Святые Петр и Феврония
8 июля (25 июня по старому стилю) Церковь чтит память святых чудотворцев муромских благоверного князя Петра, нареченного во иноках Давыда, и благоверной княгиня Февронии, нареченной во инокинях Евфросинии. Святых Петра и Февронию считают покровителями семейного очага. Также им молятся о замужестве или рождении ребенка.
Содержание
Житие святых Петра и Февронии
Сведения о Петре и Февронии известны нам из «Повести о Петре и Февронии Муромских» — одной из вершин древнерусской литературы XVI века. Ее составителем в связи с канонизацией Петра и Февронии по заказу митрополита Макария (ок. 1482 — 1563 гг.) был инок Ермолай-Еразм (1500-е — середина XVI века). Согласно «Повести», за несколько лет до княжения Петр убил огненного змея, но от крови змея заболел проказой, от которой никто не мог его вылечить. Князю во сне было явлено, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласково Рязанской земли. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, и князь дал обещание жениться на ней. Феврония исцелила Петра, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась; Феврония вновь вылечила Петра, и он был вынужден жениться на ней. Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке. В Муроме после этого началась смута, многие стали незаконно претендовать на освободившийся престол, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давыд и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.
Почитание святых Петра и Февронии
Днем церковного почитания святых Петра и Февронии является 8 июля (25 июня ст. ст.). Указание летописей на то, что преставление князя Давыда и княгини Евфросинии и их погребение выпали на Светлую Седмицу 1228 года, вызывает спор несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Согласно церковной богослужебной традиции, существует два случая поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В «Повести» речь однозначно идет о дате кончины:
…предаста вкупе святыя своя душа в руце божии месяца июня в 25 день.
Было высказано предположение, что с датой 25 июня, днем святой преподобномученицы Февронии Сирской, связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в недавно обновленный собор Рождества Богородицы на Воеводской горе, где мощи находились до советского времени. Собор был снесен в конце 1930-х годов. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету царем Иоанном Грозным в 1553 году. После установления советской власти, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей, где были выставлены для всеобщего обозрения. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Библиотека Русской веры
Канон святым Петру и Февронии →
Читать онлайн
Тропарь, кондак и канон святым Петру и Февронии
Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею своею, премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше,, и преподобных житию сподобистеся; с ними же молитеся Господеви, сохранити без вреда Отечество ваше, да вас непрестанного почитаем.
Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу, яко временно помышляя, и сего ради благочестно в мире Петре пожил еси, купно и с супружницею своею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодивше; темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще, исцеление невидимо подаваете, и ныне Христу молитеся, сохранити град же и люди, иже вас славящих.
Святые Петр и Феврония. Иконы
На иконах святые Петр и Феврония изображаются в полный рост, в монашеском облачении. В руках Петра и Февронии изображают крест или свиток.
Панкратий Тавроменийский, Петр и Феврония Муромские. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — святые Константин и Елена. Вторая половина XVI в., Новгород. Великий Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедникСвятой благоверный князь Петр Муромский. Муром, конец XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева | Святая благоверная княгиня Феврония Муромская. Муром, конец XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева |
Спас Вседержитель со святыми. В среднике в нижнем ряду в центре изображены мученики Кирик и Иулита, слева — святитель Василий Великий и благоверный князь Петр Муромский, справа — апостол Иродион и преподобный Паисий Великий. В верхнем ряду слева — благоверная княгиня Феврония, мученицы Екатерина, Параскева Пятница, справа — мученицы Евдокия, Александра и преподобная Мария Египетская. Москва, вторая половина XIX в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея РублеваПокров с изображением святых Петра и Февронии — вклад в Богородице-Рождественский собор царя Феодора и царицы Ирины. Изготовлен в царицыной мастерской в 1593 годуСвятые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, с житием. 1618 г. Муромский историко-художественный музей, Муром
Храмы в честь святых Петра и Февронии
В честь святых Петра и Февронии освящен придел собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Муроме (1555-1557 гг.). Престолов в верхнем этаже храма три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя св. Апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Алексия, человека Божьего и Марии Магдалыни; в нижнем этаже во имя Муромских чудотворцев — благоверного князя Петра и княгини Февронии. Главный собор Мурома стоял в центре кремля на Воеводской горе. По мнению историка церкви профессора Е. Голубинского, первый храм на этом месте был построен еще в домонгольский период. Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драматических событий в истории древнего Мурома. В течение XIII-XIV веков он вместе с городом неоднократно подвергался татарским разорениям. Собор был разобран перед Великой Отечественной войной.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в МуромеВ честь святых Петра и Февронии освящен придел собора Пресвятой Троицы Троицкого женского монастыря в г. Муроме Владимирской области. Монастырь был основан во второй четверти XVII века муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов — на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI-XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1642-1643 годах старанием Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор, сохранившийся до настоящего времени.
В честь святых Петра и Февронии строится старообрядческий храм (РПсЦ) в г. Муроме Владимирской области.
День семьи, любви и верности
В Русской Православной Церкви установлен специальный день почитания святых — день Петра и Февронии. В 2006 году по инициативе городских властей жители Мурома собрали 15-20 тысяч подписей под обращением о «Всероссийском дне супружеской любви и семейного счастья (в память благоверных князей Петра и Февронии Муромских)», в котором призывали объявить 8 июля всероссийским праздником, посвященным нравственным и духовным семейным ценностям. Всероссийский праздник, получивший название «День семьи, любви и верности», впервые прошел 8 июля 2008 года. В связи с тем, что день памяти Петра и Февронии приходится на Петров пост, когда не совершается таинство брака, Синод РПЦ 25 декабря 2012 года установил второе празднование в память о перенесении мощей, которое состоялось в 1992 году. Празднование совершается в воскресенье, предшествующее 6 (19) сентября.
Скульптуры святых Петра и Февронии
В XXI веке во многих российских городах появились памятники Петру и Февронии. Скульптурные композиции «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские» в российских городах стали устанавливать с 2009 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (РПЦ). Скульптуры святым Петру и Февронии установлены в таких городах, как Муром, Архангельск, Сочи, Ульяновск, Ярославль, Абакан, Нижний Тагил, Ейск, Благовещенск, Омск, Самара, Владивосток, Иркутск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Ижевск, Тамбов, Тула, Клин, Волгоград, Киров, Великий Новгород, Красноярск, Подольск, Обнинск, Сергиев Посад, Волчанск, Воронеж, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Хабаровск, Астрахань и многих других.
Памятник святым Петру и Февронии в МуромеПамятник святым Петру и Февронии в ЯрославлеПамятник святым Петру и Февронии в Ростове-на-ДонуПамятник святым Петру и Февронии в Обнинске
Народные традиции в день святых Петра и Февронии
Издавна к муромскому князю Петру и его жене Февронии обращались супруги с молитвами о семейном счастье. Этот день был счастливым для любви и брака, и после купальских игр в предыдущий день определялись пары суженых. По народным верованиям, в этот день заключаются счастливые браки. С этого дня купались уже без оглядки, так как считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов вглубь водоемов и засыпают. Этот день также считался и днем полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе.
Святые Петр и Феврония. Искусство
Петербургский художник А. Е. Простев создал серию работ, посвященных житию Петра и Февронии Муромских.
А.В. Простев. Что Бог сочетал, человек да не разлучает. 2008 годА.В. Простев. Петр и Феврония. Князь и крестьянка. 2008 годА.В. Простев. Таинство венчания. 2008 год
Летом 2017 года в прокат вышел полнометражный анимационный фильм «Сказ о Петре и Февронии». Фильм снят по мотивам Повести о благоверных Муромских святых Петре и Февронии.
Пётр и Феврония – биография, фото, личная жизнь, история любви святых
Биография
Православные святые и персонажи народных легенд. Часть исследователей отождествляет Петра и Февронию с реальными историческими персонажами — князем Муромским Давыдом Юрьевичем и его женой, княгиней Ефросинией, которые стали монахами и приняли имена Петр и Феврония.
Легенда
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» появилась в середине XVI века. Автор этого жития святых, инок Ермолай, обработал и записал устные муромские предания. Исследователи считают, что Ермолай соединил два сказочных сюжета — о мудрой деве и об огненном змее.
Петр и Феврония в молодостиЭти мотивы волшебной сказки инок использовал, создавая историю муромских святых Петра и Февронии по заказу митрополита Московского. Заказ был сделан после того, как Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе. Сюжет набрал популярность и стал разрабатываться дальше в иконописи и литературе.
По легенде, к жене Павла, который княжил в городе Муроме, являлся огненный змей. Происходило это, когда самого князя не было дома. Чудовище склоняло супругу князя к блуду. Другие люди видели на месте змея самого князя Павла и не могли распознать в том «чужака».
Икона Петра и ФевронииКогда настоящий Павел узнал об этих посещениях, то повелел супруге разузнать у змея, каким способом можно его убить. Чудовище рассказало, что убийцей его станет некий Петр, которому для того, чтобы справиться с ним, потребуется некий «Агриков меч».
Петром звали княжеского брата, и тот решил расправиться со змеем. Для выполнения поставленной цели оставалось найти «Агриков меч», который нашелся в монастырской церкви — в полости между камнями алтарной стены.
Памятник Петру и Февронии в ЯрославлеПетр взял меч, и вскоре ему представилась возможность им воспользоваться. Как-то раз, заявившись к брату, Петр застал того дома. Потом Петр заглянул к жене брата и там тоже обнаружил Павла. Поговорив с «первым» Павлом, Петр выяснил, что это змей, который умеет принимать облик князя. Петр велел брату оставаться дома, вооружился «Агриковым мечом», снова отправился к жене брата и там убил змея.
Кровь волшебного монстра попала на Петра, и он заболел проказой. Петр страдал от болезни, и никто не мог помочь ему, пока однажды во сне ему не привиделся путь к спасению. Исцелить князя могла крестьянка Феврония, дочь бортника, который добывал дикий мед.
Икона Петра и ФевронииФеврония согласилась исцелить князя, но в ответ потребовала, чтобы Петр на ней женился. Тот дал слово, но в итоге, когда девушка его вылечила, нарушил обещание. Феврония была из незнатного рода и по этой причине не привлекала Петра как супруга.
Хитрая целительница, однако, нарочно вылечила князя не до конца, оставила одну язву и позволила болезни разыграться снова после того, как обещание было нарушено. После того как Феврония исцелила Петра второй раз, тот женился на ней.
Петр и Феврония в старостиКогда Петр стал князем Муромским после своего брата Павла, бояре воспротивились тому, чтобы простолюдинка Феврония стала княгиней и возвысилась над ними. От нового князя потребовали либо покинуть Муром, либо удалить от себя жену. В результате Петр вместе с супругой на двух кораблях уплыли из города, а в Муроме началась смута. Борьба за власть привела к убийствам, и в итоге бояре попросили князя вернуться обратно. Петр вернулся вместе с супругой, и горожане со временем полюбили Февронию.
Реальные факты
Реальные исторические персонажи, впоследствии канонизированные церковью как святые Петр и Феврония, — князь Муромский Давыд Юрьевич и его супруга. О жене князя мало что известно, а сам он взошел на престол в Муроме после своего старшего брата Владимира. Давыд Юрьевич был сторонником Великого князя Всеволода Большое Гнездо и сражался на его стороне во всех значимых битвах того периода.
В 1208 году Всеволод Большое Гнездо отдал Давыду Юрьевичу город Пронск, который отобрал у предыдущего князя Олега за провинности. Однако в том же году Олег собрал братьев и выгнал Давыда Юрьевича из города.
После того как Всеволод Большое Гнездо умер, князь Давыд стал поддерживать его сыновей Юрия и Ярослава и участвовать в организованных ими походах.
Петр и Феврония с ангеломЕсли верить летописям, князь Давыд постригся в монахи и умер в один день со своим младшим сыном Святославом, на Пасху 1228 года. В летописях нет свидетельств о том, что супруга князя тоже стала монахиней, как и о дне ее смерти. Однако церковное предание утверждает, что князь и княгиня умерли в один день.
Были ли у легендарных Петра и Февронии дети — неизвестно. У реально существовавшего князя Муромского Давыда Юрьевича было двое сыновей — Юрий и Святослав, и дочь Евдокия.
Смерть
По легенде, состарившись, Петр и Феврония отправились по разным монастырям и там стали молиться о том, чтобы умереть в один день. Похоронить их супруги попросили в одной гробнице, но это оказалось несовместимо со званием монахов. В итоге тела умерших в один день Петра и Февронии похоронили в разных монастырях, но уже на другой день святые явили чудо, оказавшись в одном гробу.
Храм Петра и Февронии в МуромеВ летописях говорится, что княжеская чета скончалась и была похоронена в апреле 1228 года. Однако день церковного почитания Петра и Февронии не совпадает с днем смерти и выпадает на 8 июля по современному календарю.
Местом погребения святой четы стала соборная церковь Мурома, или Богородице-Рождественский собор. Иван Грозный велел в 1553 году возвести этот храм над их мощами. В советские годы мощи отдали местному музею и экспонировали в антирелигиозной экспозиции. После перестройки мощи снова «переехали» и оказались в храме Свято-Троицкого монастыря, где верующие могли поклоняться им.
Память
К Петру и Февронии православные женщины обращаются с акафистом (хвалебно-благодарственным пением) и молитвой о замужестве и семейном благополучии. Считается, что икона Петра и Февронии помогает рождению детей и установлению крепких семейных отношений.
Документальный фильм «Петр и Феврония. История вечной любви»Памятники Петру и Февронии как небесным покровителям брака поставлены во многих городах России и продолжают воздвигаться.
В том же году появился 25-минутный документальный фильм «Петр и Феврония. История вечной любви», снятый студией «Остров».
Мультфильм «Сказ о Петре и Февронии»В 2017 году вышел комедийный мультфильм для семейного просмотра «Сказ о Петре и Февронии». Главных героев здесь озвучивают актеры Владислав Юдин и Юлия Горохова. В основе сценария — сюжет легенды о Петре и Февронии.
События разворачиваются в Муромском княжестве XIII века. Бесстрашный Петр выходит на бой со злым и жестоким колдуном, который захватил власть в княжестве. Герой побеждает в схватке, но оказывается отравлен ядовитой кровью колдуна.
Феврония — юная целительница, хочет спасти Петра, и между молодыми людьми вспыхивает любовь.Скульптурная композиция Петр и Феврония в Санкт-Петербурге
8 июля 2014 года в в день семьи, любви и верности в Санкт-Петербурге на улице Чайковского, дом 22 (напротив Дворца обручальных колец) состоялось освящение Скульптурной композиции «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские».
Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Варсонофий Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский дал свое письменное благословление на это начинание. Скульптурная композиция освящена протоиреем Александром. Он же передал генеральному директору Дворца обручальных колец письменное благословление на установку отлитого в бронзе образа святых благоверных Петра и Февронии от Варсонофия Митрополит Санкт-Петербургского и Ладожского.
На церемонию открытия присутствовала актриса и певица, дважды лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Манана Гогидзе.
Состоялся фуршет и культурная программа.
В конце церемонии в небо выпустили белых голубей.
Мы надеемся, что 8 июля как день Святых благоверных Петра и Февронии станет еще одним из основных праздников для всех семей нашего города.
Cвятые благоверные князья Петр и Феврония Муромские
«Жили они долго и счастливо и умерли в один день» — хорошо знакомая нам по детским сказкам фраза. А знаете ли вы, что нет в ней ни капли выдумки?
История жизни и любви благочестивой супружеской четы, жившей в г. Муроме почти восемь столетий назад, не только не затерялась в веках, но и положила начало светлому празднику, который отмечается с 2008 г. в России как День супружеской любви, верности и семейного счастья. Святые Петр и Феврония Муромские (в иночестве Давид и Евфросинья) – благоверные супруги, своей жизнью так ярко отразившие духовные ценности и идеалы Святой Руси. История их жизни много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели некоторые сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края.
Повесть о Петре и Февронии
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича и младшим братом княжившего в г. Муроме князя Павла.
Однажды в семье Павла случилась несчастье – по наваждению дьявола к его супруге Марии стал летать змей. Женщина, уступившая демонской силе, тем не менее, обо всем поведала мужу. Князь Павел наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель ему «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча».
Узнав об этом, брат Павла князь Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме ему было открыто, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр убил его. Но перед смертью тот обрызгал князя своей ядовитой кровью, отчего тело Петра покрылось глубокими язвами: князь заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Будучи уже больным, он вступил на Муромский престол в 1203 г. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.
