Трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2019 году — образец трудового договора с инвалидом. Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов
Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями. Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.
Трудоустройство инвалидов – общие положения
Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2019 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду, в свою очередь, дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так, если суд признает отказ в приме на работу необоснованным, то работодатель будет обязан предоставить инвалиду рабочее место, согласно имеющееся квоте. Последнее определяет положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации.
Особенности трудоустройства инвалидов в России
Современное российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений, а также особенных преимуществ при трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями. В целом, трудоустройство для инвалидов 1, 2 и 3 группы в России осуществляется на общих основаниях, предусмотренных трудовым законом. Общие положения закреплены в 64 его статье. Ряд требований, в силу которых работодатель не может ограничить права инвалидов при трудоустройстве, предусмотрены законом о социальной защите. Также к числу дополнительных нормативно-правовых актов можно отнести и закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Предусмотренные данными законами требования заключаются в следующем:
- Исполнительные органы должны устанавливать минимальное число рабочих мест, которые должны предоставить компании, действующие на территории региона в пределах установленных квот;
- Органами гос.власти определяется процентное соотношение числа сотрудников с ограниченными возможностями относительно списочного числа работников, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет, как правило, от 2 до 4%.
Освобождаются от необходимости установления квоты работников-инвалидов общественные организации инвалидов, а также компании, в уставном капитале которых присутствуют доли граждан с ограниченными возможностями. Одновременно с этим, предусмотрены и льготы предприятиям, где работают инвалиды.
Как инвалиду трудоустроиться?
Основные функции по трудоустройству и профессиональной переподготовки людей с ограниченными возможностями государством возложено на Центры занятости населения. В целом, трудоустройство инвалидов через центр занятости осуществляется на общих основаниях, равно как и переобучение.
При посещении территориального органа Центра занятости населения, гражданин с ограниченными возможностями, должен предоставить стандартный набор документов:
- Основной документ гражданина – паспорт;
- Документы об имеющемся образовании и прохождении курсовых и профессиональных подготовок и получении дополнительного образования;
- Сведения о трудовом стаже или трудовую книжку;
- Страховое и налоговое свидетельства;
- Медицинские документы или иной документ, подтверждающий инвалидность.
В ходе приема решается вопрос о том, как встать на биржу труда инвалиду 2 или 3 группы. Примечательно, что инвалиды 3 группы получают данное право на общих основаниях.
Трудовой договор с инвалидом и его особенности
Трудовые отношения с гражданами с ограниченными возможностями, несмотря на то, что строятся они на общих основаниях, принятых для всех других граждан, имеют ряд особенностей. В частности, особенности трудового договора с инвалидом 3 группы заключаются в следующих моментах:
- Исключать возможность привлечения инвалида к работе в особо опасных и вредных условиях;
- Не содержать пунктов о разъездном характере работы;
- Сокращение рабочего времени, а также предусматривать оплата труда инвалидов при сокращенном рабочем времени и порядок ее расчета;
- Невозможность вызова на работу в праздники и выходные;
- Указание на то, сколько дней в году больничного оплачивается инвалиду;
- Момент стандартного отпуска не в 28, а в 30 календарных дней, а также предоставление дополнительных отпусков.
Для удобства работодателей разработан типовой образец трудового договора с инвалидом 2 группы.
В обязательном порядке договор должен содержать пункты, в которых отражается характер труда, набор функциональных обязанностей, отвечающих тем, что допускает медико-социальная экспертиза, дополнительно должна быть отражена оплата труда инвалидам 2 группы, а также порядок ее расчета и периоды выплаты. Дополнительно учитывается оплата больничного листа инвалидам 1,2 и 3 группы, особенности расчета и порядок выплаты.
Характер льгот для работодателя при трудоустройстве инвалидов
Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы. Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу.
Инвалиды по зрению и особенности их труда
Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.
В целом, на современном этапе развития трудового рынка граждане с ограниченными возможностями вполне могут найти себе не просто подходящее, а достаточно хорошо оплачиваемое место работы. Следует отметить, что многие предприятия предоставляют варианты надомной и удаленной работы, связанной с сетью интернет и обработкой информации.
26.06.2019
prava-invalidov.com
Льготы работодателям при трудоустройстве инвалидов
Любой работодатель, у которого трудится более ста человек, обязан иметь для инвалидов оборудованные рабочие места. В теории, отказать инвалиду в трудоустройстве предприниматель права не имеет. Более того, законом предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалидов. Но практика показывает, что труд людей с ограниченными возможностями в штате предприятия не особо востребован в среде отечественных работодателей. Итак, на что же можно рассчитывать работодателю, если он готов принять на работу инвалидов.
