Исповедь и причастие Исповедь – это таинство…
Преподобный Иов Исповедник о Причастии
Если говорить о Святыне Причащения, то праведному и порядочному христианину хорошо, и справедливо, и естественно часто освящаться и прибегать к этой Святыне, и жаждать ее более, чем мы желаем дышать. Поэтому каждый имеет разрешение причащаться постоянно, так что, если возможно, достойные не имеют препятствия причащаться даже каждый день.
Святитель Феофан Затворник о Причастии
Если наша жизнь в Господе и Он говорит, что в Нем тот, кто вкушает тела и крови Его, то желающему жизни как нечасто причащаться? Вам кто мешает ухитриться почаще приступить к таинствам? Только пустое поверье. У нас стали слова “Со страхом Божиим и верою приступите” пустой формой. Иерей Божий зовет, а никто не идет… и никто притом не замечает несообразности в сем несоответствии зову Божию… и на вечерю Божию.
Cвятитель Иоанн Шанхайский о Причастии
Причастие – начало рая на земле. Начало ада уже здесь на земле. Также и рай начинается в душе человека уже в земной жизни. Здесь уже бывают касания Божественного в день Светлого воскресения, и когда достойно причащаемся.
Святитель Киприан Карфагенский о Причастии
Не обленитесь приступать к чаше жизни, бессмертия, любви и святыни, но приступайте со страхом Божиим и верою. А кто не хочет и не радеет об этом, тот не любит Иисуса Христа, тот не получит Духа Святого, и, следовательно, он не войдет в Царство Небесное.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский о Причастии
Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от чаши Спасителя. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди, вдали от реки Христовой; они падают в пропасть. Дорогие мои, любите Божественную литургию, считайте для себя потерянным тот день своей жизни, в который не удалось быть за литургией, особенно в праздник.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о Причастии
По принятии Святых Таин поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас — сосуд Божественного Таинства, каждый из вас — храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцом Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои, вы Божии. Вы куплены Богом ценою Крови Сына Его. Ты усыновлен Богу Таинством Святого Крещения, ты вступил в теснейшее единение с Богом в Таинстве святого Причащения — поддерживай усыновление, поддерживай единение.
Святитель Феофан Затворник о Причастии
Кого не было при сретении Господа, когда Он торжественно, как Царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21, 9). Но прошло только четыре дня, и тот же народ тем же языком кричал: «распни, распни Его!» (Лк. 23, 21). Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда, по принятии Святых Таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви — забываем все: и свое благоговение, и Божию к нам милость, и предаемся по-прежнему делам самоугодия, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть и не кричим другому: «Распни!», сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!
Святитель Тихон Задонский о Причастии
Христианина без веры быть не может, веры же — без любви, а любви — без добрых дел (1 Кор. 13, 1-8, 13). Иначе христианин остается ничем иным, как язычником, хотя исповедует имя Божие и Христово. Как же страшно такому приступать к Святой Тайне — всякий видит. От этого бывает, что многие христиане, причащающиеся Святой Тайны, изменяются не к лучшему, а к худшему, ослепляются еще больше; не просвещаются, а ожесточаются; не исправляются, а из греха в грех впадают, но греха своего не познают, и греха за грех не считают, и делают то, чего язычники не делают. Причина этому в том, что презирают Божию благодать, а потому и сами лишаются Божией благодати, и предает их Бог «превратному уму — делать непотребства» (Рим. 1, 28).
Cвятитель Иоанн Шанхайский о Причастии
В Великий четверг совершает Господь Тайную Вечерю и литургия того дня особенно ярко напоминает о том, что, причащаясь Святых Тайн с благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от Господа.
Святитель Афанасий Александрийский о Причастии
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7, 6),- говорит Христос. Ибо и в этом нужен правый суд. Господь не сказал неопределенно или без различия: давайте святое и жемчуг всем, но говорит: «Не давайте святыни псам», то есть творящим зло. Так говорит и апостол: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей» (Флп. 3, 2). … Внемли же и ты, иерей, не давай недостойным Пречистого Тела, чтобы не подпасть тебе ответственности — не по законам гражданским, не по слову Владыки. Итак, не давайте святыни псам, не бросайте бисера вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас, произведя расколы и ереси.
Святитель Иоанн Златоуст о Причастии
Повинны мы в нечестии против Господа, когда без достаточной подготовки тела приступаем к соединению с Его Телом, которое Он дал нам для того, чтобы мы, соединившись с Ним, могли соединиться с Духом.
Святитель Григорий Богослов о Причастии
И как они зажгут в своих сердцах божественную любовь, духовную радость, божественный мир и прочие плоды и дары Святого Духа, не причащаясь тела и крови возлюбленного Сына Отца, единосущного Духу Святому, Который есть сущая радость и мир наш, по словам апостола, и источник всех благ? – недоумевал святитель Григорий Богослов. – Я изумляюсь и удивляюсь, как могут христиане в настоящее время праздновать воскресный день или другие праздники года и радоваться духовно истинной радостью, если они не принимают постоянно святое причастие, которое есть повод и причина для праздника и торжества.
Преподобный Симеон Новый Богослов о Причастии
Кто верует, тот не причащается недостойно Пречистых Таин, но очищает себя от всякой скверны, от чревоугодия, от злопамятства, от злых дел и постыдных слов, от бесчинного смеха, от скверных помыслов, от всякой нечистоты и от всякого греховного внутреннего движения и таким образом приемлет Царя Славы. Напротив, в тех, которые недостойно причащаются Пречистых Таин, стремительно врывается диавол и входит в сердце их, как случилось с Иудой, когда он причастился вечери Господней.
Святитель Димитрий Ростовский о Причастии
Когда священник священнодействует, совершив смертный грех, бывает ли действительным Таинство? Бывает, так как Таинство свое начало имеет от Христа, но только в этом случае самому священнику, как находящемуся во грехе, оно не сообщает никакой благодати: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем»,- говорит апостол.
Cвятитель Иоанн Шанхайский о Причастии
Причастие – источник умиления и духовной теплоты. Уже теперь дает Христос ощутить радость и сладость Его Благости. Укрепляет наши души и тело Божественными Своими Таинствами… Наполняет иногда нас невыразимым умилением и теплотой духовной после благоговейного причащения святых Его Тайн.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин о ПричастииЕсли бы мы считали себя недостойными принятия Таинств всякий раз, как подвергаемся ране греховной, то прилагали бы старание исправиться через покаяние, чтобы достойно приступить к ним. Тогда мы не наказывались бы Господом как недостойные — жестокими бичами немощей, чтобы, сокрушенные таким образом, стремились излечить наши раны, чтобы иначе, будучи признаны недостойными краткого вразумления в этом веке, мы не были осуждены в будущем вместе с грешниками этого мира.
Преподобный Иоанн Лествичник
Душа, помышляющая об исповеди, удерживается ею от согрешений, как бы уздою; ибо грехи, которых не исповедуем Отцу, делаем уже как во тьме и без страха.
Преподобный Нил Синайский
И одна исповедь и откровенность заменяет у иных подвижничество.
Исповедь и Причастие
Причащение — самое важное и непостижимое Таинство Православной Церкви, в котором верующий принимает Тело и Кровь Спасителя под видом хлеба и вина.
О Своих Святых Дарах Господь так говорит в Святом Евангелии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 56).
Таинство Причащения подает человеку силы для благодатной жизни во Христе. Причащаясь, мы становимся сами частью Его Тела как члены Его Церкви.
Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны предварительно исповедоваться. В Таинстве покаяния исповедующийся получает прощение от Господа. Видимым образом отпущение грехов дает во время исповеди священник: такую власть даровал Сам Спаситель святым апостолам, а через них и их преемникам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23).
Всем ли необходимо покаяние?
После грехопадения праотцев человеческая природа повреждена грехом. Покаяние необходимо для любого христианина: грехи отдаляют человека от Бога — источника всякого добра, делают его чужим Христу, Который является Главой Церкви.
Грех ― рана для человеческой души, и сокрытые и неисповеданные грехи неизбежно приводят к болезням душевным и телесным. Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния.
Со слезами каялись и исповедовались в своих грехах даже те, кого мы сегодня почитаем величайшими святыми: чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним. Если говорим, что не имеем греха,— обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды
В чем заключается истинное покаяние?
Сущность покаяния не только в признании себя грешником — это было бы слишком просто,― но и в оставлении греха, в изменении самого образа жизни, приводящего ко греху.
Насколько подробным должно быть исповедывание грехов?
Грехи необходимо называть ясно, не скрываясь за общими фразами («во всем грешна…», «согрешил против седьмой заповеди»). Но еще важнее не пытаться оправдывать себя, как бы этого не хотелось. С чувством раскаяния несовместимы и обвинения во время исповеди в адрес других людей.
Как и когда совершается Таинство покаяния?
Обычно исповедь совершается в храмах утром перед началом Божественной литургии. Можно исповедаться и вечером: во время или после всенощного бдения. Однако необходимо помнить, что надо приходить в храм к началу исповеди для того, чтобы участвовать в общей молитве, когда священник молится за всех кающихся. По окончании этих молитв он произносит следующее напутственное слово: Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… По-русски это наставление звучит так: «Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Ты пришел в лечебницу ― не уйди отсюда неисцеленным».
Как готовиться к исповеди?
Кающийся просит у Бога благодатной помощи: способности видеть свои грехи, мужества открыто исповедовать их, решимости простить согрешения ближних против него самого. С молитвой он приступает к испытанию своей совести. Образцы молитв, проникнутых глубоким покаянным чувством, оставили нам великие подвижники Церкви.
Как подготовиться к принятию Святых Христовых Таин?
К Причастию необходимо готовиться постом, обычно трехдневным (разрешается при этом вкушение только растительной пищи, если, конечно, у человека нет серьезных заболеваний), особой усиленной молитвой, милостыней, совершением добрых дел, воздержанием от греховных поступков и даже мыслей, разного рода развлечений и удовольствий.
Накануне Причащения следует быть в храме во время вечернего богослужения, поскольку, в соответствии с восходящей еще к Ветхому Завету традицией, церковный день начинается с вечера.
Вечером, после богослужения, прочитываются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу-хранителю, которые помещены в молитвослове. После полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни тем более курить (курение — вообще греховная привычка, которая осуждается Церковью). Утро начинается с утренних молитв и правила ко Святому Причащению, также помещенному в молитвослове (можно прочитать правило накануне). По благочестивому обычаю, верующие стараются подойти к Причастию с опрятностью не только душевной, но и телесной.
Как вести себя в день Причащения?
При выносе Чаши нужно совершить земной поклон, и, крестообразно сложив на груди руки (правую на левую), подходить по очереди к Святым Дарам, уже не кланяясь и вообще избегая лишних движений. При этом нужно ясно назвать священнику свое полное христианское имя и открыть уста для принятия Святых Таин. После приобщения следует поцеловать край Чаши и отойти без поклонов и крестного знамения к столику, где приготовлены для причащающихся теплота и просфоры.
В храме или дома причастники читают благодарственные молитвы по Святом Причащении.
В день Причастия надо постараться сохранить в себе внутреннюю тишину.
Как часто необходимо причащаться христианину?
Невозможно установить в этом отношении единое правило для всех, но если основываться на советах наиболее известных современных духовников (в частности архимандрита Иоанна (Крестьянкина), то причащаться взрослому человеку желательно каждые две-три недели.
Для чего необходимо причащать младенцев? Как?
Мы все нуждаемся в благодатной помощи Божией. Но особенно необходима она еще только входящим в эту жизнь детям ― в период, когда закладывается основа их личности, когда она находится еще в стадии своего формирования. Маленький ребенок еще не может самостоятельно молиться, он беззащитен, его покров ― молитвы родителей и молитвы Церкви. И он как молодое растение нуждается в солнце и влаге, испытывает нужду в благодати, преподающейся посредством церковных Таинств. И, в первую очередь, посредством Таинства Причащения. Причащать маленьких детей можно (и нужно) по возможности часто, по усердию родителей. Кормить ребенка желательно 1,5–3 часа до литургии (в зависимости от того, сколько времени он может обходиться без еды; более взрослые не вкушают пищу и не пьют после 12 часов ночи). Причащают младенцев, пока они еще не могут принимать частицу Тела, только Кровью Христовой. При этом от родителей требуется особая внимательность и осторожность, чтобы их ребенок неловким движение не задел Святую Чашу. До 7 лет дети причащаются без исповеди.
Что делать, если кажется, что священник не в состоянии уделить достаточно времени всем кающимся?
Действительно, сегодня все больше людей приходят в церковь, осознав необходимость покаяния, и практически в каждом храме накануне праздников и воскресных дней возникают очереди желающих исповедоваться. Что делать? Можно посоветовать прийти на исповедь в будний день, когда священник сможет уделить Вам больше внимания. Можно, испытав свою совесть, записать грехи. Можно заранее подойти к священнику, предупредить, что Вы впервые хотите исповедоваться, и попросить его назначить Вам специальное время для исповеди. Очередь в храме ― совсем не причина откладывать жизненно важный шаг!
Общая исповедь | Исповедь и причастие
Как известно, в настоящее время в Церкви практикуется не только отдельная, но и так называемая «общая» исповедь, при которой священник отпускает грехи, не выслушивая их от кающихся.
Замена отдельной Исповеди общей вызвана тем, что теперь священник часто не имеет возможности принять исповедание от всех желающих. Однако таковая замена, безусловно, крайне нежелательна, и не всем и не всегда можно участвовать в общей исповеди и после нее идти к Причастию.
При общей Исповеди кающемуся не приходится открывать грязи своих духовных одеяний, не приходится стыдиться за них перед священником и не будут задеты его гордость, самолюбие и тщеславие. Таким образом, не будет того наказания за грех, которое в дополнение к нашему раскаянию снискало бы нам милость Божию.
Во-вторых, общая Исповедь таит ту опасность, что к Причастию подойдет такой грешник, который при отдельной Исповеди не был бы допущен священником к Святой Чаше.
Многие серьезные грехи требуют серьезного и длительного покаяния, и тогда священник запрещает Причастие на определенный срок и накладывает епитимию (покаянные молитвы, поклоны, воздержание в чем-либо). В других случаях священник должен получить от кающегося обещание не повторять более греха и только тогда допустить к Причастию.
Поэтому к общей Исповеди нельзя приступать тем, кто долго — несколько лет или много месяцев — не был на отдельной Исповеди, и тем, кто имеет или смертный грех, или такой грех, который сильно задевает и мучает его совесть.
В таких случаях исповедник должен после всех прочих участников исповеди подойти к священнику и сказать ему те грехи, которые лежат на его совести.
Можно считать допустимым (по нужде) участие в общей Исповеди лишь тех, кто исповедуется и причащается достаточно часто, проверяет себя по временам на отдельной Исповеди и уверен в том, что те грехи, которые он скажет на Исповеди, не послужат поводом к запрещению для него Причастия.
При этом необходимо также, чтобы мы участвовали в общей Исповеди или у своего духовного отца, или у священника, хорошо нас знающего.
Подготовка к исповеди
См. разделы: НУ, И КАКИЕ У МЕНЯ ГРЕХИ?,
ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДЬ)
Подгото́вка к И́споведи — испытание совести перед Таинством Покаяния.
В отличие от магического обряда очищения, допускающего слепое исполнение указаний «священнодействующего» колдуна или мага, Таинство Покаяния подразумевает наличие веры, осознание личной вины перед Богом и ближними, искреннего и осознанного желания освободиться от власти греха.
К Таинству Покаяния нельзя подходить механически. Прощение и разрешение грехов — не юридический акт объявления грешника невиновным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни исповедовался, мог обратить внимание на то, какая молитва читается над ним: «примири и соедини святей своей Церкви». Через Таинство Покаяния человек примиряется с Богом, восстанавливает себя как члена Церкви.
Покаяние в грехе состоит из 3-х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его в Таинстве Покаяния (Исповеди) и получить разрешение от этого греха.
От Таинства Покаяния следует отличать:
— доверительную духовную беседу со священником;
— покаянную беседу перед Таинством Крещения (не является обязательной).
Где и когда можно исповедоваться?
Исповедоваться можно в любом месте в любой день года, но общепринятой является исповедь в храме в определённое расписанием время или по договорённости со священником. Исповедующийся должен быть крещёным.
На первую исповедь или исповедь после долгого перерыва лучше не приходить в воскресенье или дни великих церковных праздников, когда храмы полны молящимися и велика очередь на исповедь. Также желательно приходить к Таинству заранее.
Первую Исповедь не следует соединять с первым Причащением, чтобы в полной мере ощутить впечатления от этого великого события в нашей жизни. Впрочем, это только совет.
Как готовиться к Исповеди?
При подготовке к исповеди, в отличие от подготовки к Таинству Причащения, церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила.
Прежде чем отправиться на исповедь уместно:
— Сосредоточиться на покаянных молитвах.
— Внимательно исследовать помыслы, мысли, дела; отметить, по возможности, все свои греховные черты (в качестве вспомогательного пособия привести и те обвинения, которые исходили со стороны родных, близких, прочих людей).
— По возможности испросить прощение у тех, кого оскорбили грехом, обидели невниманием, равнодушием.
— Обдумать план исповеди, а в случае необходимости подготовить вопросы священнику.
— При тяжёлых грехах или редкой исповеди может быть рекомендован дополнительный пост.
Рекомендации исповедующемуся:
— Грехи исповедуют с момента последней исповеди, если никогда не исповедовались, то с момента Крещения.
— В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния, а не «Таинством перечисления всех совершённых грехов».
— Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно! Тактически исповедь всегда должна быть очень предметной и конкретной. Нельзя каяться в том, что ты «горд» – это бессмысленно. Потому что после такого твоего покаяния в нашей жизни ничего не меняется. Мы можем покаяться в том, что высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. Потому что, покаявшись в этом, в следующий раз мы подумаем, а стоит ли так делать. Нельзя каяться «вообще», абстрактно. Предметная исповедь позволяет одновременно составить план борьбы с теми или иными страстями. В то же время следует избегать мелочности, нет необходимости перечислять большое количество грехов одного вида.
— Не используйте лукавых обобщений. Например, под фразой несправедливо поступил с ближним можно понимать как невольное огорчение, так и убийство.
— Не следует подробно описывать половые грехи, достаточно назвать их. Например: согрешил блудом (прелюбодеянием, содомским грехом).
— При подготовке к Исповеди и на ней следует избегать самооправдания.
— При нечувствии своих грехов рекомендуется обращаться к Богу с молитвой «Господи, даруй мне зрети моя согрешения».
Можно ли записать грехи, чтобы не забыть их на исповеди?
Да, это возможно, но прочитать грехи следует самостоятельно, а не отдавать записку для прощения священнику.
Что делать, если не считаешь себя грешным человеком? Или если грехи обычные, как у всех.
Следует сравнивать себя в первую очередь со святыми, тогда собственное духовное здоровье не будет выглядеть столь радужно.
Чистая совесть — признак короткой памяти…
Стоит ли исповедоваться, если наверняка опять согрешишь некоторыми грехами?
Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запачкаешься? Покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Покаяние это не только перечисление грехов перед Богом при свидетельстве священника, это состояние души, ненавидящей грех и избегающей его.
Покаяние должно быть не просто эмоциональной разрядкой, это системная, осмысленная работа над собой, имеющая целью приблизиться по своим качествам Богу, уподобиться Ему в добродетелях. Православие имеет неисчерпаемое аскетическое наследие, составленное святыми подвижниками, которое необходимо изучать для правильной организации духовной жизни.
Наша цель не просто очиститься от грехов и страстей, но приобрести добродетели. Мало, например, перестать воровать, необходимо научится милосердию.
Грубые грехи уже преодолены и на каждой исповеди приходится повторять практически одни и те же грехи. Как выйти из этого порочного круга?
Епископ Тихон (Шевкунов): «Для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной».
Тем не менее, не нужно успокаиваться в том, что не можешь победить все грехи, нужно лишь осознавать, что не все грехи и страсти возможно победить мгновенно. Это системная задача, решению которой служит аскетика.
У меня очень сложные жизненные обстоятельства, боюсь, что простой батюшка меня не поймёт.
Господь в любом случае поймёт. Есть хороший рассказ по этому поводу: «Зеница ока».
Бог пожелал, чтобы мы каялись не перед безгрешными Ангелами, а перед людьми. Мы должны стыдиться совершения греха, а не покаяния. Если человек искренне возненавидел свои грехи, то он не постесняется признаться в них перед священником.
***
Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми.
Священник Филипп
***
См. ГРЕХ, СТРАСТИ, ПОКАЯНИЕ, ПОДГОТОВКА К ТАИНСТВУ ПРИЧАЩЕНИЯ, АСКЕТИКА
«Васенька, потерпи немножко, детка! Сейчас выйдет батюшка и даст тебе компотик», — услышала я за спиной слова, которые каждый раз заставляют меня невольно вздрагивать.«Компотик», «изюминка», «вкусненькое» — что только не доводилось мне слышать, стоя в воскресный день на Божественной литургии и ожидая выноса Чаши.
К сожалению, подобные «объяснения» самого главного Таинства Церкви у некоторых прихожан всё ещё встречаются. При этом никто из них не задумывается: «А не послужат ли такие слова в дальнейшем тем самым искушением, которое оттолкнет моего ребёнка и от причастия и от Церкви? А не зародится ли в ребёнке сначала малое, а потом уже и неисправимое неблагоговейное отношение к Таинству? А поверит ли потом подрастающее чадо уже более серьёзному объяснению сути Евхаристии?»
Размышляя над вопросом, как объяснить ребёнку, что такое Тело и Кровь Христовы, следует начать с того, что Таинство Святого Причащения должно быть неотъемлемой частью жизни ребёнка и родителей, а о Литургии следует говорить на разных возрастных этапах, постепенно «усложняя» объяснение.
Если и взрослые причащаются регулярно, и ребёнок с самого раннего возраста после своего крещения причащается вместе с ними, то у него вряд ли будет возникать вопрос: «Зачем это нужно и что это такое?». Для него участие в Евхаристии станет естественной и неотъемлемой частью жизни. Но в то же время недостаточно принести дитя в храм, причастить и уйти. Уже собираясь в храм, полезно подчёркивать, что идёте в Божий дом, что будете участвовать в Таинстве Святого Причащения, чтобы соединиться с Господом.
Причастие – это соединение с Богом – вот самое доступное объяснение для детей. Они поймут, и примут эту истину детским сердцем через призму веры. Само слово помогает нам в этом: При-частие, становление частью чего-то, при-со-единение к Богу…
Бог есть Любовь, полнота любви и её источник. Как сказал один богослов: «Даже наша пища – это любовь Божия, ставшая съедобной». И Господь настолько любит нас, что желает приобщить нас к Своей любви, чтобы мы были с Ним единым организмом. Для этого Он таинственным образом соединяется с нами в Таинстве Причастия.
Можно охарактеризовать Святые Дары словами Спасителя о Себе — Хлеб Небесный: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6).
Понятия «Тело» и «Кровь» сложны для детского восприятия, так как в современном языке редко выражают сопричастность. Однако мы можем привести в пример выражения «моя кровинушка», «плоть от плоти». Также ребёнок в животе у матери какое-то время имеет с ней общую систему кровообращения и формируется с помощью её организма.
Постепенно через знакомство с Библией, ребёнок сможет применить усвоенные им понятия ко Христу.Святые Дары также правильно и доступно для ребёнка именовать Святыней.
Говорить о Святом Причастии в категориях вкусной пищи, сладостей, категорически недопустимо. Подобные ассоциации являются в некотором роде кощунственными и закладывают в детскую душу неблагоговейное отношение к Святыне.
Родители по-разному объясняют своим детям, что такое Причастие. Но все они сходны в одном мнении – ребёнок сможет понять Таинство Тела и Крови постепенно и только при одном условии, что вера в семье является не просто мировоззрением, а является образом жизни.
И в заключение мне хотелось бы поделиться краткими вариантами ответа на вопрос: «Как объяснить ребёнку, что такое Причастие?»
***
Мне кажется, что здесь большое значение имеет личный таинственный опыт, и словами его выразить я не могу. Очень интересно, как видят и понимают Причастие малыши. Моя маленькая крестница, после первого Причастия на вопрос своей нецерковной бабушки: «Ну что, причастилась? Батюшка тебя причастил?» (она боялась бородатых мужчин) — ответила: «Нет, не батюшка, ангел!» «Да это был батюшка!», — а она: «Нет! АНГЕЛ!»
Вот, что она видела?! Я, пытаясь словами объяснить, что такое Причастие, едва ли смогла бы донести до неё то, что она видела.
Анастасия Овансова, мама троих детей
Своим детям я не говорю «Тело» и «Кровь», потому что в раннем возрасте абстрактные понятия у них сформированы абстрактно и это для них сложно. Я говорю: «Соединяемся с Господом!»
Марина Базанова, мама двоих детей
Вопрос формального объяснения Таинства Евхаристии сложен для детского ума. Попытка ответить на вопрос: «Что находится в Чаше?», — в категориях «Хлеб», «Тело», «Вино», «Кровь» может вызвать неоднозначную реакцию. Это происходит потому, что дети понимают все слова буквально и не способны видеть в них многогранность значений.
Более того, объяснение Таинства в данных категориях даже для взрослого человека не внесет ясности в суть происходящего.
Это происходит по той причине, что духовная жизнь становится объяснима для человека в исключительно эмпирическом, опытном восприятии. Иными словами, только через регулярное приобщение Трапезе Господней возможно раскрытие внутреннего содержания Таинства Таинств.
Только через личный пример, участвуя в Божественной литургии совместно с ребенком, подавая ему образец для подражания и деятельный пример любви, ведя его за собой, возможно ожидать, что маленький человек станет причастником Божественных Таин.
Только тогда можно надеяться, что через время, возрастая в летах, он органично воспримет эту Истину. Истину того, что в Чаше находится Господь, таинственным образом преображающий человека и делающий его по-настоящему свободным.
Священник Александр Аникин
Родители должны привить ребёнку личностное отношение с Богом, чтобы ребёнок понимал что Бог это Личность, что Бог является таким же близким и родным для ребёнка, как и родитель. Прививается это через чтение детской Библии, через молитву в храме и дома с родителями.
Тогда до ребёнка можно донести, что такое Причастие и зачем оно. В иных случаях для ребёнка все объяснения останутся просто звуковыми колебаниями, так же как и для взрослых.
Конечно, относительно возможно пойти иным путём и начать приписывать Причастию магические свойства (например: «если ты будешь причащаться, то тебе будет везти по жизни», «если ты будешь причащаться, то Богу будет приятно, и если ты загадаешь желание или будет мечта, Бог обязательно исполнит»). Но, на мой взгляд, это уже тупиковый путь.
Священник Александр Ионитис
Я не знаю, как это можно объяснить двухлетнему ребенку. Главное — постепенно это делать. Сначала просто говорить, что тот, кто причащается, прикасается к Богу. А дальше с возрастом можно постепенно знакомить ребёнка со Христом.
Диакон Антоний Сацута
Мне кажется, что можно сказать так: «Господь войдёт в твоё сердечко, и постарайся сохранить там этого дорогого Гостя — жить так, чтобы Ему было приятно».
Ну а если дальше вопросы будут: «А как это хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа?» — можно, я думаю, ответить так: «Мы принимаем пищу, и она нами усваивается, становится нашим телом и кровью (это ведь действительно так: мы получаем необходимые вещества и энергию через питание). Так и Господь на Тайной Вечере вкусил хлеб и вино — они стали Им, вошли в Его Тело и Кровь. Теперь мы на Литургии становимся участниками той самой Тайной Вечери и таинственным образом принимаем в себя Самого Христа. Он, живой и воскресший, входит в нас и живёт в нас». А выяснять уже механику или химию этого Таинства — дело невозможное, да и ненужное. На то оно и Таинство.
Иподиакон Александр Попов
Источник: https://azbyka.ru/deti/kak-ob-yasnit-rebyonku-chto-takoe-prichastie
Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.
Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.
Молитвенное правило
Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.
Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.
Все эти каноны и молитвы содержатся в обычном православном молитвослове.
Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.
Пост
Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясо, молоко, яйца и продукты их содержащие. При строгом посте исключается и рыба.
Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).
Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.
Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.
Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.
Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.
Также духовник может ослабить пост для людей больных, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.
Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Жизненно важные лекарства едой не являются, при необходимости их можно принять после полуночи.
Покаяние. Исповедь.
Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.
Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской.
К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.
Чтобы хорошо подготовиться к исповеди, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.
Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.
На исповеди следует только перечислить свои грехи, а если есть потребность пообщаться со священником, рассказать подробности, задать вопросы и попросить совета, то можно договориться со священником и после литургии побеседовать.
Это очень важно, потому что, во-первых, исповедь – это таинство, и если мы общаемся во время исповеди на интересующие нас темы, задаем вопросы или жалуемся на ближних, то смысл таинства искажается, мы таким образом проявляем неблагоговение к таинству. А во-вторых, мы задерживаем ближних, которые ждут своей очереди, и могут не успеть исповедоваться и причаститься.
В нашем монастыре в воскресные дни и большие праздники исповедь проходит в храме святителя Спиридона Тримифунтского: вечером с 16:00, утром с 7:30.
Примирение
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.
Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые. Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков? Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».
Как подходить в святой чаше
Перед началом причастия причащающиеся подходят поближе к царским вратам. Делать это нужно заранее, чтобы потом не торопиться и не толкаться. Когда царские врата открываются, священник выходит с чашей и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», – нужно сделать по мере возможности земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая рука находится сверху).
Священник читает вслух молитву: «Верую, Господи, и исповедую…» – и причастники повторяют ее про себя.
К чаше подходят по очереди, в монастыре первыми полагается пропустить монашествующих, затем в нашем монастыре причащаются воспитанницы приюта, а после этого младенцы, дети, мужчины и женщины. Подойдя к чаше, нужно четко назвать свое имя, полученное во святом крещении, и широко открыть уста. После причастия следует поцеловать нижний край святой чаши, он символизирует ребро Спасителя, из которого истекла кровь и вода. Руку священника при этом не целуют.
Отойдя от чаши, не разнимая рук, нужно подойти к столику, где раздают кусочки просфоры и запивку (теплую святую воду). После того как причастник запил, он молится до конца Божественной литургии и вместе со всеми подходит ко кресту.
Как правило, после литургии в храме читаются молитвы по святом причащении. Если их по каким-то причинам не прочли, причастник читает их дома, как только придет из храма. Их можно найти в православном молитвослове.
В день причащения не совершаются земные поклоны, за исключением поклонов перед плащаницей Спасителя в Великую субботу и коленопреклоненных молитв на праздник Троицы.
После причастия нужно быть особенно внимательным к своей душе, хранить себя от пустых развлечений и разговоров, пребывать в молитве, чтении духовных книг, творении добрых дел.
О причащении детей
Крещеные младенцы, как чада святой Православной Церкви, также сподобляются святого причащения. Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без исповеди и поста. С трех-четырехлетнего возраста младенцев обычно причащают натощак. Примерно с трехлетнего возраста дети вместе с родителями накануне причащения могут прочесть две-три известные им молитвы.
В храм с младенцами следует приходить не к самому причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви. Делать это нужно постепенно, чтобы не утомить младенца и не причинять беспокойства молящимся в храме. Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей литургии.
К посту перед причастием после 7 лет нужно подходить постепенно, начав с одного дня перед причастием.
https://ria.ru/20190414/1552661956.html
«Можно и без причастия». Для чего христиане придумали исповедь
Православные христиане в воскресенье под конец Великого поста вспоминают преподобную Марию Египетскую. В этот день Церковь призывает верующих к покаянию и… РИА Новости, 14.04.2019
2019-04-14T08:00
2020-03-03T13:59
россия
новости — религия и мировоззрение
аналитика — религия и мировоззрение
религия и мировоззрение
великий пост. 2009
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn22.img.ria.ru/images/154886/81/1548868133_0:0:2418:1361_1400x0_80_0_0_f3f4a04cab015d83ad5665c8b2dee48c.jpg
https://ria.ru/20180609/1522385512.html
https://ria.ru/20180311/1515985792.html
https://ria.ru/20190311/1551670791.html
https://ria.ru/20160210/1372454543.html
dobryi1954
Когда коту делать нечего, он чем занимается? Вот так и религией.
17
россия
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn22.img.ria.ru/images/154886/81/1548868133_0:0:2418:1361_1400x0_80_0_0_f3f4a04cab015d83ad5665c8b2dee48c.jpg
https://cdn25.img.ria.ru/images/154886/81/1548868133_0:0:2282:1711_1400x0_80_0_0_c23d4c4fdc39acf5e71fe80f7668dafb.jpg
https://cdn24.img.ria.ru/images/154886/81/1548868133_0:0:1712:1711_1400x0_80_0_0_8e2642ec90d5de401ea25c81a2d131d4.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, новости — религия и мировоззрение, аналитика — религия и мировоззрение, великий пост. 2009
МОСКВА, 14 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане в воскресенье под конец Великого поста вспоминают преподобную Марию Египетскую. В этот день Церковь призывает верующих к покаянию и исповеди. Как возникло одно из самых необычных и психологически сложных христианских таинств и в чем его настоящий смысл — рассказывает РИА Новости.
«Непростая история»
«Как я буду кому-то открываться в своих грехах?» — подобным вопросом задавались многие, прежде чем решиться на первую исповедь. Действительно, далеко не каждый осмелится выложить все самое сокровенное, по сути, незнакомому человеку — священнику. Поэтому исповедь — одно из самых непростых таинств христианства.
Впрочем, в первые века существования этой религии все было еще сложнее. Древние христиане исповедовали свои грехи публично, перед всеми. Считалось, что тем самым грех одного человека берет на себя вся община и молит Бога простить оступившегося. Так повелось еще со времен апостолов, примерно в середине I века нашей эры. Иаков, к примеру, призывал христиан: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться».
Правда, до сих пор непонятно, все ли грехи христиане исповедовали открыто. «Об этом достоверно мы сказать не можем. Очевидно, неблаговидные деяния, про которые и так всем было известно, — например, отступление от веры — исповедовали именно так. Какой смысл делать это тайно?» — объясняет церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
9 июня 2018, 08:00Религия и мировоззрение»Скажу полиции». Что заставит священника раскрыть тайну исповедиНо постепенно практика публичной исповеди с общей молитвой за согрешившего сошла на нет. Известно, например, что святитель Василий Великий, живший во второй половине IV века, ввел практику тайной исповеди для неверных жен. Дело в том, что в Византии мужья обычно убивали изменниц и по закону их за это не преследовали. Однако и после нововведения в каждой общине таинство исповеди проходило по-своему и никакого единообразия в этом вопросе не было.
«Таинство покаяния (в нынешнем виде. — Прим. ред.) оформилось в XVII веке. Прежде были какие-то другие чины. Вероятно, история этого таинства была особенно непростой», — отмечает ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.
Новая жизнь
Между тем от перемены формы суть исповеди не меняется. «Это институционализированное покаяние», — говорит протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской православной церкви.
Причем в христианском смысле покаяние — это не просто сожаление о своих проступках, а изменение образа мышления. То есть покаявшийся должен полностью пересмотреть свои взгляды на жизнь. К этому как раз и призывает Церковь в день памяти преподобной Марии Египетской и предшествующий ему четверг, когда в храмах читают Великий покаянный канон и ее житие.
11 марта 2018, 08:00Религия и мировоззрениеСередина Великого поста: почему православные поклоняются «древу жизни»«Первая часть жития Марии Египетской свидетельствует о крайней степени падения, в ее случае — блуде», — отмечает отец Максим.
Однако в какой-то момент она осознала всю глубину бездны, в которой оказалась, и на оставшиеся 47 лет жизни ушла в пустыню «бороться со своими страстями». С этого начинается вторая часть ее жизнеописания.
«Это свидетельство того, что подвигом покаяния человек может из самой мерзостной пакости подняться с помощью Божией и с решимостью пройти этот путь бескомпромиссно», — подчеркивает протоиерей.
Ежедневный подвиг
Конечно, в современном мире христианам сложно последовать примеру Марии Египетской буквально, убежав на полвека в пустыню. Но существует исповедь: человек раскаивается в своих грехах и свидетельствует о том, что готов с ними бороться, а священник произносит над ним специальную «разрешительную молитву».
Священник нужен здесь неспроста. Он — преемник апостолов, которым, согласно Евангелию, сам Иисус Христос дал власть отпускать грехи.
«Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся», — приводит слова Спасителя евангелист Иоанн.
11 марта 2019, 08:00Религия и мировоззрение»В мясе ничего плохого нет». Когда и для чего установили Великий постТо есть, согласно христианскому вероучению, грехи человеку прощает сам Бог, а священник служит здесь посредником. И, вопреки распространенному мнению, он не «взвешивает грехи по степени тяжести», отмечает отец Макарий (Маркиш).
«Это делает Бог. Самый яркий пример — распятый вместе с Христом разбойник, который был настоящим злодеем и убийцей, но в предсмертные минуты покаялся. И Господь сказал ему: «Ныне будешь со мной в раю». То есть он стал первым человеком, который там оказался», — напоминает историю священнослужитель.
Однако это вовсе не значит, что для покаяния достаточно назвать при священнике тот или иной грех, а потом идти грешить дальше. Все гораздо сложнее.
«Можно разделить грехи на три вида, в зависимости от способа покаяния. От некоторых нужно всего лишь отказаться — и все, покаяние совершилось. Речь идет прежде всего о заблуждениях: «Я считал, что дважды два — пять, а потом признал, что дважды два — четыре. Значит, я свободен от этого греха». Сюда относятся всякие суеверия и предрассудки», — говорит иеромонах Макарий.
Второй вид грехов, по его словам, требует немалых усилий, чтобы победить их. Например, пьянство или сквернословие. А с третьим видом грехов «борьба идет до последнего вздоха».
«Никто не может сказать, что был гордым, а потом резко стал смиренным, был эгоистом — а стал альтруистом. Наши дефекты остаются с нами, и мы должны с ними бороться непрерывно до конца жизни», — рассуждает отец Макарий.
«Если упал — поднимись!»
Но если далеко не каждый грех возможно преодолеть — насколько часто следует приходить на исповедь к священнику? Чем чаще, тем лучше, или же, как в раннехристианские времена, пару раз за всю жизнь?
«Нет стандарта, как регулярно должна совершаться исповедь. Скорее Церковь говорит о ситуациях, в которых исповедь решительно необходима. Например, она обязательна при тяжком смертном грехе — тут точно нельзя откладывать», — разъясняет отец Максим Козлов.
Согласно христианскому вероучению, если человек не покаялся в смертном грехе, он в таком случае не может спастись. По принятому в VI веке списку, к таким грехам причисляют прелюбодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыню.
10 февраля 2016, 15:55Религия и мировоззрениеВеликий пост у католиков и православных: сходства и различияС Пепельной среды (10 февраля), католики всего мира начинают подготовку к главному христианскому празднику — Пасхе. У православных предпасхальный пост начнется 14 марта, но его символизм и обрядность во многом отличаются от католических.По словам отца Максима, вовсе не обязательно после исповеди причащаться. Эти таинства изначально вообще не были связаны друг с другом. В Греции и сегодня причащаются без предварительного покаяния. В Русской церкви иная традиция.
«В Русской православной церкви на протяжении долгого времени существует связь между исповедью и причастием. Это оправданно, потому что таинство исповеди помогает человеку избежать двойственных мыслей. Исповедь есть некий труд самооценки и самоанализа перед причастием, даже если ничего катастрофического в твоей жизни не случилось», — подчеркивает богослов.
В этом и заключается одна из главных целей Великого поста — побудить человека к самоанализу и исправлению. А пятая постная неделя, посвященная Марии Египетской, призвана, по словам отца Максима, донести до верующих один из самых важных посылов: «Нет падения, после которого нельзя было бы подняться».
Что такое исповедь?
Является ли исповедь всегда загадкой? Как часто нужно идти на исповедь? Связаны ли признание и причастие? Как научиться истинному покаянию? Игумен Агафангел (Белых) — священнослужитель Белгородской епархии, настоятель Архангельской представительной церкви Никольского собора в Валуйках, а миссионер — отвечает.
Исповедь: покаяние и беседа
Вопрос: Fr.Агафангел, в практике Русской Православной Церкви, Тайны исповеди и причастия тесно связаны, и мы часто идем на исповедь. Но не может ли исповедание того, кто регулярно участвует в Евхаристии, превращаться в формальное перечисление грехов?
Fr. Агафангел: Давайте начнем с определений.
Мы часто слышим слово «исповедь», но это слово часто означает разные вещи.
Древняя Церковь знала одно исповедание: это было до крещения.Кто-то, получивший Крещение, раскаялся (часто публично) в тех грехах, которые мы называем смертными. Это были оскорбления против заповедей на этическом уровне, содержащихся во второй части Десятисловия: догматические грехи — ересь, мистическое — неуважение к Богу, неверие и так далее.
Предполагалось, что после того, как кто-то покаялся, он вошел в собрание верующих посредством крещения, будучи освобожденным от всех своих грехов, и ему не нужно было повторяться в исповеди. Если человек теряет свою слабость, он исключается из общества верующих.
Тем не менее, к средним векам монастырская дисциплина покаяния развивалась, для того, кто вел особенно сознательную (и я бы даже сказал, особенно строгую) духовную жизнь, стало важно раскрывать свои мысли духовному отцу, который не во что бы то ни стало должен быть священник.
Откровение мыслей носило характер духовного разговора. Один доверял всему, что делал, что, по-видимому, было недостойно за день. Один попросил духовного совета и получил наставления от своего духовного отца.
То, что мы сегодня называем исповеданием, имеет меньшее отношение к Тайне Покаяния, чем к такому духовному разговору.
Может ли конфета отделить человека от Бога?
Fr. Агафангел: Как приходской священник, я слышал тысячу исповеданий, в которых кто-то, проливая горькие слезы, говорит: «Я грешник, Батюшка! Я ела шоколад в среду!
Это не царство Тайны Покаяния. Непреднамеренное нарушение дисциплинарной практики не отделяет человека от Бога!
Вопрос: Давайте возьмем того, кто пытается получить Причастие часто — каждое воскресенье — и приходит к исповеданию с настоящими грехами: он поссорился со своим супругом, вопил на своего ребенка, поссорился со своими коллегами …
Fr.Агафангел: Я не принимаю фразу «часто причащайтесь — каждое воскресенье». Регулярное Причастие предписано канонами Церкви: в день Воскресения все верующие собираются в церкви и Коммуне Тела и Крови Христа.
Я не спрашиваю наших постоянных прихожан, которые часто приходят ко мне на исповедь: «Как ты согрешил?» Скорее: «Что стоит между тобой и чашей? Вы сделали что-нибудь со времени нашего последнего разговора, что мешает вам получить Причастие? »
Как священник, я обязан обозначить своего рода «пространство Евангелия», чтобы создать своего рода структуру, чтобы люди, приходящие в церковь, знали, находятся ли они в этом пространстве или вне его.Если он хочет войти, тогда он говорит о грехах — действиях, словах, мыслях, которые мешают ему сделать это.
Существует хорошая традиция, хотя она не существует в Восточной Церкви, давать клятву после исповеди. «Я клянусь перед Господом Богом, чтобы больше не повторять эти грехи».
Сакраментальная молитва как тяжелая артиллерия
Fr. Агафангел: Люди, которые регулярно приходят к Причастию и исповеданию, рано или поздно сталкиваются с двумя проблемами: во-первых, тот или иной грех постоянно повторяется; или, во-вторых, наоборот, нечего раскаиваться.С одной стороны, ничего серьезного не произошло, но нужно раскаяться, чтобы получить Причастие; с другой стороны, я раскаиваюсь и раскаиваюсь, но все это повторяется. Очень часто мы воспринимаем вышеупомянутые организационно-дисциплинарные мелочи как грех, отделяющий нас от Бога, который фактически не может требовать тяжелой артиллерии сакраментальной молитвы. Это уменьшает Мистерию с уровня покаяния до уровня пропуска причастия.
Покаяние — это акт изменения своего мнения о metanoia .Это не признание грехов, которые неизбежно будут повторяться до конца наших дней. Я предлагаю тем, кто приходит ко мне на исповедь, открывать святых отцов: чем они искушались перед смертью? Те же мысли, те же грехи. Правда, они не действовали на них, они успешно отражали мысли. Но их мучили те же — хотя и ослабленные — страсти, как и всех нас.
Поэтому нам не нужно так много покаяния, как нам нужно осознание греха и уверенность в том, что мы больше не будем его повторять, и молитва о Божьей помощи в устранении этих страстей.
Если у вас есть решимость избавиться от такого «обычного» греха, это не может быть препятствием для причастия и не требует чтения сакраментальной молитвы над вами. Но, повторяю, это касается дисциплинарных проступков. Серьезные, страстные нарушения заповедей, пристрастий и тому подобного, конечно, требуют Божьей благодати в Мистерии Покаяния.
Признайтесь в своих ошибках друг другу…
Вопрос: Однако св.Никодим Святой Горы и Макарий Коринфский в году о постоянном причастии божественных тайн говорят, что единственным условием для принятия в Причастие является смиренное сердце и исповедание.
Fr. Агафангел: Но когда говорится о «исповеди», это не всегда означает Тайну Покаяния. В Новом Завете мы читаем: Исповедуй свои ошибки один за другим (Иакова 5:16).
«Один другому» — не священнику или апостолу.Само слово «признаться» означает «признать устно». Я исповедую Христа как Бога, то есть публично признаю Его своим Богом. Я исповедую свои грехи, то есть, перед своими братьями и сестрами я признаю свои грехи.
Важно, чтобы один, приближающийся к Чаше, понимал, что то, что он совершил, лежит за пределами «пространства Евангелия» и что только Господь в Его милости позволяет ему получить Причастие.
То есть «признание своих грехов» = «осознание собственной недостойности» = условие получения доступа к Причастию.
Давайте вернемся к тому, с чего начали: к существующей практике Русской Церкви совершать Тайну Покаяния в качестве подготовки к Причастию. Мы живем в рамках этой традиции; он существует долгое время; мы не придумали это; и не нам его сломать — это принесет больше вреда, чем пользы. Но говорить, обсуждать, сообщать людям, что это особая практика конкретной Поместной Церкви в конкретный исторический период, и что в целом слово «исповедание» имеет разные значения — это мы должны делать.Из такой дискуссии рождается истина.
Исповедь: развитие спирали
Вопрос: В каких случаях необходимо участвовать в Тайне Покаяния?
Fr. Агафангел: Само собой разумеется, что смертные грехи должны быть исцелены через Тайну Покаяния.
В общем, признание в качестве Мистерии должно происходить в соответствии с вашим духовным ростом. Когда вы понимаете, что сделали что-то, что до недавнего времени вам даже не казалось ужасным, но теперь вы понимаете, что это просто невозможно и недопустимо, и вы не можете понять, как вы могли позволить себе такую вещь — тогда вам нужно признаться в этом грехе в Тайне.
Вопрос: Кто-то, кто регулярно и активно молится, кто концентрируется на духовном росте, ходит в церковь и общается с духовными людьми, почувствует возросшую потребность в Мистерии исповеди. Но затем духовная жизнь приходит в упадок, круг общения меняется на «совет нечестивых», человек перестает молиться и впадает в страсти — и человек также теряет потребность в покаянии. Синусоидальное развитие.
Fr.Агафангел: Было бы лучше сказать спираль: постоянный рост в одном измерении переходит в качество другого уровня. Зачем нам нужно духовное общение? Чтобы наша духовная жизнь шла вверх; чтобы мы не были самообманами, чтобы мы были трезвыми, чтобы у нас была здоровая самооценка, мы понимали свою недостойность и просили помощи Бога.
Я помню, как после моего монашеского пострижения я был неожиданно рукоположен в священника и отправлен в городскую церковь.Ректор был твердым человеком и говорил со мной так: «Ну, ложный монах пришел». Я пошел в монастырь и пожаловался Батюшке на домогательство, но он засмеялся: «По крайней мере, кто-то сказал вам правду в лицо — вы должны быть ему благодарны!» Вы видите, какой это был духовный разговор; это поставило меня прямо на мое место.
Никто не достоин
Вопрос: С какими духовными опасностями сталкиваются, когда человек исповедуется часто или нечасто?
Fr.Агафангел: Есть крайние точки зрения. Первый говорит: покаяние возможно только один раз, до крещения; максимум, дважды (второй раз перед смертью). Сторонники другой стороны утверждают: «Как мы можем не признаваться регулярно, так как постоянно грешим!»
Обе стороны кажутся мне не совсем правильными.
Человек слаб, слаб и способен падать. Вспомните спор с донатистами: принимать или не принимать тех, кто отпал. Церковь решила: да, принять их — через покаяние.Это золотое средство. Покаяние не должно быть частым или нечастым. Это должно быть уместно и своевременно.
С другой стороны, тот, кто исповедуется ежедневно, не подходит к Чаше более достойно, чем он был до этого. Чрезмерно частое исповедание приводит не только к осквернению Тайны Покаяния, но и к ложному духовному состоянию. Это ужасное заблуждение думать, что, исповедуя очень подробно, вы можете приблизиться к Причастию. Ты не можешь, никогда. И вы не могли бы, если бы не тот факт, что Господь Бог, по Своей милости, сжигает грехи.
Есть следующая притча. Человек умирает и стучит в ворота небесные. Он слышит ответ: «Теперь у нас есть система баллов. Назовите то, что вы сделали, и мы оценим это ».
«Я построил три церкви!»
«Хорошо. Два очка. »
«Я тайно поддерживал двух сирот до совершеннолетия».
«Хорошо. Еще два момента.
«Я всю жизнь благотворительна».
«Еще один момент».
«Сколько нужно?»
«Как минимум тысяча.
«Ну, тогда невозможно войти в Царство Божье своими трудами, но только по благодати Божьей!»
«Входи!»
Покаяние без оправданий
Вопрос: Мы исповедуем как перечисление грехов. Как научиться истинному покаянию?
Fr. Агафангел: Прежде всего, перед каждым серьезным действием нужно спросить себя: насколько это соответствует Христу? И нужно иметь решимость немедленно прекратить, если мы не будем действовать согласно Евангелию.
Если мы нарушаем заповедь по той или иной причине, мы должны немедленно увидеть нашу немощь, наше оскорбление, наш грех.
Православный человек, прежде всего, не оправдывает себя. Это путь к покаянию.
Доступный священник
Вопрос: Исповедь в обычной городской церкви — огромная линия для священника в субботу вечером или в воскресенье утром. Какого рода глубокое покаяние или серьезный духовный разговор могут продолжаться здесь?
Fr.Агафангел: К сожалению, это реальность, которая у нас есть и которую мы не можем изменить.
Обычные прихожане должны иметь возможность разговаривать со своим священником в течение недели. Мы постоянно говорим о рабочей нагрузке священника: у него есть нуждающиеся услуги [ treby ], воскресная школа, лекции… Телефонный номер священника должен быть напечатан на доске объявлений у входа в церковь крупным шрифтом, чтобы любой прихожанин мог позвонить ему. и спрашивают: «Батюшка, ты где? А когда ты будешь свободен? Я заберу тебя, нам нужно поговорить.
Священник должен быть доступен. Можно выбрать время в течение недели, чтобы дать полчаса или час тем, кто нуждается в помощи, чтобы позже, в этой длинной очереди, ему не пришлось бы говорить о вопросах жизни и смерти через полминуты.
Перевод с русского.
,Задумывались ли вы, почему христиане едят маленький кусочек хлеба и пьют глоток вина (или виноградного сока) на некоторых церковных службах?
Вы не одиноки.
В течение тысячелетий Церковь продолжала практику, называемую причастием или, в зависимости от различных церковных традиций, Вечери Господней или Евхаристии.
Причастие использует хлеб как символ тела Иисуса, а вино — как символ Его крови. Да, это звучит странно. Но почему христиане говорят о том, чтобы есть тело Иисуса и пить Его кровь? Мы каннибалы?
Откуда пришло причастие?
Иисус начал традицию причастия. Он наставлял Своих последователей использовать хлеб и вино, чтобы помнить жертву, которую Он собирался сделать, когда Он умер за наши грехи на кресте (1 Коринфянам 11: 23-26).
Иисус назвал Себя «хлебом жизни», что означает, что мы питаемся Им, мы выживаем благодаря Ему, и Он удовлетворяет нас, когда все остальное оставляет нас пустыми (Иоанна 6: 48-51).Существует связь между нашей близостью к Иисусу, верой в Него и исполнением Им (Иоанна 6:35).
Ранняя Церковь прославляла Иисуса, принимая причастие, иногда каждый день (Деян. 2: 42-46). Они видели, что каждый раз, когда они собирались за столом, чтобы есть и пить, это был шанс узнать Иисуса и поблагодарить Бога за все, что Он сделал.
причин не делать причастие
Причастие не делает вас христианином. Это не спасет вашу душу и не приведет вас на небеса.
Бог на самом деле предупреждает нас о причастии, не задумываясь о том, что это значит и почему мы это делаем. Намерение состоит не в том, чтобы бездумно совершить ритуал, а в том, чтобы преднамеренно выделить время, чтобы вспомнить, что сделал Иисус и почему Он это сделал (1 Коринфянам 11: 27–31).
Каждый раз, когда мы собираемся вокруг хлеба и вина, в церкви или в наших домах, мы помним, что Иисус — это тот, кто обеспечивает все, что нам нужно.
Почему христиане совершают причастие
Дело не в хлебе и вине; это о теле и крови Иисуса.
Речь идет не о ритуале или методе; речь идет о том, чтобы слушать Иисуса и делать то, что Он говорит.
Причастие — это не обязанность, а праздник.
Причастие празднует Евангелие: Иисус был разбит за нас, чтобы мы могли Его исправить.
Празднование причастия отмечает историю Иисуса, как Он полностью отдал Себя, чтобы дать нам лучшую жизнь, новое начало и новые отношения с Богом (1 Петра 3:18). Речь идет не о ритуале почитания, а о человеке, которому нужно поклоняться.Иисус меньше заботится о методе празднования причастия и больше заботится о том, чтобы мы праздновали его.
Как часто мы помним Иисуса, мы должны праздновать Иисуса.
Причастие важно, потому что это команда, которую нужно помнить. Иисус хочет, чтобы мы помнили каждый раз, когда мы пробуем хлеб и вино, и даже когда мы сидим за столами в наших собственных домах, что Он — тот, кто обеспечивает все, что нам нужно. Он дает нам физическую пищу, в которой мы нуждаемся, чтобы выжить, и духовное питание, которое нам нужно, чтобы продолжать делать наши дальнейшие шаги с Ним.
,Исповедь | религия | Britannica
Исповедь , в иудейско-христианской традиции, признание греховности публичным или частным, считается необходимым для получения божественного прощения. Необходимость исповеди часто подчеркивается в Библии. Миссия ветхозаветных пророков состояла в том, чтобы пробудить в людях чувство греховности и признание их вины, как личной, так и коллективной. Перед разрушением Иерусалимского Храма (70 г. н.э.) жертвы за грех в День Искупления (Йом Кипур) были предварены коллективным выражением греховности (Лев.16:21), и после разрушения Храма День Искупления продолжался в иудаизме как день молитвы, поста и исповеди.
исповедь исповедальня, Церковь Святого Имени, Данидин, Н.З. ScottinglisПодробнее на эту тему
Христианство: Символика: вероисповедания и конфессии
В различных общинах, которые утверждают, что являются частью исторического христианства, краткое и всеобъемлющее изложение христианской доктрины…
В Новом Завете публичное служение Иисуса было подготовлено Иоанном Крестителем, который крестил людей; Крещение сопровождалось публичным исповеданием грехов (Мф. 3: 6). Необходимость исповеди обсуждается во многих местах Нового Завета, хотя нет прямых доказательств того, что исповедание должно быть конкретным или подробным или что оно должно быть сделано священнику.
Подробное признание епископа или священника, однако, появилось рано в истории церкви.В дисциплине 5-го века Римской Церкви практикой было слушать исповеди в начале поста и примирять кающихся в Великий четверг. Однако постепенно была введена практика примирения или освобождения грешников сразу после исповеди и до совершения покаяния. К концу 11-го века только пресловутые грешники примирились в Великий четверг. Часто виновные в серьезных грехах откладывают покаяние до самой смерти. Чтобы исправить это злоупотребление, четвертый Латеранский Собор (1215) установил правило, согласно которому каждый христианин должен исповедоваться священнику как минимум раз в год.
В наше время Римско-католическая церковь учит, что покаяние — это таинство, установленное Христом, в котором необходимо признание всех серьезных грехов, совершенных после крещения. Учение восточно-православных церквей о исповеди совпадает с учением римско-католической церкви.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняВо время Реформации Англиканская Церковь сопротивлялась попыткам удалить из молитвенника все ссылки на личное признание и отпущение грехов.В 19 веке Оксфордское движение поощряло возрождение частного исповедания, и оно было принято некоторыми англо-католиками. Однако многие англиканцы предпочитают общее признание и освобождение от причастия.
Большинство протестантов расценивают общее исповедание и прощение причастия как достаточную подготовку к Вечере Господней. Среди лютеран частное исповедание и отпущение грехов какое-то время пережили Реформацию, но в итоге были оставлены большинством членов.Джон Кальвин также признал ценность личного исповедания и отпущения грехов для тех, кто испытывал угрызения совести, но он отрицал, что такое исповедание было таинством или что оно было необходимо для прощения грехов. В некоторых пятидесятнических и фундаменталистских церквах исповедание грехов является важной частью богослужения.
Большинство протестантов считают аурикулярную или личную исповедь небиблейской и считают исповедание, рассматриваемое как таинство, одинаково небиблейским. Эти протестанты подчеркивают, что один Бог может прощать грехи.