Но однажды в сонном видении Петру было открыто, что его сможет исцелить благочестивая девица Феврония из деревни Ласковой Рязанской губернии. Он отправил в ту деревню своих людей. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где и увидел за прялкой девушку по имени Феврония, имевшую дар прозорливости и исцелений. После долгих расспросов и разговоров Феврония попросила привести к ней князя. Петра, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал за излечение большую награду.
«Я хочу его вылечить, — ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его».
Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак с простолюдинкой. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и, передав слугам, велела вымыть князя в бане и смазать все струпья, кроме одного. Девушка догадалась о лукавстве и гордости Петра, потому и велела ему оставить несмазанным один струп. Князь действительно выздоровел, но на Февронье не женился. А вскоре от одного несмазанного струпа вся болезнь возобновилась, и Петру пришлось вернуться к девице.
Приехав во второй раз и пообщавшись с девушкой, князь так полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления, и на этот раз сдержал свое слово. Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Они прибыли в г. Муром и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди.
Но гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь или отпустил ее или отказался от княжеского престола. Святой Петр, не захотев расстаться с любимой женой, отказался, и супругов изгнали из города. Они сели на лодку и поплыли вниз по Оке. Святая Феврония, как могла, поддерживала и утешала скорбящего Петра.
А вскоре город Муром постиг гнев Божий: из-за освободившегося княжеского престола начались ссоры и распри. Прошло немного времени, и приехавшие из Мурома послы стали умолять Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с Февронией в Муром. Петр и Феврония, не помня зла, возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Простой народ очень полюбил Февронию за доброту и милосердие. Когда пришла старость, супруги приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и молили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя они завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Господь был милостив к Своим верным рабам: они действительно скончались в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье.
Впервые 8 июля 2008 г, который Указом президента РФ был провозглашен годом семьи, был отмечен новый праздник — Всероссийский День супружеской любви, верности и семейного счастья, получивший официальный правительственный статус. Главная цель праздника – пропаганда истинных семейных ценностей: любви, верности, ответственности и многодетности, как важнейшей цели семейной политики – становится одной из самых главных задач всего нашего общества. Установление праздника призвано обратить внимание всего российского народа на то, что семья – основной элемент общества – была и остается хранительницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры.
У нового праздника очень нежный символ – ромашка. Вместе с тем, уже на протяжении нескольких лет российским и зарубежным гражданам и организациям вручается Орден Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Эта награда дается за значительный вклад в укрепление института семьи, как признание выдающегося служения укреплению семьи, исполнению супружеского долга и подвига, совершенного во имя семьи. Орден имеет три степени. Каждая степень определяет шесть номинаций: «За гражданский подвиг в укреплении института семьи», «За творческий подвиг в укреплении института семьи», «За воинский подвиг во спасение жизни и семьи», «За родительский подвиг», «За подвиг в ознаменование семейного долголетия», «За подвиг материального вклада в укрепление института семьи».
История проекта
Жители, работники и персонал компаний, расположенных по четной стороне улицы Чайковского неоднократно выражали свое удивление и озабоченность в связи с отсутствием зеленых насаждений на газоне четной стороны улицы, выражавшуюся в запросах во все инстанции вплоть до писем лично губернатору Санкт-Петербурга.
Действительно, представляется странным тот факт, что одна сторона улицы представляет из себя тенистую аллею, а на другой посажено всего несколько одиночных деревьев.
Из канцелярии губернатора обращения граждан были направлены в У С П Х — профильный комитет администрации губернатора Санкт-Петербурга ответственный за содержание газонов и озеленение городской территории.
В результате на внебюджетные средства аккумулированные местными жителями была проведена пробная посадка деревьев напротив дома 22, по улице Чайковского в сентябре 2013 года. Был разработан проект озеленения в виде декоративных цветочниц.
У С П Х Центрально района при работе с обращениями граждан выяснило, что деревья, ранее высаженные по четной стороне улицы Чайковского были уничтожены на 90% во время ремонта теплотрассы, проложенной более 20 лет назад под газоном.
В связи с этим, при восстановлении озеленения упор был сделан на устройство декоративных цветочниц – объектов не имеющих фундаментов. При необходимости имеется возможность перестановки без повреждений как самого объекта, так и газона в целом.
По инициативе руководства Дворца обручальных колец, цветочницы дополнены декоративными элементами в виде композиции Святые Петр и Феврония Муромские. Петр и Феврония являются небесными покровителями семьи, а Дворец обручальных колец встречает молодых людей, которые собираются вступить в брачный союз.
Опрос жителей близлежащих домов и посетителей Дворца обручальных колец показал, что идея с появлением композиции Петр и Феврония Муромские им понравилась. Проект согласован с Управлением Садово-Паркового хозяйства администрации губернатора Санкт-Петербурга и реализуется с Благословения Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Управляющего делами Московской Патриархии Варсонофия.
Кто такие Петр и Феврония?
Вопрос-ответ 02 Июля 2019
Только на сайтеКо дню памяти святых приурочен российский праздник — День семьи, любви и верности.
Фото: Public Domain
О Петре и Февронии, которые стали символом супружеской любви и верности, известно немного . Некоторые историки полагают, что Петр — имя, которое взял себе после пострига муромский князь Давыд Юрьевич, правивший с 1205 по 1228 год. Другие считают, что Петр и Феврония — вымышленные персонажи из древнерусской литературы XVI века.
По легенде, во время сражения с огненным змеем Петр испачкался в крови чудища и заболел проказой. Никто не мог избавить князя от этого недуга. Во сне у Петра было видение о том, что его исцелит дочь «древолазца» (бортника). Так и произошло. Крестьянка Феврония, сказала, что излечит князя, если он женится на ней. Тот дал слово, и Феврония вылечила его. Тогда Петр пошел на попятную, заявив, что не станет брать в жены простолюдинку.
Но внезапно болезнь князя разгорелась с новой силой: крестьянка, предвидя такой исход, намеренно не стала залечивать один струп на теле больного. Февония еще раз вылечила Петра, и теперь он был вынужден выполнить свое обещание.
Супруги прожили вместе много лет. В преклонном возрасте они в разных монастырях приняли постриг под именами Давид и Ефросиния. Муж и жена завещали после своей положить их тела в один гроб. Скончались Петр и Феврония в один и тот же час. Поскольку совместное погребение сочли недопустимым, почивших положили в разных обителях, но на другой день они все равно оказались вместе.На церковном соборе 1547 года чета была канонизирована.
Петра и Февронию считают покровителями семьи и влюбленных. В день их памяти — 8 июля — в России празднуют День семьи, любви и верности.
Материалы рубрики
Житие святых Петра и Февронии Муромских
I. ЗЛОЙ ЗМЕЙ
Есть в земле Русской город Муром. Мне сказали, что когда-то этим городом правил хороший принц по имени Павел.
Принц Павел пытался придумать, что делать со змеем, и, наконец, он сказал своей жене: «Я не могу понять, как мне поступить с этим злым духом. Я не знаю способов его убить. Но сделаем следующее. Когда вы разговариваете с ним, умно спросите его, знает ли он, как ему суждено умереть. И когда ты узнаешь это, скажи мне, и ты не только избавишься от этого злого духа и его распутства, о котором противно даже говорить, но и в следующей жизни обретешь милость нашего праведного судьи Иисуса. Христос.”
Княгиня обрадовалась словам мужа и подумала: было бы хорошо, если бы так и случилось.
И когда пришел змей, она стала хитро и умно разговаривать с ним о разных вещах, помня о своих намерениях. Когда он начал хвастаться, она смиренно и с уважением спросила: «Ты, конечно, все знаешь, и поэтому ты непременно должен знать, к какой смерти тебе суждено».И великий обманщик сам был обманут обманом верной жены и по незнанию выдал свою тайну, сказав: «Моя смерть придет от руки Петра и меча Агрика.Принцесса, услышав это, прочно скрыла это в своем сердце. После ухода этого злого существа она рассказала своему мужу, князю, то, что сказал змей. Услышав это, князь не смог понять, что означают слова: «Моя смерть будет от руки Петра и меча Агрика».
Но, поскольку у него был брат по имени Петр, он вызвал его и рассказал ему, что его жена узнала от злого змея. Князь Петр, узнав от своего брата, что змей назвал причиной своей смерти его имя, стал храбро думать, как убить этого змея.И все же его смутил тот факт, что он не знал, что такое меч Агрике.
У князя Петра был обычай одиноко ходить в церковь помолиться. Однажды он пришел в церковь Воздвижения Святого Креста, которая принадлежала монастырю за городской стеной. Там к нему подошел юноша и спросил князя, не хочет ли он увидеть меч Агрику. Принц, желая исполнить свое желание убить змея, ответил: «Конечно! Где это находится?» И юноша попросил князя Петра следовать за ним, и он показал ему нишу в кирпичах жертвенника, в котором лежал меч.Верный князь Петр взял меч и пошел к своему брату, князю Павлу, и рассказал ему все. И с этого момента князь Петр стал ждать возможности убить этого злого змея.
Каждый день он навещал своего брата и невестку. Однажды, после того, как он навестил своего брата, он пошел в комнату своей невестки, и там он снова нашел своего брата, сидящего с принцессой. Выйдя из ее комнаты, он встретил человека из свиты принца Павла и спросил его: «Я только что был в комнате брата и нашел его там.Потом я пошел прямо в комнату невестки и снова нашел его там. Как это возможно?»
И человек ответил: «Это невозможно, мой господин. Принц Поль не выходил из своей комнаты с тех пор, как вы покинули его. Он пошел в комнату своего старшего брата и спросил его: «Когда ты вернулся в свою комнату? Когда я ушел от тебя, я пошел в покои принцессы, не теряя времени. И все же, когда я пришел туда, я нашел тебя рядом с ней. Я не могу понять, как вы смогли добраться до меня. Поэтому я ушел оттуда, вернулся сюда и теперь еще раз вижу, что вы были быстрее меня, чтобы добраться сюда.Я этого не понимаю «.
Тогда князь Павел объяснил Петру, что он не выходил из своей комнаты и не был с принцессой все это время. Тогда князь Петр понял, что произошло. «Все это колдовство злого змея. В моем присутствии он принимает ваш образ за свой, чтобы я не убил его. Брат, не выходи из этой комнаты, потому что сейчас я иду в покои твоей жены, чтобы сразиться со злым змеем. Я надеюсь, что смогу убить его с помощью Бога.”
Затем принц Петр взял меч Агрика и пошел в покои принцессы, где снова нашел змея в образе своего брата. Он ударил его мечом, и злой дух вернулся в свой истинный облик и умер в конвульсиях. Однако перед смертью его кровь пролилась на князя Петра. Тело князя Петра покрылось язвами и язвами от этой крови, и князь тяжело заболел. Его лечили многие врачи, но ни один не смог его вылечить.
II.ИСЦЕЛЕНИЕ ПРИНЦА ПЕТРА
Услышав, что в районе Рязани много врачей, князь Петр велел своим слугам отвести его туда. Ослабленный болезнью, князь Петр уже не мог сесть на коня. Прибыв в Рязанскую землю, он послал всех людей своей свиты искать врачей.
Один из молодых людей из его свиты случайно попал в деревню под названием Милосердие. В этой деревне он подошел к воротам дома, в котором, по всей видимости, никого не было.Он вошел в дом и никого не нашел. Наконец, он вошел в комнату, где нашел красивую девушку, которая ткала. Перед нею прыгал и играл заяц. Девушка сказала молодому солдату: «Какое несчастье, когда двор без ушей, а дом без глаз».
Молодой человек не понял значения этих слов, но спросил, где хозяин дома. Девушка ответила: «Мои отец и мать пошли одни плакать, чтобы выплатить свой долг заранее, а мой брат пошел смотреть смерть между ног. ”
И снова молодой солдат не понимал девичьих слов, и ему все показалось странным. Он снова заговорил с девушкой: «Я пришел к вам и увидел, как вы плететесь, и перед вами прыгает заяц. Теперь я слышу из ваших уст странные слова, которых не понимаю. Сначала вы сказали мне, что это прискорбно, когда двор без ушей, а дом без глаз. Затем ты сказал мне, что твои мать и отец пошли плакать одни, чтобы выплатить свой долг заранее, и что твой брат пошел смотреть смерть между ног.Я не понял ни слова из того, что вы мне сказали.
Девушка улыбнулась и сказала: «Что ж, это нетрудно понять. Вы вошли в дом и обнаружили, что я сижу здесь ткачу и одет в домашнюю одежду. Если бы у нас была собака, она могла бы услышать вас и начать лаять. В таком случае у двора были бы уши. Если бы мой брат был дома, он мог бы увидеть, как вы пришли сюда, и предупредить меня. В этом случае у дома были бы глаза. Я говорил вам, что мои родители пошли плакать одни, чтобы выплатить свой долг заранее.Собственно, они пошли на захоронение и там плакали. Когда к ним придет смерть, другие будут плакать вслед за ними, и поэтому они плачут сейчас, чтобы выплатить свой долг вперед.
Что касается моего брата, я сказал вам, что он пошел посмотреть на смерть между ног. Собственно, они с отцом лазают по деревьям и собирают смолу. Он только что пошел лазить по деревьям, и когда он это делает, он должен следить за своими ногами, чтобы не упасть. Если он упадет, это будет его смерть. Поэтому я сказал, что мой брат пошел смотреть смерть между ног.”
Тогда молодой солдат сказал девушке: «Я вижу, что вы очень мудры. Скажите, пожалуйста, свое имя. Узнав, что девичью фамилию Феврония, молодой солдат объяснил, зачем он сюда приехал: «Я приехал сюда от имени моего господина, князя Петра Муромского. Мой принц болен, весь в язвах и язвах. Он получил эти страдания от крови злого змея, которого он убил собственными руками. С тех пор его лечили многие врачи, но ни один не смог его вылечить.Поэтому он приказал нам привести его в эту землю, потому что он слышал, что здесь много врачей. Но мы не знаем ни где они живут, ни как их зовут ».
Феврония ответила, сказав: «Единственный, кто может вылечить принца, — это тот, кто прикажет привести вашего принца в это место».
«Кто бы это мог быть? Что вы имеете в виду под этими словами? » — спросил молодой человек. «Князь щедро вознаградит врача, который вылечит его. Назовите мне имя такого врача — кто он и где живет.”
Девушка сказала ему: «Приведи своего князя сюда. Если он будет добрым сердцем и не будет гордо отвечать на мои вопросы, он выздоровеет ». Молодой воин выслушал эти слова, а затем вернулся к князю Петру и подробно рассказал ему все, что он видел и слышал.
Тогда князь Петр приказал своей свите немедленно отвести его к этой мудрой девушке. И отвели его в дом, в котором жила девушка. Князь послал девушке паж с вопросом: «Скажи мне, дева, кто тот человек, который может меня вылечить? Пусть вылечит меня, и он получит большую часть моего богатства! »
Девушка без колебаний ответила на страницу: «Я врач, который может вылечить вашего князя, но мне не нужна никакая часть его богатства.Однако, если я не стану его женой, у меня не будет причин лечить его ».
Паж вернулся к князю и повторил ему слова Февронии. Князь Петр не воспринял ее слова всерьез, думая, что принц не сможет жениться на дочери человека, чье положение в жизни было столь же низким, как положение коллекционера смолы. И он велел своему пажу сказать девушке, что она должна вылечить его, и что если она это сделает, то станет его женой.
Паж повторил эти слова девушке.Затем она взяла небольшой кувшин, зачерпнула немного закваски из бочки и сказала странице: «Приготовьте паровую баню для вашего принца и после купания нанесите эту закваску на раны и язвы на его теле. Но вы должны позаботиться о том, чтобы не покрыть все корки, а оставить одну открытой. И тогда ваш принц поправится ». Юноша принес князю мазь из закваски, и слуги тут же приготовили паровую баню.
Пока слуги готовили паровую баню, князь решил узнать, насколько на самом деле мудра эта девушка, потому что в этом вопросе у него было только слово своего слуги.С этой целью он послал ей небольшой узелок белья, прося, чтобы она сшила ему рубашку, полотенце и штаны из этого белья, пока он был в паровой бане, и, если ей это удастся, она тем самым докажет свою мудрость.
