Банк России установит обязательные нормативы банков с базовой лицензией
Банк России предполагает установить ряд обязательных нормативов банков с базовой лицензией — достаточности собственных средств (капитала), достаточности основного капитала, текущей ликвидности, максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и максимального размера риска на связанное с банком с базовой лицензией лицо (группу связанных с банком с базовой лицензией лиц).
Проект подготовленной ЦБ инструкции «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией» размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Нормативы являются показателем устойчивости банка. Проектом инструкции устанавливается минимально допустимое числовое значение норматива достаточности собственных средств (Н1.0) в размере 8 процентов. Норматив отражает минимальную величину собственных средств банка, то есть созданных банком фондов за счет прироста стоимости имущества, части резерва на возможные потери, прибыли текущего года, субординированных кредитов, прибыли прошлого года до аудиторского заключения, необходимую для покрытия рисков невозврата кредитов и снижения рыночной стоимости активов банка.
Минимально допустимое числовое значение норматива текущей ликвидности (Н3) устанавливается в размере 50 процентов. Этот норматив текущей ликвидности определяет, какую долю от суммы ликвидных активов банка должны оставлять суммы обязательств банка по счетам до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней.
Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) устанавливается в 100 процентов по отношению к различным видам заемщиков. Данный норматив определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику к собственным средствам банка.
Максимальный размер риска на связанное с банком с базовой лицензией лицо (группу связанных с банком с базовой лицензией лиц) (Н25) устанавливается в размере 20 процентов. Норматив отражает максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к связанному с банком лицу либо группы связанных с банком лиц к собственным средствам банка.
Соблюдать установленные инструкцией обязательные нормативы банки обяжут ежедневно.
С 1 июня 2017 года вступили в силу изменения в законодательство, регулирующее банковскую деятельность. В течение 2018 года будет действовать переходный период, во время которого банки получат новые лицензии — универсальную либо базовую. Банки с универсальной лицензией смогут совершать все предусмотренные законодательством виды банковских операций. Банки с базовой лицензией будут иметь ограничения. В частности, они не смогут размещать привлеченные от клиентов средства, используя прямые сделки с иностранными юрлицами и физлицами, открывать корсчета в иностранных банках, смогут совершать сделки только с ценными бумагами, включенными в котировальный список первого (высшего) уровня и иными ценными бумагами, соответствующими требованиям Банка России.
Также для банков двух видов установлены разные требования по величине уставного капитала и собственных средств.
Как предполагается, банки с базовой лицензией будут обслуживать малый и средний бизнес и физических лиц.
rg.ru
Обязательные резервные требования (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов)
№ п/п | Наименование | Размер | Нормативный акт |
1 | Нормативы обязательных резервов | ||
по обязательствам перед юридическими лицами – нерезидентами |
Указание
Банка России от 8 февраля 2019 года № 5068-У «Об обязательных резервных
требованиях» («Вестник Банка России» № 11 (2063) от 15.02.2019) |
||
для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией, небанковских кредитных организаций | |||
за исключением долгосрочных | |||
в валюте РФ | 4,75% | ||
в ин. валюте | 8,00% | ||
по долгосрочным | |||
в валюте РФ | 4,75% | ||
в ин. валюте | 8,00% | ||
по обязательствам перед физическими лицами | |||
для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций | |||
в валюте РФ | 4,75% | ||
в ин. валюте | 7,00% | ||
для банков с базовой лицензией | |||
в валюте РФ | 1,00% | ||
в ин. валюте | 7,00% | ||
по иным обязательствам кредитных организаций | |||
для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций | |||
за исключением долгосрочных | |||
в валюте РФ | 4,75% | ||
в ин. валюте | 8,00% | ||
по долгосрочным | |||
в валюте РФ | 4,75% | ||
в ин. валюте | 8,00% | ||
для банков с базовой лицензией | |||
за исключением долгосрочных | |||
в валюте РФ | 1,00% | ||
в ин. валюте | 8,00% | ||
по долгосрочным | |||
в валюте РФ | 1,00% | ||
в ин. валюте | 8,00% | ||
2 | Коэффициент усреднения | ||
для банков с универсальной лицензией, с базовой лицензией | 0,8 |
Указание
Банка России от 8 февраля 2019 года № 5068-У «Об обязательных резервных
требованиях» («Вестник Банка России» № 11 (2063) от 15.02.2019) |
|
для небанковских кредитных организаций | 1,0 |
* Совет директоров Банка России 25 ноября 2016 года принял решение об установлении с 1 января 2017 года нормативов обязательных резервов долгосрочным обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами и долгосрочным иным обязательствам (со сроком не менее трех лет) на уровне действующих нормативов по соответствующим категориям обязательств.
Хронология изменения нормативов обязательных резервов
Хронология изменения коэффициента усреднения
www.cbr.ru
Обязательные резервные требования | Банк России
Законодательная и нормативная база по обязательным резервным требованиям
Депонирование обязательных резервов в Банке России (общие положения)
Резервируемые обязательства
Порядок регулирования размера обязательных резервов
Порядок депонирования обязательных резервов путем выполнения кредитными организациями обязанности по усреднению обязательных резервов
Предусмотренные случаи уменьшения по счетам обязательных резервов (использование обязательных резервов)
Меры воздействия, применяемые Банком России при нарушении кредитной организацией обязательных резервных требований
Источники информации по обязательным резервам
Законодательная и нормативная база по обязательным резервным требованиям
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» обязательные резервные требования являются одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» размер обязательных резервных требований (норматив обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов) и порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять обязательные резервные требования.
Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 1 декабря 2015 года № 507-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».
Перечень балансовых счетов, остатки по которым включаются в состав резервируемых обязательств, определяется в соответствии с Положением Банка России от 16 июля 2012 года № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».
Бухгалтерский учет операций по депонированию кредитной организацией обязательных резервов осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 20 октября 2016 года № 554-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета кредитными организациями операций, связанных с выполнением обязательных резервных требований».
Информация о нормативах обязательных резервов, коэффициенте усреднения обязательных резервов публикуется в «Вестнике Банка России» и размещается на сайте Банка России.
Перечень нормативных и иных актов Банка России, определяющих порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований
Обязательные резервные требования (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов)
Депонирование обязательных резервов в Банке России (общие положения)
Выполнение обязательных резервных требований осуществляют все кредитные организации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций и прекращается с отзывом у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Кредитная организация осуществляет депонирование обязательных резервов в Банке России денежными средствами в валюте Российской Федерации:
путем их перевода на счет (счета) для хранения обязательных резервов, открытый (открытые) в Банке России отдельно по обязательствам в валюте Российской Федерации и по обязательствам в иностранной валюте, в безналичном порядке;
путем выполнения обязанности по усреднению обязательных резервов, то есть поддержания усредненной величины обязательных резервов на корреспондентском счете и корреспондентском субсчете (корреспондентских субсчетах), открытых в Банке России в валюте Российской Федерации (далее при совместном упоминании – корреспондентские счета), а также в установленных случаях на корреспондентских счетах и счете по учету обязательных резервов, депонированных в Банке России при невыполнении обязанности по усреднению, открытом независимо от вида валюты резервируемых обязательств.
Бухгалтерский учет обязательных резервов в кредитных организациях ведется на балансовых счетах:
№ 30202 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте Российской Федерации, депонированные в
www.cbr.ru
Роль обязательных экономических нормативов ЦБ РФ в деятельности кредитных организаций
В данной статье выявлена значимая роль выполнения обязательных экономических нормативов кредитными организациями. Проанализирована надежность и платежеспособность банков, опираясь на их выполнение нормативных показателей Банка России. Отмечены важные цели банковского регулирования и банковского надзора, их главная роль и необходимость в банковской сфере. Выдвинута позиция, которая позволит сделать кредитные организации стабильными и надежными для вкладчиков и кредиторов.
На сегодняшний день в России еженедельно происходит отзыв лицензий у банков, а также их закрытие. Хотелось бы отметить, что у многих из них это происходит из-за несоблюдения обязательных нормативов.
Что же такое обязательные нормативы Центрального банка РФ? Итак, начнем с определения. Обязательные нормативы ЦБ РФ — ряд показателей деятельности банков, вычисляемых определенным способом, которые должны соблюдаться каждым зарегистрированным, и осуществляющим свою деятельность на территории России, банковским учреждением [4, 12].
К одной из основных задач банковского надзора относится проверка соблюдения экономических нормативов. Обязательные нормативы обязательны для исполнения всеми банковскими организациями, которые закреплены в законодательных документах, а именно Инструкциях Банка России [3].
Отметим, что необходимо для того, чтобы считаться надежной стабильной кредитной организацией, важно следующее: не допускать неуплаченных штрафов, недовзносов, а также не иметь просроченных денежных обязательств [2]. Так, например, при выборе размещения депозита, простому клиенту банка необходимо понимать суть и анализ обязательных нормативов для коммерческих банков для того, чтобы заранее выявить и отметить для себя проблемные банки.
Для того, чтобы проанализировать надежность банка, опираясь на выполнение ими обязательных нормативов, необходимо следующее:
‒ провести сравнение выполнения текущих обязательных нормативов с прошлым годом, кварталами, с предыдущими месяцами т. е. провести анализ динамики. Тревожный сигнал, если обязательные нормативы приближаются к своему пороговому значению, или совсем ухудшаются, а вот ситуация наоборот в норме, если тенденции нет или происходит отдаление от порогового значения.
‒ провести анализ не только внутри одного интересующего банка, но и сравнить выполнение нормативов Банка России с выполнением другими банками, так как ситуация с выполнением обязательных нормативов может ухудшаться не конкретно у одного банка, а по всей банковской системе в целом, поэтому необходимо выявить в каких кредитных организациях происходит это быстрее, значит они будут находиться в зоне риска, а те, у которых медленнее — менее подвержены риску.
Хотелось бы выделить главные и, на наш взгляд, важные цели банковского надзора и банковского регулирования, так к ним относятся: защита интересов кредиторов и вкладчиков, а также поддержание стабильности банковской системы РФ.
Центральные банки развитых стран осуществляют функции регулирования и надзора. Одной из трех основных целей Банка России также является регулирование банковской системы. Необходимость банковского регулирования и банковского надзора определяются принципами банковского нрава и сущностью кредитной организации [1].
Во-первых, кредитные организации по своему значению отличаются от всех других организаций, ведь они используют в обороте не свои средства, а чужие деньги вкладчиков и различных организаций. Поэтому они обязаны соблюдать соотношение между размещенными и привлеченными средствами по объему и по срокам. Иначе несоблюдающие кредитные организации могут стать неплатежеспособными, финансово-неустойчивыми и неустойчивыми. А ведь это создает риск для кредиторов и вкладчиков кредитной организации, а также ее многочисленных клиентов. Рассмотрим неблагоприятное развитие ситуации, могут пострадать и те кредитные организации, имеющие корреспондентские счета в неустойчивой кредитной организации. А ведь тогда могут возникнуть системные риски для всех кредитных организаций. Для того, чтобы этого избежать и минимизировать риски, с помощью законодательства и нормативных актов ЦБ РФ осуществляется банковский надзор и банковское регулирования [5].
Во-вторых, и это самое главное, банковские клиенты не имеют возможности в получении истиной информации о финансовом положении кредитной организации, с которой они планируют заключать договоры. Ведь клиентам не доступен для гласного просмотра бухгалтерский учет кредитной организации, который не так-то прост для восприятия без специальных знаний. Даже специализированным инспекторам и профессиональным аудиторам Банка России зачастую бывает нелегко разобраться в балансах и в совершенстве изучить все тонкости финансовой деятельности банков.
Как известно, своих средств у кредитных организаций неизмеримо меньше, банки работают с чужими денежными средствами, которыми они активно пользуются и дорожат, именно поэтому они чувствительны к распространению негативной информации.
Кредитная организация скрывает от всеобщего обозрения свои недостатки и никогда и никому не станет сообщать негативную информацию, это очевидно, ведь если клиенты будут подвержены панике, которая приведет к снятию их средств со счетов банков, так ни один банк не останется платежеспособным. Информацией может владеть только Центральный банк, только ему федеральный закон предоставил права и обязанности органа банковского надзора — это и есть регулятор банковской и денежной системы, и то не всегда, как показывает практика [5].
В-третьих, многие граждане вынуждены пользоваться банковскими услугами и продуктами, они могут иметь недоверие к кредитным организациям, но при этом они вынуждены заключать с ними договоры, так, например, участники зарплатных проектов, а также различные фирмы, которые используют ограничения при использовании наличных денежных средств в проведении платежей. Правда, практика говорит о том, что даже Центральный Банк России порой неумышленно, но пропускает недостоверную отчетность, не видит мошеннические действия банкиров, а ведь они еще до отзыва лицензии у банка успевают вывести активы на несуществующие фирмы, а потом и окончательно выводят их за рубеж. Таких фактов можно привести множество, ведь они широко известны.
Текущие проблемы надзора за деятельностью кредитных организаций порождены недостатками самой модели российского банковского сектора, ориентированной на экстенсивное развитие. Проблемы ведения банковского бизнеса, обусловленные различными факторами, лежащими как вне, так и внутри банковского сектора, негативно сказываются на конкурентоспособности российских кредитных организаций.
Работа по совершенствованию банковского надзора требует повышенного внимания в первую очередь к уже имеющимся проблемным аспектам в деятельности кредитных организаций. Выход российских банков на мировой конкурентный уровень должен сопровождаться приведением в соответствие международным стандартам системы банковского регулирования и надзора.
На наш взгляд, банковский надзор и банковское регулирование необходимо улучшать. Одним из выходов затронутой проблемы, можно было бы воспользоваться примером некоторых стран, у которых создан орган банковского надзора, независящий от Банка России. Предположим, Банк России по-прежнему остается регулятором банковской деятельности и банковской системы, а вот надзор за банковской деятельностью поручено осуществлять специальному отдельному органу. Возможно, предложенное нами в данной статье поможет улучшить ситуацию и сделать банки гораздо надежнее, платежеспособнее и комфортнее для вкладчиков, кредиторов и других банковских клиентов.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — ст. 15.26
- Федеральный закон № 395–1 от 02.12.1990 (ред. от 31.12.2017) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 05.02.1996. — № 6. — ст. 492.
- Инструкция Банка России № 180-И от 28 июня 2017 «Об обязательных нормативах банков» (с изменениями и дополнениями)
- Завгородняя Т. В. Экономические нормативы Банка России и их роль в деятельности коммерческих банков: Монография / Завгородняя Т. В. — Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. — 92 с.
- Финансовый директор. Практический журнал по управлению финансами компании. [Электронный ресурс] URL: https://fd.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): банковский надзор, банковское регулирование, кредитная организация, банк, банковская система, Банк России, норматив, банковская деятельность, негативная информация, пороговое значение.
moluch.ru