Аттестация рабочих мест — что это, условия проведения, оценка и срок
Здравствуйте! В этой статье мы рассмотрим процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда.
Сегодня вы узнаете:
- Что такое аттестация, каков порядок и этапы ее проведения;
- Каковы сроки проведения и срок действия;
- Что нового принято в 2019 году;
- Где могут пригодиться результаты исследования и какие фирмы занимаются этим.
Аттестация, что это
Это понятие из раздела трудового законодательства. Обозначает выявление соответствия окружающей среды и других факторов на месте работы человека, нормативам охраны труда, на предмет вредных и опасных показателей.
При обнаружении этих факторов, работодатель обязан разработать алгоритм действий по приближению условий труда в соответствии с этими нормами.
Фраза «аттестация рабочих мест» активно использовалась до 2013 г., уже в 2014 г. на смену пришло определение «специальная оценка».
Само понятие и правила ее проведения подкреплены ФЗ № 426 от 28 декабря 2013 г. Главным в этом действии является комплекс приемов по обнаружению и оценке вредности и опасности показателей производства и степени влияния их на здоровье человека.
Для чего нужна аттестация и нужна ли вообще? Эта процедура проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.
Такое разделение в жизни многих работников играет большую роль. Сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.
Аттестация позволяет дать полную оценку каждому рабочему месту с нескольких сторон, ее цели:
- Оценить степень и уровень того, как влияют факторы производственной среды на человека.
- Выявить тяжесть и напряженность отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника.
- Определить уровень травматизма и его безопасность.
- Определить обеспеченность каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни работах.
Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая ложится в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.
Кто подвергается спецоценке условий труда
Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.
К ним можно отнести:
Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников, а также физлица, которые имеют вольнонаемную силу, но не оформляют их должным образом.
Оплата специалистам, проводящим аттестацию, производится только со счетов предприятий и учреждений, подвергшимся такой проверке, что оговорено в Трудовом Кодексе, ст. 212.
Порядок аттестации рабочих мест
Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:
- Проводится только за счет средств работодателя. Такое под силу крупным предприятиям.
- Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.
- Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.
Все перечисленные работы регламентированы «Положением о правилах проведения аттестации», принятым Министерством труда и соц. развития РФ и вступившим в действие 01.07.1997. Поправки внесены лишь 01.09.2008.
Весь процесс спецоценки можно представить несколькими этапами:
- Подготовка к проведению оценивающих работ.
- Основной, который заключается в самой проверке.
- Заключительный, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований
- Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.
- Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Подготовка
Начальник учреждения, которое подвергается спецоценке рабочих, назначает своего сотрудника в качестве председателя комиссии. Он, в свою очередь, подбирает себе команду. В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).
В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:
- Инженер по ОТ;
- Сотрудник кадровой службы;
- Механик;
- Электрик или энергетик;
- Бухгалтер по начислению зарплаты;
- Мед. работник;
- Член профсоюзной организации;
- Технолог.
Количество человек может определяться индивидуально, такое правило не оговорено в нормативных актах по оценке условий.
Такой состав может наблюдаться в малочисленных учреждениях, а в крупных компаниях подобные комиссии должны присутствовать во всех отдельных подразделениях с центральной комиссией во главе.
Каждый список сотрудников по аттестации рабочих мест утверждается приказом по основной деятельности, с указанием Ф.И.О., должности председателя и членов комиссии, а также сроков проведения проверки.
Все представители проходят обучение. Для этого председатель должен пригласить специалиста региональной организации по ОТ, для проведения методических уроков. Семинар может продолжаться в течение двух дней.
Рекомендуемая программа подготовки рассчитана, как правило, на 20 часов, после чего учащимся выдается удостоверение о прохождении курса ОТ. После чего комиссия может приступать к аттестации.
Следующим действием со стороны комиссии является разработка графика мероприятий. На данном этапе происходит определение сроков и этапов проведения аттестации с указанием уполномоченных лиц.
Далее, определяется перечень рабочих мест, которые подвергаются оценке, с указанием вредных и опасных факторов для основных измерений. При составлении реестра работники опираются на штатное расписание и «Общий классификатор профессий», и выявляют виды работ, которые более всего подвержены негативному воздействию факторов.
В основном ссылаются на жалобы работников, например, отсутствие вентиляции воздуха в помещении, вибрацию, сильный шум.
Документальное оформление перечня представляется в виде таблицы и играет важную роль в общей процедуре аттестации, так как он задает объем всей аттестационной работы.
И последним шагом этого этапа является сбор и систематизация полной информации о каждом рабочем месте, его факторах окружающей среды, а также подготовка нормативной базы, регламентирующей спецоценку на показатели опасности травмирования человека и обеспечение его средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Основной этап
Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам ОТ по ряду направлений:
- Соответствие гигиеническим нормам;
- Опасность получения травмы на рабочем месте;
- Наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;
- Комплексная оценка всех условий.
Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности. Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами. Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.
Протокол включает в себя следующие данные:
- Дата осуществления измерений.
- Указание подразделения, подвергающегося оценке.
- Название приборов измерений.
- Наименование фактора, подвергающегося измерению.
- Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.
- Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.
- Автограф ответственного лица за измерение.
- Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.
Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.
При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.
При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ, комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.
Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных, и сопоставления их с нормативами, определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.
Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.
Аттестационная карта
Карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом участке, действующие льготы и компенсации занятых людей, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.
С помощью оценочного документа выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности, определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до человека условия будущей работы.
Заключительный
Предполагает подготовку выходных документов:
- Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.
- Протоколы соответствия различным требованиям ОТ.
- План работ по устранению выявленных нарушений.
Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем. Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу, с оглаской сроков выполнения. Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.
Какие работы должны аттестовываться
Обязательную оценку проводят на соответствие нормам безопасности при использовании ручных механизмов, автоматизированных устройств и оборудования, которые могут подвергаться вредным и опасным факторам.
Такие критерии не относятся к специальной оценке условий труда, она
Аттестация рабочих мест своими руками
Аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.) предполагает анализ условий труда на рабочих местах. Неблагоприятно организованные рабочие места являются причиной возникновения профессиональных заболеваний и травм у работников. Нередко, работа в подобных условиях для сотрудника может обернуться ценой собственной жизни. Ответственность за организацию труда на предприятиях полностью возлагается на работодателя, как и проведение соответствующих порядков, направленных на создание соответствующей производственной среды. Проведение АРМ является прямой обязанностью руководителя (статья 212 ТК РФ).
Основным нормативно-правовым документом, который выдвигает требования по проведению АРМ, является приказ о порядке проведения.
Процесс АРМ официально стал рассматриваться в России в 1980-х годах прошлого столетия. Типовое положение о проведении оценок, утвержденное в 1986 году Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС назначало компенсации работникам, занятым во вредных условиях труда. В 1992 году вышел первый порядок проведения аттестации. Цели и задачи, которые легли в его основу, остаются актуальными в настоящее время. Последующая попытка реформирования порядка была предпринята в 1997 году. С этого момента аттестация стала обязательным этапом сертификации работ по охране труда в организациях. Впервые стали использоваться лабораторные методы анализа и оценки производственной среды рабочего места. В 2007 году вышел Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569. Приказ по-новому рассмотрел вопросы аттестации, детализировал рекомендации и требования в связи с введением новых законодательных актов, нормативно-правовых документов, содержащих требования охраны и гигиены труда. Именно с его выходом активно стало использоваться понятие «аттестация рабочих мест своими руками» или, если быть более дипломатичными – самостоятельное проведение аттестации.
Самостоятельное проведение подразумевало организацию процесса, последующее его проведение, завершение с участием только лишь работодателя и представителей организации, в которой проводится аттестация. Помимо них для участия в АРМ могла привлекаться аттестующая организация (организация, которая имеет соответствующую аккредитацию на оказание услуг в области аттестации, подтверждающую право на проведение лабораторных измерений). Этот пункт порядка был введен впервые в процесс АРМ. Участие ее осуществлялось на паритетной основе в целях методического руководства, контроля над проведением работ. Из-за того, что ее присутствие носило больше рекомендательный характер, формально проведение АРМ оставалось прямой обязанностью работодателя и могло осуществляться самостоятельно по этапам, представленным в порядке. Для того, чтобы самостоятельно провести аттестацию, организация должна была иметь развитую службу охраны труда и специализированные лаборатории в ее составе. Данный способ не требовал больших финансовых затрат, но процедура часто сводилась только лишь к формальности. На практике реализация аттестации принимала довольно изощренные формы, то есть результаты нередко были не соответствующими действительности. Большинство работодателей не торопились с тем, чтобы улучшить ситуацию на рабочих местах. Для них важно было «как-нибудь провести» процедуру, чтобы не возникло претензий со стороны органов Роспотребнадзора, Ростехнадзора, трудовой инспекции, прокуратуры. Небережливое отношение к работникам, естественно, отражалось на их здоровье, а нередко и жизни. Подумать только, из-за несоответствия условий труда нормам охраны труда в стране было потеряно порядка миллиона жизней людей. И по большей мере, из-за недобросовестности работодателей, из-за неправильной организации процессов.
Сегодня действие этого порядка отменено и теперь процесс регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н. Остались прежними цели, задачи, использование результатов. Изменились лишь некоторые порядки в части обязательности процесса и ответственности руководителя. Теперь проводить аттестацию самостоятельно невозможно, потому как отчетливо прописано требование, что в ней обязательно должны быть задействованы аккредитованные аттестующие организации. В полномочия руководителя входит лишь организация процесса: определение сроков, состава аттестационной комиссии, специализированной организации для проведения лабораторных исследований, заключение гражданско-правовых договоров на оказание услуг, составление приказа о начале проведения работ и о завершении. Далее работодатель будет являться лишь сторонним наблюдателем, который не имеет права вмешиваться и препятствовать работе представителей аттестующих организаций при замерах производственных факторов.
При организации аттестации работодатели должны иметь хотя бы первоначальный багаж знаний по правилам проведения. Результатом бездейственности и недостаточной осведомленности может являться обман со стороны аттестующих организаций, результаты, не соответствующие действительности. К АРМ необходимо подойти уже заранее подготовленным, чтобы исключить подобные казусы, как, в принципе, должны быть подготовлены и специалисты (дополнительно с подготовкой персонала Вы можете ознакомиться в материале «Обучение при аттестации рабочих мест»). Представители со стороны работодателя в обязательном порядке должны входить в состав комиссии. Обычно включаются руководители структурных подразделений, которые являются ответственными за определенные виды производств, соответственно хорошо разбираются в организации производственных, технологических процессов. Поэтому многие работодатели стали практиковать самостоятельное обучение сотрудников вопросам охраны труда, отправляя их на специальные занятия по обучению членов аттестационной комиссии. Это правильное решение с их стороны. По словам Директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Валерия Коржа, причиной несчастных случаев на производстве является неудовлетворительная организация работ, которая свидетельствует о недостаточной подготовке управленческих кадров в сфере охраны труда.
Помимо организации самого процесса АРМ, руководитель должен продолжать следить за охраной труда своего предприятия и после ее проведения. Нередко в производственный процесс вводятся новые рабочие места, новый вид оборудования, изменяются технологические процессы. Работодатель должен сразу же отреагировать на подобные изменения и организовать для рабочего места аттестацию. Она должна быть проведена не позднее 60 рабочих суток с момента ввода в эксплуатацию.
Новый порядок создан для того, чтобы исключить формальное проведение аттестации для каждого рабочего места, потому как важен объективный и достоверный результат при проведении АРМ.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1cert.ru
Как провести аттестацию рабочих мест?
С 1 сентября 2011 года аттестация рабочих мест проводится по новым правилам, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития № 342н. Процедура аттестации направлена на выявление неблагоприятного воздействия вредных и опасных факторов на работников, обеспечение их безопасности на рабочих местах. Работодатели дружно «взялись за голову», так как условия переаттестации изменились не в их пользу. Были введены более жесткие требования, четкие этапы прохождения. Требуются более существенные финансовые затраты. Помимо того, что нужно будет платить за аттестацию каждого рабочего места, при выявлении несоответствий нужно будет предпринять меры по улучшению условий труда, что снова потребует вложений. Непроведение аттестации влечет за собой еще большие денежные потери в виде назначения штрафных санкций. Как провести аттестацию рабочих мест правильно и с чего начать ее проведение?
Каждое рабочее место необходимо аттестовать один раз в пять лет. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.» Срок отсчитывается с даты приказа о завершении предыдущей аттестации. За проведение, а также достоверность представленных данных при аттестации, ответственность несет работодатель (ст. 212 ТК РФ). Для начала нужно подготовить штатное расписание, так как в процессе выбора аттестующей организации его необходимо будет предоставить вместе с Заявкой на проведение аттестации. Аттестующая организация – юридическое лицо, аккредитованное в соответствующей области и не имеющее отношения к деятельности работодателя. Между аттестующей организацией и работодателем заключается гражданско-правовой договор на оказание услуг в области аккредитации. После выбора аттестующей организации работодатель формирует аттестационную комиссию в составе: представителей работодателя, профсоюза, службы охраны труда, аттестующей организации. Возглавляется комиссия представителем работодателя. Также на данном этапе определяется график проведения работ по аттестации. Официально аттестационная комиссия и график утверждаются работодателем в приказе о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии. Аттестационная комиссия на основе штатного расписания составляет перечень рабочих мест, которые должны быть аттестованы (выделение аналогичных, нестационарных мест), с указанием производственной среды, травмоопасности, обеспечение работника СИЗ. Далее представители испытательной лаборатории проводят инструментальные замеры производственных факторов, исходя из оценки соответствия гигиеническим нормативам, травмоопасности, СИЗ. Все измерения заносятся в протоколы измерений и оценок, которые ведутся по каждому из измеряемых факторов. Аттестационная комиссия на основании протоколов проводит комплексную оценку условий труда и заносит результаты в карту аттестации рабочих мест по условиям труда. При выявлении нарушений, несоответствий, предлагаются рекомендации и комплекс мер по улучшению условий труда.
Заключительным этапом аттестации является оформление отчета аттестационной комиссией. Работодатель в течение 10 дней должен ознакомиться с ее результатами, издать приказ о завершении аттестации, утвердить отчет об аттестации и отправить готовый пакет документов в государственную инспекцию труда в субъекте РФ. Кстати, с результатами аттестации также должны быть ознакомлены и работники организации под роспись.
Проведение аттестации – дело хлопотное, но важное. Поэтому каждому работодателю необходимо подойти к ее проведению с максимальной долей ответственности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1cert.ru
Кто проводит аттестацию рабочих мест?
Под вопросом, кто проводит аттестацию рабочих мест, многие люди подразумевают аттестующую организацию. Отчасти, это верно, так как они непосредственно задействованы в проведении аттестации, занимаются измерением вредных и опасных производственных факторов в организации. Но, чтобы быть более точным, аттестацию все же проводит аттестационная комиссия, в которую в должном порядке входит также представитель аттестующей организации.
Аттестационная комиссия утверждается работодателем в приказе о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии. Помимо представителя аттестующей организации, в нее входят: представитель работодателя, представитель профсоюзной организации, специалист по охране труда. Они проводят полную оценку условий труда на рабочих местах, готовят, при необходимости (в случае выявления нарушений), рекомендации по улучшению условий.
В качестве представителя работодателя могут выступать руководители структурных подразделений, ведущие специалисты предприятия, юристы, бухгалтер, специалист по кадрам и иные работники.
В обязанности специалиста по охране труда входит поиск и выбор аттестующей организации, подготовка необходимых документов (учредительные документы, список профессий с указанием численности работников, штатное расписание, журналы и инструкции по охране труда и т.д.), участие в разработке мер улучшения условий труда.
Представитель профсоюзной организации привлекается с целью учета интересов работников в части установления льгот и компенсаций при проверке рабочих мест. На предприятиях, где работает меньше 50 человек (микропредприятия или предприятия малого бизнеса) и у них нет своего профсоюза, работодатель может привлечь его со стороны и оформить гражданско-правовой договор на оказание услуг.
В качестве аттестующей организации должна выступать независимая организация, которая должна иметь аккредитацию, как организация, оказывающая услуги по аттестации. Организация проводит на рабочих местах лабораторные исследования с последующей оценкой соответствия условий гигиеническим нормам, травмоопасности и обеспечения средствами коллективной защиты. Эти работы имеет право проводить только аттестующая организация. По результатам каждого измерения составляется протокол, необходимый для заполнения карты аттестации рабочих мест.
В итоге работы комиссия готовит предложения по улучшению и усовершенствованию условий труда в соответствии с государственными нормативами в области охраны труда. Результаты аттестации оформляются в форме отчета, после чего пакет документов передается на ознакомление работодателю. В его функции входит направление пакета в соответствующую инстанцию – государственную инспекцию труда в субъекте РФ с целью последующей проверки всех соответствий и принятия решения об аттестации рабочих мест в заявленной организации.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1cert.ru
Аттестация рабочих мест в 2019: сроки проведения, стоимость, штрафы
Задать вопрос эксперту ClubTK Вход/регистрация рубрики- Актуально
- Анонсы
- Архивное хранение
- Больничные
- Бухгалтерия в кадрах
- Военнослужащие
- Воинский учет
- Гарантии и компенсации
- Госслужба
- Делопроизводство
- Договоры
- Документооборот
- Должностные инструкции
- Законодательство
- Инвалиды
- Иностранные работники
- Инструкции по охране труда
- Интервью
- Кадровики советуют
- Командировки
- Конфиденциальность
- Материальная ответственность
- Медосмотры
- Обучение и переподготовка
- Оплата труда
- Отпуска
- Отчетность
- Охрана труда
- Оценка персонала
- Персональные данные
- Подбор персонала
- Прием на работу
- Проверки
- Профессии
- Профстандарты
- Рабочее время
- Разбираем на примерах
- Расчеты с персоналом
clubtk.ru
Кто проводит аттестацию рабочих мест?
Актуально на: 28 апреля 2018 г.
О цели проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, или специальной оценки условий труда, ее периодичности и ответственности за непроведение спецоценки мы рассказывали в нашей консультации. А как проводится аттестация рабочих мест? О порядке аттестации рабочих мест по условиям труда расскажем в этом материале.
Этап 1: подготовительный
Правила и порядок аттестации рабочих мест (а точнее – спецоценки) установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Так, подготовительный этап в порядке проведения аттестации рабочих мест на предприятии включает в себя следующие шаги (ст.ст. 8, 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):
- работодатель образует комиссию по проведению спецоценки, которая должна состоять из нечетного числа членов, утверждает свои приказом состав и порядок деятельности такой комиссии, а также график проведения спецоценки;
- комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест;
- работодатель заключает договор на проведение специальной оценки условий труда со специализированной организацией.
Специализированные организации, проводящие аттестацию рабочих мест, должны соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. В частности, в уставе такой организации в качестве одного из видов деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда.
Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приведен в справочно-информационной системе по охране труда Минтруда в специальном разделе.
А проводится ли спецоценка на вакантных рабочих местах? В связи с тем, что при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются, специальная оценка условий труда на вакантных рабочих местах не производится (Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041).
Этап 2: непосредственное проведение спецоценки
Этап непосредственного проведения специальной оценки включает в себя следующие действия (ст.ст. 10, 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):
- специализированная организация идентифицирует на рабочих местах работодателя потенциально вредные или опасные производственные факторы и составляет протокол по результатам такой идентификации;
- комиссия работодателя утверждает протокол.
Если вредные или опасные производственные факторы на рабочих местах работодателя не установлены, условия труда на них признаются комиссией допустимыми. Соответственно, исследования и измерения производственных факторов не производятся.
В противном случае комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов. Результаты таких исследований и измерений также оформляются в виде протокола и являются основанием для отнесения условий труда на рабочих местах по степени вредности или опасности к классам (подклассам) условий труда.
Этап 3: оформление результатов спецоценки
По результатам спецоценки условий труда специализированная организация, проводившая оценку, составляет отчет о ее проведении (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Этот отчет должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем комиссии. Если какой-то член комиссии не согласен с результатами спецоценки, он может изложить в письменной форме свое мотивированное особое мнение и приложить к такому отчету (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
В течение 3 рабочих дней со дня утверждения отчета работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, проводившую спецоценку, и направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении спецоценки заказным письмом с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (ч. 5.1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
В срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета работодатель должен ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). А именно – с картами специальной оценки, содержащими сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах (Письмо Минтруда от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516).
В этот же срок работодатель должен разместить на своем официальном сайте в Интернете (при наличии такого сайта) сводные данные о результатах проведения спецоценки, т. е. указать установленные работодателю классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, а также перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Результаты проведенной специальной оценки условий труда работодатель должен отражать в таблице 5 формы 4-ФСС (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, Приказ ФСС от 26.09.2016 № 381).
Если на рабочих местах не были выявлены вредные или опасные производственные факторы или условия труда на них по результатам исследований и измерений признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ), работодатель должен оформить Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Декларация подается в государственную инспекцию труда. Форма Декларации и порядок ее подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.
Также читайте:
glavkniga.ru
Какие рабочие места подлежат обязательной аттестации рабочих мест?
Актуальность запроса вызвана изменениями, внесенными в порядок проведения аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.) – Приказ Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26.04.2011 г. А именно Приказ Минтруда № 590н от 12.12.12 г. дифференцировал рабочие места, подлежащие аттестации и те, на которых теперь замеры проводить не нужно.
До внесения поправок пункт 4 Приказа имел следующее немногословное содержание:
Цитата: ‘Аттестации подлежат все рабочие места работодателя’
Это означало, что вне зависимости от организационно-правовой формы, работодатели должны были проводить проверку рабочих мест со строго обозначенной периодичностью – один раз в пять лет. Исполнение трудового законодательства (по ст. 212 ТК РФ работодатель обязан проводить АРМ) со стороны представителей бизнеса было на низком уровне, так как АРМ оказывает ощутимую финансовую нагрузку. По многочисленным обращениям представителей малого и среднего бизнеса Минтрудом было решено сделать послабления, коснувшиеся и 4 пункта Приказа.
В новой редакции указанный пункт значительно расширился и в нем уже дается подробная характеристика рабочих мест, которые подлежат обязательной аттестации рабочих мест. В соответствии с изменениями, это такие рабочие места, на которых выполняются следующие трудовые функции:
- работы с оборудованием, устройствами, механизмами, транспортными средствами, установками;
- на местах по эксплуатации, обслуживанию, испытаниям, ремонту оборудования, механизмов, устройств, транспортных средств;
- при работе с источниками опасностей, которые оказывают вредное воздействие на сотрудника;
- использование механизированного, электрифицированного или ручного инструмента;
- на работах, связанных с перемещением, хранением, и применением материалов и сырья.
Вновь организованные рабочие места, которые подходят под эти характеристики, также должны проходить обязательную аттестацию. Эти рабочие места вводятся в организацию, как правило, при создании юридического лица или регистрации индивидуального предпринимателя, при вводе новых технологий и изменении технологических операций, организованные по завершении строительства или реконструкции производственных объектов. Работодатель должен определять и отражать их в структуре организации с помощью локально-нормативных актов (технологические инструкции, штатное расписание, должностные инструкции и др.). Аттестация на них должна проводиться в течение одного года с момента эксплуатации, так как за это время, к примеру, оборудование, используемое на новом рабочем месте, показывает свои характеристики, достигает определенных показателей.
Послабления для работодателей, о которых мы говорили ранее, касаются рабочих мест, для которых была отменена аттестация. К ним относятся все рабочие места, на которых сотрудники исключительно заняты на ПК, используют копировально-множительную и бытовую технику. Наиболее ярким примером тому могут служить офисные рабочие места, которые составляют значительную часть рабочих мест на рынке труда по сравнению с производственными. Но и для них учтены условия – только если работа за ПК не будут занимать 50 и более 50% рабочего времени.
Несмотря на то, что появились исключения в порядке проведения АРМ, первоначальная аттестация остается все же обязательной для всех рабочих мест. Информация о необходимости проведения последующей проверки, поступает, исходя из результатов. И даже если на производственном рабочем месте будет зафиксировано отсутствие вредных и опасных факторов, в последующем, его проверка проводиться не будет.
Читайте также: Какие рабочие места не подлежат аттестации рабочих мест?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1cert.ru