Суббота , 21 Декабрь 2024

Что такое работоспособность – РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — это… Что такое РАБОТОСПОСОБНОСТЬ?

Лекция 6 Работоспособность

Лекция 6: Психофизиологические компоненты работоспособности

Работоспособность — потенциальная возможность инди­вида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

В на­учной литературе это понятие имеет несколько толкований. Ра­ботоспособность рассматривается:

  • как способность человека вы­полнять определенную работу на определенном уровне качества и надежности,

  • и как нечто тождественное функциональному состо­янию организма,

  • и как способность обеспечивать оп­ределенный заданный уровень деятельности, эффективность ра­боты (что тождественно понятию производительности труда),

  • и как предельные

    возможности организма.

Такое различение важно с методологической точки зрения, ибо если работоспособность по­нимать как потенциал работника, то для ее измерения необходи­мо использовать функциональные нагрузочные пробы. Если под работоспособностью понимать производительность труда, то в данном случае на первый план выступают производственные по­казатели.

Данное понятие необходимо отличать от понятия «трудоспо­собность», под которым понимается, главным образом, возмож­ность человека участвовать в трудовой деятельности. Работоспо­собность является интегральным свойством человека, отражаю­щим различные особенности субъекта деятельности (В.А.Бодров).

Впервые проблема работоспособности стала изучаться великим русским физиологом И.М.Сеченовым, который доказал, что в процессы утомления, развивающиеся при мышечной работе, во­влекаются аппараты центральной нервной системы. В 1902 г. вы­дающийся немецкий психиатр Э. Крепелин, изучавший проблему утомления, построил так называемую «кривую работы», отражав­шую зависимость продуктивности работы от ряда наиболее зна­чимых факторов в течение определенного времени. Он экспери­ментально показал, что в пределах непродолжительного времен­ного промежутка производительность зависит от следующих фак­торов:

упражнения, утомления, стимуляции, имеющей место в начале и при окончании работы, привыкания к работе и напряже­ния воли. Причем направленность действия этих факторов раз­лична, и «кривая работы» — интегральный показатель, результи­рующая действия перечисленных разнонаправленных сил.

Внимание современных исследователей к этой проблеме обус­ловлено развитием высокотехнологичных отраслей промышлен­ности, транспорта, военного дела,

  • в которых человек нередко тру­дится на пределе своих психофизиологических возможностей,

  • а поддержание высокой работоспособности является важным усло­вием обеспечения безопасности эксплуатации сложных техниче­ских систем.

Особые условия труда этих категорий работников со­здают предпосылки внезапных нарушений работоспособности, иногда сопровождающихся потерей сознания. Например, у лет­чиков боевой авиации это могут быть нарушения, обусловленные влиянием кислородного голодания (гипоксии), болезнью движе­ния (укачиванием), пилотажными перегрузками, у машинистов поездов — монотонным характером работы.

Сегодня научная актуальность проблемы обусловлена необхо­димостью разработки системы организационных, медицинских, социально-гигиенических, психологических и экономических мероприятий по поддержанию и коррекции работоспособности человека и составлением долгосрочных прогнозов ее изменения. Решение этих задач невозможно без установления механизмов и закономерностей динамики работоспособности, выработки мно­гомерных критериев ее оценки.

6.1 Виды работоспособности

Специалистами предлагаются несколько классификаций рабо­тоспособности. По отношению к решаемой работником задаче можно выделить

максимальную, оптимальную и сниженную ра­ботоспособность. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью соответству­ющей «кривой» (см. ниже).

Выделяют работоспособность умственную и физическую. При тяжелых физических нагрузках первично страдают мышцы, а при умственной — центральная нервная система. Тем не менее, столь прямолинейное разделение противоречит опыту физиологии и спортивной медицины и поэтому вряд ли может считаться вер­ным. Ю.Р.Бобков и В.И.Виноградов указывают, что в видах работоспособности наблюдается много общих моментов. В частности, при снижении физической работоспособности стра­дают соответствующие группы клеток центральной нервной системы. В физической работоспособности выделяют силовую, вынос­ливую и скоростную. Эти виды работоспособности изучались, главным образом, в сфере спортивной медицины, ибо представи­тели различных видов спорта достигают наивысших результатов в случае тренировки специфичной для определенного вида спорта работоспособности. Например, стайер нуждается в выносливой работоспособности, а спринтер нуждается — в скорост­ной.

Некоторые авторы выделяют виды работоспособности по ха­рактеру преимущественного вовлечения в деятельность органов и анализаторных систем, оцениваемых посредством составления профессиограммы. Например, для работы дефектоскопистов (ра­ботников, чья деятельность связана с просмотром большого чис­ла деталей) важно длительное время сохранять способность зри­тельного различения и оценки элементов проверяемых деталей. Поэтому говорится о зрительной работоспособности, которая в данном случае всецело определяет эффективность выполнения трудовой задачи. Необходимо отметить, что проблема поддержа­ния зрительной работоспособности в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с широким распространением на ра­бочих местах персональных компьютеров.

Вместе с тем ряду авторов (Н.М.Рудный, В.А.Бодров) пред­ставляется спорной правомерность применять такое понятие, как «зрительная, двигательная и т. п. работоспособность», так как, по их мнению, «категория работоспособности — интегральное свой­ство человека, а не характеристика уровня функционирования какой-либо системы организма».

6.2. Стадии работоспособности

Традиционно выделяют следующие стадии работоспособно­сти:

  • врабатываемость,

  • оптимальная работоспособность,

  • компен­сируемое и некомпенсируемое утомление,

  • конечный «порыв»,

  • прогрессивное снижение продуктивности (Е. А. Деревянко).

Выделение этих стадий основывается, главным образом, на показателях внешней результативности деятельности (рис. 8).

Период врабатываемости (1) — стадия работоспособности, ха­рактерная для начала работы, когда работник, если можно так вы­разиться, «втягивается» в работу, на начальном этапе еще не обес­печивая максимальных показателей в труде.

Стадия оптимальной работоспособности (2) — период, харак­теризующийся стабильными максимальными показателями про­изводительности, субъективным состоянием комфорта. Задача ру­ководителей и специалистов, ответственных за организацию труда персонала, состоит в обеспечении максимальной продолжитель­ности этой стадии.

Период полной компенсации (3) — стадия, на которой начина­ет развиваться утомление, так как работник уже израсходовал часть психофизиологических ресурсов. Продолжение работы на задан­ном уровне достигается усилием воли. Причем если в начальный период этой стадии качество работы не страдает, поддержание ра­ботоспособности обеспечивается волевой компенсацией, то в дальнейшем в период неустойчивой компенсации (4) — снижает­ся и качество деятельности, когда волевые усилия работника не в состоянии компенсировать расходуемые в процессе деятельности психофизиологические ресурсы. Субъективно на этой стадии фор­мируется чувство усталости.

Конечный «порыв» (5) — стадия, характерная для высокомоти­вированной работы, на которой волевые усилия позволяют под­нять снижающуюся производительность труда.

Прогрессивное снижение продуктивности при продолжении работы (6) — заключительный период.

Более глубокий анализ изменений в функционировании обес­печивающих деятельность физиологических систем позволяет проследить более дифференцированную динамику стадий рабо­тоспособности: мобилизации, первичной реакции, гиперком­пенсации, компенсации, субкомпенсации, декомпенсации, сры­ва.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, профессиональной подготовленности про­должительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут меняться в значительных пределах вплоть до выпа­дения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности — один из показателей оптимальности организации процесса деятельности. В идеале развитие у работ­ника стадий декомпенсации и тем более срыва вообще не должно допускаться.

На рис. 8 показаны четыре кривые, обозначенные латинскими цифрами. I — уровень максимальных возможностей; отражает динамику производственного потенциала работника. II — уровень продуктивности деятельности, т.е. реальная производительность труда, измеряемая конкретными показателями. Это и есть соб­ственно «кривая» работоспособности. III — уровень эмоциональ­ного напряжения, оцениваемого в относительных единицах. Об­ращает на себя внимание тот факт, что этот показатель растет вме­сте с появлением и ростом кривой IV — уровнем утомления. Это соотношение кривых отражает полученные в многочисленных экспериментах факты, говорящие о том, что для компенсации раз­вивающегося утомления (начинающегося с третьей стадии) необ­ходимы усилия эмоционально-волевой регуляции. Только в этом случае (и то до определенного предела — стадий неустойчивой компенсации и прогрессирующего снижения продуктивности) работоспособность может поддерживаться на приемлемом уров­не.

Необходимо отметить, что условное «расстояние» между кри­выми I и II, а также другими кривыми графика весьма различает­ся для различных специальностей. Скажем, работа бухгалтера в периоды плановой деятельности не связана с экстремальными психоэмоциональными нагрузками, тогда как обычная деятель­ность, например летчика, протекает в условиях, требующих мак­симальной работоспособности. Поэтому «цена» снижения рабо­тоспособности (как и цена ошибки) различна у этих категорий ра­ботников.

В рамках указанных циклов выделяются более мелкие флукту­ации работоспособности, обусловленные, главным образом, ко­лебательными изменениями процессов внимания, обмена веществ, которые характерны для любого организма.

6.3. Способы оценки работоспособности

Уровень работоспособности проявляется в комплексе показа­телей, характеризующих:

  • эффективность (производительность, продуктивность) и качество профессиональной деятельности,

  • а также функциональные реакции организма

  • и субъективное состо­яние работника.

И если профессиональные показатели являются внешними (производственными) критериями наличного уровня работоспособности, то функциональные показатели отражают психологическую и физиологическую «цену» деятельности. «Цена» деятельности — эта та степень напряжения функционирования психофизиологических систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нейрогуморальной, выделительной и др.), которая необходима для достижения заданного уровня эффективности.

Прямые показатели характеризуют эффективность и надеж­ность выполнения профессиональных задач или отдельных дей­ствий и операций. В свою очередь прямые показатели работоспо­собности подразделяются на показатели выполнения реальных профессиональных задач (число обработанных деталей, сшитой одежды и проч.) и так называемых рабочих тестов (В. А. Бодров), рабочие тесты — это стандартизированные по объему, времени и условиям выполнения рабочие задания, представляющие собой по содержанию отдельные элементы рабочей деятельности (напри­мер, тесты на слежение, считывание приборной информации с фотомакетов, прием и передача азбуки Морзе и т.п.).

Косвенные показатели работоспособности делятся на показа­тели текущего функционального состояния организма и его ре­зервных возможностей. Первые регистрируются объективно в со­стоянии покоя или в процессе деятельности путем физиологиче­ских, психологических, биохимических и других измерений, а так­же субъективно — с помощью беседы, заполнения анкет, опрос­ников и т. п.

Показатели резервных возможностей организма определяются при проведении функциональных нагрузочных проб, которые ха­рактеризуют, в первую очередь, степень напряжения и уровень компенсаторных возможностей различных систем организма, при выполнении дополнительных задач на фоне основной деятельно­сти, введении отказов техники в ходе выполнения задания на тре­нажере и т.п. В частности, в эксперименте хорошо себя зареко­мендовал блок «Резервы» аппаратуры «Физиолог-М», посредством которого на специальном устройстве оператору предъявлялись два типа дополнительных (к основной деятельности) задач. В одном случае это красная, зеленая и желтая лампочки, на загорание ко­торых необходимо реагировать нажатием соответствующих кно­пок на выносном пульте. В другом — это комбинация из двух цифр, и оператору нужно ответить на вопрос о четности-нечетности сум­мы представленных цифр также нажатием соответствующих кно­пок.

Иногда встает вопрос о ретроспективной экспертизе уровня работоспособности человека, что бывает необходимо в случае совершения техногенных аварий и катастроф. Примером таких ситуаций является расшифровка так называемых «черных ящиков» после аварий самолетов, на которых регистрируются основные параметры полета, обмен летчика с наземными службамиуправления воздушным движением. Материалы радиообмена под­вергаются семантическому (особенности словоупотребления), психолингвистическому (уровень и целенаправленность речевой активности), физиолого-акустическому анализу (темп речи, латент­ный период речевых ответов и включения тангенты радиоперего­ворного устройства). Материалы экспертиз позволяют давать за­ключение о степени сохранности работоспособности оператора.

6.4. Детерминанты работоспособности

Важный практический вопрос — выявление причин и предпо­сылок, определяющих уровень и устойчивость работоспособно­сти, а также ее динамику. Одними из главных психофизиологи­ческих предпосылок снижения работоспособности человека яв­ляются неблагоприятные психофизиологические состояния (в ча­стности, утомление, переутомление). Однако, как правило, даже при развитии этих состояний человек за счет волевой регуляции деятельности способен поддерживать работоспособность на при­емлемом уровне довольно продолжительное время. Поэтому важ­но так планировать деятельность персонала, чтобы человек имел возможность посредством механизмов эмоционально-волевой регуляции поддерживать работоспособность на приемлемом уровне.

Работоспособность, как упоминалось, — системное качество, характеризующее субъект труда, уровень которого определяется большим числом факторов, относящихся к:

  1. функциональным состоянием организма и величиной его резервных возможностей;

  2. профессио­нальным опытом и подготовленностью; направленностью лично­сти, т. е. характером и степенью выраженности потребностей, ус­тановок и мотивов деятельности

  3. и рядом других факторов.

Зна­ние и полноценный учет этих факторов позволяет обеспечить под­держание работоспособности сотрудников на оптимальном уров­не в течение продолжительного времени.

Все факторы, влияющие на работоспособность, можно разделить на:

  • физиологические,

  • пси­хологические

  • и профессиональные.

Физиологические детерминанты работоспособности. Выде­ляют три таких фактора.

Первый фактор — флуктуации параметров функционирования организма, в частности изменения уровня лабильности сложных нервных структур, температуры тела, скорости деления клеток, хи­мических показателей крови (уровня гормонов, ферментов и дру­гих веществ) и т. п. Исходный уровень активности физиологиче­ских систем, обеспечивающих выполнение трудовых операций, претерпевает существенные циклические изменения (В. А. Бодров, С.А.Косилов, Г.Салвенди). Это естественный процесс, в той или иной мере присущий любому живому организму. Периодичность этих изменений различна — от нескольких минут до нескольких лет. Наибольшее значение имеют так называемые циркадианные (от лат. circaоколо и diesсутки) (их еще называют циркадными) ритмы активности, отражающие изменения в суточном цик­ле. К этим ритмам, обусловленным сменой дня и ночи, «привяза­на» жизнедеятельность большинства организмов на земле. У че­ловека все психофизиологические системы настроены на светлое время суток и на отдых — в темное. Такая внутренняя биологическая система хронометрирования называется «эндоген­ными часами», или осциллятором.

Циркадианная система достаточно стабильна. Например, че­ловек, находящийся непрерывно в течение нескольких недель без часов и с полной свободой распоряжаться своим временем, выбирает «свой» ритм, близкий к продолжительности суток. Влияния этих ритмов на качество выполнения задач особенно от­четливо был показан в экспериментах, в которых изучалась динамика работоспособности в режиме непрерывной деятельности (Г. М. Зарковский, В. Н. Ступницкий). Экспериментально было ус­тановлено, что в суточной активности периоды времени 2 ночи и 3 — 4 часа дня являются наиболее неблагоприятными для трудовой деятельности, так как в это время отмечается наиболее значительное ухудшение работоспособности. В это же время, как показывает практика, отмечаются «пики» ошибочных действий (В. В. Козлов). В других экспериментах было показано, что в ранние утренние часы температура тела человека, скорость реакции и задачи на бдительность имеют наименьшие значения в суточ­ном цикле.

Важнейшим естественным «задатчиком» времени для человека является солнечная активность (смена дня и ночи). Поэтому перемещения человека в другие часовые пояса вызывает состояние рассогласования внутреннего ритма и природного (смены дня и ночи), что может негативно отразиться на работоспособности че­ловека. Такое явление называется десинхроноз.

Десинхроноз — это состояние человека, связанное с наруше­нием суточной периодики физиологических и психических фун­кций при смене часовых поясов и проявляющееся слабостью вялостью, бессонницей в ночные и сонливостью в дневные часы, понижением работоспособности (В.В.Козлов). Наиболее часто это состояние наблюдается у работников транспорта, пересекающих несколько часовых поясов (пилотов и стюардесс, машинистов и проводников поездов дальнего следования), а также работников, отправившихся в командировку. Если человек после2 суток пребывания в измененном часовом поясе возвращается в исходную точку, то это не ведет к развитию адаптационных изме­нений. Если пребывание в условиях «чужого» часового пояса до­статочно продолжительно (более 3-х суток), то это приводит к пе­рестройке биологических ритмов, «подстраивающихся» под новые временные условия. Заканчивается такая «подстройка», в основ­ном, к исходу 5-х суток. Работа, связанная с частыми, даже непро­должительными по времени, сменами часовых поясов, довольно напряженная, сопровождается интенсивным расходованием фун­кциональных ресурсов работника.

Пример влияния годовых ритмов: работоспособность челове­ка в зимний период в целом ниже, чем в летний, что обусловлено многими факторами и, прежде всего, сокращением продолжитель­ности светового дня. Цикличность изменения работоспособнос­ти проявляется также в изменениях, «привязанных» к отпуску. Эти изменения были изучены на примере деятельности летчиков (В.А.Пономаренко, С.А.Бугров и др,). В период после отпуска (примерно 1 —1,5 месяца) отмечается недостаточная работоспо­собность (своеобразный период «врабатывания»).

Известна не­дельная динамика работоспособности — наилучшие показатели труда отмечены в середине недели.

Второй фактор, определяющий преимущественно динамику работоспособности, — скорость расходования энергетических ре­сурсов организма в процессе работы, что обусловлено характером самой выполняемой работы. Понятно, что интенсивная, связан­ная с ускоренным расходованием ресурсов, трудовая деятельность скорее приведет к снижению работоспособности, чем легкая. Ха­рактер выполняемой работы служит основанием для разделения труда по степени тяжести (см. гл. 9). В свою очередь учет показате­лей интенсивности труда, скорости расходования ресурсов явля­ется основой для нормирования труда.

Третий фактор — состояние физиологических систем. Наруше­ния функционирования физиологических систем становятся при­чиной снижения работоспособности. Для характеристики способ­ности функциональных систем организма человека обеспечивать выполнение трудовой деятельности используется понятие «физи­ологические резервы» — выработанная в процессе эволюции адап­тационная способность органа или системы и организма в целом усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с со­стоянием относительного покоя в ответ на рабочую нагрузку.

Многочисленными исследованиями установлено, что сниже­ние работоспособности может быть обусловлено целым рядом функциональных нарушений в организме. К ним относятся:

  • бо­лезненные и предболезненные состояния, их остаточные явления,

  • функциональные расстройства, вызванные воздействием неблагоприятных санитарно-гигиенических факторов обитания,

  • хро­ническое утомление и переутомление,

  • нервно-психическая напря­женность,

  • а также ряд психических состояний, таких как доми­нантное, дремотное, состояние преждевременной психической демобилизации, эйфории, фобии и др.

В настоящее время актуальной стала проблема употребления ряда психоактивных веществ (алкоголя, лекарств, наркотиков), что также приводит к снижению работоспособности. Об этом гово­рят, например, судебно-медицинские исследования останков после авиационных катастроф, свидетельствующие о значительной доле пилотов, у которых обнаружены следы употребления психоактив­ных и других лекарственных средств, потенциально снижающих операторские функции человека. К таким веществам относятся, например, некоторые гипотензивные средства (понижающие дав­ление), антигистаминные (используемые при аллергических ре­акциях и состояниях), снотворные и успокоительные. Имеет мес­то употребление алкоголя и наркотических средств работниками на производстве и на транспорте. Притчей во языцех стало упо­требление алкоголя за рулем автомобилей, что многократно по­вышает риск возникновения дорожно-транспортных происше­ствий.

В целях минимизации влияния данного фактора на работоспо­собность работника в некоторых видах трудовой деятельности при­нята система медицинского контроля персонала, заступающего на смену (дежурство). В частности, предрейсовый медицинский ос­мотр проходят водители общественного транспорта, машини­сты, диспетчеры и ряд других категорий работников железнодо­рожного транспорта, пилоты самолетов, операторы электростан­ций, диспетчеры системы управления воздушным движением и др. В тех областях профессиональной деятельности, где цена ошиб­ки человека особенно высока, необходимо минимизировать ве­роятность совершения этой ошибки человеком со сниженной ра­ботоспособностью, что достигается посредством «входного» (предсменного, предрейсового, предполетного) контроля персонала.

Порядок проведения таких обследований определяется феде­ральным органом исполнительной власти; в области здравоохра­нения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ). Как правило, медицинские обследования включают внешний осмотр (состояние кожных покровов, слизистых), определение па­раметров гемодинамики (частота пульса и величина артериально­го давления), а также в ряде случаев выявление признаков упо­требления алкоголя. Для этих целей используются специальные алкотестеры, определяющие содержание паров алкоголя в выды­хаемом воздухе. Следует подчеркнуть, что использование алкотестеров позволяет лишь заподозрить факт употребления алкоголя, не заменяя наркологической экспертизы, которая должна прово­диться в специализированном лечебном учреждении, имеющем на данный вид деятельности соответствующую лицензию.

Психологические детерминанты. Это те факторы, которые характеризуют субъект деятельности и влияют на время поддер­жания высокой способности к труду. К ним относят:

  1. индивидуально-психологические качества. Н.А.Добролюбов говорил: «Нет людей бесталанных, есть люди неуместные». В главе 5 шла речь о профессиональной пригодности, психологиче­ский аспект которой устанавливает степень соответствия психофизиологических качеств работника и требований профессии. Те работники, у которых рассогласование требований профессии и собственных качеств выражено наиболее сильно, в работе будут испытывать существенные трудности. Например, работники локомотивных бригад, не обладающие достаточной выраженностью такого профессионально-важного качества, как устойчивость к монотонии, быстрее теряют работоспособность, необходимую для эффективного выполнения производственных задач, что выражается в большем количестве браков этих работников;

  2. направленность личности специалиста — характер и степень выраженности потребностей, установок и мотивов деятельности; устойчивость эмоционально-волевой сферы.

Профессиональные детерминанты. Это факторы, характери­зующие процесс, средства и условия профессиональной деятель­ности, а также характеристики субъекта труда, обусловливающие качество выполнения работы в течение заданного времени. Их можно сгруппировать в следующие классы.

Санитарно-гигиенические, микроклиматические условия ра­боты. Чем хуже эти условия, тем быстрее работник расходует необ­ходимые для выполнения деятельности психофизиологические ре­сурсы. Тем быстрее у него развиваются неблагоприятные психиче­ские состояния и соответствующее снижение работоспособности. Именно поэтому для отдельных категорий работников трудовым законодательством установлен сокращенный рабочий день.

Эргономические характеристики рабочего места. Их значе­ние хорошо иллюстрируют различия, которые водители автомо­биля отмечают в длительной поездке в машинах с хорошей и пло­хой эргономикой.

Режим труда и отдыха работника. Традиционным счита­ется такая организация труда, при которой рабочая смена при­ходится на день и длится не более 8 часов (законодательство Рос­сийской Федерации устанавливает продолжительности рабочей недели в 40 часов, в ряде стран Евросоюза — еще меньше). Тем не менее, все большее распространение получает организация труда, включающая ночные смены. Например, в США каждая третья семья имеет работника, который трудится на сменной ра­боте, предполагающей выход в вечерние и даже ночные часы. Очевидно, что скользящий график работы, когда работник трудится циклами «день — вечер — ночь», вызывает необходимость постоянной перенастройки функциональных систем организма. Многочисленные исследования показали, что при выполнении некоторых заданий, требующих постоянной бдительности (кон­троль качества, мониторинг), отмечается снижение качества при работе в третьей (ночной) смене. Работоспособность в третьей смене может снижаться из-за попадания на соответствующую фазу циркадианного цикла, а также в результате нарушений сна, которые практически неизбежны при данной форме организа­ции работы.

studfiles.net

Работоспособность

Работоспособность

Введение

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается.

Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности.

Исходя из определения работоспособности, это способность человека развивать максимальную энергию и экономно ее расходовать, чтобы выполнять работу качественно и эффективно. Нам предстоит разобраться почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.

1. Определение работоспособности. Уровни работоспособности

Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от:

— инженерно-психологических

— гигиенических характеристик

— средств (орудий)

— содержания

— условий и организации конкретной деятельности

— системы психолого-физиологического прогнозирования

— формирования профессиональной пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов.

Работоспособность человека – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Уровень работоспособности отражает:

1) потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы

2) мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период

Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а так же запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Как видно из этой схемы, что работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. по отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя.

2. Динамика работоспособности

В течение некоторого времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний.

Динамика работоспособности имеет несколько стадий:

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) – отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия.

Стадия устойчивой работоспособности – проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) – в начале характеризуется возникновением чувства усталости, снижениеминтереса к текущей работе, затем нарастае

mirznanii.com

Значение слова РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. Что такое РАБОТОСПОСОБНОСТЬ?

  • РАБОТОСПОСО́БНОСТЬ, -и, ж.

    1. Свойство по прил. работоспособный (в 1 знач.). — Я привык к режиму, — говорил Супругов. — Правильный режим — залог работоспособности. Панова, Спутники.

    2. Тех. Работоспособное (во 2 знач.) состояние.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Работоспособность — это состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданную функцию с параметрами, установленными требованиями технической документации. Отказ — это нарушение работоспособности. Свойство элемента или системы непрерывно сохранять работоспособность при определённых условиях эксплуатации (до первого отказа) называется безотказностью. Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки. Работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида.

Источник: Википедия

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное чудесный в отрывке:

Прямо на его глазах, произошло чудесное превращение, которое вернуло ему ту, что была дороже всего.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

kartaslov.ru

работоспособность — это… Что такое работоспособность?


работоспособность
— потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой им задаче можно выделить максимальную, оптимальную и сниженную Р. В процессе деятельности происходит изменение уровня Р., описываемое с помощью кривой Р., показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны следующие стадии Р.: врабатывание, оптимальная Р., некомпенсируемое и компенсируемое утомление, конечный «порыв». Выделение этих стадий основывается главным образом на показателях внешней результативности деятельности.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

работоспособность

— потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой задаче можно выделить работоспособность максимальную, оптимальную и сниженную.

В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны такие стадии работоспособности:

1) врабатывание;

2) оптимальная работоспособность;

3) некомпенсируемое и компенсируемое утомление;

4) конечный «порыв».

Выделение этих стадий основано преимущественно на показателях внешней результативности деятельности.

При анализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья и профессиональной подготовленности продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут варьироваться — вплоть до выпадения некоторых. Соотношение продолжительности этих стадий — один из показателей оптимальности организации деятельности.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Синонимы:
  • работа толкования
  • равновесие

Смотреть что такое «работоспособность» в других словарях:

  • работоспособность — работоспособность …   Орфографический словарь-справочник

  • Работоспособность — Работоспособность  это состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданную функцию с параметрами, установленными требованиями технической документации. Отказ  это нарушение работоспособности. Свойство элемента или системы… …   Википедия

  • работоспособность — См …   Словарь синонимов

  • РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, работоспособности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к работоспособный. Работоспособность ученого. Большая работоспособность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Работоспособность — потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. Выделяют три уровня Р.:… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • работоспособность — Состояние, при котором транспортное средство или его компоненты могут выполнять свои функции в соответствии с конструкторской или эксплуатационной документацией. [Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств]… …   Справочник технического переводчика

  • РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — состояние изделия, при котором в данный момент времени его основные параметры находятся в пределах, установленных требованиями нормативно технической документации. Из работоспособного состояния изделие может перейти в неработоспособное вследствие …   Большой Энциклопедический словарь

  • Работоспособность —         взрывчатых веществ (a. strength of explosives; н. Arbeitsfahigkeit der Sprengstoffe; ф. capacite des explosifs; и. capacidad de explosivos) способность BB производить при взрыве механич. работу за счёт расширяющихся газообразных продуктов …   Геологическая энциклопедия

  • работоспособность — РАБОТОСПОСОБНЫЙ, ая, ое; бен, бна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — термин, применяемый в технической термодинамике для обозначения макс. работы, к рую может совершить система при переходе из данного состояния в равновесие с окружающей средой. Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.… …   Физическая энциклопедия

Книги

  • Работоспособность воспламенительного устройства крупногабаритного РДТТ с позиций теории критических, Коренев Алексей Анатольевич, Уразбахтин Федор Асхатович, Изложен метод системного подхода оценки состояния на примере такой технической системы, как воспламенительное устройство крупногабаритного твердотопливного ракетного двигателя (РДТТ) в… Категория: Машиностроение. Приборостроение Издатель: Инфра-Инженерия, Подробнее  Купить за 1814 руб
  • Работоспособность воспламенительного устройства крупногабаритного РДТТ с позиций теории критических ситуаций, Коренев Алексей Анатольевич, Уразбахтин Федор Асхатович, Изложен метод системного подхода оценки состояния на примере такой технической системы, как воспламенительное устройство крупногабаритного твердотопливного ракетного двигателя (РДТТ) в… Категория: Разное Издатель: Инфра-Инженерия, Производитель: Инфра-Инженерия, Подробнее  Купить за 1542 грн (только Украина)
  • Работоспособность воспламенительного устройства крупногабаритного РДТТ с позиций теории критических ситуаций, Уразбахтин Ф., Коренев А., Изложен метод системного подхода оценки состояния на примере такой технической системы, как воспламенительное устройство крупногабаритного твердотопливного ракетного двигателя (РДТТ) в… Категория: Машиностроение. Приборостроение Подробнее  Купить за 1320 руб
Другие книги по запросу «работоспособность» >>

psychology.academic.ru

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — это… Что такое РАБОТОСПОСОБНОСТЬ?

потенциальная возможность человека выполнять к.-л. деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжит, времени. В зависимости от преобладания в работе физич. или умственных усилий различают Р. умственную и физическую. Это различение условно: специфичность Р. зависит от удельного веса того или иного фактора в деятельности.

Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными действием мн. факторов. Важнейший из них — утомление. Однако между Р. и утомлением нет прямой зависимости, возможны случаи сохранения высокого уровня Р. вопреки действию фактора утомления и наоборот — снижение Р. при слабо выраженном утомлении. Изменения в состоянии Р. зависят от внеш. условий деятельности (её объём, интенсивность, сложность, продолжительность, непрерывность). и от психол. и психофизиол. особенностей конкретного человека (мотивация, настойчивость, отношение к выполняемой работе, заинтересованность в ней), от индивидуальных особенностей темперамента, характера, типа нервной системы и т. д.

Изменение уровня Р. описывается с помощью т. н. кривой Р., показывающей зависимость эффективности деятельности от времени её выполнения. При всём многообразии факторов, от к-рых зависит Р., могут быть выделены нек-рые общие характеристики её динамики, в особенности суточные колебания Р. Как правило, наиб. благоприятны для высокого уровня Р. утренние часы, когда им предшествует нормальный сон. При этом наиб. высокий уровень Р. наступает не с самого начала работы, а несколько позднее, когда заканчивается период «врабатывания», происходит сосредоточение внимания и усилий, освобождение от отвлекающих воздействий. Дальнейшее течение Р. характеризуется относительно устойчивым уровнем («плато» кривой Р.), сменяющимся у взрослого через 3—4 ч (у школьника через меньший промежуток времени). незначит. спадом, обусловленным потребностью в отдыхе и пище (обычно к этому времени приурочивается обеденный перерыв на произ-ве, большая перемена в школе). Последующий ход кривой Р. как бы повторяет тенденцию нач. утренней фазы, но на общем несколько сниженном ср. уровне. Снижение Р. к концу рабочего дня — явление весьма типичное. Однако перед самым концом работы нередко отмечается нек-рый подъём Р. («порыв»), вызываемый сознанием близкого конца работы и соответствующим этому чувством удовлетворения.

В процессе работы происходят мало заметные колебания рабочего тонуса, тем более выраженные, чем напряжённее работа. Эти колебания компенсируются нахождением оптимального ритма и микропаузами, т. к. длительные усилия не могут быть непрерывными. Осн. симптомом ослабления усилий служит изменение интенсивности внимания, выражающееся в отвлекаемости, понижении интереса, в увеличении кол-ва допускаемых ошибок и т. п., что сигнализирует о необходимости введения перерывов в работе. Монотонная работа требует более частых перерывов, как и работа, сопряжённая с повышенным напряжением внимания.

В соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся в уч. заведениях установлена определённая длительность занятий, введены перерывы разной продолжительности. Наиб. трудные уроки рекомендуется проводить в первые часы занятий, когда Р. учащихся оптимальна. Уч. год делится на определённые отрезки, между к-рыми устанавливаются каникулы. Разработаны примерные рекомендации для поддержания нужного уровня Р. при самостоят. работе учащихся (см. Режим школьный, Режим дня).

Рекомендации, направленные на повышение Р., основываются на общеоздоровит. принципах и на выполнении требований психогигиены. Большое значение имеет соблюдение определённого режима труда и отдыха. Поскольку каждый вид труда мобилизует в наиб. степени одни психофизиол. функции и оставляет в сравнительно неактивном состоянии другие, целесообразно строить формы отдыха на основе переключения с одной формы деятельности на другую (активный отдых), исключая те случаи, когда необходим полный покой.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

pedagogicheskaya.academic.ru

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека) — это… Что такое РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека)?


РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека)

(англ. work capacity) — характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную Р. Оценка степени Р. проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, напр., в состоянии оперативного покоя (см. Функциональное состояние организма).

В процессе деятельности происходит изменение уровня Р., описываемое с помощью кривой Р. Впервые проанализировав т. н. кривую работы, Э. Крепелин (1898) выделил след. основные стадии Р. по показателям результативности деятельности: врабатывание (см.), оптимальная Р., утомление (см.), конечный порыв. При анализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика стадий Р.: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики Р. может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них. Характер распределения стадий на кривой Р. — один из показателей оптимальности организации трудовой и учебной деятельности (см. Оптимизация условий труда оператора). См. также Эргография. (А. Б. Леонова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • ПУСТОЕ ПОЛЕ
  • РАБОЧАЯ СИСТЕМА

Смотреть что такое «РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека)» в других словарях:

  • Работоспособность — потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. Выделяют три уровня Р.:… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. Потенциальные возможности человека выполнять какую л. деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжительного времени. Рекомендации, основанные на повышении Р., учитываются при составлении… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени. В процессе труда Р. не… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • работоспособность — 3.9 работоспособность: Состояние ГАП, при котором она способна выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных эксплуатационной документацией. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Работоспособность — (ст.слав.) – это состояние человека, характеризующее его способность выполнять работу (рабочие операции) определенной сложности, объема и длительности, обеспечивающих ее эффективность. А также способность человека быстро восстанавливать свой… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Работоспособность —     потенциальная возможность человека эффективно выполнять к. л. деятельность в течение продолжительного времени. Различают Р. умственную и физическую.    Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными рядом факторов.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Работоспособность (work efficiency) — Р. имеет отношение к изучению продуктивной деятельности человека, а тж физ. и психич. реакций людей на затраты энергии в производственной и непроизводственной обстановке. Было установлено, что утомление, как психическое, так и физическое,… …   Психологическая энциклопедия

  • РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — потенциальная возможность человека выполнять к. л. деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжит, времени. В зависимости от преобладания в работе физич. или умственных усилий различают Р. умственную и физическую. Это …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Работоспособность общая — В физическом воспитании и спорте под Р. о. понимается способность человека выполнять неспецифическую, легко доступную физическую нагрузку на заданном уровне в течение определенного времени. Наиболее информативным методом оценки Р. о.… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Работоспособность специальная — В физическом воспитании и спорте под Р. с. понимается способность человека выполнять максимально возможную работу в избранном виде физических упражнений. Наиболее объективным показателем Р. с. является спортивный результат …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Книги

  • Аэробная работоспособность человека, Попов Д.В., ISBN:978-5-02-038465-1… Категория: Разное Издатель: Наука, Производитель: Наука, Подробнее  Купить за 735 грн (только Украина)
  • Аэробная работоспособность человека, Попов Д.В., Использование в физиологии мышечной деятельности новых методов позволило получить в последние десятилетия принципиально новые сведения о ее энергетическом обеспечении. Это повлияло на видение… Категория: Физиология Серия: — Издатель: Наука, Подробнее  Купить за 568 руб
  • Здоровье, работоспособность, долголетие, В. С. Лукьянов, Огромное значение в жизни человека имеет режим работы и питания. Человеку необходим также разумный отдых и развлечения — эмоциональный фактор, без которого не может быть полноценного ощущения… Категория: Общая гигиена Издатель: Государственное издательство медицинской литературы, Подробнее  Купить за 450 руб
Другие книги по запросу «РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека)» >>

psychology.academic.ru

Работоспособность Работоспособный | Что такое Работоспособность Работоспособный

Ученые открыли эликсир молодости. Теперь человек

может сохранять работоспособность до 85 лет.

Спонсор исследований — Пенсионный фонд.

     Работоспособность как качество личности –  способность много и производительно работать, проявлять постоянную готовность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне интенсивности в течение определенного времени.

     Работоспособный человек – марафонец труда. Работоспособность показывает, кто чего стоит. Далеко не всякий человек способен на длительный,  качественный, надежный и эффективный труд Враг утомления, работоспособность проявляется в связке с выносливостью и бодростью. Она является точным показателем психофизиологических ресурсов человека.

      В книге «Режим дня» доктор О.Г. Торсунов раскрывает секреты работоспособности. Прежде всего, рассмотрим, как меняется работоспособность в течение суток.

      Если работа не начинается рано утром, и Вы более-менее свободно планируете свой день, то в утреннее время лучше всего заниматься умственной деятельностью. Утро — самое лучшее время для того, чтобы что-то изучать. Это также время для решения проблем. Утром голова хорошо соображает, можно быстро все понять, во всем разобраться. В это время человек очень хорошо ориентируется в том, что происходит вокруг. Однако, для занятия разными видами умственной деятельности, соответственно, подходят разные определенные промежутки времени.

        С 6 до 7 утра хорошо работает долговременная память, поэтому в это время лучше всего запоминать, заучивать наизусть какой-то материал. Если Вы считаете, что у Вас совсем плохая память, то попробуйте запоминать именно с 6 до 7 утра, и результат может превзойти Ваши ожидания.

        С 7 до 8 утра можно просматривать информацию, которую также нужно запомнить, но не слишком глубоко.

       С 8 до 9 утра включается логическое мышление, поэтому в это время хорошо изучать то, что требует запоминания и одновременного размышления.

       С 9 до 10 утра лучше работать с информационно-статистическими данными.

       С 10 до 11 хорошо изучать не очень серьезную литературу, которая не требует сильной концентрации.

        С 11 до 12 эффективность интеллектуальной работы довольно сильно снижена, поэтому можно почитать художественную литературу. Через каждые 40-50 минут умственной деятельности нужно отвлечься и сделать легкую разминку на 2-3 минуты или просто расслабиться и посидеть с закрытыми глазами. Иногда в этом случае хорошо помогают дыхательные упражнения, иногда вращение головой, иногда проветривание на свежем воздухе или просто короткий, пятиминутный сон, сидя за столом. Если действовать так, то ум будет работать довольно продуктивно. Тот, кто правильно выбирает время для учебы, получает очень хороший результат. При правильно выбранном для умственной деятельности времени все способствует хорошей концентрации внимания.

     Если Вы нуждаетесь в выполнении большого комплекса физических упражнений, то его лучше всего делать с 9 до 11 утра. При этом завтрак должен быть не позже 7 утра.

      А в вечернее время можно заниматься умственной деятельностью? Можно, но с сильными умственными нагрузками по вечерам нужно быть осторожнее, так как чрезмерное перенапряжение мозга по вечерам приводит к нарушению сна и развитию хронических заболеваний. Это могут быть, например, такие болезни, как нарушение мозгового кровообращения, пневмония, снижение физического и психического тонуса, аритмия, дисфункция желчевыводящих путей, энтероколит и т. д. Если Вы не успеваете сделать это до 20:30, то лучше всего отложить дальнейшую работу на утреннее время.

    Умственно трудясь вечером  Вы рискуете потерять работоспособность на весь следующий день. А если Вы еще и нарушите режим сна, и позже ляжете спать, то на следующий день Вы потеряете работоспособность примерно на 50% по сравнению с обычной, даже в случае соблюдения режима дня в остальных моментах. Также возрастает вероятность возникновения стрессов. Поэтому решение самых сложных проблем лучше отложить на утро — «утро вечера мудренее». Однако не делайте утреннее время основным для решения вопросов своего бизнеса. Лучше все-таки этим заниматься днем.

        День предназначен для активного труда. С 12 до 18 часов сознание человека нацелено на активную деятельность. Поэтому в это время лучше всего заниматься активным трудом. Это может быть как физический, так и психический труд. После работы желательно сразу принять душ приятной температуры, а затем, при необходимости, покушать, и только после этого заниматься всеми остальными делами.

      Работоспособный человек пересиливает желание спать по утрам и смотреть по вечерам дефективные сериалы и политические разборки тенденциозно настроенных, продажных политиканов и журналюг. Потеряв вкус к подобным занятиям, он спит здоровым сном ребенка и просыпается полный сил и энергии. Вывод: дневное время предназначено для выполнения своих обязанностей перед обществом. Кто стремится заниматься выполнением своих обязанностей днем, утром получает необходимое время для духовной практики и образования. Человек непременно станет счастливым, если будет непреклонно следовать ритму жизни, который задает могущественное время.

     Деятельность в вечернее время должна осуществляться размеренно, с умиротворением и успокоением. Хорошо читать такую литературу, которая рождает подобные чувства. Можно заниматься чем-то по дому или общаться со своими родственниками, но настроение должно быть именно такое. Если не придерживаться этого правила, тогда наступает перенапряжение мозга, которое заставит работать организм на износ. Солнце садится, Луна активизируется, и ум должен успокаиваться. Вся информация, которая была накоплена в течение дня, сохранится только в том случае, если вечером ум будет спокоен. Когда человек не хочет вечером умиротворения и старается вновь и вновь стимулировать себя к активной умственной деятельности, то его ум начинает постепенно перенапрягаться. Первый признак того, что человек не отдыхает и находится в страсти — у него постепенно нарушается процесс засыпания.

     Человек теряет работоспособность, если на сон грядущий смотрит что-нибудь захватывающее по телевизору. А если он засыпает, то ему снятся всякие «космические сны» или «погоня, погоня, погоня в горячей крови». Другой признак таких людей — это желание попить на ночь кофе или хорошо покушать перед сном. После 6 часов вечера какое-то время можно продолжать трудиться, но этот труд не должен носить напряженного характера. Это касается как физического, так и психического труда. Также после 6 вечера не рекомендуется делать очень активную физическую зарядку. Однако упражнения, снимающие психическое напряжение (если делать их плавно), могут способствовать восстановлению сил.

    Вывод: соблюдение всех правил труда и отдыха в вечернее время избавляет от болезней, связанных с перенапряжением и нарушением сна, а также настраивает организм и психику на благостный, спокойный ритм.

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

 

podskazki.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *