Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
Цели и задачи ОПЕК
Все двенадцать государств пребывают в глубочайшей зависимости от заработков собственной нефтяной индустрии. Наверное, единствен ная из государств, представляющая исключение, это Эквадор, кото рая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого — 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.
ОПЕК организована государствами нефтеэкспортерами для исполнения последующих главных целей и задач:
- Координация и унификация нефтяной политики государств – членов;
- Определение более действенных коллективных и личных средств охраны их интересов;
- Внедрение нужных средств и методов обеспечивания устойчивости расценок на крупном рынке нефти;
- Охрана интересов государств – изготовителей нефти методом обеспечивания им стойких прибылей;
- Обеспечивание действенного, постоянного и выгодного снабжения нефтью государств – покупателей;
- Обеспечивание получения объективных прибылей инвесторами от финансовложений в нефтяную промышленность;
- Обеспечивание охраны среды;
- Совместная работа со государствами, которые не считаются членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации крупного рынка нефти.
Сейчас члены организации держут под контролем приблизительно две третьих разведанных запасов нефти на планете. ОПЕК гарантирует 40% мировой добычи и половину крупного экспорта этого ценного сырья. Организация согласовывает политику нефтедобычи и крупное ценообразование на сырую нефть, также устанавливает квоты на размеры производства нефти. И невзирая на расхожее мнение, что время ОПЕК прошло, она как и раньше остается одним из более авторитетных глобальных инвесторов в нефтяной отрасли, характеризующих ее предстоящее становление.
Совместные трудности становления всех государств ОПЕК
Потому что большая часть, если не все из стран-участников ОПЕК считаются развивающимися государствами со схожим муниципальным приспособлением, со схожей культурой, идеологией, политикой, то конечно, что они все на тернистом пути становления встречают одинаковые преграды. В основном, эти все преграды соединены с закоренелым складом ума народа данных государств. Так как очень нелегко перейти к новому виду публичного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и обыкновений, которые укреплялись в сознании народа веками.
Одним из главных недочетов ОПЕК состоит в том, что она соединяет воединыжды державы, интересы которых часто обратны. Саудовская Аравия и др державы Аравийского полуострова относятся к количеству малонаселенных, но владеют огромными припасами нефти, большими вложениями в следствии рубежа и поддерживают очень тесные дела с западными нефтяными компаниями. Для иных входящих в ОПЕК государств, к примеру Нигерии, свойственны высочайшая численность народонаселения и бедность, они продадут дорогие программы финансового становления и имеют гигантскую задолженность.
2-ой, казалось бы, простой неувязкой считается очевидная «куда деть средства». Так как не всегда просто верно воспользоваться хлынувшим на страну дождем нефтедолларов. Монархи и правители государств, на которые обвалилось достояние, рвались применять его «во популярность личного народа» и потому затевали разные «стройки века» и прочие сходственные планы, которые никак невозможно именовать осмысленным инвестицией денег. Исключительно позже, как скоро прошла эйфория от первого счастья, как скоро немного охладился пыл вследствие падения тарифов на нефть и понижения муниципальных заработков, средства муниципального бюджета стали расходоваться наиболее уместно и хорошо.
Третьей, неувязкой считается компенсация научно-технической отсталости государств ОПЕК от основных государств мира. Так как к моменту сотворения организации некие из государств, входящих в ее состав, еще не отделались от пережитков феодального строя! Решением таковой трудности имела возможность быть убыстренная индустриализация и урбанизация. Введение новейших технологий в создание и, в соответствии с этим, жизнь жителей нашей планеты не прошло безо всяких следов для народа. Главными шагами индустриализации были национализация неких зарубежных фирм, к примеру АРАМКО в Саудовской Аравии, и интенсивное вербование частного капитала в промышленность. Это производилось методом многосторонней гос поддержки частному сектору экономики. К примеру, в этой же Аравии было сотворено 6 особых банков и фондов, которые оказывали помощь бизнесменам под гарантии страны.
4 неувязкой считается недостающая квалификация государственных кадров. Оказывается сотрудники в государстве оказались неподготовленными к введению свежих технологий и оказались неспособными обслуживать прогрессивные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, также иных заводах и предприятиях. Решением данной проблем стало вербование зарубежных профессионалов. Это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Так как скоро это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием сообщества.
