3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
Возрождения в XIV— XVI века.
Эпоха Возрождения –переходная эпоха от феодализма к капитализму.
Ее характеризует переход к городскому образу жизни; к светской культуре отличие от религиозной; развитие промышленности, кругосветные путешествия и географические открытия.
Специфика ренессансной философии заключается в том, что она пыталась осмыслить такие традиционные формы средневековой философии как отношение Бога и мира, Бога и человека в рамках пантеизмаиантропоцентризма. Ослабление диктатуры церкви привело к появлению новой светской культуры, которая получила название гуманизма, а ее носители – гуманистов. Термин «гуманизм» (от латинского humanos) означал светскую образованность в отличие от образованности церковно-теологической. Особенность культуры гуманизма определяется ее названием и состоит в подчеркивании интересов и прав человеческой личности.
Идеалом гуманизма была всесторонне развитая личность, творческая личность.
Итальянский мыслитель, Пико дела Мирандола, писал о человеке, как о творце собственной судьбы и называл человека «Великим Мастером». Деятели культуры эпохи Возрождения представляли собой образец великих мастеров, ярких, талантливых личностей. Вспомним имена великих мастеров эпохи Возрождения: Петрарка, Данте Алигьери, Шекспир, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Шекспир, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский и мн.др. Однако идеал гуманизма был ограниченным, так как имел в виду лишь избранную часть общества, яркую талантливую личность. В этом проявилась такая черта, свойственная буржуазной культуре, как индивидуализм.
Другой определяющей чертой гуманистической культуры, наряду с индивидуализмом, является использование античного культурного наследия. Основная масса античных литературных источников, которыми пользуется современная наука, была обнаружена в эпоху Ренессанса. Значение античного культурного наследия было столь велико для развития раннебуржуазной культуры, что вся эпоха определяется как «эпоха Возрождения» или «эпоха Ренессанса», чем подчеркивается возобновление античного культурного наследия после более чем тысячелетнего забвения.
Ценностные изменения, обусловленные коренными преобразованиями, которые произошли в недрах способа бытия и идеологии средневековья, становятся фундаментальной основой дальнейших изменений в эпоху Ренессанса. Они воздействуют на все сферы человеческого опыта – на производство, общение, политику, повседневный быт и культуру в целом. Вот почему и личностные размышления философов, и их ориентации пронизаны противоборством с уходящим средневековьем. Они непременно связаны с важным для Возрождения вопросом «Велик или ничтожен человек?».
Рассмотренные особенности социально-экономического и культурно-научного развития в эпоху Возрождения предопределили и основные особенности философского прогресса. Новая философия, как составная часть культуры гуманизма, перестала быть служанкой богословия.
3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
в эпоху Возрождения.
Одним из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения наряду с гуманизмом является возникновение натурфилософии, то есть философии природы. Несмотря на значительное разнообразие натурфилософских учений, можно выделить наиболее существенные для них черты:
1) последовательный пантеизм;
2) обоснование бесконечности природы;
3) распространение гилозоизма, то есть представления о всеобщей одушевленности и оживленности природы, посредством чего стиралась граница между органической и неорганической природой; 2) обоснование бесконечности природы;
4) рассмотрение человека как частицы вселенной;
5) обоснование всеобщей взаимосвязи явлений;
6) антропоморфизм; 7) увлечение магией и алхимией.
7) обоснование всеобщей взаимосвязи явлений.
Отметив наиболее существенные черты натурфилософских концепций, рассмотрим идеи некоторых наиболее типичных представителей.
Первым натурфилософом и первым теоретиком экспериментального естествознания является Николай Кузанский.
Он указал, например, на способ измерения времени количеством вытекающей воды и на возможность применения этого способа для измерения пульса, частоты дыхания, скорости падения. Тенденция соединения теории с практикой – наиболее замечательная черта деятельности Николая Кузанского как ученого.
По своим философским воззрениям Николай Кузанский – идеалист, признающий в качестве высшего основополагающего бытия только бога. Однако в понимании отношений бога и мира Кузанец, как его иногда называют, развивает ряд пантеистических и натуралистических идей. Его основные философские интересы связаны с двумя проблемами: проблемой отношения бога к природе и места в ней человека; решением гносеологических вопросов.
Николай Кузанский приписывает духовному, божественному бытию решающую роль в судьбах природы и мира, он противопоставляет бесконечное бытие бога конечному природному бытию. Хотя высшее, божественное бытие понимается идеалистически, как бытие духовное, однако его бесконечность означает, что «нет ни отца, ни сына, ни духа святого», что не применимо к бесконечному бытию. Утверждая бесконечность Вселенной, отсутствие границ в ней, Кузанский вместе с тем доказывает наличие всеобщей связи вещей и явлений в ней: Одним из проявлений связи вещей он считает наличие движения в природном мире. В связи с этим он формулирует ряд передовых идей: о суточном вращении земли вокруг своей оси и Солнца, о природе лунного света, об относительности размеров Земли и Солнца (Земля меньше Солнца) и некоторые другие.
Природу он представлял живым организмом. Одним из проявлений этого организма является человеческое существо. Человек соединяет в своей природе земное и божественное начало и потому он бесконечное существо. Он заключает в себе умственную и чувственную природу и отражает в себе весь мир, являясь его сжатым изображением.
Решая проблему познаваемости, Николай Кузанский постоянно подчеркивает, что бог не поддается человеческому познанию. В его теории познания содержатся элементы скептицизма: относительно всех вещей человек может получать только предполагаемые истины. Николай Кузанский постоянно подчеркивает недостижимость абсолютной истины.
Интересным представителем итальянской натурфилософии был итальянский ученый и философ — Джордано Бруно, жизненный путь которого совпал с процессом освобождения общества от старых ценностей.
Мировоззрение Джордано Бруно можно определить как материализм в форме пантеизма. У Бруно бог окончательно переселяется в природу, которая, по его определению, есть ни что иное, как «бог в вещах». Бруно последовательно растворяет Бога в природе: «Природа либо сама есть Бог, либо Божественная сила, скрытая в вещах». Бруно часто называет природу божественной и считает ее познаваемой. В познании природы он видел главную задачу для философии.
Джордано Бруно убежден в бесконечности природы. Развивая учение Демокрита о множестве миров, Джордано Бруно обращается к теории Коперника и идеям Николая Кузанского. Джордано Бруно отказывается от гелиоцентрических воззрений. По его мнению, Вселенная не имеет одного центра. Любая планета может быть истолкована наблюдателем как центр Вселенной. Следовательно, Солнце — не центр Вселенной, а центр нашей планетной системы. Солнце – лишь одна из бесчисленных звезд. Таким образом, Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно. Эти воззрения Джордано Бруно были подтверждением лишь в последнее время. Воззрения Бруно являются примером плодотворного влияния философии на развитие специальных наук.
Леонардо да Винчи сформулировал элементы механистического материализм. Он сформулировал принцип детерминизма и исключил из понятия закономерности элементы телеологизма, которые были свойственны натурфилософам. Элементы механистического материализма сочетаются у Леонардо с деизмом. 1
Леонардо представлял бога как перводвигатель, сообщивший природе первый толчок. В этом заключается основное отличие механистического материализма Леонардо да Винчи от пантеистического материализма Джордано Бруно и других натурфилософов.
В области гносеологии Леонардо развил ряд положений, касающихся метода исследования. Он предложил различать науки по достоверности результатов их познания и эффективности методов исследования. В связи с этим Леонардо выступил против авторитетов древности. Он считал, что настоящий ученый должен опираться на свой ум, развивая его исследованиями и упражнениями.
Дальнейшее развитие философской мысли, основывающейся на естественно научных открытиях, связано с именем немецкого астронома, математика, физика и философа Иоганна Кеплера. Первый закон Кеплера утверждает, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеальным строго геометрическим кругам, а по эллипсам. Солнце находится не в самом центре эллипса, а смещено в один из фокусов. Второй закон утверждает, что радиус-вектор (линия, соединяющая планету и Солнце) в равное время описывает равные площади. Философское значение этого закона этого закона было еще более значительным. Ведь этот закон устанавливал неравномерность скоростей движения планет вокруг Солнца. Третий закон гласит. Что квадраты времени обращений планет пропорциональны кубам их средних расстояний от Солнца. Этот закон связывает все планеты в единую физическую систему. Законы Кеплера позволяли предвидеть некоторые небесные явления. Возможность предсказания небесных явлений нанесла весомый удар по астрологии.
Выдающимся ученым эпохи Возрождения по праву считается Галилео Галилей, который открыл ряд фундаментальных законов механики: 1) пропорциональность пути падающего тела квадрату времени его падения; 2) одинаковость скорости падения тел различного веса в безвоздушной среде; 3) неуничтожимость прямолинейного движения, сообщенного какому-нибудь телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит его и др. Законы механики, сформулированные Галилеем, ставили понятие закона на научную почву.
Галилей, как и Джордано Бруно, использовал концепцию двух истин, чтобы разграничить вопросы религии и науки. Философские воззрения Галилея можно определить как механистический материализм. Материя, согласно Галилею, вполне реальная, телесная субстанция, имеющая корпускулярную структуру. Частицы материи обладают определенной формой, величиной, занимают то или иное место в пространстве, движутся или покоятся, не обладают ни цветом, ни вкусом, ни запахом, и Философские воззрения Галилея можно определить как механистический материализм. Материя, согласно Галилею, вполне реальная, телесная субстанция, имеющая корпускулярную структуру. Частицы материи обладают определенной формни не существенны для материи.
3.6. Все научные открытия и достижения эпохи Ренессанса реализовывались в социально-экономической практике. В свою очередь социально- экономические изменения находили отражение в философии и социологии. В эпоху Возрождения появились социологические концепции, которые рассматривали общество как сумму изолированных индивидов, приобрели огромное значение концепции государства и права.
Наиболее влиятельным теоретиком общества и государства эпохи Возрождения по праву считают Н.Макиавелли. В своем сочинении «О государе». Макиавелли предлагал политикам изучать характерные особенности природы людей и человеческую историю. По его мнению, зная прошлое, можно предвидеть и настоящее. Поскольку природа людей всегда и везде одинакова, то знание человеческих слабостей позволит использовать их.
Высшей целью политики, по Макиавелли, является величие и мощь государства. Благо государство должно быть главным законом общественной жизни. Макиавелли считает, что интересам государства должна быть подчинена и деятельность церкви, назначение которой он видел в упрочении государственной власти путем внушения народу беспрекословного повиновения властям.
Поскольку благополучие и сила государства составляют, по мнению Макиавелли, высший закон политики, то для достижения этой цели пригодны любые средства подкуп, убийство, отравление, вероломство. Он провозгласил принцип, согласно которому, цель оправдывает средства. Глупо обвинять Макиавелли в аморализме: Макиавелли только
передал суть политики как таковой, которая по природе своей не сочетается с нравственностью. Духовность, гуманность и мораль существуют на границе с политикой, не проникая в ее сущность.
Усиливающаяся эксплуатация в эпоху Возрождения привела к появлению общественно-политических теоретиков, выражавших интересы народа. К их числу относятся Т.Мор и Т.Кампанелла. Основы политики, изложенные в работе Макиавелли, получили название макиавеллизма, учения о достижении политических целей, основывающегося на беззастенчивых и неразборчивых средствах.
В первой части своей книги «Утопия» Томас Мор подверг острой
критике положение, сложившееся в Англии в связи с накоплением капитала. В качестве основной причины социального зла Томас Мор рассматривает частную собственность. Видя в частной собственности основную причину социальных бедствий трудящихся, Томас Мор рисует идеальный строй, при котором общественное производство организовано на условиях всеобщего равенства.
Интересной стороной мировоззрения Томаса Мора является : В первой части своей книги «Утопия» Томас Мор подверг острой критике положение, сложившееся в Англии в связи с накоплением капитала. Видя в частной собственности основную причину социальных бедствий народа, Томас Мор рисует ид
обоснование им необходимости идеального общественного строя. Жители Утопии устраивают свою жизнь так, как им диктует природа человека, стремящегося к здоровым наслаждениям и к пользе, диктуемой разумом. Идеальный общественный строй обосновывается Томасом Мором при посредстве рациональной аргументации. В этом его отличие от других утопистов, которые связывали радикальные уравнительные требования с религиозной аргументацией, ссылаясь на священное писание.
Утопическим по своему содержанию было и учение Томмазо Кампанеллы. Его произведение «Город Солнца» не только воспроизводит отдаленный социальный идеал, но представляет политическую программу, которую Кампанелла рассчитывал осуществить в случае победы над испанскими поработителями. Реалиям социальной действительности Италии он противопоставил утопический строй города Солнца.
