Суббота , 21 Декабрь 2024

Античность в философии – Тема 1. Философия античности

Философия эпохи античности

Мифология основана на мифах, фантазии и антропоморфизме. Философия античности появляется в эпоху разделения умственного и физического труда. В отличие от мифологии ей присуще рациональное мышление, критика антропоморфизма. Материя понимается как потенция, а идея как формообразующий принцип целесообразной структуры. Материю признавали и идеалисты (Платон). Демокрит признавал свои атомы идеями, Платон идеи – атомами. Идея всегда была вещественно-телесной. В переводе с греческого эйдос – идея, вид. В античной философии был многовековой скептицизм, изощрённейшим образом доказывающий, что ничего не существует, а если что-нибудь существует, то оно не познаваемо, а если познаваемо, то невыразимо.

Миф ставил вопрос: Кто родил всё сущее? Философия – Из чего оно произошло? Что является первоначалом? Философия возникает как наука о природе, о бытии. Греческая философия возникла в VII-VIвеке до нашей эры. Первый этап с VIIдо Vдо н.э. называют досократовским. К этому этапу относятся милетская школа

Фалес (624-547) за первоначало принимал воду. Анаксимандр (610-546) – апейрон, Анаксимен(585-524) – воздух. Затем появляются школа Гераклита, абсолютизирующая движение и принимающая за первоначало огонь, и элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон) отвергающие движение.

Гераклит Эфеский, элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).

Второй этап охватывает период с половины Vвека и до конца IVвека до н.э. – классический этап (Сократ, Платон и Аристотель).

Третий этап в развитии античной философии (конец IVв. и до конца IIв. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический (Эпикур).

Четвёртый этап (Iвек до н.э. – V-VIвв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. В римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

Особенности философии эпохи античности

Объективизм. В античности нет приоритета субъекта над объектом, личность там не имеет такого абсолютного значения как в новоевропейской культуре. Античная культура основана на принципе объективизма. В античности свой абсолют: чувственный, осязаемый, звёздное небо, например. Античная культура – это не только объективизм, но это ещё и материально-чувственный космологизм.

Космологизм носит абсолютный характер. «Космос вечен, его никто не создавал». Космос – это божество. Космос понимается как высшее совершенство, как произведение искусства. Античность скульптурна, она любит симметрию, гармонию. Античные боги – это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют.

Пантеизм – характеристика античности. Всё есть бог.

Античность основана на соединении фатализма и героизма (из мифологии).

В античном «логосе» нет никакой личности. «Логос» — понятие логическое, языковое и в то же время натурфилософское, материальное, связанное с воздухом, с огнём, с землёй, со всеми стихиями.

«Идея» или «эйдос» — это только то, что видно. В немецком же идеализме идея – это абстрактная категория.

Человек – это порождение космоса, эманация (истечение) эфира.

ПИФАГОР VIв. до н.э.

ГЕРАКЛИТ 544-483 до н.э.

ЗЕНОН 490-430 до н.э.

СОКРАТ 467-399 до н.э.

ДЕМОКРИТ 460-370 до н.э.

ПЛАТОН 427-347 до н.э.

АРИСТОТЕЛЬ 384-322 до н.э.

ЭПИКУР 341-270 до н.э.

МАРК АВРЕЛИЙ 121-180

Пифагор уроженец острова Самоса, сын резчика и продавца колец, ученик Фалеса и других философов, приобрёл себе во всех науках превосходное знание. Жил в городе Кротон, в той части Италии, которая некогда называлась великой Грецией, где он дал итальянцам свои законы и их к воздержанному и честному житию привёл, был сам примером честности и непорочности.

Всё добро было общим, от чего происходило неразрывное дружелюбие. Он же почитается изобретателем музыки, также привёл в совершенство геометрию. Особенно упражнялся в арифметике, которую прочим знаниям предпочёл, считая, что в превосходном знании чисел состоит наибольшая степень премудрости. Телом он был пригож, лицом важен, одарён остротою разума. Прожил он 117 лет или 99, точно неизвестно.

Положения его учения

Философия есть размышления о смерти и очищение жизни человеческой.

Пифагорики учили:

— что один есть Бог, который есть дух по всей твари разлившийся;

— в числах содержится великая сила;

— все планеты вращаются вокруг Солнца;

— души суть бессмертны; в разные роды животных переходят и, наконец, в человеческое тело возвращаются, потому всех животных они почитали нам свойственным;

— скоты имеют разум;

— всё повторяется.

На дверях гимназии было написано: «Не знающий геометрии сюда да не войдёт».

Распорядок дня

Утро.

1 Размышление о будущем, ибо они как только пробудились, то размышляли о том, что должно в сей день сделать.

2. Музыка. Как только с постели вставали, то остаток сна пением при скрипичной игре прогоняли, и таким образом сердце своё в ободрение приводили.

3. Уединение и прогулка. После пения прохаживались поодиночке, друг с другом не должны были общаться, пока каждый из них не приведёт своего духа в порядок.

4. Взаимное посещение.

5. Упражнения тела: помазание, борьба, бег и прочее.

Обед.

Приём людей, которым они толковали нравственные и гражданские обязанности

Прогулка.

Омовение (баня). Ужин. Чтение. Пение. Вспоминание.

Правила: не обжирались, не много спали, не много смеялись и не были бы печальны, но всегда постоянный вид имели, не сердились, чтоб в гневе будучи, ничего не говорили и не делали, чтоб с женщинами не часто совокуплялись, а сущие пифагорики от сего и вовсе бы воздерживались.

Пифагорейцы началом всего сущего считали число. Ксенофан, Парменид, Зенон – элеаты, ввели понятия бытия.

Теория познания Парменида. Бытие – это то, что можно познать только разумом, а не с помощью чувств. Чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное, а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно только мышлению. То, что мы ощущаем, на самом деле не существует, есть только невидимый, неосязаемый мир, ибо только он может быть мыслим без противоречия.

Учение элеатов о бытии: 1)бытие есть, а небытия нет; 2)бытие едино, неделимо;; 3)бытие познаваемо, а небытие непознаваемо, его нет для разума, а значит оно не существует.

Гераклиттёмный

Положение об абсолютной изменяемости вещей считалось уже в древности законом гераклитизма. «Всё течёт». Из всех сфер действительности выхватывал он примеры, чтобы показать переход противоположностей друг в друга. Первоначало не есть вещество, а есть само движение, продуктами которого впервые являются все вещества. Для Гераклита вечное мировое движение представляется в виде огня. Огонь для него не как вещество, а как процесс, в котором возникают и исчезают все вещи. «Нет ничего постоянного, кроме перемены».

Для Гераклита существует мир в противоположностях и их преодолении. Вражда отец всего, царь всего. Вражда и примирение – в этом невидимая гармония. Вражда и мир, недостаток и обилие. Уравновешивание двух противоположных процессов даёт постоянство.

Жизненность души и присущие ей во всех отношениях совершенство он объяснял тем, что получает своё питание от мирового огня, от всеобщего разума, от Логоса. Он высказывается против анархии массы. Только подчинение порядку, и в конечном счёте – мировому закону, может человек приобрести ясность души, составляющую его счастье. Не чувствами должен руководствоваться человек, а разумом.

Апории Зенона. (Апория – затруднение, безвыходное положение). Они («Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадион») сыграли важную роль в развитии диалектики. Диалектики единого и многого, прерывного и непрерывного.

Зенон стремится не к тому, чтобы усвоить или понять эмпирическую действительность, но только к тому, чтобы защитить парадоксы своего учителя (Парменида) посредством разных операций над понятиями. Он пользуется не эмпирическими, а формальными и логическими аргументами. Аристотель говорит о нём как изобретателе диалектики. У Зенона ставится проблема конечного и бесконечного,, прерывного и непрерывного. В апории «Дихотомия» Зенон пытается доказать, что движение невозможно. Тело не может сдвинуться с места, начать движение, то есть не может быть перехода от покоя к движению и наоборот. Содержание этой апории таково: движущийся к цели предмет должен сначала пройти половину пути, но чтобы пройти эту половину, он должен сначала пройти её половину и так до бесконечности. То есть цель никогда не будет достигнута, так как тело вечно должно преодолевать эти полпути. Зенон абсолютизирует прерывность пространства и противопоставляет непрерывности.

Сократ родился в Афинах. Оракул советовал отцу его, чт

mirznanii.com

Античная философия

Министерство образования и науки Украины

Кафедра философии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: «Философия»

Содержание

1. Античная философия

2. Космоцентризм

3. Философия Гераклита

4. Философия Зенона Элейского

5. Пифагорейский союз

6. Атомистическая философия

7. Софисты

8. Сократ

9. Учение Платона

10. Философия Аристотеля

11. Скептицизм Пиррона

12. Философия Эпикура

13. Философия стоицизма

14. Неоплатонизм

Заключение

Список литературы

Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период непосредственного существования с VII—V вв. до н. э. по V—VI в. н. э. Античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) и направленностью содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Ранняя греческая философия тесно связана с мифологией, чувственными образами и метафорическим изъяснением. В мифе — рефлективной форме сознания — образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несоотносимы. Для древних греков, живших в период становления цивилизации, мир — огромное скопление различных природных и общественных сил и процессов. Бытие ассоциировалось со множеством стихий, постоянно меняющихся, а сознание — с ограниченным количеством занятий, отрицающим стихии в неподвижном и постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в постоянно изменчивом круговороте явлений, событий необъятного Космоса — главная цель древних философов.

В развитии античной философии выделяют развития философии четыре основных этапа. Первый — охватывает период с VII до V в. до н. э., обычно его называют досократовским (а философов — соответственно, до-сократиками). Сюда же относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты Левкипп и Демокрит.

Второй этап — примерно с половины Vв. и до конца IV в. до н. э.— классический, связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижения античности.

Третий этап в развитии античной философии (конец IV в.— II в. до н. э.) называют обычно эллинистическим. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию философских систем, формируются философские школы: перипатетики, академическая философия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. На этот период приходится творчество видных философов Теофраста, Карнеада и Эпикура. Все школы объединяет одна особенность: переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к разработке проблем этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинистической культуры.

Четвертый этап в развитии античной философии (Iв. до н.э.— V—VI вв. н. э.) — период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии выделяют три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В III—Vвв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого выступил Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

2. Космоцентризм

Первые греческие философы-мудрецы занимались осмыслением природы, Космоса, выясняя причины и начала мира. Их часто называют физиками.

Они интуитивно строили субстанциональную модель мира через выяснение первопричины (по — греч. архэ означает начало, принцип) всего сущего как его основы, сущности. Их методология содержит множество пережитков мифологического ассоциативного мышления: в мифе человеческие свойства, качества и отношения перенесены на явления природы, на небо и Космос, также в ранней греческой философии свойства и законы Космоса (в понимании мудрецов) перенесены на человек

mirznanii.com

Особенности античной философии

Особенности античной философии

Система особенностей античной философии обусловлена тем, что исторически это первый этап в развитии европейской культуры.

1. Генетическая особенность заключается в том, что именно античная философия осуществила переход от мифологии к философии, а затем и к науке.

2. Синкретичность (греч. synkrёtismos — соединение, объединение – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего-либо) проявляется в том, что в античных философских концепциях в органической целостности были представлены остатки мифологических представлений, зарождающиеся научные, религиозные, художественно-эстетические, нравственно-этические, политико-правовые и собственно философские идеи.

Например, Фалес, первый античный философ, обосновывал, что вода – первоначало, ссылаясь как на свои наблюдения за природой, так и на мифологические представления. Наблюдая за природой, Фалес делает вывод, что все формы жизни зарождаются в воде, что ни одна форма жизни не может жить без воды и вода присутствует во всем, даже в камне. Для обоснования последнего тезиса Фалес ставит своеобразный эксперимент: он долго держит камень на солнце, а затем заносит его в тень – и на камне выступает испарина. Столь же весомым и не менее искренним аргументом для Фалеса является утверждение, что «все из воды, ибо самый старший титан – Океан».

У Фалеса наряду с его достаточно лаконичной отрефлексированной философской концепцией были выработаны своеобразные философские афоризмы, в которых он обозначил практически все основные аспекты будущих классических философских систем. Первый афоризм гласит: «Старше всего на свете Бог, ибо он не рожден». Здесь выражается интуитивное понимание того, что для единства грандиозного мироздания недостаточно только эмпирически (греч. empeiria — опыт – основанный на опыте, т. е. восприятии внешнего мира посредством органов чувств) воспринимаемого первоначала, т. е. воды. Для этого необходима трансцендентная, т. е. единая божественная сущность. Таким образом, у первого философа Античности зарождается монотеистическая идея.

В последующих афоризмах Фалес отразил свое интуитивное понимание основных теоретических проблем: «Прекраснее всего на свете космос, ибо он – творение Бога» – эстетическая идея; «Больше всего на свете пространство, ибо оно объемлет все» и «Старше всего на свете время, ибо оно обнаруживает все» – пространство и время являются фундаментальными категориями философской онтологии и науки; «Сильнее всего на свете необходимость, ибо она одолевает все» – открытие законов выступает высшей целью науки; «Быстрее всего на свете мысль, ибо она бежит без остановки» – проблема идеального важна в онтологии и гносеологии.

Особенно следует обратить внимание на последний афоризм Фалеса, в котором намечается этическая тема: «Труднее всего познать себя, а легче всего поучать других», т. е. давать советы. Познание себя – непростое занятие, и Античность как этап детства – первый шаг в этом процессе. На стене храма Аполлона в Дельфах, прославившегося своим оракулом (лат.oraculum — изречение, пророчество – у народов Древнего Востока, древних греков и римлян – жрец, дававший ответы, прорицания, якобы исходившие от божества; место, где давались прорицания), было начертано: «Познай себя».

Указанную синкретичность можно рассмотреть и на примере высокой классики Античности. У Платона исходный тезис онтологии заключается в том, что истинно сущее бытие – это вечные совершенные идеи. Природа души определяется им соответственно: как состоящая из этих же бестелесных сущностей. При этом в структуре души Платон выделяет три составляющие: чувственную, или вожделеющую, аффективную, или страстную, и разумную части души. Из онтологии души выводится его концепция идеального государства.

Сущность идеального государства выражается в том, что каждый гражданин выполняет ту социальную функцию, которая соответствует доминанте его души. Те, у кого доминирует вожделеющая часть души, должны быть ремесленниками и создавать предметы не только с чисто утилитарной целью, но и для услады души, т. е. с эстетической целью. У кого преобладает аффективная составляющая, должны быть воинами – защитниками полиса. У кого преобладает разумная часть, должны быть философами-правителями. Главный вопрос: «А судьи кто?» – решается Платоном исходя из отмеченного выше основного контекста античной культуры, нацеленного на самопознание. Каждый гражданин идеального государства несет ответственность за то, чтобы познать себя и заниматься тем, что ему по душе, и не занимать чужого места. В этом заключается нравственный пафос идеального государства и в то же время его красота. Таким образом, раскрывается органическое единство онтологических, политико-правовых, художественно-эстетических и нравственно-этических идей Платона.

Одной из наиболее любимых идей Платона в царстве бестелесных сущностей являлась идея прекрасного. Ей были посвящены многие Диалоги Платона. О Диалогах Платона долгое время спорили, чем они, собственно, являются: философскими трактатами или художественными произведениями, поскольку они насыщены мифологическими образами и сюжетами. Однако истина, по всей очевидности, в том, что все основные элементы античного мировоззрения были органично переплетены в содержании и форме выражения концепции Платона.

3. Универсальность античной философии – это самая яркая ее отличительная особенность, заключающаяся в том, что в античных философских концепциях были представлены все позднейшие типы мировоззрения, хотя и по-детски наивно. Какую бы форму общественного сознания мы ни взяли, мы найдем в античной философии все известные нам по сей день основные позиции, развитые в рамках этой формы. В рамках религиозного сознания в культуре известны три основные позиции: политеизм, монотеизм и атеизм. «В зародыше», по выражению Ф. Энгельса, они все возникают в Античности. В сфере морали существует широкий спектр позиций, крайними полюсами которого выступают, с одной стороны, проповедь удовольствий ради удовольствий, что получило название гедонизм (греч. hedone – наслаждение), и, с другой стороны, суровое, непреклонное соблюдение нравственных принципов и правил, что получило название ригоризм (лат. rigor —твердость, строгость).

Гедонизм был представлен в одной из сократовских школ – в учении киренаиков (IV–III вв. до н. э.), утверждавших, что только отдельное, заполняющее данный миг удовольствие имеет цену и должно быть предметом стремлений; самые сильные и поэтому наиболее желательные – это чувственные удовольствия; отсюда выводится отрицание существования богов и необязательность этических норм для мудреца. Ригоризм выражен в другой сократовской школе, а именно в учении киников (с IV в. до н. э., основатель – Антисфен), проповедовавших мораль аскетизма: презрение к большинству нужд и потребностей, кроме самых необходимых (греч. asketes — упражняющийся, подвижник – крайнее воздержание, отказ от жизненных благ; а также религиозный принцип, характеризующийся ограничением и подавлением чувственных влечений и желаний, отказом от благ в целях достижения нравственного совершенства и для общения с божеством).

В научном познании наиболее фундаментальными выступают проблема структурности материи, а также проблема пространства и времени. По проблеме структурности материи существует две крайние позиции: с одной стороны, утверждается, что в основании материи лежит неделимый кирпичик мироздания, т. е. атом, а с другой стороны, весь материальный мир рассматривается как структурный, т. е. ни один элемент материи не может быть бесструктурным. Позиция атомизма, как известно, была разработана античными мыслителями Демокритом (V в. до н. э.) и Эпикуром (IV–III вв. до н. э.), а в научном познании она составляет фундамент классической науки эпохи Нового времени. Противоположная позиция, формулируемая как принцип структурной неисчерпаемости материи, зарождается в учении Анаксагора (V в. до н. э.), а в научном познании осваивается как результат научных открытий рубежа XIX–XX вв. и составляет основу эйнштейновской релятивистской картины мира.

По проблеме пространства и времени существуют также две противоположные позиции. Согласно первой, пространство и время – это внешние автономные характеристики материальных тел и процессов. Такая позиция в Античности по поводу пространства была выработана атомистами, у которых пространство – это пустота, в которой атомы имеют возможность постоянно двигаться; по поводу времени – Платоном, у которого истинно сущее бытие – это вечные совершенные идеи. В науке эта позиция характерна для механистической картины мира. Противоположная позиция заключается в том, что пространство-время – это внутренняя структура материальных тел и процессов, где взаимосвязанными оказываются масса тела, его пространственные и временные характеристики; время рассматривается как четвертое измерение пространства. Такая позиция в Античности была выработана энциклопедическим умом Античности Аристотелем в его учении о форме.

Универсальность Античности в плане основных теоретических позиций философии представлена в табл. 2, отражающей в хронологической последовательности развитие материалистических и идеалистических учений, в которых разработаны все типы онтологических и гносеологических позиций.

4. Теоретичность античной философии заключается в том, что те первоначальные научные знания, которые были выработаны в процессе повседневной практики и принимались в культуре Древнего Востока как аксиомы, древние греки превращали в теоремы. Многие античные мыслители – Фалес, Пифагор, Демокрит и другие путешествовали по странам Древнего Востока, черпая там первоначальные математические, геометрические, астрономические знания. Возникает вопрос, почему древневосточные мыслители воспринимали эти знания как аксиомы, а древние греки превращали их в теоремы? По-видимому, ответ на этот вопрос связан с тем, что Древний Восток жил в форме деспотий, а античный мир – в форме полисов (греч. polis — город-государство). Принципиально разный уровень политической свободы был обусловлен способами хозяйственной жизнедеятельности, что, в свою очередь, определялось экологической нишей этих культур. Древневосточные цивилизации жили за счет сельского хозяйства, выращивая зерновые, в то время как древние греки могли выращивать только то, что имеет стелющуюся корневую систему: оливки и виноград. Поэтому в экономике древних греков главную роль играет торговля, что создает более высокий уровень экономической свободы, отсюда вытекает степень политической и духовной свободы.

studfiles.net

Античная философия.

Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной философии.

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян.

Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около 1200 лет. Начало — Фалес (625 — 547 г.г. до нашей эры) – конец – декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей эры). От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г. Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса.

Всплеск философской мысли был обусловлен:

-демократическим устройством общества;

-отсутствием восточной тирании;

-удалённым географическим положением.

В своём развитии античная философия прошла 4 этапа: (характеристика этапов):

1 этап: Досократовский с 7 — 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин «Досократики» для совокупного обозначения натурфилософских школ).

Ионийская группа школ:

-Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей эры).

-Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан.

-Гераклит из Эфеса.

Афинская группа школ:

-Пифагор и пифагорийцы.

-Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп.

-Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий, Продик, Гиппий.

1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).

1. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон

(Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара.

Отсюда:

1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее.

а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)

* У Фалеса первоначало — вода (всё происходит из воды и в воздух обращается).

* У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) — воздух (из-за его

бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении рождается огонь, а при сгущении — ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает всё прочее.»

* У Гераклита — огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных стремлений». Душа — огонь.

б) из чего-то неопределённого

* У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) — Апейрон (беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы соединены противоположности (горячее — холодное и т.д.), выделение которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно».

* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г. до нашей эры)

— атом. Атомы — это элементы, из которых состоит вся природа.

Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим.

Отличаются атомы между собой:

-по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят из

атомов — круглых, гладких, мельчайших и подвижных. Расположены они в теле.

-по величине (и весу).

-по движению.

в) суть вещей в числах.

* Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) — всё есть число. Число

у Пифагора — не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии. Числа выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и меры, там хаос и химеры».

studfiles.net

Происхождение античной философии

Содержание

Введение

1. Развитие античной философии

2. Материализм и идеализм античной философии

3. Атомистическая концепция античных философов

Заключение

Список литературы

Введение

Тема происхождения античной философии – неисчерпаемый по своему содержанию и значимости предмет.

Не будет преувеличением сказать, что возникновение философии в Древней Греции это событие, которое определило в общих чертах развитие всей интеллектуальной традиции в Европе. При своем возникновении философия не была еще вполне обособленной областью знания (не является она в полной мере таковой и в наши дни). Философское знание в античную эпоху было единым комплексом, включавшим религиозные, этические, эстетические и зарождающиеся естественнонаучные представления о мире. Это, в свою очередь означает, что содержание понятий и категорий, которыми оперирует практически любая область знания в наше время, было заложено в общих чертах еще во времена становления классической греческой цивилизации. И, если обычно принято говорить об обособлении философии от прочих областей знания, или даже об отрыве философии от них, то, отталкиваясь от сказанного выше, можно столь же уверенно утверждать, что скорее прочие области знания оказались оторванными от философского мышления, лежащего в основании природы теоретического мышления как такового.

В связи с этим проблема зарождения греческой философии и философии вообще представляется особенно актуальной и важной.

Цель данной работы – рассмотреть проблему первоначала в античной философии

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

рассмотреть проблему первоначала у представителей материализма в античной философии;

рассмотреть проблему первоначала у представителей идеализма;

рассмотреть учение о первоначале философии античных атонистов.

1. Развитие античной философии

Античная (древняя) философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VII в. до н. э. в Греции и продлилась до VI в. н. э. В это тысячелетие сформировались два основных направления в европейской философии — материализм и идеализм, возникла диалектика, были поставлены в зародыше (а то и в довольно развитом виде), все основные вопросы философии, творили десятки мыслителей, имена которых на слуху даже у тех, кто специально философию не изучал, — Пифагор, Гераклит, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар, Марк Аврелий, Цицерон, Сенека, Филон.

Античную философию, которая была целостным явлением в истории философии, можно разделить на ряд периодов.

Первый период античной философии — период ее зарождения из мифологического мировоззрения — относится к VII в. до н. э. К этому же периоду относятся первые философские антимифологические учения, которые еще полны мифологических образов и имен. Создателями этих учений были философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), зачинатель школы элеатов Ксенофан, Пифагор, Гераклит и его современник и философский антипод Парменид — главный представитель школы элеатов.

Второй период в истории античной философии — период ее зрелости — является главным и наиболее сложным. Сюда относятся учения великих натурфилософов — Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа и Демокрита, а также пифагорейца Филолайя, движение софистов, впервые обратившихся к этико-социальной тематике, и Сократа, во взглядах которого зарождается проблема философской методологии.

Сюда относится начало деятельности так называемых сократических школ (киников, киренаиков и др.). Учение Аристотеля завершает этот период.

Третий период в истории античной философии есть эпоха распространения греческой культуры, как на Восток, так и на Запад — на Рим. Этот период охватывает 111—1 вв. до н. э. В эти столетия продолжают функционировать как старые философские школы Платона и Аристотеля, так и новые. Это школы Эпикура, Зенона.

Последний период в истории античной философии — философия Римской империи — проходит под влиянием сначала стоицизма, а затем неоплатонизма и возникших христианских идей, философской опорой которой был тот же неоплатонизм.

Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь начало западной философии, почти всех ее последних школ, идей и представителей, категорий, проблем.

Философия началась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, — о происхождении мира. Философия сформировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале.

Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром и Гераклитом из Эфеса. Первоначальное мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа, а не что-то неприродное рассматривалась ими как причина всего сущего.

Указание на первоначало означало переход от мифологического к философскому мышлению – выделялось всеобщее. Однако на первых порах это всеобщее было представлено не в понятийной, а в наглядной форме: Фалес таким началом считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь) были символами всеобщего.

Все последующее развитие философии было спором о первоначале, последовательным развертыванием мышления о всеобщем. Натурфилософское представление о первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым ходом развития мысли. Сразу возникали вопросы: почему, на каких основаниях отдается предпочтение тому или иному началу – воде, воздуху, огню или сразу четырем стихиям, можно ли объяснить всю природу при помощи ее части – ведь природа не может быть и тем, что объясняется, и принципом объяснения.

Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев – последователей великого древнегреческого математика и философа Пифагора. Пифагорейцы объяснили всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала. Последователи Пифагора обратили внимание на связи чисел друг с другом и их отношения между собой. Они считают, что числовые отношения составляют самую большую часть природы, и именно в этом в этом смысле пифагорейцы говорят, что «все есть число». Поэтому познание природы для пифагорейцев было возможно только через познание числа и числовых отношений.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был учеником Платона. Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Несмотря на критику платонизма по ряду основных пунктов Аристотель во многом обязан своим философским учением Платону.

Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предметом которой является природа. Предметом первой философии, исторически получившей название «метафизика», ни природа, а то, что существует сверх нее – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия и была в понимании Аристотеля философией в собственном смысле слова, тогда как физика, или учение о природе, также была философией, но второй.

В центре первой философии стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего: 1) формальная причина; 2) материальная; 3) движущая; 4) целевая.

Завершает Аристотельскую концепцию четырех первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже не чем не обусловлено, а зависит только от самого себя.

Заслуга Аристотеля заключается не только в том, что он систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией, но и заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным ученым, создавшим систематическую науку о природе – физике, заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

В атомистических учениях Демокрита (460-370 гг. до н.э.) была выдвинута идея множественного первоначала, которая позволила мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие как пустоту. Движением атомов Демокрит объяснял те свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью – изменчивость всех предметов и явлений.

В концепции Демокрита атом рас

mirznanii.com

Античная философия

Античная философия охватывает период с рубежа VII-VI вв. до н.э. до VI в. н.э. В исторических рамках этого долгого периода времени существует своя периодизация, отражающая основные этапы становления и развития философии. Сразу скажем, что речь идет о становлении и первых этапах развития западноевропейской философии как таковой.

Посредством философии с её проблематикой и характерным для неё способом решения проблем в культуре стало активно утверждаться качественно новое начало – рационально-теоретическое, т.е. основывающееся прежде всего на человеческом разуме и развивающееся по его законам (законам разума), познание окружающего мира, а так же места и роли человека в нем. Названная специфика философского мировосприятия привела к появлению науки и современных форм научного знания, что и определило основное направление развития западной техницистской культуры. И хотя ко времени зарождения философии у греческих народов научные знания в зачаточном виде уже существовали на Востоке (например, египетская арифметика и геометрия, вавилонская астрономия и т.п.), однако эти относительно скромные знания преследовали сугубо практические, ограничивающие само познание цели. Греки же в своей познавательной деятельности руководствовались преимущественно теоретическим духом, движимым любовью к чистому знанию.

С самого момента своего возникновения античная философия стремилась постичь сущность мира и человека, раскрыть действительную причину и первооснову всего существующего, понять соотношение материального и идеального начал в кос-мосе, единство многообразных его явлений и процессов. Наряду с указанными онтологическими проблемами философы этой эпохи также ставили и решали проблемы, связанные с генезисом и природой самого знания, выявлением наиболее действенных способов познания окружающего мира, человека и общества. В рамках социально-этической проблематики рассматривались вопросы о цели и смысле человеческой жизни, о тайнах нравственности и справедливом устройстве общества. Не-сомненным достижением греческой философской мысли стала диалектика, лучшие образцы которой мы находим в учениях Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина и др. Наряду с ней в качестве существенных черт, характеризующих, пожалуй, всю античную философию, можно выделить такие её черты: космоцентризм («Космос всё превосходит») как основной мировоззренческий принцип, приложимый практически ко всем областям знания, в целом натуралистический характер её проблематики, а также влияние мифического мышления, с доминирующим в нём принципом панпсихизма («Всё полно богов»).

Расцвет античной философии приходится на V-VI вв. до н.э. Это время связано с творчеством Демокрита, Платона, Аристотеля и многих других выдающихся философов. Но непреходящее значение имеет вся античная философия, включая период её становления и период упадка. Вся античная философия представляет собой уникальный процесс формирования и развития философии. Последующая философская культура, как и культура в целом, основывается на античной культуре, прежде всего античной философии.

В более чем тысячелетней истории античной греческой и греко-римской философии можно с определенной степенью условности выделить следующие этапы её развития:

1. Первый этап охватывает период примерно с VII в. по V в. до н.э. Этот период принято именовать досократическим пе-риодом, а философов, учивших в это время – досократиками, но так же и физиками. Последнее связано с тем обстоятельством, что центральной проблемой ранней греческой философии была проблема поиска первого основания всего сущего (физиса). К этому периоду относятся деятельность таких мыслителей и философских школ, как Милетская школа (Фалес, Анакси-мандр, Анаксимен), Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты (Левкипп, Демокрит).

2. Так называемый гуманистический период развития древнегреческой философии (V в. до н.э.). В философской дея-тельности софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Фразимах) и Сократа ставятся проблемы сущности и смысла бытия чело-века и человеческого самопознания.

3. Период большого синтеза, или, как его обычно характеризуют, классический период (вторая половина V-IV вв. до н.э.). В философских системах выдающихся греческих мыслителей Платона и Аристотеля происходит открытие сверхчувственного (метафизического) мира и связанного с ним понятийного знания. Философия все больше и больше (особенно это относится к творчеству Аристотеля) приобретает характер научного знания.

4. Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского и греко-римских школ (конец IV в. до н.э. – III в. н.э.). Для этого периода развития античной философии характерен особый интерес к этической проблематике, развиваемой такими школами, как стоическая (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) и эпикурейская (Эпикур, Тит Лукреций Кар). Это время также стало периодом развития в философии скептицизма, ярчайшим представителем которого был Секст Эмпирик.

5. В III-V вв. н.э. в античной философии развивается и получает широкое распространение неоплатонизм. Основатель философии неоплатонизма Плотин, а так же его последователи, наиболее значительными из которых были Порфирий, Ямвлих и Прокл, заново переосмыслив и переработав философские взгляды Платона в контексте более поздних учений, создали стройное учение, которое составляло грандиозное завершение всей древней философии. Центральной для неоплатонизма стала проблема познания человеком высшего, божественного мира (Единого) и обретение на основе этого знания опыта подлинного бытия, понимаемого как слияние с божественным началом мира. Неоплатонизм оказал существенное влияние на формирование и развитие христианской средневековой философии.

Рассуждать об античной философии, не обращаясь к конкретным историческим периодам и философам, невозможно. Так же невозможно вне конкретного философского материала делать выводы о том вкладе в философию, который был осуществлен в это время. Можно лишь сделать следующее введение.

  • В период античности происходил процесс становления начальных этапов развития философии.
  • Этот процесс был осуществлен в этот ранний исторический период блистательно. Были не просто заложены основы философского знания, а сформированы основные проблемы философии: проблема сущности философии, предмета её ис-следования, субъекта философского познания, все главные фи-лософские категории в их взаимосвязи. Человеческий разум в эту эпоху достиг глубокого понимания соотношения материального и идеального. Была поставлена проблема Истины и её познания.
  • Это время принесло с собой идею подлинного предназначения человека и связанную с ней идею мудрости.
  • Древнегреческая философия принесла с собой осознание основополагающей значимости проблемы соотношения человека с миром и связанную с этим осознанием проблему внутренней связи единого и многого, т.е. связи единства и многообразия мира.
  • В рамках античной философии были поставлены и глубоко проанализированы проблемы диалектики.
  • Глубина идей философов античности делает их изучение непрерывно актуальным.
  • Необходимо иметь в виду, что на этом раннем этапе развития человеческой культуры философия объединяла в себе всё теоретическое знание, т.е. включала в себя и науку.
  •  
    • < Назад
    • Вперёд >

www.solecity.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *