Изображение | Имя | Годы жизни | Описание |
Аль-Кинди | 800—879 | Аль-Кинди
родился в Басре,
получил образование в Багдаде.
Занимался математикой и естественными
науками. Аль-Кинди считал, что «не
следует стыдиться обретения истины,
откуда бы она ни исходила, пусть даже
от далеких от нас племен и от народов
несопредельных с нами стран. Для
искателя истины нет ничего лучше самой
истины…» и стал первым переводчиком
древнегреческой философской литературы
на арабский
язык.
Аль-Кинди считается первым арабским
философом, он был первый, кто предложил
систематические ответы на злободневные
в | |
Аль-Фараби | 870—950 | Аль-Фараби родился в городе Фарабе на реке Сырдарье, учился сначала в Багдаде, затем в Харране, где изучал труды Аристотеля. Аль-Фараби досконально изучил философскую литературу, за что заслужил прозвище «Второй учитель» (после Аристотеля). Систематизировал известные знания и трактаты Аристотеля по определённой системе, на первое место ставил метафизику, как «царицу наук», на второе — логику, которой уделял особое внимание. Аль-Фараби написал специальный трактат о пользе логике в исламе. Известен своими комментариями к Аристотелю и широким кругом работ, включая «Рассуждение Второго Учителя аль-Фараби о значении (слова) интеллект», «Об общности взглядов двух философов — Божественного Платона и Аристотеля», «Слово о классификации наук», «Указание пути к счастью» и энциклопедию известных наук под названием «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».[31] | |
Авиценна (Ибн Сина) | 980—1037 | Самый
известный представитель исламской
философии, который также известен
как целитель и астроном.
Авицена родился недалеко от Бухары.
Продемонстрировал прекрасные
способности, в 9 лет выучил наизусть
значительную часть | |
Омар Хайям | 1048—1131 | Омар Хайям родился в иранском городе Нишапур и рано проявил свои способности, выучив Коран к 8 годам. Он получил хорошее образование по математике, философии и наукам. Омар Хайям стал в основном знаменит как поэт — своими честверостишиями- рубаи, однако у него есть работы по математике, например о методах решения кубических уравнений, по астрономии и по философии, где он в основном следует античной натурфилософии и учению Авиценны. В конце жизни Хайям сблизился с суфистами.[34] | |
Аль-Газали | 1058—1111 | Аль-Газали
родился в семье
сторонников суфизма в иранском городе Тус,
учился в Багдаде.
Долгое время возглавлял влиятельную
багдадскую философкую школу «Низамийе».
Философия и жизненный путь Аль-Газали
перекликаются с жизнью Августина.
Как и Августин, Аль-Газали в юности
испытывал различные сомнения
и | |
Иехуда Галеви | 1080—1141 | Один из самых известных еврейских философов и поэтов, Иехуда Галеви родился в Толедо, в той части Испании, которая находилась в то время под влиянием ислама. Он получил хорошее арабское и еврейское образование, путешествовал в христианскую часть Испании и на израильские земли. Под влиянием философии Аль-Газали написал трактат «Книга доказательств и доводов в защиту униженной веры», где в форме диалогов с царём хазар, который ранее действительно принял иудаизм как религию хазарского каганата, рационально обосновывает преимущество иудаизма над христианством и исламом.[37][38] | |
Ибн Рушд(Аверроэс) | 1126—1198 | Ибн
Рушд родился в Кордове в
знатной семье, получил хорошее
образование. Написал несколько
трактатов по естесвенным наукам и по
медицине, но наибольшую известность
получил за свои философские работы,
в особенности за комментатории
к | |
Маймонид | 1135—1204 | Маймонид родился в Кордове в семье судьи, однако в связи с гонениями на евреев его семья была вынуждена покинуть Испанию, и Маймонид переселился в Каир. В результате гибели торговых судов семья Маймонида разорилась, и он зарабатывал себе на жизнь врачеванием. Маймонид считается одним из самых влиятельный еврейских философов, автором канонического сочетанияаристотелизма и иудаизма, которое в частности нашло выражение в его трудах «Путеводитель колеблющихся», «Мишне Тора» (последовательное изложение еврейского закона), «Комментарий к Мишне» и др. Маймонида иногда сравнивают с Фомой Аквинским, который объединил аристотелизм с христианством в официальную католическую философию.[41][42] | |
Примечание: Критерием внесения в список было развёрнутое описание философа в (Соколов, 1979). | |||
Изображение | Имя | Годы жизни | Описание |
Николай Кузанский | 1401 — 1464 | Николай Кузанский родился в Германии, учился в Падуанском университете, затем в Кёльнском университете, выучил греческий, собирал античные рукописи, дружил с гуманистами. Служил в папской курии, стал кардиналом. Философия Кузанского отходит в сторону от схоластической средневековой философии. В своём гланом труде «Учёное незнание (англ.)русск.» Кузанский отказывается от антропоморфности бога, заменяя его неоплатоническим представлением, а вместо принятых ранее доказательств существования Бога, Кузанский предлагает эпистемологические рассуждения о познании.[43] | |
Леонардо да Винчи | 1452 — 1519 | Леонардо да Винчи, известный как универсальный человек, помимо огромного вклада в искусство и инженирию оставил разрозненные философские заметки. Леонардо был одним из первых европейцев, которые утверждали, что познание возможно только через ощущение и математические знания, а почёт «учёных мужей прошлого» и теология не имеют смысла. Отрицал потопи «схоластические обманы».[44] | |
Никколо Макиавелли | 1469 — 1527 | Родился
в бедной семье, получил самообразование,
поступил на политическую службу. В
результате государственных изменений
потерял свой пост, был арестован и
подвергнут пыткам. Не имея возможности
вернуться к политической деятельности
написал труды по | |
Эразм Роттердамский | 1469 — 1536 | Эразм Роттердамский родился в Голландии незаконорождённым сыном священника. Получил хорошее богословское образование. В своём трактате «Похвальное слово глупости» Эразм выступил с критикой схоластической философии, настаивал не коррекции перевода Библии. Рассмотривал христианство с гуманистической точки зрения, а не как догму, ввёл термин «философия Христа». Преследуемый за свои взгляды, остаток жизни вынужден был провести в Швейцарии.[47] | |
Николай Коперник | 1473 — 1543 | Николай Коперник родился на севере Польши, учился в Краковском университете. Используя принцип верховенства математики над теологическими текстами, а также зная о разнообразии представлений о космосе в античное время, пересмотрелптолемеевскую систему Солнечной системы, заменив её современной гелиоцентрической. В этот период астрономия не была выделена из философии, и Коперник писал свою работу, как работу по философии. Система Коперника постепенно произвела революцию в представлениях о космосе и в космологических трактовках Библии.[48] | |
Мишель де Монтень | 1533 — 1592 | Монтень родился в семье гасконского дворянина, получил хорошее образование, был советником Бордосского парламента. Намеренно на французском языке, а не на латыни написал популярное философское произведение «Опыты (англ.)русск.», в котором критиковал как схоластику и теологию, так и безоговорочный авторитет Аристотеля, но хвалил античную философию за «свободу мнений и вольность». Полагал, что философскому познанию должен быть присущ скептицизм, а не догмат.[49] | |
Джордано Бруно | 1548 — 1600 | Джордано Бруно родился в бедной семье близ Неаполя. Получив образование, Бруно скитался по Европе с трудом публикуя свои работы, однако был вынужден последовательно покинуть и Италию, и Францию, и Англию, и Германию в связи с неприятием своих взглядов. Бруно с одной стороны всячески поддерживал коперниковскую модель мира, а с другой стороны стоял на позициях неоплатонизма, фактически отрицая существование антропоморфного христианского бога. Был арестован в Венециикатолической инквизицией, подвергнут пыткам и заживо сожжён на костре в Риме.[50] | |
Примечание: Критерием внесения в список было развёрнутое описание философа в (Горфункель, 1980). | |||
Изображение | Имя | Годы жизни | Описание |
Фрэнсис Бэкон | 1561 — 1626 | Фрэнсис Бэкон родился в семье Николаса Бэкона в Англии. Сделал политическую карьеру, однако был осуждён за взяточничество и остаток жизни посвятил натурфилософии. Бэкон недооценивал роль дедуктивного рассуждения в исследованиях, отвергал Аристотеля, считал, что теология должна быть отделена от философии. В своих исследованиях он опирался на индуктивные рассуждения, в результате чего он сформулировал принципы научного исследования — «Метод Бэкона», которые легли в основу современногонаучного метода.[51] | |
Томас Гоббс | 1588 — 1679 | Томас Гоббс родился в семье викария, учился в Оксфордском университете. Занял радикальную материалистическую позицию, полемизировал с дуализмом (англ.)русск. Декарта. В своём трактате «Левиафан» сформулировал идею общественного договора. Гоббс полагал, что без государства человек быстро скатывается к войне всех против всех, и поэтому люди, объединяются в государства, заключая такой договор. Гоббс высказывался в пользу сильной центральной власти в таком государстве.[52] | |
Рене Декарт | 1596 — 1650 | Декарт родился в дворянской семье, во Франции. Получил католическое образование, служил в армии, а затем решил посвятить себя изучению геометрии и философии. Декарт концептуализировал дуализм (англ.)русск., предложил своё доказательство существования бога. Анализируя пределы, до каких можно развивать скептицизм, вывел формулу минимального знания «Мыслю, следовательно, существую». Декарт считается основателем современной философии за свежесть своего взгляда: он был одним из первых философовНового времени, которые уже не полагались ни на какие авторитеты, а строили свою философию заново.[53] | |
Джон Локк | 1632 — 1704 | Локк родился в Англии, в семье юриста, закончил Оксфордский университет, стал врачом. Опубликовал работы по политической философии, выход которых удачно совпал с Aнглийской революцией, и идеи Локка лягли в основу английской конституции. Другой важной работой Локка был трактат «Опыт о человеческом разумении», в котором он формулирует идеи эмпиризма и сенсуализма, утверждая, что изначально человеческое сознание есть «чистая доска», и только последующий опыт органов чувств его наполняют. Эти идеи Локка повлияли на развитие философии, способствуя делению современной философии на континентальную ианалитическую.[54] | |
Бенедикт Спиноза | 1632 — 1677 | Родился в еврейской семье, которая спасаясь от инквизиции, нашла себе убежище в Голландии. Спиноза придерживалсяпантеистических взглядов, несовместимых ни с иудаизмом, ни с христианством — его считали атеистом, преследовали и пытались убить. Лейбниц стеснялся признаваться в своём знакомстве со Спинозой. В своей знаменитой работе «Этика» Спиноза изложил идею первичной субстанции, пронизывающей всё, геометрически доказывал этические принципы и отрицал свободу воли. Этические принципы, изложенные Спинозой, оказали влияние на многих философов, включая Гегеля.[55] | |