Слуга принес узел полотна в Февронию и повторил приказ князя Петра. Феврония, не раздумывая, приказала мужчине залезть на печь и принести кусок сухого дерева. Когда слуга дал ей кусок дерева, она отметила кусок в один фут длиной и приказала мужчине отрезать этот кусок.Когда слуга сделал это, она велела ему отнести блок своему хозяину и попросить его сделать из него прялку и ткацкий станок, пока она расчесывала белье, готовясь сделать рубашку, штаны и полотенце.
Слуга отнес кусок дерева князю Петру и повторил просьбу Февронии. Князь засмеялся и сказал: «Иди к Февронии и скажи ей, что невозможно приготовить столько вещей из такого маленького блока за такое короткое время».
Феврония предвидела этот ответ и сказала слуге: Ну, если ваш принц не может сделать прялку и ткацкий станок из такого небольшого куска дерева за такое короткое время, как я могу в ответ сплести рубашку? , штаны и полотенце для него из такого небольшого свертка белья, пока он парится? » Когда паж вернулся к принцу, он был поражен мудростью ее ответа.
Тогда князь Петр вошел в паровую баню, а его слуги нанесли мазь на раны и язвы, оставив непокрытой только одну струпу, как велела Феврония. Когда князь Петр вышел из паровой бани, его боли оставили его, и на следующее утро все его тело было чистым и исцеленным, за исключением единственной корки, которая осталась открытой. Он восхищался лечебной силой Февронии. Однако, поскольку Феврония была дочерью низшего происхождения, князь Петр не хотел жениться на ней.Однако он послал ей роскошные подарки, но Феврония их не приняла.
Петр вернулся в свой родной город Муром с полностью исцелившимся телом, за исключением единственной корки. Однако вскоре после этого из единственного струпа, на который не была нанесена мазь, стали распространяться новые язвы и язвы. А потом все его тело снова покрылось язвами и язвами. Увидев, что его недуг вернулся, князь Петр решил снова вернуться в Февронию, чтобы пройти проверенное лечение.
Он вернулся в Рязань, в дом Февронии, и, несмотря на то, что ему было стыдно за невыполнение своего обещания жениться на ней, он попросил ее угостить его еще раз. Феврония нисколько не рассердилась, но сказала, что будет относиться к нему, только если он решит стать ее мужем. На этот раз князь твердо пообещал, что возьмет ее в жены.
Девушка затем прописала то же лечение, что и раньше. И когда он снова исцелился, князь Петр взял Февронию себе в жены.Так Феврония стала принцессой. И они оба поехали в родной город Петра Муром, и там жили предельно набожно, строго соблюдая заповеди Божии. Вскоре после их прибытия в Муром князь Павел скончался, а князь Петр стал единоличным правителем города.
III. ИНТРИГИ БОЯРОВ
Муромские бояре не понравились княжне Февронии. Они под влиянием своих супругов возмутились принцессой из-за ее общего происхождения.Однако благодаря своим благотворительным делам она была чрезвычайно популярна среди простых людей, и они молились за нее Богу. Однажды один из придворных, желая поссориться между Петром и Февронией, подошел к князю и сказал ему: «Княгиня обычно встает из-за стола, когда ей этого не положено. Более того, перед тем, как выйти из-за стола, она собирает крошки так, словно проголодалась ».
Князь Петр решил проверить, правдивы ли эти обвинения. Он приказал принцессе Февронии сесть рядом с ним за стол.Когда ужин закончился, Феврония собрала все крошки и держала их в руке, как она привыкла делать с детства. Увидев это, князь Петр схватил ее за руку и велел разжать кулак, но когда она это сделала, они обнаружили в ее ладони душистую мирру и ладан. И с того дня Питер никогда не пытался подвергнуть сомнению поступки своей жены.
Много лет спустя возмущенные бояре снова пришли к Петру и сказали: «Наш господин, мы хотим служить вам честно и хотим, чтобы вы были нашим правителем, но мы не хотим, чтобы принцесса Феврония была нашей княжной, и мы не хотим, чтобы она правила. над нашими женами.Если ты хочешь остаться нашим лордом, ты должен взять другую принцессу. Феврония может забрать свое богатство и уехать, куда захочет.
Блаженный князь Петр был добр и не рассердился, но обещал поговорить с княгиней Февронией, чтобы узнать, что она скажет по этому поводу. Тогда бесстыдные куртизанки решили устроить банкет. На этом банкете они напились и заговорили надменно, как громкий лай собак. И они стали отрицать чудесный дар исцеления Февронии, который она получила от Бога не только в этой жизни, но даже после смерти.
Заговорили: «Богоматерь, княгиня Феврония, весь город и все бояре просят вас вернуть нам князя Петра, потому что он нам нужен».
Феврония ответила: «Ты можешь забрать его. Говорите только с ним ».
Тогда все бояре заговорили сразу и сказали: «Госпожа, мы все хотим, чтобы князь Петр правил нами, но наши жены не хотят, чтобы ты ими владел. Пожалуйста, возьмите столько богатства, сколько пожелаете, и идите, куда хотите ».
Услышав эти слова, принцесса Феврония сказала им, что сделает то, что они хотят, но теперь она должна попросить их сделать то, чего она желает.Не очень умные бояре обрадовались и думали, что легко избавятся от нее. Поэтому они пообещали сделать то, что она просила. И княгиня Феврония сказала: «Мне от вас ничего не нужно, кроме моего мужа, князя Петра».
Бояре немного посовещались, а потом сказали: «Если князь Петр так будет, мы не будем ему противоречить».
Они надеялись, что смогут избрать другого правителя, если князь Петр не пожелал нарушить божественную заповедь, потому что в Евангелии от апостола Матфея написано: «Но говорю вам, что всякий, кто бросит свою жену, сбережения для нецеломудрия делают ее прелюбодейкой.«И князь Петр, следуя заповеди Иисуса, отказался от своей власти над городом Муром.
Злые владыки приготовили лодки Петру и Февронии, потому что город Муром находился на реке Оке. И они спустились по реке на этих судах. В лодке принцессы находился придворный, который, несмотря на то, что его сопровождала жена, был соблазнен злыми духами и стал смотреть на княжну Февронию с постыдными мыслями. Княгиня сразу заметила его злые помыслы и открыла их мужчине.
Подойдя к нему, она приказала ему зачерпнуть воду из реки с одной стороны лодки и выпить. Когда мужчина сделал это, она приказала ему перейти на другую сторону корабля и сделать то же самое. Когда человек напился воды, Феврония подошла к нему и спросила: «Скажите, вы обнаружили, что вода одинакова на вкус с обеих сторон корабля, или, может быть, с одной стороны она слаще, чем с другой?»
Мужчина ответил: «Нет, миледи. У воды был одинаковый вкус с обеих сторон.”
Тогда она ответила: «И такова природа всех женщин. Почему же тогда ты хочешь бросить жену и подумать о другой женщине? » Тогда придворный понял, что принцесса обладала даром читать мысли людей. Испугавшись, он отказался от своих злых намерений.
Вечером лодки пришвартовались, и когда путники выходили на берег, князя Петра охватили сомнения, прав ли он, отказавшись от своей власти в городе Муроме. Его проницательная жена уловила его сомнения и утешила его, сказав: «Не горюй, мой князь, о милосердном Боге, нашем Создателе, Который направляет нашу жизнь, никогда не оставит нас на несчастье.”
В тот же вечер слуги начали готовить обед для князя. У некоторых деревьев срубили ветви и, сделав вертел, поставили чайник. Княгиня Феврония, шедшая по берегу, наткнулась на эти срезанные с деревьев ветви. Увидев их, она сказала: «Благослови их, потому что к утру из этих ветвей вырастут большие деревья с густой листвой». Так и случилось, потому что, когда путешественники проснулись утром, они обнаружили, что эти ветви превратились в огромные деревья с густой листвой.
И когда слуги начали загружать лодки, пришел господин из города Мурома и сказал: «Господин мой князь Петр, я иду к вам от имени всех придворных города Мурома. Они просят вас не бросать их, своих бедных сирот, а вернуться правителем на свою родину. Многие властители города погибли от меча. Каждый, желая стать правителем города, убивал другого. Те лорды, которые выжили, и все остальные люди умоляют вас вернуться, милорд, и править нами.И мы больше не будем ни гневить, ни раздражать вас. Некоторые из наших дам не хотели, чтобы ими управляла принцесса Феврония, но теперь эти дамы погибли в результате вражды. Те из нас, кто остался в живых, любят ее, и мы умоляем вас не оставлять нас одних, ваших покорных слуг ».
Так князь Петр и княгиня Феврония вернулись в город Муром и стали править по заповедям Божиим.
IV. УХОД ПЕТРА И ФЕВРОНИИ
Петр и Феврония всегда помогали своему народу милостыней и молитвами.Они относились ко всем как к своим собственным детям. Они любили всех одинаково и не любили только тех, кто гордился или эксплуатировал людей. Петр и Феврония собирают свои сокровища не на земле, а на небе. Они были настоящими пастырями своего города. Они всегда правили правдиво и смиренно, а не гневно. Они приютили паломников, накормили голодных и одели нагих. И они помогали бедным в их беде.
Когда смерть приближалась, Петр и Феврония молили Бога, чтобы они оба умерли в один и тот же час.И они просили, чтобы их похоронили в одной гробнице и в общем гробу, в котором их тела будут разделены только перегородкой. И вместе они приняли монашеский постриг: князь Петр стал братом Давидом, а княгиня Феврония — сестрой Евфросинией.
А случилось так, что незадолго до своей смерти княгиня Феврония вышивала на покрывале соборной чаши фигуру святых. И пришел посланник от князя Петра, ныне брата Давида, и сказал: «Сестра Евфросиния, я готов умереть и жду только тебя, чтобы мы умерли вместе.”
Но принцесса Феврония, ныне сестра Евфросиния, ответила: «Подождите, милорд, пока я закончу покрывало для чаши святого собора».
Затем брат Давид послал другого посланника, который объявил: «Я могу ждать тебя совсем недолго». Вскоре после этого прибыл другой посланник и сказал: «Я скоро покину этот мир. Нет времени ждать ».
Княгиня Феврония как раз заканчивала вышивать покрывало, но, услышав эти слова; она вставила иглу в покрывало и намотала использованную нить.При этом она отправила брату Дэвиду сообщение, в котором говорила, что теперь они умрут вместе. И, помолившись, они принесли свои души Богу в пятницу, 20 июня.
После смерти некоторые из людей решили, что князь Петр должен быть похоронен в соборе Пресвятой Богородицы, который находился в стенах города Мурома, а княгиня Феврония — в Храме Возвышения Пресвятой Богородицы. Святой Крест, который находился за стенами города. И они действительно так и сделали, сказав, что не подобает мужчине и женщине, принявшим монашеский обет, хоронить в одном гробу.Тело князя Петра положили в гроб и поместили в собор, где оставили на ночь. Тело княгини Февронии положили в другую шкатулку и поместили в церковь за городскими стенами. Гробница, высеченная в огромной скале для упокоения Петра и Февронии, осталась пустой во дворе Собора Пресвятой Богородицы.
На следующее утро люди подошли к гробам Петра и Февронии и нашли их пустыми. Тела святого князя и царевны были найдены вместе в каменной гробнице, которую они приказали приготовить для них.Люди, не понимая смысла этого события, еще раз поместили тела в отдельные гробы. На следующий день тела князя Петра и княгини Февронии снова нашли вместе в каменной гробнице. С тех пор ни один человек не посмел потревожить их святые тела, но оставил их в общей гробнице во дворе Собора Пресвятой Богородицы, который находится в городе Муром. И всякий, кто с сокрушением коснулся гробницы, в которой покоятся святые мощи Петра и Февронии, всегда получал утешение и исцеление.
Источник
Загадки святой Февронии Муромской
Повесть о Петре и Февронии, муромских святых конца XII — начале XIII веков, была записана в XV-XVI веках и является одним из самых ярких примеров древнерусского восприятия православной веры. Исторические исследования подчеркивают связь «Повести о святых Петре и Февронии Муромских» к фольклорным традициям [3]. В то же время сказочные мотивы подчинены духовным идеалам Церкви Христовой.
Заболел князь Муромский Петр. Посланник, посланный за лекарем для князя, увидел странную картину в крестьянском доме в селе Ласково под Рязанью: девушка по имени Феврония сидела за ткацким станком и ткала сукно, а рядом с ней прыгал заяц. Феврония заговорила с посланником загадками, проверяя знание гостем «языка мудрости». Первая притча Февронии «Воистину печально, когда двор без ушей и дом без глаз» содержала сообщение о том, что Феврония была незамужней девушкой, не имеющей детей [4]; у нее был заяц, но не было собаки: «Если бы у нас была собака, она могла бы услышать вас и начать лаять.В таком случае у двора были бы уши. Если бы ребенок (рус. Отроча, детиш) был дома, он мог бы увидеть, как ты приходишь сюда, и предупредить меня. В этом случае у дома были бы глаза » [1].
Разбирая загадку Февронии, ученый Муромского историко-художественного музея Ю. М. Смирнов писал:« Демонические существа разных рангов нередко принимали облик собака. Отсутствие собаки в доме Февронии категорически отрицает ее связь с хтоническим миром »[4].Однако отсутствие собаки вряд ли может означать суеверное отношение Февронии к этому животному. Напротив, слова мудрой девы «Воистину несчастье, когда двор без ушей, а дом без глаз» свидетельствуют о ее желании выйти замуж, родить детей и завести собаку, которая охраняет дом. В одной из версий рассказа св. Феврония говорит : «В доме собака слышит и уши, а кошка глаза» [3].
Феврония Муромская — не единственная святая женщина в истории христианства, у которой был домашний заяц.Иконография святой Мелангелы (или Монацеллы) Уэльской (VI век, русские православные поминки 17/30 мая) включает изображение зайца, спасенного от охотников. В заповедной зоне, где жила св. Мелангель, запрещена охота на зайцев, а св. Феврония охраняет заказники «Муромский» и «Окландия» — экологически чистая зона вдоль реки Ока между Муромом и Рязанью. Согласно легенде, уэльская телеведущая называла своего зайца «ягненком», поэтому на некоторых иконах заяц Сент-Мелангелла выглядит как ягненок, а в Уэльсе заяц известен как «ягненок Мелангелла» («Oen bach Melangell»).Сходство зайца с ягненком отмечено и в русском фольклоре, где заяц назван «деревянным барашком». Однако в муромской иконописи заяц святой Февронии чаще выглядит как играющая собачка или дремлющая кошка.
Став супругой князя, Феврония не отказалась от народного обычая собирать крошки после трапезы. Русские соотечественники кормили домашних животных и птиц остатками пищи, а у Февронии был заяц. Но в средневековье кормление зайца (или змеи, жабы и т. Д.)) мог вызвать подозрения в колдовстве: «Дьявол, сидящий на корточках, как жаба, у уха Матери Евы в Эдеме, всегда находится на кладбище после службы, ожидая в этом обличье, пока какой-нибудь злонамеренный причастник накормит его кусочек освященной вафли »[7]. Ю. М. Смирнов отмечает: «В славянской мифологии среди животных с явными демоническими чертами мы находим и зайца. Чертовщина часто принимает облик зайца» [4].
История св. Петра и Февронии гласит: «Однажды один из придворных, желая поссорить Петра и Февронию, пришел к князю и сказал ему:» Княгиня обычно встает из-за стола, когда она не должен этого делать.Более того, перед тем, как выйти из-за стола, она собирает крошки, как будто голодная ». Князь Петр решил проверить, правдивы ли эти обвинения. Он приказал принцессе Февронии сесть рядом с ним за стол. Когда ужин был закончен, Феврония взяла трубку. все крошки и держала в руках, как она привыкла делать с детства. Увидев это, князь Петр схватил ее за руку и велел разжать кулак, но когда она это сделала, они обнаружили ароматный мирр и ладан в ладонь ее руки.И с того дня Петр никогда не пытался подвергнуть сомнению поступки своей жены » [1]. Возможно, чудо превращения крошек в церковный ладан не только оправдало сельский обычай Февронии, но и спасло зайца правоверной княгини от подозрений. Как известно, демоны убегают от олибанума и ладана. Итак, заяц Февронии не имел никакого отношения к магическим ритуалам [4]. Церковь прославляет Петра и Февронию как «истребителей злых обычаев и суеверий» [1].
Возвращаясь к разговору Февронии со слугой князя, следует отметить, что вторая загадка мудрой девушки была связана с идеей смертной памяти: «Мои отец и мать пошли одни плакать, чтобы выплатить свой долг. заранее, и брат пошел смотреть смерть между ног ». Зная по интимному порыву состояние князя Петра, православный целитель говорил о грани смерти и жизни: «Я сказал вам, что мои родители пошли плакать одни, чтобы выплатить свой долг заранее.Собственно, они пошли на захоронение и там плакали. Когда к ним придет смерть, другие будут плакать вслед за ними, и поэтому они плачут сейчас, чтобы выплатить свой долг вперед. Что касается моего брата, я сказал вам, что он пошел смотреть смерть между ног. Собственно, они с отцом лазают по деревьям и собирают смолу. Он только что пошел лазить по деревьям, и когда он это делает, он должен следить за своими ногами, чтобы не упасть. Если он упадет, это будет его смерть. Поэтому я сказал, что мой брат пошел смотреть смерть между ног ».[1]
Ю.М. Смирнов указывает на факт, упомянутый в «Истории установления христианства в Муроме»: «А после смерти лесные альпинистские пояса засыпают трупами». Деревянные альпинистские пояса, как мы видим, имеют прямое отношение к образу смерти, и, поскольку погребальные атрибуты всегда имели определенное функциональное и символическое значение, первое, что приходит в голову в этом аспекте, — это то, что усопшему нужны эти «пояса» подняться на небо по стволу мирового древа »[4].
В повести об исцелении Петра Февронией есть муромские и рязанские параллели со стихами Великого канона св.Андрея Критского (7 век). В кающемся «стоянии Андрея» упоминаются такие темы, как «змеиный яд», «раны» и даже «лечебная ванна»: «Я надел рваную шубу, которую соткал мне змей … Я добавил к ним язвы. язвы мои … Омой меня, Господи, в ванне слез моих, молю Тебя, и сделай одежду плоть мою белую, как снег »[2]. В церковной традиции снег символизирует очищение и преображение (Пс. 51, 7, Ис. 1. 18; Мк 9. 3), и издревле считается в России полезным для здоровья.В рязанских легендах
об исцелении святой Февронии Петра завершилось летним снегопадом.
В этом символическом контексте интерпретация болезни князя Петра, предложенная А.Л. Бегловым, выглядит вполне оправданной: «Змея побеждена, но перед смертью он обрызгал Петра своей ядовитой кровью, и Петр заболел. Болезнь князя Петра. выражаясь на аллегорическом языке определенным недостатком его характера в целом, фактически является узлом «Повести о Петре и Февронии».Болезнь Петра настолько серьезна, недостаток его натуры настолько велик, что без ее исцеления невозможна сама жизнь Петра. Брак с Февронией оказывается условием исцеления Петра. Выражаясь языком иносказаний, этот брак — то самое лекарство, которое восполняет недостаток натуры Петра, Божий замысел для него »[5].
При встрече с посланником князя юная Феврония ткала сукно. Став монахиней, Феврония занималась вышиванием фигур святых на покрывале потира для Собора Пресвятой Богородицы.Примечательно, что Петр, покрытый язвами и струпьями, вызванными змеиной кровью, попросил Февронию сшить ему новую одежду: «Он послал ей небольшой узелок льняной ткани, сказав:« Эта девушка хочет стать моей женой из-за ее мудрости. Если она такая мудрая, пусть сделает мне рубашку, полотенце и штаны из этого льна, пока я буду в паровой бане » [1].
Смена одежды,« отравленной змеей », для одежды спасения — это знак духовного выздоровления, что принято в христианстве.Тело Петра, покрытое язвами и струпьями во время болезни, было полностью исцелено при жизни и найдено в гробнице нетленным и благоухающим. Акафист Святому и Правоверному князю Петру и княгине Февронии гласит: «Возрадуйтесь те, кто сменил червленое царское одеяние на монашеское платье; возрадуйтесь тем, кто принял святую схему как нагрудник спасения; возрадуйтесь одевшие облачение милостивое нетление »[1].
Небольшой узелок полотна, посланный Петром Февронии, стал золотой нитью, навсегда связавшей жизни двух ревнителей, которые по обоюдному согласию приняли монашеский постриг: князь Петр стал братом Давида, а княгиня Феврония — сестрой Евфросинией. «И случилось так, что незадолго до своей смерти княгиня Феврония вышивала фигуры святых на покрывале чаши для собора. И пришел посланник от князя Петра, ныне брата Давида, со словами:« Сестра Евфросиния, я готова умереть и ждать только тебя, чтобы мы умерли вместе «. Но принцесса Феврония, теперь сестра Евфросиния, ответила:» Вы должны подождать, мой господин, пока я закончу покрывало чаши для святого собора «. Затем брат Давид отправил другого гонца, который объявил: «Я могу ждать вас совсем недолго.Вскоре после этого прибыл другой посланник и сказал: «Я скоро покину этот мир. Ждать некогда ». Княгиня Феврония как раз заканчивала вышивать покрывало, но, услышав эти слова, воткнула иголку в покрывало и намотала использованную нить. При этом она отправила сообщение брату Давиду, сказав, что теперь они умрут вместе. И, помолившись, они принесли свои души Богу ». [1].
Многие паломники посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться мощам св.Петр и Феврония, покоящиеся по воле Божией в одном гробе. Богослужения перед чтимой иконой правоверных Петра и Февронии проходят в Московском Вознесенском храме на Большой Никитской улице («Малое Вознесение»). Церковь и святыня девы-отшельницы Мелангель находятся в Уэльсе в деревне Пеннант-Мелангелл, где иногда можно услышать молитвы православных паломников.
1) Житие преподобных князей Петра и княгини Февронии, муромских чудотворцев, с акафистом.Свято-Троицкий епархиальный женский монастырь, Муром, 2004 г.
http://www.ku.edu/~russcult/culture/handouts/peter_fevronia.html
2) Великий каноник. Произведение святого Андрея Критского
http://www.monachos.net/monasticism/andrew_of_crete/great_canon.shtml
3) История Петра и Февронии. Обработка текстов и исследование Дмитриевой Р.П., Ленинград, 1979
4) Ю.М. Смирнов, История православной девы Февронии, христианско-языческий склад ума и реабилитация муромских чудотворцев, Уваровские чтения — IV.«Героический мир, эпос, миф, история» Муром, 14-16 апреля 1999 г., Муром, 2003 г.
5) Беглов А.Л., Святые Петр и Феврония Муромские, Альфа и Омега, Nr. 1 (15), 1998.
6) Карл Кристиан Фельми, Die Erzahlung von den Heiligen Petr und Fevronija von Murom, Ostkirchliche Studien, 46 (1997)
7) Г.Л. Киттредж, Колдовство в Старой и Новой Англии, Кембридж, Массачусетс : Harvard University Press, 1929
Фотографии в Интернете
Заяц святой Февронии Муромской
http: // www.sunbirds.com/lacquer/box/230061/230061_2.jpg
http://www.sunbirds.com/lacquer/box/230061/230061_1.jpg
Заяц Св. Мелангеллы, девица-анкорисса Уэльса
http: //www.sacredpresence.com/images/Melangell.jpg
http://www.celtic-heart.net/stmelangell.jpg
Юрий Клиценко, Россия
г. Йошкар-Ола, путеводитель по России
Йошкар-Ола обзор
Йошкар-Ола — город в России, столица Республики Марий Эл, расположенный на берегу реки Малая Кокшага, в 50 км к северу от Волги и в 750 км к востоку от Москвы.Это крупный многопрофильный промышленный, культурный и научный центр республики, один из центров культуры финно-угорских народов. День города отмечается в начале августа.
Население Йошкар-Олы составляет около 265 000 человек (2015 г.), площадь — 100 кв. Км.
Телефонный код — +7 8362, почтовые индексы — 424000-425200.
Местное время в городе Йошкар-Ола — 25 декабря, 10:54 (+3 UTC).
Йошкар-Ола история
До середины XVI века эта заселенная марийцами территория входила в состав Казанского ханства.В октябре 1552 года русский царь Иван Грозный присоединил земли Казанского ханства к Русскому царству. Местное население присягнуло новому государю, но вскоре отказалось подчиняться и платить дань.
В 1553 году началось восстание, положившее начало так называемым Черемисским войнам. Иван Грозный решил основать несколько укрепленных городов, чтобы укрепить свою власть в регионе. «Царев город на Кокшаге», что означает «Царский город на Кокшаге» (позже просто Царевококшайск), был основан во время правления царя Федора Ивановича в 1584 году, после смерти Ивана Грозного.
Военное укрепление, расположенное в центре Волго-Вятского региона, на берегу реки Малая Кокшага, левого притока Волги. Со временем город перестал выполнять свою военную функцию и превратился в центр ремесел и торговли. В 1708 году город вошел в состав Казанской губернии России.
Больше исторических фактов…
В 18 веке были построены первые каменные дома и промышленные предприятия, пять церквей.В 1835 году был создан первый регулярный план города. Царевококшайск постепенно превратился в торгово-экономический и культурный центр Марийского края, хотя его население составляло всего около 2000 человек.
С середины 19 века он стал местом политической ссылки. Сюда были сосланы участники польского восстания 1863 года. В начале 20 века Царевококшайск был тихим провинциальным городком, состоящим из 13 улиц и около 300 различных зданий. В таком виде город оставался почти до 1920-х годов.Основой местной экономики было сельское хозяйство.
17 февраля 1919 года Царевококшайск был переименован в Краснококшайск («Красный Кокшайск»). 25 января 1928 года Краснококшайск получил марийское национальное название — Йошкар-Ола («Красный город»). В декабре 1936 года Марийская автономная область была преобразована в Марийскую АССР, а Йошкар-Ола стала ее столицей.
Во время Второй мировой войны в Йошкар-Олу было эвакуировано несколько крупных военных заводов. Это была основная причина послевоенного роста города.Йошкар-Ола стала крупным промышленным центром региона. После распада Советского Союза местные военные предприятия пережили не лучшие времена, уровень производства значительно упал.
В 2007 году началась активная реорганизация центральной и приморской частей Йошкар-Олы. Построено много новых площадей и построек: Площадь Оболенского-Ноготкова, Площадь Республики и Пресвятой Богородицы, Патриаршая площадь, набережная Брюгге, Царевококшайский кремль и др.
Йошкар-Ола просмотров
Церковь Святой Троицы и стилизованная кремлевская стена в Йошкар-Оле
Автор: Сергей Козин
Здания на набережной и Воскресенский собор в Йошкар-Оле
Автор: Сергей Козин
, ул. Успенская, , г. Йошкар-Ола, ,
Автор: Сергей Козин
Йошкар-Ола особенности
Йошкар-Ола находится в районе умеренно-континентального климата.Обычны продолжительные холодные и снежные зимы со средней температурой около минус 12 градусов по Цельсию. Январь и февраль — самые холодные месяцы. Лето теплое, средняя температура июля около плюс 18,7 градуса по Цельсию.
Национальный состав местного населения по переписи населения 2010 года: русские (61%), марийцы (23%), татары (4%). В городе два государственных университета: Марийский государственный университет и Приволжский государственный технологический университет.
Йошкар-Ола связана с другими городами России несколькими автобусными и железнодорожными маршрутами.На вокзале ходят ежедневные поезда до Москвы. В другие города, поселки и села республики и соседних областей можно добраться с расположенной поблизости автовокзала. Примерно в 9 км к северу от города расположен аэропорт.
Общественный транспорт представлен маршрутками (так называемые маршрутки), автобусами и троллейбусами. Такси в Йошкар-Оле также хорошо развита.
На территории Йошкар-Олы находится несколько особо охраняемых природных территорий :
- Ботанический сад-институт Приволжского государственного технологического университета,
- Сосновая роща в юго-восточной части города,
- Дубовая роща расположена в пойме Малой Кокшаги, небольшом уголке южной тайги.
Достопримечательности Йошкар-Олы
Культурное наследие Йошкар-Олы отражает различные исторические периоды становления города, от ранних этапов городского развития 18 века до построек середины 20 века.
Большинство архитектурных памятников находится в историческом центре, на следующих улицах: Анисимовский переулок, Набережная, Вознесенская, улицы Пушкина, Советская, Комсомольская, Волкова, Ленинский проспект, площадь Ленина, бульвар Чавена.
В Йошкар-Оле четыре парка. Главный из них — Центральный парк культуры и отдыха, популярное место среди горожан и гостей города.
Йошкар-Ола Театры и другие учреждения культуры
- Марийский национальный драматический театр им. М.Шкетана (пл. Ленина, 2),
- Марийский государственный театр оперы и балета им. Эрика Сапаева (ул. Комсомольская, 130),
- Российский академический драматический театр им. Г.В. Константинова (Никонова пл., 1),
- Марийский республиканский театр кукол (Патриаршая площадь),
- Марийский республиканский театральный центр для детей и юношества (ул. Вознесенская, 87),
- Национальная библиотека имени С.Г.Чавайна, крупнейшая библиотека республики (улица Пушкина, 28).
Йошкар-Ола мест
Бульвар Чавайна и вход в Центральный парк в Йошкар-Оле
Автор: Сергей Козин
Памятник «Древо жизни» в Центральном парке г. Йошкар-Ола
Автор: Сергей Козин
Мэрия г. Йошкар-Ола
Автор: Сергей Козин
Музеи Йошкар-Олы
Музей истории Йошкар-Олы расположен на одной из старейших и красивейших улиц города (Вознесенской), в купеческом особняке начала 20 века, памятнике истории и архитектуры.На выставке представлен богатый материал об основании города, его социально-экономическом развитии, быте, религиозных верованиях и традициях местных жителей (Вознесенская улица, 39).
Национальный музей Республики Марий Эл носит имя выдающегося краеведа и ученого Т.Е. Евсеева. Это один из ведущих музеев республики, насчитывающий более 200 тысяч экспонатов.
Наиболее ценные коллекции — археологические и этнографические, включая костюмы, украшения, оружие, предметы быта марийцев и других народов XIX-XX веков, а также шедевры прикладного искусства.Также в музее собрана уникальная коллекция чучел животных и птиц региона (улица Советская, 153).
Республиканский музей изобразительных искусств . Основной раздел музея посвящен марийскому национальному изобразительному искусству (улица Гоголя, 15).
Национальная художественная галерея . Экспозиция расположена на двух этажах и представлена в виде закручивающейся спирали. На выставке представлено культурное наследие Республики Марий Эл. На здании галереи можно увидеть одну из местных достопримечательностей — так называемые «часы с ослом» или «марийские куранты» (проспект Ленина, 24).
Другие музеи:
- Музей народно-прикладного искусства (ул. Чернышевского, 23),
- Дом-музей первого марийского композитора И.С. Ключников-Палантай (улица Льва Толстого, 25),
- Мемориальный музей истории ГУЛАГа (Кремлевская улица, 2).
Достопримечательности Йошкар-Олы
Вход в главный корпус Марийского государственного университета
Автор: Сергей Козин
Памятник основателю города Оболенскому-Ноготкову
Автор: Сергей Козин
Площадь Оболенского-Ноготкова в Йошкар-Оле
Автор: Сергей Козин
В Йошкар-Оле построены новые площади и достопримечательности за последние годы
пл. Оболенского-Ноготкова .Эта площадь была открыта в центре Йошкар-Олы, напротив Дома правительства и ратуши, 4 ноября 2007 года. На территории находится комплекс административных зданий, Национальная художественная галерея, памятник Царь-пушка, памятник Оболенскому-Ноготкову (основателю города), памятник священномученику Леониду — Марийскому епископу.
Здесь также можно встретить так называемые «марийские куранты» («часы с ослом»). Эта площадь и окружающий комплекс зданий выполнены в венецианском стиле.Рядом, перед главным корпусом Марийского государственного университета, стоит один из символов современного Йошкар-Олы — скульптура по имени Йошкин Кот.
Площадь Республики и Пресвятой Богородицы . Здесь можно увидеть следующие достопримечательности: фонтан с фигурой архангела Гавриила, скульптуру Богородицы с младенцем Христом, здание Благовещенского собора и Благовещенскую башню (53 метра) с копией Кремля. куранты.
Патриаршая площадь . На этой площади находятся памятник Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, фонтан-памятник Святым Преподобным Петру и Февронии, часовня Святых Петра и Февронии Муромских, часы «12 Апостолов», Марийский республиканский Театр кукол.