характер и проблематика — Студопедия
1) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.
В духовной сфере идет процесс освобождения культуры от религиозных идеологии и церковных институтов. Распад корпоративной системы средневековья привел к тому что человек стал представлять самого себя, осознавать собственную силу и талант. Новая эпоха это возрождение античной культуры: образа жизни и стиля мышления.
Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.
2) ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
1) Гуманизм — понимается воззрения признающие ценность человека как личность. Его права на свободу, самовыражения, счастья и развития. Гуманизм имел место в античности, средних веках, но как широкое общественное явление складывается в эпоху возрождения. Проявилось это прежде всего в критике схоластики, появлении нового нравственного идеала. Схоластика вершину нравственного совершенства видела в его сопричастности богу (для чего осуществлялся аскетический подвиг).
Этика эпохи возрождения — это этика благородства, заключающемся в доблести духа, а не богатства. Новая этика представляется этикой активной молодой буржуазии. Схоластика допускала преклонение перед авторитетом, этому противопоставляется право на поиск новой философии — научной истины. В эпоху возрождения создаются новые концепции о человеке, человек рассматривается не просто природным существом, а творцом самого себя, который сам определяет свое место в мире. В связи с этим гуманисты подвергают критике так называемый астрологический детерминизм. Согласно которому расположение звезд и других небесных тел полностью предопределяет все особенности человеческой жизни.
Детерминизм — взаимообусловленность. В эпоху возрождения ослабевает убежденность мыслителей в греховности человека, в испорченности человека природы. Это связано с тем, что человек уже не нуждается в боге для своего спасения (условия уже не те). Человеку не нужна милость бога он сам творец, становится символом ренессанса. (Да Винчи, Рафаэль)
Центром гуманистического движения в 14-ом веке стала Флоренция. Гед родился Данте (1265 -1321) автор: Божественной комедии. В своей комедии он изображает нового человека судьба, которого определяется не условностью рождения, а складывается на основе не уставного стремления к знанию. Не знатное происхождение, богатый внутренний мир, настойчивость, яркость, талант — становятся мерилом человеческой личности. Гуманисты эпохи возрождения говорят о принципиальности, доброте человека, равенстве вех людей независимо от рождения. Для гуманистов главные учителями в жизни были не церковные авторитеты, сколько собственный опыт.
2) Пантеизм — это философское учение отождествляющее бога и природу. Бог находится во всех объектах.
Философия данной эпохи тяготеет к отрицанию божественного творения мира. Обожествление природы человеком Она коренным образом пересматривает содержание таких понятий как бог, человек, природа. Бог философии возрождения это не бог ортодоксальный религии, он лишается свободы, он не творит мир из ничего, природа из служанки творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей, наделение внутренними силами. Крупнейшим представителем пантеизма был Жор дано Бруно (1548-1600). Согласно его учению вселенная не сотворена богом, она существует вечно и не может исчезнуть, бог не противостоит природе, как творец и создатель, а находится в ней самой, как внутреннее деятельное начало.
3) Натурфилософия — философия природы, т.е. совокупность онтологических и космических проблем. Она ставит и решает проблемы о вечности и бесконечности вселенной, самодвижение материи (природы) материальности небесной субстанции, существование множества миров и.т.д.
Жор Дано Бруно разрабатывает учение о материи, как активном творческом начале, полном жизненных сил. Новыми были его представления о самодвижении материи необходимости поисков источников движения в недрах природы. Внутренняя способность материи к изменению называется — душой мира. Дуща мира находится внутри материи и главенствует над ним. Мировая душа это нечто иное как всеобщая физическая действующая причина. Бруно высказывал мысли о единстве земли и неба. Это был новый подход к изучению движения небесных тел и космических тел, порывающей с богословием.
Небесные тела лишались своего привилегированного положения оказывались вместе с земными телами во власти единых физических законов, это означала отказ от внешних двигателе=> отказ от преводвигателя.
Основные проблемы философии возрождения. — Студопедия.Нет
Общей проблемой возрождения и средневековья была проблема человека и Бога. Однако, если в средневековье эта проблема решалась с позиции абсолютного превосходства Бога по отношению к человеку, то в возрожденческой философии место бога занимает обожествленный человек. Возникает принцип антропоцентризма (человек – центр вселенной). Формирование этого принципа происходит двумя путями: 1-Бог опускается до уровня человека. 2-Человек поднимается до уровня Бога. Монетти в связи с этим пишет, что мир природы создан Богом, а гораздо более совершенный мир культуры создан человеком, поэтому человек превосходит Бога.
В философии возрождения был полностью отвергнут христианский аскетизм. Ларензо Валло утверждает, что без добродетели жить можно, а без наслаждения – нельзя. Утверждение антропоцентризма ведет к освобождению человека от абсолютов христианской морали, поэтому человек начинает рассматривать себя как нравственного законодателя и как нравственного судью. Разрушение христианского мировоззрения в эпоху возрождения проявляется в том, что появляются философские теории в значительной степени трансформирующие христианство. Прежде всего, это Пантеизм, сущность которого заключается в отождествлении Бога и природы (Бог есть природа). Сущность Пантеизма состоит в уравнивании человека и Бога. Разрушение религиозного мировоззрения во многом связано с открытиями в астрономии, из-за которых на смену геоцентрической картине мира приходит гелеоцентрическая (в центре солнце).
18. Политическое учение Николло Макиавели и его значение для современности.
Макиавели утверждает, что различие между должным идеалом и существующим настолько велико, что если постоянно будешь стремиться следовать идеалу, то будешь терпеть неудачи, поэтому науке успеха легче учиться на примере негодяев, чем людей порядочных. В работе «Государь» Макиавели ставит задачу научить государя наиболее эффективным способом правления. Макиавели задается вопросом: «что должен вызывать у поданного государь?» Чтобы ответить на этот вопрос он решает важную антропологическую проблему о природе человека. Два подхода решения этой проблемы: 1-существует вечная и неизменная природа человека. 2-сущность человека не является врожденной и обусловлена конкретно историческими условиями его существования. Макиавели утверждал, что все люди от рождения злые и неблагодарные и ориентированы на материальный успех настолько, что легче примириться со смертью отца, чем с потерей имущества. Следовательно, государь должен вызывать у поданных страх. Наибольшую жестокость государь должен проявить в начале правления, когда ещё является сильным сопротивление врагов, а соратники становятся противниками. Макиавели утверждает, что государь не должен вызывать ненависти у народа, но если это неизбежно, то он не должен вызывать её у тех слоёв населения, которые обладают силой. Он задается вопросом: «может ли государь не выполнить данные им обещания?» и утверждает: «может и должен, если отпали те обстоятельства, которые побуждали его дать эти обещания». Ценность государя состоит в том, чтобы обманывать и при этом не быть обманутым. Макиавели утверждает, что чернь (народ) судит о достоинстве государя по успешности его деятельности, невзирая на то, какими средствами этот успех был достигнут. Таким образом, философия Макиавели заключается в том, что он отделил политику от нравственности, утверждая, что политика, основывающаяся на нравственных принципах будет не эффективной.
19. Скептицизм Мишеля Монтеня.
Монтень был представителем позднего возрождения, поэтому в его творчестве проявляется кризис антропоцентризма. Он утверждал, что у людей, жалких существ, которые не могут справиться со своими страстями, нет никаких оснований считать себя выше других существ. Монтень сомневается в способностях человека познать сущность мира, утверждая, что человек познает мир на уровне видимости. Он сомневается и в возможности адекватного познания человеком самого себя. Это обусловлено: 1-наблюдая за собой, человек приходит к выводу, что он всегда разный.2-человеку трудно постичь свою сущность, потому что люди носят маски. Монтень не является приверженцем традиционной демократии. Он утверждает, что нужно прислушиваться не к мнению большинства людей (глупых), а к мнению меньшинства (умных). Гносеологический релятивизм Монтеня дополняется его этическим релятивизмом. Он утверждает, что миром правит закон относительности, поскольку жизнь не приносит ни добра, ни зла, а от нас самих зависит превратить данное событие в добро или зло. В связи с этим, он утверждает, что физические страдания не являются абсолютным злом, так как многие люди идут на них добровольно. Он полагает, что смерть не является абсолютным злом, так как многие люди идут на неё добровольно, чтобы избежать неприятных событий. Монтень утверждает, что богатство не решает всех проблем, но лишь заменяет одни проблемы другими. Он критикует современное образование, утверждает, что оно ориентировано на то, чтобы начинить память, а умы и сердца остаются пустыми.
20. Основные проблемы философии нового времени.
В 17в. в западной Европе начинается бурное развитие капитализма. Наука становится центром духовной жизни общества. Развитие науки преобразует картину мира. Развитие науки изменяет проблематику философских исследований, на первый план выдвигаются вопросы о наиболее достоверном источнике знаний о мире, а также поиск наиболее эффективных методов познания (индукции и дедукции). Развитие науки приводит к обожествлению разума и к вере в его всесилие. В этой культуре формируется принцип рационализма, в соответствии с которым, поведением человека и ходом исторического развития управляет разум. Всё это порождает философию просвещения, последователи которой утверждают, что существование религии обусловлено незнанием человеком законов природы. Поэтому по мере развития науки религия исчезает. Углубляется процесс секуляризации. Возникает деизм, суть которого состоит в том, что Бог только даёт толчок для развития мира, а в последствии мир развивается по собственным законам. Возникает такая крайняя форма секуляризации как атеизм. В связи с проявлением протестантизма, который отрицал роль церкви, как посредника между человеком и Богом, возникает религиозный индивидуализм, который становится основой формирования принципа индивидуализма, как одного из основополагающих принципов западноевропейской культуры. В соответствии с этим принципом, человек в своей жизни опирается на самого себя и исключительно несёт ответственность перед самим собой. Гоббс заявляет, что происходит война всех против всех, что человек человеку волк. Для того чтобы сгладить противоречия между людьми, люди заключают договор, в результате которого возникает государство, которое назвали Левиафаном.
21. Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона.
Основные произведения “Новый органон” и “Новая Атлантида” объединены общей идеей всесилия и практической направленностью науки. Философия Бэкона стоит у истоков сциентизма (абсолютизация позитивных последствий развития науки). Бэкон считал, что развитие науки без каких-либо социальных революций приводит к ликвидации голода, нищеты и других негативных явлений. Бэкон в гносеологии стоит на позиции эмпиризма, вместе с тем он критикует крайний эмпиризм, который с его точки зрения подобен пути муравья, так как эмпирик бессистемно собирает знания. Он также критикует путь науки, под которым он понимает рационалистов, поскольку с их точки зрения ученый ткёт паутину знаний из себя. В качестве методов познания Бэкон избирает индукцию, однако считает, что полная индукция невозможна, потому что опыт всегда единичен и как бы ни была велика совокупность опытов, она не может стать основой всеобщих суждений. Бэкон делит все науки на светоносные, задачей которых является изучение фундаментальных законов природы, и плодоносные, которые приносят непосредственный практический результат. Развитие одних наук невозможно без развития других. Для эффективного развития науки необходимо преодолевать заблуждения, которые возникают у человека в процессе познания. Бэкон называет заблуждения призраками или идолами. Призраки: 1-призраки рода – заблуждения, которые характерны для всех людей, они обусловлены устройством органов чувств и деятельностью разума. 2-Призраки пещеры, под которыми Бэкон понимает, что каждый человек осмысляет мир через призму своей индивидуальности, опыта, воспитания. 3-Призраки площади или рынка – заблуждение, которые связаны с употреблением языка. Он приходит к выводу, что реальность, создаваемая языком, имеет самостоятельную реальность. Его задачей является определение тех понятий, которые не имеют соответствующих в действительности.
4-Призраки театра – власть над разумом человека устаревших теорий. Антидогматическая направленность философии Бэкона проявляется в том, что он утверждает, что истина — это дитя времени, а не авторитета.
22. Рационализм Рене Декарта
Философия Декарта построена на методе универсального сомнения. Он предлагает сомневаться в существовании всего, в чём можно усомниться. Декарт утверждает, что единственное, в чём нельзя сомневаться это в существовании самого сомневающегося сознания. Тезис Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Эта позиция должна была привести Декарта к субъективному идеализму, однако, в онтологии он стоит на позиции дуализма, утверждая, что параллельно существуют две субстанции: 1-протяженная, но не мыслящая (материя). 2-мыслящая, но не протяженная (сознание). Перед Декартом возникает проблема психофизического параллелизма. То есть, вопрос о том, как связаны между собой тело и сознание. Он утверждает, что координация обусловлена действиями особого органа шишковидной железы.
Главная страница
Банковское дело |
4. Основные направления и проблемы философии Эпохи Возрождения Представители: Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Эразм Ротердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишель де Монтень, Николай Кузанский. |
Философия Средних веков. Философия эпохи Возрождения
Лекция 3
План:
1) Философия Средних веков;
2) Философия эпохи Возрождения.
1. Базовым принципом философии Средних веков является теоцентризм. Если переводить дословно, то теоцентризм означает «Бог в центре мира».
Средневековый теоцентризм предполагает чёткую противопоставленность Бога и сотворенного им мира. Бог вечен, неизменен и абсолютен. Он является причиной всего, что есть; а сам он причины не имеет, так как является причиной самого себя.
Сотворенный Богом мир конечен и неизменчив. Если Бог имеет причину в самом себе, то сотворённый мир имеет причину в другом в Боге. Бог это единственное начало, которое имеет причину в самом себе.
Бог трансцендентен по отношению к миру.
Из базового принципа философии вытекают все остальные принципы.
Вторым принципом философии Средних веков является креационизм (от лат. creatio, род. п. creationis творение) принцип творения. Согласно этому принципу, Бог сотворил мир из ничего.
Третьим принципом является принцип приоритета веры над разумом. Для Средневековой философии характерно негативное отношение и недоверие к человеческому разуму. Человеческий разум слаб, ограничен и не может достигнуть истинного. Истина может стать доступной человеку только в минуты откровения, когда Бог сам открывает свою вечную истину.
Функция разума вторична. Отсюда можно сделать вывод, что философия это служанка Богословия. То есть философия выполняет вторичную функцию по отношению к Богословию.
Четвёртым принципом философии Средних веков является принцип спасения. Согласно этому принципу, цель жизни человека заслужить спасение.
Пятым принципом является провиденциализм принцип предопределённости. Согласно этому принципу, Бог заранее предопределил, что произойдёт в мире. То есть всё, что сейчас в мире происходит, происходит по предопределению Бога.
По базовым принципам философии можно сделать вывод, что вся Средневековая философия представляет собой не что иное, как религиозную метафизику (метафизику Бога).
Основные этапы философии Средних веков:
1) Апологетика (от греческого «апология» — защита).
Как известно, христианская религия возникла в конце Древнего Рима. И тех, кто первоначально оказывал всякое неповиновение, сжигали и казнили. Поэтому, главной задачей апологетики является защита и оправдание мироучения.
Главным представителем является Тертуллиан. Основу его учения составляет противопоставление религии и разума. Это противопоставление доходит до того, что Тертуллиан утверждает, что «истинная вера основывается на абсурде». По его мнению, абсурд это то, что возникает под воздействием разума. Отсюда возникает основной тезис Тертуллиана: «верно потому, что абсурдно».
Разум должен быть принесён в жертву вере: человек должен отказаться от разума и только тогда он обретет истинную веру. Но, в свою очередь, вера это абсурд. То есть человек должен отказаться от разума и прийти к абсурду, только тогда он обретёт истину.
Другим представителем апологетики является Юстин Мученик. Он утверждает, что философия, опирающаяся на разум и религия, опирающаяся на веру это две ветви одного дерева. И философия, и религия постигают одну и ту же истину Бога, но разными способами: философия с помощью разума, а религия с помощью веры.
Рис. 2 «Юстин Мученик»
2) Патристика(от греч. πατήρ, лат. pater отец) это период отцов в церкви.
Христианство превращается в развитую религию, соответственно появляется необходимость обоснования этого с помощью церковных догматов. Августин Блаженный заложил догмат о христианстве и стал создателем церковной догматики. Он исходит из философии Платона. Августин принимает деление Платона на мир вещей, который доступен нашему восприятию и на мир истинный (сверхчувственный), который не доступен нашему восприятию. Единственным отличием учения Августина от учения Платона является то, что там, где у Платона были идеи, у Августина становится Бог. То есть Августин ставит Бога на место «платоновских» идей.
Бог находится в высшем мире и, согласно Августину, он является абсолютным всемогуществом и абсолютным добром. Бог трансцендентен миру. То есть Августин разрабатывает философскую метафизику, приспособляет её для сферы христианского учения, для религиозной сферы.
Однако, Августин столкнулся с серьёзными проблемами, одной из которых является проблема зла в мире. Если Бог является абсолютным добром и абсолютным всемогуществом, то возникает вопрос: откуда в этом мире берется зло?
Августин рассматривает два варианта, оба из которых неприемлемы:
1) Бог сам допускает зло в мире, то есть сам его творит. Этот вариант неприемлем, так как если Бог допускает зло, тогда он сам злой; но Бог не может быть таким, так как он должен являться абсолютным добром.
2) Бог не может устранить зло, которое возникает само по себе. Этот вариант так же является неприемлемым, так как если Бог не в состоянии справиться со злом, то он не всемогущий.
Возникает противоречие: либо Бог злой, либо Бог слабый. Но, ни то, ни другое невозможно.
В двадцатом веке Эйнштейн доказал, что темноты не существует, так как темнота это всего лишь отсутствие света.
И Августин нашел выход: «Зла нет, зло это только отсутствие добра».
Вторая проблема, с которой сталкивается Августин это противоречие между принципом провиденциализма и утверждением о том, что человек обладает свободной волей. Как мы помним, принцип провиденциализма утверждает, что всё предопределено заранее Богом.
Возникает противоречие, если Бог заранее всё предвидит и предопределил, тогда получается, что люди не свободны; или если же люди свободны, тогда получается, что Бог не всё предопределил.
Августину принадлежит оригинальная теория времени: Бог существует в вечности, в божественном мире нет никакого времени. Время есть только в низшем мире.
Августин утверждает, что хотя Бог знает о поступке человека, но никак на него не влияет и человек всё равно выбирает сам.
Августину принадлежит оригинальная теория времени, которая в какой-то степени определила свою эпоху.
Самой первой строкой в Библии и в Коране сказано, что «вначале сотворил Бог небо и землю». Августин задаётся вопросом, что это за начало: в каком начале Бог сотворил небо и землю? В какой момент времени Бог начал творить, и что было до этого? Сущность Бога заключается в творении, поэтому он не мог сидеть и ничего не делать, а в какой-то момент времени взять и начать творить. Бог творил всегда: в этом его сущность. Отсюда Августин делает вывод: Бог существует в вечности, а в божественном мире нет никакого времени ни прошлого, ни будущего, ни настоящего. Время есть только в низшем мире.
