Понедельник , 18 Ноябрь 2024

Инвестируя в человеческий капитал можно его приумножить – ТЕСТ 1, Инвестируя 📝 в человеческий капитал, можно его

2.9. Инвестиции в человеческий капитал

Гибкость системы трудовых отношений проявляется и в либерализации правил увольнения работников. Во многих странах упрощена процедура индивидуальных и коллективных увольнений. Широко используется гибкий порядоквыхода на пенсию, предусматривающий возможность раннего выхода на пенсию для пожилых работников или возможность для них работать неполное рабочее время с сохранением прежней или несколько уменьшенной заработной платы.

Происходит усиление гибкости в организации и регулировании трудового посредничества при найме работников. В США, Великобритания, ФРГ и Япо-

нии частные агентства серьезно потеснили государственные биржи труда и почти полностью взяли на себя посредничество при трудоустройстве музыкантов, актеров, домашних работников, сельскохозяйственных рабочих, некоторых категорий государственных чиновников, большинства конторских служащих, определенных категорий высококвалифицированных работников (программистов, юристов, руководящего персонала предприятий).

Происходит усиление гибкости и в сфере организации заработной платы.

Ее стараются теснее связать как с общими результатами экономической деятельности (фирмы, отдельного подразделения), так и с индивидуальными результатами и особенностями труда каждого работника. Используются различные формы участия работников в прибыли организации; усиливается дифференциация в оплате труда; используется система специальных премий и внеочередных повышений по службе; широко применяется аналитическая оценка работ, трудового вклада; применяются групповые системы стимулирования труда и т.д.

Человеческий капитал можно определить как меру воплощенной в человеке способности приносить доход. Он включает как врожденные способности и таланты, так и приобретаемые в течение жизни черты, качества и свойства, так или иначе отражающиеся на его продуктивности и доходах. К компонентам человеческого капитала относятся потенциал трудовой мобильности человека, его репутация, запас мотиваций, уровень потребностей. На продуктивность работника и на его человеческий капитал влияют честность, порядочность, дисциплинированность, совестливость, инициативность, честолюбие и т.п.

Человеческий капитал отличается от физического капитала, во-первых,тем, что он неотделим от человека, его нельзя, купив, приобрести в собственность, можно лишь взять или предоставить в пользование (наем) на определенных условиях; иво-вторых,тем, что знания и навыки можно приобретать и без дополнительных инвестиций, а на практике, путем обучения на рабочем месте. В то же время человеческий капитал, как и физический, подвержен физическому и моральному износу: возможности человека (физические, умственные, психологические и т.п.) могут со временем снижаться, познания− скудеть, их носитель – деградировать, а сами знания – просто устаревать.

Любая деятельность, повышающая качество человеческий капитала и увеличивающая доход, который он может приносить своему владельцу, может рассматриваться как инвестиции в человеческий капитал.

studfiles.net

До сих пор не верите в то, что инвестирование в человеческий капитал может приумножить Вашу прибыль?

Основой любого бизнеса являются люди. И никто не сможет поспорить с тем, что в социально-экономическом развитии человеческий фактор играет огромную роль. Инвестиции, вкладываемые в человеческий капитал, всегда оправданы, так как они имеют достаточно высокий уровень окупаемости и рентабельности, считают эксперты.

Так, главный фактор повышения конкурентоспособности компании – это человеческий капитал, поэтому инвестиции в него неотъемлемый элемент для успешного развития предприятия. Компании, которые не понимают важность человеческого капитала, зачастую попадают в затруднительные ситуации, которые грозят принести необратимые для них потери.

Любые знания и опыт человека, так же как и обычный капитал, постепенно накапливаются, если для этого создаются необходимые условия. Поэтому для их формирования и развития нужны довольны большие затраты времени и труда, а также денежные ресурсы или иначе инвестиции, к которым можно отнести все затраты целесообразного характера и способствующие росту заработной платы отдельного человека.

Основная проблема современных предприятий – это неправильная оценка того, насколько эффективно инвестирование в человеческий капитал из-за некоторых моментов, отличающих его от иных типов инвестиций.

Инвестиции в человеческий капитал подразделяют на три основных вида:

— финансовые вложения на получение любого вида образования и для повышения квалификации;

— расходы на социальные нужды: профилактика заболеваний, медобслуживание, диетпитание, жилищные условия;

— мобильные расходы для привлечения работников из других местностей.

Вкладывая средства в образование и подготовку, производители занимаются повышением уровня знаний работника, и вследствие этого повышается его эффективность благодаря увеличению производительности труда, также работник, получив необходимые знания, способен заняться трудовой деятельностью, результаты которой приносят большую ценность.

Также при вложении средств в здоровье человека и другие его социальные нужды, качество жизни работника улучшается, и он становится более трудоспособен.

Часто руководители предприятий, прежде чем инвестировать финансовые ресурсы в человеческий капитал, задумываются об эффективности их вложений:

— насколько смогут окупиться вложенные средства;

— когда будет виден результат от вложения средств;

— какие объёмы нужны для вложения средства;

— какой вариант инвестиций следует предпочесть;

— как провести оценку целесообразности вложения средств.

Для ответа на эти вопросы следует воспользоваться специально разработанными методиками.

Большинство мировых лидеров современной экономики уже владеют информацией о пользе инвестиций в своих работников для собственного же роста и процветания и с успехом применяют такие стратегические направления развития, считая их своим приоритетным направлением.

Анализируя инвестирование в человеческий капитал можно сказать, что благополучие и развитие любой организации в значительной степени зависит от человеческих ресурсов.

Михаил Арсланов

marslanov.com

Человеческий Капитал, Что Это И Как Его Заработать И Приумножить?

Исследователи, изучающие интеллектуальный капитал, сходятся во мнении, что он представляет собой неосязаемые активы, способные принести, либо уже приносящие, прибыль или пользу его обладателю. В рамках конкретной организации это мысленные знания персонала, и знания, воплощенные в результатах мыслительной деятельности. Большинство современных специалистов придерживаются структуры интеллектуального капитала, предложенной Т. Стюартом, выделяющей три элемента: человеческий, структурный, клиентский. Анализ различных подходов к трактовке интеллектуального капитала позволил определить его как динамическую систему, состоящую из пяти взаимодействующих элементов: человеческого, структурного, клиентского, информационного и идеологического капиталов. Это определение вытекает из того, что сегодня ценнейшим активом любой организации является информация. Вследствие этого необходимо выделение информационного капитала самостоятельным элементом, что позволит повысить эффективность управления организацией, ее способность оперативно реагировать на изменения внешней среды. Информационный капитал представляет собой любую внешнюю и внутреннюю информацию, закрепленную на материальных носителях и имеющую ценность для организации. Информация должна быть структурирована тематически и по уровню доступа, а также иметь каналы, через которые возможно ее получение – интернет сайт, локальная сеть организации, периодические издания, литература внутреннего пользования. Невозможно так же представить, что управление отдельными элементами интеллектуального капитала возможно без связующего, координирующего их работу на одну общую цель, звена. Этим звеном должен стать идеологический капитал организации, включающий корпоративную культуру, корпоративный климат и методологию управленческих процессов. Основой этого элемента является философия высшего управленческого звена, на основе которой и формируется корпоративная культура, сначала среди среднего звена управления и далее среди остальных сотрудников организации. Идеологический капитал обуславливает саму возможность учета и управления остальными элементами интеллектуального капитала, формирует качественно новый управленческий аппарат внутри отдельной организации, позволяя ей получать конкурентные преимущества. Коммерциализация (коммерческое использование) интеллектуального капитала невозможна без его учета, и в идеальном варианте, постановке на баланс организации. Недаром в менеджменте существует негласное правило – что не учитывается, тем не управляют. Поэтому первым этапом коммерциализации является выбор методики учета для каждого из элементов интеллектуального капитала. Учет человеческого капитала представляется многим специалистам весьма непростым вопросом. С одной стороны законодательством любой страны, запрещено рассматривать работников в качестве собственности организации, т.е. постановке их качеств, навыков, знаний на баланс. С другой стороны, именно эти навыки, знания и личностные качества определяют успешность той или иной организации. Человеческий капитал, являясь основным активом организации, не поддается традиционным методам учета, в частности бухгалтерскому учету. При этом необходимо принять во внимание ставший сегодня очевидным тот факт что, не учитывать человеческий капитал, по меньшей мере, опасно. Этим обуславливается необходимость разработки и применения нетрадиционных методов учета капитала организации. И такие методы существуют и уже давно и успешно применяются зарубежными организациями. В частности, речь идет о Сбалансированной Системе Показателей – BSC (Balanced Score Card). На основе BSC возможно построение целостной модели учета интеллектуального капитала организации, основанной преимущественно на качественных показателях, характеризующих динамику развития каждого из элементов интеллектуального капитала. Данный подход наиболее оптимален применительно учета человеческого капитала организации, т.к. главным в этом направлении является возможность качественного управления объектом, а не его

otvet.expert

Инвестиции в человеческий капитал

Сущность человеческого капитала и его значение

Мировое экономическое господство развитых стран во многом обеспечивается инновационной экономикой. Здесь предполагается перманентное инновационное и технологическое совершенствование, высокотехнологичное производство и непосредственное производство технологий.

Названный тип экономики формирует и соответствующие ресурсные запросы, в которых материальное производство и финансы уходят на второй план, освобождая место человеческим ресурсам. При этом человеческий ресурс востребован как на уровне инноваций в качестве интеллектуальных усилий, так и непосредственно на уровне производства, где навыки и умения работника позволяют обеспечить реализацию инноваций.

Замечание 1

Сегодня эффективность деятельности и прибыль организации напрямую определяется удовлетворенностью персонала условиями и оплатой труда. Это обусловливает необходимость постоянного инвестирования в человеческий капитал, не только через оплату труда, но через обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности и здоровья, обучение и профессиональное развитие работника.

Теория и практика выработали разнообразные подходы к определению понятия человеческого капитала, которые можно объединить в следующие направления:

  • человеческий капитал как система профессиональных навыков и умений, а также способностей работника, в том числе наличествующих изначально, «от природы»;
  • человеческий капитал как система навыков и умений, приобретенных исключительно в процессе профессионального образования;
  • человеческий капитал как сумма инвестиций в работника, которые позволяют обеспечить формирование у него необходимых с профессиональной точки зрения умений и качеств;
  • человеческий капитал как система социально-психологических, поведенческих, мировоззренческих и иных характеристик работника.

Структура человеческого капитала

Традиционное понимание человеческого капитала как системы определенных свойств индивида, таких как его профессиональные и природные умения, знания и навыки, психологические и поведенческие характеристики (в том числе коммуникабельность, мотивация, целеустремленность, работоспособность, социальная активность), состояние здоровья, уровень материального обеспечение позволяет выделить следующие структурные элементы рассматриваемого явления:

  • знания, умения, способности и навыки, которые наличествуют у работника «от природы»;
  • знания, умения, способности, навыки и опыт, которые работник приобрел в процессе профессионального обучения и развития и практической деятельности;
  • знания, умения, способности и навыки, которые индивид способен развить посредством дополнительного обучения и саморазвития;
  • личностные характеристики – морально-нравственные и общекультурные установки работника;
  • здоровье, как физическое, так и психическое;
  • условия жизни и деятельности индивида и его семьи.

Субъекты и направления инвестиций в человеческий капитал

В самом общем виде инвестиции можно определить как размещение или вложение финансовых и иных средств для последующего извлечения прибыли. При этом инвестиции всегда характеризуются повышенным риском – возврат вложенных средств и прибыль возможны только в тех случаях, когда инвестиции оправдались. С этой позиции инвестиции в человеческий капитал представляют собой одно из наименее рискованных и перспективных направлений.

Сегодня профессиональные знания и умения с одной стороны выступают необходимым условием материального и социального благополучия работника, с другой – гарантом эффективности деятельности организации, прогрессивного развития экономики и общества. Иначе говоря, инвестиции в индивида, его профессиональное и культурное развитие, это инструмент повышения производительности трудовой деятельности и эффективности производства, уровня жизни индивида и населения в целом.

Таким образом, субъектами инвестирования в человеческий капитал могут выступать, как государство и организации, так и сам индивид. При этом сегодня в России наличествуют кризисные тенденции в системе профессионального образования:

  • профессиональное образование в недостаточной степени ориентировано на практику;
  • экономически востребованные отрасли теории и практики развиваются крайне медленно;
  • отсутствует комплекс мероприятий по повышению профессионального уровня работника исходя из реалий его ежедневной практической деятельности.

Предлагаемые учебными заведениями инструменты дополнительного образования, повышения квалификации зачастую носят глубоко теоретический характер, фактически не оказывая влияния на непосредственную трудовую деятельность.

Указанные тенденции наряду с низкой вовлеченностью работников в процесс самообразования тормозят развитие отечественной экономики.

Замечание 2

Образование не единственное перспективное направление инвестирования в человеческий капитал.

Морально-нравственные ориентиры и общекультурные установки работника определяют его репутацию, напрямую формируют психологическую атмосферу в коллективе и образ организации на рынке – в среде конкурентов и потребителей. Работодатель и работник должны стремиться к взаимовыгодному взаимодействию, позволяющему раскрыть лучшие качества работника, которые впоследствии будут работать и на положительный имидж организации.

Кроме того, инвестирование в человеческий капитал нельзя признать эффективными без инвестиций в здоровье работника. Обеспечение высокого уровня работоспособности требует контроля заболеваемости и способствование росту периода продуктивной жизнедеятельности индивида. Состояние здоровья, в свою очередь, во многом определяется уровнем качества предоставляемых работнику услуг здравоохранения, качеством условий его труда и отдыха. Потому современные организации должны вкладывать средства в дополнительное медицинское страхование, предоставление курортно-санаторных условий отдыха работникам и членам их семей, обеспечивать надлежащие условия труда и другое.

spravochnick.ru

Инвестируя В Человеческий Капитал Можно Его Приумножить

Как заработать капитал

Как заработать капитал так необходимый заботящемуся, радеющему о благосостоянии своей семьи. Maksim Petrov, осно…

Yıl önce

trfilms.net

Человеческий капитал

ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина»

Кафедра международных экономических отношений

Реферат

Тема: «Человеческий капитал» как экономическая категория.

Проблемы инвестиций в человеческий капитал.

Научный руководитель:

Кандидат экономических наук

Доцент Темирова Т.О.

Выполнил:

Студент 1 курса

дневного отделения

Малова Анастасия

Москва 2012

План:

  1. «Человеческий капитал» как экономическая категория.

    1. Теория человеческого капитала.

    2. Человеческий и физический капитал.

  2. Человеческие инвестиции в человеческий капитал и их эффективность.

    1. Инвестиции в образование и производственную подготовку.

  3. Вклад теории человеческого капитала в рассмотрении источников экономического роста.

    1. Создание универсальной модели личных доходов.

    2. Влияние идей человеческого капитала на экономическую политику.

  4. Вложения в человеческий капитал.

    1. Пути увеличения капитала.

    2. Проблемы инвестиций в человеческий капитал.

1.1

Человеческий капитал можно трактовать как сформированный (развитый) в результате инвестиций и накопленный субъектом запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, который целенаправленно используется в той или иной сфере общественного производства, способствуя повышению ее продуктивности и росту доходов его владельца.

Инвестиции в человеческий капитал и доходы от его использования чаще всего оцениваются в денежной форме. Однако не все инвестиции и доходы можно выразить в денежной форме: кроме прямых затрат на обучение, укрепление здоровья и другие действия по наращиванию человеческого капитала требуется, по меньшей мере, еще и нелегкая работа самого человека.

На личностном уровне человеческим капиталом называют знания и навыки, приобретенные в процессе получения образования и практического опыта, благодаря которым субъект представляет общественную ценность. С позиций микроэкономики человеческий капитал – это квалификация и профессиональные навыки субъекта, его достижения в профессиональной деятельности.

Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов как один из центральных разделов анализа предложения труда. Теория человеческого капитала объяснила вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастную динамику заработков, различия в оплате мужского и женского труда и др.

Развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления: в последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидов стал распространяться и на сферы образования, здравоохранения и т.д. Формирование у человека запаса способностей, знаний, навыков и мотиваций, подобно накоплению физического или финансового капитала, связано с отвлечением средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшим видам человеческих инвестиций относят: образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.

1.2

Однако соответствие человеческого и «обычного» капитала нельзя считать полным. Во-первых, человек (в отличие от станка или пакета акций) не может быть предметом купли-продажи. На рынке устанавливаются цены лишь за «аренду» человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его «активы» отсутствуют, что значительно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности как в рыночном, так и в нерыночном секторе, и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную форму. Тем самым потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее важными, чем производственные.

И все же в главном человеческий капитал подобен физическому: он представляет собой благо длительного пользования, требует расходов по содержанию и может устареть еще до наступления физического износа.

2.1

Основное понятие теории человеческого капитала определяется аналогично нормам прибыли на капитал, что позволяет оценивать эффективность человеческих инвестиций в образование и производственную подготовку. При этом исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки, сопоставляя ожидаемую предельную норму отдачи с доходностью альтернативных вложений. В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Стало быть, посредством норм отдачи регулируется распределение инвестиций между различными формами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой.

Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие – о переинвестировании; частные нормы отдачи измеряют эффективность вложений для инвесторов, социальные – для всего общества.

Нормы отдачи рассчитывают на основе двух подходов. Первый базируется на прямом измерении выгод и издержек. Например, доход от высшего образования

можно представить как разницу в пожизненных заработках тех, кто окончил вуз, и тех, кто не пошел дальше средней школы. В состав издержек помимо прямых расходов включаются потерянные заработки – доход, недополученный учащимся за годы учебы. (По существу, они измеряют ценность времени

учащихся, затраченного на формирование человеческого капитала.)

На потерянные заработки приходится до двух третей суммарных издержек обучения. Внутреннюю норму отдачи можно понимать как такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равными. Второй подход основан на оценке параметров так называемой производственной функции заработков, которая описывает зависимость заработков индивида от уровня его образования, трудового стажа,

продолжительности отработанного времени и др.

Дж. Минцер доказал, что в рамках подобной модели коэффициент перед образовательной переменной эквивалентен показателю внутренней нормы отдачи от затрат на образование ,что значительно упрощает оценку эффективности вложений в образование.

Объем инвестиций в подготовку на производстве в принципе сопоставим с объемом инвестиций в учебных учреждениях, сопоставимы и их нормы отдачи.

Некоторое время полагали, что высокие заработки образованных работников могут не столько свидетельствовать о полезности приобретенных ими знаний

и навыков, сколько быть следствием их природной одаренности или происхождения из более обеспеченных семей. Но эмпирический анализ показал, что факторы способностей и социального происхождения значимой роли не играют: их влияние на заработки косвенное, через объем и качество получаемого образования.

Производственная подготовка включает как обучение в организации, так и приобретение опыта в ходе трудовой деятельности. Г. Беккер выявил различие между специальными и общими инвестициями в человека (позднее разграничение между общими и специфическими ресурсами легло в основу рансакционной теории фирмы).Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, нередко представляющими интерес лишь для той организации, где они были получены. Знания и навыки, приобретенные в процессе общей подготовки, могут найти применение и в других организациях.

Общая подготовка косвенно оплачивается самими работниками: стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату, но им же достается и доход от общих инвестиций. Специальная подготовка чаще всего финансируется самими организациями, которым поступает и основной доход от нее.

3.1

Категория специального человеческого капитала позволила объяснить, почему среди работников с продолжительным стажем работы на одном и том же месте текучесть кадров ниже и почему заполнение вакансий в организациях происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет найма с внешнего рынка. Благодаря теории человеческого капитала вложения в субъект стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные капиталовложения.

Т. Шульц, Дж. Кендрик и другие ученые произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост. Ими установлено, что на протяжении XX в. накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала. По расчетам Э. Денисона, прирост душевого дохода в США в течение послевоенного периода был на 15–30 % обусловлен повышением образовательного уровня работников. Опыт Гонконга, Сингапура, Южной Кореи подтверждает, что инвестиции в образование и здравоохранение – наиболее эффективная стратегия экономического развития.

Анализируя проблемы экономического неравенства, Г. Беккер создал универсальную модель распределения личных доходов: разное расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, а кривых предложения – неравенство в доступности для их семей финансовых ресурсов.

Структура распределения человеческого капитала, а значит, и заработков зависит от разброса индивидуальных кривых. Особенно глубокое неравенство

отмечается в случае корреляции кривых спроса и предложения, когда выходцы из богатых семей оказываются наделены и большими способностями.

Предложенная Г. Беккером модель объясняет неравенство доходов не только от труда (человеческого капитала), но и от собственности. Отдача от вложений в человека в среднем выше, чем от вложений в физический капитал. Но с ростом объема инвестиций в человеческий капитал она убывает, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т.п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Следовательно, рациональной стратегией семьи

будет следующая: инвестировать сначала в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно больше; затем, когда по мере убывания она уравнивается с нормой доходности прочих активов, переключиться на инвестирование в другие активы, чтобы впоследствии передать их детям. Значит, семьи, оставляющие наследство детям, производят инвестиции в их человеческий капитал в оптимальном размере, тогда как семьи, не оставляющие наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование.

Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали значительное влияние на экономическую политику государств. Благодаря им изменилось отношение общества к вложениям в человека: в них стали видеть инвестиции, обеспечивающие производственный (причем, долговременный по характеру) эффект. Все это способствовало ускоренному развитию системы образования и подготовки кадров во многих странах мира. В частности, программы подготовки стали рассматривать как эффективное орудие борьбы с бедностью – более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов. Было выявлено, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а не пожизненных доходов, преувеличены: молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам, чтобы впоследствии получить доступ к высокооплачиваемым рабочим местам.

4.1

Вложения в «человеческий капитал»

Основным путем увеличения (накопления, производства, воспроизводства) «человеческого капитала» является инвестирование в него. Существует дискуссия о том, каковы инвестиции в «человеческий капитал», насколько допустимо их сравнение с обычными инвестициями. Одна часть исследователей понимает под ними затраты средств, направленных на повышение его «результативности», другая — любые действия или меры, направленные на улучшение характеристик «человеческого капитала. Однако инвестиции являются необходимым, но далеко не единственным условием для формирования «человеческого капитала». Группа исследователей придерживается мнения, что «человеческий капитал» может формироваться параллельно и сам по себе без каких-либо инвестиций (так называемое самовозрастание).

На особом месте стоит проблема приоритетности инвестиций в «человеческий капитал», которая заключается в том, что исследователями провозглашается приоритетность инвестиций в «человеческий капитал» по отношению к инвестициям в физический капитал либо в какой-либо из элементов или блоков «человеческого капитала» (как правило, здоровье или образование). Исследователями рассматривается только положительная динамика «человеческого капитала», хотя неблагоприятные факторы могут оказать на него не менее существенное влияние.

Каким же образом осуществляется воздействие инвестиций на изменение элементов «человеческого капитала»? Представляется, что это изменение происходит при потреблении ранее созданной стоимости и рабочей силы, которой подкреплены инвестиции. Любое вложение в «человеческий капитал» связано с участием труда. Но, что более важно, обязательным условием достижения цели инвестирования является труд носителя «человеческого капитала». Таким образом, процесс преобразования элементов «человеческого капитала» является процессом потребления ранее созданной стоимости и рабочей силы, следовательно, имеет четкие аналогии с процессом производства и может с некоторыми допущениями считаться таковым. Существенное отличие в том, что для такого «производства» может оказаться достаточно рабочей силы, в то время как для обычного производственного процесса необходимы также другие факторы.

Для приобретения любых навыков, пусть и без прямых затрат, необходимы в первую очередь усилия самого владельца «человеческого капитала», которые в данном случае играют роль инвестиционных ресурсов.

Усилия владельца «человеческого капитала» являются необходимым условием для его изменения и при инвестировании реальных средств. В качестве субъекта инвестиций выступает сам человек, фирма (корпорация) и государство в целом. Каждый из субъектов, осуществляя инвестиции в индивидуальный «человеческий капитал», преследует свои цели и по-своему видит грядущее изменение «человеческого капитала».

Согласно распространенному мнению, инвестиции в «человеческий капитал» имеют следующие особенности по сравнению с инвестициями в физический капитал: высокая степень риска при осуществлении, большая продолжительность инвестиционного периода, более высокая эффективность.

Источниками инвестиций в «человеческий капитал» служат личные сбережения (на индивидуальном уровне) и прибыль (на корпоративном уровне). Основной предпосылкой возникновения у индивида источников инвестиций является склонность человека к сбережениям. Заработная плата, получаемая работником, является ценой его рабочей силы и представляет собой жизненные средства, необходимые работнику для обеспечения потребностей, своих и своей семьи. «Человеческий капитал» является по своей сути запасом, поэтому качества, сформированные ранее, способны сохраняться при условии поддержания «человеческого капитала» в таком состоянии, при котором эти качества могут использоваться. Поддержание требует затрат. Человек должен быть сыт, иметь кров. Если поддержание «человеческого капитала» осуществляется недостаточно, то ряд его элементов постепенно утрачивается, и их воссоздание вновь потребует инвестиций. Заработная плата представляет собой те средства, которые предназначаются для поддержания «человеческого капитала».

Перед человеком с большим «человеческим капиталом» открывается большее число потребностей, меняется и их характер, причем изменение это протекает в соответствии с известной пирамидой Маслоу. Большие потребности создают предпосылки для более высокой оплаты труда.

Использование доходов от применения рабочей силы и их распределение также контролируется с помощью «человеческого капитала», поэтому становится возможным сбережение части доходов и использование их для инвестирования в собственный «человеческий капитал».

Инвестирование в «человеческий капитал» отличается высокой степенью риска. Связано это с несколькими причинами, некоторые из которых уже упоминались ранее. Это неликвидность «человеческого капитала», последствия ухода работника к другому работодателю (потери инвестированных средств). Представляется, что главный риск кроется, тем не менее, в ином. Капиталист (предприниматель) задействует в производстве не весь «человеческий капитал», а лишь ту часть, которую работник выделил для комплектования своей рабочей силы. Но капиталист вынужден инвестировать в весь «человеческий капитал» своих работников, а не в ту лишь часть, которая комплектует рабочую силу. Капиталист не знает наверняка и не может полностью регулировать ни то, как будут усвоены его инвестиции, ни то, отразятся ли результаты этого усвоения на комплектовании рабочей силы. Именно поэтому такое инвестирование рискованно. Впрочем, эффективность инвестиций в «человеческий капитал» на порядок выше инвестиций в физический капитал. Закономерно, что выше и степень риска.

Выводы: Человеческий капитал можно трактовать как сформированный (развитый) в результате инвестиций и накопленный субъектом запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, который целенаправленно используется в той или иной сфере общественного производства, способствуя повышению ее продуктивности и росту доходов его владельца. Инвестиции в человеческий капитал и доходы от его использования чаще всего оцениваются в денежной форме, но кроме того и в прямых затратах на обучение, укрепление здоровья и других действия по наращиванию человеческого капитала. Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов как один из центральных разделов анализа предложения труда. Развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления: в последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидов стал распространяться и на сферы образования, здравоохранения и т.д. Основное понятие теории человеческого капитала определяется аналогично нормам прибыли на капитал, что позволяет оценивать эффективность человеческих инвестиций в образование и производственную подготовку. В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение об обучении, либо о ее прекращении. Т.е. регулируется распределение инвестиций между различными формами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Инвестиции в образование и здравоохранение – наиболее эффективная стратегия экономического развития. Вложения в человеческий капитал происходят несколькими путями: его инвестирование, усилия владельца и личные сбережения. Но существует риск инвестирования. Это неликвидность «человеческого капитала», последствия ухода работника к другому работодателю (потери инвестированных средств). Хотя он не так высок.

Литература:

1. Волчкова Л.Т. Государственное управление: слов.-справ. (по материалам International Encyclopedia

of Public Politic and Administration). СПб.: Петрополис, 2001. 632 с.

2. Сайт «Практика эконометрики. Нормы отдачи от

образования».( URL: http://www.index.php?option=com)

content&view=article&id=216:2008-10-08-16-23-49&catid= 40:2008-10-08-15-25-51&Itemid=58 (дата

обращения: 07.10.2009).

3. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его фор-

мирование. М.: Прогресс, 1978. 275 с.

4. Беккер Г. Человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11.

studfiles.net

Инвестиции в человеческий капитал: понятие и формы

На сегодняшний день вопросы по использованию человеческого капитала становятся определяющими как для успешного развития отдельных предприятий и компаний, так и для экономики страны в общем. Человек – это решающий фактор, влияющий на производительность труда и, значит, темпы и динамику экономического роста. В связи с этим инвестиции в человеческий капитал представляют собой долгосрочный национальный приоритет России.

Сущность явления

Важность данной проблематики лишний раз подчеркивает тот факт, что разработана целая теория человеческого капитала. Ее положения активно внедряются в наиболее развитых странах мира, о чем свидетельствует иностранный опыт.

Инвестирование в человеческий капитал во многом определяет постоянное поступательное движение экономики государства вперед. Ведь именно он формирует значительную часть общественного благосостояния. В более широком смысле подобные вложения представляют собой инвестиции в нематериальные активы.

Развитие человеческого капитала обеспечивается систематическими вложениями денежных средств в область образования, повышения квалификации, обучения, здравоохранения и питания. В связи с этим для каждого государства инвестиции в человека должны являться приоритетом.

Для того чтобы данные капиталовложения были оправданными, зачастую помимо самих денег, необходимы усилия самого индивида. Результатом такой инвестиционной деятельности являются разнообразные навыки и умения, которые появляются у конкретного человека.

Особенность человеческого капитала состоит в том, что он со временем изнашивается, утрачивает собственную экономическую стоимость и амортизируется. Во всем этом он схож с любым физическим капиталом.

Эффективность данных капиталовложений при правильном системном подходе достаточно высокая. Кроме того, она носит долговременный характер.

Существующие разновидности

Инвестиции в человеческий капитал бывают трех видов:

  • денежные средства, расходуемые на повышение квалификации и обучение сотрудника;
  • денежные средства, расходуемые по всем аспектам здравоохранения, в том числе траты, направляемые на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение условий жизни;
  • денежные средства, расходуемые на проблемы трудовой миграции, когда работник переезжает в другой регион страны, где его навыки и умения являются более востребованными.

В данной сфере государственные инвестиции успешно сочетаются с частными. Ведь в развитии сотрудников в равной степени заинтересованы как государство, так и отдельно взятые работодатели.

Существует большое количество вариантов, позволяющих реализовать такие инвестиционные проекты. Во многом они определяются конкретными целями и задачами инвестора. Например, речь может идти о курсах повышения квалификации или отправлении работников на получение высшего образования.

Высшее образование, как возможность инвестирования в человеческий капитал, заслуживает повышенного внимания. В настоящее время очень развита следующая форма подобных инвестиций: компании заключают договор с людьми и оплачивают их обучение в институтах, университетах и академиях. В соответствии со взятыми на себя обязательствами такие выпускники ВУЗов должны отработать на предприятии-инвесторе в течение 5–10 лет.

Не меньшее значение имеют инвестиции в проекты, связанные с оздоровлением работников. Естественно, что именно здоровый человек в полной мере способен трудиться с максимальной отдачей и приносить прибыль работодателю. В данном случае компания инвестор, вложившая деньги в комплекс профилактических мероприятий профессиональных заболеваний, впоследствии будет существенно экономить на больничных своих сотрудников.

Основные особенности

Инвестиции в человеческий капитал существенно отличаются от остальных способа вложения денежных средств. Они имеют следующие особенности:

  • размер отдачи инвестированного капитала напрямую связан с продолжительностью человеческой жизни. Следовательно, инвестор заинтересован в том, чтобы осуществить подобные инвестиции как можно раньше, чтобы в большей степени воспользоваться их плодами;
  • человеческий капитал при правильном подходе накапливается и умножается;
  • производительность труда и уровень его доходности будет повышаться с накоплением человеческого капитала;
  • конкретные вложения всегда должны определяться с учетом исторических, национальных и культурных особенностей и традиций конкретного государства или его региона;
  • инвестиции в сферу развития человеческого капитала – самые выгодные вложения как для конкретного индивидуума, так и для всего государства.

Выводы

Финансовые вложения в человеческий капитал обязательно предполагают получение выгоды конкретным инвестором. В то же самое время в выигрыше остается как сам человек, так и все общество.

Работник сможет повысить уровень своего дохода, будет получать удовлетворение от трудовой деятельности, повысится его социальный статус, улучшатся условия жизни.

Работодатель получает более высокую производительность труда, сокращаются непредвиденные потери рабочего времени, что повышает конкурентоспособность и уровень прибыльности его компании.

Государство получает довольных сограждан, рост основных макроэкономических показателей, развитие экономики в целом.

investoriq.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *