Номер п/п | Наименование показателя | Нормативное значение | Фактическое значение | |
на отчетную дату | на предыдущую отчетную дату | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) | 10.0 | 12.3 | 12.9 |
2 | Норматив достаточности собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежныхсредств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (Н1.1) | 0.0 | 0.0 | 0.0 |
3 | Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) | 15.0 | 82.3 | 60.4 |
4 | 50. 0 | 97.5 | 65.9 | |
5 | Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) | 120.0 | 75.8 | 100.0 |
6 | Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) | 25.0 | Максимальное: 18.5 Минимальное : 6.2 | Максимальное: 11.6 Минимальное : 6.5 |
7 | Норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7) | 800.0 | 269.0 | 271.4 |
8 | Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1) | 50.0 | 0.0 | 0.0 |
9 | Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1) | 3.0 | 1.2 | 1.0 |
10 | Норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (Н12) | 25. 0 | 0.0 | 0.0 |
11 | Норматив соотношения суммы ликвидных активов сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней к сумме обязательств РНКО (Н15) | |||
12 | Норматив ликвидности небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление Переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (Н15.1) | |||
13 | Норматив максимальной совокупной величины кредитов клиентам — участникам расчетов на завершение расчетов (Н16) | |||
14 | Норматив предоставления РНКО от своего имени и за свой счет кредитов заемщикам, кроме клиентов — участнивов расчетов (Н16.1) | |||
15 | Норматив минимального соотношения размера ипотечного покрытия и объема эмиссии облигаций с ипотечным покрытием (Н18) |
О выполнении СКБ-банком обязательных нормативов Центрального банка России
О выполнении СКБ-банком обязательных нормативов Центрального банка России рассказывает Олег Морозов, директор Департамента учета и отчетности СКБ-банка.По состоянию на 1 мая 2006 года норматив достаточности собственных средств (капитала) (Н1) успешно выполняется СКБ-банком, на 10% превышая минимально допустимый уровень. Это свидетельствует о том, что собственного капитала у банка достаточно для дальнейшего развития и увеличения активов.
Норматив мгновенной ликвидности (Н2) также выполняется СКБ-банком с большим «запасом», что свидетельствует о высоком уровне платежеспособности банка, обеспеченном наличием высоколиквидных активов: денежных средств в кассе и банкоматах, остатков на корсчете в Центральном банке, вложений в госбумаги и прочего. Нормативы текущей и долгосрочной ликвидности (Н3 и Н4) также выполнены с существенным резервом относительно предельного значения, установленного ЦБ РФ.
Устойчиво выполняется норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), банк его постоянно контролирует путем установления лимитов задолженности. При этом банк удовлетворяет интересы крупных заемщиков и контролирует степень концентрации кредитных рисков.
Уверенно выполняется норматив по крупным кредитным рискам (Н7), куда включаются все кредиты и другие требования, в сумме превышающие 5% от величины собственных средств: данный показатель СКБ-банка в 2 раза ниже, чем установленный ЦБ РФ уровень.
Подобным образом СКБ-банком выполняются все нормативы ЦБ. В банке существуют специальные процедуры управления активами и пассивами, кредитными рисками, что позволяет ежедневно выполнять все обязательные нормативы.
Устойчивое выполнение обязательных нормативов Банка России свидетельствует о низком уровне принимаемых на себя рисков, что обуславливает высокую степень надежности СКБ-банка.
Последние новости о Центробанке или ЦБ РФ и его сотрудниках
Центральный банк Российской Федерации был учрежден в 1990 году под названием «Государственный банк РСФСР». Упразднение в конце следующего года государственных структур СССР в связи с образованием СНГ делает ГБ РСФСР правопреемником Госбанка СССР со всем его имуществом, пассивами и активами на территории Российской Федерации, а также функциями по эмиссии и определению курса рубля.
В 1992 году он получил название «Центральный Банк Российской Федерации (Банк России)». В это время ЦБ работал над укреплением коммерческого банковского сектора РФ, способствуя созданию широкой сети коммерческих банков путем коммерциализации филиалов спецбанков. Тогда же он разработал систему надзора за коммерческой деятельностью кредитных организаций с позиции закона и финансовой нормативности принимаемых им решений, а также создал регламент проведения валютных операций. В рамках реализации денежно-кредитной политики Банк России в качестве агента Министерства финансов РФ активно участвовал в организации российского рынка ГКО, принимая участие в их обслуживании, а также выполняя дилерские и контролирующие функции.С целью смягчения последствий системного экономического кризиса 1998 года, финансового оздоровления системообразующих банков и поддержания банковской ликвидности Центральный банк Российской Федерации запустил механизм рефинансирования банков, выводя при этом с фондового рынка России несостоятельные кредитные организации путем отзыва у них лицензий.
Для обеспечения реализации комплекса мер, касающихся прозрачности, достоверности и полноты публикуемой банковской информации, в 2003 году ЦБ РФ приступил к внедрению международных стандартов в систему российского банковского надзора и пруденциальной отчетности. Целью этого проекта является системный и долгосрочный анализ реального финансового состояния банков в свете установленных законом положений безопасного функционирования, раскрытие информации о реальных владельцах кредитных организаций, повышение требований к должностным лицам банковской сферы и их деловой репутации, ограничение рисков коммерческих банков путем введения обязательных экономических нормативов, установление ответственности банков за нарушение пруденциальных норм.
Одновременно Банк России предпринимает действия, направленные на расширение круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные жилищные кредиты. Им проводятся обследования по ипотечному кредитованию, определяются обязательные нормативы для кредитных организаций – эмитентов облигаций с ипотечным покрытием.
В 2008 году в связи с обострением мирового финансового кризиса Центральный банк РФ направил свои усилия на предотвращение массового банкротства российских банков, неоднократно снижая нормативы обязательных банковских резервов, расширяя перечень активов, принимаемых им под залог рефинансирования банков, вводя систему беззалоговых кредитов кредитным организациям др. Благодаря принятым мерам массовое банкротство в банковском секторе было прекращено.
Сегодня, в условиях финансовой нестабильности, Центральный банк РФ приоритетом своей кредитно-денежной политики ставит обеспечение ценовой стабильности, используя режим таргетирования инфляции. В среднесрочной перспективе им поставлена цель снижения инфляции к 2017 году до 4%.
Банк России установит обязательные нормативы банков с базовой лицензией
Банк России предполагает установить ряд обязательных нормативов банков с базовой лицензией — достаточности собственных средств (капитала), достаточности основного капитала, текущей ликвидности, максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и максимального размера риска на связанное с банком с базовой лицензией лицо (группу связанных с банком с базовой лицензией лиц).
Проект подготовленной ЦБ инструкции «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией» размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Нормативы являются показателем устойчивости банка. Проектом инструкции устанавливается минимально допустимое числовое значение норматива достаточности собственных средств (Н1.0) в размере 8 процентов. Норматив отражает минимальную величину собственных средств банка, то есть созданных банком фондов за счет прироста стоимости имущества, части резерва на возможные потери, прибыли текущего года, субординированных кредитов, прибыли прошлого года до аудиторского заключения, необходимую для покрытия рисков невозврата кредитов и снижения рыночной стоимости активов банка.
Норматив достаточности основного капитала (Н1.2) устанавливается в размере 6 процентов. Данный показатель отражает способность банка покрыть риски за счет основного капитала, то есть из акционерного капитала, открытых резервов, доходов от продажи обыкновенных акций сверх их номинальной стоимости и нераспределенного остатка прибыли.
Минимально допустимое числовое значение норматива текущей ликвидности (Н3) устанавливается в размере 50 процентов. Этот норматив текущей ликвидности определяет, какую долю от суммы ликвидных активов банка должны оставлять суммы обязательств банка по счетам до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней.
Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) устанавливается в 100 процентов по отношению к различным видам заемщиков. Данный норматив определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику к собственным средствам банка.
Максимальный размер риска на связанное с банком с базовой лицензией лицо (группу связанных с банком с базовой лицензией лиц) (Н25) устанавливается в размере 20 процентов. Норматив отражает максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к связанному с банком лицу либо группы связанных с банком лиц к собственным средствам банка.
Соблюдать установленные инструкцией обязательные нормативы банки обяжут ежедневно.
С 1 июня 2017 года вступили в силу изменения в законодательство, регулирующее банковскую деятельность. В течение 2018 года будет действовать переходный период, во время которого банки получат новые лицензии — универсальную либо базовую. Банки с универсальной лицензией смогут совершать все предусмотренные законодательством виды банковских операций. Банки с базовой лицензией будут иметь ограничения. В частности, они не смогут размещать привлеченные от клиентов средства, используя прямые сделки с иностранными юрлицами и физлицами, открывать корсчета в иностранных банках, смогут совершать сделки только с ценными бумагами, включенными в котировальный список первого (высшего) уровня и иными ценными бумагами, соответствующими требованиям Банка России.
Также для банков двух видов установлены разные требования по величине уставного капитала и собственных средств.
Как предполагается, банки с базовой лицензией будут обслуживать малый и средний бизнес и физических лиц.
Роль обязательных экономических нормативов ЦБ РФ в деятельности кредитных организаций
В данной статье выявлена значимая роль выполнения обязательных экономических нормативов кредитными организациями. Проанализирована надежность и платежеспособность банков, опираясь на их выполнение нормативных показателей Банка России. Отмечены важные цели банковского регулирования и банковского надзора, их главная роль и необходимость в банковской сфере. Выдвинута позиция, которая позволит сделать кредитные организации стабильными и надежными для вкладчиков и кредиторов.
На сегодняшний день в России еженедельно происходит отзыв лицензий у банков, а также их закрытие. Хотелось бы отметить, что у многих из них это происходит из-за несоблюдения обязательных нормативов.
Что же такое обязательные нормативы Центрального банка РФ? Итак, начнем с определения. Обязательные нормативы ЦБ РФ — ряд показателей деятельности банков, вычисляемых определенным способом, которые должны соблюдаться каждым зарегистрированным, и осуществляющим свою деятельность на территории России, банковским учреждением [4, 12].
К одной из основных задач банковского надзора относится проверка соблюдения экономических нормативов. Обязательные нормативы обязательны для исполнения всеми банковскими организациями, которые закреплены в законодательных документах, а именно Инструкциях Банка России [3].
Отметим, что необходимо для того, чтобы считаться надежной стабильной кредитной организацией, важно следующее: не допускать неуплаченных штрафов, недовзносов, а также не иметь просроченных денежных обязательств [2]. Так, например, при выборе размещения депозита, простому клиенту банка необходимо понимать суть и анализ обязательных нормативов для коммерческих банков для того, чтобы заранее выявить и отметить для себя проблемные банки.
Для того, чтобы проанализировать надежность банка, опираясь на выполнение ими обязательных нормативов, необходимо следующее:
‒ провести сравнение выполнения текущих обязательных нормативов с прошлым годом, кварталами, с предыдущими месяцами т. е. провести анализ динамики. Тревожный сигнал, если обязательные нормативы приближаются к своему пороговому значению, или совсем ухудшаются, а вот ситуация наоборот в норме, если тенденции нет или происходит отдаление от порогового значения.
‒ провести анализ не только внутри одного интересующего банка, но и сравнить выполнение нормативов Банка России с выполнением другими банками, так как ситуация с выполнением обязательных нормативов может ухудшаться не конкретно у одного банка, а по всей банковской системе в целом, поэтому необходимо выявить в каких кредитных организациях происходит это быстрее, значит они будут находиться в зоне риска, а те, у которых медленнее — менее подвержены риску.
Хотелось бы выделить главные и, на наш взгляд, важные цели банковского надзора и банковского регулирования, так к ним относятся: защита интересов кредиторов и вкладчиков, а также поддержание стабильности банковской системы РФ.
Центральные банки развитых стран осуществляют функции регулирования и надзора. Одной из трех основных целей Банка России также является регулирование банковской системы. Необходимость банковского регулирования и банковского надзора определяются принципами банковского нрава и сущностью кредитной организации [1].
Во-первых, кредитные организации по своему значению отличаются от всех других организаций, ведь они используют в обороте не свои средства, а чужие деньги вкладчиков и различных организаций. Поэтому они обязаны соблюдать соотношение между размещенными и привлеченными средствами по объему и по срокам. Иначе несоблюдающие кредитные организации могут стать неплатежеспособными, финансово-неустойчивыми и неустойчивыми. А ведь это создает риск для кредиторов и вкладчиков кредитной организации, а также ее многочисленных клиентов. Рассмотрим неблагоприятное развитие ситуации, могут пострадать и те кредитные организации, имеющие корреспондентские счета в неустойчивой кредитной организации. А ведь тогда могут возникнуть системные риски для всех кредитных организаций. Для того, чтобы этого избежать и минимизировать риски, с помощью законодательства и нормативных актов ЦБ РФ осуществляется банковский надзор и банковское регулирования [5].
Во-вторых, и это самое главное, банковские клиенты не имеют возможности в получении истиной информации о финансовом положении кредитной организации, с которой они планируют заключать договоры. Ведь клиентам не доступен для гласного просмотра бухгалтерский учет кредитной организации, который не так-то прост для восприятия без специальных знаний. Даже специализированным инспекторам и профессиональным аудиторам Банка России зачастую бывает нелегко разобраться в балансах и в совершенстве изучить все тонкости финансовой деятельности банков.
Как известно, своих средств у кредитных организаций неизмеримо меньше, банки работают с чужими денежными средствами, которыми они активно пользуются и дорожат, именно поэтому они чувствительны к распространению негативной информации.
Кредитная организация скрывает от всеобщего обозрения свои недостатки и никогда и никому не станет сообщать негативную информацию, это очевидно, ведь если клиенты будут подвержены панике, которая приведет к снятию их средств со счетов банков, так ни один банк не останется платежеспособным. Информацией может владеть только Центральный банк, только ему федеральный закон предоставил права и обязанности органа банковского надзора — это и есть регулятор банковской и денежной системы, и то не всегда, как показывает практика [5].
В-третьих, многие граждане вынуждены пользоваться банковскими услугами и продуктами, они могут иметь недоверие к кредитным организациям, но при этом они вынуждены заключать с ними договоры, так, например, участники зарплатных проектов, а также различные фирмы, которые используют ограничения при использовании наличных денежных средств в проведении платежей. Правда, практика говорит о том, что даже Центральный Банк России порой неумышленно, но пропускает недостоверную отчетность, не видит мошеннические действия банкиров, а ведь они еще до отзыва лицензии у банка успевают вывести активы на несуществующие фирмы, а потом и окончательно выводят их за рубеж. Таких фактов можно привести множество, ведь они широко известны.
Текущие проблемы надзора за деятельностью кредитных организаций порождены недостатками самой модели российского банковского сектора, ориентированной на экстенсивное развитие. Проблемы ведения банковского бизнеса, обусловленные различными факторами, лежащими как вне, так и внутри банковского сектора, негативно сказываются на конкурентоспособности российских кредитных организаций.
Работа по совершенствованию банковского надзора требует повышенного внимания в первую очередь к уже имеющимся проблемным аспектам в деятельности кредитных организаций. Выход российских банков на мировой конкурентный уровень должен сопровождаться приведением в соответствие международным стандартам системы банковского регулирования и надзора.
На наш взгляд, банковский надзор и банковское регулирование необходимо улучшать. Одним из выходов затронутой проблемы, можно было бы воспользоваться примером некоторых стран, у которых создан орган банковского надзора, независящий от Банка России. Предположим, Банк России по-прежнему остается регулятором банковской деятельности и банковской системы, а вот надзор за банковской деятельностью поручено осуществлять специальному отдельному органу. Возможно, предложенное нами в данной статье поможет улучшить ситуацию и сделать банки гораздо надежнее, платежеспособнее и комфортнее для вкладчиков, кредиторов и других банковских клиентов.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — ст. 15.26
- Федеральный закон № 395–1 от 02.12.1990 (ред. от 31.12.2017) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 05.02.1996. — № 6. — ст. 492.
- Инструкция Банка России № 180-И от 28 июня 2017 «Об обязательных нормативах банков» (с изменениями и дополнениями)
- Завгородняя Т. В. Экономические нормативы Банка России и их роль в деятельности коммерческих банков: Монография / Завгородняя Т. В. — Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. — 92 с.
- Финансовый директор. Практический журнал по управлению финансами компании. [Электронный ресурс] URL: https://fd.ru/
Обязательные нормативы для банков с базовой лицензией и банков с универсальной лицензией
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом № 92-ФЗ с 2018-го года начинается переходный период сроком в один год, в течение которого банки должны будут определиться в какой категории они намерены работать – как банки с базовой лицензией или как банки с универсальной лицензией. С момента вступления в силу закона № 92-ФЗ и до момента получения новой лицензии все ныне действующие банки признаны «банками с универсальной лицензией». В настоящее время ЦБ РФ готовит нормативные акты, которые будут регулировать деятельность банков разных типов, и, в частности, подготовлены проекты Инструкций об обязательных нормативах.
Проект Инструкции об обязательных нормативах для банков с базовой лицензией устанавливает пять обязательных нормативов: Н1.0 (норматив достаточности собственных средств), Н1.2 (норматив достаточности основного капитала), Н3 (норматив текущей ликвидности), Н6 (норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков) и Н25 (норматив максимального размера риска на связанное с банком с базовой лицензией лицо / группу связанных с банком с базовой лицензией лиц).
Банки с базовой лицензией будут обязаны соблюдать данные обязательные нормативы ежедневно. Минимально допустимые значения для нормативов Н1.0, Н1.2, Н3, а также максимально допустимое числовое значение норматива Н25 останутся прежними, действующими для всех банков. Максимально допустимое значение норматива Н6 снижено с 25% до 20%, что ограничит возможности банков по величине риска на одного заемщика.
Проект Указания о внесении изменений в Инструкцию № 180-И «Об обязательных нормативах банков» предусматривает, что она будет касаться только банков с универсальной лицензией.
Обучаясь на курсе «Банковское дело: 15 шагов к успеху»,
Вы узнаете, какие есть обязательные нормативы,
зачем они введены и какое значение для банков они имеют.
Эксперт о запрете экспорта бензина: «Как разовая акция – правильная мера» | Москва
Биржевые цены на бензин растут пятую неделю подряд
МОСКВА, 23 июля, ФедералПресс. Глава Минэнерго Николай Шульгинов заявил о том, что из-за рекордного подорожания топлива на бирже на следующей неделе в России могут запустить процесс запрета на экспорт бензина. Вице-президент независимого топливного союза Дмитрий Гусев уверен, что в данной ситуации решение правительства является верным.
«Как разовая акция возможное решение правительства о запрете экспорта – это относительно правильная мера, потому что она заставит все компании, особенно частные нефтяные компании, увеличить внимание к внутреннему рынку и обеспечить внутренний рынок в достаточном объеме», – рассказал Гусев.
По данным правительства, топливо дорожает на бирже пятую неделю подряд, с начала года общий рост биржевых цен на бензин составил около 30%. Кроме запрета экспорта, правительство обсуждает возможность увеличить биржевые нормативы до 15% и соглашение с нефтяниками об объемах и ценах на опт.
В Минэнерго отмечают, что розница никак не пострадает от роста цен на бирже: подорожание сдерживает демпфирующий механизм. При этом, согласно прогнозам ведомства, уже к концу июля биржевые цены должны стабилизироваться (это связано с окончанием плановых ремонтов нефетеперерабатывающих заводов).
То, что рост биржевых цен не влияет на розницу, подтверждают и данные Росстата: за предыдущую неделю цена литра бензина увеличилась всего на 8 копеек, дизтоплива – на 6 копеек. Самое значительно подорожание зафиксировали в Чечне и Кабардино-Балкарии, но не более, чем на 1,6%, а в Тыве топливо даже снизилось в цене на 1%. Если за июнь производство бензина сократилось на 1,7%, то за первое полугодие в целом в годовом выражении оно увеличилось на 7,6%.
В то же время Гусев подчеркивает, что частные нефтяные компании должны сосредоточиться на внутреннем рынке. «Не может одна «Роснефть», которая более чем в два раза выполняет нормативы реализации на бирже обязательные, перевыполняет эти нормативы, голосовать и отвечать за весь внутренний рынок Российской Федерации», – поясняет он.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Правовой статус и функции | Банк России
Статья 75 Конституции Российской Федерации устанавливает особый правовой статус Центрального банка Российской Федерации, дает ему исключительное право выпускать валюту (часть 1), а также защищать рубль и обеспечивать его стабильность. что является его основной функцией (Часть 2). Статус, цели, функции и полномочия Банка России определены Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.
Согласно статье 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями Банка России являются: защита рубля и обеспечение его стабильности; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы, а также развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является его независимость, которая подразумевает, прежде всего, то, что Банк России является особым публично-правовым учреждением, обладающим исключительным правом эмиссии валюты и организации ее обращения.Банк России не является органом государственной власти, но его полномочия, по сути, являются функциями органа государственной власти, поскольку их реализация предполагает использование государственного принуждения. Банк России выполняет функции и осуществляет предусмотренные полномочия. Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» независимо от федеральных органов государственной власти, региональных властей и органов местного самоуправления. Его независимый статус отражен в статье 75 Конституции Российской Федерации, статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Законодательные полномочия Банка России подразумевают его исключительное право издавать нормативные акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, региональными органами власти, органами местного самоуправления, а также всеми юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке». Российской Федерации (Банк России) »и иными федеральными законами. Согласно статье 104 Конституции Российской Федерации, Банк России не обладает полномочиями законодательной инициативы, но он участвует в законодательном процессе не только в силу издания собственных нормативных актов, но и в силу того, что проекты федеральных законов или нормативных актов федеральных органов исполнительной власти по вопросам выполнения Банком России своих функций должны быть внесены в Банк России для рассмотрения и утверждения.
Банк России — юридическое лицо. Его уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью. Тем не менее Банк России обладает как имущественной, так и финансовой независимостью. Он осуществляет свои полномочия по владению, использованию и управлению своим имуществом, в том числе международными резервами, в целях и в порядке, установленных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». На имущество Банка России нельзя наложить арест или обременение без его согласия, если иное не предусмотрено федеральным законом.Финансовая независимость Банка России означает, что он покрывает свои расходы за счет собственных доходов. Банк России может защищать свои интересы в суде, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, равно как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если оно не приняло на себя такие обязательства или иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные учреждения и некредитные финансовые учреждения принимают на себя такие обязательства.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации). Федерации) и члены Совета директоров Банка России (по предложению Председателя Банка России, с согласия Президента Российской Федерации) направляют и отзывают своих представителей в Национальном финансовом совете в пределах своих полномочий. квота и рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовые отчеты Банка России и принимает по ним решения.По предложению Национального финансового совета Государственная Дума может принять решение о проведении Счетной палатой Российской Федерации проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием представителей Банка России, а также заслушивает отчеты Председателя Банка России о деятельности Банка России в ходе представление годовых отчетов и руководящих принципов единой государственной денежно-кредитной политики.
Функции Банка России
Банк России выполняет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. законы. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации основной функцией Банка России является защита рубля и обеспечение его стабильности; Банк России является единственным эмитентом валюты.В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России выполняет следующие функции:
№- совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
- в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильного функционирования финансового рынка Российской Федерации;
- — единственный эмитент наличных денег и организатор наличного денежного обращения; №
- утверждает графическое изображение рубля как знака валюты;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций и организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
- осуществляет надзор и надзор за национальной платежной системой;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- управляет бюджетными счетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, путем осуществления расчетов от имени уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных государственных фондов, на которые возложена задача организации исполнение и исполнение бюджетов;
- эффективно управляет международными резервами Банка России; №
- принимает решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдает банковские лицензии кредитным организациям, приостанавливает и аннулирует их;
- принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов; №
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; №
- осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью небанковских финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
- регистрирует выпуски эмиссионных ценных бумаг, проспекты ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;
- осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
- осуществляет регулирование, контроль и надзор в области корпоративных отношений в акционерных обществах;
- осуществляет от своего имени или от имени Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных операций, необходимых для выполнения Банком России своих функций;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- устанавливает порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, юридическими и физическими лицами;
- утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и небанковских финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения. для его применения;
- утверждает план счетов бухгалтерского учета небанковских финансовых организаций и порядок его применения;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- участвует в составлении прогноза платежного баланса Российской Федерации;
- участвует в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
- составляет платежный баланс Российской Федерации, международную инвестиционную позицию Российской Федерации, статистику внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российская Федерация и прямые инвестиции РФ за рубежом;
- для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиции в РФ и прямые инвестиции РФ за рубежом разрабатывает самостоятельно и утверждает статистическую методологию, список респондентов, формы федерального статистического наблюдения, порядок и формы сбора и представления респондентами первичных статистических данных. по этим формам;
- анализирует и прогнозирует состояние экономики России, публикует соответствующие материалы и статистические данные; №
- осуществляет выплаты Банка России по депозитам населения в банках-банкротах, не охваченных системой обязательного страхования вкладов, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом;
- является депозитарием средств МВФ, номинированных в рублях, и проводит операции и сделки, предусмотренные Статьями соглашения МВФ и соглашениями, заключенными с МВФ; №
- осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
- защищает права и законные интересы акционеров и инвесторов на финансовых рынках, держателей страховых полисов, застрахованных лиц и бенефициаров, признанных таковыми в соответствии с законодательством о страховании, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и участников не -государственные пенсионные планы;
- организует предоставление услуг по передаче электронных сообщений о финансовых операциях;
- совместно с Правительством РФ реализует мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения и малых и средних предприятий РФ;
- в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации разрабатывает и реализует политику повышения финансовой доступности физических лиц и малых и средних предприятий Российской Федерации;
- выполняет другие функции в соответствии с федеральными законами.
Да Нет
Последнее обновление: 02.04.2021
Банковское законодательство | Банк России
Банковское законодательство — отрасль права, представляющая собой систему нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2012 г.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России), Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1. , «О банках и банковской деятельности», а также других федеральных законов и нормативных актов Банка России.
Пункт g статьи 71 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии и основ ценовой политики.Это положение означает, что правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться только на федеральном уровне.
Часть 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип независимости Банка России от других государственных органов при выполнении своей основной функции по защите рубля и обеспечению его стабильности.
Закон о Банке России закрепляет принцип независимости Банка России, согласно которому Банк России осуществляет функции и полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации и Законом о Банке России, независимо от других федеральных органов власти. государственная власть, региональные власти и органы местного самоуправления.
Закон о Банке России устанавливает правовой статус Банка России, размер его уставного капитала, порядок создания Национального банковского совета и органов управления и их основные функции; регулирует взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и местного самоуправления, отношения Банка России с кредитными организациями; изложены принципы организации безналичных расчетов и наличного денежного обращения; устанавливает принципы проведения денежно-кредитной политики и определяет ее инструменты; перечисляет операции и сделки Банка России; устанавливает полномочия в области банковского регулирования и надзора, а также формулирует принципы организации Банка России, его подотчетности и аудита.
Статья 4 Закона о Банке России перечисляет функции, выполняемые Банком России.
Статьей 7 Закона о Банке России установлено, что по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, Банк России издает в виде постановлений, постановлений и инструкций нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами власти. государственная власть, региональные власти, органы местного самоуправления и все юридические и физические лица. За некоторыми исключениями, нормативные правовые акты Банка России подлежат регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.Помимо издания собственных нормативных правовых актов, Банк России принимает активное участие и в других формах законодательного процесса, поскольку в соответствии с законом разрабатываются проекты федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся деятельности Банка. России его функций представить на рассмотрение и утверждение в Банк России.
Еще одним базовым федеральным законом, регулирующим банковскую деятельность, является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», который определяет основные термины, используемые в правовом регулировании банковской деятельности, такие как «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация». , «Банковская группа» и др.
Настоящий Федеральный закон определяет составные части банковской системы Российской Федерации, перечисляет банковские операции и другие операции, описывает специфику операций кредитной организации на рынке ценных бумаг, а также устанавливает порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, а также порядок открытия кредитной организации. филиалы и представительства. Он формулирует принципы взаимоотношений между кредитными учреждениями и их клиентами, а также между кредитными учреждениями и государством, перечисляет основания для отзыва банковской лицензии, устанавливает принципы обеспечения устойчивости кредитных учреждений, устанавливает режим банковской тайны и антимонопольные ограничения для кредитных организаций и изложены принципы организации сберегательного бизнеса в Российской Федерации.
Принятие Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон о несостоятельности) стало крупным шагом на пути построения в России цивилизованной кредитной организации. система несостоятельности (банкротства), соответствующая общепринятым международным стандартам.
Закон о несостоятельности устанавливает порядок проведения мероприятий по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, признания кредитных организаций неплатежеспособными (банкротами) и их последующей ликвидации.Отношения, связанные с предупреждением несостоятельности (банкротства) кредитной организации, не урегулированные Законом о несостоятельности, регулируются иными федеральными законами и нормативными актами Банка России, изданными во исполнение этих законов. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитной организации, не урегулированные Законом о несостоятельности, регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и нормативными актами Банка России по делам предусмотренных Законом о несостоятельности.
Согласно Закону о несостоятельности кредитная организация считается неспособной удовлетворить материальные требования кредиторов и (или) произвести обязательные платежи, если она не исполнила эти обязанности в течение 14 дней после наступления срока их погашения и (или) стоимости кредита кредитной организации. имущества (активов) недостаточно, чтобы оно могло выполнять свои обязательства перед кредиторами и (или) производить обязательные платежи.
В Законе о несостоятельности особое внимание уделяется мерам предотвращения банкротства, проводимым до отзыва банковской лицензии.Эти меры заключаются в следующем:
- финансовое оздоровление кредитной организации;
- о назначении временной администрации кредитной организации;
- о реорганизации кредитной организации.
Правовое регулирование системы мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Доходы и финансирование терроризма »(далее — Закон о борьбе с отмыванием денег).
Закон о борьбе с отмыванием денег содержит критерии для объема операций, подлежащих обязательному контролю, перечисляет эти операции и определяет организации, проводящие операции с деньгами или другим имуществом, которые должны информировать уполномоченное агентство об этих операциях, в том числе кредитные учреждения, среди прочего. .
Принимая во внимание, что отмывание капитала может осуществляться разными способами, эти организации должны проводить внутренний контроль для выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и других операций с деньгами или другим имуществом, в отношении которых у этих организаций есть подозрение, что эти операции проводятся с целью отмывания денег или финансирования терроризма.
Закон о борьбе с отмыванием денег также устанавливает, что предоставление в уполномоченный орган информации и документов организациями, осуществляющими операции с деньгами или иным имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебных, банковских, налоговых или коммерческая тайна.
Закон о борьбе с отмыванием денег был принят в соответствии с Конвенцией об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, подписанной в Страсбурге, Франция, и ратифицированной Федеральным законом No.62-ФЗ от 28 мая 2001 г.
Для повышения доверия населения к банковской системе, стимулирования роста организованных сбережений и снижения рисков, принимаемых банками при формировании долгосрочной ресурсной базы, в России был принят Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании. вкладов физических лиц в российских банках ».
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц (далее — система страхования вкладов), устанавливает компетенцию и порядок создания организации, выполняющей функции обязательного страхования вкладов ( далее — Агентство по страхованию вкладов), устанавливает порядок выплаты компенсаций по вкладам и регулирует отношения между банками, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и федеральными органами исполнительной власти в рамках системы страхования вкладов.
Настоящий Федеральный закон определяет следующие основные принципы построения и функционирования системы страхования вкладов:
- участие в системе страхования вкладов для банков обязательно;
- система страхования вкладов служит для снижения риска неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае невыполнения банками своих обязательств;
- система страхования вкладов прозрачна;
- Фонд страхования вкладов аккумулирует регулярные страховые взносы банков, участвующих в системе страхования вкладов.
Существует два страховых случая, когда физическое лицо имеет право на получение компенсации по депозиту от Агентства по страхованию вкладов:
- об отзыве (аннулировании) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;
- о введении Банком России в соответствии с действующим федеральным законодательством запрета на удовлетворение требований кредиторов банков.
Федеральный закон №96-ФЗ от 29 июля 2004 г. «О платежах Банка России по депозитам физических лиц в банках-банкротах, не охваченных системой обязательного страхования вкладов», явилось логическим дополнением к системе страхования вкладов, созданной в России.
Поскольку создание системы страхования вкладов создало риск финансовой нестабильности для банков, не присоединившихся к этой системе, в результате потери доверия клиентов и инвесторов и возможного оттока депозитов в участвующие банки, действие настоящего Федерального закона расширилось. для вкладчиков банков, не являющихся членами, гарантии, аналогичные гарантиям вкладчиков банков-членов.Согласно закону, компенсация вкладчикам банков, не являющихся членами, выплачивается из средств Банка России.
Таким образом, принятие данного Федерального закона стало важным шагом на пути повышения доверия к банковской системе в целом.
В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики и стабильности российского валютного и внутреннего валютного рынка, которые являются факторами экономического прогресса страны и успешного международного экономического сотрудничества, в России принят Федеральный закон от 25.07.2012 г.173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании).
Закон о валютном регулировании определяет валютные операции. Кроме того, он разделяет полномочия федерального правительства и Банка России по регулированию валютных операций.
С 1 января 2007 г. введены ограничения на операции с иностранной валютой между резидентами и нерезидентами (требования о том, чтобы такие операции проводились через специальные счета и чтобы определенная сумма денег была депонирована при проведении операций с иностранной валютой, запрет на покупку внутренние ценные бумаги за иностранную валюту, предварительная регистрация резидентского счета (вклада), открытого в банке за пределами России, и обязательная продажа части валютной выручки) были отменены.
Резиденты и нерезиденты теперь могут производить расчеты по операциям с отечественными и иностранными ценными бумагами в рублях и иностранной валюте.
В то же время Закон о валютном регулировании (статья 11) сохраняет требование о том, чтобы иностранная валюта и чеки, включая дорожные чеки, выраженные в иностранной валюте, покупались только через уполномоченные банки.
Для стимулирования внутреннего валютного рынка и предотвращения бегства капитала из России Закон о валютном регулировании сохраняет требование для резидентов репатриировать иностранную и национальную валюту (статья 19).
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» играет важную роль в налаживании кредитных отношений и построении современной экономики.
Целью настоящего Федерального закона является создание и узаконивание условий для сбора, обработки, хранения и раскрытия кредитными бюро информации о том, как заемщики выполняют свои обязательства по кредитным (кредитным) договорам, предоставление кредиторам и заемщикам большей защиты за счет сокращения общей кредитной истории. рискуют и повышают эффективность кредитных организаций.
Федеральный закон «О кредитных историях» разработан, чтобы позволить банкам сократить расходы при оценке кредитоспособности своих заемщиков и, как следствие, снизить стоимость кредитов, которые они предоставляют.
Важную роль в реализации настоящего Федерального закона играет Банк России, подразделение которого — Центральный каталог кредитных историй — выполняет функцию единого информационного центра, бесплатно информирующего пользователей, в каких бюро кредитных историй они могут найти информацию о кредитных историях. индивидуальный составитель кредитной истории.
Помимо заемщиков, кредиторов и Центрального каталога кредитных историй, кредитные бюро участвуют в обмене информацией о том, как заемщики выполняют свои обязательства перед кредиторами.
Основной задачей кредитных бюро является сбор информации, характеризующей платежную дисциплину заемщика в отношении исполнения кредитных (кредитных) договоров, и в конечном итоге эта информация формирует кредитные истории юридических и физических лиц, которые впоследствии могут быть переданы в лица, получившие разрешение на получение кредитного отчета для заключения ссудного (кредитного) договора.
руб. | Управление денежными средствами
Приведенная ниже информация была создана в информационных целях. Мы рекомендуем всегда согласовывать приведенную ниже информацию с вашим получателем перед отправкой платежей в рублях. Если вы не можете указать информацию ниже в правильных полях, используйте поле 70.
Платежи в российских рубляхОбязательно для направления платежа:
Стандартная возможность:
Российский БИК-код (9 цифр) (поле 57, строка 1)
Номер счета получателя (20 цифр) (поле 59)
Только при использовании российского BIK-кода: название банка-получателя или номер счета в центральном банке (20 цифр) (поле 70)
2-я возможность :
Поскольку не все российские банки имеют выделенный BIC, мы рекомендуем использовать стандартный подход, упомянутый выше.
Обязательное нормативное требование:
Имя получателя (поле 59)
Код ВО, см. Приложение II (ВО + 5 цифр) (поле 70)
Назначение платежа: свободный текст (поле 70)
ИНН / КИО / ИНН получателя. ИНН0 необходимо указать в случае отсутствия кода у получателя. (ИНН: 10 цифр, ИНН индивидуальный: 12 цифр, КИО: 5 цифр) (поле 70)
Особые рекомендации по уплате налогов (помимо вышеперечисленных требований):
Приведенная ниже информация о налоговых платежах является стандартной обязательной информацией и предоставляется налоговой службой России.В зависимости от типа налога, подлежащего уплате, запрашиваемая информация от налоговой службы России может незначительно отличаться. В этом случае, пожалуйста, следуйте инструкциям налоговой службы России.
Код КПП получателя (поле 70).
Структура должна иметь вид INNxxx.KPPyyyСтатус отправителя (поле 70)
«26Т:» + статус налогоплательщика. Пример: 26T: S01UIP / UIN. Может быть «0» (поле 70)
/ UIP / 0Код КБК (поле 77B)
/ N4 / 12345678912345678912Код ОКТМО (поле 77Б)
/ N5 / 12345678Платежная база.Может быть «0» (поле 77B)
/ N6 / 0Расчетный период базовый. Может быть «0» (поле 77B)
/ N7 / 0Номер документа. Может быть «0» (поле 77B)
/ N8 / 0Дата документа. Может быть «0» (поле 77B)
/ N9 / 0
Комментарий: вся вышеуказанная информация, которая может иметь значение «0», также может быть опущена при платеже, если информация не была запрошена в качестве обязательной в налоговой службе России.
Платежи в рублях за пределами РоссииОбязательно для направления платежа:
БИК банка-корреспондента со стороны получателя (поле 56А)
Номер счета банка-получателя в его банке-корреспонденте . Vostro, только цифры без пробелов и дефисов. Эту информацию можно получить через SSI или через вашего получателя. (20 цифр) (поле 57А, строка 1)
БИК банка получателя (поле 57А, строка 2)
Номер счета получателя (поле 59, строка 1, предпочтительный вариант F)
Обязательные нормативные требования:
Имя получателя (поле 59, строка 2, предпочтительный вариант F)
Код ВО, см. Приложение II (ВО + 5 цифр) (поле 70)
Назначение платежа (поле 70)
Центральный банк России рекомендует компаниям раскрывать повестку дня ESG
Внешний вид штаб-квартиры Центрального банка России в Москве, Россия, 29 марта 2021 года.Вывеска гласит: «Банк России». REUTERS / Максим Шеметов
МОСКВА, 19 июля (Рейтер) — Центральный банк России посоветовал отечественным компаниям раскрыть свои экологические, социальные и управленческие программы (ESG) и оценить связанные с ними риски, заявило в понедельник, добавив, что неспособность своевременно идентифицировать ESG проблемы могут вызвать убытки.
Спрос на активы ESG растет во всем мире, поскольку компании, которые хорошо справляются с целым рядом вопросов, от изменения климата до разнообразия советов директоров, считаются более выгодными долгосрочными инвестициями, чем компании, отставшие в этих областях.подробнее
Центральный банк заявил, что «рекомендовал» российским компаниям раз в год раскрывать информацию о соответствии ESG и оценивать риски, связанные с глобальной программой ESG, либо в своих годовых отчетах, либо иным образом.
«Важно оценить риски, связанные с ESG, поскольку существует высокая вероятность того, что они могут со временем трансформироваться в финансовые риски», — говорится в заявлении центрального банка.
Другие центральные банки по всему миру, в том числе Бразилия, получившая похвалу от рейтингового агентства Fitch за свою политику ESG, также изучают потенциальные риски для финансовой стабильности, возникающие из-за несоблюдения требований устойчивого развития.
Россия, один из крупнейших мировых производителей нефти и газа, хочет, чтобы ее общие чистые выбросы парниковых газов были ниже, чем в Европейском Союзе, в течение следующих 30 лет, и планирует к 2025 году сделать свой тихоокеанский остров Сахалин, богатый ископаемым топливом, углеродно-нейтральным. Подробнее
Россия также рассматривает возможность выпуска государственных «зеленых облигаций», быстрорастущей категории ценных бумаг с фиксированным доходом, которые привлекают капитал для проектов с экологическими выгодами, поскольку ряд отечественных компаний уже опробовали этот инструмент.подробнее
Российский центральный банк отдельно сообщил в комментариях, отправленных по электронной почте, что рекомендации могут стать требованиями в какой-то момент позже и после того, как будут установлены глобальные правила раскрытия информации ESG. Он не сказал, когда это может произойти.
Репортаж Кати Голубковой Дополнительный репортаж Елены Фабричной Редакция Сьюзан Фентон
Наши стандарты: принципы доверия Thomson Reuters.
Российская Федерация | IFAC
Счетная палата России (АКР)
АКР была создана в 1995 году как некоммерческое объединение с добровольным членством профессиональных бухгалтеров с целью представлять интересы своих членов, способствовать развитию корпоративного финансового права. репутация в Российской Федерации, повышение престижа профессии и поддержка ее членов в их профессиональной деятельности, среди прочего.В 2009–2017 гг. АКР являлась аккредитованной СРО аудиторов. До 2018 года ACR был ассоциированным членом IFAC.
Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПАР)
ИПАР — единственный ПАО бухгалтеров в России, созданный в 1997 году под эгидой Министерства финансов. Это некоммерческая ассоциация бухгалтеров, и ее основные функции заключаются в оказании помощи в развитии бухгалтерской профессии, организации и проведении обучения и сертификации бухгалтеров, а также в представлении и продвижении на национальном и международном уровнях интересов бухгалтерской профессии.IPAR выдает добровольные сертификаты профессионального бухгалтера, главного бухгалтера, налогового консультанта, среди прочего. В период с 2001 по 2015 гг. ИПАР был членом МФБ.
Российская коллегия аудиторов и бухгалтеров (RCA)
RCA была создана в июне 1992 года и включала в себя аудиторов, аудиторские фирмы, бухгалтеров, юристов и ИТ-специалистов. До 2017 года RCA была признанной СРО аудиторов, а после изменения статуса в 2017 году была реорганизована в PAO, объединяющую профессионалов бухгалтерского учета на добровольной основе.RCA предоставляет добровольные сертификаты внутреннего аудитора, внутреннего контролера и налогового консультанта. В период с 2008 по 2018 год RCA являлась ассоциированным членом IFAC.
Российский союз аудиторов (RUA)
RUA, до 2016 года известная как Московская аудиторская палата (МСА), была создана в 1992 году для объединения аудиторов и аудиторских фирм и представления интересов профессии. До 2020 года РУА являлась признанной СРО аудиторов, а впоследствии была реорганизована в ПАО, объединяющую профессионалов бухгалтерского учета на добровольной основе.RUA предлагает программы сертификации для внутренних аудиторов, помощников аудитора, бухгалтеров-криминалистов. RUA является ассоциированным членом IFAC с 2013 года.
Саморегулируемая организация ассоциации аудиторов « Содружество » (СРО ААС)
СРО ААС, до 2016 года известная как Некоммерческое партнерство — Аудиторское объединение «Содружество» создано приказом Минфина № 721 в 2009 году и по состоянию на 2020 год является единственным ПАО, признанным аккредитованным СРО аудиторов в России.Он состоит из аудиторов и аудиторских фирм, но также приветствует неаудиторских специалистов. Он является ассоциированным членом IFAC с 2014 года и членом Международной ассоциации бухгалтерского образования и исследований.
Россия — Меры по борьбе с COVID-19
Список стратегических компаний опубликован на сайте Правительства РФ
Особые меры господдержки могут получить стратегические компании:
- Состояние (через ВЭБ.РФ) гарантия по беспроцентной ссуде на поддержку трудоустройства: компания может получить беспроцентную ссуду на 6 месяцев в размере минимальной ежемесячной заработной платы на каждого сотрудника, если компания не сокращает штат и сохраняет людей занятыми
- Специальная субсидия по кредитам на оборотный капитал: государство субсидирует часть процентной ставки в размере «Ключевой ставки центрального банка» и предоставляет (через ВЭБ.РФ) государственную гарантию в размере 50% от суммы кредита.
- Отсрочка налогов, государственная гарантия и прямые субсидии для избранных стратегических компаний (Распоряжение Правительства РФ № 651)
Чтобы подать заявку на поддержку в соответствии с Директивой 651, компания должна:
- Быть российским юридическим лицом с долей прямого / косвенного участия иностранных юридических лиц не более 50%
- Нет просроченных налогов и аналогичных налоговых обязательств
- Пройти стресс-тест и проанализировать финансовое положение и прогноз
По результатам стресс-тестирования компании классифицируются по степени риска по корзинам: низкий риск, средний риск, высокий риск, чрезвычайно высокий риск
Компании, попавшие в две последние корзины, могут подать заявку на государственную поддержку и должны выполнить анализ финансового состояния и прогноз
Финансовый анализ
Компания, претендующая на господдержку, должна предоставить подробный прогноз движения денежных средств на ближайшие 2 года.Кроме того, он должен разработать план взыскания и оборачиваемости, а также стратегию реструктуризации долга.
По результатам анализа рассчитываются кассовые разрывы и требуемые размеры государственной поддержки
Процесс принятия решений
Заявка стратегической компании проходит 4 уровня проверки, в том числе подтверждение прогноза и финансового состояния ВЭБ.РФ.
5. Валютное регулирование в РФ / Санкт-Петербург.Бизнес-гид по Петербургу / ГОРОД Петербург / Путеводитель по Санкт-Петербургу, Россия
Валютное регулирование в Российской Федерации
5.1 Основные понятия
Система валютного регулирования Российской Федерации основана на предположении, что определенные валютные операции, предусмотренные Центральным банком Российской Федерации, могут осуществляться только при наличии лицензии, полученной от Центрального банка. Получение такой лицензии занимает от одного до нескольких месяцев и требует предоставления ряда документов.
Нарушение действующего порядка проведения валютных операций влечет штрафные санкции в виде взыскания 100% суммы операции в бюджет Российской Федерации.
Продажа товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту в Российской Федерации запрещена. Для совершения покупок иностранные физические лица могут обменять наличную валюту на рубли в специальных обменных пунктах.
5.2 Регулирование операций в валюте Российской Федерации
Российские юридические лица могут осуществлять неограниченные расчеты между собой в рублях.Российские юридические лица, участвующие в операциях с иностранными юридическими лицами в рублях, должны соблюдать порядок, установленный Центральным банком Российской Федерации, поскольку такие операции считаются валютными операциями.
Российские юридические лица обязаны осуществлять все экспортно-импортные операции, а также переводить рубли и рублевые ценные бумаги через границу в особом порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
Существуют определенные ограничения для иностранных юридических лиц в отношении следующих операций, осуществляемых в Российской Федерации в рублях:
- расчетов между российскими и иностранными юридическими лицами;
- покупка и использование рублей в РФ; и
- экспорт и перевод рублевых и рублевых ценных бумаг из Российской Федерации, а также ввоз и перевод рублевых и рублевых ценных бумаг в Российскую Федерацию.
Иностранные юридические лица могут открывать банковские счета в иностранной валюте в России без лицензии Центрального банка России.
Иностранные юридические лица также могут открывать в России три типа рублевых счетов: текущий (Т-образный) счет, инвестиционный (I-тип) и специальный (С-тип) счет без ограничений.
Счет Т-типа используется для обслуживания экспортно-импортных операций и ведения операций представительства или филиала в России.Этот счет может использоваться для уплаты обязательных налогов, взносов на социальное страхование и покрытия других расходов, связанных с деятельностью местного офиса.
Счет I-типа используется для различной инвестиционной деятельности, включая платежи по операциям, связанным с продажей / покупкой активов с иностранными инвестициями.
Счет типа C используется для инвестирования в государственные ценные бумаги Российской Федерации.
Использование каждого из этих счетов возможно только в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, и имеет определенные ограничения.
5.3 Валютное регулирование операций, осуществляемых российскими юридическими лицами
Для открытия банковских счетов за пределами Российской Федерации российским юридическим лицам необходимо получить специальную лицензию Центрального банка Российской Федерации.
Ограничений на открытие счетов в иностранной валюте для российских юридических лиц нет. в российских банках на территории Российской Федерации и осуществляя следующие операции:
- банковские переводы в СКВ в Российскую Федерацию и из Российской Федерации для оперативных расчетов за экспортируемые и импортируемые товары (работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности) без отсрочки платежа, а также для расчетов по заключенным экспортно-импортным кредитным договорам менее 90 дней;
- получение и предоставление финансовых кредитов на срок менее 180 дней;
- банковские переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и других доходов по депозитам, инвестициям, займам и прочим операциям с движением капитала;
- банковские переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая перевод заработной платы, пенсий, алиментов, наследства и другие аналогичные операции;
- безналичные переводы иностранной валюты из Российской Федерации в оплату импортных товаров, работ (услуг) после ввоза этих товаров в Российскую Федерацию или принятия работ (услуг);
- зачисление иностранной валюты на валютные счета, открытые в уполномоченном банке в Российской Федерации, в счет оплаты экспортируемых товаров (работ, услуг) до прохождения таможенного оформления этих товаров и приемки работ и услуг; и
- ряд иных операций, предусмотренных ЦБ РФ.
Операции с иностранной валютой, кроме перечисленных выше, могут осуществляться только российскими юридическими лицами, получившими специальную лицензию Центрального банка Российской Федерации. Такие операции считаются операциями по движению капитала.
Валютные операции, связанные с движением капитала, включают:
- прямые инвестиции, т. Е. Взносы в уставный капитал компании, сделанные с целью получения дохода и получения права участвовать в управлении компанией;
- портфельных инвестиций, т.е. приобретение ценных бумаг;
- перевод платежей за право собственности на здания, сооружения и другое имущество, включая землю и ее ресурсы, которые по законам страны, где они расположены, считаются недвижимым имуществом, а также платежи за другие имущественные права на недвижимое имущество;
- предоставление и получение отсрочки платежа более 90 дней в отношении экспорта и импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности; и
- кредитов иностранным компаниям на срок более 180 дней.
Вся выручка, полученная российскими юридическими лицами в иностранной валюте от экспорта товаров, работ и услуг, должна быть зачислена на их счета в уполномоченных банках в Российской Федерации, если Центральный банк России не установил иной порядок оплаты.
75% экспортной выручки, полученной российскими юридическими лицами в иностранной валюте, будет реализовано через российские банки на внутреннем валютном рынке.
Российские юридические лица могут покупать иностранную валюту на местном валютном рынке для оплаты счетов иностранных поставщиков или для выплаты процентов и дивидендов.Для этого они разрешают своему банку покупать иностранную валюту. обоснована необходимость приобретения иностранной валюты для совершения таких платежей.
5.4 Валютное регулирование операций иностранных юридических лиц
Иностранные юридические лица могут свободно отправлять, ввозить и переводить валютные ценности в Российскую Федерацию в неограниченный режим при соблюдении таможенных правил.
Иностранные юридические лица вправе отправлять, вывозить и переводить валютные ценности из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее отправлены, ввезены или переведены в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации в соответствии с с законодательством РФ. В противном случае на вывоз и вывоз валютных ценностей из Российской Федерации распространяются ограничения, установленные Центральным банком Российской Федерации.
Представительства и филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации обладают всеми правами иностранных юридических лиц и не нуждаются в получении специальных лицензий Центрального банка Российской Федерации на осуществление валютных операций.
Представительства и филиалы могут принимать платежи в иностранной валюте на свои валютные счета без ограничений и освобождены от обязательной конвертации 75% их валютной выручки, которая применяется к российским юридическим лицам.Кроме того, переводы денежных средств между головным офисом и его российским представительством или филиалом могут осуществляться без ограничений. Иностранные юридические лица имеют право открывать банковские счета за пределами России для ведения операций своих представительств или филиалов, расположенных на территории Российской Федерации, без получения специального разрешения Центрального банка Российской Федерации.
5.5 Штрафы за нарушение валютных правил
Российские и иностранные юридические лица, нарушающие валютное регулирование, подлежат следующим штрафам:
- взыскание в бюджет 100% сумм, полученных по операциям, совершенным с нарушением валютного законодательства Российской Федерации; и
- и взыскание к бюджету 100% суммы полученных в результате
Распечатать этот документ
Вернуться в раздел Бизнес-справочник .