Какие предусмотрены квоты
Ст. 64 ТК РФ утверждает, что ни ограничивать права, ни определять какие-либо преимущества, подписывая трудовой договор и ориентируясь на любые обстоятельства, связанные с деловыми характеристиками инвалида, организации не могут. Более того, по Закону № 181 «О соцзащите инвалидов», определены квоты – это число рабочих мест, которые должны быть предусмотрены для трудоустройства людей этой категории на предприятиях.
Квотирование не распространяется на те из них, где численность работающих менее 35 человек, и на компании, связанные с общественным объединением инвалидов.
Какими должны быть условия труда
Если на предприятие распространяется действие квоты, работодатель обязан позаботиться о пригодности рабочих мест для труда инвалидов. Должны быть учтены индивидуальные особенности, а рабочее место – оборудовано всеми требуемыми техническими приспособлениями, чтобы обеспечить трудящемуся лицу с ограниченными физическими возможностями приемлемые условия труда.
В этом работодателю могут оказать помощь центры занятости населения в рамках действующих программ соцподдержки трудоустройства инвалидов. Случается, что и местные органы своими законными актами предусматривают выделение субсидий для работодателей на такой случай.
Работодателю могут оказать помощь центры занятости населения в рамках действующих программ соцподдержки трудоустройства инвалидов.
Какие выгоды получит работодатель
Для стимулирования работодателей к трудоустройству инвалидов государство предусмотрело некоторые преимущества. Этим преимуществом могут воспользоваться:
- Общественные организации, где люди с ограниченными возможностями составляют половину численности штата, а их фонд оплаты труда – от 25% всего фонда.
- Предприятия, в уставной капитал которых вложены сборы общественных организаций инвалидов.
Распространяются налоговые льготы (ст. 149 НК РФ) лишь на имущественный и земельный налоги, но касается это только объектов, участвующих в деятельности этих организаций непосредственно. Если половина работников предприятия – инвалиды и ФОТ их не меньше 25%, сумма доходов может быть уменьшена на сумму, затраченную работодателем на социальную защиту этих лиц.
Законодательство о соцстраховании также предусматривает некоторые льготы. И здесь не существует ограничений ни по виду деятельности предприятия, ни по составу работников. Работодатель, выплачивающий зарплату инвалидам, имеет более низкие тарифы на взносы ФСС.
На деле льготы при трудоустройстве инвалидов, предоставляемые государством, не столь значительны, чтобы они могли служить для работодателя серьезным стимулом к трудоустройству этой категории граждан. И затраты, что должен понести работодатель на создание специализированных рабочих мест, в большинстве случаев не компенсируются. В этом существенная проблема, и именно это является причиной низкой заинтересованности работодателей в таком проекте. Сегодня проще инвалида на работу не принимать. И эта ситуация не изменится, пока действующие льготы не будут дополнены, хотя бы в части возмещения затрат при приеме лиц этой категории на работу.
zhazhda.biz
Право инвалидов на труд. То, что необходимо знать инвалидам
Трудоустройство
Право инвалидов на труд
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Это положение содержится в ст. 2 Конституции РФ.
Конституция РФ предусматривает, что:
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).
В соответствии с Конституцией каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.
Глава II Конституции РФ закрепляет трудовые права граждан. Среди этих норм особо следует остановиться на ст. 37, которая гласит:
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Важное место занимает также право работника на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Вышеуказанные права и свободы являются правами и свободами каждого человека, распространяются на всех, вне зависимости от степени трудоспособности, состояния здоровья. Поэтому каждый инвалид обладает правом на труд.
Важное значение в деле устройства инвалида на работу имеет индивидуальная программа реабилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации инвалида — это разработанный на основе решения учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. Нужно помнить, что содержащиеся в ней рекомендации будут учитываться при трудоустройстве.
Но если у инвалида есть желание, силы он может попробовать себя в иной сфере деятельности, нежели указано в ИПР.
Основные положения, закрепленные Конституцией, находят свое реальное воплощение в законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Меры, направленные на трудоустройство инвалидов
В ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ установлено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
— осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
— установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
— резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
— стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
— создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
— создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
— организации обучения инвалидов новым профессиям.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.
Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей — причинителей вреда.
Дальнейшие положения относительно квотирования рабочих мест содержатся в законе Тюменской области от 31 марта 2000 г. N 168 «О квотировании рабочих мест в Тюменской области»
Квота — минимальное количество рабочих мест (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций) для приема на работу определенных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации (далее — организация), включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории. В данном случае квоты для приема на работу, устанавливаются организациям независимо от организационно-правовой формы, численность работников в которых составляет более 30 человек.
Трудоустройство граждан в счет установленных квот производится работодателями самостоятельно либо по направлениям территориальных органов службы занятости.
Работодатели, не выполнившие условия квотирования рабочих мест для инвалидов, обязаны перечислить на субсчет Государственного фонда занятости населения Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты и представлять ежемесячные сведения о перечислении обязательной платы в территориальные органы службы занятости.
Работодатели обязаны ежемесячно представлять в территориальные органы службы занятости сведения о выполнении квот по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Следует отметить, что работодатель получает поощрение от государства в виде налоговых льгот. Согласно статье 8 закона Тюменской области от 31 марта 2000 г. N 168 «О квотировании рабочих мест в Тюменской области» налоговые льготы в части средств, зачисляемых в областной бюджет, предоставляются для работодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств дополнительные рабочие места для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, другими федеральными нормативными актами и Законом Тюменской области «О льготном налогообложении в Тюменской области». Для работодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств рабочие места для указанных лиц, органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Говоря о трудоустройстве невозможно не отметить деятельность службы занятости. В соответствии с федеральным законом «О занятости населения в РФ» федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на:
— оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
— разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия — занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
— содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
— организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
— осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.
Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.
Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
В отношении квотирования органы службы занятости осуществляют следующую деятельность:
— формируют банк данных о вакансиях для трудоустройства в счет установленных квот;
— направляют в организации лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, для трудоустройства в счет установленных квот;
— контролируют выполнение установленных квот;
— осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением обязательной платы в счет выполнения установленных квот.
Органы службы занятости информируют органы местного самоуправления, работодателей, население о расходовании средств, поступивших в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в виде платы за невыполнение или невозможность выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.
Профессиональную подготовку и переподготовку инвалидов осуществляется в соответствии с переченем приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150, разумеется с учетом пожеланий инвалида и рекомендаций ИПР. Кроме того, служба занятости выдает субсидии инвалидам, если это не противоречит ИПР, па общих основаниях, предусмотренных в приказе Министерства труда и социального развития № 21 от 16 февраля 2001 года.
Признание инвалида безработным
Статья 25 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ, устанавливает, что безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости России в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней. Для регистрации в службу занятости необходимо предъявить следующие документы:
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
— трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
— документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.
Вышеуказанный перечень документов приведен в соответствии с «Порядком регистрации безработных граждан» (утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458).
Согласно указанию ФСЗ РФ от 2 февраля 1996 г. N П-5-20-271 до разработки Государственной службой медико-социальной экспертизы индивидуальной программы реабилитации инвалида решение о признании безработными граждан, утративших частично способность к регулярному профессиональному труду, может приниматься без предъявления ими индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Условия труда инвалида
В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ, инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.
Статья 34 КЗоТ РФ предусматривает преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников. Согласно данной норме при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным — при наличии двух или более иждивенцев; лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, имеющим длительный стаж непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации; работникам, получившим на данном предприятии, учреждении, организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; работникам, повышающим свою квалификацию без отрыва от производства в высших и средних специальных учебных заведениях; инвалидам ВОВ войны и членам семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР; изобретателям; женам (мужьям) военнослужащих, гражданам, уволенным с военной службы, — по работе, на которую они поступили впервые после увольнения с военной службы; лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями чернобыльской катастрофы; инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой; участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1986 — 1990 годах, а также лицам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения, другим приравненным к ним лицам.
Заключение
Мы надеемся, что созданное нами пособие поможет Вам изменить Вашу жизнь, найти работу, которая бы приносила Вам удовольствие и доход, помогла найти новых знакомых.
Настоящее издание разработано на основе норм действующего законодательства, с изменениями внесенными на первое полугодие 2001 года.
aupam.ru
Какие налоговые льготы положены организациям, использующим труд инвалидов
В нашей стране, как оказалось, действует довольно непростая, особенно для человека без профильного образования и опыта, система льгот для предприятий, на которых трудятся инвалиды
Недавно мне позвонил старый друг и спросил примерно следующее: «Я слышал, что предприятиям, на которых работают инвалиды, предоставляются некие налоговые преференции. Так вот я готов продать какому-нибудь предприятию свой инвалидный статус за небольшие, регулярно выплачиваемые деньги. Ты не знаешь, как это делается?»
Фото: http://mgazeta.com
Я не знал, а потому полез на сайт miloserdie.ru, которым обычно пользуюсь как справочником-путеводителем по российской социальной сфере. И ничего не нашел про льготы для предприятий, на которых работают инвалиды. А потому возник вполне естественный запрос заполнить пустующую нишу. А чтобы получить более объемную картину, с помощью друга-полиглота я собрал информацию, как обстоит с этим дело в других странах.
В нашей стране, как оказалось, действует довольно непростая, особенно для человека без профильного образования и опыта, система льгот для предприятий, на которых трудятся инвалиды. Наличие льгот зависит от формы собственности предприятия, а также от количества занятых в работе инвалидов.
Начнем с того, что общественные организации инвалидов (правда, необходимо, чтобы собственно инвалиды составляли не менее 80% членов организации – видимо, в целях защиты от возникновения поддельных инвалидских объединений) освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и земельного налога. Аналогичные послабления налогового бремени распространяются на предприятия, уставной капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов – правда, и в этом случае необходимо, чтобы как минимум половина работников были инвалидами, и чтобы на них уходило не менее четверти зарплатного фонда, причем учитываются только штатные сотрудники, а не работающие по гражданско-правовым договорам.
Также некоторые льготы получают организации, которые просто нанимают много инвалидов на работу, по той же формуле – не менее половины сотрудников и не менее четверти зарплатного фонда, могут учитывать затраты на социальную поддержку сотрудников-инвалидов в числе прочих расходов и тем уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Также с зарплат инвалидов платятся пониженные страховые взносы.
Таким образом, видно, что основные льготы выглядят как возможность для предприятия заплатить меньше налогов, если предприятие несет важную социальную функцию и затрачивает на нее деньги.
Это в целом напоминает систему поддержки занятости инвалидов, принятую в Польше, в которой действует специальный закон для предприятий, от 30% до 40% работников которого составляют инвалиды. Такое предприятие получает статус «предприятие защищенного труда», а также значительные льготы при уплате налога на прибыль и частичную компенсацию средств, идущих на зарплату инвалидам. Одновременно руководство такого предприятия обязано заботиться об инвалидах и помогать их скорейшей реабилитации. По данным на декабрь 2008 года в стране работали более 2000 таких предприятий, в основном действовавших в сфере услуг.
Хотя в Польше присутствует и обычная для Европы мера – квотирование занятости инвалидов. Именно так поступают в Германии, где любое предприятие, начиная с 20 сотрудников, обязано взять на работу не мене 5% инвалидов. В случае нарушения этой квоты, предприниматель платит штраф, составляющий до 3000 евро в год.
Хотя в иностранной прессе есть данные о том, что эти меры неэффективны – предприниматели предпочитают платить штрафы, но инвалидов все же не нанимать, ибо дополнительным грузом на предпринимателей ложится крайне сложная процедура увольнения инвалида. А работник, которого трудно уволить, – это, в большинстве случаев, для предприятия чистое обременение, более весомое, чем относительно небольшой штраф.
Примерно такая же система работает во Франции. Дополнительно во Франции для предпринимателей с ограниченными возможностями предусмотрено освобождение от некоторых налогов, в частности от налога на имущество, который является одним из самых значительных в стране. Однако это освобождение перестает действовать, если инвалид богат. Сделано это, по всей видимости, для того, чтобы избегать записывания бизнеса на больную бабушку ради налоговых льгот.
За океаном, в Соединенных Штатах Америки, государство не создает специальных квот для инвалидов, однако поддерживает их с помощью различных государственно-частных партнерств. Отдельные программы предусмотрены для лиц, потерявших трудоспособность во время боевых действий.
Агентство по малому бизнесу при правительстве США поддерживает инвалидов-предпринимателей. На официальном сайте агентства приведен список из восьми основных программ подобного рода. Специальные условия кредитования инвалидам-предпринимателям предоставляют в частности штаты Иллинойс, Айова, Мэн, Мэриленд, Миссисипи и Мичиган. При этом федеральное правительство как таковое кредитов или пособий не предоставляет.
А налоговое управление США предоставляет несколько видов льгот, связанных с инвалидами. Во-первых, налоговый вычет могут получить бизнесмены, делающие свои услуги или магазины более доступными для людей с ограниченными возможностями. В этом случае компания имеет право на налоговый вычет, достигающий пяти тысяч долларов.
Во-вторых, налоговый вычет могут получить компании, которые берут на работу инвалидов. Согласно федеральным законам, фирма, взявшая на работу инвалида, не платит налогов с первых 6 тысяч долларов его зарплаты. Это правило действует во всех штатах США.
В-третьих, налоговый вычет возможен и в том случае, если компания закупает оборудование для своего сотрудника с ограниченными возможностями. Максимальный размер вычета составляет 5 тысяч долларов.
Японцы, живущие на другой стороне Земли, и к проблеме трудоустройства инвалидов подходят своеобразно. Конечно, как и в Европе, в стране восходящего солнца надо нанимать на работу инвалидов (один на 56 сотрудников, не имеющих инвалидного статуса), под угрозой штрафа, эквивалентного 360 евро за каждого недостающего инвалида. В этом случае компаниям предоставляются дополнительные выплаты. Однако в том случае, если предприятие перевыполняет «норму по людям с ограниченными возможностями», оно получает компенсацию в размете 190 евро на каждого инвалида сверх установленного норматива.
Помимо этого государство предоставляет особые налоговые льготы работодателям, использующим труд большого количества людей с ограниченными возможностями. Это побуждает крупные японские корпорации создавать специальные подразделения, работа которых ориентирована именно на инвалидов.
www.miloserdie.ru