Возникает вопрос, какое есть наше время?
Что такое прошлое? Прошлое это то, чего уже нет. Получается, что прошлого нет. Прошлое это отсутствие.
Что такое будущее? Будущее это то, чего еще нет. Следовательно, будущего нет.
Остается настоящее, но возникает вопрос: какое время принять за настоящее (к примеру, один год или час, одну минуту или секунду)? Следовательно, настоящего тоже нет, оно не исчезает переходит в прошлое.
Получается, что физически времени нет, однако оно есть психологически.
Что такое прошлое с психологической точки зрения? Прошлое это наша память.
Что такое будущее? Будущее это наше воображение.
Настоящее это восприятие актуального: то, что мы в данный момент воспринимаем это является нашим настоящим. Это может быть одна секунда, минута, час или полтора часа и т.д.
3) Схоластика это период, когда появились идеологические школы, которые разрабатывали религиозную догматику.
Главной проблемой является спор об общих понятиях. Здесь общие понятия это первоначала единичных вещей. Платон, как мы помним, говорил, что общие понятия предшествуют единичным вещам. Сначала в высшем мире существуют понятия человека и идеи человека, а уже потом, в низшем мире, вытекают отдельные люди. Аристотель, как мы помним, с этим был не согласен.
Соответственно выделяются следующие направления по данной проблеме:
а) Номинализм. Представителем является Уильям Оккам.
Номиналисты утверждают, что общие понятия сами по себе не существуют, существуют только отдельные предметы. А общие понятия это только слова, которые обозначают предметы. Например, существуют отдельные люди, а человечество это только слово, которым можно называть совокупность всех людей. Никакого человечества не существует, есть только отдельный человек. То есть именно Оккам из номиналистов исследует Аристотеля.
Если бы существовал человек как таковой и человечество. Тогда Бог не мог бы уничтожить одного человека, не уничтожив сразу всех людей, поскольку человек как общее понятие, если бы он существовал, то должен был бы присутствовать сразу во всех людях. Значит, если Бог уничтожает одного человека, то он уничтожает общее понятие и сразу всех людей.
Отсюда вытекает принцип «Бритвы Оккама»: не нужно уничтожать сущности без надобности.
б) Реализм. Представителем является Фома Аквинский. Он является последователем Платона.
Аквинский утверждает, что общие понятия не только есть, они ещё и предшествуют единичным предметам. Общие понятия являются теми образцами, на основе которых возникают единичные предметы. То есть все единичные предметы это итоги общих понятий. Каждый человек это итог общего понятия и идеи человека.
в) Концептуализм. Представителем является Пьер Абеляр.
Рис. 6 «Пьер Абеляр»
Концептуализм пытается объединить номинализм и реализм. Если номинализм утверждает, что общие понятия существуют после вещей, а реализм утверждает, что общие понятия существуют до вещей, то концептуализм утверждает, что общие понятия существуют и до вещей, и после вещей, и в самих вещах.
Общие понятия до вещей это ни что иное, как образцы (идеи), по которым строятся эти вещи.
Общие понятия в вещах это сущность каждой вещи.
Общие понятия после вещей это результаты обобщения.
Рациональные доказательства бытия Бога по Фоме Аквинскому:
1) В этом мире всё постоянно течёт и движется. Источником движения одного предмета является другой предмет, однако источником этого предмета является третий предмет, движением третьего четвёртый и так далее. Но этот ряд, согласно Фоме Аквинскому, не может быть бесконечным. Должен быть первый источник движения, который будет являться побудителем этого движения. И таким побудителем движения является Бог. Если бы Бога не было, тогда бы мир двигаться не мог. Следовательно, Бог существует.
2) Каждая вещь в этом мире имеет причину, однако причина этой вещи имеет другую причину, а причина этой имеет третью причину и так далее. Возникает вопрос: что является первой причиной возникновения? Самой первой причиной является Бог, поскольку он является причиной самого себя. Следовательно, Бог есть.
3) В этом мире всё отличается по совершенству друг од друга: одна вещь более совершенна, другая, наоборот, менее совершенна. Но есть вещь более совершенная, чем эта совершенная вещь и так далее. Бог является тем, совершенством, совершеннее чего не может быть. Бог это первичное абсолютное совершенство.
4) В этом мире у всего есть своя цель или назначение. Одна цель предполагает другую, другая третью и так далее. Должна быть некая высшая цель, которая составляет цель всех целей и этой целью является Бог.
5) В нашем мире любая вещь может быть, а может и не быть. Она может существовать, а может и не существовать: сегодня этот предмет есть, а завтра его уже нет. Должен быть какой-то источник их существования, то есть должна быть такая вещь, без которой существование других вещей невозможно. Таким источником существования не может быть вещь, которая так же может не быть. Итак, необходима вещь (сущность), которая необходима для существования других вещей и которая не может не быть. Такой сущностью является Бог. Бог есть источник существования всех отдельных вещей.
Общие выводы философии Средних веков:
1) Главным в Средневековой философии является разработка античной метафизики.
2) Бог занимает то место в Средневековой философии, которое у Платона занимали идеи, а у Парменида бытие.
Бог это и есть бытие или первоначало с точки зрения философии Средних веков.
2. Философия эпохи Возрождения.
Принципы философии эпохи Возрождения:
- Первым базовым принципом является антропоцентризм(от греч. άνθροπος человек и лат. centrum центр). Если в Средневековье был космоцентризм, где центром являлся космос, то в философии эпохи Возрождения в центре мира оказывается человек. Человек становится равным Богу. Человек начинает мыслить как равный Богу. Человек это центр мира, венец творения, источник совершенства и вообще, по своему могуществу, равен Богу.
- Гуманизм(от лат. человечный) это учение, согласно которому высшей ценностью в мире является человек. В Средневековье это было совсем не так: там высшей ценностью являлся Бог.
- Пантеизм. Если дословно переводить с греческого языка, то пантеизм означает, что «всё есть Бог». Пантеизм есть ни что иное, как преодоление Средневекового теоцентризма. Согласно Средневековому теоцентризму, Бог трансцендентен по отношению к миру: Бог находится в высшем мире. Пантеизм же, напротив, утверждает, что Бог не трансцендентен по отношению к этому миру. Наоборот, он присутствует во всём, что находится в этом мире: в любом человеке, в любой букашке, в камне и вообще в любом предмете.
Следовательно, человек равен Богу.
4) Секуляризация(от лат. saecularis мирской) это процесс отделения культуры от церкви.
В эпоху Возрождения культура начинает преображаться: появляются светские сюжеты, начинает изображаться человек, его сущность. Соответственно, философия эпохи Возрождения тоже меняется.
) Культ сильной, разносторонней и творческой личности. Он полностью вытекает из антропоцентризма и гуманизма. В философии эпохи Возрождения идеалом становится человек активный, разносторонний, образованный и, самое главное, творческий.
Примером является Леонардо да Винчи. Он преуспел во многих областях: он был и художником, и учёным. То есть у человека появляется способность творить во всех областях. Самое главное, у человека появляется способность к творчеству. В Средневековой философии это было невозможно, потому что творит только один Бог, а человек это главное существо, сотворённое Богом. В философии эпохи Возрождения человек равен Богу, поэтому именно человек творит окружающий мир, преобразует его, делает лучше. Человек творит самого себя и свою жизнь. Человек является хозяином себя и своей судьбы.
Это базовые принципы, на которые опирается философия эпохи Возрождения.
Основные учения:
) Наиболее значимыми мыслителями были Джордано Бруно и Николай Кузанский.
Рис. 7 «Джордано Бруно» Рис. 8 «Николай Кузанский»
% PDF-1.6 % 126 0 объект > endobj xref 126 747 0000000016 00000 н. 0000016441 00000 п. 0000016650 00000 п. 0000016776 00000 п. 0000016811 00000 п. 0000026325 00000 п. 0000026553 00000 п. 0000026702 00000 п. 0000026886 00000 п. 0000027035 00000 п. 0000027181 00000 п. 0000027332 00000 н. 0000027479 00000 п. 0000027627 00000 н. 0000028510 00000 п. 0000028547 00000 п. 0000028634 00000 п. 0000028842 00000 п. 0000040293 00000 п. 0000048087 00000 п. 0000053249 00000 п. 0000058322 00000 п. 0000062868 00000 п. 0000067709 00000 п. 0000068887 00000 п. 0000069470 00000 п. 0000070650 00000 п. 0000071628 00000 п. 0000072776 00000 п. 0000072989 00000 п. 0000073190 00000 п. 0000073403 00000 п. 0000077612 00000 п. 0000085659 00000 п. 0000088352 00000 п. 0000096399 00000 н. 0000100687 00000 н. 0000101989 00000 н. 0000105625 00000 п. 0000105685 00000 н. 0000105736 00000 н. 0000106056 00000 н. 0000106236 00000 п. 0000106659 00000 н. 0000106845 00000 н. 0000107378 00000 п. 0000107498 00000 н. 0000121587 00000 н. 0000121626 00000 н. 0000122161 00000 н. 0000122277 00000 н. 0000145951 00000 н. 0000145990 00000 н. 0000146668 00000 н. 0000146819 00000 п. 0000147422 00000 н. 0000147574 00000 н. 0000147726 00000 н. 0000148337 00000 н. 0000148489 00000 н. 0000149087 00000 н. 0000149239 00000 н. 0000149391 00000 п. 0000149542 00000 н. 0000149694 00000 п. 0000149846 00000 н. 0000149997 00000 н. 0000150149 00000 н. 0000150300 00000 н. 0000150452 00000 н. 0000150604 00000 н. 0000150754 00000 н. 0000150906 00000 н. 0000151057 00000 н. 0000151209 00000 н. 0000151359 00000 н. 0000151510 00000 н. 0000151661 00000 н. 0000151812 00000 н. 0000151962 00000 н. 0000152114 00000 н. 0000152266 00000 н. 0000152417 00000 н. 0000152569 00000 н. 0000152720 00000 н. 0000152871 00000 н. 0000153022 00000 н. 0000153173 00000 н. 0000153324 00000 н. 0000153475 00000 н. 0000153626 00000 н. 0000153778 00000 н. 0000153930 00000 н. 0000154081 00000 н. 0000154233 00000 н. 0000154384 00000 н. 0000154536 00000 н. 0000154687 00000 н. 0000154838 00000 н. 0000154989 00000 н. 0000155140 00000 н. 0000155291 00000 н. 0000155443 00000 н. 0000155595 00000 н. 0000155745 00000 н. 0000155897 00000 н. 0000156049 00000 н. 0000156202 00000 н. 0000156355 00000 н. 0000156508 00000 н. 0000156661 00000 н. 0000156816 00000 н. 0000156969 00000 н. 0000157121 00000 н. 0000157718 00000 н. 0000157872 00000 н. 0000158449 00000 н. 0000158602 00000 н. 0000159188 00000 н. 0000159341 00000 п. 0000159907 00000 н. 0000160061 00000 н. 0000160216 00000 н. 0000160369 00000 н. 0000160521 00000 н. 0000160673 00000 н. 0000160827 00000 н. 0000160979 00000 п. 0000161131 00000 н. 0000161283 00000 н. 0000161437 00000 н. 0000161591 00000 н. 0000161745 00000 н. 0000161899 00000 н. 0000162051 00000 н. 0000162204 00000 н. 0000162358 00000 п. 0000162512 00000 н. 0000162666 00000 н. 0000162818 00000 н. 0000162972 00000 н. 0000163126 00000 н. 0000163278 00000 н. 0000163432 00000 н. 0000163585 00000 н. 0000163738 00000 н. 0000163892 00000 н. 0000164046 00000 н. 0000164199 00000 н. 0000164353 00000 п. 0000164505 00000 н. 0000164659 00000 н. 0000164813 00000 н. 0000164965 00000 н. 0000165119 00000 н. 0000165273 00000 н. 0000165427 00000 н. 0000165581 00000 н. 0000165735 00000 н. 0000165889 00000 н. 0000166043 00000 н. 0000166195 00000 н. 0000166349 00000 н. 0000166503 00000 н. 0000166657 00000 н. 0000166811 00000 н. 0000166965 00000 н. 0000167119 00000 н. 0000167272 00000 н. 0000167425 00000 н. 0000167579 00000 н. 0000167732 00000 н. 0000168019 00000 н. 0000168167 00000 н. 0000168319 00000 н. 0000168473 00000 н. 0000168627 00000 н. 0000168781 00000 н. 0000168935 00000 н. 0000169088 00000 н. 0000169242 00000 н. 0000169396 00000 н. 0000169550 00000 н. 0000169704 00000 н. 0000169858 00000 н. 0000170010 00000 н. 0000170163 00000 п. 0000170316 00000 н. 0000170468 00000 н. 0000170622 00000 н. 0000170776 00000 п. 0000170930 00000 н. 0000171083 00000 н. 0000171237 00000 н. 0000171391 00000 н. 0000171544 00000 н. 0000171695 00000 н. 0000171848 00000 н. 0000172001 00000 н. 0000172155 00000 н. 0000172309 00000 н. 0000172462 00000 н. 0000172616 00000 н. 0000172770 00000 н. 0000172922 00000 н. 0000173075 00000 н. 0000173228 00000 н. 0000173380 00000 н. 0000173533 00000 н. 0000173687 00000 н. 0000173841 00000 н. 0000174425 00000 н. 0000174576 00000 н. 0000175145 00000 н. 0000175296 00000 н. 0000175866 00000 н. 0000176018 00000 н. 0000176170 00000 н. 0000176732 00000 н. 0000176884 00000 н. 0000177035 00000 н. 0000177186 00000 н. 0000177338 00000 н. 0000177490 00000 н. 0000177642 00000 н. 0000177794 00000 н. 0000177943 00000 н. 0000178093 00000 н. 0000178243 00000 н. 0000178395 00000 н. 0000178545 00000 н. 0000178697 00000 н. 0000178849 00000 н. 0000179001 00000 н. 0000179152 00000 н. 0000179304 00000 н. 0000179456 00000 н. 0000179607 00000 н. 0000179758 00000 н. 0000179910 00000 н. 0000180060 00000 н. 0000180211 00000 н. 0000180363 00000 н. 0000180515 00000 н. 0000180667 00000 н. 0000180819 00000 п. 0000180971 00000 п. 0000181123 00000 н. 0000181274 00000 н. 0000181425 00000 н. 0000181576 00000 н. 0000181727 00000 н. 0000181878 00000 н. 0000182030 00000 н. 0000182178 00000 н. 0000182330 00000 н. 0000182481 00000 н. 0000182632 00000 н. 0000182783 00000 н. 0000182935 00000 н. 0000183086 00000 н. 0000183238 00000 н. 0000183390 00000 н. 0000183542 00000 н. 0000183694 00000 н. 0000183846 00000 н. 0000183998 00000 н. 0000184150 00000 н. 0000184302 00000 н. 0000184453 00000 н. 0000184605 00000 н. 0000184757 00000 н. 0000184909 00000 н. 0000185060 00000 н. 0000185211 00000 н. 0000185362 00000 н. 0000185513 00000 н. 0000185665 00000 н. 0000185815 00000 н. 0000185966 00000 н. 0000186117 00000 н. 0000186267 00000 н. 0000186417 00000 н. 0000186569 00000 н. 0000186721 00000 н. 0000186872 00000 н. 0000187023 00000 н. 0000187173 00000 н. 0000187792 00000 н. 0000187944 00000 н. 0000188096 00000 н. 0000188247 00000 н. 0000188399 00000 н. 0000188550 00000 н. 0000188702 00000 н. 0000188853 00000 н. 0000189005 00000 н. 0000189157 00000 н. 0000189308 00000 н. 0000189459 00000 н. 0000189610 00000 н. 0000189762 00000 н. 0000189914 00000 н. 00001 00000 н. 00001 00000 н. 0000190367 00000 н. 0000190520 00000 н. 0000191065 00000 н. 0000191219 00000 н. 0000191753 00000 н. 0000191907 00000 н. 0000192449 00000 н. 0000192602 00000 н. 0000193130 00000 н. 0000193283 00000 н. 0000193437 00000 н. 0000193589 00000 н. 0000194124 00000 н. 0000194278 00000 н. 0000194795 00000 н. 0000194949 00000 н. 0000195467 00000 н. 0000195621 00000 н. 0000196141 00000 н. 0000196295 00000 н. 0000196449 00000 н. 0000196601 00000 н. 0000196755 00000 н. 0000196909 00000 н. 0000197063 00000 н. 0000197217 00000 н. 0000197369 00000 н. 0000197522 00000 н. 0000197675 00000 н. 0000197829 00000 н. 0000197983 00000 н. 0000198137 00000 н. 0000198290 00000 н. 0000198444 00000 н. 0000198597 00000 н. 0000198751 00000 н. 0000198905 00000 н. 0000199056 00000 н. 0000199207 00000 н. 0000199361 00000 н. 0000199515 00000 н. 0000199669 00000 н. 0000199823 00000 н. 0000199977 00000 н. 0000200131 00000 п. 0000200284 00000 н. 0000200438 00000 н. 0000200592 00000 н. 0000200744 00000 н. 0000200897 00000 н. 0000201050 00000 н. 0000201204 00000 н. 0000201358 00000 н. 0000201511 00000 н. 0000201664 00000 н. 0000201818 00000 н. 0000201970 00000 н. 0000202124 00000 н. 0000202278 00000 н. 0000202430 00000 н. 0000202584 00000 н. 0000202738 00000 н. 0000202891 00000 н. 0000203045 00000 н. 0000203199 00000 н. 0000203352 00000 н. 0000203506 00000 н. 0000203660 00000 н. 0000203813 00000 н. 0000203966 00000 н. 0000204119 00000 н. 0000204272 00000 н. 0000204426 00000 н. 0000204580 00000 н. 0000204733 00000 н. 0000204887 00000 н. 0000205041 00000 н. 0000205195 00000 н. 0000205349 00000 н. 0000205503 00000 н. 0000205657 00000 н. 0000205808 00000 н. 0000205962 00000 н. 0000206116 00000 н. 0000206270 00000 н. 0000206423 00000 н. 0000206577 00000 н. 0000206730 00000 н. 0000206883 00000 н. 0000207037 00000 н. 0000207191 00000 н. 0000207345 00000 н. 0000207497 00000 н. 0000207651 00000 н. 0000207805 00000 н. 0000207959 00000 н. 0000208113 00000 н. 0000208267 00000 н. 0000208421 00000 н. 0000208575 00000 н. 0000208729 00000 н. 0000208883 00000 н. 0000209037 00000 н. 0000209189 00000 н. 0000209340 00000 н. 0000209494 00000 н. 0000209648 00000 н. 0000209801 00000 н. 0000209954 00000 н. 0000210108 00000 п. 0000210260 00000 н. 0000210414 00000 п. 0000210568 00000 н. 0000210721 00000 н. 0000210873 00000 н. 0000211026 00000 н. 0000211180 00000 н. 0000211334 00000 п. 0000211487 00000 н. 0000211641 00000 п. 0000211793 00000 п. 0000211946 00000 н. 0000212100 00000 н. 0000212253 00000 н. 0000212406 00000 н. 0000212560 00000 н. 0000212713 00000 н. 0000212867 00000 н. 0000213021 00000 н. 0000213175 00000 н. 0000213329 00000 н. 0000213482 00000 н. 0000213635 00000 н. 0000213789 00000 н. 0000213943 00000 н. 0000214097 00000 н. 0000214251 00000 п. 0000214404 00000 н. 0000214558 00000 н. 0000214712 00000 н. 0000214866 00000 н. 0000215020 00000 н. 0000215172 00000 н. 0000215325 00000 н. 0000215478 00000 п. 0000215632 00000 н. 0000215784 00000 н. 0000215938 00000 н. 0000216091 00000 н. 0000216245 00000 н. 0000216398 00000 н. 0000216550 00000 н. 0000216704 00000 н. 0000216858 00000 н. 0000217012 00000 н. 0000217166 00000 н. 0000217320 00000 н. 0000217473 00000 п. 0000217627 00000 н. 0000217780 00000 н. 0000217934 00000 н. 0000218087 00000 н. 0000218237 00000 н. 0000218391 00000 п. 0000218545 00000 н. 0000218698 00000 п. 0000218851 00000 п. 0000219005 00000 н. 0000219159 00000 н. 0000219312 00000 н. 0000219465 00000 н. 0000219619 00000 н. 0000219772 00000 н. 0000219926 00000 н. 0000220079 00000 н. 0000220232 00000 н. 0000220386 00000 н. 0000220540 00000 н. 0000220694 00000 н. 0000220847 00000 н. 0000221001 00000 н. 0000221154 00000 н. 0000221307 00000 н. 0000221460 00000 н. 0000221613 00000 н. 0000221767 00000 н. 0000221919 00000 п. 0000222071 00000 н. 0000222223 00000 н. 0000222375 00000 п. 0000222527 00000 н. 0000223056 00000 н. 0000223208 00000 н. 0000223360 00000 н. 0000223880 00000 н. 0000224032 00000 н. 0000224557 00000 н. 0000224709 00000 н. 0000225226 00000 н. 0000225378 00000 п. 0000225530 00000 н. 0000225681 00000 н. 0000225833 00000 н. 0000225985 00000 н. 0000226137 00000 н. 0000226289 00000 н. 0000226440 00000 н. 0000226592 00000 н. 0000226744 00000 н. 0000226896 00000 н. 0000227048 00000 н. 0000227200 00000 н. 0000227351 00000 н. 0000227503 00000 н. 0000227655 00000 н. 0000227807 00000 н. 0000227959 00000 н. 0000228110 00000 н. 0000228262 00000 н. 0000228414 00000 н. 0000228566 00000 н. 0000228718 00000 н. 0000228870 00000 н. 0000229022 00000 н. 0000229174 00000 н. 0000229326 00000 н. 0000229478 00000 н. 0000229628 00000 н. 0000229778 00000 н. 0000229930 00000 н. 0000230082 00000 н. 0000230234 00000 п. 0000230386 00000 п. 0000230538 00000 п. 0000230686 00000 н. 0000230838 00000 п. 0000230990 00000 н. 0000231141 00000 н. 0000231293 00000 н. 0000231445 00000 н. 0000231596 00000 н. 0000231748 00000 н. 0000231900 00000 н. 0000232050 00000 н. 0000232201 00000 н. 0000232353 00000 п. 0000232504 00000 н. 0000232655 00000 н. 0000232807 00000 н. 0000232958 00000 н. 0000233109 00000 п. 0000233259 00000 н. 0000233411 00000 н. 0000233562 00000 н. 0000233714 00000 н. 0000233865 00000 н. 0000234016 00000 н. 0000234168 00000 п. 0000234320 00000 н. 0000234472 00000 п. 0000234624 00000 н. 0000234776 00000 н. 0000234928 00000 н. 0000235080 00000 н. 0000235232 00000 н. 0000235384 00000 п. 0000235536 00000 н. 0000235688 00000 н. 0000235840 00000 н. 0000235992 00000 н. 0000236144 00000 н. 0000236296 00000 н. 0000236448 00000 н. 0000236600 00000 н. 0000236751 00000 н. 0000236903 00000 н. 0000237055 00000 н. 0000237207 00000 н. 0000237359 00000 н. 0000237511 00000 н. 0000237662 00000 н. 0000237814 00000 н. 0000237966 00000 п. 0000238118 00000 п. 0000238268 00000 н. 0000238420 00000 н. 0000238571 00000 н. 0000238722 00000 н. 0000238873 00000 н. 0000239023 00000 н. 0000239175 00000 н. 0000239327 00000 н. 0000239479 00000 н. 0000239630 00000 н. 0000239780 00000 н. 0000239932 00000 н. 0000240084 00000 н. 0000240236 00000 п. 0000240388 00000 п. 0000240540 00000 н. 0000240692 00000 п. 0000240844 00000 н. 0000240996 00000 н. 0000241148 00000 н. 0000241299 00000 н. 0000241450 00000 н. 0000241602 00000 н. 0000241754 00000 н. 0000241906 00000 н. 0000242058 00000 н. 0000242210 00000 н. 0000242361 00000 н. 0000242513 00000 н. 0000242665 00000 н. 0000242817 00000 н. 0000242968 00000 н. 0000243119 00000 н. 0000243271 00000 н. 0000243423 00000 н. 0000243575 00000 н. 0000243727 00000 н. 0000243879 00000 п. 0000244029 00000 н. 0000244181 00000 п. 0000244333 00000 н. 0000244485 00000 н. 0000244635 00000 н. 0000244787 00000 н. 0000244939 00000 н. 0000245091 00000 н. 0000245243 00000 н. 0000245395 00000 н. 0000245546 00000 н. 0000245698 00000 п. 0000245850 00000 н. 0000246001 00000 п. 0000246153 00000 н. 0000246304 00000 н. 0000246454 00000 н. 0000246606 00000 н. 0000246757 00000 н. 0000246909 00000 н. 0000247059 00000 н. 0000247209 00000 н. 0000247361 00000 н. 0000247513 00000 н. 0000247663 00000 н. 0000247814 00000 н. 0000247965 00000 н. 0000248117 00000 н. 0000248267 00000 н. 0000248419 00000 н. 0000248571 00000 н. 0000248723 00000 н. 0000248875 00000 н. 0000249027 00000 н. 0000249179 00000 н. 0000249331 00000 п. 0000249483 00000 н. 0000249635 00000 н. 0000249787 00000 н. 0000249939 00000 н. 0000250091 00000 н. 0000250243 00000 н. 0000250394 00000 н. 0000250545 00000 н. 0000250697 00000 п. 0000250849 00000 н. 0000251001 00000 н. 0000251153 00000 н. 0000251305 00000 н. 0000251457 00000 н. 0000251609 00000 н. 0000251761 00000 н. 0000251913 00000 н. 0000252065 00000 н. 0000252217 00000 н. 0000252369 00000 н. 0000252521 00000 н. 0000252672 00000 н. 0000252823 00000 н. 0000252975 00000 н. 0000253127 00000 н. 0000253279 00000 н. 0000253431 00000 н. 0000253583 00000 н. 0000253735 00000 н. 0000253887 00000 н. 0000254038 00000 н. 0000254190 00000 н. 0000254342 00000 п. 0000254494 00000 н. 0000254645 00000 н. 0000254797 00000 н. 0000254949 00000 н. 0000255101 00000 п. 0000255252 00000 н. 0000255403 00000 н. 0000255554 00000 н. 0000255705 00000 н. 0000255857 00000 н. 0000256009 00000 н. 0000256161 00000 н. 0000256312 00000 н. 0000256463 00000 н. 0000256910 00000 н. 0000256958 00000 н. 0000259791 00000 н. 0000260349 00000 н. 0000260570 00000 н. 0000260617 00000 н. 0000260881 00000 н. 0000261849 00000 н. 0000262450 00000 н. 0000262498 00000 н. 0000263026 00000 н. 0000264348 00000 н. 0000265123 00000 п. 0000265171 00000 п. 0000265777 00000 н. 0000265977 00000 н. 0000266024 00000 н. 0000266258 00000 н. 0000266784 00000 п. 0000267320 00000 н. 0000267848 00000 н. 0000268379 00000 п. 0000268909 00000 н. f {s = ߹ w
Будущее философии | Philosophy Talk
На этой неделе Эпизод касался будущего философии.Для нас это было чем-то вроде ухода. Мы записали шоу перед живой аудиторией профессиональных академических философов на ежегодном собрании Тихоокеанского отделения Американской философской ассоциации еще в марте. У нас было трое действительно хороших гостей — Лиз Харман, Шон Келли и Брайан Уэзерсон. Спасибо им троим за появление. Мы пригласили каждого из них оставить здесь свои мысли о будущем философии. Возможно, они воспримут нас по приглашению.Оставайтесь в курсе. Брайан Уэзерсон — известный философский блоггер, хотя, как и многие другие, он, похоже, немного не заметил своей активности в блоге. Посетите его блог здесь. Судя по всему, у Шона Келли тоже есть блог, но он, кажется, какое-то время неактивен. Вы можете проверить это здесь
Я только что прослушал запись этого эпизода и подумал, что продолжу кое-что из того, что там было сказано. Я начну с моего последнего замечания о том, что высшие учебные заведения улучшатся, если философские факультеты станут размером с английские.Я должен сказать, что на самом деле я не имел в виду это как удар по английским факультетам. Некоторые из моих лучших друзей — профессора английского языка или литературной критики. Суть моего замечания заключалась в том, что философия заслуживает того, чтобы играть гораздо большую роль как в бакалавриате, так и в нашей интеллектуальной культуре в более широком смысле. Я думаю или, по крайней мере, надеюсь, что это начинает происходить. Может быть, Philosophy Talk может хоть немного поспособствовать этому. В оставшейся части этого поста я хочу отстоять точку зрения, согласно которой философия заслуживает большего места за интеллектуальным, образовательным и культурным столом, чем сейчас.
Вот что я считаю глубокими истинами о философии. Первая философия в настоящее время есть, всегда была и, вероятно, всегда будет фрагментированной дисциплиной. На самом деле нет ничего, что делают философы, и мало что объединяет многозначность различных вещей, которые делают философы. Философия — это то, чем занимаются люди, называющие себя философами. А люди, называющие себя философами, делают самые разные вещи. Некоторые из того, что делают философы, во многом связаны с науками.Кое-что из того, что делают философы, вообще не пересекается с науками. Некоторые философы считают, что философия глубоко и должным образом занимается своей историей. Некоторые думают, что изучение истории философии не более актуально для продолжающегося философского прогресса, чем изучение истории науки — для продолжающегося научного прогресса. Некоторые философы считают, что обращаются в основном к априорным вопросам, которые могут быть окончательно решены, просто подумав, без обращения к эмпирическим наблюдениям.Некоторые философы занимаются в основном консервативным анализом и, возможно, уточнением наших обычных представлений о вещах. Другие стремятся оказать давление, а иногда и очень сильное, на наши обычные концепции. Иногда философы этого типа довольствуются просто разрушением старого, но часто они предлагают радикальные изменения этих обычных концепций. Некоторые философы хотят воссоединить философию с более широким гуманистическим исследованием; другие отвращаются от более широких гуманитарных наук.Некоторые считают философию увещеванием. Некоторые видят в этом объяснение.
В определенные моменты истории философии различные концепции философии доминируют в различных академических учреждениях. Некоторые концепции философии, особенно в сочетании с институциональными структурами, такими как владение и право присваивать докторскую степень, более или менее успешно воспроизводятся в последующих поколениях мыслителей. Но иногда молодое поколение меняет парадигму и заявляет о смерти философии, как это делалось ранее.Хотя философия, пожалуй, самая старая (академическая) профессия, она умерла тысячей смертей и тысячу раз возродилась и видоизменилась.
Мне кажется, что так будет всегда. Следовательно, слишком узкое сосредоточение на точках локального равновесия в чрезвычайно расширенном динамическом ландшафте, составляющем путешествие философии во времени, вряд ли обнаружит что-то глубокое. В каком-то смысле из-за этого довольно сложно — особенно в контексте часовой радиопередачи — сказать что-нибудь серьезное о будущем философии.Нынешняя конфигурация фрагментов философии вряд ли сможет точно воспроизвести себя в будущем. Вероятно, можно с пользой проследить различные нити внутри целого фрагментированного ландшафта и предвидеть слияние и разделение различных нитей по мере того, как прошлое отступает и становится будущим. Конечно, фрагменты философии связаны друг с другом самыми интересными способами — и эти взаимосвязи сами по себе постоянно меняются. Например, в начале прошлого века произошло нечто, называемое лингвистическим поворотом, в результате которого изучение языка и логики стало центром всех философских проблем.Лингвистический поворот давно исчерпал себя. Философия языка остается динамичной дисциплиной, но никто, даже самые ярые ее приверженцы, до сих пор не считает ее чем-то похожим на Первую философию.
Если верно, что философия — это фрагментированная дисциплина, чьи различные пересекающиеся нити не обнаруживают глубокого единства и находятся во взаимосвязях друг с другом, которые находятся в постоянном изменении, как могло случиться так, что она заслуживает большего места в образовательной, культурной, а интеллектуальный ландшафт?
Именно из-за того, что философия настолько фрагментирована и так разнообразна, если рассматривать ее как единое целое, она оказывается масштабным и разветвленным предприятием.Он так или иначе глубоко вовлечен в почти всю оставшуюся интеллектуальную среду. Это, безусловно, самая междисциплинарная из, по крайней мере, гуманитарных наук и, вероятно, самая междисциплинарная из всех областей интеллектуального исследования. Просто подумайте о круге вопросов, которые философия исторически и до сих пор пытается осветить. Именно философия изо всех сил и упорнее всего пыталась разъяснить рациональные основы принудительной силы государства, обязанности человека перед человеком, пределы научного метода.Философия пыталась разрешить длительную борьбу между наукой и религией, интегрировать устрашающие результаты естественных, биологических и когнитивных наук в воодушевляющую или, по крайней мере, не ослабляющую картину места человечества и наших глубочайших устремлений в рамках порядка. вещей. Философия стремится понять, как сознание и рациональность занимают место в том, что выглядит просто материальной универсальностью, чтобы понять, что люди могут надеяться узнать и с помощью каких методов исследования мы можем надеяться узнать это.Философия стремится понять природу искусства, природу красоты, природу истины, языка, действия, причинности — и так далее. Он готов подвергнуть любую полученную мудрость свету критического саморефлексии.
Иногда, когда сторонние наблюдатели смотрят на работы профессиональных академических философов нашего времени, они справедливо пугаются запрещающих, узкоспециализированных технических механизмов, которые мы иногда используем. Но весь этот технический механизм на самом деле является просто набором инструментов, предназначенных для того, чтобы позволить нам разбить большие проблемы на более мелкие, более управляемые подзадачи и дать нам возможность подойти к разбитым проблемам с большей строгостью и ясностью, чем мы могли бы в противном случае.Учитывая структуру профессиональной академической философии, люди получают высокую награду за высокую квалификацию в использовании этих устрашающих технических инструментов. И я считаю, что это вполне разумно и оправданно. На самом деле, я полностью приветствую превращение философии в набор технических дисциплин. К сожалению, обратная сторона этого технического созревания заключается в том, что он скрывает для многих посторонних непреходящую и, как я считаю, глубокую актуальность философии для многих более широких интеллектуальных проблем.
Прискорбно, что многие интеллектуалы и мыслящие граждане в более широком смысле не осознают глубокую значимость философии для многих текущих интеллектуальных, культурных и социальных проблем. Существует что-то вроде неудовлетворенного спроса на философию среди широкой интеллектуальной общественности — или, по крайней мере, существует мнение, что профессиональная академическая философия не отвечает определенному спросу на философию.
Частично это связано с технической природой некоторых частей философии и их недоступностью для широкой публики.Отчасти это связано с тем фактом, что в профессиональных академических кругах гуманитарные науки в более широком смысле уже довольно давно лихорадочно переосмысливают многие из своих фундаментальных категорий и концепций с точки зрения расы, пола, идентичности и культуры. Многие гуманисты считают это довольно фундаментальными концепциями и категориями и считают, что они играют «до сих пор» недооцененные роли в динамике истории, социальных и культурных изменениях и так далее. Это уже давно происходит в гуманистических кругах, но до относительно недавнего времени так называемые аналитические философы в основном хранили молчание по этим вопросам, хорошо это или плохо, за некоторыми заметными исключениями.Наши основные профессиональные занятия были в другом месте. Это, безусловно, немного изменилось. Но даже в этом случае, коллективно (в нашем фрагментированном и разделенном виде) мы не считаем эти вопросы настолько центральными или фундаментальными, как это делают многие гуманисты, хотя бывают и исключения. Но даже многие философы-аналитики, работающие в этих областях и над этими концепциями, как правило, не разделяют взглядов, которых придерживаются многие гуманисты по этим вопросам.
Это сложная ситуация, которую я не претендую на то, чтобы отдать должное.Короче говоря, среди гуманистов профессиональная философия была чем-то особенным в своих основных заботах. Другие гуманисты заметили этот факт. И они заметили, что области, созревшие для философии, какое-то время были в значительной степени вне поля зрения академических философов-аналитиков. Отчасти из-за того, что аналитическая философия не сразу и не пошла навстречу этому требованию, некоторые, скажем так, заменители вступили в затруднительное положение. Ситуация усугублялась некоторыми отпавшими философами-аналитиками, которые «подтвердили» худшие предубеждения многих гуманистов относительно того, для чего мы годны.
Хорошим предзнаменованием для будущего философии является то, что «заменители», о которых я говорил выше, начинают терять свой блеск, а философы самого высокого уровня начинают выполнять свою работу таким образом, чтобы позволить «посторонним» войти внутрь. жертвуя нашими столь любимыми стандартами строгости и ясности.
Я зашел слишком долго. Итак, я собираюсь остановиться на мысли, что я действительно не знаю, что ждет философию в будущем. Но я предсказываю, что это будет захватывающее столетие для философии (если мы не уничтожим планету).Это будет тот, в котором широта и глубина философии будет полностью раскрыта как внутри академии, так и за ее пределами. И интеллектуальный и культурный ландшафт благодаря этому значительно улучшится.
Введение в революционную философию марксизма
Ниже приводится введение Алана Вудса, редактора журнала В защиту марксизма, к последней публикации Marxist Books, , , The Revolutionary Philosophy of Marxism . Эта новая подборка произведений о диалектическом материализме теперь доступна для покупки по специальной стартовой цене на MarxistBooks.com.
Я был рад узнать о плане товарищей из американской секции IMT опубликовать антологию основных работ по марксистской философии. Каждая специализированная отрасль человеческой деятельности предполагает определенный уровень понимания и изучения. Это относится как к столярным работам, так и к хирургии головного мозга. Идея о том, что мы можем обойтись без некоторой степени обучения, полностью противоречит повседневному опыту.
Если я пойду к дантисту, и он скажет мне: «Я никогда не изучал стоматологию и ничего об этом не знаю, но открой рот, и я попробую», я бы поспешно ушел.Если у меня проблемы с центральным отоплением, и ко мне домой приходит мужчина, вытаскивает из сумки молоток и говорит: «Я ничего не знаю о водопроводе, но покажите мне свою систему центрального отопления, и я узнаю это методом проб и ошибок. «Я непременно покажу ему, где выход.
Большинство людей и не мечтали бы выразить осознанное мнение о хирургии мозга или квантовой механике без специальных знаний в этих областях, но, похоже, дело обстоит совсем иначе, когда дело касается марксизма.Кажется, что любой может высказать свое мнение о марксизме, не прочитав ни строчки из того, что на самом деле написали Маркс и Энгельс. Это утверждение в той же мере — фактически, в гораздо большей степени — относится к так называемым академическим экспертам, которые пишут книги, критикующие марксизм, которые ясно показывают, что они не читали Маркса или, если они прочитали немного, они не поняли ни одной слово об этом.
Алан Вудс выступает на презентации Революционная философия марксизма в Северо-восточной региональной марксистской школе 2018 года в Нью-Йорке./ Видео: Социалистическая революция
Ситуация достаточно прискорбная, но еще более прискорбно то, что многие люди, называющие себя марксистами, одинаково игнорируют труды Маркса и Энгельса. По моему опыту, даже многие люди, считающие себя марксистскими кадрами, редко удосуживаются докопаться до глубины марксистской теории во всем ее богатстве и разнообразии. Слишком часто они просто скользят по поверхности, бездумно повторяя несколько вырванных из контекста лозунгов и цитат, которые они выучили наизусть, подлинное содержание которых остается для них закрытой книгой.
Многие думают, что знают, что такое марксизм. Со временем они познакомились с некоторыми из основных идей. Но то, что знакомо, не понимается — именно потому, что знакомо . Давным-давно я прочитал то, что написал Гегель, что произвело на меня глубокое впечатление. Я не могу вспомнить, где я это читал, и пишу по памяти: « Aber было bekannt ist, ist darum noch nicht erkannt » (Но то, что известно , не на этом счету понятно ).
Нигде это утверждение не является более ясным, чем в очень важной области философии. Слишком часто забывают, что марксизм зародился как философия, и философский метод марксизма имеет фундаментальное значение для понимания идей Маркса и Энгельса.
Философский метод марксизма имеет фундаментальное значение для понимания идей Маркса и Энгельса. / Изображение: Адам Джонс, доктор философии. / Wikimedia CommonsОднако здесь мы сталкиваемся с трудностью. Наиболее систематическое изложение диалектики содержится в трудах Гегеля, в частности, в его массивной работе The Science of Logic .Но вскоре читатель может быть разочарован крайне недоступным способом, которым Гегель излагает свои идеи — «абстрактным и заумным» — Энгельс называл это, в то время как Ленин прокомментировал, что чтение The Science of Logic было лучшим способом получить головную боль.
Маркс намеревался написать работу о диалектическом материализме, чтобы сделать доступным широкому читателю рациональное ядро мысли Гегеля. К сожалению, он умер раньше, чем успел это сделать. Неутомимый товарищ Маркса, Фридрих Энгельс, написал ряд блестящих исследований по диалектической философии, в том числе Людвига Фейербаха и Конец немецкой классической философии , Анти-Дюринга и Диалектика природы .
Последняя названная работа должна была стать основой для более продолжительной работы по марксистской философии, но, к сожалению, Энгельсу помешала завершить ее огромная работа по завершению второго и третьего томов Capital , которую Маркс оставил незаконченной. при его смерти. Верно, что в трудах Маркса, Энгельса, Ленина, Троцкого и Плеханова можно найти очень большой материал по этой теме, но для извлечения всей этой информации потребуется очень много времени.
Более 20 лет назад в сотрудничестве с моим товарищем и учителем Тедом Грантом я написал книгу под названием « Reason in Revolt ». Насколько мне известно, это была первая попытка применить метод диалектического материализма к результатам современной науки после того, как Энгельс написал «Диалектику природы» . Но задача составления более или менее систематического изложения марксистской философии еще не решена.
В течение некоторого времени я планировал написать работу по марксистской философии, которая, надеюсь, представит идеи Гегеля в более доступной форме для широкого читателя.К сожалению, эта работа была отложена из-за других задач, в основном из-за производства полной версии Троцкого Сталин . Я надеюсь выполнить эту задачу в недалеком будущем. Между тем, настоящая антология окажется неоценимой помощью для исследователей научного социализма, желающих лучше понять марксистскую философию, и я приветствую ее публикацию со всем возможным энтузиазмом.
Упадок современной философии
Отношение большинства людей в наши дни к философии обычно выражается безразличием или даже презрением.Для современной философии это вполне понятно. Возня и возня по поводу смысла и семантики поразительно напоминает разреженную атмосферу и запутанные дебаты средневековых школьников, которые бесконечно спорили о половой принадлежности ангелов и о том, сколько ангелов может танцевать на острие иглы.
В течение последних полутора веков царство философии напоминало засушливую пустыню, в которой лишь изредка появлялись следы жизни. Напрасно будут искать в этой пустоши любой источник света.Трудно сказать, что хуже: невыносимые притязания так называемого постмодернизма или очевидная пустота его содержания. Сокровище прошлого с его древней славой и вспышками света кажется полностью потухшим.
С последним увлечением так называемым постмодернизмом буржуазная философия достигла своего апогея. Скудное содержание этого направления не мешало его приверженцам принимать самые абсурдные манеры и изящества, сопровождаемые высокомерным презрением к великим философам прошлого.Когда мы исследуем помойную яму современной философии, сразу приходят в голову слова Гегеля из Предисловия к феноменологии разума : « По тому малому, что может удовлетворить потребности человеческого духа, мы можем измерить степень его влияния. потеря . »
Презрение к философии или, вернее, полное безразличие, которое большинство людей проявляет к ней, вполне заслужено. Но очень жаль, что, отворачиваясь от нынешнего философского болота, люди пренебрегают великими мыслителями прошлого, которые, в отличие от современных шарлатанов, были гигантами человеческой мысли.Можно многому научиться у греков, Спинозы и Гегеля, которые были пионерами, подготовившими почву для блестящих достижений марксистской философии и которых по праву можно считать важной частью нашего революционного наследия.
Эмпиризм против диалектики
Англосаксонский мир в целом оказался на удивление невосприимчивым к философии. В той мере, в какой они обладают какой-либо философией, американцы и их английские кузены ограничили сферу своей мысли узкими границами эмпиризма и его родственной души, прагматизма.К широким обобщениям более теоретического характера всегда относились с подозрением.
Философия — это абстрактное мышление, но философские обобщения чужды англосаксонской традиции. Эмпирическая традиция нетерпима к обобщениям. Он постоянно требует конкретного, фактов, но, ограничиваясь этим узким подходом, он постоянно скучает по лесу за деревьями.
В свое время эмпиризм сыграл наиболее прогрессивную и даже революционную роль в развитии человеческой мысли и науки.Однако эмпиризм полезен только в определенных пределах. В конце XVI и начале XVII веков эмпирическая школа мысли, связанная с именем сэра Фрэнсиса Бэкона, оказала противоречивое влияние на последующие события.
С одной стороны, подчеркивая необходимость наблюдения и эксперимента, он дал толчок научным исследованиям. С другой стороны, он породил узкое эмпирическое мировоззрение, которое отрицательно повлияло на развитие философской мысли, прежде всего в Великобритании и США.Это специфически англосаксонское отвращение к теории, тенденция к узкому эмпиризму, рабское поклонение «фактам» и упорный отказ принимать обобщения так долго доминировали в образованной мысли в Британии и, соответственно, в Соединенных Штатах. что оно приобрело характер укоренившегося предрассудка.
Для повседневных целей может быть достаточно эмпирических форм мышления, но для более сложных процессов узость эмпиризма становится препятствием. / Изображение: Public DomainДля эмпирического мыслителя ничего не существует, кроме как во внешнем проявлении.Эта мысль всегда исследует вещи в их одиночестве, неподвижности и изолированности и в конечном итоге исследует идею вещи, а не саму вещь. Чувственное восприятие мыслится на очень низком базовом уровне. Для повседневных целей таких форм мышления может быть достаточно, но для более сложных процессов ограниченность эмпиризма немедленно становится препятствием для ума, стремящегося постичь истину.
Под истиной мы подразумеваем человеческое знание, правильно отражающее объективный мир, его законы и свойства.В этом смысле он не зависит от субъекта, как это представляли епископ Беркли, Юм и другие ранние представители английского эмпиризма, неизбежно попавшие в трясину субъективного идеализма.
Спрос на «факты»
Многие люди чувствуют себя в безопасности только тогда, когда они могут сослаться на фактов . Однако «факты» не выбираются сами по себе. Требуется определенный метод, который поможет нам выйти за рамки непосредственно данного и выявить процессы, лежащие за пределами «фактов».Несмотря на утверждения об обратном, невозможно исходить из «фактов» без каких-либо предубеждений. Такой предполагаемой объективности никогда не было и не будет.
Обращаясь к фактам, мы приносим с собой наши собственные концепции и категории. Они могут быть сознательными или бессознательными, но они всегда присутствуют. Те, кто воображают, что могут вполне счастливо обойтись без философии — как в случае со многими учеными — просто бессознательно повторяют существующую «официальную» философию того времени и нынешние предрассудки общества, в котором они живут.Поэтому совершенно необходимо, чтобы ученые и думающие люди в целом стремились выработать последовательный взгляд на мир, последовательную философию, которая может служить адекватным инструментом для анализа вещей и процессов.
Выводы, сделанные на основе чувственного восприятия, являются гипотетическими и требуют дальнейших доказательств. В течение длительного периода наблюдений в сочетании с практической деятельностью, которая позволяет нам проверить правильность наших идей, мы обнаруживаем ряд существенных связей между явлениями, которые показывают, что они обладают общими чертами и принадлежат к определенному роду или виду. .
Процесс познания человека идет от частного к универсальному, но также и от универсального к частному. Поэтому противопоставлять одно другому некорректно и однобоко. Диалектический материализм не рассматривает индукцию и дедукцию как несовместимые друг с другом, а как различные аспекты диалектического процесса познания, которые неразрывно связаны и обусловливают друг друга.
Индуктивное рассуждение, в конечном счете, является основой любого знания, поскольку все, что мы знаем, в конечном итоге происходит из наблюдения объективного мира и опыта.Однако при более внимательном рассмотрении ограничения строго индуктивного метода становятся очевидными. Независимо от того, сколько фактов исследуется, достаточно одного исключения, чтобы подорвать тот общий вывод, который мы сделали из них. Если мы увидели тысячу белых лебедей и сделаем вывод, что все лебеди белые, а затем увидим черного лебедя, наш вывод больше не верен.
В работе «Диалектика природы » Энгельс указал на парадокс эмпирической школы, которая воображала, будто она избавилась от метафизики раз и навсегда, но фактически закончила тем, что приняла все виды мистических идей.
[Эта тенденция], которая, превознося простой опыт, относится к мысли с суверенным презрением. . . действительно дошла до крайности в пустоте мысли.
В «Введение в философию истории » Гегель справедливо высмеивает тех историков — слишком часто встречающихся в Британии — которые притворяются, что ограничиваются фактами, представляя фальшивый фасад «академической объективности», предоставляя при этом полную свободу действий. их предубеждения:
Мы должны исходить исторически — эмпирически.Среди других мер предосторожности мы должны позаботиться о том, чтобы не ввести в заблуждение известных историков, которые: . . несут ответственность за ту самую процедуру, в которой они обвиняют философа — внесение a priori собственных изобретений в записи прошлого. . . Затем мы могли бы объявить это первым условием, которое необходимо соблюдать, что мы должны честно усвоить все историческое. Но в самих таких общих выражениях, как «добросовестно» и «принимаю», кроется двусмысленность. Даже обычный, «беспристрастный» историограф, который считает и заявляет, что придерживается просто восприимчивой позиции; подчиняться только предоставленным ему данным — это ни в коем случае не пассивно в отношении использования его мыслительных способностей.Он приносит с собой свои категории и видит явления, представленные его ментальному видению, исключительно через эти средства массовой информации. И, особенно во всем, что претендует на звание науки, необходимо, чтобы Разум не спал — чтобы размышления были в полной мере. Для того, кто смотрит на мир рационально, мир, в свою очередь, представляет собой рациональный аспект. Отношение взаимное. Но различные упражнения на размышление — разные точки зрения — способы решения простого вопроса об относительной важности событий (первая категория, которая привлекает внимание историка) не относятся к этому месту.
Бертран Рассел, взгляды которого диаметрально противоположны диалектическому материализму, тем не менее, делает обоснованную критику ограниченности эмпиризма, которая следует в той же линии, что и замечания Гегеля:
Как правило, формулировка гипотез наиболее вероятна. сложная часть научной работы и та, где необходимы большие способности. Пока не найдено метода, который позволил бы придумывать гипотезы по правилам. Обычно некоторая гипотеза является необходимой подготовкой к сбору фактов, поскольку отбор фактов требует определенного способа определения релевантности.Без чего-то подобного просто множество фактов сбивает с толку ( История западной философии, ).
Диалектика
Термин «диалектика» происходит от греческого dialektike , производного от dialegomai , для разговора или обсуждения. Первоначально это обозначало искусство дискуссии, которое в высшей форме можно увидеть в сократовских диалогах Платона.
Исходя из конкретной идеи или мнения, обычно вытекающих из конкретного опыта и жизненных проблем вовлеченного человека, Сократ шаг за шагом, путем строгой аргументации, выявлял внутренние противоречия, содержащиеся в оригинале. предложения, покажите его ограничения и выведите обсуждение на более высокий уровень, вовлекая совершенно другое предложение.
Выдвигается исходный аргумент — тезис. На это отвечает противоположный аргумент — антитезис. Наконец, тщательно изучив вопрос, проанализировав его, чтобы выявить внутренние противоречия, мы приходим к выводу на более высоком уровне — к синтезу. Это может означать, а может и не означать, что стороны достигают согласия, но в самом процессе развития дискуссии взаимопонимание обеих сторон углубляется, и обсуждение переходит с более низкого уровня на более высокий. Это диалектика обсуждения в ее классической форме.
Диалектика — это динамический взгляд на природу, который освобождает человеческое мышление от трупной строгости формальной логики. Первым настоящим представителем диалектики был замечательный человек, греческий философ Гераклит (ок. 544–484 до н. Э.). Его работа сохранилась и сегодня в виде серии кратких, но глубоких афоризмов, таких как:
Огонь живет смертью воздуха, а воздух живет смертью огня;
Вода живет смертью земли, а земля живет смертью воды.
Это то же самое в нас, что живые и мертвые, спящие и бодрствующие, молодые и старые; каждый меняет место и становится другим.
Мы шагаем, но не попадаем в один поток; мы есть и нет.
Эти высказывания казались такими трудными для понимания, потому что они противоречат так называемому «здравому смыслу» взгляду на мир. Настолько неясными и парадоксальными они казались его современникам, что заслужили прозвище «Гераклит Темный». Они не понимали, о чем он говорил, но он был совершенно безразличен к их непониманию и относился к нему с пренебрежением:
Хотя это слово все более верно, тем не менее люди так же неспособны понять его, когда слышат его в первый раз. как прежде, они его вообще слышали.. . Но другие мужчины не знают, что делают в бодрствующем состоянии, даже если забывают, что делают во сне.
Глупцы, хотя и слышат, подобны глухим; к ним применяется пословица, что когда они присутствуют, они отсутствуют.
Гераклит мог видеть то, что не могли видеть другие, основанные исключительно на эмпирических свидетельствах органов чувств. В разрушительной критике эмпиризма он писал:
Глаза и уши — плохие свидетели для людей, если их души не понимают их языка.
Конечно, все наши знания в конечном итоге основываются на наших чувствах, но чувственное восприятие может рассказать нам только часть истории, и не обязательно самую важную часть. Достаточно помнить, что наши чувства говорят нам, что Земля плоская. Гегель, который очень высокого мнения о Гераклите как философе, писал в своей книге «История философии »: «Здесь мы видим землю. Нет никакого предложения Гераклита, которое я не принял бы в моем Logic ».
Психолог Карл Юнг писал: «Старый Гераклит, который действительно был очень великим мудрецом, открыл самый чудесный из всех психологических законов: регулирующую функцию противоположностей.. . И наоборот, он имел в виду, что рано или поздно все наткнется на свою противоположность »( Два очерка по аналитической психологии, ).
В Anti-Dühring Энгельс дает следующую оценку диалектического мировоззрения Гераклита:
Когда мы размышляем о природе, истории человечества или нашей собственной интеллектуальной деятельности, мы сначала видим картину бесконечного лабиринта связей. и взаимодействия, в которых ничего не остается, что, где и как было, но все движется, изменяется, возникает и исчезает.Поэтому сначала мы видим картину в целом, с ее отдельными частями, все еще более или менее сохраненными на заднем плане; мы наблюдаем движения, переходы, связи, а не вещи, которые движутся, меняются и связаны. Эта примитивная, наивная, но по сути правильная концепция мира принадлежит греческой философии и была впервые четко сформулирована Гераклитом: все есть и нет, потому что все находится в движении, постоянно изменяется, постоянно возникает и исчезает.
. . . Движение — это способ существования материи. Никогда нигде не было материи без движения, движения без материи и быть не может.
В своей Диалектике природы Энгельс пишет:
Изменение формы движения — это всегда процесс, который происходит между по крайней мере двумя телами, одно из которых теряет определенное количество движения одного качества (например, тепло ), в то время как другой получает соответствующее количество движения другого качества (механическое движение, электричество, химическое разложение).