РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА
Кашаев Ш.Р. Роль экономики в развитии государства / Ш.Р. Кашаев, В.Ю. Петров, Т.Р. Шарапов // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 122-124
РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА
Ш.Р. Кашаев, преподаватель
В.Ю. Петров, студент
Т.Р. Шарапов, студент
Казанский государственный энергетический университет
(Россия, г. Казань)
Аннотация. В данной статье рассмотрена роль экономики в развитии государства, так же описаны возможные формы экономики, их положительные и отрицательные стороны. Представлен анализ экономически и социально развитого государства. Рассмотрены предпосылки для развития мощного экономического государства в зависимости от превалирующий в стране формы экономических отношений.
Ключевые слова: экономическая политика, социальное государство, смешанная экономика, командная экономика, экономическая опора, капитал.
Трудно представить в наше время государство, в котором бы отсутствовала экономическая составляющая. Все сферы жизни человека, так или иначе, связаны экономическими отношениями. В современных реалиях каждое государство стремится создать мощную экономическую базу, которая необходима для обеспечения безопасности, как внутри, так и вовне страны [1]. Примечателен и тот фактор, что органы государственной власти определяют экономическую политику страны, и как следствие вектор ее развития.
На сегодняшний день существуют четыре формы экономики. К ним относят: традиционную, рыночную, командную, смешанную. Традиционная экономика полностью опирается на существующие традиции в обществе. Таких государств в наше время практически нет. Основу рыночной экономики составляет капитал, который сосредоточен в руках частных лиц. Такая форма экономики обеспечивает быстрый рост государства, однако, вместе с тем это приводит к значительному разрыву между доходами разных слоев и распределение благ происходит в пользу частных лиц и компаний, а не государства. Фактически государство теряет контроль над частью некоторых важных сфер [2]. Такая экономика опасна тем, что в конечном итоге она приведет к власти богатых, которые подчинят себе все структуры власти и будут диктовать условия государственному аппарату. Командная экономика или как ее еще называют социалистическая, направлена, в первую очередь, на социальное развитие общества. При такой экономической форме управления собственность и капитал находятся в руках власти, а их распределение определяет государство. При этом нет огромного разрыва между доходами среди населения. Государство с такой экономикой считается социально развитым, однако имеется ряд недостатков. Например, отсутствие конкуренции, ограниченный доход у предприятий и компаний, поскольку выпуск продукции контролирует государство, относительно небольшая разнообразность продукции в магазинах. Смешанная же экономика является переходной от капиталистической к социально ориентированной. В этой форме экономики примерно одинаково распределяется собственность и капитал между государством и частными лицами, однако, чтобы не терять контроль над сферами экономики, государство забирает себе, так называемый, контрольный пакет. Исходя их нынешних реалий, такая форма экономики в данный момент самая оптимальная, поскольку государство может влиять на частные компания и предприятия, а предприятия на государство нет [3]. Таким образом, аппарат управления остается неподконтрольным для капиталистов и сами органы власти могут регулировать доходы среди населения, предотвращая сильное расслоение общества, с финансовой точки зрения.
Примечательно то, что в большинстве стран смешанная форма экономики. То есть государство сознательно переходит от капитализма к более прогрессивному вектору развития.
Некоторые люди полагают, что экономика не является наукой, поскольку «считать» умеет каждый. Это заблуждение. Экономика такая же древнейшая наука, как и философия или математика. Она возникла в период, когда люди занялись товарообменном и накоплением собственных материальных благ. То есть, с возникновением первой государственности зародилась и экономика, как наука. Примечательно и то, что в любом древнейшем государстве экономика всегда была на первом плане, поскольку основным доходом государства всегда будет налогообложение собственных граждан [4].
Говоря о роли экономики в развитии государства необходимо учитывать несколько основополагающих факторов. А именно то, что без сильной экономической опоры ни одно государство не сможет проводить свою политику. Например, для того, чтобы создать хорошую социальную базу необходимо постоянное вливание средств из федерального бюджета. А где взяться деньгам в бюджете без грамотной экономической политики? Отсюда и вывод, что если государство будет выносить экономику на второй план в своей политике, то такое государство долго не простоит. Поэтому в любом государстве за экономическим сектором следит несколько обособленных друг от друга структур, что дает преимущество. Так же следует понимать, что для развития любых отраслей государства необходимы финансы, а если у государства не будет финансов, например, для развития той же нефтяной отрасли, то другое государство на выгодных для себя условиях «поможет» поднять на ступень выше этот самый сектор. Говоря простыми словами, если, у России нет средств и технологий для развития Сибирских месторождений, то наше государство будет искать инвесторов, которые помогут, за счет предоставления и использования новейшего оборудования и вливания определенных денежных средств. Но такая помощь чревата тем, что условия для такого развития могут быть самыми разными, начиная с того, что контроль над месторождением будет в частных руках, заканчивая тем, что государство просто потеряет контроль над данной сферой. Именно поэтому для минимизации развития таких событий нужна сильная экономика.
Наглядно можно показать роль экономики в развитии и жизни государства на примере социального и экономического развития общества. Прожиточный минимум, показатель уровня безработицы, инфляция, уровень образования, разность между доходами самых богатых и самых бедных – все это и многое другое, вплоть до качества дорог, зависит от благосостояния государства. Развитие промышленности, научные открытия, система образования, социальные реформы – все это требует огромных капиталовложений. Именно поэтому, государство всегда опирается в своем управлении на экономику [5]. Планирование доходов и расходов государства, является одним из важнейших обязательств перед своим народом, потому что бездумное растрачивание национального благосостояния приведет к развалу страны и массовой нищете.
В экономической теории принято считать, что государство и экономика неразрывно связаны между собой. Поскольку для объединения людей и создания государства необходимы материальные блага и общая цель. Как только возникает государство, с ним же возникают отношения, в первую очередь рыночные. Отсюда и вывод, что любое общество зависит от экономики, а экономика, напротив, зависит от общества и государства в целом.
Так же, свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве [6]. Поэтому, государство заинтересовано в обеспечении правовой надежности экономической деятельности отдельного субъекта или лица, для того чтобы в будущем пользоваться его результатами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое развитое государство, закладывает основу своего развития, опираясь на действующие экономические отношения в стране. Стремление развивать все отрасли экономики, приносящие прибыль, нормальное явление для государства. Двигаясь вперед, экономика развивает как отдельные сферы общества, так и его в целом. Знание, понимание экономики позволяет людям осознанно совершать свой экономический выбор. Приведение в равновесие экономической и социальной сфер позволит избежать конфликтов в обществе.
Библиографический список
1. Шлычков В.В. Об отдельных аспектах применения «ручного управления» органами российской государственно-муниципальной власти / В.В. Шлычков, И.К. Киямов, С.М. Кулиш, Д.Р. Нестулаева, И.Г. Алафузов // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3 (39). С. 39-54.
2. Батайкин П.А. Особенности реализации функций государства в системе распределения доходов // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 16-18.
3. Шлычков В.В. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 5-16.
4. Батайкин П.А. Проблемы сохранения унифицированной налоговой системы Российской Федерации // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2011. № 4 (7). С. 92-97.
5. Хасанова А.Ш. К вопросу о формировании новой экономической парадигмы / А.Ш. Хасанова, Н.В. Ведин // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 106-111.
6. Шлычков В.В. Малый бизнес о векторе социально-экономического развития и своей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева, И.Г. Алафузов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 97-100.
ECONOMY ROLE IN DEVELOPMENT OF THE STATE
S.R. Kashayev, lecturer
V.Y. Petrov, student
T.R. Sharapov, student
Kazan state power university
(Russia, Kazan)
Abstract. In this article the economy role in development of the state is considered, possible forms of economy, their positive and negative sides are also described. The analysis economically and socially developed state is submitted. Prerequisites for development of the powerful economic state depending on prevailing in the country of a form of the economic relations are considered.
Keywords: economic policy, social state, mixed economy, command economy, economic support, capital.
Экономика страны — Answr
Объединение производственных и рыночных отношений в различных сферах деятельности, которые способствуют повышению уровня благосостояния государства и граждан в отдельности.
Структура экономики
Для понимания процессов, происходящих в экономике, важно представлять ее структуру. Под структурой экономики понимается совокупность всех ее составляющих с межотраслевым взаимодействием. В структуре экономики выделяют следующие части:
- Воспроизводственная — создание ВВП, в нее входят все объекты, которые создают рыночные отношения внутри страны по схеме производитель — товар — потребитель.
- Территориальная — экономика отдельных субъектов государства, областей, штатов, районов.
- Внешнеэкономическая — импорт и экспорт товаров.
- Отраслевая — классификация всех производственных объектов по отраслям, например, сельское хозяйство, промышленность и другие.
Только взаимодействие и постоянное развитие всех составляющих экономики может привести к росту экономического благополучия в стране.
Основные показатели экономики
Степень экономического развития страны определяется рядом показателей.
- Внутренний валовой продукт (ВВП) — отражает рыночную стоимость произведенных товаров и услуг во всех отраслях деятельности государства для потребления, накопления и экспорта. Чем выше ВВП, тем выше показатель экономического развития. Дополнительным критерием оценки уровня экономического развития может быть ВВП на душу населения. Это весь ВВП страны, разделенный на количество граждан. Ежегодная статистика ВВП и ВВП на душу населения отражает основную тенденцию экономики страны к росту или падению;
- Уровень инфляции — показывает повышение цены на все товары и услуги за определенный период. Задача государства: не допустить роста инфляции, так это может привести к деструктивным изменениям в экономике;
- Степень безработицы — показатель, определяющий процент безработных в стране. Безработными считаются люди, не занятые официально ни в какой деятельности.
Это 3 главных показателя, на которые ориентируются правительства стран, для определения благоприятности экономики. На основании данных количественных показателей этих факторов, определяются экономические цели государства.
Цели экономики государства
Основная цель экономики любого государства — повышение уровня жизни граждан и стабилизация экономических процессов. Для выполнения этой глобальной цели, важно выполнение следующих задач:
- Поддержание роста ВВП.
- Снижение уровня инфляции и цен. Ценовую политику важно поддерживать на должном уровне. В идеальной модели экономики цена определяется рыночными отношениями. На практике такое встречается редко. Низкий уровень цен благоприятен для потребителей, но не выгоден для компаний и наоборот.
- Регулирование уровня соответствия импорта и экспорта. Эти показатели обычно разнятся. Задача государства снизить расхождение данных параметров, так как они напрямую влияют на курс валюты в стране.
- Рост уровня занятости. Официально трудоустроенные граждане платят налоги, что благоприятно сказывается на экономике страны и всех отраслях производства. Абсолютной занятости населения нет ни в одной стране мира, но стремится к низким показателям безработицы необходимо.
Способы регулирования экономики
Выполнение целей, поставленных государством, для развития экономики подкрепляется созданием нормативных актов и законов. Они выполняют одну из главных ролей в урегулировании отношений между отраслями экономики внутри государства. К инструментам воздействия на развитие внутренней экономики страны можно отнести:
- контроль государства над ценами;
- действия Центрального Банка, направленные на стабилизацию рыночных отношений;
- фиксированные уровни зарплат и пенсий и их индексация;
- льготы определенным категориям граждан;
- определение ипотечных ставок и ставок по кредитам:
- разработка и внедрение социальных программ.
Таким образом, экономика страны — сложный и большой механизм, в котором происходит активное взаимодействие между отраслями. Главным регулятором этих отношений выступает государство.
Роль государства в экономике . Кратко.
Роль государства в экономике
Код ОГЭ: 3.12. Экономические цели и функции государства
Раздел ЕГЭ: 2.12. Роль государства в экономике
Государство в первую очередь контролирует происходящие политические процессы, следит за соблюдением своих интересов и служит гарантом сохранения общественного порядка. Однако общественная жизнь невозможна без экономики, поскольку она контролирует материальные отношения между людьми. Таким образом, нельзя проводить какую-либо политику, не затрагивая экономику.
Функции государства в экономике
Экономическая политика государства — это процесс реализации экономических функций государства. Государство в условиях смешанной экономики должно вмешиваться в экономику из-за несовершенства рынка, так как рынок не решает большинство социальных проблем.
Функции государства в экономике:
- Обеспечение экономического роста и стабильности экономики.
- Сдерживание инфляции.
- Обеспечение полной занятости населения.
- Обеспечение экономической безопасности.
- Ограничение монополизации (поддержание экономической свободы).
- Регулирование отношений в сфере труда (отношений работников и работодателей).
- Производство общественных благ и трансфертов.
- Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством всем гражданам на равных основаниях (оборона страны, бесплатное общее образование, организация работы общественного транспорта, первый канал телевидения ид р.).
- Трансферт — односторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств и материальных ценностей в порядке оказания финансовой помощи или предоставления компенсации без расчета на дальнейшее возмещение. Государственные трансферты (пенсии, пособия и пр.) в отличие от общественных благ доступны не всем, а только определенным категориям населения (пенсионерам, малоимущим и др.).
- Компенсация отрицательных внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты (экстерналии) — это побочный результат экономической деятельности людей. Внешние эффекты могут быть как положительными, так и отрицательными. Примером второго могут служить загрязнение окружающей среды, нарушение нормального режима жизнедеятельности жителей определенной территории и т. д.
- Перераспределение доходов в обществе.
- Защита прав собственности.
- Достижение экономической эффективности.
- Контроль над внешнеэкономической деятельностью.
Методы регулирования экономики
Государство осуществляет регулирование экономики следующими методами: правовыми, административными и экономическими.
- Правовые методы — деятельность органов государственной власти по установлению правовых норм (законов), регулирующих экономическую сферу.
- Административные методы — прямое вмешательство в деятельность производителей путем введения обязательных для выполнения требований.
К административным методам относятся: санкции (мероприятия государства, направленные на наказание субъектов рынка, не выполняющих установленных правил деятельности). Лицензирование (лицензия — это специальное разрешение, которое субъект экономической деятельности обязан получить, чтобы иметь право на осуществление деятельности в определенной сфере.), установление квот (квота — это ограничение по количеству производимого или распространяемого товара на рынке, которое устанавливает государство.), установление стандартов качества, государственные заказы (относится и к административному, и к экономическому регулированию) и др. - Экономические методы — создание органами государственного управления финансовых или материальных стимулов влияния на экономические интересы субъектов (налоговая политика, денежно-кредитная политика и т. д.).
Иная классификация методов государственного регулирования экономики:
1. Прямые методы носят распорядительный и обязательный характер. Виды прямых методов регулирования экономики:
• определение стратегических целей развития экономики;
• государственные заказы;
• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
• нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
• правовые и административные ограничения и запрещения относительно производства определенных видов продукции;
• установление лицензий на определенные виды деятельности.
2. Косвенные методы — государство, используя экономические стимулы, заставляет субъектов экономики подчиняться государственным интересам. Виды косвенных методов регулирования экономики:
• денежно-кредитная политика;
• бюджетно-налоговая политика;
• регулирование экспорта, импорта и валютных курсов.
Цели государства
В экономике любого государства есть две основные проблемы. Первая из них связана с тем, что экономика не развивается, вторая — с ростом инфляции. Это обуславливает основные цели экономической политики государства:
- развитие производства;
- сдерживание инфляции.
Обе цели достигаются преимущественно изменением объема денежной массы в обращении и реализуются методами денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Для понимания сущности бюджетно-налоговой политики необходимо раскрыть такое понятие, как государственный бюджет.
Иная классификация целей государства в экономике:
Вы смотрели конспект «Роль государства в экономике». Выберите дальнейшее действие:
Роль государства в экономике — Answr
Роль государства в экономике определяется степенью воздействия правительства на экономические процессы.
Выделяют три модели государственной экономической политики:
- классическую;
- регулирующую;
- командную.
При классической модели государство не вмешивается в развитие экономических секторов. А. Смит считал, что экономике не нужен контроль государства. Основная роль правительства — управление внешними и внутренними долгами, защита границ страны. Оно может осуществлять программы поддержки малого и среднего бизнеса. При регулирующей модели государство влияет на развитие экономики страны частично. Оно выступает в качестве регулятора, контролирует распределение финансовых потоков. Модель встречается в развивающихся странах, например, в Беларуси и Казахстане. Командная модель предполагает полный контроль государства над экономическими процессами страны. Правительство определяет схему экономического развития. При этом все природные ресурсы принадлежат государству. Например, страна с подобным типом экономики — Китай.
Экономические функции государства
Государство выполняет следующие экономические функции:
- разрабатывает правовую базу функционирования частного бизнеса;
- перераспределяет доходы через систему трансфертных платежей (пособия, пенсии) и налогообложения;
- контролирует антимонопольную деятельность, поддерживает здоровую конкуренцию;
- регулирует уровень цен, занятость населения, темпы экономического роста;
- финансирует развитие фундаментальных наук;
- реструктурирует производство для корректировки распределения ресурсов.
Стратегия государственного регулирования экономики опирается на следующие принципы:
- при одинаковых условиях следует отдавать предпочтение рыночным формам организации экономики. Государство должно финансировать отрасли, не интересующие индивидуальных предпринимателей из-за невысокой прибыльности;
- финансовая, налоговая и кредитная политика государства должна способствовать установлению социальной стабильности и экономическому росту;
- усиление государственного контроля направлено на предотвращение хозяйственных кризисов и оптимизацию межгосударственных экономических отношений;
- государственные предприятия стимулируют развитие частного бизнеса, а не конкурируют с ним.
Прямое и косвенное вмешательство государства в экономическую сферу
Способы воздействия государства на экономику делят на:
- прямые — основываются на административно-правовых методах влияния на деятельность субъектов хозяйствования;
- косвенные — подразумевают использование кредитно-денежной и финансовой систем страны для решения экономических вопросов. Вмешательство государства ограничено и осуществляется частично посредством налогообложения и установления пошлин.
Для регулирования государство использует следующие инструменты:
- налоговая система;
- кредитно-денежная государственная система;
- административно-правовые нормы.
2.12 Роль государства в экономике
Видеоурок:
Лекция:
Экономические функции государства
В современном мире практически все экономические системы являются смешанными, то есть сочетают в себе рыночный механизм хозяйствования и государственное регулирование. Основными целями экономической политики государства являются обеспечение стабильного развития экономики на основе инноваций и рост благосостояния общества.
Одна из главных ролей государства в экономике заключается в компенсировании ситуаций несостоятельности рынка, с которыми рыночный механизм не может справиться самостоятельно:
Во – первых, это борьба с монополизацией и защита конкуренции. Для этого создано антимонопольное законодательство и функционирует специальный орган Федеральная Антимонопольная служба РФ (ФАС РФ).
Во – вторых, это создание общественных благ, за производство которых частный сектор экономики не берётся, поскольку за пользование этими благами невозможно брать оплату. Поэтому государство должно платить за создание общественных благ или само их производить. К общественным благам относятся благоприятная окружающая среда, безопасность, правопорядок, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования и т.д. На создание общественных благ государство расходует налоговые поступления в государственный бюджет. Поэтому получается, что граждане вносят вклад в создание общественных благ.
В – третьих, это проблема внешних (побочных) эффектов, связанных с производством и потреблением благ. Внешние эффекты отражаются на людях, не участвующих в производстве и потреблении товаров и услуг непосредственно. Отрицательные издержки способствуют появлению у людей издержек, а в случае положительных эффектов появляются выгоды. К примеру, завод по обработке металла, расположенный вблизи населённого пункта, загрязняет воздух и воду в реке – отрицательный внешний эффект. Другой пример, благоуханный аромат доносящийся из цветочной теплицы позволяет насладиться всем жителям многоэтажного дома, расположенного рядом – положительный внешний эффект. Государство компенсирует внешние эффекты в обоих случаях. В первом случае оно вынуждено тратиться на строительство очистных сооружений для воды, а во втором будет стимулировать развитие тепличного бизнеса, предоставляя субсидии.
Другими экономическими функциями государства являются:
- Перераспределение доходов – стремление сгладить неравенство между богатыми и бедными. Государство взимает налоги с предпринимателей и направляет их в сферу социального обеспечения (выплата пенсий, стипендий, пособий).
- Регулирование вопросов занятости трудоспособного населения и борьба с безработицей.
- Осуществление контроля цен и защита населения от инфляции.
- Воздействие на структурные изменения в экономике – создание новых отраслей производства с целью обеспечения экономического роста.
- Повышение показателей ВВП, ВНП и НД.
- Выявление тенденций и прогнозирование экономического развития.
- Регулирование внешней торговли, стимулирование или сдерживание экспорта и импорта.
- Участие в решении глобальных проблем человечества.
Механизмы государственного регулирования экономики
Для реализации вышеперечисленных функций государство использует прямые и косвенные методы.
К прямым относятся правовые (административные) методы регулирования. Прежде всего это издание законов, регламентирующих отношения собственности (к примеру, Гражданский кодекс РФ), регулирующих отношения экономических субъектов (ФЗ «О правах потребителей»), конкретизирующих правила создания и ликвидации предприятий (ФЗ «Об акционерных обществах»). К административным методам относятся введение норм и стандартов качества, запреты или разрешения (лицензирование) на ведение определённых видов экономической деятельности, установление санкций, применение штрафов и многое другое.
К косвенным относятся финансово — экономические методы: денежно — кредитная (монетарная) политика и фискальная (бюджетно-налоговая) политика. Главным звеном денежно — кредитной политики является Центробанк. Вспомним, что он осуществляет эмиссию денег, регулирует валютный курс, устанавливает условия кредитования. Целью денежно — кредитной политики является регулирование денежной массы. На фазе экономического спада государство увеличивает денежную массу, а на фазе подъёма сдерживает её рост. Фискальная политика заключается в регулировании налогообложения, доходов и расходов государственного бюджета. Разберём на примере, для того, чтобы стимулировать мелкое предпринимательство, государство освобождает от уплаты налогов на первый год – это фискальная политика и выдаёт кредиты под низкий процент – это монетарная политика. И денежно – кредитная, и фискальная политика направлены на обеспечение устойчивого экономического развития, занятости трудоспособного населения и предотвращение инфляции.
Каким должен быть масштаб государственного вмешательства в экономику? Этот вопрос является предметом спора учёных – экономистов, поделившихся на два направления – монетаризм (Д. Юм, М. Фридмен) и кейнсианство (Дж. Кейнс). Согласно позиции монетаристов нужно позволить рыночному механизму самостоятельно обеспечивать устойчивость экономической системы и дать свободу от государственной опеки. Противоположная позиция кейнсианцев основана на неспособности рыночного механизма справляться со многими экономическими проблемами без вмешательства государства. Для российской экономики характерно использование государством мер как монетарного, так и кейнсианского характера.
Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Роль государства в экономике»
Интеллект-карта по обществознанию №30
👩🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь
Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»
© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!
ГЭ. 3.12 Экономические цели и функции государства. |
3.12. Экономические цели и функции государства.
План.
- Экономическая политика государства.
- Экономические цели государства в рыночной экономике.
- Экономические функции государства.
Экономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.
Экономические цели государства в рыночной экономике:
- стабилизация экономики – устранение или существенное ослабление резких спадов производства в кризисных ситуациях;
- обеспечение экономического роста;
- создание условий экономической свободы;
- обеспечение экономической безопасности;
- поддержание определённого уровня занятости с помощью мер государственного регулирования производства и рынка труда, что способствует достижению высоких конечных результатов в хозяйственной деятельности, повышению жизненного уровня населения
- достижение экономической эффективности.
- повышение благосостояния и качества жизни населения в России;
- усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире,
- улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.
Экономические функции государства:
- формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;
- регулирование кредитно-денежной системы страны;
- поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы – государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий; развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;
- защита и охрана всех видов собственности;
- формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;
- регулирование денежного обращения – стабилизация уровня цен и инфляции, создание условий для конкурентного рынка, при котором темп роста цент поддерживается на определённом уровне;
- перераспределение доходов — помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедности в социальное бедствие и причину политических конфликтов;
- регулирование трудовых отношений в стране – регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками;
- охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;
- производство общественных благ; общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах (например, оборона, бесплатное образование, медицина, посещение библиотек, парков и др.).;
- контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в международных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую экономику; недопущение резких изменений объёма экспорта (вывоза) , импорта ( ввоза товаров), регулирование внешнеэкономических отношений: определение размеров государственного долга, валютного курса, денежного обращения и других процессов в национальной экономике;
- регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;
- размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;
- сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.
Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизм налогообложения.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Государство является участником экономических процессов везде. Оно становится самым активным участником рыночных отношений. Государство применяет разные методики регулирования жизни в экономическом аспекте.
Экономическо-финансовые аспекты
При сокращении, увеличении размеров налогообложения государство влияет на становление производственной деятельности предприятий или, наоборот, тормозит ее. Оно оказывает влияние на экономическую сферу при введении собственной финансовой политики, под которой понимается государственная политика по управлению кредитами, деньгами. Основная ответственность лежит на государственном банке страны, который занимается регулированием ставок банковского процента. Благодаря денежной политике банк способен расширять или выставлять ограничения на возможности кредитования предпринимателей, желающих расширить производство.
Государство оказывается помощь товаропроизводителям при вводе таможенных пошлин – специальных государственных налогов на товары, которые ввозятся из других стран. Пошлины вводятся для увеличения стоимости импортных товаров по соотношению к отечественным, таким образом, чтобы потребители отдавали предпочтение именно товарам, производимым в родной стране. Так государство одновременно сдерживает импортную продукцию и защищает отечественную отрасль. Например, в РФ поступают для защиты производителей российских автомобилей. Данное правило относится и к госинвестициям, бюджету, налогам и так далее.
Правовые отношения
Основная тенденция заключается в принятии государством законов, задачей которых является упорядочивание взаимных отношений участников рыночной игры. Особенное место в таких законах занимает законодательство антимонопольной сферы, а также законы, которые направляются на поддержку среднего, мелкого бизнеса. Так поддерживается различная структура производства.
Экономическое программирование
Суть работы заключается в составлении государством плана экономического развития на определенный срок. Он является не точным, а только примерным. План имеет отличия от командных аналогов, поскольку они считаются обязательными и при этом внедряются в соответствии с постановлениями начальства. Относительно рыночной экономики такие планы являются рекомендательными. При этом на практике оказывают только определенное влияние на частных производителей товаров.
Выделяется 3 класса экономической политики, проводимой на уровне государств:
- регулирующий;
- классический;
- командный.
При классическом варианте государство не занимается развитием экономических сфер. А. Смит писал, что экономика не нуждается в государственном контроле. Главная функция правительства заключается в защите государственной границы, управлении долгами (внешними, внутренними). Также государство может выполнять поддержку бизнеса. В случае применения регулирующей модели правительство оказывает влияние на развитие экономики государства только частично, то есть выступает определенным регулятором и контролером распределения потоков финансирования. Такая модель встречается в настоящее время в развивающихся странах, к примеру, в Казахстане, Беларуси.
Не менее интересной является командная модель, предполагающая полный контроль правительства над экономическими показателями государства. В данном случае правительственные органы занимаются определением оптимальной схемы экономического развития. Кроме того, в государственной собственности находятся природные ресурсы. Страна с таким видом экономики – Китай.
Виды воздействия на экономику
Роль государства в экономике в последнее время считается спорным вопросом. Одни политологи говорят о неповоротливости его механизма, что только мешает экономическому развитию. Другие говорят, что экономика без государства невозможна, поскольку ее механизмы являются достаточно сложными.
Выделяются такие основные виды влияния на экономику:
- косвенные – активное применение финансовой, кредитной, денежной системы государства, благодаря чему удается решать различные экономические вопросы. При этом вмешательство правительства строго ограничено, а также осуществляется в некоторой степени только при помощи налогообложения, установления пошлин;
- прямые – основаны на правовых, административных методиках влияния на работу хозяйственных субъектов.
Регулирование экономики преследует определенные цели, которые заключаются в предотвращении рисков образования экономических кризисов. Инструментами выступает контроль за уровнем инфляции, спросом на товары, доходов населения, предложениями товаропроизводителей, деятельностью банков и финансовых бирж. Такие действия дают возможность заранее спрогнозировать возможные кризисные явления, повышать заработные платы, выполнять грамотную политику инвестирования, а также следить за тенденциями рынка ценных бумаг. На все собранные налоги правительство выполняет строительство больниц, школ, дорог, финансирует блага, товары для общества.
Общественными благами граждане страны пользуются даже в том случае, если не оплачивают их. Речь идет об охране общественного порядка, национальной обороне, теле-, радиопередачах, прогнозах погоды, освещении улиц. Блага для общества находятся в свободном доступе для граждан. Их невозможно купить, а финансирование выполняется из государственного бюджета, то есть казны.
общегосударственных экономических данных
Поскольку мы отвечаем за надзор за государственными финансами, наш офис очень заинтересован во всех аспектах экономики Техаса. Получите доступ к нашим оригинальным исследованиям факторов, которые способствуют экономическому здоровью нашего государства.
Колледжи
Округа техасских государственных колледжей играют важную, двоякую роль в экономике Техаса, предлагая студентам недорогой способ подготовки к дальнейшему академическому обучению и подготовки будущих сотрудников штата Техас для карьерного роста у работодателей.По оценкам канцелярии контролера, общественные колледжи Техаса ежегодно приносят государству 9,8 млрд. Долл. США в виде экономического производства при поддержке почти 78 000 рабочих мест в Техасе. Узнайте больше об экономическом вкладе техасских общественных колледжей.
Военные Установки
В 2020 году наш офис собрал информацию о военных объектах в Техасе, чтобы определить их экономическое влияние на штат и местную экономику в 2019 году.
Узнайте больше о влиянии военных на техасскую экономику.
Кибербезопасность
Техас создал сильную рабочую силу и обучающий канал кибербезопасности. Техасские колледжи и университеты, 19 из которых назначены Центром академического мастерства Агентством национальной безопасности, обучают тысячи людей для удовлетворения потребностей в информационной безопасности нашего государства и нации.Узнайте больше об усилиях техасских колледжей по созданию рабочей силы в области кибербезопасности.
НАСА
Исследование космоса — серьезный бизнес в Техасе. От образования и исследований до туризма и предпринимательской деятельности, ежегодное влияние НАСА на экономику штата исчисляется миллиардами. Узнайте больше о НАСА, его экономическом влиянии на штат и деятельность агентства в Техасе.
порты входа
Техасские 29 портов въезда играют решающую роль в экономике штата, способствуя почти 740 млрд. Долл. США в международной торговле в 2018 году.Мы проанализировали влияние торговли на Техас на основе выборки портов въезда в штат.
Узнайте больше о портах Техаса.
Региональные отчеты
Получите обзор населения, доходов, рабочих мест, заработной платы и образовательных тенденций в 12 экономических регионах Техаса.
Узнайте больше о каждом из 12 регионов.
женщин в рабочей силе
Женщины составляют почти половину нашей рабочей силы.И больше женщин, чем когда-либо, руководят различными предприятиями. За последние 20 лет число компаний, принадлежащих женщинам в Техасе, выросло на 146 процентов. Сегодня около миллиона техасских женщин владеют собственным бизнесом.
Узнайте больше о вкладе женщин в рабочую силу Техаса.
Производство
Производство является жизненно важным компонентом в разнообразной экономике Техаса. Химическая, высокотехнологичная, автомобильная и другие передовые производственные операции процветают по всему штату.Производство Техаса внесло $ 226 млрд в государственный валовой внутренний продукт (ВВП) в 2016 году.
Подробнее о производстве в Техасе.
Посмотрите видео о контроллере Гленна Хегара «Good for Texas Tour: Manufacturing Edition».
Дополнительные государственные инструменты исследования
Используйте эти инструменты поиска на сайтах других государственных учреждений, чтобы продолжить исследование региональных экономических данных.
вопросов?
Если у вас есть какие-либо вопросы или сомнения относительно материала на этой странице, пожалуйста, свяжитесь с Отделом анализа и прозрачности данных Контролера.
ВВП по странам к 2020 году
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это денежная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение определенного периода. ВВП помогает получить представление об экономике страны и может быть рассчитан с использованием расходов, производства или доходов.
Мировой ВВП представляет собой добавленную сумму валового национального дохода для каждой страны в мире. Валовой национальный доход берет ВВП страны, добавляет стоимость дохода от импорта и вычитает стоимость денег из экспорта.Значение валового национального дохода, ВНД, отличается от значения ВВП, поскольку оно отражает влияние внутренней и международной торговли.
Когда ВНД каждой страны в мире складываются вместе, стоимость импорта и экспорта сбалансирована. Мировая экономика состоит из 193 стран, причем США являются крупнейшими.
По оценкам Всемирного банка, номинальный мировой ВВП в 2017 году составил 80 683,79 млрд. Долларов США. В 2018 году номинальный мировой ВВП составлял 84 835,46 млрд. Долл. США в 2018 году, и прогнозируется, что он составит 88 081 долл. США.13 миллиардов в 2019 году. В 2018 году темпы роста мирового ВВП составили 3,6%.
Номинальный ВВП против ВВП ППС
Чтобы сравнить ВВП по всему миру, валюты должны быть конвертированы так, чтобы они были одинаковыми во всех странах. Существует две основные системы конвертации единой валюты: номинальная и ППС. Эти два подхода к оценке ВВП имеют свои сильные стороны и обычно используются по разным причинам.
Номинальный ВВП полезен для крупномасштабного сравнения ВВП, как для страны или региона, так и в международном масштабе.Номинальный ВВП области определяется с использованием современных рыночных цен и изменений в зависимости от инфляции. Включив уровень инфляции в регионе в расчет ВВП, номинальный ВВП может указывать, когда в экономике растут цены. Темпы роста цен в экономике также учитываются в номинальном ВВП.
Основное падение номинального ВВП заключается в том, что он не учитывает уровень жизни в стране — он ориентирован только на экономический рост и показатели. Кроме того, вообще говоря, номинальный ВВП может существенно различаться из года в год в зависимости от колебаний обменного курса.
ППСозначает паритет покупательной способности. ВВП по ППС используется для измерения как экономического роста, так и уровня жизни в стране, что делает его полезным инструментом для глобальных сравнений. Подход ППС использует обменные курсы для конвертации валюты одной страны в другую. Затем, используя постоянную сумму денег, сравнивается количество товаров и услуг, которые можно приобрести в странах. Например, PPP может сравнивать стоимость автомобиля во Франции со стоимостью автомобиля в Японии (после использования обменного курса для преобразования иены в евро или наоборот) для анализа разницы в ВВП и стоимости жизни между этими странами ,ВВП по ППС остается относительно стабильным из года в год и не подвержен значительному влиянию изменений обменного курса.
ВВП по ППС может быть ошибочным из-за того, что он не учитывает расхождения в качестве между товарами и услугами в разных странах. В целом, он менее точен, чем номинальный ВВП, и часто зависит от оценок, а не от расчетов. Таким образом, номинальный ВВП обычно используется для измерения и сравнения размеров национальной экономики.
Номинальный рейтинг ВВП по странам
Какие страны являются крупнейшими в мире? По данным Международного валютного фонда, это страны с самым высоким рейтингом в мире по номинальному ВВП:
- США (ВВП: 20.49 трлн)
- Китай (ВВП: 13,4 трлн)
- Япония: (ВВП: 4,97 трлн)
- Германия: (ВВП: 4,00 трлн)
- Великобритания: (ВВП: 2,83 трлн)
- Франция: (ВВП: 2,78 трлн)
- Индия: (ВВП: 2,72 трлн)
- Италия: (ВВП: 2,07 трлн)
- Бразилия: (ВВП: 1,87 трлн)
- Канада: (ВВП: 1,71 трлн)
крупнейших экономик мира
Тремя крупнейшими экономиками мира, измеряемыми по номинальному ВВП, являются США, Китай и Япония.На экономический рост и процветание влияет целый ряд факторов, а именно: инвестиции в образование рабочей силы, выпуск продукции (что определяется инвестициями в физический капитал), природные ресурсы и предпринимательство. Экономики США, Китая и Японии имеют уникальную комбинацию этих факторов, которые со временем привели к экономическому росту, как показано ниже.
Соединенные Штаты
Соединенные Штаты являются крупнейшей экономикой в мире с 1871 года. Номинальный ВВП США составляет 21 доллар.44 трлн. ВВП США (ППС) также составляет 21,44 трлн. Кроме того, Соединенные Штаты занимают второе место в мире по приблизительной стоимости природных ресурсов. В 2016 году оценочная стоимость природных ресурсов в США составляла 45 трлн.
Несколько факторов способствуют сильной экономике США. США известны во всем мире благодаря развитию общества, которое поддерживает и поощряет предпринимательство, которое поощряет инновации и, в свою очередь, ведет к экономическому росту. Растущее население в США.С. помог разнообразить рабочую силу. США также является одной из ведущих отраслей обрабатывающей промышленности в мире, уступая лишь вторым в Китае. Доллар США также является наиболее широко используемой валютой для глобальных транзакций.
Китай
В качестве второй по величине экономики в мире в период с 1989 по 2019 годы в Китае наблюдались средние темпы роста в 9,52%. Китай является второй по величине экономикой с учетом номинального ВВП, составляющей 14,14 триллиона долларов США, и самым крупным с использованием ВВП (ППС), что составляет 27,31 трлн.Китай обладает примерно 23 триллионами долларов природных ресурсов, 90% из которых составляют редкоземельные металлы и уголь.
Китайская программа экономических реформ 1978 года имела большой успех и привела к увеличению среднего экономического роста с 6% до более чем 9%. В программе реформирования особое внимание уделялось созданию частного и сельского бизнеса, упрощению государственного регулирования цен, а также инвестициям в образование рабочей силы и выпуск промышленной продукции. Еще одной движущей силой роста экономики Китая является эффективность труда.
Япония
Япония имеет третью по величине экономику в мире с ВВП в 5,15 трлн. ВВП Японии (ППС) составляет 5,75 трлн. Экономика Японии ориентирована на рынок, поэтому предприятия, производство и цены меняются в соответствии с потребительским спросом, а не действиями правительства. Хотя финансовый кризис 2008 года нанес удар по экономике Японии и с тех пор замедлил ее рост, ожидается, что Олимпиада 2020 года даст ему толчок.
Сила японской экономики заключается в ее отрасли электронных товаров, которая является крупнейшей в мире, и в автомобильной промышленности, которая является третьей по величине в мире.В перспективе японская экономика сталкивается с рядом серьезных проблем, таких как сокращение населения и постоянно растущий долг, который по состоянию на 2017 год составляет 236% от ВВП.
Германия
Немецкая экономика является четвертой по величине в мире с ВВП 4,0 трлн. ВВП Германии (ППС) составляет 4,44 триллиона долларов США, а ВВП на душу населения составляет 46 560 долларов США, что является 18-м по величине показателем в мире. Высокоразвитая социальная рыночная экономика Германии является крупнейшей и сильнейшей экономикой Европы и имеет одну из самых квалифицированных кадров.По данным Международного валютного фонда, на долю Германии приходится 28% экономики еврозоны.
Основными отраслями промышленности Германии являются производство автомобилей, машинное оборудование, бытовая техника и химикаты. Из-за своей зависимости от экспорта капитала, экономика пережила значительный финансовый кризис после 2008 года. Немецкая экономика в настоящее время находится в середине своей четвертой промышленной революции из-за Интернета и цифрового века. Индустрия 4.0 — это термин, используемый для этого преобразования, который охватывает решения, процессы и технологии и описывает использование ИТ и высокую степень системного сетевого взаимодействия на фабриках.
Индия
Экономика Индии является пятой по величине в мире с ВВП в 2,94 триллиона долларов, обогнав Великобританию и Францию в 2019 году, чтобы занять пятое место. ВВП Индии (ППС) составляет 10,51 триллиона долларов, что превышает ВВП Японии и Германии. Из-за высокой численности населения в Индии ВВП на душу населения составляет 2170 долл. США (для сравнения, США — 62 794 долл. США). Тем не менее, ожидается, что реальный рост ВВП Индии ослабнет третий год подряд с 7,5% до 5%.
Индия развивается в экономику с открытым рынком от своей прежней политики автаркики.Либерализация экономики Индии началась в начале 1990-х годов и включала дерегулирование промышленности, снижение контроля над внешней торговлей и инвестициями и приватизацию государственных предприятий. Эти меры помогли Индии ускорить экономический рост. Сектор услуг Индии является быстрорастущим сектором в мире, на который приходится 60% экономики и 28% занятости. Производство и сельское хозяйство являются двумя другими важными секторами экономики.
Великобритания
Великобритания, у которой 2 доллара.83 триллиона ВВП, это шестая по величине экономика в мире. С точки зрения паритета покупательной способности ВВП Великобритания находится на девятом месте, а ВВП (ППС) Великобритании занимает 23-е место по ВВП на душу населения, который составляет 42 558 долларов США. Ожидается, что к 2023 году Великобритания упадет до седьмой по величине экономики с ВВП на уровне 3,27 трлн. В 2016 году Великобритания была десятым по величине экспортером товаров в мире, экспортируя товары в 160 стран мира. В 18 веке Соединенное Королевство стало первой страной индустриализации.
Сектор услуг доминирует в экономике Великобритании, обеспечивая около 80% ВВП, особенно в сфере финансовых услуг.Лондон является вторым по величине финансовым центром в мире. Производство и сельское хозяйство являются вторым и третьим по величине секторами в Соединенном Королевстве. Британская аэрокосмическая отрасль является второй по величине в мире, а ее фармацевтическая промышленность — десятой по величине.
Франция
Франция является третьей по величине экономикой в Европе (после Германии и Великобритании) и седьмой по величине экономикой в мире. Номинальный ВВП Франции составляет 2,71 трлн. ВВП Франции на душу населения составляет 42 877 долларов.56, 19-й самый высокий в мире, а ВВП (ППС) составляет 2,96 трлн. По данным Всемирного банка, во Франции, к сожалению, в последние годы наблюдался высокий уровень безработицы: уровень безработицы в 10% был зафиксирован в 2014, 2015 и 2016 годах, а в 2017 году он снизился до 9,681%.
Экономика Франции — это диверсифицированная экономика, ориентированная на свободный рынок. Химическая промышленность является ключевым сектором для Франции, а также сельского хозяйства и туризма. На долю Франции приходится около трети всех сельскохозяйственных земель в Европейском союзе, и она является шестым по величине сельскохозяйственным производителем и вторым по величине экспортером сельскохозяйственной продукции в мире после Соединенных Штатов.Франция является самым посещаемым местом в мире. Кроме того, Франция занимает 5 место в рейтинге Fortune Global 500 после США, Китая, Японии и Германии с 28 из 500 крупнейших компаний.
Италия
С номинальным ВВП в 1,99 триллиона долларов Италия является восьмой по величине экономикой в мире. В пересчете на ВВП (ППС) экономика Италии стоит 2,40 триллиона долларов, а ВВП на душу населения — 34 260,34 долларов. Ожидается, что к 2023 году экономика Италии вырастет до 2,26 триллиона долларов. К сожалению, в Италии относительно высокий уровень безработицы — 9.7% и долг в 132% ВВП.
К счастью, итальянский экспорт помогает восстановить экономику. Италия является восьмым по величине экспортером в мире, осуществляя 59% своей торговли с другими странами Европейского союза. До Второй мировой войны Италия была прежде всего сельскохозяйственной экономикой и теперь превратилась в одну из самых передовых стран мира. Италия является вторым по величине экспортером в Европейском союзе, после Германии, и имеет значительный торговый профицит за счет экспорта машин, транспортных средств, продуктов питания, одежды, предметов роскоши и многого другого.
Бразилия
Бразилия обладает девятой по величине экономикой в мире и самой большой в Латинской Америке с номинальным ВВП в 1,85 трлн. Бразилия также является самой большой и самой густонаселенной нацией в Латинской Америке. Бразилия занимает 73-е место в мире по величине ВВП на душу населения в размере 8 967 долларов США и ВВП (ППС) в размере 2,40 триллиона долларов США. Страна имеет около 21,8 трлн долларов природных ресурсов, которые включают в себя огромное количество древесины, урана, золота и железа.
Бразилия — развивающаяся экономика свободного рынка.С 2000 по 2012 год Бразилия была одной из самых быстрорастущих экономик мира. Бразилия, однако, имеет одну из самых неравных экономик в мире. В 2017 году экономический кризис, коррупция и отсутствие государственной политики увеличили уровень бедности, и многие стали бездомными. Только в Бразилии шесть миллиардеров богаче, чем более 100 миллионов самых бедных бразильцев.
Канада
Канада имеет десятую по величине экономику в мире с номинальным ВВП в 1,73 триллиона долларов.ВВП на душу населения в Канаде в размере 46 260,71 долл. США занимает 20-е место в мире, а ее ВВП (ППС) в размере 1,84 трлн. Долл. США — 17-е место в мире. Ожидается, что к 2023 году ВВП Канады вырастет до 2,13 триллиона долларов.
Канада имеет четвертую по величине оценочную стоимость природных ресурсов в размере 33,2 трлн. Канада считается энергетической сверхдержавой из-за ее богатых природных ресурсов, таких как нефть и природный газ. Согласно Индексу восприятия коррупции, Канада является одной из наименее коррумпированных стран в мире и входит в десятку ведущих торговых стран мира.Канада стоит выше Соединенных Штатов по индексу экономической свободы и имеет относительно низкий уровень неравенства доходов.
Данные МВФ из базы данных «Перспективы развития мировой экономики» за апрель 2018 года.
Данные ООН по показателям мирового развития за июль 2018 года.
ВВП в триллионах долларов США.
,