Понедельник , 23 Декабрь 2024

Центральной проблемой философии нового времени является: центральная проблема философии Нового времени — Студопедия

центральная проблема философии Нового времени — Студопедия

Проблема метода познания как

XVII –XVIII века – это период, принесший крупные перемены в жизнь Европы, которые нашли отражение в новой проблематике философии. В культуре Нового времени светские элементы преобладают над элементами церковными. Освобождение от авторитета церкви привело к росту индивидуализма.

Философия XVII века заложила основы новоевропейской философии, разработала основные её направления и концепции. Выдающимися представителями этого периода являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс.

Особенности философии того или иного периода всегда отражают особенности соответствующего периода в развитии культуры. Рационалистический дух европейской культуры Нового времени отразился в главной отличительной черте философии Нового времени – рационализме.

Философия Нового времени строится на уверенности в безграничных возможностях человеческого разума в познании и преобразовании мира. Сущность человека в разуме, разум имеет не божественную, а биологическую или социальную природу. Рационализм проявился во всех отраслях философского знания.


В онтологии рационализм получил своё выражение в концепции деизма.

Деизм – учение, согласно которому божественный дух редуцируется к божественному разуму: Бог, проявив свою волю лишь однажды, создавая мир, больше её не проявляет. Миропорядок воплощает в себе мудрость божественного разума. Большинство выдающихся ученых Нового времени были деистами.

Рационалистическое понимание бытия выразилась также в уверенности большинства философов Нового времени в гармоничном и совершенном устройстве бытия, в разумности существующего миропорядка. Это нашло отражение в концепции дуализма.

Дуализм – это философская концепция, сводящая все многообразие бытия к двум субстанциям – материальной и духовной, которые связаны друг с другом. Параллельное изменение в материальной и духовной субстанции скорректированы Богом. Неотъемлемым, сущностным свойством или атрибутом материальной субстанции является протяжение, а духовной – мышление. Дуализм декларирует принцип тождества мышления и бытия.

В гносеологии рационализм выразился в твердом убеждении в возможности постижения мира силами человеческого разума. Большинство философов Нового времени разделяло эту точку зрения, считая, что разумно и логично устроенном мире нет ничего, что было бы недоступно человеческому разуму, надо лишь найти верный метод познания. Учения, ставящие под сомнение или даже отрицающие возможность постижения объективной реальности силами человеческого разума, появляются только в конце XVIII века (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант).


В социальной философии рационализм наиболее ярко выразился в виде социальных утопий. Идеальное социальное устройство – это Царство Разума, как рационально организованный порядок общественной жизни.

Философы Нового времени искали разумные и справедливые начала социального развития. Это получило воплощение в понятии «естественного права» и в теории «общественного договора» (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), на основе которых эпоха Просвещения провозгласила равенство всех граждан перед законом, неотъемлемость прав каждого человека на жизнь, свободу и собственность.

Важным событием, определившим характер и направленность западной философской мысли XVII века, стала научная революция, в результате которой в новоевропейской культуре сложилась механистическая научная картина мира. Согласно механистической картине, мир представляет собой некий неизменный, раз и навсегда созданный механизм, где все материальные объекты перемещаются, не претерпевая развития, в абсолютном пространстве и времени, подчиняясь законам механики и строгой причинности.

Особую актуальность в философии Нового времени приобретает проблема метода научного познания – проблема основы познания и критериев истины. Проблема метода познания решалась в рамках трех основных направлений: сенсуализма, рационализма и эмпиризма.

Источником всех знаний сенсуалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Главный тезис сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». К сенсуалистам причисляют П. Гассенди, Т. Гоббса, Дж. Локка, К.Гельвеция, Д. Дидро, П. Гольбаха. Главным органом познаний действительности является человеческий мозг. Дени Дидро (1713 – 1784) сравнивает мозг с чувствительным и живым воском, способным принимать всякого рода формы, запечатлевая на себе воздействие внешних предметов.

Сенсуализм XVIII в. не находится в противоречии с общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на пути познания сущности реальности, которое возможно только посредством разума.

Однако среди сенсуалистов не было единства. Материалистический сенсуализм Нового времени представлен концепцией английского философа

Джона Локка (1632–1704). Он критиковал теорию «врождённых идей» Платона и считал, что сознание человека с рождения представляет собой «чистую доску», которая наполняется содержанием посредством ощущений. Локк называет ощущения идеями. Идеи воспринимаются душой в себе самой или являются непосредственными объектами восприятия. Ум способен только комбинировать идеи, а не производить их.

Когда возникает вопрос о достоверности чувственного восприятия реальности, Локк принимает во внимание возможную субъективность чувств, и предлагает концепцию первичных и вторичных качеств. К первичным качествам следует отнести пространственно-временные характеристики объектов: фигуры, величины, положения и т. д. Вторичные качества – это цвет, вкус, запах и т. д.

Философскому учению Локка противостоит идеалистический сенсуализм Джорджа Беркли (1685 – 1753) и Давида Юма (1711 – 1776). Д.Беркли считает, что существовать – значит быть воспринимаемым. Вещи, тела природы – это комплексы человеческих ощущений. Природа – это часть нашего разума и последний, диктует ей свои законы. Различие между тем, что люди называют реально существующим, и тем, что называют иллюзией, состоит в том, что иллюзия есть плод человеческого сознания, а «реальность» порождается в сознании Богом. Вне человеческого сознания никакой реальности нет.

Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий истины усматривающая в разуме. В Новое время рационализм представлен в философии Рене Декарта (1596–1650).

Декарт, как и Бекон, ставит задачу очистить разум от предрассудков средневековой науки. Призывает не поддаваться обаянию красиво построенных, но ложных теорий и заняться поисками (экспериментальным и дедуктивным путем) таких сведений о природе, которые имели бы устойчивый и обоснованный характер. Чтобы знания стали обоснованными и превратились в науку их надо вывести из единого, достоверного принципа. Один путь отыскания такого принципа лежит через индукцию и анализ, другой – через дедукцию и синтез. Второй путь для Декарта предпочтительнее.

Метод Декарта включает четыре правила. Первое правило – правило интеллектуальной интуиции. Интеллектуальная интуиция – это твердое и отчетливое представление (настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения), рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, а не чувственного познания. Таким образом, за основу познания надо взять только те истины, которые представляются разуму предельно ясными, очевидными, не требуют доказательств. Для того, чтобы увидеть эти истины, Декарт предлагает процедуру универсального сомнения: только то, что выдержит проверку сомнением, может стать основой последующих логических построений.

Единственная истина, в которой, как оказалось, человеческий разум не может усомниться, это факт самого сомнения. Достоверность своего существования, таким образом, человек обнаруживает не через свое тело, не через внешний мир, а через акт мышления: «Я мыслю, следовательно, существую».

Второе правило – правило анализа: разделять сложные проблемы на простые.

Третье правило – правило дедукции: располагать свои мысли в порядке, начиная с простейших, абстрактных, и доходить до наиболее сложных, конкретных. Дедукция – это такое действие ума, с помощью которого мы из определенных предпосылок делаем заключения, получаем определенные следствия, другими словами это определение неизвестного через ранее познанное и известное.

Четвертое правило – правило полноты и последовательности выводов: в процессе мышления не пропускать никаких логических ступеней, делать все выводы, которые только можно получить.

Эмпиризм – это принципиально новая концепция, появление которой соответствовало интенциям развития новоевропейской науки. Основа познания и критерий истины кроется в опыте. Родоначальником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон

(1561–1626). Для реформирования науки, Бэкон предложил проделать два вида работ: критическую и позитивную. Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми идолами – искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Он различал четыре вида идолов: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра.

Позитивная составляющая философской модели Бэкона заключается в поиске правильного метода познания.

Свой метод Бэкон образно назвал «методом пчелы», противопоставив его «методу муравья» и «методу паука». Сторонники первого метода – сенсуалисты – «только собирают и довольствуются собранным». Сторонники второго – рационалисты – «производят нить рассуждений из самих себя». Пчела же, как пишет Ф. Бэкон, «извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению». Ф. Бэкон считает, что его метод соединяет в себе достоинства первых двух путей, но свободен от недостатков каждого из них.

Бэкон говорит, что чувства являются недостаточной основой познания: они либо отказывают человеку в постижении истины, либо искажают действительность. Именно поэтому нужен разум, который способен извлекать истину из чувственного опыта. Извлечь эту истину он может благодаря эксперименту.

В отличие от сенсуализма, основанного на пассивном созерцании природы, эмпиризм провозглашает необходимость активности субъекта познания. Природу надо не созерцать, а задавать ей вопросы, то есть ставить эксперименты с изучаемыми объектами, активно вмешиваться в природные процессы, вплоть до их разрушения, если это необходимо.

В отличие от рационализма, основанного на дедуктивном способе умозаключений, эмпиризм использует индуктивный: умозаключение от частного – к общему. Следует заметить, что в теории и практике познания три представленные выше течения философии Нового времени дополняют друг друга.

 

Основные проблемы и направления философии Нового времени. — Студопедия

Философия Нового времени охватывает период XVI-XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, превращаются в самостоятельные науки. Линия, намеченная в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее развитие. Вместе с тем возникают новые задачи и приоритеты в философии. В центре внимания новой философии — теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, считают философы Нового времени, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление, его законы и методы, с которого начинается построение всех наук. Этим вопросом занимаются Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Жизнь рождает новых гениев. Бурно развивается наука, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание. Этот период именуют эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в жизни общества. При этом главенствующее место в науке занимает механика. Именно в механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознание. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились далеко за пределы отдельных отраслей и собственно философии. Рене Декарт — ставил на первое место разум, сводя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма. Первым вопросом философии для него был вопрос о возможности достовернргознания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено это знание. Фрэнсис Бэкон — в отличие от Декарта разрабатывал метод эмпирического, опытного познания природы. Он считал, что достичь этого можно лишь с помощью науки, постигающей истинные причины явлений. Наука эта должна быть рациональной переработкой фактов опыта.


11.Проблема человека и общества в философии эпохи просвещения. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название она получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили великую французскую революцию 1789-1794 гг. Основные направления:


1. Деизм (Вольтер, Монтескье. Руссо, Кондильяк) — критиковали пантеизм (отождествление Бога и природы), отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей — Бог только творит мир и больше в его жизни не участвует.

2. Атеистическо-материалистическое (Мелье, Ламетри. Дидро, Гельвеций, Гольбах) — отвергали сами идею существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму (Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов и явлений).

3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) (Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон) — занимались проблемой разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных началах. Они надеялись на распространение положительных знаний среди образованных людей, особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумные принципы в повседневную жизнь своих стран. Человек, согласно просветителям, — это часть природы, всецело телесное материальное существо. Жить в согласии с природой и разумом — значит жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь. Человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Вывод один: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный, человек займет позицию разумного эгоизма, принцип которого — «живи сам и дай жить другим». Соответствующий этому принципу строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан вне зависимости от сословных, национальных, конфессиональных различий между ними. Такой строй открывает возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других. Если Гельвеций считал, что по природе человек морально нейтрален и становится разумным эгоистом только благодаря воспитанию, то по Дидро, человек добр по природе, и правильное воспитание развивает и укрепляет эту естественную моральную склонность. Ж.Ж.Руссо видел в Боге волю и мировой разум, считал, материя, что несотворима и объективно существует всегда, а человек состоит из смертного тела и бессмертной души. Выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни, то в случае исчезновения религии упадут нравы и исчезнут материальные ограничения, предлагал создать заменитель религии — «гражданскую религию», «культ великого существа Бога)», «культ мировой воли» и т.д. Главной причиной противоречий в обществе считал частную собственность. Обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрении). В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения. Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно — через собрания и сходы. В будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: они должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где их будут воспитывать люди нового общества — на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и знающих науки. Ф.Бабеф считается первым коммунистом — теоретиком и практиком. Он решительно отвергал все философские теории, которые носят половинчатый характер и не ставят себе цель принесение народу счастья. Критиковал существующее общество и государство. Главное социальное зло — частная собственность и разделение общества на противоположные классы — богатых и бедных. Идеальное общество — общество в котором нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает; существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами. Такое общество (коммунистическое) можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. Бабеф стал первым философом- коммунистом, который попытался осуществить свои идеи на практике. Он создал революционную организацию «Заговор во имя равенства» для подготовки вооруженного восстания, составил манифест и программу будущего революционного правительства. Однако в 1797 году заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены.

Основные темы и проблемы философии Нового времени. — Студопедия

Просвещение — общее название различных, зачастую противоречивых направлений политической, социальной, философской мысли, характерных для периода укрепления капиталистических отношений и подготовки ряда буржуазных революций и особенно Великой французской революции. Просветительское движение в XVIII в. охватывает главные европейские страны — Францию, Англию, Германию, передовые идеи проникают также и в Россию.

Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», политические свободы и гражданское равенство. Главным средством достижения поставленных целей они считали распространение знаний о природе и обществе. Активно выступали против политических институтов феодального государства, в том числе и церкви.Одним из важных направлений развития философии рассматриваемого периода является обоснование истинности человеческого знания. С положительным решением этой традиционной проблемы метафизики многие философы связывали успех в осуществлении просветительских идеалов.

Философия и идеология Просвещения представляют особый период в историческом развитии европейской мысли XVIII века. Наследуя традиции мыслителей прошлого Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница, Т.Гоббса и других, отвечая на вызов своего времени, просветители важнейшим условием достижения «царства разума» считали распространение знаний.


Проблемы науки и философии становятся предметом обсуждения в образованных слоях общества. Большое значение деятели Просвещения придают образованию монархов, государей, руководителей государств, полагая, что просвещенные правители обязательно внедрят принципы разума в повседневную жизнь своих подданных.

Идейные течения Просвещения отражали процесс становления и укрепления капиталистических общественных отношений. Демографический взрыв, рост городов, развитие коммуникаций, прогресс технологий, промышленности, банковского дела, усложнение социальных связей выносят окончательный приговор феодальным структурам старого порядка. Духовная жизнь общества во все большей степени начинает опираться на достижения естествознания, передовой философии, общечеловеческого опыта. Если в эпоху Возрождения и Нового времени философы постоянно обращались к трансцендентному существу, его всемогуществу для разрешения коренных проблем философии и, в частности, познания, то многие просветители призывают к самостоятельности мышления, постоянно аппелируют к суверенности и независимости разума. Антиклерикальная, антихристианская критика сочетается у мыслителей Просвещения с критикой метафизических воззрений своих предшественников: разум освобождался не только от религиозных постулатов, но и от «сверхопытных» метафизических гипотез.


Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания. Представитель – Бэкон

Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания.

Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума.

Для рационализма разум – высший судия. Разум – критерий истины. Все должно быть подвергнуто критике и оценке разума: и религия, и законодательство, и сам разум. И только то имеет право на существование, что «может устоять перед свободным и открытым испытанием».

Представитель – Декарт

13.Философия нового времени — 28вопросов

В течение 16-17 веков в наиболее передовых странах Западной Европы развивается новый, капиталистический способ производства. Буржуазия превращается в самостоятельный класс. Феодальные собственники начинают приспосабливаться к развивающимся капиталистическим отношениям. Примером этому служит огораживание пастбищ в Англии, так как шерсть необходима для текстильной промышленности.

В это время происходит ряд буржуазных революций: нидерландская (конец 16 в), английская (середина 17 в.), французская (1789-1794 гг.).

Происходит развитие естествознания. Это связано с нуждами развивающегося производства.

В это время происходит процесс секуляризации духовной жизни общества.

Образование перестает быть церковным и становится светским.

К концу XVI века перед философией встала задача преодоления религиозного догматизма, схоластики, научного истолкования природы, а также обоснования потребностей нового этапа в развитии общества — этапа зарождения, развития и утверждения капиталистического способа производства. Для решения этих проблем философии следовало в первую очередь освободиться от опеки теологии, заново утвердить себя в качестве самостоятельной отрасли знания. Она должна была учесть достижения естествознания и в то же время содействовать его развитию. В этих условиях на первый план вышли проблемы метода и средств познания, вопросы о роли опыта, чувств, разума в познавательном процессе.

 

Основные проблемы философии Нового времени:
1. связь человеческого сознания с социокультурной средой
2. соучастие человеческого сознания в изменениях исторического процесса
3. автономизация философии истории как особой области знания

Философы этого периода отождествляли себя с просвещенными классами просвещенной Европы. Социальные низы являлись пассивным объектом воздействия философов. 
Задачи философии:
1. выяснение, а затем объяснение людям их естественной способности к познанию, а, следовательно, и к покорению природы
2. выработка методов познания общих оснований познавательного процесса
3. ликвидация невежества и абскурантизма (враждебного отношения к науке)
4. ликвидация социальной несправедливости, нищеты и тирании

 В философии XVII—XVIII вв. сложился и стал господствующим метафизический подход к миру, когда объекты природы и общества, а также отражающие их понятия, считались раз и навсегда данными, неизменными, подлежащими изучению обособленно друг от друга. Характерной чертой этого периода в развитии философии являлся также механизм. Механика была самой развитой отраслью естествознания того времени. Поэтому предполагалось, что все сущее живет по законам механики.

 

Основными направлениями философии Нового времени являются 

На первом плане проблемы гносеологии.   
1. Эмпиризм  — направление в теории познания которое признает чувственный опыт  как 

Характерные особенности и проблемы философии Нового времени. — Студопедия.Нет

1. Самой главной установкой философии Нового времени является господство человеческого разума, приоритет разума над действительностью. Главная задача человека – познание, увеличивающее меру его власти над природой.

2. Падение авторитета церкви, критика схоластики.

3. Сциентизм (представление о науке как высшей ценности), вера в разум, науку и общественный прогресс.

4. Механицизм (представление о мире как механизме, явления природы, процессы в обществе могут быть описаны законами механики) и деизм (идея Бога как первотолчка, давшего начало развитию мира (механическому движению) и далее не принимающего никакого участия в его делах, мир дальше развивается по естественным законам).

5. Детерминизм – представление о жесткой причинноследственной обусловленности всех явлений.

6. Финализм: убежденность в возможности достижения полной, неизменной и абсолютной истины о мире.

7. Исторический оптимизм: вера в прогресс истории.

8. Энциклопедизм: механистическое мышление, создающее универсальную картину мира.

9. Идея общественного договора: общество – результат разумного согласования прав и обязанностей. Отсюда следует идея гражданского общества: власть должна быть в руках граждан, наделяющих ею политические структуры, но они должны быть подготовлены к этому наукой, разъясняющей законы, и личной разумностью и ответственностью каждого.

Основные проблемы

1. В связи с проблемой метода в философии Нового времени выделяются два основных направления:

✓ Эмпиризм (Ф. Бэкон) считает основой достоверного познания опыт;

✓ Рационализм (Декарт, Лейбниц, Спиноза) полагает, что истоки достоверности знания коренятся в самом разуме.

2. Проблема субстанции. Субстанция – категория онтологии, обозначающая первооснову, не нуждающуюся для своего существования в чем-либо другом. Решения этой проблемы:

✓ дуализм (две субстанции) – Р. Декарт;

✓ монизм (одна субстанция) – Б. Спиноза;

✓ плюрализм (множество субстанций) – Г. Лейбниц.

 

Гносеологические проблемы в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

Выделяются два основных направления: эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Декарт) Бэкон полагал, что цель науки заключается в наделении человеческой жизни «новыми открытиями и благами», а не в бесполезных умствованиях схоластов. А для этого, по мнению Бэкона, надо помочь науке правильным методом и правильной организацией. Человеческий ум, по Бэкону, осаждают «Призраки» свойственные человеческому разуму и являющиеся источником заблуждения. Познанию истины мешает также несовершенство чувств. Все это обусловлено самой человеческой природой и названо Бэконом «призраками Рода». «Призраки Пещеры» обусловлены индивидуальными склонностями умов. Одни склонны к почитанию древности, другие к восприятию нового и т. п. «Призраки Рынка» порождены обычным словоупотреблением, общественным мнением. И наконец, «призраки Театра» обусловлены господствующими теориями, предвзятыми мнениями, суеверием.

Из существования таких «призраков», по Бэкону, и вытекают серьезные трудности мыслительной работы, трудности познания природы. Правильный метод должен помочь преодолению этих «призраков», делу отыскания истины. В основе метода Бэкона лежит опыт. Наука должна опираться на опыт, на практику, строя из них выводы, «причины и аксиомы» методом индукции, т. е. переходя от частных фактов к обобщениям. Эти обобщения вновь проверяются опытом и практикой.

 Научный метод основан на диалектическом сочетании индукции и дедукции. Но Бэкон подчеркивал ведущую роль опыта и индукции, Декарт же — логического анализа и правильных умозаключений, он полагал, что истоки достоверности знания коренятся в самом разуме. В основу этих умозаключений должны быть положены ясные и простые принципы и строгая логическая последовательность выводов. Это должно быть основание, истинность которого базируется на его самоочевидности, чтобы оно не нуждалось в доказательстве. Чтобы найти такое основание, надо подвергнуть сомнению все: наши знания, идеи, самого себя, чтобы в качестве основания не опереться на что-либо ложное или только кажущееся истинным, пока эта истинность не будет доказана. Сомневаясь во всем, мы приходим к тому, в чем не можем усомниться: в факте самого сомнения и в его источнике – нашем разуме.

Таким образом, мы получаем критерий истинности – ясность и отчетливость (самоочевидность, внутренняя непротиворечивость). Далее в соответствии с этим критерием мы можем выстроить цепочку, ведущую нас к достоверному результату.

Итак, обнаруживая основание достоверного знания в мышлении, сознании, мы тем самым как бы делим мир на две части: ту, в которой есть сознание и в которой поэтому нельзя усомниться (мыслящая субстанция) и ту, где сознания нет (протяженная субстанция), так Декарт становится дуалистом. Так появляется один из принципов классической рациональности: субъект познает, а объект лишь познается и сам познавать не может. Следствием этой демаркации является и демаркация между философией и наукой (разный объект, разные методы). Вследствие этого философии нет необходимости основываться на опыте, ибо ее достоверность основана на самоочевидности.

 

 

Что является центральной проблемой философии Нового времени? — Студопедия.Нет

   а) познание человеком законов природы;

   б) внутренний мир личности;   

   в) логический анализ языка науки;

   г) познание человеком законов общества.

Тестовый вопрос 7: Какого закона диалектики Гегеля не существует?

  а) закон единства и борьбы противоположностей;

  б) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

  в) закон отрицания отрицания;

    г) закон сохранения энергии.

Тестовый вопрос 8: Кто является автором «Философических писем», после публикации которых возникли непримиримые разногласия по поводу исторической роли и судьбы России?

а) И.М. Муравьев-Апостол;

б) А.Н. Радищев;

в) А. С. Хомяков;

г) П.Я. Чаадаев.

  9. Тестовый вопрос 9: К чувственному уровню познанию относится 

  а) понятие;

  б) суждение;

  в) умозаключение;

  г) ощущение.

Тестовый вопрос 10: Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют

  а) индивида ;

  б) человека;

  в) личность;

  г) индивидуальность.

Критерии оценки входного контроля

1,0 балл (отлично) — выставляется студенту при условии его правильного ответа не менее чем 90% тестовых заданий;

0,8 балла (хорошо) — выставляется студенту при условии его правильного ответа от 70 до 90% тестовых заданий;

0,5 балла (удовлетворительно) — выставляется студенту при условии его правильного ответа от 50 до 70% тестовых заданий;

0 баллов (неудовлетворительно) – выставляется студенту, при условии его правильного ответа менее 49 % тестовых заданий.

 

 

Составитель, к. ф. н., доцент     Т.В. Даниленко

Приложение 12

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  федеральное   государственное   бюджетное   образовательное   учреждение     высшего     образования  «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» К Р А С Н О Д А Р С К И Й Ф И Л И А Л  К р а с н о д а р с к и й           ф и л и а л        Р Э У    и м.      Г. В. П л е х а н о в а     

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

Тесты для входного контроля

Вариант 4

1. Тестовый вопрос 1: Назовите основное направление в философии.     

   а) материализм;

   б) христианство;

   в) буддизм;

   г) ислам.

Тестовый вопрос 2: Мировая религия — это

   а) язычество;

   б) христианство;

   в) синтоизм;

   г) тотемизм.

3. Тестовый вопрос 3: Как формулируется основной вопрос философии? 

   а) что такое добро и зло?

   б) каковы критерии определения истинного знания?

   в) что первично: дух или материя?

     г) стоит ли человеку жить?

4. Тестовый вопрос 4: Какие представления важны для философии Возрождения?  

  а) возврат к идеям античности;

  б) возврат к средневековой схоластике;

  в) возврат к средневековой патристике;

  г) возврат к христианским принципам.

5. Тестовый вопрос 5: Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должен стать…

  а) индуктивный;

  б) дедуктивный;

  в) метафизический;

  г) диалектический

Тестовый вопрос 6: назовите основной труд К. Маркса

  а) Капитал;

  б) Диалектика природы;

  в) Материализм и эмпириоккритицизм;

  г) Курс позитивной философии.

Тестовый вопрос 7: Кто развивает идеи естественно-научного материализма в России в 18 веке?

  а) М.В. Ломоносов;

  б) Л.Н. Толстой;

  в) Ф.М. Достоевский;

  г) В.М. Cоловьев.

8. Тестовый вопрос 8: К рациональному уровню познания относится    

  а) понятие;

  б) ощущение;

  в) восприятие;

  г) представление.

9. Тестовый вопрос 9: Дайте философское определение понятия «культура»…

  а) высшая ступень развития цивилизации;

  б) система материальных и духовных ценностей;

  в) цивилизованное варварство;

  г) тождественна цивилизации.

Глобальные проблемы современности и методы их решения

Глобальные проблемы современности представляют собой ряд социальных проблем развития цивилизации, которые, однако, не ограничиваются исключительно социальным аспектом, а затрагивают практически все сферы жизни общества: экономические, политические, экологические, психологические. Эти проблемы формировались годами, для которых характерно стремительное развитие различных сфер жизнедеятельности человека, и поэтому пути их решения не имеют однозначных вариантов.

Философия и глобальные проблемы современности

Осознание любых проблем — первый этап в их решении, потому что только понимание может привести к эффективным действиям. Впервые глобальные проблемы современности поняли философы. В самом деле, кто еще, кроме философов, будет заниматься пониманием динамики цивилизации? Ведь глобальные проблемы требуют всестороннего анализа и рассмотрения разных точек зрения.

Основные глобальные проблемы современности

Итак, современная философия изучает мировые процессы.Они возникают как объективный фактор человеческого существования, т.е. возникают в результате человеческой деятельности. Глобальных проблем современности немного:

  1. Так называемое «незначительное старение». Впервые эта проблема была озвучена в 1990 году Калебом Финчем. Здесь речь идет о расширении пределов продолжительности жизни. Этой теме посвящено множество научных исследований, направленных на изучение причин старения и методов, которые могут его замедлить или полностью избавить от него. Однако, как показывает практика, до решения этого вопроса еще далеко.
  2. Проблема «Север-Юг». Это включает понимание огромного разрыва в развитии северных и южных стран. Таким образом, в большинстве стран Юга концепции «голода» и «бедности» по-прежнему являются насущной проблемой для значительной части населения.
  3. Проблема предотвращения термоядерной войны. Он подразумевает ущерб, который может быть нанесен всему человечеству в случае применения ядерного или термоядерного оружия. Здесь тоже проблема мира между народами и политическими силами, борьба за общее процветание.
  4. Предупреждение загрязнения окружающей среды и сохранение экологического баланса.
  5. Глобальное потепление.
  6. Проблема болезней: СПИД, рак и сердечно-сосудистые заболевания.
  7. Демографический дисбаланс.
  8. Терроризм.

Глобальные проблемы современности: каковы решения?

  1. Неучтенное старение. Современная наука предпринимает шаги по изучению старения, но вопрос о целесообразности этого остается актуальным. В мифологических легендах разных народов можно встретить идею вечной жизни, однако элементы, составляющие концепцию эволюции сегодня, противоречат идее вечной жизни и продления молодости.
  2. Проблема Севера и Юга, а именно неграмотность и бедность населения южных стран, решается с помощью благотворительных акций, но не может быть решена до тех пор, пока отстающие страны не будут развиваться политически и экономически.
  3. Проблема предотвращения применения ядерного и термоядерного оружия, по сути, не может быть исчерпана, пока в обществе доминирует капиталистическое понимание отношений. Только с переходом на другой уровень оценки человеческой жизни и мирного сосуществования проблема может быть решена.Акты и договоры между странами о неприменении ядерного оружия не являются стопроцентной гарантией того, что война не начнется однажды.
  4. Проблема поддержания экологического баланса на планете решается с помощью политических сил, представляющих интересы обеспокоенных ею людей, а также с помощью организаций, которые пытаются сохранить исчезающие виды животных, плантации и организовывать мероприятия и акции, направленные на привлечение внимания общественности к данной проблеме.Однако технологическое общество вряд ли сможет спасти окружающую среду на 100%.
  5. Вопросы о глобальном потеплении давно беспокоят ученых, но причины, вызывающие потепление, на данный момент устранить невозможно.
  6. Проблемы неизлечимых болезней на современной стадии находят частичное решение, которое предлагает медицина. К счастью, сегодня эта проблема актуальна для научных знаний, и государство выделяет средства на изучение этих проблем, медики изобрели эффективные лекарства.
  7. Демографический дисбаланс между странами юга и севера находит решение в виде законодательных актов: так, российское законодательство поощряет высокую рождаемость в виде дополнительных выплат многодетным семьям, а, например, японское законодательство о рождаемости. наоборот, ограничивает возможность многодетных семей.
  8. В настоящее время проблема терроризма стоит очень остро после серии резонансных трагических случаев. Службы внутренней безопасности государств делают все возможное, чтобы противостоять терроризму на территории своей страны и предотвратить объединение террористических организаций в международном масштабе.
p>
  • Рейтинг:
  • ПРОЧИТАТЬ ТЕМУ

    «Беседа о добровольном рабстве» Этьена де Ла Боэти

    «Юношеские упражнения» Ла Боэти здесь чертовски хороши. Написано 1549, 18 лет.

    Настоящая власть принадлежит людям, а не тиранам, и долг этих угнетенных людей — подняться. Человек, лишенный храбрости, развращен желанием самоуспокоения, «безопасности» и рабства, и он так же виновен в моральном плане, как и тиран.

    К сожалению для Ла Боэти, свобода не кажется естественным желанием для многих мужчин, потому что они никогда ее не испытывали.

    В конце концов, однако, человек, который восстает на борьбу с тираном.

    «Юношеские упражнения» Ла Боэти здесь чертовски хороши. Написано 1549, 18 лет.

    Настоящая власть принадлежит людям, а не тиранам, и долг этих угнетенных людей — подняться. Человек, лишенный храбрости, развращен желанием самоуспокоения, «безопасности» и рабства, и он так же виновен в моральном плане, как и тиран.

    К сожалению для Ла Боэти, свобода не кажется естественным желанием для многих мужчин, потому что они никогда ее не испытывали.

    Однако, в конце концов, человек, который восстанет на борьбу с тиранией (простым ненасильственным сопротивлением), будет брошен на виселицу или что-то в этом роде. Затем Ла Боэти спрашивает: «Как у него может быть столько рук, чтобы бить тебя, если он не позаимствовал их у тебя?» Таким образом, если бы только люди могли осознать коллективную силу своей коллективной власти…

    Эта работа положила начало современной политической философии во Франции, говорится в первом предложении на странице вики.И он был близким другом Монтеня и оказал на него огромное влияние (но что такое влияние, как не удары по свободе?, Иди… в любом случае…). Также были затронуты некоторые другие громкие имена. Конечно, также повлиял на вас, ну знаете, «обычных» людей и прочее на такое.

    Эта работа какое-то время широко распространялась во Франции, а иногда и была запрещена. Интересно, что «Ла Боэти выступала против религиозной терпимости, утверждая, что разрешение протестантам и католикам проводить богослужения подорвет корону». <- википедия.Французские религиозные войны начались в 1562 году, Ла Боэти умер через год от осложнений с камнями в почках, когда Монтень был рядом с ним.

    Быстрое, свежее, веселое чтение за час.

    Общая характеристика философии XIX-XX веков. Историко-социальные и культурные основания его развития

    ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВЕКОВ

    Цель темы : ознакомить студентов со спецификой и тенденциями развития западной философии конца XIX — XX веков, выделить общие черты основных философских направлений и течений периода и определить основные направления философии. место, роль и значение основных неклассических философских концепций в историческом и современном контекстах.
    Ключевые слова темы : иррациональное, «воля к жизни», «воля к власти», философская антропология, экзистенциализм, существование, позитивизм, психоанализ, неофрейдизм, человеческое существование, свобода, бессознательное, общение, «коммуникативное действие». «.

    Общая характеристика философии XIX-XX веков. Историко-социальные и культурные основания его развития

    Достигнув высшей точки в теории Гегеля, гносеологизм уже не мог стимулировать развитие философии.Единственно возможный путь, казалось, преодолел гносеологические проблемы сущности человека и пришел к исследованию проблем его существования.

    Философии, восставшие против традиций, были двух видов: рационалистические и романтические. Они положили начало двум великим философским течениям: неоклассической и неклассической философии.

    Точка зрения неоклассической философии заключалась в идее тождества божественного и гуманного, подчеркивая важность личности.Вместо простого познания Вселенной человек пытался изменить ее, но в пределах своего собственного изменения. Идеи религиозного преодоления гносеологизма стали базовыми для таких философий, как персонализм и религиозный экзистенциализм.

    Неклассическая философия была направлена ​​на исследование человека, воплощенного во плоти, человека, обладающего множеством страстей и инстинктов, жаждущего любви. Эта философия была основана Фейербахом и открыла такие философские позиции, как социоцентризм, волюнтаризм и психоанализ, появившиеся в XX веке.

    Неклассическая философия XIX-XX веков попыталась раскрыть основы человеческой жизни, отягощенной страданиями и болью в бессознательном, которые они выражали как трансцендентную, сначала безличную, а затем иллюзорно-символическую точку зрения. Со временем эта тенденция кончится утверждением абсурдности человеческой жизни.



    Отличие классической философии от неклассической заключается в философском подходе к общему и индивидуальному в человеке.Неклассическая философия ориентирована на преобладание индивидуального над общим, проблемы человеческого существования над теоретическим осознанием. В центре его интересов был человек, а не Вселенная. Другое принципиальное отличие касается понимания ими трансцендентного (Трансцендентального всего, что выходит за рамки опыта. В христианской культуре к нему стремились Бог и бессмертная душа). В классической философии трансцендентальное — это особенное существо, порождающее эмпирическую реальность, будучи отчужденным или отождествленным с ней.Классическая философия настаивала на онтологическом характере трансцендентного.

    Неклассическая философия, заменяющая трансцендентное на реальное существо, рассматривает его как символ, выражающий реалии человеческой душевной и материальной жизни. Это придает ему характер фантазий и иллюзий. Поэтому неклассическая философия ориентируется на существование человека в эмпирическом мире как на единственно ценную реальность.

    Исторические и культурные основания современной философии следующие :

    1.Научная и культурная революция XIX-XX веков открыла большие перспективы в понимании природы, космоса и человечества, но одновременно стимулировала такие глобальные проблемы, как экологические, демографические, экономические, энергетические, сырьевые и др.

    2. Философия столкнулась с необходимостью рассмотреть основную философскую проблему отношения человека к миру в новой исторической атмосфере, освежить основные идеи классической философии, которая заключается в окончательной вере в человеческий разум как основной принцип осознания устройства мира.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *