Суббота , 21 Декабрь 2024

Экономика в государстве – Экономика страны — это… Что такое Экономика страны?

Экономика страны — это… Что такое Экономика страны?

Финансирование науки и образования носит смешанный характер, прикладные исследования и элитные учебные заведения финансируются из частных фондов. Государство нередко проявляет себя не в качестве организатора, а в качестве заказчика научных разработок.

В целом государство и бизнес выступают как равноправные партнеры с четко очерченным кругом прав и обязанностей. Данная система на сегодняшний день наиболее полно реализована в США.

Особый тип социально ориентированной рыночной экономики сформировался в скандинавских странах: Норвегии, Дании, Финляндии и особенно в Швеции Этому типу присуща очень активная роль государства в решении и социальных проблем Акцент в экономической политике государства здесь сфокусирован вокруг обеспечения высокого уровня жизни населения Достижение социальных стандартов осуществляется за счет мощных сечения распределительных процессов, которые осуществляет государство Через госбюджет перераспределяется более половины ВВП Для этих стран и, прежде всего, для

Швеции, характерным является достижение социального партнерства между собственниками средств производства и наемными производителями При этом государство постоянно осуществляет поиск новых путей обеспечения социальной солидарности в обществе По сути, в Швеции реализованы идеи социализма, с той разве что разницей от социализма, который строился в бывшем Союзе Советских Социалистических Республик (CCCP), этот социализм построен на самой эффективной рыночной основе и вышел в процессе реализации на такой уровень достижений, в Советской империи даже трудно было представить представить.

Скандинавская модель фактически представляет собой либеральный вариант, надстроенный сильной социальной политикой и политикой выравнивания доходов. В области собственно производства и бизнеса господствуют свободные рыночные отношения, доля государственной собственности несущественно отличается от сложившейся в странах с либеральной экономикой. Так в Швеции в начале 90-х годов число государственных предприятий составляло около 7 % среди средних и крупных, на них было занято приблизительно 12 % работающих. Продукция шведских государственных предприятий составляла 10 % ВВП. В

Норвегии на государственных предприятиях было занято 9 % работающих, в Дании — 3 %, продукция датских госпредприятий составляла 4 % ВВП.

Экономика страны (National economy) — это

Однако в сфере распределения доходов государство занимает очень жесткую позицию, поддерживаемую, как правило, большинством населения. Система налогообложения Швеции до начала 90-х годов изымала в общей сложности до 53 % личного дохода делового человека, причем прогрессия шкалы налогообложения была достаточно крутой (5, 17, 31, 42 %). Доля налогов в ВВП Швеции составляла 55,3 %, в то время как в ВВП ФРГ — 37 %, в ВВП США — 28,9 %. Подоходный налог со шведских компаний взимался в размере 52 %.

Изъятые таким образом средства позволяют создавать полностью государственную и весьма обширную социальную сферу. Значительные пособия выплачиваются всем молодым семьям, пенитенциарная система поддерживается на таком уровне, который не имеет аналогов в мире, система образования является бесплатной и т. д. В 2002 году по затратам на душу населения в сфере образования Норвегия занимала 3 место в мире, Дания — 7, Финляндия — 11, Швеция — 12. По душевым издержкам на здравоохранение Норвегия также была третьей в мире, Дания занимала 4-е место, Швеция — 6, Финляндия — 16. В итоге уровень жизни в странах с данной моделью очень высок, коммунальное хозяйство и культура общественного быта пребывают на недосягаемой высоте, расслоение по имущественному признаку очень невелико.

Однако экономика не обладает той мобильностью, которая характерна для стран с либеральной моделью, а темпы экономического роста хоть и стабильны, но невысоки.

В странах «скандинавской модели» широко распространена кооперация. В Швеции в начале 90-х годов на кооперативы приходится 5 % всех занятых, 7,5 % занятых в промышленности и 14 % занятых в розничной торговле. Кооперативы производят 5 % промышленной продукции и 80 % конечной продукции сельского хозяйства.

Экономика стран «скандинавской модели» высококонцентрирована. На 10 крупнейших компаний приходилось 48 % норвежского экспортирования, 44 % финского, 43 % шведского и 20 % датского. На рубеже 80-х и 90-х годов страны скандинавской модели пережили кризис, оказавшийся особенно глубоким в Швеции. Уровень ВВП в этой стране на протяжении 1991—1993 годов падал. Общее сокращение составило 5 %. В 1991 году шведское правительство снизило предельную ставку подоходного

налога до 50 %, а предельную ставку на доходы корпораций с 52-57 до 30 %. Это вызвало нарастание бюджетного дефицита. Подобные меры были предприняты и в Норвегии. В Швеции с 1994 года, а в других странах данной модели с 1991 года возобновился нормальный экономический рост. И хотя государственное потребление в Швеции продолжало снижаться до 1997 года, все же в 1996 году государственные расходы составляли 68 % ВВП страны, а доходы государственного бюджета — 53 %. Принципы построения шведской экономики не претерпели существенных изменений. Таким образом, можно констатировать, что «скандинавская модель» продемонстрировала как свою уязвимость, так и, несмотря на это, высокую жизнеспособность.

              Социально-ориентированная экономика западноевропейского типа

Этот тип современной организации общественного производства существует в таких странах, как Германия,

Франция, Нидерланды, Австрия, Бельгия Здесь также действует модель социально ориентированной рыночной экономики, но в ней акцент сделано на достижение при активном участии государства высоких социальных стандартов Это мощные программы по обеспечению высокого уровня занятости, осуществления постоянных мероприятий по социальной страхования своих граждан, развитая система трансфертных платежей В этой группе стран достаточно высока и часть ВВП, которая перераспределяется через госбюджет. Она составляет почти половину валового внутреннего продукта.

Западноевропейская модель отличается более глубоким вмешательством государства собственно в производство с целью обеспечения стабильного уровня развития хозяйства и регулирования его структуры. Государство, как правило, берет на себя развитие инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика, среднее образование), или рассматривает эти сферы как отрасли, где должны существовать контролируемые государством естественные

монополиста. Многие страны, в которых функционирует данная модель, осуществляют индикативное планирование. Государство поддерживает субсидиями, займами и прямым вмешательством молодые и перспективные, а также стратегически важные отрасли. Государственная собственность может достигать 25-30 %.

Налоговая политика, как правило, гибкая, ориентированная как на решение социальных задач, так и на стимулирование производства.

Социальная сфера представляет собой нечто среднее между социальным обслуживанием в рамках скандинавской и либеральной модели. Поощряется принятие на себя крупными фирмами социальных задач — создание системы пенсионного и медицинского обеспечения своих работников, предоставление высоких пособий при увольнении, создание хороших условий труда и отдыха, благотворительность за пределами предприятия и т. д. Поддерживается развитие третьего сектора, то есть предприятий, не приносящих профита, но имеющих социальное значение для самих занятых и оказывающих коммерчески не выгодные, но социально значимые услуги. Большое внимание уделяется охране и восстановлению природной среды. Экономика в целом ориентируется на стабильный умеренно высокий рост. Отдельная фирма оценивается как по уровню прибыльности, так и по социальным показателям. Развитию

конкуренции не придается столь большого значения, как при либеральной модели.

Во внешней политике сочетаются либеральные тенденции по отношению к развитым странам, благотворительность по отношению к экономически слабым государствам и протекционизм по отношению к молодым конкурентам.

              Восточноазиатская экономика

Одним из наиболее перспективных экономических регионов является Восточная и Юго-Восточная Азия. В литературе сложилось устойчивое представление о том, что в Новых индустриальных странах

Азии первой и второй волны сложилась экспортоориентированная экономическая модель. Подобное определение в явном виде присутствует в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Думается, что это не соответствует действительности. Так называемая экспортная квота, отношение стоимости экспортирования к стоимости ВВП, в НИС Азии, не отличается порядково от аналогичного показателя некоторых европейских стран со сравнимыми размерами экономики, что явствует из таблицы 2. Несмотря на высокие значения экспортной квоты, нигде в литературе европейские экономики не определяются как «экспортоориентированные». И что самое главное, ориентация на экспорт является лишь одной из черт экономик государств региона, причем далеко не основной и не определяющей. Поэтому в данной работе термин «экспортоориентированная модель» не будет использоваться по отношению к экономической системе НИС Восточной и Юго-Восточной Азии.

Наиболее важной чертой региональной экономической системы является активная роль государства в построении мощной экономики. Для этого оно использует обширный набор косвенных и прямых, экономических и, административных методов, целью применения которых является стимулирование национального предпринимательства и ориентирование его на развитие наиболее перспективных отраслей. Финансовые средства на индустриализацию привлекаются из-за рубежа сначала за счет займов, а потом в форме прямых капиталовложений и поступлений от экспортирования. Для стимулирования капиталовложений используется гибкая селективно-поощрительная политика. Главной целью хозяйствования и на макро, и на микроуровне считается расширение объёмов производства даже и в ущерб рентабельности. В связи с этим фирмы используют заемные средства в гораздо большем объёме, чем обычно, доля собственных средств в капиталовложениях, как правило, не превышает 35 %.

Государство часто практикует средне- и долгосрочное планирование, причем плановые цифры играют роль важных ориентиров для бизнеса.

Финансовые ресурсы, так же, как и в рамках импортозамещающей экономики, находятся под более или менее жестким контролем государства.

Во внешнеэкономической деятельности проводится полномасштабная политика протекционизма. Пошлины на импорт, как правило, достаточно высоки, хотя в тех отраслях, где импорт желателен, они могут и вообще отсутствовать. На ранних и средних этапах функционирует разрешительный режим, который предполагает получение разрешения на каждую сделку в области импорта. По мере укрепления национальной индустрии он сменяется запретительным, в рамках которого все не запрещенные к импорту товары можно ввозить беспрепятственно. Экспортеры активно поддерживаются системой льгот по налогам, субсидий, государственных гарантий и ссуд.

Социальная сфера развивается, как правило, замедленными темпами, но поддерживается слабое имущественное расслоение общества как с помощью системы налогооблажения, так и с помощью пропаганды идей единства нации.

Нередко власть носит авторитарный характер, но, как правило, существует консенсус между властью и основной частью народа, основанный на активном использовании традиционной идеи мудрого централизованного правления.

В целом государство проводит весьма прагматичную политику, не держась за какие-то определенные модели и принципы. Итогом является высокий устойчивый рост, высокая конкурентоспособность национальных товаров и очевидное повышение уровня и качества жизни населения при некотором отставании политической и социальной сфер, сохранение традиционного культурного своеобразия. Следует отметить, что Восточно-азиатские экономические модели постоянно находятся в процессе реформирования, что выгодно отличает их от большинства прочих моделей, обладающих гораздо большей жесткостью. На наш взгляд, речь идет именно о реформировании, а не о трансформации системы, так как её основные элементы все же остаются неизменными. Таковыми являются ведущая роль государства как движущей силы экономического развития, деловая этика, в той или иной степени восходящая к конфуцианству, активное использование внешнеэкономических ресурсов, смешанная система отношений собственности с приниженной по западным представлениям ролью частной собственности, эффективный государственный контроль над всеми ключевыми элементами системы и т. д.

Данная система очень жестко вписана в местный цивилизационный контекст. В то же время, многие российские, западные исследователи высказывают мысль, что причина успеха стран региона заключается в сочетании правильной экономической политики с удачным набором государственных институтов, что делает её пригодной для распространения на другие регионы. Эту мысль мы находим в докладе секретариата UNCTAD, сделанном в 1996 году, в интереснейшем исследовании Джона Файербэнка, в книге «Asia-Pacific Economies», и других источниках. На это можно ответить, перефразировав слова авторов изданного в Лондоне исследования «Behind East Asian Growth» о том, что «35 лет назад все эти [восточно-азиатские] страны, исключая Японию, были бедными, и некоторые все ещё таковы. Неужели конфуцианство коренным образом изменилось за это короткое время?»

правильная <a href=экономическая политика src=»/pictures/investments/img1981786_pravilnaya_ekonomicheskaya_politika.jpg» title=»правильная экономическая политика» />

Мы, в свою очередь, можем спросить: «Феномен НИС Азии известен уже 30 лет. Почему же этот всесторонне изученный опыт не распространяется за пределы региона?» На наш взгляд, причина именно в том, что здесь проявились коренные свойства Дальневосточной цивилизации, причем неверно сводить их только к конфуцианству, как это делают авторы, обладающее несколько более объемным взглядом. Конфуцианство является важнейшим, но далеко не единственным элементом Китайской цивилизации. Фактически можно говорить о полномасштабном принятии конфуцианства лишь в самом Китае и Корее. Даже в Японии конфуцианство не являлось официальной идеологией или религией, хотя, безусловно, было широко известно и изучаемо. Поэтому Восточноазиатскую модель следует сопоставлять с китайской цивилизацией как цельным комплексом, не вычленяя из неё какие-то отдельные, пусть и весьма важные элементы.

              Импортозамещающая экономика

Данный тип экономики обычно складывается в странах со слабой и очень зависимой от внешних поставок экономикой или, что случается гораздо реже, в странах самодостаточных, обладающих большими внутренними ресурсами. Примером такой страны является Индия.

Укрепление национального хозяйства в этих условиях часто происходит на пути постепенного вытеснения импортных товаров отечественными. При этом ведущая роль отводится государству. Так как национальный капитал, как правило, не имеет серьёзных источников инвестиционных ресурсов, государство начинает создавать базовые тяжелые отрасли за счет бюджета. Складывается промышленная структура, в которой доминируют государственные предприятия тяжелой промышленности и инфраструктуры. Национальный частный бизнес представлен в легкой промышленности и сфере обслуживания.

Иностранные инвестиции жестко контролируются, предпочтение отдается кредитам, так как правительство постоянно испытывает недостаток средств для финансирования большого, громоздкого и малорентабельного государственного сектора и проведения многочисленных программ индустриализации. Нередко государство контролирует практически всю финансовую сферу.

Во внешнеэкономической деятельности господствует жесткий протекционизм в форме высоких таможенных налогов и прямых запретов на импорт. На ранних этапах экспорт не слишком поощряется, но с ростом дефицита государственного бюджета он начинает стимулироваться правительством.

Для этой системы характерен большой внешний долг, высокая инфляция, не очень хорошая наполненность рынка, слабое развитие социальной сферы, так как государственные ресурсы используются для подъема промышленности, жесткая внутренняя политика, коррупция, перетяжеленная структура производства. Подобного рода экономические системы были особенно распространены в Латинской Америке, однако к настоящему времени данная система в основном отошла в прошлое.

Следует отметить, что в Индии импортозамещающая экономическая модель обладает существенным своеобразием, что будет показано ниже.

              Арабская ресурсная традиционная экономика

В мире существует две основные экономические системы, основанные на эффективном использовании ими природных ресурсов. Первая связана с активной эксплуатацией полезных ископаемых, и в рамках её наиболее известными являются национальные экономические модели ряда арабских стран: ОАЭ, Кувейта, Саудовской Аравии. Материальной основой народного хозяйства этих государств служат богатейшие запасы нефтепродуктов, залегающие на их территории. Однако нефтяные месторождения большой мощности есть и у других государств, к тому же не все богатые черным золотом арабские государства процветают в одинаковой степени.

Данная система сочетает государственный контроль и прямое государственное участие в добыче нефти с развитием ряда современных отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг за счет средств, полученных от нефтяной или газовой отрасли.

Государство яв

investments.academic.ru

24. Государство и экономика.

Взаимодействие государства, права и экономики всегда вызывало повышенный интерес, как в науке, так и на практике. Это связано, прежде всего, с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивала интересы и потребности различных социальных групп и отдельных граждан.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929—1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.

В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.

Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирова ния экономической жизни.

Методы взаимодействия государства и экономики.

1. Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

2. Финансово экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

studfiles.net

Экономика страны — Answr

Объединение производственных и рыночных отношений в различных сферах деятельности, которые способствуют повышению уровня благосостояния государства и граждан в отдельности.

Структура экономики

Для понимания процессов, происходящих в экономике, важно представлять ее структуру. Под структурой экономики понимается совокупность всех ее составляющих с межотраслевым взаимодействием.

В структуре экономики выделяют следующие части:

  • Воспроизводственная — создание ВВП, в нее входят все объекты, которые создают рыночные отношения внутри страны по схеме производитель — товар — потребитель.
  • Территориальная — экономика отдельных субъектов государства, областей, штатов, районов.
  • Внешнеэкономическая — импорт и экспорт товаров.
  • Отраслевая — классификация всех производственных объектов по отраслям, например, сельское хозяйство, промышленность и другие.
Только взаимодействие и постоянное развитие всех составляющих экономики может привести к росту экономического благополучия в стране.

Основные показатели экономики

Степень экономического развития страны определяется рядом показателей.
  • Внутренний валовой продукт (ВВП) — отражает рыночную стоимость произведенных товаров и услуг во всех отраслях деятельности государства для потребления, накопления и экспорта. Чем выше ВВП, тем выше показатель экономического развития. Дополнительным критерием оценки уровня экономического развития может быть ВВП на душу населения. Это весь ВВП страны, разделенный на количество граждан. Ежегодная статистика ВВП и ВВП на душу населения отражает основную тенденцию экономики страны к росту или падению;
  • Уровень инфляции — показывает повышение цены на все товары и услуги за определенный период. Задача государства: не допустить роста инфляции, так это может привести к деструктивным изменениям в экономике;
  • Степень безработицы — показатель, определяющий процент безработных в стране. Безработными считаются люди, не занятые официально ни в какой деятельности.
Это 3 главных показателя, на которые ориентируются правительства стран, для определения благоприятности экономики. На основании данных количественных показателей этих факторов, определяются экономические цели государства.

Цели экономики государства

Основная цель экономики любого государства — повышение уровня жизни граждан и стабилизация экономических процессов. Для выполнения этой глобальной цели, важно выполнение следующих задач:
  • Поддержание роста ВВП.
  • Снижение уровня инфляции и цен. Ценовую политику важно поддерживать на должном уровне. В идеальной модели экономики цена определяется рыночными отношениями. На практике такое встречается редко. Низкий уровень цен благоприятен для потребителей, но не выгоден для компаний и наоборот.
  • Регулирование уровня соответствия импорта и экспорта. Эти показатели обычно разнятся. Задача государства снизить расхождение данных параметров, так как они напрямую влияют на курс валюты в стране.
  • Рост уровня занятости. Официально трудоустроенные граждане платят налоги, что благоприятно сказывается на экономике страны и всех отраслях производства. Абсолютной занятости населения нет ни в одной стране мира, но стремится к низким показателям безработицы необходимо.

Способы урегулирования экономики

Выполнение целей, поставленных государством, для развития экономики подкрепляется созданием нормативных актов и законов. Они выполняют одну из главных ролей в урегулировании отношений между отраслями экономики внутри государства. К инструментам воздействия на развитие внутренней экономики страны можно отнести:
  • контроль государства над ценами;
  • действия Центрального Банка, направленные на стабилизацию рыночных отношений;
  • фиксированные уровни зарплат и пенсий и их индексация;
  • льготы определенным категориям граждан;
  • определение ипотечных ставок и ставок по кредитам:
  • разработка и внедрение социальных программ.
Таким образом, экономика страны — сложный и большой механизм, в котором происходит активное взаимодействие между отраслями. Главным регулятором этих отношений выступает государство.

answr.pro

4. Роль государства в экономике

Все современные развитые экономики относятся к смешанному типу. Это означает, что государство выступает активным субъектом экономических отношений и целенаправленно влияет на их функционирование. Таким образом, в самом широком смысле государственное регулирование экономики есть воздействие (система мер) государства как совокупности организаций на экономические процессы и участвующих в них субъектов. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой: правительство, парламент (Государственная Дума), Центральный банк, ведомства федерального и регионального уровня, другие государственные органы.

Роль современного государства в смешанной экономике выражается через его экономические функции. Среди них необходимо выделить общие, присущие любому демократическому государству, и особенные, соответствующие качественному состоянию его экономики, а также конкретно-специфические функции, характер и содержание которых определяются историческими, природными, национально-культурными характеристиками каждого отдельно взятого государства. Для нас особенно важно выявление и анализ общих экономических функций.

Поскольку государственная деятельность в сфере экономики, прежде всего, должна быть ориентирована на обеспечение и некоторую корректировку действия рыночного механизма, можно выделить следующие основные экономические функции государства (правительства):

создание законодательной основы эффективного функционирования экономики;

защита и стимулирование конкуренции;

перераспределение дохода;

перераспределение ресурсов;

стабилизация экономики и обеспечение экономического роста.

Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономики? В первую очередь, заметим, что государство как особая общественная организация возникло и существует для поддержания целостности сообщества людей, живущих на определенной территории, а значит, должно отражать его волю и интересы. В качестве представителя всех своих граждан государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти структурирует и согласовывает взаимоотношения членов общества и социальных групп, в том числе и в экономической сфере, поддерживая определенный обще-ственный порядок.

Поэтому государство и только оно формирует законодательные основы функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других нормативных актов, защищающих права собственности, способствующих выполнению контрактов, налогообложения и т. д. Иными словами, государство обеспечивает правовые рамки различных видов трансакций (рыночных сделок, прямого управления) в экономике.

В современном обществе государство обладает правом в принудительном порядке устанавливать обязательные для всех субъектов экономики законодательные основы их экономической деятельности. Законы определяют требования государства к экономическим субъектам. Данные требования принимают форму ограничений (запретов) и предписаний, т. е. обязательных действий (например, необходимость регистрации фирмы или уплаты налогов). Законы определяют процедуру, последовательность действий, права и обязанности участников экономических отношений. Содержащиеся в них нормы фиксируют обязательные экономические параметры (допустим, минимальную заработную плату).

При формировании законодательных основ функционирования современной рыночной экономики государство стремится придерживаться следующих принципов:

установленные государством законодательные условия должны носить обязательный характер для всех экономических субъектов; само государство, будучи источником экономического (хозяй-ственного) законодательства, обязано действовать согласно установленным им же законам;

государство не только определяет законодательные условия экономической деятельности, но и защищает их через суд. Так, если один из партнеров нарушает контракт, то другой контрагент должен иметь возможность обратиться к государству за судебной защитой;

определение и защита законодательных условий экономической деятельности – это не только право, но и обязанность государства;

в своей законодательной деятельности государство должно руководствоваться не рыночными критериями максимизации дохода, а целями согласования экономических интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости.

Достаточно ли законодательной деятельности государства и его контроля за соблюдением законов для эффективного функционирования смешанной экономики рыночного типа? Нет, потому что одна из фундаментальных характеристик рынка – конкуренция, но конкурентная среда внутренне не устойчива и нуждается в защите государства. Она формируется не только антимонопольным законодательством, но и специальными экономическими мерами: снижением импортных торговых пошлин, поощрением вступления на рынок новых участников и т. д. Антимонопольное регулирование включает мероприятия по реорганизации монополий, ослаблению чрезмерной рыночной власти крупных олигополий и ликвидации барьеров для конкуренции. Если экономически нецелесообразно реорганизовать сложившуюся монополию, государство принимает меры для сокращения ее негативного эффекта и использования части монопольной сверхприбыли в интересах общества. В современных условиях конкурентная среда – необходимое условие успешного экономического развития страны.

Монополия означает определенную степень власти над ценой. Данная власть может основываться на высокой степени концентрации производства, тайных или явных соглашениях о разделе рынков сбыта продукции и уровне цен, создании искусственных дефицитов товаров и пр. Антимонопольное законодательство призвано не допустить снижающего эффективность экономики ограничения конкуренции на рынках.

Перед государственными органами, непосредственно осуществляющими регулирование конкуренции на основе антимонопольного законодательства, стоит сложнейшая задача: выяснить критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации рынка. Для ее решения нужно ответить на вопросы: что считать низким (или, наоборот, завышенным) уровнем цен; какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монопольном положении фирмы; какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом; как отличить «демпинговые» цены от низких цен, сложившихся из-за высокой эффективности производства? На эти непростые вопросы нельзя дать однозначного ответа.

Совокупность норм экономического права и мер по поддержанию конкуренции составляет общие (рамочные) условия экономической деятельности. Создание благоприятных рамочных условий – главная задача государства в рыночной экономике.

О такой функции государства, как перераспределение доходов и ресурсов, мы подробно говорили ранее. Сейчас коротко остановимся на чрезвычайно важной, но выходящей за микроэкономический уровень функции государства – на стабилизации экономики и стимулировании экономического роста.

Государство призвано активно проводить стабилизационное регулирование экономики для сокращения высокого уровня безработицы и инфляции при спаде национального производства. В пери-оды оживления и подъема экономики приоритет отдается мерам стимулирования наиболее перспективных отраслей и предприятий, а также развития технологических инноваций. Государство поощряет инвестиционную активность и создание новых рабочих мест, предоставляя гарантии и льготы потенциальным инвесторам.

Поскольку периодически наступающие спады производства являются неотъемлемым признаком рыночной экономики, одной из важных задач государства выступает их предотвращение. В случае же наступления спада должны быть приняты меры, призванные создать условия для быстрейшего его преодоления и смягчения его последствий для жизни населения. Немаловажное значение имеет также прогнозирование сроков наступления спада, его возможной глубины и т. д.

Таким образом, в современных условиях государство разрабатывает и реализует стабилизационные (антикризисные) программы, которые должны быть направлены на обеспечение занятости населения, увеличение его совокупных расходов и поддержку конкурентоспособности национального производства. Если в периоды подъема экономики их следует ориентировать на возрастание доходов и сокращение расходов, то при спаде – на уменьшение налогов, расширение государственных расходов на инвестиции, общественные работы и т. п., что обеспечит сохранение рабочих мест и доходов домашних хозяйств.

Подчеркивая необходимость регулирования рыночной экономики со стороны государства, вместе с тем следует помнить о возможности принятия государственными органами неоптимальных с позиций общества экономических решений. По аналогии с отказами рынка их можно назвать отказами (провалами) государства. Отметим, что речь идет не об отдельных субъективных ошибках или коррумпированности ответственных чиновников. К провалам государства относятся, прежде всего, недостаток объективной ин-

формации и чрезмерный бюрократизм в принятии экономических решений, ограниченность мотивации к эффективному и рациональному ведению дел, увязка принятия экономических решений с политическими решениями властных структур и организаций.

studfiles.net

Роль государства в экономике — Answr

Роль государства в экономике определяется степенью воздействия правительства на экономические процессы.

Выделяют три модели государственной экономической политики:
  • классическую;
  • регулирующую;
  • командную.
При классической модели государство не вмешивается в развитие экономических секторов. А. Смит считал, что экономике не нужен контроль государства. Основная роль правительства — управление внешними и внутренними долгами, защита границ страны. Оно может осуществлять программы поддержки малого и среднего бизнеса.

При регулирующей модели государство влияет на развитие экономики страны частично. Оно выступает в качестве регулятора, контролирует распределение финансовых потоков. Модель встречается в развивающихся странах, например, в Беларуси и Казахстане.

Командная модель предполагает полный контроль государства над экономическими процессами страны. Правительство определяет схему экономического развития. При этом все природные ресурсы принадлежат государству. Например, страна с подобным типом экономики — Китай.

Экономические функции государства

Государство выполняет следующие экономические функции:
  • разрабатывает правовую базу функционирования частного бизнеса;
  • перераспределяет доходы через систему трансфертных платежей (пособия, пенсии) и налогообложения;
  • контролирует антимонопольную деятельность, поддерживает здоровую конкуренцию;
  • регулирует уровень цен, занятость населения, темпы экономического роста;
  • финансирует развитие фундаментальных наук;
  • реструктурирует производство для корректировки распределения ресурсов.
Стратегия государственного регулирования экономики опирается на следующие принципы:
  • при одинаковых условиях следует отдавать предпочтение рыночным формам организации экономики. Государство должно финансировать отрасли, не интересующие индивидуальных предпринимателей из-за невысокой прибыльности;
  • финансовая, налоговая и кредитная политика государства должна способствовать установлению социальной стабильности и экономическому росту;
  • усиление государственного контроля направлено на предотвращение хозяйственных кризисов и оптимизацию межгосударственных экономических отношений;
  • государственные предприятия стимулируют развитие частного бизнеса, а не конкурируют с ним.

Прямое и косвенное вмешательство государства в экономическую сферу

Способы воздействия государства на экономику делят на:
  • прямые — основываются на административно-правовых методах влияния на деятельность субъектов хозяйствования;
  • косвенные — подразумевают использование кредитно-денежной и финансовой систем страны для решения экономических вопросов. Вмешательство государства ограничено и осуществляется частично посредством налогообложения и установления пошлин.
Для регулирования государство использует следующие инструменты:
  • налоговая система;
  • кредитно-денежная государственная система;
  • административно-правовые нормы.

answr.pro

РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

 

Кашаев Ш.Р. Роль экономики в развитии государства / Ш.Р. Кашаев, В.Ю. Петров, Т.Р. Шарапов // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 122-124

РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

 

Ш.Р. Кашаев, преподаватель

В.Ю. Петров, студент

Т.Р. Шарапов, студент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г. Казань)

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена роль экономики в развитии государства, так же описаны возможные формы экономики, их положительные и отрицательные стороны. Представлен анализ экономически и социально развитого государства. Рассмотрены предпосылки для развития мощного экономического государства в зависимости от превалирующий в стране формы экономических отношений.

Ключевые слова: экономическая политика, социальное государство, смешанная экономика, командная экономика, экономическая опора, капитал.

 

 

Трудно представить в наше время государство, в котором бы отсутствовала экономическая составляющая. Все сферы жизни человека, так или иначе, связаны экономическими отношениями. В современных реалиях каждое государство стремится создать мощную экономическую базу, которая необходима для обеспечения безопасности, как внутри, так и вовне страны [1]. Примечателен и тот фактор, что органы государственной власти определяют экономическую политику страны, и как следствие вектор ее развития.

На сегодняшний день существуют четыре формы экономики. К ним относят: традиционную, рыночную, командную, смешанную. Традиционная экономика полностью опирается на существующие традиции в обществе. Таких государств в наше время практически нет. Основу рыночной экономики составляет капитал, который сосредоточен в руках частных лиц. Такая форма экономики обеспечивает быстрый рост государства, однако, вместе с тем это приводит к значительному разрыву между доходами разных слоев и распределение благ происходит в пользу частных лиц и компаний, а не государства. Фактически государство теряет контроль над частью некоторых важных сфер [2]. Такая экономика опасна тем, что в конечном итоге она приведет к власти богатых, которые подчинят себе все структуры власти и будут диктовать условия государственному аппарату. Командная экономика или как ее еще называют социалистическая, направлена, в первую очередь, на социальное развитие общества. При такой экономической форме управления собственность и капитал находятся в руках власти, а их распределение определяет государство. При этом нет огромного разрыва между доходами среди населения. Государство с такой экономикой считается социально развитым, однако имеется ряд недостатков. Например, отсутствие конкуренции, ограниченный доход у предприятий и компаний, поскольку выпуск продукции контролирует государство, относительно небольшая разнообразность продукции в магазинах. Смешанная же экономика является переходной от капиталистической к социально ориентированной. В этой форме экономики примерно одинаково распределяется собственность и капитал между государством и частными лицами, однако, чтобы не терять контроль над сферами экономики, государство забирает себе, так называемый, контрольный пакет. Исходя их нынешних реалий, такая форма экономики в данный момент самая оптимальная, поскольку государство может влиять на частные компания и предприятия, а предприятия на государство нет [3]. Таким образом, аппарат управления остается неподконтрольным для капиталистов и сами органы власти могут регулировать доходы среди населения, предотвращая сильное расслоение общества, с финансовой точки зрения.

Примечательно то, что в большинстве стран смешанная форма экономики. То есть государство сознательно переходит от капитализма к более прогрессивному вектору развития.

Некоторые люди полагают, что экономика не является наукой, поскольку «считать» умеет каждый. Это заблуждение. Экономика такая же древнейшая наука, как и философия или математика. Она возникла в период, когда люди занялись товарообменном и накоплением собственных материальных благ. То есть, с возникновением первой государственности зародилась и экономика, как наука. Примечательно и то, что в любом древнейшем государстве экономика всегда была на первом плане, поскольку основным доходом государства всегда будет налогообложение собственных граждан [4].

Говоря о роли экономики в развитии государства необходимо учитывать несколько основополагающих факторов. А именно то, что без сильной экономической опоры ни одно государство не сможет проводить свою политику. Например, для того, чтобы создать хорошую социальную базу необходимо постоянное вливание средств из федерального бюджета. А где взяться деньгам в бюджете без грамотной экономической политики? Отсюда и вывод, что если государство будет выносить экономику на второй план в своей политике, то такое государство долго не простоит. Поэтому в любом государстве за экономическим сектором следит несколько обособленных друг от друга структур, что дает преимущество. Так же следует понимать, что для развития любых отраслей государства необходимы финансы, а если у государства не будет финансов, например, для развития той же нефтяной отрасли, то другое государство на выгодных для себя условиях «поможет» поднять на ступень выше этот самый сектор. Говоря простыми словами, если, у России нет средств и технологий для развития Сибирских месторождений, то наше государство будет искать инвесторов, которые помогут, за счет предоставления и использования новейшего оборудования и вливания определенных денежных средств. Но такая помощь чревата тем, что условия для такого развития могут быть самыми разными, начиная с того, что контроль над месторождением будет в частных руках, заканчивая тем, что государство просто потеряет контроль над данной сферой. Именно поэтому для минимизации развития таких событий нужна сильная экономика.

Наглядно можно показать роль экономики в развитии и жизни государства на примере социального и экономического развития общества. Прожиточный минимум, показатель уровня безработицы, инфляция, уровень образования, разность между доходами самых богатых и самых бедных – все это и многое другое, вплоть до качества дорог, зависит от благосостояния государства. Развитие промышленности, научные открытия, система образования, социальные реформы – все это требует огромных капиталовложений. Именно поэтому, государство всегда опирается в своем управлении на экономику [5]. Планирование доходов и расходов государства, является одним из важнейших обязательств перед своим народом, потому что бездумное растрачивание национального благосостояния приведет к развалу страны и массовой нищете.

В экономической теории принято считать, что государство и экономика неразрывно связаны между собой. Поскольку для объединения людей и создания государства необходимы материальные блага и общая цель. Как только возникает государство, с ним же возникают отношения, в первую очередь рыночные. Отсюда и вывод, что любое общество зависит от экономики, а экономика, напротив, зависит от общества и государства в целом.

Так же, свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве [6]. Поэтому, государство заинтересовано в обеспечении правовой надежности экономической деятельности отдельного субъекта или лица, для того чтобы в будущем пользоваться его результатами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое развитое государство, закладывает основу своего развития, опираясь на действующие экономические отношения в стране. Стремление развивать все отрасли экономики, приносящие прибыль, нормальное явление для государства. Двигаясь вперед, экономика развивает как отдельные сферы общества, так и его в целом. Знание, понимание экономики позволяет людям осознанно совершать свой экономический выбор. Приведение в равновесие экономической и социальной сфер позволит избежать конфликтов в обществе.

 

Библиографический список

1. Шлычков В.В. Об отдельных аспектах применения «ручного управления» органами российской государственно-муниципальной власти / В.В. Шлычков, И.К. Киямов, С.М. Кулиш, Д.Р. Нестулаева, И.Г. Алафузов // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3 (39). С. 39-54.

2. Батайкин П.А. Особенности реализации функций государства в системе распределения доходов // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 16-18.

3. Шлычков В.В. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 5-16.

4. Батайкин П.А. Проблемы сохранения унифицированной налоговой системы Российской Федерации // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2011. № 4 (7). С. 92-97.

5. Хасанова А.Ш. К вопросу о формировании новой экономической парадигмы / А.Ш. Хасанова, Н.В. Ведин // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 106-111.

6. Шлычков В.В. Малый бизнес о векторе социально-экономического развития и своей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева, И.Г. Алафузов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 97-100.

 

 

ECONOMY ROLE IN DEVELOPMENT OF THE STATE

 

S.R. Kashayev, lecturer

V.Y. Petrov, student

T.R. Sharapov, student

Kazan state power university

(Russia, Kazan)

 

Abstract. In this article the economy role in development of the state is considered, possible forms of economy, their positive and negative sides are also described. The analysis economically and socially developed state is submitted. Prerequisites for development of the powerful economic state depending on prevailing in the country of a form of the economic relations are considered.

Keywords: economic policy, social state, mixed economy, command economy, economic support, capital.

 

 

economyandbusiness.ru

Экономика в правовом государстве

Понятие правового государства

Определение 1

Правовое государство – это государство, деятельность которого подчиняется положениям закона и принципам права, которые направляются на защиту и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства противостоит диктатуре, полицейскому государству и отсутствию порядка в государстве. Идея правового государства ставит следующие цели:

  • Ограничить и направить процессы осуществления власти. То есть установить стандарты легитимности,
  • Сформировать определенные модели в поведении всех субъектов права,
  • Способствовать охране справедливости, морали, равенства и свободы, защищать права граждан.

Следующие институты обязательны для правового государства:

  • Равенство всех перед законом,
  • Наличие независимых судебных органов,
  • Осуществление функций нормативно-правового регулирования действий государственных органов,
  • Назначение наказаний за совершенные противоправные действия определенными нормами и процедурами.

Ученые выделяют следующие концепции правового государства:

  • Формальная. Предполагает сосредоточение внимания на предсказуемости правовых предписаний.
  • Содержательная. Трактуется с позиций естественного права и решает вопросы справедливости законодательных актов, ставя на первое место права и свободы человека и гражданина как высшей ценности.

Правовое государство основывается на следующих принципах:

  • Наличие системы разделения властей,
  • Правосудие осуществляется только судом,
  • Гражданское общество,
  • Ограниченная власть государства,
  • Верховенство законодательных актов.

Государство реализует свои функции посредством регулирования социальных и экономических связей, которые воздействуют на общественные процессы.

Таким образом, экономика в правовом государстве является важным механизмом для становления правого государства. Представляется актуальным кратко рассмотреть экономику в правовом государстве.

Цели экономики

Государственная экономика преследует целью создать конкурентоспособную и эффективную экономику страны. Также ставятся следующие цели:

  • Темпы роста государственного производства,
  • Стабилизация цен,
  • Поддержания внешнеторгового баланса,
  • Высокий уровень занятости населения на рабочих местах.

Социальные функции правового государства состоят в социальном обеспечении защиты личности и условий жизни всех членов общества. Правовое государство подразумевает распределение материальных ценностей, которое происходит помимо обмена между потребителем и производителем.

Социальное правовое государство с развитой экономикой должно пройти долгий путь. На первом этапе происходит расслоение общества на богатых и бедных. Для того, чтобы равенство не было формальным, в первую очередь должно быть достигнуто материальное равенство. И только постепенно правовое государство приобретет социальные черты, и предоставит населению реальные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Экономические функции государства подразумевают выработку и координацию стратегии развития экономики. К ним следует относить:

  • Разработать и утвердить правовые основы экономики,
  • Развить антимонопольное регулирование,
  • Стабилизировать экономику.
  • Распределить ресурсы государства.
  • Обеспечить реализацию социальных гарантий.

Государственное регулирование экономики использует два средства: административные и экономические.

Замечание 1

Таким образом, правильно построенная экономика в правовом государстве способствует развитию государства, и позволяет создать действенные механизмы правового государства.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *