5 советов, как развить интеллект в любом возрасте
Задатки интеллектуальности даются нам при рождении, привычка пользоваться умственными способностями прививается родителями и учителями, а стремление к развитию интеллекта зависит от каждого индивидуума.
Можно ли развить интеллект?
Головной мозг человека — это сложная система нервных клеток (нейронов). Информация от одного нейрона к другому передается посредством химических передатчиков — нейромедиаторов (в частности, эндорфинов, дофамина и др.). Существует ошибочное утверждение, что в работе человеческого мозга задействована лишь малая его часть.
В действительности мозг у всех всегда работает полностью, однако это совсем не означает, что предел достигнут и мозг нельзя развить. У человека, занимающегося саморазвитием, образуются и новые нейроны, и новые связи между ними — это и будет развитие интеллекта.
Современная наука говорит о том, что мыслительные способности человека на 50% зависят от генетического фактора, то есть половину потенциала интеллекта закладывают родители — это тип характера, набор нейронов, нейромедиаторов.
Цель многих людей, желающих стать успешными, — максимально полно реализовать заложенные в них способности, свой потенциал. И верный путь достичь этой цели — не переставать работать над повышением своего интеллекта. Тот, кто будет активно работать над развитием своих мыслительных способностей, уже через год сможет кардинально изменить себя в интеллектуальном плане.
Так как же заставить свой мозг работать в полную силу? Ведь в нашем мире, где царит конкуренция, побеждает не самый сильный, а самый умный, предприимчивый и находчивый.
Повысить свои умственные способности не проблема — было бы желание и терпение. Конечно, вторым Эйнштейном, Теслой, Эдисоном или Илоном Маском мы вряд ли станем — это исключительные личности-самородки. Но, занявшись саморазвитием, мы убедимся, что наш мозг обладает такими возможностями, о которых мы и не подозревали.
Конечно же, многие люди хотели бы стать гением легко и быстро, не затрачивая особых усилий. Сейчас есть немало книг по развитию мыслительных способностей, например Станислава Мюллера «Стань гением! Секреты супермышления» из серии «Сам себе психолог», но большинство людей ленится их даже прочитать.
Для них выходом была бы волшебная таблетка вроде той, которая по воле случая досталась главному герою американского фильма «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли. Благодаря этой таблетке мозг писателя-неудачника из Нью-Йорка начинает работать с невероятной мощностью, и депрессивный герой превращается в гениального биржевого игрока с огромными перспективами. Но без таблетки он никто. К тому же оказалось, что замечательные таблетки, улучшающие работу мозга, имеют серьезное побочное действие.
Хотя герой и находит выход из сложного положения, в которое он попал, нам лучше руководствоваться здравым смыслом и заняться упражнениями для развития интеллекта. Чтобы мозг работал, его нужно нагрузить, однако упражнения должны быть интересными, а не монотонными. В противном случае мы будем подсознательно избегать их, занимаясь прокрастинацией. А упражнения только тогда дадут результат, когда войдут в привычку.
Что такое IQ
В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.
Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.
Американка Андреа Кушевски — врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.
Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.
Андреа Кушевски сделала следующие выводы:
- интеллект поддается тренировке;
- чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
- развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.
Развиваем умственные способности
1. Ищем новшества
Все гении обычно эрудиты — люди, обладающие большими познаниями во многих областях жизни. Например, Леонардо да Винчи был не только талантливым художником, но и писателем, музыкантом, ученым и изобретателем.
Люди, которые стремятся развить свой интеллект, должны быть открыты всему новому: знаниям, деятельности, событиям. Ведь каждая новая деятельность способствует образованию новых связей — синапсов, которые связывают один нейрон с остальными и через которые они обмениваются импульсами.
Выработка дофамина — гормона-нейромедиатора, стимулирующего образование новых нейронов и способствующего повышению мотивации, также прямо зависит от новшеств, запускающих данный процесс.
Тот, кто хочет иметь высокий коэффициент интеллекта, не должен считать, что, окончив вуз, можно навсегда забыть об учебе, ведь это прямой путь к деградации. Поэтому не перестаем искать новую пищу для ума: изучаем новые науки, новые языки, записываемся на курсы — например, живописи, игры на гитаре, латиноамериканских танцев, занимаемся новым видом спорта, отправляемся в путешествие за новыми впечатлениями.
Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.
2. Бросаем вызов самим себе
Немало сказано о пользе развивающих игр для мозга, тренирующих память и концентрацию внимания: покера, преферанса, шахмат, игры в нарды, компьютерных игр вроде «тетрис», судоку.
Правда, психологи, занимающиеся вопросами развития интеллекта, советуют, достигнув мастерства в одной игре, переходить к следующей. Ведь мозг, поняв, как играть, например в судоку, начинает лениться, при этом новые синаптические связи уже не образуются так активно. Чтобы мозг был нагружен и продолжал усиленно работать, нужно постоянно держать его в состоянии некоторого затруднения.
3. Учимся мыслить творчески
3.1. Развиваем креативное мышление, способность создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно.
Например, берем некую задачу и находим от 10 до 20 способов ее решения, особенно не ограничивая свою фантазию. Итак,
- нас застал на улице сильный дождь, зонта нет, до дома далеко, а дождь, скорее всего, надолго;
- мы спешим на важную встречу, а у нас внезапно ломается каблук;
- пропал кошелек с деньгами и кредитками, а мы — в чужом городе;
- нас пригласили на вечеринку, где мы никого не знаем, кроме хозяйки дома, которую срочно вызвали на работу;
3.2. После просмотра какого-нибудь фильма придумываем ему собственное название;
3. 3. Открываем любую книгу и выписываем из нее 10 слов, взятых наугад. А теперь постараемся найти связь между ними и составить из них короткий рассказ из 10 предложений;
3.4. Воображаем себя архитектором, перед которым заказчик поставил задачу спроектировать дом. Дом не простой: в проекте должны быть отражены 10 придуманных заказчиком слов: рыба, орех, кирпич, кот, вода и т. д. Фантазируем и рисуем кирпичный дом, рядом — ореховое дерево, на котором сидит кот и смотрит на рыбок, плавающих в пруду, и т. д.;
3.5. Выбираем любой понравившийся предмет, находящийся в комнате, и подбираем 5 прилагательных, которые больше всего ему соответствуют. Например, апельсин — сочный, испанский, оранжевый, вкусный, сладкий. И 5 прилагательных, которые меньше всего ему подходят: кошачий, резкий, платочный, травяной, облачный;
3.6. На листе бумаги рисуем 20 крестиков и на основе каждого из них изображаем предмет, который подсказывает нам наше воображение: например, мельницу, кастрюлю, стрекозу, шахматную доску. Вместо крестиков в качестве заготовки для будущих картинок можно нарисовать кружки или две перпендикулярные линии.
4. Не ищем легких путей
Прогресс облегчает нам многие задачи, однако наш мозг, лишенный нагрузок, при этом расслабляется. Взять хотя бы калькулятор, благодаря которому мы успешно разучились производить даже простейшие арифметические действия в уме или на бумаге.
Или GPS, помогающий ориентироваться на местности. Привыкшие к нему со временем обнаруживают, что уже не в состоянии без него обойтись, настолько они утратили собственное чувство ориентации.
Нам в помощь созданы и программы-переводчики, которые в то же время ухудшают наше знание языков, поскольку лишают мозг возможности в них практиковаться.
Технологии упрощают жизнь, но при этом страдают когнитивные способности, ведь мозг нуждается в тренировках. Конечно же, не нужно отказываться от благ цивилизации и продуктов современных технологий, но иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.
5. Общаемся в сети
Соцсети вроде Twitter, Google+ и других дают возможность общаться с большим количеством новых людей. Другое окружение, новые знания и идеи открывают новые возможности и позволяют посмотреть на собственные проблемы с другой точки зрения, найти новые пути их решения. В процессе развития интеллекта роль коллективного разума несомненна.
Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, насколько вы эрудированный человек (учтите, что 95% людей не может его пройти).
© Тимошенко Елена, BBF.RU
Наш IQ высок как никогда, но умнее мы не становимся
- Дэвид Робсон
- BBC Future
Автор фото, Getty Images
Мы склонны считать, что уровень нашего интеллекта зависит от генов и образования. Однако всемирно известный психолог Джеймс Флинн рассказал корреспонденту BBC Future, что на интеллектуальные способности человека влияет множество факторов — вплоть до выбора спутника жизни.
Джеймс Флинн обеспокоен тем, что мир вскоре достанется Поколению Y (поколение родившихся примерно после 1980 г., чье взросление пришлось на бурное развитие и растущую доступность цифровых технологий — Прим. переводчика).
Флинну, преподающему в новозеландском Университете Отаго, регулярно встречаются умные студенты с огромным потенциалом, но на поверку оказывается, что многие из них совершенно не интересуются сложной историей нашего мира.
«Они умеют обращаться со всеми этими новыми технологиями, но, тем не менее, покидая стены университета, ничем не отличаются от средневековых крестьян, запертых в своем тесном мирке, — говорит Флинн. — На самом деле их мир гораздо обширнее, это мир современности, но они все равно в нем заперты, поскольку им неведомо историческое измерение».
В результате, по мнению профессора, взгляды молодого поколения на текущие проблемы слишком поверхностны, что оставляет большой простор для манипуляций их сознанием со стороны политиков и СМИ.
Мы беседуем в гостиной сына Флинна — Виктора, оксфордского профессора математики, которого отец приехал навестить из Новой Зеландии.
На диване лежит раскрытая книга: Флинн-старший сейчас читает роман «Беглянка» Элис Манро. Читает в качестве литературного критика — эту роль он примеряет на себя в надежде оторвать молодое поколение от смартфонов и заставить посмотреть на мир шире.
«В этом году выходит моя книга, в которой я говорю молодежи: черт возьми, вы ведь образованны, так почему же вы не читаете?» — говорит Флинн, вспоминая, что во времена его молодости «девушки отказывали в свидании парням, не знакомым с литературными новинками».
Я договорился о встрече с Флинном, чтобы поговорить о его недавно опубликованной книге под названием «Становитесь ли вы умнее благодаря вашей семье?» (Does Your Family Make You Smarter?). В ней профессор рассказывает о том, как человеческое мышление меняется с течением времени.
Затрагивает она и загадочный феномен постепенного повышения коэффициента интеллекта (IQ) на планете. Именно благодаря открытию этого явления, известного теперь как «эффект Флинна», профессор и получил всемирную известность.
Кроме того, в новой книге описываются различные факторы, влияющие на развитие интеллекта на протяжении всей нашей жизни.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Благодаря высокому уровню здравоохранения и образования, Поколение Y обладает, пожалуй, наивысшим уровнем интеллекта за всю историю
Флинн, которому сейчас 82 года, является большим авторитетом в области исследований интеллекта.
Но, по его словам, эта карьера для него — не более чем временное увлечение: «Я — специалист по моральной философии, который решил на время изменить ей с психологией. Это привело к тому, что в последние 30 лет добрая половина моего времени уходила на занятия психологией».
В философских поисках природы объективизма Флинн пришел к рассмотрению утверждений относительно интеллектуального превосходства одних рас над другими.
Пытаясь найти документальные свидетельства, которые подтвердили или опровергли бы эту гипотезу, он неожиданно обнаружил, что средний уровень IQ человечества в целом, вне зависимости от расовой принадлежности, стабильно повышается примерно на три балла за десять лет.
К его удивлению, кроме него практически никто не обратил на это внимания.
«Меня поразило то, что психологи не ликуют по этому поводу», — говорит Флинн. Ведь речь шла о серьезных скачках в уровне интеллекта — голландцы, например, прибавили целых 20 баллов в период с 1934 по 1964 гг.
Тем не менее даже те, кто проводил тесты на интеллект, упускали это явление из виду. «Результаты были у них перед носом, но они их просто не замечали».
Психологам уже давно было известно, что гены оказывают существенное влияние на уровень интеллекта, и что их роль с возрастом только растет.
В детском саду генетические особенности не имеют особого значения; для формирования ребенка в этом возрасте гораздо важнее, чтобы родители с ним разговаривали, читали ему и обучали различным навыкам — например, счету.
Исследования пар близнецов указывают на то, что у дошкольников гены отвечают примерно за 20% различий в уровне интеллекта.
По мере взросления мы начинаем мыслить самостоятельно, и родительское влияние на нас ослабевает. Мы по большей части проводим время в школе, и именно она формирует наш интеллект — в зависимости от генетического потенциала.
Благодаря генетической предрасположенности мы можем сами находить дополнительные способы стимуляции ума: выбирать более интеллектуальные занятия, записаться в клуб любителей книг или пройти отбор в класс с углубленным изучением математики. А это, в свою очередь, повысит наш уровень интеллекта.
Мы постепенно начинаем создавать собственную нишу, отражающую наш генетический потенциал. Впрочем, это не означает, что семья больше не играет никакой роли в нашем развитии: выбор школы и размер домашней библиотеки имеют немаловажное значение.
Не стоит недооценивать и влияние случайных факторов — потеря работы или личная трагедия могут негативно отразиться на уровне нашего интеллекта.
Однако в целом генами предопределяется примерно 80% интеллекта взрослого человека.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Рост уровня IQ оказался слишком быстрым, чтобы списать его на генетические изменения — так что же произошло?
И все же рост уровня IQ, описываемый эффектом Флинна, оказался слишком быстрым, чтобы списать его на генетические изменения, поскольку эволюционные изменения генов занимают тысячи лет.
Так в чем же причина? Психологи пребывали в растерянности.
«Они слишком свыклись с мыслью о том, что интеллект меняется очень медленно, и просто не замечали того, что творилось у них перед глазами», — говорит Флинн.
На самом деле ответ не так уж сложен, если вспомнить еще об одном параметре, постепенно меняющемся в течение последних десятилетий — нашем росте.
Мысль о том, что у высоких родителей рождаются высокие дети, звучит вполне логично — несомненно, это работа генов.
Однако если сравнить несколько поколений, обнаружится, что наш рост значительно превышает рост наших предков. И не из-за изменений в генах, а потому, что современная жизнь с ее высоким уровнем медицины и качественным питанием дала нам возможность вырасти.
Научные очки
Флинн и его коллега Уильям Дикенс высказали предположение о том, что подобные изменения происходят и с нашим интеллектом по причине роста требований, предъявляемых обществом, к умственным способностям индивида.
Тест на интеллект измеряет целый ряд параметров, таких как размер словарного запаса, пространственное мышление, способность к абстрактным умопостроениям и классификации информации.
В совокупности эти навыки отражают «общий уровень интеллекта». И хотя специально нас им не учат, современное образование закладывает в нас способность к более абстрактному взгляду на мир, которая помогает нам получить больше баллов при прохождении теста на интеллект.
В начальной школе нас учат смотреть на жизнь через призму природных явлений и физических законов — мы постепенно начинаем классифицировать предметы и явления и применять правила логики. Именно эти способности требуются для того, чтобы правильно ответить на многие вопросы в тесте на интеллект.
Чем больше мы приучаем детей смотреть на мир сквозь эти «научные очки», тем более высокий балл они способны набрать, говорит Флинн: «Требования общества к индивиду со временем меняются, и человеку приходится приспосабливаться».
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Западное образование учит нас смотреть на мир сквозь «научные очки»
Но дело не только в образовании: по мнению некоторых исследователей, современный высокотехнологичный мир устроен таким образом, что мы просто не можем мыслить по-иному.
Наши прапрадеды пытались сладить с пишущей машинкой, родители осваивали видеомагнитофон, а дети с самого раннего возраста умеют пользоваться сенсорным экраном.
Человеку, жившему в начале XX века и воспринимавшему мир весьма конкретно, было весьма непросто разобраться в абстрактной карте лондонского метрополитена, говорит Флинн.
Технологический прогресс заставил нас мыслить категориями иерархий и символов, учиться следовать правилам и проводить аналогии — и мы настолько к этому привыкли, что не можем себе представить, каких гигантских изменений в мышлении наши нынешние способности стоили человечеству.
В результате у всех нас развилось абстрактное мышление, что привело к увеличению среднего коэффициента интеллекта во всем мире по крайней мере на 30 баллов за последнее столетие.
Этот рост необязательно означает, что мы стали более эффективно использовать потенциал мозга — речь идет не о «прокачке» мыслительных способностей, а о подстраивании их под требования современности.
Однако Флинн утверждает, что этот феномен имеет «социологическое значение», поскольку отражает реальные изменения в нашем мышлении.
По некоторым данным, основываясь на эффекте Флинна, можно предсказать, например, рост экономики той или иной страны.
«Если бы преимущества [от роста IQ] не имели практических последствий, этого бы не происходило», — отмечает ученый.
Флинн проводит параллель с физическими упражнениями: форма нашей мускулатуры зависит от вида спорта, которым мы занимаемся: «Мозг — та же мышца, и изменения в характере умственных упражнений влияют на него точно так же, как если бы мы перестали заниматься плаванием и начали поднимать штангу».
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Личные трагедии, такие как утрата близкого человека, способны негативно влиять на уровень IQ
Важно то, что с течением времени коэффициент интеллекта может меняться. Это означает, что пожилые люди способны сохранять ясность рассудка, заботясь о своем здоровье (что напрямую влияет на интеллект) и активно занимаясь умственным трудом, что позволяет поддерживает мозг в хорошей форме как можно дольше.
«Изменения настолько велики, что с точки зрения уровня интеллекта сегодняшний 70-летний человек просто кладет на лопатки человека того же возраста 15-летней давности», — говорит Флинн.
В целом темп роста IQ составляет около 11 баллов за десятилетие, отмечает он.
Сам Флинн может служить хорошим примером этого процесса: «Мой отец лет с 12-ти не занимался физическими упражнениями, а в 70 лет вышел на пенсию. Я веду гораздо более активный образ жизни и до сих пор работаю». Как результат — более здоровый мозг и более активный ум.
Новая книга Флинна представляет собой попытку заполнить пробелы в этой гипотезе при помощи нового аналитического метода: факторы, влияющие на развитие интеллекта, рассматриваются применительно к конкретному человеку и оцениваются с точки зрения их влияния на развитие определенных навыков.
Взять хотя бы раздел теста на интеллект, измеряющий словарный запас. Жизнь в образованной семье, использующей в быту более богатый язык, может способствовать развитию ребенка даже со скромным генетическим потенциалом.
Верно и обратное: человека с определенным генетическим потенциалом его ближайшее окружение способно затащить в интеллектуальное болото. Достаточно вспомнить Лизу — одаренную девочку из мультсериала «Симпсоны», которой не дают полностью реализоваться.
Интеллектуальные различия достаточно малы для того, чтобы большинство из нас предпочло не обращать на них внимания, но анализ Флинна показывает, что даже несколько дополнительных баллов в тесте на IQ способны предопределить всю нашу дальнейшую жизнь.
Так, для способного ребенка, поступающего в американский университет, тот факт, что он вырос в чуть более интеллектуальной семье, может означать, что он наберет в тесте SAT (стандартный тест для приема в американские вузы — Прим. переводчика) не 500, а 566 баллов. А это разница между престижным и более посредственным учебным заведением.
«Университеты интерпретируют результаты SAT как показатель способности потенциальных студентов к усвоению программы обучения в вузе», — объясняет Флинн.
«Если ваши баллы невысоки, то в престижный вуз вас не примут — а даже если и примут, то, скорее всего, вы вылетите оттуда в первый год обучения».
Автор фото, Thinkstock
Подпись к фото,Не исключено, что активное использование технологических новинок с раннего возраста помогает развитию нашего интеллекта
Флинн не склонен к пессимизму: по его словам, вне зависимости от того, в какой семье мы выросли, все равно у всех нас есть возможность взять собственное интеллектуальное развитие в свои руки.
Исследования показывают, что текущие обстоятельства жизни человека в большей степени влияют на текущий уровень интеллекта, чем его прошлое.
Это становится очевидным, стоит посмотреть на старшекурсников университетов, говорит Флинн: «Многие из них росли в среде, предоставлявшей очень ограниченные возможности для развития интеллекта, но как только они попали в стены вуза, их развитие пошло стремительными темпами».
Я спрашиваю, как еще можно развить интеллект. «Выбирая себе спутника или спутницу жизни, исходите не из внешнего вида, а из того, насколько он или она превосходит вас интеллектуально», — советует профессор.
«Таким образом вы получите доступ к миру новых идей, встретите множество интересных людей, и это сделает вашу жизнь гораздо интереснее».
Что возвращает нас к теме его обеспокоенности судьбой Поколения Y.
Флинн говорит, что, несмотря на повышение IQ, это поколение разбазаривает свой интеллект на малозначительные вещи.
«Не подумайте, что я брюзжу, но больше всего меня беспокоит то, что молодые люди вроде вас читают гораздо меньше исторических книг и предпочитают гораздо менее серьезную художественную литературу, чем предыдущие поколения».
По его словам, прежде чем формировать собственное мнение о текущих политических событиях, не мешало бы досконально изучить факторы, влиявшие на ход мировой истории в прошлом.
Так, Флинн упрекает меня за плохое знание истории Тридцатилетней войны в Европе, в которой, по его мнению, можно найти немало параллелей с нынешним ближневосточным конфликтом. (Его критика совершенно справедлива, и я даю себе слово восполнить этот пробел в образовании.)
Автор фото, Thinkstock
Подпись к фото,Поколение Y, возможно, плохо представляет себе исторические параллели текущих событий
Флинн вспоминает, как Джордж Оруэлл в своих антиутопиях рисовал мрачную картину будущего, в котором правительство переписывает историю и манипулирует населением.
«На самом же деле достаточно просто не знать истории и жить в отсеке сегодняшнего дня — тогда правительство и СМИ смогут делать с вами все, что им заблагорассудится», — подчеркивает профессор.
Иными словами, уровень нашего интеллекта, может быть, и вырос, но умнее мы не стали: «Чтение литературы и изучение истории — единственное, что способно помочь нам воспользоваться преимуществами выросшего за прошлый век уровня IQ в современных политических условиях».
Это мнение может показаться спорным, но Флинн — не единственный, кого беспокоит будущее Поколения Y: в своей последней книге «Голова в облаках» (Head In The Clouds) американский журналист Уильям Паундстоун подчеркивает, что невежество влияет на процесс принятия решений во многих областях нашей жизни.
Даже если Флинну не удастся убедить молодых людей больше читать, нет сомнений в том, что он уже навсегда изменил наши взгляды на интеллект.
«Я оставляю после себя материал, на основе которого можно создать по-настоящему толковую когнитивную теорию», — говорит он.
А это значит, что мы сможем понять, как меняется наш разум в ответ на изменения окружающего мира.
Флинн надеется, что его работу продолжат другие, а сам планирует заняться написанием трудов о философии и политике.
Ведь для него изучение интеллекта всегда было не более чем временным занятием. «Я оказался вовлеченным в эту область случайно и, слава богу, теперь снова могу ее оставить».
Нужно ли развивать интеллект взрослому человеку? А как же! | Полезная жизнь
Всем привет! Сегодня я решила поднять тему развития интеллекта. Многие как считают: закончил я школу, колледж, университет (у кого что), нашел работу, с меня учебы достаточно. Но хотим мы этого или нет, а учиться чему-то новому приходится вновь и вновь. Жизнь ведь не стоит на месте. В этой статье я постараюсь показать вам, почему развивать умственные способности нужно всегда. Кроме того, опишу игры на развитие интеллекта у взрослых.
Посмотрим, как определял интеллект первый разработчик шкалы его измерения Дэвид Векслер:
На уровень интеллекта можно смотреть с двух позиций. С одной стороны, него зависит, какой деятельностью мы занимаемся (что мы умеем, что нам интересно, какую работу можем выполнять). С другой стороны, уровень интеллекта может изменяться под воздействием опыта.
Это значит, что если деятельность постоянно ставит перед человеком сложные задачи, он приобретает все новые и новые способности. Следовательно, развивается интеллект. Если же человек (по воле случая или сознательно) занимается деятельностью, которая не ставит перед ним никаких задач, интеллект будет неминуемо снижаться.
Такие процессы можно сравнить с наращиванием мышечной массы. Качает человек мышцы – они растут. Теперь представьте, что будет с мышцами, например, штангиста, если он пару месяцев полежит в кровати без тренировок?
Уровень интеллекта связан с таким свойством нашего мозга, как нейропластичность. Новые стимулы укрепляют существующие связи между нервными клетками – нейронами – и способствуют образованию новых связей. И наоборот, отсутствие стимулов не создает новых нейронных связей и ослабляет или разрушает уже имеющиеся.
Из всего этого можно сделать вывод: чем больше мы будем развивать свой интеллект, тем лучше будем взаимодействовать со средой и решать разного рода задачи. А это может пригодиться где угодно, начиная с повышения самооценки и заканчивая социальной самореализацией.
Кроме того, развивая мыслительные процессы, мы заранее уберегаем себя от возможных дегенеративных изменений головного мозга. Например, от болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, склероза сосудов головного мозга, деменций (приобретенных слабоумий) различного происхождения.
Как и для чего развивать интеллект взрослому человекуИнтеллект – это способность понимать, запоминать, обрабатывать и применять необходимую информацию в нужных объемах, с нужной скоростью и качеством.
Как видно из определения, интеллект человека складывается из особенностей функционирования его высших психических функций – восприятия, внимания, памяти, мышления. Значит, чтобы развить интеллект, нужно все эти психические функции тренировать.
Что мы получим от систематического развития умственной деятельности?
1. Вся новая информация преобразуется в знания, а с помощью знаний станет возможным решение многих проблем и задач.
2. Умственная деятельность стимулирует кровообращение в головном мозге, со временем повышается интеллектуальная выносливость.
3. Развиваются творческие способности. Творческий человек приобретает способность решать задачи нестандартно.
4. При решении жизненных задач учитываются разные нюансы и факторы, следовательно, принимаются более качественные решения.
5. Мышление становится более качественным, быстрым, а значит, снижаются затраты энергии на умственную деятельность. Замечали, что во время умственного труда всегда хочется есть? У меня всегда такой эффект, когда я занимаюсь, например, переводами с английского языка.
6. Развивается способность к многозадачности, то есть умению выполнять одновременно несколько дел. Эта способность очень ценится современными работодателями. Действительно, сейчас от многих специалистов требуется выполнение нескольких важных функций вместо одной-двух.
Проведу интересную аналогию с компьютером. Развивая мозг, мы повышаем его мощность: увеличиваем объем жесткого диска и оперативной памяти.
А вот какие игры можно использовать для развития интеллекта взрослым людям, читайте в продолжении.
ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ, ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ И ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ!
Как развивать умственные и интеллектуальные способности
Хорошая память и интеллект — это те качества, без которых человеку сложно обходится на протяжении всей его жизни. Если не развивать свои умственные способности, то можно просто начать деградировать, потому что нужно тренировать свой мозг с самых юных лет. Именно в этом возрасте человек располагает всеми способностями к поглощению больших объёмов информации. У него стимулируется развитие интеллекта и памяти, поэтому он быстрее совершенствуется. Проявить свои интеллектуальные способности, а также постоянно совершенствовать их можно вступив в клуб Quantum-game .
Интеллект человека представляет собой глобальную систему, состоящую из способов познания окружающего мира. Только всего лишь часть понятия. Постоянное развитие интеллектуальных способностей и тренировки памяти приводят к тому, что человек может легко использовать свои знания на практике. Без развитой памяти и интеллектуальных способностей человеку будет сложно.
Благодаря активной умственной работе человек имеет возможность сравнивать, сопоставлять и анализировать полученные сведения, мыслить и размышлять, делать определенные выводы и так далее.
Как можно улучшить внимание во взрослом возрасте? Для этих целей существует немало упражнений, действие которых направлено на стимулирование памяти. Если человеку сложно на чем-то сконцентрировать внимание, то стоит воспользоваться следующим методом.
Необходимо подобрать интересный для себя кинофильм. После этого положить перед собой часы с секундной стрелкой, и начать наблюдение за ней в продолжение трех минут. Важно, не отвлекаться от стрелки на просмотр кинофильма все это время.
Многие люди не могут научиться принимать решения быстро, потому что их часто одолевают разные сомнения. Чтобы справиться с этой проблемой, нужно взвесить все «за» и «против», и выбрать подходящий вариант. После частых тренировок человек начинает очень быстро делать это, поэтому и решения начинают даваться ему легко.
18+
На правах рекламы
7 способов развить эйдетическую память
Эйдетическая память или еще ее называют фотографическая память — это уникальная способность запоминать изображения, звуки, информацию до мельчайших деталей. Эйдетическая память является врожденной способностью, которая с возрастом постепенно теряется и не поддается мнемотехнике. Также склонность к данному виду памяти может зависеть от генетики, уровня интеллекта и возможных психологических переживаний.
В интернете вы найдете множество рекомендаций по развитию фотографической памяти, среди которых будет даже гипноз или упражнения из йоги. Но помните, что все эти упражнения не сделают вашу память феноменальной, а только улучшат способности. Мы собрали действительно рабочие способы, которые помогут хорошо прокачать ваш навык к запоминанию.
Для развития фотографической памяти взрослому человеку важно подойти к этому дело комплексно, то есть не только выполнять упражнения для интеллекта, но и подпитывать мозг полезными микроэлементами и избавиться от внешних раздражителей. Поэтому первое, с чего стоит начать, это с прокачки физического состояния.
- Откажитесь от алкоголя и сигарет, фастфуда и других вредных привычек, которые разрушают ваш организм.
- Минимизируйте стресс. Стрессовые реакции могут разрушать клетки мозга, препятствуя запоминанию новых данных. Поэтому важно снизить тревожность, избавиться от переживаний и депрессии не только для развития памяти, но и для улучшения общего состояния здоровья.
- Увеличьте физическую активность. С помощью спорта вы насытите организм кислородом, разгоните кровообращение, что положительно скажется на мозговой деятельности.
- Постоянно упражняйтесь в интеллектуальных играх. Разгадывайте кроссворды, логические задачки, играйте в шахматы, изучайте иностранные языки. Держите ваш мозг в тонусе.
Следующие рекомендации относятся к развитию непосредственно самой памяти. Перед тем, как приступить к упражнениям, пройдите бесплатный онлайн-тест на определение уровня памяти, чтобы зафиксировать ваши изменения после упражнений.
- Во время запоминания какой-либо информации, старайтесь не отвлекаться. Абстрагируйтесь от внешнего мира.
- Ассоциируйте с другими предметами, образами то, что пытаетесь запомнить.
- Повторяйте про себя информацию, которую нужно быстро запомнить. Например, вам необходимо запомнить имя клиента.
Если статья для вас была полезна, то переходите на сайт «Россия — страна возможностей». Это платформа, которая объединяет образовательные, профессиональные и социальные проекты. На сайте собраны 100+ онлайн-курсов, мероприятия и конкурсы по маркетингу, менеджменту, информатике, каталог профессий, навыков и компетенций, тесты на профориентацию и многое другое.
Как развить эмоциональный интеллект у детей? Полезные советы и книги-помощники
Иногда родителям трудно придумать способы, как показать и назвать ту или иную эмоцию своему ребенку. В этом случае на помощь приходят специальные детские книги. С их помощью вы научитесь вместе играть в эмоции, откроете для себя необходимый словарный запас для их описания, узнаете способы безопасного выражения сильных чувств. Помните, развитие высокого эмоционального интеллекта – это вклад в успешность и счастье вашего ребенка в будущем. Ниже мы приводим практичные советы, которые помогут родителям развить высокий уровень эмоционального интеллекта у своего ребенка.
Дайте эмоциям имена. Без подсказки взрослых малышу будет трудно понять, что именно он ощущает. Предложите ему варианты, к примеру: «Мне кажется, ты сейчас злишься», «По-моему, ты грустный», «Это так радует тебя», и т. д. Так вы вместе научитесь распознавать эмоции и расширите запас слов, подходящих для описания чувств.
Обсуждайте ситуации с точки зрения эмоций. Сделайте вашим рутинным ритуалом обсуждение прошедшего дня по вечерам. Спрашивайте малыша, какие чувства вызвали у него те или иные события. Также полезно обсуждать мотивы поступков героев любимых мультфильмов. Это поможет ребенку принимать эмоции и взаимодействовать с ними.
Не отрицайте эмоции ребенка. Взрослым часто кажется, что детские чувства слишком преувеличенны и драматичны. На самом деле – это не так. Такие фразы, как: «Не придумывай», «Тут нечего бояться», «Перестань плакать», «Не стоит так расстраиваться» – это призыв к отрицанию и неприятию своих эмоций.
Предложите способы выражения эмоций. После того как ребенок научится понимать свои эмоции, и не бояться их, следует научить его их экологичному выражению. Обрисуйте малышу правила, по которым следует выражать свои чувства: словами, рисунками, действиями, не нарушающими границ окружающих. Демонстрируйте выражение разных эмоций на собственном примере.
Покажите, как быть с сильными эмоциями. Гнев, злость, обида, агрессия – все эти чувства испытывает любой из нас, независимо от возраста. Подавление таких эмоций приводит к их скапливанию, что в итоге может обернуться психосоматическими заболеваниями. Помните, малыш имеет такое же право на выражение своих сильных чувств, ваша задача – научить, как это сделать правильно. Вот самая простая инструкция управления своими эмоциями:
Как развить способность к адаптации с помощью упражнений
Автор книги «Эластичность: гибкое мышление в постоянно меняющемся мире» (Elastic: Flexible Thinking in a Constantly Changing World) Леонард Млодинов каждый день ставит себе небольшие личные задачи: например, заказать в ресторане самое непопулярное блюдо. Он считает, что такие упражнения способствуют развитию любознательности.
Другой прием – вступать в разговоры с незнакомцами, спрашивать их мнение и действительно выслушивать ответ. «Это хорошее умственное упражнение – выходить за пределы своего круга», – говорит Млодинов.
Своим друзьям и коллегам он советует регулярно заниматься, чтобы развивать в себе любознательность и гибкость: способность к адаптации важна для профессионалов в любых областях.
Технологии преображают целые отрасли, а многие специальности вытесняются автоматизацией и искусственным интеллектом. Практически невозможно предсказать, какие навыки понадобятся нам в будущем. Тем не менее эксперты считают, что способность к адаптации – это навык, который в любом случае стоит тренировать.
По словам профессора Колумбийского университета Генри Левина, традиционный взгляд на образование предполагал, что оно должно давать студентам новые навыки и повышать производительность труда. Однако времена изменились, и теперь наибольшего роста производительности труда работника можно добиться за счет его способности к адаптации.
Гибкость – навык, который можно развивать, считает Брэдли Стаатс, автор работы «Никогда не прекращайте учиться: сохраняйте заинтересованность, меняйте себя и процветайте» (Never Stop Learning: Stay Relevant, Reinvent Yourself, and Thrive). «Обучение – это тип поведения. Мы все можем менять свое поведение и развиваться, хотя у одних людей больший потенциал развития по сравнению с другими», – считает он.
По мнению Стаатса, чем дольше человек работает в одной организации или в одной сфере, тем больше вероятность утраты любознательности. Он советует рискнуть и начать задавать глупые вопросы – именно так происходит обучение.
Он старается записывать размышления о рабочем дне: «Записывая, мы систематизируем знания, которые есть у нас в голове, и таким образом учимся. К тому же мы быстрее замечаем проблемы, которые требуют нашего внимания, и начинаем их решать», – продолжает он.
Преподаватель Cambridge Judge Business School Йохен Менгес указывает на то, что изменения вызывают эмоциональную реакцию, например чувство подавленности или желание сбежать. Важно осознавать свои реакции, брать паузу, чтобы оценить свое состояние, и постараться взять эмоции под контроль, говорит Менгес.
Основная причина отсутствия гибкости – страх, считает Рейчел Чон, основатель Catchafire, онлайн-платформы для связи квалифицированных волонтеров с некоммерческими организациями. Она стремится развивать гибкость в сотрудниках, создавая ситуации, где им приходится выходить из зоны комфорта: например, дает им работу, которую они никогда прежде не выполняли.
Старший преподаватель London Business School Анита Раттан изучает «установки на развитие». Способности человека заложены с рождения, но не неизменны, их можно развить, практикуясь, со временем. Люди, считающие свой интеллект врожденным и неизменным, часто действуют оборонительно и избегают новых задач, при решении которых могут обнаружиться их незнание и недостатки.
«Результаты зависят от того, насколько люди верят в свою и чужую способность меняться. Если вы убеждены, что не способны измениться, вы вряд ли будете прилагать к этому усилия», – говорит профессор Раттан. «Сталкиваясь с трудностями, люди с фиксированным типом мышления считают ситуацию некомфортной и стремятся выйти из нее. В итоге они меньше учатся, что мешает самореализации», – продолжает она. Если объяснять работникам концепцию фиксированного и гибкого мышления, поощрять сам процесс обучения, а не результат, можно добиться изменений.
«Если человек с гибким мышлением руководит командой и проект не удается реализовать, он не будет игнорировать провал, а скажет: «Мы провалились. В чем мы ошиблись и что можно было сделать лучше?» Провалы нужно детально изучать», – говорит Раттан.
Тем не менее гибкость может стать ловушкой и оправданием для плохих управленцев. Некоторые работодатели понимают под гибкостью возможность навязать работникам неблагоприятные условия, предупреждает консультант по управлению Рене Дураццо. И если сотрудники сопротивляются таким изменениям, которые проводит менеджмент, их обвиняют в косности, объясняет он. «Самое трудное для руководства – правильно представить изменения и правильно их реализовать. Если реформы не идут, дело может быть вовсе не в недостаточной гибкости сотрудников», – говорит Дураццо.
По его мнению, эффективный менеджер должен уметь стимулировать сотрудников к открытости. Иными словами, это значит задавать людям много вопросов. Если менеджеры сами не развивают в себе любознательность и гибкость, они не вправе ждать того же от сотрудников, уверен Дураццо. Необходимо потратить время и энергию на создание доверительных отношений с персоналом, иначе сотрудники цинично отнесутся к просьбам проявить гибкость, считает эксперт.
Перевела Надежда Беличенко
7 научно обоснованных способов повысить свой IQ за 30 дней или меньше
Легко думать об IQ как о чем-то фиксированном: вы проходите тест, и он говорит вам, насколько вы умны. Но на самом деле это работает не так; интеллект гораздо более подвижен, чем считалось ранее, а ваш мозг гораздо более податлив, чем жесток.
Нейробиологам теперь ясно, что взрослые люди способны изменить свой IQ — как в лучшую, так и в худшую сторону. Вот несколько способов сохранить ваш тренд вверх и вправо:
1.Играть в шахматы
Есть причина, по которой в шахматы играли веками королевская семья. Сложная и сложная игра, она развивает ваши навыки решения проблем, улучшает вашу концентрацию и стимулирует оба полушария мозга, что помогает укрепить мозолистое тело.
Мозолистое тело — это часть мозга, которая соединяет два полушария, и эксперты предполагают, что одна из причин, по которой Эйнштейн был таким выдающимся, заключалась в том, что он был особенно хорошо развит. Он мог получить доступ ко всему своему мозгу одновременно, а не только к одной или другой части.
Согласно исследованию, проведенному в Венесуэле, дети, которые занимались шахматами в течение 14 недель, значительно повысили свой IQ. Другое исследование, проведенное в 2003 году в Университете Флиндерса в Австралии, пришло к такому же выводу: участники, игравшие в шахматы, продемонстрировали повышение уровня интеллекта.
2. Делайте спринты
Неврология ясна: аэробные упражнения чрезвычайно полезны для вашего мозга. На самом деле, тренировки повышают ваш IQ гораздо больше, чем онлайн-игры для мозга. Кроме того, шведское исследование доказало, что сердечно-сосудистая система может на самом деле повысить ваш вербальный интеллект на 50%.Как сказала Мария Аберг, руководившая исследованием: «Улучшение сердечно-сосудистой системы было связано с лучшими когнитивными оценками. Напротив, мышечная сила была слабо связана с интеллектом».
Итак, если вы хотите быть умнее, не просто поднимайте; делать спринты.
3. Возьмите креатин
Исследования, проведенные в Сиднейском университете, показали, что если вы ежедневно принимаете 5 г креатина, вы можете поднять свой IQ на полные 15 пунктов за шестинедельный период. Руководитель исследования Кэролайн Рэй сказала: «Креатин значительно повысил мощность мозга. «Почему? Отчасти потому, что это увеличивает уровни энергии, доступные для вычислений в вашем мозгу.
4. Начните медитировать
. Бесчисленные исследования показывают, что медитация всего 20 минут в день не только улучшает ваше настроение и снижает уровень стресса. уровней, но также повышает эффективность, когда дело доходит до глубокой когнитивной обработки. Это основа гибкого интеллекта и часть того, что помогает вам стать по-настоящему инновационным.
Если вы заменили 20 минут серфинга на Facebook 20 минутами медитации с использованием такого приложения, как Спокойствие или HeadSpace, вы станете умнее и не потеряете абсолютно никакой ценности в своей жизни.
5. Высыпайтесь
Согласно научным данным Центра исследований сна при университете Лафборо, каждый час меньше рекомендованных восьми часов сна в сутки может снизить ваш IQ на целый балл.
Фактически, в их отчете сделан вывод, что регулярная потеря двух часов сна за ночь может привести к тому, что кто-то со средним IQ станет «погранично отсталым».
6. Изучите новый язык
Согласно нейробиологии, изучение иностранного языка способствует развитию вашего мозга.Поскольку вы используете новый набор сложных правил (например, грамматику, отличную от вашего родного языка), это вызывает утолщение коры и увеличение объема вашего гиппокампа. Проще говоря, это означает, что вы заставляете языковые центры в мозгу расширяться, что в конечном итоге помогает с другими языковыми задачами, такими как переговоры, чтение и решение проблем.
Опять же, это не займет много времени. Загрузите DuoLingo бесплатно и начните изучать любой иностранный язык всего за десять минут в день.
7. Возьмите гитару
Исследование, проведенное в Цюрихском университете, показало, что овладение музыкальным инструментом может повысить IQ как взрослых, так и детей. Мы также не говорим о незначительных улучшениях: средний показатель IQ в Соединенных Штатах составляет 98. Воспроизведение музыки может повысить ваш IQ на 7 и более баллов — вы можете подняться с 98 до 105, просто научившись играть на Free Fallin. ‘.
Плюс (и как раз к лету) вы станете героем костра.
Мнения, выраженные здесь обозревателями Inc.com, являются их собственными, а не мнениями Inc.com.
Повышение гибкого интеллекта все-таки возможно
Почти 40 лет назад Дженсен (1) утверждал, что, когда все сказано и сделано, мало что можно сделать для повышения IQ людей. За прошедшие годы были предприняты различные попытки, которые, как правило, приводили к несколько неоднозначным результатам (2). Даже успешные попытки (3) обычно включали обучение людей тем же видам заданий, на которых они будут тестироваться, поэтому было неясно, было ли обучение обобщаемым, а не просто результатом практического воздействия на определенные типы заданий (4 ).
Еще больше усложняют картину исследования, показавшие, что IQ имеет тенденцию быть довольно наследуемым, с наиболее надежными оценками в диапазоне от ≈0,5 до 0,8 (5).
Совсем недавно было обнаружено, что наследственность меняется как с возрастом, при этом IQ становится более наследуемым в более поздние годы (6), так и с социальным классом, причем IQ более наследуется в более высоких социальных классах (7). Хотя наследственность не подразумевает неизменности признака (например, рост в значительной степени наследуется, но также может быть изменен), смешанные результаты обучающих исследований были приняты как согласующиеся с представлением о том, что IQ относительно фиксирован.IQ можно рассматривать как совокупность, состоящую из нескольких элементов: во многих теориях интеллекта проводится различие между жидким и кристаллизованным интеллектом (8). Гибкий интеллект включает в себя набор способностей, необходимых для работы в новой среде и особенно в абстрактных рассуждениях; кристаллизованный интеллект является продуктом применения этих процессов. Гибкий интеллект часто измеряется с помощью таких тестов, как образная аналогия, классификация и матричные задачи, тогда как кристаллизованный интеллект измеряется тестами на словарный запас и общую информацию (9).
Повышение уровня текучести
В этом выпуске PNAS Jaeggi et al. (10) внесли важный вклад в литературу, показав, что (–) гибкий интеллект можно тренировать в значительной и значимой степени; ( II ) тренировка зависит от дозировки, при этом большее количество тренировок ведет к большему выигрышу; ( iii ) эффект проявляется во всем спектре способностей, хотя он больше в нижней части спектра; и ( iv ) эффект может быть получен путем тренировки над задачами, которые, по крайней мере, внешне не похожи на те, которые выполняются в тестах на способность к текучести.Таким образом, их исследование, похоже, в какой-то мере решает спор о том, можно ли тренировать гибкий интеллект, по крайней мере, в некоторой значимой мере.
Учитывая эти положительные результаты, читатель может задаться вопросом, почему потребовалось почти 40 лет, чтобы продемонстрировать тренировочный эффект. Зачем ждать? Причина в значительной степени в том, что недавние когнитивные теории интеллекта позволили по-новому взглянуть на то, какое обучение будет успешным. Лишь в последние годы, по сравнению с возрастом этой области, так называемая «рабочая память» стала рассматриваться как ключевой фактор, определяющий подвижный интеллект (11).Рабочая память обычно рассматривается как часть долговременной памяти, доступная для активной обработки информации, включая размещение информации в хранилище и извлечение информации из хранилища. Такие задачи, как обратный диапазон цифр и задача n -back, используемые в этом исследовании, являются хорошими показателями рабочей памяти (12). Итак, основная идея в Jaeggi et al. Исследование (10) заключается в том, что можно использовать современную когнитивную теорию в качестве основы для тренировки, которая затем должна создать тренировочный режим, который будет иметь значимое значение.Эта идея оказалась верной.
Гибкий интеллект поддается значительной и значимой степени обучению.
Jaeggi et al. Статья (10) важна для области интеллекта, потому что она показывает, что обучение может улучшить подвижный интеллект, может сделать это на всех уровнях интеллекта и может сделать это теоретически. В той степени, в которой предыдущие исследователи не смогли получить такие надежные результаты, это, по-видимому, связано с тем, что они не смогли использовать когнитивно-теоретическую основу, которая служила основой для обучения в Jaeggi et al.Исследование . Эти результаты имеют важное значение для образовательной политики, потому что они предполагают, что результаты обычных тестов интеллектуальных способностей и способностей предоставляют индексы, которые могут быть скорее динамическими, чем статическими, и изменяемыми, а не фиксированными. Большинство исследователей рассматривали интеллект как в значительной степени фиксированный (13), хотя другие настаивали на его модифицируемости (14). Доказано, что последние обоснованы в своих убеждениях.
Дальнейшие исследования
Эти интересные результаты будут необходимы в дальнейшем из-за некоторых ограничений Jaeggi et al. (10), ни одно из которых не ставит под сомнение полученные результаты. Восемь вызывают некоторую озабоченность.
Во-первых, что касается основной независимой переменной, в исследовании была только одна обучающая задача, поэтому неясно, в какой степени результаты могут быть обобщены на другие задачи с рабочей памятью. Было бы важно показать, что результаты действительно касаются рабочей памяти, а не какой-то особенности конкретной тренировочной задачи.
Во-вторых, что касается основной зависимой переменной, был только один вид теста на способность к текучести, геометрические матричные задачи из различных тестов, которые можно найти в прогрессивных матрицах Равена (15) и аналогичных тестах.Было бы важно показать, что результаты обобщаются на другие задачи, связанные с гибкостью, а не специфичны для такого рода задач. Матричные задачи обычно считаются отличным показателем гибкого интеллекта (16), но они действительно предъявляют особенно высокие требования к рабочей памяти. В то же время тесты текучести, как правило, сильно коррелируют друг с другом (17), поэтому обобщение представляется вероятным. Еще неизвестно, распространяется ли обобщение за пределы матричных тестов на другие виды когнитивных тестов, например, пространственных, числовых или других способностей.
В-третьих, важно помнить, что тесты текучести, хотя зависимые переменные в Jaeggi et al. (10), изначально предназначались для независимых переменных при прогнозировании значимого поведения в реальном мире (18). Такое поведение будет включать, среди прочего, образовательные и профессиональные достижения. Также было показано, что тесты на интеллект влияют на другие виды успеха, включая даже поведение, связанное со здоровьем (19). Поэтому было бы полезно показать, что обучение приводит к успеху в осмысленном поведении, выходящем за рамки психометрического тестирования.
Четвертый, Jaeggi et al. (10) упоминают, что с обучением значение гибкого интеллекта для прогнозирования выполнения других задач может измениться. Было бы важно показать, что прогностическая сила тестов на способность к текучести после тренировки по крайней мере такая же или, возможно, даже выше, чем она была до тренировки.
Пятый, как Jaeggi et al. (10) признают, что их исследование не рассматривает вопрос о том, будет ли обучение продолжительным в течение продолжительных периодов времени.Слишком часто повышение интеллекта, полученное с помощью программ обучения, оказывается мимолетным (20). В будущей работе потребуется оценить долговечность в течение различных периодов длительного времени.
В-шестых, контрольная группа в Jaeggi et al. В исследовании (10) не было альтернативной задачи, которая могла бы побудить читателей задаться вопросом, могло ли лечение плацебо в дополнительной контрольной группе привести к более сильному сравнению. В будущую работу можно было бы включить альтернативу тренировкам, которая учит чему-то, что, как ожидается, не будет иметь отношения к результатам тестов на текучесть.
В-седьмых, поскольку существует только одно исследование, существует большая потребность в повторении. В единичных исследованиях никогда нельзя быть уверенным в том, что какие-то аспекты дизайна или процедуры приводят к результатам, которые впоследствии не могут быть воспроизведены.
Наконец, эффекты необходимо изучить на гораздо более широком диапазоне уровней способностей и, в целом, на типах участников, чем это было проверено в этом исследовании. Все испытуемые были набраны из сообщества Бернского университета, которое, вероятно, будет довольно избирательной выборкой, не типичной для населения Швейцарии или, в более общем плане, развитых стран или, конечно, мира.Было бы особенно важно проверить пожилых людей, которые подвержены риску потери жидкости. Выборка также была относительно небольшой ( n = 70).
Ни одна из этих критических замечаний не умаляет центральной важности результатов Jaeggi et al. (10). Напротив, они предполагают, что их исследование должно и, вероятно, станет первым в длинной серии, инициированной этим новаторским исследованием.
Сноски
- * Эл. Почта: robert.sternberg {at} tufts.edu
Вклад авторов: R.J.S. написал газету.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
См. Сопутствующую статью на странице 6829.
- © 2008 Национальная академия наук США
Четырнадцать способов повысить свой IQ —
Люди ошибочно полагают, что IQ фиксируется при рождении. На самом деле мозг очень податлив, и есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы повысить свой IQ.
По крайней мере, вы можете улучшить работу своего мозга и принять стратегии обучения, которые улучшат вашу способность приобретать, сохранять и применять знания.
Ниже вы найдете 14 способов повысить свой IQ и улучшить работу вашего мозга.
1. Прогулка по кварталу . Доктор Джон Медина, молекулярный биолог, в своей книге «Правила мозга» утверждает, что если бы мы разработали почти идеальную среду, противодействующую мозгу, она была бы похожа на наши нынешние классы и рабочие кабинеты.
Почему? Потому что белок под названием BDNF (нейротрофический фактор мозга), который строит и питает инфраструктуру клеточных цепей в головном мозге, создается, когда вы физически активны.
Ссылаясь на BDNF как на удобрение для мозга, доктор Медина сравнивает группу детей, сидящих в классе и слушающих лекцию, или сотрудника, сидящего в тесной кабинке и печатающего на своем компьютере, с выключенной лампочкой. Однако, когда дети находятся на детской площадке или сотрудник идет на работу, лампочка включается.
Он предлагает сотрудникам проводить «пешеходные встречи» в конференц-зале на беговой дорожке, перемещаться по офису во время разговора по телефону или сидеть на мячах для упражнений и подпрыгивать вверх и вниз при чтении электронной почты. (Источник).
Кроме того, доктор Медина объясняет, что в 18 исследованиях пожилых людей те, кто тренировался, превосходили тех, кто не занимался долговременной памятью, рассуждениями, вниманием, решением проблем, абстрактным мышлением и т. Д. Далее он говорит, что активный образ жизни означает половину риска деменции и половину риска когнитивных нарушений для этих пожилых людей.
2. Сделайте глубокий вдох. Было доказано, что низкий уровень кислорода в крови снижает функцию мозга. Глубоко дыша через нос, вы сразу улучшите работу своего мозга. При глубоком вдохе в кровь и, следовательно, в мозг поступает больше кислорода.
3. Вести дневник. Кэтрин М. Кокс, автор книги «Ранние умственные черты трех сотен гениев», изучила привычки 300 гениев, таких как Исаак Ньютон, Эйнштейн и Томас Джефферсон, и обнаружила, что все они были «компульсивными» хранителями дневников или дневников.Также имейте в виду, что Томас Эдисон за свою жизнь написал 3 миллиона страниц заметок, писем и личных мыслей в сотнях личных журналов.
Вы можете думать о дневнике или записной книжке как о продолжении своего мозга. Ведение журнала не только позволяет записывать свои идеи; журнал также поможет вам развить и усовершенствовать их.
4. Исследуй новое. «Умный» человек — это тот, у кого больше взаимосвязанных нервных путей, чем у других. В то же время, узнавая что-то новое, мы создаем новые нейронные пути.Запишитесь на онлайн-курс, слушайте интересные лекции, о которых вы читаете в местной газете, и возьмите книгу по новой теме. Изучение нового способствует нейрогенезу.
5. Делайте частые короткие перерывы. Занимайтесь двадцатью минутами, а затем сделайте небольшой перерыв. Это эффективно, потому что вещи в начале и в конце учебной сессии сохраняются в вашей памяти в течение более длительного периода времени. Купите себе простой кухонный таймер и установите его на двадцать минут. Когда зазвонит таймер, сделайте небольшой перерыв.
6. Улучшите свою память. Увеличьте объем информации, который вы можете сохранить, применяя методы запоминания. Один из лучших способов запомнить информацию — использовать аббревиатуры. Акроним — это просто аббревиатура, состоящая из начальных букв слова.
Эти типы вспомогательных средств памяти могут помочь вам усвоить большие объемы информации за короткий период времени. Вот два примера:
- «Every Good Boy Does Fine» — это обычная аббревиатура, которая помогает музыкантам и студентам запоминать ноты на нотном стане скрипичного ключа.
- «Моя очень усердная мать только что подала нам девять солений» — это простой способ вспомнить планеты (просто имейте в виду, что Плутон был понижен до карликовой планеты).
7. Завтракайте. Доказано, что завтрак улучшает концентрацию, способность решать проблемы, умственную деятельность, память и настроение. Завтрак — это первая возможность для восстановления уровня глюкозы в организме после восьми-двенадцати часов без еды. Глюкоза — основной источник энергии для мозга.
8. Используйте свое тело, чтобы помочь вам учиться. Движение — ключевая часть процесса развития и обучения. Brain Gym — это программа простых упражнений, разработанная в течение 25 лет специалистом по коррекционной педагогике, доктором Полом Деннисоном. Упражнения в Brain Gym могут помочь с такими вещами, как:
- Понимание
- Концентрация
- Абстрактное мышление
- Память
- Психическая усталость
- Выполнение заданий
Одно упражнение в тренажерном зале называется «Кнопки для мозга» и включает в себя следующее:
- Возьмите одну руку и поместите ее так, чтобы между большим и указательным пальцами оставалось как можно больше места.
- Поместите указательный и большой палец в небольшие углубления под ключицей с каждой стороны грудины. Слегка нажмите пульсирующим образом.
- В то же время, положите другую руку на область пупка живота и осторожно надавите.
- Сделайте это примерно две минуты.
Это упражнение улучшит приток крови к мозгу и, по сути, включит его. Перейдите сюда, чтобы найти еще два простых упражнения для мозга (Cross Crawl »и Hook Ups»).
9. Медитируйте. Нейропсихологи теперь говорят, что медитация может изменить структуру мозга. МРТ-сканирование тех, кто долгое время занимался медитацией, показал большую активность в мозговых цепях, участвующих в привлечении внимания.
Когда тревожные звуки воспроизводились для группы медитирующих, проходящих МРТ, они оказывали относительно небольшое влияние на области мозга, участвующие в эмоциях и принятии решений, по сравнению с не медитирующими или менее опытными медитирующими.
10. Держитесь подальше от сахара .Любые простые углеводы, такие как макароны, сахар, белый хлеб и картофельные чипсы, могут вызвать у вас усталость и вялость. Это вялое чувство, которое иногда называют «сахарным блюзом», мешает ясно мыслить. Это происходит из-за того, что инсулин устремляется в кровоток, чтобы противодействовать приливу сахара.
11. Развивайте свой эмоциональный интеллект. Недостаточно иметь высокий IQ. Высокий IQ — это всего лишь потенциал. Вопрос в том, что вы собираетесь делать с этим потенциалом? Вы должны убедиться, что каким бы ни был ваш IQ, вы эффективно его используете.И один из лучших способов убедиться, что вы правильно используете свой IQ, — это развивать свой эмоциональный интеллект.
В течение многих лет большое внимание уделялось определенным аспектам интеллекта, например следующим:
- Логические рассуждения;
- математические навыки;
- Пространственные навыки;
- Понимание аналогий:
- словесные навыки; и так далее.
Однако в последние годы, особенно с публикацией книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект», стало ясно, что многие люди растрачивают свой потенциал, думая, поступая и общаясь таким образом, который ограничивает их шансы на успех.
То есть эмоциональный интеллект признается мета-способностью, которая позволит вам в полной мере использовать другие ваши навыки и таланты. Пройдите бесплатный тест на эмоциональный интеллект здесь.
12. Использовать время простоя. Используйте время простоя, время, потраченное на дорогу или ожидание в очереди, продуктивно. Решайте кроссворды или судоку в очереди и слушайте аудиопрограммы в дороге.
13. Включите все свои чувства. Исследователи обнаружили, что человеческий мозг лучше всего обучается через мультисенсорные ассоциации.Дети и взрослые учатся лучше всего, когда они участвуют в учебной деятельности, в которой используются зрение, звук, эмоции, тактильная обратная связь, пространственная ориентация и даже обоняние и вкус.
Майк Адамс объясняет в «Десять лучших технологий: системы суперобучения №10», что ребенок, которому дано определение слова «невесомость» в словесном формате, получает эту информацию в одном канале: аудиоканале. Вот как повысить обучаемость и удержание:
- Если вы покажете ребенку фильм о космонавте, плывущем в космосе, пока вы произносите слово «невесомость», у вас теперь есть двухмерный опыт обучения: ребенок видит и слышит это слово.
- Кроме того, если вы заставляете ребенка подпрыгивать на батуте и кричать «невесомость», когда ребенок находится в воздухе, понимание этого слова еще более прочно укореняется в его мозгу.
Это также относится к взрослым. Если есть информация, которую вы пытаетесь усвоить, используйте как можно больше различных каналов и задействуйте как можно больше своих органов чувств, чтобы упростить обучение и запоминание.
14. Нагрузка антиоксидантами .Антиоксиданты защищают все ваши клетки, включая клетки мозга. Некоторые из продуктов с самым высоким содержанием антиоксидантов включают: чернослив, изюм, чернику, ежевику, чеснок, капусту, клюкву, клубнику, шпинат и малину.
Заключение
Повышение умственных способностей позволит вам жить своей лучшей жизнью. Используйте описанные выше техники, чтобы помочь вам повысить свой IQ, улучшить работу мозга, улучшить свои способности к обучению и реализовать потенциал своего IQ.
Похожие сообщения:
1.20 мозговых приемов, чтобы поддерживать вашу голову в отличной форме
2. 50 характеристик образованного человека
3. Как получить гуманитарное образование уровня Гарварда за 15 минут в день (бесплатно)
4. Три эффективных метода приготовления Лучшие решения
Вам понравилась эта статья? Подпишитесь на «Daring to Live Full» по RSS или по электронной почте и получайте бесплатные обновления.
Boost Memory to Increase Intelligence
28 апреля 2008 г. — Интенсивная игра на концентрацию или другая требовательная задача памяти может поднять ваш интеллект на ступень или две, и чем больше вы таким образом задействуете свой мозг, тем умнее вы станете.
Исследователи, представившие отчеты Proceedings of the National Academy of Sciences , говорят, что упражнения для мозга, предназначенные для улучшения рабочей памяти, также повышают показатели гибкого интеллекта. Плавный интеллект — это способность рассуждать и решать новые проблемы. Он не зависит от памяти и часто считается имеющим сильный наследственный компонент. По мнению исследователей, такой интеллект считается одним из важнейших факторов обучения и связан с академическим и профессиональным успехом.
Полученные результаты бросают вызов нынешнему мнению о том, что единственный способ повысить показатели подвижного интеллекта — это непосредственно практиковаться в тестах, используемых для расчета баллов. До сих пор не было доказательств того, что другие виды тренировки мозга могут повысить такие показатели у взрослых.
«Открытие того, что когнитивная тренировка может улучшить подвижный интеллект, является знаменательным результатом, потому что эта форма интеллекта, как утверждается, в значительной степени [не подвержена изменениям]», — Сюзанна Джегги, факультет психологии Мичиганского университета, и ее коллеги. напишите в журнале статью.«Наши данные свидетельствуют о том, что при соответствующем обучении есть потенциал для улучшения подвижного интеллекта».
Ученые предположили, что рабочая память и гибкий интеллект имеют одну общую нить: оба, похоже, полагаются на одинаковые нейронные сети. Помня об этой концепции, Джегги исследовал, могут ли они улучшить свой подвижный интеллект с помощью задания на рабочую память.
Для исследования здоровые взрослые добровольцы (средний возраст: 26 лет) прошли стандартный тест на подвижный интеллект, а затем выполнили серию тренировочных упражнений, направленных на улучшение их рабочей памяти.Исследователи разделили добровольцев на четыре группы; каждая группа повторяла упражнения в течение разного количества дней.
Команда Джегги повторно проверила подвижный интеллект добровольцев после тренировки и сравнила результаты с результатами тех, кто не прошел обучение. Они отметили значительное улучшение показателей подвижного интеллекта у тех, кто участвовал в сложных задачах памяти. Были отмечены более значительные улучшения у тех, кто тратил больше времени на тренировки.
«Мы демонстрируем, что степень увеличения интеллекта критически зависит от количества тренировок: чем больше тренировок, тем больше улучшается [подвижный интеллект]», — пишут исследователи в статье журнала.
Команда утверждает, что их результаты показывают, что такая тренировка памяти, по-видимому, усиливает многие «исполнительные процессы» мозга, ответственные за решение проблем. Улучшение показателей не было связано с ранее существовавшими индивидуальными различиями в подвижном интеллекте.
По мнению исследователей, идея о том, что можно улучшить подвижный интеллект без непосредственной практики на самих тестах, открывает широкий спектр приложений в образовании.
Креативность и интеллект взрослых: изменения с возрастом — стенограмма видео и урока
Результаты исследования
Было показано, что результаты тестов на IQ фактически снижаются с возрастом.На этой диаграмме показано, как показатели IQ-тестов Векслера достигают пика в возрасте от 25 до 29 лет, а затем снижаются на протяжении всей остальной взрослой жизни, причем снижение становится более резким после 70 лет. Это означает, что 30-летний Дейв является самым умным. , Правильно?
В течение многих лет считалось, что IQ человека увеличивается до раннего взросления, а затем начинает снижаться по мере взросления.Эта идея была оспорена новыми теориями и исследованиями в последние годы.
Вызов традиционным представлениям
Когда информация, касающаяся показателей IQ и возраста, исследуется другим способом, можно показать, что люди ранжируются в том же порядке, что и при прохождении теста в разном возрасте. Это означает, что интеллект остается стабильным на протяжении всей жизни человека. Другими словами, из-за возрастных изменений пожилые люди могут хуже выполнять тест на интеллект, который не указывает на снижение фактического IQ.
Это будет означать, что 10-летний, 30-летний, 50-летний и 70-летний Дейв на самом деле одинаково умны. Это реально возможно? Как может снизиться показатель IQ человека, но его интеллект останется стабильным?
Одна из причин приводится в исследовании, которое показывает, что физические преимущества молодых людей помогают им получать более высокие баллы в тестах на IQ. Другими словами, ловкость рук и лучшее зрение помогают молодым людям лучше выполнять тесты IQ, даже если у них может не быть более высокого уровня интеллекта.Также было высказано предположение, что изменения в тестах IQ с годами могут привести к неверным результатам исследований. Это связано с тем, что исследователи могут не сравнивать результаты равных тестов.
Гипотеза Брэнда — еще одна причина того, что сравнение IQ в разном возрасте может быть несправедливым. Гипотеза бренда — это идея о том, что отношение и подход человека к сдаче тестов могут повлиять на его результаты в тестах IQ. Гипотеза Бренда поддерживает идею о том, что молодые люди получают более высокие баллы на временных тестах не только из-за физических преимуществ, но и потому, что они с большей вероятностью будут угадывать, в то время как пожилые люди с большей вероятностью попытаются получить правильный каждый элемент теста.
Некоторые исследователи также считают, что утверждение о снижении интеллекта с возрастом может быть обманчивым, поскольку существует множество типов интеллекта. Пожилые люди могут потерять часть своей способности обрабатывать информацию, но они приобретают опыт, который улучшает их понимание.
Изменение компонентов
Большинство исследователей считают, что IQ остается стабильным с возрастом, но компоненты интеллекта человека меняются. Изменяющиеся компоненты интеллекта обычно можно описать как подвижный интеллект и кристаллизованный интеллект. Гибкий интеллект — это способность рассуждать и обрабатывать информацию. Кристаллизованный интеллект — это информация, которую вы получаете через опыт.
Было проведено много исследований, которые показывают, что подвижный интеллект будет снижаться с возрастом. Напротив, кристаллизованный интеллект фактически продолжает расти с возрастом, поскольку человек приобретает больше опыта и осваивает новые навыки на протяжении всей своей жизни. Многие считают, что такая комбинация увеличения и уменьшения сохраняет общий уровень интеллекта относительно стабильным с возрастом.Другими словами, снижение подвижного интеллекта компенсируется увеличением кристаллизованного интеллекта.
Краткое содержание урока
Было показано, что показатели IQ снижаются с возрастом, но это не обязательно означает, что интеллект снижается. Снижение показателей IQ с возрастом может быть результатом снижения физических способностей, изменений в стратегиях сдачи тестов или изменений тестов, которые приводят к недостоверным результатам исследований.
Когда группа людей сдает тест на IQ в разном возрасте, они обычно ранжируются в одном и том же порядке в каждом возрасте.Это указывает на то, что интеллект остается стабильным. Эти два разных результата могут быть связаны с изменениями в жидком интеллекте и кристаллизованном интеллекте . Поскольку подвижный интеллект с возрастом уменьшается, кристаллизованный интеллект увеличивается. Это позволяет общему интеллекту оставаться стабильным.
Результаты обучения
По окончании этого урока вы должны уметь:
- Понимать вводящие в заблуждение результаты возраста и IQ
- Обсудить текучий и кристаллизованный интеллект на протяжении всей жизни
Интеллектуальное развитие: возраст 17–45
Попытки измерить IQ осложняются тем, что существуют разные типы интеллекта. Кристаллизованный интеллект — это способность использовать изученную информацию, собранную на протяжении всей жизни, а гибкий интеллект — это способность мыслить абстрактно и справляться с новыми ситуациями. Молодые люди, как правило, получают более высокие баллы в тестах на подвижный интеллект, в то время как взрослые среднего возраста, как правило, получают более высокие баллы в тестах на кристаллизованный интеллект. Переменные, уникальные для молодых, средних и пожилых людей, усложняют любое сравнение IQ между группами. Учитывая все обстоятельства, результаты традиционных тестов IQ показывают, что интеллект обычно сохраняется, по крайней мере, на одном и том же уровне в молодом и среднем возрасте.
Образцы мышления
Мышление молодых людей, особенно молодых людей старше 20 лет, во многом напоминает мышление подростков. Многие молодые люди смотрят на жизнь с идеалистической точки зрения, в которой брак — это сказка, в которой влюбленные живут долго и счастливо, политические лидеры никогда не лгут и не искажают правду, а продавцы всегда думают об интересах потребителей. Люди в возрасте от 20 до 20 лет не всегда получали преимущества разнообразного жизненного опыта, поэтому они все еще могут смотреть на мир с наивно доверчивой и черно-белой точки зрения.Это не означает, что молодые люди не подвергают сомнению свой мир, не бросают вызов правилам и не разрешают конфликты. Это и многое другое — обычные задачи развития, которые приводят к реалистичному мышлению и осознанию неоднозначности жизни. Но пока молодые люди не достигнут такого уровня мышления, им могут потребоваться абсолютные ответы от абсолютных авторитетов.
Многие молодые люди, особенно те, кто учился в колледже, развивают способность рассуждать логически, решать теоретические задачи и мыслить абстрактно.Они достигли формальных операций стадии когнитивного развития Пиаже. На этом этапе люди могут также классифицировать и сравнивать объекты и идеи, систематически искать решения проблем и рассматривать будущие возможности.
По мере того, как молодые люди сталкиваются и работают в серых областях жизни, у некоторых может развиваться постформальное мышление, или практический уличный ум. Развитие мудрости , связанной с постформальным мышлением, — это процесс на всю жизнь, который начинается в подростковом возрасте и полностью реализуется в более зрелом возрасте.
Эмоциональный интеллект 101 для взрослых. Чтобы успокоить мозг, нужен спокойный мозг (с помощью Zoom)
Пожалуйста, присоединитесь к специалисту по социальному эмоциональному обучению Департамента образования штата Мэн Келли Дойл Бейли, MA CCC-SLP, MMT / SELI, поскольку она дает уникальный анализ на основе мозга важности роста эмоционального интеллекта взрослых и целенаправленного обучения 5 ключевым элементам SEL детям всех возрастов. Келли сломает предпосылку всех форм поведения, расскажет нам что-то о том, что испытывает ребенок, и как мы можем использовать инструменты / стратегии SEL и внимательности, чтобы помочь детям до 18 лет развить самосознание, саморегуляцию, социальную осведомленность, построить прочные связи. / отношения со взрослыми и сверстниками и, в конечном итоге, принятие ответственных решений.Участники получат базовые знания об эмоциональном интеллекте для взрослых и SEL для молодежи, а также уйдут с практическими стратегиями и методами, которые помогут регулировать совместное регулирование для достижения оптимального здоровья, благополучия, вовлеченности и участия в классе и за его пределами.
Био- Келли Бейли, специалист по социальному эмоциональному обучению / восстановительной практике, Департамент образования штата Мэн
Келли Дойл Бейли — специалист по SEL в Министерстве образования штата Мэн.Келли имеет 30-летний опыт работы в государственных школах штата Мэн в качестве речевого / языкового патолога, а в последнее время — преподавателя осознанности и SEL. Она является основателем Детского центра сотрудничества и Calm Cool Kids Educate. Келли обладает глубокими знаниями и пониманием последовательности нервного развития от рождения человека до взрослого и помогает педагогам, вспомогательному персоналу, семьям и партнерам по сообществу понимать реактивные и отзывчивые модели обучения детей с нарушенной регуляцией.
Она увлечена повышением осведомленности о важном развитии эмоционального интеллекта взрослых и помощи всем взрослым, работающим непосредственно с молодежью, в поиске способов включения социально-эмоционального обучения в реальный жизненный опыт. Келли придерживается основного убеждения, что SEL имеет решающее значение для обеспечения безопасности, связи и заботы о детях и, в конечном итоге, является стимулом к счастью и успеху на протяжении всей жизни. Только благодаря расширению и познанию работы нашего собственного эмоционального интеллекта и развитию истинной практики присутствия для себя мы можем тогда присутствовать для наших детей.
Келли призывает взрослых полностью понять, что дети могут работать оптимально только тогда, когда они чувствуют себя в безопасности, связаны и о них заботятся. Оказание помощи всем учащимся в развитии прочных основ социального эмоционального обучения позволяет каждому научиться реагировать, а не реагировать на требования обучения.