У жителей города Солнца, соляриев, нет частной собственности, труд обязателен для всех граждан, полностью отсутствует праздность и паразитизм. Это приводит к тому, что не люди служат вещам, а вещи – людям. Все, что создано совместным трудом, считается общим достоянием. Уважение к труду прививается с детства в соответствии с природными наклонностями. Труд является не обязанностью, а потребностью. Все виды труда являются одинаково почетными, а наиболее почетными – самые тяжелые.
Таким образом, в развитии философии Возрождения выделились такие направления: гуманистическое, натурфилософское, естественнонаучное и социологическое. Общей чертой всех философских учений эпохи Возрождения, несмотря на наличие некоторых существенных различий, является гуманистическая направленность.
Основные понятия: монотеизм, теоцентризм, креационизм, откровение, эсхатология, патристика, схоластика, реализм, номинализм, концептуализм, томизм, гуманизм, пантеизим, антропоцентризм, деизм, телеологизм, индивидуализм, утопия.
studfiles.net
Реферат: Философия эпохи возрождения: гуманистическая направленность
Тема: Философия эпохи возрождения: гуманистическая направленность
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Реферат | Размер: 18.79K | Скачано: 44 | Добавлен 29.11.13 в 17:29 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Содержание
Введение 3
1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения 4
2. Натурфилософия эпохи Возрождения 8
3. Связь идей Ренессанса с идеями Античности 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Введение
Возрождение, или Ренессанс — переходный период от Средневековья к Новому времени. Эпоха Возрождения — один из важнейших этапов развития философии, затронувший большой спектр вопросов, касающихся различных сторон природного и общественного бытия. Ренессанс оказал большое влияние на развитие культуры и философии.
Эпохой Возрождения называют поздний период феодального общества (XIV-XVI вв.). В это время появляется новая гуманистическая культура, возникают и развиваются естественные науки. Все это обусловлено зарождением новых производственных отношений. В результате всего этого возникает новый, более реалистичный взгляд и на человека, и на природу.
В первую очередь, эпоха Ренессанса это переворот в системе ценностей, это период духовного изменения общества в результате утраты церковью своей идеологической потребности.
Важнейшим достижением науки в эпоху Возрождения является гелиоцентрическая система Н. Коперника. Именно она подрывает религиозное представление о человеке как центре мира, сотворенного богом, и составляет целую революцию в естествознании, которую назвали коперниканской.
Характер культуры эпохи Возрождения можно описать как антифеодальный, гуманистический, антицерковный. Деятели эпохи Возрождения создали новую культуру, которая наложила отпечаток на развитие философии.
1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas», что означает человечность. Основателем гуманизма принято считать поэта и философа Франческо Петрарка . Он считал, что учения о человеке должны стать содержанием настоящей философии. В его творчестве можно просмотреть попытки переориентировать философию на такой объект познания как человек. Именно им была заложена основа формирования личностного самосознания Ренессанса. Именно в эту эпоху человек начинает постепенно отказываться от средневековых понятий применяемых везде и обращается к конкретному и индивидуальному.
Ф. Петрарка считал, что самым важным делом является размышление о собственном «Я». И именно это индивидуальное «Я», которое является неповторимым внутренним миром человека, можно сопоставить по своей значимости с вселенной. Это стало едва ли не самым главным открытием Ренессанса. «Всякое человеческое существование не только единично и подобно другим существованиям, но — единственное. Каждый раз это целая неповторимая вселенная, вполне соразмерная той, общей для всех вселенной. Поэтому индивид огромен, как мир, и бессмертен, как мир. Если он все-таки определенно умирает, это очень трудно и даже невозможно вместить и разгадать. В это трудно поверить» [1, с.232].
Новый подход к пониманию человека начали вырабатывать именно гуманисты. В их подходе большую роль играет деятельность. Сама же ценность человека, а точнее человеческой личности, для них определяется личными заслугами, а так же плодотворностью деятельности личности, а не происхождением или социальной принадлежностью.
Гуманистическое общение не регламентируется сословными рамками. Люди низкого происхождения, в представлении гуманистов, могут вступать в различные споры на философские, политические и литературные темы, наравне с представителями более высоких сословий. Другими словами, в культурном пространстве убираются сословные рамки, ранее существующие. Именно таким образом Ренессансом закладываются основы европейской культуры современно типа.
Термин «возрождение» становится синонимом новой европейской культуры и означает активное использование богатых традиций античного наследия. Существенным признаком новой культуры является антропоцентризм — интерес к конкретному человеку, к деятельности этого человека, к его месту в мире, его предназначению, его нуждам и отчаяниям, а так же к внутреннему и внешнему облику. Индивидуализм становится средством обоснования самоценности личности, а так же необходимости освобождения от духовных, социальных и политических оков средневековья.
В эпоху Возрождения формируется светская интеллигенция, быстро растет число «свободных профессий», возрастает запрос на интеллектуальный и умственный труд. В развитии новой культуры, а так же в ее распространении огромную роль сыграли так называемые «гуманистические кружки» — сообщества, представителями которых были прогрессивно мыслящие представители искусства, религии, науки, которые активно выступали против схоластики.
В философии эпохи Возрождения особое место занимают обращенные к проблемам государства концепции — это политические теории Никколо Макиавелли , Франческо Гвиччардини , а также социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы .
Н. Макиавелли в своих работах «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь» выразил политическую мысль эпохи Ренессанса наиболее четко и последовательно. Макиавелли заменяет средневековую концепцию божественного предопределения идеей фортуны, которая признает силу обстоятельств, заставляющих человека считаться с необходимостью. Движущей силой истории Макиавелли наряду с фортуной считает вирту — воплощение человеческой энергии, умений, таланта, или иначе доблесть.
Политику Макиавелли считает подлинным воплощением свободы человеческой воли, т.к. в политике существуют «естественные причины и полезные правила», которые позволяют предвидеть ход событий, учитывать свои возможности и принимать необходимые меры. Политика автономна, и именно религия и мораль есть порождение политики, а не наоборот.
В творчестве Макиавелли, конечно, существуют противоречия, но его заслугой является то, что он спустил политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, тем самым превратил политику в объект беспристрастного анализа, и таким образом возвысил ее до науки.
Макиавелли вошел в историю как создатель доктрины моральной целесообразности и родоначальник политического реализма.
Существенное развитие в этот период получила идея социального равенства людей. Она была воплощена в серии моделей общественного устройства и проектах, в которых отношения между людьми организовывались с требованиями морали и с учетом личности. Учения такого рода можно связать с именами Т. Мора и Т. Кампанелла.
В своей утопии Т. Мор развивает идею платоновского «Государства». Главнейшей опорой государства он считал справедливость.
Жизнь утопийцев организована на выборности начальства, на принципах республиканской демократии, отсутствии религиозных преследований. У жителей «Утопии» не должно быть частной собственности, классов, труд должен стать моральной и жизненной потребностью всех жителей, однако должны быть рабы из числа преступников, которые должны выполнять самые грязные и тяжелые работы. Человек есть высшая ценность, и поэтому должен жить счастливо, работать по способностям и получать по потребностям. Идеи, сформированные в «Утопии» оказались достаточно жизнеспособными, и нашли свое дальнейшее развитие в философии последующих веков [3, с.147-148].
Свой идеал общественного устройства Т. Кампанелла выдвинул в «Городе Солнца». Неравенство людей он считал главной причиной всех бедствий, происходящих в обществе. Считал, что при упразднении частной собственности искоренится различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Т. Кампанелла разработал такую систему воспитания и подготовки новых поколений, при которой стала учитываться природная предрасположенность каждого индивида. Одним из главных и существенных моментов в программе философа было формирование союзов государств и народов, т.е. всемирное единение. Он считал, что именно единение должно прекратить братоубийственные войны между народами.
В эпоху Ренессанса формируется новый подход к осмыслению социальных процессов, базирующийся на земных интересах, на естественных особенностях людей, учитывающий исторические условия современного мира и ориентированный на общественные идеалы.
Важнейшим долгом гражданина становится служение обществу и Отечеству.
Сравнивая средневекового человека и человека эпохи Возрождения можно сказать, что средневековый человек проявляет свою волю в спасении души, а человек Возрождения самовыражается и самоутверждается в политике, науке, философии, искусстве. Деятели Возрождения демонстрируют свою творческую мощь и разносторонность в контексте политической, хозяйственной и культурной деятельности.
2. Натурфилософия эпохи Возрождения
Философию эпохи Возрождения можно тесно связать с развитием естествознания. Схоластическое* знание о природе достигло наивысшего уровня в работах ученых XIV в., а так же нашло объективное выражение в философии позднего номинализма. XV-XVI вв. — время важных сдвигов в естествознании: великие географические открытия привели к тому, что начали пересматривать положения традиционной картины, а XVI век получил название коперниканской революции. Ренессансное естествознание являлось одной из исторических предпосылок для возникновения классической механики, и оказалось неразрывно связано с пересмотром философских и методологических основ тогдашней науки. В творчестве Леонардо да Винчи , Николая Коперника , Иоганна Кеплера , Галилео Галилея просматривается наиболее яркое стремление к достоверному и углубленному познанию природы.
Леонардо да Винчи принято считать первоклассным мастером живописи. Однако не только его живопись, но и сфера его инженерных интересов представляют собой большую ценность для эпохи. Он впервые высказал идеи парашюта, подводной лодки, вертолета, гидротехнических шлюзов и многое другое. Он был ярым противником схоластической учености и видел основу научной деятельности только в практике. Он разрабатывал методику целенаправленного опыта, которую впоследствии назвали экспериментом. Леонардо да Винчи глубоко осмыслил роль и значение науки в познании. Он писал: «Наука — полководец, а практика — солдаты» [2, с.68]. Его можно считать первооткрывателем современного естествознания.
Одним из важнейших научных открытий эпохи Возрождения считают гелиоцентрическую систему Н. Коперника, которая заложила основы научной астрономии. «Коперниканский переворот» подорвал утверждения о том, что центральное место занимает Земля и она неподвижна. Именно это повлекло за собой выводы о несостоятельности религиозных представлений, оказало решающее воздействие на развитие естествознания в будущем и способствовало формированию научного мировоззрения.
Идеи Н.Коперника получили развитие в натурфилософии Джордано Бруно , великого итальянского мыслителя. Он воплотил в своем творчестве такие черты гуманистической философии как диалектичность, пантеизм, острое чувство гармонии природы и ее бесконечности. Причиной его непримиримого конфликта с церковью является радикальный пантеизм мыслителя. Другими словами, это отрицание постулата вероучения о сотворенности мира, абсолютное отождествление бога и природы. Это и сыграло трагическую роль в его судьбе.
Космология Дж. Бруно основана на том, что «вселенная бесконечна и что она состоит из неизмеримой эфирной области; что существует единое небо, называемое пространством и лоном, в котором имеется много звезд; равным образом Луна, Солнце и другие бесчисленные тела держатся в этой эфирной области так же, как и земля; и что не нужно верить в другой небосвод, в другую базу, в другое основание, на которые опирались бы эти великие животные, участвующие в составе мира, который является истинным субъектом и бесконечной материей, бесконечной божественной действующей силой. Все это хорошо доказывает как правильное мышление и рассуждение, так и божественные откровения, которые говорят, что нет числа послам всевышнего, которому тысячи тысяч помогают и у которого десятки тысяч помогают и у которого десятки сот тысяч управляют» [1, с.271].
Понятие Единого, являющегося причиной бытия, и само бытие вещей является основополагающим в его учении. Исходя из неразрывности природы и бога, он отводил природе активную роль и утверждал: «формы происходят и освобождаются из глубины материи…» [1, с.274]. В учении Дж. Бруно душа — это форма, которая организует материю изнутри. Он отказался от признания абсолютного центра Вселенной, т.к. бесконечность Единого исключает саму такую возможность такого центра. Таким образом, снимаются различные теолого-схоластические ограничения бесконечности Вселенной и окружающего мира. Своим натуралистическим пантеизмом Дж. Бруно сыграл важную роль и нашел продолжение в европейском свободомыслии XVIII-XIX вв.
Великий ученый Галилео Галилей завершает развитие науки эпохи Возрождения и открывает страницу экспериментального и математического европейского естествознания. Являясь противником схоластических учений и придерживаясь взглядов деизма*, он основал механистическое истолкование мира. После сформулированных Галилеем доказательств, гелиоцентрическая система Коперника и Бруно превратилась из гипотезы в доказательную теорию. После пересмотра прежних физических взглядов, находившихся под влиянием схоластики, им была создана динамика — учение о движении тел. Открытие законов механики и законов движения планет вокруг Солнца привело к окончательному отказу от элементов антропоморфизма. Свои основные идеи Галилей сформулировал в «Диалоге о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». Под угрозой сожжения, инквизиция принудила ученого формально отречься от своих убеждений, однако ничто уже не смогло остановить дальнейшее развитие науки.
Большой вклад в развитие представлений, которые проложили дорогу натурфилософским и пантеистическим тенденциям XVI в. внес Николай Кузанский . Он обращал большое внимание на разработку философских вопросов к проблемам мироустройства. Суть своих взглядов Н. Кузанский выразил в высказывании «Бог во всем и все в Боге».
Он выступает против сотворенности Вселенной во времени и теологического принципа о конечности Вселенной. По его мнению, природа является производной от Бога, а Бог рассматривается как высшее абсолютное бытие. Проблеме места человека в мире он также уделял много внимания.
Н. Кузанский не разделял ни концепцию эманации*, ни концепцию творения мира во времени. Кузанский утверждал, что мир есть развертывание мира — экспликация**. Бог есть бытие-возможность, Бог развертывается в некоторую актуальность, действительность, Бог есть единство всего.
Н. Кузанский не сразу нашел сторонников и продолжателей своего философского мировоззрения. Поначалу его поддерживал только узкий круг учеников и почитателей. Лишь в XVI в. идеи Н. Кузанского оказали определяющее воздействие на развитие философской мысли и в первую очередь — на философию Дж. Бруно.
3. Связь идей Ренессанса с идеями Античности
Огромную роль в формировании ренессансного мышления сыграло культурное наследие Античности. Изучение античных текстов, использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, восстановление римской традиции портретных бюстов, собирательство скульптур, камней и прочих древностей стало следствием возросшего интереса к античной культуре. И именно возрождение античности и дало название всей эпохи, т.к. Ренессанс переводится как возрождение.
Философия занимает особое место в духовной культуре эпохи. Важнейшая ее особенность — это антисхоластическая направленность в сочинениях и во взглядах мыслителей эпохи. Другой характерной чертой можно считать создание новой пантеистической картины мира, которая отождествляет Бога и природу.
Сущность и существование, античные философы видели как единую сущность — бытие, в неразрывном единстве. Сущность может быть познана только разумом, а бытие — чувственными ощущениями, опытом. И лишь в Боге существование и сущность совпадают.
Философия Античности основывалась на принципе объективизма, другими словами субъект не становится выше объекта. Античная философия исходит не из абсолютной личности, как в Средневековье, а из чувственного космоса.
Античная философия пантеистична, т.к. космос считали абсолютным божеством, т.е. отождествляли природу и Бога. Примером этого может служить то, что греческие боги похожи на людей, т.е. природны. Судьба применительно к человеку это необходимость, но т.к. она ему неизвестна, то он может делать свой выбор. Четкого противопоставления идеализма и материализма в античной философии еще нет, но и то и другое носят стихийный характер. Высокого уровня античная философия достигла в разработке понятий, или же категорий, но в ней практически нет законов.
Сущностью философии эпохи Возрождения принято считать антропоцентризм. Теперь человек, а не Бог помещен в центре космического бытия. Человек больше не является простым природным существом. Он творец и господин над всей природой. С антропоцентризмом человека связывает культ красоты тела.
Задачей философии является раскрытие, а не противопоставление гармонического единства в человеке божественного и природного, духовного и материального.
Центральным культурным явлением эпохи Возрождения является гуманизм — светский индивидуализм и свободомыслие. Именно гуманизм изменил характер философии. Сакральный* характер теперь приобретает творческая деятельность человека. Теперь человек — творец подобный Богу, который создает новый мир, и самое высокое, что в нем есть — самого себя.
Итак, характерные черты для философии Ренессанса:
1. Антисхоластический характер.
2. Концепция о мире, в котором природа одухотворена, происходит взаимопроникновение Божественного, природного и земного начала.
3. Антропоцентризм и гуманизм.
Заключение
Эпоха Возрождения характеризуется значительными переменами во взглядах людей на мир по сравнению со Средневековьем. Доказательством этого могут служить усилившиеся светские мотивы в европейской культуре, самостоятельность и независимость искусства, философии, литературы, образования и науки от церкви.
Деятели Возрождения поставили в центре своего внимания человека, вследствие чего общее течение получило название гуманистического, а людей, которые изучали антропоцентризм стали называть гуманистами.
Искусство было тесно связано с жизнью людей эпохи Возрождения. Внимание художников привлекал реальный мир. Светские здания и дворцы пришли на смену готическим строениям.
В эпоху Ренессанса люди перестали придавать большое значение сословным ступеням, теперь акцент ставился на индивидуальных способностях и талантах человека, а также люди перестали зависеть от природных факторов. Эпоха Возрождения заложила основу свободной от религии философии и обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму.
Ренессанс напрямую связан с Античностью, что и доказывает происхождение его названия. Именно в этот период люди стали обращаться к трудам известных античных философов.
Основными чертами философии эпохи Возрождения являются гуманизм, рационализм и натурализм. Потребность веры человека в собственные силы, возможность создания свободной жизни является следствием возобновленного интереса к Античности. По своим антирелигиозным и антисхоластическим тенденциям, гуманизм сыграл объективно прогрессирующую роль.
В заключении следует отметить, что философия эпохи Ренессанса устремлена к человеку и выдвигает его на первый план, его творческую сущность.
Список используемой литературы
1. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2004. 808 с.
2. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001 – 428 с.
3. История философии: Учебное пособие для вузов под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова – М.: «Издательство ПРИОР», 1997. – 464 с.
4. Философия: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-4 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА 1998-2007
Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
studrb.ru
2.6. Гуманистическая философия эпохи Возрождения
оторванным и от человеческих, и от христианских корней. Таким образом, примерно с середины XV столетия разработанная гуманистами идея разносторонней индивидуальности превращается в миф о человеке-богоборце, равном в своих творческих возможностях Богу.
Примером ренессансного обожествления человека может служить трактат флорентийского гуманиста Джаноццо Манетти «О достоинстве и превосходстве человека» (1457 г.). Манетти называет человека «образом и подобием бога», «смертным богом», наделенным обладающим «восхитительной мощью» божественным умом, достойным преемником и продолжателем земного творения Бога. В этом трактате беспредельно возвеличенный человек еще не замещает Бога. Он всего лишь ставится рядом с ним, что видно из того, что Манетти настойчиво проводит мысль о соавторстве. Поэтому человек пока еще не теряет своей духовной связи с Богом, а значит, и с сотворенной им природой. Однако в скором времени результатом этого обожествления будет отрыв человека от Бога, разрушение его образа как носителя всеобщего морального закона, и начнется эскалация деструктивных начал внутри самого гуманизма.
Одновременно стала утверждать себя сформулированная уже в трактате Манетти идея улучшения, доведения до совершенства, рационального преобразования человеком природного мира. Так впервые в истории заявило о себе антагонистическое противопоставление человека природе, которая вскоре стала рассматриваться им не более как окружающей среда – объект и поле его преобразующей деятельности.
Культ всесторонне развитой, но потерявшей моральные ориентиры личности получает горькое осмысление в трактате Леона Баттисты Альберти «Теодженино» (1441–1443). В нем первые в гуманистической литературе осуществляется попытка «ревизии» образа человека-творца. Одновременно дается гениальное предвидение негативных глобальных последствий деятельности «сверхлюдей», нацеленных на преобразование природы, господство над ней.
«Только человек в вечной погоне за новым сам себя губит. Не довольствуясь дарованным природой, он хочет избороздить моря и переплыть, похоже, край света; он желает проникнуть под землю, на дно океана, в недра гор и выше облаков… Смертный враг всего, что он видит и чего не видит, он стремится всех поработить; он враждебен всему человеческому роду и самому себе», – пишет выдающийся итальянский философ.
Это выходящее за рамки эпохи и буквально стучащееся в двери XXI века осознание деструктивных особенностей человека и всего человечества появилось за полстолетия до плавания Колумба, за 80 лет до возвращения из кругосветного путешествия Магеллана и за 10 лет до появления упоминавшегося здесь трактата Д. Манетти «О достоинстве и превосходстве человека».
Впрочем, есть еще одно предостережение, так же до сих пор оставшееся не востребованным. Оно принадлежит немецкому гуманисту Эразму Роттердамскому (1469–1536). «Вдвойне же глупы те, кто, стремясь уподобиться титанам, ведут против природы войну с помощью орудий, именуемых науками», – писал Эразм в трактате «Похвальное слово глупости».
Важнейшим направлением философии Возрождения был пантеизм – философское учение, согласно которому Бог и природа совпадают друг с другом, составляют единое целое.
Выдающимся представителем пантеизма был немецкий философ и математик Николай Кузанский (1401–1464). Его иногда называют последним великим философом Средних веков и первым философом Возрождения. Его заслуга заключается в
studfiles.net
15.Гуманистическое направление философии Возрождения: л.Б. Альберти.
Предмет философии — человек, мораль и общественное устройство, то что подвластно человеческому опыту. Идеал — человеческая деятельность. Самый тяжелый порог — никчемность. Любая вещь в мире должна служить человеку, сам он должен сохранять отношения дружбы и сотрудничества с другими. Человек рождается, чтобы производить и своими великими делами прославлять Бога. Цель человеческой жизни — счастье, все добродетели служат этому. Добродетельный человек — человек мастер, именно такой способен противостоять судьбе и управлять ею.
Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти — яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке. Творение себя самим,физическое совершенство — становятся целью,как и духовное.
Человек
Идеальный человек, по Альберти, гармонично сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Выдвинутый им идеал гармоничной личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета. Именно такой тип человека воплощён в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников.
14.Основные черты философия эпохи Возрождения
14-16 век эпоха возрождения и гуманизма. Возрождение сначала возникает как феномен культуры. Вдохновителем возрождения является Данте. Петрарка — первый оформитель идеи гуманизма. Возрождение это возрастание интересов к человеку и античному наследию. Социально психологическими предпосылками возрождения явились:
Этапы эпохи возрождения: гуманистический (середина 14 — середина 15 вв.), основная проблема человек, в его отношение к миру; неоплатонический (середина 15 — 1 треть 16). Основная проблема — устройство бытия.; натурфилософский. Основная проблема — природа, попытка исследования с помощью научных методов. Основные темы эпохи возрождения, общественное и гос. устройство. Происхождение. Возврат к античной утопии. Появление 1 политический исследований.
Особенности философского мировоззрения. Новый взгляд на человека: 1.Человек земное существо и в земной жизни должен быть счастлив. При этом человек лучшее из творений бога. 2.Человек существо гармоничное. В нем прекрасны и душа и тело. 3.Человек трудящийся, мастер своего дела. Труд не наказание, а мастерство, предмет гордости. Идеал, талантливый художник, скульптор, писатель. 4.Человек уникален своей неповторимостью. Человек существо общественное и активное. Сам распоряжается своей судьбой. Если Бог творец мира, то человек творец культуры. Человек богоподобен.
Появление пантеистического воззрения. Пантеизм — представление о Боге как о растворенном в мире. «Бог во всем и все в Боге». Природа загадка, тайна, она не познается только при помощи разума. Методы философов становятся магическими, появляется: астрология, алхимия. Интерес к трудам античных философов. Космологическая система Аристотеля.
Одна из важных проблем-проблема бога и мира. Мир определен как строгая иерархия, заданная богом. Бог объединяет в себе все части мира и пронизывает собой весь мир(все в боге и бог во всем)
Культура носит антисхолостический и антицерковный хар-р. Синтез 2 культур(христ и античности. Человеческая деятельность имеет творческий хар-р. Судьба человека не рпедзадана, он сам выбирает судьбу. Цель человеч жизни-самореализация в живом существовании. Культ красивого тела.
studfiles.net
§ 2. Гуманизм эпохи Возрождения
Реализация человечности предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого. Гуманизм Ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в отказе от догматизма церковных истин.
Гуманизм (лат. humanus – человеческий) представляет собой первый период философской мысли эпохи Возрождения, идеология гуманизма явилась переворотом во всей философии: иными стали характер философствования, источники философии, стиль мышления, сам облик философов, их место в обществе.
Гуманизм зарождается не на кафедрах европейских университетов, не в монастырях и монашеских орденах. Новые философы – политические деятели, поэты, филологи, риторы, дипломаты, педагоги. Кружки ученых собеседников в городах-коммунах, на виллах богатых патрициев, при дворах меценатов, становятся средоточием духовной жизни, очагами новой культуры. Их неустанные поиски забытых античных текстов, переводческая и филологическая деятельность подарили европейской культуре новые идеалы, новый взгляд на природу человека, новое мировоззрение. Создавалась светская культура, с которой неразрывно связана вся последующая европейская культура.
Достаточно ясно отличие взглядов гуманистов на природу человека от схоластических выразил гуманист Пико делла Мирандола в его знаменитой «Речи о достоинстве человека». Сотворив человека и поставив его в центр мира, Бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю» (История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1982. Т. 1. С.507.).
Человек, которому Бог дал свободу воли, должен сам определить свое место в мире, он не просто природное существо, но творец самого себя и своей судьбы. У истоков гуманизма Возрождения стоят величественные фигуры Данте Алигьери(1255-1321)иФранческо Петрарки(1304-1374).
Ф. Энгельс определил Данте как «последнего поэта средневековья и первого поэта нового времени». Его «Божественная комедия» – поэма в 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях – своего рода энциклопедия средних веков – монументальный синтез поэзии, философии, теологии, науки – оказала большое влияние на развитие европейской культуры.
Христианскую догматику Данте принимает как истину, однако дает новую интерпретацию соотношения божественного и человеческого. Он не противопоставляет эти начала, но видит их во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Двоякая – смертная и бессмертная – природа человека обусловливает и его двоякое предназначение: проявление собственной добродетели в земной жизни и «блаженство вечной жизни» – после смерти и при содействии божественной воли. Земное предназначение человека осуществляется в гражданском обществе по предписаниям философов и под водительством светского государя; к жизни вечной ведет церковь. (Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968. С. 361.) Гуманизм Данте полон веры в силы человека, его личные качества ответственны за его благо, а не богатство или наследство, положение в общественной иерархии. В основе политической идеи Данте лежит требование отказа церкви от притязаний на светскую власть. Церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные дела являются уделом людей, стремящихся создать общественное устройство, основанное на счастье, блаженстве и вечном мире. Данте принадлежал к тем идеологам, которые соединяли гуманизм с теорией «двойственной истины».
Данте открыл путь к гуманистической антропологии, в рамках которой протекало творчество Франческо Петрарки(1304-1374), который считался «первым гуманистом», «отцом гуманизма». В отличие от Данте, который еще принимал «вечность» в понимании схоластов, Петрарка ее полностью отвергает. В своем трактате «О собственном незнании и незнании древних» он критикует схоластику, ее методы, культ авторитета, выступает за независимость собственного мышления от церковной учености. Преимущественный интерес Петрарки и его последователей обращен к этическим вопросам. В философском диалоге «Моя тайна» он вскрывает глубочайшие внутренние конфликты человека и способы их преодоления. Внутренний мир человека, причем человека «нового», рвущего связи со средневековыми традициями, составляет главное содержание его стихов, писем, философских трактатов. Великий пропагандист античной культуры, он имел уникальную библиотеку латинских текстов, своей деятельностью оказал большое влияние на своих последователей.
К их числу следует отнести Джованни Боккаччо(1313-1375),Лоренцо Валла(1407-1457)и других.
В XV-XVI вв. гуманистическое мышление распространяется и в других странах – в Нидерландах, Англии, Германии, Швейцарии, и в отличие от итальянского, который имел скорее литературный характер, «северный» тип гуманизма отличался более строгим построением с использованием методологии, логики, теории государства и права.
Основным представителем этого типа гуманизма является Эразм Роттердамский (1469-1536) – голландский мыслитель, филолог, философ, богослов. Наибольшую известность ему принесла работа под названием «Похвала глупости» (1509). Это своего рода «сумма», свод взглядов автора на все проблемы человека, его существования в мире. В саркастически-шутливой форме он критикует все пороки католической церкви, схоластической догматики. Основной пафос произведения выражен в двух тезисах: парадоксальная двойственность всех явлений бытия и пагубность догматичности, одержимости, интеллектуальной ослепленности. В своей критике церкви он явился предтечей религиозной революции (Реформации), однако сам он не перешел на ее сторону.
В своих трактатах он требовал возврата к подлинной христианской морали. Аскетизм, отказ от земной жизни является, по его мнению, аморальным; смысл жизни состоит в использовании жизненных благ; в этом христианство должно учиться у классической древности, а дело философии – заниматься вопросами естественной жизни человека.
Воздействие христианского гуманизма Эразма Роттердамского было чрезвычайно велико: его единомышленники и последователи встречаются во всей католической и протестантской Европе от Англии до Италии, от Испании до Польши.
Закат мощного течения гуманизма нашел свое выражение во Франции, ярким представителем которого явился Мишель де Монтень (1533-1592).Радикальный оптимизм нарождающейся культуры приносил ряд поверхностных идей; свержение, отрицание церковных авторитетов нередко сопутствовало выдвижению новых, что явилось предметом критики Монтеня. Все его творчество посвящено человеку и его достоинству. Характерной чертой его произведений является скептицизм, при помощи которого он стремился избежать фанатизма, слепого подчинения любому авторитету.
Основное произведение Монтеня «Опыты» написано на французском языке, что уже само по себе бросило вызов церкви, по установленному канону которой все произведения писались на латыни. В «Опытах» Монтень в афористической форме путем самонаблюдения, путем обращения к античной мудрости строит практически-философское воззрение на человека вообще. Опыт служит для него учителем, он требует поставить разум выше авторитета, обычая и «непреложных» истин. По его мнению, главной способностью, которую следует развивать в человеке, является способность суждения, возникающего в опыте сопоставления разума с действительностью.
Его воззрения оказали значительное влияние на формирование опытной методологии Нового времени; на творчество – Ф. Бэкона, Б. Паскаля, Ж.-Ж. Руссо и других.
studfiles.net
9.2. Гуманизм эпохи Возрождения
Восстановлением идеалов античности и отрицанием глухой атмосферы средневековья специфика Возрождения отнюдь не исчерпывается. В эпоху Возрождения человек начинает осознавать свою не только духовную, но и телесную индивидуальность, уникальность. Для реализации и развития индивидуалистических проявлений природы человека понадобились и соответствующие средства. Таковыми, начиная с XIV в., выступили дисциплины, занимающиеся познанием человека, то есть история, литература, философия и риторика. Были актуализированы восходящие к Цицерону понятия «studia humanitais» и «studia humaniora», обозначающие гуманитарные (т.е. изучающие собственно человека) дисциплины, а их преподавателей стали называть гуманистами (humanista). В последующем так именовали практически всех деятелей эпохи Возрождения, понятием гуманизм обозначили и новое направление культурного развития эпохи, стержнем которого стало антропоцентрическое мировоззрение.
Языком гуманистического движения стала латынь (классический язык Цицерона, Горация, Сенеки). Один из первых исследователей культуры Италии эпохи Возрождения швейцарский философ Якоб Буркхардт отмечал, что латинский язык в этот период был настолько популярен, что даже дети прекрасно знали латынь. Семилетние дети писали латинские письма, а среди четырехлетних детей были ораторы, изумлявшие аудиторию чистой латинской речью.
Многое сделали гуманисты не только для возрождения древнего языка, но и для восстановления его аутентичных текстов. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, воссоздавать подлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Множество текстов античных авторов, которыми располагает современная наука, были собраны и воссозданы именно гуманистами.
Гуманизм Возрождения вознес на пьедестал природную красоту человека и его духовное самоутверждение в мире. Возникает принципиально новая модель мира, в которой главным событием становится человек. Личность объявляется центром Вселенной и целью прогресса. Человек Возрождения начинает чувствовать себя подлинным субъектом собственной жизни и субъектом истории.
Гуманизм быстро развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Под влиянием гуманизма складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек — только представитель интересов сословия. Гуманисты выражают требование исторической ситуации — формируют человека предприимчивого, активного, инициативного: человек сам кует свою судьбу, и провидение Господне тут ни при чем, человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу».
Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265—1324) — «последний поэт средневековья и первый поэт Нового Времени». Созданный Данте в «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека.
В «Божественной комедии» Данте использует привычный для средневековья сюжет – изображает себя, путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия. Произведение полно картинами жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями.
Из всех проявлений божественной мудрости человек для Данте — «величайшее чудо». Эта позиция была свойственна и творчеству Франческо Петрарки(1304— 1374), философа и блестящего лирического поэта, которого часто называют родоначальником гуманистического движения в Италии. Идеи личности, нового видения человека как свободного и совершенного существа развивают так же философы, писатели и поэтыДжаноццо Манетти(«О достоинстве и превосходстве человека»),Лоренцо Валла(трактат «О наслаждении»),Пико делла Мирандола (сочинение «О достоинстве человека»). Свобода личности стала центральным понятием в сочиненияхАламанно Ринуччини (убежденный республиканец, ярый противник Медичи, Ринуччини рассматривал свободу как важнейшее и непременное условие нравственного совершенствования личности и обществ; равенство и справедливость в его этике – норма социальной жизни).
Усилиями гуманистов все больше стало терять свой авторитет и позиции духовенство вследствие критического отношения к Церкви, священникам, схоластическому образованию в трудах великих мыслителей эпохи. Так, критическое отношение к Библии нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского(1469-1536) внесло революционный вклад в развитие идей Реформации; «Похвала глупости» Эразма активно повлияла на изменение отношения к Церкви и существующим нравам в обществе.
Открыто против единовластия духовенства выступил в своей книге «Государь» итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли. Он считал, что, несмотря на то, что республика является самой прогрессивной формой правления, в сложившейся политической ситуации разъединения и раздоров в Европе она неприменима. Объединить народ в единое государство сможет только сильный государь. «Кнутом и пряником» он должен завоевать любовь народа, заставить уважать себя за силу и власть. В своей книге Макиавелли призывал к тому, чтобы церковь занималась только духовными вопросами и отчасти воспитанием нравственности, государственная же власть полностью должна стать светской.
Основные этапы развития гуманистической литературы эпохи Возрождения в целом совпадают с периодами раннего, Высокого и позднего Возрождения. Для литературы раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая (Бокаччо), с антифеодальной направленностью, прославляющей предприимчивую и свободную от предрассудков личность.
Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы: в Италии — Л. Пульчи, Ф. Берни, в Испании — Л. Камоэнса, в авантюрно-рыцарской сюжетике которой поэтизируется представление Возрождения о человеке, рожденном для великих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, всесторонней картиной общества и его героических идеалов в народной сказочной и философско-комической форме стало произведение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Позднее Возрождение развивало пасторальные жанры романа и драмы. Высший взлет позднего Возрождения — драмы Шекспира и романы Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.
Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получило яркое выражение в театральном искусстве, испытавшем значительное воздействие античной драматургии. Его характеризует интерес к внутреннему миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Отличительными особенностями театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонадо-площадных элементов. Таков театр Италии, Испании, Англии. Высшим достижением итальянского театра стала импровизационная комедия «дель арте» (XVI в.). Наибольшего расцвета театр Возрождения достиг в творчестве Шекспира.
Гуманистическим идеям Возрождения не чужда и музыкальная культура. В эпоху Возрождения профессиональная музыка уже не ограничена только церковными канонами, она испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущением. Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку. Складываются новые жанры инструменталистики, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольных песен, ораторий, оперы.
Несмотря на высокие идеи гуманизма, на превознесение совершенной человеческой личности, общество Возрождения во многом живет еще старыми средневековыми взглядами и идеалами. Проблемы общественных отношений по-прежнему решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Хитростью, изворотливостью, «двойными стандартами» прославилось семейство Борджиа во главе с самим папой Александром VII — убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Известный историк, поэт и дипломат Макиавелли в трактате «О государе» находит этому оправдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем.
Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом. Люди вышли из Средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута, и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем, и не задумываясь о последствиях.
Проблема заключается в том, что установка на индивидуальность, реализованная столь мощно и великолепно в сфере искусства, оказалась разрушительной для социальной и политической ткани жизни ренессансного общества. Здесь индивидуальность превращается в явно выраженный индивидуализм, утверждение только своих потребностей и желаний, деградацию гуманистической морали. Стихийное самоутверждение индивидуальности часто оказывалось весьма далеким от благородного ренессансного гуманизма.
В целом, при всем многообразии и, порой, противоречивости гуманистических идей и концепций, главным стержнем гуманизма оставался антропоцентризм, согласно которому именно человек является центром и высшей целью мироздания.
studfiles.net
Гуманизм эпохи Возрождения
К середине XIV века в Европе появляется новое философское течение — гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.
Гуманизм эпохи Возрождения — это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.
Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.
Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания — Мигеля де Сервантеса, а Германия — Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.
Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).
Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист — это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.
Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать человека лучше, научить его уважать себя и окружающих, а наша задача – суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.
fb.ru