Вторник , 3 Декабрь 2024

Банкротство управляющий – , ,

Содержание

Внешний управляющий в банкротстве: права, обязанности, порядок назначения

  • Банкротство физических лиц с 2015 года
  • Арбитражный управляющий в процедуре банкротства
    • Административный управляющий
    • Внешний управляющий в процедуре несостоятельности предприятия
    • Временный управляющий в процедуре несостоятельности предприятия
    • Конкурсный управляющий при несостоятельности предприятия
  • Банкротство физических лиц с 2015 года
  • Должник в процедуре несостоятельности
    • Банкротство поручителя
    • Инвентаризация в процедуре несостоятельности
    • Оценка собственности должника
    • Процедура ареста собственности должника судебными приставами
  • Закон о банкротстве граждан в 2018 году
  • Исполнительное производство при несостоятельности
  • Как гражданину объявить себя несостоятельным?
    • Банкротство физических лиц при ипотеке
    • Как объявить себя несостоятельным гражданину перед банком
    • Мировое соглашение при несостоятельности гражданина
    • Подача заявления о банкротстве гражданина
    • Процедура несостоятельности супругов
    • Реализация имущества при несостоятельности гражданина
    • Реструктуризация задолженности гражданина
  • Кредитор в процедуре несостоятельности
    • Залоговый кредитор в процедуре несостоятельности
    • Конкурсный кредитор
    • Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
    • Оспаривание решения собрания кредиторов
    • Передача долга коллекторскому агенству
    • Собрание кредиторов в процедуре несостоятельности
  • Несостоятельность индивидуального предпринимателя
  • Оспаривание сделок при несостоятельности граждан
  • Пошаговая инструкция процедуры признания физического лица банкротом

bankrotstvo-lite.ru

Конкурсный управляющий и его обязанности в ходе процедуры банкротства

Основания банкротства коммерческой компании

Практически любое коммерческое предприятие в определенные моменты своей деятельности сталкивается с наличием непогашенной задолженности. Зачастую ее возникновение может быть связано с техническими вопросами: например, для того чтобы денежные средства поступили со счета организации на счет поставщика или партнера, необходимо несколько дней, в течение которых имеющаяся задолженность формально будет считаться непогашенной. Однако с такими аспектами бизнеса сталкиваются практически все компании, а потому их возникновение редко вызывает у кого-либо вопросы или претензии.

Совершенно иначе складывается ситуация, если причины возникновения непогашенной задолженности носят иной характер. Например, они могут быть связаны с наличием финансовых трудностей у компании, объем денежных обязательств которой на настоящий момент превышает ее возможности. В этом случае за несколько дней возникшая проблема не решается, для этого требуется более серьезный срок.

 

Тем не менее, даже в данном случае у коммерческой организации, которая обнаружила недостаток денежных средств на своих счетах, есть возможность исправить положение. Например, она может в срочном порядке взять крупный заказ, условия договора по которому подразумевают внесение предоплаты, и тем самым получить необходимые средства, позволяющие ей рассчитаться с другими партнерами. Принимая эту возможность во внимание, действующее законодательство предоставляет коммерческим компаниям, столкнувшимся с финансовыми трудностями, достаточный срок для того, чтобы использовать экстренные пути решения такой проблемы. В этом случае она может избежать неприятных последствий в виде процедуры признания ее несостоятельной, в ходе которой может быть назначен конкурсный управляющий или применены другие меры.

В частности, статья 3 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что продолжительность такого срока составляет 3 месяца с того момента, когда компания должна была погасить имеющуюся задолженность перед партнером, поставщиком или другим контрагентом в соответствии с условиями договора с ним. По истечении этого срока кредитор, так и не получивший причитающихся ему денежных средств, имеет право обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании организации-неплательщика банкротом. К такому заявлению специалисты рекомендуют приложить все имеющиеся в наличии документы, которые, во-первых, подтвердят факт наличия задолженности перед кредитором, а во-вторых, засвидетельствуют тот факт, что отпущенный действующим законодательством срок для ее погашения уже истек.

Меры, которые могут быть применены арбитражным судом в отношении компании, проявившей признаки несостоятельности

Рассмотрев все представленные документы, арбитражный суд должен будет вынести решение о правомочности требований заявителя. В случае, если они будут признаны таковыми, в отношении компании-неплательщика будет инициирована процедура банкротства. Это, в свою очередь, подразумевает выбор судебной инстанцией мер, которые призваны обеспечить соответствие законным правам и интересам кредиторов.

Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает перечень таких мер, в число которых входят наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. Кроме того, в случае, если между должником и его кредиторами достигнута договоренность об удовлетворяющем все стороны порядке погашения имеющейся задолженности и сроках такого погашения, они могут заключить мировое соглашение.

 

Решение о применении той или иной меры по отношению к должнику принимается арбитражным судом с учетом всех обстоятельств ситуации. В частности, он анализирует, насколько компания, проявившая признаки несостоятельности, может восстановить свою платежеспособность и рассчитаться с кредиторами. Если арбитражный суд признает такую возможность маловероятной, он может прибегнуть к введению конкурсного производства на предприятии как к наиболее эффективному инструменту удовлетворения законных прав и интересов кредиторов в данных обстоятельствах.

Конкурсный управляющий и его роль в рамках конкурсного производства

Конкурсное производство предполагает оценку имущества, принадлежащего должнику на момент инициации процедуры банкротства, и его последующую продажу на торгах. Средства, вырученные от этой продажи, должны быть переданы кредиторам в счет удовлетворения их требований.

При этом введение конкурсного производства на предприятии подразумевает вовлечение в процедуру компетентного специалиста — конкурсного управляющего.

Статья 2 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что конкурсный управляющий — это специалист, который будет ответственным за осуществление всех необходимых процедур в рамках конкурсного производства. При этом назначение и утверждение на должность конкурсного управляющего производится арбитражным судом, который занимается ведением конкретного дела. В случае, если должником, проявившим признаки несостоятельности, является банковское учреждение, назначение управляющего исполнит Агентство по страхованию вкладов.

Кандидатуру конкурсного управляющего арбитражный суд назначает самостоятельно, однако собрание кредиторов может предложить ему свою кандидатуру. Назначение той или иной кандидатуры конкурсного управляющего арбитражный суд должен зафиксировать изданием соответствующего определения. В случае, если кто-либо из участников процедуры банкротства не согласен с тем, кто именно получил назначение на эту должность, он может обжаловать соответствующее определение.

Если же заявления об обжаловании определения в установленный законом срок не поступило, специалист считается утвержденным на этой должности, а его полномочия действуют вплоть до окончания конкурсного производства или собственно процедуры банкротства.

Основные обязанности конкурсного управляющего

Функции конкурсного управляющего включают в себя достаточно широкий спектр полномочий, которые должны быть осуществлены им в ходе конкурсного производства. Так, в качестве одного из первых шагов на своей должности он обязан организовать публикацию сведений об инициации процедуры банкротства в отношении компании-должника и об открытии конкурсного производства. При этом такие сведения должны быть опубликованы не только в специализированном печатном издании, но и в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Дальнейшая деятельность, которую осуществляет конкурсный управляющий на своей должности, фактически представляет собой реализацию полномочий руководства компании, проявившей признаки несостоятельности, поскольку статья 129 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что с момента его утверждения на свою должность руководство организации отстраняется от своей работы, а управляющий имеет право реализовывать все его функции.

Однако, поскольку компания уже находится в стадии банкротства и в отношении нее арбитражным судом принято решение о введении конкурсного производства, содержание работы такого специалиста будет существенно отличаться от обычной повседневной работы руководства организации. В частности, его основной функцией в течение всего срока полномочий будет являться подготовка и проведение торгов с целью получения денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов, зафиксированных в списке получателей задолженностей.

Список функций, которые должен осуществить специалист на своей позиции, зафиксирован в пункте 2 статьи 129 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Обязанности, включенные в этот список, можно разделить на несколько крупных групп:

  • анализ текущего материального состояния компании-должника, включая инвентаризацию принадлежащей ей собственности и ее оценку;
  • увеличение объема конкурсной массы, то есть имущества, подлежащего продаже на торгах, путем взыскания долгов перед компанией-банкротом, возврата ее собственности, находящейся в пользовании третьих лиц, и подобных действий;
  • решение кадровых вопросов, включая увольнение сотрудников компании, в отношении которой проводится процедура банкротства.

После того как все необходимые действия им произведены, в течение 1 месяца с момента получения компетентной оценки стоимости списка вещей и предметов, принадлежащих компании-банкроту, конкурсный управляющий должен обратиться к собранию кредиторов с предложением, содержащим описание конкурсной массы и условия ее реализации на торгах.

Если кредиторы выражают согласие с предложенными условиями, конкурсный управляющий должен организовать и провести такие торги, а затем осуществить окончательный расчет с кредиторами в рамках их требований. Если же они выражают несогласие с предложением конкурсного управляющего, он может обратиться в арбитражный суд, занимающийся ведением данного дела, который обладает полномочиями по утверждению условий проведения торгов.

Отчетность конкурсного управляющего в ходе реализации своих полномочий

В ходе осуществления своих полномочий конкурсный управляющий должен регулярно отчитываться о результатах своей работы перед собранием кредиторов. В частности, статья 143 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что такая отчетность должна предоставляться им с регулярностью, согласованной с общим собранием кредиторов. Однако при этом срок между двумя отчетами не должен превышать 3 месяцев. Кроме того, все необходимые сведения конкурсный управляющий должен будет предоставить также арбитражному суду в случае, если последний запросит у него такую информацию.

Кроме того, статья 147 указанного нормативно-правового акта требует, чтобы полный отчет о результатах реализации конкурсного производства в отношении компании, проявившей признаки несостоятельности, был представлен управляющим после завершения расчетов с кредиторами.

1bankrot.ru

Права и обязанности конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий

В момент, когда юридическое или физическое лицо оценено как банкрот арбитражным судом, может быть начата определенная процедура, необходимая для возврата долгов кредиторам. Данный процесс именуется конкурсным. Это производство, которое требует определенного порядка и выполнения различных действий специально назначенными лицами, что прописано законодателем в нормативно-правовых актах. А одним из основных участников дела о банкротстве является конкурсный управляющий, наделенный специфическими правами и обязанностями.

Конкурсное производство

Для того чтобы понять, кто такой конкурсный управляющий (КУ), необходимо знать, что такое конкурсное производство и некоторые особенности его открытия.

В общем, при рассмотрении дела о несостоятельности юридического лица применяются такие действия, как наблюдение, внешнее управление, оздоровление, конкурсное производство или мировое соглашение. В случае же банкротства физического лица используются только два последних указанных этапа.

В период производства по делу о несостоятельности устанавливаются исполнительные лица, называемые арбитражными управляющими.

Это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В зависимости от этапа дела о несостоятельности они могут быть внешними, временными, административными и т. д. Так, на момент конкурсного производства назначается арбитражный конкурсный управляющий, понятие, функции, права и обязанности которого закреплены соответствующим ФЗ и описаны далее в статье.

Само конкурсное производство — это процесс, наступающий после объявления должника банкротом арбитражным судом. В момент такого рода процедуры совершаются действия по поиску и сбору всего имущества должника, происходят соответствующие выплаты всем кредиторам и ликвидируется само предприятие.

Согласно законодательству РФ срок конкурсного производства составляет до полугода, но он может быть и большим (до одного года), если лицом, участвующим в деле, подано ходатайство.

В РФ рассмотрение дел о банкротстве, вся их специфика в общем закреплены в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», так же как и в частности конкурсное производство. Конкурсный управляющий в данном процессе играет немаловажную роль, так как является главным распорядителем всего имущества должника. Поэтому регулирование его деятельности, определение и закрепление обязанностей и прав чрезвычайно важно.

Понятие конкурсный управляющий

Это лицо, назначенное арбитражным судом в момент признания лица несостоятельным (банкротом) и установления конкурсного производства. Он является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие КУ заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

Права

Полномочия и обязанности КУ закреплены в статье 129 ФЗ «О несостоятельности «. В соответствии с данной статьей права конкурсного управляющего включают в себя:

  1. Распоряжение имуществом лица-должника в порядке, установленном ФЗ.
  2. Возможность увольнения работников, руководителей должника в соответствии с условиями ФЗ.
  3. Подачу заявления об отказе от выполнения договоров или других сделок, так как определено статьей 102 данного ФЗ. Кроме тех случаев, когда существуют обстоятельства, мешающие восстановлению платежеспособности обанкротившегося лица.
  4. Подачу заявления от имени должника в арбитражный суд о признании недействительными договоров и сделок, ничтожными — последствия, наступившие в результате данных решений, о взыскании убытков, понесенных вследствие действий (бездействий) руководителя (совета директоров, коллегиального исполнительного органа или любого другого управляющего органа) несостоятельного объекта.

Обязанности

Обязанности конкурсного управляющего подлежат исполнению с момента его назначения до остановки процесса по делу о банкротстве или до даты принятия мирового соглашения или дня отстранения КУ. Они включают в себя:

  1. Принятие в ведение имущества должника, проведение инвентаризации в связи с этим.
  2. Внесение данных в Единый Федеральный Реестр сведений о банкротстве, а также информации, полученной в ходе описи имущества должника, в течение 3 рабочих дней с момента ее завершения.
  3. Принятие мер по обеспечению сохранности материальных ценностей объекта, признанного банкротом.
  4. Привлечение оценщика имущества должника, если этого требует закон.
  5. Совершение действий, направленных на поиск и возврат собственности обанкротившегося лица, которая находится у третьих лиц.
  6. Предупреждение работников об увольнении не позже чем через месяц после установления конкурсного производства.
  7. Ведение реестра требований кредиторов.
  8. Предъявление исков о взыскании долга к лицам, которые имеют обязательства перед обанкротившимся объектом.
  9. Сохранность документации должника и передача ее в соответствующие органы при необходимости.
  10. Заявление возражений в отношении выдвинутых требований кредиторов в определенном законом порядке.
  11. Заключение сделок, которые будут выгодны должнику (только с разрешения собрания или комитета кредиторов).

Если собрание кредиторов выносит решение прекратить деятельность предприятия-должника, то конкурсный управляющий это выполняет в течение трех месяцев с момента данного постановления. То есть он обязан прекратить выпуск товаров, оказание услуг или выполнение работ данной организацией. Вердикт об окончании работы фирмы не может быть вынесен в тех случаях, когда это повлечет техногенную или экологическую катастрофы, парализует работу дошкольных, лечебных, образовательных учреждений, коммунальных структур или любых других объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности людей.

Отчет конкурного управляющего

После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено по причинам, прописанным в статье 57 ФЗ, КУ должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.

Отчет конкурсного управляющего представляет собой перечень документов, подтверждающих:

  • продажу собственности должника;
  • погашение кредитных обязательств;
  • предоставление в Пенсионный фонд (его территориальное подразделение) информации о дате, месте рождения должника, его гражданстве и паспортных данных, включая полностью ФИО, пол и адрес постоянной регистрации обанкротившегося лица, а также сведений, которые необходимо фиксировать в данном органе согласно пункту второму статьи 11-й ФЗ «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (страховой номер индивидуального лицевого счета, сведения о местах и периодах работы и т. д.).

К отчету, помимо вышеперечисленных документов, должны прилагать конкурсные управляющие реестр требований кредиторов, в котором будут указаны размеры выплаченных долгов обанкротившегося лица.

После того как КУ составил и подал в компетентный орган свой доклад, он обязан уведомить о данном факте кредиторов.

Контроль деятельности КУ

Контроль деятельности управляющего осуществляется в соответствии со ст. 143 ФЗ «О банкротстве». Согласно данному закону, кредиторы (собрание или комитет) получают всю необходимую для этого информацию не реже чем раз в три месяца, если иное не установлено на собрании кредиторов.

Сведения, предоставляемые для контроля, могут быть в виде отчетов или любых отдельных документов, показывающих состояние дел в ходе конкурса или при его завершении.

В докладе КУ должна содержаться информация:

  • об инвентаризации имущества должника, ее оценке, если таковая требовалась;
  • о количестве денежных средств, которые были зачислены на расчетный счет должника, и источниках такого финансирования;
  • о процессе реализации собственности обанкротившегося субъекта, указание полученных сумм;
  • о размерах и количестве требований о взыскании задолженности, которые выдвинуты третьим лицам;
  • о количестве работающих на должника людей, которые продолжают трудиться после открытия конкурса, и количестве уволенных (уволившихся) сотрудников;
  • о работе, которая была проделана для того, чтобы сделки были признаны недействительными, в интересах должника;
  • о составлении и ведении реестра требований кредиторов, со сведениями о том, какова их общая сумма и размер отдельно в каждой очереди;
  • о тех мерах, которые были приняты для сохранения собственности обанкротившегося объекта и для взыскания того имущества, которое ему принадлежит, но по каким-то причинам находится у третьих лиц;
  • о размере текущей задолженности, с описанием причины ее образования;
  • о проведенной работе КУ по закрытию счетов должника;
  • о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, несущих обязательства в связи с доведением должника до банкротства;
  • вся другая информация, содержание которой устанавливается КУ, кредиторами или арбитражным судом.

Все данные, которые касаются производства по делу о банкротстве, например, о том, каковы расходы конкурсного управляющего на проведение соответствующего процесса, конкурсный управляющий должен предоставлять в любое время по требованию арбитражного суда.

Освобождение КУ

Конкурсный управляющий может быть освобожден или отстранен от выполнения своих обязанностей в соответствии со статьями 144 и 145 ФЗ.

Так, КУ освобождается от реализации своих функций арбитражным судом в случае:

  • собственного желания, по личному заявлению;
  • направленного саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (членом которой является КУ) соответствующего прошения в арбитражный суд.

Во втором случае ходатайство подается тогда, когда выявляются факты нарушения в деятельности конкурсного управляющего, его несоответствия занимаемой должности, некомпетентности, недобросовестной работы. При этом изначально решение принимается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а потом в течение 14 рабочих дней со дня его принятия прошение подается с арбитражный суд.

Отстранение КУ

Отстранение же управляющего может быть осуществлено, если:

  • подано ходатайство от собрания или комитета кредиторов в ситуации, когда КУ не выполняет своих обязанностей или выполняет их ненадлежащим образом;
  • какое-либо лицо, участвующее в деле о банкротстве и чьи интересы нарушены в результате деятельности конкурсного управляющего, а также в связи с этим должник или кредиторы понесли или могли понести убытки, обращается с жалобой в арбитражный суд, и данная претензия удовлетворяется;
  • выявлены обстоятельства, не позволяющие КУ быть назначенным на данную должность;
  • конкурсный управляющий нарушил условия членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих и был за это исключен из нее или же принудительно покинул данное общество за нарушение закона;
  • к КУ применяется административное наказание в виде лишения его права заниматься данной деятельностью.

При отстранении или освобождении назначается новый конкурсный управляющий. Это происходит согласно порядку, установленному федеральным законом. Если такое решение принято, то оно должно быть выполнено незамедлительно, хотя может быть обжаловано.

Подводя итоги, следует отметить, что конкурсное производство открывается судом только в тех случаях, когда другие операции по делу о банкротстве не принесли никакого результата или платежеспособность объекта восстановить нет возможности.

На данных этапах, как правило, у объекта банкрота есть множество невыполненных долговых обязательств и в связи с этим — множество неудовлетворенных кредиторов. Именно в такие моменты наступает конкурсное производство. Что свидетельствует о том, что конкурсный управляющий — это человек, выполняющий специфическую роль в данном процессе, о его значимости и необходимости в деле о несостоятельности.

fb.ru

Арбитражный управляющий в процедуре банкротства: требования и особенности правового статуса