Готфрид Лейбниц | 1646 — 1716 | Лейбниц родился в семье профессора этики в Лейпциге. Получил хорошее образование, внёс значительный вклад в развитие математики и логики. Долгое время спорил с Ньютоном, кто из них раньше открыл дифференциальное исчисление. Был знаком со Спинозой, и создал альтернативную философию, в которой первичную субстанцию Спинозы заменил более сложной механикой монади их взаимодействий. Опубликовал несколько доказательств существования бога.[56][57] | |
Джордж Беркли | 1685 — 1753 | Джордж Беркли родился в Ирландии, учился в Дублинском Тринити-колледже. Под влиянием идей Локка написал Трактат о принципах человеческого познания (англ.)русск., в котором изложил принципы идеализма. Беркли предположил, что может вообще существовать только сознание, и тогда предметы вокруг не материальные, а лишь проекции человеческого сознания. Сознание же, полагал Беркли, создано Богом, и сам факт существования мира является доказательством существования бога.[58] | |
Монтескьё | 1689 — 1755 | Шарль-Луи де Секонда Монтескьё родился на юге Франции в семье дворянина, унаследовал крупное состояние. Стал известен как писатель, опубликовал несколько работ по политической философии, включая его знаменитый трактат О духе законов (англ.)русск., в котором он сформулировал принцип разделения властей. Этот принцип лёг в основу Американской конституции.[59] | |
Дэвид Юм | 1711 — 1776 | Дэвид Юм родился в шотландском Эдинбурге, учился в Эдинбургском университете на юриста, однако отдал предпочтение философии. Юм не удовлетворился существующей философией и углубился в размышления, которые вылились в его Трактат о человеческой природе (англ.)русск. — произведение, которое многими оценивается, как одно из самых важных в мировой философии. В этом трактате, развивая идеи сенсуализма, сформулированные Локком, Юм демонстрирует индуктивность эмпирического мышления и обозначает связанную с индуктивным мышлением проблематику. Эти рассуждения Юма разбудили Канта от «догматической дремоты».[60][61] | |
Жан-Жак Руссо | 1712 — 1778 | Жан-Жак Руссо родился в Женеве, в бедной протестантской семье. Много лет вёл беспорядочную жизнь, бродяжничал. Поселившись в Париже, написал несколько сочинений, которые принесли ему сначала небольшие деньги, а потом славу и преследование властей. Самым главным из его сочинений был трактат «Общественный договор», который защищал демократию и отрицал священное право королей. Руссо был вынужден скрываться в Швейцарии, потом в Англии. Руссо дружил с Юмом и Вольтером, однако поссорился с обоими. В конце жизни страдал расстройством рассудка и, вероятно, покончил жизнь самоубийством.[62] | |
Иммануил Кант | 1724 — 1804 | Иммануил Кант родился и прожил свою жизнь в Кёнигсберге, стал профессором метафизики в местном университете и сначала опубликовал несколько работ, которые в современной терминологии относились бы к физической географии. Однако, в 1781 году Кант, «разбуженный», по его словам, «от догматичекой дремоты» работами Дэвида Юма, издал «Критику чистого разума» — по оценкам многих одно из самых важных философских произведений в истории. Эта работа, содержащая попытку синтеза эмпирического и рационального познания, стала началом философии немецкого идеализма, который лёг в основу современной континентальной философии.[63] | |
Гегель | 1770 — 1831 | Гегель родился в Штутгарте, в семье чиновника. Следовал академической карьере, был профессором Берлинского университета. Философия абсолютного идеализма (англ.)русск. Гегеля, сформулированная в его работе «Феноменология духа», является кульминациейнемецкой классической философии. Гегель заново ввёл в философский дискурс термины «диалектика», тезис и «антитезис» уже в тех смыслах, в которых их впоследствии использовал Маркс. Гегель считал, что любая сущность, имеющая антитезис не существует в реальности, а, следовательно, в реальности существует только одно единственное «целое».[64] | |
Примечание: Критерием внесения в список было развёрнутое описание философа в (Moore, Bruder, 2005). |
studfiles.net
Философия эпохи Возрождения
для утверждения культа человека в эпоху Возрождения, благодаря его указаниям на божественную природу людей. Античные неоплатоники полагали, что мир является эманацией Бога, а человек — обособившейся в результате эманации частицей мировой божественной души. Отсюда следовало как органическое единство имеющих одну природу Бога и мира, так
иорганическое единство божественного и человеческого. Средневековье внесло в эту конструкцию коррективы, заменив эманацию креационизмом, то есть творением Богом мира из ничего, и таким образом исключило единство божественного и мирского на основе тождественности их природы. Мыслители Ренессанса, не отвергая креационизма, вновь подняли вопрос о единстве, для обоснования которого обратились опять же к неоплатонизму, используяегоподходыкэтойпроблеме.
Гуманизм. Хотя главной чертой, характеризующей Ренессанс, является гуманизм, однако, далеко не все гуманисты были неоплатониками, обожествлявшими природу человека. Среди них встречаются и противники неоплатонизма, и сторонникидругихфилософских концепций, и, наконец, люди, не имеющие к философии никакого отношения. Но, по мнению А.Ф. Лосева, общие черты, присущие всем видам гуманизма этой эпохи, выделить все же можно. Этосвободомыслящеесознаниеивполнесветскийиндивидуализм.
Вобщественномсознанииэпохипринципиндивидуализматрактовался как принцип самодостаточности, а свободомыслие принимало форму независимости мышления человека от церковных догм. Но полностью самодостаточным может быть только Бог. И человек был объявлен Богом, хотя
исмертным, натомосновании, чтоонявляетсятворцоммира, которогонесоздал даже Всевышний. Параллель между Богом и человеком подкреплялась еще и тем, что Бог в его функции творца трансформировался в представлении возрожденческих мыслителей в мастерового, пользовавшегося при создании миратемижеинструментами, чтоичеловек.
Однако такая смелость нуждалась в философском оправдании. Деятели науки и культуры того времени ищут его в древних философских системах, интерес к которым, как к единственному виду светского философствования, противостоящего теологическим опусам, был очень высок. Среди наиболее значительных представителей подобного рода изысканий следует назвать Лоренцо Баллу, придерживавшегося чисто эпикурейских взглядов на человека; главу флорентийской платоновской Академии Марсилио Фичино, считавшего мировую душу абсолютизированной человеческой душой; Пико Делла Мирандолу, заявлявшего, чточеловекестьмикрокосмвмакрокосме, и, наконец, Парацельса, доведшего тезис о тождестве человека с окружающим его макрокосмомдопрямолинейногопараллелизма.
Но наибольшую ценность представляют концепции оригинальных выдающихся мыслителей эпохи Возрождения. Первой среди них и по срокам деятельности, и по своему значению стоит поистине титаническая личность НиколаяКузанского.
studfiles.net
Религия | Название | Описание | |
Атеисты | Локаята | (или «чарвака», санскр. चार्वाक, Cārvāka IAST) — одна из самых древних философских школ Индии. Придерживались материализма, выше всего ценили красоту рассуждения, чем были очень сходны с древне-греческими софистами. У истоков локаяты мог находитьсяАджита Кесакамбала. | |
Индуизм | Санхья | (санскр. संख्या, saṃkhyā IAST — «перечисление») Старейшая школа в индуизме, первоначально была вероятно объединена с йога. По-видимому, основана Аларой Каламой (англ.)русск., одним из учителей Будды. Благодаря развитым учительским традициям, Санхья была одной самых влиятельных философских школ в Индии. | |
Индуизм | йога | (санскр. योग) В Бхагавадгите санкхья и йога представлены как два метода достижения высшего духовного блага — «метод познания» и «метод действия», причем указывается, что они «суть одно». Впоследствии, однако, йога выделилась в качестве отдельной школы. Сама практика йоги в современном понимании — более древняя традиция, и те или иные варианты йоги были связаны со многими школами и течениями. | |
Индуизм | Ньяя | (санскр. न्याय, nyāya IAST — «закон, правило») Школа ньяи наиболее глубоко проработала вопросы логики и теории познания. В философской традиции ньяя наметилось различие между диспутом и доказательством. | |
Индуизм | Вайшешика | (санскр. वैशेषिक, vaiśeṣika IAST — «отличный, выделяющийся») Разрабатывала натурфилософию, материалистические атомические теории. По-видимому, долгое время Вайшешика развивалась вместе с ньяя, но потом отделилась от неё. | |
Индуизм | Миманса | (санскр. मीमांसा, Mīmāṃsā IAST — «интенсивное размышление») Миманса сначала не представляла собой философскую школу, а только занималась совершенствованием обрядов индуизма. Впоследствии, однако, по-видимому, в результате интенсивных дискуссий с представителями Веданты, в Мимансе сформировалось философское ядро. | |
Индуизм | Веданта | (санскр. वेदान्त, vedānta IAST — «окончание Вед») Как и Миманса изначально занималась нефилософской деятельностью — составляла ритуальные тексты, которые завершали чтение Вед. Однако, впоследствии включилась в философские обсуждения и быстро разделилась на несколько более мелких школ. | |
Джайнизм | Школа джайнизма | (санскр. जैन, jaina IAST от санскр. जिन, jina IAST — «победитель») — философское течение, переросшее в одноимённую религию, основанное легендарным Махавирой, старшим современником Будды. Выступали за автономность человеческого выбора, приближаясь, таким образом, к идее свободы воли, изучали результативность человеческих действий. | |
Буддизм | Тхеравада | (или «Стхавиравада», санскр. थेरवाद, theravāda IAST — «учение старцев») Вероятно, старейшая из буддийских школ, самая авторитетная. Тхеравада сохранила наибольшее число философских текстов. Занимала оборонительную позицию по отношению к более новым школам. | |
Буддизм | Махишасака | (Mahīśāsaka IAST — «управление землёй») Вероятно, старейшая из буддийских школ, отделившаяся от первоначального течения в V в до н. э. Впоследствии от Махишасаки в конце III в. до н. э. откололась школа Дхармагуптака. | |
Буддизм | Сарвастивада | (санскр. सर्वास्तिवाद, sarvāstivāda IAST — «учение о том, что всё есть») Школа выделилась в середине III в. до н. э. и получила большое влияние в буддизме. Известна всесторонней разработкой «теории дхарм» — одной из центральных концепций классического буддизма. | |
Буддизм | Махасангхика | (санскр. महासांघिक, mahāsāṃghika IAST — «великое собрание») Эта школа отделилась от «буддийских старцев» на Втором буддийском соборе, настаивая на сверхъестественности Будды. Впоследствии породила целое семейство школ буддизма, включаяЛокоттараваду, Экавьявахарику и др. | |
Примечание: Представлена выборка наиболее значимых школ периода V в. до н. э. — II в. н. э. согласно источнику: Шохин, 2004, с. 81—280 | |||
Название | Основатель | Представители | Описание |
конфуцианство | Конфуций | Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо,Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы | Правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. |
даосизм | Лао-цзы | Ле-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу,Вэнь-цзы, Инь Си | Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. |
Легизм | Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци,Шан Ян, Хань Фэйцзы, Шэнь Дао. | занималась проблемами социальной теории и государственного управления. | |
моизм | Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь | смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. | |
школа имён | Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун | несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. | |
школа «инь-ян» | Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан. | натурфилософы | |
Примечание: Составлено по источникам: Бурова, Титаренко, 1972 и Oxford, 2005, pp. 137—138. | |||
Изображение | Имя | Годы жизни | Описание |
Фалес | ≈640 — ≈546 до н. э. | Фалес жил в греческой колонии Милете, в современной Турции. Путешествовал в Египет и Вавилонию, откуда привёз первичные математические знания, основываясь на которых предсказал солнечное затмение. Фалес — первый известный истории человек, который рационально мыслил по поводу окружающего мира, и со времён Аристотеля употребляется выражение: «философия начинается с Фалеса». Предположил наличие первичной субстанции во всех вещах, и полагал, что это вода.[1] | |
Анаксимандр | ≈610 — ≈547 до н. э. | Анаксимандр, по-видимому, ученик Фалеса, также жил в Милете. Отверг мысль учителя, что первичная субстанция есть вода, наделял эту субстанцию мистическими свойствами. Полагал, что Земля сооизмерима по размеру с Солнцем, что всё живое тоже постепенно произошло от первичной субстанции, из которых вначале произошли рыбы, а, затем, из рыб — человек. Полагал, что есть несколько миров, которые находятся в вечном движении, стремясь к гармонии.[2] | |
Анаксимен | 585/560 — 525/502 до н. э. | Анаксимен, возможно, ученик Анаксимандра, последний из известных представителей «Милетской школы». Анаксимен предположил, что первичной субстанцией является воздух, который составляет душу, огонь, а в сгущенном виде — воду и твёрдые тела. Считал, что Земля имеет форму диска. Взгляды Анаксимена повлияли на первых пифагорейцев.[3] | |
Пифагор | ≈580 — ≈500 до н. э. | Пифагор, родился на о. Самос, путешествовал по Востоку. Поселившись в Кротоне, греческой колонии в южной Италии, основал там школу мистического толка. Именно в этой школе, по-видимому, впервые были изобретены рассуждения-доказательства для математических задач. Например, хотя принцип теоремы Пифагора был известен еще в Вавилоне, в школе Пифагора эта теорема была сформулирована и доказана в общем виде. Пифaгореанцы, таким образом, обнаружили знания, которые можно добывать не эмпирическим путём, а путём рассуждения. Эти открытия оказали большое влияние на философию Сократа иПлатона.[4][5] | |
Гераклит | ≈535 — ≈475 до н. э. | Гераклит жил в Эфесе. Его концепция содержала положения о том, что все вещи состоят из огня, и о том, что всё в мире находится в постоянном движении. Гераклиту принадлежит знаменитое изречение «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», которое подчёркивало его представление о том, что «нет ничего вечного, всё становится». Тем не менее Гераклит полагал, что движение огненных частиц не случайное, а содержит стремление к гармонии.[6] | |
Парменид | 540/515 — ≈450 до н. э. | Парменид родился в Элее, греческой колонии в Италии. Под влиянием пифагорейской школы Парменид попытался понять окружающую действительность не эмпирически, а рассуждением, базировашемся на наборе начальных фактов, которые считал очевидными. У Парменида получилась модель мира, в котором (в полную противоположность Гераклиту) не было никаких изменений, никакого движения. Парменид ввёл в философию понятие «бытие». По преданию Парменид встречался с Сократом и предположительно оказал влияние на философию Платона.[7] | |
Зенон | ≈490 — ≈430 до н. э. | Зенон жил в Элее и был учеником Парменида. Для того, чтобы подтвердить справедливость утверждений своего учителя, он придумал серию парадоксов-«апорий», которые подтверждали невозможность движения. Самые известные из них — «Ахиллес и черепаха», «O дихотомии», «О стреле» и «О стадионе».[8] | |
Эмпедокл | ≈490 — ≈430 до н. э. | Эмпедокл жил в сицилийском городе Акрагант. Эмпедокл составил теорию, в которой попытался объединить известные емунатурфилософии своих предшественников. У него получилась теория, которая сходна с современными научными представлениями о мире. Эмпедокл предположил, что существуют 4 основных элемента: воздух, вода, огонь и земля. Сами эти элементы меняться не могут, однако разные их комбинации составляют различные объекты окружающего мира.[9][10] | |
Анаксагор | ≈500 — ≈428 до н. э. | Анаксагор родился в Ионии, затем переехал в Афины. Одной из его основных заслуг считается привнесение философии в Афины. Анаксагор предполагал наличие основных элементов, хотя полагал их бесконечное деление. Он также полагал сознание одним из базовых элементов, который назвал «нус», и считал, что воздействие нуса на вещество вызвало движение, породившее мир.[11][12] | |
Демокрит | ≈460 — ≈370 до н. э. | Демокрит, родился в Абдерах, во Фракии, потешествовал по Востоку. Демокрит, по-видимому, многими своими взглядами обязан своему учителю Левкиппу, о котором сохранилось очень мало данных. Таким образом именно Демокрит известен как теоретик материализма, а главное атомизма — теории, согласно которой всё состоит из неделимых атомов. Демокрит считал, что существует много разновидностей атомов, которые различаются по форме, по размеру и по температуре, и различные комбинации этих атомов формируют различные объекты.[13] | |
Протагор | ≈490 — ≈420 до н. э. | Протагор родился в Абдерах и был учеником Демокрита. Однако, Протагор выработал свою собственную философию, отличную от существующих. Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей», и, таким образом, всё знание относительно. Его учение легло в основу скептицизма, породило много последователей софистов, которые брались аргументировать любое утверждение, а также заложило фундамент для сенсуализма.[14] | |
Примечание: Критерием внесения в список было развёрнутое описание философа в (Moore, Bruder, 2005). | |||
Изображение | Имя | Годы жизни | Описание |
Блаженный Августин | 354—430 | Аврелий Августин родился в Нумидии, в области Северной Африки, которая входила в Римскую Империю. Став свидетелем разрушения своей родины, Августин искал утешение в религии. Попробовав манихейство и различные неоплатонические группы, Августин остановился на христианстве. Августин в течение многих лет пытался интегрировать непротиворечащие Библии элементыплатонизма в христианство. Его наиболее важным вкладом в философию считается разработка теории творения «из ничего» (англ.)русск.. Объясняя, почему Господь создал мир в этот момент времени, а не в другой, Августин утверждал, что Бог существует вне времени и создал время одновременно с сотворением мира. Концепция времени Августина была линейной, то есть близкой к современной, и отличалась от типичной концепции времени первобытных народов, которые видят время как вечный круговорот. В конце жизни сталепископом и преследовал неоплатоников как еретиков.[15][16] | |
Боэций | 480—524 | Боэций происходил из знатного рода, занимал видные государственные посты в Риме. Перевёл на латынь часть геометрии Эвклида и несколько трактатов Аристотеля, которые много веков оставались единственными источниками Аристотеля в Европе. Был обвинён вколдовстве и государственной измене, подвергнут пыткам и казнён. В ожидании казни, находясь в тюрьме, написал книгу «Утешение философией» (англ.)русск., которая стала одним из самых влиятельный произведений Средневековья. Боэций в этом произведении во многом с позиций платонизма обсуждает вопросы веры и причинности.[17][18] | |
Пётр Дамиани | 1007—1072 | Пётр Дамиани родился в Равенне и сделал удачную церковную карьеру, став сначала епископом, а затем кардиналом. Около 1050 года в католической церкви шла дискуссия о допустимости использования логических рассуждений, названных у Аристотеля «диалектикой», для анализа Библии и церковных обрядов. Дамиани занял крайнюю позицию в этой дискуссии и написал сочинение, где указал, что использование логики и диалектики недопустимо вообще, а кроме этого, и светская власть, и философия должны подчиняться Папе. Формула «Философия — есть служанка теологии», многократно цитируемая впоследствии как христианскими схоластическими философами, так и современными философами, происходит из этого сочинения.[19][20] | |
Ансельм | 1033—1109 | Ансельм родился в итальянской Аосте, стал католическим священником. Придерживался сходных с Августином взглядов. В 1093 году Ансельм был назначен Папой на должность архиепископа Кентерберийского — на высший церковный пост в Англии. Ансельм известен первым онтологическим доказательством существования Бога и считается одним из отцов схоластической традициикатолической церкви. Доказательство Ансельма было неоднократно опровергнуто, например, Иммануилом Кантом.[21][22] | |
Пьер Абеляр | 1079—1142 | Абеляр был французским католиком, родившимся в обеспеченой семье в Бретани. Абеляр отказался от наследства в пользу младших братьев, так как хотел заниматься философией. Он переехал в Париж, получил хорошее образование, изучал Аристотеля. Написал ряд философско-теологических сочинений «Введение в теологию», «Христианская теология», «Познай самого себя», «Да и нет» и другие, а также произносил хорошие речи, открыл школу и имел много учеников. Искренне верил в бога и полагал, что вера в Господа должа быть не слепой, а убеждённой. В 1140 году съезд католических высших иерархов осудил взгляды Абеляра, и он был осуждён папой Иннокентием II на вечное заточение в монастырь, причём по приговору должен был сам сжечь свои книги. Абеляр также стал известен в связи с тайной женитьбой на своей ученице Элоизе, которую они долгое время сохраняли в тайне. Впоследствии мотив связи Абеляра и Элоизы нашёл широкое освещение в искусстве.[23][24] | |
Фома Аквинский | 1226—1274 | Фома Аквинский родился в Неаполитанском королевстве, учился в местном университете. В 19 лет, несмотря на протесты семьи, постригся в монахи. Долгое время преподавал теологию в Сорбонне. В середине XIII века Католическая церковь была обеспокоена влиянием исламских интерпретаций Аристотеля. Во время одного из крестовых подходов у арабов были добыты сочинения Аристотеля, и в 1256 году по поручению папской курии Фома Аквинский получил к ним доступ, чтобы выработать идеологию противостояния одному из влиятельных исламских философов, Авероэссу. Фома Аквинский написал трактат «О единстве разума против Аверроэса», а затем крупное произведение «Сумма теологии», куда вошли его знаменитые пять доказательств бытия божего (англ.)русск. и одобренная церковью интеграция аристотелизма и христианства. Философия Фомы Аквинского по сей день остаётся официальной философией Католицизма.[25][26] | |
Уильям Оккам | 1285—1349 | Уильям Оккам родился в Англии, учился в Оксфорде, затем проподавал философию в францисканской школе. В Англии опубликовал свои самые значительные произведения. Оккам придерживался номинализма, полагал, что аристотелевских универсалий (англ.)русск. на самой деле не существует, существуют лишь единичные вещи, а универсалии — плод человеческого воображения. Из его работ и под его именем стал широко известен обычно применяемый в науках принцип «бритвы Оккама», выражающийся в формуле «Сущности не следует умножать без необходимости». Этот принцип, однако, встречается ещё у Аристотеля. В 1324 году Оккам был вызван в Авиньон папой Иоанном XXII, где был обвинён в ереси, отлучён от церкви и помещён под домашний арест. Через 4 года Оккам смог бежать в Мюнхен под покровительство противника папы, Людовика IV, однако новых значительных сочинений уже не написал.[27][28] | |
Буридан | 1300—1358 | ||
Эриугена | |||
Роджер Бэкон | |||
Дунс Скот |
studfiles.net
Философия Возрождения — это… Что такое Философия Возрождения?
Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.
Общая характеристика Философии Возрождения
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.
В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.
Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.
Мишель Монтень
Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592) — выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный пункт учения — скептицизм. В отличие от агностицизма скептицизм Монтеня не отрицает познаваемости мира. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Высказывал идею равенства всех людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. Считал, что счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства. Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной.
Николай Кузанский
Николай Кузанский, настоящее имя — Николай Кребс; прозвание Кузанский получил из-за места рождения — Куза на Мозеле (1401—1464) — теолог (был кардиналом при папе Пии II), философ, крупный учёный, особенно значимы его исследования в области математики, астрономии и географии. Высказывал идею единства Бога и его проявления в природе (см. пантеизм). Предлагал гелиоцентрическую систему мира, вселенную считал бесконечной, считается, что его идеи оказали влияние на Джордано Бруно, Николая Коперника и Галилея. Подчёркивал познавательную мощь человека («человек есть его ум»), уподобляя творческие способности божественным. Одной из центральных тем его философии являются сомнения и противоречия. Он рассуждал о границах применимости закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.
Все вещи благодаря причастию Единому суть то, что они суть. Единое же, причастие чему есть бытие как всего, так и отдельного, по-своему сияет во всех вещах и в любой вещи. Поэтому в твоих размышлениях тебе нужно искать тождества во множестве или же единства — в одинаковости.
Джордано Бруно
Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Призывал познавать не сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах». Разделял гелиоцентрическую теорию Николая Коперника, высказывал идею диалектического единства противоположностей (на бесконечности прямая смыкается в окружность, периферия совпадает с центром, материя сливается с формой). Единицей сущего считал монаду, в деятельности которой оказываются слиянной телесное и духовное, объект и субъект. «Монадой монад» является Бог. В этических воззрениях придерживался идеи «героического энтузиазма» и безграничной любви к бесконечности, возвышающей людей. 17 февраля 1600 г. был заживо сожжён как еретик на площади Цветов в Риме после 8-летнего заключения .
Представители
Основные направления
Ссылки
По времени | |
---|---|
По географическому положению | |
По отношению к религии |
dic.academic.ru
16.Философия эпохи возрождения: основные идеи и представители.
Эпоха Возрождения сменила средневековье и продолжалась с середины XV века до начала XVI века. Философия этой эпохи характеризуется новыми чертами, которых не было, или не могло быть в философии средневековья:
Светскость, то есть отвлеченность и независимость от религиозных форм и задач.
Гуманизм, то есть признание человека главной ценностью жизни.
Антропоцентризм, то есть тип мышления, который центром и смыслом исследования содержит человека и его жизнь.
Обращение к античному наследию, то есть тяга к античной культуре, образу мысли, искусству и духовным ценностям.
Таким образом, термин Возрождение вообще так и понимается в двусоставном смысле:
Как возрождение античных ценностей в общественном сознании, культуре и искусстве.
Как возрождение приоритета человека в социальном укладе и в общем смысле жизни.
Если средневековая философия была теоцентристской, для которой человек есть грешник, обреченный на искупление аскетизмом и смирением, то философия Возрождения была антропоцентристской, где человек понимается как высшее творение, цель и центр всех мировых процессов, которые осуществляет Бог.
Если ранее человек понимался, как существо, отпавшее по своей воле от Бога в первородном грехе и недостойное лучшей доли, то теперь человек — это любимое творение Бога и создан для счастья и радости в земной жизни.
Мировоззрение философов эпохи Возрождения исходило из принципа — Бог начало всех вещей, а человек центр всего мира. Мировоззрение, таким образом, приобрело в эту эпоху ярко выраженный гуманистический характер, где главной ценностью мира признавались личность человека, его права на свободу и счастье.
Джордано Бруно – во всем есть Бог
Николай Кузанский – ставил задачи соединить религию, науку и философию
Лоренсо Валло – вопросы соединения языка и религии
Томас Мор – «Утопия» — место, которого нет
Капанелла – «Город Солнца» — описывал идеальное государство
Леонардо да Винчи –
Франческа Петрарка – основоположник итальянского возрождения, начало гуманизма в Европе
17.Философия нового времени: эмпиризм и индуктивный метод ф. Бэкона
Философия в это время становится наукоцентричной.
Основные идеи:
Разрабатывается научная методология
Возникают 2 направления в теории познания: эмпиризм (акцент на опытных знаниях)
Эмпиризм — одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового Основоположник – Фрэнсис Бэкон Джон Локк – «Чистая доска» человек (табула раса)
Томас Гоббс – «Левиафан» — государство – чудовище (война всех против всех)
Эмпиризм и индуктивный метод Фрэнсиса Бэкона
Ф. Бэкон – лорд-канцлер Англии
В тюрьме – «Как жить, чтобы прославиться и принести пользу людям»
Наука — самый достойный вид деятельности
Наука принесла пользу всем, но наука в совершенном обществе находится в плачевном состоянии и требует реформ
Причины плачевного состояния науки:
Ученые делили малое значение природе человека и его органам чувств
Ученые не имели единого правильного метода
Задумывает работу, которую называет «Великое восстановление науки» «Новый фронт»
Бэкон выделяет 2 ступени познания:
Чувства — основа познания, но они обманывают нас
Разум – пленен идолами (нашими заблуждениями)
Разрабатывает опытный эксперимент для преодоления Великого обмана чувств
Бэкон выделял 4 вида идолов: Идол рода – все мы представители рода человеческого. Идол пещеры – идол личного кругозора. Идол рынка – идол правильного употребления слов. Идол театра – идол авторитета
Метод → индукция — обобщение (для разума), дедукция – частные случаи, выводы Ф. Бэкон становится основоположником эксперимент –индуктивного естествознания «знание – сила, знание – власть» Сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, т. е. правильный метод поможет найти правильный путь.
способа познания:
Путь муравья (путь эмпирика (опыт)) → очень медленный. Путь пчелы (путь ученого) → самый продуктивный (чувства + разум). Путь паука (путь метафизика – софиста) → идеи из головы
studfiles.net
43 Философия эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно и др.
По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала наблюдаться острая потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Разумеется, они развивались не на пустом месте, они сохранили самую тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения или Ренессанса (XIV — XVI вв.).
Основной принцип возрожденческой философии — это антропоцентризм (воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания), который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических построений.
В эпоху Возрождения человеческая личность по преимуществу является творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческое начало, будь это искусство, политика, религия и даже техническое изобретение. Человек могуществен подобно Богу, считает Фичино. Если так, то он способен реализовать предел всякой разумности и красоты. Но как? Каким образом добиться этого?
Свои творения человек реализует в телесном. Здесь возрожденцы возобновляют античную тенденцию рассмотрения в единстве духовного и телесного. Причем имеется в виду, что творение является максимально совершенным. Но совершенное есть красота. Человек эпохи Ренессанса — это не просто творец, а творец и художник одновременно. Он художник в искусствоведческом смысле, т.е. живописец, музыкант, и творец в эстетическом смысле вообще, т.е. технический работник.
В искусстве большинство сюжетов берут из Библии, а наиболее излюбленным сюжетом живописи Возрождения является Богородица с младенцем; на смену этим картинам приходят изображения мадонн. Уже сам выбор библейских мотивов указывает на присутствие духовного в картине, оно выражается прежде всего красотой человеческого тела. Для эстетики Ренессанса характерна слитность духовности и личностно-материального. Максимального эстетического эффекта можно достичь двумя путями. Первый путь — опора на библейские сюжеты. Второй путь — это изображение самого себя. Ведь автопортрет художника наиболее ярко выражает его духовность, его отношение к эпохе.
Но исходным учителем живописца является не только Библия, а прежде всего он сам. Художник должен быть образован во всех смыслах: философском, богословском, математическом.
Основные идеи философии эпохи Возрождения:
Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека, при этом по-новому культивируются неоплатонические построения.
Гуманизм, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье.
Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.
Личностно-материальное понимание мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.
Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.
Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы.
Геометрически-структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.
Пантеизм.
studfiles.net
Философия эпохи Возрождения
План
Введение
1. Гуманизм эпохи Возрождения
2. Философия Николая Кузанского
2.1 Философия бесконечности Николая Кузанского
3. Утопические и естественнонаучные идеи эпохи Ренессанса (Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно)
3.1 Томмазо Кампанелла
Заключение
Список литературы
Эпоха Возрождения — Ренессанс (примерные границы — XIV — XVI вв) — одна из самых ярких в истории человечества. То, что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось уже в XIV веке, а в XV веке достигло расцвета. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением — прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Эразм Роттердамский и многие другие. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов. Название эпохи и означает «возрождение античности». Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство: если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение — эпохой преимущественно художественно-эстетической. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века — Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим. Период Ренессанса — это переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Высшей ценностью становится человек, что обусловило важнейшую черту культуры Возрождения — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Философия Ренессанса «реабилитировала» мир и человека, поставила, хотя и не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного, поколебала незыблемые ранее позиции церкви. Таким образом, был указан путь дальнейшего развития философии, культуры и науки.
Гуманизм (лат. humanus — человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Несмотря на то, что понятие «гуманизм» появилось сравнительно недавно, термин «гуманист» (итал. humanista и его производные в различных языках) появился в середине XV в. и указывал на преподавателей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали. Кроме того, уже в XIV веке для того, чтобы обозначить эти дисциплины, говорили: «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины) и «studia humaniora» со ссылкой на известные выражения Цицерона и Гелия, обозначающие эти дисциплины. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Однако в таком понимании он относится только к духовной сфере, пропадает его практический, динамический момент, поэтому необходимо отметить, что гуманизм был собой общественным движением и представлял в этом смысле огромный исторический прогресс. Относительно места Гуманизма в эпохе Ренессанса существует бесчисленное множество критической литературы. Однако ученые не только не достигли определенности и единодушного согласия в характеристике этого периода, но мало-помалу запутываются в клубке различных проблем. Вопрос осложняется тем, что в это время происходят изменения не только в области философской мысли, но и во всех сферах жизни человека: в общественном, политическом, мор
mirznanii.com