды;
- фрукты;
- овощи, зелень;
- ягоды;
- орехи;
- грибы;
- растительное масло;
- постный хлеб;
- чай, черный кофе, отвары, компоты.
Не запрещаются специи, пряные травы и натуральные соусы без добавления животных жиров. Если подойти к составлению меню с фантазией, то пост не покажется мучением, но тело будет подготовлено к очищению и искуплению грехов.
В заключение
К причастию нужно относиться серьезно и совершать обряд не потому, что так принято делать, а лишь с готовностью выполнить церковные правила подготовки как истинный христианин. Только при полном понимании смысла божественных даров можно открыть свою душу для вхождения в нее веры и благодати Христа.
«В отношении к Таинствам крайности неуместны» / Интервью / Патриархия.ru
23 мая 2013 г. 16:39
Центральное место в жизни христианина занимает участие в таинствах исповеди и Причастия. В практике Русской Православной Церкви эти Таинства обычно связаны между собой. Для подготовки ко Причащению рекомендуется также определенное молитвенное правило и пост.
Однако временами возникает полемика: как часто нужно причащаться, оправданна ли эта связь между таинствами и не является ли традиционная подготовка к Причастию «бременем неудобоносимым»? Необходима ли корректировка той практики подготовки ко Святому Причащению, которая сложилась в нашей Церкви? На эти вопросы в интервью журналу «Православие и современность» (№ 25, 2013) отвечает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
― Владыка, сегодня в разного рода интернет-обсуждениях можно встретить такое мнение: обязательная исповедь перед Причастием ― традиция Русской Православной Церкви, в других Поместных Православных Церквах такой традиции нет. Нам часто приводят в пример Грецию, где люди причащаются гораздо чаще, чем исповедуются, и где исповедь могут принимать не все священники, а только опытные духовники, специально назначенные на это послушание. Как на самом деле подходят к этой проблеме в Греции и в других Поместных Церквах ― Ваш опыт?
― Заключение о том, что в других Поместных Православных Церквах нет исповеди перед Причащением, я бы назвал чересчур обобщающим. Скажем, в Грузинской Православной Церкви ― есть, пусть и под влиянием Русской Церкви. Есть во многих общинах Сербской Церкви, в Болгарии, Румынии ― практически везде. Эта традиция не является специфически русской, потому что Таинства Исповеди и Причащения были связаны с древнейших времен. Достаточно длительное время так было и в Католической Церкви, и ныне эта традиция сохраняется во многих Православных Церквах. Поэтому говорить о том, что практика Причащения без исповеди становится повсеместной, явно преждевременно.
Что касается Греции ― да, действительно, там люди, как правило, причащаются чаще, чем исповедуются. Но надо помнить вот о чем: в Греции просто не прерывались традиции церковной, монашеской, духовной жизни, в то время как у нас на протяжении XX века от них фактически ничего не осталось.
Практически у всех верующих людей в Греции есть духовники, к которым можно прийти или позвонить в любое время дня и ночи. У многих есть духовники на Святой Горе, которые регулярно приезжают на материк, чтобы исповедовать своих духовных чад, или те сами ездят на Афон. Более того, если что-то произошло, благочестивый грек просто берет телефон, набирает номер своего духовника и рассказывает о своих духовных проблемах. То есть если человек не имеет возможности сейчас же поехать к духовнику на исповедь, происходит нечто вроде исповедальной беседы по телефону. Таким образом, верующий человек исповедуется постоянно, регулярно в течение многих лет.
В Греции очень большое количество храмов. Там нет ни одного населенного пункта без храма и без священника. В этой стране все крещены, все обучались в школе или в вузе Закону Божию, читали Священное Писание. Поэтому мы можем сколько угодно смотреть на практику церковной жизни в Греции, даже признавать ее гораздо более правильной, чем у нас, но сравнивать ее сегодня с нашей жизнью или пытаться что-то механически перенести к нам — просто невозможно, потому что мы живем в абсолютно других условиях. 20 лет нашего церковного возрождения, может быть, и дают нам какие-то основания для оптимизма, но сравнивать себя с греками в отношении их укорененности в традиции мы не можем и не сможем еще долго.
― Тема, о которой идет речь, сегодня поднимается в основном теми, кто выступает за сверхчастое (недавно появился такой термин) причащение мирян.
― Вопрос о частоте Причащения — вопрос непростой. Он неоднократно поднимался в истории Православной Церкви. До сегодняшнего дня на Святой Горе Афон есть монастыри, братия которых причащается согласно правилу святителя Василия Великого — четыре раза в неделю1. Глядя на это, некоторые наши ревнители хотят сегодня вернуть нашу Церковь к неким условно-первохристианским временам, настаивая на необходимости частого Причащения. Кто-то говорит, что причащаться надо каждое воскресенье, кто-то призывает причащаться чуть ли не каждый день или на каждой Литургии, на которой присутствуешь.
Думаю, все эти точки зрения имеют право на существование. Только нужно убрать одно-единственное слово — «надо» и заменить его словом «можно». Да, есть люди, которые могут причащаться часто. Прежде всего, это монашествующие в благоустроенных обителях. Если в них действительно соблюдается монастырский устав во всех отношениях, в том числе и в отношении исповеди или открытия помыслов, что по правилам в монастырях происходит неоднократно за неделю, а иногда и каждый день,― то, конечно, в таких монастырях совершенно ни к чему строгая привязка Причащения к исповеди и посту. Если братия может исповедоваться по мере необходимости хоть каждый день и поститься по монастырскому уставу три дня в неделю — в понедельник, среду и пятницу, соблюдает все длительные посты, тогда никакого говения, специальной подготовки перед Причастием в обычном, приходском понимании здесь нет и быть не может, они просто не нужны.
Но может ли так жить обычный мирянин? Кто-то, наверное, может, но очень и очень немногие. Когда я в свое время пришел в Церковь, я еще застал там представителей старшего поколения ― это были люди, для которых Церковь была чем-то гораздо большим, чем для нас сегодняшних. Они не искали в ней социальной помощи, психологических, общинных и прочих утешений, а просто жили богослужением, которое в ней совершалось, и были счастливы тем, что есть у них возможность жить церковной жизнью и ходить на Божественную литургию. В разных приходах, которые я посещал, я знал людей, которые присутствовали на богослужении буквально каждый день, утром и вечером, что у нас сегодня не в каждом монастыре встретишь. Естественно, они постились по уставу, читали правило ― одним словом, служили Богу день и ночь, как Анна Пророчица в Иерусалимском храме. Я знал немало таких рабов Божиих. Можно ли было таким людям причащаться часто? Думаю, что можно.
Но сегодня большинство мирян живет по-другому. Люди ходят в церковь настолько часто, насколько им позволяют их работа, семья. Есть те, кто приходит по воскресеньям и по большим праздникам, есть те, кто ходит в храм раз в месяц, а то и несколько раз в году. Можем ли мы сказать, что эти люди не христиане и они недостойны причащаться? Нет, не можем, потому что у них есть вера и своя нужда в таинствах церковных. Можем ли мы сказать, что им можно причащаться вот так просто зайдя с улицы, не исповедуясь, не задумываясь ни о чем, не готовясь к этому молитвой и постом? Нет, ни в коем случае.
Разные люди в разное время находятся в разном внутреннем душевном и духовном состоянии, и только исходя из этого священник решает, как часто может причащаться тот или иной человек, и какое приготовление к Причастию ему необходимо.
На благоустроенных приходах, где священник знает своих прихожан достаточно хорошо, иногда допускается Причастие без исповеди. Когда я служил в Москве на подворье Троице-Сергиевой лавры, многие прихожане исповедовались у меня регулярно на протяжении нескольких лет, и я понимал, когда этот человек может причащаться, а когда нет. Скажем, на Страстной седмице я всегда благословлял нашим постоянным прихожанам причащаться в Великий Четверг, в Великую Субботу и в Пасхальную ночь. И тогда в Субботу и на Пасху они не исповедовались, если только за это небольшое время не происходило что-то такое, что отягощало совесть человека, что препятствовало ему с душевным миром подойти к Евхаристической Чаше. Выходил исповедующий священник, исповедовал тех, кто приходит редко и пришел именно на Пасху, а основная масса постоянных прихожан, тот костяк, который есть в каждом приходе, причащались на Пасху без исповеди. И я убежден, что это абсолютно нормально.
Но, с другой стороны, есть еще такая вещь, как привычка, и она может сыграть с человеком очень плохую шутку. Потому что человек привыкает ко всему, в том числе и к святыне. Есть где-то, наверное, особые люди, которые всю свою жизнь горят, как факел, и могут не поддаваться привычке, не терять благоговения, горения на протяжении многих лет и десятилетий. Но, честно говоря, они встречаются очень редко.
— Да, человек привыкает к святыне, к Причащению. Но к исповеди он тоже привыкает. И от тех, кто считает исповедь перед Причащением необязательной, сегодня часто можно услышать: «Покаяние, перемена ума ― это шаг «разовый»… Частая исповедь ― это профанация покаяния».
— Человек привыкает и к исповеди, безусловно. Но должен сказать, что многие сегодняшние дискуссии в Интернете инфантильны до крайности: «А как же так, мне не интересно. Я ничего не чувствую… Надо все изменить под меня, любимого, чтобы мне стало интересно и комфортно в Церкви». Такие заявления ― следствие чудовищной инфантильности. Мы хотим, чтобы те или иные таинства «работали» в нас без нашего усилия, но так не бывает.
В Священном Писании сказано: Царство Небесное нудится, то есть силою берется (Мф. 11:12). Поэтому, помимо всего прочего, нужно употреблять усилия, чтобы не привыкнуть, чтобы приучить себя к исповеди, к регулярной проверке своего прожитого дня, как об этом пишет святитель Феофан Затворник. Если человек осмысленно читает вечерние молитвы, исповедание грехов повседневное, если он старается обрести навык внутренней самопроверки, пытается соотносить свои поступки, свои слова с Евангелием, то для него исповедь никогда не будет чем-то формальным и непонятным. От правильной исповеди человек отвыкает не тогда, когда к ней приходит часто, а тогда, когда исповедуется редко. Тогда гораздо быстрее и наверняка человек утрачивает понимание значения исповеди.
Поэтому я считаю утверждения, которые часто звучат в дискуссиях, совершенно неубедительными. А вопрос о том, возможно или невозможно второе, пятое, десятое покаяние за грехи, в свое время обсуждался в древней Церкви. Церковь решила, что возможно, просто понимая человеческую природу, ее удобопреклонность ко греху.
― Бывает, что человек, который ходит в храм много лет, исповедуется регулярно, который оставил явные, «грубые» грехи, сталкивается с тем, что ему «не в чем исповедоваться». Как к этому относиться?
― Думаю, что у человека, который ведет правильную духовную жизнь, не может быть такого чувства, что ему не в чем исповедоваться. Так может сказать только тот, кто невнимателен к самому себе. Но правильное отношение к исповеди и трезвое отношение человека к самому себе вырабатываются со временем, долгим общением с духовником. И если духовник настоящий, опытный, то у его духовных чад такого не будет — что им «не в чем исповедоваться». Опять же, скорее всего, такая проблема бывает у людей, которые исповедуются крайне редко или вообще не исповедуются, которые не умеют исповедоваться. Они говорят: «Ну что, не убил, не украл, не изменяю. Все нормально. Я хороший». Любой священник с такими людьми встречался.
― Некоторые представители духовенства пишут о том, что «листочки с грехами» переходят из рук в руки или человек приходит с одним и тем же списком, напечатанным на принтере…
― С этим я никогда не сталкивался за все время своего служения, мне этот вопрос даже кажется странным и необычным. С листочками люди, конечно, ходили на исповедь, такая «шпаргалка» удобна, но все писали или печатали их сами. Поэтому я такого не встречал. Но если такое бывает, опять же, это забота священника — объяснить конкретному человеку, что так поступать не надо, но не делать из этого выводов о ненужности регулярной исповеди.
― Некоторые священники в своих интернет-выступлениях говорят также о том, что у людей, которые, пусть даже механически, вычитывают правило, постятся, появляется ощущение, что раз уж они все сделали, значит, они «достойны Причастия»… По Вашим наблюдениям, эта опасность действительно существует?
― Если человек внимательно читает Последование ко Святому Причащению, то там как раз и находится ответ на этот вопрос: «От скверных устен, от мерзкаго сердца… от души осквернены, приими моление, Христе мой…», «…несмь достоин… да под кров внидеши храма души моея…». Или другое: «Пред дверьми храма Твоего предстою и лютых помышлений не отступаю…» Где же здесь то, что может вызвать чувство «достоинства», самодовольства? Наоборот, это сокрушенное исповедание своего недостоинства, понимание того, чем ты являешься на самом деле. Я считаю, если только у человека появляется такое ощущение, что он достоин Причастия, ему надо отходить от Чаши. В таком состоянии причащаться нельзя.
Но с другой стороны, человек ни в коем случае не может сам себя отлучать от Причастия со словами: «Я не могу, недостоин причаститься, и все». И первое, и второе — две крайности, а истина посередине. Как замечательно сказано у преподобного Силуана Афонского: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Вот это, собственно говоря, и есть то искомое состояние, которое должно быть у верующего человека. Мы должны понимать, что по нашей жизни, по нашим грехам, по нашему внутреннему состоянию мы, строго говоря, заслуживаем ада. Но мы не должны отчаиваться, потому что надеемся на милосердие Божие. Однако это не-отчаяние не должно переходить в состояние уверенности. Нельзя сказать: «Бог милостив, поэтому буду грешить» — и продолжать жить так же. Постоянные шатания из стороны в сторону, из одной крайности в другую ― это то, с чем каждый из нас должен бороться всю жизнь.
― Обязателен ли пост перед исповедью, перед Причащением? Каким он должен быть?
― Перед исповедью пост не нужен. Но здесь я должен сказать вот о чем. Иногда возникает вопрос: а можно ли исповедоваться без Причащения? Некоторые батюшки даже спрашивают, будет ли человек причащаться, и если нет, отказывают ему в исповеди. Вот это, конечно, большая ошибка. Батюшки, которые так поступают, категорически не правы.
Исповедоваться можно всегда, когда человек чувствует в этом потребность. Да, Причастие по нашей традиции все-таки совершается в основном после исповеди. Но исповедь совершенно не связана с Причастием! Она может совершаться и сама по себе.
Каким должен быть пост перед Причащением? Это зависит от того, какова интенсивность церковной жизни у конкретного человека. Если, повторю, он ходит регулярно в храм, если он молится, соблюдает все многодневные посты, постится в среду и пятницу (а если он монах, то и в понедельник),― то дополнительный ни трехдневный, ни недельный пост перед причащением ему не нужен, так же, как не нужен такому человеку пост во время сплошных седмиц. Это мое глубокое убеждение, и оно основано на практике, в том числе, и других Поместных Церквей.
Говение, то есть сугубая подготовка к исповеди и Причастию,— это типично русское явление, которое возникло тогда, когда Причастие было крайне редким — один-два раза в году, а у самых благочестивых людей до четырех раз ежегодно. Тогда такое говение было совершенно оправданным, потому что вырывало человека из повседневности. Ведь в это понятие входит не только пост, но и ежедневное присутствие в храме на службе. Вот человек неделю говеет ― он утром и вечером ходит в церковь, он отложил все свои дела, по-настоящему постится, как положено по уставу, и, наконец, исповедуется и причащается. Правильно это? Абсолютно правильно, если его церковная жизнь, скажем так, средней или не очень высокой степени интенсивности. Если же, повторю, он регулярно ходит в церковь, соблюдает все посты и часто причащается, необходимость в такой особой подготовке отпадает. Мера подготовки связана с внутренним состоянием, с духовным возрастом человека.
— И определять этот духовный возраст должен духовник, а не сам мирянин?
— Безусловно.
― А если нет духовника?
― Вы знаете, если человек живет духовной жизнью, то, конечно, есть священник, у которого он регулярно исповедуется. Частые дискуссии о необходимости или, наоборот, необязательности духовника — они ведь тоже имеют тупиковый характер, потому что сегодня в понятие «духовник» вкладывается слишком много неправильного. На самом деле духовник ― это священник, у которого человек регулярно исповедуется и который знает обстоятельства его жизни, знает силы, возможности этого человека и, наоборот, его падения и в соответствии с этим может ему посоветовать, в том числе, и частоту Причащения, и меру поста, который этот человек может понести.
― Приведу цитату из одной современной книги известного духовника о Божественной литургии: «…каждому участвующему в Литургии православному христианину необходимо причащаться Святых Христовых Таин. В противном случае все литургические молитвы для нас обессмысливаются». Я знаю, что такие утверждения многих смущают, огорчают и просто дезориентируют.
— Это утверждение совершенно неверно. Миллионы людей, поколения христиан на протяжении почти двух тысяч лет ходили в Церковь, в том числе участвовали в Божественной литургии, на которой не причащались. Говорить, что это было бессмысленно ― по меньшей мере самонадеянно… Вообще, для меня духовный опыт человека, который вдруг открывает, что поколения людей до него все делали не так и во всем ошибались, очень сомнителен. При всем моем добром отношении к автору, я расцениваю такого рода утверждения как попытку навязать свои ощущения и свое понимание духовной жизни в качестве обязательных.
Тем, кого смущают подобные высказывания, надо учитывать, что это всего лишь частное мнение, и соответствующим образом к этому относиться. Обобщая сказанное, хотел бы подчеркнуть, что, к сожалению, сегодня у нас многие люди, независимо от вектора их убеждений — крайне традиционалистского или резко модернизаторского— болеют одной и той же болезнью: им хочется некую практику, которая, на их взгляд, является наиболее адекватной и, может быть, действительно подходит для каких-то категорий людей, сделать строго обязательной для всех и жесточайшим образом отсечь все, что ей не соответствует. Те, кто ратует за сверхчастое Причащение, на каждой Божественной литургии, не хотят принимать во внимание тех обстоятельств, в которых сегодня живет среднестатистический прихожанин, обычный мирянин. Те же, кто призывает причащаться как можно реже, не хотят понимать, насколько изменилось сознание современных верующих людей по сравнению, скажем, с ХIХ веком.
На самом деле не надо противопоставлять одну практику другой, скажем, редкое Причащение ― частому Причащению, потому что во всем должна быть свобода. В христианстве это самое главное. Если этого не будет, мы превратим Церковь в секту. Особенно это относится к представителям так называемого либерального христианства, так как хорошо известно, что нет более тоталитарной публики, чем либералы…
― На каком уровне должна обсуждаться эта проблема? Из примеров подробного, аргументированного обсуждения пока можно вспомнить лишь круглый стол «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса», который состоялся 27 декабря 2006 года в московском Свято-Даниловом монастыре.
― Хорошее было обсуждение, жаль, что оно ничем не закончилось. Но оно и не могло ничем закончиться, потому что, опять же, даже самые правильные мысли, которые были там высказаны, претендовали на абсолютную обязательность для всех. Но такого не может и не должно быть в Церкви. Потому что, согласно древнему христианскому правилу, в главном должно быть единство, во второстепенном ― свобода, во всем ― любовь.
Беседовала Н. Горенок
[1] «…Приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу».― Святитель Василий Великий. Письмо 89 (93). К Кесарии, жене патриция, о приобщении.
«Православие и современность»/Патриархия.ru
Можно ли есть перед причастием рыбу и рыбный суп?
В церковном календаре прописаны посты перед определенными праздниками. Но исповедь и причастие – таинства индивидуальные. Никто не указывает день, когда следует очистить свою душу от грехов, как и не предписывает, с какой частотой следует исповедоваться. Один человек поверяет свои грехи духовнику каждую неделю, другой – перед большими церковными праздниками. Иногда период перед причащением припадает на общий православный пост. Как быть тогда?
Некоторые люди вообще приходят к причастию без поста и исповеди. Но Святые дары – это величайшее таинство. Их, по мнению Церкви, нельзя вкушать людям, погрязшим в грехах. А чтобы подготовить себя к исповеди и причастию, человеку следует говеть. Но если с мясом и продуктами животного происхождения еще наблюдается какая-то ясность, то вопрос о том, можно ли есть перед причастием рыбу, остается открытым. Недавно вышел документ комиссии Межсоборного присутствия, касающийся данной проблемы. Он называется «Подготовка к Святому Причастию». Давайте посмотрим, что в этом документе говорится о говении.
Важность поста перед причащением
О том, как нужно подготавливать душу к принятию Святых Даров, говорили еще в ранней Церкви, а не только на комиссии Межсоборного присутствия по проблемам приходской практики. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет о том, что люди, которые едят хлеб Господень и пьют Его чашу недостойно, будут повинны в грехах против Тела и Крови Христовой. Поэтому нужно себя испытывать, чтобы не быть осужденным.
Этим указывается, что человек перед причастием должен очистить тело и душу. И даже священник, совершающий литургию, произносит такую формулировку: «Да будет мне не в осуждение причащение Твоих Святых Таинств». Понятно одно: перед употреблением Даров Господних следует исповедаться и поститься. И если душу свою мы подготавливаем молитвами и покаянием, то тело – воздержанием в пище. Но можно ли есть рыбу перед исповедью и причастием? Относится ли данный продукт к запретным в этот период?
Смысл говения
Перед тем как принять в себя Бога, вкусить от Тела и Крови Его, нужно подготовить себя к этому событию. Ведь даже перед светскими праздниками мы убираем в своем доме, украшаем комнату, в которой будем принимать гостей. Как же нужно подготовиться к тому, чтобы вкусить Святые Дары? Все священники утверждают, что одним постом дело не должно ограничиваться. Если ограничивать себя в пище, но при этом быть высокомерным, не признавать грехов своих, питать неприязнь к ближнему и нарушать заповеди Христовы, то такое воздержание ничего не даст.
Исповедь перед причастием обязательна. Ведь тогда верующий приходит к осознанию своих грехов и покаянию. И кроме вопроса о том, можно ли есть перед причастием рыбу и рыбный суп, человека больше должно волновать собственное душевное состояние. Ведь период перед принятием Святых Даров не зря называют говением, а не просто постом. Готовящийся к этому событию должен прочесть три канона (покаянный к Христу, молебный к Богоматери и к ангелу-хранителю). А также он должен присутствовать на вечерней службе в церкви в субботу. И конечно, в этот период следует избегать мирских развлечений.
Количество дней поста
Церковь не имеет единого мнения по поводу того, сколько суток верующему следует воздерживаться от употребления скоромной пищи перед принятием Святых Даров. В этом вопросе все очень индивидуально. Пост, вернее его длительность, назначает духовник. Обычно это три дня. Но если у человека имеются заболевания (особенно желудочно-кишечного тракта), общая слабость организма, беременность или период лактации, то длительность поста сокращается.
В группу «льготников» попадают и военные, которые не могут выбирать блюда и продукты по своему усмотрению, а вынуждены есть, что дают. Духовник также смотрит и на другие обстоятельства. Прежде всего это частота причащения. Если кто-то впервые прибегает к вкушению Святых даров, то такому человеку назначают недельный пост. А кто причащается каждое воскресенье, то такому верующему достаточно воздерживаться от скоромной пищи только в среду и пятницу. У этой категории людей и возникает вопрос: можно ли есть перед причастием рыбу?
Какие бывают посты
Для мирского человека телесное воздержание представляется чем-то единым. Если пост, значит, нельзя кушать мясо и продукты животного происхождения (молоко и яйца). А можно есть рыбу, растительные жиры, напитки, в том числе алкогольные, овощи и фрукты. Но Церковь разделяет посты на обычные и строгие. Бывают дни, когда нельзя вкушать не только мясо, но и рыбу. Некоторые посты запрещают и растительное масло (так называемый елей).
Есть дни сухоядения. Во время них нельзя принимать никакой пищи до заката, а вечером разрешается кушать лишь постные продукты. Теперь рассмотрим говение перед принятием Святых Даров: можно ли есть перед причастием рыбу?
Какой пост следует соблюдать перед исповедью
Очищение души от грехов не требует никакой подготовки. Раньше хорошие верующие ходили к духовнику и исповедовались тогда, когда они чувствовали в этом потребность. И вовсе не обязательно сразу же после отпущения грехов принимать евхаристию. Но если вы собираетесь это сделать, то необходимо говение, то есть подготовка души и тела к принятию святого таинства Церкви. И тут уже уместно будет задать вопрос: а можно ли есть перед причастием рыбу? Относительно этого продукта с определенностью можно дать отрицательный ответ только для вечера субботы. Все остальное зависит от частоты вашего причащения, от вашего здоровья и жизненных обстоятельств. Также имеет значение, соблюдает ли православная Церковь всеобщий пост в эти дни. В таком случае требования к пище для говеющих изменяются.
Можно ли есть рыбу перед причастием
Накануне участия в святой литургии, когда вы собираетесь приступить к принятию Святых Даров, нужно соблюсти строгий пост. А это значит, что рыбу и различные блюда из нее кушать нельзя. Монахам предписывается вечером в субботу употреблять только безъелейное сочиво (то есть овощи, не сдобренные никаким жиром).
Церковный день начинается в полночь. А потому все воскресенье до принятия таинства нельзя ни кушать, ни пить. Желательно также присутствовать на субботней вечерней службе. Можно ли кушать рыбу перед причастием в другие дни? Если, к примеру, духовник вам назначил неделю воздержания, то следует все семь дней избегать мяса, молочных продуктов и яиц. Но кроме этого, в среду и пятницу нужно придерживаться строгого поста, то есть исключить из своего рациона в эти дни рыбу, уху и морепродукты. К питанию в субботу (если она не Страстная) у Церкви особое отношение. Многие священники считают, что в шестой день недели поститься нельзя. Но это не касается говеющих, то есть тех, кто готовит себя к принятию Даров Господних.
Можно ли рыбу в пост перед причастием
Выше мы уже упоминали о том, что степень строгости воздержания зависит от церковных дней. Если все православные соблюдают пост (перед Пасхой или Рождеством), то говеющие должны и подавно избегать запрещенных продуктов. Мало того, их воздержание должно отличаться от прочих большей строгостью.
Если, к примеру, в определенные дни верующим запрещается вкушать мясо, то говеющим следует отказаться также и от рыбы. В некоторые дни, такие как среда и пятница, им лучше не добавлять в напитки сахар, а заменить его медом. Растительное масло, соусы и приправы также нежелательны при говении. Также следует не объедаться и разрешенными продуктами. Ведь умеренность в еде является составной частью подготовки к принятию Святых Даров.
Вместо заключения
Возможно, некоторые сочтут, что данная статья так и не дала ответа на вопрос о том, можно ли вкушать рыбу перед причастием. Категоричное нет можно сказать только относительно дня, в который будет проходить таинство (с полуночи нельзя ничего есть и пить).
Также считается душеспасительным воздерживаться от еды весь день субботний, а вечером, накануне причащения, следует поужинать продуктами, которые разрешены в строгий пост (то есть без рыбы). Но и это требование может быть смягчено для больных, беременных и кормящих. Строгость и длительность поста перед причащением устанавливает духовник.
какие ограничения, как поститься, что можно есть в пост перед венчанием
Таинство венчания – одно из церковных, религиозных обрядов, буквально брак перед Богом. К нему необходимо подготовиться – духовно и физически. Накануне обряда молодые должны исповедаться и причаститься, молиться, готовясь к важному событию. Также подготовка включает в себя пост. Действительно ли он так необходим? Что именно нельзя есть, а что можно? У многих пар возникают подобные вопросы, но не всегда есть время, чтобы обратиться к священнику за ответами.
Нужно ли поститься перед венчанием в церкви?
Пост считается обязательным условием подготовки к венчанию, равно как и к другому таинству, поскольку перед обрядом нужно причаститься, а перед причастием пост необходим. Таким образом душа и тело очищаются перед обрядом.
Сколько дней лучше поститься? Не меньше 3-х суток
Иногда священники рекомендуют выдержать недельный пост, но это не строгое правило. Важно не столько ограничение себя в пище, сколько духовное смирение, отречение от мирского накануне вступления в венчаный брак.
Посетить священника перед венчанием в церквиТакже непосредственно в день венчания лучше ничего не кушать, особенно, если молодым предстоит причастие перед обрядом. Но если венчание запланировано на вторую половину дня, а супруги уже причащались несколько дней назад, то легкий завтрак допустим. Если есть опасение почувствовать себя плохо из-за голода или упасть в обморок во время свершения таинства, то лучше посоветоваться со священнослужителем. Иногда священник может благословить пару на вкушение легкой пищи накануне венчания.
В случае, когда по каким-либо причинам пост невозможно соблюдать, например, невеста беременна или кто-то из молодоженов болен, то лучше обратиться с вопросом к священнослужителю, который будет проводить таинство – можно ли есть мясо и молочные продукты в таком случае. При объективной невозможности соблюдения поста священник может сделать послабление в порядке исключения по особым обстоятельствам. Однако не стоит злоупотреблять этим и давить на жалость, выдумывать причины для того, чтобы не поститься.
Пост – лишь начало ограничений и духовного труда, который предстоит супругам, решившим обвенчаться
Поэтому ограничение лучше воспринимать как духовное испытание на прочность веры и решимости для венчания.
Если пост воспринимается как тяжелая повинность, стоит ли венчаться? Ведь супружеская жизнь будет наполнена испытаниями и каждодневным терпением. Если даже трехдневное воздержание кажется непреодолимым препятствием, хотя на самом деле таковым не является, то лучше еще раз обдумать свое решение.
Венчание в церквиНесмотря на то, что поститься необходимо, точные сроки и ограничения лучше уточнить у священника в том храме, где планируется венчание. Он точно скажет, как лучше поступить и сколько дней держать пост.
Какие ограничения в пост перед венчанием?
Пост предполагает полный отказ от любых продуктов животного происхождения: мяса, рыбы, рыбной икры, яиц, молочных продуктов, сливочного масла, сыра и так далее. Также нужно исключить любые алкогольные напитки. Исключение делается для кагора, которым причащают прихожан в церкви.
Во время больших постов, как например, Великий, разрешается вкушать рыбу, но для короткого трехдневного ограничения лучше обойтись без нее
Все-таки цель подобного воздержания, в первую очередь, духовное очищение.
Что можно есть в пост: любую пищу растительного происхождения, например, крупы, овощи и фрукты, ягоды, грибы, орехи и так далее. Важно понимать, что ограничение – это не просто отказ от мяса и прочего, а также воздержание от переедания. Нужно питаться скромно, не позволяя себе лишнего.
Пост перед свадьбойКак поститься накануне венчания? Помимо того, что нельзя кушать мясную и молочную пищу, пост предполагает смирение и обращение к духовному. Стоит воздержаться от интимной близости, увеселительных мероприятий, обратиться к чтению молитв и святых книг.
Откуда пошла традиция поститься?
Посты, как религиозное явление, связывают с повторением 40-дневного поста Иисуса Христа, когда он удалился в пустыню. Также посты связывают с обычаем поститься в дни скорби, разделяя страдания Спасителя, или в качестве покаяния в своих грехах.
Еще одно значение поста – аскетическое, для смирения и укрощения желаний. Подвиги святых-аскетов, ведущих уединенный образ жизни, конечно, трудно повторить в мирской жизни, да и вряд ли удастся без вреда здоровью, но можно брать пример и по мере сил стараться ограничивать себя в благах, усмиряя дух и тело.
Постное меню перед венчаниемТакже было принято поститься накануне больших праздников, чтобы лучше подготовиться к ним.
Зачем поститься накануне венчания?
Пост не столько воздержание от употребления пищи, сколько духовное очищение и обновление, возможность начать свою новую брачную жизнь на хорошей ноте. Он сочетает в себе помимо ограничений в еде уход от всего, что рассеивает мысли: социальные сети, телевизор, развлекательные мероприятия и прочее. В это время следует обратиться к Богу, сосредоточившись на труде, молитвах, самосовершенствовании и чтении православных книг.
Лучше воздерживаться от ссор и конфликтов, зависти и гордыни, одним словом – вести себя благопристойно, готовясь к таинству
Конечно, в рабочем графике в суматошном современном мире не всегда получается отдалиться от всего, но цель поста – следовать ему по мере сил и возможностей, стремясь к духовному, а не к материальному.
Ругаться перед венчаниемК сожалению, многие новоцерковленные люди воспринимают пост исключительно как воздержание от пищи, что по сути не так. По крайней мере, одну только диету нельзя назвать постом без должного усилия, направленного на очищение, в первую очередь, души, а не тела. Задача поста ‒ научиться смирению и воздержанию, что должно касаться не только диеты, но и всех аспектов жизни.
Венчание – не только красивый обряд, но и таинство, соединение супругов в жизни вечной. Естественно, что к нему нужно определенным образом подготовиться, в том числе и поститься.
Причастие во время Великого Поста: практические советы — СПЖ
Особенно остро стоит вопрос Причастия Тела и Крови Христовых во время Великого Поста. Это связано с тем, что в этот период значительно увеличивается количество людей, которые посещают храмы именно с целью исповедаться и причаститься. Характерно, что из тех, кто посещает храм в период Великого Поста, появляется немалое количество лиц, которые не находят возможности прийти на богослужение в другой период.
Естественно, что у таких людей возникает множество чисто практических вопросов, на которые необходимо отвечать. Не в последнюю очередь люди интересуются самим Таинством Причастия. Поэтому стоит сосредоточить своё внимание на этом важном аспекте жизни православного христианина.
Как часто можно причащаться во время Великого Поста?
Этот вопрос актуален не только для периода поста, но и для других дней нашей жизни. Известным является тот факт, что в первые века христианской истории каждый, кто находился на Божественной Литургии, причащался Тела и Крови Христовых. Подобная практика основана на словах Христа о Евхаристии: «Это творите в Мое воспоминание
Однако с течением времени в Православной Церкви сформировалась традиция, несколько видоизменившая подход к вопросу о частоте причащения. Теперь зачастую можно встретить своеобразную инструкцию, которая указывает на то, что к Таинству Евхаристии православные христиане могут приступать: в дни четырёх длительных постов – Великого, Рождественского, Успенского, и Петро-Павловского; на день рождения; в день памяти небесного покровителя (день ангела).
Однако нигде нет чёткого запрета, который бы регулировал Причастие как некий механизм. Причастие – это не поход к дантисту, и не ежегодный медосмотр. Это духовная потребность верующего человека, которая возникает в силу тех или иных причин, в первую очередь – из-за желания быть ближе к Богу.
Поэтому лучше было бы регулировать данный вопрос, в первую очередь, находясь в компромиссе со своей совестью. Если же кому-то сложно самостоятельно определить частоту Причастия, за помощью стоит обратиться к духовнику.
В принципе, в период Великого Поста часто рекомендуют приступать к Таинству Евхаристии в начале и в конце Четыредесятницы. Даже с объективной точки зрения, это будет наиболее оптимальным вариантом в этом вопросе. Однако никто не может запретить приступать к Чаше хоть еженедельно.
В какие дни можно причащаться в течение Великого Поста?
В любой день, когда совершается Божественная Литургия! Интересно то, что в Великий Пост отправляются почти все известные Православной Церкви Литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Двоеслова (Преждеосвящённых Даров).
Стоит помнить о том, что в период Великого Поста Литургии совершаются каждый день. В основном, главное богослужение Церкви служится в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Среда и пятница – дни совершения Литургии Преждеосвящённых Даров, суббота – Иоанна Златоуста, воскресенье – Василия Великого. Отдельно стоят дни двунадесятых, престольных и особо почитаемых праздников, например, сорока мучеников Севастийских.
Также особой является структура Литургии Преждеосвящённых Даров, которая, по своей форме, существенно отличается от традиционных – Иоанна Златоуста и Василия Великого. Стоит помнить о том, что на этой Литургии не причащают детей, которые не принимают твёрдой пищи.
Как готовиться к Таинству Причастия в Великий Пост?
Подготовка к Причастию в Великий Пост должна сопровождаться собственно постом и усиленным молитвенным правилом. В Украинской Православной Церкви сложилась добрая традиция, когда Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий благословляет верующим усилить свою молитвенную практику, прибавив к своему ежедневному правилу то или иное молитвословие.
Что касается молитвенной подготовки к Причастию в Великий Пост – она состоит из нескольких этапов. Первый – три канона: покаянный (ко Спасителю), ко Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю. Часто к этим трём канонам также прибавляется чтение акафиста. Второй этап – канон и молитвы перед Причастием. В Великий Пост к этому молитвенному правилу прибавляется чтение особого тропаря «Егда славнии ученицы…» и 50-й псалом.
Итоговая рекомендация
Не откладывайте Причастие в Великий Пост в «долгий ящик»! Как показывает практика, на последних неделях Четыредесятницы в храмы приходит невероятное количество людей. Это столпотворение затягивает богослужение на часы, потому что каждый из присутствующих желает ещё и исповедаться. Лучше причаститься в период между первой и четвёртой неделями Великого Поста.
То, с каким настроением и в каком моральном состоянии мы подходим к Чаше, также играет огромную роль. Ведь возмущение от того, что кто-то в храме, например, наступил на ногу, может перечеркнуть все предыдущие труды на благо собственного спасения. Постимся Постом приятным!
Слово в пятницу пятой недели Великого поста, перед исповедьюСвятой мудрец Израилев заметил некогда и изрек, что смерть и живот в руце языка (Притч. 18; 21). Если когда замечание это исполняется во всей силе, то в настоящие дни поста и исповеди. Тут, подлинно жизнь и смерть человека в руце языка, то есть зависят от его уст. Жизнь и жизнь вечная, когда ты от сердца сокрушенно и смиренно исповедуешь пред Богом свои грехи и приимешь с верой прощение в них из уст служителя Церкви! Смерть и смерть вечная, когда, по стыду ли ложному, или по гордости, или по чему другому, умолчишь пред духовником о каком-либо твоем студодеянии и отыдешь потому не прощен и не разрешен! «Жизнь и смерть в руце языка» — то и другое на твоих устах: избирай любое, но одно из двух непременно избрать должен: или исповедь, то есть смирение, преданность, веру, и вместе с тем жизнь, или — сомнение, непослушание, скрытность, и вместе с тем смерть. После этого надлежало бы ожидать, что смерть не найдет себе между нами ни одной жертвы, что все и каждый улучат благодать и жизнь: ибо у кого нет языка, что легче сказать — и пред кем? Не пред человеком, а пред Богом — что, говорю, легче сказать как: согрешил, прости? Но, к сожалению, есть немало таких, даже между исповедниками, которые не пользуются благом исповеди, как должно, которые с собственного языка и уст берут не жизнь, а смерть; берут смерть потому, что не хотят подвигнуть своего языка, отверсть своих уст, можно сказать, на произнесение своего собственного спасения. Такие люди знают свой грех, понимают даже, что он есть мерзость пред Господом, и составляет лютую язву на душе их: но не могут собрать столько сил, чтобы решиться на исповедь его пред служителем алтаря Христова. Иные из таковых даже идут к святому налою с намерением не скрывать более своего беззакония; и, однако же, возвращаются, не открыв его, как должно. Кто бы ты ни была, бедная душа, страждущая этим ужасным чревоношением греха, доселе еще не исповеданного, позволь обратить и к тебе слова пророка: совлецы узу выи твоея, плененая дщи Сыоня! (Ис. 52; 2). Ноги и руки твои освободились уже от уз и сетей вражьих; ибо ты не ходишь более на совесть нечестивых, не стоишь на пути грешников и не творишь прежних дел беззакония: но шея твоя не свободна; враг искуситель держит еще ее в руках своих, и не дает тебе отверсть уст на исповедание греха твоего пред священником; ибо знает, что с исповедью и разрешением потеряет все права свои над тобой. Итак, собери последние силы твои и совлецы узу с выи твоей; совлецы и воздвигни главу твою; отверзи уста и произнеси слово, по-видимому, самоосуждения, а в самом деле слово собственного спасения твоего. Ибо в то время, как ты будешь говорить: я согрешил, сделал то и то беззаконие, — Ангел Хранитель твой будет изглаждать это самое беззаконие из книги деяний твоих. Ах, возлюбленный собрат, если бы нам для освобождения себя от проклятия и вечной казни за грехи наши предложено было и что-либо самое трудное, например, всю жизнь просидеть в темнице, или быть осужденными на труды самые тяжкие; не должны ли бы мы с благодарностью принять это предложение, как милость, дабы временным злостраданием стяжать свободу от мучений вечных? Но вот, здесь при исповеди, требуют от нас не подвигов великих, не жертв тяжких, а единого смиренного признания своих грехов: и мы еще будем при этом медлить и отрицаться! — Не явный ли это знак, что мы или не верим Самому Господу, Который пастырям Церкви говорит в Евангелии: «вся елика разрешите на земли, будут разрешена на небеси» (Мф. 16; 19), или так упорны во грехах, что не хотим променять их даже на собственное спасение? Но как, скажешь, исповедать мне свой грех, когда он ужасен и отвратителен? А как же, возлюбленный, носить его неисповеданным так долго в душе и совести своей, когда он ужасен и отвратителен? — Как ни отвратительна рана на теле, однако же, когда начинают лечиться, то непременно показывают ее врачу, и он старается узнать всю глубину ее. А душу твою ты думаешь излечить не показывая, а скрывая ее раны! Но, мое сердце, — скажешь еще, — так чувствительно, что я не могу открыть уст на признание в тяжком грехе моем. Ах, если оно, это чувствительное сердце, не спасло тебя от этого греха, то это знак, что в нем нет той крайней чувствительности, для которой действительно несносна и одна мысль об известных грехах. Кто мог учинить какое-либо беззаконие: тот, будь уверен, уже может признаться в нем и исповедать его пред служителем алтаря, как требует Святая Церковь. Но допустим, что эта исповедь с твоей стороны будет стоить тебе усилий и принуждения себе, что это жертва, и притом не малая. Что же? — Принеси эту жертву и докажи тем, с одной стороны, благодарность за милость, тебе оказываемую, а с другой — искренность твоего покаяния, и что ты действительно возненавидел грех. Исповедью греха, до сих пор таимого в сердце, ты несказанно облегчишь собственную душу. Это все равно, как бы ты извергнул устами то, что тяготило, возмущало и портило твою внутренность. А вместе с тем исповедь греха, доселе утаиваемого, послужит для тебя в ограду от него на будущее. Ибо стыд, который ты почувствуешь от признания, будет удерживать тебя от повторения этого греха, чтобы снова не иметь нужды в нем исповедоваться. Впрочем, как хочешь, возлюбленный, но мы должны решительно сказать тебе в заключение, что если ты явишься на исповедь с намерением утаить некоторые грехи, то лучше не приступай к святому налою. Ибо ты приступаешь не к человеку только, а и к Богу. Духовник твой, не видя, что в твоей душе, даст тебе разрешение; но Господь сердцеведец не даст; и ты отыдешь еще более связанный, нежели как пришел, от чего да спасет тебя Господь Своею всемощною благодатью! Аминь. Слово в пятницу пятой недели Великого поста, перед исповедью Похожие статьи
|
Посты Церкви Новые Рецепты |
Тематическая Библия: Пост: Исповедание греха
Тематический указатель Нева
1 Царств 7: 6И собрались они в Мицпе, и набрали воды, и вылили ее пред Господом, и постились в тот день, и сказали там: Мы согрешили против Господа. И судил Самуил сынов Израилевых в Мицфе.
Nave’s Topical Index
Nehemiah 9: 1,2
Итак, в двадцать четвертый день этого месяца собрались сыны Израилевы в посте и во вретищах и земле.
Тематический указатель Нева
Библиотека
Письмо v. Молитва и Пост .
… Когда вы отделяете день поста и молитвы, вы должны … потратить на
самопроверку, медитацию, чтение Священных Писаний, исповедание греха , молитву …
/…/ письмо v молитва и пост.htm
Покаяние и победа
… из воды «перед Господом», вероятно, как символ излияния души
в покаянии ; ибо это сопровождалось постом и исповедью греха . …
/…/maclaren/ экспозиции Священного Писания для покаяния и победы.htm
На Исповедь
… Если вы забыли сказать свое покаяние, ваше исповедание не на … мы удовлетворяем Бога за
временного наказания за грехов : молитва, пост , раздача милостыни, все . ..
/…/kinkead/baltimore катехизис № 4 / урок 19 на confession.htm
Признание и Покаяние.
… Эти исповедания греха были связаны с исповеданием веры … жить соответственно,
учат молиться и умолять Бога постом даровать …
/…/killen/ древняя церковь / глава iv исповедь и покаяние.htm
Письмо xi. —О опасениях по поводу Исповедь .
… есть повод опасаться; если вы упоминаете в каждой исповеди грех вашего … Как
вы немощны, эти неприятности сделают вместо поста или принятия …
/…/ отказ от божественного провидения / письмо xi о страхах перед исповедью. Htm
Of Scrupulosities About External Обязанности, как Управление, пост …
… человек к бедности, послушание, регулярный пост , высказывание … для исповедь ,
и исповедь само, с . .. по конкретным религиозным в соответствии с sin , за исключением случаев …
/…/chapter x of scrupulosities about.htm
The Confession вальденсов. 1655 год нашей эры.
… 1. Этот Бог является автором греха ; 2. Que … et la Penitence.7. Что мы полностью отвергаем
исповедь грехов … pour vivre dans la растворение. Это пост, и прочие …
/…/ исповедь waldenses.htm
Является ли Исповедь Актом веры
… Например, пост является актом воздержания, так как … — это конец прославление;
третье, исповедь грехов … предназначено для изглаживания греха , что составляет …
/…/aquinas/nature and grace / article one ли исповедь is.htm
Молящиеся Святые Ветхого Завета (продолжение)
… в этой чрезвычайной ситуации в его доме, и мы находим его постящимся и молящимся за . .. , это
только необходимо прочитать Псалом 51, где исповедь грех глубокое унижение …
/…/bounds/ молитва и молящиеся / ii молящиеся святые. Htm
Вопросы по объяснению
… 771. Кто освобожден от поста ? 772. … Урок 36. 774. Почему мы должны идти на исповедь
, даже если мы не совершили греха с момента нашего последнего исповедания ? 775. …
/…/kinkead/baltimore катехизис № 4 / вопросы по объяснению.htm
Ресурсы
Какая связь между молитвой и постом? | GotQuestions.orgХристианский пост — что говорит Библия? | GotQuestions.org
Какие бывают типы поста? | GotQuestions.org
Пост: Словарь и тезаурус | Clyx.com
Библейское соответствие • Библейский словарь • Библейская энциклопедия • Тематическая Библия • Библия Фезурус
21-дневное постное исповедание
Gracepointe 21 день поста!
«Еще раз говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле относительно чего-либо, о чем они попросят, то будет им от Отца Моего Небесного. — Матфея 18:19
ГОСПОДЬ, пока мы постимся, семья Грасепойнтов просит, верит и соглашается вместе, чтобы вы сделали это для нас в 2012 году … Сверхъестественное исцеление от всех видов болезней. Мы благодарим вас что наше здоровье быстро вырастает (Исаия 58: 8)
Благодарим Тебя, Господь, за …
Рабочие места и лучшие рабочие места; продажи и комиссионные; надбавки, бонусы, наследства и долги снесены; и что все члены GPC имеют полный доход в JesusName.Господи, мы утверждаем, что все потребности удовлетворены, и каждый счет оплачен, и этого более чем достаточно, чтобы сделать все, что вы призвали сделать в GPC, а также для наших личных нужд. Мы благодарим вас, ангелы несут его нам. (Филиппийцам 4:19)
Мы благодарим Тебя, Господь, за …
Мудрость и руководство для пастора Брюса, пастора Синди и руководства GPC. Спасибо за то, что в должное время для нас слово в течение всего года, и за то, что у всех нас есть уши, чтобы слышать, что Дух говорит нам.
Мы благодарим Тебя, Господь, что …
Gracepointe растет и увеличивается в численности. Господи, ты ежедневно добавляешь в церковь тех, кто должен спастись. (Деяния 2:47) Что люди спасаются, исцеляются и освобождаются каждую неделю. (Марка 16: 15-18)
Мы благодарим Тебя, Господь, что …
Вы посылаете новых помощников во все области церкви, и что каждый член GPC занимает свое место служения. Мы благодарим Тебя, Господь, что у нас более чем достаточно
человек, служащих в детском служении, молодежном служении, музыкантах и команде прославления, служении СМИ, командах помощников и офисной помощи.(1 Кор. 12)
Мы благодарим Тебя, Господь, что …
Ты помог нам выполнить великое поручение, войдя в наш мир и проповедуя Евангелие; что вы посылаете спелые плоды на наш путь и говорите нам, чтобы мы смело открывали наши уста, чтобы проповедовать ваше Евангелие заблудшим.
Благодарим Тебя, Господь, за …
Божественную защиту в этом году. Ваши ангелы несут ответственность за нас и наших близких, чтобы держать нас на всех наших путях. (Пс. 91:11)
Мы благодарим Тебя за это, Господь…
Вы помогаете нам ходить в Божьей любви, которая изливается в наши сердца Святым Духом. Мы будем ходить в любви к Богу, которая содержится в 1 Кор. 13: 4-8 наши великие поиски в жизни. Когда мы это делаем, мы знаем, что никогда не проиграем, и вы заставите нас победить!
Мы благодарим Тебя, Господь, что …
В этом году нас ведет Твой Святой Дух. Мы ваши овцы, и мы слышим ваш голос, и за чужим, за которым мы не пойдем. Поскольку у нас с вами завет, мы получаем благосклонность, куда бы мы ни пошли.Никакое оружие, созданное против нас, не будет иметь успеха, и все, к чему мы приложим руки, процветает.
(Рим. 8:14, Исайя 54:17)
Мы благодарим Тебя, Господь, за …
Увеличение даров Святого Духа в нашей церкви и в нашей жизни. Мы искренне жаждем лучших подарков; Слово мудрости, Слово знания, Дар особой веры, Дары исцеления, Чудотворения, Пророчество, Различение духов, Разнообразные языки и Толкование языков. (1 Кор. 12: 7-10)
«это Бог производит в вас и хотение, и действие по Своей доброй воле. — Филиппийцам 2:13
«Братья, я не считаю себя осознавшим; но одно я делаю, забывая то, что позади, и достигая того, что было раньше, я стремлюсь к метке. за награду высокого призвания Бога во Христе Иисусе ». — Филиппийцам 3: 13-14
может делать все через Христа, Который меня укрепляет ». —Филиппийцам 4:13
«Будучи уверенным в том, что Начавший в вас доброе дело будет выполнять его до дня Иисуса Христа. — Филиппийцам 1: 6
Прерывистое голодание — Выходные признания
Польза для здоровья от прерывистого голодания
Это лишь краткий список, но есть и другие.
1. Потеря веса и жира. Довольно мгновенные результаты.
2. Повышенное сжигание жира. Это очень важно, поскольку большинство из них остается в инсулиновом хранилище жира.
3. Пониженный уровень инсулина и сахара в крови. Это останавливает все негативные эффекты инсулинорезистентности.
4. Снижение уровня HbA1C23
5. Улучшение ясности ума и концентрации
6. Повышенная энергия. Вы будете шокированы увеличением энергии, которая у вас есть.
7. Повышение уровня гормона роста за счет стимуляции аутофагии
8. Уменьшение воспаления. Это очень важно для людей с артритом, подагрой и диабетом, и это лишь некоторые из них.
9. Повышенная производительность за счет отсутствия дополнительных усилий или времени для поста.
10.Может обратить вспять диабет, подагру и артрит.
Источники находятся внизу следующей исходной страницы. Я бы посоветовал прочитать всю страницу, а затем получить оттуда доступ к их источникам. Если вы серьезно относитесь к голоданию для здоровья и похудения, вам нужно многому научиться.
Прерывистое голодание — это то же самое, что ограничение калорий или CICO (калории на входе, калории на выходе)?
Абсолютно нет!
Ограничение калорий дает вам стабильное и ежедневное потребление калорий в течение длительных периодов времени, и это может сработать для некоторых людей, которым необходимо сбросить несколько фунтов, но обычно имеет неприятные последствия, потому что ограничение ниже ваших дневных потребностей в калориях. Когда это происходит, ваше тело переходит в режим голодания и снижает метаболизм. Это известно как плато потери веса.
Калорийность в калориях также может поддерживать или даже повышать уровень инсулина, если нет времени для приема пищи. В качестве примера предположим, что вы соблюдаете диету с 1500 калориями и придерживаетесь ее, но вашему организму требуется 1800 калорий в день только для поддержания вашей системы. Если эти 1500 калорий съедаются за 6 небольших приемов пищи / перекусов в течение дня, вы будете поддерживать всплески инсулина на регулярной основе.Вы будете чаще голодать.
Инсулин — гормон роста. Как вы узнали из видео выше, если вы продолжите сбрасывать инсулин в свою систему, вы будете голодать быстрее, потому что ваше тело программирует себя голодать в запрограммированное время, заставляя вас есть больше в большинстве случаев. Диета не удалась, как это делают многие.
Никакой потери веса, возможно увеличение веса, и вы мало что делаете, чтобы не попасть в режим голодания.
Но подождите, это еще не все!
Когда кому-то ставят диагноз преддиабетический или диабетический, он дает вам инсулин.Один из побочных эффектов на вкладышах — увеличение веса. Но почему? Потому что чем чаще вы едите, тем выше растет ваша инсулинорезистентность.
Режим прерывистого голодания 16: 8 может дать вам все необходимые калории за 8-часовое окно, и вы не увеличиваете дозу инсулина 4-8 раз в день. Простое снижение уровня инсулина поможет вам сбросить вес в одиночку, не считая перехода организма на использование жира в качестве энергии.
Как мы узнали, у вас две системы. один сжигает жир, другой накапливает жир.Пока вы не наберете нормальную массу тела, вам необходимо находиться в режиме сжигания жира, также известном как кетоз.
Как прерывистое голодание может помочь вам похудеть
Прежде всего, рассмотрим кое-что очень важное. Большинство людей, страдающих ожирением, скорее всего, страдают диабетом или преддиабетом, а это очень вредно для здоровья. Во-вторых, это означает, что у них очень высокая инсулинорезистентность.
А вот и шок. Совершенно не нужно употреблять углеводы. Ваше тело может производить всю глюкозу, необходимую для работы вашего организма на очень безопасном, если не оптимальном уровне.
Придерживаясь жиров и белков, вы сможете снизить количество всплесков вашего рациона, в результате чего потеря веса будет работать еще быстрее. Самый длительный из известных голоданий — более 800 дней с добавками только для восполнения истощенных витаминов и минералов, необходимых организму для эффективной работы. Пока вы едите настоящую еду в своем окне, у вас все будет хорошо.
Повышает ли прерывистое голодание ваш метаболизм?
Да.
Вот что предлагает новое исследование.
- Повышенная потеря жира в области живота
- Снижение потери безжировой массы тела
- Повышает уровень холестерина и снижает уровень инсулина натощак
- Уменьшает воспаление.
Источники:
Помогает ли прерывистое голодание при резистентности к инсулину?
Да,
Исследования показывают, что можно снизить уровень инсулина натощак на 20–31%
Источник
Заставляет ли прерывистое голодание набирать или терять мышцы?
Согласно двум отдельным исследованиям, он не показывает разницы в прибылях, но также и в потерях.
Если все сделано правильно, потеря мышц практически отсутствует.
Источник 1
Источник 2
Могу ли я использовать прерывистое голодание, если я беременна или кормлюсь грудью?
Хотя это не рекомендуется, есть несколько исследований, которые показывают, что это совершенно безопасно.
Источник
Существуют ли разные правила для мужчин и женщин для IF?
Может по-разному влиять на мужчин и женщин. Информации или рецензируемых исследований мало, но есть хорошее руководство по теме, которое может помочь вам решить, какой способ лучше всего подходит для вас.
Источник
Прерывистое голодание Часто задаваемые вопросы и оправдания, чтобы не пробовать его
Я думал, мы должны есть 3 раза в день: завтрак, обед и ужин?
Если задуматься, вы можете позавтракать, пообедать и поужинать, если вы едите в 9:00, 13:00 и 17:00. Все это будет в вашем окне приема пищи.
Я не могу 24 часа без еды!
В этом вся прелесть. Вы не обязаны! 16 часов перерыва в еде — это здорово, но вы все равно можете получить некоторые преимущества, если перейдете только на 12 часов.Тем не менее, 16 часов — это реальная отметка, которую вы должны достичь, если хотите увидеть реальные результаты для своей цели.
Мне сказали, что я должен есть 6 небольших приемов пищи в день, хотя
Вы можете делать это с прерывистым голоданием, вам просто нужно делать это в пределах своего временного окна. Ключ к результатам при прерывистом голодании — это длительный перерыв в приеме инсулина, предпочтительно 16 часов.
Могу ли я одновременно соблюдать IF и кето-диету?
Совершенно возможно, и это настоятельно рекомендуется.Кето — диета, которую трудно придерживаться сама по себе, но прерывистое голодание может облегчить ее. Кето сам по себе снижает выработку инсулина в вашем организме, поэтому в сочетании с IF вы получите ряд мощных преимуществ.
Есть ли отрицательные эффекты прерывистого голодания?
Вашему организму требуется несколько дней, чтобы приспособиться к новому режиму питания, поэтому первые 3–4 дня — самые трудные для прохождения. Просто убедитесь, что еда, которую вы едите в окне приема пищи, достаточно удовлетворительна, чтобы помочь вам мысленно пройти через нее.Легче прожить 16 часов без еды, если вы знаете, что получаете одно из своих любимых блюд в конце и можете делать в основном то, что хотите, в течение следующих 8 часов. Достаточно нескольких дней, чтобы убедить ваше тело, что этот новый график в порядке и что вы не умрете с голоду.