Западноевропейские конкуренты «ГАЗели» – Основные средства
С. Ионес
На российском рынке легких развозных грузовиков, вне сомнений, лидируют отечественные автомобили (см. «ОС» № 4, 2005 г.). Тем не менее есть немало потребителей, которые предпочитают машины зарубежного производства. Новые иномарки стоят дорого и представляют интерес скорее для корпоративных клиентов, например для крупной сети магазинов. Небогатые компании и частники предпочитают компромисс – подержанную зарубежную технику выпуска 1990-х годов. В этот обзор мы включили машины, по цене сопоставимые с новой «ГАЗелью», то есть вполне доступные.
Из числа выпускаемых западноевропейскими компаниями микроавтобусов, фургонов и унифицированных с ними бортовых машин на рынке нашей страны, особенно в московском регионе, наиболее распространены три марки различных моделей и модификаций – Ford Transit, Volkswagen серий Transporter и LT, а также Mercedes-Benz.
Автомобили Ford Transit различных выпусков стали самой популярной на нашем рынке зарубежной маркой развозных фургонов. Встречаются даже машины 1970–1980-х годов с коротким выступающим капотом: лет 5…7 назад в Подмосковье в службе скорой медицинской помощи работала большая партия микроавтобусов Transit первого поколения. Наиболее массовое на сегодня семейство «Транзитов» – машины третьего поколения с клиновидной формой кабины. Эту серию компания Ford выпускала с 1986-го по 2002 год. После рестайлинга 1994 года машина получила новую облицовку овальной формы и полностью измененную панель приборов. «Транзиты» внешне похожи на «ГАЗель» и «Соболя», так как именно их дизайн стал предметом подражания для нижегородских конструкторов. Издали даже профессионал может перепутать такой Transit с «газовским» фургоном. Однако у Transit нет ни одной кузовной панели, взаимозаменяемой с «ГАЗелью». Геометрия и силовая структура кузова цельнометаллических фургонов у Ford и ГАЗа совершенно разные. Условно общим можно назвать только то, что кузов не несущий, а установлен на раме, и классическую компоновку. Передняя подвеска Ford независимая типа McPherson, причем у легких и тяжелых машин разная по конструкции. Задний мост подвешен на малолистовых рессорах.
Среди автомобилей Transit третьего поколения много фургонов и автобусов с короткой базой (2835 мм). Часто встречаются машины с «низкой» крышей – самый малый из возможных размеров. Кузов у них – как у нижегородского «Баргузина». ГАЗ выпускает такой микроавтобус только в пассажирском, да еще и в «люксовом» варианте, а у Ford это самая дешевая версия. Модификации такой машины бывают любого назначения – грузовые, пассажирские, грузопассажирские. У Transit следующего размера та же короткая база, короткий задний свес, но увеличенная высота крыши. Это аналоги «Соболя», и в 1990-е годы они стали основой парка «скорой помощи» Петербурга.
По дорогам России также бегают «Транзиты», аналога которым у ГАЗа нет: у них длинная база 3570 мм, короткий задний свес и односкатные задние колеса. Эти машины тоже бывают с «низкой» крышей или крышей увеличенной высоты. На длиннобазных машинах встречается и третий, очень высокий тип крыши.
Более тяжелый Transit Jumbo с длинным кузовом, увеличенной высотой крыши, базой 2835 мм, но удлиненным задним свесом и иногда с двускатными задними колесами по форме кузова близок к «ГАЗели» ГАЗ-2705 вагонной компоновки. Бортовые Ford Transit в России распространены меньше, чем «вагонники», но встречаются и они.
Основной тип двигателя на Transit – 2,5-литровый дизель с турбонаддувом или без него. Реже встречаются бензиновые двигатели рабочим объемом 2 л, обычно мощностью 118 л.с., с впрыском топлива. Распространенный тип коробки передач – пятиступенчатая механическая, более редкий – автоматическая четырехступенчатая.
Volkswagen в классе развозных автомобилей традиционно представлен моделями двух серий – легкой Transporter и более тяжелой LT. Из всех поколений Transporter в России сегодня наиболее часто встречаются две – Т2 и Т4. Бытует мнение, что старый Transporter Т2 с задним расположением двигателя уже и не встретишь в хорошем состоянии. Это не совсем так. Т2, выпускавшийся в Европе в 1979–1992 годах, был «живучим» автомобилем. Он отличался великолепной антикоррозионной обработкой кузова, долговечными, удобными для ремонта и замены агрегатами. Хорошо сохранившихся автомобилей этой серии много даже в России. По размерам и многим эксплуатационным параметрам Т2 ближе к легковому автомобилю, чем к грузовику. Такие машины нередко используются как семейный минивэн, а не в качестве коммерческого транспортного средства.
Зато его наследник – Transporter Т4 1991–2002 годов выпуска сегодня самый распространенный и любимый многими автомобиль. В отличие от Ford, ГАЗа и большинства Mercedes-Benz, у Т4 «легковая» компоновка с передним приводом и поперечным расположением двигателя. Задняя подвеска – независимая на спиральных пружинах и диагональных косых рычагах. Есть полноприводный вариант Syncro. Кабина и приборная панель отделаны заметно богаче, чем у конкурентов: на уровне немецкого легкового автомобиля 1990-х годов. Возможно, «легковые» корни этой модели отчасти объясняют, почему приобрели большую популярность микроавтобусы «люкс» на ее базе, которые продаются под марками Caravelle или Multivan. В 1996 году пассажирские модификации пережили небольшой рестайлинг – получили новые, более узкие фары. У грузовых машин внешность осталась прежней.
Т4 грузовик или автобус создан для поклонников переднеприводной компоновки. Среди несомненных их достоинств – хорошая курсовая устойчивость на высокой скорости. Комплектовали Т4 либо бензиновым четырех- или двухцилиндровым двигателем, либо 1,9-литровым дизелем, а также пятицилиндровыми двигателями: 2,5-литровыми бензиновыми и 2,4-литровыми дизелями. Есть и модификации с V-образными шестицилиндровыми 2,8-литровыми моторами. Все двигатели унифицированы с теми, которыми комплектовали легковые Golf и Passat. Коробки передач – механическая пятиступенчатая или автоматическая четырехступенчатая.
У Т4 много модификаций, грузоподъемность которых составляет 800, 1000 или 1200 кг. Основных размеров колесной базы два: стандартная 2920 мм и удлиненная 3320 мм. У всех вариантов односкатная ошиновка. Есть модификации со стандартной и увеличенной высотой крыши, у любой из них может быть одинарная торцовая дверь, поднимающаяся вверх, или распашная двустворчатая.
Серия LT – это машины классической компоновки, которых еще много на рынке России, а выпускал их концерн в 1976–1995 годах. Кабина расположена над передними колесами, как у УАЗа и РАФа. Индекс модификации LT прямо указывает на полную массу: 28, 31, 35 (2,8; 3,1; 3,5 т). Есть также более тяжелые машины серий 45 и 55: тяжелее «ГАЗели», но легче «Бычка». Отметим одну особенность старого семейства – грузоподъемность «тридцать первого» LT – 1500 кг, а «тридцать пятого» – 1700 кг. Иначе говоря, грузоподъемность Volkswagen при одинаковой полной массе больше, чем «ГАЗели». У машин до 35-й серии независимая пружинная передняя подвеска и односкатные задние колеса, у более тяжелых – спереди балка на рессорах и задний мост с двумя скатами. Чаще встречаются модификации с рядным шестицилиндровым дизелем объемом 2,4 л.
Приходилось слышать мнение, что у машин LT 1970–1980-х годов аскетичный интерьер кабины. На деле он ничем не хуже салона многих популярных отечественных легковых автомобилей.
Новое поколение LT 1995 года с полукапотной компоновкой создано совместно с концерном Daimler-Benz и является аналогом модели Mercedes-Benz Sprinter: у Volkswagen и Mercedes-Benz различаются только фары, облицовка и эмблемы. Таких автомобилей среди подержанного транспорта много, но их цена значительно выше, чем «ГАЗели», порой в два раза и более.
Из многочисленных развозных грузовиков марки Mercedes-Benz самая массовая в нашей стране модель – предшественница Sprinter, серия ВМ 601 выпуска 1979–1995 годов. Первая цифра индекса указывает на полную массу этой модификации. Например, у «208-й» масса до 2,5 т, у «308-й» – до 3,5 т, у «408-й» – до 4,5 т, причем у «двухсотых» и «трехсотых» задние колеса односкатные. Типовых размеров колесной базы три – 3050, 3350 и 3700 мм. У фургонов, автобусов и вагонной компоновки грузопассажирских машин, как и у моделей-конкурентов, бывает либо «низкая», либо увеличенной высоты крыша. Торцовая дверь – только двустворчатая. Много малых и больших фургонов этой серии в первой половине 1990-х поступило в московскую службу «скорой помощи». Бортовые модификации Mercedes-Benz с короткой или «полуторной» кабиной в России популярней, чем бортовые Transit и Transporter. Часто встречаются мультистопы со сдвижными дверями – фургоны служб быстрой доставки грузов.
Интерьер кабины Mercedes-Benz этой серии на первый взгляд кажется упрощенным и аскетичным не только на фоне Transit и Transporter, но даже по сравнению с «ГАЗелью». Однако приборная панель предельно функциональна, посадка водителя и пассажиров удобная, обзорность очень хорошая. Регулируемая рулевая колонка и гидроусилитель рулевого управления входят в стандартную комплектацию.
У Mercedes-Benz этого семейства подвеска всех колес рессорная. С конца 1980-х годов на этих автомобилях дисковые передние тормоза вошли в базовую комплектацию. Раньше это была опция, а на дешевых версиях передние тормоза были барабанные. У «продвинутых» вариантов есть даже АБС.
Можно встретить экземпляры с бензиновыми двигателями М-115 объемом 2,3 л, мощностью 85 л.с., четырехцилиндровые 2,4-литровые дизели ОМ-616 и пятицилиндровые 3,0-литровые ОМ-617. После 1989 года на автомобили этой серии ставили четырехцилиндровый бензиновый двигатель М-102 на 2,3 л мощностью 105 л.с., дизель того же объема ОМ-601 79 л.с. и пятицилиндровый 2,9-литровый 96-сильный дизель ОМ-602. Иногда встречаются машины с автоматической КП.
Упомянутые в этом обзоре грузовые автомобили объединяет то, что в силу их распространенности они достаточно хорошо обеспечены сервисом и запчастями. Помимо официальных сервисных предприятий, где цены очень высокие, их можно отремонтировать у частных механиков, ведь специалисты по таким моделям есть. Помимо фирм, ввозящих запчасти на заказ, также есть немало свалок и «разборок», занимающихся этими грузовиками.
А еще у этих машин большой ресурс агрегатов. По этому показателю любой, даже старый Ford, Volkswagen и Mercedes-Benz значительно превосходят «ГАЗель» и «Соболя». На иномарках распространены дизели и гидроусилители рулевого управления, тогда как для «ГАЗели» это экзотика. Можно найти немыслимую на нижегородских грузовиках автоматическую КП. Для многих потребителей отсутствие двух лишних скатов задних колес при одинаковой грузоподъемности автомобиля – тоже преимущество. Кроме того, условия труда у водителей иномарок благодаря более совершенной эргономике кабины в любом случае лучше, чем у водителей нижегородских грузовиков и фургонов.
os1.ru
МАЗ-3650 — новый конкурент «Газели»
В открытом доступе появились сертификационные документы на лёгкие грузовики марки МАЗ.
Материал подготовлен дружественной редакцией auto.mail.ru.
Первая новинка — микроавтобус МАЗ-281. Это заднеприводная пятидверная (две — в кабине, одна сдвижная по правому борту, две распашные сзади) цельнометаллическая модель длиной 6 000 мм при размере колёсной базы 3 570 мм. На производство поставят несколько вариантов: 9-местный грузопассажирский, а также чисто пассажирский вместимостью 13 или 16 человек.
Грузовой фургон будет носить индекс МАЗ-3650, для которого, помимо шестиметровой версии, будет предлагаться короткобазное (2 960 мм) исполнение длиной 4 900 мм. Снаряжённая масса грузовичка — от 2 400 до 2 940 кг (в заивисимости от исполнения). Допустимая максимальная масса может доходить до 4 050 кг, то есть для управления «тяжёлой» модификацией потребуются уже «грузовые» права.
И микроавтобус, и фургон будут оснащаться турбодизельным двигателем JAC рабочим объёмом 2,8 литра и отдачей 149,5 л.с. (355 Нм). Подвески: передняя — независимая пружинная; задняя — зависимая рессорная. Рулевое управление — с гидроусилителем. Тормозная система — с ABS. Тормозные механизмы: передних колес — дисковые; задних колес — барабанные.
Как отмечает ABW, прототипом новых МАЗов послужил китайский JAC Sunray, который многие считают копией Mercedes-Benz Sprinter второго поколения. Впрочем, в самой JAC Motors утверждают, что экстерьер этой модели был разработан итальянским дизайнерским центром JAC, а интерьер — японским дизайнерским центром JAC.
Как отмечает издание, Минский автозавод пока не готов делиться информацией об этом грузовичке: уровень локализации, маркетинговая стратегия, а также цены пока не раскрыты.
Как отмечает ABW, прототипом новых МАЗов послужил китайский JAC Sunray, который многие считают копией Mercedes-Benz Sprinter второго поколения. Впрочем, в самой JAC Motors утверждают, что экстерьер этой модели был разработан итальянским дизайнерским центром JAC, а интерьер — японским дизайнерским центром JAC.
www.popmech.ru
У Газели появился корейский конкурент
Как известно, на заводе «Автотор» в Калининграде собирают легковые автомобили KIA, внедорожники Sportage, а также знаменитые баварские BMW. С развитием завода открываются новые производственные мощности. Их было решено занять под производство грузовиков малого и среднего класса. Всего в самом западном российском крае будут производить три типа грузовиков – К2700, К3000 и К3600. Для нашего рынка такие названия, конечно, не очень удобны, но владелец торговой марки – KIA – реализует их именно под такими индексами, так что собственных имен у них не будет.
А конкуренты между тем имеют прекрасно известные всем мелким предпринимателям названия – «Газель» и «Бычок». В базовой комплектации грузовики от KIA имеют бортовую платформу, стандартную кабину на трех человек. В качестве дополнительных опций предусмотрена установка кондиционера, электростеклоподъемников, галогенных фар, аудиосистемы, центрального замка и тахометра. Под капотом у калининградских корейцев стоят дизельные двигатели объемом 2,7 л (80 л. с.), 3 л (95 л. с.) и 3,6 л (96 л.с.) соответственно. На топ-версию можно поставить также турбодизель объемом 3,3 л и мощностью 120 л. с. Все в порядке у машин и с грузоподъемностью. Даже самый маленький возьмет на борт 1150 кг груза, причем для него достаточно категории В в правах. Чтобы управлять К3600 придется уже иметь категорию С, но и грузоподъемность у него больше – почти 2700 кг. Помимо комплектации кабины (ее, кстати, можно сделать большой – на шесть человек) можно выбрать и кузов. Не обязательно покупать платформу – можно переоборудовать в автофургон, автокафе, автомагазин, рефрижератор, эвакуатор и даже небольшой подъемный кран или цистерну. Потребителям также будут предложены шасси, которые по желанию заказчика могут быть прямо на заводе переоборудованы в автофургоны, автокафе, автомагазины, рефрижераторы, эвакуаторы, миниподъемные краны, автоцистерны и другие специальные автомобили. При этом цена шасси составит 10 750 долларов для К2700 (базовая модель обойдется в 11 220 долларов; К3000 – с 14 020 долларов и К3600 – с 16 060 долларов).
С одной стороны, кажется, что это дорого, в два раза дороже «Газели». Но если присмотреться, то окупиться грузовик может очень быстро. Судите сами. У К2700 расход топлива 6,6 л на сотню. Причем дизельного топлива… Или 11,5 л бензина на «Газели». То есть на 200 тыс. км пробега уже можно «отбить» около 4000 долларов разницы. Не говоря уж о качестве машины. Наверное, рачительному хозяину выгоднее, когда его развозной автомобиль не стоит на ремонте, а ездит и приносит заработок. Именно такие и станут покупателями грузовиков от KIA. Первые машины в ближайшее время уже поступят в продажу в Москве. Уже после демонстрации на московском автосалоне в прошлом году стали поступать дилерские заказы на этот автомобиль. На этот год планируется производство полутора тысяч KIA. А дальше все будет зависеть от спроса. Но, учитывая качество «Газелей» и потребности рынка автомобилей для мелкого бизнеса, он явно будет расти.
auto.mail.ru
УАЗ 33036 — полноприводной конкурент «Газели» :: SYL.ru
Много лет подряд монопольным производителем грузовиков малой грузоподъёмности в СССР являлся Ульяновский автозавод (УАЗ). Такая продукция завода распределялась по государственным учреждениям и в частные руки не попадала. В начале 90-х годов грузовики УАЗ стали появляться в розничной продаже. С появлением горьковской «Газели» ситуация для завода в Ульяновске сильно изменилась не в лучшую сторону.
Время перемен
В первой половине 90-х годов на конвейере УАЗа находилось целое семейство грузовиков и микроавтобусов на одной базе. Основную массу выпускаемых машин составлял более простой в производстве бортовой грузовик модели 3303-01 с грузоподъёмностью 0,8 тонны. Микроавтобусы значительно отставали по объемам выпуска, несмотря на значительный спрос на такую продукцию. Но завод уже работал на пределе своих возможностей, даже отказавшись от производства упрощенных машин с задним приводом. Многие организации переделывали грузовые автомобили в автобусы путем замены платформы на пассажирский салон.
После распада СССР несколько лет завод УАЗ продолжал работать по инерции, предлагая неизменный ассортимент продукции. В тот период времени существовало много авторемонтных предприятий, которые переделывали серийные автомобили в более востребованные варианты. К моменту начала серийного производства «Газель» у завода УАЗ не было никакой альтернативной модели машины. Сбыт стал резко падать, и уже в середине 1995 года на площадке готовой продукции завода стали скапливаться невостребованные автомобили.
Обновленный грузовик
В сложившейся ситуации завод стал срочно создавать «новую» модель. Машина создавалась на серийных узлах и агрегатах, поэтому унаследовала полный привод, односкатные задние колеса и, как следствие, невысокую грузоподъёмность. Бортовой УАЗ 33036 (такое обозначение получила новая модель) имел удлиненную на четверть метра базу. Ее расширили за счет смещения заднего моста и уменьшения заднего свеса автомобиля. Такое решение позволило немного разгрузить заднюю часть машины. Идея создания удлинённой версии впервые возникла на УАЗ еще в 60-е годы, но в металле воплотилась только через 30 лет.
Выросшая база позволила установить на УАЗ 33036 немного увеличенную бортовую платформу с увеличенной до 1,3 тонны грузоподъемностью. Машина стала заметно устойчивее и мягче. Если ранее материалом для бортов платформы служила древесина, то теперь ее заменили штампованные стальные детали. В стандартную комплектацию платформы входили дуги, брезентовый тент и откидная пассажирская скамейка вдоль переднего борта. Скамейка ставилась крайне недолго.
УАЗ 33036 оснастили дополнительным топливным баком на правом лонжероне рамы за кабиной, симметрично основному баку. Увеличенный в два раза запас топлива позволил довести запас хода до 680-700 км. Запасное колесо переместилось под заднюю часть платформы.
Все доработки более чем на 150 кг увеличили массу машины, поэтому для компенсации выросших нагрузок конструкторы несколько усилили листы рессор и применили покрышки с большей допустимой нагрузкой. Фото УАЗ 33036 представлено ниже.
Технические особенности
Модернизированный грузовик одним из первых получил муфты с ручным отключением привода на ступицах передних колес. Отключение привода могло осуществляться простым поворотом флажкового переключателя на торце ступицы.
Для сохранения динамических характеристик часть УАЗ 33036 оснащались новым 98-сильным карбюраторным двигателем УМЗ 4218. Небольшое количество машин с индексом 330364 имело двигатель с системой впрыска. Двигатель являлся дальнейшим развитием мотора УМЗ 414 и отличался новым блоком цилиндров. Новый блок имел увеличенный до 100 мм диаметр цилиндров, за счет чего рабочий объем вырос почти до трёх литров. Существовала модификация УАЗ 3303603 со старым 80-сильным мотором. Позднее машины оснащали различными моторами ЗМЗ с мощностью от 90 до 112 л.с.
Неизменной остались четырехскоростная коробка передач и двухскоростная раздаточная коробка. Все версии автомобиля УАЗ 33036 не отличались экономичностью и расходовали не менее 17 л бензина на 100 км в загородном цикле движения.
Серийная продукция
Выставочные экземпляры УАЗ 33036 имели несколько иной дизайн кабины и интерьера. Однако УАЗ находился в жестких технологических рамках, поэтому кабина не претерпела заметных изменений. В интерьере изменения оказались минимальными – до серии дошли пластиковый чехол на панели приборов, новая облицовка рулевой колонки и рулевое колесо более эргономичной формы.
Более комфортабельными стали оснащенные подголовниками сидения. Машину оснастили более функциональным подрулевым переключателем. В остальном кабина и органы управления остались неизменными.
УАЗ 33036 поступил в продажу в 1996 году и быстро вытеснил с конвейера базовую машину с короткой базой. Несмотря на все свои недостатки, машина оказалась востребованной. В настоящее время продолжается выпуск УАЗ 33036 с 112-сильным двигателем ЗМЗ и пятиступенчатой коробкой скоростей.
Модели машины
Долгое время не существовало масштабной модели удлиненного грузовика УАЗ, за исключением единичных экземпляров ручной работы. Ситуация изменилась в 2017 году с выходом журнальной модели УАЗ 33036 «Автолегенды СССР» №215.
Модель в масштабе 1-43 изготовлена в Китае и достаточно похожа на прототип. Впечатление портят неаккуратные фары и покрышки с неправильной геометрией и рисунком протектора. На модели крайне неправдоподобно сымитирован боковой повторитель поворота – просто пятном оранжевой краски. Часто встречаются плохо собранные модели – с криво приклеенными или поломанными элементами, с пятнами клея.
www.syl.ru