Россия и ОПЕК
Начиная с 1998 года Россия считается наблюдателем в ОПЕК. За этот период времени стороны приобрели положительный навык партнерства. Сформировался многообещающий формат постоянных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и сотрудниками из государств, входящих в данную компанию.
Сейчас ОПЕК просто идет на контакт не только лишь с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с вузами Рф, которые готовят проф кадры свежего уровня чтобы достичь желаемого результата сектора экономики.
Мир стоит перед опасностью «длительного нефтяного упадка» и обязан быть готов к тому, что стоимости на нефть станут высокими на протяжении долгого периода, сказал Международный валютный фонд. Это — самое внезапное из официальных предостережений, которые до сего времени звучали в масштабах длительных мониторингов для энергетических поставок.
Наша родина уделяет существенное внимание ситуации на нефтяных рынках не только лишь в контактах со государствами ОПЕК, но и во содействии с ключевыми странами-потребителями. Для Рф, это, сначала, европейские державы (в пределах 90 процентов экспорта нефти). Так, в масштабах Энергодиалога Рф и Евросоюза державы условились, а именно, вместе проанализировать вопрос о воздействии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.
Все державы ОПЕК присутствуют в глубочайшей зависимости от прибылей собственной нефтяной индустрии. Наверное, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых которые были использованы. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого — 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.
Из этого идет, что в отсутствии внешнего рынка говорить о развитии государств ОПЕК нет толку. Экспорт сырья, являясь главным источником заработка государств, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из данного следует, что экономика стран-участников картеля напрямую находится в зависимости от глобальных тарифов на углеводородное сырье.
Вроде как, стоимости на нефть обязаны покрывать производственные издержки и главные опасности изготовителей. Если взглянуть под другим углом, расценки не могут оказывать негативного воздействия на становление мировой экономики и, а именно, обязаны разрешать осуществление вложений в становление нефтяной индустрии
ОПЕК и ВТО
Значение энергетики для финансового становления нереально переоценить, но этой неувязкой нередко третируют на уровне масштабных институтов, а нормы интернациональной торговли в энергетическом секторе фактически не срабатывают. Старания ВТО, к примеру, сначала концентрируются на преодолении барьеров для импорта, на тот момент как в области энергетики лимитирования в основном дотрагиваются экспорта.
В отличие от иных продуктов ископаемые виды горючего неповторимы. Они гарантируют огромную часть энергии во всем мире, хотя являют из себя окончательный ресурс. Опаски, связанные с нехваткой ресурсов, принуждают главных инвесторов принимать конструктивные меры, чтоб обеспечить доступ к источникам энергии. Может быть предстоящее обострение геополитических столкновений, в специфики с учетом мониторингов профессионалов о подъеме спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% данного роста обязаны покрыть ископаемые виды горючего.
Значимость ископаемых видов горючего для удовлетворения возрастающего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости данных ресурсов для стран-экспортеров. Заключительные оценивают энергетику как принципиальный инструмент личного становления — во всех качествах данного понятия. Вследствие этого они нередко предпринимают шаги, противоречащие основам независимой торговли. Исключительность энергетики возрастает в связи растущей озабоченности, связанной с экологией. Страны, бравшие на себя обещания по сокращению выбросов, употребляют для производства другой энергии дотации и налоговые льготы, что противоречит основам независимой торговли и ВТО.
Нормы интернациональной энергетической торговли обязаны избегать последних подходов — как внедрения всех основ вольной торговли, так и однобокого муниципального либо регионального регулирования.
Рынок торговли квотами на выбросы углекислого газа, предусмотренный Киотским протоколом, — успешный пример масштабного контролирования над экологическими действиями при помощи рыночных устройств. Мировой энергетический рынок в общем просит столь же трудоемкого соединения вмешательства и регулировки. В особенности важно создание новейших организаций — к примеру, Интернационального энергетического форума, который обязан обеспечить диалог в области энергетики.
Одним из вероятных средств считается установление взаимосвязи меж ОПЕК и ВТО. Картель нефтепроизводителей работает на базе основ, противоречащих независимой торговле, потому возникновение либерального энергетического рынка неизбежно привело бы к роспуску данной организации. Хотя, невзирая на долголетние противоречия меж ОПЕК и ВТО, две организации считаются обязательными деталями прогрессивной экономики. ОПЕК играет главную роль в регулировке расценок и поставок горючего, на тот момент как ВТО — организация, которая остается центром притяжения для многосторонних торговых режимов.
Вопрос про то, чтоб интегрировать энергетику в систему многосторонней торговли средством установления взаимосвязи меж ОПЕК и ВТО, ни разу не ставился серьезно, хотя достойные внимания исследования на данную тему уже возникают.
ОПЕК обеспокоена высочайшими внутренними налогами на горючее, развитием повторяемых источников энергии в странах-потребителях, доступом на рынки энергетических услуг государств — членов ВАТО. Так же, ВТО тревожат количественные лимитирования экспорта со стороны ОПЕК, трудности поставок в энергетическом секторе и экспортные пошлины.
utmagazine.ru
Нефтяная и газовая ОПЕК: цели и задачи организации. Справка
Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран – участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.
Идеи о создании «газовой ОПЕК» были впервые высказаны в 2005 году. В апреле 2005 года на 5‑ой встрече министров стран-экспортеров газа в Порт‑оф‑Спейне участники форума пытались выработать механизмы, позволяющие установить более справедливые цены на газ. Была выдвинута идея о создании специальной организации с координационным центром в Дохе. Однако идея не была реализована из-за разногласий участников, а также определенного давления со стороны США и Евросоюза.
28 января 2007 года о создании газового картеля вновь заговорил духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. На встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым он официально предложил России создать газовый картель по типу ОПЕК. Президент России Владимир Путин сразу не обозначил своей позиции, но во время своего визита на Ближний Восток в феврале 2007 года обсудил с эмиром Катара координацию действий в газовой сфере. Путин назвал инициативу о создании газового картеля интересным предложением. Идею поддержали эмир Катара и президент Венесуэлы Уго Чавес.
Ожидалось, что о создании «газовой ОПЕК» будет объявлено в апреле 2007 года на конференции стран‑экспортеров газа в столице Катара Дохе, однако такая перспектива вызвала резко негативную реакцию США и Евросоюза. Американский конгресс даже принял специальную резолюцию, в которой создание «газовой ОПЕК» квалифицируется как «угроза национальной безопасности США».
28 октября 2007 года на заседании комитета Форума стран‑экспортеров газа (ФСЭГ) в Дохе замминистра промышленности и энергетики РФ Анатолий Яновский принял к рассмотрению проект устава новой организации, который был направлен на согласование в профильные министерства и ведомства. Аналогичная работа прошла у всех членов ФСЭГ.
23 января 2008 года в Египте состоялось заседание комитета высокого уровня ФСЭГ, в работе которого приняли участие специалисты «Газпрома» и Минпромэнерго России. На встрече обсуждалась возможность превращения ФСЭГ из неформального клуба в более серьезную организацию, влияющую на газовый рынок. Однако в «Газпроме» решили, что проект требует значительной доработки, поскольку «необходимо учесть специфику газового бизнеса». В итоге окончательно согласование позиций участников ФСЭГ было отложено до следующего заседания комитета.
В октябре 2008 года Россия, Иран и Катар пришли к единогласию в вопросе о создании Организации стран–производителей и экспортеров газа – газовой ОПЕК. На состоявшемся по этому поводу трехстороннем заседании, которое прошло 21 октября 2008 года, присутствовали министр энергетики и промышленности Катара Абдалла бен Хамад аль‑Атыйя, министр нефти Ирана Голлям Хусейн Нозари и председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер.
Окончательный проект устава ФСЭГ должен быть согласован на заседании комиссии высокого уровня Форума стран‑экспортеров газа, которая запланирована на 26 ноября.
В настоящее время в работе ФСЭГ принимают участие Алжир, Боливия, Бруней, Египет, Индонезия, Иран, Ливия, Малайзия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго, ОАЭ, Венесуэла. В качестве наблюдателей в форуме также принимают участие Экваториальная Гвинея и Норвегия.
По материалам РИА Новости и официального сайта ОПЕК
ria.ru
3.4. Опек
ОПЕК– организация стран нефтеэкспортеров. Создана в 1960 году. Изначально входило всего 5 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла. В последствии одна страна вышла и одну исключили.
В 1961 году присоединяется Катар, в 62 – Индонезия, Либия, в 67 – ОАЭ, в 69 – Алжир, 71 – Нигерия, 73 – Эквадор, но вышел в 1992, в 1975 году присоединяется Габон, а в 1994 он исключается.
Штаб-квартира ОПЕК в Вене.
Основные задачи организации.
Координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов по защите их интересов.
Определение путей и способов, обеспечивающих стабильность цен на мирововм рынке.
Обеспечение устойчивых доходов стран-участниц.
Эффективное снабжение нефтью стран потребителей
Обеспечение инвесторам, направляющим свои средства в нефтяную промышленность справедливого дохода на вложенный капитал.
Проведение добычи нефти с соблюдением междунароных экологических требований.
Структура управления ОПЕК
Главный орган – конференция. Глава из министерства, связанного с нефтью. Собирается конференция два раза в год (март и сентябрь). Могут быть внеочередные сессии в любое время одя. На конференции вырабатывается общая концепция деятельности.
Совет управляющих ( почти как совет директоров). Выполняет руководство организацией между сессиями, выполняет решения конференции.
Секретариат – исполнительный орган. Глава – Генан, который еще является секретарем конференции, организует и ведет ее
Так же существуют несколько комитетов и комиссий, организованные по функциональному признаку. Наиболее важной является экономическая комиссия.
Цели ОПЕК.
I. Главная цель создания ОПЕК – это достижение максимального дохода стран-участниц от торговли нефтью.
Для достижения этой цели необходимо сделать выбор: продавать нефть максимально дорого или максимально много. Цели стран не совпадают, так как неизвестно, сколько нефти много или мало. А так же во всех странах разное количество населения. Например, в Саудовской Аравии много нефти, и она не кончается быстро. Следовательно, страна не заинтересована в высоких ценах, так как при высоких ценах объем продажи снизится, другие страны начнут разрабатывать у себя новые места добычи. Существуют нетрадиционные источники нефти, например, сланцы, хотя они дорогие и сложны для добычи. Отсюда появляется много конкурентов. Население Саудовской Аравии маленькое и страна может себе позволить продавать
Для стран же, где месторождения нефти не очень большие, а добыча высокая , например, Норвегия чем выше цена на нефть, тем лучше, так как пока нефть не кончилась, лучше продать ее подороже.
В Нигерии запасы нефти относительно невелики, но население большое, поэтому экономика очень сильно зависит от экспорта нефти. Поэтому даже при маленькой цене на нефть страна будет ее продавать.
ОПЕК: страны-участницы – суверенные государства, которые имеют суверенные права на свои ресурсы и на распоряжение ими, поэтому действенного механизма регулирования цен через регулирование производства не существует. Каждая страна может нарушать указания по количеству добычи нефти. Скачки цен имеют негативное воздействие на все страны, так как после этого следует спад. После второго нефтяного шока спрос сильно снизился.
II. Забота о стабильности рынка уделяется первостепенное внимание.
Инструменты.
Корзина нефтей – 7 видов сырой нефти из Алжира, Индонезии, Саудовской Аравии, ОЭА, Венесуэлы, Мексики (не член ОПЕК, но входит в корзину, так как традиционно взаимодействует), Нигерия (член ОПЕК, но постоянно в противоречиях) По определенным весам цену каждой нефти взвешивают и получают среднюю. Устанавливали целевые ориентиры – 18, 20 и теперь 25 долл.
Ценовой коридор. Норма, если цена приблизительно 22-28 долл за баррель. Если цена в пределах, она правильная. Елис выходит за них, то возрастают или снижаются поставки нефти (если цена возрастает более 28 долл за баррель, то в течение 20 торговых дней подряд автоматически увеличивается добыча; если цена опускается ниже 22 долл за баррель, то снижают и добычу) Снижение или увеличение автоматически 500 тыс. баррелей в сутки. Коридор является ориентиром стабилизации цен по средством добычи.
Индивидуальные квоты нефтедобычи. Носят как бы обязательный характер, но все имеют суверенитет. Чтобы цена не падала, все должны производить менее Х количество нефти. Четкий механизм картельного соглашения. Для Ирака нет лимитов, так как после санкций ООН, работает по другой схеме (нефть в обмен на продовольствие)
Общий лимит по всему ОПЕК. Состоит из индивидуальных квот. Позволяет сбалансировать спрос и предложение на нефть. Обычно пределы превышаются, так как для некоторых стран сложно соблюдать лимит из-за сильной зависимости от экспорта нефти. Лимиты могут меняться на сессиях конференции.
— Ждут закрытия торгов на Нью-Йоркской бирже
— Всех заверяют в том, что согласны сотрудничать, учесть все требования, пожелания и т.д.
Сейчас очень высокая цена, так как существует высокий спрос. Основным источником спроса является Китай.
Существуют так же квоты увеличения или уменьшения добычи нефти пропорционально лимитам.
Почему именно ОПЕК может контролировать цены на нефть?
ОПЕК – примерно 80% достоверных запасов нефти (23% – СА, 4/5 запасов мира)
приблизительно 40% добычи нефти. Это относительно немного (в 73 году – 56%), цены выросли, а значит, другие могут развивать добычу.
Примерно 10-11% нефтеперерабатывающих мощностей на территории ОПЕК и около 6% на других территориях.
Небольшой, но существенный танкерный флот (около 4% мирового)
Большие розничные сети торговли нефтепродуктами
В целом достаточно низкие издержки на добычу. 1 баррель – около 1 доллара на добычу. В персидском заливе – от 1,5-2 доллара (с учетом всех стран)
Большинство стран ОПЕК – богаты ( валютные и материальные запасы), что может позволить снизить добычу и жить на запасы.
ОПЕК может легко увеличить производство, при этом затраты на наращивание относительно низкие в сравнении с другими странами. Дополнительный баррель обойдется в персидском заливе около 2 долларов, во всех странах ОПЕК около 5 долларов, в остальных странах, не входящих в ОПЕК около 12 долларов.
Национализированная нефтяная промышленность и государство не собирается с этим активом расставаться. Государство принимает решения и их исполняет.
Крупнейшие экспортеры и импортеры нефти (2002)
Экспортеры | Импортеры | ||
Страна | Доля, % | Страна | Доля, % |
Саудовская Аравия | 18,5 | США | 26,5 |
Россия | 9,5 | Япония | 13,0 |
Венесуэла | 7,5 | Германия | 6,2 |
Норвегия | 7,5 | Южная Корея | 5,3 |
Иран | 6,7 | Франция | 4,5 |
Ирак | 5,1 | Италия | 4,4 |
Нигерия | 5,0 | Китай | 3,7 |
ОАЭ | 5,0 | Испания | 3,5 |
Кувейт | 4,4 | Индия | 3,3 |
Мексика | 3,8 | Тайвань | 2,2 |
Слабые стороны ОПЕК.
1. Разноречивые интересы. Не монополистическая организация. У некоторых стран (Нигерия – 97% экспорта нефти) высокая доля нефти в экспорте; другие страны могут снижать добычу нефти, например, Саудовская Аравия. Разница условий добычи нефти (у некоторых стран – дешево, у некоторых – дорого). У стран разный подход к ценам (если запасы небольшие, то страны хотят продавать по максимальной цене. Если же запасов много, то выгоднее продавать дешевле)
2. Не может контролировать спрос
3. Существует много экспортеров нефти, не входящих в ОПЕК: РФ, Австралия, Мексика, Египет, США (их доля в добыче около 60%, в экспорте – 45%,; экспорт нефтепродуктов – 75%)
4. Нефтеперерабатывающие мощности сосредоточены в развивающихся странах (у ОПЕК – 11%)
5. Существует международное энергетическое агентство, цель которого поставки нефти в кризисных ситуациях (было создано в рамках ОЭСР)
6. собственная экономика не в состоянии поглотить всю выручку. Необходимо правильно использовать деньги.
7. национальные кадры слабо квалифицированы. Необходимо привлекать иностранных специалистов.
studfile.net
Что такое ОПЕК и чем занимается эта организация? | Справка | Вопрос-Ответ
ОПЕК (от англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) — это организация стран-экспортёров нефти.
Чем занимается организация?
ОПЕК координирует политику нефтедобычи и мировое ценообразование на сырьё.
Члены организации контролируют примерно две трети разведанных запасов нефти на планете, осуществляют 40 % мировой добычи.
Основные цели ОПЕК:
- защита интересов стран-членов организации;
- обеспечение стабильности цен на нефть и нефтепродукты;
- гарантия регулярных поставок нефти другим странам;
- обеспечение странам-членам организации стабильного дохода от продажи нефти;
- определение стратегии добычи и продажи нефти.
Кто входит в ОПЕК?
В ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Россия, Мексика, Египет и Оман являются странами-наблюдателями при организации.
История создания
ОПЕК была создана на конференции в Багдаде 10–14 сентября 1960 года. Инициатором создания выступила Венесуэла. Первоначально в ОПЕК входили Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Венесуэла и Кувейт.
Позднее, в разные годы, в эту организацию вошли ещё девять стран.
Катар (1961 год),
Индонезия (1962 год),
Ливия (1962 год),
Объединённые Арабские Эмираты (1967 год),
Алжир (1969 год),
Нигерия (1971 год),
Эквадор (1973 год),
Габон (1975 год),
Ангола (2007 год).
В 1994 году из организации вышел Габон, а в 2008 году из картеля вышла Индонезия.
Штаб-квартира картеля находится в Вене, столице Австрии.
Добыча нефти странами-членами ОПЕК в 2013 году, тыс. баррелей в день (по данным ОПЕК):
Саудовская Аравия — 9,637;
Иран — 3,576;
Ирак — 2,980;
Кувейт — 2,922;
Объединённые Арабские Эмираты — 2,797;
Венесуэла — 2,786;
Нигерия — 1,754;
Ангола — 1,701;
Алжир — 1,203;
Ливия — 993;
Катар — 724;
Эквадор — 526.
aif.ru
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) — РИА Новости, 02.06.2016
В настоящее время в ОПЕК входит 13 членов, с учетом появления нового участника организации – Анголы и возвращения Эквадора в 2007 году и возвращения Индонезии с 1 января 2016 года.
Целью ОПЕК является координация и унификация нефтяной политики стран-членов для обеспечения справедливых и стабильных цен на нефть производителей, эффективных, экономичных и регулярных поставок нефти в страны-потребители, а также справедливую доходность на капитал для инвесторов.
Органами ОПЕК являются Конференция, Совет управляющих и Секретариат.
Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год. Она определяет основные направления деятельности ОПЕК, решает вопрос о приеме новых членов, утверждает состав Совета управляющих, рассматривает доклады и рекомендации Совета управляющих, утверждает бюджет и финансовый отчет, принимает поправки к Уставу ОПЕК.
Исполнительный орган ОПЕК – Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией. Данный орган несет ответственность за руководство деятельностью ОПЕК и за реализацию решений Конференции. Заседания Совета управляющих проводятся не реже двух раз в год.
Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией на три года. Данный орган осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Он обеспечивает работу Конференции и Совета управляющих, готовит сообщения и стратегические данные, распространяет информацию об ОПЕК.
Высшим административным должностным лицом ОПЕК является Генеральный секретарь.
Исполняющий обязанности генерального секретаря ОПЕК — Абдалла Салем аль-Бадри.
Штаб-квартира ОПЕК расположена в Вене (Австрия).
По текущим оценкам, более 80% разведанных мировых запасов нефти приходится на страны-члены ОПЕК, при этом 66% от общих запасов стран ОПЕК сосредоточены на Ближнем Востоке.
Доказанные запасы нефти стран ОПЕК оцениваются в 1,206 триллиона баррелей.
По состоянию на март 2016 года, добыча нефти ОПЕК достигла уровня в 32,251 миллиона баррелей в сутки. Таким образом, ОПЕК превышает собственную квоту на добычу, которая составляет 30 миллионов баррелей в день.
На конец 2015 года доля ОПЕК в мировой добыче нефти составила 33,8%.
Цена нефтяной «корзины» ОПЕК определяется как среднее цен сортов нефти, добываемой странами картеля. На 27 мая 2016 года цена нефтяной «корзины» ОПЕК составила 44,76 доллара за баррель. Средняя цена нефтяной «корзины» в 2016 году составила 34,15 доллара, в 2015 году — 49,49 доллара, в 2014 году — 96,29 доллара за баррель. Рекорд цены «корзины» был установлен 3 июля 2008 года — 140,73 доллара за баррель.
Подготовлено на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Справка
Целями ОПЕК являются координация и унификация нефтяной политики государств-членов, обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти и устойчивых доходов стран-производителей нефти; охрана окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
Одной из задач ОПЕК является представление единой позиции стран-производителей нефти на мировом нефтяном рынке. С 1960 по 1973 годы Организация не могла реально влиять на расстановку сил на рынке нефти. Ситуация изменилась в первой половине 1970-х годов, когда западный мир столкнулся с усилением инфляции и нехваткой сырьевых ресурсов. Заявила о себе проблема недостатка нефти. Например, США были вынуждены импортировать около 35% нефтепродуктов. В это время ОПЕК начала отстаивать свои позиции в отношении принципов разделения прибыли на рынке нефти.
В октябре 1973 года Организация ввела эмбарго на поставки нефти в США в ответ на поддержку последних Израиля в войне с Сирией и Египтом. Баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. К концу 70-х годов потребление нефти начало сокращаться по ряду причин: на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК; стал проявляться общий спад экономики западных стран; спад энергопотребления. Цены на нефть начали снижаться.
Рост цен на нефть наметился в связи с ситуацией вокруг Ирака (ноябрь 2002 — март 2003). На внеочередной конференции ОПЕК 12 декабря 2002 года в Вене было принято решение об увеличении квот на добычу и экспортные поставки сырой нефти на 1,3 млн баррелей в день, начиная с 1 января 2003 года.
Конференция ОПЕК 11 марта 2003 года в Вене проходила в условиях возросшей геополитической напряженности в мире. В связи с этим руководители ОПЕК заявили, что неуверенность на мировых рынках сырья вызвана не дефицитом в нефтепоставках, а политическими событиями, связанными с подготовкой военной акции против Ирака.
1 июня 2003 года вступило в силу решение 124-й конференции ОПЕК об увеличении совокупного производства нефти-сырца до 25,4 млн баррелей в день. В квоты ОПЕК не был включен Ирак, работавший по программе «Нефть в обмен на продовольствие».
В начале 2004 года в ОПЕК выявляется проблема недоинвестирования в течение последних десяти лет, в результате чего производственные мощности стран-членов организации утратили гибкость и не могут оперативно обеспечить существенный рост добычи.
Быстрый рост стоимости нефти заставил руководство ОПЕК в марте 2004 года предпринять попытку стабилизировать цены. С этой целью ОПЕК приняла решение временно отменить квотные ограничения на добычу и экспорт нефти. В результате итоговый эффект от принятия ОПЕК стабилизирующих мер на деле оказался незначительным, а темпы роста цен на нефть практически не замедлились.
По оценкам экспертов (март 2004), страны-члены ОПЕК добывают и поставляют на мировой рынок на 1,7 млн б/д нефти больше действующих лимитов или на 2,7 млн б/д больше той квоты, которая вступила в силу с 1 апреля 2004 года.
В апреле 2004 года в связи с инфляцией доллара США департаменту маркетинга и исследований ОПЕК поручено изучить возможность введения нового коридора на цены нефти из «корзины» ОПЕК.
1 июня 2004 года в преддверии своей официальной конференции ОПЕК сняла с себя ответственность за высокие цены на нефть: «Любое увеличение поставок картелем не приведет к долгосрочному снижению цен». 3 июня 2004 года на внеочередной конференции в Бейруте принято решение увеличить квоты на нефтедобычу до 25,5 млн. баррелей в день немедленно и еще на 500 тыс. баррелей в день начиная с августа.
С декабря 2004 года официально установленная общая экспортная квота стран-членов ОПЕК составила 27 миллионов баррелей в день.
По заявлению исполняющего обязанности генерального секретаря ОПЕК Аднана Шихаба эд-Дина, благодаря снижению цен и наращиванию странами-членами ОПЕК нефтяного экспорта в течение последнего квартала 2004 года удалось не только полностью покрыть спрос на нефть, но и пополнить коммерческие резервные запасы этого сырья до среднего уровня последних пяти лет и даже превзойти этот показатель.
В январе 2005 года Организация стран-экспортеров нефти и Европейский союз договорились о проведении регулярных встреч для обсуждения вопросов, связанных с ценами на нефть. Первая совместная встреча в рамках Евросоюз-ОПЕК пройдет в мае — июне по вопросам о ситуации на мировом нефтяном рынке и тех шагов, которые они могут сделать для ее стабилизации.
Конференция ОПЕК, состоявшаяся 30 января 2005 года, приняла решение сохранить до второго квартала неизменными действующие квоты добычи и экспорта нефти и отменить ценовой «коридор».
По оценкам экспертов (на конец февраля 2005), на мировом рынке создалась новая ситуация, когда ряд стран ОПЕК предпринимает попытки предотвратить дальнейшее увеличение объемов стратегических запасов нефти у государств-потребителей.
16 марта 2005 года состоится очередная конференция стран-членов ОПЕК на министерском уровне в Исфахане (Иран).
ria.ru
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) — РИА Новости, 10.09.2015
В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 году — появления нового участника организации — Анголы и возвращения в организацию Эквадора, и в 2009 году — приостановки членства Индонезии.
Целью ОПЕК является координация и унификация нефтяной политики стран-членов для обеспечения справедливых и стабильных цен на нефть производителей, эффективных, экономичных и регулярных поставок нефти в страны-потребители, а также справедливую доходность на капитал для тех, кто инвестирует в промышленности.
Органами ОПЕК являются Конференция, Совет управляющих и Секретариат.
Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год. Она определяет основные направления деятельности ОПЕК, решает вопрос о приеме новых членов, утверждает состав Совета управляющих, рассматривает доклады и рекомендации Совета управляющих, утверждает бюджет и финансовый отчет, принимает поправки к Уставу ОПЕК.
Исполнительный орган ОПЕК — Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией. Данный орган несет ответственность за руководство деятельностью ОПЕК и за реализацию решений Конференции. Заседания Совета управляющих проводятся не реже двух раз в год.
Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией на три года. Данный орган осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Он обеспечивает работу Конференции и Совета управляющих, готовит сообщения и стратегические данные, распространяет информацию об ОПЕК.
Высшим административным должностным лицом ОПЕК является Генеральный секретарь.
С 2007 года этот пост занимает Абдалла Салем аль-Бадри.
Штаб-квартира ОПЕК расположена в Вене (Австрия).
По текущим оценкам, почти 81% разведанных мировых запасов нефти приходится на страны-члены ОПЕК, при этом 66% от общих запасов стран ОПЕК сосредоточены на Ближнем Востоке.
Доказанные запасы нефти стран ОПЕК оцениваются в 1,206 триллиона баррелей.
Страны ОПЕК суммарно добывают в сутки 31,51 миллиона баррелей (данные по итогам июля 2015 года). Добыча ОПЕК достигла трехлетнего максимума. Показатель также превысил собственную заявленную квоту организации по добыче в 30 миллионов баррелей в день.
В 2014 году доля стран-участниц ОПЕК в мировой добыче нефти составила, по оценкам, 40,9%, в 2013 году — 43,4%.
В 2014 году средняя цена нефтяной «корзины» ОПЕК составила 96,29 доллара за баррель против 105,87 доллара в 2013 году. В 2012 году средняя цена «корзины» составила 109,45 доллара за баррель, в 2011 году — 107,46 доллара, в 2010 году — 77,45 доллара. Рекорд цены «корзины» был установлен 3 июля 2008 года — 140,73 доллара за баррель.
Средняя цена нефтяной «корзины» ОПЕК в августе 2015 года составляла 46,56 доллара за баррель, в целом в текущем году — 54,21 доллара (данные на 24 августа).
По данным Управления по энергетической информации США, в 2014 году страны ОПЕК суммарно заработали 730 миллиардов долларов от экспорта нефти, что на 11% меньше показателя 2013 года. Это самый низкий показатель с 2010 года. Главными сдерживающими факторами стали падение цен на нефть и сокращение объемов экспорта.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru