Среда , 24 Апрель 2024

Философия в новое время – Тема 4. Философия Нового времени.

Содержание

Философия Нового Времени – кратко самое главное


Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!

Философия Нового Времени – кратко самое главное. Продолжаем наше знакомство с философией в коротком, простом изложении. В предыдущих статьях Вы узнали о таких периодах философии:

Часть 1. Философия - определение, предмет изучения
Часть 2. Философия Древней Греции кратко
Часть 3. Философия Древней Индии кратко
Часть 4. Философия Древнего Китая кратко 
Часть 5. Философия средних веков кратко
Часть 6. Философия Эпохи Возрождения

Итак, обратимся к философии Нового Времени.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Философия Нового Времени – кратко самое главное

17-18 вв — это период, к которому относится философия нового времени. Это было время, когда человеческая цивилизация совершила качественный скачок в развитии очень многих научных дисциплин, которые в свою очередь оказали огромное влияние на философию.

В философии Нового времени стала все больше доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и человека.

Особенно характерна для данного периода развития философии тенденция все объяснять с точки зрения материализма. Это было связано с тем, что естествознание было в приоритете в то время и оказывало сильное влияние на все сферы жизни социума.

Основные направления философии Нового Времени – эмпиризм и рационализм

Для философской мысли того времени характерны несколько ярко выраженных направлений:

  • эмпиризм,
  • рационализм,
  • философия просвещения,
  • французский материализм..

Эмпиризм – это в философии?

Эмпиризм – это направление в философии, которое признает только опыт и чувственное восприятие в познании и принижает роль теоретических обобщений.

Эмпиризм противостоял рационализму и мистицизму. Сформировался в английской философии 17 века во главе с Фр. Беконом (1561-1626), Гоббсом, Локком.

Рационализм – это в философии?

Рационализм – это направление в философии, которое признает только разум единственным источником познания, отрицая познание при помощи опыта и чувственного восприятия.

Слово «рационализм» происходит от латинского слова «разум» – ratio. Рационализм сформировался во главе с Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой.

Философия просвещения 18 века

Философия просвещения 18 века сформировалась в Эпоху просвещения. Это был один из важных периодов европейской истории, был связан с развитием философской, научной и общественной мысли. В его основе лежали лежали свободомыслие и рационализм.

Эпоха Просвещения началась в Англии под влиянием научной революции 17 века, распространилась на Францию, Германию и Россию. Ее представители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо.

Французский материализм 18 века

Французский материализм 18 века –  это направление в философии, возродившее эпикуреизм, интерес к философии античности.

Сформировался во Франции 17-18 вв. Его представители Ламетра, Гольбах, Гельвеций.

Проблемы философии Нового Времени

Особое место в философии Нового времени занимала проблематика бытия и субстанции, именно в ней по мнению философов заключалась вся сущность мира и возможности им управлять.

Субстанция и ее свойства были в центр внимания философов, так как, по их мнению, задача философии заключалась в том, чтобы сделать человека властителем природных сил. Поэтому базовой задачей и было изучение субстанции, как базовой категории всего сущего.

В результате в философии сформировались несколько течений в вопросе изучения субстанции. Первый из них основал Бэкон, который считал, что субстанция является основой всего сущего. Второй основал Локк. Он в свою очередь пытался осмыслить субстанцию с точки зрения гносеологии.

Локк считал, что понятия основаны на внешнем мире, а объекты, которые мы видим, имеют только количественные особенности, и отличаются друг от друга только первичными качествами. По его мнению материя не имеет какого-либо многообразия. Объекты имеют отличия только фигурами, покоем и движением.

Юм резко критиковал идеи о том, что субстанция имеет какую-либо материальную основу. По его мнению, есть только «идея» субстанции, и именно под нее он подводил ассоциацию восприятия.

Представители данного направления совершили значительный прорыв в изучении и дальнейшем развитии теории познания, где основными предметами изучения стали проблематика научного подхода в философии и методы изучения человеком окружающей его действительности, а также связь между внешним и внутренним опытом в сочетании с проблематикой получения истинного знания.

В результате изучения всех вышеуказанных проблем как раз и возникли основные направления в философии Нового времени — эмпиризм и рационализм. Основателем эмпиризма был Ф. Бэкон. Рационализма  представляли Декарт и Спиноза.

Главные идеи философии Нового времени

Главные идеи заключались в принципах независимо размышляющего субъекта и методического сомнения. А также в ней были разработаны метод интеллектуальной интуиции и индуктивно-эмпирический метод познания мира.

Помимо этого, были разработаны методы юриспруденции и способы защиты свободы людей. Основной целью было намерение воплотить идеи свободы от религии, выстроить видение мира на основе научного знания.

Главные идеи философии Нового Времени:

Книги по философии Нового Времени

  • В.Хёсле. Гении философии нового времени
  • П.Д.Шашкевич. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

Философия Нового Времени. ВИДЕО ЛЕКЦИЯ

Резюме

Надеюсь, статья «Философия Нового Времени – кратко самое главное» оказалась полезной для Вас. Можно сказать, что философия Нового Времени стала значительной движущей силой в развитии всей человеческой цивилизации, подготовила основу для совершенствования философской научной парадигмы и обосновала методы рационального познания.

Следующая статья посвящена теме «Немецкая классическая философия».

Желаю всем неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!

Алёна Краева

SMARTБЛОГ

alenakraeva.com

Философия Нового Времени: эмпиризм и рационализм

Период развития философии в странах западной Европы в 17 – 18 вв. называют Философией Нового времени, поскольку он совпал с развитием и становлением капитализма, эпохой прогресса в развитии науки и техники. Это повлияло на настроение в обществе. Так появилось новые направления в философии.

Ученые того времени стали размышлять о роли человека в собственной жизни. О том, что он, а не “высший разум” влияет на судьбу. Яркие представителей Философии Нового времени, которые потрясли мир мыслями и идеями — Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц, Николай Мальбранш, а также Френсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.

Основные течения

Философия Нового времени включает в себя два направления — эмпиризм и рационализм. Первое говорит о том, что во главе всего стоит опыт человека и то, как он воспринимает окружающую действительность. А вот роль научных теорий, по сравнению с опытом, ничтожно мала. Это философское течение сформировалось в Англии. Его яркими представителями являются: Бэкон, Гоббс и Локк.

Представители второго направления считали, что единственно возможный способ познавать то, что происходит вокруг — обратиться к своему разуму. Представители этой теории отрицают, что мир познают при помощи человеческого опыта либо опираясь на чувственное восприятие. Они не согласны с представителями философии эмпиризма. Основные представители рационалистического подхода — Лейбниц, Спиноза и Декарт.

Рационализм – это учение о том, что возможность людей при помощи собственного разума познавать окружающую действительность и менять ее к лучшему практически безгранична. Рационализм в философии нового времени, опирается на прогресс в развитии науки и техники и соответствующих настроений в обществе. Его характерными чертами являются придание истории оптимистического окраса, восхваление человека как свободного и активного существа.

Подобные течения появлялись во время разложения эпохи феодализма и существенных перемен и экономике, жизни общества в целом. Объясняется это тем, что в период развития капитализма нужно было развивать образование, науку. А для этого — постепенно раскрепощать человеческие умы.

Рационализм выражает взгляды и устремления нового класса, буржуазии в ее борьбе с феодализмом и господством католической церкви. Человек, как разумное существо, является властелином мира. Поэтому, он строит все отношения в обществе, руководствуясь разумом. Человек должен помнить, что он равен любому другому, имеет личные права и свободу.

