Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.
У нас разные кресты
Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.
Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.
Румынская православная церковь использует латинскую версию, а в русском и церковнославянском вариантах аббревиатура выглядит как I. Н. Ц. I.Различается на православном и католическом распятиях часто также количество гвоздей. У католиков их три, у православных четыре.
Самым же принципиальным отличием символики креста в двух церквях является то, что на католическом кресте Христос изображен предельно натуралистично, с ранами и кровью, в терновом венце, с провисшими под тяжестью тела руками, тогда как на православном распятии нет натуралистических следов страданий Христа, изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, Духа над телом.Мы по-разному крестимся
У католиков и православных множество различий в обрядовой части. Так, очевидны различия в совершении крестного знамения. Православные крестятся справа налево, католики слева направо.
Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V „Благословляющий себя самого… делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому“.
Католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак „язв на теле Господа Иисуса Христа“ — две на руках, две на ногах, одна от копья. В православии после реформы Никона принято троеперстие: три пальца сложены вместе (символика Троицы), два пальца прижимают к ладони (две природы Христа — божественная и человеческая. В Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).
У них — чистилище, а у нас — мытарства
Отличается в православии и католичестве также и понимание того, через что проходит душа человека после смерти. В католичестве есть догмат о чистилище — особом состоянии, в котором находится душа умершего. Православие существование чистилища отрицает, хотя и признаёт необходимость молитв за умерших.
В православии, в отличие от католицизма, есть учение о воздушных мытарствах, препятствиях, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда.
»Филиокве»
Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является «филиокве» (лат. filioque — «и Сына») — добавление к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».
Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов.
Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году.
В современном католическом богословии отношение к филиокве, как это ни странно, сильно изменилось. Так, 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI).В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).
Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.
Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.
Каких христиан больше всего
Кто такие католики? Это представители католицизма (от греческого слова “всеобщий”, “вселенский”) — одного одним из трех основных течений христианства наряду с Православием и Протестантизмом. Католики самая многочисленная христианская конфессия: сегодня их насчитывается более 1,3 миллиарда человек.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция) — один из самых известных католических храмов“Едва только успело явиться на западе сие неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына, как оно… ввело с собою мало-помалу другие новизны, большею частию противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в Таинстве Крещения, отъятие у мирян божественной Чаши и употребление опресноков опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии призывания Святого Духа. Также ввело новшества, нарушающие древние апостольские обряды Соборной Церкви, как-то: устранение крещаемых младенцев от Миропомазания, устранение женатых мужчин от священства и прочее” (Преподобный Амвросий Оптинский).
Почему разделились католики и православные
В 1054 году Вселенская Православная Церковь разделилась на Поместную Римскую Церковь и ряд восточных поместных Церквей, объединённых общими православными догматами. Это произошло из-за различных взглядов на трактовку учения о Церкви и учения о Боге. Также повлияло стремление Папы Римского стать общепризнанным главой всех христианских Церквей. Возникли и богословские расхождения о Филиокве (догмата о Троице). Православная Церковь считает, что Святой Дух исходит от Бога Отца, Католическая – от Отца и Сына. Это стало одним из поводов к разделению.
Стоит отметить, что разногласия между Папой Римским Львом IX и Константинопольским Патриархом Михаилом Керуларием возникли задолго до официальной даты раскола. Но после закрытия Латинских церквей в Константинополе Папа Римский Лев направил Патриарху Михаилу послание, в котором обозначил свое желание стать во главе всей Церкви. Результатом конфликта были взаимные анафемы на уровне отдельных церковных иерархов. Хотя эти анафемы не распространялись на Церкви, они закрепили раскол двух христианских конфессий на долгие столетия вплоть до наших дней.
В продолжении еще нескольких веков происходили как попытки сближения между Церквями, так и события, усиливающие раскол. В результате настойчивость Папы Римского признать его догматы привела к жестким мерам со стороны Константинопольского Патриархата. Вся Католическая Церковь была признана еретической.
Кто такие католики и во что они верят
Священное Писание (Библия) составляет первооснову католического вероучения. Но также чтится Священное Предание (в отличие от Протестантизма).
Вера основывается на почитании Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. При этом верят, что Святой Дух исходит от Бога Отца и Бога Сына (в Православии только от Бога Отца).
Согласно догматам Католической Церкви Папа Римский считается наместником Иисуса Христа на земле. Поэтому он должен обладать непосредственной властью над всеми членами Церкви. Также существует догмат о непогрешимости (безошибочности) Папы Римского. В нем говорится, что Папа не может ошибаться в вопросах веры и нравственности, все его утверждения верны. Такая безошибочность в суждениях, по мнению Католической Церкви, исходит от Святого Духа, пребывающем на Папе.
Католики утверждают, что между адом и раем существует чистилище, где человек после смерти может искупить грехи. Такого понятия нет в Православии. Но при этом Православная Церковь молится за умерших для облегчения их участи в загробном мире.
Чем отличается Католическая Церковь от Православной
Наиболее близкой в богословском плане к Православию является католическая вера в Святую Троицу. Но существуют важные догматические расхождения, препятствующие объединению двух Церквей и усугубляющие различия Католицизма и Православия.
Апостол Павел, говоря об Иисусе Христе, сказал, что Бог Отец
“поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его” (Еф.1,22-23).
Поэтому Православная Церковь сохраняет неизменным учение о том, что главой Церкви является Сам Спаситель. У Римо-Католиков другое мнение на этот счет: глава Церкви – Папа Римский.
Православная Церковь считает, что Святой Дух исходит от Бога Отца, так как “Дух истины…от Отца исходит” (Ин.15,26). Католическая же соглашается с этим утверждением. Но добавляет, что Святой Дух исходит также от Иисуса Христа. Ватикан внес эту прибавку в текст древне-христианского Символа Веры.
Также Православная Церковь не принимает догмат о непорочном зачатии Богородицы, что Божья Матерь якобы не имела на себе первородного греха. В Евангелие от Луки (1:47) Она называет Иисуса Христа Своим Спасителем, поэтому в Православии и отвергается подобное утверждение.
Причастие в Православной Церкви осуществляется Телом и Кровью Иисуса Христа всех членов Церкви. В Католической же Церкви мирян причащают только Телом, а священство – Телом и Кровью.
Православные Христиане крестятся, сложив пальцы правой руки в троеперстие справа налево. Католики накладывают на себя Крестное Знамя всей ладонью и слева направо.
Исповедь в Православии совершается непосредственно перед священником у аналоя. У католиков широко распространены исповедальни, где священник не видит исповедующегося человека.
У католиков алтарь не отделен иконостасом, в отличие от православных.
Детей католики начинают причащать с семилетнего возраста. В Православной Церкви рекомендуется частое причастие детей с момента крещения.
Православные священники могут быть как женатыми, так и монахами. Католики, только приняв обет безбрачия (целибат), могут стать священниками.
Православие признаёт только 7 вселенских соборов, а в католичестве их больше 20.
ТАСС-ДОСЬЕ. В основе различий православия и католичества лежит разный подход к главным христианским догматам (основам веры). Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о некоторых, наиболее существенных, противоречиях двух церквей.
Различия в источниках вероучения и отношении к церковному преданию
Для католической и православной церкви источником вероучения является Божественное Откровение, содержащееся в Священном Писании (книгах Нового и Ветхого Завета) и Священном Предании. Обе церкви считают вероучительными 27 книг Евангелия, но расходятся в своем отношении к книгам Ветхого завета (некоторые из них, например, книги Товита, Иудифи, не входят в канон православия).
Одно из важнейших различий между церквями – отношение к основам веры. Согласно католической «теории догматического развития», допускается возможность принятия новых догматов и дополнения Священного Предания (постановления церковных соборов, церковные каноны и т.п.) новыми «вероучительными» текстами. В числе нововведений – догмат о непогрешимости папы римского (1870) и др., а также решения католических соборов нового времени (всего 21, последний в 1962-1965 гг.) и римских пап. Православная церковь считает, что христианское учение не может подвергаться изменениям. Под Священным Преданием в православии понимаются постановления семи Вселенских соборов (последний – Никейский в 787 г.), православные каноны, богослужебные тексты, творения богословов эпохи Вселенских соборов (Святых Отцов) и др.
Учение о верховенстве власти папы римского
Учение о чрезвычайной и единоличной власти римского папы (примате) над всей христианской церковью стало источником обособления католичества уже с первых веков христианской истории. В 494 г. римский папа впервые стал именоваться «наместником Христа» на земле. В VI-VII вв. главы западной церкви пытались противопоставить свои решения постановлениям Вселенских соборов, за что, в частности, папа Григорий I был осужден за ересь VI собором (681). В 1054 г. претензии римского престола на верховную власть над Константинопольским патриархом стали одной из причин раскола между западной и восточной церквями. Впоследствии признание верховенства власти римского первосвященника выдвигалось западной церковью как обязательное условие во время попыток объединения церквей на II Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1438-1445) соборах. В качестве догмата католичества учение о примате римского папы было утверждено на I Ватиканском соборе (1870).
В православии высшей церковной властью, правомочной решать вопросы, касающиеся основ вероучения, обладают исключительно Вселенские соборы.
Непогрешимость богословских определений понтифика
Уже с V в. в западной церкви постановления римских пап рассматривались наравне с постановлениями Вселенских соборов. В 1870 г. был принят один из основных догматов о непогрешимости богословских определений папы римского, которые он делает от лица всей церкви («ex cathedra»). Согласно православному учению, непогрешимостью обладают исключительно решения Вселенских соборов.
Филиокве
В IV в. был утвержден символ веры – строгая вероучительная формула, в которой собраны основные догматы христианства. В VII в. западная церковь решила внести в него изменения, добавив слова об «исхождении Святого Духа» не только от Бога Отца, но «и от Сына» (филиокве, от лат. Filioque – «и Сына»). В 1014 г. филиокве было официально утверждено папой Бенедиктом VIII в качестве догмата, что стало одной из причин раскола церквей в 1054 г. С точки зрения православия, этот догмат искажает учение о Троице. Кроме того, такое решение могло быть принято только с согласия всей церкви.
Учения о «сверхдолжных заслугах» и о «чистилище»
В Средние века в католической доктрине также утвердилось учение о так называемых «сверхдолжных заслугах». Согласно ему, совокупность добрых дел всех когда-либо живших святых образует своеобразный «запас заслуг», который церковь может использовать для прощения грехов своей паствы. Отсюда возникло учение об индульгенциях. Православная церковь отрицает наличие каких-либо «сверхдолжных заслуг» и тем более возможность ими распоряжаться.
Согласно доктрине католической церкви, умерший христианин, отягощенный бременем «легких» грехов, не может сразу попасть в Царствие Божие и подвергается после смерти временному наказанию в «чистилище». Окончательно его посмертная судьба решается на Страшном суде. Православие отрицает существование «чистилища», а также разделение грехов на «легкие» и «тяжкие». Согласно учению православной церкви, сразу после смерти судьба человеческой души решается во время так называемых «мытарств» (испытаний всех поступков в течение жизни). Молитва отдельных христиан и всей церкви может изменить посмертную судьбу человека по милосердию Бога. Окончательное решение о вечном проклятии или вечном блаженстве происходит на Страшном суде.
Учение о Богородице
- Несостоявшиеся встречи глав Русской православной и Римско-католической церквей
- Высказывания иерархов РПЦ и католической церкви о межконфессиональных отношениях
В XIX и XX вв. католической церковью были провозглашены два новых, так называемых «мариологических» догмата. Первый, о непорочном зачатии Девы Марии (1854), гласит, что Богородица в момент зачатия была освобождена от первородного греха в силу будущих искупительных заслуг Христа и благодаря данной ей привилегии. Согласно учению православной церкви, по своей природе Богородица была такой же, как и все другие люди, хотя и не имела личных грехов. Ее спасение от последствий первородного греха стало возможным после искупительной жертвы и воскресения Христа.
Католический догмат о телесном вознесении Богородицы на небо (1950) провозглашает, что «Дева Мария была взята с телом и душой в Небесную Славу». Православная церковь учит, что Богородица умерла естественным образом, однако в силу своей святости была первой из смертных вознесена на небо.
Церковный календарь
Католическая церковь использует в своем богослужении григорианский календарь, который был введен папой Григорием XIII в 1582 г. В православной церкви действует юлианская система летоисчисления (древнеримский календарь, доработанный в Византийской империи). Ее использование обусловлено вычислением даты ежегодного празднования Пасхи. При переходе на григорианский календарь христианская Пасха может совпадать с иудейской, что запрещено церковными канонами. Полностью юлианский календарь сохраняется в Иерусалимской, Сербской, Русской и Грузинской православных церквях. В остальных богослужение переведено на григорианский, однако расчет даты Пасхи и связанных с ней праздников все равно ведется на основе юлианской системы летоисчисления.
Другие различия
Значительные различия существуют и в повседневной жизни церквей. Православная церковь состоит из самоуправляемых (автокефальных) национальных церквей. Римско-католическая объединена в единую структуру, подчиняющуюся непосредственно римскому папе.
В православных храмах алтарь отделен от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарем называется сам престол, расположенный, как правило, в открытом пространстве храма. Кроме того, в католических церквях установлены скамьи, на которых верующие сидят во время части богослужения. Для православия, напротив, важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное пространство для совершения земных поклонов. Во время молитвы православные крестятся справа налево, а католики слева направо. Таинство миропомазания в православии соединено с крещением. В католической церкви оно совершается отдельно после достижения сознательного возраста (как правило, в 13-14 лет) и называется конфирмацией («утверждением»). Священники православной церкви могут жениться, а для священнослужителей католической церкви обязателен целибат (безбрачие; исключение сделано для священников униатских церквей).
Здравствуйте.
Православие и католиицизм различаются многими моментами. Про догматические и канонические отличия многие ответили достаточно подробно. Я отмечу еще несколько моментов.
Католичество — Римская Церковь. Римская империя славилась правом и законами. Римское право и поныне является основой юридического образования. Это отразилось и на религиозном восприятии западных христиан еще задолго до великого раскола в 1054 году.
Католическое богословие имеет сильный юридический оттенок. Что такое грех в католичестве? Это прежде всего — преступление. И это преступление требует наказания. Наказание — геенна огненная — кара Божия на человека за преступление. Жертва Христова — оправдание человеку. Христос прежде всего понес наказание людей и даровал им прощение Отца Небесного. Вступление в Церковь — это как договор о помиловании человека в виду бесконечных заслуг Иисуса Христа. Исповедь — погашение задолженности. Примерно то же — индульгенция. Это сверхдолжная заслуга какого-нибудь святого, покрывающая твое преступление. Чистилище — место для очищения от грехов перед входом в рай для удовлетворения Правосудию Божию. Вся добродетельная жизнь имеет законнический оттенок.
Православие — греческая Церковь. В Греции была развита философия. Греки придали христианству онтологический, то есть сущностный, оттенок. Грех прежде всего ранит природу человека, пачкает ее. Человек умирает грехом не от гнева Божия, а от болезни, от отравления грехом. И нуждается такой человек не в разрешительной грамоте, а в очищении, в исцелении от греха. Христос по учению православных исцеляет человеческую природу Своей добродетельной жизнью, страданием на Кресте, смертью и воскресением, вознесением на Небо. И всякий, сочетающийся Христу в таинстве Крещения, получает этот дар жизни. Причащаясь Тела и Крови Христовых, человек получает здоровье и жизнь.
В католичестве есть такое понятие, как тайносовершительная формула, в которой кратко произносится суть таинства, это знаковый момент таинства. Православные не знают, когда совершается таинство. Они просто свидетельствуют о его совершении. Католический священник имеет власть и произносит: я крещаю тебя. Православный священник свидетельствует о крещении на Небе: крещается раб Божий.
Таким образом, для спасения по учению католиков нужно избегать грехов и набирать добродетели. Грехи — как бы черные камни, а добродетели — белые. И по этим камням будет решаться человеческая участь. У православных сами грехи и добродетели мало важны. Важнее состояние сердца человека: гордое или смиренное, жестокое или милостивое и т. д. А грехи и добродетели не камни собирают, а формируют сердце человека.
Различно понимание Суда Божия и вечного воздаяния человеку. У католиков — это приговор и исполнение. Либо райская жизнь, либо мучения. У православных это состояние природы человека, способной или не способной жить в Божественной Благодати. Суд Божий — это милость. Бог удаляет от Себя грешников, потому что они не могут выносить Его присутствия. Поскольку Бог везде, во аде грешники будут мучимы, ибо будут чувствовать хоть и малое присутствие Божественного Света. А вообще ад — это тьма. Душа и хочет к Богу, мучась от того, что Его Нет с ней, и ненавидит Его (такова уж природа греха, она разрывает человека в противоречиях), мучась даже от слабого действия Света Божия.
Потому и милость Божия для католика прежде всего — пощада, снисхождение, а для православного — исцеление, оживление.
Конечно, это очень черно-белое разделение православия и католичества. В обоих конфессиях есть и онтологический, и юридический смысл. Но различие в ацентах — более юридических на Западе, и более онтологических (или нейтральных) на Востоке.
Кто бы ни был наш читатель, православный или католик, жалаю ему милости и помощи Божией, помилования и спасения с освященными.
Помоги Господи!
Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.
У нас разные кресты
Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.
Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.
Румынская православная церковь использует латинскую версию, а в русском и церковнославянском вариантах аббревиатура выглядит как I. Н. Ц. I. Интересно, что это написание было утверждено в России только после реформы Никона, до этого на табличке часто писали „Царь славы“. Такое написание сохранилось у старообрядцев.Различается на православном и католическом распятиях часто также количество гвоздей. У католиков их три, у православных четыре.
Самым же принципиальным отличием символики креста в двух церквях является то, что на католическом кресте Христос изображен предельно натуралистично, с ранами и кровью, в терновом венце, с провисшими под тяжестью тела руками, тогда как на православном распятии нет натуралистических следов страданий Христа, изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, Духа над телом.Мы по-разному крестимся
У католиков и православных множество различий в обрядовой части. Так, очевидны различия в совершении крестного знамения. Православные крестятся справа налево, католики слева направо.
Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V „Благословляющий себя самого… делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому“.
Католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак „язв на теле Господа Иисуса Христа“ — две на руках, две на ногах, одна от копья. В православии после реформы Никона принято троеперстие: три пальца сложены вместе (символика Троицы), два пальца прижимают к ладони (две природы Христа — божественная и человеческая. В Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).
У них — чистилище, а у нас — мытарства
Отличается в православии и католичестве также и понимание того, через что проходит душа человека после смерти. В католичестве есть догмат о чистилище — особом состоянии, в котором находится душа умершего. Православие существование чистилища отрицает, хотя и признаёт необходимость молитв за умерших.
В православии, в отличие от католицизма, есть учение о воздушных мытарствах, препятствиях, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда.
По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. По выражению свт. Феофана Затворника: „Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать“. Католическая церковь учения о мытарствах не признает.»Филиокве»
Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является «филиокве» (лат. filioque — «и Сына») — добавление к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».
Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов.
Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году.
В современном католическом богословии отношение к филиокве, как это ни странно, сильно изменилось. Так, 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI).В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).
Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.
Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.
в чем разница, отличия православия от католицизма
Христианские праздники отмечает почти весь мир, сегодня сложно найти человека, которому не знакома рождественская елка или крашеные яйца. Более того, наше летоисчисление ведется с момента рождения Иисуса. И кажется, что все понятно и просто: чуть больше 2000 лет назад родился младенец, за которым пошли люди, провозглашая его сыном Божьим, царем, пророком.
Его апостолы понесли весть народу. Люди воздвигли церкви и храмы, а называть себя стали христианами. Но что же тогда такое католичество, православие и протестантство? Почему в одних храмах прихожане стоят, а в других сидят? Почему священники выглядят по-разному, а иконы и святые настолько отличаются? Об этих и других вопросах подробно в этой статье.
Христиане – общее
К христианам относит себя большая часть людей на нашей планете. Но все они делятся на разные церкви. Важно понимать, что у этих церквей своя иерархия власти, свой глава, есть свои отдельные принципы и даже свое толкование библейских событий.
Наиболее знаменитые и многочисленные из церквей: католичество, протестантство и православие. Все христиане считают своей главной книгой Библию. Каждый последователь религии признает, что Иисус Христос был реально существующим человеком, которого родила дева Мария от непорочного зачатия.
Все верят в существование рая и ада, в существование ангелов, их помощь и возможное явление людям.
Библия – это книга, состоящая из Ветхого и Нового заветов. Новый Завет – фактически собранные разными авторами свидетельства о жизни Иисуса Христа. Текст Нового и Старого заветов для всех церквей один, а вот трактование может отличаться.
Разделение церквей
В чем разница между православием и католицизмом? Это сложно понять, не зная событий прежних дней. Начнем с истории. До 1054 года христианство было единым, но спор за земли в Южной Италии положил конец миру и спокойствию.
Дело происходило в Византии, патриарх Михаил Керуларий потребовал закрытия множества храмов Константинополя. Его не устраивало то, что греческие обряды вытеснены латинскими.
Патриарх претендовал быть не только Константинопольским, но и Вселенским. Рим не соглашался. К миру стороны так и не пришли. Более того, Гумберт (римский кардинал) обвинил Михаила Керулария в ересях.
Западная церковь отделилась от Восточной. Первая продолжила вести службы на латинском языке, а вторая –- на греческом. Дальше в истории случались Крестовые походы, притязания на чужие земли, борьба за власть, нападения и войны. Все это только усугубляло отчуждение.
Сегодня историки называют события тех лет Великим расколом, или Великой схизмой. Удивительно, но взаимные анафемы тех дней были сняты современными Вселенским патриархом и Папой Римским, а вот разделение стало уже невозможно предотвратить.
Христианство в наши дни
Итак, после 1054 году Восточная и Западная церкви (Православная и Католическая) стали строить свою иерархию, пошли разными дорогами. В XVI веке из-за политических разногласий католиков появилось протестантство.
Христианство сегодня можно охарактеризовать наличием следующих канонических церквей:
- католицизм: Католическая церковь, Римско-католическая церковь, Восточнокатолические церкви, Старокатолицизм, Католики-традиционалисты;
- православие: Русская православная церковь и Константинопольская православная церковь.
- протестантство: Протестантская церковь.
Католическая и православная церковь, различия
Итак, рассмотрим наиболее значимые отличия православия от католицизма в наши дни.
Разные календари
Обычные верующие считают, что главное отличие православия от католицизма в том, что две эти христианские церкви празднуют Рождество в разные дни.Естественно, по факту это лишь вершина айсберга, заметное для мирян различие. Дело в том, что одни отмечают по старому Юлианскому календарю, а вторые – по Григорианскому.
Немногие христианские церкви выбрали более современный вариант, хотя он и более точен, так как учитывает ошибки в подсчетах времени ранних астрономов.
Многих смущает тот факт, что даты по Григорианскому календарю будут постоянно меняться. Например, через сто лет православным Рождество придется праздновать 8 января, а еще через сто и вовсе 9-го. В нашу страну это нововведение привнесла Советская власть.
Стоит отметить, что идеи о переходе к Юлианскому календарю для отмечания памятных дней постоянно ведутся, христиане могут в будущем праздновать все вместе.
Непорочность Девы Марии
Разница между католиками и православными для кого-то заключается в устройстве храма, но для духовенства она гораздо более серьезна. Догмат о том, что дева Мария родилась безгрешной от непорочного зачатия, принят на Западе и совсем не находит поддержки у нас.
Православие считает ее обычным праведным ребенком, избранной богом девушкой, матерью сына Божьего, ставшей святой после смерти.
От священнослужителей можно услышать такое предание, как перед смертью дева Мария боялась прохождения через мытарства (согласно писанию, все души должны пройти через этот этап после отхождения в мир иной).
И Иисус Христос сам забрал свою мать, чтобы она не пугалась. Понятно, что такие слова были бы совершенно неуместны, если бы Богоматерь была изначально святой.
Обет безбрачия в католической церкви (целибат)
Все православные священники женятся один раз. После смерти жены они остаются в одиночестве, часто уходят в монашескую службу. Монахи и в православии, и в католицизме дают обет безбрачия.
Но католические священнослужители дают обет не только в монашестве, а с самого начала своей службы. Они отрекаются от плотских отношений с женщинами на всю жизнь, и жениться просто не имеют права.
Разная система иерархии
В православии допускается иметь патриарха в каждой церкви (например, один патриарх в России, другой в Греции и т. д.). В католицизме же все – и американцы, и итальянцы, и французы – считают своим верховным главой Папу Римского.
Отношения с государственным аппаратом
Отличие католицизма от православия еще и в том, что глава первой церкви считается выше любой власти на земле, а в православии наш патриарх подчиняется главе государства.
Отношение к иконам
Следующее отличие православной церкви от католической в том, что православные изображают на иконах не только Иисуса Христа, богоматерь и ангелов.
У нас широко распространены изображения святых. Более того, в нашей стране православные молятся святым, иконам. Для католиков икона лишь некий портал, который вызывает определенные чувства (близко к искусству), передает Всевышнему слова и молитвы.
На Руси, к примеру, иконы возвышали, перед ними благоговели. Как много преданий сохранилось в истории русского государства о том, что сама икона спасала города от врагов и болезней. А что уж говорить о том, что лики святых на именных иконках есть почти у каждого гражданина нашей страны.
Чистилище
Все христиане верят в ад и рай. Но католики также убеждены в существовании чистилища – места, где душа может измениться, стать чище или наоборот. Душа выжидает своего часа, а не отправляется сразу на суд Божий.
Непогрешимость Папы
Можно отнести в отличия католической церкви от православной и тот факт, что католики не только провозгласили Папу Римского главой всей церкви, но и считают его единственным безгрешным человеком на земле.
Для ортодокса такое понимание чуждо. Единственным безгрешным человеком был Иисус Христос. Все остальные люди грешат много – вольно или невольно, мысленно, желая того или нет.
Грехи отпускает священнослужитель, но нет и не может быть человека, которому удалось бы избежать порока в каком-либо виде.
Отношение к изучению Бога
Православие верит в чудо. Святые отцы призывают своих прихожан доверять чувствам, находить Бога через ощущение, понимание. Человек не может Бога увидеть или изучить, согласно православным традициям. Католики же утверждают, что, мысля аналитически, Бога можно описать, определяя и структурируя.
Небольшие различия
Для обывателей, мирян Бог начинается в храме, а разница между православием и католицизмом порой заключается лишь в том, что одни могут сидеть всю службу, а другие вынуждены стоять, как бы тяжко им ни было.
Итак, какие отличия католицизма от православия особенно заметны:
- при крещении католики окропляют водой, а православные стараются человека окунуть;
- крещение происходит во младенчестве, а также имеет второй этап в возрасте 11-12 лет для католиков (конфирмация). Для православных совершается единожды и полностью;
- православные крестятся тремя пальцами справа налево. Католики – всей ладошкой слева направо;
- в храмах у христиан преобладают иконы, у католиков это скульптуры;
- службы у католиков проводятся пышнее, задействуются все органы чувств человека;
- православные храмы наполнены прекрасным пением, которое распространяется благодаря акустике. Католики активно используют органную музыку;
- Патриарх может развести супругов, если они этого просят. В католицизме разводы до сих пор запрещены.
Христианство – не только самая распространенная религия на земле, но и самая терпимая. Христиане должны быть добрыми ко всем людям и по возможности максимально толерантными. Не важно, католический или православный храм, для человека, который хочет помолиться и обратиться к Богу. Ни одна, ни другая религия не должны ограничивать человека в этом чувстве.
Видео по теме
Об отличиях православия от католицизма в видеоролике:
К сожалению, ничто не вечно, и православные и католики в определенный момент истории пошли разными дорогами. Сегодня существуют глобальные различия в их вере, есть множество мелких отличий, но нельзя забывать о главном. Важно не то, когда одна или другая церковь празднует Рождество, важно то, что все восхваляют рождение Спасителя.
В чем разница между католиками и православными
Познакомившись в Европе с традициями католической церкви и пообщавшись по возвращению с батюшкой, обнаружила, что между двумя направлениями христианства много общего, но есть и принципиальные отличия православия от католицизма, в числе прочего повлиявшие на раскол некогда единой христианской церкви.
В своей статье решила доступным языком рассказать об отличиях католической церкви от православной и их общих чертах.
Немного теории: как и по каким причинам христианская церковь разделилась
Хотя церковники доказывают, что дело в «непримиримых религиозных расхождениях», учёные уверены, что это было, прежде всего, политическое решение. Напряжение между Константинополем и Римом заставило духовников искать повод выяснить отношения и способы разрешения возникшего конфликта.
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)
Не заметить уже тогда закрепившиеся на Западе, где главенствовал Рим, особенности, отличные от принятых в Константинополе, было сложно, поэтому за это и зацепились: разное устройство в вопросах иерархии, аспекты вероучения, проведение таинств – использовалось всё.
Благодаря политической напряжённости была выявлена имеющаяся разница между двумя традициями, существующими в разных частях распавшейся Римской империи. Причиной сложившегося своеобразия стали различия в культуре, менталитете западной и восточной частей.
И, если существование одного сильного большого государства делало церковь единой, с его исчезновением связь между Римом и Константинополем ослабла, способствуя созданию и укоренению в западной части страны некоторых несвойственных Востоку традиций.
Разделение некогда единой христианской церкви по территориальному признаку произошло не в один момент. Восток и Запад шли к этому годами, устроив в 11 столетии кульминацию. В 1054 году во время Собора Патриарх Константинопольский был низложен посланниками Папы Римского.
В ответ он предал анафеме посланцев Папы. Главы остальных патриархатов разделили позицию Патриарха Михаила, и раскол углубился. Окончательный разрыв относят к временам 4-ого крестового похода, подвергшего разграблению Константинополь. Так, единая церковь христиан раскололась на католическую и православную.
Сейчас христианство объединяет три разных направления: православную и католическую церковь, протестантизм. Единой церкви, объединяющей протестантов, нет: деноминации исчисляются сотнями. Католическая церковь монолитна, руководит ею Папа Римский, которому подчиняются все верующие и епархии.
15 независимых и признающих друг друга церквей составляют актив православия. Оба направления представляют собой религиозные системы, включающие собственную иерархию и внутренние правила, вероучение и богослужение, культурные традиции.
Общие черты католицизма и православия
Последователи обеих церквей верят во Христа, считают Его примером для подражания, стараются следовать Его заповедям. Священное писание для них – Библия.
У основания традиций католицизма и православия находятся апостолы-ученики Христа, основавшие христианские центры в крупных мировых городах (на эти общины и опирался христианский мир). Благодаря им оба направления обладают таинствами, схожим вероучением, возносят одних и тех же святых, имеют одинаковый Символ веры.
Последователи обеих церквей веруют в силу Святой Троицы.
Взгляд на формирование семьи в обоих направлениях сходится. Заключение брака между мужчиной и женщиной происходит с благословения церкви, считаясь таинством. Однополые браки не признаются. Вступление в интимные отношения до бракосочетания недостойно христианина и считается грехом, а однополые – тяжким грехопадением.
Последователи обоих направлений соглашаются с тем, что и католическое, и православное направления церкви представляют христианство, пусть и по-разному. Различие для них значимо существенно и непримиримо, что более тысячи лет нет единства в способе богослужения и причащения Тела и Крови Христа, поэтому вместе они причащения не совершают.
Православные и католики: в чём разница
Результатом глубоких религиозных расхождений между Востоком и Западом явилась схизма, произошедшая в 1054 году. Представители обоих направлений заявляют о разительных различиях между ними в религиозном мировоззрении. О таких противоречиях пойдёт речь далее. Для простоты понимания составила специальную таблицу отличий.
Суть различия | Католики | Православные | |
1 | Мнение относительно единства Церкви | Считают необходимым наличие единой веры, таинств и главы Церкви (Папы, естественно) | Считают необходимым единство веры и совершения таинств |
2 | Различное понимание Вселенской Церкви | Принадлежность поместной к Вселенской Церкви подтверждается общением с римско-католической церковью | Вселенская Церковь находит воплощение в поместных церквях под руководством епископа |
3 | Различная трактовка Символа Веры | Святой Дух испускается Сыном и Отцом | Святой Дух испускается Отцом или исходит от Отца через Сына |
4 | Таинство брака | Заключение брачного союза между мужчиной и женщиной, благословляемого служителем церкви, происходит на всю жизнь без возможности развода | Брак между мужчиной и женщиной, благословляемый церковью, заключается до окончания земного срока супругов (в некоторых ситуациях допускаются разводы) |
5 | Наличие промежуточного состояния душ после смерти | Провозглашённый догмат о чистилище предполагает наличие после смерти физической оболочки промежуточного состояния душ, которым уготован рай, но они не могут пока взойти на Небеса | Чистилище, как понятие, в православии не предусмотрено (есть мытарства), однако в молитвах за усопших идёт речь о душах, оставшихся в неопределённом состоянии и имеющих надежду обрести райскую жизнь после завершения Страшного Суда |
6 | Зачатие Богородицы Девы Марии | В католичестве принят догмат о Непорочном зачатии Богородицы. Имеется в виду, что при рождении Матери Иисуса первородного греха совершено не было | Почитают Деву Марию как святую, но считают, что рождение Матери Христа произошло с первородным грехом, как у любого другого человека |
7 | Наличие догмата о пребывании тела и души Девы Марии в Царствие Небесном | Догматически закреплено | Догматически не закреплено, хотя последователи православной церкви поддерживают это суждение |
8 | Главенство Папы Римского | Согласно соответствующему догмату Папа Римский считается главой Церкви, имея непререкаемый авторитет по ключевым религиозным и управленческим вопросам | Главенство Папы Римского не признаётся |
9 | Количество обрядов | Используются несколько обрядов, включая византийский | Главенствует единственный (византийский) обряд |
10 | Принятие высших церковных решений | Руководствуется догматом, провозглашающим безошибочность Главы Церкви по вопросам веры и морали при условии утверждения решения, согласованного с епископами | Убеждены в безошибочности исключительно Вселенских Соборов |
11 | Руководство в деятельности решениями Вселенских Соборов | Руководствуется решениями 21 Вселенского Собора | Поддерживает и руководствуется решениями, принятыми на 7 первых Вселенских Соборах |
Подводим итоги
Несмотря на многовековой раскол между католической и православной церквями, преодоление которого в ближайшем будущем не предвидится, существует масса схожих моментов, свидетельствующих об общих истоках.
Различий немало, настолько существенных, что объединение двух направлений не представляется возможным. Однако вне зависимости от отличий, католики и православные верят в Иисуса Христа, несут по свету Его учение и ценности. Человеческие ошибки разделили христиан, но вера в Господа дарует единство, о котором молился Христос.
Разница между православными и католиками
Вас может удивить это услышать, но Восточная православная церковь и католическая церковь очень похожи. До 1054 года обе церкви были фактически объединены в одну. Вместе они помогли сформировать Семь Вселенских Соборов в 325-787 гг. И проложили путь для христианского понимания и верований.
Поскольку Римская империя была настолько обширна, Церковь в конечном итоге раскололась на две фракции: грекоязычную Восточно-Римскую империю и латиноговорящую Западную Европу.
Со временем культурные и геополитические различия между ними приведут к спорам, которые только еще больше обострили их отношения, усилив недоверие, негодование и военные действия, которые обе стороны имели друг против друга.
В 1054 году папская делегация, направленная к Константинопольскому Патриарху, отлучила Патриарха от непризнания папского превосходства, которое, в свою очередь, отлучило Папу Римского обратно, тем самым безвозвратно отделив восточные и западные ветви Церкви.
Любая надежда на воссоединение двух Церквей была разрушена в 1204 году после разграбления Константинополя. Крестоносцы с запада, которые должны были отправиться в Иерусалим, вместо этого провели три дня, грабя и оскорбляя столицу Восточной Римской империи.
Сегодня Восточная православная церковь, официально известная как православная католическая церковь, является второй по величине христианской церковью, насчитывающей приблизительно 200–260 миллионов членов. В то время как протестантизм, возможно, является второй по величине основной группой (не церковной) христиан, его 920 миллионов членов являются представителями различных конфессий разных верований и обычаев, которые не образуют единую общность.
Какие страны являются преимущественно православными католиками
Большинство восточно-православных католиков можно найти в основном в Юго-Восточной и Восточной Европе, а также в общинах в Кавказском регионе и в Сибири и на Дальнем Востоке России. Это дает следующие страны наибольшего населения восточных православных католиков:
- Беларусь
- Болгария
- Кипр
- Грузия
- Греция
- Молдова
- Черногория
- Северная Македония
- Румыния
- Россия
- Сербия
- Украина
Что общего у католиков и православных
Помимо культурных различий, которые появляются между регионами, очень мало различий в том, как католики и восточно-православные католики исповедуют свою веру.У них обоих одинаковая система верований и много одинаковых традиций.
- Их духовные служители распределены по категориям:
- Они верят в те же три тела Святой Троицы:
- Небесный Отец
- Сын Иисус Христос
- Дух Святой
- Дева Мария хранится в таком высоком уважении в обеих конфессиях.
- Обе религии претендуют на преемственность ранней христианской веры.
- Обе веры имеют глубокую и богатую историю богословских и научных традиций, которые передавались из поколения в поколение.
- Сложные церемонии можно найти в обеих конфессиях.
- Таинства являются фундаментальной частью обеих конфессий.
- Они используют одну и ту же Библию.
В чем их отличия?
Два самых больших различия между католической верой и восточной православной верой сводятся к двум основным спорам:
- Папское превосходство и использование централизованной духовной власти.
- Противоречие Филиокве — в котором текст Никейского Символа веры был изменен в течение 6-ого столетия, чтобы включать «и Сына».Католики верят, что Святой Дух исходит от Отца и Сына в Святой Троице. Православные католики верят, что Святой Дух исходит только от Отца, а не от Сына.
Краткое руководство по разнице
Вот несколько незначительных отличий для вашего удобства:
католической веры | православных католиков Вера |
Девы Марии | |
|
|
Спор о Филиокве | |
|
|
Брак и развод | |
|
|
Власть пап и непогрешимость | |
|
|
Лидер Церкви | |
|
|
Чистилище | |
|
|
Календари | |
|
|
Пасха | |
|
|
Жертва и Воскресение Иисуса Христа | |
|
|
Молиться | |
|
|
Религиозная одежда для женщин | |
|
Девочек учат с юных лет, что их головы должны быть покрыты, когда они молятся или пророчествуют. |
Другие статьи о религиозных различиях
,
Разница № 1 — у Православной Церкви нет Папы Римского
Разница № 2 — Вовлечение детей
Разница № 3 — Что происходит после смерти
Разница № 4 — Литургическая ревизия
Разница № 5 — Аскетизм и пост
Стенограмма:
Разница № 1 — У православной церкви нет папы Рис.
Вероятно, самая большая и самая очевидная разница между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью заключается в том, что у Православной Церкви нет Папы.Для римских католиков папа не только верховен, то есть он имеет непосредственную юрисдикцию в каждой церкви во всем мире, но он также непогрешим при определенных обстоятельствах. Православная Церковь не согласна ни с одной из этих доктрин. Мы не рассматриваем ни одного епископа как верховного во всем мире, и при этом мы не видим ни одного из них как непогрешимо сохраненного Богом, когда они говорят о вере и морали. По сути, у нас есть Коллегия епископов, и они принимают решения вместе, и обычно у них есть патриарх или примат с другим титулом, который председательствует на их собраниях, но не является абсолютным правителем всех их.Для нас все епископы в принципе равны, даже если некоторые из них могут иметь немного больше позиционного авторитета, чем другие. Ни у одного из них нет такого богословского места, какое Папа Римский делает для римско-католической церкви.
Разница № 2 — Вовлечение детей
Для православных детей наши дети полностью включены. Дети-католики крещены, но они не могут участвовать полностью до тех пор, пока не будут зависеть от того, о чем вы говорите, будь то причастие или подтверждение.Принимая во внимание, что православные младенцы полностью вовлечены во всю жизнь прихожан, и дети растут, получая причастие из своих самых ранних воспоминаний, потому что они буквально общаются как младенцы.
Разница № 3 — Что случилось после смерти
Римско-католическое учение о чистилище, а также о системе индульгенций. Православные не верят ни во что из этого. Мы не верим, что есть такое место остановки, где нам приходится ждать и страдать, чтобы все временные последствия греха были уничтожены и оплачены.Чистилище и снисходительность просто не являются частью православной жизни вообще.
Разница № 4 — Литургическая ревизия
Не только Второй Ватиканский Собор, но и был большой литургический пересмотр. В обычной жизни поклонения вашего среднего католика произошли большие изменения. Масса полностью изменилась, и многое другое изменилось и в жизни поклонения. Для Православной Церкви мы никогда не испытывали ничего подобного.Конечно, и Восток, и Запад переживали литургические изменения на протяжении веков, но обычно эти изменения были очень медленными. Если бы были реформы, они были бы ничуть не менее значительными, чем то, что католики переживали в конце 60-х и начале 70-х годов. То, что было нормальной католической жизнью до 1960-х годов, не больше, чем нормальная католическая жизнь после этого периода. Для православных христиан разница очень и очень мала. Вопрос для каждого из нас, на самом деле, в том, насколько мы на самом деле участвуем в нормальной православной жизни.
Разница № 5 — Аскетизм и пост
Раньше у католиков была умеренно строгая постная традиция. Говоря в целом, единственное обязательство для большинства католиков состоит в том, что вы не едите мясо по пятницам только во время Великого поста. Православный христианин, который действительно следует тому, что от нас ожидают, в итоге постится почти половину дня в году. Это не значит, что все православные христиане так хорошо постились. Некоторые из них довольно хороши в этом, а некоторые не так хороши в этом, но, тем не менее, ожидания для православных совсем не сильно изменились.На протяжении всей истории мы можем видеть некоторые изменения здесь и там, но в 20-м веке произошли большие изменения для католиков, где пост был почти полностью отменен. То, что вы испытываете в повседневной жизни, как католик, значительно изменилось с точки зрения того, что вы должны есть или не есть. Тогда как для православных у нас никогда не было таких больших перемен.
,Что именно разделяет католиков и православных?
В связи с тем, что на прошлых выходных восточные православные завершили свой «Святой и Великий Собор», призванный стать «общеправославным» событием, несмотря на то, что четыре церкви, в том числе Русская православная, ушли, возможно, пришло время посмотрите на факторы, которые отделяют католиков от их сестринских церквей на востоке.
Основными проблемами разногласий являются первенство епископа Рима и элементы учения о тринитарии, хотя существует также конфликт по поводу непорочного зачатия, чистилища и других доктрин.
В течение 1000 лет церкви Востока и Запада были в общении друг с другом, проводя семь вселенских соборов в период между 325 и 787 годами для определения христианской веры.
Но со временем культуры латиноязычного запада и грекоязычного востока становились все более отчужденными, и между ними росло недоверие и враждебность. Случайные расколы имели место, но были исцелены — такие как акациевский раскол в конце пятого века и фотанский раскол 860-х годов.
Примат Римского епископа
После 1009 года епископ Рима не появился в диптихах — списке епископов в общении с поместной Церковью — Константинополя, который традиционно считается «первым среди равных» в православном мире.
В 1054 году папская делегация при Константинопольском Патриархе отлучила Патриарха от церкви и была в свою очередь отлучена от него. Хотя этот раскол был такой же проблемой личной неприязни и недопонимания, как и все остальное, раскол никогда не исцелялся, как это было с ранними расколами.
По крайней мере, столь же важным, как раскол 1054 года, был захват Константинополя в 1204 году. Крестоносцы с Запада, которые должны были отправиться в Иерусалим, чтобы освободить его от мусульманского контроля, вместо этого провели три дня, грабя и оскорбляя столицу Византийская империя.Мешок закрепил восточное недоверие и негодование по отношению к западу, предотвращая любое излечение раскола.
Главным богословско-экклезиологическим разделением между восточным православием и католицизмом является роль епископа Рима или Папы Римского. На западе единство Церкви выражалось в общении с епископом Рима как преемником Святого Петра.
Папское первенство было определено для католической церкви на Первом Ватиканском соборе, состоявшемся в 1870 году. Этот собор, который католики считали вселенским, учил, что епископ Рима имеет прямую и прямую юрисдикцию над всей Церковью и что, когда он говорит, экс-кафедра он обладает непогрешимостью.
Восточные православные, с другой стороны, имеют соборную модель Церкви. Для них единство заключается в общей вере и общности в таинствах, а не в централизованной власти. Они не признают власть епископа Рима над всеми христианами, но скорее считают его равным другим епископам, хотя и с превосходством чести.
Восточное Православие поддерживает различные формы соборности: классически это было найдено в «пентархии», в смысле пяти патриархатов: Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.Однако пентархия столкнулась с проблемой появления новых патриархатов за пределами классического христианского мира и их вызовов историческим патриархатам.
Константинополь стал считать себя «Вторым Римом» после падения Римской империи на западе, но после падения города османами в 1453 году Москва стала воспринимать себя как «Третий Рим». Теория приписана русскому настоятелю Пскову Филофею, который включил ее в письмо, написанное в 1510 году.
Это было подкреплено русскими православными заявлениями о том, что Константинопольский Патриархат впал в ересь, приняв Флорентийский собор в пятнадцатом веке и (хотя и кратко) вступив в союз с епископом Рима.
Соборность в русском православии известна как соборность , термин, обозначающий Церковь как сообщество индивидуального разнообразия в свободном единстве.
Отец Сергей Булгаков, русский православный священник, писал в своей работе 1935 года «Православная церковь », что «целостное единство» для Церкви «может быть реализовано только двумя способами: православным собором,« соборностью »или авторитарной монархией католицизма «.
Filioque
Помимо вопроса о папском первенстве, еще одним препятствием на пути воссоединения между католиками и восточными православными является пункт о филиокве — «и Сын», который был добавлен к тексту Нико-Константинопольского вероучения на западе, чтобы описать процессию Святой Дух.
Текст вероучения был согласован на Первом Никейском соборе и на Первом Константинопольском соборе соответственно в 325 и 381 годах, в котором говорится, что Святой Дух исходит от Отца. Но католическая церковь в Испании добавила к вероучению в шестом веке, чтобы сказать, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, как способ борьбы со скрытым арианством. (По сути, арианство было ересью, которая преуменьшала божественность Христа.)
Добавление filioque медленно принималось на западе, но на востоке рассматривалось как новшество, которое в лучшем случае было ненужным, а в худшем еретическим.По словам митрополита Каллистоса Уэра, некоторые восточные православные считают, что филиоквия сама по себе не является еретической, при условии, что она должным образом объяснена и понята, но тем не менее является несанкционированным дополнением к вероучению.
Папский Совет по содействию христианскому единству заявил, что доктрина филиокве «не может противоречить монархии Отца» и роль Отца как единственного источника Духа.
Североамериканская православно-католическая богословская консультация в 2003 году смогла подписать соглашение о том, что филиоквия не должна быть делением церкви.Более того, католики не всегда говорят филиппок в вероучении: всякий раз, когда он читается на греческом языке, используется оригинальный текст, а восточно-католические церкви не читают его сейчас, рассматривая его как «латинизацию».
неразрушимости брака
В последнее время особое значение имеют восточные православные и католики, которые также не согласны с неразрывностью брака.
Католическая церковь считает, что совершенный сакраментальный брак может быть расторгнут только смертью, в то время как восточные православные признают неразрывность как характеристику брака и идеал, к которому нужно стремиться, они в целом признают, что развод и повторный брак могут происходят.
Восточное православное принятие развода связано с историческим подчинением Церкви императору в Византии, по словам архиепископа Кирилла Василя, секретаря Конгрегации Восточных Церквей.
Это был император Юстиниан II, который снова ввел развод в Византийскую империю около 700 года, и из-за тесных связей между Константинопольским Патриархатом и империей, это новшество было медленно разрешено на востоке.
Тем не менее, трудно найти общий ответ для восточных православных на доктрине брака, и среди них, безусловно, есть много противников развода.
Чистилище, Непорочное зачатие и другие разногласия
Чистилище — еще одна тема разногласий. В то время как восточные православные молятся за верующих, ушедших и, таким образом, имеют некоторое представление о том, что они находятся в ситуации, требующей нашего заступничества, доктрина чистилища не была столь четко развита на востоке, как на западе.
Кроме того, большинство восточных православных отвергают Непорочное зачатие. Высоко почитая Пресвятую Деву Марию, они видят в ней цель и выполнение истории спасения.
По словам отца Александра Шмемана из Православной церкви в Америке, восточные православные отвергают ее Непорочное зачатие «именно потому, что оно делает Марию чудесным« разрывом »в этом долгом и терпеливом росте любви и ожидания, этого« голода для живого Бога » «который заполняет Ветхий Завет.»
Согласно отцу Эндрю Лауту, русскому православному священнику, восточные православные не верят в «первородный грех», как он был зачат Святым Августином Гиппопотама и принят Церковью на западе.Скорее, они имеют понятие «исконный грех».
Поскольку вера в унаследованный первородный грех отвергается, это означает, что восточные православные также не обязаны верить в Адама и Еву. Но папа Пий XII в своей энциклике 195023 года «Humani generis » 1950 года учил, что после Адама ни один человек не мог получить от него свое происхождение через естественное поколение, и при этом Адам не мог представлять «определенное число прародителей».
После семи вселенских соборов, признанных как Католической Церковью, так и Восточной Православной Церковью, Католическая Церковь провела еще 14 соборов, которые она считает экуменическими.Со времени Второго Никейского собора в 787 году восточные православные держали несколько соборов, но ни один из них (универсально) не признан вселенским.
Скорее, были местные советы и письма от отдельных епископов. Самым последним является Всеправославный Собор, состоявшийся на прошлой неделе, хотя четыре из 14 автокефальных Православных Церквей отказались участвовать.
Небольшие проблемы, по которым католическая церковь и восточные православные не согласны, являются датой Пасхи; употребление пресного хлеба для евхаристии; изображение Христа как агнца; и рукоположение женатых мужчин.
.- Религия
- Христианство
- католицизм
- Раскол, который создал римские католики и восточные православные католики
Восточные православные католики и римские католики являются результатом чего известный как раскол между Востоком и Западом (или Великий раскол) 1054 года, когда средневековое христианство раскололось на две ветви.
Византийский раскол с римским католицизмом произошел, когда папа Лев III короновал Карла Великого, короля франков, как императора Священной Римской империи в 800 году.С византийской точки зрения, это была пощечина Восточному Императору и самой Византийской Империи — империи, которая противостояла варварским нашествиям и веками отстаивала веру. После падения Рима в 476 году Византия была единственным пережитком Священной Римской империи.
Коронация Карла Великого сделала Византийского императора излишним, и отношения между Востоком и Западом ухудшились, пока в 1054 году не произошел формальный раскол. Восточная Церковь стала Греческой Православной Церковью, разорвав все связи с Римом и Римско-Католической Церковью — от Папы Римского до император Священной Римской империи вниз.
За прошедшие века Восточная Церковь и Западная Церковь стали более отдаленными и изолированными по следующим причинам:
География: Запад охватывает Западную Европу, а северные и западные районы Средиземноморья, а Восток — Малую Азию, Ближний Восток и Северную Африку.
Невежество: Византийская церковь все меньше и меньше знала латынь и еще меньше латынь, и наоборот. Таким образом, большинство патриархов в Константинополе не могли читать по-латыни, а большинство пап в Риме не могли читать по-гречески.Византийцы на Востоке использовали заквашенный хлеб в своей Божественной литургии, чтобы символизировать Воскресшего Христа, а латиняне на Западе использовали пресный хлеб, который использовал Иисус во время Тайной Вечери.
Различные теологии: Оба были действительны, но у каждого была своя точка зрения. Запад (латынь) был более практичным и, хотя и с верой в божественность Христа, делал акцент на его человечности при изображении Иисуса в искусстве — особенно делая реалистичные распятия. Восток (византийский) был более теоретическим и, хотя он полностью верил в человечность Христа, сосредоточился на его божественности, которая была гораздо более загадочной.
Личности и политика: Михаил Церуларий, Константинопольский Патриарх и Папа Лев Лев IX не были друзьями, и каждый не доверял другому. Церуларий пересек черту, когда написал в письме, что употребление пресного хлеба на латыни было еврейским, а не христианским. Он отрицал действительность Святой Евхаристии в Западной Церкви. Лев возразил, сказав, что патриархи всегда были марионетками византийских императоров.
В конце Папа Лев и Патриарх Михаил отлучили друг друга и их церкви.Но спустя более 900 лет, в 1965 году, папа Павел VI и патриарх Константинопольский Афинагор I устранили взаимные отлучения.
восточных православных филиалов включают в себя русинскую, украинскую, греко-католическую, мелькитскую, румынскую и итало-албанскую византийские церкви. Помимо византийских, к восточным католикам также относятся маронитские, коптские или халдейские католические церкви.
В любом случае раскол, разделивший христианский мир на середину, существует и по сей день. Хотя обе стороны принимают действительность ордена каждого из них
.