Вопрос для принятия на Общем собрании участников ООО |
Необходимое количество голосов по закону |
Возможность изменения необходимого количества голосов в Уставе |
Основание |
Создание филиала, представительства |
Не менее 2/3 |
Может быть предусмотрено большее количество голосов, чем 2/3 |
Статья 5, пункт 1 |
Прекращение или ограничение дополнительных прав участников, предоставленных всем участникам |
Единогласно |
|
Статья 8, пункт 2 |
Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных определенному участнику |
Не менее 2/3 (голос участника, по которому принимается такое решение, не участвуют в голосовании) |
|
Статья 8, пункт 2 |
Возложение дополнительных обязанностей на всех участников |
Единогласно |
|
Статья 9, пункт 2 |
Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника |
Не менее 2/3 (голос участника, на которого возлагаются дополнительные права обязательно должен участвовать в голосовании) |
|
Статья 9, пункт 2 |
Прекращение дополнительных обязанностей, возложенных на всех участников |
Единогласно |
|
Статья 9, пункт 2 |
Решение об учреждении (создании) ООО |
Единогласно |
|
Статья 11, пункт 3 |
Избрание органов управления при создании |
Не менее ¾ |
|
Статья 11, пункт 4 |
Образование ревизионной комиссии или избрание ревизора при учреждении |
Не менее ¾ |
|
Статья 11, пункт 4 |
Утверждение аудитора при создании |
Не менее ¾ |
|
Статья 11, пункт 4 |
|
Единогласно |
|
Статья 14, пункт 3 |
Ограничение возможности изменения соотношения долей участников |
Единогласно |
|
Статья 14, пункт 3 |
Предоставление денежной компенсации за прекращение прав пользования переданным имуществом при оплате доли участника |
Простым большинством, при условии, что голос участника, передавшего имущество для оплаты своей доли, не участвует |
|
Статья 15, пункт 3 |
Увеличение уставного капитала за счет имущества Общества |
Не менее 2/3 |
Может быть предусмотрено большее количество голосов, чем 2/3 |
Статья 18, пункт 1 |
Увеличение уставного капитала за счет дополнительных вкладов всеми участниками |
Не менее 2/3 |
Может быть предусмотрено большее количество голосов, чем 2/3 |
Статья 19, пункт 1 |
Увеличение уставного капитала за счет дополнительного вклада определенного участника (или нескольких участников) |
Единогласно |
|
Статья 19, пункт 2 |
Увеличение уставного капитала за счет вклада третьего лица |
Единогласно |
|
Статья 19, пункт 2 |
Внесение изменений в устав в связи с увеличение уставного капитала за счет дополнительного вклада участника или дополнительных вкладов нескольких участников |
Единогласно |
|
Статья 19, пункт 2 |
Внесение изменений в устав в связи с увеличение уставного капитала за счет вклада третьего лица |
Единогласно |
|
Статья 19, пункт 2 |
Зачет денежных требований к Обществу в счет внесения дополнительного вклада участника или дополнительных вкладов участников Общества |
Единогласно |
|
Статья 19, пункт 4 |
Зачет денежных требований к Обществу в счет внесения вклада третьим лицом |
Единогласно |
|
Статья 19, пункт 4 |
Включение в Устав положений о преимущественном праве покупки доли или части доли по заранее определенной цене |
Единогласно |
|
Статья 21, пункт 4 |
Исключение из Устава положений о преимущественном праве покупки доли или части доли по заранее определенной цене |
Не менее 2/3 |
|
Статья 21, пункт 4 |
Включение в Устав возможности участников Общества воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли или не всей части доли |
Единогласно |
|
Статья 21, пункт 4 |
Исключение из Устава возможности участников Общества воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли или не всей части доли |
Не менее 2/3 |
|
Статья 21, пункт 4 |
Включение в Устав положений, устанавливающих возможность и порядок предложения доли или части доли всем участникам Общества непропорционально размерам их долей |
Единогласно |
|
Статья 21, пункт 4 |
Исключение из Устава положений, устанавливающих возможность и порядок предложения доли или части доли всем участникам Общества непропорционально размерам их долей |
Не менее 2/3 |
Может быть предусмотрено большее количество голосов, чем 2/3 |
Статья 21, пункт 4 |
Согласие на передачу доли или части доли участника Общества в залог |
Простым большинством (голос участника, передающего долю или ее часть в залог, не принимает участие в голосовании) |
Может быть предусмотрено большее количество голосов, чем простое большинство |
Статья 22, пункт 1 |
Включение в Устав Общества положений устанавливающих срок выплаты участнику действительной стоимости его доли отличный от срока указанного в Законе об ООО |
Единогласно |
|
Статья 23, пункт 2 |
Исключение из Устава Общества положений устанавливающих срок выплаты участнику действительной стоимости его доли отличный от срока указанного в Законе об ООО |
Не менее 2/3 |
|
Статья 23, пункт 2 |
Продажа доли или части доли, принадлежащей Обществу, участникам Общества, в результате которой изменяются размеры долей участников |
Единогласно |
|
Статья 24, пункт 4 |
Распределение доли или части доли, принадлежащей Обществу, между участниками Общества |
Единогласно |
|
Статья 24, пункт 4 |
Продажа доли или части доли, принадлежащей Обществу, третьим лицам, в результате которой изменяются размеры долей участников |
Единогласно |
|
Статья 24, пункт 4 |
Определение цены, отличной от номинальной стоимости, доли или части доли, принадлежащей Обществу, при ее продаже |
Единогласно |
|
Статья 24, пункт 4 |
Выплата кредиторам действительной стоимости доли или части доли участника, на имущество которого обращено взыскание |
Единогласно |
|
Статья 25, пункт 2 |
Внесение изменений в Устав в части права участника на выход из Общества |
Единогласно |
|
Статья 26, пункт 2 |
Внесения в Устав Общества изменений в части обязанности участников Общества по внесению вкладов в имущество Общества |
Единогласно |
|
Статья 27, пункт 1 |
Внесение вкладов в имущество Общества |
Не менее 2/3 |
Может быть предусмотрено большее количество голосов, чем 2/3 |
Статья 27, пункт 1 |
Внесение в Устав изменений в части положений, а также их изменение и исключение, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество Общества непропорционально размерам долей участников |
Единогласно |
|
Статья 27, пункт 2 |
Внесение в Устав изменений, а также их изменение или исключение, в части положений, устанавливающих ограничения, связанные с внесение вкладов в имущество Общества |
Единогласно |
|
Статья 27, пункт 2 |
Изменений и исключение положений Устава в части порядка определения размера вклада в имущество Общества, а также ограничений, связанных с внесением вклада в имущество Общества, для определенного участника |
Не менее 2/3, при условии, что участник, для которого устанавливаются такие ограничения, голосовал за принятие такого решения и дал письменное согласие |
|
Статья 27, пункт 2 |
Внесение в Устав изменений по порядку распределения прибыли между участниками |
Единогласно |
|
Статья 28, пункт 2 |
Изменение и исключение положений Устава о порядке распределения прибыли |
Единогласно |
|
Статья 28, пункт 2 |
Внесение в Устав положений по порядку определения числа голосов участников на Общем собрании, а также изменения и исключение данных положений |
Единогласно |
|
Статья 32, пункт 1 |
Избрание председателя Общего собрания участников Общества |
Простым большинством, при этом, каждый участник имеет один голос, независимо от размера его доли |
Может быть определен порядок и соотношение голосов |
Статья 37, пункт 5 |
Изменение Устава Общества, в том числе изменение (увеличение или уменьшение) размера уставного капитала |
Не менее 2/3 |
Может быть предусмотрено большее количество голосов, чем 2/3 |
Статья 37, пункт 8 |
Принятие решения о реорганизации Общества |
Единогласно |
|
Статья 37, пункт 8
|
Принятие решения о ликвидации Общества |
Единогласно |
|
Статья 37, пункт 8 |
Избрание (назначение) единоличного исполнительного органа (Генерального директора, Директора, Президента и др.) |
Простым большинством |
Может быть предусмотрена необходимость большего количества голосов |
Статья 37, пункт 8 |
Избрание коллегиального исполнительного органа |
Простым большинством |
Может быть предусмотрена необходимость большего количества голосов |
Статья 37, пункт 8 |
Передача полномочий единоличного исполнительного органа Общества управляющему |
Простым большинством |
Может быть предусмотрена необходимость большего количества голосов |
Статья 37, пункт 8 |
Решение об одобрении сделки с заинтересованностью |
Простым большинством голосов не заинтересованных в совершении такой сделки |
|
Статья 45, пункт 3 |
Решение об одобрении крупной сделки |
Простым большинством |
Может быть предусмотрена необходимость большего количества голосов |
Статья 37, пункт 8 |
Избрание ревизионной комиссии или ревизора |
Простым большинством |
Может быть предусмотрена необходимость большего количества голосов |
Статья 37, пункт 8 |
Привлечение профессионального аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов, а также для проверки состояния текущих дел Общества |
Простым большинством |
Может быть предусмотрена необходимость большего количества голосов |
Статья 37, пункт 8 |
Слияние Общества с другим Обществом |
Единогласно |
|
Статья 37, пункт 8 |
Разделение Общества |
Единогласно |
|
Статья 37, пункт 8 |
Выделение из Общества |
Единогласно |
|
Статья 37, пункт 8 |
Преобразование Общества |
Единогласно |
|
Статья 37, пункт 8 |
www.regfile.ru
Вопрос, по которому проводится голосование | Особенности принятия решения |
Решение принимается единогласно | |
Предоставление участникам (участнику) дополнительных прав, а также прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных всем участникам (п. 2 ст. 8 закона № 14-ФЗ) | Количество голосов считается от общего числа голосов участников общества (аналогичные случаи далее названы — голоса считаются по общему правилу) |
Возложение на всех участников дополнительных обязанностей, а также их прекращение (п. 2 ст. 9 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Принятие решений об учреждении общества, утверждении его устава, утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителями для оплаты долей в уставном капитале (п. 3 ст. 11 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Ограничение максимального размера доли участника, возможности изменения соотношений долей участников общества | Голоса считаются по общему правилу |
Утверждение денежной оценки имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается (п. 2 ст. 15 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Увеличение уставного капитала на основании заявления участника (участников) о внесении допвклада и (или), если это не запрещено уставом общества, заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии в общество и внесении вклада (п. 2 ст. 19 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Зачет денежных требований к обществу в счет внесения участниками допвкладов и вкладов третьими лицами (п. 4 ст. 19 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Включение в устав положения о преимущественном право покупки доли или части доли в уставном капитале участниками или обществом по заранее определенной уставом цене, в том числе изменение размера такой цены или порядка ее определения (абз. 4 п. 4 ст. 21 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Включение в устав возможности участников или общества воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли (части доли), предлагаемой для продажи (абз. 5 п. 4 ст. 21 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Включение в устав положений о порядке реализации участниками права покупки доли или части доли в уставном капитале общества непропорционально размерам их долей (абз. 6 п. 4 ст. 21 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Установление в уставе иного срока выплаты действительной стоимости доли по сравнению с трехмесячным сроком, предусмотренным законом, когда общество приобретает долю участника в двух ситуациях: первая — в связи с тем, что уставом запрещено (ограничено) отчуждение третьим лицам доли (части доли), принадлежащей участнику, а остальные участники отказались от приобретения (нет согласия на отчуждение), вторая — при принятии общим собранием решения о совершении крупной сделки или об увеличении уставного капитала, по требованию участника, голосовавшего против такого решения (абз. 3 п. 2 ст. 23 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Установление в уставе иного срока или порядка выплаты действительной стоимости доли по сравнению с трехмесячным сроком, предусмотренным законом, когда участник выходит из общества (п. 6.1 ст. 23 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Продажа доли (части доли) участникам общества, в результате которой изменяются размеры долей его участников, продажа доли (части доли) третьим лицам. Определение более низкой цены на продаваемую долю, по сравнению с ее номинальной стоимостью, а также по сравнению с ценой, уплаченной обществом в связи с переходом к нему доли (части доли) (п. 4 ст. 24 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Выплата кредиторам остальными участниками действительной стоимости доли (части доли) участника, на имущество которого обращается взыскание, пропорционально их долям в уставном капитале (п. 2 ст. 25 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Включение в устав положения о праве участника на выход (п. 1 ст. 26 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Включение в устав положения об обязанности участников вносить допвклады в имущество общества (п. 1 ст. 27 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Внесение в устав положений, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников, а также положений, устанавливающие ограничения по внесению вкладов в имущество общества (абз. 3 п. 2 ст. 27 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Изменение и исключение положений устава, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников и ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества, установленные для всех участников общества (абз. 4 п. 2 ст. 27 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Внесение в устав, а также изменение и исключение из устава положений, устанавливающих иной порядок распределения прибыли между участниками, по сравнению с установленным законом порядком (распределение прибыли пропорционально долям в уставном капитале) осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно (п. 2 ст. 28 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Внесение, изменение и исключение положений устава, устанавливающих иной порядок определения числа голосов участников общества по сравнению с установленным законом, когда число голосов участника пропорционально его доле в уставном капитале (абз. 5 п. 1 ст. 32 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Принятие решения о реорганизации или ликвидации общества (подп. 11 п. 2 ст. 33, абз. 2 п. 8 ст. 37 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Решение принимается квалифицированным большинством (требуется не менее 2/3 голосов) | |
Создание филиалов, открытие представительств (п. 1 ст. 5 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества (абз. 3 п. 2 ст. 8 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу. При этом участник общества, которому принадлежат такие дополнительные права, должен голосовать за принятие такого решения или дать письменное согласие. |
Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества (п. 2 ст. 9 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу. При этом участник общества, на которого возлагаются такие дополнительные обязанности, должен голосовать за принятие такого решения или дать письменное согласие |
Увеличение уставного капитала общества за счет его имущества (п. 1 ст. 18 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Решение об увеличении уставного капитала общества за счет внесения дополнительных вкладов участниками общества (п. 1 ст. 19 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Исключение из устава положений о преимущественном праве покупки доли (части доли) в уставном капитале по заранее определенной уставом цене (абз. 4 п. 4 ст. 21 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Исключение из устава положений о возможности участников или общества о преимущественном праве покупки не всей доли (части доли), предлагаемой для продажи (абз. 5 п. 4 ст. 21 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Исключение из устава положений о порядке реализации участниками права покупки доли или части доли в уставном капитале общества непропорционально размерам их долей (абз. 6 п. 4 ст. 21 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Исключение из устава положений, устанавливающих иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли по сравнению с трехмесячным сроком, предусмотренным законом, в случае, когда участник выходит из общества (п. 6.1 ст. 23 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Исключение из устава общества положений об ином сроке выплаты действительной стоимости доли по сравнению с трехмесячным сроком, предусмотренным законом, когда общество приобретает долю участника в двух ситуациях: первая — в связи с тем, что уставом запрещено (ограничено) отчуждение третьим лицам доли (части доли), принадлежащей участнику, а остальные участники отказались от приобретения (нет согласия на отчуждение), вторая — при принятии общим собранием решения о совершении крупной сделки или об увеличении уставного капитала, по требованию участника, голосовавшего против такого решения (абз. 3 п. 2 ст. 23 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Решение о внесении вкладов в имущество общества (абз. 2 п. 1 ст. 27 закона № 12-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества, установленные для определенного участника (абз. 4 п. 2 ст. 27 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу. При этом участник общества, для которого установлены такие ограничения, должен голосовать за принятие такого решения или дать письменное согласие |
Изменение устава общества (подп. 2 п. 2 ст. 33, п. 8 ст. 37 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Решение принимается квалифицированным большинством (требуется не менее 3/4голосов) | |
Избрание органов управления общества, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества и утверждение аудитора общества осуществляются (п. 4 ст. 11 закона № 14-ФЗ). | Голоса считаются по общему правилу |
Решение принимается простым большинством голосов | |
Принятие решения об избрании председательствующего, если уставом не предусмотрено иное (п. 5 ст. 37 закона № 14-ФЗ). | Если уставом не предусмотрено иное, при голосовании по вопросу об избрании председательствующего каждый участник общего собрания имеет один голос |
Определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций (абз. 3 п. 8 ст. 37, подп. 1 п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним (абз. 3 п. 8 ст. 37, подп. 4 п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества (абз. 3 п. 8 ст. 37, подп. 5 п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов (абз. 3 п. 8 ст. 37, подп. 6 п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества (абз. 3 п. 8 ст. 37, подп. 7 п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Утверждение (принятие) документов, внутренних документов общества (абз. 3 п. 8 ст. 37, подп. 8 п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (абз. 3 п. 8 ст. 37, подп. 9 п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг (абз. 3 п. 8 ст. 37, подп. 10 п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов (абз. 3 п. 8 ст. 37, подп. 12 п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются по общему правилу |
Решение об одобрении сделки с заинтересованностью (абз. 2 п. 3 ст. 45 закона № 14-ФЗ) | Голоса считаются от общего числа голосов участников общества, не заинтересованных в совершении такой сделки |
Решение о даче согласия на залог доли (части доли) в уставном капитале общества, принадлежащих участнику, если это не запрещено уставом и если устав не предусматривает необходимость большего числа голосов (п. 1 ст. 22 закона № 14-ФЗ) | Голос участника, который намерен передать в залог долю, не учитывается |
profidi.ru
Последствия участника ООО при голосовании против решений, требующих единогласного одобрения
Последствия для участника ООО при его голосования против принятия решений, требующих единогласного одобрения, в том числе если доля участия составляет всего 1%.
Для начала необходимо разобраться в вопросе, когда требуется единогласное принятие решений. П. 8 ст. 37 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 #14-ФЗ (далее по тексту – Закон об ООО) устанавливает, что решения по вопросу о реорганизации и ликвидации общества принимаются всеми участниками общества единогласно. По вопросам об утверждении устава общества, внесении в него изменений или утверждении устава общества в новой редакции, принятии решения о том, что общество в дальнейшем действует на основании типового устава, либо о том, что общество в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, изменении размера уставного капитала общества, наименования общества, места нахождения обществ, а также по иным вопросам, определенным уставом общества, решения принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена настоящим Федеральным законом или уставом общества. Остальные решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена настоящим Федеральным законом или уставом общества. Можно предположить, что понятие «большего числа голосов» включает в себя «единогласность». Однако в судебной практике известны случаи иного толкования вышеуказанной формулировки. В одном из судебных решений[1] указано на то, что законодателем не установлена необходимость единогласного принятия решений по избранию единоличного исполнительного органа. Примененное законодателем выражение «большее число голосов» не означает и не может означать «единогласно». Закон прямо предусматривает, по каким вопросам решение требует единогласия всех участников общества и не относит к таким решениям решение об избрании единоличного исполнительного органа. Аргумент стороны о том, что Закон об ООО не устанавливает для участников общества ограничений по выбору «большинства» и не запрещает установления такой категории большинства как «единогласно» был оставлен судом без внимания. Четыре года спустя своё разъяснение по данному вопросу дал Высший арбитражный суд, указав на то, что помимо регламентированного требования к единогласному принятию решений, право участников принимать единогласное решение по иным вопросам, определенных уставом, не ограничено[2]. Именно это решение предоставило возможность включать в устав больше вопросов, требующих единогласного принятия решений.Судебная практика подтвердила право участников голосовать единогласно по любым вопросам, если это предусмотрено в Уставе. Однако часто возникают ситуации, когда решение не может быть принято, так как не все участники поддерживают ту или иную позицию. Как правило, для общества это может иметь негативные последствия. Без принятия некоторых решений общество не в состоянии осуществлять нормальную хозяйственную деятельность. Поэтому в целях устранения таких неудобств законом предусмотрена возможность исключения участника из Общества. Так, в силу статьи 10 Закона об ООО участник может быть исключен из общества в том числе в связи с голосованием по вопросам повестки дня общего собрания, если такие действия (бездействие) причиняют значительный вред обществу и (или) делают невозможной деятельность общества либо существенно её затрудняют. Однако необходимо помнить о некоторых обстоятельствах, сформировавшихся в правоприменительной практике. Так, голосование участника на общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью может являться основанием для исключения участника из общества только в тех случаях, когда такое голосование заведомо влекло значительные неблагоприятные последствия для общества[3]. В качестве примера можно привести дело, когда два участника в течение года на всех общих собраниях голосовали против избрания друг друга в качестве руководителя Общества. Учитывая, что согласно уставу решение об избрании единоличного исполнительного органа должно быть принято единогласно, Общество все это время оставалось без руководителя. В итоге один участник подал иск об исключении другого из ООО. Однако суд указал на то, что в данном случае причиной затруднений в деятельности общества стали разногласия обоих участников по вопросам управления компанией, а не только действия одного участника. Поэтому исключение в данной ситуации неприменимо.
Итак, можно сделать следующие выводы. Во-первых, стороны вправе предусмотреть в Уставе принятие единогласного решения по любым вопросам. Во-вторых, при принятии решения единогласно все участники должны проголосовать «за» такое решение. Если кто-либо из участников не поддерживает решение большинства, либо систематически уклоняется от участия в общем собрании без уважительных причин (в том числе, по причине болезни), то в отношении него может быть проведена процедура исключения из участников общества. Но нельзя забывать о том, что институт исключения участника из общества не может быть использован для разрешения конфликта между участниками общества, связанного с наличием у них разногласий по вопросам управления обществом, когда позиция ни одного из них не является заведомо неправомерной либо когда участник не принял участие в общем собрании ввиду ненадлежащего извещения.
Несмотря на вышеизложенное, нужно помнить о риске признания недействительным решения общего собрания. Любой участник, не принимавший участия в голосовании или голосовавший против оспариваемого решения, может подать заявление о признании решения недействительным, если оно было принято с нарушением требований настоящего федерального закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества и нарушающие права и законные интересы участника общества (ст. 43 Закона об ООО).
Авторы: юристы Наталья Молочкова и Александр Иванов.
[1] Постановление ФАС Московского округа от 17.03.2005 по делу #кг-а40/594-05-П. [2] Определение ВАС РФ от 25.06.2009 #ВАС-7972/09. [3] П. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.05.12 #151.lexalliance.ru
Оспаривание решения общего собрания собственников многоквартирного дома
Считаете, что решение общего собрания собственников многоквартирного дома незаконно? Нарушено ваше право?
Проверим законность процедуры проведения общего собрания. Изучим все обстоятельства дела. Оспорим решения общего собрания собственников многоквартирного дома в суде.
ЗВОНИТЕ: +7 (343) 201-81-81
Для жильцов многоквартирных домов, особенно больших городов и мегаполисов, общее собрание собственников жилья – явление достаточно распространённое. Его проведение необходимо для того, чтобы собственники квартир могли сообща, коллективно решать вопросы, касающиеся «судьбы» всего дома.
Сразу подчеркнём, что помимо собственников жилья право на участие в общих собраниях имеют владельцы нежилых помещений (арендаторы, владельцы магазинов, расположенных на первых этажах, и др.).
Что решают на общих собраниях собственников многоквартирных домов?
Объем вопросов, рассматриваемых на собраниях, как правило, достаточно широк:
- собственники могут согласовать установку шлагбаума, нанять специального работника для обеспечения регулярной работы пропускной системы во двор дома, а также определиться с оплатой за его пользование и труд контролирующего лица;
- обсуждение вопросов о необходимости проведения капитального ремонта, выбор способа создания фонда капитального ремонта;
- собственниками может быть решен вопрос о необходимости использования охраны, установки камер видео-наблюдения, домофона и прочих средств безопасности;
- собственники самостоятельно решают вопросы пользования общим имуществом дома (подъезды, лифты, чердаки, подвалы), определяют его назначение, выступают арендодателями, продавцами и т.д.
Организовать собрание могут не только собственники. Помочь в его организации вправе и управляющая компания, когда поступят обращения от собственников, обладающих не менее 10% голосов во всём доме.
Жилищный кодекс предусматривает наличие как очередных (не реже одного раза в год), так и внеочередных собраний жильцов-собственников многоквартирного дома. Собрание считается состоявшимся (с наличием кворума) при присутствии на нём более половины собственников. Важно помнить, что кворум будет рассчитываться не от числа собственников, а от размера площади, которая находится в их собственности.
Споры по рассматриваемому вопросу возникают, как правило, ввиду отсутствия стопроцентного «голоса» собственников при принятии решения. Например, исход собрания таков, что большинство собственников готовы увеличить расходы на содержание всего дома, а меньшая доля других собственников — нет. Отсюда и появляются те самые известные споры меньшинства с большинством.
Справедливость и законность проведения собрания многоквартирного дома зависит от многих факторов: организованности и проявления инициативы участвующих; наличия необходимой и верно оформленной документации; от активной позиции группы лиц, руководящей процессом его проведения.
К сожалению, на практике редко соблюдаются все пункты «идеального» собрания, и чаще всего встречаются ошибки, связанные с незнанием закона или отсутствием необходимого контроля голосования при решении того или иного вопроса.
Более того, достичь единогласного решения жильцов в многоквартирном доме практически невозможно, и вполне нормальным выглядит ситуация, когда оно не удовлетворяет определенную часть собственников. Однако если таким решением нарушаются права конкретных жильцов дома, то его исполнение нельзя считать законным.
Как следствие, это приводит к судебным разбирательствам, где решения собраний активно оспариваются и признаются недействительными.
В суде оспаривают, как правило, следующие вопросы:
1) нарушение порядка и формы уведомления о проведении собрания. Уведомление считается надлежащим, если оно было направлено каждому собственнику за 10 дней до начала его проведения. На правильность уведомления влияет и форма – как жильцы были проинформированы о запланированном собрании.
Обычно мы узнаем о таком мероприятии (которое, оказывается, проводилось в среду вечером!) в выходные, случайно обратив внимание на листовку на двери подъезда.
Конечно, это самый простой, быстрый и дешевый способ сообщить о предстоящем собрании всем собственникам дома. Однако так оповещать допускается только в случае, если ранее собрания по такой форме уведомления уже проводились, и такая форма уведомления была утверждена.
Если же вы видите такое уведомление впервые, то его как минимум можно считать незаконным. Поэтому уведомлять собственников о собрании следует с помощью почтовых отправлений либо самостоятельно передавать уведомление и повестку дня жильцу под роспись.
2) неправильный подсчёт голосов и нарушение кворума. Такое происходит обычно из-за неточных или устаревших данных о собственниках, площадях их имущества. Ошибки в голосовании появляются из-за долевых владельцев квартир, когда один из присутствующих дольщиков голосует «от имени» всей квартиры, а не принадлежащей ему доли.
Неточный учёт «голосов» встречается и в ситуации, когда собственник нескольких помещений в доме голосует несколько раз, считая, что количество помещений увеличивает и количество его голосов. Это не так, и по закону такой собственник может отдать только один голос.
Суды в свою очередь, разрешая указанную категорию споров, последовательно выясняют:
- была ли соблюдена процедура собрания собственников;
- имелась ли реальная возможность изменить своим голосом принятое собранием решение лицом, не согласным с ним;
- каким образом была сформирована и направлена повестка общего собрания, была ли она доставлена в установленные законом сроки;
- протоколировалось ли общее собрание, и было ли это сделано в соответствие с законом;
- итоги голосования — была ли возможность принять решение именно имеющимся числом голосов и иные вопросы.
В целом, споры подобного рода считаются достаточно затратными ввиду наличия именно организационных сложностей. Однако решение вопросов, имеющих значение для всего дома, является одним из главных составляющих комфортного проживания в нём.
Специалисты юридического агентства «ДФ» помогают разрешать споры жильцов многоквартирного дома и, как результат, добиваются справедливого и правильного решения.
Записывайтесь на консультацию по телефону: +7 (343) 201-81-81
osincev.org
Предложения со словосочетанием ЕДИНОГЛАСНОЕ РЕШЕНИЕ
Лучше, чтобы их было 1 — 2, тогда единогласного решения проще достичь. Вопросы, требующие единогласного решения. Русское вече допускало лишь единогласное решение общественных дел. Общество может быть добровольно ликвидировано или реорганизовано по единогласному решению всех участников. Принудительный выход из товарищества возможен лишь при наличии единогласного решения остающихся участников, а также решения суда.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.
В каком смысле употребляется прилагательное искусственный в отрывке:
Треснувшие зеркала, свисающие с потолка цепи, фигурки летучих мышей и искусственная паутина.
В прямом
смысле
В переносном
смысле
Это устойчивое
выражение
Это другое
прилагательное
kartaslov.ru
Способы подтверждения принятия решения общим собранием
Наталья, здравствуйте,
Гражданский кодекс РФ:
Статья 67.1. Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах
…
3. Принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении:
…
3) общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.
Таким образом, иной способ подтверждения может быть, например, подписание протокола всеми участниками или частью участников. Этот способ должен быть закреплен в Вашем Уставе. Если в Уставе этого нет, тогда этот способ заверения решения должен быть закреплен решением общего собрания. Это решение принимается единогласно.
Пока не внесли в Устав способ подтверждения, можно сделать так:
1. Вы проводите внеочередное общее собрание, на котором единогласно принимаете решение: Принятие общим собранием участников общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем подписания протокола общего собрания частью участников — Председателем и Секретарем собрания.
Это решение принимаете единогласно и подписываете протокол всеми участниками. Копию этого протокола прикладываете ко всем последующим протоколам общего собрания, которые у Вас будут проходить. Все последующие протоколы подписывают Председатель и секретарь собрания.
2. Либо второй вариант. На каждом собрании первым вопросом Вы выносите этот:
Принятие общим собранием участников общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем подписания протокола общего собрания частью участников — Председателем и Секретарем собрания.
Принимаете этот вопрос единогласно. Все участники подписываются под этим решением, а затем уже проводите собрание и принимаете решения по повестке дня.
pravoved.ru
Проведение общих собраний участников в Обществах с ограниченной ответственностью
Общие вопросы
В соответствии с данными органов государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью составляют абсолютное большинство от зарегистрированных юридических лиц. Это объясняется большей частью экономическими и организационными соображениями. Данная организационно-правовая форма является более демократичной по сравнению с акционерными обществами, более понятной по сравнению с обществами с дополнительной ответственностью и коммандитными товариществами и конечно более разработанной с точки зрения юридической техники.
Законом и уставами действующих обществ с ограниченной ответственностью детально разработаны основные положения, касающиеся деятельности органов управления обществом, их компетенции и порядка принятия решений этими органами.
Вряд ли участники всех обществ, строго следуют установленным законом правилам, особенно в тех случаях, когда число участников небольшое и они являются работниками данного Общества – имеют общий бизнес, а уж особенно в тех случаях, когда юридическое лицо создавалось для совершения строго определенных действий, сделок или иных операций, вызывающих сомнения у контролирующих органов.
Как правило, закон и устав участники начинают читать тогда, когда конфликт между участниками – владельцами бизнеса тлеет или горит ярким пламенем, ну или в тех удивительных случаях, когда авторитет юридической службы велик и руководитель этой службы вкупе с директором страдает маразмом в разной степени запущенности.
Виды общих собраний
Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью, согласно Закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» является высшим органом управления Обществом. Закон разделяет исключительную компетенцию общего собрания – то есть круг вопросов, который не может передан другим органам управления общества и остальную компетенцию, то есть вопросы, решение которых может быть отнесено уставом общества, как к компетенции общего собрания, так и компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Общее собрание участников созывается для решения вопросов, касающихся наиболее важных вопросов существования и жизнедеятельности Общества – определения общих направлений деятельности, участия в союзах, объединениях юридических лиц, избрания органов управления общества и ряда других.
Закон разделяет общие собрания участников на очередные и внеочередные.
При этом Законом оговорено особо, что в Уставе общества должен быть установлен срок проведения очередного собрания, на котором утверждаются годовые итоги деятельности общества.
Важнейшими вопросами такого очередного общего собрания является утверждение итого деятельности общества за год и распределение прибыли. Законом определены сроки в пределах которых должно быть проведено очередное собрание участников — не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.
Вместе с тем уставом общества могут быть установлены иные сроки для проведения очередных собраний – раз в квартал, раз в месяц, раз в полгода.
Закон дает в данном случае возможность участникам самостоятельно определить сроки в которые проводится очередное собрание, оставляя оговорку, что очередное собрание должно проводиться не реже, чем раз в год.
Все собрания, которые проводятся помимо очередных, являются внеочередным и целью их созыва является решение вопросов деятельности общества, не терпящих отлагательств. Законом предусмотрена процедура заочного порядка принятия решений участниками, но более подробна она будет описана ниже.
Созыв общего собрания
Согласно Закону очередные собрания, созываются исполнительным органом общества.
Созыв осуществляется путем направления участникам заказного письма, по адресу, имеющемуся у исполнительного органа всем участникам общества, в котором указываются время и место проведения собрания, предполагаемая повестка дня собрания.
Такое письмо должно быть направлено участнику не позднее тридцати дней до проведения собрания. Почетная обязанность по созыву очередного, как впрочем и внеочередного собрания возложена на исполнительный орган общества в силу того, что без участия этого органа проведение, скажем, собрания на котором будут утверждаться итоги деятельности за год было бы весьма затруднительно, кроме того, именно этот орган в первую очередь обладает списком всех участников общества на момент созыва собрания.
Исполнительный орган общества не является с точки зрения закона об обществах с ограниченной ответственностью единственно возможным инициатором созыва собрания.
Так созыва общего собрания имеют права требовать совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизор (ревизионная комиссия), аудитор общества, а так же участники, обладающие не менее, чем одной десятой от общего числа голосов в обществе.
Следует отметить, что закон строго указывает именно на количество голосов, поскольку размер доли и количество голосов конкретного участника могут (если так указано в уставе самого общества) не совпадать.
Исполнительный орган общества имеет право отказать, по причинам указанным в законе (не соответствие предлагаемых вопросов действующему законодательству, или компетенции общего собрания или просто из вредности) и в таких случаях инициатор проведения собрания имеет право созвать его по собственной инициативе.
Расходы на созыв такого собрания (почтовые рассылки, аренда помещения для проведения собрания, приглашение нотариуса для фиксации результатов голосования, приглашение профессиональных стенографисток, или аренда аудио аппаратуры для проведения собрания) могут быть возмещены обществом по решению общего собрания участников.
Верховный суд РФ указал в одном из Постановлений[1], что созыв внеочередного собрания участников самими участниками по собственной инициативе не является нарушением порядка созыва собрания и не влечет его недействительности.
Исходя из смысла Закона и вышеуказанного Постановления исполнительный орган, играет в данном случае техническую роль оповещения участников Общества.
Закон об ООО является в большинстве случаев достаточно демократичным по отношению к участникам общества в вопросах самостоятельного определения сроков и порядка совершения определенных действий – так устав общества может изменить сроки созыва общего собрания участников на более короткие (что целесообразно при малом количестве участников и их близком территориальном расположении).
Было бы несколько удивительно, если бы возможность иного варианта, чем уведомление о созыве общего собрания посредством направления заказного письма трем участникам общества, которые живут в одном городе, являются так же и работниками того же общества на разных должностях, была бы прямо запрещена законом.
Согласно Закону устав Общества может определять иной порядок уведомления участников общества и предусматривает, что уставом же могут быть определены иные сроки созыва очередного собрания, не делая никаких оговорок по этому поводу.
Предполагается, что сроки, определенные уставом общества должны быть разумны, поскольку участнику должна быть предоставлена возможность подготовиться к собранию.
Материалы общего собрания
Если речь идет об очередном собрании, на котором утверждаются итоги деятельности общества за год и избираются органы управления обществом, то участникам должна быть предоставлена возможность для ознакомления с материалами собрания.
Годовой отчет о деятельности общества, годовой бухгалтерский баланс, отчет ревизионной комиссии об итогах проверки годового отчета и бухгалтерского баланса и кандидатуры в органы управления обществом должны быть предоставлены участнику в порядке, предусмотренном уставом, а если устав не содержит таких указаний, то в порядке, предусмотренном Законом.
Закон предусматривает, что материалы общего собрания должны быть получены участником одновременно с уведомлением о проведении собрания, а если повестка дня собрания будет изменена, то дополнительные материалы должны быть предоставлены одновременно с получением участником уведомления об дополнительных вопросах повестки дня собрания.
Как уже говорилось выше устав допускает иной порядок ознакомления участников с информацией о собрании и материалами, так из возможных вариантов – обеспечение доступа к материалам непосредственно в месте нахождения исполнительного органа общества, в определенные часы, обеспечение доступа к материалам у определенного уставном лица, рассылка материалов по электронной почте, размещение на определенном сайте или публикация в СМИ.
Основным критерием, который должен учитываться при определении порядка доступа к материалом общего собрания, является целесообразность, выполнимость и обеспечение прав участников на доступ к информации об обществе.
Положение об общих собраниях
Закон предоставляет возможность участникам описать детально процедуру подготовки и проведения общего собрания в уставе или в ином документе, который должен быть утвержден решением общего собрания участников (так называемый внутренний документ общества).
Создание и утверждение такого отдельного документа оправдано, поскольку периодически возникает потребность предоставлять партнерам по бизнесу или другим заинтересованным лицам устав, а кроме того, изменение процедуры подготовки и проведения общего собрания, прописанной в уставе потребует помимо проведения общего собрания участников внесения изменений в устав общества и регистрацию этих изменений в установленном порядке.
Чаще всего такой документ называется «Положение о порядке подготовки и проведения общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью «ХХХ».
Обычно в такие Положения включается порядок созыва общего собрания участников, полномочия и действия исполнительных органов или самих участников в части подготовки общего собрания участников, порядок уведомления участников общества (заказным письмом, телеграммой, телетайпом, электронным письмом на определенные адреса или с определенного адреса, голубиной почтой или иным способом позволяющим идентифицировать отправителя и подтвердить факт отправления уведомления), порядок регистрации участников собрания (кто проводит регистрацию участников, в какой форме она осуществляется) порядок проведения собственно собрания (каким образом избирается председатель собрания, кто ведет протокол собрания, как фиксируются выступления участников, каков порядок проведения голосования), порядок фиксации результатов собрания (кто и каким образом составляет протокол собрания, где он храниться, в каком порядке предоставляется участникам общества). Такой документ должен утверждаться решением общего собрания и конечно, утверждение такого рода документов это отдельный вопрос повестки дня.
Формирование повестки дня собрания
Как уже отмечалось выше, закон об обществах с ограниченной ответственностью достаточно демократичен в плане подготовки участников к общему собранию и позволяет участникам общества, обладающим любым количеством голосов вносить свои предложения по вопросам, включаемым в повестку дня собрания, хотя и выставляет временные рамки для подачи таких предложений.
Поскольку соблюдение сроков и порядка уведомления участников – это в первую очередь соблюдение прав самих участников – такие предложения должны быть поданы до истечения пятнадцати дневного срока до даты, когда будет проведено собрание, который отводит закон на сообщение участникам о дополнительных вопросах повестки дня собрания.
При этом в повестку дня собрания не могут включаться вопросы, решение которых не входит в компетенцию общего собрания участников или которые противоречат закону об ООО.
Конечно, участники могут рассмотреть такой вопрос и даже принять по нему решение и занести в протокол, но юридическая сила и последствия такого решения будут ничтожны.
Несомненно, участники общества, как хозяева бизнеса вправе согласовывать с исполнительным органом назначение ключевых фигур юридического лица – главного бухгалтера, заместителей директора и так далее, но отражение такого согласования в протоколе собрания будет иметь примерно такую же юридическую силу, как согласование времени восхода и захода Солнца с Гидрометцентром.
Проведение общего собрания
Закон допускает оговорку, что нарушение процедуры подготовки к собранию может быть признано незначительным, если в собрании участвуют все участники общества. Наверно имеет смысл отвлечься от чисто юридической модели общества с ограниченной ответственностью и вспомнить, что это коммерческая организация, участники которой в первую очередь объединили свои капиталы для получения прибыли, и большинство вопросов требуют оперативного вмешательства участников в жизнь общества, поскольку промедление может грозить убытками или даже потерей бизнеса. Поэтому, совместное присутствие всех участников собрания является достаточным основанием для признания такого собрания легитимным, несмотря на нарушения порядка его созыва.
Собрание проводиться в месте, указанном в уведомлении о созыве собрания, и начинается в то время, которое указано в уведомлении. Началу собрания предшествует регистрация участников. С точки зрения закона, да и здравого смысла, такая регистрация должна осуществляться путем составления в любой разумной форме списка участников собрания с указанием их долей в уставном капитале общества. Регистрацию участников должен организовать исполнительный орган, или инициатор собрания, если инициатором является иное лицо или орган общества (совет директоров, ревизор (ревизионная комиссия), аудитор или участники общества).
Для регистрации участников возможно привлечение нотариуса, иного третьего лица, если конечно привлечение третьих лиц к проведению собрания не противоречит уставу общества или его внутренним документам.
Закон не содержит требований к кворуму на собрании участников, это объясняется тем, для принятия решений общим собранием участников требуется простое, квалифицированное большинство голосов или единогласное решение всех участников общества. Учитывая, что на практике общее число участников может составлять например три человека, то определение кворума для проведения в 30 % от общего числа участников, а законность принятых решений в большинство от присутствующих на общем собрании участников даст плодороднейшую почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных бизнесменов.
Закон предусматривает, что незарегистрированный участник не имеет права участвовать в голосовании. Если не имеется формальных подтверждений, установленных законом или уставом наличия участника на собрании, его голос не может учитываться при определении результатов голосования.
Как показывает практика, в небольших обществах собрания происходят посредством составления протокола по инициативе заинтересованного подразделения – юридического отдела, бухгалтерии, отдела кадров. При этом экономится огромное количество времени на уведомления участников, собственно проведение собрания и прочие формальности. Страховкой на будущее от конфликтов между участниками и юридических рисков могут стать подписи всех участников общества в протоколе собрания, как подтверждение их участия в «общем собрании».
Правом принимать участие в общем собрании обладают участники общества или их представители. Полномочия представителей должны подтверждаться либо соответствующими документами (в том случае, если участник общества – другое юридическое лицо, должен предоставляться протокол (решение), подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа) или доверенность представителя – соответственно от юридического лица – подписанная руководителем юридического лица или удостоверенная нотариально. От физического лица должна быть представлена нотариально удостоверенная доверенность или иной документ, приравниваемый к нотариально удостоверенной доверенности в понимании Гражданского кодекса.
Закон указывает, что собрание открывает исполнительный орган общества или инициатор собрания. В том случае, если уставом не предусмотрена иная процедура открытия собрания, лицо, открывающее собрание предлагает избрать председателя собрания и секретаря собрания. Законом предусмотрено, что при отсутствии иных указаний в Уставе общества, при обсуждении порядка проведения собрания каждый участник имеет один голос. После утверждения порядка проведения собрания можно приступать к обсуждению повестки дня.
Вместе с тем, устав или внутренний документ, регламентирующий порядок проведения собрания может установить иной порядок проведения собрания. Так уставом может быть предусмотрено, что собрание проводит председатель совета директоров (наблюдательного совета) если такой создан в обществе, участник, владеющий наибольшим пакетом, любой иной конкретно определенный участник или лицо его заменяющее.
Председательствующий на собрании организует обсуждение повестки дня собрания. Организация составления протокола является в соответствии с законом обязанностью исполнительного органа.
Однако, составление протокола иным лицом, участвующим в собрании не может быть признано нарушением порядка проведения собрания, влекущим негативные последствия, поскольку закон предусматривает обязанность исполнительного органа «организовать ведение протокола». Такая «организация» может состоять в предоставлении исполнительным органом бумаги, пишущих принадлежностей и оргтехники для составления протокола в окончательном виде, а также выделении некоего, желательно грамотного, работника для выполнения технической работы. Ответственность за «организацию» ведения протокола несет генеральный директор.
Голосование на общем собрании
В соответствии с законом количество голосов у каждого участника пропорционально размеру его доли в уставном капитале. Вместе с тем уставом может быть предусмотрен иной порядок определения голосов, имеющихся у каждого участника. Такой порядок может быть предусмотрен уставом при создании общества, или внесен в форме изменений впоследствии. Изменения, определяющие количество голосов участников не пропорциональное размерам долей в уставном капитале должны быть утверждены посредством единогласного решения всех участников общества.
При решении ряда вопросов следует иметь в виду, что решение по ним может быть принято, если за них будет подано определенное законом или уставом количество голосов. Так, в соответствии с законом решение об изменении устава общества и об увеличении уставного капитала общества может быть принято большинством в две трети голосов от общего количества голосов участников общества.
Устав Общества может предусматривать также большее количество голосов, которые должны быть поданы за решение этого вопроса и определить круг других вопросов, решение по которым должно приниматься большинством в две трети голосов.
Решения о внесении изменений в учредительный договор, а так же принятие решений относительно реорганизации или ликвидации общества принимается участниками единогласно. Закон предписывает участникам принимать единогласно решения в случаях, связанных с наделением всех участников дополнительными правами и обязанностями, операциями, связанными с изменением уставного капитала, соотношениями долей при приеме третьих лиц в число участников общества, изменениями, связанными с предоставлением объема права (например, преимущественного права покупки отчуждаемой доли) непропорциональных доли в уставном капитале, а также в некоторых иных случаях.
Единодушное решение участников необходимо также при изменении порядка распределения прибыли и определения числа голосов каждого участника.
В законе имеются так же и иные прямые указания на необходимость единогласного голосования по ряду вопросов.
Закон предусматривает ряд вопросов, которые решаются квалифицированным большинством. Так две трети голосов необходимо для открытия филиалов и представительств Общества, предоставления дополнительных прав и обязанностей определенному участнику, принятия решений о внесении вкладов в имущество и некоторых других. Уставом общества может быть предусмотрено большее количество голосов для принятия такого рода решений.
Голосование на общем собрании открытое, осуществляется посредством поднятия рук. Закон не ограничивает участников общества в определении способов голосования – посредством бюллетеней, разноцветных шариков, посредством вверх большого пальца – «за» и или опускания вниз «против», вариантов может быть бесконечное множество. Главное чтобы принятый участниками способ голосования был зафиксирован в Уставе.
Члены совета директоров (наблюдательного совета) могут избираться посредством кумулятивного голосования, при котором число голосов участника голосования умножается на количество мест в формируемом органе общества и распределяется между кандидатами в пропорции предпочтений голосующего участника. Данный способ голосования так же должен быть предусмотрен уставом общества.
Фиксация результатов общего собрания
Решение общего собрания может быть принято без проведения собственно собрания (совместного присутствия) участников. Такое решение принимается посредством заочного голосования (опросным путем). Целесообразность принятия решений таким образом может быть обусловлена удаленностью участников друг от друга, их загруженностью и иными мотивами экономии времени. Процедура собственно голосования не имеет строгого закрепления в законе. Основное требования – возможность идентифицировать отправителя документа и возможность документальной фиксации результатов голосования.
Таким образом, голосование посредством отправки смс-сообщения на определенный номер, в дальнейшем в любом случае потребует распечатки и приложения в качестве доказательства результатов голосования к принятому решению.
Закон содержит запрет на решение вопросов, связанных с утверждением итогов деятельности общества за год. Эта норма корреспондируется с требованием закона проводить ежегодно как минимум одно собрание участников.
Как уже говорилось выше, результаты собрания должны фиксироваться протоколом общего собрания.
Ведение протокола организуется исполнительным органом общества, подписывает протокол председатель собрания.
Распространенная практика составления протоколов собраний – подписание протокола в том числе избранным на собрании секретарем, однако закон не содержит никаких требований на этот счет. Отсутствие данного реквизита безусловно не делает протокол недействительным, однако в случае судебного разбирательства затрудняет процедуру доказывания факта проведения собрания. Многостраничный протокол обычно прошивают и скрепляют подписью исполнительного органа Общества или председателя собрания. Закон также не содержит прямых указаний на обязательность таких действий, но, резко снижает вероятность искажения текста протокола в будущем.
Протокол общего собрания подшивается в журнал протоколов и хранится по месту нахождения исполнительного органа общества в общем порядке хранения документов.
[1] Определение Верховного суда РФ от 30 июня по делу № 35-ВО6-3
zakon.ru