Философия эпохи Просвещения

В 17-18 вв. многие говорили о господстве разума над всей окружающей действительностью. Человек, при помощи своих знаний и мышления, регулирует собственную жизнь. Для этого, нужно относиться критически к существующим традициям и духовным авторитетам. ВНужно критиковать, сложившиеся в обществе, религиозные убеждения. Все, казавшиеся незыблемыми, религиозные постулаты проходят проверку на их разумность. Цель этого процесса — убрать из человеческой жизни все суеверия и заменить их на более разумные мысли. Одна из целей философии в эпоху Просвещения является перемирие между различными религиозными общинами. Продвигается идея о том, что Бог един, он создал совершенный мир и больше не вмешивается в его развитие.

17-18 века также являются временем множества научных открытий. Человечество начинает верить себя, в свои безграничные возможности и в собственную огромную роль в истории технического прогресса. Быстрыми темпами происходит экономическое развитие. Появляется новый социальный класс — буржуазия. Появляется новое социальное движение — либерализм, которое характеризуется требованиями предоставить свободу предпринимателям и торговцам. А также — внедрением мысли о том, что права отдельного индивида являются первостепенными по отношению к интересам государства.

Формируется новый взгляд на теорию появления государства. Просветители утверждали, что оно зародилось вследствие договоренности между народом и правительством. Вся мощь государственной власти, согласно этой теории, находится в руках народа. Властные полномочия осуществляют специально созданные для этого государственные органы, в интересах народа. Причем власть поделена между ними так, что это позволяет исключить любые злоупотребления своим положением. Этой модели до сих пор придерживаются в своем развитии многие страны.

Идеи Французского материализма

Значительный вклад в становление философии 18 века внесли ученые-материалисты. Они первыми начали в открытую утверждать о том, что Бога не существует. Так появилось течение атеизм. В основе всего, что есть во Вселенной, находится постоянно движущаяся материя. Природа дает жизнь всему.

Источник любого знания— это ощущения, которые появляются после воздействия на органы чувств предметов материального мира. Главным органом чувств является – человеческий мозг. Он решает, как реагировать на воздействия извне.

Представители “Просвещения” не признавали концепцию о том, что изначально любой человек — грешник. Они считали, что не только физические, но и моральные качества формируются на протяжении всей жизни, в результате воспитания.

Философы эпохи “Просвещения” говорили о возможности создания глубоко нравственного общества, членами которого будут являться лишь атеисты. Современные ученые были шокированы такой теорией. И не все были готовы согласиться с ней. Когда Гольбах и Гельвеций выпустили труды, где раскрыли несостоятельность религиозных устоев, эти работы сожгли по решению Парламента Парижа.

Основные проблемы

Можно выделить несколько проблем, которые поднимала Философия того времени. Давайте рассмотрим, в чем заключаются некоторые из них.

Проблема счастья и поиска смысла жизни

Чтобы человек мог нормально развиваться, ему нужно регулярно думать о своих потребностях— физических, духовных, познавательных. Потребности являются следствием негативных эмоций, которые испытывает человек. В результате негативные эмоции утихают. На смену им приходят радостные.

Человек способен совершать даже те действия, которые совсем не вызывают у него “душевного подъема”. В конечном итоге это принесет ему пользу.

Счастье – состояние в динамике, развитии. Положительные эмоции человек получает, когда удовлетворяет свои нужды, исполняет желания. Потом, эмоции притупляются, и появляется необходимость ставить новые цели.

Проблема научного метода

Впервые, учение о научном методе появляется в период Нового времени. Метод упорядочивает знания, придает им значимость. Появляется теория независимости знаний от личности субъекта. Формируется принцип всеобщности знаний. Он заключается в предположении о том, что знания едины для всех.

Существовало мнение о том, что при множестве опытов будет получаться один и тот же результат. Такие исследования можно продолжать столько раз, сколько нужно, чтобы считать знание достоверным.

Проблема субстанции

Под субстанцией понимают первооснову всего, которая что не нуждается ни в чем другом. Эта проблема назрела еще в античные времена. В Философии Нового времени она также оставалась значимой для общества. Чтобы понять эту проблему, появляются такие понятия как дуализм, монизм и плюрализм:

  1. Дуализм — утверждение о том, что в основе всего во Вселенной находятся два начала, противоположных по сути. Человеческая жизнь —борьба противоположностей. Поэтому невозможно все время находиться в состоянии покоя.
  2. Монизм — утверждение о том, что основой всего на Земле является единое начало. Объекты и явления, согласно этой теории, схожи между собой.
  3. Плюрализм — утверждение о том, что существует несвязанные начала, формы бытия. Они не борются между собой. Плюрализм существует в любой области человеческой жизни — философия, религия, творчество.

После того, как период Философии Нового времени завершился, теория о субстанции была признана фикцией и перестала считаться важной.

Философские идеи в 17-18 вв

Во времена Философии Нового времени впервые осмысливается наука как система истинных знаний. Представители эмпиризма утверждали, что суть познания в опыте. А рационалисты утверждали, что она — в разуме. Объединить эти подходы стремился философ Иммануил Кант.

В то время устанавливается прочная связь между философией и наукой. Картина мира больше не объясняется религиозными учениями. В основе лежат научные знания. Вот почему это было время прорыва в науке. Изменились теории о сущности человека. Наука способствовала тому, что люди познавали окружающий мир. Благодаря этому, в развитии всей цивилизации произошел прогресс.

Главная мысль того периода – независимое мышление субъекта и появления методического сомнения в тех знаниях, в которых ранее никто не сомневался. Создан индуктивно-эмпирический метод изучения реальности. Чтобы защитить права людей, появляется юриспруденция.

Цель философии Нового времени. — воплощение в жизнь теории о свободе человека от религии и формирование нового видения мира на основе научных познаний.

Учение о смысле жизни

Многие философы в 17-18 вв. говорили о смысле жизни. За свою жизнь человек ставит различные цели. Если он последовательно идет к ним, то достигает. К целям относится: создание семьи, получение образования, должности. Эти цели значимы на некоторых этапах в жизненном пути. Поэтому их считают частными. Есть объединяющая цель, которая объясняет смысл существования. Она будет являться смыслом жизни.

Согласно философским учениям, смысл жизни состоит в том, чтобы достигнуть ощущения счастья. Это достижение такого состояния, когда удовлетворяются все разумные потребности человека в его жизни. Смысл заключается в самореализации личности.

Смысл бытия, согласно этой концепции, не дается Богом или кем-то другим. Он состоит в жизни, как таковой. В ее развитии без причинения вреда другим людям. Даже несмотря на то, что человек смертен, его существование имеет значимость.

Радость и счастье приносит удовлетворение межличностных потребностей человека, которые появляются у него в процессе воспитания: потребность улучшать жизнь детей, близких, друзей, создавать что-то для человечества.

mystroimmir.ru

4. Философия в Новое время. Философия: конспект лекций

4. Философия в Новое время

Значительные изменения во взаимоотношениях между религией и философией происходят в Новое время, хронологически охватывающее собой период с конца XVI века до середины XIX в. Начинается этот период с того, что философия только-только подготавливает пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества.

Такое изменение ситуации стало возможным главным образом благодаря потребностям экономического развития преимущественно европейских государств. Жизнь, развитие производства настоятельно требовали эмпирических данных, их систематизации и выяснения причинно-следственных связей. Наука Нового времени, и в частности, естествознание стремятся к познанию действительности, опирающейся на чувственные знания, ибо религиозная вера таких знаний не давала. Обращение к чувственному познанию, ведет к небывалому до этого выявлению конкретных фактов в различных областях человеческой деятельности. Однако характер философского мышления определяется не только ориентацией на чувственное восприятие и практические результаты. Не меньшее значение имеет систематизация, классификация открываемых явлений, способствующих развитию теоретического мышления, которое, в свою очередь, стремится не только отыскать причинно-следственные связи, существующие между явлениями, но и создать на основании полученных знаний новую картину мира и показать роль в нем человека. Подобный подход полностью подрывал монополию богословия на объяснение происхождения мира и характера происходящих событий, открывал перед человеком новые пути его объяснения и познания, в том числе материалистические, совершенно невозможные в предшествующие столетия. На примере деятельности некоторых философов этого периода покажем, как это происходило реально.

Первым мыслителем, заложившим серьезные материалистические предпосылки для научного объяснения явлений мира, был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Он же стоит у истоков формирования важнейших принципов, определивших лицо новой философии. Прежде всего Бэкон делает попытку радикально изменить взгляд на философию, которую он рассматривает не как созерцание мира, а как науку о реальном мире, опирающуюся на опытное познание. В соответствии с этой посылкой, английский мыслитель предлагает по-новому определить место и роль науки, в том числе и философии, в жизни человека, которые сводятся к тому, что с помощью науки человек может подчинить себе природу и использовать ее для своего благополучия. Бэкону принадлежат крылатые слова: «Знание – сила».

Бэкон является также родоначальником английского материализма и всей современной экспериментальной науки. Воззрения Бэкона правильнее было бы считать эмпиризмом, то есть эмпирической философией, опирающейся на опыт и эксперимент, которые выступают главной основой нового взгляда на мир и формирования нового научного метода. Такой подход закладывал в обществе принципиально иной взгляд на объяснение сущности мира, его природу и возможности его познания.

Наконец, принципиально важным для укрепления положений философии и усиления ее позиций в обществе стал предложенный Бэконом индуктивный метод познания, суть которого заключалась в постепенном обобщении фактов, наблюдаемых с помощью опыта. Индуктивный метод включал в себя обязательное использование человеческого разума при анализе эмпирических фактов. Путь к истине, по Бэкону, лежит через непрерывные и постепенные обобщения частных фактов к более общим положениям, а от них – к общим аксиомам. Бэкон был сторонником «двойственности истины». Он не отрицал божественную истину, то есть истину о Боге, но он утверждал за философией право на свою истину, а это поднимало философию на такую высоту, открывало перед философией такие возможности для развития, которые были немыслимы еще несколько десятилетий назад.

Огромная роль в утверждении позиций философии в качестве познавательной дисциплины в общественной жизни принадлежит французскому мыслителю Рене Декарту (1596–1650). Прежде всего он утвердил в праве на самостоятельное существование человеческое «Я», человеческое мышление, независимое ни от чего, в том числе от Бога. Человеческий ум, разум, по Декарту, – это независимая ни от кого и ни от чего субстанция. Более того, без Я, человеческого мышления трудно представить что-либо существующим. Отсюда знаменитое декартовское изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую». После Декарта, человеческий ум, человеческое Я, которое в течение столетий боролось с религией за самостоятельное от Бога существование, обрело право на жизнь. С этого момента без учета человеческого разума нельзя было приступать к констатации или анализу любого явления. Разумеется, Декарт не отвергает право Бога, а следовательно, религии на существование, но он отрицает за ними право быть предтечей, началом философствования. Философия Декарта являет собой новый, рационально мыслимый мир, отвечающий соответствующему уровню естествознания и определяющий параметры его будущего развития. Гегель охарактеризовал новую философию так: «Декарт направил философию в совершенно новое направление, которым начинается новый период философии. Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все предшествующее философствование, в частности, то, которое исходило из авторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто». [Гегель. Соч., М., 1932, Т, XI, С. 257.]

В области познания для Декарта, и это органически вытекает из его основополагающего принципа, исходным выступает мыслящее Я, то есть человеческое сознание. Ни Бог, ни вера, а человек, его мысль является источником и средством постижения знания.

Исходя из сказанного, можно с полным на то основанием утверждать, что после Декарта философия не только уравнялась с богословием в правах на существование и объяснение мира, но и в определенной степени даже получила кое-какие преимущества в том, что касается роли человеческого ума в познании мира.

Новую страницу во взаимоотношениях философии с религией открыли французские мыслители-просветители XVIII века. Впервые в истории общественно-политической мысли они сделали Бога, религию, церковные ритуалы объектом критики, порой непоследовательной, а иногда даже ставившей под сомнение право религии со всеми ее атрибутами на существование. Более того, богословие, церковный клир обвинялись во всех земных грехах и, в частности, в том, что сдерживали общественный прогресс, развитие человека и выступали средоточием зла на земле. В подтверждение приведем некоторые идеи и высказывания французских мыслителей-просветителей.

У истоков радикальной критики религии и церкви стоял Жан Мелье (1664–1729), французский философ-материалист, большую часть своей жизни проработавший священником в сельской местности. В отличие от своих далеких предшественников – Лютера и Кальвина, подвергавших критике или сомнению необходимость существования церковного клира или некоторых церковных обрядов, Мелье, по существу, решительно отвергает основные догматы католической веры, само изложение церковной истории. Он критикует само содержание Библии, причем так, как до него никто этого не делал. Прежде всего он показал несостоятельность содержавшихся в ней сведений о явлениях Бога людям. Что же касается божественных деяний, свидетельствующих о могуществе Христа, то Мелье увидел в них различные вариации мифов, существовавших до появления Библии. Не обошел он своим вниманием обещания и пророчества, заявленные в Ветхом и Новом заветах, которые оказались нереализованными. Рассматривая учение церкви о сотворении мира Богом, Мелье показывает, что имеется достаточно доказательств, которые не подтверждают существование Бога. Творцом всего он считает саму природу. И вообще объяснение мира и всего в нем образующегося через всевозможные комбинации материи Мелье считает более разумным и естественным, чем идею сотворения мира Богом. Еще более резко отзывается Мелье о служителях церковного культа, осуждая их за поддержку грабительской политики правителей по отношению к народу с помощью веры в Бога. Лейтмотивом отношения Мелье к богословию и его служителям выступают слова, высказанные им в его «Завещании», ставшим достоянием общества только после смерти философа. Обращаясь к посещавшим его проповеди крестьянам, он обещает открыть им «глаза, хоть и поздно, на те нелепые заблуждения, среди которых мы все, сколько нас есть, имели несчастье родиться и жить, на заблуждения, которые я сам имел неприятную обязанность поддерживать». [Мелье Ж. Завещание. М. 1954, Т. I, С. 55–56.] Мелье не только отрицал христианство, но и право на существование других религий, поскольку «всякий культ и поклонение богам» – это не только «заблуждение», но также «злоупотребление», «обман и шарлатанство».

Антирелигиозная направленность идей Мелье получила дальнейшее развитие в трудах других французских мыслителей, и в первую очередь, Дени Дидро (1713–1784) и Гольбаха (1723–1789). Французские философы дают всестороннюю критику и самой религии, и ее проповедников. Прежде всего они подвергают сомнению само содержание Библии, ее божественность и делают попытку; можно сказать, первую в истории общественной мысли, объяснить ее земное происхождение. Так, Дидро обращает внимание на то, что в первые века существования христианской веры насчитывалось несколько десятков только Евангелий, из которых в дальнейшем только сами богослужители отлучили пятьдесят шесть, как содержащие всякий вздор. Используя другие аргументы, Дидро утверждает, что составление и написание текста Священного писания было делом рук человеческих, а не божественных. И вообще, по мнению Дидро, во всех религиях «от имени бога говорили всегда люди», у которых никто никогда не видел божественных «верительных грамот». [Дидро. Избранные атеистические произведения. М., 1956, С. 234.] Аналогичную позицию по отношению к содержанию Библии и ее происхождению занимает Гольбах. Так, критикуя Ветхий завет, он, подобно другим мыслителям, в частности, Спинозе выражает сомнение, что Моисей действительно является автором Пятикнижия, то есть первых пяти книг Библии. Его аргументы сводятся к тому, что в этих книгах, излагающих основы иудаизма, «упоминаются города, которых не существовало в эпоху Моисея. Там рассказывается о царях задолго до того, как у евреев они появились. Наконец, в этих книгах говорится о смерти и погребении Моисея». На основании этих и некоторых других фактов делается вывод, что «произведения, приписываемые Моисею, написаны разными людьми в разное время». [Гольбах П. А. Галерея святых. М., 1962, С. 175.]

Нетрудно сделать вывод, что подобные рассуждения и доказательства Дидро, Гольбаха, других мыслителей-безбожников подрывали фундамент самой христианской веры, как, впрочем, и всякой другой религии.

Следующим объектом критики являются различные «чудеса», которыми изобилует Священное писание и которые служат доказательствами ее «боговдохновенности». Дидро обращает внимание на наличие «чудес» в священных книгах, преданиях и летописях всех народов мира и единственным критерием, подтверждающим истинность «родных чудес» и ложность «чужих», является авторитет своей религии. Не говоря уже о том, что большинство «чудес» просто невозможны с позиций достижений естествознания, Дидро отмечает, что в истории всех народов есть события, которых нельзя отрицать, не впавши в нечестие, и которых нельзя признать, не впавши в слабоумие. «Боговдохновенность» христианства отрицает и Гольбах. Этот тезис он обосновывает тем, что в проповедях Иисуса еще нет четко сформулированных и обозначенных христианских догматов и культовых правил. Их скорее можно было рассматривать как сектантские отклонения от основ иудаизма. И только уже в посланиях, автором которых называют апостола Павла, эти отклонения, согласно Гольбаху, и превращаются в новую религию, то есть в Христианство.

Исследуя источники, оказавшие влияние на формирование религии, Дидро прямо указывает на заимствование христианством у язычества некоторых догматов, таких, как непорочное зачатие «божьей матерью», воскресение умертвленного «Сына Божия» и Его вознесение на небо, очеловечивание Бога, которые, по мнению самих христиан, имели человеческое происхождение, но отнюдь не божественное. Еще один источник земного происхождения христианства, и в частности, его догмата о триединстве Бога, Дидро обнаружил в платоновском учении о трех божественных ипостасях.

Очень веские аргументы в пользу земного происхождения религии приводит Гольбах. Причем эти доводы в ходе исследования данного вопроса конкретизировались, уточнялись и насыщались новыми фактами. Одним из таких источников является иудаизм, а поэтому заповеди Иисуса (речь идет о его образе в Евангелиях), которые призывали верующих расстаться с светским образом жизни и посвятить себя служению Богу, заимствованы, по мнению Гольбаха, у «набожных и фанатичных евреев, известных под именем эссенов, ессеев или терапевтов…». [Гольбах П. А. Галерея святых. М., 1962, С. 248.]

Гольбах обнаружил и такой мирской источник христианского вероучения, как платоновская идеалистическая философия. Фундаментальный для Христианства «догмат троичности божества явно заимствован из фантазий Платона – Платон допускал три ипостаси или вида существования божества. Первая – это всевышний бог, вторая – логос, слово, божественный разум, порожденный первым богом, и третья – дух, или душа мира. По-видимому, первые учителя Христианства были платониками. Если бы они не проявляли неблагодарности, они должны были бы объявить Платона пророком или отцом церкви». ]Гольбах П. А. Священная зараза. Разоблаченное Христианство. М., 1936, С. 261.]

Однако главным земным источником происхождения религии почти все французские мыслители считали невежество народа, предрассудки и суеверия, царившие в его среде, незнание природы, космоса, страх перед ними. Именно эти условия были главными, и они породили веру в богов, сначала языческих, а затем христианского.

Теоретическая деятельность французских мыслителей-безбожников, которые уже не удовлетворялись лишь отрицанием реальности Бога и обязательности религиозного культа, но также требовали принятия на государственном и общественных уровнях решений, которые бы секуляризировали государственную власть, то есть отделили церковь от государства, ликвидировали привилегии церкови и ее клира, сыграла колоссальную роль в изменении соотношения сил и влияния между религией и философией. С этого момента религия начала постепенно сдавать свои доминирующие позиции практически во всех сферах духовной жизни, а философия не только получила статус самостоятельной и независимой от религии науки, но начала постепенно усиливать свои позиции в общественной жизни.

Нам нет смысла прослеживать характер взаимоотношений между религией и философией в последующие столетия. Тенденция, обозначившаяся ранее, продолжает сохраняться и в наше время. Светские, человеческие науки привлекают все большее число людей, но позиции религии и церкви также остаются достаточно прочными и даже сейчас трудно сказать, на чьей стороне перевес.

Современные теологи, отмечая некоторый упадок интереса к религии в отдельных регионах христианского мира, тем не менее уверены в могуществе религии и ее влиянии на умы, а скорее души людей. Нельзя сказать, что для этого у них отсутствуют серьезные основания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Философия Нового времени

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.

Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этичекие вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.

В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.

Френсис Бэкон

Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561—1626). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков» (идолов). «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» («призрак площади») — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).

«Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы… нужно без колебания вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоит одна цель — исследование истины.»

Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Считал себя Евклидом в области общественных наук. Утверждал невозможность создания общества, используя геометрический подход, поскольку он касался бы личностей людей. Этот подход по его мнению необходимо использовать в политике.

«Люди отступают от обычая, когда этого требует их интерес, и действуют против разума, когда разум против них. Вот чем объясняется, что учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкиваясь ни с их честолюбием, ни с их выгодой или вожделениями. Ибо я не сомневаюсь, что если истина, что сумма углов треугольника равна сумме двух углов квадрата, противоречила бы чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения книг по геометрии было бы вытеснено.»

В своем трактате «Левиафан» сравнивает государство с этим библейским персонажем, принижающим людей, ограничивающим их потребности. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Суть добра и зла определяет государство, а остальные люди должны этих критериев придерживаться, поскольку деятельность государства должна быть направлена на обеспечение блага людей. Государство должно заботиться об интересах и счастье народа.

Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Если Френсис Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.

Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяженностью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.

Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».

«Если мы станем отвергать все то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, — есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке.»

Метод научного познания, используемый Декартом, можно назвать аналитическими или рационалистическим. Рене Декарт занимался изучением многих наук, в том числе, анатомией. В своих трудах он описал психофизиологические основы деятельности мозга (души), доказав фактически рефлекторную суть психики. За это И. П. Павлов воздвиг в свое время памятник Декарту под Санкт-Петербургом.

Блез Паскаль (1623—1662) — знаменитый французский философ, физик, математик и писатель. Плодотворно поработав в области естествознания и математики (он является одним из «отцов» теории вероятностей), он разочаровался в них и перешел к изучению религии и философской антропологии. Он считал, что «доводы разума», постоянно колеблющегося между сомнениями и уверенностью, ниже «доводов сердца».

«Природа ставит в тупик скептиков, разум — догматиков; догматик не может справиться с непреодолимой слабостью разума, а скептик не может справиться с непреодолимой идеей истины.»

Он выводил основные идеи христианства из традиционного синтеза космологии и метафизики аристотелевского толка. Указывал на незначительность человека, но в то же время и возвышал его из-за способности мыслить:

«Пространство Вселенной поглощает меня, как точку; мыслью же я объемлю всё.»

Сочинение Паскаля «Мысли» входит в список лучших французских книг и переведено на многие языки мира.

Бенедикт Спиноза (1632—1677) в отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего». Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривал Бога безличным растворением в природе, за что подвергался при жизни различным гонениям со стороны церкви. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. Мышление таким образом приписывалось всему, а не только человеку (см. гилозоизм). В своей философии большое место уделял пониманию диалектического единства вещей: конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости («свобода есть осознанная необходимость», «истина открывает и саму себя, и ложь»).

Немецкий философ Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) был очень разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов — монад, духовных и материальных начал, обладающих вместе с тем движущей внутренней силой. В этом он близок к античному философу Аристотелю. Из философии Спинозы он «изъял» пантеистического Бога, считая его действительным творцом всего сущего, «виновником и господином» бытия. Единство монад есть результат Богом «предустановленной гармонии».

Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая пространство местом существования вещей, координирующим их положение, а время — фактором, описывающим последовательность состояний объектов. Внес существенный вклад в развитие математики (ввел понятие бесконечно малых величин), указал на значимость доказательства в рациональном познании. Считается основателем символической и математической логики.

Дэвид Юм (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист, представитель агностицизма. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Считал, что внешний опыт не может быть критерием истинности знания, поскольку он лишь «поток впечатлений», в котором нельзя строго выявить причину и следствие. Опыт, таким образом, нельзя объяснить логически, а потому он не может давать истинного знания. Поэтому Юм делает вывод о невозможности объективного познания причинности явлений. Он утверждал, что источником нашей уверенности является не теоретическое знание, а вера.

studfiles.net

Философия Нового Времени

Новое время (XVІІ – XІX вв.) можно разделить на два этапа: вторая половина XVІІ – XVІІІ вв. – время становления и развития Просвещения; XІX век – время расцвета буржуазного общества. Вспомните: с какого политического события условно отсчитывают Новое время?

Прежде всего следует объяснить само название «Новое время». Это эпоха нового уровня жизни, развития ее культурной, экономической, социальной и политической составляющих. Нас в первую очередь интересует, естественно, культура Нового времени. Что здесь изменилось? В XVІІ – XVІІІ веках произошло историческое событие: научные знания, локальные научные теории интегрировались в новое автономное культурное образование – науку. Параллельно совершенстовалось образование: оно обрело массовость, государственную опеку, превратилось в элемент политики; по всей Европе распространилась университетская подготовка, университеты перестроили учебные программы с учетом научных достижений, появилось современное инженерное образование. К этому времени относится завершение строительства демократической идеологии, обеспечивающей свободу слова, убеждений гуманистической нацеленности, равный доступ к государственному строительству, труду и т.п. Истоки современного искусства мы также обнаружим там. Добавьте к исторической справке свершение промышленной революции и становление рынка. Даже такое беглое перечисление социально-культурных нововведений позволяет представить произошедшее качественно иным в сравнении с прошлым временем истории. Это было действительно Новое время.

В философии Новое время открывают идеи двух титанов: англичанина Ф. Бэкона (1561-1626 гг.) и француза Р. Декарта (1596-1650 гг.). Первый был материалистом, второй – дуалистом (выясните значение этого термина). Ф. Бэкон разрабатывал в теории познания индуктивный метод восхождения от частного к общему, доказывал преимущества опытного пути к истине Р.Декарт известен как убежденный сторонник дедукции – движения от общего к частному. Диалог Ф. Бэкона и Р. Декарта способствовал формированию современной научной методологии.

Главные произведения философов: у Ф. Бэкона «Новый Органон», у Р. Декарта – «Рассуждение о методе».

Многие соображения, высказанные авторами этих трудов, по-прежнему актуальны. К примеру, их характеристика истинного знания. Для Ф. Бэкона истина – результат анализа и обобщения знаний фактов. Р. Декарт называл истинным знание, доказанное на основе научной теории. Сами названия «теория», «теорема» происходят от сочетания слов «божественное» и «знание».

Оба мыслителя делали ставку на разум, открестившись в познании от веры. Они не являлись атеистами, просто поставили церковь и веру на свое место в культуре, отделив веру от разума. Разум в эпоху Просвещения освободился от религиозных оков и мифологического наследства, вероятно, впервые в своей истории. И плоды просвещения не заставили себя ждать. Ускорился темп общественного прогресса, демократические преобразования охватили Европу.

Просвещение существенно помогло культурному европейскому движению и распространило свободы философских поисков смысла человеческой жизни. Философию в этом плане можно сравнить с «высокой модой», образцы которой популярные кутюрье демонстрирует на своих показах. Совсем не обязательно покупать то, что вы видите. Задача высокой моды заключается не в том, чтобы одеть и обуть человека, как это делается в бутиках, а направить чувства и мысли потребителя на то, что будет определяющим в одежде и обуви на грядущее время – размерность, цвета, фурнитура, материалы. Так и философия раскрывает человеку ценности, владения которыми сделает его современной личностью. Философы – не врачи, выписывающие рецепты на лекарство, они призваны обществом помочь людям избежать болезней – телесных, душевных и правильно понимать, что значит лечиться, если уж возникает в том необходимость. В этом ее просветительская суть, и не удивительно, что Просвещение опиралось на философские учения. По сути дела впервые философия сделалась основанием – идейным и реальным – политики. Государство оценило значение философских знаний для общественного развития.

Новому времени пришлась «ко двору» и еще одна особенность философского познания – способность с помощью философии отрешиться от бытовой суеты, захлестывающей человека, растворяющей наши чувства и мысли в среде жизненных мелочей. Быт, с его подвижными, меняющимися деталями, – естественное наше состояние, но опасно оказаться в его заложниках, растерять в частностях целостность натуры. Бытовая суета должна знать свое место в жизни каждого из нас, тогда она жизненно значима.

Религия подсказывает: освободиться от суетного и бренного можно только в церкви, в молитвах. Философия же в отличие от религии советует не бежать от жизненных бытовых, производственных проблем. Их нужно подчинить смыслу жизни.

В Новое время обновилось все – от быта до высших идеалов, философия из удела избранных трансформировалась в массовое сознание. Свобода, равенство, братство – идеи, рожденные в недрах философии – стали народными и повели на штурм Бастилии, оплота старого мира, в ходе самой решительной из буржуазных революций. Вместе с тем превращение в составляющую сознания обнажило недостатки и самого философского знания, потребовало большей определенности, критичности, понятности. Доступность пропорциональна совершенству. Гениальные идеи просты, демократичны.

Философия в Новое время захватила всю Европу. Россия – не исключение. В Нидерландах – Б. Спиноза; во Франции, помимо Р. Декарта, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, К. Гельвеций, П. Гольбах, Э. Кондильяк, Ж. Ламетри; в Англии – Дж. Беркли, Д. Юм, Дж. Локк, Т. Гоббс; в Германии – Г. Лейбниц, Х. Вольф, И. Гете, представители «немецкой классической философии»: И. Кант, Г. Гегель, И. Г. Фихте; Ф. Шеллинг, Л.Фейербах; в России – М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н.И. Новиков.

Бакалавр – не специалист-философ. Программа философской подготовки бакалавра рассчитана с учетом значимости философии в качестве ядра общекультурной зрелости личности, что не требует глубокого дифференцированного знания личностных философских концепций. Компетентность обеспечивается синтезированной оценкой философской мысли в контексте национальной специфики, отдельных существенных отличий во взглядах. К тому же «немецкую классическую философию» нам еще предстоит «разобрать», так же как диалектический материализм и позитивизм. Вам следует воспользоваться дополнительной литературой и познакомиться с идеями перечисленных выше мыслителей. Помощь в организации самостоятельной работы Вам окажет следующая информация.

Ф. Бэкон – основоположник философского эмпиризма в Новое время. Серьезно пытался объяснить причины затруднений и ошибок («идолов») в познании, материалист.

Дж. Локк (1632-1709) – сторонник эмпиризма, высказал идею разделения«первичных» и «вторичных» качеств вещей, разработал теории «естественного права» и «общественного договора». Материалист. Идеолог либерализма.

Т. Гоббс (1588-1679) – разработчик теории «общественного договора», стремился построить законченную систему материалистического понимания мира на основе механики и геометрии.

Дж. Беркли (1685-1753) – представитель крайнего субъективного идеализма, приводящего к солипсизму, пытался восстановить авторитет веры, дать теологическую оценку учению И. Ньютона.

Д. Юм (1711-1776) – сформировал принципы агностицизма (скептицизма). И. Кант говорил, что его мысль пробудил именно Д. Юм своим критическим анализом процесса познания. Юм ввел понятие «естественной религии».

Все французские философы, чьи имена названы выше, были материалистами и, за исключением Р. Декарта, в основном защищали интересы опытно полученного знания, т.е. поддерживали эмпирический принцип – нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах. Эмпиризм во Франции более известен как сенсуализм. Французское просвещение принято считать началом революционных преобразований в стране. Революции начинаются с радикальных изменений на существующую жизнь в сознании, только тогда политический переворот дееспособен. Характерным признаком французского материализма, противопоставляющим его английской, немецкой, отчасти и российской, философии являлся воинствующий антиклерикализм. Французские мыслители Просвещения отстаивали идею несовместимости разума с верой, выступая за союз философии с наукой.

Вольтер (настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, 1694-1778) – был близок к эпикурейским идеям, саркастичен, критиковал церковь и абсолютизм, считался одним из основателей просвещения. Труды Вольтера разнообразны.

Ш. Монтескье (1689-1755) – разработал принцип разделения властей, был убежден, что дух народа и характер общественной организации обусловлены природными обстоятельствами, был сторонником «географического детерминизма». Отрицал мировоззренческое значение религии, но высказывался за «функциональную роль религии».

Д. Дидро (1713-1784) – лидер энциклопедистов, ближе всех подошел к диалектической форме материализма. В теории познания сенсуалист, оптимист; критиковал все виды агностицизма, схоластическое толкование истины, активно продвигал в жизнь научные знания. Верил в возможности конституционной монархии, но не исключал и республиканскую форму государственного управления, полагая, что все зависит от особенности страны и народа. Себялюбие полагал главным мотивом деятельности человека, однако не сводил мотивации к эгоистическому началу.

Ж.Ж. Руссо (1712-1778) – сотрудничал с Дидро в организации издания энциклопедии. Материалист, но не последовательный, сенсуалист. (При подготовке обратите внимание на своеобразие теории познания Руссо. Можно ли его назвать последовательным сенсуалистом?). Сторонник теории «общественного договора». Ряд произведений посвятил организации воспитания и просвещения. Интерес представляет отношение Руссо к науке и технике.

К. Гельвеций (1715-1771) – материалист, в теории познания сенсуалист и оптимист, критиковал идеализм, агностицизм, вплотную подошел к диалектико-материалистическому пониманию сознания, рассматривал все как свойство высокоорганизованной материи. Разрабатывал идеи близкие к утопическому социализму.

П. Гольбах (1723-1789) – энциклопедист, соратник Дидро и Гельвеция, имел всестороннюю естественнонаучную подготовку, материалист механического толка, но с элементами диалектики, в частности, в определении материи и в разработки принципа единства материи и движения. В теории познания – сенсуалист. В социологии – критик феодализма.

Э. Кондильяк (1715-1780) – энциклопедист, непоследовательный материалист, испытал в теории познания влияние Локка, сенсуалист. Отрицал врожденные знания, признаваемые Декартом. Внес вклад в развитие логики, психологии.

Ж. Ламетри (1709-1751) – автор книги «Человек-машина» и «Человек-растение». Подумайте: что можно предложить относительно его понимания мира уже на основе названий трудов философа?

Б. Спиноза (1632-1677) – пожалуй, наиболее известный из нидерландских философов. Пантеист. Чтобы понять суть философских взглядов Спинозы, нужно раскрыть содержание фундаментальных ее понятий: «субстанция», «атрибут» и «модус» – разберитесь в их содержании, используя справочную литературу. В главной работе «Этика» он попытался выстроить геометрическую модель мира, используя такие формы, как теорема, следствие, доказательство (подумайте, где мы уже встречали подобный подход).

Г. Лейбниц (1646 — 1716) – немецкий философ-идеалист, выдающийся математик, предшественник немецкой классической философии. Делил мир на «истинно сущий» – умопостигаемый и «феноменальный», являющийся в чувствах, т.е. физический. Кого бы Вы назвали предшественником самого Лейбница. Первоэлементы бытия – неделимые, бесчисленные, психически длительные субстанции; Лейбниц назвал их «монадами», т.е. «единицами» бытия. В теории познания был рационалистом. Очень хотел понравиться Петру I и переехать в Россию, хотя сегодня он вряд ли бы испытал подобное желание.

Х. Вольф (1679-1754) – идеолог раннего Просвещения, учитель М.В. Ломоносова. Под влиянием Г. Лейбница пытался построить целостную систему философских знаний. Различал теоретическое и эмпирическое знания. Не признавал учения Лейбница о монадах. Идеалист. В теории познания – рационалист. Ввел в этику принцип «естественной морали», разделял принцип «естественного права».

В. Гёте (1749-1832) – классик в нескольких областях знаний: великий поэт, публицист, теоретик искусства; выдающийся ученый, отметившийся открытиями в биологии и физике, философ, гуманист, просветитель. По существу, материалист, сторонник опытного знания в гносеологии.

М.В. Ломоносов (1711-1765) – признанный классик в мировой науке. Материалист. Подумайте, как бы вы определили его позицию в теории познания, исходя из научной деятельности: создание первой в России химической лаборатории и, опытного производства при ней; изучение природы грозовых явлений и т. п. Выделите при изучении его творчества весомые аргументы для вывода об исключительно важном значении М.В. Ломоносова в строительстве культуры Нового времени в России.

А.Н. Радищев (1749-1802) – философ-материалист, основоположник революционной демократии в России. При подготовке обратите внимание на то, подвлиянием каких европейских философов формировались философские идеи Радищева и на какое движение внутри страны они оказали бесспорное воздействие, каким проблемам посвящен главный труд А.Н. Радищева.

Можно задуматься над тем, не задержалось ли наступление Нового времени. Могло ли Просвещение, с которого началась эта эпоха, проявиться раньше? У Нового времени было не мало времени – позднее Средневековье, Возрождение – около пяти веков, чтобы заявить о себе. Церковь и теология медленно, но теряли господствующие высоты общественной жизни, их теснили философия, научные знания; раскрывались противоречия внутри самой религии.

Подсказка: развитие культуры происходит неравномерно, однако закономерно. Сознание свободно движется – это бесспорный факт, когда речь идет о моем сознании. Я могу подумать о чем хочу и что захочу, настроиться не в лад с другими в чувствах и мыслях. Обобщенный дух приобретает закономерный характер развития. В нем нет свободы индивидуального сознания. Индивидуальное и общественное сознание имеют различную субъектную основу. Именно в ней и следует искать ключи к разгадке тайн движения во времени человеческой мысли в ее обобщенном выражении.

Центральные проблемы философии данного периода:

• Свобода личности и ее обеспечение;

• Разум и его роль в достижении свободы личности и общественного движения;

• Просвещение как средство активизации разума;

• Личность и общество, право и долг;

• Место науки, философии и искусства в развитии человечества, сциентизм против мистицизма;

• Наука и философское миропонимание;

• Пути демократического преобразования общества:

Важнейшие идеи:

• Свобода – необходимое условие развития личности и общества;

• Условием самой свободы является разумность личности, осознание ею своего долга;

• Путь к разумности деятельности человека проходит через просвещение. Просвещение открывает действительные знания и нравственные ценности;

• Настоящее и будущее человечества обеспечивает наука; Научное познание – это новое мышление, поэтому вместе с наукой должна двигаться вперед, быть иной философия;

• Необходимы гуманистические ориентиры политики, радикальные перемены в обществе. Общие корни человеческой истории требуют обеспечения Свободы, Равенства и Братства.

Вопросы для самопроверки.

  1. В чем смысл названий «Новое время» и «Просвещение»?

  2. Какие идеи были общими в представлениях просветителей всей Европы?

  3. В чем сущность следующих определений философских позиций: материализм, идеализм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, дуализм, скептицизм, агностицизм, солипсизм? Внесите все эти термины в глоссарий. Составьте схемы, отражающие наглядно их соотношение.

  4. Какие термины у философов Просвещения можно назвать авторскими? Также внесите эти термины в глоссарий.

  5. Что такое «идолы познания»? Выпишите названия и определите сущность всех «идолов познания», названных Ф. Бэконом.

  6. Назовите правила метода, установленные Р. Декартом.

  7. В чем особенности отношения Ж.-Ж. Руссо к науке и технике?

  8. Какие позиции в отношении к религии можно обнаружить у философов Просвещения?

  9. Что такое «естественная религия», «естественная мораль», «естественное право», о которых говорили философы Просвещения? Определите сущность и назовите сторонников данных идей. Есть ли между тремя перечисленными теориями какие-то параллели?

Вопросы к размышлению.

  1. Как связаны между собой философские взгляды мыслителей Нового времени и их научные разработки? Попробуйте, в частности, ответить на вопросы: какое открытие позволило М. В. Ломоносову существенно усилить позиции материализма? А можно ли установить связь между рационализмом и занятиями математикой у Р. Декарта и Г. Лейбница? Попробуйте сами найти подобные связи.

  2. Познакомьтесь с доводами Ф. Бэкона, опираясь на которые, он невысоко ценил дедукцию, сделав выбор в пользу индукции. А какой недостаток свойственен индукции?

  3. Социальными идеалами философии Нового времени были Свобода, Равенство, Братство. Средством достижения идеалов – просвещенная личность. Какие три социальных инструмента необходимы были, чтобы заработал в полную силу разум человеческий? Ваши версии.

  4. Вспомните, почему Петра І и Екатерину ІІ назвали великими. С кем из известных философов своего времени они общались? Почему для этой эпохи характерно общение между правителями и философами?

  5. Вспомните, как называется самое знаменитое литературное произведение В. Гете. Кто и с кем в нем борется? Можно ли увидеть связь между идеями этого произведения и общими чертами философии Просвещения?

Поисковые задания.

  1. Подготовьте расширенную характеристику позиции одного из философов Нового времени. Попробуйте проследить связь между его философской и научной деятельностью.

  2. Выберите кого-нибудь из просветителей; возьмите одно из его сочинений; прочтите, подумайте и напишите эссе – свои мысли и чувства (3-4 стр.).

Рекомендуемые тексты для чтения.

1. Ф.Бэкон. Новый Органон. // Бэкон Ф. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1978.

studfiles.net

Философия Нового времени — это… Что такое Философия Нового времени?

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.

Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.

В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.

       Рационализм                                      Эмпиризм
           |_______________________________________________| 
                      |                                    |                  
                Кантианство                         Позитивизм   
          ____________|____________________________________|
         |                               |                 | 
Гегельянство                       Философия жизни   Эмпириокритицизм
         |
      Марксизм

Основные представители

Френсис Бэкон

Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561—1626). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков» (идолов). «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» («призрак площади») — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).

«Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы… нужно без колебания вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоит одна цель — исследование истины.»

Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Считал себя Евклидом в области общественных наук. Утверждал невозможность создания общества, используя геометрический подход, поскольку он касался бы личностей людей. Этот подход по его мнению необходимо использовать в политике.

«Люди отступают от обычая, когда этого требует их интерес, и действуют против разума, когда разум против них. Вот чем объясняется, что учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкиваясь ни с их честолюбием, ни с их выгодой или вожделениями. Ибо я не сомневаюсь, что если истина, что сумма углов треугольника равна сумме двух углов квадрата, противоречила бы чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения книг по геометрии было бы вытеснено.»

В своем трактате «Левиафан» сравнивает государство с этим библейским персонажем, принижающим людей, ограничивающим их потребности. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Суть добра и зла определяет государство, а остальные люди должны этих критериев придерживаться, поскольку деятельность государства должна быть направлена на обеспечение блага людей. Государство должно заботиться об интересах и счастье народа.

Рене Декарт

Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Если Френсис Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.

Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяженностью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.

Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».

«Если мы станем отвергать все то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, — есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке.»

Метод научного познания, используемый Декартом, можно назвать аналитическими или рационалистическим. Рене Декарт занимался изучением многих наук, в том числе, анатомией. В своих трудах он описал психофизиологические основы деятельности мозга (души), доказав фактически рефлекторную суть психики. За это И. П. Павлов воздвиг в свое время памятник Декарту под Санкт-Петербургом.

Блез Паскаль

Блез Паскаль (1623—1662) — знаменитый французский философ, физик, математик и писатель. Плодотворно поработав в области естествознания и математики (он является одним из «отцов» теории вероятностей), он разочаровался в них и перешел к изучению религии и философской антропологии. Он считал, что «доводы разума», постоянно колеблющегося между сомнениями и уверенностью, ниже «доводов сердца».

«Природа ставит в тупик скептиков, разум — догматиков; догматик не может справиться с непреодолимой слабостью разума, а скептик не может справиться с непреодолимой идеей истины.»

Он выводил основные идеи христианства из традиционного синтеза космологии и метафизики аристотелевского толка. Указывал на незначительность человека, но в то же время и возвышал его из-за способности мыслить:

«Пространство Вселенной поглощает меня, как точку; мыслью же я объемлю всё.»

Сочинение Паскаля «Мысли» входит в список лучших французских книг и переведено на многие языки мира.

Бенедикт (Барух) Спиноза

Бенедикт Спиноза (1632—1677) в отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего». Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривал Бога безличным растворением в природе, за что подвергался при жизни различным гонениям со стороны церкви. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. Мышление таким образом приписывалось всему, а не только человеку (см. гилозоизм). В своей философии большое место уделял пониманию диалектического единства вещей: конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости («свобода есть осознанная необходимость», «истина открывает и саму себя, и ложь»).

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Немецкий философ Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) был очень разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов — монад, духовных и материальных начал, обладающих вместе с тем движущей внутренней силой. В этом он близок к античному философу Аристотелю. Из философии Спинозы он «изъял» пантеистического Бога, считая его действительным творцом всего сущего, «виновником и господином» бытия. Единство монад есть результат Богом «предустановленной гармонии».

Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая пространство местом существования вещей, координирующим их положение, а время — фактором, описывающим последовательность состояний объектов. Внес существенный вклад в развитие математики (ввел понятие бесконечно малых величин), указал на значимость доказательства в рациональном познании. Считается основателем символической и математической логики.

Дэвид Юм

Дэвид Юм (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист, представитель агностицизма. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Считал, что внешний опыт не может быть критерием истинности знания, поскольку он лишь «поток впечатлений», в котором нельзя строго выявить причину и следствие. Опыт, таким образом, нельзя объяснить логически, а потому он не может давать истинного знания. Поэтому Юм делает вывод о невозможности объективного познания причинности явлений. Он утверждал, что источником нашей уверенности является не теоретическое знание, а вера.

См. также

По времени
По географическому
положению
По отношению к
религии

dic.academic.ru

Философия Нового времени

(конец 16-конец 18 вв.)

1. Общая характеристика эпохи Нового времени

2. Общая характеристика философии Нового времени

3. Основные представители философии Нового времени

В течение 16-17 веков в наиболее передовых странах Западной Европы в недрах феодального строя развивается новый, капиталистический способ производства. Буржуазия превращается в самостоятельный класс. Феодальные собственники начинают приспосабливаться к развивающимся капиталистическим отношениям. Примером этому служит огораживание пастбищ в Англии, так как шерсть необходима для текстильной промышленности.

В это время происходит ряд буржуазных революций: нидерландская (конец 16 в), английская (середина 17 в.), французская (1789-1794 гг.).

Происходит развитие естествознания. Это связано с нуждами развивающегося производства.

В это время происходит процесс секуляризации духовной жизни общества.

Образование перестает быть церковным и становится светским.

Это время характеризуется переходом от религиозной, идеалистической философии к философскому материализму и материализму естествоиспытателей, так как материализм соответствует интересам наук. И тот и другой начинают критику схоластики с постановки вопроса о познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм – это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом – все знания обосновываются в опыте и посредством опыта. Рационализм – учение, признающее разум единственным источником познания.

Однако материализм Нового времени не смог отойти от метафизики. Это обусловлено тем, что под законами развития и движения мира понимаются только механические. Поэтому материализм этой эпохи является метафизическим и механистическим.

Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышление.

Разрабатываются методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию – движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию – движение мысли от общего к частному.

Основные представители философии Нового времени

Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Является родоначальником эмпиризма. Познание есть ничто иное, как изображение внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, которые нуждаются в экспериментальной проверке. Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный (приносит непосредственную пользу человеку) и опыт светоносный (цель которых познание законов явлений и свойств вещей). Опыты должны ставиться по определенному методу – индукции (движение мысли от частного к общему). Этот метод предусматривает пять этапов прохождения исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице:

1) Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления)

2) Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах)

3) Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете)

4) Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него)

5) Таблица «сброса плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах)

Главным препятствием на пути познания природы считал засоренность сознания людей идолами – ложными представлениями о мире.

Идолы рода – приписывание природным явлениям свойств, которые им не присущи.

Идолы пещеры – вызваны субъективностью человеческого восприятия окружающего мира.

Идолы рынка или площади – порождены неправильным употреблением слов.

Идолы театра – возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям.

Рене Декарт (1596-1650). Основой философского мировоззрения Декарта является дуализм души и тела. Существует две независимых друг от друга субстанции: нематериальная (свойство — мышление) и материальная (свойство – протяженность). Над этими обеими субстанциями в качестве истинной субстанции возвышается Бог.

В своих взглядах на мир Декарт выступает как материалист. Он выдвинул идею о естественном развитии планетной системы и развитии жизни на земле согласно законам природы. Он рассматривает тела животных и человека как сложные механические машины. Бог сотворил мир и своим действием сохраняет в материи то количество движения и покоя, какое вложил в него при творении.

В тоже время в психологии и гносеологии Декарт выступает как идеалист. В теории познания стоит на позиции рационализма. Иллюзии чувств делают ненадежными показания ощущений. Ошибки рассуждения делают сомнительными выводы рассудка. Поэтому начинать необходимо со всеобщего радикального сомнения. Достоверным является то, что сомнение существует. Но сомнение – акт мышления. Может быть, мое тело не существует в действительности. Но я непосредственно знаю, что в качестве сомневающегося, мыслящего я существую. Я мыслю, следовательно, я существую. Все достоверные знания находятся в сознании человека и являются врожденными.

В основе познания лежит интеллектуальная интуиция, которая рождает в уме такое простое отчетливое представление, что оно не вызывает сомнения. Разум на основе этих интуитивных воззрений на основе дедукции должен вывести все необходимые следствия.

Томас Гоббс (1588-1679). Субстанцией мира является материя. Движение тел происходит по механическим законам: все движения от тела к телу передается только посредством толчка. Люди и животные есть сложные механические машины, действия которых всецело определяются воздействиями извне. Одушевленные автоматы могут сохранять полученные впечатления и сравнивать их с прежними.

Источником познания могут быть только ощущения – идеи. В дальнейшем первоначальные идеи перерабатываются умом.

Выделяет два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Естественное состояние основывается на инстинкте самосохранения и характеризуется «войной всех против всех». Поэтому необходимо искать мира, для чего каждый должен отказаться от права на все и тем самым часть своего права перенести на других. Это перенесение совершается посредством естественного договора, заключение которого приводит к возникновению гражданского общества, то есть государство. Наиболее совершенной формой государства Гоббс признавал абсолютную монархию.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Так как каждая вещь активна, а не пассивна, то есть каждая вещь обладает действием, то каждая из них является субстанцией. Каждая субстанция есть «единица» бытия, или монада. Монада не материальная, а духовная единица бытия, своего рода духовный атом. Благодаря монадам материя обладает способностью вечного самодвижения.

Каждая монада одновременно форма и материя, ибо любое материальное тело обладает определенной формой. Форма не материальна и представляет собой целесообразно действующую силу, а тело есть механическое сила. Каждая монада одновременно есть и основание своих действий, и их цель.

Как субстанции, монады независимы друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Однако монады не изолированы безусловно: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад.

Развитие есть лишь изменение первоначальных форм через бесконечно малые изменения. В природе везде происходит непрерывный процесс изменения вещей. В монаде происходит непрерывное изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней. Оно идеально и есть представление.

Свойственную монадам силу представления Лейбниц называет перцепцией. Это есть бессознательное состояние монад. Апперцепция – это сознание собственного внутреннего состояния. Эта способность свойственна только высшим монадам – душам.

В гносеологии опирается на идею о врожденных идеях. Врожденные идеи – это не готовые понятия, а только возможности ума, которые еще должны быть реализованы. Поэтому ум человека похож на глыбу мрамора с прожилками, намечающими очертания будущей фигуры, которую может изваять из нее скульптор.

Выделяет два вида истин: истины факта и истины метафизические (вечные). Вечные истины отыскиваются с помощью разума. Они не нуждаются в оправдании опытом. Истины факта открываются только посредством опыта.

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) учил, что сущность лишь о

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *