«Не имеет абсолютно никакого значения, что эти картины написаны мной. Их подлинный автор — сегодняшний день»
Роберт Раушенберг
Авангардизм Авангардные стили Фовизм Кубизм Орфизм Футуризм Экспрессионизм Абстракционизм Супрематизм Казимира Малевича Дадаизм
Искусство 20 века. Авангардизм
Неизменные в течение нескольких веков принципы и структуры изобразительного искусства в начале 20-го века не отвечали требованиям передовых мыслящих людей.
В начале 20-го века был открыт новый метод пластического мышления и новые ресурсы живописного языка. Эти перемены были настолько новаторскими, что направления, появившиеся в искусстве в период с 1905 по 1914 г. назвали «авангардными».
В искусстве 20-го века термин «авангард» (фр. — передовой отряд) употреляют в качестве собирательного обозначения всех новейших течений, таких как фовизм, кубизм, орфизм, футуризм, кубофутуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, примитивизм, сюрреализм, дадаизм.
Эль Лисицкий «Kunstism» 1914—1924. Обложка.1925
Искусство 20 века. Авангардные стили
Первой попыткой классификации авангардных течений искусства 20-го века была изданная в 1925 году русским живописцем, архитектором и дизайнером Элем Лисицким в Мюнхене вместе с немецким художником-дадаистом Гансом Арпом книга «Kunstism 1914—1924» — «Измы искусства» . Какие-то названия утвердились в истории искусства, какие-то остались как характеристика более частных индивидуальных направлений.
В книге на разворотах представлены 16 характерных «измов», многие из которых утвердились как обознвчения новых стилей, среди них были:
- конструктивизм
- пуризм
- дадаизм
- симультанизм
- абстрактивизм
- кубизм
- футуризм
В своей статье я расскажу о наиболее распространенных авангардных стилях 20-го века:
А. Матисс. Красная комната, 1908
Искусство 20 века. Фовизм
Фовизм ( с франц. Fauve – «дикий») — одно из первых авангардных течений искусства 20-го века. Впервые слово «фовизм» было использовано критиком Луи Векселем. Основным элементом живописи фовисты считали цветные соотношения. Причем на их полотнах преобладали «чистые» (несмешанные) и контрастные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.
«Одному знакомому, сказавшему мне, что невозможно, ятобы я видел женщин такими, как я их изображаю, я ответил: «Если б такая женщина встретилась мне на улице, я бы удрал от нее в страхе. Но ведь я создаю не женщину, а картину».
Анри Матисс
Фовисты считали, что в битве между интеллектом и подсознанием всегда побеждают инстинкты. Своим учителем и кумиром признавали голландского живописца Винсента Ван Гога.
Морис Вламинг. Красные деревья, 1906г.
Яркие представители фовизма:
- Анри Эмиль Бенуа Матисс (1869-1954)
- Морис Вламинк (18761958)
- Андре Дерен (1880-1954)
- Рауль Дюфи (1877-1953)
- Альбер Марке (1875-1947)
- Жорж Руо (1871-1958)
- Жорж Брак (1882-1963)
Морис Вламинк. Городок Сюрен, 1909г.
Андре Дерен. Темза у Лондонского моста, 1900 г.
Рауль Дюфи. Гавань для яхт, 1924
Пабло Пикассо «Портрет Даниэля-Анри Канвайлера» 1910 г.
Искусство 20 века. Кубизм
Кубизм — это Авангардистское художественное направление изображавшее предметы действительности деформированными либо разложенными на простые геометрические формы. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности. Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии, и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. Таким образом, главное отличие кубизма от классического искусства это то, что он не основан на имитации.
В своем развитии кубизм прошел 3 фазы:
- Сезанновский кубизм –1907-1909 гг.;
- Аналитический кубизм–1907-1912 гг;
- Синтетический кубизм–1912-1914 гг.
Яркие представители кубизма:
- Пабло Пикассо (1881-1973)
- Жорж Брак (1882-1963)
- Хуан Грис (1887-1927)
Ж.Брак «Дома в Эстаке» 1908 г.
Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910
Пабло Пикассо «Три музыканта» 1921г.
подробнее о кубизме
Робер Делоне «Окно»
Искусство 20 века. Орфизм
Робер Делоне переосмысливая принципы кубизма пришел к беспредметным формам контрастных цветов. Гийом Апполинер назвал новое течение в искусстве термином»Орфизм», так как нашел в композициях Делоне сходство с музыкой. А музыка в греческой мифологии олицетворялась в образе Орфея.
Орфизм — одно из первых проявлений беспредметного искусства. Яркие цвета и геометричные формы напоминают звезды и музыку космоса.
Франтишек Купка «Аморфа: Двухцветная фуга» 1912 г.
Франтишек Купка. «Размещение графических мотивов. 1912-1913 г.
У. Боччони. Уникальные формы непрерывности в пространстве, 1913г.
Искусство 20 века. Футуризм
Футуризм (от лат. «футурум» — «будущее»). Течение сложилось в самом начале ХХ века – в 1909 году, когда Филиппо Томазо Маринетти в парижской газете «Фигаро» опубликовал манифест «Футуризм». Футуристы мечтали о создании новой расы людей, которые двигаются со скоростью 300 км/час на высоте 5, 10-ти тысяч метров. В искусстве преобладают динамичные абстрактные формы, созданные под влиянием новейших достижений техники, скорости, шума в современных городах, грубые, необработанные поверхности. В графическом дизайне — отказ от традиционных правил размещения текста.
Яркие представители футуризма:
- Филлипо Томмазо Маринетти (1876-1944)
- Джакомо Балла (1871-1958)
- Антонио Сант-Элиа (1888-1916)
- Фортунато Деперо (1892-1960)
- Умберто Боччони (1882-1916)
Джакомо Балла .Скорость автомобиля + свет, 1913 г.
Джакомо Балла был первым дизайнером, воплотившим футуристские теории в жизнь в декоративных искусствах 20-го века. Принцип динамики художник передавал через движение отвлеченных траекторий, а не путем дробления фигур, как это делали большинство футуристов. Джакомо Балла применяет принцип симультанности, т.е. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений.
Фортунато Деперо. Depero Futurista («Книга с гвоздями»), 1927 г.
Вслед за Джакомо Балла искусство 20-го века обогатил своими работами дизайнер и художник Фортунато Деперо. В графическом дизайне футуристы рассматривали процесс создания книги как символ машинной эры. Они свободно размещали блоки текста, наклоняли, составляли формы из тестовых блоков, использовали современные материалы и технологии, например, в знаменитой Depero Futurista («Книге с гвоздями») Фортунато Деперо, 1927 г. Она была скреплена двумя алюминиевыми болтами — настоящий манифест машинной эры.
Ф.Т. Маринетти. Обложка книги
Антонио Сант’Элиа. «Новый город», 1914
Клее Пауль. К Парнасу 1932
«Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом»
Г. Барр
Искусство 20 века. Экспрессионизм
Экспрессионизм (лат. – «выражение») – направление в изобразительном искусстве 20 века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства.
Экспрессионизм складывался на фоне строительства крейсеров и дирижаблей, эксплуатации колоний, деградации культуры и общественной морали, приближении первой мировой войны. Художники ощущали негатив и душевную тяжесть, это и должен был выразить экспрессионизм.
В своих картинах художник-экспрессионист пытается выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счёт внешних образов. Экспрессионизм был противоречив, неадекватен и неоднороден. Художник, так или иначе с ним связанный, редко говорил «Мы», предпочитая «Я».
Началом экспрессионизма принято считать картину Эдварда Мунка «Крик»(1893 г.), а концом — произведение Людвига Мейдера «Сентябрьский крик» (1918 г.)
Яркие представители экспрессионизма:
- Франц Марк (1880-1916)
- Пауль Клее (1879-1940)
- Оскар Кокошка (1886-1980)
- Пол Джексон Поллок (1912-1956)
Эдвард Мунк. Крик 1893 г.
Людвиг Мейднер. Крик сентября 1918 г.
Пауль Клее. Сенекио 1922 г.
Предшественники экспрессионизма
Для экспрессионизма характерно: Заострение цветовых и пространственных ощущений реальности, выражение сильных эмоции, обостренное самовыражение (экспрессия).
Предшественники экспрессионизма:
- Поль Гоген (1848-1903)
- Винсент Ван Гог (1853-1890)
- Эдвард Мунк (1863-1944)
- Джеймс Энсор (1860-1949)
- Фердинанд Ходлер (1853-1918)
Оскар Кокошка. Карлов мост в Праге 1936
Джексон Поллок. Ритм осени №30
Эрнст Кирхнер. Автопортрет с натурщицей 1907 г.
Группа «Мост»
Носителем идей экспрессионизма являлась группа «Мост» (1905—1913), образованная в 1905г в Германии. Группу создали четыре студента Дрезденского высшего технического училища, изучавшие архитектуру. Молодые люди решили заняться обновлением немецкого искусства. Во главу новой эстетики было поставлено отрицание материалистического мировоззрения, реализма, импрессионизма и стиля модерн. В живописи преобладают яркие констрастные цвета, формы подчеркиваются абрисами.
Ключевые фигуры группы «Мост»:
- Эрнст Кирхнер (1880-1938)
- Карл Шмидт-Ротлуфф (1884-1976)
- Фриц Блейль (1880-1966)
- Эрих Хеккель (1883-1970)
В. Кандинский. Синий всадник
Синий всадник
Наиболее полную и характерную форму экспрессионизм обрел после 1911 года, когда была создана Новая ассоциация художников, объединившаяся вокруг альманаха «Синий всадник». Название «Синий всадник» было выбрано потому, что художники любили синий цвет, считая его трансцендентным, фаустовским, и часто рисовали коней. Для экспрессионизма этого периода характерно: уход от фигуративного к беспредметному искусству под влиянием различных течений французского авангарда.
Ключевые фигуры объединения «Синий всадник»:
- Кандинский Василий Васильевич(1866-1944)
- Алексей фон Явленский
- Франц Марк, Август Маке
- Марианна Веревкина,
- Пауль Клее.
«Осень экспрессионизма»
В развитии экспрессионизма многое изменила Первая Мировая война. Почти все художники ушли на фронт, многие из них погибли или вернулись с тяжелыми психическими расстройствами, некоторые покончили жизнь самоубийством или эмигрировали. Оставщимся запрещали работать, их картины фигурировали на выставке «Дегенеративное искусство» 1937 г. — злобной насмешке над авангардом. Русская часть движения покинула Германию.
К. Малевич. Корова и скрипка,1913
Искусство 20 века. Абстракционизм
Абстракционизм (лат. «abstractio» – удаление, отвлечение) — зародился в 1910-1913 годах, связян с появлением новых художников, которые мыслили и чувствовали иначе чем большинство людей их профессии. Они считали, что искусство было лишено динамики, свободы и духовного напряжения и не ощущало вибраций наступающего века. Кандинский и Малевич считали природу настолько совершенной, что создание любых ее копий было для художников бессмысленным. Любое изображение Малевич приравнивает к умерщвлению природы.
«Все вы желаете видеть куски живой натуры на крючках своих стен»
Малевич в письме к Габриеле Мюнтер от 3 апреля 1904г.
Первое направление – геометрическая абстракция.
Геометрическая абстракция основана на правильных четко очерченных конфигурациях.
В такой манере работали:
- Казимир Малевич (1879-1935)
- Пит Мондриан (1872-1944)
Второе направление – лирическая абстракция.
Художники изображали свободно текущую форму, наполненную плывущими, пульсирующими и мерцающими цветами. Основателем этой ветви был Василий Кандинский.
В.Кандинский. Москва 1916 г.
К. Малевич. Живописный реализм футболиста, 1915
К середине 1910-х годов Малевич реализует в своем творчестве собственный способ мышления — супрематизм. Эта живописная техника построена на последовательном исполнении правил и приемов. На первый взгляд такие картины похожи на учебную работу по композиции, выполненную в цвете.
Супрематическая идея основывается на 3-х элементах:
- форма
- фон
- цвет
К. Малевич. Черный квадрат, 1915
Черный квадрат
Черный квадрат Малевича это протест против изображений «женских ляжек и гитар в лунном свете» — как писал сам художник.
«Искусство живописи, слова, скульптуры было каким-то верблюдом, навьюченным разным хламом одалисок, Саломеями, принцами и принцессами»
Цит. по: Наков А. Русский авангард. М., Искусство 1991 с. 158
Георг Грос. Дада-картина
Дадаизм — антихудожественное, иногда ребяческое международное движение, существовавшее в пероид с 1916 (год основания «Кабаре Вольтер») до начала 1920-х годов. Дадаизм не был исключительно художественным движением. Его последователей интересовали так же музыка, политика, философия. К музыке дадаисты относились несерьезно, к литературе — провакационно, а к политике — радикально.
Дадаизм был состоянием духа, настроением и реакцией молодежи на политические и общественные проблемы времени. Их протест выражался в дадаизме — иррациональных, противоречивых и бессмысленных акциях и художественных произведениях.
«То, что мы называем дада, — это игра шута с безделицей, в которую впутаны все более высокие вопросы»
Хьюго Боли
М. Дюшан. «Джоконда» Леонардо да Винчи
(«L.H.O.O.Q.»), 1919
Искусство 20 века. Дадаизм
Главным вдохновителем нового течения стал Марсель Дюшан (1887-1968)- французский художник авангардист. В своем творчестве он не ограничивал себя никакими сюжетными ассоциациями. Выставляя напоказ в мастерской различные артефакты – ощетинившийся гвоздями утюг, велосипедное колесо на постаменте, собранную из подручных материалов сушилку для бутылок, М. Дюшан чувствовал себя счастливым. В 1913 г. художник Марсель Дюшан изобрел прообраз жанра инсталляции – «Ready made». Это первая акция того, что в последствии буде называться концептуальное искусство. Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией “готовых” (ready-made) объектов.
М. Дюшан. Велосипедное колесо, 1913 г.
М.Дюшан. Сушилка для бутылок ,1914 г.
Курт Швиттерс. Коллаж М2 439
Движение дадаистов почти не сказалось на промышленном дизайне или архитектуре, однако большое влияние оказало на графический дизайн и в особенности на книгоиздательство. Непревзойденных высот в создании коллажей достиг немецкий художник Курт Швиттерс – создатель одного из видов дадаистического направления — мерцизма.
Вам будет интересно:
Художники-передвижники
Художники прерафаэлиты
Говорить о русской живописи ХХ века, рассматривая ее без связи с тем культурным наследием, которое было оставлено нам выдающимися мастерами прошлых веков, так же бессмысленно, как начинать с последних страниц впервые читать «Войну и мир» или «Евгения Онегина». Русская живопись 20 века – это то самое наследие выдающихся художников, являющееся связующим звеном между поколениями сегодняшним и давно ушедшим в глубь веков.
Ренессанс живописи в России пришелся на конец XIX – начало ХХ века. В это время появилась целая плеяда выдающихся мастеров кисти – Илья Репин, Константин Коровин, Кузьма Петров-Водкин, Михаил Врубель, Борис Кустодиев, Казимир Малевич и другие.
В своих произведениях, порой спорных, не всегда понятных обывателю, они отражали лучшие художественные достижения той эпохи. В живописи появляются новые стили – авангардизм, соцреализм, супрематизм, начал пробивать себе дорогу абстракционизм.
История развития русской живописи в XX веке
Конец XIX – начало XX века. Этот период, который по праву называют ренессансом русской живописи 20 века, вошел в историю под названием «Серебряный век».
Главным бенефициантом этого периода выступило художественное объединение «Мир искусства», организованное в 1898 году. Несколько позднее, в начале ХХ века был организован «Союз русских художников».
Фотография представителей «Союза русских художников»
Художники, вошедшие в это объединение, считали себя преемниками пейзажной русской живописи XIX – ХХ веков. В русской живописи начала ХХ века начали пробивать себе дороги новые направления:
- Авангардизм;
- Экспрессионизм;
- Футуризм;
- Сюрреализм;
- Супрематизм;
- Конструктивизм.
Творческое объединение «Мир искусства»
Образованное в 1898 году творческое объединение, просуществовало (с некоторыми перерывами) до 1924 года. Одними из основателей объединения были Алесандр Бенуа, Лейб Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Иван Билибин, составившие впоследствии ядро объединения.
Обложка журнала «Мир искусства» 1901 года
Затем к «Миру искусства» присоединились Константин Коровин, Николай Рерих, Борис Кустодиев и другие. Члены объединения своим творчеством противопоставляли свою деятельность как передвижникам, так и Академии художеств.
Не порывая с реализмом в живописи ХХ века, художники объединения были сторонниками «чистого искусства», активно сопротивлялись возрастающему влиянию декадентства и формализма. В творчестве художников объединения преобладали тенденции к ретроспективе, обращение к культурным источникам XVII – XVIII веков.
Наиболее значительными сторонами в профессиональной деятельности членов объединения были работы по созданию книжной графики и театральных декораций. Художники объединения продолжили реформу, которую начали воплощать в жизнь театральные декораторы русского мецената Саввы Мамонтова.
Групповой портрет художников объединения «Мир искусства»
Декорационные работы художников объединения отличала высочайшая культура, они стремились обогатить театр самыми последними достижениями, работая в разных направлениях живописи ХХ века. Они привносили изумительную целостность исполнения декораций и их органичного слияния с таинством сценического действа.
Художники объединения оформляли практически все спектакли, которые Сергей Дягилев организовывал за границей. Сам С. П. Дягилев входил в состав руководства объединения и был его идейным вдохновителем. На рубеже веков в Санкт-Петербурге он издавал журнал «Мир искусства».
Авангардизм и его представители
Для русского авангарда в живописи ХХ века, как и для представителей авангардизма в живописи ХХ века во всем мире, на первый план выходит эксперимент в художественном творчестве. Зачастую этот эксперимент представляет собой вызов классической эстетике.
Художники-авангардисты используют необычные средства самовыражения, порой излишне гипертрофированный символизм художественных образов. Они стремятся коренным образом обновить художественную практику.
Разрывая устоявшиеся традиции, они ищут новые средства выражения, новые формы, новые взаимоотношения. Бесспорно, на творчество многих русских авангардистов оказали влияние не только произведения близких им по духу импрессионистов, но и многие другие мимолетно увиденные сюжеты, услышанные мелодии, слова, картины.
Автопортрет художника-авангардиста Эль Лисицкого
Именно набор таких совпадений привел юриста Василия Кандинского к мольберту, и он навеки остался в истории русской живописи ХХ века как основоположник русского абстракционизма. Казимир Малевич, отказавшись от буквального восприятия реальности, напрочь рассорился с коллегами, но это не помешало его произведениям концептуально стать идолом мирового авангардизма.
Его «Черный квадрат» стал некоей формацией, которая позволила найти выход «из круга вещей». Вместе с Малевичем работал Эль Лисицкий, благодаря которому в СССР появился новый вид творчества – дизайн.
Лисицкий вошел в историю как создатель горизонтальных небоскребов. В СССР его проект забраковали, а в Китае, Германии, Нидерландах похожие конструкции были построены.
В настоящее время идеи Лисицкого легли в основу проектов «Сколково». Нельзя не вспомнить Александра Родченко – родоначальника рекламы в СССР и теоретика конструктивизма, его жену и соавтора Варвару Степанову, академика Владимира Шухова, автора знаменитой телевышки, чьи идеи легли в основу авангардной архитектуры.
Экспрессионизм и его представители
Представители экспрессионизма в живописи ХХ века менее всего стремились к точному воспроизведению действительности. Их кредо – выражение своего эмоционального состояния.
На выставке картин русской живописи ХХ века в Русском музее представлены работы экспрессионистов. На первый взгляд это может показаться отталкивающей, грубой мазней.
Картина Юрия Щукина «Водный праздник» относящаяся к экспрессионизму
Экспрессионистские картины, написанные под впечатлением мира ужасов, резко контрастируют с картинами мастеров, воспевающих красоту и гармонию. На многих вернисажах представлены русские художники-экспрессионисты и их картины:
- Борис Григорьев – «Портрет Максима Горького»;
- Василий Чекрыгин – «Воскрешение из мертвых»;
- Юрий Щукин – «Водный праздник»;
- Юрий Пименов – «Инвалиды войны».
Футуризм
Футуризм в живописи ХХ века – одно из направлений авангарда – существовал в русской живописи начала ХХ века очень короткое время – до начала двадцатых годов. Отдельным целостным художественным направлением он не стал.
Михаил Ларионов как один из художников направления футуризм
В понятие «футуризм» включали множественные ответвления русского авангардизма – лучизм, кубофутуризм, дадаизм, неопримитивизм и др. Наиболее яркие представители русского футуризма:
- Давид и Николай Бурлюки;
- Михаил Ларионов;
- Наталья Гончарова;
- Михаил Матюшин;
- Николай Кульбин и др.
Сюрреализм
В живописи России начала ХХ века, как и во всем мире, возникали и исчезали всевозможные новомодные течения. Примером такого течения может служить сюрреализм, пришедший в живопись России ХХ века из Франции.
Просуществовав до 1969 года, это направление официально прекратило свое существование. Необычные картины, представленные художниками-сюрреалистами, были настолько пугающе фантастичными, что их порой относили к плодам воспаленного воображения душевнобольных людей.
Выставка картин Алексея Ежова относящихся к направлению сюрреализм
В России живописцев-сюрреалистов можно было пересчитать по пальцам:
- Алексей Ежов – картины выполнены в стиле, напоминающим манеру голландских мастеров;
- Юрий Лаптев – писал картины в нехарактерной для жанра акварельной технике;
- Борис Индриков – писал картины на грани смешения стилей сюрреализма и фантастического реализма;
- Владимир Куш – манерой исполнения напоминает Сальвадора Дали.
Соцреализм
Начиная с 1934 года и практически до конца ХХ века в русской живописи, как и во всех произведениях советской культуры, существовало направление, получившее с легкой руки Максима Горького название «социалистический реализм». Подразумевалось, что это направление призвано отражать революционные устремления народных масс в будущее, всепобеждающее переустройство мира в коммунистическое общество.
Автопортрет художника Александра Дайнека который занимался направлением соцреализм
Этому направлению были присущи нарочитая пафосность, народность, дружба всех народов. Наиболее яркими представителями этого направления были Кукрыниксы, Дмитрий Налбандян, Александр Дейнека, Петр Кончаловский и др.
Заключение
Все рассмотренные направления можно объединить в одно емкое понятие – модернизм в живописи ХХ века. Модернизм вобрал в себя множество течений, которые кардинально отличаются от классического стиля, но каждое из них имеет право на жизнь, находит своих приверженцев и почитателей.
Видео: Самая быстрая история русского искусства XX века
Искусство 20 века. Символизм, Модернизм, Кубизм
26 октября 2018
Модернизм охватывает разные художественные направления, включая в себя постмодерзнизм, сюрреализм и импрессионизм. Всем этим направлениям в характере авангардизм, который настроен агрессивно воздействовать на публику, производить шок, споры и скандалы.
Поворот от традиций классического искусства к новому развитию культуры произошёл на рубеже 19-20 вв. Искусствоведы датируют начало нового периода с 1880-х гг. Год «модернизма». Окончанием его считаются 1960-е годы.
«Поворот от традиций классического искусства к новому развитию культуры»
В 1920-30-е гг. на искусство и литературу оказывали влияние новые явления и события: мировая война, революции, конфликты, национализм. Всё это отразилось на состоянии мировой культуры.
Символизм
Символизм подразумевает под собой сочетание реального и таинственного, обращение к мифам, поиски мистического, его эстетику определяла иносказательность. К такому направлению люди пришли, когда стремились к осмыслению прошлого культуры. Главным средством художественного познания становится символ. Символ высшего совершенства в лице культа вечной женственности. Символизм опирался в основном на новый стиль — модерн.
Гюстав Моро — «Фаэтон»
Модерн
Модерн — это игра с мечтой и утончённой, таинственной красотой. Другими словами, стиль модерна — это мир, в котором стиль характеризуется кривыми, плавными, прихотливо изогнутыми линиями, называемыми «удар бича». Этот стиль сочетал в себе различные формы пластических искусств и идеи всеобщего синтеза, т.е в нём выражалось стремление к созданию синтетической «целостной» модели мира.
Первым направлением модерна стал импрессионизм, что означает «впечатление». Этот стиль старался передать в себе неуловимые изменения в природе, движения света в воздухе. Это направление появилось в последней трети 19 в.
Клод Моне — «Впечатление. Восходящее солнце»
Дальше последовало появление постипрессионизма. Этот стиль отличался эмоциональностью и одухотворённостью.
Кубизм
Кубизм — авангардное направление в живописи начала 20 в. Самыми знаменитым представителем этого направления был Пикассо, который изображал мир в виде геометрических знаков и конструкций, деформируя облики некогда реальных предметов.
Пабло Пикассо — «Авиньонские девицы»
Так же стиль модерна представлял такие направления в искусстве как: фовизм (дикий), где распространялись яркие цвета; экспрессионизм (выражение), для которого характерны переживания и упоения отчаянием; неопретивизм, которому характерен интерес к детскому творчеству, искусству самоучек и древней наскальной живописи; абстрактный экспрессионизм, которому характерно создание образа на основе самодостаточной выразительности цвета, линий и форм; супрематизм (высший), которое так же относится к геометрической абстракции, как и кубизм. Основополагающим произведением этого направления стал «Чёрный квадрат» Малевича. Дадаизм, которому свойственно использование техники коллажа, создание абсурдных произведений из случайных предметов. Сюрреализм (сверхреализм), которому придавалось абсурдным представлением иллюзионной реальности, в которой соединялось живое и неживое, а так же реальное и нереальное.
Сальвадор Дали — «Постоянство памяти»
Деятелей искусства и литературы начала века интересовали не только творческие проблемы и поиски.
Предчувствия кануна социальных потрясений у многих литераторов порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в творчестве.
Писатели обращались к темам несправедливости в обществе, судьбе творческих личностей. Так в 1920-е гг. появляется литература «потерянного поколения», названое так американской писательницей Гертрудой Стайн. Это направление в литературе отразило протесты против бесчеловечной бойни Первой мировой войны. Так же процветает жанр антиутопии, которому способствует реальная жизнь, не дающая оснований для оптимизма.
В творчестве литераторов и художников в 1920-30-х гг. особую значимость приобретали социально-политические мотивы. Социальные движения в ряде стран вызвали к жизни революционные течения в искусстве. В то же время в тоталитарных государствах искусство стало обслуживать эти режимы. В таких странах наука оказалась на службе у войны, а искусство — у пропаганды.
Теги
искусство, пикассо, Моне, творчество, дали, символизм, Модерн, модернизм, Моро, кубизм, антиутопия.
Рекомендуем почитать
Искусство России 20 века и его виды
«Чистое» искусство, провозглашающее ценности, не зависящие от общественных и исторических проблем и веяний, – прекрасное, но нереальное явление.
Невозможно творить в отрыве от повседневности, не обращая внимание на господствующие в обществе идеи – формальные и неформальные. Искусство России 20 века подверглось влиянию мощных изменений общественного строя, неведомых никакой другой стране.
Начало века, поиск новых идей
100 лет XX века для всей цивилизации были эпохой невиданных потрясений. Уже к концу XX столетия научно-технический прогресс сжал время и пространство для всей планеты, общественные конфликты в ограниченном регионе перерастали быть потрясениями планетного масштаба. Культура и искусство России 20 века, как и вся общественная деятельность Европы и Америки, имеет временную привязанность к самым важным событиям новейшей истории.
Магия цифр, обозначающих начало отсчета нового века, всегда порождает ожидание перемен, надежду на наступление нового, счастливого времени. Девятнадцатый век, создавший всемирную славу русской культуре, уходил в прошлое, оставляя традиции, которые не могли исчезнуть в одночасье.
«Мир искусства» – так называлось объединение художников, возникшее в 1898 году и просуществовавшее с перерывами до 1924 года, без которого нельзя представить изобразительное искусство в первой четверти 20 века в России. У «мирискусстников» не было одного, общего выработанного стиля – живописцы, графики, скульпторы шли каждый своим путём, имея согласие во взглядах на цели искусства и роли его в обществе. Многие черты этого взгляда выразил гений Михаила Врубеля. Формальным ядром, основой объединения были Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов. В разное время в нем принимали участие Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и другие мастера.
Все они признавали главенство профессионализма в искусстве, огромную роль творческой свободы и независимости художника от общественных догматов, не отрицая при этом ценности искусства в жизни человека, протестуя против косности академизма с одной стороны и излишней политизации живописи у передвижников – с другой. Критикуемый сторонниками традиций «Мир искусства» не мог вписаться и в бурный процесс рождения «пролетарской» живописи, но оказал огромное влияние на всё изобразительное искусство 20-века в России – и на тех, кто работал в СССР, и на тех, кто оказался в эмиграции.
Модерн
Последние десятилетия девятнадцатого века стали периодом зарождения нового стиля, который оставил след в творчестве мастеров изобразительного искусства и архитектуры. Он имел свои особенности в отдельных регионах Европы, где он даже назывался по-разному. В Бельгии и Франции закрепилось наименование «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Австрии – «сецессион». Известны другие названия, связанные с наиболее известными художниками этого стиля или фирмами, производившими подобного направления мебель, ювелирные украшения и другие изделия: стиль муша, стиль Гимар – во Франции, либерти в Италии, в США – стиль тиффани и т. д. Искусство России 20 века, архитектура в особенности, знают его как стиль модерн.
Модерн стал после долгого периода стилевого безвременья одним из самых выразительных и визуально оформившихся художественных течений. Свойственный ему растительный, плавный характер линий насыщенного декора в сочетании с геометрически простыми и выразительными формами больших объемов привлекали свежестью и новизной художников и архитекторов.
Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926) – звезда русского архитектурного модерна. Его талант придал национальные черты космополитическому по сути стилю, шедевры Шехтеля – Ярославский вокзал, особняк Рябушинского – это творения именно русского зодчего, и в общем, и в мелочах.
Дореволюционный авангард
Процесс поиска новых форм искусства, и больше – его новой сути – был актуален для искусства всей Европы и Америки. Искусство России 20 века содержит несколько по-настоящему революционных периодов, когда творчество нескольких реформаторов указывало новые направления развития художественной мысли. Одним из самых ярких и впечатляющих стало межреволюционное время с 1905 по 1917 год. Особенности авангардного искусства в России были вызваны кризисом общественной жизни России после трагедий русско-японской войны и революции 1905 года.
Возникшие в это время многочисленные авангардные течения и творческие объединения имели сходные порождающие причины и похожие цели художественного поиска. Оказавшие мощное влияние на основные виды искусства 20 века в России футуристы и кубофутуристы, «Бубновый валет» и «Голубая роза», Кандинский и супрематизм Малевича разными способами искали новые миры, выражали кризис старого искусства, потерявшего связь с реальностью, предваряли наступление эпохи глобальных потрясений.
Среди новых идей, рожденных авангардистами, была мысль о синтезе искусств. Театральное искусство России 20 века содержит такие страницы, как знаменитый спектакль – манифест нового искусства «Победа над солнцем» (1913). Он был результатом общего творчества поэтов-футуристов А. Кручёных, М. Матюшина, В. Хлебникова, а художественное оформление выполнил Казимир Малевич.
Обогатившие своими исканиями искусство России 20 века художники П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, И. Машков, Н. Гончарова, Марк Шагал стали авторами полотен, получивших мировое признание. А началось это признание еще в десятые годы XX века, в эпоху рождения авангардной живописи новейшей истории.
Формирование советского искусства
После Октябрьской революции Россия получила возможность открыть всему миру новые горизонты в общественной жизни, в том числе и в искусстве. И поначалу были созданы условия, когда неизмеримо выросла ценность каждой одаренной личности, на первый план выдвинулись генераторы новых творческих идей.
Как трактует то время история искусств? 20 век, Россия, бурные двадцатые годы – это невиданно активная художественная жизнь многочисленных творческих объединений, среди которых выделяются:
— УНОВИС – «Утвердители нового искусства» (Малевич, Шагал, Лисицкий, Лепорская, Стерлигов). Основанное на базе художественной школы Витебска, это объединение было апологетом художественного авангарда, предлагало искать для искусства новые темы и формы.
— «Четыре искусства» – течение в русле «Мира искусства» Основная цель – показать огромные выразительные возможности архитектуры, скульптуры, графики и живописи. Декларировалась необходимость высокого профессионализма и творческой свободы. Виднейшие представители: архитектор А. В. Щусев, график В. А. Фаворский, скульптор В. И. Мухина, живописцы К. С. Петров-Водкин, А. П. Остроумова-Лебедева и др.
— «ОСТ», «Общество художников-станковистов». Считало главным показать приметы наступления новой мирной жизни, строительство современной молодой страны средствами передовой экспрессивной, но простой и ясной стилистики. Лидеры: Д. Штернберг, А. Дейнека, Ю. Пименов, П. Вильямс.
— «Круг художников» (Ленинград). Следование официальному курсу, выработка «стиля эпохи». Активные члены группы: А. Самохвалов, А. Пахомов, В. Пакулин.
— АХРР – «Ассоциация художников революционной России» – объединение, ставшее основой созданного впоследствии Союза Художников СССР, активный проводник направлений идеологического руководства художественным процессом, орудие партийной пропаганды, наследники передвижников. Во главе стояли И. И. Бродский, А. М. Герасимов, М. Б. Греков, Б. В. Иогансон.
Конструктивизм
В программах самых престижных учебных заведений, готовящих архитекторов, неизменно присутствует изучение темы «Русский конструктивизм — архитектурный авангард 20-х годов». Большое значение она имеет для понимания строительного искусства, очень актуальными для любого времени являются идеи, провозглашенные лидерами того направления. Сохранившиеся постройки Константина Мельникова (жилой дом архитектора в Кривоарбатском переулке, клуб Русакова на Стромынке, гараж на Новорязанской улице и др.), братьев Весниных, Моисея Гинзбурга (Дом Наркомфина на Новинском бульваре) и других звезд русского архитектурного дела – золотой фонд отечественного зодчества.
Функционализм, отказ от ненужного украшательства, эстетика конструкции здания, гармония создаваемой среды обитания – эти идеи стали основой решения новых задач, поставленных перед молодыми архитекторами, художниками и специалистами той области, которая стала называться промышленным дизайном. Им предстояло строить массовое жилище для новых городов, рабочие клубы для всестороннего развития личности, создавать объекты для труда и отдыха нового человека. Удивительные достижения авангарда двадцатых годов нельзя обойти, изучая искусство России 20 века. Архитектура Европы и Америки всего последующего времени во многом основана на них. Печально, что эти прогрессивные идеи оказались меньше всего востребованы на родине, и наибольшим достижением советской архитектуры многими считается «сталинский ампир».
Искусство эпохи тоталитаризма
В 1932 году вышло Постановление ЦК ВКП (б) о работе творческих объединений. Бурная эпоха разнообразных течений и направлений закончилась под действием набравшей мощь государственной машины, управляемой идеологическим аппаратом, в котором крепла единоличная власть. На долгие годы искусство России 20 века, как и многое в жизни страны, стало зависеть от мнения одного человека – Иосифа Сталина.
Творческие союзы стали средством подчинения художественной мысли единым идеологическим стандартам. Наступила эпоха социалистического реализма в живописи. Постепенно любые отступления от официального курса стали объявляться преступными, несогласные попадали под реальные репрессии. Обвинения в отходе от линии партии стали методом решения творческих дискуссий. Прогрессивность этого очень сомнительна. Как развивалось бы, например, театральное искусство России 20 века, если бы не пал жертвой репрессий великий реформатор сцены Всеволод Мейерхольд?
Природа художественного таланта сложна и необъяснима. Образы вождей воплощались с великим мастерством и искренним чувством. Никакие самые жестокие репрессии не могли помешать появлению истинно талантливых художников, для которых главным было самовыражение вне зависимости от идеологических рамок.
В архитектуре наступило время «сталинского ампира». Поиски авангардистов сменил возврат к проверенным канонам. Могущество коммунистической идеологии олицетворялось в эффектных образцах переработанного неоклассицизма – сталинских «высотках».
Искусство военного периода
В истории нашей страны есть время, ставшее величайшей трагедией и этапом невиданного духовного подъема. Искусство России 20-21 века получило одну из главных тем, позволявших выразить величие русского народного характера, глубину чувств, которые могут овладеть отдельным человеком и огромными массами во время исторических потрясений.
Великая Отечественная война с первых дней нашла выражение в зрительных образах удивительной силы. Плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» поднимал на защиту страны лучше всяких командиров, а «Оборона Севастополя» Дейнеки потрясает любого человека вне зависимости от идей, которые он разделяет. Так же впечатляет Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, а музыкальное искусство России 20 века не меньше других видов творчества отдало дань теме войны с фашизмом.
Оттепель
После Великой Победы следующим мощнейшим историческим фактором влияния на общественную жизнь в СССР стала смерть Сталина (март 1953) и XX съезд КПСС, поднявший вопрос о разоблачении культа личности. На какое-то время для художников, как и для всего общества, повеяло свободой творчества и новыми идеями. Поколение «шестидесятников» – явление очень специфическое, оно оставило о себе память как о коротком вдохе свежего воздуха, сделанном перед тем как погрузиться опять на десятилетия в болото размеренного, расписанного, регламентированного существования.
Первые опыты художественного авангарда «второй волны» – работы Э. Белютина, Ю. Соостера, В. Янкилевского, Б. Жутовского и др. – на выставке, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза Художников, были жестко осуждены лично новым лидером страны Н. Хрущёвым. Партия опять стала объяснять народу, какое искусство ему нужно, а художникам – как надо писать.
Архитектуре было предписано бороться с излишествами, что справедливо объяснялось экономическими трудностями послевоенного времени, наступало время массового домостроения, время «хрущевок», которые несколько сняли остроту жилищного вопроса, но изуродовали облик многих городов.
Искусство «развитого социализма»
Во многом искусство России второй половины 20 века во многом представляет собой историю противостояния художественной личности и господствующей идеологии. Но даже в атмосфере идейного регламентирования каждого кусочка духовного пространства многие художники находили способы немного видоизменять предписанный метод социалистического реализма.
Так, настоящим примером для молодых были мастера, сформировавшие свои убеждения еще в двадцатые годы: Н. Ромадин, М. Сарьян, А. Пластов и другие. Картина бывшего члена художественного объединения «ОСТ» Ю. Пименова «Свадьба на завтрашней улице», написанная в 1962 году, стала символом надежд общества на обновление.
Еще одним ярким явлением в советской живописи того времени стало формирование «сурового стиля». Таким термином обозначали творчество Г. Коржова, П. Оссовского, братьев Смолиных, П. Никонова и др. На их картинах, написанных в разных жанрах (бытовом, историческом), появился герой, который не нуждался в указаниях, занятый понятным и нужным делом. Он изображался без лишних деталей и колористических изысков, емко и выразительно.
Особое значение имеет творчество такого мастера, как Виктор Попков. Гражданское звучание его полотен содержит редкий для советского искусства общегуманистический, почти религиозный посыл, а живописная манера имеет корни времен итальянского Возрождения.
Нонконформизм
Официальное господство «соцреализма» заставляло неформальных художников искать свой путь к зрителю или прибегать к эмиграции. Уехали М. Шемякин, И. Кабаков, О. Рабин, Э. Неизвестный и многие другие. Это были деятели искусства 20 века России, которые являлись носителями духовных ценностей, рожденных авангардом начала века, и вернувшихся на родину после краха коммунистической идеологии.
А во времена её господства появилась внутренняя эмиграция, породившая популярный мотив сумасшедшего, вечно пьяного художника, обитателя психушек, гонимого властями и руководством творческих союзов, но высоко ценимого независимыми западными экспертами. Типичным носителем такого образа был А. Зверев – легендарная личность для Москвы эпохи развитого социализма.
Полистилистика и плюрализм
Освободившись от государственного диктата советского времени, изобразительное искусство 20 века в России вошло в общемировой процесс как его неразделимая часть, обладающая общими с ним свойствами и тенденциями. Многие формы творчества, привычные для Запада долгое время, были быстро освоены и отечественными художниками. Слова «перфоманс», «видеоинсталляция» и т. п. стали привычными и в нашей речи, а в ряду самых значительных современных мастеров, имеющих мировую славу, – художники диаметральных по направлениям взглядов: З. Церетели, А. Шилов, Т. Назаренко, М. Кишев, А. Бурганов и многие другие.
Бурная, непредсказуемая новейшая история страны, занявшей шестую часть земной суши, смотрит в свое зеркало – искусство России 20 века – и отражается в нем тысячами незабываемых образов…
Русская живопись ХХ века: основные течения.
Это время принято считать вершиной русской живописи и привнесения в нее реализма. Особое влияние на художественное искусство оказали социальные явления и революции в стране. В живописи уже было наличие цензуры и критики. На творчество живописцев наложен существенный отпечаток властью того времени. Практически каждый отечественный художник обязан был написать хотя бы одну картину, посвященную новой политике и новому социальному строю.
Основные направления русской живописи ХХ века
В период 20 века знаменовал окончание русского реализма в живописи и начало советского или социалистического. Особенным считается время Великой войны, которое отличалось единым движением партии и народа. Военные картины произвели фурор и актуальны в настоящий период. Менее всего коснулось социалистическое течение пейзажного жанра.
Русский авангард
Слово «авангард» означает новаторство, передовое движение. Отечественный авангард сочетает в себе радикальные течения живописи. Сначала его называли модернизмом, новым искусством, абстракционизмом и другими названиями. Первые проблески в направлении появились в предвоенные годы. В русском авангарде сочетаются такие моменты, как абсолютный отказ от прошлого в культуре и объединение процессов разрушения и созидания. В живописи находится место одновременно для агрессии, стремлении уничтожить старые художественные ценности и создании чего-то совершенно иного.
В этом направлении в первую очередь стоит выделить Василия Кандинского, который написал картины «Пестрая жизнь», «Песня Волги», «Белый овал», «Москва. Красная площадь». К авангардистам относят также Казимира Малевича, который является представителем суперматизма, одного из течений авангарда. Это течение характеризует завершающую стадию искусства, отсутствие предметов. О нем впервые начали говорить после появления полотен с геометрическими абстракциями.
Социалистический реализм
После того как состоялась революция и произошло множество потрясений и перемен, в изобразительном искусстве начался новый период и новое направление. Оно соответствовало тому времени и называлось социалистическим реализмом. Этого требовала власть и народ. Социалистический реализм отличался наличием героизма, выраженных лидеров, народа, событийностью, правдой партии , а не видением самого художника. Тоталитарное общество изменило русскую живопись до неузнаваемости. Она состояла в основном из картин, посвященных историческим событиям того времени, героям и лидерам государства, а также будням простого труженика.
Многие называли это «суровым стилем», ведь в нем отсутствовали иллюзии, домыслы, детская беззаботность. На полотнах отображалась только беспощадная правда. Героизм того времени заключался во внутреннем напряжении и усилиях лидера. В социалистическом реализме труд являлся призванием, а герои — первооткрыватели и строители. В конце века вместе с крахом советской культуры, приходит новое направление в русской живописи.
Постмодернизм
Новое направление в русской живописи пришло на смену модернизму, который в обществе был не совсем понятным. Постмодернизм характеризуется фотографичностью изображений. Живопись максимально походит на оригинальный вид. Стиль отличается типологическими чертами. В первую очередь, готовой формой. Живописцы используют классические образы, но интерпретируют их по-новому, придают эксклюзивности. Очень часто представители постмодернизма соединяют формы из нескольких направлений, придавая легкой иронии изображению и некой вторичности.
Еще одной особенностью направления является отсутствие правил. В постмодернизме художник полностью распоряжается выбором форм и манер изображения своей картины. Некая свобода придала свежего дыхания искусству в целом. Появились художественные инсталляции и перфомансы. Постмодернизм в живописи также характеризуется отсутствием четких техник и всеобщей мировой популярностью. Расцвет этого направления пришелся на 90-тые годы 20 века. Наиболее яркими представителями его считаются таких художники: А. Менус, М. Ткачев, С. Носова, Д. Дудник.
ХХ век — период перемен и потрясений. Одно направление плавно сменяло другое. Начало представляло собой поиск иных форм, иных идей и замыслов. Расцвет авангардизма сменился приходом социалистического реализма, где власть создавала жесткие рамки русской живописи. И даже в это время было написано немало шедевральных полотен. Последним течением завершающегося столетия был постмодернизм, представляющий собой нечто совершенно не похожее на другие стили. В нем нет рамок, нет правил и предрассудков, только свобода творчества и мышления.
По запросу «направления в искусстве» найдено 20 слов длинной от 4 до 14 букв.
4 буквы
- Вера — переносное (значение) Направление в общественной жизни, науке, искусстве.
5 букв
- Стиль — Совокупность черт, признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления со стороны идейного содержания и художественной формы.
6 букв
- Модерн — Направление в изобразительном искусстве конца 19 — начала 20 век, противопоставл явшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм
- Эпигон — Последователь какого-нибудь направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи
7 букв
- Реализм — Направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действител ьности в ее типических чертах
- Течение — Направление в какой-либо области деятельности (политике, искусстве, литературе и т.п.).
8 букв
- Урбанизм — Направление в искусстве, изображающее жизнь больших современных городов
- Футуризм — Формалистическое направление в искусстве и литературе начала 20 век, отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приемы старого искусства
9 букв
- Академизм — Направление в искусстве, догматически следующее сложившимся канонам искусства античности и эпохи Возрождения
- Романтизм — Направление в искусстве конца 18 — первой четверти 19век, выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств
- Символизм — Направление в литературе и искусстве конца 19 — начала 20 век, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах
10 букв
- Классицизм — Направление в искусстве 17 — начала 19 век. основанное на подражании античным образцам
- Натурализм — Направление в литературе и искусстве последней трети 19 век, стремяееся к вне шне точному изображению действительности
11 букв
- Декаденство — Неореалистических направления в литературе и искусстве конца 19 — начала 20 века, отличающихся упадочничеством, крайним индивидуализмом
- Примитивизм — Направление в искусстве, использующее в создании художественного образа приемы первобытного искусства, формы ранних неразвитых стилей.
13 букв
- Импрессионизм — Направление в искусстве конца 19 — начала 20 век, стремящееся к непосредственном у воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника
- Шестидесятник — Представитель прогрессивного направления в общественной мысли, литературе, искусстве
14 букв
- Конструктивизм — Направление в искусстве 20 век, стремящееся к максимальной выразительности и экономичности форм, к обнажению их технической основы
- Экспрессионизм — Направление в искусстве первой половины 20 век, провозглашающее основой художественного изображения подчеркнутую, иногда гротескную эмоциональную выразительность образа
- Абстракционизм — Направление в изобразительном искусстве XX век, представители которого заменяют конкретную форму изображаемого сочетаниями линий, фигур, цветовых пятен.
Художественные течения модернизма в живописи
С приходом 20 века, и связанного с этой эпохой прогресса, в живописи также наметились серьезные перемены. Приоритетом художников стал конструктивизм, символизм, четкое отображение деталей. Живописцы отходили от образности, аллегорий, размытости. Их картины становились техничными, с правильной постановкой плана и четкостью контуров.Для живописи эпохи модернизма характерными четами являлись «плоские» изображения, плавность линий, «ковровый» орнамент, однотонный фон. Нередко использовались «растительные» мотивы,
которые сплетались в причудливом узоре, перетекая в фигуры людей и животных.
Две таитянки. Поль Гоген
Под понятием «модернисткие направления» специалисты в области живописи объединяют несколько течений.
Символизм — стиль, черпающий вдохновение в образах эпохи романтизма. Художники этого направления обращаются к темам мистики, фантастики, духовности. Их задача – обыгрывание символом, иносказательное выражение мыслей и чувств через фантастические и эзотерические символы. Представителями символизма были П. Гоген, Э. Мунк.
Фовизм — в переводе с французского fauve — дикий. Современники так и называли приверженцев этого стиля – дикие художники. Для живописи этого направления были характерны яркие
цветовые пятна, контраст цветов, экзальтированные формы. Ярким представителем этого направления был Матисс. На вопрос о нереальных цветах женских частей тела он говорил «Я рисую не
женщин, я рисую картины».
Фовизм
Футуризм. Название произошло от слова «футурум», что значит «будущее». Художники этого направления обращаются к образам индустриальной эпохи, и динамике больших городов. Их композиции
хаотичны, их тематика – превосходство технического прогресса над человеком.
Футуризм
Эпоха модерна является неоднозначным периодом. Это искусство, не слишком понятное массам, порой излишне экзальтированное и далекое от жизни. Их искания в общественной и социальной жизни, часто выглядели лихорадочно. Однако в этот период на горизонте появился ряд имен действительно талантливых художников, на произведениях которых учатся современные художники.
В обществе начала 20 века модернистов воспринимали, как революционеров. Они восставали против сложившихся годами традиций в искусстве, и общепринятых канонов.
Известные художники модернисты: Михаил Врубель, Анри Матисс, Альфонс Муха, Анри Руссо, Амедео Модильяни, Густав Климт.
|
Английская литература — собрание письменных произведений, изданных на английском языке жителями Британских островов (включая Ирландию) с 7-го века до наших дней. Основные литературы, написанные на английском языке за пределами Британских островов, рассматриваются отдельно в соответствии с американской литературой, австралийской литературой, канадской литературой и новозеландской литературой.
Британика Викторина
10 британских поэтов: викторина
Какой поэт был мужем автора Франкенштейна ?
Английская литература иногда подвергается стигматизации как островной.Можно утверждать, что ни один английский роман не достигает универсальности русского писателя Льва Толстого « Война и мир » или французского писателя Гюстава Флобера « Мадам Бовари ». Тем не менее, в средние века древнеанглийская литература покоренных саксов была закручена латинскими и англо-нормандскими письменами, в основном иностранного происхождения, в которых выражали себя церковники и норманнские завоеватели. Из этой комбинации появился гибкий и тонкий лингвистический инструмент, использованный Джеффри Чосером и использованный Уильямом Шекспиром.Во времена Ренессанса возобновившийся интерес к классическому обучению и ценностям оказал важное влияние на английскую литературу, как и на все виды искусства; и идеи августовской литературной уместности в 18-м веке и почтение в 19-м веке к менее специфической, хотя все еще выборочно рассматриваемой, классической древности продолжали формировать литературу. Все эти три импульса получены из иностранного источника, а именно из бассейна Средиземного моря. Декаденты конца 19-го века и модернисты начала 20-х обращались к людям и движениям континентальной Европы за вдохновением.В конце 20-го века притяжение к европейскому интеллектуализму не исчезло, так как к середине 1980-х подход, известный как структурализм, явление преимущественно французского и немецкого происхождения, вселил само изучение английской литературы во множество опубликованных критических исследований и исследований. университетские кафедры. Дополнительное влияние оказал деконструкционистский анализ, основанный главным образом на трудах французского философа Жака Деррида.
Кроме того, британская имперская деятельность по всему миру продолжала вдохновлять литературу — в некоторых случаях задумчивая, в других — враждебная.Наконец, английская литература получила определенное распространение за рубежом, причем не только в преимущественно англоязычных странах, но и во всех тех других странах, где английский язык является первым вариантом обучения в качестве второго языка.
Английская литература, таким образом, не столько замкнута, сколько оторвана от континентальной европейской традиции через Канал. Он силен во всех общепринятых категориях списка книготорговцев: в Шекспире он имеет всемирно известного драматурга; в поэзии, жанре, который заведомо устойчив к адекватному переводу и поэтому трудно сравнивать с поэзией других литератур, он настолько необычайно богат, что заслуживает включения в первый ряд; Юмор английской литературы оказалось столь же трудным донести до иностранцев, как и поэзию, если не больше, — во всяком случае, факт, позволяющий присваивать ярлык «своеобразный»; Замечательная литература о путешествиях в английской литературе представляет собой еще одно противодействие обвинению в изоляции; в автобиографии, биографии и историческом письме английская литература сравнивается с лучшими в любой культуре; и детская литература, фэнтези, эссе и журналы, которые, как правило, считаются второстепенными жанрами, являются областями исключительных достижений в отношении английской литературы.Даже в философских трудах, которые в народе считаются трудными сочетать с литературной ценностью, такие мыслители, как Томас Гоббс, Джон Локк, Дэвид Хьюм, Джон Стюарт Милль и Бертран Рассел, сравнивают по своей ясности и грации с лучшими из французских философов и мастера классической древности.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняНекоторые из наиболее выдающихся практиков английской литературы в 20-м веке — от Джозефа Конрада в его начале до В.С. Найпол и Том Стоппард в его конце — родились за пределами Британских островов. Более того, ни один из вышеупомянутых не имел ничего общего с его приемной страной, как, например, Дорис Лессинг и Питер Портер (два других выдающихся писателя-иммигранта в Британию), оба родившиеся в британской семье и имеющие воспитан на земле Британского Содружества.
С другой стороны, в течение того же периода в 20-м веке многие известные практики английской литературы покинули Британские острова, чтобы жить за границей: Джеймс Джойс, Д.Х. Лоуренс, Олдос Хаксли, Кристофер Ишервуд, Роберт Грейвс, Грэм Грин, Мюриэл Спарк и Энтони Берджесс. В одном случае, в случае с Сэмюэлем Беккетом, этот процесс осуществлялся в том смысле, что сначала он писал произведения на французском, а затем переводил их на английский.
Однако даже английская литература, рассматриваемая исключительно как произведение Британских островов, чрезвычайно неоднородна. Литература, фактически написанная на этих кельтских языках, когда-то распространенных в Корнуолле, Ирландии, Шотландии и Уэльсе, называемая «кельтской бахромой», рассматривается отдельно ( см. кельтской литературы).Тем не менее, ирландские, шотландские и валлийские писатели внесли огромный вклад в английскую литературу, даже когда они писали на диалекте, как это сделали поэт 18-го века Роберт Бернс и шотландский писатель 20-го века Аласдэйр Грей. Во второй половине 20-го века интерес также начал сосредотачиваться на письмах на английском или английском диалекте недавними поселенцами в Британии, такими как афро-карибцы и люди из самой Африки, индийского субконтинента и Восточной Азии.
Даже в Англии, культурно и исторически доминирующем партнере в союзе территорий, включающих Великобританию, литература была обогащена писателями с сильной провинцией, как и столичными.Другой контраст, более плодотворный, чем не для английских букв, заключался в том, что между социальными кругами, однако многие обозреватели Британии в своих собственных трудах могли сожалеть о выживании классовых различий. Еще в средневековые времена придворная традиция в литературе перекрещивалась с более земной демотической. Частое противопоставление Шекспира королевской власти в одной сцене с плебеями в следующей отражает очень британский взгляд на общество. Это осознание различий между высоким и низким уровнем жизни, благоприятным для творческой напряженности, можно наблюдать на протяжении всей истории английской литературы.
10 модернистских художественных движений | Britannica
«Памятник Третьему Интернационалу», модель, спроектированная Владимиром Татлиным, 1920, реконструкция У. Линде и П.О. Ультведт завершен в 1968 году А. Холмом, Э. Нандорфом и Х. Остбергом; в Современном музее, Стокгольм, Национальный Шведский художественный музей. © Tatlin; фотография © Moderna Museet, СтокгольмКогда кубизм и футуризм распространились на запад в Россию в конце 1910-х годов, они были поглощены утопическим духом Октябрьской революции, создав тем самым новое художественное движение, известное как конструктивизм, которое охватило теорию, что искусство должны быть «построены» из современных промышленных материалов, таких как пластик, сталь и стекло, чтобы служить общественным целям, а не просто делать абстрактные заявления.В качестве стимула для движения часто приписывают Владимиру Татлину, который в 1913 году, учась в Париже, находился под сильным влиянием геометрических конструкций Пикассо. Переехав обратно в Россию, он вместе с Антуаном Певснером и Наумом Габо опубликовал в 1920 году «Реалистический манифест » , в котором, как и футуристы и вортисты, восхищались машинами и технологиями, а также их функционализмом. Одним из наиболее знаковых произведений этого движения является памятник Татлину для Третьего Интернационала (1919–20), странная спиралевидная структура, которая должна была служить правительственным зданием.Большинство конструктивистов, таких как Татлин, считали живопись «мертвой» формой искусства, если только она не служила образцом для чего-то, что было бы физически построено. Поэтому они работали в основном с керамикой, дизайном одежды, графикой и архитектурой. Поскольку советская оппозиция их движению усилилась, многие конструктивисты бежали из России и вдохновили движение на западные страны, такие как Германия, Франция и Англия, где они приобрели большое значение.
.история кинофильма | История и факты
Происхождение
Иллюзия кинофильмов основана на оптических явлениях, известных как постоянство зрения и феномен phi. Первый из них заставляет мозг сохранять изображения, сделанные на сетчатке глаза, в течение доли секунды после их исчезновения из поля зрения, в то время как последний создает видимое движение между изображениями, когда они быстро сменяют друг друга. Вместе эти явления позволяют чередовать неподвижные кадры на кинопленке, чтобы представить непрерывное движение при проецировании с надлежащей скоростью (традиционно 16 кадров в секунду для немых фильмов и 24 кадра в секунду для звуковых фильмов).До изобретения фотографии различные оптические игрушки использовали этот эффект, устанавливая последовательные фазовые рисунки движущихся предметов на лице вращающегося диска (фенакистоскоп, c. 1832) или внутри вращающегося барабана (zoetrope, ). с. 1834). Затем, в 1839 году, французский художник Луи-Жак-Манде Дагерр усовершенствовал позитивный фотографический процесс, известный как daguerreotypy, и в том же году английский ученый Уильям Генри Фокс Тэлбот успешно продемонстрировал негативный фотографический процесс, который теоретически позволял неограниченное количество позитивных отпечатков. производится из каждого негатива.Поскольку фотография была усовершенствована и усовершенствована в течение следующих нескольких десятилетий, стало возможным заменить фазовые рисунки в ранних оптических игрушках и устройствах индивидуально поставленными фазовыми фотографиями — практика, которая широко и популярно проводилась.
Однако настоящих движущихся изображений не будет, пока живое действие не будет сфотографировано спонтанно и одновременно. Это потребовало сокращения времени экспозиции с часа или около того, необходимого для первых фотографических процессов, до сотой (и, в конечном счете, одной тысячной) секунды, достигнутой в 1870 году.Это также потребовало разработки технологии серийной фотографии британско-американским фотографом Eadweard Muybridge между 1872 и 1877 годами. В это время Мейбридж нанимался губернатором Калифорнии Леландом Стэнфордом, ревностным заводчиком скаковых лошадей, чтобы доказать это в какой-то момент в скачущая лошадь скачет со всех четырех копыт сразу. Условные обозначения иллюстрации 19-го века предполагали обратное, и само движение происходило слишком быстро для восприятия невооруженным глазом, поэтому Мейбридж экспериментировал с несколькими камерами, чтобы сделать последовательные фотографии лошадей в движении.Наконец, в 1877 году он установил батарею из 12 камер вдоль ипподрома в Сакраменто с проводами, натянутыми по дорожке, чтобы управлять их ставнями. Когда лошадь шла по дорожке, ее копыта споткнулись о каждую ставню по отдельности, чтобы показать последовательную фотографию галопа, подтверждающую веру Стэнфорда. Когда Мюйбридж позже установил эти изображения на вращающийся диск и спроецировал их на экран через волшебный фонарь, они создали «движущееся изображение» лошади в полном галопе, как это фактически происходило в жизни.
Одна фотография из серии, сделанной Eadweard Muybridge бегущей лошади. Предоставлено Британским институтом кино, ЛондонФранцузский физиолог Этьен-Жюль Марей сделал первые серии фотографий одним инструментом в 1882 году; И снова стимулом стал анализ движения, слишком быстрого для восприятия человеческим глазом. Марей изобрел хронофотографическое оружие, камеру в форме винтовки, которая записывала 12 последовательных фотографий в секунду, чтобы изучать движение птиц в полете.Эти изображения были отпечатаны на вращающейся стеклянной пластине (позже — пленка для бумажного рулона), и впоследствии Марей попытался спроецировать их. Однако, как и Мейбридж, Марей был заинтересован в деконструкции движения, а не в его синтезе, и он не проводил свои эксперименты далеко за пределами области высокоскоростной или мгновенной серийной фотографии. Мейбридж и Марей, по сути, вели свою работу в духе научных исследований; они расширили и разработали существующие технологии, чтобы исследовать и анализировать события, которые произошли за порогом человеческого восприятия.Те, кто пришел после этого, вернули бы свои открытия в область нормального человеческого зрения и использовали их для получения прибыли.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняВ 1887 году в Ньюарке, штат Нью-Джерси, епископальный министр по имени Ганнибал Гудвин разработал идею использования целлулоида в качестве основы для фотографических эмульсий. Изобретатель и промышленник Джордж Истман, который ранее экспериментировал с рулонами сенсибилизированной бумаги для фотосъемки, начал производство рулонной пленки целлулоида в 1889 году на своем заводе в Рочестере, штат Нью-Йорк.Это событие имело решающее значение для развития кинематографии: в серийных фотографиях, таких как хронофотография Марея, могли использоваться стеклянные пластины или пленка из бумажной ленты, потому что на коротких изображениях регистрировались события короткой продолжительности, но кинематограф неизбежно обнаруживал бы свои объекты более длинными, более длинными. сложные события, требующие тысячи изображений и, следовательно, просто вид гибкого, но прочного носителя записи, представленного целлулоидом. Кому-то оставалось объединить принципы, воплощенные в аппаратах Мейбриджа и Марея, с целлулоидной полосковой пленкой, чтобы получить жизнеспособную кинокамеру.
Такое устройство было создано французским изобретателем Луи Ле Принсом в конце 1880-х годов. Он снял несколько короткометражных фильмов в Лидсе, Англия, в 1888 году, а в следующем году он начал использовать недавно изобретенную целлулоидную пленку. Он должен был показать свою работу в Нью-Йорке в 1890 году, но исчез во время путешествия по Франции. Выставка так и не состоялась, и вклад Ле Принса в кино оставался малоизвестным на протяжении десятилетий. Вместо этого это был Уильям Кеннеди Лори Диксон, работающий в West Orange, Нью-Джерси, в лабораториях Edison Company, который создал то, что широко считалось первой кинокамерой.
.